Обучение детей танцам с синдромом дауна. Девушка с синдромом дауна учит людей танцевать и любить жизнь

20.03.2009, 14:27

Добрый день)
Я не доктор, более того, до недавнего времени была от медицины очень далека - ну, если не считать пользовательского аспекта.
А теперь выхожу замуж за чудесного, остроумного, чуткого, заботливого мужчину, который - врач. Для моей семьи, моего окружения это очень экзотично)
Безусловно, женщина в состоянии сама понять, что нужно избраннику, да и рядом с нами - живые люди, а не профессии. Но врач - это все же очень специфичный склад ума, мне кажется.
Расскажите, как живут с врачами? Что Вам хочется видеть в Ваших половинках, чего они ждут от Вас? Как думаете, есть ли отличия от других семей? Понимаю, все люди особенные, будет куча частностей)
Мне интересны даже самые маленькие детали. Я просто очень хочу сделать его счастливым, ну и плюс привыкла не пренебрегать советами умных опытных людей))
Надеюсь, я сумела показать, что мой интерес серьезен)))))) Анекдотов на тему в сети масса. Читала)))

20.03.2009, 14:43

Кажется, организм врача не имеет существенных отличий от человеческого.

20.03.2009, 15:16

Ну да, вот примерно таких ответов я и ожидала))

20.03.2009, 15:33

20.03.2009, 15:54

Оно на уровне клинического наблюдения (низкий уровень доказательности), но мужчины врачи
- должны кормиться особенно вкусной пищей
- чрезмерно нуждаются в нежности, ласке и толерантности,
- должны быть окружены особо толстым слоем любви и заботы,
- им нельзя возражать, когда они думают о медицине, а думают они о ней всегда.

Вообщем, муж - врач, он как ребенок - баловать, баловать и баловать.

20.03.2009, 16:09

20.03.2009, 16:12

)
Валерий Валерьевич, я, пожалуй, тщательнейшим образом последую этим рекомендациям. Несмотря на "низкий уровень доказательности", им, думаю, можно и стоит доверять)

EVR: Как интересно. Приведу, я не против)

20.03.2009, 16:16

Я серьезно.Я тоже серьезно. Некоторые врачебные специальности предполагают внезапные вызовы на работу (как раз тогда, когда вы запланировали совместный поход в театр, к маме, на прогулку и т.п.) Научитесь относиться к этому с сожалением, но без раздражения, понимая, что это часть работы.

20.03.2009, 16:17

Считайте его обычным человеком, любите и уважайте его как обычного человека. Потому что любви к врачу недостаточно для создания семьи. Некая экзотика - "мой муж - врач" может у Вас со временем закончиться, поэтому нужен Человек, мужчина
Безусловно. Плюс я сама работаю в сфере, о которой ходит больше слухов и догадок, чем реальной информации. Поэтому я часто сталкиваюсь с отношением к себе не как к человеку, а как к представителю интересной "экзотичной" профессии. Это неприятно.

20.03.2009, 16:19

20.03.2009, 16:23

Dr. Ira: Как бы меня вот так никуда не вызвали...

20.03.2009, 16:24

А какая специализация у Вашего мужа? Каким врачом он работает?
Он пока мой жених, а не муж, я не люблю забегать вперед. Он онколог.

20.03.2009, 16:29

20.03.2009, 16:46

Еще один нюанс. Постарайтесь его оградить от желания родственников у него полечиться в любое время суток. В Вашей родне это первый врач - экзотика быстро сменится грустной иронией на тему "где появился врач - появляются больные".
Врач домой приходит отдыхать, ему работы и на работе хватает выше крыши.
Спасибо. Про дом и отдых - понятно, а вот перспективы резкого наплыва пациентов из числа моих близких и не очень родственников я бы сама не просчитала))

20.03.2009, 16:48

Хотите сделать его счастливым - приводите сюда, на РМС. Я серьезно.
А до РМС у Вас не было счастья?

20.03.2009, 16:50

Спасибо. Про дом и отдых - понятно, а вот перспективы резкого наплыва пациентов из числа моих близких и не очень родственников я бы сама не просчитала))
Видно, Вы не совсем понимаете, что значит "онколог" ...

20.03.2009, 16:58

Да это не зависит от специальности. Достаточно того что "ну ты же врач". И бежит психиатр гиперкриз купировать...

20.03.2009, 16:58

Видно, Вы не совсем понимаете, что значит "онколог" ...
Да где уж мне.

Наталья П.

20.03.2009, 16:59

20.03.2009, 17:08

Бывает, и у ветеринаров советуются:) Так что онколог точно без родственных консультаций не останется.

20.03.2009, 17:15

20.03.2009, 17:26

20.03.2009, 17:28

20.03.2009, 17:30

И еще (флудить, так флудить) – в преддверье брака неплохо попосещать курсы лингвистических тренировок- ну, прочитайте вслух с выражением, одновременно с улыбкой подавая на стол тарелку с борщом, «Милый, была ли на сегодняшней трансэкстракраниальной цереобротомии моногистеоцитарная периваскулярная инфильтрация? Использовал ли полиэтиленгликольмоноалкилфениловые эфиры?»
Доктор, Вы прелесть))
А я-то, рецепт запеканки вот откапываю... пустая трата времени)

20.03.2009, 17:35

Не-не! Запеканка тоже хорошо!

20.03.2009, 17:37

20.03.2009, 17:39

Вообще-то, когда я защищала свою диссертацию - тоже с непроизносимым названием - он честно пытался вникнуть. Так что я даже чувствую себя в этом отношении немного обязанной.
Так что, запеканка запеканкой, но терминологией займусь))

20.03.2009, 17:44

Было бы очень полезно для долгой и счастливой семейной жизни очень попытаться сделать так, чтобы муж почувствовал, что кроме работы существует семейная жизнь, и эта жизнь на самом деле - основная. Запретительные меры тут вызовут только негативную реакцию, нужны положительно эмоционально окрашенные действия, отвлекающие от работы. Сделать это очень трудно, но и отпустить его целиком в работу тоже нельзя, там много негатива, у онколога тем более.
Вот этот серьезный момент я на самом деле сама и считаю основным. Мне иногда страшно за него. Я понимаю и вижу, что он справляется, но я рада, что не ошибаюсь и Вы тоже это отмечаете. Я стараюсь, чтобы у него дома был просто дом, правда.

20.03.2009, 17:59

20.03.2009, 18:47

Наталья П.

20.03.2009, 18:48

Точно! А то один сплошной харразмент и перегибы.

20.03.2009, 18:52

Дом это основное, уверен. Когда есть дом, тогда и врач на работе хорошо с негативом справляетс и домой его старается не принести, от чего не только близким, но и ему самому в конечном итоге лучше. Счастья вам обоим и деток здоровых, умных и ласковых.
Спасибо) Вы очень мудрый человек)

20.03.2009, 18:59

Так-так. Хочу тему про "моя невеста - врач; как холить и лелеять" :)
Правильно-правильно)) Я ведь прекрасно знала с самого начала, что на форуме столько женщин-врачей, и сама удивилась, когда все про мужчин заговорили. Это ведь только мой частный пример. Спрашивала про семейную жизнь с врачом в общем случае - ведь очевидно же было, по-моему))))

20.03.2009, 19:52

А до РМС у Вас не было счастья?

Намного меньше. Очевидно - врач -форум РМС - повышение профессионализма - пациенты - деньги - жена - радость - счастье

20.03.2009, 20:00

Еще один нюанс. Постарайтесь его оградить от желания родственников у него полечиться в любое время суток. В Вашей родне это первый врач - экзотика быстро сменится грустной иронией на тему "где появился врач - появляются больные".
Врач домой приходит отдыхать, ему работы и на работе хватает выше крыши.

Кстати очень существенный нюанс))


Письмо Павла Королева, хирурга и просто счастливого человека.

«Жена врача или мой муж принадлежит профессии»

Друзья, вчера я вновь пришел с работы, когда уже на улице было темно, дома вкусно пахло ужином, в коридоре меня встретила любимая жена и уже известный Вам кот Дорофей. После трапезы мне застенчиво вручили распечатанный текст... после прочтения которого я прослезился…

С разрешения своей супруги я выкладываю весь текст этого письма...

«Я практически не смотрю телевизор… нет времени, а также и желания смотреть негатив про врачей. Сейчас уже в каждом «чайнике» муссируется эта тема. Врачебная тема мне действительна близка, я - жена врача! Пока писала это задумалась, поставить восклицательный знак или обозначить эмоции как - то иначе…. Все таки конечно восклицательный знак.

Мой муж замечательный доктор, молодой, улыбчивый и мне кажется, несомненно, талантливый. В СМИ, обсуждая последние случаи происходящие в медицине обвиняют во всем врачей, пишут про их не профессионализм, корыстность, эмоциональное выгорание, отсутствие душевности и прочие факторы. И забывают, что при возникновении любых проблем со здоровьем бегут к ним же и видят во враче надежду.

Нам с мужем не принадлежат выходные дни, за последние годы я не помню чтобы у моего мужа было 2 выходных подряд - суббота и воскресенье. В лучшем случае у него один выходной. Даже дома, после работы, находясь со мною рядом, он прокручивает дела уходящего дня, думает о предстоящих на завтра операциях и манипуляциях.

Мы не можем планировать приглашение гостей, поездки и прочие вещи, потому что мы не знаем, как у него и когда закончится рабочий день, дежурства и операции. Часто наши планы меняются… работа зовет…. И я слышу как всегда: «Прости милая, в следующий раз».

Приходя домой после дежурства единственной его мечтой является сон. Однако и дома работа не заканчивается, телефон не умолкает, звонят пациенты, родственники, всех надо вежливо выслушать, проконсультировать и помочь. Только выйдя замуж за врача, я увидела эту обратную сторону профессии. Я вообще не знаю, как врачи выдерживают такой рабочий ритм, муж встает в 5:30 утра и ложится после полуночи, если он на дежурстве - сон отменяется.

Я периодически боюсь за его здоровье, переживаю, смотрю на него и не знаю, чем могу помочь. Я отнюдь не причитаю и не жду жалости. Я люблю этого человека в белом халате и несомненно горжусь им. И конечно всегда буду ждать с работы и поддерживать.

Хочется донести до вас, что Врачи - это в первую очередь ЛЮДИ, люди которые работают для вас и для вашего здоровья, совершенно забывая о своем.

Я работаю в другой сфере - юриспруденция и, наверное, только разность сфер деятельности спасает нашу семью. Два врача в семье, на мой взгляд, это очень сложно. Хотя, среди наших друзей есть замечательные семьи врачей. В медицине не заработаешь богатств, в медицину идут не за этим. Это действительно призвание и подвиг каждый день.

Мой муж принадлежит пациентам и медицине, а потом уже мне и с этим я уже смирилась. Хочется пожелать всем врачам позитивных пациентов, пусть Вас любят и ждут дома Ваши родные и близкие! Врач - это не просто лекарь телесный, но и несомненно душевный.

Люди, пациенты, будьте позитивнее и добрее к врачам! Не водитесь на провокации про них! Они действительно достойны уважения!»

Я люблю свою профессию, своих близких и свою жену! Не было бы меня как врача, не будь со мной эта прекрасная вторая половинка! Сила врача не только в знаниях, но и в его окружении, стимуле и окружающем спокойствии. Я тебя люблю, моя жена! ‪

Знаете, о каком женихе для дочек мечтают американские маменьки? Правильно, о враче-нейрохирурге. На худой конец, о пластическом хирурге. Вообще любой «штатский» врач – это престижный жених (или невеста, без разницы). И дело не только в деньгах – имеет значение высокий социальный статус.

Если со статусом у нас еще худо-бедно, то с финансовым благополучием врачей полная неразбериха – часто наличие коммерческой жилки и хитрость влияют на материальный успех человека больше, чем высокая квалификация и хорошее отношение к пациентам. Впрочем, это касается всех сфер деятельности, не только медицины...

Супруги в «белых халатах»

Большинство российских медиков женятся «на своих» и заводят детей еще во время учебы в институте и ординатуре (специализации после института). Среди учащихся и коллег много активных девушек с практичным земным представлением о жизни, некогда искать на стороне – да и зачем, когда своих хватает?

Распространенные негативные стереотипы, которые сложились о медиках: 1 – они циничны; 2 – они склонны к «походам налево».

Теперь их опровержение.

Циников среди врачей ничуть не больше, чем среди представителей других специальностей. Все дело в том, что для хорошего врача характерно безоценочное внимание – многолетняя привычка в сложных условиях выслушивать и принимать любую, подчас шокирующую по обывательским меркам, информацию и необходимость действовать делают человека философом. Многие, к сожалению, принимают это за цинизм.

Насчет вольности отношений… Тут все индивидуально, но в целом количество служебных романов у медиков абсолютно такое же, как и у не медиков. Просто круглосуточная работа в сложных условиях выводит общение на другой уровень – все знают, кто есть кто, секретов не остается, наврать про себя и «создать представление» уже невозможно.

Так что если вы не врач, но вас все-таки угораздило завести роман с доктором, придется понять и принять эти особенности «медицинского» мировоззрения.

Кстати, врачи различных специальностей отличаются друг от друга.

психиатрам

Врачебные тайны

Мужчина-терапевт редкая птица. Обычно он избалован работой в женском коллективе и утомлен постоянными жалобами престарелых пациенток. Хороший терапевт – человек большой эрудиции (которую он обычно не выставляет напоказ), обладает обостренной интуицией, необходимой для таинства диагностики. В личном общении им сложно манипулировать (только если он вам это сознательно позволит), но и он сам редко манипулирует людьми. Впрочем, иногда притворяется мягким и покладистым, но таким не является – покладистый терапевт долго на работе не протянет.

Мужчина-педиатр и мужчина-гинеколог – от врачей других специальностей их сразу можно отличить по вкрадчивым интонациям в голосе и мягкой манере общения. Это мужчины, умеющие налаживать конструктивный диалог с детьми, женщинами-пациентками и их экзальтированными матушками, без разницы… Вряд ли вам попадется холостой педиатр или гинеколог – их всех расхватывают еще во время учебы на девическом педиатрическом факультете и в гинекологической ординатуре. А если вы все-таки встретите свое счастье – относитесь спокойно к повышенному женскому вниманию к его персоне. Ничего личного, это всего лишь часть работы.

Хирургия – слишком обширная область медицины, поэтому выделить общие черты мужчин этой специальности непросто. Пожалуй, стоит отметить их немногословность, гибкость мышления в сочетании с умением быстро принимать решения в противоречивых ситуациях. С эрудицией и темпераментом дело обстоит по-разному: в работе хирурга широкая эрудиция иногда мешает, а тип нервной системы у всех разный.

В быту у таких мужчин нет времени и сил на «душевные тонкости»: по сравнению с ежедневными хирургическими заботами всякие игры и капризы им кажутся смешными. Велик шанс в ответ на коронную женскую фразу: «Милый, нам надо поговорить!», получить брутальное: «Борща – и марш в койку!».

Нейрохирургия – в США одна из самых высокооплачиваемых медицинских специальностей, в России – одна из самых тяжелых по физическим и психическим нагрузкам. Что касается материальной стороны – увы. Мужа-нейрохирурга врагу не пожелаешь. Выжить с ним может только настоящая русская женщина, которая и коня на скаку остановит, и семейный бюджет обеспечит, и детей сама вырастит, и утомленному супругу тайский массаж сделает.

Само понятие «пластическая хирургия » в России имеет иной смысл, чем за рубежом. Там это – официальная фундаментальная специальность, наука о закрытии любого дефекта в любой области организма и реконструкции утраченных органов, в которой есть небольшой раздел – эстетическая (или косметическая) хирургия. Именно ее у нас в обиходе принято называть «пластической».

В России в число «пластических хирургов» входят как опытные специалисты мирового уровня, способные воссоздать что угодно из ничего, так и бойкие молодые дельцы, успешно эксплуатирующие пару-тройку нехитрых процедур. На кого нарветесь – одному богу известно. Но можно сказать точно: при таком муже за свою внешность можно не беспокоиться.

Исходя из собственного опыта общения с врачами, могу сказать, что самыми адекватными хирургами являются травматологи и ортопеды . В большинстве своем это жизнерадостные, физически выносливые люди, с четкой системой ценностей, в силу технологичности работы хорошо владеющие столярными и слесарными инструментами. Их девиз: «гвоздь – в кость, и пивка бы».

В личных отношениях они, как и все остальные хирурги, решительны и упрямы и не воспринимают «нагромождений противоречивых чувств». Любые попытки «играть» с ними – напрасный труд. Не поймут. Если приходится им отказывать, делайте это быстро и решительно, иначе ничего не получится. И не пытайтесь «дружить» взамен.

Тем, кому нужны отношения сложные, многослойные и запутанные, прямая дорога к мужчинам-психиатрам . Увы, если не психическое, то психологическое состояние после работы в данной сфере изменяется у всех, а если учесть, что тянутся к психиатрии индивидуумы с определенными особенностями характера… Любовь или флирт с психиатром – это, безусловно, интересно, как ценный жизненный опыт, но учтите – объектом манипуляции, скорее всего, будете вы сами. Хотите об этом поговорить?..

Анестезиолог-реаниматолог – постоянная близость к критическим состояниям и смерти либо ожесточает, либо делает такого мужчину наибольшим философом среди врачей. К счастью, все-таки среди врачей данной специальности философов больше, чем откровенных циников.

Патологоанатом и судебный эксперт – люди чрезвычайно интересные, но мрачноватые: либо увлеченные, либо флегматичные. Если кого-то устраивает – дерзайте.

И в заключение: любые обобщения не стоит воспринимать слишком серьезно. Ведь самое главное в отношениях мужчины и женщины – взаимное чувство и стремление быть вместе. И тогда все получится с любым специалистом.

Мария Дроздова

Пение и музыка являются самыми приятными для детей способами обучения. Я считаю, что они очень важны для развития и закрепления навыков счета и письма, так как одновременно сочетают в себе и удовольствие, и обучение. Такой метод обучения полезен для всех детей, вне зависимости от их способностей. Исходя из моего опыта работы в школе и будучи матерью ребенка с синдромом Дауна, я могу сказать, что такой метод является одним из важнейших средств в обучении детей с особыми потребностями.

Музыка и пение развивают способность различать звуки на слух, что необходимо для всех детей и особенно важно для детей с синдромом Дауна. Пение и музыка развивают у детей воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами.

Возьмем, к примеру, пение. Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей к обучению. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. В викторианскую эпоху метод механического запоминания (без понимания сути вопроса) считался наиболее эффективным. Пение же мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Действительно, пение может быть, в известной степени, развлечением. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен и для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Так как дети, которых труднее обучать, овладевают навыками чтения в течение более длительного периода, чем обычные дети, то заучивание песенок наизусть как средство развития речевой деятельности у них принимает более серьезный характер.

Для детей, испытывающих трудности в обучении, например, для детей с синдромом Дауна, пение является наиболее существенным способом обучения, так как заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.
Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика.

В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами.

Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

Существуют и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить в домашних условиях, индивидуально или в небольших группах, или на занятиях в школе.

Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем «подстройки» ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни.

Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно.

Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

Песни, стимулирующие образное мышление, очень полезны для развития речевой деятельности, так как дети могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию. Песни, стимулирующие образное мышление, песни-сказки дают свободу для самовыражения в движениях, танцах, жестах. Возьмем, к примеру, ситуацию “папа берет нас в зоопарк”. В зоопарке дети могут изображать разных животных.

При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект.

Пение в группах развивает способность работы в команде, особенно когда дети делятся друг с другом своими идеями. Это не только создает основу для будущей работы в коллективе, но и заставляет их слушать друг друга, учиться друг у друга и уважать мнение других.
Умение учиться друг у друга в своей простейшей форме включает ситуации «вопрос-ответ», а это навык, в приобретении которого детям с трудностями в обучении требуется помощь. Они могут перебивать друг друга, невнимательно слушать, что говорит другой. Песни типа “Бояре, а мы к вам пришли”, где один человек или группа задает вопросы другому или другой группе, являются наиболее подходящими для развития такого навыка.

Переходя к музыке в целом, я хочу отметить, что полностью уверена в том, что музыка проникает туда, куда ничто другое проникнуть не может. Доказательством тому служит тот факт, что музыка почти всегда вызывает ответную реакцию у слушателя, например, притоптывание ногой в такт, напевание привязавшегося мотива, чувство радости или печали.

Вот почему музыкальная терапия может быть эффективным способом помощи детям с серьезными нарушениями поведения или детям с множественными проблемами.

Другая причина, я думаю, кроется в том, что мы все обладаем чувством ритма. Но наша реакция на одну и ту же музыку или песню может быть разной (например, у одних людей чувство ритма развито больше чем у других). Это связано с различием в культуре, с жизненным опытом, с эмоциональным состоянием.

Так же, как и пение, музыка включает в себя слушание и реакцию на услышанное, работу в коллективе и самовыражение. Способность воспроизводить музыку не обязательно базируется на обучении. Многие дети с синдромом Дауна «сотрудничают» в музыкальных группах так же, как и обычные дети. Любого из нас обогащает участие даже в простейшем музыкальном представлении, но это особенно важно для тех, кому обучение дается нелегко, у кого так мало возможностей “блеснуть” перед другими.

С помощью анализа реакции детей на одну и ту же музыку лидер группы, родители или учителя могут определить детей, у которых возникают трудности в обучении, которые не понимают из-за непонимания языка, что происходит, или которым не хватает движений и, поэтому они не могут петь или хлопать в такт.

Например, медленно обучающийся ребенок может не помнить что делать, у ребенка с диспраксией могут возникнуть трудности с координацией (не может положить руки на голову, плечи, колени, ноги), дислектик может воспринимать все в неправильном порядке. Таким детям нужна дополнительная помощь, которая помогла бы им максимально раскрыть свой потенциал.

Родители и лидеры групп могут испытывать тревогу за детей, имеющих проблемы со слухом, которые каким-то образом не были определены. Выясняется, что некоторые дети не реагируют адекватно или вообще не реагируют по эмоциональным причинам. Всем этим детям нужна помощь, и музыка очень часто может быть частью этой помощи.

Музыка предназначена не только для талантливых. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем и прихлопываем. Пение и музыка являются неотъемлемой частью процесса обучения каждого, и особенно важны при обучении детей с синдромом Дауна. Итак, выявляйте музыканта во всех наших детях и помогайте им учиться легко и эффективно.

Вот несколько практических примеров:

1. Колыбельные.
2. Песни-считалочки.
3. Песни для развития памяти.
4. Песни с последовательностью событий.
5. Песни для развития образного мышления.
6. Песни-танцы.
7. Песни, сопровождаемые движениями.
8. Песни-сценки.
9. Песни на иностранном языке.
10. Песни с использованием различных диалектов.
11. Ритмические песни.
12. Песни-сказки.
13. Песни о временах года.
14. Смешные песенки или частушки.
15. Использование музыкальных и ритмических элементов в рассказе.
16. Эмоционально окрашенные песни.

Посоветуйтесь с вашим педагогом о подборе подходящей музыки для занятий с ребенком.

Дж. Баркер Down Syndrome News & Update, Vol. 1, No. 3, pp. 133-135. © Copyright 1998 The Down Syndrome Educational Trust

Перевод с английского К.Я. Кравченко

Чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе — эти дети не только могут, но и любят учиться, максимум результата можно получить только при максимуме внимания. Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям. Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.

Особенности

Перед обучением следует определить, что умеет ребенок. Как правило умения и развитие оцениваются по таким признакам:

  1. Как ребенок общается и насколько у него развиты социальные навыки (взаимопонимание, взаимопомощь, поведение в коллективе).
  2. Как он себя обслуживает — ест, одевается и раздевается, умывается.
  3. Развитие крупной моторики — как ребенок ходит, бегает, ползает, прыгает, наклоняется, переворачивается со спины на живот.
  4. Развитие мелкой моторики — это способность управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. К мелкой моторике относится, например захват предмета большим и указательным пальцами «пинцетный захват», а также рисование, застегивание пуговиц.
  5. Развитие речи — во внимание берется не только словарный запас, но и способность выразить свою мысль, четкость произношения, плавность разговора, эмоциональные интонации.
  6. Понимание языка — внимательность к сказанному, способность выполнить указание, скорость реакции на просьбу, реакция на громкие, тихие, простые и сложные фразы как по количеству слов, так и по сложности конструкции предложения (например, понимание сложного и простого предложения, использование синонимов, антонимов, выражений в переносном смысле). Понимание эмоциональности обращения — шутки, строгий разговор.

Дети с синдромом — вполне обычные, но, конечно, есть особенности, из-за которых им труднее осваивать учебный материал:

  • синдром Дауна приводит к тому, что тонкая и крупная моторика может даваться трудно, эти физические данные нужно развивать с помощью упражнений;
  • поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у детей, также являются фактором, замедляющим обучение, в случае проблем нужно проходить соответствующее лечение и на время лечебных процедур нужно учитывать эти особенности в учебной программе;
  • речь может быть снабжена недостаточным словарным запасом, произношение недостаточно четкое, могут быть проблемы с логическим выражением своих мыслей, но это решается просто интенсификацией обучения, при котором речевые участки мозга быстрее развиваются, эта проблема требует пристального внимания, но она имеет психологическую направленность, а не физиологическую (речевые мышцы укрепляются в процессе работы);
  • ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита, возможна умственная отсталость, которая, впрочем, наверстывается с помощью целенаправленной работы;
  • не смотря на то, что дети усидчивы, им трудно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном;
  • новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они не интересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме, как и с обычными детьми, результат очень сильно зависит от творчества и приложенных усилий учителя, не нужно манипулировать умственной отсталостью, с ребенком нужно работать творчески;
  • нужно работать над образным и логическим мышлением, так как обобщения, обоснование утверждений, умение находить доказательства тому или иному факту у детей как правило затруднены;
  • обращать внимание на такие, казалось бы детали, как расстановка предметов или действий в определенной последовательности, согласно с правилами или закономерностями;
  • не смотря на то, что дети хорошо ориентируются в зрительных пособиях, невербальные задания (на которых нужно показывать без речевого сопровождения), связанные со счетом, классификацией вещей, довольно трудны в раннем возрасте для всех детей, но особенно — для детей, у которых синдром Дауна;
  • в связи с большими усилиями, которые дети должны предпринимать даже для казалось бы простых заданий, они быстро утомляются, их внимание рассеиваются.

Мелкая моторика

С помощью мелкой моторики ребенок может застегивать пуговицы, рисовать, делать действия, которые помогают обслуживать себя в быту. Поэтому ее развивать очень важно.

Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы и в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью. Постепенно разрабатываются пальцы, их можно тренироваться с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами. Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны.

Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), а также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки. Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захвах может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами. В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующим образом:

  • играть пальчиковые игры;
  • лепить из пластилина, глины, муки, пластика;
  • рисовать карандашом, красками, мелом, можно делать картины, рисуя пальцем по песку или макая его в краску, важно менять способы рисования, так как каждый из них лучше развивает кисть определенным образом;
  • в перерывах между занятиями можно делать массаж пальчиков, который будет увеличивать подвижность рук, улучшать кровообращение, поддерживать тонус мышц.

Если будет развита мелкая моторика рук, ребенок сможет лучше развиваться, умственная отсталость будет постепенно исчезать.

Игры и занятия

При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:

  1. Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
  2. Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнуть. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
  3. Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
  4. Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
  5. Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
  6. Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным.
  7. Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
  8. Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки.
  9. Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
  10. Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
  11. Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
  12. Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
  13. Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.

Методики

Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:

  1. Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. Главная идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
  2. Метод Глена Домана. Характеристика метода — занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности.
  3. Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
  4. Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса.
  5. Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под которые можно подпевать слова из таблицы. Основа методики и самая ее популярная часть — обучение раннему чтению, обучение должно повлиять на дальнейшую грамотность письма. С помощью интелектуальных занятий и обучения навыков чтения ликвидируется умственная отсталость.

Методики обучения детей с синдромом Дауна и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой схожи — это особые упражнения, общение с животными, которое может сочетаться с навыками ухода за ними. Эти методы нетрадиционны, но довольно эффективны, поскольку их главная задача — сделать незаметными значительные усилия ребенка, направленные на его развитие, через заинтересованность. Это иппотерапия — езда, общение и уход за лошадями; канистерапия — проживание в доме с ребенком хорошо воспитанной, дружелюбной и игривой собачки; дельфинотерапия — плавание с дельфинами. Важны коллективные занятия, чтобы более сильные дети психологически тянули за собой отсталых в обучении.




Top