Сейчас многие говорят о бездуховности. Всегда быть воином христовым

Вариант 25. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Рецензия (от лат. recenzio - рассмотрение, обследование) - письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного, публицистического произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. (2)Обычно в рецензии даётся анализ содержания произведения, высказывается и обосновывается его оценка, что требует от автора рецензии хорошего знания предмета того, о чём он пишет: литературы, театра, кино. (3) в рецензии отмечаются художественные достоинства произведения (сочинения, спектакля, фильма), особенности его построения, особенности авторского языка.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Слово «рецензия», образованное от латинского «рассмотрение», «обследование», обозначает «письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного, публицистического произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги».

2) Письменный анализ произведения, предполагающий критическую оценку его содержания, особенностей формы, художественных достоинств и поэтому требующий от автора хорошего знания предмета рассмотрения, называют рецензией.

3) В рецензии излагается содержание научного, художественного, публицистического произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги и критически оценивается позиция автора.

4) Рецензия - это письменный анализ произведения, который требует от автора хорошего знания предмета рассмотрения, так как предполагает критическую оценку его содержания, особенностей формы, художественных достоинств.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому

Наоборот,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.ЯЗЫК, -а, м.

1) Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции. Лизать языком. Попробовать на я. (т. е. на вкус). Держать я. за зубами (перен.: не говорить лишнего, помалкивать; разг.).

2) (о предметах и явлениях) То, что выражает, объясняет собой что-нибудь. Я. фактов. Я. цветов. Я. танца.

3) Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский л. Славянские языки. Литературный я. История языка.

4) Речь, способность говорить. Лишиться языка.

5) Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. пчёл. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования.

6) Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль. Я. Пушкина. Я. писателей. Я. художественной литературы. Я. публицистики.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это

добрАлась

убыстрИть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Для выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо в целях безопасности ОГОРОДИТЬ опасную зону.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ лица пьесы, поставленной школьниками, были легко узнаваемы.

Немаловажным фактором при ОТРАЩИВАНИИ волос является правильный уход за ними.

НАПОМИНАНИЕ об этом древнем городе впервые встречается в летописи XII века.

С прошлого года ПЛАТА за проезд увеличилась.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

МОКЛА под дождём

ЧУДЕСНЕЙШИМ образом

косвенных ПАДЕЖОВ

здоровые ДЁСНЫ

из жарких ПУСТЫНЬ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Один из упомянутых старинных домов в путеводителе был снесён.

2) Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.

3) Петровскими преобразованиями были охвачены не только сферы экономики, системы власти и управления, а также культура.

4) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, часто становится новатором.

5) Главным инженером, ни перед кем не отчитываясь, было принято решение, противоречащее первоначальным планам компании.

6) Даниель Дефо (1660-1731 гг.) - английский писатель, автор известного романа «Робинзона Крузо».

7) Употребляя деепричастие, нужно учитывать структуру предложения.

8) Те, кто читал статью Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве», знакомы с оценкой критика образа Катерины.

9) Пётр I, издав указ, обязал всех оружейников, которые не работали на заводе, перейти в Оружейную слободу.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ут..пический

ав..нтюра

в..ртуозный

приг..рать

компр..мисс

9. Определите ряд» в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..успел, пр..плёл

о..гадать, на..кусить

ра..жечь, бе..печный

н..длом, н..езд

пр..добрый, пр..думал

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

солом..нка

застр..вать

усидч..вый

отчётл..вый

подчёрк..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

запиш..шь

наполн..нный

закручива..мый

накин..шь

закле..вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ преследователем серая птичка выпорхнула из кустов.

(НЕ)ВДАЛЕКЕ от дома начинался лес.

(НЕ)РАСПРОДАННЫЕ в течение месяца игрушки уценили.

Дуня (НЕ)ЛИШЕНА обаяния.

(НЕ)НАЙДЯ у одноклассников поддержки, Алексей был вынужден выполнять требования руководителя кружка.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес - наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

Надо было дождаться ребят во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что нельзя бросать друзей в беде.

ТАК(ЖЕ), как и вчера, сегодня душно, (ПО)ЭТОМУ все окна открыты.

(В)ТЕЧЕНИЕ лета мне пришлось жить за городом, (ПРИ)ЧЁМ у незнакомых людей.

Лет сто (НА)ЗАД (НА)ПРОТЯЖЕНИИ полувека на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание, на

фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н. П. Левашкевича».

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предметы или явления так и представить их признаки в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и слушателя.

4) Сергей Николаевич поднялся и вслед за ним встали все гости.

5) А она только слушает да молчит.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек из натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Рука Николая дрожала (1) и (2) когда он передавал лошадь коноводу (3) чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чиновник был уверен: подобным отвлечённым абстракциям не место на выставке современного социалистического искусства.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. (2)Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. (3)В той или иной мере, конечно.

(4)Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность».

(5)Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомлённости.

(6)Техника заполонила собой всё и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. (7)Но природа не терпит пустоты. (8)Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить её. (9)3аменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. (10)Это многое обладает одним свойством - страшной агрессивностью. (11)Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии.

(12)Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности - спокойно противопоставить ей духовность, культуру. (13)Агрессивность происходит от потребности в деятельности. (14)Это деятельность в чистом виде, без содержания. (15)Жажда деятельности - естественное свойство человека. (16)Её нужно вооружить полноценным содержанием. (17)Именно культура даёт достойное, высокое содержание этой жажде активности. (18)Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы - полезные и для общества в целом, и для отдельной личности. (19)Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную по своей природе культуру. (20)Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. (21)Она сама в себе несёт притягательность. (22)Она никого не отталкивает, но всех приглашает. (23)Поэтому-то культура вечна и даёт выход жаждущему деятельности человеку.

(24)Что такое культура, которую можно противопоставить агрессивной «массовой» полукультуре? (25)Есть понятия, которые с трудом поддаются определению. (26)Тем более неоднозначно такое явление, как культура. (27)Культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества. (28)Сколько различных оттенков в понимании культуры во всех этих словосочетаниях!

(29)Возьмём только одно, необходимое нам в дальнейшем словосочетание - «классическая культура» или даже проще: «классика» - и остановимся на классических произведениях. (30)Классические произведения - это те, что прошли испытание временем, те, что остались современными и для нас.

(31)Классика - это то, что остаётся постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. (32)А самое главное - она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается. (33)В каком смысле «содержательнее»? (34)Содержательнее культурным опытом. (35)Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. (36)Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами.

(37)Культурный человек - это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. (38)Поэтому приобрёл уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.

(39)Итак, люди, ставшие терпимее к чужому на основании знаний бессмертного в искусстве и в философии, умеющие открывать на основании своих знаний и культурного опыта новые ценности в прошлом и настоящем, - это и есть люди культуры, интеллигенты. (40)Интеллигенты - это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. (41)Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность.

(42)Интеллигента можно узнать по отсутствию в нём агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения.

(43)Агрессивен только полу интеллигент, теряющий себя в шаманизме «массовой культуры».

(По Д. С. Лихачёву)

21. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Культура по своей природе неагрессивна и не нуждается для своего развития в насилии.

2) Хотя техника даёт людям комфорт, она не способна заменить духовную жизнь человека.

3) Классическая литература обогащает человека культурным опытом.

4) Интеллигенты - люди преимущественно нерешительные и закомплексованные и поэтому несклонные к агрессии.

5) Такому явлению, как культура, можно дать однозначное определение: это опыт прошедших веков.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-5 дано описание.

2) В предложениях 6-11 представлено повествование.

3) В предложениях 12-19 представлено рассуждение.

4) Предложение 23 содержит вывод из утверждений, высказанных в предложениях 21 и 22.

5) Предложение 34 поясняет то, о чём говорится в предложении 32.

23. Из предложений 33-36 выпишите устаревшее слово.

24. Среди предложений 12-21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Д. С. Лихачёв вовлекает своих читателей в диалог, используя при этом приём - (А)___(предложения 24-28, 33-34). Понятия и явления, о которых рассуждает автор, только на первый взгляд кажутся однозначными - наверное, поэтому в тексте так часто встречается лексическое средство - (Б)___ ("чужому" - "своих", "прошлом" - "настоящем" в предложении 39). Автор делится с читателями мыслями о том, что ему кажется важным, акцентируя внимание с помощью такого приёма, как (В)___ ("полезные" в предложении 18, "культура" в предложении 27), и такого тропа, как (Г)___ (предложения 16, 43)».

Список терминов:

1) контекстные синонимы

2) градация

3) сравнение

4) лексический повтор

5) антонимы

6) анафора

7) риторическое обращение

8) вопросно-ответная форма изложения

9) метафора

26. Напишите сочинение.

Вариант 25

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

итакнаконец

добралась

123 или любая комбинация этих цифр

упоминание

1234 или любая комбинация этих цифр

пригорать

отвлечёнными

надломнаезд

застревать

заклеивший

врачующими

невдалеке

1621 или 2116

Проблема

    Проблема значения культуры в нашей жизни. (В чём состоит значение культуры в нашей жизни?)

2. Проблема определения понятия «культура». (Что такое культура?)

1. Культура наполняет жизнь человека высоким содержанием, благодаря культурным интересам стремление человека к активной деятельности приобретает полезные формы. В частности, классическая культура воспитывает каждого человека, который к ней приобщается, делает его чище, обогащает человека своим опытом.

2. Однозначно ответить на вопрос, что такое культура, невозможно: существует культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества, и каждое из этих словосочетаний отражает различные стороны культуры.

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".

В своем тексте Д.С.Лихачев поднимает проблему роли культуры в жизни человека.

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор рассуждает о пользе культуры, которая не только «дает достойное, высокое содержание… жажду активности», но и «сама в себе несет притягательность». Кроме того, Д.С.Лихачев обращает наше внимание на классику, одну из разновидностей культуры, акцентируя что «она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека».

Автор убежден в том, что культура придает жизни человека смысл, помогает найти выход из любой жизненной ситуации, какой бы трудной она ни была, и обладает целебными свойствами, являясь средством отдыха и расслабления.

Я полностью разделяю авторскую позицию. Несомненно, произведения культуры представляют собой истинную ценность для человечества на протяжении многих веков, а накопленный благодаря ей опыт позволяет обществу развиваться и совершенствоваться.

В то же время нельзя не упомянуть о том, насколько важна культура и для отдельной личности: она помогает найти смысл жизни, обогащает духовный мир человека и делает его добрее.

Аргументы для подтверждения моей точки зрения можно найти в произведениях отечественной художественной литературы. Рассмотрим события из рассказа А.Приставкина «Рогожский рынок», в котором перед нами предстает картина холодной и голодной Москвы времен Великой Отечественной войны. Главный герой мечтает лишь о том, чтобы, заработав хоть немного денег с продажи дров, купить картошки. Вопреки своим ожиданиям мальчик бессознательно приобретает томик «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, что поначалу сильно расстраивает его. К счастью, чтение великого произведения не менее великого писателя не оставляет героя равнодушным и уносит его прочь от столицы.

Так, прихожу к выводу о том, что знакомство с истинной культурой дарит мальчику ощущение радости и восторга, позволяет хоть ненадолго забыть о текущих трудностях и невзгодах.

В качестве другого аргумента можно привести события из рассказа А.И.Куприна, где перед нами предстает яркий пример всепоглощающей силы классической музыки. Слушая сонату Бетховена, любимое музыкальное произведение Желткова, переданное любимой женщине в качестве завещания, Вера Шеина слышит среди нот голос любившего ее человека. Наконец княгиня осознает, что упустила шанс на великую любовь, который зачастую дается только один раз в жизни. Таким образом, мы увидели, как музыка смогла растопить сердце героини и совершить в ее душе переворот.

Поводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: культура-это неотъемлемая часть существования человечества. Именно поэтому, роль культурных ценностей в жизни каждого из нас постоянно возрастает.

Вариант 2

Огромный простор для размышлений вызывает у меня текст Дмитрия Сергеевича Лихачева. В котором ярко выражена проблема бездуховности людей.

Автор в тексте рассказывает, что в нынешнее время человечество все меньше интересуется культурой, падает роль духовной культуры из-за техники. Все больше проявляется агрессивные формы, с которыми нужно бороться. Но ведь каждое направление культуры воспитывает, делает чище и содержательнее человека, и благодаря этому он приобретает ценности в жизни. Этими эпизодами писатель нам показывает, как духовность человека приобретает уважение.

Подтверждение этой мыли можно найти в классической литературе. Так, Рэй Бредбери в своем произведении "Вельд", размышляет о потере нравственных ориентиров из-за техники. Венди и Питер, герои произведения, привыкшие получать только удовольствие и наслаждение от родителей. Они совершенно не слушали их требования.Детская комната овладела мыслями и чувствами детей, в которой осуществлялись их мечты. И только стоило родителям выключить комнату и повезти их на природу, дети совершили ужасный поступок, они обманом заманили родителей в комнату и скормили львам, которые стали настоящими. На данном примере автор показывает, как из за прогресса технологий душа детей стала черствой и жестокой.

Также в произведении Рэй Бредбери "Улыбка" размышляет над этой проблемой. Так мальчик Том во время очередной "культовой революции", рискуя жизнью, хватает и прячет кусок холста, на котором изображена Джаконда. Он хочет сохранить его, чтобы потом вернуть людям. Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.

Писатель стремится донести до нас, что искусство, культура способна обогатить человека только наилучшими качествами.

В заключении хотелось бы сказать, что именно благодаря культуре мы развиваем наш духовный мир, и совсем не стоит забывать о ней.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Вариант 25. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы.

Текст




Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества. Поправлю: «бездуховность» охватила не только наше общество, она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. В той или иной мере, конечно. Я не берусь давать точные определения того, что такое «бездуховность». Это, во всяком случае, падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомленности.

Техника заполонила собой все и не оставила у человека времени и возможности посвящать себя истинной культуре. Но природа не терпит пустоты. Техника и весь комфорт, который с нею связан, может вытеснить духовную жизнь в человеческой деятельности, но не заменить ее. Заменила духовную жизнь внешняя цивилизация и многое с нею связанное. Это многое обладает одним свойством - страшной агрессивностью. Агрессивные формы культуры (если их можно только назвать культурой!) распространяются в наше время с быстротой эпидемии.

Лучшая форма борьбы с агрессивностью бездуховности - спокойно противопоставить ей духовность, культуру. Агрессивность происходит от потребности в деятельности. Это деятельность в чистом виде, без содержания. Жажда деятельности - естественное свойство человека. Ее нужно вооружить полноценным содержанием. Именно культура дает достойное, высокое содержание этой жажде активности. Благодаря культурным интересам стремление к активности приобретает полезные формы - полезные и для общества в целом, и для отдельной личности. Необходимо противопоставить агрессивности неагрессивную но своей природе культуру. Настоящая культура не нуждается для своего развития в насилии. Она сама в себе несет притягательность. Она никого не отталкивает, но всех приглашает. Поэтому-то культура вечна и дает выход жаждущему деятельности человеку.

Что такое культура, которую можно противопоставить агрессивной «массовой» полукультуре? Есть понятия, которые с трудом поддаются определению. Тем более неоднозначно такое явление, как культура. Культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества. Сколько различных оттенков в понимании культуры во всех этих словосочетаниях!

Возьмем только одно, необходимое нам в дальнейшем словосочетание - «классическая культура» или даже проще: «классика» - и остановимся на классических произведениях. Классические произведения - это те, что прошли испытание временем, те, что остались современны и для нас.

Классика - это то, что остается постоянным в мировой культурной традиции, продолжает участвовать в жизни культуры. А самое главное - она воспитывает, делает чище, содержательнее каждого человека, который к ней приобщается, причащается ей. В каком смысле «содержательнее»? Содержательнее культурным опытом. Классические произведения литературы позволяют прожить не одну жизнь. Классическая поэзия обогащает человека своим лирическим опытом, обладает врачующими свойствами.

Культурный человек - это не тот, кто много читал классических произведений, много слушал классическую музыку и т. д., а тот, который обогатился всем этим, которому открылась глубина мысли прошедших веков, душевная жизнь других, который многое понял и, следовательно, стал терпимее к чужому, стал это чужое понимать. Отсюда приобрел уважение к другим народам, к их культуре, верованиям.

Итак, люди, ставшие терпимее к чужому на основании знаний бессмертного в искусстве и в философии, умеющие открывать на основании своих знаний и культурного опыта новые ценности в прошлом и настоящем, - это и есть люди культуры, интеллигенты. Интеллигенты - это не просто люди, занятые умственным трудом, имеющие знания или даже просто высшее образование, а воспитанные на основе своих знаний классической культуры, исполненные духа терпимости к чужим ценностям, уважения к другим. Это люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность. Интеллигента можно узнать по отсутствию в нем агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения. Агрессивен только полуинтеллигент, теряющий себя в шаманизме «массовой культуры».

Д.С.Лихачев

Примерный круг проблем:

1. Проблема значения культуры в нашей жизни. (В чем состоит значение культуры в нашей жизни?)

Авторская позиция: Культура наполняет жизнь человека высоким содержанием. Благодаря культурным интересам стремление человека к активной деятельности приобретает полезные формы. В частности, классическая культура воспитывает каждого человека, который к ней приобщается, делает его чище, обогащает человека своим опытом.

2. Проблема определения понятия «культура». (Что такое культура?)

Авторская позиция: Однозначно ответить на вопрос, что такое культура, невозможно: существует культура труда, поведения, культура нации, народа, культура человека, человечества, и каждый из этих словосочетаний отражает различный стороны культуры.

3. Проблема бездуховности нашего общества. (В чем проявляется бездуховность нашего общества?)

Авторская позиция: Цивилизация, техника с ее комфортом, вытесняют духовную культуру, приводит к бездуховности, то есть к падению роли культуры в нашей жизни, отсутствию у человека интереса к высшим ступеням культуры, отсутствию понимания того, что такое культура.

4. Проблема борьбы с агрессивностью. (Что помогает бороться с агрессивностью?)

5. Проблема определения интеллигентности. (Какого человека можно назвать интеллигентом?)

Авторская позиция: Понятие интеллигентности напрямую связано с понятием культуры: интеллигент – это не только образованный, но и воспитанный, культурный человек, то есть тот, кто обогатился культурным опытом и приобрел уважение к другим народам, к их культуре, верованиями. Интеллигент – ответственный за свои поступки человек.

Корреспондент. Отец Алексей, сейчас много говорят о бездуховности нашего времени. Что вы, священник, общающийся с большим количеством людей, можете сказать на эту тему.

Отец Алексей ДОДОНОВ. В наши дни, когда спрашивают друг у друга: "Как дела?" - в ответ чаще всего слышат: "Да, нормально, купил холодильник, машину, построил дачу и т.д.". Не многие люди говорят об интересном спектакле, концерте, прочитанной книге, о встречах с писателями, священниками. В общем, разговоры касаются сугубо материальной сферы. Это наводит на не очень радостные мысли. Общество все больше уходит в сторону материального потребления, все меньше уделяя внимание духовному развитию. Большая часть населения живет только для удовлетворения своих материальных потребностей, служит "золотому тельцу", и довольно таким положением. Такое состояние может закончиться трагически. Когда в Римской Империи народ потребовал только "хлеба и зрелищ" и остановил свое духовное развитие, случилась беда. Общество забыло о своих и государственных интересах. В конце концов, римское население превратилось в разложившееся сборище, жаждущее только телесных наслаждений. Тогда более организованные германцы, которые не забыли об интересах своего народа, смогли без особого труда разбить некогда непобедимых римлян и завоевать Римскую Империю.

Сейчас говорят о возрождении церковной жизни. Лично я этого в полной мере не наблюдаю. Радует, конечно, что сейчас легко можно приобрести Евангелие и другие духовные книги. Однако в советские времена, тоже была такая возможность, хотя и с некоторыми трудностями. Тогда верующие всем очень дорожили: Евангелием, Словом Божьим, молитвой, если удавалось достать молитвенник. Давление государства на церковь заставляло тех, кто пришел в храм, оставаться на этом пути и идти по нему. Вы знаете, какие замечательные священники вышли из советского времени! Если я назову одного лишь отца Дмитрия Дудко, читателям станет все ясно. Да и не только священники. Даже простые верующие, прошедшие через трудности тех времен, удивительны по своей сущности. В те времена Православием дорожили, сейчас в меньшей мере. Это та беда, на которую нужно указать. Многие думают: сходил в церковь два-три раза, прочитал молитвы, и уже приобщился к духовности, или пошел, поставил свечку в храм, чтобы, например, бизнес шел лучше, и этого достаточно. Вы же понимаете абсурдность такой веры. Нужно понять, что Православие есть образ всей жизни. Поэтому истинного православного возрождения русских пока не видно. Современному человеку нужно обратиться во внутрь себя, нравственно возродиться, воспрянуть духом. Пока этого не произойдет, говорить о свершившемся факте духовного возрождении русского народа не имеет смысла.

Корр. Отец Алексей, сейчас многие священники говорят о наступивших тяжелых временах, о том, что нужно спасать себя, свою душу. Не могли бы вы поподробнее рассказать, что подразумевается под словом "спасаться"?

О.А. Это очень интересный и нужный вопрос. Никогда не было такого времени, после пришествия Христа, когда духовно спасаться не было нужды, и не будет никогда такого времени. Господь просил учеников бдеть, потому что время смерти каждого человека неизвестно, но обязательно придет, а значит, Божий суд за дела земные будет над каждым. От чего нам нужно спасаться в наше не простое время? Если кто-то ощущает себя духовно погибающим, тогда ему нужно спасаться. Если человек чувствует себя очень хорошо, комфортно в этой жизни и всем доволен, то он и сам не придет к мысли о спасении. Потому что он отождествляет себя только с внешним материальным миром. Вот такой простой пример. При знакомстве один человек спрашивает другого, как его зовут. Он отвечает: Саша или Петя. Потом идет вопрос о том, кем он работает. Дальше один из собеседников начинает рассказывать о себе, что иногда обманывает, иногда пьет водку и имеет другие грехи, но все-таки старается с этим бороться. Оказывается, личное духовное состояние самого человека малоинтересно его собеседнику, и такая ситуация встречается очень часто. Вспомните свои разговоры с родными, друзьями. О чем говорим? О футболе, политике, о своих новых материальных приобретениях и т.д., о чем угодно, только не о своем духовном самосовершенствовании. Мало кто хочет узнать, какое нравственное составляющее есть в собеседнике. Я не собираюсь читать вам лекцию по догматическому богословию. Вам только нужно представить состояние человека, который не знает себя или тех, кто его окружает. Христос говорил, что он "пришел не к праведникам, а к грешникам", чтобы привести их к истине.

У каждого человека свой путь к духовному спасению. У Феофана Затворника есть замечательная книга "Путь к спасению", но это не практическое руководство, это лишь напоминание. Являясь духовником своих прихожан, я не составляю им расписание того, что и как им делать: когда просыпаться, зубы чистить, в какое время молитвы читать. Это лжестарчество, ложное духовничество, которое, к сожалению, сейчас развивается в России. Я могу только подтолкнуть человека, наставить его на истинный путь, если он идет неправильным путем, за счет своего опыта. Только потому, что я иду этим путем дольше. Я не говорю, что прошел этот путь, Боже упаси меня так думать. Я еще не спасся, поэтому не могу сказать, как это делается. Могу только посоветовать читать писания Святых Отцов: Преподобного Аввы Дорофея, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Макария Великого. Не должно быть никакой механики - к этому должно расположиться сердцем, иначе никакого спасения не будет. Таким людям помогает Русская Православная Церковь. Хорошо, что она не стала такой же, как на Западе, не сделалась удобным элементом нашей жизни. Например, я хожу в кино, в парк, и заодно в церковь. На Западе посещение храма считается частью приличия. По субботам играют в бильярд, а по воскресеньям посещают церковную службу. К сожалению, и у нас в стране начинают появляться подобные тенденции. В первую очередь это связано с тем, что многие считают, что Православие это лишь внешнее проявление, соблюдение каких-то обрядов. Тем не менее, ситуация у нас не так уж и плоха, поскольку русские все-таки задумываются о смысле жизни. Я думаю, что это происходит именно из-за периода безбожия, в котором оказалась Россия после революции, он многих вразумил.

Корр. Сегодня часто сравнивают духовное состояние современного человека и человека XIX века, опираясь на информацию, взятую из литературы, церковных книг и других источников того времени. Устоялось мнение, что на сегодняшний день людьми движет только стяжательство, в то время как жившим в XIX веке была присуща необыкновенная духовность. Все тогда было пристойно и благочинно. Как вы можете это прокомментировать, сравнить ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день, с тем, что было в XIX веке?

О.А. Духовное состояние у среднестатистического человека XIX века было очень тяжелым. В этот период жил и скончался в 1833 году Преподобный Серафим Саровский. Многие образованные люди, писатели даже не знали, что подвизался в Сарове такой удивительный старец, равный по силе древним подвижникам. Немалое число людей причащались в ХIХ - начале ХХ века только раз в год по реестру. Не по собственной воле, а потому, что каждый в России должен был под расписку обязательно причаститься, иначе такой человек считался неблагонадежным, как сейчас без регистрации в паспорте. В то же время была Оптина Пустынь, был святой Праведный Иоанн Кронштадский, где-то еще оставались очаги духовности. Были такие, как Святитель Игнатий Брянчанинов, Святитель Феофан Затворник, но их знали единицы. В общем, представление о XIX? веке как о необычайно духовном, во многом - миф. Вы думаете, революция 1917 года произошла случайно? Ничего подобного. В старом государстве уже не было смысла, оно загнивало, в том числе и церковная жизнь.

Корр. Часто в СМИ можно услышать, что русское общество раздроблено и разобщено. В связи с этим постоянно предлагается найти "национальную идею", которая сплотила бы русский народ...

О.А. Всякая идея, даже самая красивая, бесполезна, если лишена при этом нравственного смысла. Христианство как духовное учение вносит своим присутствием смысл в любое общественное движение, в любую общественную идею. Я хочу сказать, что если национальная идея в России будет лишена христианского начала, то в ней нет смысла. Национальная идея в тесном переплетении с Верой может принести большие плоды. Национальная идея существовала всегда, у всех народов. Викинги сражались за своих жен и дочерей, индейцы Северной Америки защищали свои земли от европейских завоевателей. В этом можно увидеть нечто общее. Мы, как и они, пытаемся делать то же дело - защищаем свое. Мы знаем: это моя земля, мой дом, мои родные, и я должен все это защищать. Об этом говорит закон совести, который вложил в нас Бог. Именно с этого начинается любая национальная идея, с внутреннего голоса совести. Когда у общества формируется христианское мировоззрение, то приходит понимание, что дано Богом, дано не какими-то стихийными силами, а значит, этот Божий дар надо защищать и приумножать. Об этом говорится в Евангелие. За это можно проливать кровь, есть такое христианское понимание, "это мне дал Бог". Русский человек должен всегда находиться в состоянии воина, Воина Христова. В том смысле, что он в любой момент должен быть готов вступить в бой с силами зла, а не думать, что когда-то, в старые добрые времена при Иване Васильевиче или Николае Александровиче, было "золотое" время, когда все получалось само собой. Тогда нужен был точно такой же подвиг, как и сейчас. Это не значит, что первоначально нужно иметь национальную идею, а потом привнести туда Веру. Нет, наши предки так не поступали. Давайте возьмем исторический пример, когда Дмитрий Донской приходит к преподобному Сергию просить благословение на Куликовскую битву. Мы видим, он был религиозным человеком, в его войске сражались монахи Сергиевой Лавры, богатыри-витязи, удивительно верующие люди. Для них Вера не была каким-то флагом, добавлением к тому, что есть. Христианство было для них первоначальным и решающим, именно его в первую очередь от иноземного посягательства защищали русские богатыри. Только с этим они могли пойти в бой. Ведь на русских знаменах с ликом Христа писалось: "Сим победиши".

Беседу вел Александр Данилин




Top