Особенности жанра романа Чернышевского «Что делать.

Следует отметить, что к вопросу определения жанра «Евгений Онегина», Александр Сергеевич подходил с особым вниманием. Звучало такое определение, как «роман в стихах». Но этого определения недостаточно для того, чтобы проанализировать жанровое своеобразие романа.

Несмотря на то, что о «Евгении Онегине» говорили, как о собрании пестрых глав, оно остается полноценным произведением, в котором Пушкин синтезировал и элементы жанра эпоса, и элементы лирических произведений. Черты, которые присущи эпическому жанру – это две сюжетные линии, большой объем и акцент повествования на жизненном пути определенной личности, включая процесс ее развития и окончательного становления.

«Евгений Онегин» включается в себя объективное изображение жизни, описание предметов и быта, которые окружали людей в то время. Это тоже относится к такому жанру, как эпос. Лирический жанр «Евгения Онегина» проявляется в описании внутреннего мира главного героя. Онегин осмысляет те события, которые с ним произошли, и мы знаем о его чувствах и переживаниях. Именно такие элементы помогли Пушкину раскрыть главную проблематику произведения с иной стороны, создать другую жизненную позицию, которая бы отличалась от других героев.

Но это придало противоречивости главному лирическому герою, особенно ввиду многообразия функций его образа. Позиция лирического героя встречается в каждой главе, и словно выступает в роли друга главного героя. И его позиция довольно неопределенная, именно она рождает главные противоречия в произведении, но Пушкин в конечном итоге решил ничего не менять

Лирический герой в роли автора исполняет роль хроникера жизни Онегина, и постоянно дает оценки его поступкам и выражает свое отношение к его поступкам и мыслям. Пушкин создает иллюзию диалога с читателем, он поднимает философские вопросы и вопросы литературного характера, тем самым создавая переход от романтического мотива в «Евгении Онегине» к реалистическому.

Также иллюзия беседы с читателями делает повествование более легким и дружелюбным. Пушкин ввел лирические отступления, чтобы подчеркнуть эволюцию взглядов повествования: от романтических до реалистичных. И своеобразный, открытый финал свидетельствует о том, что поэт хотел придать реалистическое качество своему роману.

Жанровая особенность «Евгения Онегина» заключается и в этом – несмотря на такой финал, Пушкину удается создать целостное и полноценное законченно произведение. Новаторство Пушкина заключается и не только в жанровом многообразии произведения, но и в композиции произведения.

Именно с помощью измененной композиции ему удалось совместить эти два разных литературных пласта – мир эпических героев и мир автора, который отображается в лирических отступлениях.



Одной из замечательных особенностей пушкинского гения яв­ляется гармоничность его произведений с точки зрения их сюжетно-композиционного построения. Четкость, определен­ность, стройность и соразмерность - основные композицион­ные свойства пушкинских творений.

Белинский отмечал, что в произведениях Пушкина «ко­нец гармонирует с началом». Действительно, одним из из­любленных приемов поэта была кольцевая композиция, когда действие в финале возвращается в то место, откуда оно нача­лось. Образцом подобной композиции является роман «Капи­танская дочка», где действие начинается и завершается в по­местье Гриневых. Кольцевая композиция характерна и для романа «Евгений Онегин», в котором действие начинается и завершается в Петербурге.

Вообще, роман этот отличается довольно сложной компо­зицией. Во-первых, стоит отметить симметричность ее, о чем писал еще Д. Д. Благой. Основные сюжетные ситуации в ро­мане как будто отражены в зеркале. Попробуем проследить это, проанализировав текст.

В «Евгении Онегине» два главных героя, которые постав­лены в сходные ситуации: Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Каждый из героев имеет свой «собственный сюжет», со всеми компонентами его - экспозицией, завязкой, развитием дей­ствия и т. д. Причем компоненты двух сюжетов во многом ан­титетичны по своему смыслу и содержанию.

Так, экспозиция в сюжетной линии Татьяны - рассказ о ее семье, о детстве, характере и образе жизни. Рассказывая о родителях героини, поэт разом вводит нас в неспешный, по-русски размеренный ритм тихой уездной жизни:



Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины; У них на масленице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод...

Здесь же поэт раскрывает нам внутренний мир героини, подчеркивая оригинальность Татьяны, ее непохожесть на окружающих. Она никогда не любила шумных детских игр, ветреных проказ, занятий рукоделием, предпочитая мечтать в одиночестве или же читать романы.

Картины детства и воспитания Онегина представляют со­бой экспозицию в сюжетной линии героя. Все «атрибуты» детства Онегина явно противопоставлены тому, что составля­ет воспоминания детства Татьяны. Его воспитывает француз- гувернер, ее - «Филипьевна седая», старая няня, русская крестьянка. Француз-гувернер прививает русскому мальчику любовь к западной культуре - девочка же неосознанно тя­нется к культуре русской, которая началась для нее с рус­ских сказок, рассказов няни в долгие зимние вечера. Его во­дят гулять в Летний сад, для нее же местом прогулок становятся «бескрайние просторы деревенской природы - поля, холмы и рощи. Да и сам ритм петербургской жизни противо­стоит деревенской тишине:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Характерно, что если в «экспозиции Татьяны» Пушкин подчеркивает ее оригинальность, непохожесть на окружаю­щих, то в «экспозиции Онегина», напротив, подчеркнута его типичность. Он обычный светский повеса, ловкий и любез­ный молодой человек, живущий в полной гармонии с окру­жающими. И лишь в финале «онегинской экспозиции» поэт выделяет в нем индивидуальные черты: «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум».

Завязка в сюжете Татьяны - ее знакомство с Онегиным (любовь героини зародилась в момент знакомства):

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.

Появление «столичного гостя» в тихой, провинциальной жизни окружено здесь неким ореолом, как всегда Онегина со­провождает помпезность, вокруг имени его поднимается шум.

Завязкой сюжетной линии Онегина является встреча его с Татьяной в Петербурге:

«Ужели, - думает Евгений, -

Ужель она? Но точно...Нет...

Как! из глуши степных селений...»

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил

Смутно Ему забытые черты.

Если появление Онегина в деревне сопровождалось некой помпой, то первенство Татьяны в светском обществе Петербурга принято негласно, поведение ее вызывает молчаливое одобрение. Вокруг ее имени нет шума, сплетен, нелепых дога­док, «все тихо, просто было в ней».

Развитие действия в сюжетной линии Татьяны - даль­нейшее развитие ее чувства.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Здесь звучит мотив юности, первой любви, надежды, од­нако любовь героини пока замкнута в сферу ее интеллекту­альных интересов: «Воображаясь героиней своих возлюблен­ных творцов», Татьяна присваивает себе «чужой восторг», «чужую грусть».

Развитие действия во втором сюжете - развитие чувств героя (любовь Онегина зародилась в момент знакомства, хотя он и не осознал этого): «Сомненья нет: увы! Евгений В Татья­ну как дитя влюблен; В тоске любовных помышлений И день и ночь проводит он». В линии Татьяны развитием действия являлась первая любовь юной девушки. Здесь же, скорее, речь идет о последней любви зрелого мужчины. Там была на­дежда, здесь - безнадежность (о которой догадывается чита­тель). В первом сюжете любовь проявляется «по-книжному» (В. Г. Белинский), во втором любовь уже свободна от литера­турного влияния.

Полюбив Онегина, Татьяна решает признаться в своих чувствах и пишет ему письмо - «души доверчивой призна­нья». Это кульминация первого сюжета. В этом письме рас­крывается мировосприятие героини - ее вера в Провидение, в промысел Божий. И одновременно здесь звучит мотив по­корности судьбе:

Быть может, это все пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное...

Онегин тоже пишет Татьяне «страстное посланье» (как и в первом сюжете, письмо является кульминацией). И главный герой этого письма - он сам. Если в письме Татьяны основ­ной акцент был сделан на личности ее избранника, то в письме Онегина доминируют собственные переживания. Он пишет о себе, о своих чувствах. Как и в письме Татьяны, здесь возника­ет мотив покорности судьбе, однако мотив этот ощутим лишь в словах героя, да еще, наверное, в сознании его: «Все решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе». В действиях же Онеги­на все то же неуважение к настоящему положению- вещей, «бунт», желание «перекроить все» по своему разумению.

Развязкой первого сюжета является объяснение героев в саду, снисходительная «проповедь» Онегина. Герой рассмат­ривает возникшую ситуацию банально: для него «не новость смиренной девочки любовь». За уверенными интонациями Онегина стоит гордыня: он и мысли не допускает о том, что ему улыбнулось счастье.

Развязка второго сюжета - объяснение героев в Петербур­ге. Онегин встречается с Татьяной и выслушивает ее «урок». И в словах героини (в противоположность первой развязке) звучит смирение. Татьяна вышла замуж - судьба ее решена, и она не считает себя вправе что-либо менять в ней.

Пушкин заканчивает роман внезапно: Онегин, поражен­ный суровостью и непреклонностью Татьяны, остается расте­рянным и страдающим (как и Татьяна в начале романа). Мы можем только гадать, что будет с героем далее. Как отмечает Д. Д. Благой, «в последней главе „Евгения Онегина" заклю­чается как бы два слитых воедино конца: конец всего произ­ведения и конец романа Евгения и Татьяны, начавшегося в третьей главе...».

Водоразделом между любовными историями героев в ро­мане является дуэль, которая заканчивается смертью Ленско­го. Смерть Ленского - переломный момент в содержании ро­мана, в духовном развитии Онегина. Именно это событие в значительной степени создает в романе симметричность лю­бовных сюжетов.

С. Г. Бочаров отмечал, что композиционное развертывание романа происходит благодаря рассмотрению двух вариантов какой-либо возникающей ситуации, падающих направо и на­лево от основной сюжетно-композиционной оси. Так, Пушкин рассматривает два возможных варианта судьбы Ленского, Оне­гин представляется Татьяне «ангелом» или «демоном» и т. д.

Стоит отметить также параллелизм неудачных любовных историй героев. Любовь Татьяны не находит отклика в душе Онегина, затем счастье героев невозможно. Точно так же не имеет счастливого финала роман Ленского и Ольги - юный поэт погибает на дуэли, и легкомысленная барышня вскоре выходит замуж за улана.

Исследователи также неоднократно отмечали противопо­ставленность образов в романе. Противоположны по своему душевному складу разочарованный скептик Онегин и востор­женный романтик Ленский. Духовно богатая, самоуглублен­ная натура Татьяны противопоставлена легкомысленному, ветреному характеру Ольги.

Характерно, что в романе есть еще один персонаж - сам автор. Как точно заметил С. Г. Бочаров, «единство романа „Евгений Онегин" - это единство автора; это „роман автора", внутри которого заключен „роман героев"». Автор является не просто свидетелем всех происходящих событий, он живо и непосредственно реагирует на них: сочувствует героям в труд­ную минуту, защищает их от сурового суда читателя, делится собственным жизненным опытом. В авторских отступлениях Пушкин рассуждает о литературе и театре, о дружбе и любви, о женщинах, о парадоксальности человеческой души, о при­хотливости желаний. Лирические отступления в романе «ис­полнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты, личность поэта в них является такою любя­щею, такою гуманною» (В. Г. Белинский). Именно образ ав­тора, касающегося в лирических отступлениях, казалось бы, всех явлений и предметов «современной действительной жиз­ни», во многом определяет энциклопедизм романа.

Композиционно роман осложнен сном Татьяны, который подчеркивает «русскую душу» героини, ее связь с фолькло­ром, народными обрядами. Ей снится медведь, избушка, раз­личные чудовища: «один в рогах с собачьей мордой», «другой с петушьей головой», «ведьма с козьей бородой», «карла с хвостиком», «полужуравль и полукот», которые сидят за сто­лом, «как на больших похоронах».

Кроме того, сон Татьяны является пророческим: медведь, увиденный во сне, по народным верованиям, предвещает же­нитьбу или замужество (Ю. М. Лотман). Предчувствует она и будущее Онегина, его дуэль с Ленским:

Спор громче, громче; вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский...

Описание чудовищ во сне Татьяны перекликается с описа­нием поместных дворян, приехавших на именины к Лари­ным. Таким образом, сон героини подчеркивает ее одиноче­ство в окружающей поместной среде, в родной семье.

Анализируя композицию романа, мы должны отметить такие элементы ее, как пейзаж, портрет, интерьер. В романе множество пейзажей. Стиль их различен - от картин приро­ды в духе французского сентиментализма до русских реали­стических пейзажей. Картины природы нередко символичны, связаны с чувствами героев, с их судьбами.

Портреты в романе статичны, они соответствуют пушкин­скому стилю, с его тонкостью, лаконичностью, психологиз­мом, и вместе с тем связаны с самим развертыванием сюжета. Так, первый портрет Онегина достаточно схематичен, в нем подчеркнута типичность героя. Онегин предстает перед нами как обычный светский молодой человек, щеголь, «франт», озабоченный поддержанием собственной красоты:

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет...

По такой же схеме построен и второй портрет героя:

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил...

Портрет Татьяны уже более подробный, это портрет-очерк, где раскрываются привычки героини, ее манеры, пове­дение, характер. Само же описание внешности героини дано в контрастном сопоставлении с портретом Ольги:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Ни привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Портрет Ленского также представляет собой портрет-очерк. Здесь мы узнаем и жизненную историю героя, и его взгляды, и внешность, и характер. Ленский - «красавец, в полном цвете лет», который привез из Германии «вольнолю­бивые мечты», «всегда восторженную речь» и «кудри черные до плеч».

Характерно, что в этих двух портретах Пушкин, в первую очередь, подчеркивает внутреннюю сущность героев, их внут­ренний мир, характер. В портрете же Онегина были подчерк­нуты его манеры и привычки, нечто привнесенное извне. Автор как будто намекает, что герой не имеет ничего собст­венно-личностного, находясь во власти условно-светских представлений, западных культурных ассоциаций.

Характерен в романе портрет Ольги. Здесь поэт лишь мельком упоминает о чертах характера, делая основной ак­цент на внешности. Чтобы подчеркнуть посредственность, за­урядность героини, Пушкин использует нарочито затертые формулы и сравнения:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Все в Ольге... но любой роман

Возьмите и найдете верно Ее портрет...

Наиболее подробное описание обстановки в романе - пе­тербургский кабинет Онегина и его кабинет в деревенском до­ме. Интерьер здесь призван обозначить черты характера героя («фарфор и бронза на столе», «духи в граненом хрустале», «гребенки, пилочки стальные») и раскрыть его внутренний мир, его «философию» (книги, статуя Наполеона, портрет Байрона). Мелкими штрихами зарисовывает поэт обстановку дома Лариных: тесная передняя, гостиная, длинная зала, ка­мин, стол, приборы, стулья. В этих описаниях Пушкин под­черкивает простоту образа жизни поместных дворян, их госте­приимство.

Рассуждая о влиянии «Евгения Онегина» на нравы совре­менного общества, Белинский назвал роман «актом сознания для русского общества... великим шагом вперед для него». Идейной глубине произведения полностью соответствует и его композиционное совершенство.

8 «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в истории литературы. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». А.С. Пушкин хотел написать произведение, главными героями которого будут его современники. Действительно, в выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам. Белинский писал: «Он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего автора в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».
Татьяна Ларина – любимая героиня поэта, самый известный женский образ русской литературы. Пушкин с любовью описывают ее внешность, «милую простоту», силу ее чувств, характер, образ мыслей:
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…
Пушкин лишает свою героиню привлекательной внешности, но наделяет ее богатым духовным миром. Героиня с первого знакомства пленяет читателя своей душевной красотой, отсутствием притворства.
Мы встречаемся с Татьяной в поместье ее родителей. В семье Татьяна «казалась девочкой чужой», она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием:
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала.

Когда же няня собирала
Для Ольги на широкий луг
Всех маленьких ее подруг,
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.
Татьяна очень любит читать, мечтать о будущем, представляя себя героиней романа. Также Татьяна любит природу, любит «предупреждать зари восхода», но более всех времен года она предпочитает зиму:
Татьяна (русскою душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму…
Природа – это мир души Татьяна, бесконечно близкий ей. В этом мире она свободна от непонимания, от людей. Деревья, ручьи, цветы – это ее друзья, которым можно доверить свои тайны.
И вот Татьяны встретилась с Онегиным. «Пора пришла, она влюбилась», и в ее сознании ожили образы книжных героев:
…В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
Татьяна почувствовала Онегина, почувствовала, что это именно тот, кто ей нужен, что в нем есть качества, которые их сближают. Как бы ни был Онегин сдержан, Татьяна сумела угадать его индивидуальность.
Девушкам того времени признаваться в любви считалось неприлично, но Пушкин заступается за Татьяну и спрашивает:
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?

Ужели не простите ей
Вы легкомыслия страстей?
Но Татьяна, полюбив Онегина, делает шаг первая: пишет ему письмо. Девушка, возможно, сама пугается силы своих чувств:
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Уже в этих строках вся Татьяна. В глубине души она была уверена во взаимности.
Вообрази! я здесь одна,
Никто меня не понимает…
В этих строках видно, чего искала Татьяна в Онегине – понимания! Но в этом письме проявляется и такая характеристика Татьяны как смелость. Ведь девушка осознает свой поступок, но, несмотря на это, не исправляет ни единого слова. Признание Татьяны, дышавшее такой искренностью и любовью, не было принято Онегиным.
Я считаю, то Онегин поступил правильно, дав Татьяне «урок» в саду, хотя он был достаточно резким. Онегин оценил достоинства Татьяны и предостерег ее от дальнейших возможных ошибок:
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.
Пусть, пусть Онегин знает о жизни все, а Татьяна ничего, но она сильнее его, сильнее нравственно. Отповедь Онегина отдалила его от Татьяны. Она живет и тяжело страдает:
Любви безумные страданья
Не переставали волновать
Младой души…
Но после этого начинаются не менее тяжелые испытания: дуэль Онегина с Ленским, гибель Ленского, отъезд Евгения.
Татьяна осталась одна. Во время прогулки она увидит дом Онегина и вновь проявит смелость: девушка войдет в дом. Татьяна хочет понять Онегина лучше и начинает читать. Читая его книги с пометками на полях, сделанные рукой Евгения, Татьяна видит героя изнутри, начинает осознавать, кого она полюбила:
И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее – слава богу –
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
Татьяна выросла, стала невестой, значит, ее пора отдавать на выданье, а лучше всего это сделать в Москве, на «ярманке невест».
Что ж, матушка? зачем же стало?
В Москву, на ярманку невест!
И вот Татьяна в Москве. Мне очень жаль Татьяну, такую замечательную девушку, которая выйдет замуж не по любви.
…она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок…
На одном из балов тетушки примечают Тане важного генерала «и локтем Таню враз толкнули». Так Татьяна «нашла» своего жениха.
Случайность вновь сводит Татьяну Ларину и Евгения Онегина. Евгений не ожидал увидеть Татьяну такой. Что же было в ней неожиданного? Татьяна стала тиха, равнодушна, чувствовала себя спокойно и уверенно. Она запомнила «урок» Евгения, первое правило «света», и именно свет заставил Татьяну жить по своим законам, научил ее владеть собой, смирять чувства. Но Татьяна даже при таких «суровых законах», не могла перестать быть собой.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней…
Онегин разглядел во внешне холодной прежнюю, душевно богатую Татьяну, и душа его устремилась к ней. Онегин пишет Татьяне письмо, в котором объясняется в любви:
…Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Но для Татьяны теперь главное – долг перед мужем. Раньше, до замужества, она могла пожертвовать собой, но сейчас она не может пожертвовать честью своего мужа. Онегин, с душой «холодной и ленивой», не годится в спутника жизни, ведь он даже не может составить своего счастья. Героиня мучается, но это мучение благородно!

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.
«Евгений Онегин» - первый философский роман в котором Пушкин поднимает проблемы бытия. В его произведениях вырисовывается та девушка, которой он отдает предпочтение. Главные ее качества – благородство, верность. Татьяна, которая по-прежнему любит Онегина, но отвечает ему отказом, достойна восхищения. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие, то Татьяна видит смысл своей жизни в любви, в выполнении супружеского долга. Онегин знает все и учит всех, но он не смог сломить Татьяну, потому что она сильна духом. Как раз этого и лишен герой, и, я считаю, именно это объясняет развязку романа.
Счастлива ли Татьяна, выйдя замуж за богатого генерала? Конечно же, нет! Ее чистота, красота, нравственная сила – все это не было принято в мире, куда она попала. Потому она искренна с Евгением, так как чувствует родственную душу, но потому Татьяна и отказывает ему: ведь она по-настоящему любит его.
Для Пушкина Татьяна – идеал русской женщины. Стала она идеалом и для меня. Ее образ учит современных девушек верности, нравственной чистоте, жертвованию всем ради любви, серьезному отношению к жизни и людям, огромной духовной силе. Этот образ будет вечным, потому что в девушке всегда ценится искренность, глубина чувств, готовность к самопожертвованию и целомудренная чистота.

7 «Евгений Онегин» по праву считается основным, центральным произведением Пушкина. Работа над ним, продолжавшаяся около восьми с половиной лет, падает на период наивысшего расцвета творчества Пушкина-поэта (в дальнейшем он все больше и больше обращается к прозе). В «Евгении Онегине» нашел свое наиболее полное воплощение один из значительнейших замыслов поэта: дать образ «героя времени», типический портрет современника. Замысел этот возник у Пушкина почти сразу же после окончания сказочно-романтической поэмы «Руслан и Людмила». Задание, которое ставит себе Пушкин в «Евгении Онегине», аналогично заданию «Кавказского пленника». В образе главного героя романа Пушкин опять хочет изобразить «отличительные черты молодежи XIX века», которые он пытался раскрыть в характере Пленника. В основе фабульной линии, связанной с «главным лицом», в значительной степени лежит та же сюжетная схема: Онегин покидает «свет», уезжает из столицы; встречается с юной и чистой девушкой; оказывается неспособен разделить и даже понять и оценить ее большое чувство. Пушкин облекает свое произведение в иную жанровую форму. Эта форма - «роман в стихах» - подсказана Пушкину Байроном - его стихотворным романом «Дон Жуан», который Пушкин считал лучшим творением английского поэта. При первом же своем упоминании о работе над «Евгением Онегиным» Пушкин сообщал: «Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». Лиро-эпическая форма пушкинского «романа в стихах» с его «смесью прозы и поэзии в изображении действительности», «лирическими отступлениями», ироническим тоном и веселым пересмеиванием устарелых, но еще бытующих литературных традиций, очень близка к «Дон Жуану». Но по существу Пушкин не только не следует Байрону, но и прямо противопоставляет свой роман произведению английского поэта-романтика. При сходстве манеры повествования «Евгений Онегин» и «Дон Жуан» представляют собой два совершенно различных вида романа. Действие «Дон Жуана» перенесено в прошлое. По фабуле это - любовно-авантюрный роман с галантными приключениями условно-литературного героя. «Евгений Онегин» - роман о современности - произведение, которое заимствует все свое содержание из окружавшей поэта действительности. Читая пушкинский роман в стихах, мы все время ощущаем присутствие автора, который неизменно выражает свое личное отношение к совершающемуся, дает свою оценку всему, о чем он рассказывает и что показывает в своем произведении. Перечисляя те «черты» в натуре Онегина, которые ему «нравились», указывая на сходство характеров и жизненных обстоятельств героя и самого себя, Пушкин подчеркивает и «разность» между собой и героем. Отводя целых семь строф из шестидесяти, составляющих первую главу, описанию своего знакомства и дружбы с Онегиным, поэт наглядно демонстрирует читателю, что автор и герой не одно, а два лица, из которых каждое имеет свой особенный характер («Я был озлоблен, он угрюм»). Автор «Евгения Онегина», произведения в целом отнюдь не сатирического рода, с первой же его главы демонстративно стирает всякие различия между «изящной» и «низкой природой». В его роман, наряду с «поэзией», хлынула широким потоком и «проза» - жизнь, как она есть. Этой «прозе» автор «Евгения Онегина» умеет сообщить высокое поэтическое достоинство. Язык «Онегина» использует все богатство и многообразие языка. «Евгений Онегин» не делится Пушкиным на более или менее равномерные главы, он написан строфами не традиционной итальянской октавой, как «Дон-Жуан», а специально созданной Пушкиным четырнадцатистишной, так называемой «онегинской строфой». Исключительно большое место занимает в романе внутренний образ поэта. Поэт не равнодушен к героям своего произведения, ко всему, о чем в нем рассказывается. Однако действительность дана не в субъективных авторских оценках, она как бы живет в романе своей собственной жизнью. Это было едва ли не самой замечательной победой Пушкина как писателя-реалиста. Новаторство Пушкина особенно рельефно проявляется в приемах обрисовки героев. В творчестве самого Пушкина «Евгений Онегин» сыграл исключительно важную роль. Новаторский характер романа вызвал споры вскоре же после его появления. Баратынский писал в письме к Пушкину: «Вышли у нас еще две песни „Онегина“. Каждый о них толкует по-своему: одни хвалят, другие бранят и все читают…». Даже самые передовые деятели литературы и общественного движения не могли понять перелома, который обозначал этот роман в развитии искусства слова. В этом отношении характерны негативные суждения о «Евгении Онегина» писателей-декабристов (Рылеева, А. Бестужева и др.). Роман состоит из 8 глав. Первая из них представляет собой развернутую экспозицию, в которой автор знакомит нас с главным героем - “молодым повесой” Евгением Онегиным. Во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии – знакомство Онегина с Ленским:

Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились, потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Завязка первой сюжетной линии происходит в третьей главе. Онегин знакомится с семейством Лариных, где он увидел Татьяну. Она же, в свою очередь, сразу отметила Онегина: Пора пришла, она влюбилась... Своего рода кульминация в развитии первой сюжетной линии – письмо Татьяны к Онегину. 6 главу мы можем назвать кульминацией и развязкой второй сюжетной линии (дуэль). В восьмой главе происходит развязка первой сюжетной линии. Следует отметить важную композиционную особенность романа - это открытость финала. В развязке как первой, так и, отчасти, второй сюжетных линий нет четкой определенности. Так, автор предполагает два возможных пути для Ленского, если бы он остался жив, а не был убит на дуэли:
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден...
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел...

Онегина автор оставляет в самый сложный для него момент, после объяснения с Татьяной:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго... навсегда.
Основной принцип организации романа - это симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча - письмо - объяснение. При этом Татьяна и Онегин меняются местами. Следующей особенностью композиции романа можно назвать то, что части романа противопоставлены друг другу, в некотором роде даже подчинены принципу антитезы: первая глава - это описание петербургской жизни, а вторая - показ жизни поместного дворянства. Основной композиционной единицей служит глава, которая является новым этапом в развитии сюжета. Поскольку лирическое и эпическое в романе равноправно, то и лирические отступления играют немаловажную роль в композиции романа. Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа. Есть же и такие, которые с сюжетом прямой связи не имеют, а связаны с образом автора в романе. Лирические отступления появляются в переломные моменты повествования: перед объяснением Татьяны с Онегиным, перед сном Татьяны, перед дуэлью. Часто лирические отступления содержат обращения к читателю, что позволяет связать лирическое с эпическим:
Позвольте ж мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.
Знаменательна и композиционная роль пейзажа в романе: во-первых, он показывает ход времени, во-вторых, характеризует внутренний мир героев. Особую композиционную роль имеют эпиграфы. Первый – французский эпиграф ко всему тексту романа, строки якобы взятые из некоего частного письма. Указание на частное письмо как на источник эпиграфа призвано, прежде всего, придать Онегину черты реальной личности. Французский язык письма ассоциируется с европеизмом Евгения. Главное в нём - противоречивость характеристики лица, о котором говорится в “частном письме”. Первая глава открывается строкой из знаменитой элегии пушкинского друга князя П.А. Вяземского «Первый снег»: “И жить торопится и чувствовать спешит”. В стихотворении Вяземского эта строка выражает упоение, наслаждение жизнью и её главным даром - любовью. Вяземский пишет о радостном упоении страстью, Пушкин в первой главе своего романа - о горьких плодах этого упоения. О пресыщении. О преждевременной старости души. Эпиграф из римского поэта Горация “O rus!” (“О деревня” - лат.) с псевдопереводом “О Русь!”, построенным на созвучии латинских и русских слов, - на первый взгляд не более чем пример каламбура, языковой игры. По мысли Ю.М. Лотмана, “двойной эпиграф создаёт каламбурное противоречие между традицией условно-литературного образа деревни и представлением о реальной русской деревне”. Именно русская деревня предстаёт в пушкинском романе квинтэссенцией русской национальной жизни. Этот эпиграф - модель поэтического механизма всего пушкинского произведения, строящегося на переключении из серьёзного плана в шутливый и наоборот. Французский эпиграф из поэмы «Нарцисс, или Остров Венеры» Мальфилатра, переводимый на русский как: «Она была девушка, она была влюблена», открывает главу третью. У Мальфилатра говорится о безответной любви нимфы Эхо к Нарциссу. Пробуждение в Татьяне любви к Онегину истолковывается в тексте романа и как следствие природного закона («Пришла пора, она влюбилась»), и как воплощение фантазий, игры воображения, навеянной прочитанными чувствительными романами. Эпиграф к четвёртой главе - “Нравственность в природе вещей”, изречение французского политика и финансиста Неккера, Ю.М. Лотман истолковывает как иронический: “В сопоставлении с содержанием главы эпиграф получает ироническое звучание. Неккер говорит о том, что нравственность - основа поведения человека и общества. Однако в русском контексте слово «мораль» могло звучать и как нравоучение, проповедь нравственности. Но этот эпиграф имеет, несомненно, и иной смысл. Отвечая на признание Татьяны, Онегин и вправду несколько неожиданно надевает маску “моралиста” Эпиграф к пятой главе из баллады В.А. Жуковского «Светлана». Ю.М. Лотман объясняет так: “…Заданное эпиграфом «двойничество» Светланы Жуковского и Татьяны Лариной раскрывало не только параллелизм их народности, но и глубокое отличие в трактовке образа одного, ориентированного на романтическую фантастику и игру, другого - на бытовую и психологическую реальность”. Эпиграф к шестой главе, взятый из канцоны Ф.Петрарки, в русском переводе звучащий “Там, где дни облачны и кратки, // Родится племя, которому умирать не больно”, глубоко проанализирован Лотманом: “Пушкин, цитируя, опустил средний стих, отчего смысл цитаты изменился: У Петрарки: «Там, где дни туманны и кратки - прирождённый враг мира - родится народ, которому не больно умирать». Мотивы разочарования, преждевременной старости души традиционны для жанра элегии, а Ленский, о смерти которого повествуется в шестой главе, отдал этому жанру щедрую дань.

10 При всем многообразии проблематики романа "Евгений Онегин" Пушкина занимал вопрос об идеальном герое, которого настойчиво искала русская литература начала века. Раздумья писателя нашли воплощение в главных героях романа - Евгении Онегине и Татьяне Лариной. Действительно, с первых страниц произведения именно они выделяются на фоне суетной и блестящей жизни светского общества и медлительного застойного существования деревенских помещиков.

И Онегин, и Татьяна остро ощущают свое отчуждение от среды, в которой они вынуждены жить. Это выражается в том, что Татьяна "в семье своей родной казалась девочкой чужой", и в онегинской хандре. Значит, у Евгения и Татьяны есть черты, которые сближают их. Неудовлетворенность окружающей жизнью погружает их в прекрасный мир книг. В сентиментальных любовных романах Татьяна видит иную, яркую, интересную жизнь, которая так резко отличается от убогого мира гвоздиных, пустяковых и скотининых.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

Пушкин дает подробное описание онегинской библиотеки, в которой нет места сентиментальным романам. Из художественной литературы Евгения привлекают романтические поэмы Байрона, так как эта литература стала очень популярной в среде столичной интеллигенции и, кроме того, герои байроновских поэм - мрачные, одинокие, разочарованные люди - были близки и понятны Онегину, ибо он нередко испытывал сходные чувства и настроения. Круг чтения Евгения - труды Смита, Гиббона, Гердера, Руссо - говорит о его интересе к серьезным экономическим, историческим и философским проблемам.

И Онегин, и Татьяна обладают проницательным умом и наблюдательностью. Наивная, неопытная девушка сразу увидела непохожесть Евгения на знакомых ей провинциальных помещиков, почувствовала незаурядность его натуры. Онегин с первого знакомства с Татьяной не позволял себе с ней пошлых заигрываний, как с Ольгой, потому что уважал ее чувства, ценил в ней искренность и чистоту.

Вообще все отношения Онегина и Татьяны проникнуты честностью и правдивостью. Татьяна пишет Евгению письмо, в котором признается в любви малознакомому человеку не только потому, что не может сдержать своих чувств, но и потому, что верит в его порядочность и благородство. Евгений отвечает ей "признаньем также без искусства". Герои честны друг с другом и во время последней встречи. Татьяна искренна не только в сфере личных отношений. Став "равнодушною княгиней", "законодательницей зал", в душе она остается прежней Татьяной, но условности петербургского света заставляют ее скрывать свои истинные чувства, в которых она откровенно признается Онегину:

Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад...

В этих словах Татьяны проявляется самостоятельность и независимость ее суждений. Резко отрицательная оценка высшего света тоже роднит ее с Онегиным. Евгений не скрывает своего отношения ни к петербургской элите, ни к деревенским помещикам. В разговорах с Ленским он совершенно свободно подвергает все суду, даже уклоняется от общения с назойливыми соседями, не заботясь о том, какое о нем сложится мнение.

Но, обладая некоторыми сходными качествами, Онегин и Татьяна во многом различны меж собой. Онегинскому высокомерию и эгоизму противопоставляется душевная щедрость Татьяны. Эти качества героев ярче всего проявляются в любви. Онегин с юных лет усвоил "науку страсти нежной", которая подменила истинные чувства.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!

Постоянное притворство стало его второй натурой, глушило в душе способность искренне и сильно любить. Не это чувство проснулось в нем после пережитых страданий! Однако, добиваясь любви Татьяны-княгини, он думает прежде всего о себе.

Татьяна принадлежит к тем богатым и возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви. Она всецело отдается своему чувству, его сила и глубина оказываются выше общепринятой морали и условностей. Мотивы последнего поступка Татьяны можно трактовать по-разному. Но несомненно одно - отказаться от любимого человека ей велит сильно развитое чувство долга. Такая чистая и цельная натура, как Татьяна, просто не способна лгать и притвориться или обрести счастье ценой унижения и позора ни в чем не повинного человека - ее мужа. Значит, Татьяна в отличие от Евгения думает прежде всего о людях. А он, напротив, полностью погружен в собственный душевный мир. Многие его поступки продиктованы эгоизмом и себялюбием. Но, пожалуй, наиболее рельефно это проявляется в его отношениях с Ленским. Например, не заботясь о его чувствах, Евгений откровенно высказывает свое нелицеприятное мнение об Ольге. На именинах у Лариных он ухаживает за невестой Ленского, причиняя страдания не только другу, но и влюбленной в него девушке. Что заставляет его делать это? Прихоть, минутный каприз, который заканчивается трагедией. И произошло это только потому, что Евгений озабочен прежде всего репутацией среди загорецких, петушковых, буяновых, презираемых им.

По-разному относятся герои не только к людям, но и к природе, к русским национальным традициям. Онегин, воспитанный гувернерами-французами в шумной столичной суете, не способен чувствовать прелесть сельской природы, уважать язык и обычаи своего народа. Татьяна, выросшая среди привольных полей и дубрав, общаясь с народом (самым близким ей человеком была крепостная няня), на всю жизнь сохранила нежную любовь к родной земле и ее природе, трогательную привязанность к "бедным поселянам".

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод.

Природа здесь как бы оживает, придавая законченность внутреннему портрету Татьяны. Может быть, эта связь с родной природой, простонародным русским бытом наделяет героиню высокими нравственными качествами, придает прелесть и неповторимость ее облику и заставляет нас увидеть в Татьяне идеальный образ русской женщины.

Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» состоит в том, что одним из персонажей его является сам автор. Роман насыщен мыслями и рассуждениями поэта, его чувствами, воспоминаниями о юности, друзьях, и т. д. Как замечает С. Г. Бочаров, «в „Онегине" нам не дано забыть об авторе... и объективность романа обращена постоянно в образ сознания, воображаемую реальность».

В своих лирических отступлениях Пушкин касается буквально всех сторон современной жизни - образования и воспитания, литературы и Истории, театра и актеров, мод, гастрономических изысков. Он размышляет о родственных отношениях, о дружбе и любви, о женской психологии, о разных этапах человеческой жизни и т. д.

Однако «Евгений Онегин» - не просто «собранье пестрых глав», роман представляет собой целостное гармоническое единство. И, как точно замечает С. Г. Бочаров, «единство романа - это единство автора; это "роман автора", внутри которого заключен "роман героев"». Причем автор активно вмешивается в действие, проявляя свое отношение к происходящему.

Все это создает определенную дистанцию между автором и главным героем романа - Евгением Онегиным. Попробуем проследить, в чем их сходство и различие.

Что сближает автора с его героем? Прежде всего, - жизненные обстоятельства. Автор и герой - люди одного круга. Молодость обоих прошла в светском обществе: балы, театр, дружеские вечеринки, романы... «Увы, на разные забавы Я много Жизни погубил!» - бесхитростно признается Пушкин. Однако уже здесь заметно различие между ними.

Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, причем светский не только по образу жизни своему, но и «по духу»: он прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, он впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью.

Автор же с самого начала резко отделяет себя от светского мира. И мы замечаем это благодаря авторской иронии, едва уловимой интонации насмешливой снисходительности, с которой поэт описывает времяпрепровождение Онегина. Здесь мы догадываемся, что эта часть жизненного пути Онегина в определенном смысле уже «пройдена» автором. И поэт сам затем подтверждает эту догадку. Как и Онегин, он разочаровался в светских удовольствиях, в благосклонности судьбы, в человеческом великодушии:

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас;

Обоих ожидала злоба

Слепой фортуны и людей

На самом утре наших дней.

Как и Онегин, автор прекрасно понимает, как тяжело «условий света...бремя». Поэт описывает высший свет исключительно в иронических тонах: вид «величавых», «неприступных» дам вызывает в нем «сплин», их «умный» разговор для него - «несносный, хоть невинный вздор».

Именно здесь автор сближается с Онегиным, открывает в герое симпатичные ему черты: «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум». Однако тут же поэт замечает разницу: «Я был озлоблен, он угрюм». И с этого момента различия между ними проступают все явственнее и заметнее. Онегин далек от всего русского, национального. Он читает европейскую литературу, кумирами его являются Байрон, Наполеон. Он, в сущности, равнодушен к России, его воспитывал француз-гувернер, прививая ребенку европейские манеры, стиль мышления, культуру. Онегин - романтический герой «европейского типа». Автор же - человек русский по духу своему и мироощущению, истоки его личностного развития - в русской культуре. Он по-настоящему любит Россию: и «ночное небо над Невою», и «старинные главы» «белокаменной Москвы».

«Не по-русски» циничен Онегин и в семейной сфере, родственные отношения для него практически ничего не значат. В романе лишь упоминаются его отец и дядя, но сам герой изображен вне семьи. Вот как он реагирует на известие о близкой кончине дяди:

Евгений тотчас на свиданье

Стремглав по почте поскакал

И уж заранее зевал,

Приготовляясь, денег ради,

Онегин равнодушен к природе: на третий день пребывания в деревне «роща, холм и поле Его не занимали боле; Потом уж наводили сон...». Для автора же природа - источник душевного отдыха и «невинных наслаждений»:

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

Исподволь возникает здесь и тема творчества. Онегин равнодушен к поэзии: не может отличить «ямба» от «хорея», бранит Гомера, Феокрита. Он пробовал читать книги, писать, но «ничего Не вышло из пера его». Однако тема творчества понимается здесь более широко. Герой лишен творческого начала в жизни вообще. «Европейские идеалы» неплодотворны, «философия потребления мира человеком» не может породить ничего жизнеспособного, оригинального. Поэт же находит бесконечный источник вдохновения в самой жизни, он трепетно внимателен к голосу своей лиры, к порывам вдохновенья, рождающим «творческие сны».

Автор и герой различаются и отношением к жизни. Онегин не верит в возможность счастья. Следствием его жизненного опыта становится самоуверенность и безапелляционность. Именно эти качества проявляются в отношениях Онегина с Татьяной.

Но жалок тот, кто все предвидит,

Чья не кружится голова,

Кто все движенья, все слова

В их переводе ненавидит,

Чье сердце опыт остудил

И забываться запретил!

«Остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть» не дает «младое вдохновенье». Герой же этого живительного источника лишен.

Онегин не осознает, насколько притягательны в женщине простота и естественность, - для Пушкина же черты эти являются идеалом. На страницах романа поэт неоднократно говорит о своем предпочтении, противопоставляя Татьяну легкомысленным кокеткам:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Для Онегина «вольность и покой - замена счастью». Для автора счастье - «ясность души», «ко благу чистая любовь», «младое вдохновенье», «нецеремонные друзья» и «бурные любви желанья», «домашний круг», «прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй» - все то разнообразие чувств, мыслей и занятий, которое человеку дает жизнь.

Страдая от бесконечной скуки, Онегин, в сущности, не задумывается над смыслом человеческого существования. Автор же размышляет об этом глубоко и серьезно:

Без неприметного следа

Мне было б грустно мир оставить,

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

Евгений,
Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя

Не мячиком предрассуждений,

Не пылким мальчиком, бойцом,

Но мужем с честью и с умом.

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться как зверь;

Он должен был обезоружить

Младое сердце...

Автор живет в гармонии со своим природным ритмом, со своим возрастом - каждая пора его жизни отмечена сообразностью чувств, эмоций и поступков, наполнена глубоким смыслом в общечеловеческом контексте, воспринята им самим как бесценный духовный опыт:

Так, полдень мой настал, и нужно

Мне в том сознаться, вижу я.

Ну так и быть: простимся дружно,

О юность легкая моя!

Благодарю за наслажденья,

За грусть, за милые мученья,

За шум, за бури, за пиры,

За все, за все твои дары;

Благодарю тебя. Тобою,

Среди тревог и в тишине,

Я насладился,., и вполне;

Довольно! С ясною душою

Пускаюсь ныне в новый путь

От жизни прошлой отдохнуть.

Онегин же никогда не существовал в гармонии со своим природным ритмом. В начале романа, в юности, он - «духовный старец», в финале романа, став зрелым мужчиной, он обретает «надежду юности», «Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел», - говорит Пушкин, Именно этой природно-разумной гармонии и лишен Онегин, пытающийся обмануть природу, изменяющий молодости, любви, «свежим мечтаньям». Юность Онегина, весна его жизни, как замечает М. Лазукова, обернулась «осенью гнилой». И природа как будто мстит герою за пренебрежение ее законами: он проходит мимо своего счастья, мимо любви, всего того, в чем было спасение его, что было залогом восстановления духовной и природной гармонии.

И образ автора, и образ Онегина изменяются в процессе повествования, претерпевают определенную эволюцию. В начале романа мы видим автора молодым человеком, живым, естественным, свободным, веселым и жизнерадостным, чуть ли не эпикурейцем. Поэт говорит о своей любви к театру, восхищается блеском и праздничной суетой балов, вспоминает о былых романах, восторгается женской красотой. Призвав на помощь шутку и иронию, автор ведет откровенный разговор с читателем, посвящая его даже в «форму плана».

В финале же романа, по прошествии восьми лет, поэт предстает перед нами уже -зрелым человеком., приобретшим жизненный опыт, мудрость, новый взгляд на вещи.

Какие б чувства не таились

Тогда во мне - теперь их нет:

Они прошли иль изменились...

Мир вам, тревоги прошлых лет!

Изменяется в романе и духовный облик Онегина. В начале романа - это обычный светский повеса, в финале - человек, способный к живым и сильным чувствам.

Свой роман Пушкин заканчивает обращением к читателю:

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлечения, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

Таким образом, пушкинский герой во многом отличается от автора, мироощущение которого покойно и гармонично, жизнь одухотворена творческим поиском, поэтическим трудом, общением с друзьями. Жизнь Онегина пуста, это вечный скиталец в русской земле. Пушкин оставляет ему возможность духовного возрождения, способность обретения любви, однако счастье для него навсегда потеряно. Трагедия Онегина не в его жизненных обстоятельствах, а, прежде всего, в его мироощущении.

Роман «Война и мир» - произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал». Таким образом писатель хотел показать, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, автор создал не использованный до этого ни одним из писателей жанр, названный им романом-эпопеей .

В романе описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события в романе выполняют и композиционную роль. Так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав, оно является кульминационным центром романа. Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы, то есть всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои литературного произведения.

Оказываясь рядом в те или иные мгновения своей жизни, совсем не похожие друг на друга люди неожиданно помогают самим себе лучше понять все оттенки чувств и мотивы поведения. Так, князь Андрей Болконский и Анатоль Курагин сыграют важную роль в жизни Наташи Ростовой, но их отношение к этой наивной и хрупкой девочке различно. Возникшая ситуация позволяет разглядеть глубокую пропасть между нравственными идеалами этих двух мужчин из высшего общества. Но их конфликт продолжается недолго - увидев, что Анатоль тоже ранен, князь Андрей прощает своего соперника прямо на поле боя. По мере развития действия романа мировоззрение героев меняется или постепенно углубляется. Триста тридцать три главы четырех томов и двадцать восемь глав эпилога складываются в четкую, определенную картину.

Повествование в романе ведется не от первого лица, но присутствие автора в каждой сцене ощутимо: он всегда пытается оценить ситуацию, показать свое отношение к поступкам героя через их описание, через внутренний монолог героя или же через авторское отступление-рассуждение. Иногда писатель предоставляет читателю право самому разобраться в происходящем, показывая одно и то же событие с разных точек зрения. Примером такого изображения может служить описание Бородинского сражения: сначала автор дает подробную историческую справку о расстановке сил, о готовности к бою с той и другой стороны, рассказывает о точке зрения историков на данное событие; затем показывает сражение глазами непрофессионала в военном деле - Пьера Безухова (то есть показывает чувственное, а не логическое восприятие события), раскрывает мысли князя Андрея и поведение Кутузова во время сражения. В своем романе Л.Н. Толстой стремился выразить свою точку зрения на исторические события, показать отношение к важным жизненным проблемам, ответить на главный вопрос: «В чем смысл жизни?» И призыв Толстого в этом вопросе звучит так, что с ним нельзя не согласиться: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Читайте также:

Художественные особенности романа

Нравственно-философский смысл произведения

Особенности жанра романа «Преступление и наказание»

Жанровое своеобразие этого романа Ф.М.Достоевского заключается в том, что это произведение нельзя совершенно определенно отнести к уже известным и опробованным русской литературой жанрам, поскольку в нем присутствуют разностилевые черты.

Детективные черты

Прежде всего формально роман можно отнести к жанру детектива:

  • в основе сюжета лежит преступление и его раскрытие,
  • есть преступник (Раскольников),
  • есть умный следователь, который понимает преступника, ведет его к разоблачению (Порфирий Петрович),
  • есть мотив преступления,
  • есть отвлекающие ходы (признание Миколки), улики.

Но никто из читателей и не подумает назвать «Преступление и наказание» простым детективом, потому что каждый понимает, что детективная основа романа лишь предлог для постановки иных задач.

Новый тип романа — психологический

Не укладывается это произведение и в рамки традиционного европейского романа.

Достоевский создал новый жанр — психологический роман.

В его основе — человек как великая тайна, в которую вместе с читателем заглядывает автор. Что руководит человеком, почему тот или иной способен на греховные поступки, что происходит с человеком, преступившим черту?

Атмосфера романа — мир униженных и оскорбленных, где нет счастливых, нет непадших. В этом мире сочетается реальность и фантастика, поэтому особое место в романе занимают , которые не так, как в традиционном романе предсказывают судьбу героя. Нет, сны главного героя отражают состояние его психики, его души после убийства старухи, проецируют действительность (сон об убийстве лошади), аккумулируют философскую теорию героя (последний сон Родиона).

Каждый герой поставлен в ситуацию выбора.

Этот выбор давит на человека, заставляет его идти вперед, идти, не думая о последствиях, идти только для того, чтобы узнать, на что он способен, чтобы спасти другого или себя, чтобы себя погубить.

Полифоническое решение образной системы

Еще одной жанровой особенностью таких романов является полифония, многоголосие.

В романе , которые ведут разговоры, произносят монологи, выкрикивают что-то из толпы — и каждый раз это не просто фраза, это философская проблема, вопрос жизни или смерти (диалог офицера и студента, монологи Раскольникова, его диалоги с Соней, с Свидригайловым, Лужиным, Дунечкой, монолог Мармеладова).

Герои Достоевского носят в своей душе или ад или рай. Так , несмотря на ужасы профессии, носит в душе рай, ее жертвенность, ее вера и спасают ее от ада жизни. Такой герой, как , по мнению Достоевского, в уме своем подчинен дьяволу и выбирает ад, но в последний момент, когда герой заглядывает в бездну, он отшатывается от нее и идет доносить на себя. Есть в романах Достоевского и герои ада. Они давно и сознательно выбрали ад не только умом, но и сердцем. И сердца их очерствели. Таков в романе Свидригайлов.

Для героев ада один выход — смерть.

Герои типа Раскольникова всегда интеллектуально выше остальных: недаром ум Раскольникова признают все, Свидригайлов ждет от него какого-то нового слова. Но Раскольников чист сердцем, его сердце полно любви и сострадания (к девочке на бульваре, к матери и сестре, к Сонечке и ее семье).

Душа человека как основа психологического реализма

Понимание души человека не может быть однозначным, поэтому в романах Достоевского (в «Преступление и наказание» тоже) так много недосказанного.

Раскольников несколько раз называет причину убийства, но ни он, ни другие герои не могут окончательно решить, почему он убил. Конечно, прежде всего им руководит ложная теория, подчиняя себе, искушая проверкой, заставляя поднять топор. Неясно и то, убил ли Свидригайлов свою жену или нет.

В отличие от Толстого, который сам объясняет, почему герой поступает так, а не иначе, Достоевский заставляет читателя вместе с героем переживать какие-то события, видеть сны и во всей этой повседневной сумятице непоследовательных поступков, неясных диалогов и монологов самостоятельно найти закономерность.

Огромную роль в жанре психологического романа играет описание обстановки. Общепризнанно, что само соответствует настроению героев. Город становится герой повествования. Город пыльный, грязный, город преступлений и самоубийств.

Своеобразие художественного мира Достоевского в том, что его герои проходят через опасный психологический эксперимент, впуская в себя «бесов», темные силы. Но писатель верит, что в конце концов герой пробьется сквозь них к свету. Но каждый раз читатель останавливается перед этой загадкой преодоления «бесов», потому что однозначного ответа нет.

Это необъяснимое всегда остается в структуре романов писателя.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А. (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Художественные особенности романа «Что делать».

Роман Чернышевского - одно из самых особенных произведений рус-ской литературы, как по стилю, так и по условиям создания. Этот роман вышел в 1863 году, а написан был Чернышевским в Петропавловской крепости.
Понятно, какую цензуру должен был пройти роман, написанный осуж-денным революционером. Этим и определяется столь сложный стиль произве-дения. Автор был вынужден тщательно завуалировать свои мысли, многое не договаривать, о многом говорить только намеками. И Чернышевский решил эту задачу. Роман был пропущен цензурой, не усмотревшей его социалистической направленности. Но то, что не было понято цензурой, поняла передовая часть русского общества, и роман стал настольной книгой молодежи.
По своим художественным особенностям произведение отличается от всего, что было создано до него и после него. Прежде всего, следует отметить, что роман революционен как по форме, так и по содержанию. Тема борьбы, те-ма освобождения проходит красной нитью через весь роман, находя заключение в последней главе: торжестве революции.
В этом произведении мы находим удивительное сочетание критическо-го реализма и революционного романтизма. Никто ни до Чернышевского, ни после него не развивали этот жанр. Насколько же гениальным должен был быть Чернышевский, чтобы в годы страшного господства реакции, угадать великое и светлое будущее своего народа, предсказать революцию.
Революционность романа прежде всего сказывается в образах героев. Его герои – люди созидающие, перешедшие от слов к делу. Они строят первую мастерскую, где доходы идут в пользу самих работниц, среди них вырос и ок-реп профессиональный революционер Рахметов, всю свою жизнь отдавший де-лу служения народу.
Герои Чернышевского – живые люди, но в то же время в них показаны все лучшие качества передовой молодежи, которые следовало развивать и со-вершенствовать.
Биография Рахметова помогает нам еще лучше понять основную мысль автора, что представители дворянства стали переходить на сторону народа, а значит и век угнетения не долог.
Портрет играет очень малую роль. Например, портрет Лопухова не-большой, но и он подчеркивает смелость и самобытность характера героя. Это был человек 2с красивыми чертами лица, с гордым и смелым видом.
Но, наряду с этими обычными приемами обрисовки героев, большого значения достигают диалоги, споры, теоретические рассуждения, письма геро-ев. В пример можно поставить беседы Лопухова с Верой Павловной о религии, о действиях людей. Многочисленные диалоги о «разумном эгоизме» Лопухова и Кирсанова. Можно привести еще много примеров, так как в большинстве слу-чаях во всех разговорах чувствуются глубокие мысли автора. Такую же роль играли письма героев. Переписка Лопухова и Веры Павловны помогает лучше понять отношения между ними. Письмо Кати Полозовой дает яркое представ-ление о мастерской Веры Павловны.
Но не только образы героев составляют особенность пьесы. Своеобраз-на также композиция. Роман разбит на шесть крупных глав, в свою очередь де-лящихся на мелкие подглавки. Каждая глава имеет название, которое представ-ляет собой тему главы. Особенной главой является последняя страница романа, названная «Перемена декораций». Это сделано потому, что Чернышевский при-давал ей очень большое значение, так как показано торжество революционных идей, победа революции.
Очень характерными для романа являются также отступления, к кото-рым прибегает автор. Самыми важными из них являются беседы с «проница-тельным читателем». В его облике Чернышевский высмеивает обывательскую и тупую публику, для которой важны только острые сцены, а не сущность книги. Он показывает эту хвастливую толпу, которая «самодовольно толкует о литера-турных или ученых вещах, в которых ни бельмеса не смыслит». В то же время автор призывает изучать литературу, внимательно и вдумчиво разбирать роман.
Композиции соответствует язык романа. В основном это язык сложный, с большим числом всевозможных оборотов, придаточных предложений. При-мером может служить такая фраза о Лопухове и Кирсанове: «Но они рассужда-ют иначе: видите ли, медицина находится теперь в таком младенчествующем состоянии, что нужно еще не лечить, а только подготовлять будущим врачам материалы для умения лечить». Употребление таких слов, как «… видите ли», подчеркивает отношения автора к высказывающему. А употребление таких, по-хожих на старорусские, слов, как «младенчествующем», «не набивши» и прида-ет языку тяжеловесность и народность. Но героям романа свойственны и меткие короткие афоризмы: «Дайте людям хлеб, читать они выучатся и сами», «Жерт-ва- сапоги всмятку», «Нам некогда скучать: у нас слишком много дела», «Я не-навижу… родину, потому что люблю ее».
«Что делать» отличается от других романов своим политическим харак-тером, своей публицистической направленностью. Роман является противопо-ложностью по отношению к «Отцам и детям» Тургенева. Это противопоставле-ние видно во всем. Так, если Базаров – человек сумрачный, злобный, то герои Чернышевского – люди веселые, уверенные в своих действиях. Если в романе Тургенева показана несостоятельность взглядов Базарова и его гибель, то в про-изведении «Что делать» революционные идеи восторжествовали, и кончается роман картиной революции.
Роман Чернышевского сыграл огромную роль в русской литературе и общественной жизни. Роман стал учебником жизни всей передовой молодежи. Он был воспринят как программа деятельности в общественной и личной жиз-ни. Как ни старались реакционеры уменьшить значение произведения, все же и они были вынуждены признать, что роман стал самым популярным произведе-нием русской литературы.




Top