Примеры драм в русской литературе. Драма как род литературы

Драматический род литературы имеет три основных жанра: трагедию, комедию и драму в узком смысле этого слова, но в нем есть и такие жанры, как водевиль, мелодрама, трагикомедия.

Трагедия (греч.

Tragoidia, букв. - козлиная песнь) - «драматургический жанр, основанный на трагической коллизии героических персонажей, трагическом ее исходе и исполненный патетики...»266.

В трагедии изображается действительность как сгусток внутренних противоречий, в ней вскрываются конфликты реальности в предельно напряженной форме. Это драматическое произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героя. Так, в столкновении с миром преступлений, лжи и лицемерия трагически гибнет носитель передовых гуманистических идеалов датский принц Гамлет, герой одноименной трагедии У. Шекспира.

В борьбе, которую ведут трагические герои, с большой полнотой обнаруживаются героические черты человеческого характера.

Жанр трагедии имеет длинную историю. Он возник из религиозных культовых обрядов, являлся сценическим разыгрыванием мифа. С появлением театра трагедия сформировалась как самостоятельный жанр драматического искусства. Создателями трагедий были древнегреческие драматурги V в. до н. э. Софокл, Еврипид, Эсхил, оставившие ее совершенные образцы. Они отразили трагическое столкновение традиций родового строя с новым общественным порядком. Эти конфликты воспринимались и изображались драматургами преимущественно на мифологическом материале. Герой античной трагедии оказывался втянутым в неразрешимый конфликт или по воле властного рока (судьбы), или по воле богов. Так, герой трагедии Эсхила «Прометей прикованный» страдает потому, что нарушил волю Зевса, когда подарил огонь людям и научил их ремеслам. В трагедии Софокла «Царь Эдип» герой обречен быть отцеубийцей, жениться на собственной матери. Античная трагедия обычно включала пять актов и строилась с соблюдением «трех единств» - места, времени, действия. Трагедии писались стихами и отличались возвышенностью речи, ее героем был «высокий герой».

Основоположником современной трагедии по праву считается великий английский драматург Уильям Шекспир. В основе его трагедий «Ромео и.Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» лежат острейшие конфликты. Персонажи Шекспира - это уже не герои мифов, а реальные люди, борющиеся с реальными, а не мифическими силами и обстоятельствами. Стремясь к максимальной правдивости и полноте воспроизведения жизни, Шекспир развил все лучшие стороны античной трагедии, в то же время освободив этот жанр от тех условностей, которые в его эпоху утратили свое значение (мифологический сюжет, соблюдение правила «трех единств»). Персонажи трагедий Шекспира поражают своей жизненной убедительностью. Формально шекспировская трагедия далека от античности. Трагизм Шекспира охватывает все стороны реальной действительности. Личность героя его трагедий открыта, не определена до конца, способна на изменения.

Следующий этап в развитии жанра трагедии связан с творчеством французских драматургов П. Корнеля («Медея», «Гораций», «Смерть Помпея», «Эдип» и др.) и Ж. Расина («Андромаха», «Ифигения», «Фед- ра» др.)* Они создали блестящие образцы трагедии классицизма - трагедии «высокого стиля» с обязательным соблюдением правила «трех единств».

На рубеже XVIII -XIX вв. Ф. Шиллер обновил «классический» стиль трагедии, создав трагедии «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева».

В эпоху романтизма содержанием трагедии становится жизнь человека с его душевными исканиями. Трагические драмы создавали В. Гюго («Эрнани», «Лукреция Борджиа», «Рюи Блаз», «Король забавляется» и др.), Дж. Байрон («Двое Фаскари»), М. Лермонтов («Маскарад»).

В России первые трагедии в рамках поэтики классицизма были созданы в XVIII в. А. Сумароковым («Хо- рев»), М. Херасковым («Пламена»), В. Озеровым («Поликсена»), Я. Княжниным («Дидона»).

В XIX в. русский реализм тоже дал убедительные образцы трагедии. Создателем трагедии нового типа стал A.

C. Пушкин. Главным героем его трагедии «Борис Годунов», в которой были нарушены все требования классицизма, стал народ, показанный как движущая сила истории. Осмысление трагических конфликтов действительности продолжили А.Н. Островский («Без вины виноватые» и др.) и Л.Н. Толстой («Власть тьмы»).

В конце XIX - начале XX в. возрождается трагедия «в высоком стиле»: в России - в творчестве Л. Андреева («Жизньчеловека», «Царь-голод»), Вяч. Иванова («Прометей»), на Западе - в творчестве Т.-С. Эллиота («Убийство в соборе»), П. Клоделя («Благовещение»), Г. Гауптмана («Крысы»). Позже, в XX в., - в творчестве Ж.-П. Сартра («Мухи»), Ж. Ануя («Антигона»).

Трагические конфликты в русской литературе XX в. нашли отражение в драматургии М. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег»). В литературе социалистического реализма они приобрели своеобразную трактовку, так как господствующим в них стал конфликт, основанный на непримиримом столкновении классовых врагов, а главный герой погибал во имя идеи («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Шторм» B.

Н. Билль-Белоцерковского, «Нашествие» Л. Леонова, «Орла на плече носящий» И. Сельвинского и др.). На современном этапе развития русской драматургии жанр трагедии почти забыт, но трагические конфликты осмысляются во многих пьесах.

Комедия (лат. сотоесИа, греч. котосИа, от котоэ - веселая процессия и 6с1ё - песня) - вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим1.

Комедия, как и трагедия, зародилась еще в Древней Греции. «Отцом» комедии считается древнегреческий драматург Аристофан (V-IV вв. до н. э.). В своих произведениях он высмеивал алчность, кровожадность и безнравственность афинской аристократии, ратовал за мирную патриархальную жизнь («Всадники», «Облака», «Лисистрата», «Лягушки»).

В европейской литературе Нового времени комедия продолжала традиции античной литературы, обогащая их. В европейской литературе выделяются устойчивые типы комедий. Например, комедия масок, комедия дель арте (соттесИа (1е1Гаг1е), которая появилась в Италии в XVI в. Ее персонажами были типовые маски (Арлекин, Пульчинелла и др.). Этот жанр оказал влияние на творчество Ж.-Б. Мольера, К. Гольдони, К. Гоцци.

В Испании была популярна комедия «плаща и шпаги» в творчестве Лопе де Вега («Овечий источник»), Тирсо де Молина («Дон Хиль Зеленые Штаны»), Кальдерона («С любовью не шутят»).

Теоретики искусства по-разному решали вопрос об общественном назначении комедии. В эпоху Возрождения ее роль ограничивалась исправлением нравов. В XIX в. В. Белинский отмечал, что комедия не только отрицает, но и утверждает: «Истинное негодование на противоречия и пошлость общества есть недуг глубокой и благородной души, которая стоит выше своего общества и носит в себе идеал другой, лучшей общественности». Прежде всего комедия должна была быть направлена на осмеяние безобразного. Но, наряду со смехом, незримым «честным лицом» комедии (по замечанию Н.В. Гоголя, единственно честным лицом его комедии «Ревизор» был смех), в ней мог быть «благородный комизм», символизирующий положительное начало, представленное, например, в образе Чацкого у Грибоедова, Фигаро у Бомарше, Фальстафа у Шекспира.

Значительных успехов искусство комедии достигло в творчестве У. Шекспира («Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой» и др.). Драматург выражал в них ренессансную идею о неодолимой власти природы над человеческим сердцем. Уродство в его комедиях было смешным, в них царило веселье, в них были цельные характеры сильных людей, умеющих любить. Комедии Шекспира до сих пор не сходят со сцен театров мира.

Блестящих успехов добился французский комедиограф XVII в. Мольер - автор всемирно известных «Тартюфа», «Мещанина во дворянстве», «Скупого». Прославленным комедиографом стал Бомарше («Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро»).

В России народная комедия существовала издавна. Выдающимся комедиографом русского Просвещения был Д.Н. Фонвизин. Его комедия «Недоросль» беспощадно осмеяла «барство дикое», царящее в семье Простаковых. Писал комедии И.А. Крылов («Урок дочкам», «Модная лавка»), высмеивая преклонение перед иностранцами.

В XIX в. образцы сатирической, социальной реалистической комедии создают А.С. Грибоедов («Горе от ума»), Н.В. Гоголь («Ревизор»), А.Н. Островский («Доходное место», «Свои люди - сочтемся» и др.). Продолжая традиции Н. Гоголя, А. Сухово-Кобылин в своей трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина») показал, как чиновничество «облегло» всю Россию, принося ей беды, сравнимые с ущербом, нанесенным татаро-монгольским игом и нашествием Наполеона. Известны комедии М.Е. Салтыкова-Щедри- на («Смерть Пазухина») и А.Н. Толстого («Плоды просвещения»), которые в чем-то приближались к трагедии (в них есть элементы трагикомедии).

Комедия породила разные жанровые разновидности. Различают комедию положений, комедию интриги, комедию характеров, комедию нравов (бытовую комедию), комедию-буффонаду. Четкой границы между этими жанрами нет. В большинстве комедий сочетаются элементы разных жанров, что углубляет комедийные характеры, разнообразит и расширяет саму палитру комического изображения. Это наглядно демонстрирует Гоголь в «Ревизоре». С одной стороны, он создал «комедию положений», основанную на цепи смешных недоразумений, из которых главная - нелепая ошибка шести уездных чиновников, принявших за могущественного ревизора «елистратишку», «пустельгу» Хлестакова, что послужило источником множества комических ситуаций. С другой стороны, комический эффект, возбуждаемый различными нелепыми жизненными положениями, далеко не исчерпывает содержания «Ревизора». Ведь причина ошибки уездных чиновников кроется в их личных качествах?- в их трусости, душевной грубости, умственной ограниченности - ив сущности характера Хлестакова, который, живя в Петербурге, усвоил манеру поведения чиновников. Перед нами яркая «комедия характеров», точнее, комедия реалистически выписанных социальных типов, представленных в типических обстоятельствах.

В жанровом отношении различают также комедии сатирические («Недоросль»Фонвизина, «Ревизор» Гоголя) и высокие, близкие к драме. Действие этих комедий не содержит смешных ситуаций. В русской драматургии это прежде всего «Горе от ума» А. Грибоедова. В неразделенной любви Чацкого к Софье нет ничего комического, но ситуация, в которую поставил себя романтичный молодой человек, комична. Положение образованного и прогрессивно мыслящего Чацкого в обществе Фамусовых и молчалиных драматично. Различают и лирические комедии, примером которой является «Вишневый сад» А.П. Чехова.

В конце XIX - начале XX в. появляются комедии, характеризующиеся повышенным психологизмом, установкой на изображение усложненных характеров. К ним относятся «комедии идей» Б. Шоу («Пигмалион», «Миллионерша» и др.), «комедии настроений» А.П.Чехова («Вишневый сад»), трагикомедии Л. Пиранделло («Шесть персонажей в поисках автора»), Ж. Ануя («Дикарка»).

В XX в. заявляет о себе русский авангардизм, в том числе в области драматургии, корни которого, несомненно, уходят в фольклор. Впрочем, фольклорное начало обнаруживается уже в пьесах В. Капниста, Д. Фонвизина, в сатире И. Крылова, Н. Гоголя, М. Сал- тыкова-Щедрина, традиции которых в XX в. продолжили М. Булгаков («Багровый остров», «Зойкина квартира», «Адам и Ева»), Н. Эрдман («Самоубийца», «Мандат»), А. Платонов («Шарманка»).

В русском авангардизме XX в. условно выделяют три этапа: футуристический («Зангези» В. Хлебникова, «Победа над солнцем» А. Крученых, «Мисте- рия-буфф» В. Маяковского), постфутуристически й (театр абсурда обэриутов: «Елизавета Вам» Д. Хармса, «Елка у Ивановых» А. Введенского) и драматургия авангардизма современности (А. Арто,Н. Са- дур, А. Шипенко, А. Слаповский, А. Железцов, И. Савельев, Л. Петрушевская, Е. Гремина и др.).

Авангардные тенденции в современной драматургии являются предметом литературоведческих исследований. Например, М.И. Громова, видит истоки этого явления в том, что в 20-е годы XX в. были пресечены попытки создания «альтернативного» искусства (театр обэриутов), которое на долгие годы ушло в подполье, породив «самиздат» и «диссидентство», а в 70-е годы (годы застоя) формировалось на сценах многочисленных студий «андерграунда», получивших право легально работать в 90-е годы (годы перестройки), когда появилась возможность ознакомиться с западноевропейской авангардной драматургией всех типов: «театром абсурда», «театром жестокости», «театром парадокса», «хэппенинга» и т. д. На сцене студии «Лаборатория» была поставлена пьеса В. Денисова «Шесть призраков на рояле» (ее содержание навеяно картиной Сальвадора Дали). Критиков поразила жестокая абсурдная реальность пьес А. Галина («Звезды на утреннем небе», «Sorry», «Титул»), А. Дударева («Свалка»), Э. Радзинско- го («Спортивные игры 1981 года», «Наш Декамерон», «Я стою у ресторана»), Н. Садур («Лунные волки»),

А. Казанцева («Сны Евгении»), А. Железцова («Аскольдова могилка», «Гвоздь»), А. Буравского («Учитель русского»). Такого рода пьесы дали повод критику Е. Соко- лянскому заключить: «Кажется, единственное, что драматический писатель может передать в нынешних условиях, это определенное безумие момента. То есть ощущение переломного момента истории с торжеством хаоса»267. Во всех этих пьесах есть элементы трагикомедии. Трагикомедия - вид драматических произведений (драмы как рода), обладающий признаками как трагедии, так и комедии, что отличает трагикомедию от промежуточных между трагедией и комедией форм, т. е. от драмы как вида.

Трагикомедия отказывается от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Мироощущение, лежащее в ее основе, связано с чувством относительности существующих критериев жизни. Переоценка моральных устоев ведет к неуверенности и даже отказу от них; субъективное и объективное начала размыты; неясное понимание реальности может вызывать интерес к ней или полное безразличие и даже признание алогичности мира. Трагикомическое мироощущение в них доминирует в переломные моменты истории, хотя трагикомическое начало присутствовало уже в драматургии Еврипида («Алкестида», «Ион»).

«Чистый» тип трагикомедии стал характерен для драмы барокко и маньеризма (Ф. Бомонт, Дж. Флетчер). Его признаки - сочетание смешных и серьезных эпизодов, смешение возвышенных и комических характеров, наличие пасторальных мотивов, идеализация дружбы и любви, запутанное действие с неожиданными ситуациями, преобладающая роль случая в судьбе действующих лиц, герои не наделены постоянством характера, но в их образах часто подчеркивается одна черта, превращающая персонаж в тип.

В драматургии конца XIX в. в творчестве Г. Ибсена, Ю.А. Стриндберга, Г. Гауптмана, А. Чехова, Л. Пиранделло, в XX в. - Г. Лорки, Ж. Жироду, Ж. Ануя, Э. Ионеско, С. Беккета усиливается трагикомический элемент, как и в русской авангардной драматургии XX в.

Современная трагикомедия не обладает четкими жанровыми признаками и характеризуется «трагикомическим эффектом», который создается показом действительности одновременно и в трагическом, и в комическом освещении, несоответствием героя и ситуации (трагическая ситуация - комический герой, или наоборот, как в грибоедовской комедии «Горе от ума»); неразрешимостью внутреннего конфликта (сюжет предполагает продолжение действия; автор же воздерживается от окончательной оценки), ощущением абсурдности бытия.

Особым видом развлекательной комедии является водевиль (фр. vaudeville от Vau de Vire - название долины в Нормандии, где в начале XV в. появился этот жанр театрального искусства) -пьеса бытового содержания с занимательным развитием действия, в которой остроумный диалог чередуется с танцами и пе- сенками-куплетами.

Во Франции водевили писали Э. Лабиш, О. Скриб. В России водевиль появился в начале XIX в. Он унаследовал от комической оперы XVIII в. интерес к национальным сюжетам. Водевили писали А.С. Грибоедов («Притворная неверность»), Д.Т. Ленский («Лев Гурыч Синичкин»), В.А. Соллогуб («Ямщик, или Шалость гусарского офицера»), П.А. Каратыгин («Заемные жены», «Чудак-покойник»), Н.А. Некрасов («Петербургский ростовщик»), А.П. Чехов («Медведь», «Предложение», «Свадьба», «О вреде табака»). Во второй половине XIX в.

Водевиль был вытеснен опереттой. Интерес к нему вернулся в конце XX в.

В театральном искусстве XIX -XX вв. комедии-во- девилй легкого содержания с внешними комическими приемами стали называть фарсами.Фарс (фр. farce, от лат. farcio - начиняю: ср.-век. мистерии «начинялись» комедийными вставками) - вид народного театра и литературы западноевропейских стран XIV-XVI вв., прежде всего Франции. Отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством; насыщен буффонадой. Его героями были горожане. Образы-маски фарса были лишены индивидуального начала (фарс близок комедии масок), хотя и были первой попыткой создания социальных типов268.

Средствами создания комического (сатирического) эффекта являются речевая комика - алогизм, несообразность ситуаций, пародия, игра парадоксами, ирония, в новейшей комедии - юмор, ирония, сарказм, гротеск, остроумие, острота, каламбур.

Остроумие основано на чувстве юмора (фактически это одно и то же) - особая ассоциативная способность, умение критически подойти к предмету, подметить нелепость, быстро отреагировать на нее269. Парадокс «выражает мысль на первый взгляд абсурдную, но, как потом выясняется, в известной мере справедливую»1. Например, в гоголевской «Женитьбе» после позорного бегства Подколесина Арина Пантелеймоновна выговаривает Кочкареву: Да я шестой десяток живу, а такого страму еще не наживала. Да я за то, батюшка, вам плюну в лицо, коли вы честный человек. Да вы после этого подлец, коли вы честный человек. Осрамить перед всем миром девушку!

Черты гротескного стиля свойственны многим комедиям, созданным в русской литературе XX в. («Самоубийца» Н. Эрдмана, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Дом, который построил Свифт» Г. Горина). Комическую аллегорию и сатирический символ использовал в своих пьесах-сказках Е. Шварц («Дракон», «Тень»).

Драма как жанр появилась позже трагедии и комедии. Как и трагедия, она тяготеет к воссозданию острых противоречий. Как вид драматического рода она получила распространение в Европе в эпоху Просвещения и тогда же была осмыслена как жанр. Самостоятельным жанром драма стала во второй половине XVIII в. у просветителей (мещанская драма появилась во Франции и Германии). В ней обозначился интерес к социальному укладу жизни, к нравственным идеалам демократической среды, к психологии «среднего человека».

В этот период трагедийное мышление переживает кризис, на смену идет другой взгляд на мир, утверждающий социальную активность личности. В процессе развития драмы ее внутренний драматизм сгущается, благополучная развязка встречается все реже и реже, герой находится в разладе с обществом и с самим собой (пример - пьесы Г. Ибсена, Б. Шоу, М. Горького, А. Чехова).

Драма - это пьеса с острым конфликтом, который и отличие от трагического не столь возвышенный, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Специфика драмы заключается, во-первых, в том, что она с троится на современном, а не на античном материале, во-вторых, драма утверждает нового героя, восставшего против своей судьбы, обстоятельств. Отличие драмы от трагедии - в сущности конфликта: конфликты трагического плана неразрешимы, ибо разрешение их не зависит от личной воли человека. Трагический герой оказывается в трагической ситуации невольно, а не из-за совершенной им ошибки. Драматические конфликты в отличие от трагических не являются непреодолимыми. В основе их лежит столкновение персонажей с такими силами, принципами, традициями, которые противостоят им извне. Если герой драмы гибнет, то его смерть во многом - акт добровольного решения, а не результат трагически безысходного положения. Так, Катерина в «Грозе» А. Островского, остро переживая, что она нарушила религиозные и нравственные нормы, не будучи в силах жить в гнетущей обстановке дома Кабановых, бросается в Волгу. Такая развязка не была обязательной; препятствия на пути сближения Катерины и Бориса нельзя считать непреодолимыми: бунт героини мог бы окончиться и по-другому.

Расцвет драмы начинается в конце XIX-начале XX в. В эпоху романтизма в драматургии царствовала трагедия. Рождение драмы связано с обращением писателей к современной социальной тематике. Трагедия, как правило, создавалась на историческом материале. В роли главного героя выступала крупная историческая личность, ведущая борьбу в крайне неблагоприятных для себя обстоятельствах. Появление драматического жанра охарактеризовало возросший интерес к познанию современной общественной жизни, драматической судьбы «частного» человека.

Диапазон драмы необычайно широк. Драматург изображает повседневную частную жизнь людей, их взаимоотношения, столкновения, вызванные сословными, имущественными, классовыми различиями. В реалистической драме XIX в. развивалась преимущественно психологическая драма (драмы А.Н. Островского, Г. Ибсена и др.). На рубеже веков драма изменилась в творчестве А.П. Чехова («Иванов», «Три сестры») с его скорбно-ироническим лиризмом, с использованием подтекста. Сходные тенденции наблюдаются в творчестве М. Метерлинка с его скрытым «трагизмом повседневной жизни» («Слепые», «Монна Витта»).

В литературе XX в. горизонты драмы существенно расширились, усложнились ее конфликты. В драматур гии М. Горького («Мещане», «Враги», «Дети солнца», «Варвары») ставится проблема ответственности интеллигенции за судьбу народа, но рассматривается она преимущественно на семейно-бытовом материале.

На Западе драмы создавали Р. Роллан, Дж. Пристли, Ю.О"Нил, А. Миллер, Ф. Дюрренматт, Э. Олби, Т. Уильямс.

«Стихия» драмы - современность, частная жизнь людей, ситуации, основанные на разрешимых конфликтах, касающихся судеб отдельных людей, не затрагивающих проблем общественного значения.

Появились такие разновидности драмы, как лирическая драма М. Метерлинка и А. Блока («Балаганчик», «Роза и крест»), интеллектуальная драма Ж.-П. Сартра, Ж. Ануя, драма абсурда Э. Ионеско («Лысаяпевица», «Стулья»), С. Бек- кета («В ожидании Годо», «Конец игры»), ораторский, митинговый театр - политический театр Б. Брехта с его «эпическими» пьесами («Что тот солдат, что этот»).

В истории советского театра политический театр, традиции которого закладывали В. Маяковский, В. Кир- шон, А. Афиногенов, Б. Лавренев, К. Симонов, отличающийся ярко выраженной авторской позицией, занял важное место. В 60 - 90-е годы XX в. появились публицистические драмы («Человек со стороны» И. Дворецкого, «Протокол одного заседания» А. Гельмана, «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, «Дальше... дальше... дальше» М. Шатрова) и документальные драмы («Вожди» Г. Соколовского, «Иосиф и Надежда» О. Кучкиной, «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» В. Кор- кия, «Шестое июля» и «Синие кони на красной траве» М. Шатрова, «Анна Ивановна» В. Шаламова, «Республика труда» А. Солженицына и др.). В жанре драмы появились такие разновидности как пьесы-диспуты, пьесы- диалоги, пьесы-хроники, пьесы-притчи, пьесы-сказки и «новая драма».

Отдельные разновидности драмы смыкаются со смежными жанрами, используя их средства выразительности: с трагикомедией, фарсом, театром масок.

Выделяют и такой жанр, как мелодрама. Мелодрама (от греч. m?los - песня, мелодия и drama - действие, драма) - 1) жанр драматургии, пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, моральнонравоучительной тенденцией; 2) музыкально-драмати- ческое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой. Ж.Ж. Руссо разработал принципы этого жанра и создал его образец - «Пигмалион»; образец русской мелодрамы - «Орфей» Е. Фомина.

Мелодрама возникла в XVIII в. во Франции (пьесы Ж.-М. Монвеля и Г. де Пиксерекура), расцвета достигла в 30 -40-е годы XIX в., позднее в ней стала преобладать внешняя занимательность. В России мелодрама появилась в 20-е годы XIX в. (пьесы Н.В. Кукольника, Н.А. Полевого и др.), интерес к ней возродился в 20-е годы XX в. Элементы мелодрамы есть в творчестве А. Арбузова («Старомодная комедия», «Сказки старого Арбата»)270. Драматические жанры оказались очень подвижны.

Подводя итоги сказанному о родах, видах и жанрах литературы, следует заметить, что существуют межродовые и внеродовые формы. По мысли Б.О. Кор- мана, можно выделить произведения, в которых соединены свойства двух родовых форм - «двуродовые образования»271.

Например, эпическое начало, по замечанию В. Хали- зева, есть в пьесах А.Н. Островского и Б. Брехта, М. Метерлинк и А. Блок создали «лирические драмы», лиро- эпическое начало в поэмах стало общеизвестным фактом. К внеродовым формам в литературоведении относят очерки, литературу «потока сознания», эссеистику, например «Опыты» М. Монтеня, «Опавшие листья» и «Уединенное» В. Розанова (она тяготеет к синкретизму: начала собственно художественные в ней соединяются с публицистическими и философскими, как в произведениях АМ. Ремизова «Посолонь» и М. Пришвина «Глаза земли»).

Итак, подводит итог своим размышлением В.Е. Хали- зев, «...различимы собственно родовые формы, традиционные и безраздельно господствовавшие в литературном творчестве на протяжении многих веков, и формы „внеродовые", нетрадиционные, укоренившиеся в „послеро- мантическом" искусстве. Первые со вторыми взаимодействуют весьма активно, друг друга дополняя. Ныне платоновско-аристотелевско-гегелевская триада (эпос, лирика, драма), как видно, в значительной мере поколеблена и нуждается в корректировке. В то же время нет оснований объявлять привычно выделяемые три рода литературы устаревшими, как это порой делается с легкой руки итальянского философа и теоретика искусства Б. Кроче. Из числа русских литературоведов в подобном скептическом духе высказался А.И. Белецкий: „Для античных литератур термины эпос, лирика, драма еще не были абстрактными. Они обозначали особые, внешние способы передачи произведения слушающей аудитории. Перейдя в книгу, поэзия отказалась от этих способов передачи, и постепенно <...> виды (имеются в виду роды литературы. - В.Х.) становились все большей фикцией. Необходимо ли далее длить научное бытие этих фикций?"1. Не соглашаясь с этим, заметим: литературные произведения всех эпох (в том числе и современные) имеют определенную родовую специфику (форму эпическую, драматическую, лирическую либо нередкие в XX в. формы очерка, „потока сознания", эссе). Родовая принадлежность (либо, напротив, причастность одной из „внеродовых" форм) во многом определяет организацию произведения, его формальные, структурные особенности. Поэтому понятие „род литературы" в составе теоретической поэтики неотъемлемо и насущно»2. ? Контрольные вопросы и задания I 1.

Что послужило основой для выделения трех родов литературы. Каковы признаки эпического, лирического, драматического способа воспроизведения действительности? 2.

Назовите роды художественной словесности, дайте их характеристику. Расскажите о связи между родами, видами, жанрами литературных произведений. 3.

Чем отличается повесть от романа и рассказа? Приведите примеры. 4.

В чем заключаются отличительные признаки новеллы? Приведите примеры. 1 Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. Г. 342. 2

Хализев В.Е. Теория литературы. С. 318 - 319.

Контрольные вопросы и задания 5.

Почему, на ваш взгляд, роман и повесть стали ведущими жанрами реалистической литературы? Их отличия. 6.

Законспектируйте статью М.М. Бахтина «Эпос и роман: О методологии исследовании романа» (Прил. 1, с. 667). Выполните задания и ответьте на предлагаемые после статьи вопросы. 7.

Гоголь первоначально назвал «Мертвые души» «романом», потом - «малой эпопеей». Почему он остановился на определении жанра своего произведения как «поэмы»? 8.

Определите черты романа-эпопеи в произведениях «Война и мир» Л. Толстого и «Тихий Дон» М. Шолохова. 9.

Дайте жанровое определение произведению Н. Шмелева «Лето Господне» и обоснуйте его (роман-сказка, роман-миф, роман-легенда, быль-небыль, миф-воспоминание, свободный эпос, духовный роман). 10.

Прочитайте статью О. Мандельштама «Конец романа». СМандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. С. 201-205). На примере романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» объясните, в чем заключается новаторство подхода писателей XX в. к проблеме современного романа. Можно ли утверждать, что «.. .композиционная мера романа - человеческая биография»? И. Как вы определите жанр булгаковского произведения «Мастер и Маргарита», в котором свободно соединены история и фельетон, лирика и миф, быт и фантастика (роман, комическая эпопея, сатирическая утопия)?

В чем состоят особенности лирики как рода литературы? 2.

Законспектируйте статью В.Е. Хализева «Лирика» (Прил. 1, с. 682). Подготовьте ответы на предложенные вопросы. 3.

На материале статьи Л.Я. Гинзбург «О лирике» (Прил. 1, с. 693) подготовьте сообщение «Стилевые особенности лирики». Назовите основные лирические и лироэпические жанры, укажите их различия. Какова классификация лирики на основе тематического принципа? 4.

Объясните, что означают понятия «суггестивная лирика» и «медитативная лирика». Приведите примеры. 5.

Ознакомьтесь со статьей А.Н. Пашкурова «Поэтика предро- мантической элегии: "Время" М.Н. Муравьева» (Прил. 1, с. 704). Подготовьте сообщение «Какой путь в своем развитии от пред- романтизма к романтизму прошла русская элегия?». 6.

Расскажите об истории развития жанра сонета. 7.

Прочитайте статью Г.Н. Есипенко «Изучение сонета как жанра» {Литература в школе. 2005. № 8. С. 29-33) и выполните предложенные в ней задания, связанные с анализом сонетов Н. Гумилева, И. Северянина, И.Бунина (по выбору), а также напишите стихотворение в форме сонета (допустимо в подражание какому-либо поэту). 8.

Какие способы изображения жизни использует А. Пушкин в поэме «Цыганы»? 9.

Какие произведения называются лироэпическими? На примере одной из поэм В. Маяковского («Человек», «Хорошо!»), С. Есенина («Анна Онегина») или А. Твардовского («По праву памяти») проанализируйте, как сочетаются в них лирические и эпические элементы. 10.

Каким предстает образ лирической героини «денисьевско- го цикла» Ф.И. Тютчева? 13.

Определите чер?ы лирической героини в поэзии М. Цветаевой и А. Ахматовой. 14.

Можно ли говорить о своеобразной «пассивности» лирического героя Б. Пастернака, как считал Р. Якобсон? 15.

Как биография А. Блока связана с его творчеством? Какую эволюцию претерпел образ лирического героя? 16.

Почему современная поэзия утратила большинство традиционных жанров?

Охарактеризуйте деление на жанры в драматическом роде. 2.

Законспектируйте статью В.Е. Хализева «Драма» (Прил. 1, с. 713). Подготовьте ответы на предложенные вопросы. 3.

Расскажите об основных этапах развития жанра трагедии. 4.

Чем отличается драма от трагедии? 5.

Назовите виды комедии. Приведите примеры. 6.

Охарактеризуйте «малые» драматические жанры. Приведите примеры. 7.

Как вы понимаете жанровое определение пьес А. Островского? Можно ли назвать драмы «Гроза», «Бесприданница» классическими трагедиями? 8.

Определите жанр «Вишневого сада» А.П. Чехова (комедия, трагедия, фарс, мелодрама). 9.

На примере одной из пьес проанализируйте новые подходы Чехова к организации драматургического действия (децентрализация сюжетных линий, отказ от деления персонажей на главные и второстепенные) и приемы создания индивидуальных характеров (самохарактеристики, монологи-реплики, построение речевой партии образа на смене стилевой тональности; «случайные» реплики в диалогах, подчеркивающие нестабильность психологического состояния персонажей и пр.). 10.

Прочитайте и проанализируйте одну из пьес современного драматурга (по выбору). 11.

Дайте определение понятию «подтекст» (см.: Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. С. 755; Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 284). Приведите примеры лирического и психологического подтекстов в пьесах А.П. Чехова (на выбор), в романах Э. Хемингуэя, в стихотворениях М. Цветаевой («Тоска по Родине! Дав- но...») и О. Мандельштама («Грифельная ода»).

Литературный жанр - это группа литературных произведений, имеющая общие исторические тенденции развития и объединённая совокупностью свойств по своему содержанию и форме. Иногда этот термин путают с понятиями «вид» «форма». На сегодняшний день нет единой чёткой классификации жанров. Литературные произведения подразделяются по определённому количеству характерных признаков.

История формирования жанров

Первая систематизация литературных жанров была представлена Аристотелем в его «Поэтике». Благодаря этому труду стало складываться впечатление, что литературный жанр – это закономерная стабильная система, которая требует от автора полного соответствия принципам и канонам определённого жанра. Со временем это привело к формированию ряда поэтик, строго предписывающих авторам, как именно они должны писать трагедию, оду или комедию. Долгие годы эти требования оставались незыблемыми.

Решительные изменения в системе литературных жанров начались лишь к концу XVIII века.

В то же время литературные произведения, направленные на художественный поиск , в своих попытках максимально отдалиться от жанровых разделений, постепенно приходили к появлению новых уникальных для литературы явлений.

Какие литературные жанры существуют

Чтобы понять, как определить жанр произведения, необходимо ознакомиться с существующими классификациями и характерными чертами каждого из них.

Ниже приведена примерная таблица для определения вида существующих литературных жанров

по родам эпические басня , былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, сказка, фэнтези, эпопея
лирические ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма
лиро-эпические баллада, поэма
драматические драма, комедия, трагедия
по содержанию комедия фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия загадок
трагедия
драма
по форме видения новелла повесть эпос рассказ анекдот роман ода эпопея пьеса эссе скетч

Разделение жанров по содержанию

Классификация литературных направлений на основе содержания включает в себя комедию, трагедию и драму.

Комедия – разновидность литературы , которая предусматривает юмористический подход. Разновидностями комического направления являются:

Различают также комедию характеров и комедию положений. В первом случае источником юмористического содержания являются внутренние черты действующих лиц, их пороки или недостатки. Во втором случае комичность проявляется в сложившихся обстоятельствах и ситуациях.

Трагедия - драматургический жанр с обязательной катастрофичностью развязки, противоположность жанру комедии. Обычно трагедия отражает наиболее глубокие конфликты и противоречия. Сюжет носит максимально напряжённый характер. В некоторых случаях трагедии пишутся в стихотворной форме.

Драма – особый вид художественной литературы , где происходящие события передаются не через их прямое описание, а через монологи или диалоги действующих лиц. Драма как литературное явление существовала у многих народов даже на уровне произведений фольклора. Изначально в греческом языке этот термин означал печальное событие, поражающее одного конкретного человека. Впоследствии драма стала представлять собой более широкий спектр произведений.

Наиболее известные прозаические жанры

К разряду прозаических жанров относятся литературные произведения различного объёма, выполненные в прозе.

Роман

Роман – прозаический литературный жанр, который подразумевает развёрнутое повествование о судьбе героев и определённых критических периодов их жизни. Название этого жанра берёт своё начало в XII веке, когда зарождались рыцарские истории «на народном романском языке» как противоположность латинской историографии. Сюжетной разновидностью романа стала считаться новелла. В конце XIX - начале XX века в литературе появились такие понятия, как детективный роман, женский роман, фантастический роман.

Новелла

Новелла – разновидность прозаического жанра. Рождению её послужил знаменитый сборник «Декамерон» Джованни Боккаччо . Впоследствии было выпущено несколько сборников по образцу «Декамерона».

Эпоха романтизма внесла в жанр новеллы элементы мистицизма и фантасмагоричности - примерами могут служить произведения Гофмана, Эдгара Аллана По. С другой стороны, произведения Проспера Мериме несли в себе черты реалистических рассказов.

Новелла как короткий рассказ с острым сюжетом стала характерным жанром для американской литературы.

Характерными чертами новеллы являются:

  1. Максимальная краткость изложения.
  2. Острота и даже парадоксальность сюжета.
  3. Нейтральность стиля.
  4. Отсутствие описательности и психологизма в изложении.
  5. Неожиданная развязка, всегда содержащая необычайный поворот событий.

Повесть

Повестью называется проза относительно небольшого объёма. Сюжет повести, как правило, носит характер воспроизведения естественных событий жизни. Обычно повесть раскрывает судьбу и личность героя на фоне происходящих событий. Классический пример - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина .

Рассказ

Рассказом называется малая форма прозаического произведения, которая берёт своё начало у фольклорных жанров – притч и сказок. Некоторые специалисты-литературоведы в качестве разновидности жанра рассматривают очерк, эссе и новеллу . Обычно рассказ характеризуется небольшим объёмом, одной сюжетной линией и малым количеством персонажей. Рассказы характерны для литературных произведений XX века.

Пьеса

Пьесой называется драматическое произведение, которое создаётся с целью последующей театральной постановки.

В структуру пьесы обычно включаются фразы действующих лиц и авторские ремарки, описывающие окружающую обстановку или действия героев. В начале пьесы всегда имеется список действующих лиц с кратким описанием их внешности, возраста, характера и пр.

Вся пьеса делится на большие части - акты или действия. Каждое действие, в свою очередь, подразделяется на более мелкие элементы – сцены, эпизоды, картины.

Большую известность в мировом искусстве завоевали пьесы Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мнимый больной») Б.Шоу («Поживём- увидим»), Б.Брехта.(«Добрый человек из Сезуана», «Трёхгрошовая опера»).

Описание и примеры отдельных жанров

Рассмотрим наиболее распространённые и значимые для мировой культуры примеры литературных жанров.

Поэма

Поэма представляет собой крупное стихотворное произведение, имеющее лирический сюжет или описывающее последовательность событий. Исторически поэма «родилась» из эпопеи

В свою очередь, поэма может иметь много жанровых разновидностей:

  1. Дидактическая.
  2. Героическая.
  3. Бурлескная,
  4. Сатирическая.
  5. Ироническая.
  6. Романтическая.
  7. Лирико-драматическая.

Изначально ведущими темами для создания поэм выступали всемирно-исторические или важные религиозные события и темы. Примером такой поэмы может быть «Энеида» Вергилия , «Божественная комедия» Данте, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера и пр.

Одновременно развивалась и романтическая поэма - «Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто. Такая разновидность поэмы в определённой степени перекликается с традицией средневековых рыцарских романов.

С течением времени на первое место стала выдвигаться нравственно-философская и социальная тематика («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова).

В XIX-XX веках поэма все более начинает приобретать реалистический характер («Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского).

Эпос

Под эпосом принято понимать совокупность произведений, которые объединены общей эпохой, национальной принадлежностью, тематикой.

Возникновение каждого эпоса обусловлено определёнными историческими обстоятельствами. Как правило, эпос претендует на объективность и достоверность изложения событий.

Видения

Этот своеобразный повествовательный жанр, когда сюжет излагается от лица , якобы переживающего сновидение, летаргию или галлюцинацию.

  1. Уже в эпоху античности под видом реальных видений стали описываться вымышленные события в форме видений. Авторами первых видений были Цицерон, Плутарх, Платон.
  2. В Средние века жанр стал набирать обороты популярности, достигнув своих вершин у Данте в его «Божественной комедии», которая по своей форме представляет развёрнутое видение.
  3. Некоторое время видения были неотъемлемой частью церковной литературы большинства стран Европы. Редакторами таких видений всегда были представители духовенства, получив, таким образом, возможность выражать свои личные взгляды якобы от имени высших сил.
  4. Со временем в форму видений было вложено новое остросоциальное сатирическое содержание («Видении о Петре-пахаре» Ленглэнда,).

В более современной литературе жанр видений стал использоваться для введения элементов фантастики.

- ▲ вид художественная литература роды литературы. эпический жанр. эпический. проза художественный рассказ о каких л. событиях. прозаический (# произведения). беллетристика. лирика. драма … Идеографический словарь русского языка

У этого термина существуют и другие значения, см. Драма. Не следует путать с Драма (род литературы). Драма литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII XXI веков,… … Википедия

В искусстве: Драма род литературы (наряду с эпосом и лирикой); Драма род сценического кинематографического действа; жанр, включающий в себя различные поджанры, модификации (как то мещанская драма, драма абсурда и пр.); Топоним(ы):… … Википедия

Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

Эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологий (объективное субъективное у Г. В. Ф. Гегеля), формальных… … Энциклопедический словарь

Драма (греч. dráma, буквально ‒ действие), 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; см. Род литературный). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в… … Большая советская энциклопедия

Современная энциклопедия

Род литературный - РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ, одна из трех групп произведений художественной литературы эпос, лирика, драма. Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем. Несмотря на зыбкость границ между родами и обилие промежуточных форм (лироэпическая… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологии (объективное субъективное у Г. Гегеля), формальных признаков… … Большой Энциклопедический словарь

РОД, а (у), пред. о (в) роде и в (на) роду, мн. ы, ов, муж. 1. Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством. Старейшина рода. 2. Ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Пушкин , Тынянов Юрий Николаевич. Юрий Николаевич Тынянов (1894-1943) - выдающийся прозаик и литературовед - внешне был похож на Пушкина, о чем ему говорили со студенческих лет. Кто знает, может, именно этосходство помогло…

Драма (др.-греч. δρμα — деяние, действие) — один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой, принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру. Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.

С древних времён существовала в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.

В буквальном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие».

Специфика драмы как литературного рода состоит в особой организации художественной речи: в отличие от эпоса в драме отсутствует повествование и первостепенное значение приобретает прямая речь героев, их диалоги и монологи.

Драматические произведения предназначены для постановки на сцене, этим определяются специфические черты драмы:

  1. отсутствие повествовательно-описательного изображения;
  2. «вспомогательность» авторской речи (ремарки);
  3. основной текст драматического произведения представлен в виде реплик героев (монолог и диалог);
  4. драма как род литературы не имеет такого многообразия художественно-изобразительных средств, как эпос: речь и поступок — основные средства создания образа героя;
  5. объём текста и времени действия ограничен сценическими рамками;
  6. требованиями сценического искусства продиктована и такая особенность драмы, как некое преувеличение (гиперболизация): «преувеличение событий, преувеличение чувств и преувеличение выражений» (Л.Н. Толстой) — иначе говоря, театральная эффектность, повышенная экспрессивность; зритель пьесы ощущает условность происходящего, о чём очень хорошо сказалА.С. Пушкин: «самая сущность драматического искусства исключает правдоподобие… читая поэму, роман, мы часто можем забыться и полагать, что описываемое происшествие не есть вымысел, но истина. В оде, в элегии можем думать, что поэт изображал свои настоящие чувствования, в настоящих обстоятельствах. Но где правдоподобие в здании, разделенном на две части, из коих одна наполнена зрителями, которые условились etc».

Традиционная схема сюжета любого драматического произведения:

ЭКСПОЗИЦИЯ - представление героев

ЗАВЯЗКА - столкновение

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - набор сцен, развитие идеи

КУЛЬМИНАЦИЯ - апогей конфликта

РАЗВЯЗКА

История драмы

Зачатки драмы — в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков.

Греческая драма, разрабатывающая серьёзные религиозно-мифологические сюжеты (трагедия) и забавные, почерпнутые из современной жизни (комедия), достигает высокого совершенства и в XVI веке является образцом для европейской драмы, до того времени безыскусно обрабатывавшей религиозные и повествовательные светские сюжеты (мистерии, школьные драмы и интермедии, фастнахтшпили, sottises).

Французские драматурги, подражая греческим, строго держались определенных положений, которые считались неизменными для эстетического достоинства драмы, таковыми являются: единство времени и места; продолжительность изображаемого на сцене эпизода не должна превышать суток; действие должно происходить на одном и том же месте; драма должна правильно развиваться в 3-5 актах, от завязки (выяснения начального положения и характеров героев) через средние перипетии (перемены положений и отношений) к развязке (обычно катастрофе); число действующих лиц очень ограничено (обычно от 3 до 5); это исключительно высшие представители общества (короли, королевы, принцы и принцессы) и их ближайшие слуги-наперсники, которые вводятся на сцену для удобства ведения диалога и подачи реплик. Таковы главные черты французской классической драмы (Корнель, Расин).

Строгость требований классического стиля уже меньше соблюдалась в комедиях (Мольер, Лопе де Вега, Бомарше), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей творчество Шекспира открыло драме новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века ознаменованы появлением романтической и национальной драм: Лессинг, Шиллер, Гёте, Гюго, Клейст, Граббе.

Во вторую половину XIX века в европейской драме берёт верх реализм (Дюма-сын, Ожье, Сарду, Пальерон, Ибсен, Зудерман, Шницлер, Гауптман,Бейерлейн).

В последней четверти XIX века под влиянием Ибсена и Метерлинка европейской сценой начинает овладевать символизм (Гауптман, Пшибышевский, Бар,Д’Аннунцио, Гофмансталь).

Виды драмы

  • Трагедия - жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене,в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа. Большинство трагедий написано стихами. Произведения часто наполнены пафосом. Противоположный жанр — комедия.
  • Драма (психологическая, криминальная, экзистенциальная) - литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров (см.соответствующую категорию).
  • Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

    Понятие «драма как жанр» (отличное от понятия «драма как род литературы») известно в русском литературоведении. Так, Б. В. Томашевский пишет:

    В XVIII в. количество <драматических> жанров увеличивается. Наряду со строгими театральными жанрами выдвигаются низшие, «ярмарочные»: итальянская комедия-буффонада, водевиль, пародия и т. п. Эти жанры являются источниками современного фарса, гротеска, оперетки, миниатюры. Комедия раскалывается, выделяя из себя «драму», т. е. пьесу с современной бытовой тематикой, но без специфического «комизма» положения («мещанская трагедия» или «слезная комедия»). <...> Драма решительно вытесняет остальные жанры в XIX в., гармонируя с эволюцией психологического и бытового романа.

    С другой стороны, драма как жанр в истории литературы распадается на несколько обособленных модификаций:

    Так, XVIII век — время мещанской драмы (Дж. Лилло, Д. Дидро, П.-О. Бомарше, Г. Э. Лессинг, ранний Ф. Шиллер).
    В XIX веке развитие получает реалистическая и натуралистическая драма (А. Н. Островский, Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Стриндберг, А. П. Чехов).
    На рубеже XIX—XX веков развивается символистская драма (М. Метерлинк).
    В XX веке — сюрреалистская драма, экспрессионистская драма (Ф. Верфель, В. Газенклевер), драма абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско, Э. Олби, В. Гомбрович) и др.

    Многие драматурги XIX—XX веков использовали слово «драма» как обозначение жанра своих сценических произведений.

  • Драма в стихах - все то же самое, только в стихотворной форме.
  • Мелодрама - жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.
  • Иеродрама - во Франции старого порядка (вторая половина XVIII века) название вокальных сочинений для двух и более голосов на библейские сюжеты.
    В отличие от оратории и мистерии, в иеродрамах использовались не слова латинских псалмов, а тексты современных французских поэтов и исполнялись они не в храмах, а на духовных концертах во дворце Тюильри.
  • В частности, на слова Вольтера были представлены в 1780 году «Жертвоприношение Авраама» (музыка Камбини) и в 1783 году «Самсон». Под впечатлением от революции сочинил свою кантату «Иеродрама» Дезожье.
  • Мистерия - один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией.
  • Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками. С середины XV века мистерии стали наращивать объём. В «Мистерии о Деяниях Апостолов» более 60000 стихов, а её представление в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней.
  • Если в Италии мистерия умерла естественным образом, то в ряде других стран она была запрещена во времена Контрреформации; в частности, во Франции — 17 ноября 1548 года приказом парижского парламента; в протестантской Англии в 1672 году мистерию запретил епископ Честера, а через три года запрещение повторил архиепископ Йорка. В католической Испании мистериальные представления продолжались до середины XVIII века, их сочиняли и Лопе де Вега, и Тирсо де Молина, и Кальдерон де ла Барка, Педро; лишь в 1756 году они были официально запрещены указом Карла III.
  • Комедия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистических персонажей.
    Аристотель определял комедию, как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде» («Поэтика», гл. V). Самые ранние сохранившиеся комедии созданы в Древних Афинах и принадлежат перу Аристофана.

    Различают комедию положений и комедию характеров .

    Комедия положений (комедия ситуаций , ситуационная комедия ) — комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства.
    Комедия характеров (комедия нравов ) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, высмеивает все эти человеческие качества.

  • Водевиль - комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства. В России прототипом водевиля была небольшая комическая опера конца XVII века, удержавшаяся в репертуаре русского театра и к началу XIX века.
  • Фарс - комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.
    В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространённый в XIV—XVI веках в западноевропейских странах. Созрев внутри мистерии, фарс в XV веке обретает свою независимость, а в следующем столетии становится господствующим жанром в театре и литературе. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.
    Основной стихией фарса являлась не сознательная политическая сатира, а непринуждённое и беззаботное изображение городского быта со всеми его скандальными происшествиями, непристойностью, грубостью и весельем. Во французском фарсе часто варьировалась тема скандала между супругами.
    В современном русском языке фарсом обычно называют профанацию, имитацию какого-либо процесса, например, судебного.

Андреев Л. Жизнь человека. Мысль (сравнительный анализ пьесы «Мысль» с одноименным рассказом). Екатерина Ивановна. (Концепция панпсихизма).

Ануй Ж. Антигона. Медея. Жаворонок. (Тема женщины)

Арбузов А.Н. Таня. Сказки Старого Арбата.

Аристофан. Облака. Лисистрата. (Абсолютная комедиография)

Беккет С. Звук шагов. В ожидании Годо. (Драматургия «потока сознания»)

Брехт Б. Трехгрошовая опера. Мамаша Кураж и ее дети. (Эпическая драма)

Бомарше. Женитьба Фигаро. (Идеальный канон классицистской пьесы)

Булгаков М.А. Дни Турбиных. Бег. Зойкина квартира.

Володин А. Пять вечеров. Старшая сестра. Ящерица.

Вампилов А. Старший сын. Прошлым летом в Чулимске. Утиная охота.

Гете И.-Г. Фауст. («Вечная драма» или идеальная «пьеса-для-чтения»)

Гоголь Н.В. Ревизор. Женитьба. Игроки. (Мистический символизм фантазма реальной действительности)

Горин Г. Чума на оба ваших дома. Дом, который построил Свифт. (Игровая реминисценция)

Горький М. На дне. Мещане. (Социальная драма)

Грибоедов А. Горе от ума. (Идеальный канон классицизма)

Еврипид. Медея. (Женская тема)

Ибсен Х. Привидения. Кукольный дом. Пер Гюнт. («Новая драма»)

Ионеско Э. Лысая певица.Носорог. (Антипьеса и антитеатр)

Кальдерон. Поклонение кресту. Жизнь есть сон. Стойкий принц.

Корнель П. Сид. (Трагедия идеального героя)

Лермонтов М.Ю. Маскарад. (Драма романтической трагедии)

Лопе де Вега. Собака на сене. Овечий источник. (Жанровый полифонизм)

Метерлинк М. Слепые. Чудо святого Антония. Синяя птица.

Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф. Дон Жуан. Плутни Скапена.

Островский А.Н. Бесприданница. Снегурочка. Лес. Без вины виноватые. Горячее сердце. («Лишние люди России» на сцене российского театра)

Пушкин А.С. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

Радзинский Э. Театр времен Нерона и Сенеки. Разговоры с Сократом.

Расин Ж. Федра. («Психологическая трагедия»)

Розов В.С. Вечно живые. («Пафос без пафоса»)

Пиранделло Л. Шесть персонажей в поисках автора. («Театральность пьесы»)

Софокл. Эдип-царь. Эдип в Колоне. Антигона. («золотое сечение» драмы)

Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы. (Трагизм маленького человека)

Сухово-Кобылин А.В. Свадьба Кречинского. Дело. Смерть Тарелкина. (Драматургия русского космизма)

Тургенев И.С. Месяц в деревне. Нахлебник. (Нюансы психологизма)

Чехов А.П. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад. (Комедия человеческой жизни)

Шекспир У. Гамлет. Король Лир. Макбет. Сон в летнюю ночь.

Шоу Б. Пигмалион. Дом, который разбивает сердца.

Эсхил. Персы. Прометей Прикованный. («трагический миф»)

V. ТЕМЫ И ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ ДРАМЫ»

(с указанием персоналий)

1. Равновесие изобразительных и выразительных начал в драме: диалектика «эпоса» и «лироса» («музыкальность» как ритм и полифония). Персоналии: Гегель, Белинский, Вагнер, Ницше.

2. Действие как внутренняя и внешняя форма драмы: «подражание действию действием». Персоналии: Аристотель, Брехт.

3. Внешняя и внутренняя архитектоника драматического произведения: акт-картина-явление; монолог-диалог-ремарка-пауза.

5. Образное и событийное моделирование действия в драме. Персоналии: Эсхил, Софокл, Шекспир, Пушкин, Чехов.

6. Природа драматического конфликта: внешняя и внутренняя коллизия.

7. Типология драматического конфликта.

8. Способы организации драматического конфликта по линии: образ – идея – персонаж (действующее лицо).

9. Коллизия и интрига в сюжетном развитии пьесы.

10. Структурообразующие и структурно содержательные элементы фабулы: «перипетия», «узнавание», «мотив выбора» и «мотив решения».

11. Драматический характер: образ – герой – действующее лицо – персонаж – роль – образ.

12. Персонаж и глубинные уровни развития действия: «мотив», «актантные модели», «типическое» и «архетипическое».

13. Дискурс и персонаж: уровни и зоны драматического выказывания.

14. Поэтика драматической композиции: структурный анализ.

15. Проблема соотношения композиционных элементов драмы с действенным (событийным) анализом пьесы.

16. Жанровая природа драматургии: комическое и трагическое.

17. Эволюция жанра: комедия. Персоналии: Аристофан, Данте, Шекспир, Мольер, Чехов.

18. Эволюция жанра: трагедия. Персоналии: Эсхил, Софокл, Еврипид, Сенека, Шекспир, Кальдерон, Корнель, Расин, Шиллер.

19. Процессы интеграции в смешанных драматических жанрах: мелодрама, трагикомедия, трагифарс.

20. Эволюция жанра: драма – от «сатировой» и «натуралистической» к «эпической». Персоналии: Дидро, Ибсен, Чехов, Шоу, Брехт.

21. Эволюция жанра: символистская драма – от «литургической» к «мистической». Персоналии: Ибсен, Метерлинк, Андреев.

22. Общая эволюция жанра: от драмы к «антидраме» экзистенциализма и абсурда. Персоналии: Сартр, Ануй, Беккет, Ионеско, Пинтер, Мрожек.

23. Форма, стиль и стилизация в драматическом искусстве: эпоха – направление – автор.

24. Текст, подтекст, контекст в драме. Персоналии: Чехов, Станиславский, Немирович-Данченко, Буткевич.

25. «Монодрамный» принцип развертывания действия в классической трагедии. Персоналии: Софокл («Эдип-царь»), Шекспир («Гамлет»), Кальдерон («Стойкий принц»), Корнель («Сид»), Расин («Федра»).

26. Свободный принцип саморазвивающегося действия в драматическом произведении. Персоналии: Шекспир («Король Лир»), Пушкин («Борис Годунов»).

27. Драматический характер в комической ситуации: комедии положений, комедии ошибок, комедия характеров. Персоналии: Менандр, Теренций, Шекспир, Мольер, Гоцци, Гольдони, Бомарше.

28. Принципы развертывания действия в комедии: темпоритмическая организация пьесы. Персоналии: Шекспир («Укрощение строптивой»), Мольер («Плутни Скапена»), Бомарше («Женитьбы Фигаро»).

29. Парадоксы и противоречия в драме романтизма (Мюссе).

30. «Фантастический реализм» в русской драматургии: от гротеска до фантасмагории «космизма». Персоналии: Гоголь («Ревизор»), Сухово-Кобылин («Смерть Тарелкина»).

31. Сравнительный анализ исследовательского метода натурализма (Золя, Доде, Боборыкин) и художественного метода русской «натуральной школы» (Гоголь, Тургенев, Сухово-Кобылин).

32. Организация действия в символистской драме. Персоналии: Метерлинк («Сестра Беатриса»), Андреев («Жизнь Человека»).

33. Ретроспективная организация действия в аналитической драме. Персоналии: Софокл («Эдип-царь»), Ибсен («Привидения»).

34. Принципы построения эпической драмы (понятие дубль-системы). Персоналии: Брехт («Мамаша Кураж ее дети»).

35. Соотношение темы и идеи в интеллектуальной драме. На примере анализа одноименных произведений: «Медея» Еврипида и Ануя; «Антигона» Софокла и Ануя.

37. Принципы взаимодействия фабулы и сюжета в комедии Грибоедова «Горе от ума». (На примере постановки В.Э. Мейерхольда «Горе уму».)

38. Композиционные принципы в драме абсурда. Персоналии: Беккет («В ожидании Годо»), Ионеско («Лысая певица»).

39. Миф, сказка, действительность в пьесах Шварца. «Дракон», «Обыкновенное чудо».

40. Миф, история, реальность и личность в пьесах Радзинского («Театр времен Нерона и Сенеки», «Разговоры с Сократом»).

41. Внутренний конфликт как способ поэтизации героики и быта в советской драматургии. Персоналии: Вишневский («Оптимистическая трагедия»), Володин («Пять вечеров»), Вампилов («Утиная охота»).

42. Игровой театр в пьесах Горина («Дом, который построил Свифт», «Чума на оба ваших дома», «Шут Балакирев»).

43. Драматургические трансформации «женской темы» (от трагедии Еврипида до пьес Петрушевской, Разумовской, Садур).




Top