Первобытный человек и начало его общественного существования. Кратко о первобытном обществе

Раздел - I - Вступительное описание о первобытном обществе кратко
Раздел - II - Первобытное человеческое стадо
Раздел - III - Первобытные охотники
Раздел - IV - Образование рода
Раздел - V - Земледелия и скотоводство древних людей

Интересно осознавать, что ход развития и резкие изменения климата заставили наш род человеческий эволюционировать из полуобезьяны во вполне разумное существо. Большое количество находок в Африке говорят о том, что цивилизованное человечество - это одна из малейших частей всей истории существования нашего вида. Австралопитеки.

Первобытный человек населял Африку предположительно в промежутке между 3,5-1,8 миллионов лет тому назад. В те времена это были маленькие стада полуразумных обезьян , которые назывались австралопитеками -т.е южные обезьяны. Они отличались достаточно большой челюстью, маленьким мозгом, прямой осанкой а так же возможностью держать в своих руках камень или дубину.


Человек умелый (анг.homo habilis) возник около 2,5млн. лет тому назад.Этот первобытный человек характеризовался тем, что имел возможность применять в хозяйстве 1-ые орудия из камня. Каменными орудиями можно было выкапывать корень, охотиться , снимать шкуру убитого животного, рубить ветки и т.д. Именно человека умелого считают главным представителем всего современного человеческого рода. Будучи homo habilis первобытные люди, перемещались на 2-ух ногах. Стая их состояла из нескольких самцов,и предположительно такой же же численности самок. Питались они как животной так и растительной пищей. Разговаривать они еще не могли. Лишь с помощью простых криков и жестов они как-то разговаривали между собой.

Питекантроп.Следующим витком развития первобытного человека считается «человек выправленный» (т.е от англ. homo erectus), питекантроп или обезьяночеловек. Своим внешним видом это существо напоминало все еще животных. Оно было волосатым, с большой челюстью, низким лбом и большой головой. Но питекантроп в отличие от других homo habilis научился не просто выбирать с земли палки и камешки, а самостоятельно их изготавливать. Так возникли различные скребки, острые рубила, которые хорошо помогали рубить корни, ветки, охотится а так же разделывать шкуры животных. Именно во времена питекантропов, первобытные люди научился приспособляться под разные условия климата. Их стоянки были зафиксированы и Африке и в Европе, и в Китае .

А первая стоянка питекантропа была найдена на острове Ява. В период существования homo erectus на землю начали наступать ледники. Стало сильно холодать и уменьшился уровень Мирового океана. Поэтому, многие разрозненные небольшие группки первобытных людей были вынуждены объединяться. Так было легче охотиться и защищать себя от угроз. Примерно в тот же период появился огонь, с помощью которого первобытный человек обогревался. Сообщество питекантропов очень медленно эволюционировало. В этом обществе взрослые начинали обучать младшие поколения охоте и простыми ремеслам, спустя некоторое время зарождался

Первобытно-общинный строй - это самый длительный период в истории развития человечества. Это начало истории развития социального общества - от возникновения человека разумного (около 2 млн. лет назад) и до появления государств и цивилизаций.

Самые древние поселения

Самые давние находки предков Homo Sapiens подтверждают тот факт, что на землях Восточной и Центральной Европы происходил непрерывный процесс эволюции человека. Одно из древних захоронений было обнаружено в Чехии (Пржезлетице). Найденные там останки гоминидов датированы периодом около 800 тыс. лет до н. э. Эти и другие интересные находки подтверждают гипотезу о том, что в нижнем палеолите определенные территории Европы были обжиты предками современных людей.

В период среднего палеолита резко увеличилась рождаемость гоминидов, что согласовывается с большим числом археологических находок останков человекообразных существ, которые жили 150—40 тыс. лет назад. Данные раскопок этого времени связывают с появлением нового типа людей - так называемых неандертальцев.

Неандертальцы

Неандертальцами была заселена почти вся континентальная часть Европы (без северной Англии), севера Восточной Европы и Скандинавии. Первобытное общество тех времен являло собой небольшую группу неандертальцев, живущую большой семьей, занимающуюся охотой и собирательством. Пользовались предки современных людей различными орудиями труда, как каменными, так и выполненными из других природных материалов, например, дерева или костей крупных животных.

История первобытного общества в ледниковый период

Последний ледниковый период начался чуть более 70 тыс. лет назад. Жизнь предков людей резко усложнилась. Наступление холодов полностью изменило первобытное общество, его устои и обычаи. Изменение климата усилило значение огня как источника тепла для древних людей. Некоторые виды животных исчезли или мигрировали в более теплые края. Это привело к тому, что людям требовалось объединяться для охоты на крупного зверя.

В данное время возникает загонная охота, в которой принимает участие большое количество людей. Таким способом неандертальцы добывали оленя, пещерного медведя, зубра, мамонта и других распространенных в те времена крупных зверей. Одновременно развитие первобытного общества распространяется на первые воспроизводительные способы хозяйственной деятельности - земледелие и животноводство.

Кроманьонцы

Процесс антропогенеза завершился приблизительно 40 тыс. лет назад. Сформировался человек современного типа и организовалась родовая община. Тип человека, который сменил неандертальцев, получил название кроманьонца. От неандертальцев он отличался ростом, и большим объемом мозга. Основное занятие - охота.

Жили кроманьонцы в небольших пещерах, гротах, сооружениях, выстроенных из костей мамонтов. Высокий уровень общественной организации этих людей доказывают многочисленные пещерные и наскальные рисунки, скульптуры культового назначения, орнаменты на орудиях труда и охоты.

В эпоху верхнего палеолита в центре и на востоке Европы постоянно усовершенствовались орудия труда. Обосабливаются некоторые археологические культуры, существующие одновременно на протяжении долгого времени. В этот период человек изобретает стрелы и лук.

Родовая община

В эпоху верхнего и среднего палеолита появляется новый тип организации людей - родовая община. Существенными ее признаками являются обрядовые формы самоуправления и общая собственность на орудия труда.

В основном в составе родовой общины находились охотники-собиратели, которые объединялись в ассоциации семей, связанных между собой условиями проживания, семейным родством, общими охотничьими угодьями.

Духовная культура первобытного общества в эту эпоху представляла собой зачатки анимизма и тотемизма, связанных с культом плодородия и магией охоты. Сохранились рисунки, высеченные на камне или нарисованные в пещерах. Первобытное общество оставило потомкам наследие талантливых безымянных художников, чьи рисунки мы можем наблюдать в Каповой пещере на Урале или в пещере Альтамира в Испании. Эти примитивные картины заложили основу для развития искусства дальнейших эпох.

Эпоха мезолита

История первобытного общества меняется с окончанием ледникового периода (10-7 тыс. лет назад). Это событие привело к вынужденному изменению социального развития первобытной общины. Она стала насчитывать около ста человек; охватывала определенную территорию, на которой занималась рыболовством, охотой, собирательством.

В эту же эпоху первобытное общество рождает племя - этническую общность людей с одинаковыми языковыми и культурными традициями. В середине таких сообществ формируются первые органы управления. Власть в первобытном обществе переходит в руки старейшин, которые принимают решения о переселении, строительстве хижин, организации коллективной охоты и прочем.

В военное время власть могла переходить к вождям-шаманам, которые играли роль формальных лидеров племени. Усложнилась система социализации и передачи знаний, умений и опыта молодому поколению. Специфика ведения хозяйства и новые социальные роли привели к появлению парной семьи как самой малой ячейки первобытного общества.

Естественно, нормы первобытного общества не позволяют говорить о семейных отношениях в современном значении этого слова. Такие семьи носили временный характер, их роль состояла в выполнении тех или иных коллективных действий или обрядов. Культура первобытного общества усложнилась, появилась обрядность, которая стала прообразом возникновения религии. Этим же временем датируют первые захоронения, связанные с возникшей верой в загробную жизнь.

Возникновение понятия собственности

Усовершенствование орудий земледелия и охоты привело к изменению мировоззрения и социального поведения людей. Изменился характер труда - стала возможной специализация, то есть определенные люди занимались своими участками работ. Разделение труда в общине стало необходимым условием ее существования. Первобытное общество открыло для себя междуобщинный обмен. Скотоводческие племена обменивались продуктами с земледельческими или охотничьими общинами.

Все вышеперечисленное привело к модификации понятия «собственность». Возникает понимание личного права на предметы быта и орудия труда. Позже понятие собственности перешло на земельные наделы. Усиление роли мужчин в земледелии, структура общинной собственности на землю привела к усилению власти мужчин - патриархату. Патриархальные отношения в совокупности с определением частной собственности - это первые шаги к возникновению государственности и цивилизации.

На сегодняшний день, благодаря трудам археологов, можно восстановить всю историю развития человека. Так как большинство скелетов, относящихся к интересующей нас эпохе было найдено на африканском континенте, ученые признают эту территорию исторической родиной первобытных людей – австралопитеков и, позднее, homo habilis. Каменные орудия труда появились около 2-2.5 млн лет назад, что позволяет историкам считать это время своеобразной точкой отсчета .

В отличие от своих предков, человек «умелый» - использующий примитивные орудия труда – уверенно передвигается на ногах, а кисти его рук могут не только держать камень или палку, но и использовать их, как первые примитивные орудия. Тем не менее, на этом отличия homo sapiens от австралопитека заканчиваются: они так же общаются посредством криков, возгласов и жестов.

Даже через миллион лет существо, которое историки называют «человек выпрямленный», все еще напоминало обезьяну не только внешне – было покрыто шерстью, имело соответствующею форму головы и рук – но и в повадках. Несмотря на это, мозг «человека выпрямленного» значительно увеличился в размерах, что отразилось на его способностях: он мог изготавливать орудия труда, предназначенные для разных целей: ловить и убивать животных, разделывать их тушу, копать землю, тесать деревянные палки.

Благодаря развившимся навыкам человек смог пережить ледниковый период и переместиться с африканского континента на Яву, в Северный и в Европу. «Выпрямленный» человек начал – слонов и оленей – и пользоваться огнем, который обогревал его и защищал от хищных зверей.

Вследствие усложнения деятельности человека, 250 тыс.лет назад появился homo sapiens – «человек разумный» или, как его еще называют, неандерталец. Разумные люди впервые начали использовать высокие пещеры, в которых зимовали медведи. Во-первых, они без особых усилий добывали, таким образом, мясо, а во-вторых, занимали пещеры, в которых впоследствии жили большими группами.

Именно в этом периоде начали складываться прочные родственные отношения. Умерших людей начали хоронить с особыми ритуалами, окружая могилы камнями и цветами. Найденные скелеты позволили ученым определить, что «разумные» люди пытались вылечить больных или травмированных сородичей, делясь с ними пищей и ухаживая за ними.

Обряды и ритуалы были характерны и для повседневной жизни: в пещерах найдены расставленные в особом порядке черепа животных.

Так как невозможно проследить как именно происходило их «превращение» в людей современного типа. По латыни его также называют homo sapiens sapiens или человек «дважды разумный» и связывают его появление с каменным веком. У человека этого вида уже практически не было ничего общего с обезьяной – его руки стали короче, лоб стал более высоким, появился подбородок.

На смену каменным орудиям пришли костяные. Вообще же, в его обиходе насчитывалось около 150 видов орудий для разных целей. Впрочем, кости животных использовались не только для изготовлений орудий труда. Из массивных костей люди строили жилища, носили зубы животных в качестве украшений.

Очевидно, что жизнь людей напрямую зависела от животных: первобытные общины следовали за стадами, мигрировавшими на юг. Для охоты использовали копье и лук, а для строительства первобытных жилищ – не только кости, но и шкуры животных.

Американский историк и этнограф Льюис Морган предложил разделять историю в зависимости от уровня развития хозяйства и материальной культуры на три эпохи: дикость, варварство и цивилизация. Каждая эпоха в свою очередь делится на ступени. Так, низшая ступень дикости начинается с появления древнейшего человека, средняя — с возникновения рыболовства и применения огня, высшая — с изобретения лука и стрел. Низшая сту-пень варварства начинается с возникновения гончарного дела, средняя — с введения скотоводства и поливного земледелия, высшая — с появления железа. Цивилизация делится на античную — со времен Древнего Рима и со-временную.

Однако применительно к истории техники наиболее подходящей является археологическая периодизация, предложенная в 1816 г. датским археологом Кристианом Томсеном . В ее основу положены материалы, из кото-рых выполнены орудия труда. Именно используемые мате-риалы являются важным, а для доисторических времен определяющим критерием материального производства.

Правильность такого подхода отмечал и К. Маркс : «...доисторические времена делятся на периоды на осно-вании естественнонаучных, а не так называемых исто-рических изысканий, по материалу орудий и оружия: каменный век, бронзовый век, железный век» (Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 191). В соответствии с такой пе-риодизацией первобытная история делится на века (камен-ный, бронзовый и железный), века — на эпохи, эпохи — на периоды (ранний и поздний), а периоды на культуры, на-званные по первому месту археологических находок.

Каменный век де-лится на три эпохи: палеолит (от греч. palaios — древ-ний + lithos — камень) — древнекаменный век, мезолит (от mesos — средний) — средний каменный век и неолит (от neos — новый) — новый каменный век. В свою оче-редь древнекаменный век (палеолит) делится на нижний (ранний или древний) и верхний (поздний).

Происхождение и эволюция человека

Первые человекообразные приматы под названием гоминиды (от лат. homo — человек) появились более 10 млн лет назад. Общим предком человека и нынешних чело-векообразных обезьян (шимпанзе, гориллы) считаются дриопитеки (от греч. drys — дерево + pithekos — обезь-яна), что дословно означает — лесные обезьяны. Из это-го антропоида (от гр. anthropoeides — человекообраз-ный), согласно версии специалистов, выделилась ветвь наиболее крупных особей, которые, очевидно, не выдер-живая конкуренции на деревьях, предпочли спуститься на землю.

Биологическое развитие одних, из которых, в частно-сти произошли современные гориллы, пошло по пути увеличения размеров тела и физической силы, позволив-ших им бороться за свое существование. А из более прогрессивной ветви дриопитеков, мозг которых стал развиваться быстрее, вышли удабнопитеки (от грузинс-кой местности Удабно) и рамапитеки (от Рама — героя индийской мифологии), облик которых был еще более сходным с человеческим.

Дальнейшее развитие антропоидов привело к тому, что некоторые из них начали передвигаться на задних конечностях, что освободило передние для использования подручных предметов, а вертикальное положение расши-рило кругозор и интенсифицировало развитие головного мозга. Таким образом, примерно 4 млн лет назад, на аре-ну жизни вышли австралопитеки (от лат. australis — южный), которые передвигались на задних конечностях, охотились на животных и питались мясной пищей. Пос-ледняя, благодаря большей питательности и лучшей усвояемости, способствовала их ускоренному развитию, особенно головного мозга. Так возник вид «человека прямо-ходящего» (Homo erectur ).

Австралопитеки еще не умели ничего производить сами, они лишь приспосабливались к среде обитания с помощью природных орудий (камней и палок), то есть по уровню своего интеллектуального развития они не на-много отличались от современных человекообразных приматов. Решающим в становлении человека (антропо-генезе) и выделении его из остального животного мира как «человека умелого» (Homo habilis ) стал переход к из-готовлению орудий. Как отмечал Ф. Энгельс: «... ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа... Труд начинается с изготовления орудий» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 487, 491).

Наиболее древним из всех известных первобытных людей считаются питекантропы (от греч. pithekos + anthropos — человек), что в буквальном смысле означа-ет — обезьяночеловек. Питекантропы населяли землю около 500 тыс. лет назад и создали дошелльскую культу-ру раннего палеолита. В черепе питекантропа сочетались специфические черты как обезьяны, так и человека, при-чем объем его мозга был в 1,5-2 раза больше, чем у со-временных человекообразных обезьян. Так что питекан-тропы могли не только пользоваться камнями и палками, но и изготовлять примитивные орудия труда, намеренно разбивая одни камни с помощью других и выбирая наиболее подходящие обломки.

Формирование человека происходило в различных, природных условиях, что не могло не отражаться на характере его деятельности и применяемых орудиях. Из-менение климата было связано с перемещением ледни-ков, которые периодически наступали и отступали. В шелльскую эпоху климат был очень теплым, растительность вечнозеленой, водились теплолюбивые животные.

Увеличение оледенения и заметное похолодание проис-ходило в ашёлье, но самое длительное и значительное — в мустье. На следующей, более высокой по сравнению с питекантропом стадии развития находился синантроп (от лат. Sina — Китай), что буквально переводится «ки-тайский человек». Синантропы обитали около 400-150 тыс. лет назад, в шелльский и ашёльский периоды ран-него палеолита, уже умели изготовлять каменные, костя-ные и деревянные орудия и утварь, а также владели чле-нораздельной речью.

Еще более развитыми были неандертальцы , останки которых были впервые найдены в Германии, в долине Неандерталь. Они населяли землю около 200-45 тыс. лёт назад, в мустьерскую эпоху раннего палеолита. Невысоко-го роста, сильные и мускулистые, они сумели хорошо при-способиться к суровым условиям того времени. Основным оружием неандертальцев было копье, а важнейшим заня-тием — коллективные способы охоты, объединявшие всех членов группы. Самым главным достижением неандер-тальского человека было овладение искусством добывания огня трением (сверлением) и ударом (высеканием искр).

В заключительный, мустьерский период раннего па-леолита землю населяли кроманьонцы , останки которых были впервые обнаружены в гроте Кро-Маньон во Фран-ции. Мозг кроманьонцев, если судить по строению чере-па, практически уже не отличался от мозга современного человека, а руки были способны выполнять самые раз-личные трудовые операции, в том числе и очень сложные. Поэтому кроманьонцев и всех людей, населяющих землю после них, принято считать Homo sapiens — человеком разумным, то есть мыслящим.

Определенное представление об уровне интеллекту-ального развития дают данные о вместимости черепа, со-ответствующие объему мозга: гориллы — 600-685, пите-кантропа — 800-900, синантропа — 1000-1100, современ-ного человека — 1200-1700 см3.

Формирование общественных и производственных отношений в первобытном обществе

Первоначально первобытные люди жили стадами (ордами) в 20—40 человек, отношения в которых были унаследованы от предков (обезьян) и характеризовались индивидуализмом и чисто животным эгоизмом. Стада возглавлялись стихийно выдвинувшимся вожаком. Этот начальный, дородовой этап первобытнообщинного строя, относящийся к эпохе древнего палеолита, назывался «первобытным человеческим стадом». С него началось становление человеческого общества, а переходом от "«стада» к роду завершилось его формирование.

В эпоху раннего палеолита основным видом хозяй-ственной деятельности первобытного стада было собира-тельство, дополняемое охотой. По мере развития самого человека происходило и формирование общественных отношений по линии регламентации производственных и половых отношений, распределения пищи и взаимопомо-щи. Так возникло первое, носящее естественный харак-тер, общественное разделение труда по полу и возрасту.

Совместная трудовая деятельность, а позднее общее жилище и огонь, объединяли и сплачивали людей, обес-печив переход в эпоху позднего палеолита первобытной стадной общины в родовую материнскую, в которой ее члены были уже связаны узами родства. Так, в ранний период первобытнообщинного (родового) строя возникла форма общественного устройства, характеризующаяся до-минирующим положением женщины — матриархат (от лат. mater — мать + arche — начало, власть), в буквальном смысле — власть матери. Во времена матриархата род со-стоял из общин, насчитывающих по несколько десятков че-ловек. Прародительницей, хранительницей очага и хозяй-кой в жилище была женщина, вокруг которой группирова-лись дети и которой отводилась руководящая роль.

Древние люди были всеядными, они ели как расти-тельную, так и мясную пищу, но всегда преобладала ра-стительная, которую человек получал от природы в гото-вом виде. Значение собирательства в мустьерский период в связи с резким похолоданием снизилось, но сохранилось на протяжении всей первобытной эпохи. Повышение роли охоты в верхнем палеолите способствовало еще более четкому разделению труда между мужчинами и женщинами. Первые постоянно были заняты охотой, вто-рые — утилизацией продуктов охоты и ведением все ус-ложнявшегося домашнего хозяйства.

В связи с развитием земледелия, скотоводства и охо-ты собирательство стало отступать на второй план. Роль мужчины в хозяйственной деятельности неуклонно воз-растала, пока не стала превалирующей, что и привело к возникновению патриархата {от греч. Pater — отец). Эпо-ха патриархата, характеризующаяся преобладающей ро-лью мужчины в хозяйстве, обществе и семье, падает на период разложения первобытнообщинного строя, охваты-вающего большой отрезок времени от появления первых людей до возникновения классового общества. Эта пер-вая в истории человечества социально-экономическая формация, обусловленная низким уровнем развития про-изводительных сил, характеризовалась общей собственно-стью на средства производства, коллективным трудом и потреблением.

Совершенствование орудий труда и повышение его производительности, развитие общественного разделения труда, появление избыточной (товарной) продукции и на-лаживание регулярного обмена, возникновение частной собственности и переход к индивидуальному хозяйству привели к возникновению имущественного неравенства. Рода распадаются на большие патриархальные семьи, главы которых становятся полновластными владыками, развивается многоженство.

Племенная знать (вожди, старейшины, купцы), захва-тывает общинную собственность и превращает в рабов сначала военнопленных, а потом и своих обедневших со-племенников. Возникающие межобщинные и племенные столкновения в конце палеолита превращаются в насто-ящие войны, которые также становятся средством обога-щения. Все это становится прелюдией к возникновению антагонистических классов (от лат. classis — разряд, группа) и классовых рабовладельческих государств в эпо-ху энеолита.

Эпоха палеолита соответствует этапу возникновения и развития орудийной техники, представляющей прими-тивные каменные орудия двойного применения, являю-щиеся одновременно как орудиями труда, так и оружи-ем. Практико-методические знания того времени не име-ли письменной формы фиксации. Они содержались в человеческом опыте и передавались по наследству в про-цессе обучения.

Дятчин Н.И.

Из книги «История развития техники», 2001

Тема 1. Первобытная эпоха истории человечества.

Множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной жизни, возникло или стало возни­кать в седой древности первобытного общества. Назовем только неко­торые: жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования. Чтобы правильно разо­браться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социаль­ных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их истокам. В этом познавательное значение первобыт­ной истории.

1.1.Хронология и периодизация первобытной истории.

Первобытнооб­щинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества- более миллиона лет и охватывает период с момента выделения человека из животного мира до образования классовых обществ. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно сложно. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5-1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 3,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных конти­нентах. В исторической науке существует несколько вариантов периодизации первобытной эпохи. Одна из низ – археологическая, основывается на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с ней выделяют три периода:

1.) каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),

2) бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

3) железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), средне каменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе медно каменный век (энеолит).

На ранней стадии становления и развития человеческого общества хозяйственную жизнь людей можно характеризовать как приспособление к окружающей среде. В качестве основных занятий древних людей ученые называют охоту и собирательство. Материальная культура была связана с производством орудий труда. Возникают новые технологии обработки камня, из камня люди научились делать ножи, скребки, наконечники для метательных копий.

1.2. Социальная организация древних людей представляла собой непостоянные, случайные сообщества численностью 30-50 человек, так называемые праобщины. Однако постепенно сообщества людей укрепляются т.к. организация охоты, которая являлась основным источником пищи, требовала коллективных усилий. Охота и собирательство давали людям лишь необходимый продукт, поэтому распределение и потребление пищи могло быть только уравнительным и никаким другим. Уже на этой ранней стадии, внутри праобщины выделяются лидеры. Это были те члены сообщества, которые добывали пищи больше, чем другие. Они пользовались авторитетом и уважением, и постепенно приобретали некоторые привилегии, например, могли иметь больше женщин или распределять продукты между членами сообщества. Таким образом, происходил естественный отбор лидеров, их слово становилось законом для первобытного коллектива и уже на самой ранней ступени истории человеческого общества зарождаются предпосылки социального неравенства.

Примерно 40 тыс. лет до н.э. появляется человек разумный, соответственно меняется форма социальной организации людей. На смену человеческому стаду (праобщине) приходит родовая община. Это был довольно большой коллектив кровных родственников и состоял из нескольких поколений. Власть и управление присущи любому человеческому сообществу.

О собенности власти родовой общины:

1) источником власти была вся родовая община в целом. Это был период так называемого прямого правления , когда люди непосредственно осуществляли власть. Члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности;

2) властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Высшей властью было общее собрание (совет ) всех взрослых членов рода, как мужчин, так и женщин. Конечно, общее мнение формировалось наиболее авторитетными членами рода, а авторитет определяли жизненный опыт, старшинство, профессиональные достижения, храбрость, физическая сила. Принятые на собрании решения носили строго обязательный характер. Общие собрания созывались, как правило, для решения важнейших вопросов жизни общины, касающихся производства, религиозных обрядов и т.д. В обычной повседневной жизни люди и сами прекрасно понимали, что нужно делать;

3) для непосредственного управления жизнью сообщества общее собрание избирало одного или нескольких старейшин. Термин «старейшина» обозначает не возраст, а общепризнанное лидерство в сообществе. Старейшина был первым среди равных соплеменников. Он руководил повседневной жизнедеятельностью рода, но не имел каких-либо льгот, привилегий. Его власть не являлась наследственной. В любой момент старейшина мог быть заменен другим членом рода, более сильным, опытным и мудрым. На случай войны род назначал военачальника. Постепенно выделялись жрецы, выполнявшие ритуальные функции.

Власть имела выборный, временный и сменяемый характер и опиралась на авторитет. Специальный аппарат управления и принуждения отсутствовал, хотя были возможности для жесткого принуждения к нарушителям порядка. Кроме того, в первобытном сообществе отсутствовала специализация: по мере необходимости взрослый член рода выступает и охотником, и воином, и производителем орудий труда. Профессиональные военные дружины еще не создавались, в военных конфликтах участвовали все мужчины, способные носить оружие. Старейшины (военачальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами.

Разложение родовой общины Непосредственной предпосылкой процесса разложения перво­бытного общества и образования классов был подъем в различных сферах производства, и как следствие, рост регулярного из­быточного продукта. Особенно большую роль здесь сыг­рали дальнейшее развитие произво­дящего хозяйства, возникновение металлургии и других видов ремес­ленной деятельности и интенсифи­кация обмена.

1.3. Развитие производящего хозяйства и его аналогов.

Зарождение производящего хозяйства уже на стадии позднепервобытной общины сделало возможным его прогрессирующее развитие, сложились различные системы земледелия, комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства и скотоводства. В земледелии развились такие формы, как обработка постоянных участков и перелог. Хозяйственные возможности во многом зависели от природных условий а так же уровня агротехники. Поэтому эволюцию первобытного земледелия чаще видят в переходе от ручных орудий к пахотным и соответственно от ручного (палочно-мотыжного) земледелия к пашенному, предполагающему использование тягловых животных.

Развитие земледелия позволяло использовать часть выращенного продукта для прокорма скота и тем самым способствовало развитию скотоводства. Особенно это относится к пашенному земледелию, требовавшему тягловой силы и прямо стимулировавшему разведение пригодных для тягла животных. Важной причиной роста скотоводства в эпоху классообразования были также нужды обмена, речь о котором будет дальше.

Открытие металлургии . Первым имеющим производственное применение металлом, ставшим извест­ным человеку, была медь. Использование самородной меди путем ее холодной или горячей ковки, а позднее плавки медных руд началось уже в конце неолита. Это было время, когда металл еще только пытался соревноваться с кам­нем и по большей части не очень успешно. Медь встречалась редко, стоила дорого, а по своим рабочим качествам не всегда превосходила камень. Но освоение нового вещества для изготовления орудий - метал­ла - в дальнейшем в огромной степе­ни определило прогресс в развитии техники.

Затем на смену меди пришла бронза. Бронзовые орудия по своим рабочим качествам превосходят медные: они тверже, острее, а литье их легче. В то же время бронза была еще менее доступна, нежели медь. Положение изменилось только с освоением железа и наступлением раннего железного века. Железо - наиболее широко распространен­ный в природе металл, и в этом отношении оно несравненно доступнее меди и бронзы. Очень важно и то, что его рабочие качества намного выше и меди, и бронзы, и камня.

Возникновение ремесел . Производственные достижения эпохи способствовали дальнейшему развитию домашних промыслов (т. е. производства изделий для собственных нужд) и возникновению ремесел (т.е. производства изделий для обмена или продажи). Первостепенное значение в этом отношении имела сама металлургия, стимулировавшая переход от домашнее-промысловой к собственно ремесленной деятельности. Из металла выделывали орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения. Так, в частности, только с наступлением бронзового века появились меч и боевая колесница, широко распространи­лись защитные доспехи. Железо еще более расширило ассортимент металлических изделий, а главное, способствовало развитию ремесла как особой сферы деятельности. Изготовление каменных и костяных орудий, плетение и ткачество, гончаров и даже литье бронзы – все это были процессы, доступные каждому члену общины, а металлургия железа требовала особых сооружений, сложных навыков, вообще, профессиональной специализации и квалификации. Происходило становление также и других видов ремесленной дея­тельности. Развивалось гончарство, чему в особенности способствовало изобретение печей для обжига керамики и гончарного круга. Послед­ний появился не в классовом, как считалось раньше, а уже в предклассовом обществе, причем уже тогда из первоначальных архаичных форм (поворотный столик, круг медленного вращения) мог эволюциониро­вать в более совершенную форму (круг быстрого вращения). Но ни керамические печи, ни гончарный круг не были обязательным усло­вием становления раннего гончарного ремесла.

Изобретение в эпоху бронзы ткацкого станка дало стимул развитию ткацкого ремесла. Постепенно ремесленный характер принимали и многие другие формы домашнепромысловой деятельности: обработка камня, кости и дерева, плетение и т. п. Повсеместно шло второе в истории человечества крупное общественное разделение труда -от­деление ремесла от других занятий, и прежде всего важнейшего из них - земледелия.

Интенсификация обмена . Углубление первого и становление второго крупного общественного разделения труда сопровождалось раз­витием обмена. Обмен первобытных коллективов специфическими богатствами их природной среды, как мы видели выше, существовал уже в эпоху раннепервобытной общины. Теперь, в ходе дифференциации хозяйственно-культурных типов и с дальнейшим развитием престиж­ной экономики обе эти формы приобрели еще большее значение. Но, что еще важнее, наряду с ними стал возникать подлинно экономиче­ский обмен, при котором в отличие, например, от дарообмена ценились не столько обменные связи, сколько сами получаемые путем обмена вещи.

Земледельцы, у которых не было или которым не хватало своего скота, стремились получить у скотоводов мясо, молочные продукты, шкуры, шерсть и особенно рабочий скот, необходимый как тягловое и транспортное средство. Скотоводы, в свою очередь, нуждались в земледельческих продуктах и, поскольку подвижный образ жизни препятствует многим видам ремесленной деятельности, в металличе­ских, гончарных и других изделиях.

С начавшимся выделением ремесла обмен получил еще большее развитие, а главное, стал регулярно вестись не только на границах общин, но и внутри них. Какая-то часть продукции производилась уже специально в обменных целях. То, что делалось не по заказу, не в рамках отношений партнерства и т. д., могло уже поступать на примитивные рынки, где в известные дни недели из окрестных селений сходилось подчас очень значительное число людей.

Развитие обмена (хотя и не только оно одно) способствовало совершенствованию средств сообщения. Благоустраивались дороги и мосты, получали распространённые колесные повозки и корабли на веслах и парусах. С середины 2 тыся­челетия до н. э. в качестве упряжного животного стала применяться лошадь, в следующем тысячелетии в качестве вьючного транспорта в пустынных районах Азии -одногорбый и двугорбый верблюды.

1.4.Формирование классового общества.

Схема 1 Факторы формирования классового общества

Развитие (усовершенствование) орудий труда

Повышается уровень развития производительных сил

Повышается уровень технологии обработки земли, знаний и умений

Появляются излишки производства

Происходит разделение труда

Происходит расслоение общества (имущественное неравенство, выделение знати)

Развиваются процессы обмена, торговля

Формируется новый способ производства

Возникает государственное образование

С зарождением прибавочного продукта начинается формирование институтов классового общества и в том числе важнейших из них -частной собственности, общественных классов и государства. Решающее значение имела частная собственность, де­лавшая возможным существование всех других институтов. Становление частной собст­венности было результатом двуединого процесса, обусловленного подъемом позднепервобытного производства. Во-первых, рост произ­водительности труда и его специализация способствовали индивидуа­лизации производства, что, в свою очередь, делало возможным появление прибавочного продукта, создававшегося одним человеком и присваивавшего другим. Во-вторых, те же возросшая производи­тельность и специализация труда делали возможным производство продукта специально для обмена, создавали практику регулярного отчуждения продукта. Так возникала свободно отчуждаемая частная собственность. Становление частной собственности происходило в острых противоречиях между новыми и старыми порядками. Пробивавшимся к жизни частнособственническим началам приходилось преодолевать и еще многочисленные коллекти­вистические формы производства, и еще прочную психологию общин­но-родовой эгалитарности. Накопление отдельными семьями излиш­ков ненужной им продукции как в натуральной форме, так и в превращенной форме сокровищ была противно самому духу первобытнообщинных традиций, и от более имущих требовали, чтобы они, так или иначе делились с менее имущими.

Разбогатевший человек, в особенности, если это был бигмен или вождь, чтобы не лишиться авторитета и влияния, должен был устраивать пышные пиры, щедро одаривать родичей, соседей и гостей, помогать нуждавшимся и т. п. Скупой богач не только лишался авторитета, но и мог лишиться имущества.

Зарождение эксплуатации и общественных классов . С появлением прибавочного продукта и частной собственности все более заметной становится общественная и имущественная дифферен­циация. В то время как у родоплеменной и общинной верхушки скапливались богатства, рядовые сородичи и общинники обладали лишь незначительными излишками, не обладали ими совсем или даже испытывали лишения. По разным причинам рядовые сородичи и общинники оказывались в неравных условиях: сказывались неодина­ковая численность и половозрастной состав семей, личные качества работников и всевозможные случайности. Это неравенство усугубля­лось тем, что престижно-экономическое отношения, в прошлом в основном межобщинные, стали все шире проникать внутрь общины. Тем самым сюда стал проникать и принцип эквивалентности дачи и отдачи, вытеснявший прежний принцип безвозмездной взаимопомо­щи. Теперь за материальную помощь, полученную сородичем или однообщинником, ему приходилось расплачиваться -сперва в том же, а затем и в большем размере.

Таким образом, в конце неолита происходит выдающееся событие, которое изменило коренным образом традиционную жизнь общины – люди научились делать металл. Кроме того, усложнились операции по обработке камня. Была изобретена технология производства тканей и глиняной посуды. Появились и совершенствовались первобытные транспортные средства (сани, лыжи, лодки). Значительно повысилась производительность труда. Все эти и другие, связанные с ними изменения, включая и такой важный фактор, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальному перевороту в системе материального производства, получившему название неолитической революции. Смысл этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди научились сеять хлеб, который обеспечивал бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно снабжавший человека мясом (кроме того, молоком, сыром, шкурами, кожей, шерстью и др.).

Рис 1 Охота Древних людей

Рис 2 Орудия труда древних людей

Рис 3 Расселение древних людей




Top