Примеры элементов материальной и духовной культуры. Культура духовная и материальная

Культура – это деятельность человека по созданию разного рода ценностей, а также – результат такой деятельности. В общем смысле к этому понятию можно отнести все, сотворенное человеком. Однако говоря о материальной и духовной культуре, подразумевают разные понятия: все вышеперечисленное относится к первой категории, а вторая вбирает в себя идеи, образы, традиции, обычаи, и теории.

Особенности материальной культуры и ее отличия от духовной

Материальная культура конкретного народа включает в себя традиционную одежду, продукты, оружие, жилище, украшения, различные приспособления. Материальная культура в широком смысле включает в себя два основных элемента:

  1. Предметы, создаваемые руками человека (архитектура, приборы, бытовые элементы). В данном случае культура является актом приспособления человека к среде, а среды – к человеку. Современная информационная культура строится на основе различных устройств: телефонов, интернета, телевидения.
  2. Технологии, создаваемые человеком. Технологии относятся к материальной культуре, а не к духовной, потому, что имеют реальное живое воплощение. Например, технология «тач» нашла применение в телефонах, планшетах и ноутбуках нового поколения.
  3. Навыки и умения – это не просто теоретические знания, это их реальное воплощение. Именно потому, что они имеют физический образ, они и занесены в эту категорию. В этом можно узреть духовно-материальную культуру, но правильнее говорить просто о материальной, как о конкретном воплощении навыка.

Соответственно все элементы культуры, которые не подходят под описание материального вида, можно отнести к духовному.

Духовная культура и ее взаимосвязь с материальной

Главное различие духовной и материальной культуры заключается в том, что одна из них не имеет точного физического облика, а другая – имеет. Духовная культура находится не в нашем мире, а в области интеллектуальной деятельности, чувств и самовыражения.

Изначально идеальной формой духовной культуры выступала мифология. Мифы регулировали разного рода отношения, объясняли устройство мира, могли служить нормативным ориентиром. Позднее их роль заняла религия, а дальше к ней добавились философия и искусство.

Считается, что идеальная форма культуры не может быть связана с конкретным мнением – это научные знания, нормы морали, язык. В эту же категорию можно включить образовательную деятельность и объективные СМИ.

Впрочем, духовная культура в субъективном смысле также существует – это внутренний багаж человека, представленный его мнением, моральными устоями, знаниями, поведением, религиозными представлениями.

Интересно и то, что духовная культура способна плавно перетекать в материальную – идея скульптора воплотится и станет объектом материальной культуры. Впрочем, и материальная культура переходит в духовную: читая книги, рассуждая о их смысле, человек переводит реальную материальную культуру в субъективную духовную.

Материальная и духовная культура России

Культура России, как и любой другой страны, насчитывает много веков. Поскольку государство многонационально, местная культура многолика, ее сложно было бы подвести под один общий знаменатель.

Более того, каждый конкретный период времени ознаменован своими объектами культуры – в древности это были летописи, быт, национальные костюмы, затем – многочисленные картины, книги, памятники, стихи. Сейчас, в наши дни, культура по прежнему сохраняет в себе многие обычаи, традиции и другие части культуры прошлого, но многое заимствуется и у других стран. Это общий для многих стран 21 века процесс.

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, т. е. искусственно созданными. Таким образом, артефакты, будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материалы объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы. При более внимательном рассмотрении оказывается, что и сам человек относится к классу артефактов. С одной стороны, он возник в результате эволюции природы, имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, живет и действует как созидатель, носитель и потребитель духовных ценностей. Человек, таким образом, дитя не только природы, но и культуры, не столь существо биологическое, сколько социальное, а его природа не столько материальная, сколько духовная. Сущность человека включает в себя качества и свойства как собственно природные, материальные, прежде всего биолого-физиологические, так и духовные, не материальные, продуцированные культурой и интеллектуальным трудом, художественным, научным творчеством. В силу того, что человек по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты.

Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль -- это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре -- это место центра мироздания артефактов, т. е. центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, «второй природой», «искусственно созданным» обиталищем человечества. Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, создающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

Однако та целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни -- это целостность материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется в своей жизни ежедневно, т. е. это целостность материальной и духовной культур. Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловлена качествами и свойствами природных объектов, той разновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используются человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека. Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь, т. е. в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человека как «homo sapiens», а следовательно, имели культурно целесообразное предназначение. Материальная культура, в другом смысле слова, -- это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества.

В материальную культуру входят, прежде всего, разнообразные средства материального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это орудия труда -- от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продукты материального производства. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, т. е. производственные отношения. Однако следует подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т. п.

Кроме того материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлом -- памятники, археологические объекты, оборудованные памятники природы и т. п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Кроме того само по себе материальное производство можно характеризовать в терминах культурологии, т. е. говорить о культуре материального производства, о степени его совершенства, о степени его рациональности и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, в которых оно осуществляется, о нравственности и справедливости тех распределительных отношений, которые в нем складываются. В этом смысле говорят о культуре технологии производства, о культуре управления и организации его, о культуре условий труда, о культуре обмена и распределения.

Духовная и материальная культуры, их особенности

Любая культура многогранна и многолика, ее содержание облечено в разные формы. Морфология культуры – раздел культурологии, предметом которого является изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность.

При анализе морфологии культуры возникает необходимость выяснить понятийный аппарат по данной теме. К нему можно отнести понятия вид культуры и форма культуры.

В рамках антропологической концепции культура может быть структурирована на основе главных, присущих всем культурам видов человеческой жизнедеятельности в обществе, иногда называемых сферами культурного творчества.

Вид культуры – это сферы культурного творчества человека, которые определяются многообразием самой человеческой деятельности и являются разновидностями более общей культуры.

Культура существует в предметных и личностных видах – это характеристики культуры со стороны ее внешнего и внутреннего содержания. Предметный вид культуры – ее внешняя видимость, встреча с культурой. Личностные виды культуры – это люди, как субъекты деятельности, носители и творцы культурных ценностей.

Культурная деятельность людей может быть приложена по отношению к природе, обществу, отдельному человеку.

1. Виды культуры по отношению к природе : культура земледелия, садово-парковая культура, рекультивация ландшафтов, специальное выращивание отдельных растений (зерновые культуры, бобовые культуры) – деятельность человека по отношению к природе, ее преобразованию или восстановлению природной среды.

2. Виды культурной деятельности по отношению к обществу : поливариантность и многоаспектность культуры в значительной степени рассматривается именно в обществе:

- культура как срез общественной жизни: античная культура, средневековая культура;

- культура как социальный институт: политическая культура, религиозная культура;

- культура как система общественных регулятивных норм: нравственная культура, правовая культура.

Понятие «культура» применяется и по отношению к отдельным сферам человеческой деятельности: художественная культура, культура быта, физическая культура. По отношению к видам искусства: музыкальная культура, театральная культура.

3. Виды культуры по отношению к личности : культура речи личности, культура общения, культура поведения.

С этой точки зрения формальная структура культуры может быть представлена единством двух видов культуры - духовной и материальной. Деление культуры на духовную и материальную, безусловно, относительно. Разграничивать и противопоставлять духовную и материальную культуры нецелесообразно: ведь, с одной стороны, вся культура в целом духовна, так как она есть мир смыслов, а, с другой стороны, так как материализована в определенных знаках и текстах. Духовная и материальная культуры взаимодополняют друг друга, в каждом элементе культуры присутствует и духовное, и материальное. В конечном счете, все материальное выступает как реализация духовного.

| следующая лекция ==>

Любая культура многогранна и многолика. Но условно её можно разделить на две сферы деятельности, на две формы. Это материальная и духовная сферы культуры.

К материальной культуре относят всю область матери­ально-производственной деятельности человека и ее результаты - орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, транспортные средства, способы практической деятельности по соз­данию средств производства и потребления и т.п.

Духовная культу­ра включает сферу духовного производства (производство идей, знаний, духовных ценностей) и его результаты, воплощенные в науке, философии, искусстве религии, морали и т.д.

Основой существования материальной культуры являются вещи - результат материально-созидательной деятельности человека. Вещи в своей совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколь­ко важнейших областей .

    Сельское хозяйство (селекция, сорта растений, породы животных, культивированные почвы). С этими об­ластями материальной культуры напрямую связано выживание че­ловека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.

    Здания и сооружения (жилье, офисы, места развлечений, учебной деятельно­сти; цеха, доки, мосты, плоти­ны и т.п.).

    Инструменты, при­способления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека.

    Транспорт и пути сообщения.

    Связь (почта, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети)

    Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности.

Духовная культура представляет собой многослойное образование. Её основу знания, которые являются продуктами познавательной деятельности человека, фиксирую­щими полученную им информацию об окружающем мире и самом себе, его взгляды на жизнь и пове­дение. Знания удовлетворяют опре­деленные человеческие потребности, прежде всего, связанные с необходимостью обеспечения жизни людей в обществе. Для этих же целей создают различные системы ценностей , позво­ляющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые общест­вом формы поведения. Культура – это способ и сфера создания культурных ценностей. Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано И. КАНТОМ . Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является Г.РИККЕРТ.

Под ценностями понимается жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода. Культурные ценности - совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества. Ценность – это не сам предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нём человек. Когда человеку ничего не известно о предмете, тот не имеет для него ценности. Понятие «ценность» не равно понятию «полезность» (ценность м.б. и бесполезной, и наоборот), отличается от понятия «стоимость» (стоимость – это денежное выражение ценности, ценным может быть грошовый предмет).

Отбор ценностей в обществе происходит в процессе практической деятельности.

Мир ценностей очень многообразен. Среди этого многообразия можно выделить следующие ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ:

    Финальные ценности (близкое понятие витальные ценности, от латинского понятия жизнь)высшие Ц. и идеалы, важнее которых нет ничего. Это жизнь, здоровье, счастье, любовь, дружба, честь, достоинство, законность, гуманизм… Эти Ц. необходимы сами по себе.

    Экономические ценности – предприимчивость, наличие равных условий для товаропроизводителей, благоприятных условий для производства и т.п.

    Социальные ценности – социальное положение, трудолюбие, семья, терпимость, равенство полов, личная независимость и др.

    Политические ценности – патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, и др.

    Моральные ценности – добро, благо, любовь, долг, бескорыстие, верность, честность, справедливость, порядочность, уважение к старшим и др.

    Религиозные – Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и др.

    Эстетические ценности – красота, гармония, стиль и т.д.

Именно на основе ценностей формируются существующие се­годня разновидности духовной культуры : 1) нравственность, 2) полити­ка, 3) право, 4) искусство, 5) религия, 6) наука, 7) философия.

Духовная материальная культура всегда взаимосвязаны, поскольку не могут существовать в полном отрыве одна от другой. Материальная культура всегда является воплощением определенной части ду­ховной культуры. А духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Пример: любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Часто бывает очень сложно понять, к какому виду культуры - материальной или духовной - относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы, скорее всего, отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде трехсотлетней давности, выставленном в музее, можно будет гово­рить о нем как о предмете духовной культуры. А книга, бесспорный предмет духовной культуры, может быть использована для растопки печи вместо дров. Предметы культуры могут менять свое назначение. Как же тогда их различать? Критерием может быть оценка смысла и назна­чения предмета - если предмет или явление удовлетворяет первич­ные (биологические) потребности человека, его относят к матери­альной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.

Кроме того, между материальной и духовной культурой суще­ствуют переходные формы знаки - материальные объекты, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются. Самой известной фор­мой знака являются деньги, применяемые людьми для обозначения всевозможных услуг. Деньги - всеобщий рыночный эквива­лент, который можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура), а можем на них купить билет в театр или музей (духовная культура). Деньги являются универсальным посредником между предметами мате­риальной и духовной культуры. В этом - их серьезная опасность, так как они уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры.

Культуру подразделяют на материальную и духовную. Здесь важно не путать ее с объектами, предметами культуры. Собор Василия Блаженного, Большой театр и т. п. -- объекты культуры, а вот, их качественная характеристика: кто, когда, где, чем и т.п. -- культура. Скрипка -- музыкальный инструмент, предмет культуры, а скрипка Страдивари -- предмет культуры XVI в. Исполненное на ней музыкальное произведение -- предмет духовной культуры, а вот, кто, как, когда, где и т.п., т.е. его качественная характеристика -- культура. При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе -- бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры -- материальной или духовной -- относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга -- бесспорный предмет духовной культуры -- может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы -- знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака -- деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги -- всеобщий рыночный эквивалент -- можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.




Top