Роман толстого петр первый. Школьная энциклопедия

Год издания книги: 1930

Книга «Петр Первый» Толстого впервые увидела свет в 1930 году. Над произведением писатель работал на протяжении шестнадцати лет, однако закончить его так и не успел. По мотивам романа «Петр Первый» Толстого было снято несколько художественных фильмов. Последний из них вышел на экраны в 1980 под названием «В начале славных дел».

Романа «Петр Первый» краткое содержание

В избе у крепостных Бровкиных холодно и дымно. Дети слезают с печи, чтобы провести отца в дорогу. Ивашка Бровкин направляется в Москву по делам. Всю дорогу он рассуждал о том, насколько тяжела жизнь у простого мужика. Уже много лет его семья едва сводит концы с концами. Из-за этого он вынужден был отдать своего сына Алешку в кабалу к боярину Василию Волкову. Так ехал Иван и думал о своем горе. По дороге он встретил Цыгана и одного из крепостных Волкова. Вместе они продолжили путь в поместье боярина. Приехав туда, они узнали, что на следующий день им предстоит отвезти в Москву ратников. Тут же Ивашка видит сына Алешку. Он просит его выполнить поручение Волкова, поскольку сам хочет немного отдохнуть с дороги.

Алешка соглашается и утром снаряжает коня в поездку. Не без труда ему удалось все-таки добраться до площади, на которой происходил смотр ратников. Поскольку возвращение домой в ближайшее время не предвиделось, мальчик решил купить себе немного еды. За то время, что он отлучился, у него украли коня и сбрую. Цыган сказал, что отец мальчика будет недоволен тем, что произошло. Он предложил Алешке отправиться к Даниле Меншикову и одолжить у него хотя бы коня для того, чтобы можно было вернуться домой. Мальчик пошел по указанному адресу, однако до вечера так и не вернулся.

Тем временем, как подтверждается в , умирает царь Федор Алексеевич. Подле него находится его молодая супруга – семнадцатилетняя Марфа Матвеевна. Недолго ей судилось быть царицей – в царскую семью ее приняли около двух месяцев назад. В той же комнате, что и Федор Алексеевич, находились все члены его семьи. Перед ними встал сложный выбор – кого же назначить царем. На тот момент существовало всего два претендента на эту роль – Петр и Иван. Многих смущало то, что оба они были еще маленькими мальчиками, не способными держать в своих руках власть. Но выбор сделать нужно. После переговоров было решено выбрать Петра, поскольку Иван был хилым, а государству нужен сильный правитель. После того, как царь умер, к толпе, стоявшей у дворца, вышел патриарх. Он спросил, кого люди видят новым государем и народ единогласно крикнул, что Петра.

Далее в романе Толстого «Петр Первый» читать можем о том, как Алешка нашел-таки дом Данилы, но застал мужчину за ссорой с сыном. Меншиков прогнал незнакомого мальчика и вернулся в дом. Позже маленький Бровкин знакомится с сыном Степана по имени Алексашка. Тот рассказывает Алешке, что его мама умерла, а отец постоянно его бьет. Мальчики решают сбежать вместе. Они разрабатывают план, по которому этой ночью должны будут покинуть дом Степана. Утром они выбрались в город. Мальчики были голодны, поэтому Алексашке пришлось просить милостыню у незнакомой женщины.

Через некоторое время они увидели избитого мужчину. Он не мог шевелиться и плакал прямо посреди улицы. Мальчишки предложили ему свою помощь. Они взяли незнакомца под руки и проводили до его дома. По дороге они узнали, что избитого зовут Федя Заяц. Он торгует пирожками на площади. Мужчина хотел как-нибудь отблагодарить мальчиков за помощь. Тогда Алексашка попросился заночевать у Феди. На утро Заяц понял, что из-за сломанных ребер он не сможет выйти на улицу. Он сказал Алексашке, что тот может продавать пирожки вместо него. Мальчик согласился. Он настолько быстро смог сбыть весь товар, что Федя нарадоваться не мог его работой.

Так они прожили несколько месяцев. Алексашку и Алешку все устраивало: их кормили, поили и не били. Правда чуть позже произошла ситуация, которая в корне поменяла отношения мальчишек к Феде. Подозревая детей в воровстве денег, Заяц замахнулся на Алексашку. Вечером мальчик сказал другу, что хочет сбежать отсюда. Они решили, что как только завтра продадут все пирожки, заберут выручку и убегут.

Далее в романе «Петр Первый» Алексея Толстого читать можем, что царевна Софья, которая временно правит государством до совершеннолетия Петра, влюбляется в боярина Василия Голицына. В то же время она узнает, что представитель наследника Матвеев хочет подавить бунт стрельцов и посадить на трон мать Петра до его совершеннолетия. Также он грозится убить Голицына. Софья решает бороться до конца. Она обещает стрельцам повышение и хорошее жалованье, если они помогут ей занять престол. Они приняли ее предложение и за недолгое время смогли изгнать нескольких бояр и князей. Им дали денег, еды, а самое главное – пообещали отменить смертную казнь за бунт. Однако средства закончились и все вернулось на свои места.

Позже стрельцы пришли к царевне Софье за помощью, но девушка не приняла их просьбу. Тогда разъяренные мужчины стали крушить все на своем пути – дома, кабаки, магазины. Несколько месяцев, как в , продолжался бунт, и в конце стрельцы не придумали ничего лучше, чем убить царевну и двоих царевичей – Петра и Ивана. Но все они уже спрятались по разным городам. В конце, чтобы подавить восстание, было принято решение вернуть смертную казнь.

Алексашка и Алешка жили свободно, а потому счастливо. Хоть бывали дни, когда одному из них приходилось надевать рваную одежду и идти просить милостыню по улицам. Иногда местные жители разрешали им переночевать в своих домах. Однажды они увидели мальчика, который сидел возле реки. Они познакомились и поняли, что перед ними наследник Петр. Тогда Алексашка показал новому знакомому фокус. Его суть заключалась в том, что мальчик протащит сквозь щеку иглу, не пролив ни капли крови, взамен на деньги. Петр согласился, даже попросил научить его делать так же. После этого мальчики распрощались.

Как-то раз Алексашка увидел своего отца. Тот начал гнаться за ним, грозясь побить. Мальчик успел запрыгнуть на какую-то карету и уехал прочь. Уже позже он выяснил, что повозка принадлежит немцу Лефорту. Когда мужчина увидел Алексашку, мальчик попросился к нему на работу. Недолго думав, Лефорт согласился. Однажды немец встречает Петра и зовет его к себе в гости. Там пятнадцатилетний наследник знакомится с Анной Монс, которая обладает изумительным голосом. Юноша не может оторвать от нее глаз. К тому же ему нравится то, как немцы проводят свободное время – они устраивают праздники и пиры, в то время, как у него во дворце постоянно только и разговоров, что о деньгах и торговле.

Царевич часто захаживает к Лефорту. Однажды во время бала он приглашает Анну на танец и после целует ее. Девушка в растерянности убегает. Петр не может ее найти, помогает ему Алексашка, который говорит, куда отправилась Анна. Но Монс не хочет видеть наследника и просит его покинуть дом. Алексашка готовит Петру коня, но тот просит проводить его до дома. Так юноши подружились, и наследник решил назначить товарища постельничим.

Позже Алексашку повысили до денщика. Петр очень любил своего нового друга, да и все вокруг понимали, что он далеко пойдет. Однажды Лефорт привел наследнику Алешку и представил его как прекрасного барабанщика. Петр тут же зачислил его в первую роту. Вместе с тем наследник со своим верным другом проводят много времени в имении Лефорта. Петр безумно влюблен в Анну, что очень не нравится его матери. Тогда она задумывает женить сына на Евдокии Лопухиной. Девушка происходила из достойной семьи и сразу же понравилась царице.

Приезжает брат Василия Голицына — Борис. Побыв недолго у Софьи, он отправляется в гости к Петру. Мальчик ему сразу понравился, видно было, что из него выйдет достойный правитель. Софья забеспокоилась. Она поняла, что вот так незаметно из ребенка Петр стал ей противником. Борис вместе с наследником проводят вечера, обсуждая военные стратегии и мать Петра понимает, что правлению Софьи приходит конец. Она сообщает сыну, что хочет женить его на Евдокии, но тот, поглощенный политикой, заявляет, что ему все равно.

Ивашка Бровкин приезжает к Волкову, чтобы доставить ему оброк. Но тот не доволен качеством продуктов, из-за чего хочет избить холопа. За Ивана вступается его сын Алешка. Он грозит Волкову царем и тот просит прощения. Позже младший Бровкин дает своему отцу немного денег. Тот покупает на них овец, поросят, немного земли. Все соседи теперь уважают и даже побаиваются Ивашку из-за того, что его сын – приближенный царя.

Петр рвется в поместье Лефорта хотя бы на несколько часов, чтобы повидать Анну. Девушка недавно осталась сиротой и находится на попечительстве у старого немца. Алексашка пытается отговорить друга от этой затеи, потому что его свадьба уже не за горами. Сама церемония венчания Петра и Евдокии прошла довольно скромно, без большого количества гостей.

Через пару месяцев после свадьбы наследник отправился с войском к Переяславскому озеру. Ежедневно он получал письма от жены и матери. Свекруха сердилась на девушку и обвиняла ее в том, что Петр сразу же после свадьбы уехал в походы. Тем временем Петр встречается со своим дядей. Он рассказывает о том, что на наследника готовится покушение – возле его дома уже расположились стрельцы. Царевичу ничего не остается, как вернуться назад.

Проходя по городу, он заметил злые взгляды на себе. Петр понимал, что Софья окончательно решила отомстить ему. Для этого она предприняла несколько попыток, последней из которых было подмешивание яда в квас царевича. Однажды ночью Петра разбудил Алексашка. Он привел двух стрельцов, которые утверждали, что на город надвигается войско. Наследник быстро ускакал, но тревога оказалась ложной – Софья так и не смогла созвать всех стрелков.

Василий Голицын наблюдает за тем, как отчаянно Софья пытается сохранить власть. Он пишет письмо брату Борису с просьбой помирить наследника со своей возлюбленной. Однажды народ взял силой всех сторонников царевны. С ними жестоко расправились, а ее вывезли из города и заперли в монастыре. После этого смута немного стихла и настроение масс улучшилось.

Алешку повысили до бомбардира. Теперь семейство Бровкиных зажило на широкую ногу. Ивашка замечал, как подросла его старшая дочь Санька и какой красавицей она сделалась. Однако выдавать восемнадцатилетнюю девушку замуж он не торопился.

Петр после того, как подавил мятеж, начал веселиться. По городу то и дело шествовали шуты и музыканты во главе с наряженным царем. Проводились балы и маскарады, организовывались пиршества. Как-то раз пришлось ему поехать в Архангельск. Там Петр увидел огромные суда, и его впечатлила их мощь. Приехав домой, он тут же рассказал обо всем Лефорту. К тому времени немец уже сделался советчиком царя. Франц советует Петру купить несколько кораблей и начать строить свои. Также Лефорт подталкивает правителя отвоевать часть морей.

Мать Петра слегла от боли в сердце. Несколько дней женщину выхаживали, и наконец она почувствовала себя намного лучше. Царь отправился в Преображенское, где проживала его жена и сын. Его приезд был настолько неожиданным, что его сынишка Алексей расплакался. Через несколько дней становится известно, что мать Петра умерла, и теперь он – единственный правитель. Евдокия тут же почувствовала власть, даже накричала на мужа. Но в глубине души женщина понимала, что между ними огромная пропасть. Она ревновала его к Анне Монс и даже обращалась к ворожке, чтобы убрать соперницу.

Петр в Преображенском усиленно готовится к войне и строит корабли. И если долгое время все думали, то это шутка, весной о завоевании моря заговорили открыто. Кто-то хотел идти войной к Черному морю, кто-то в Балтику.

Далее в произведении Алексея Толстого «Петр Первый» рассказывается о том, что Ивашка Бровкин добился значительного повышения. Он познакомился с Лефортом, который позволил ему поставлять овес и сено войскам. Уже давно он смог откупиться от Волкова и зажил самостоятельной жизнью. Однажды к нему приехали царь с Алешкой. Они велели позвать Саньку, чтобы сосватать ее. Ивашка посмотрел на жениха и удивился – перед ним стоял Волков. Девушка очень понравилась боярину, и в тот же день они обручились.

Петр задумывает пойти отвоевать Азов у татар. Он собирает армию и отправляется в путь. Однако осада длится слишком долго, и царь понимает, что без помощи ему не обойтись. Он обращается к казакам. Вместе они стараются захватить город штурмом, но, как в , терпят поражение. Еще долго татары гонят армию. В итоге полегло более трети войска. Неудача не сломила Петра, а наоборот, придала ему еще больше сил. В Воронеже он строит верфи галеры и корабли. Народ упирается из-за тяжелой работы, некоторые даже наносят себе увечья, чтобы не идти под Воронеж. Мало кто доволен реформами царя. Однако уже через пару лет после повторного более продуманного нападения на Азов, татары сдались и отдали город.

После этого начинается еще более активная постройка судов и каналов. Петр понимает, что после взятия Азова ему не избежать войны с Турцией. Он решает просить помощи у правителей Европы. Перед его отъездом случился небольшой бунт казаков, который удалось быстро подавить. В Европе Петр пишет письмо королю Фридриху. В нем он просит о личной встрече. Во время аудиенции Фридрих говорит Петру, что Балтика намного выгоднее Черного моря.

Петр проводит много времени в Европе, где изучает кораблестроительство и знакомиться с новыми людьми. В Голландии он нанимает талантливого капитана. Да и вообще со всей Европы в Москву стало приезжать много людей по настоянию царя. Народу эти нововведения совершенно не нравились.

Тем временем на Москву снова надвигается бунт под руководством Софьи. После долгой битвы, стрельцов удается оттеснить, однако никто из них не выдает зачинщицу. И только через несколько месяцев после долгих пыток один из стрельцов признался в том, что они получили письмо от Софьи, в котором она обещала им денег за взятие Москвы. Далее в романе Толстого «Петр Первый» краткое содержание рассказывает, что Евдокия также была заподозрена в измене. Стало известно то, что она хотела убить Петра, чтобы посадить на трон своего сына Алексея. Женщину выслали в монастырь.

Во время одного из празднований Лефорт серьезно заболел. Жар держался несколько дней и привел к смерти немца. Многие радовались тому, что, возможно, теперь Петр перестанет тесно взаимодействовать с Европой. Царь приехал из Воронежа, чтобы проститься со старым другом. Он прекрасно видел, что бояре радовались смерти Лефорта.

Петр часто стал заезжать в гости к Анне Монс, бывало, даже ночевал в ее доме. Он дарил девушке дорогие подарки, уделял ей много времени. Анне это все было приятно, но в душе она понимала, что не любит Петра. Более того, девушка признавалась, что иногда даже боится его. Однажды к ней пришел саксонский посланник. Он начал рассказывать девушке о Версале и приглашал ее в Европу. Анна слушала все эти речи, но понимала, что боится Петра, поэтому не сможет сбежать. Посланник предлагает девушке свою дружбу. Приехав к своей фаворитке, император замечает, что саксонец зачастил к его избраннице в гости.

Петру говорят, что из-за того, что в Европе идет борьба за испанский трон, там происходит бардак. Сейчас самое время отвоевать у шведов Балтику и стать полноценной морской державой. Благодаря этому порту можно вести торговлю со всеми странами Европы. Тем более семнадцатилетний царь Швеции Карл еще недостаточно опытен, чтобы противостоять такому сильному сопернику.

Александра Волкова взяла на себя обустройство дома Ивашки. Теперь там были четыре спальни для отца семейства и его детей и одна гостевая комната. Иван понимает, что все его сыновья выросли, и пора бы устраивать их личную жизнь. Санька предлагает сосватать одного из своих братьев Артамона за княжну Буйносову. Сам царь одобрил эту свадьбу, поэтому венчание состоялось довольно скоро.

Далее из «Петр Первый» романа Толстого узнаем, что царь принял указ о том, чтобы праздновать наступление нового года не осенью, а зимой. Весь январь на улицах стоял шум и гам. Стреляли пушки, играла музыка, народ пускался в пляс.

Семья Буйносовых была приглашена в Воронеж на спуск корабля на воду. По дороге их обогнала карета, в которой сидела Анна Монс. Возле нее был саксонский посланник. Буйносовы тут же стали обсуждать неверную возлюбленную царя. После спуска корабля начался бал. Однако веселье было прервано появившемся Волковым. Он рассказал о том, что король Август готовиться к осаде Риги.

Царю удалось-таки подписать мирный договор с турками, не лишившись при этом Азова. Он уже полным ходом готовился к войне со шведами. Войска уже были готовы. За порядком в роте лично следил Алексей Бровкин. Солдаты уже двинулись в путь и с каждым днем были все ближе к цели. Как-то раз к ним приехал царь и сказал, что нужно идти осадой на Нарву. Первый день взятия крепости прошел успешно. Царское войско смогло разбить противника, чему Петр был несказанно рад. Однако уже скоро пошли сильные дожди. Солдаты, которые сутками стояли в окопах начали сильно болеть. Когда ударили первые морозы, в распоряжение к царскому войску поступили пушки. Все было готово для того, чтобы отбить шведов. Однако армия Карла оказалась гораздо сильнее и уже скоро русские вынуждены были бежать.

Царь отдал приказ еще серьезнее готовиться к войне со шведами. Однако он понимал, что денег на содержание войска у него категорически не хватает. Он встречается с кесарем Ромодановским, который говорит, что в Кремле есть комната, в которой покойный царь хранил золото и дорогие ткани. Вместе они отправляются туда и взламывают замок. Петр рад тому, что теперь сможет обеспечить армию всем необходимым. Со временем русским войскам удается взять Мариенбургскую крепость. Борис Шереметьев заметил, что во время того, как местное население покидало крепость, какой-то солдат силой тащил с собой молоденькую девушку. Он выкупил ее из жалости. Позже он узнал, что девушку зовут Екатерина и она вдова. Борису она очень понравилась. Он пообещал купить ей платья и устроить экономкой.

Если произведение Толстого «Петр Первый» кратко читать, то узнаем, что однажды к Ивашке Бровкину приехала вся его семья – Алешка, который уже успел стать полковником, Гаврила, вернувшийся из Голландии, Артамоша с беременной женой. Не было только Саньки, которая теперь жила в Гааге и вела активную светскую жизнь.

Петр узнал, что Монс изменяет ему с саксонским посланником. Он не желает больше видеть ее. Алексашка рассказывает царю о молодой девушке, которую недавно нашел Шереметьев. Ему самому нравилась Екатерина, но жениться на пленнице он не хотел. Тогда царь просит познакомить его с девушкой. Молодые люди понравились друг другу. Позже Катерина познакомилась с сестрой Петра Натальей. Вместе девушки проводили много времени в Измайловской дворце, куда Петр часто присылал письма своей новой возлюбленной.

Сам же царь снова задумал идти на Нарву. Он не хотел ждать нападения шведов, поэтому решил собирать армию. Но дела шли все хуже и хуже – не хватало денег, еды и одежды. Многие солдаты и работники умирали от холода и голода. Из последних сил они обступили крепость и готовились к сражению. Меншиков предложил напасть с хитростью – переодеть несколько отрядов в одежду цвета шведской армии, вводя тем самым противников в заблуждение. Его план сработал и, хоть взять крепость так и не удалось, русские войска смогли дать достойный отпор врагу.

В Измайловский дворец прибывает Гаврила. Чтобы отдать письмо царю. Там он знакомится с сестрой Петра Натальей. Молодые люди влюбляются друг в друга и весело вместе проводят время. А недалеко от Нарвы намечается финальная битва. После больших потерь русским солдатам все-таки удается отвоевать город. Петр приказывает посадить в тюрьму шведского генерала Горна, а сам подумывает о возвращении домой.

Книга «Петр I» на сайте Топ книг

Роман Алексея Толстого «Петр Первый» читать полностью на сайте Топ книг вы можете .

Петр I - младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной - родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.

В апреле 1682 года Петр был возведен на престол после смерти бездетного в обход своего сводного старшего брата Ивана. Однако сестра Петра и Ивана - и родственники первой жены Алексея Михайловича - Милославские использовали стрелецкое восстание в Москве для дворцового переворота. В мае 1682 года приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы, "старшим" царем был объявлен Иван, а Петр - "младшим" царем при правительнице Софье.

При Софье Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь из своих ровесников Петр сформировал "потешные полки" - будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии стал "правой рукой" императора.

Во 2-й половине 1680-х годов начались столкновения между Петром и Софьей Алексеевной, стремившейся к единовластию. В августе 1689 года, получив известия о подготовке Софьей дворцового переворота, Петр поспешно уехал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и его сторонники. Вооруженные отряды дворян, собранные гонцами Петра I, окружили Москву, Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены.

После смерти Ивана Алексеевича (1696) Петр I стал единодержавным царем .

Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1689-1693 годы под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева Петр I учился строить корабли на Переславском озере. В 1697-1698 годах во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама (Голландия), изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии .

По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Петр I встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учеными, в 1717 году он был избран почетным членом Парижской Академии наук.

В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Петр I расширил владельческие права помещиков над имуществом и личностью крепостных, заменил подворное обложение крестьян подушным, издал указ о посессионных крестьянах, которых разрешалось приобретать владельцам мануфактур, практиковал массовую приписку государственных и ясачных крестьян к казенным и частным заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов, крепостей, каналов и др. Указ о единонаследии (1714) уравнял поместья и вотчины, предоставив их владельцам право передавать недвижимое имущество одному из сыновей, и тем самым закрепил дворянскую собственность на землю. Табель о рангах (1722) установил порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам.

Петр I содействовал подъему производительных сил страны, поощрял развитие отечественных мануфактур, путей сообщения, внутренней и внешней торговли.

Реформы государственного аппарата при Петре I явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия XVII века в чиновничье-дворянскую монархию XVIII века с ее бюрократией и служилыми сословиями. Место Боярской думы занял Сенат (1711), вместо приказов были учреждены коллегии (1718), контрольный аппарат представляли сначала "фискалы" (1711), а затем прокуроры во главе с генерал-прокурором. Взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия, или Синод, находившийся под контролем правительства. Большое значение имела административная реформа. В 1708-1709 вместо уездов, воеводств и наместничеств было учреждено 8 (затем 10) губерний во главе с губернаторами. В 1719 году губернии были разделены на 47 провинций.

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. Ему пришлось продолжать войну с Турцией, начавшуюся в 1686 году, вести многолетнюю борьбу за выход России к морю на Севере и на Юге. В результате Азовских походов (1695- 1696) русскими войсками был занят Азов, и Россия укрепилась на берегах Азовского моря. В долгой Северной войне (1700-1721) Россия под руководством Петра I добилась полной победы, получила выход к Балтийскому морю, что дало ей возможность установить непосредственные связи с западными странами. После Персидского похода (1722-1723) к России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку.

При Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикета.

Крупные реформы Петром I были проведены также в области культуры и просвещения. Появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Санкт-Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей - Кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. В 1700 году были введены новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от "Рождества Христова", а не от "Сотворения мира".

По распоряжению Петра I были проведены различные экспедиции, в том числе в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Сибирь, положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.

Петр I был дважды женат : на Евдокии Федоровне Лопухиной и на Марте Скавронской (позднее императрица Екатерина I); имел от первого брака сына Алексея и от второго - дочерей Анну и Елизавету (кроме них 8 детей Петра I умерли в раннем детстве).

Петр I умер в 1725 году, похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

К концу XVII в. после смерти государя Федора Алексеевича в России начинается борьба за власть. Бунтуют стрельцы, подстрекаемые царевной Софьей и её любовником, честолюбивым князем Василием Голицыным. Стало в Москве два царя — малолетние Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, а выше их — правительница Софья. «И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки — нищета, холопство, бездолье».

В те же годы в деревне, на землях дворянина Василия Волкова, живёт крестьянская семья Бровкиных. Старший, Ивашка Бровкин, берет с собой в Москву сына Алешку; в столице, испугавшись наказания за пропавшую упряжь, Алеша сбегает и, познакомившись с ровесником Алексашкой Меншиковым, начинает самостоятельную жизнь, пристраивается торговать пирогами. Однажды Алексашка Меншиков удит рыбу на Яузе возле Лосиного острова и встречает мальчика в зелёном нерусском кафтане. Алексашка показывает царю Петру (а это именно он) фокус, без крови прокалывает иглой щеку. Они тут же расстаются, не зная, что встретятся вновь и уже не расстанутся до смерти…

В Преображенском, где живут подрастающий Петр и его мать Наталья Кирилловна, тихо и скучно. Молодой царь томится и находит отдушину в Немецкой слободе, где знакомится с живущими в России иноземцами и среди них — с обаятельным капитаном Францем Лефортом (в услужении у которого к тому времени находится Алексашка Меншиков) и, кроме того, влюбляется в Анхен, дочь зажиточного виноторговца Монса. Чтобы остепенить Петрушу, мать Наталья Кирилловна женит его на Евдокии Лопухиной. В Преображенском Петр весь отдаётся учениям с потешным войском, прообразом будущей российской армии. Капитан Федор Зоммер и другие иностранцы всячески поддерживают его начинания. Алексашку царь забирает к себе постельничим, и ловкий, проворный и вороватый Алексашка становится влиятельным посредником между царём и иноземцами. Он устраивает своего приятеля Алешу Бровкина в «потешное» войско барабанщиком, помогает ему и впредь. Случайно встретив в Москве своего отца, Алеша даёт ему денег. С этого малого капитала у хозяйственного мужика Ивана Бровкина дела сразу идут в гору, он выкупается из крепостной зависимости, становится купцом, его — через Алексашку и Алешу — знает сам царь. Дочь Бровкина Саньку Петр выдаёт за Василия Волкова, бывшего господина Бровкиных. Это уже предвестие больших перемен в государстве («Отныне знатность по годности считать» — будущий девиз царя Петра). Начинается новый стрелецкий бунт в пользу Софьи, но Петр с семьёй и приближёнными уходит из Преображенского под защиту стен Троицкого монастыря. Мятеж угасает, стрелецких главарей страшно пытают и казнят, Василия Голицына отправляют с семьёй в вечную ссылку в Каргополь, Софью запирают в Новодевичьем монастыре. Петр отдаётся разгулу, а его беременная жена Евдокия, мучась ревностью, занимается ворожбой, пытаясь извести проклятую разлучницу Монсиху. У Петра рождается наследник — Алексей Петрович, умирает мать Наталья Кирилловна, но трещина между Петром и Евдокией не исчезает.

Среди иностранцев про Петра ходят разные слухи, на него возлагают большие надежды. «Россия — золотое дно — лежала под вековой тиной… Если не новый царь поднимет жизнь, то кто же?» Франц Лефорт становится нужен Петру, как умная мать ребёнку. Петр начинает поход на Крым (предыдущий — Василия Голицына — закончился позорной неудачей); а часть армии идёт войной на турецкую крепость Азов. И этот поход кончился бесславно, но идёт время, Петр проводит свои реформы, трудно рождается новый, XVIII век. От непомерных тягот народ начинает разбойничать или уходит в леса к раскольникам, но и там их настигают государевы слуги, и люди сжигают себя в избах или церквях, чтобы не попасть в антихристовы руки. «Западная зараза неудержимо проникла в дремотное бытие… Боярство и поместное дворянство, духовенство и стрельцы страшились перемены (новые дела, новые люди), ненавидели быстроту и жестокость всего нововводимого… Но те, безродные, расторопные, кто хотел перемен, кто заворожённо тянулся к Европе… — эти говорили, что в молодом царе не ошиблись». Петр начинает строить в Воронеже корабли, и с помощью флота Азов все-таки взят, но это приводит к столкновению с могущественной Турецкой империей. Приходится искать союзников в Европе, и царь (под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова) едет с посольством в Кенигсберг, в Берлин, а потом в желанную его сердцу Голландию, в Англию. Там он живёт как простой мастеровой, овладевая необходимыми ремёслами. В его отсутствие в России начинается брожение: царь, дескать, умер, иностранцы подменили царя. Неукротимая Софья вновь подстрекает стрельцов к мятежу, но и этот бунт подавлен, а по возвращении Петра в Москву начинаются пытки и казни. «Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь». Царицу Евдокию Федоровну отправляют в Суздаль, в монастырь, а её место занимает беззаконная «кукуйская царица» Анна Монс; её дом так на Москве и называют — царицын дворец. Умирает Франц Лефорт, но дело его живёт. В Воронеже закладываются все новые корабли, и вот уже целая флотилия плывёт в Крым, потом на Босфор, и турки ничего не могут поделать с новой, неизвестно откуда взявшейся морской силой России. Богач Иван Артемьич Бровкин занимается поставками в армию, у него большой дом, многие именитые купцы у него в приказчиках, сын Яков — на флоте, сын Гаврила — в Голландии, младший, получивший отменное образование Артамон — при отце. Александра, Санька, ныне знатная дама и грезит о Париже. А Алексей Бровкин влюбляется в царевну Наталью Алексеевну, сестру Петра, да и она к нему неравнодушна.

В 1700 г. молодой и храбрый шведский король Карл XII разбивает под Нарвой русские войска; у него сильнейшая армия, и уже кружится голова в предчувствии славы второго Цезаря. Карл занимает Лифляндию и Польшу, хочет броситься за Петром в глубь Московии, но генералы его отговаривают. А Петр мечется между Москвой, Новгородом и Воронежем, заново воссоздавая армию; строятся корабли, отливаются (из монастырских колоколов) новые пушки. Дворянская иррегулярная армия ненадёжна, теперь на её место набирают всех желающих, а от кабалы и мужицкой неволи желающих много. Под командованием Бориса Петровича Шереметева русские войска овладевают крепостью Мариенбург; среди пленных и солдат генерал-фельдмаршал замечает хорошенькую девушку с соломой в волосах («…видимо, в обозе уже пристраивались валять её под телегами…») и берет её экономкой, но влиятельный Александр Меншиков забирает красавицу Катерину себе. Когда Петр узнает об измене Анны Монс с саксонским посланником Кенгисеком, Меншиков подсовывает ему Катерину, которая приходится царю по сердцу (это будущая царица Екатерина I). «Конфузия под Нарвой пошла нам на великую пользу, — говорит Петр. — От битья железо крепнет, человек мужает». Он начинает осаду Нарвы, её защитник генерал Горн не желает сдавать город, что приводит к бессмысленным страданиям его жителей. Нарва взята яростным штурмом, в гуще боя виден бесстрашный Меншиков со шпагой. Генерал Горн сдаётся. Но: «Не будет тебе чести от меня, — слышит он от Петра. — Отведите его в тюрьму, пешком, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих…»

В конце XVII в. умирает царь Федор Алексеевич и Россию охватывает борьба за власть. Претендентов двое - малолетний Иван Алексеевич(Петр Первый) и царевна Софья. В стране царит голод и разруха.

Из деревни в Москву приезжает крестьянин Бровкин с сыном Алексеем, который сбежал от отца и остался жить в столице. Там он подружился с будущим лучшим другом и сподвижником Петра Первого - Алексеем Меншиковым. Петр вместе с матерью живет в Преображенском и обучается военному искусству. Его мать женит его на Евдокии Лопухиной, но сердце царя принадлежит иностранке АннеМонс. Петр приближает к себе Меншикова, а тот, в свою очередь, помогает Алексею Бровкину устроиться при дворе. Вскоре Алексей начинает помогать отцу деньгами, тот выкупается из крепостной зависимости и обустраивает свое хозяйство на широкую ногу.

Софья поднимает стрельцов на бунт против молодого царя, но его подавляют. Царевну определяют в Новодевичий монастырь. С Евдокией отношения у Петра не ладятся, а после смерти матери он отправляет ее жить в Суздаль, негласной царицей становится Анна Монс. Влияние Алексея Бровкина при дворе ростет, в него влюблена царевна Наталья Алексеевна.

При дворе появляется Франц Лефорт, благодаря знаниям которого Петр начинает строить русский флот. С помощью него удалось взять Азов, что привело к столкновениям с Турецкой империей. Затем молодой царь на несколько лет уезжает в Голландию, где изучает разные ремесла и науки. Вернувшись в Россию, он отправляет флот на войну с Турецкой империей, в которой победу одержали русские. В 1700 году произошла битва со шведами под Нарвой, Петр не одержал в ней победу, но нашел себе новую жену - Катерину(это будущая царица Екатерина I).

Петр не смог смириться с поражением и начал осаду Нарвы. Генерал Горн, главнокомандующий, не желал отдавать город без боя и обрек его на многодневные муки и страдания. После взятия города Петр жестоко наказал Горна за его строптивость: в кандалах его вели через весь город, чтобы жители имели возможность высказать ему свое презрение.

«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнего дня, к исследованию лишь нарождающихся конфликтов, формирующихся характеров и литературных типов, исторический роман принципиально обращен к предшествующим эпохам. В этом и заключается специфика положения историческою романиста: в отличие от писателя, воссоздающего современность, он знает о том, как в реальной исторической ретроспективе разрешились конфликты, описанные им, как сложилась судьба людей, ставших конкретными историческими прототипами его героев.

Однако наличие временной дистанции и принципиальная обращенность к прошлому вовсе не лишают исторического романиста интереса к современности. Напротив, чаще всего интерес к прошлому продиктован потребностью прочитать в нем ответы на вопросы сегодняшнего дня, найти аналогии, параллели между логикой двух исторических моментов, соединенных временной дистанцией исторического романа. Таким образом, та или иная трактовка исторических событий не бывает вполне «бескорыстной», а подчинена, скорее, потребности познания настоящего и стремлением заглянуть в будущее.

Алексей Толстой своим историческим романом «Петр Первый», анализ которого мы проведем, сопоставляет две эпохи русской жизни, в которых находит общие импульсы, общие конфликты, общий национально-исторический пафос: это рубеж XVII—XVIII веков и 30-е годы XX века. Писатель сам говорил о совпадении исторического пафоса обеих эпох: «Несмотря на различие целей, — писал он, — эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».

Это совпадение, которое мыслилось Толстым как программное в момент создания романа, предопределяет и художественную концепцию произведения, и концепцию личности главного его героя.

Для того чтобы это показать, необходимо обратиться к центральному конфликту исторического романа. Идеологическую и сюжетно-композиционную структуру произведения формирует конфликт между Петром, с его устремленностью к обновлению, реформированию России, с потребностью направить страну по западному пути экономического, научно-технического, культурного развития, и исторической неподатливостью русского народа, силой древней традиции, сопротивлением боярства, словом, всем тем, что воспринимается автором и героем как косность, вековой сон народа и власти. Победить в этом конфликте Петру помогают качества его личности: целеустремленность, способность к огромному волевому усилию, бескомпромиссность, умение идти до конца. Его цель — убыстрение хода исторического времени, которое может дать возможность России настигнуть упущенное за время векового сна. Петр буквально «хватает за волосы Фортуну», насильно заставляет ее повернуться к себе лицом. Победа достигается невероятным волевым усилием царя и его сподвижников.

Такое историческое мироощущение характеризует не только Петровскую эпоху, оно оказывается в высшей степени созвучно 30-м годам, толстовскому времени. Создавая роман «Петр Первый», он соотносил петровские преобразования со сталинскими, находя в них много общего. В первую очередь эта общность заключалась в масштабности воистину глобальных свершений двух эпох и тех неимоверных затрат народной энергии, сил, жизней, которых требовали эти преобразования. Ни в ту, ни в другую эпоху не задумывались о цене исторических свершений, которые были способны сделать Россию сильнейшей и мощнейшей в военном отношении державой Европы. Для достижения своих целей обе исторические эпохи выбрали сильную, жесткую централизованную власть. Петр, изображенный в романе Толстого, не считающийся с человеческими тратами и достигающий невероятным волевым усилием своих целей, как бы санкционировал деяния современной Толстому власти, оправдывал чудовищную растрату народных ресурсов, высвобожденных коллективизацией и направленных на индустриализацию страны.

Образ Петра в романе Толстого «Петр Первый»

Для того чтобы понять личность Петра Первого, как она представлена в романе Толстого, нужно помнить, что во второй половине 20-х — 30-е годы складывается концепция героической личности, характерная для литературы социалистического реализма. Она утверждает личность исключительную, жертвенную, способную на самоограничение, на отказ от естественных человеческих потребностей, на полное подчинение себя делу и долгу. Именно такой тип героической личности утверждается романом Н. Островского «Как закалялась сталь» (образ Павла Корчагина), романом А. Фадеева «Разгром» (образ Левинсона). И в том, и в другом случае герой обнаруживает способность преодолеть естественную человеческую слабость, властвовать над своим телом (Левинсон), ибо сила духа дает возможность победить немощь, встать над болезнью, остаться в строю, даже будучи прикованным к постели (Корчагин). Герой, сталкиваясь с болезнью, ощущая физическую слабость, укрепляется духовно, преодолевает противоречия собственного сознания, обретает внутреннюю цельность.

В формирование общелитературной концепции личности вносит свой вклад и Толстой, создавая образ Петра в романе «Петр Первый». Однако противоречия, с которыми ему приходится сталкиваться, носят несколько иной характер. Обладая недюжинной физической силой и здоровьем, Петр не знает, что такое болезнь, и героическое начало его характера проявляется не в борьбе с ней. Его героизм — в способности взвалить на свои плечи весь груз ответственности за реформирование страны, отбросив естественную человеческую слабость, робость, сомнения.

Героическая концепция личности, сложившаяся в литературе 30-х годов, утверждала деятельного человека, способного преодолеть сомнения и рефлексию и вступить в прямое взаимодействие с реальностью с целью ее преобразования в соответствии с принятыми замыслами. Создавая именно такой характер, Толстой прибегает к приему антитезы. В системе персонажей романа оказываются противопоставлены Петр и князь Василий Голицын, фаворит Софьи, державший на протяжении ее правления в своих руках все рычаги государственной власти. Человек грамотный, мыслящий, европейски образованный, он прекрасно осознает историческую необходимость реформирования русской жизни. В течение нескольких лет он составляет свои «прожекты» — планы социально-политических государственных реформ, носящих безусловно прогрессивный характер и идущих дальше петровских преобразований. Одним из пунктов его «прожектов» значилось даже освобождение крестьян из крепостной зависимости. Однако дальше «прожектов», записей дело не пошло: планы Голицына по сугубо русской традиции так и остались на бумаге. Петр же именно действует, поэтому и выигрывает в борьбе с Софьей за власть. Действие, эмоциональное и импульсивное, часто необдуманное, идет ли речь о государственной политике или же об отношениях с самыми близкими и преданными людьми, становится главной доминантой созданного Толстым характера. Он может поколотить Алексашку Меншикова, дать локтем в нос Лефорту, повинуясь вспышкам гнева или столь же неожиданным приливам великодушия, казнить и миловать. Но это именно человек активного деяния, что, с одной стороны, обеспечивает успех всем его государственным планам, с другой — формирует главное противоречие в его характере.

Важнейшее противоречие в характере своего героя Толстой видит в том, что Петр борется с исторической отсталостью России (как он понимает состояние своей страны на тот момент) варварскими средствами, чудовищной жестокостью и насилием подавляя сопротивление и заставляя народ подниматься на исторические свершения кнутом, батогами, дыбой и виселицей.

Таким образом, основное противоречие в образе Петра — это противоречие между благой и исторически обоснованной целью и путями и средствами ее достижения.

Авторская позиция выражается в том, что высшим критерием оценки деятельности царя оказывается восприятие его политики народной средой. Если Петру удастся, сломив боярское сопротивление п подавив московские стрелецкие бунты, заручиться поддержкой людей из народа, сломав сложившуюся патриархальную социальную иерархию, то такая поддержка будет высшим и абсолютным доказательством исторической перспективности петровских реформ.

Система персонажей в романе Толстого «Петр Первый»

Исследованием этого вопроса обусловлена система персонажей романа. Она построена таким образом, чтобы оценить деяния Петра с различных социальных и культурных точек зрения. Эти точки зрения формируются и людьми из народа, способными наиболее точно и концентрированно выразить общее восприятие происходящего, и боярской средой, и раскольниками, и людьми из иностранных посольств.

Система персонажей в романе «Петр Первый» построена по «гелиоцентрическому» принципу: в центре — образ главного героя, именем которого назван роман, остальные персонажи важны постольку, поскольку они близки к нему, выражают ту или иную точку зрения на Петра или же отношение к историческим процессам, предопределенным его политикой. Система персонажей включает в себя несколько групп, каждая из которых объединяется общим отношением к личности Петра и к его реформам. Традиционно для жанра исторического романа совмещение реальных исторических персонажей с вымышленными.

Судьба семьи Бровкиных, персонажей вымышленных, отражает типическое явление петровского времени: выдвиженцы из народной среды занимают важные государственные посты. Ивашка Бровкин, как его звали соседи, кабальный задворовый крестьянин, превращается в Ивана Артемьевича, богатого купца, поставщика двора его императорского величества, которому доверена поставка амуниции на войско новой России.

Язык романа «Петр Первый»

Можно ли повествовать о событиях достаточно отдаленной истории современным языком? Не вступит ли исторический материал в некоторое комическое противоречие, если повествовать о нем современным языком? Или же писать роман на языке той эпохи, на русском языке конца XVII века? Но будет ли он тогда понятен современному читателю? Кроме того, в Петровскую эпоху еще не сформировалась традиция литературного языка: времена классицизма, Фонвизина, Державина, Сумарокова, Ломоносова, пушкинская эпоха, создавшая русский литературный язык, еще впереди.

Толстой решает эту проблему иным способом: он стилизует свое повествование под язык рубежа XVII—XVIII веков, создавая в языковой стихии своего романа иллюзию погруженности читателя в ту эпоху. Резкий поворот, осуществленный Петром в сфере внутренней и внешней государственной политики, привел к коренной ломке всей национальной жизни. Эпоха Петра — эпоха коренных ее перемен, которые не могли не отразиться в речевой сфере. Язык отражает время лучше любого летописца и историка. В речевой стихии романа Толстого сталкиваются, перемешиваясь и сосуществуя, слова и лексические группы, встреча которых в иную эпоху была бы попросту невозможна: это и старославянская лексика, принадлежащая прежним, патриархальным формам жизни; и множество заимствований из европейских языков, немецкого и голландского в первую очередь; и просторечия, всегда характеризующие речевую картину языка в переломные моменты национальной жизни. Таким образом, стилистическими средствами Толстому удается показать время и запечатлеть переломную эпоху, совместившую разные культурные пласты, перемешавшую исторические традиции, вместившую в себя Византию и Европу.

Трагическое и своеобразие комического

Петровская эпоха, как и любое переломное время, с неизбежностью совмещает в себе осколки прошлого и еще не всегда реализовавшиеся приметы будущего. Такое совмещение всегда чревато противоречиями, которые могут поворачиваться как комической, так и трагической своей стороной. Россия, поворачиваемая железной рукой Петра на новый путь развития, осваивает новые формы исторического бытия, строит флот, созидает регулярную армию, льет пушки, но несет при этом огромные людские потери. Толстой вовсе не закрывает на это глаза, напротив, вводит в роман отчетливо слышимые голоса, доносящиеся с дыбы или из-под кнута, стоны ужаса и боли, раздающиеся из прокопченных изб пыточного следствия, где заправляют князь-кесарь Ромодановский да сам Петр. Уход старой, византийской, патриархальной Руси не может не окрашиваться в трагические тона. Обратитесь к последним главам первого тома, к описаниям стрелецкого сыска и массовых стрелецких казней. Покажите, в чем состоит суть трагического в исторических событиях, с почти документальной точностью воспроизведенных писателем.

Гибель любого значительного явления всегда несет в себе трагическое начало, даже если очевидна его историческая исчерпанность. Трагическое — в неизбежных потерях, в прощании с традицией, созданной предшествующими поколениями. Трагическое в романе «Петр Первый» состоит в том, что православная византийская Русь, на которую поднял руку Петр, обретает множество защитников, готовых жертвовать собой, восстающих на бунт с целью возвести на престол Софью, даже под страшными пытками не называющих зачинщиков: «Стрельцы лишь признавали вину в вооруженном бунте, но не в замыслах... В этом смертном упорстве Петр чувствовал всю силу злобы против него...» Перед этим упорством царь действительно оказывается бессильным. Подозревая везде измену, устраивая пытки и казни, царь может физически уничтожить своих оппонентов, но не может заставить их раскаяться, привлечь на свою сторону, убедить в перспективности избранного пути. Показывая трагические стороны переломного времени, Толстой приводит исторические документы: дневник одного из иностранных дипломатов, бывшего свидетелем расправ над стрельцами: «Мне рассказывали, что царь в тот день жаловался генералу Гордону на упорство стрельцов, даже под топором не желающих сознавать своей вины. Действительно, русские чрезвычайно упрямы». Как показывается мужество и бескомпромиссность людей, вставших на защиту прежнего порядка? Как ведут себя осужденные на казнь? Как выражают свое пренебрежение к царю? Презрение к палачам? Трагическое состоит не просто в изображении массовых пыток и казней; оно выражается в позиции казнимых, своею смертью утверждающих национальные идеалы патриархальной Руси.

Однако Толстой, не закрывая глаза на трагический характер переломного времени, показывает преходящий характер трагического. Для этого он переводит то же самое историческое противоречие, которое только что повернулось трагической стороной, в комическое русло. Утверждение нового исторического уклада оборачивается не только казнями защитников патриархального быта, но и... стрижкой боярских бород. Прочитайте 18-ю часть седьмой главы первого тома. Как ведут себя бояре, когда слышат, что государь весел? Как реагируют, увиден, что царская большая, заново отделанная палата превращена а цирюльню? Что чувствуют, увидев «у ног Петра двух богопротивных карлов, Томоса и Секу, с овечьими ножницами»? Покажите, в чем состоит комическое этой сцены.

Неиссякаемым источником комического являются в романе столкновения элементов старого быта с новым. Князь Буйносов, с трудом переживающий вторжение в свой быт элементов новой жизни, мечтает о том, как бы отказаться от «кофея», сделав это таким образом, чтобы не уронить себя в глазах дочерей, «дотошных до политеса», никак не вписывающегося в привычные бытовые навыки. Приезд боярыни Волковой, заставляющий князя прервать трапезу, за которой, правда, не было ни чесночка, «ни капусты с брусникой на столе, ни рыжичков соленых рубленых, с лучком», но лишь «пирожок маленький, — черт те с чем», наводит его на совсем грустные мысли: «С неохотой Роман Борисович вылез из-за стола — делать галант гостье: трясти перед собой шляпой, лягать ногами».

Толстой в романе «Петр Первый», анализ которого мы провели, показывает позитивный вариант взаимодействия личности и исторического времени. Требующее полной самоотдачи от главного героя и его соратников и единомышленников, это взаимодействие оборачивается благом для государства и наполняет истинным смыслом жизни людей, способных увидеть и почувствовать глобальные исторические перспективы России.

Роман А.Н.Толстого Петр Первый

Шемякина Людмила

11 кл.


Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым

в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -

надолго ".

Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -

эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"

всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-

венной свежестью и высоким художественным мастерством.

Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -

начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-

щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся

за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это

огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но

прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском

характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,

художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-

ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-

тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:

рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-

вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу

сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-

ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.

" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской

революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-

золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".

Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-

гедия " На дыбе " (1928).

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в

1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-

чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно

к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-

образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-

принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра

Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-

ной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь

Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой

и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-

ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру

и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-

гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в

1917 году Октябрьской революции.

В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре-

мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-

ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-

ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-

рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок

Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-

все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет

Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-

бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-

сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого

загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его

многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как

у Пушкина в поэме " Медный всадник ".

Одним из лучших произведений советской литературы на истори-

ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман

А.Н.Толстого "Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-

ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению

Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,

"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-

ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет

для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-

ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,

мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось

"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе

с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности

в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач

моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь

ход повествования, вся система художественных образов должны

были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-

приятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление

двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-

ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение

сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог

подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел

соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее

компонентах.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде

истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном

полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -

композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения

художника... В моем романе центром является фигура Петра I."

Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его

личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной

биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только

Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая

способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-

ческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности

своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему

возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,

жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества

представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,

дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических

событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие

созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-

кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,

хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-

кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-

веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -

в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,

по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-

гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал

Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между

двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю-

щими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую

группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими

правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не

случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов...

кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после

победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали ду-

мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"

Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис -

одна от них радость".

Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех

событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке

народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство

народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,

как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром

и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.

Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему

решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу

с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились

перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только

боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:

"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут -

торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало

было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на

судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие,

на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого

мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и

казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по

темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре

чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".




Top