Социально философские истоки преступления раскольникова. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова по роману Ф.М

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Цель: показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, которой он руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

Ход урока

I . Беседа, пересказ эпизодов, комментирование их.

Какие умозаключения Раскольникова приводят его к оправданию «крови по совести»?

На прошлом уроке мы пришли к выводу, что сознание и волю Раскольникова поработила идея. Убийство старухи замыслено как жизненная проверка теории на практике. Герой ничего не хочет для себя лично, но он не может смириться с общественной несправедливостью. Добро и зло борются в его душе.

И вскоре идея, разрешающая преступление, побеждает добрые чувства героя. Обратим внимание на то, что все окончательные решения героя имеют странное свойство: «Они имели одно странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее тотчас становились в его глазах. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда ни на одно мгновенье не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, во все это время...».

Найдите и зачитайте строки, как было принято «окончательное» решение (ч. 1, гл. 5).

(«Последний же день, так нечаянно наступавший и все разом порешивший, подействовал на него почти механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать (ч. 1, гл. 6).)

Мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю.

Расскажите, как теоретически был продуман героем его практический шаг?

Сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры старухи, изучены жильцы-соседи, сделана «проба» во время которой герой запомнил расположение комнат и подсмотрел, куда старуха прячет деньги. Мысль о справедливости убийства логически неопровержима.

Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно?

(Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления. Идя на преступление, Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Нелепо и его поведение в дверях квартиры старухи-процентщицы («он чуть не вытащил ее, вместе с дверью, на лестницу»). Стихийность и в самом убийстве («... вынул топор …, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, ... почти машинально опустил на голову обухом»). Ряд казусов подчеркивает стихийность действий, растерянность героя (казус с топором, который заранее не был приготовлен; казус со шляпой, которую Раскольников забыл сменить на фуражку; казус со временем на часах было уже десять минут восьмого). На мгновение герою захотелось все бросить и уйти. Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее старухи кошелек; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на «пробе». В этот момент возвращается домой Лизавета - одно из тех беззащитных существ, ради которого герой допускал «кровь по совести». Убивая Лизавету, Раскольников вопреки расчетам превращается не в благодетеля, а во врага слабых людей. Так Достоевский, показывая несоответствие между теоретическими решениями и практикой, подчеркивает, что невозможно «рассчитать жизнь» теорией, жизнь сложнее «арифметически».)

Мы видим, какие страшные последствия могут иметь для отдельного человека («идея» привела героя к расколу с окружающими и с самим собой) и для общества идеи, подобные идее Раскольникова. Следователь Порфирий Петрович скажет позднее Раскольникову: «Еще хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»

Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей.

II. Закрепление.

Ответить письменно на вопросы:

Почему Раскольников вопреки сомнениям совершает убийство?

В чем убеждает нас поведение героя во время убийства?

Домашнее задание.

1 ряд: Пересказ эпизодов о Лужине:

ч. 1, гл. 3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери); ч. 2, гл. 5 (1-я встреча Лужина с Раскольниковым)

ч. 4, гл. 2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге)

ч. 5, гл. 1, 3 (Лужин после разрыва с Дуней, поминки).

2 ряд: Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым:

ч. 1, гл. 3 (мать Раскольникова о Свидригайлове);

ч. 4, гл. 1, 2 (Лужин о Свидригайлове, 1-я встреча Раскольникова со Свидригайловым); Какие чувства рождают у Раскольникова встречи со Свидригайловым? (выписать из романа);

3 ряд: Ответить на вопрос: в чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Индивидуальное сообщение: «Образы деловых владык жизни. Петербург - город мелких и крупных хищников».

Приложение к уроку - карточки для самостоятельной работы

Карточка № 1

Во время работы над второй редакцией романа писатель сделал такую запись: «Главная анатомия романа. После болезни и проч. Непременно поставить ход дела на настоящую точку и уничтожить неопределенность, т. е. так или этак объяснить все убийство и поставить его характер и отношения ясно».

1. Уничтожил ли писатель в окончательной редакции романа неопределенность, связанную с объяснением убийства? Или верно обратное?

2. Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Карточка № 2

«Многие герои Достоевского, совершившие выбор. Победившие в себе растерянность и рассыпанность, попадают под неограниченную власть совершенного ими выбора.

Идея, к которой они свободно и вольно пришли, которую приняли они осознанным хотением, вдруг начинает развивать в себе какие-то динамические вихри, какую-то силу, которой противостоять нельзя.

Свободный человек становится рабом им выбранной идеи. Он как бы одержим ею. Она владеет им абсолютно и отъединяет его не только от лица фактов, от реальной жизни, но и от мира других людей».

Е. Ю. Кузьмина-Караваева. Достоевский и современность. 1929.

1. Можно ли эту характеристику героев Достоевского отнести и к изображению Раскольникова?

2. В каких сценах особенно?

3. Дайте свой комментарий к одной из таких сцен.

Карточка № 3

Можно ли сказать, что уже в первой части романа начинается опровержение идеи Раскольникова? В чем оно заключается?

Карточка № 4

«Раскольников, в отличие от Наполеона, думал оправдать про литую им кровь...» (В. Я. Кирпотин)

1. С чем связано и насколько логично появление Наполеона в романе?

2. Как и чем хотел оправдать Раскольников пролитую им кровь? Удается ли это герою?

Карточка № 5

«Если трагедия Раскольникова - лишь трагедия совести, то как понять, что он, дважды убивший, грозится вновь обрушить топор на человеческую голову... И еще хуже...» (В. Я. Кирпотин)

1. На чью же голову грозится Раскольников «обрушить топор» уже после совершения преступления? Чем это вызвано?

2. На что еще был готов Раскольников?

3. В самом деле, «как понять» такую «трагедию совести» героя Достоевского?

Карточка № 6

Е. Старикова так объясняет причину преступления Раскольникова: «...на протяжении всего романа: ужас добить и подлость примириться. И нет выхода для человека. И потому - трагедия».

1. Можете ли вы согласиться с тем, что противоречие между ужасом убийства и подлостью примирения не дает покоя Раскольникову «на протяжении всего романа»? Обоснуйте ответ.

2. Может ли убийство свидетельствовать о невозможности примирения с действительностью? Не доказывает ли Достоевский на примере других героев романа третий путь разрешения данной проблемы?

Информация для учителя

Изъян, трещина, из-за которой, по-моему, все сооружение этически и эстетически разваливается, находится в 10-й главе четвертой части. В начале сцены покаяния убийца Раскольников открывает для себя благодаря Соне Новый Завет. Она читает ему о воскрешении Лазаря. Что ж, пока не плохо. Но затем следует фраза, не имеющая себе равных по глупости во всей мировой литературе: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». «Убийца и блудница и «вечная книга» - какой треугольник! Это ключевая фраза романа и типично Достоевский риторический выверт. Отчего она так режет слух? Отчего она так груба и безвкусна?

Я полагаю, что ни великий художник, ни великий моралист, ни истинный христианин, ни настоящий философ, ни поэт, ни социолог не свели бы воедино, соединив в одном порыве фальшивого красноречия, убийцу - с кем же? - с несчастной проституткой, склонив их столь разные головы над священной книгой. Христианский Бог, как его понимают те, кто верует в христианского Бога, простил блудницу девятнадцать столетий назад. Убийцу же следовало бы прежде всего показать врачу. Их невозможно сравнивать. Жестокое и бессмысленное преступление Раскольникова и отдаленно не походит на участь девушки, которая, торгуя своим телом, теряет честь. Убийца и блудница за чтением Священного Писания - что за вздор! Здесь нет никакой художественно оправданной связи. Есть лишь случайная связь, как в романах ужасов и сентиментальных романах. Это низкопробный литературный трюк, а не шедевр высокой патетики и набожности. Более того, посмотрите на отсутствие художественной соразмерности. Преступление Раскольникова описано во всех гнусных подробностях, и автор приводит с десяток различных его объяснений. Что же касается Сони, мы ни разу не видим, как она занимается своим ремеслом. Перед нами типичный штамп. Мы должны поверить автору на слово. Но настоящий художник не допустит, чтобы ему верили на слово.

Почему Раскольников убивает? Причина чрезвычайно запутанна.

Если верить тому, что довольно оптимистично хочет доказать Достоевский, Раскольников был прекрасным молодым человеком, преданным, с одной стороны, семье, с другой - высоким идеалам, способным к самопожертвованию, до великодушным, усердным, однако слишком мнительным и гордым - настолько, что готов был полностью замкнуться в себе, не нуждаясь в каких-либо сердечных отношениях. Этот очень добрый, великодушный и гордый молодой человек отчаянно беден.

Почему Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру? Очевидно, чтобы избавить свою семью от бедности, спасти сестру, которая собирается выйти замуж за богатого и желая помочь ему закончить университет. Но он совершает это убийство еще и для того, чтобы доказать себе, что он не обыкновенный человек, подчиняющийся неизвестно кем выдуманным нравственным законам, а личность, способная создать свой собственный закон, выдержать всю тяжесть моральной ответственности, муки совести и во имя благой дели (помощь семье, собственное образование, которое позволит ему облагодетельствовать человечество) избирающая злодейские средства (убийство) без ущерба для душевного равновесия и достойной жизни.

Он убивает еще и потому, что, согласно излюбленной идее Достоевского, распространение материалистических идей нравственно опустошает человека и может сделать убийцей даже положительного юношу, так что он легко пойдет на преступление при неудачном стечении обстоятельств. Обратите внимание на фашистские идеи, которые развивает Раскольников в своей «статье человечество состоит из двух частей, толпы и сверхчеловека, большинство должно повиноваться установленным нравственным законам, но одиночкам, вставшим над толпой, должна быть дана свобода устанавливать свои законы. Сначала Раскольников заявляет, что Ньютону и другим великим ученым следовало бы принести в жертву сотни человеческих жизней, окажись эти человеческие жизни помехой на пути к их открытиям. Позже он почему-то забывает об этих благодетелях рода человеческого, сосредоточив свое внимание на совершенно ином идеале. Все его тщеславные устремления сосредоточены на Наполеоне, в котором он видит сильную личность, правящую толпой, посмевшую подобрать власть, только и ждущую того, кто «посмеет». Так незаметно происходит скачок от честолюбивого благодетеля человечества к честолюбивому тирану властолюбцу. Перемена, достойная более тщательного психологического анализа, чем мог предпринять вечно торопившийся Достоевский.

Еще одна излюбленная идея заключается в том, что преступление доводит преступника до душевного ада, неизбежного удела всех злодеев. Одинокие внутренние страдания, однако, к искуплению не ведут. Искупление приходит лишь через страдание на людях, вынесенное на суд общества, через намеренное самоуничижение и позор на глазах у ближних - только они могут принести страдальцу прощение, искупление, новую жизнь и тому подобное. Таков путь, который должен пройти Раскольников, но вернется ли он к преступлениям - неведомо. Вспомните его идею о свободной воле, о преступлении, совершаемом во имя самого преступления, о праве самому создавать для себя нравственные законы.

Удалось ли Достоевскому внушить ко всему этому доверие? Сомневаюсь.

Прежде всего, Раскольников - неврастеник, а искаженное восприятие любой философской идеи не может ее дискредитировать. Достоевский скорее бы преуспел, сделав Раскольникова крепким, уравновешенным, серьезным юношей, сбитым с толку слишком буквально понятыми материалистическими идеями. Но Достоевский прекрасно понимал, что из этого ничего не получится, что если бы даже подобный уравновешенный молодой человек проникся нелепыми идеями, перед которыми не устояла слабая психика Раскольникова, здоровая человеческая природа удержала бы его от умышленного убийства. Ибо отнюдь не случайность, что все преступники у Достоевского (Смердяков в «Братьях Карамазовых», Федька в «Бесах», Рогожин в «Идиоте») не в своем уме.

Чувствуя слабость своей позиции, Достоевский притягивает всевозможные мотивы, чтобы подтолкнуть Раскольникова к пропасти преступных искушений, которая, как мы обязаны верить, разверзлась перед ним стараниями немецкой философии. Унизительная бедность, не только его собственная, но и горячо любимой сестры и матери, готовность сестры к самопожертвованию, низость и убожество намеченной жертвы - такое обилие попутных причин показывает, что Достоевский и сам чувствовал шаткость своих позиций. Кропоткин очень точно заметил: «За изображением Раскольникова я чувствую самого Достоевского, который пытается разрешить вопрос: мог ли бы он сам или человек вроде него быть доведен до совершения преступления, как Раскольников, и какие сдерживающие мотивы могли бы помешать ему, Достоевскому, стать убийцей. Но дело в том, что такие люди не убивают».

Я согласен с тем, что «...люди вроде судебного следователя или Свидригайлова принадлежат к области романтического изобретения». Я пошел бы дальше и добавил к ним Сонечку Мармеладову. Соня ведет свое происхождение от тех романтических героинь, которым не по своей вине пришлось жить вне установленных обществом рамок и на которых общество взвалило все бремя позора и страданий, связанных с их образом жизни. Эти героини никогда не переводились в мировой литературе с тех пор, как в 1731 г. добрый аббат Прево вывел их в образе Манон Леско гораздо более изысканном и потому более трогательном. У Достоевского тема падения, унижения не покидает нас с самого начала, и в этом смысле сестра Раскольникова Дуня, и пьяная девочка, мелькнувшая на бульваре, и добродетельная проститутка Соня - все они сестры из единой семьи заламывающих руки героинь.

Страстная убежденность Достоевского в том, что физическое страдание и смирение исправляют человеческую природу, коренится в его личной трагедии: должно быть, он чувствовал, что живший в нем свободолюбец, бунтарь, индивидуалист изрядно стушевался за годы, проведенные в Сибири, утратил природную непосредственность, но упорно считал, что вернулся оттуда «исправленным».

Вот бог поверженный лежит -

Он пал, и низко пал.

Мы для того и строили

Повыше пьедестал.

Фрэнк Герберт

Роман "Преступление и наказание" был написан в 1866 году. Шестидесятые года девятнадцатого века были очень бурными не только в политическом плане, но и в области мышления: рушились вековые моральные устои общества. Очень широко проповедовалась теория Наполеонизма. Молодые люди думали, что им позволено всё. "За одну жизнь - тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерь и сотня жизней взамен - да ведь тут арифметика!". Конечно, в реальной жизни никто никого не убивал, а только думал об этом - в шутку. Достоевский довёл эту теорию до апогея, чтобы посмотреть, что получилось. А получилось вот что: несчастный, не понимающий своей ошибки, одинокий человек, мучающийся духовно и физически. Таким нам предстаёт Раскольников.

Если обратиться к воспоминанию Раскольникова о детстве (сон), то мы видим доброго, чувствительного мальчика, который пытается спасти умирающую лошадь. "Слава богу, это только сон! Но что это? Уж не горячка ли во мне начинается: такой безобразный сон!" - говорит Раскольников, проснувшись. Он уже не может представить себя таким, для него этот мальчуган - "тварь дрожащая, вошь". Но что так изменило Раскольникова? Причин множество, но их можно свести к нескольким, более общим.

Первой, наверное, назовём время, в котором жил Раскольников. Сама эта пора подталкивала к переменам, протестам, бунтам. Наверное, каждый молодой человек тогда (да и сейчас!) считал себя спасителем мира. Время является первопричиной действий Раскольникова.

Второй причиной стоит назвать город Петербург. Вот что пишет о нём Пушкин:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Скука, холод и гранит.

В "Преступлении и наказании" Петербург - город-вампир. Он пьёт жизненные соки из людей, которые туда приезжают. Так случилось и с Раскольниковым. Когда он только приехал учиться, он ещё оставался тем славным мальчиком из детства. Но проходит время, и гордо поднятая голова опускается всё ниже и ниже, город начинает душить Раскольникова, ему хочется вздохнуть полной грудью, но он не может. Интересно, что за весь роман Петербург только однажды предстаёт перед Раскольниковым частичкой своей красоты: "Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина..." Но величественный вид Исаакиевского собора и Зимнего дворца нем для Раскольникова, для которого Петербург это его каморка - "шкаф", каморка - "гроб". Именно Петербург во многом повинен в романе. В нём Раскольников становится одиноким и несчастным, в нём он слышит разговор офицеров, в нём, наконец, живёт виноватая в своём богатстве старушка.

Покопавшись в основных социальных причинах бунта, стоит взяться за философские и психологические. Здесь первой стоит назвать, конечно, характер Раскольникова: гордый, даже тщеславный, независимый, нетерпеливый, самоуверенный, категоричный... да мало ли можно подобрать определений? Из-за своего характера Раскольников попал в такую яму, из которой мало кто сможет выбраться...

Когда Раскольников только разрабатывал свою теорию, он, ещё не подозревая, уже относил себя к Людям с большой буквы. Дальше - больше. Находясь в постоянном одиночестве, он только и делал, что думал. Так, он сам себя обманывал, убеждал в том, чего нет. Интересно, что в начале он оправдывает себя, как и многие молодые люди, благородной целью помочь другим. Но после совершения преступления Раскольников понимает, что убил-то он не для помощи другим, а для себя. "Старуха была только болезнь... я переступить поскорее хотел... Я не человека убил, а принципы убил. Принципы убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался", "...мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею..." Интересно также, что Раскольников до самого конца считал себя единственно правым. "Ничего, ничего не поймут они, Соня, и недостойны понять", "...может, я ещё человек, а не вошь и поторопился себя осудить. Я ещё поборюсь".

Близкие Раскольникова понимали его лучше, чем он - сам себя. "Ведь он никого не любит; может, и никогда не полюбит!" - говорит Разумихин. "А шельма, однако ж, этот Раскольников! Много на себе перетащил. Большою шельмой может быть со временем, когда вздор повыскочит, а теперь слишком уж жить ему хочется", - говорит Свидригайлов."Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдёт. Ну, и найдите, и будете жить", - говорит Порфирий Петрович. "Она [Соня] знала к тому же его тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие".

Неверие. Именно этим словом хочет и обосновать поступок Раскольникова Достоевский. Об этом свидетельствует Соня, "персонаж номер два", истинно верующая и живущая этим, поднявшаяся за счёт этого много выше, чем Раскольников. Об этом говорит и фамилия главного персонажа. Об этом свидетельствуют многочисленные намёки и "раскавыченные" цитаты из Священного Писания, скрытые евангельские образы. Ведь Бог означает не просто веру во что-то сверхъестественное, но и присутствие минимальных моральных устоев. А это так необходимо в эпоху перемен и бунтов, чтобы удержать человека на плаву, не сбить с "пути истинного"!

"Если существо уже стало кем-то, оно умрёт, но не превратится в собственную противоположность", "между людьми и богами нет резкой грани: люди становятся богами, а боги превращаются в людей" - эти строчки были написаны много позже, и это доказывает, что в какое бы время мы ни жили, темы для романов остаются одни и те же: где проходит граница между fas и nefas (дозволенное и недозволенное).

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

В центре внимания Ф. М. Достоевского — страшная действи-тельность России середины XIX века, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, задыхающейся от сознания своего бессилия и бунтующей. Таким героем в романе «Преступление и наказание» является Ракольников.

Провидчески предугадал великий писатель появление бунтарс-ких идей, взрывающих старые представления и нормы поведения людей. Такой была идея, которую в долгих муках выносил Рас-кольников. Его задача — встать над миром, добиться «власти над всем людским муравейником». «Тварь ли я дрожащая» или «право имею» — такова мучительная дилемма, стоящая перед героем. Убий-ство старухи-процентщицы становится способом разрешения всех противоречий.

Каковы же социальные истоки такого образа мыслей? Достоев-ский, представляя своего героя, сразу, на первой странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек выходит не из ком-наты, а из коморки, которую в дальнейшем автор сравнивает с шка-фом, сундуком, фобом, описывает ее убожество, подчеркивая край-нюю нищету ее обитателя: «он был задавлен бедностью», как пи-шет Достоевский.

Об истоках бунта Раскольникова в символической форме рас-сказывает сон о забитой лошади, который он видит перед пре-ступлением. Во-первых, этот протест против убийства, бессмыс-ленной жестокости, сочувствия чужой боли. Все это свидетель-ствует о тонкой, ранимой душе героя. Во-вторых, сон восприни-мается как сражение существующих порядков. Несправедлива жизнь, фуба, жестока, ее хозяева-седоки погоняют несчастных забитых кляч.

Философию Раскольникова автор прямо соотносит с деятель-ностью Наполеона. Именно в нем часть молодежи начала XX века находила пример яркой личности, поднявшейся из низов к верши-нам власти. «Я хотел... Наполеоном сделаться», — говорит Расколь-ников Соне. Наполеон близок Раскольникову способностью идти по трупам своих соплеменников ради самоутверждения. Кроме того, у философии Раскольникова есть источник и более близкий. Силь-ная натура героя с молодой нетерпеливостью ринулась в крайность офицания, ибо надо было «сейчас же, и поскорее» решиться «хоть на что-нибудь». Разум Раскольникова офицает безобразное уст-ройство человеческих отношений, а заодно и все другие стороны жизни. Он готов счесть «подлецами» весь род человеческий и исхо-дя из этого совершать свои поступки.

Да, это нигилизм, но даже не в базаровских размерах, а в самом крайнем своем развитии, нигилизм фагический. В офицании Рас кольников идет до последней точки — до решения совершить по-ступок наделе, а не на словах офицающий эту жизнь.

Идея, ложная в своей основе, развенчивается изнутри — через сфадания несчастного. Раскольников понимает, что путем преступ-ления ничего нельзя изменить. Роман написан так, что все собы-тия не только поражают читателя, но и убеждают своей большой и фагической правдой.


Похожие сочинения
  • | Просмотров: 10849
  • | Просмотров: 356

Сочинения по литературе: Социальные и философские истоки бунта родиона раскольникова

Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведения Н. В. Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Мы можем с полным правом отнести эти слова к произведениям самого Достоевского, которые пронизаны беспокойными и беспокоящими мыслями. «Преступление и наказание» - это роман о России, переживающей эпоху глубоких социальных и нравственных потрясений. Это роман о герое, вместившем в свою грудь все страдания, боли и раны своего времени.

«Герой современности» - Родион Раскольников - молодой человек, наделенный от природы умом, способностью к состраданию, и потому так остро воспринимающий страдания и боль других, болезненно реагирующий на проявления несправедливости и подлости человеческой. Скитаясь по Петербургу, Родион видит страшные сцены отчаяния, унижения, опустошения и озлобленности людей, муки тех, кто действительностью, основанной на власти денег, обречен на нищету, пьянство и, в конечном итоге, гибель. Герой романа готов стать в определенном смысле мстителем за обездоленных и униженных.

Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты и позора. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления.

К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных.

Чуткая и ранимая душа Раскольникова переполняется живой болью за человека, он глубоко уязвлен ужасом и нелепостью окружающей действительности, потому и зреет в его душе бунт, потому и рождается его идея. И потому он мучается, мечется по петербургским улицам, ведет какую-то лихорадочную, «ненормальную» жизнь: «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Давно уже зародилась в мозгу его мысль о том, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса может быть разрешено и даже оправдано убийство, «кровь по совести», как называет это герой романа. А посещение ростовщицы, у которой он, почти умирая с голоду, вынужден был заложить колечко - подарок сестры, только обострило эту убежденность. Старуха, наживающаяся на чужом горе, вызвала в его душе непреодолимую ненависть и отвращение. Разговор студента с офицером об этой «глупой, ничтожной, злой... и всем вредной» процентщице, случайно услышанный им в трактире, окончательно утвердил его в мысли, что на общих весах жизнь этой старушонки ничто по сравнению с тысячами других жизней. А ее деньги «обреченные в монастырь» могут спасти многих погибающих, умирающих от голода и порока. «Убить такую вредную старуху - воспротивиться злу и восстановить справедливость!» - решает Раскольников.

Олицетворением социального зла становятся для Родиона Лужин - преуспевающий, жадный и циничный делец, испорченный властью денег, воплощающий в себе пошлость и эгоизм, и

Богач Свидригайлов, развратник, преследующий беззащитных жертв (в том числе и сестру Раскольникова).

Толкает Раскольникова на преступление и его желание решить проблему этическую: можно ли, переступив закон, прийти к счастью? Оказывается, нет. После совершения преступления появляются страдания, терзания, муки. Где уж тут думать о всеобщем счастье, если и личного не достичь. Он так и говорит своей сестре: «...если б только я зарезал из того, что голоден был..., то я бы теперь... счастлив был!»

Главным и самым значимым в произведении оказывается теория, разработанная героем. Поскольку мир, который он видит вокруг себя, страшен, уродлив, и принять его, примириться с его законами невозможно и противоестественно, а в возможность излечить болезни своего «смутного» трагического времени он не верит, то единственный способ - стать выше этого «муравейника». «Обыкновенные» люди «живут в послушании» и «обязаны быть послушными». Это ненужность, принимающая любой порядок вещей. «Необыкновенные» люди - разрушители такого порядка - переступают закон. Родион хочет стать выше обычаев и морали окружающего мира, доказать, что «не тварь дрожащая», а «право имеет». Стать выше мира для Родиона Раскольникова - значит стать человеком, обрести истинную свободу, а на такое способны лишь поистине «необыкновенные» люди, единственно достойные именоваться людьми. Все бремя неприятия, бунта «гордого человека», необыкновенной личности, Раскольников возлагает на одного себя, на свою личную энергию и волю. Или послушание и подчинение или бунт - третьего, по его мнению, не дано.

Таким образом, Раскольников хочет переступить не только нравственные и социальные, но и физические законы, сковавшие человеческую природу. Но кроме главной теории герой романа выстроил и вторую, более благородную, смягчающую резкость первой. Он решил, что на похищенные у процентщицы деньги будет помогать другим людям, спасать «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Но его мучает вопрос: способен ли он быть настоящим человеком, имеющим право сломать, способен он лично на бунт-преступление? Сможет ли он переступить через убийство, пусть Даже и ради великой благой цели?

Таковы в общих чертах социальные и философские истоки бунта главного героя романа Ф. М. Достоевского, который, по словам автора, «сознает и судит мир и человека - в этом и обаяние его личности». Но преступление, совершенное героем романа, стало тем самым экспериментом, который сразу же показал несостоятельность его теории преступления, показал, что «тою же дорогою идя» Родион Раскольников уже «никогда более не повторил бы убийства».

Конспект урок литературы (лекции) в 10 классе

Автор разработки: Бондаренко Сергей Иванович
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МКОШИ «Алеховщинская школа-интернат», с.Алёховщина Ленинградской области
Урок «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова» в 10 классе представляет собой урок-лекцию. Учитель может использовать материал урока в качестве своеобразного «раскольниковедения»: и введения в один из оригинальнейших образов русской литературы, и как вариант системной характеристики литературного героя, и как разговор о вечных мировоззренческих концептах – о «совести», «гордости», «сострадании», «одиночестве», «жертвенности», «власти», «преступлении» и многих других. Поэтому материал урока может быть использован учениками в качестве подготовки к сочинению в рамках ЕГЭ, а также в подготовке итогового выпускного сочинения за курс средней школы. Особенно если учесть, что 2016 год – это год 150-летия выхода в свет романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.

Урок литературы (лекция) в 10 классе
Цели урока:
Дидактические:
- Дать представление о своеобразии характера Раскольникова. Помочь усвоить социальные и философские мотивы его преступления.
Воспитательные:
- Проникнуться сложностью и катастрофичностью ситуации выбора «быть или не быть», ситуации жизненного тупика (ситуация «порога»).
Развивающие:
- Развивать умения сравнивать, проводить аналогии жизненных явлений, выводить жизненные факты на уровень мировоззрения, философских проблем.
Эпиграф:
Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты Бог или злодей.
М.Ю. Лермонтов «1831-го июня 11 дня»

I.Вступление.

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА РАСКОЛЬНИКОВА.

1.Трудно понять роман, особенно Раскольникова (вы об этом писали в первоначальных отзывах).
Таится возможность упрощенного подхода: Умный бедный студент Раскольников, не преступник по натуре, убил старуху – процентщицу, но не выдержал мук своей совести, донес на себя и был осужден на каторжные работы, - так кратко передал тему романа известный критик Д.И. Писарев.
Ученики признаются, что им трудно читать и понимать роман. «Читать Достоевского очень трудно, и с первого раза многого не понимаешь и даже понимаешь все наоборот, особенно насчет Раскольникова».
Вот и попытаемся понять кое-что «насчет Раскольникова»
2. Кто такой Раскольников?
Каковы существенные свойства его характера, натуры?

Гордость, но и совестливость, сострадание.
Ум, глубокий и аналитический, но и сердечность, душевность.
Максимализм: Настасья: «А тебе бы сразу весь капитал?»
Раскольников: «Да, весь капитал.»
Раскольников моралист: Справедливость здесь и сейчас, а иначе зачем жить?
Раскольников нонконформист (не приспособленец)
Аналогии (сходства) в мировой литературе – вечные образы.
Гамлет: Быть или не быть?
(Офелия, кстати, называла Гамлета «гордый ум»).
Вспомним монолог Гамлета:
Что благородней духом – покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством? Умереть, уснуть…
Сравните: Раскольников: «Или отказаться от жизни совсем…»
Автор о Раскольникове: «Он был молод, отвлеченен и, стало быть, жесток» (с Соней).
Гордость Раскольникова. Порфирий Петрович говорит Раскольникову: «Я ведь Вас за кого почитаю? Я Вас почитаю за одного из тех, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять с улыбкой смотреть на мучителей – если только веру иль Бога найдет…»
В.И.Даль: Гордый – надменный, высокомерный; кто ставит себя самого выше прочих. (Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать).
Сюжетная линия романа «Раскольников – Соня» соотносится как «Гордость – смирение», «сатана – Бог».
В.И.Даль: «Во всякой гордости чёрту много радости.»
Сострадание, жалость, сердечность, душевность Раскольникова.
Раскольников отдает последние копейки – Мармеладову после первого (случайного!) знакомства.
Ум, логика Раскольникова. Порфирий Петрович о нем.:«долго себя не морочил, разом до последних столбов дошел». Свидригайлов о Раскольникове: «Сознавать много можете, много…ну да вы и делать-то много можете»
Подтверждением максимализма Раскольникова может служить разговор Раскольникова с кухаркой Настасьей (Iч., гл.3). Чтение эпизода от слов «Когда щи были принесены и он принялся за них…» до слов «Да, весь капитал, - твердо отвечал он помолчав».
Вывод: Раскольников – не обычный, бедный студент, а личность незаурядная, масштабная. Это мыслитель, философ, человек, пытающийся, как Гамлет, взвалить на себя непосильную задачу переделки мира: «Взять все за хвост, да и сбросить к черту!»
II.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.

Что же привело Раскольникова к бунту против существующего мира?
В одном из исследований романа читаем: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления. Разгадка мотивов преступления отодвинута и превращена в сюжетную тайну».
Итак, каковы мотивы, причины преступления Раскольникова?
Для Д.И. Писарева «тайны», например, не было: «Причины преступления не в мозгу, а в кармане». На это ответил сам Раскольников. Он признается Соне: «Если б только я зарезал из-за того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был…» (ч.V, гл.4).
Итак, какие причины главные: социальные (условия жизни, бедность, притеснения, страдания и т.п.) или «головные», умственные, философские.
И те, и другие, безусловно. Роман Достоевского - книга великой боли за человека. Разрешение главных и последних вопросов жизни. В записях к роману читаем: «Перерыть все вопросы в этом романе».
Проследим некоторые социальные мотивы преступления Раскольникова, рассмотрим события, ускоряющие осуществление необычной идеи Раскольникова:
1.Обстоятельства жизни Раскольникова
«Он был задавлен бедностью». Разумихин: «не студент, уроков и костюма лишился». Из университета исключен, какую уж неделю хозяйке за квартиру и еду не платит, постоянные угрозы выбросить из комнатенки. «Лохмотья» вместо одежды.
Комнатенка Раскольникова, «коморка» - под самою кровлей 5 этажа дома походила более на шкаф, чем на квартиру; ее называют «гроб», место, где и оттачивались его злобные мысли.
«Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека… что, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице».
Петербург нищих, Сенная и вокруг. Распивочные, вонь. Образ жары, духоты, отсутствия воздуха – из главных в романе.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня всюду известка, леса, кирпичи, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».
«Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху – с. Прежде всего!»
Воздух, свободное дыхание – символ самой жизни.
2. Встреча с Мармеладовым.
Разговор с Мармеладовым, знакомство с его семьей. После «пробы» Раскольников возвращается к себе, духота, зашел в трактир. Пьяненький Мармеладов, история жизни, работа и потеря ее. Соня, старшая дочь от первого брака. Екатерина Ивановна вышла за Мармеладова по необходимости с тремя детьми: «Ибо некуда было идти».
«Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти». И далее Мармеладов говорит: «Бедность не порок, это истина. Но нищета - порок».
«Много ли может, по вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать? Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна.»
Зачитать эпизод «жертвы» Сони (ч.I, гл.2) от слов: «А тут ребятишки голодные…» до слов: «…а я лежал пьяненькой-с.» И затем прочитать монолог Мармеладова о жалости и прощении.
Раскольников отвел Мармеладова домой и все оставшиеся копейки отдал.
3. Письмо матери.
История Дуни и притязаний Свидригайлова. Оскорбление гордой девушки. «Под проливным дождем 17 верст на телеге с мужиком». А до этого Дуня взяла 100 рублей вперед, из них 60 рублей посланы Родиону. Дуня – Лужин. Брак по расчету. Жертва - и опять Родион.
Мать и та понимает: «Дуня.. девушка твердая, благородная, терпеливая и великодушная (и тут же) конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет, но Дуня девушка умная, благородная.. составит счастье мужа.»
Мечты матери и Дуни помочь Родиону замужеством Дуни.
«Ты у нас всё – вся надежда наша и упование».
Раскольников после чтения письма – слезы, бледность, судороги и «тяжелая, железная, злая улыбка змеилась по его губам»
Письмо матери его измучило: «Не бывать этому браку, пока я жив!» Буря чувств и слов. Раскольников понял главное: Дуня себя выдает (продает), чтобы помочь брату. «Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает…. за брата, за мать продаст!»
«Сонечкин жребий» – «вечная Сонечка, пока мир стоит!»
«Не бывать тому, пока я жив, не бывать! Не принимаю!»
И тут же – зачитать ответ Раскольникова самому себе: «Не бывать? А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать» до слов «…ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…»
Где выход? – «Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь или… Или отказаться от жизни совсем?» (Тупик).
4. Девочка на бульваре
Раскольников встречает девушку на бульваре. Девочка 15-16 лет, хорошенькая, но в разорванном платье, пьяная.
Ее караулил жирный франт – «Эй вы, Свидригайлов, - кричит ему Раскольников. - Вам чего тут надо – убирайтесь!» Раскольников бросается в драку. Городовой разнял. Раскольников все объяснил: «Напоили … обманули. Дело ясное.» Городовой: «Ах, жаль-то как! Совсем еще ребенок. Обманули, это как раз.»
Раскольников отдает городовому последние 20коп. для того, чтобы тот доставил девушку домой. И тут же сожалеет об этих деньгах. (Размышления Раскольникова - зачитать)
III.

ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.

Факты бесчеловечной и несправедливо устроенной жизни можно множить. Есть, например, совершенно потрясающий эпизод «Сон Раскольникова». В нем – борьба двух начал: добра и зла. После сна тело разбито.
- Боже! – воскликнул он, - да неужели ж, неужели ж в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп…. Буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; весь залитый кровью… с топором. Господи, неужели?
- Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей.
Но смириться, привыкнуть к жалкой нищете, разврату, бесправию Раскольников не может уже. Слишком долго, много месяцев он размышлял о жизни, и ему давно стало «все ясно как день, справедливо как арифметика».
1. Мотивы своего преступления, точнее идею, он расскажет Соне. Существующие законы вечны и неизменны, природу человеческую ничем и никогда ни исправить, ни преобразовать невозможно. В своей исповеди Соне он говорит: «Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет, что не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да это так! Это их закон… И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так досель велось и так всегда будет!» (ч.V, гл.4)
2. Что делать? Программа, цель, принцип, идея (можно назвать как угодно). «Что делать? Сломать что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейников! Вот цель!» (ч.IV, гл.4)
3. Тем более что идеи носятся в воздухе. Какие же идеи «носятся в воздухе»?
Идея разумного эгоизма (революционеры-демократы, Чернышевский.) В романе эти идеи воплощают Лужин и Лебезятников.
Идея индивидуализма и крайнего эгоцентризма (М.Штирнер и его книга «Единственный и его собственность»). Вспомните характеристику идей М.Штирнера в учебнике Ю.В.Лебедева.
Идея бонапартизма. В 1865г на русский язык была переведена книга императора Наполеона III «История Юлия Цезаря» – о великой личности, о том, что она неподвластна общим законам. В русской прессе была обширная критика.
Справедливость как арифметика (эпизод «разговор студента и офицера»). Мысль о том, что идеи носятся в воздухе подтверждается эпизодом разговора студента и офицера, который Раскольников случайно подслушал. Кратко изложить этот эпизод (ч.I, гл.5).
Слова студента «За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения…….да ведь тут арифметика» поразили Раскольникова, у него «такие же точно мысли».
Одиночество как многоликий феномен:
- Одиночество – психологическая проблема («мономания», как говорили Зосимов и Разумихин).
- Одиночество – социальная проблема («некуда больше идти…»)
- Одиночество – философская проблема (один – «ветошка», «тварь дрожащая» - самоуничижение до самоубийства; или самовозвеличивание до «право имею» - Наполеон, Ликург, Магомет, Законодатель)
Мы все глядим в Наполеоны.
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Бунт. Безусловное и бесконечное отрицание.
Мира вашего не принимаю. «Не могу молчать!» (Л.Н.Толстой)
Раскольников перефразировал бы Толстого: «Не могу принять!» Сам себе закон и оправдание: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Вызревает цель: «Свобода и власть! А главное – власть…»
Теория Раскольникова.
В «Записной тетради» Достоевского есть такая запись о Раскольникове: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм – его черта».
Несколько месяцев назад Раскольников даже оформил свою идею в виде статьи. Взгляды Раскольникова принято называть «теорией». Вот как основную идею этой «теории» излагает Парфирий Петрович: «Очень, очень оригинально… все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона… А не обыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески переступать закон, собственно потому, что они обыкновенные. Так у вас, кажется, если только не ошибаюсь».
Таким образом, мы исследовали социальные и философские истоки бунта Раскольникова против существующего устройства общества. Ситуации противостояния мыслящего, честного, жаждущего справедливости молодого человека и несправедливо устроенного общества вечна и известна еще с античных времен. На уроке мы вспоминали принца Гамлета, героя трагедии В.Шекспира, создавшего бессмертный образ по исторической хронике 15 века. Но с таким же «успехом» раскольниковские «тупики» переживали люди, например, и в начале, и в конце XX века. В этом глубочайшая современность романа Достоевского.




Top