Почему сохранилось мало памятников древнерусской литературы. Великое богатство литературы древней руси

Человек - это настолько интересное создание, что все проявления его сущности, личности и чувств воспринимаются с интересом. Мимика лица, например, может рассказать о людях немало любопытных подробностей, даже если сами они при этом молчат. Жесты тоже способны выдать чужое состояние. Наблюдая за людьми, можно узнать много интереснейших подробностей, которые помогут разобраться с правдой или ложью, эмоциями, настроением и прочими особенностями окружающих. Психология мимики по-настоящему обширна. Чтобы изучить её полноценно, не хватит одной статьи и даже книги. Тем не менее некоторые правила и подсказки помогут научиться хотя бы элементарным психологическим «трюкам» для использования их в дальнейшем.

Общая информация и определения

Физиогномика - это искусство чтения человека по его внешним признакам, в частности по лицу, его выражению, чертам и мимике. Определить можно как внутренние качества и некоторые психологические данные, так и состояние здоровья. Этот метод нельзя назвать полностью научным, но многие им интересуются очень серьёзно ввиду его некоторой обоснованности.

Мимика - это выражение лица, при котором человек выдаёт свои внутренние ощущения, переживания, и другие душевные качества.

Жесты - это телодвижения, чаще всего рукой/руками, сопровождающие или заменяющие слова индивида, их совершающего.

Поза - положение тела. Человек сидит, стоит или лежит так, как нравится/удобно/комфортно именно ему.

Жесты, позы, мимика - всё это играет важную роль в людских жизнях. Без них не обходится ни один человек, а потому, если научиться их правильно распознавать, то жить станет проще и интереснее. Мимика и жесты в общении используются повсеместно и автоматически, не каждый в состоянии их контролировать. Благодаря этому у более наблюдательных и внимательных личностей появляется возможность изучать людей.

Лицо и мимика

Что лучше всего расскажет о человеке? Разумеется, лицо. Именно оно способно выдать человека с потрохами, когда тот испытывает какие-то эмоции, реагирует на что-то, врёт или говорит правду и т. д. Язык мимики богат и разнообразен. Бывает сложно запомнить абсолютно всё, но элементарные черты искренней радости, например, или разочарования сохранить в памяти можно. А также научиться скрывать собственные чувства.

Несмотря на то, что мимика и жесты человека вплотную взаимосвязаны, рассмотрены они будут отдельно. Итак, поехали.

Реакции

Мимика лица человека проявляется по-разному, и чаще всего её можно узреть в человеческих эмоциях. Последние, в свою очередь, показываются в реакциях. В зависимости от их проявления можно узнать, что испытывает человек от полученной информации. Сложность заключается в том, что одни боятся, другие не хотят, а третьи стесняются демонстрировать собственные эмоции. Из-за этого придётся успеть заметить быструю, непроизвольную реакцию, которая появляется самой первой. Зачастую полностью проконтролировать её почти невозможно, особенно неподготовленному человеку. Поэтому определить собеседника, которые тот уже через секунды, скорей всего, уберёт со своего лица, можно, если действовать быстро и крайне внимательно.

Эмоции

Итак, продолжим. Как уже говорилось чуть выше, мимика в общении проявляется посредством выражения эмоций, исходящих из реакции. Ниже приведены самые яркие и значимые из них, а также способы их выражения:

  • Радость, счастье . Брови и губы расслаблены, уголки последних приподняты с обеих сторон, щёки тоже приподняты, а в уголках глаз небольшие морщинки.
  • Злость, раздражение . Брови напряжены, сведены вместе и опущены, рот плотно закрыт. Зачастую зубы сведены вместе, как и губы, уголки которых при гневе или сильном недовольстве смотрят вниз.
  • Презрение . Ухмылка. Уголок рта с одной стороны приподнят и виден лёгкий прищур в глазах.
  • Удивление. Губы и лицо в целом расслаблены, глаза округлее обычного состояния, брови взметнулись вверх, а рот приоткрыт.
  • Страх. Брови и верхние веки приподняты, а нижние напряжены, как и всё лицо в целом, глаза распахнуты.
  • Печаль, огорчение. Чуть опущенные верхние веки и приподнятые брови, расслабленные губы с уголками, смотрящими вниз, а также пустой, потухший взгляд.
  • Отвращение . Напряжена и приподнята верхняя губа, брови сведены вместе, образуя небольшую складку, и немного опущены, щёки тоже слегка поднимаются вверх, а нос чуть сморщен.

Помимо прочего, разобраться с эмоциями помогут картинки. Мимика на них изображена неплохо, что наглядно демонстрирует внутренние чувства и переживания изображённых людей. Смайлы, к слову, тоже не зря придуманы. Зачастую мимика лица у них неплохая, благодаря чему они и пользуются спросом при попытке передачи эмоций через интернет. Ведь общение здесь в основном происходит буквами, которыми не всегда получается передать ощущения, испытываемые в тот или иной момент.

Состояние человека

Иногда бывает достаточно немного понаблюдать за людьми, чтобы увидеть, какие они есть. Мимика лица сказывается на человеке, причём не только «одноразово», но и на всю жизнь. Чем ярче ваш собеседник проявлял себя, тем больше вы сможете о нём выяснить.

Большой лоб чаще всего имеют умные люди. Это не значит, что их познания велики во всём. Иногда бывает, что человек знает много информации в одной области, но совершенно несведущ в другой. Если у вашего знакомого большой лоб, но никаких признаков особого интеллекта не проявляется, возможно, он ещё просто не нашёл своё дело.

Блестящие глаза и оживлённый взгляд означают увлечённость человека кем-то/чем-то. Обычно такое бывает у любопытных детишек, которым интересно всё на свете. Напротив, если взгляд человека потухший и безразличный, значит, состояние у него подавленное, возможно, близкое к депрессии.

Если при смехе в уголках глаз появляется много морщинок, это означает, что человек добрый, весёлый и жизнерадостный.

Обкусанные губы обозначают, что человек любит подумать и чаще всего нервничает при принятии решения. Иногда люди начинают автоматически так действовать прямо при собеседнике, поскольку не могут что-то решить.

Твёрдый, развитый подбородок (зачастую он квадратный) показывает сильную волю человека. Поскольку люди, когда добиваются своих целей (даже в споре), напрягают нижнюю часть лица, она начинает развиваться. При частых победах подбородок становится сильным и твёрдым, что доказывает умение человека достигать намеченных целей. Исходя из этого, в случае если нижняя часть лица у собеседника мягкая, слабая и неразвитая, можно предположить, что его легко сломить. Он не станет идти до конца, если впереди появится серьёзное препятствие.

Чем больше на лице различных выпуклостей, неровностей, «впадин», «выступов» и т. д. (впалые щёки, выпуклые скулы, например), тем эмоциональнее и вспыльчивее человек. Он запросто способен впасть в и ярко и живо выплеснуть на окружающих свои переживания.

Жестикуляция

И мимика, и жесты в общении дают понять, что и как человек говорит:

  • Открытые ладони означают доверие и открытость. Если человек периодически обнажает перед вами внутреннюю сторону кисти, значит, ему нечего от вас скрывать, и чувствует в вашем обществе он себя неплохо. Если же собеседник постоянно прячет руки в карман, заводит их за спину или совершает другие подобные «скрытные» движения, вероятно, ему не очень-то комфортно. Это может быть как неприязнь к вам, так и вина/стыд за прошлые поступки.
  • Руки, расположенные у щеки, означают задумчивость. Обычно в такие моменты человек усиленно размышляет о чём-то, пытается сообразить, как поступить в данной ситуации и пр.
  • При нервозности или, что вероятнее, неуверенности в себе человек начинает дотрагиваться либо до шеи, либо до находящихся на ней объектов вроде кулона, цепочки и т. д. Помимо этого, он может начать грызть ручку.
  • Кивок головы знаменует согласие. Порой люди бесконтрольно кивают, сообщая тем самым на подсознательном уровне, что чужое мнение им по нраву. Мотание головой, наоборот, означает, что человек с вами не согласен. Так же как и кивок, иногда это происходит автоматически.

Позы

Открытая мимика и жесты в общении - это, конечно, хорошо, но нельзя забывать и про позы человека, которые тот принимает во время разговора:


Как распознать правду и ложь по человеку

Вот почему многих интересуют подробности нашей статьи - все хотят знать, как читать мимику лица человека, как видеть, когда вам нагло врут, а когда говорят чистую правду. Некоторые способы разоблачить лгуна приведены ниже, но помните, что, возможно, врунишка о подобных фокусах уже давно и прекрасно знает, а потому пользуется ими умело и ловко, обманывая окружающих так, что

  1. Когда человек говорит неправду, его зрачки непроизвольно сужаются. Если вы предварительно успели заметить исходное состояние глаз собеседника, то вы поймёте, что он лукавит, после уменьшения зрачков.
  2. Когда человек лжёт, он отводит взгляд. Происходит это из-за того, что подсознательно ему стыдно за неправдивую информацию, которую он говорит.
  3. Когда человек врёт и знает о предыдущем способе, он пристально смотрит в глаза. Чаще всего он настолько «заигрывается», что даже почти не моргает. Это тоже способно выдать лжеца.
  4. Взгляд врущего человека перемещается с одного предмета на другой, не задерживаясь на чём-то одном. Иногда это просто признак нервов, но чаще всего - лжи.
  5. Благодаря сжатию скуловых мышц у врущего человека на лице появляется некое подобие полуулыбки-полуухмылки.
  6. Направление взгляда также скажет, правду или ложь вам приходится слышать от собеседника. Если человек смотрит вправо, вероятнее всего, вам преподносят ложь, если влево - правду. Однако это правило действует при условии, что говорящий правша, в противном случае читать наоборот.

Особенности заграничного языка мимики и жестов

Не везде общаются теми же способами, что и у нас. Разумеется, имеется в виду не человеческий язык, а язык жестов, поз и мимики. Приведённый ниже список с указанием конкретных стран и некорректных действий поможет не попасть в просак при иностранцах.

Азия. Следите за руками и ногами. Первыми нельзя прикасаться к чужой голове и волосам, поскольку для азиатов это самое святое, что есть в человеке. Ноги, в свою очередь, тоже не надо распускать, правда, вообще. Даже случайное прикосновение (к любой части тела) может вызвать панический ужас, а то и злость со стороны азиатов. Всё потому, что, в отличие от головы, ноги считаются самым «низким», что есть в человеческом теле.

Ближний Восток. Поднять вверх большой палец - это всё равно, что послать человека в зад. Дети, правда, показывают этот жест частенько, пытаясь тем самым раздразнить окружающих.

Бразилия. Жест «всё О’кей» (большой палец соединён с указательным, образуя ноль, а остальные пальцы торчат «наружу») здесь имеет примерно тот же смысл, что у нас средний палец.

Венесуэла. Жест «всё О’кей» здесь обозначает гомосексуальную принадлежность.

Италия. Жест «Коза» из рок-музыки обозначает здесь измену и неудачливость. Т. е. если вы покажете кому-нибудь этот знак, вы намекнёте, что считаете его полным лохом, которому изменяет вторая половина. На севере Италии нельзя также прикасаться к подбородку, поскольку это означает, что вы как будто показываете человеку средний палец.

Фиджи. Рукопожатие считается фирменным знаком республики, из-за чего не надо пугаться, если собеседник будет крепко и долго держать вашу руку в своей. Это лишь признак вежливости, и длиться он может действительно немалое количество времени, вплоть до конца разговора.

Франция. Жест «всё О’кей» здесь обозначает гомосексуальную принадлежность, а почёсывание подбородка - тот же самый средний палец.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, какую роль в жизни человека играет мимика лица, а также жесты, позы и прочие физиологические особенности, которые сложно контролировать. Конечно, профессионалы вроде агентов ФСБ или ФБР не проявят себя в щекотливых ситуациях, но если ваше окружение не состоит из настолько "крутых" знакомых, то вы всегда сможете «прочитать» человека и узнать о нём много нового.

Физиогномика – это наука, изучающая отражение психологических особенностей и эмоций человека на его лице.

В современном мире люди все чаще интересуются психологией и штудируют книги по изучению техник, помогающие раскрыть внутреннее содержание своего собеседника.

Мимика, жесты, поза, которые принимает человек во время общения, намного точнее передают настоящие мысли и чувства оппонента. Умея их читать, можно с легкостью определить, о чем думает человек и на сколько он расположен к вам. А если правильно воспользоваться знаниями, то можно подстроиться под человека и добиться от него желаемого.

Психология жестов

1.Защита

При опасности или нежелании показывать свое внутреннее состояние, человек пытается скрыться ото всех, инстинктивно закрываясь от внешнего мира. Это можно заметить по рукам на груди или позе «нога на ногу». Когда человек принимает такую позу, то ни о каких открытых чувствах речи быть не может, он не доверяет своему собеседнику и не хочет, чтобы тот лез в его пространство.

Дополнительной преградой в общении может выступать предмет, который держит собеседник перед собой, например, папка или бумаги. Он как бы отстраняется от диалога, держится на дистанции.

Сжатые руки в кулаки говорят о боевой готовности оппонента вступить в открытый конфликт и лучше этого человека не провоцировать.

2. Открытость и предрасположенность

Часто к этим жестам прибегают менеджеры или ведущие тренингов, чтобы внушить доверие клиенту.

При разговоре человек плавно жестикулирует руками , открытыми ладонями вверх или соединяет пальцы на небольшом расстоянии от груди, в виде купола. Это все говорит об открытости человека, что он готов к диалогу, он ничего не скрывает и хочет добить предрасположенности собеседника к себе.

О том, что человек расслаблен в данный момент, свидетельствуют расстегнутые верхние пуговицы на одежде, наклон к собеседнику во время общения.

3. Скука

Такие жесты направлены на передачу информации об отсутствии интереса в беседе, и, возможно, вам пора перевести разговор на другую тему, либо закончить его вовсе.

Об скуки говорит переминание с одной ноги на другую, рука, подпирающая голову, постукивание ногой о пол, разглядывание обстановки в округе.

4. Интерес

При проявлении симпатии к противоположному полу, женщины, например, поправляют макияж, прическу, перебирают локон волоса, покачивают бедрами при походке, появляется блеск в глазах, направленный долгий взгляд при разговоре с собеседником.

5. Неуверенность

О сомнениях собеседника могут сказать перебирание предмета в руках или пальцев рук между собой, человек трет шею, перебирает часть одежды.

6. Ложь

Иногда человек очень уверенно о чем-то рассказывает и вроде бы похоже на правду, но интуиция подсказывает, что где-то есть подвох. Человек, когда врет, подсознательно трет нос, мочку уха, может даже ненадолго закрывать глаза. Он, таким образом, сам пытается отгородиться от этой информации, передавая вам сигналы.

Некоторые дети закрывают рот, когда врут, пытаясь остановить ложь. Подрастая и получив опыт, они могут завуалировать этот жест кашлем.

Психология мимики

1. Радость, счастье

Брови расслаблены, уголки губ и щеки приподняты, проявляются небольшие морщинки в уголках глаз.

2. Раздражение, злость

Брови сведены в центр или опушены, напряженные, рот сомкнут, и вытянулся в единую прямую линию. Уголки губ смотрят вниз.

3. Презрение

Глаза слегка прищурены, уголок рта с одной стороны немного приподнят, губы застыли в ухмылке.

4. Удивление

Глаза округлены и выпучены немного, брови приподняты, рот открыт, как будто, хочет сказать букву «о».

5. Страх

Веки вместе с бровями приподняты, глаза широко распахнуты.

6. Печаль, горе

Пустой взгляд, потухший. Глаза и веки опущены, образуются морщинки между бровями, губы расслабленны, уголки смотрят вниз.

7. Отвращение

Верхняя губа напряженная и приподнятая, брови практически соединились вместе, щеки немного приподнялись вверх, нос сморщился.

Это конечно лишь малая часть жестов мимики, остальные можно самостоятельно изучить, прочитав книжки по физиогномике. Психология – это очень интересная наука, которая никогда не перестанет поражать своими открытиями в области изучения людей.

Реферат

« мимика человеческого лица»

Студента 1 курса

Группа 131

специальности: Лечебное дело

Федин А.Д.

преподаватель

Панасенкова Т.С.

Введение……………………………………………………..3-5

Виды мимики………………………………………………….6

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики…….7

Определяющие выражение лица……………………………..8

Методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии…..9-10

Мимические изменения лица больных……………………..11

Вывод…………………………………………………………12

Список использованных источников……………………….13

Введение

Люди часто высказывают одно, а думают совсем другое. Поэтому важно научиться понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% сообщается словами, 30% выражается звучанием голоса и больше 60% идет по прочим невербальным каналам: взгляд, мимика и т. д.

Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика и т. д.) каналам.

Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое желательно в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других «сопроводителей» общения, доводя свое восприятие до некоторой завершенности.

Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают:

конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом);

спонтанно (непроизвольно).

Когда партнер стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, все может ограничиться простым конвенциальным невербальным намеком, бывающим иной раз истинным, но чаще - дезориентирующим.

Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации» при наличии у вас соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить.



Непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнера. Непонимание этого момента способно привести к фатальному самообману в познании другого человека.

Оценивая персональную экспрессию, в учет берут не только врожденные различия, но и влияние традиций, воспитания, среды и общей жизненной культуры. Осознавать желательно как фоновое состояние (настроение) индивида, так и его реакцию на некий появляющийся стимул (зондаж, поступок, ситуацию).

Значительно отчетливее, чем у мужчин, просматриваются наличествующие эмоции у женщин, которые обычно (хотя и не всегда) легко читаемы. Успешность в сокрытии своих чувств зависит от натуры человека (холерику это труднее, чем флегматику), сопутствующих обстоятельств (затрагиваемости, неожиданности) и опыта воспринимающего.

При стимулировании личных чувств для большей убедительности все экспрессивные средства обычно применяют в избытке. Не забывайте этот факт, оценивая искренность других людей и пробуя изображать свои переживания.

Переживания, возникающие в душе какого либо человека, высвечиваются в его облике и движениях вполне определенным образом - это, вероятно, наиболее простая и наименее противоречивая зона. Мы обнаружили, что многие люди вообще не понимают того, что с помощью выражений лица может происходить общение. Они никогда не пытались понять, как же это происходит.

Во время деловых переговоров можно наблюдать самый широкий спектр выражений лица: на одном полюсе - агрессивно жесткий человек, который смотрит на переговоры как на место, где нужно «сделать или умереть». Такой обычно смотрит вам прямо в глаза, его глаза широко открыты, губы твердо сжаты, брови нахмурены, и даже говорит он иногда сквозь зубы, почти не двигая губами. На другом конце спектра - некто с непогрешимыми манерами, младенческим взглядом из под прикрытых век, легкой завуалированной улыбкой, миролюбиво изогнутыми бровями, без единой складки на лбу. Вероятно, он - способный и контактный человек, верящий в то, что сотрудничество - это динамичный процесс.

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых мышц, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины. Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение).

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а искривленный в одну сторону рот - о скепсисе или насмешке).

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины - это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

чрезмерная улыбчивость - потребность в одобрении;

кривая улыбка - знак контролируемой нервозности;

улыбка при приподнятых бровях - готовность подчиниться;

улыбка при опущенных бровях - выказывание превосходства;

улыбка без подъема нижних век - неискренность;

улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания - угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму;

отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;

презрение: брови приподняты, лицо вы тянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад (показатель интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;

гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Таким образом, если мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнера по общению, то владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.

Мимика (от др. - греч. μῑμέομαι - подражать) - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека». «Приблизительно такая же формулировка последней приведена в Большой советской энциклопедии, но вместо «отражающие» употребляется «отвечающие различным психическим состояниям». Следует заметить, что в этих определениях делается акцент на отражательную функцию мимики, на ее соответствие состоянию психики. Физическое состояние организма, по-видимому, объединяется при этом с психическим, что вряд ли можно считать справедливым <...> К тому же важным элементом мимики является взор, зависящий от величины зрачка, цвета радужки, блеска роговицы, которые не управляются соматическими мышцами». В определении же Большой советской энциклопедии указываются лишь «чувства» как часть эмоциональных процессов, тогда как правильнее было бы указывать множество форм переживаний в виде «эмоциональных состояний человека», объясняющее значение термина с психофизиологической точки зрения. Помимо прочего, с патологической точки зрения, в определении слова «мимика» важно учесть соматические процессы, т. к. лицо по утверждению Гиппократа - это первый показатель состояния пациента, по которому можно судить о состоянии здоровья и выявить «целый ряд заболеваний внутренних органов, которое обусловливает появление вполне своеобразных мимов <...>» . С художественной и театральной же точек зрения, мимика - это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, которое можно назвать «искусством выражать чувства и настроения<...>», «путем жестов, поз и различных выражений лица (мин)». К примеру, в термине начала XX в. из словаря иностранных слов вошедших в русский язык, под редакцией Павленкова, было примерное и неполное объединение сегодняшних определений мимики, которое было следующим:

«Движение мышц, соответствующее работе мозга. Но это движение может быть произведено искусственно, как для достижения сходства с кем-либо, так и для большей выразительности высказываемой мысли (театральная мимика)».

В целом, «как видно, наиболее точного определения мимики еще не имеется». Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми, так и между представителями животного мира при биокоммуникации. При этом мимические, в том числе и телесные, проявления принято называть эмоциональной экспрессией, которые рассматриваются как главные определяющие компоненты эмоций. В обиходе же мимику называют «языком чувств», лицевой экспрессией или экспрессией, выражением эмоций или просто выразительностью.

Виды мимики

1 . По мнению И.А. Сикорского, «лицевую мимику удобно разделить на три группы, которые соответствуют трем основным психическим функциям»:

· уму - мышцы, окружающие глаза являются свидетелями или выразителями умственных актов;

· воле - мышцы окружающие области рта, которые связаны с актами воли;

· чувства - все же, вообще, мышцы лица, которые способны выражать чувство.

2 . Различают:

· непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;

· произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).
3 . Формы мимических комплексов

· Амимия, под которой понимается отсутствие видимых мимических выражений; при малой подвижности мимики говорят о гипомимии;

· Напряженная мимика, сопровождающаяся моторикой плотно закрытого рта с соответствующим напряжением верхней части лица;

· Мимика интереса, характеризующаяся легким приподниманием или опусканием бровей, небольшим расширением и сужением век, как бы для увеличения поля зрения или обострения фокусировки глаз. Мимика интереса встречается достаточно часто, так как она определяется положительной эмоцией и является видом мотивации в развитии навыков, знаний и интеллекта;

· Мимика улыбки. Несмотря на внешнюю простоту, мимика улыбки очень полиморфна, при обычном контакте она встречается нечасто. Улыбка служит умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, проявляется при приветствии.

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики

Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, очень ценный источник информации. По ней мы можем определить, какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, горе, отвращение, радость, удовлетворение, удивление, презрение), а также cилу их проявления. Но несмотря на выразительность лица человека, именно оно часто вводит нас в заблуждение. Тем не менее, выразительность, выражение или мимика лица и внутренние переживания человека очень тяжело отделить друг от друга, отчего его концепция включает в себя следующие компоненты:

· обозначаемое (десигнат) - основная характеристика воспринимаемой личности;

· обозначение - визуальная конфигурация, которая представляет эту характеристику;

· средства - физические основы и проявления (кожа, мышцы, морщины, линии, пятна и др.);

· интерпретация - индивидуальные особенности восприятия, с чем необходимо быть осторожным и внимательным, так как от рождения мы привыкаем к шаблонам и стереотипам поведения, где формальная улыбка или наоборот выражение грусти становятся частью повседневной жизни.

На что обращают внимание, когда составляют первое впечатление о человеке? В голову приходят разные варианты: одежда, телосложение, тембр голоса, поведение и… лицо. Да, на нем люди задерживают взгляд дольше всего. Черты лица являются своеобразной визитной карточкой и выдают полный набор характера человека. Некоторые в этом засомневаются, пока не вспомнят, что лицо состоит из мышц. А часто используемые мышцы оставляют на лице отпечаток прожитых эмоций и чувств.

Лицо расскажет не только о характере - оно откроет истину, если появился повод сомневаться в правдивости; передаст настоящие эмоции при лицемерии и, главное, лицо не обманет, в отличие от слов. В этом направлении психология шагнула далеко вперед. Теперь у каждого желающего, появилась возможность развить способность понимать невербальный язык человека.

Чтобы научиться читать сигналы лица и тела, для начала найдите ответ на вопросы - что такое мимика и как она связана с речью. В сети много информации на эту тему, но не вся она правдивая и исчерпывающая. В этом случае, лучше брать уроки у профессионалов в области психологии, чтобы не отложить в памяти бесполезный мусор.

Стоит обратить внимание на немецкого тренера по управлению - Веру Биркенбил. Она добилась успехов в области изучения работы мозга и разработала уроки на основе своих исследований.

Ее книга «Язык интонации, мимики и жестов» составлялась на протяжении нескольких лет, где Биркенбил озвучила результаты наблюдений и экспериментов с мимикой и жестами. Поэтому книга дает подробное описание процессов, происходящих с лицом и телом, когда человек испытывает эмоции.

Биркенбил относит к определению мимики изменения, которые происходят на лице, в том числе и психосоматику, движение головой, направление взгляда и позу.

В легкой и понятной форме, автор закладывает фундамент для понимания языка тела: книга построена в виде игры «вопросы и ответы». Дается определенная информация, а потом задания для закрепления. Вера Биркенбил описывает типы эмоций, а потом предлагает выбрать семейную фотографию и прочитать эмоции у всех членов семьи. Так что с помощью этой книги, новичкам станет гораздо проще шагать дальше и узнать, какие тайны скрывает психология.

Мимика и жесты в общении

Язык жестов и мимики сложен, поэтому одной книги недостаточно, чтобы верно его понимать. Часто выражение эмоций смешанное - в один момент появляется сигнал злости, тут же радости, а через секунду удивления. Так что, выделяя конкретную эмоцию, остается только угадывать, что же чувствовал человек на самом деле. Поэтому, после изучения основы, нужно научиться соединять все сигналы человека в одно целое.

Рассмотрим основные эмоции лица, часто присутствующие в разговоре:

  • Удивление. Является внезапной и короткой эмоцией. Мало кто знает, что удивление нейтрально, оно не относится к определению радости или печали. Дело в том, что на человека влияет следующая эмоция, которая заменяет удивление за доли секунд.

Признаки: Эмоция затрагивает три части лица и отличается внешними особенностями. Глаза широко распахиваются, при этом нижнее веко остается расслабленным. Слегка приоткрываются губы, и брови высоко поднимаются. Сдержанными людьми удивление выражается только бровями при нейтральном лице.

  • Страх. Ярко переживаемая негативная эмоция, которая вызывает изменения в организме человека. Кожа бледнеет и покрывается потом, резко увеличивается пульс, а руки вздрагивают. Эта эмоция сковывает человека и ему трудно двигаться. Страх истощает изнутри, поэтому он не может переживаться долгое время.

Признаки: Глаза открыты и напряжены. Нижнее веко немного подтянуто вверх. Брови приподняты, но не так сильно, как в случае с удивлением. Губы напряжены, и уголки губ опускаются вниз. Если о страхе говорят только глаза, значит страх слабый или контролируемый.

  • Отвращение. Люди по-разному переживают эту эмоцию. У одного она вызовет тошноту, а второй только слегка скривит лицо. Часто отвращение испытывается вместе с гневом. Гнев появляется на что-то или кого-то за вызванное отвращение.

Признаки: Главным образом отвращение передается носом и ртом - приподнимается верхняя губа, что приводит к сморщиванию носа. При сильном отвращении рот открывается, резко обозначая носогубные складки и напряженные щеки.

  • Гнев. Относится к опасным эмоциям, потому что провоцирует на причинение вреда. Во время вспышек гнева, эта эмоция перекрывает разум, и человек совершает поступки, о которых потом жалеет. Также, гнев влияет на соматические процессы организма - кожа краснеет, выделяются вены на лице и шее, а тело наклоняется в сторону обидчика. Продолжительность гнева зависит от самообладания. Чем сильнее внутренний контроль, тем меньше времени уйдет на то, чтобы прийти в себя.

Признаки: Обычно участвуют все части лица. Брови сдвигаются и образуют складки на лбу. Глаза могут быть прищурены или широко открыты. Рот либо плотно сжат, либо напряжен, словно человек хочет закричать.

  • Радость. Позитивная эмоция, от которой люди испытывают удовольствие. Значение радости у всех разное и вызывается в четырех случаях: Приятные ощущения; облегчение; улучшение; возбуждение.

Признаки: Губы растянуты, и уголки приподняты вверх. Щеки напряжены, носогубные складки явно обозначены, а на висках образованы морщинки.

  • Огорчение. Вызывается тремя причинами - разочарованием, утратой и ощущением безнадежности. Протекает пассивно. Лицо бледнеет, плечи опускаются, голова свешивается на грудь, а губы и щеки отвисают под действием собственной тяжести. Действие огорчения или печали может продолжаться от нескольких минут до нескольких лет.

Признаки: Внутренние уголки бровей приподняты, веки расслаблены, уголки рта опущены вниз или дрожат.

Некоторые эмоции человека могут переплетаться друг с другом и образовывать смешанные. Например, злость может одновременно появиться вместе с печалью и отвращением. Тогда следует обратить внимание на мимику и жесты, которые появились в последнюю очередь.

В зависимости от искренности этих эмоций, различают виды мимики:

  • непроизвольная (вызванная рефлекторно);
  • произвольная (сознательная или как элемент искусства).

Жесты и мимика влюбленного мужчины

У человека, проявляющего симпатию, меняются мимика, жесты, интонации, поза и движение. Мужчина сам не понимает свои невербальные сигналы симпатии, но женская натура к ним очень восприимчива, поэтому женщина первая разгадывает, что означают эти сигналы.

  • Когда мужчина находится рядом с привлекательной ему женщиной, его тело неосознанно разворачивается в ее сторону. Он хочет казаться лучше, поэтому приглаживает волосы, поправляет часы, галстук или смахивает несуществующие пылинки с одежды.
  • Один из самых ярких жестов симпатии, это закладывание большого пальца за ремень брюк, чтобы придать значение своей половой принадлежности. Также он подчеркивает физическую силу перед женщиной, за счет занимаемого пространства - держит руки на бедрах или вытягивает вперед ноги.
  • В разговоре его интонации станут более низкими и грудными, а контакт глазами увеличится. Симпатия повлияет и на мимику. Мужчина станет чаще улыбаться, порой даже напряженно, глаза распахнуться шире и приоткроются губы.

Женская психология намного сложнее, поэтому она использует больше завлекающих приемов, начиная от поправления прически до покачивания бедрами и интимных взглядов.

Сериал «Обмани меня»

Для таких любителей снят научный сериал «Обмани меня», основанный на исследовании профессора Пола Экмана. Этот сериал является сложной работой, где ключевая нить психология людей и раскрытие преступлений, с помощью чтения мимики и жестов. Если прочитать книгу Пола Экмана по Теории Лжи, то можно лучше понять, что означают те или иные моменты, характеризующие сериал.

Главный герой уверен, что определение лжи видно в каждом человеке. На основании едва заметных признаков - мимики лица, интонации и жестов, доктор и помощники помогают в расследованиях полиции. Они анализируют, о чем говорят поза, учащенное дыхание и сердцебиение. Сериал наглядно показывает, что скрывает психология человека и как вычислить ложь, с помощью внимательного наблюдения.

Умение разбираться в мимике и жестах позволит изменить и вашу жизнь. Вы улучшите отношения с коллегами, станете ближе к родственникам. Научитесь отличать правду ото лжи и добьетесь успехов по карьерной лестнице. Удивительно, что каждый третий человек не придает значения этим навыкам.

Тем более что способов для получения информации достаточно много – книги, журналы, интернет, фильмы, документальные программы и даже сериалы. Не нужно идти на жертвы, чтобы сделать жизнь лучше - откройте новую страницу книги, и жизнь откроет новую страницу для вас!

Как сделать свое лицо красивым? Как формируется лицо? Что нужно делать, чтобы выглядеть красивым. Эмоции, мимика… Об этом статья…

Кто упражняет свое лицо?

Думаете никто? – Ошибаетесь.

Вот маленькая девочка крутится возле зеркала. Мама её упрекает: «Нельзя так! Перестань красоваться! Так приличные девочки не делают!». И после девочка это делает втихаря. Когда никто не видит.

А, может, уже и не делает никогда, чувствуя запретное.

От чего зависит красота лица? Об этом читайте в статье…

Не знаю, чего боятся родители, запрещая детям изучать своё лицо, тренировать мимику. Может быть, родители боятся, что ребенок научится манипулировать родителями, используя свое лицо? Что ребенок будет их обманывать?

Изображать грусть, при этом не грустить.
Изображать повиновение, при этом не повиноваться.
Может и так?

Впрочем, родители, просто сами так приучены. Их в детстве отучили «кривляться» перед зеркалом. А родителей отучили их родители…

– Так некультурно! Так не положено! Так нельзя!

Даже легенду про Нарцисса придумали, который долго смотрел на свое отражение и стал цветком.

От чего зависит красота лица?

Пишу на ноутбуке эту статью, в кафе, попивая любимый кофе с молоком… За соседним столиком о чем-то беседуют три девушки.

Именно наблюдение за ними – и дало идею для статьи.

Вроде бы – красавицы. Но… Нет.

Красивые тела. Осиные талии, подчеркнутая грудь. Видно, занимаются своими телами эти девушки.

Может, йога, танцы, бег, тренажерный зал – не знаю. Плюс, наверное, диеты разные. Видно – над телами они работают, с тараются.

Чудесные волосы, у каждой свой стиль. На лицах – незаметные следы косметики, каждая старалась хорошо выглядеть.

Но уверен – никто из них не занимается над развитием и изменением своего лица.

Одна-две дежурные улыбки (для фотографий) – вот и весь арсенал мимики.

Каждая из них могла бы стать красавицей. Такой девушкой, с которой хотелось бы посидеть в кафе, за чашечкой кофе.

Очароваться… И влюбиться…

А всё для этого есть.

Осталось – поработать над лицом

Над выражением губ, глаз, бровей.

И если бы они поработали над своим лицом, не только с помощью косметики, – были бы красавицами.

Но… Увы…

Как формируются лица?

У тех людей, которые часто бывают недовольны – вырабатываются недовольные лица.

Грустные лица получаются у тех, кто чаще всего грустит. Закрытые лица, без эмоций – у осторожных, недоверчивых людей. А веселые лица появляются у жизнерадостных людей.

Важно постоянно следить за своим выражением лица.

Всегда. Или как можно чаще.

И не допускать недовольство, разочарование, грусть. Даже в самых обычных ситуациях.

Когда мы пьем чай в кафе, например.

А если и допускать, то чтобы и в этом случае лицо оставалось красивым.

(Ну, пусть некрасивым – как хотите!)

Важно заранее изучить свое лицо как мы разговариваем, как мы радуемся, удивляемся, восхищаемся.

Это мы так обиделись?
Это мы так показываем недовольство?

А как мы обижаемся? Как выражаем недовольство?

А если какая-то эмоция нам не нравится – ее можно изменить, развить, натренировать.

В этом месте я часто слышу критику. Что, мол, это – нечестно, неестественно, не правильно. Что, мол, кому дано – тем дано, а если не дано – значит, не дано! Нельзя этому учиться!

Обычно, я не настаиваю и не спорю.

Да, кому-то повезло больше, а кому-то меньше.

Я знаю красавиц, которые втайне от всех проводят часы перед зеркалом, изучая себя, свое лицо.

Экспериментируя. Пробуя новые эмоции. Очаровывая себя. Разговаривая с собой, представляя собеседников и их лица.

Но никто в этом не признается.

Почему? Потому что это – очень интимно. Так же, как и секс с собой. В этом же тоже никто не признается? Верно?

Но если вы увидите богатство эмоций на лице, красивые выражения губ и глаз – скорее всего, это результат тренировок.

Умничка, девочка!

Понятно, что не только лицом нужно заниматься

Тем более, не впадать в крайность, занимаясь только мимикой.

Важно научиться и другим навыкам.

В том числе и ораторским искусством, тренером которого я являюсь.

Лично знаю таких красавиц, которые работают над своим лицом.

Впервые об этом услышал еще в студентчестве, и не поверил собственным ушам.

А потом сам купил себе большое зеркало. – Угадайте, для чего? – И даже прогулял лекцию, остался в общежитии, чтобы никто не видел, как я тренирую свою улыбку.

Потом были жесты. Те, что у меня сейчас.

Развитием мимики занимаются актеры, артисты, фотомодели…

Видели чудесный фильм “Артист”? Если нет – посмотрите обязательно! Рекомендую. Фильм без слов, поэтому все основано на мимике лица, жестах, эмоциях.

Пройдет время…

Думаю, пройдет время, и моя статья станет совсем неактуальной.

Мир девушек, да и парней, будет заниматься тренировкой и развитием своего лица.

А пока, как говорится: “Все в наших руках”

Прямо сейчас идите к зеркалу. Изучите все свои эмоции!

Все! И гнев, и радость, и раздражение – тоже!

А еще очень важно: говорите перед зеркалом! Научитесь удивляться, красиво. Научитесь выражать благодарность. Заинтересованность.

Ведь лицо в движении бывает куда чаще, чем статическое.

Улыбаться уголками глаз. Улыбаться уголками губ.

Научитесь менять лицо и улыбаться во время разговора.

Улыбаться уголками губ.
Улыбаться уголками глаз.

И тренироваться-тренироваться-тренироваться…

И еще. О женских лицах. Если женщина хочет понравиться мужчинам, то какое выражение лица она должна тренировать? А?

Верно. Мужчин привлекают такие лица, на которых читается желание секса. Такие лица тоже нужно тренировать, если это важно.

А какие лица отталкивают?

Страх и испуг делают лица такими, что к ним приближаться не хочется. Это защитная реакция. Маска. И, жаль, именно с такими лицами чаще всего и встречаются люди.

Страх, испуг, недовольство уродуют наши лица. И, если такое состояние у девушки не редкость – оно делает надежный отпечаток на лице. И сделать такое лицо красивым будет все сложнее и сложнее.

Улучшая характер мы улучшаем внешность.

Наше поведение и эмоции связаны с нашей внешностью, нашим лицом. Наиболее частые эмоции формируют характер, и формируют наше лицо. Поэтому напрямую связь нашего характера с нашими лицами. Так что будьте добрее! Не допускайте раздражительность. Улучшая характер, мы улучшаем свою внешность.

Я восемь лет руководил клубом практической психологии. Мы проводили множество различных занятий и тренингов, совершенно разных. Но были и такие занятия, направленные внутреннюю и внешнюю красоту, на гармонию. И я видел, как “расцветали” люди и менялись лица.

Есть чудесное стихотворение на нашу тему человеческих лиц.

О красоте человеческих лиц. Поэт, Николай Заболоцкий , великолепно раскрыл тему красоты человеческих лиц. Сравнить лица с фасадами домов – чудесная метафора, согласитесь…

О красоте человеческих лиц

Николай Заболоцкий

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Есть еще одно стихотворение. Владимира Высоцкого. Все та же тема, но раскрыта по другому. Можете пролистать, если не интересно, и читать статью дальше.

МАСКИ

Владимир Высоцкий

Смеюсь навзрыд среди кривых зеркал,
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал –
Как на венецианском карнавале

Что делать мне? Бежать, да поскорей?

А может, вместе с ними веселиться?
Надеюсь я – под маскою зверей
У многих человеческие лица.

Все в масках, париках – все, как один.
Кто сказочен, а кто – литературен.
Сосед мой справа – грустный арлекин,
Другой палач, а каждый третий – дурень.

Я в хоровод вступаю хохоча,
Но все-таки мне неспокойно с ними, –
А вдруг кому-то маска палача
Понравится, и он ее не снимет?

Вдруг арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным?
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?

Вокруг меня смыкается кольцо,
Меня хватают, вовлекают в пляску.
Так-так, мое обычное лицо
Все остальные приняли за маску.

Петарды, конфетти! Но все не так…
И маски на меня глядят с укором.
Они кричат, что я опять не в такт,
Что наступаю на ноги партнерам.

Смеются злые маски надо мной,
Веселые – те начинают злиться,
За маской пряча, словно за стеной,
Свои людские подлинные лица.

За музами гоняюсь по пятам,
Но ни одну не попрошу открыться:
Что, если маски сброшены, а там
Все те же полумаски-полулица?

Я в тайну масок все-таки проник.
Уверен я, что мой анализ точен:
И маска равнодушья у иных –
Защита от плевков и от пощечин.

Но если был без маски подлецом,
Носи ее. А вы? У вас все ясно.
Зачем скрываться под чужим лицом,
Когда свое, воистину, прекрасно?

Как доброго лица не прозевать,
Как честных угадать наверняка мне?
Они решили маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.

P.S. Важное дополнение напоследок.

Раз вы уже дочитали статью до этого места, что мне очень приятно.

Это неожиданное наблюдение (для себя) я сделал в поезде. А езжу я очень часто, работа такая.
Проснувшись рано я смотрел в окно купе и на красивую спящую девушку напротив. Это, конечно же, неприлично, смотреть на девушек, когда они спят. Но она спала. У нее была чудесная грудь, под футболкой. Красивые длинные волосы. Правильные черты лица… И уставшее недовольное лицо, и потому не красивое лицо.

Я сидел и моделировал в уме, какая она будет, когда проснется?
Застывшее недовольство уже проявилось в морщинах на лице. Я подумал, что эта девушка часто так засыпает. И что она могла быть куда красивее, чем сейчас. Если бы чаще улыбалась. И улыбалась перед сном.

Сон занимает треть нашей жизни. Засыпая – вспомните об этой статье! Улыбнитесь!




Top