Солженицын Александр: краткая биография.

Александр Исаевич Солженицын внес в русскую литературу принципиально новое видение жизни. Его книги подтверждают мысль о том, что писатель – избранный человек на земле. Ему дано ярко и чувственно передавать то, что не замечают другие. В его книгах это прослеживается. Автор связал историю и литературу в одно целое. Причем отправной точкой для создания произведений стал 1917 год. доказал своим творчеством, что именно в указанном году очень сжато произошло все то, что имело свое продолжение в следующем временном отрезке.

11 декабря 1918 года на свет появился мальчик, которому дали имя Александр. Это было в Кисловодске. Когда малыш подрос, его семья переехала в Ростов. В этом городе Саша пошел в школу. В годы учебы начинает пробовать себя в качестве писателя, создавая стихотворения и

После окончания школы продолжает учебу в университете Ростова по специальности учитель математики. Результаты обучения у студента были блестящие. Университет был окончен с отличием. Все это время ни на один день Солженицын не бросал своего увлечения литературным творчеством. Учась на последнем курсе, заочно поступил в столичный институт литературы, но из-за начала Великой Отечественной войны не смог завершить обучение.

Александр Исаевич всегда отличался слабым здоровьем, но это не помешало ему пойти на фронт. Военному делу обучался в Костромском училище и дослужился до звания капитана. За участие в военных действиях имеет награды. На фронте его любимым занятием было ведение личного дневника.

Обратите внимание! У Солженицына был друг Адам Виткевич. В письмах, адресованных ему, Александр описывал свои взгляды на политику Сталина. За это его осудили на 8 лет лагерей.

В 1952 году писатель почувствовал себя плохо. В этот период у него диагностировали рак. Он долго лечился и пришел к выводу, что пока пишет книги, то имеет отсрочку от смерти. Так и случилось, Александр Исаевич прожил долгую жизнь.

После долгих лет лагерей переезжает жить в Рязань, где работает в школе учителем. И по-прежнему пишет. Но получается так, что КГБ проверяет его архивы и запрещает публиковаться. В конце концов, эта «возня» приводит к тому, что Солженицына исключают из Союза писателей.

За границей его тексты публикуют. После выхода в свет «Архипелага ГУЛАГа» Александра Исаевича арестовывают и выдворяют из страны. Писатель был вынужден уехать из Советского Союза и путешествовать по странам Европы.

1994 год – это время возвращения в Россию. В двухтысячных выходят собрания сочинений в нашей стране. 3 августа 2008 года автор «ГУЛАГа» умирает в Москве от сердечной недостаточности.

Личная жизнь

У писателя было несколько увлечений, которые переросли в серьезные отношения. Например, у него было 2 жены и обеих звали Натальями.

У Солженицына есть продолжение в виде троих сыновей. За свою жизнь Александр Исаевич больше 20 раз был награжден. Самой значимой, конечно же, стала для него Нобелевская премия. Этого автора современные критики называют Толстым или Достоевским своего времени.

На могиле Александра Исаевича водружен каменный крест, который проектировал Дмитрий Шаховской.

В таблице представлена биография Солженицына по датам, только самое важное

Дата Событие
11.12.1918 Родился в Кисловодске
1924 Переезд в Ростов
1936-1941 Обучение в педагогическом университете
1939 Поступление в Литературный институт Москвы
1941 Мобилизация
1943-1945 Фронт
9.02.1945 Арест
27.07.1945 8 лет лагерей
1950 Заболевает раком
1953 Ташкент. Лечение от болезни
02.1956 Реабилитация по решению Верховного Совета
1957 Жизнь в Рязани
1962 Членство в Союзе писателей
1964 Работа писателем
09.1965 Архивы изъяты КГБ
05.1967 Начало «травли» писателя
1968 За границей печатают «Раковый корпус» и «В круге первом»
11.1969 Исключение из Союза писателей
1970 Нобелевская премия в области литературы
1973 1 том «Архипелага ГУЛАГа» печатают во Франции
02.1974 Был объявлен изменником родины и выдворен из СССР
04.1976 Поездка в США
10.1976 Переезд в США
16.10.1990 Возвращение российского гражданства по указу Президента.
27.05.1994 Возвращение в Россию
1997 Получение звания — академик РАН
1998 Вручение золотой медали имени М.В. Ломоносова
03.08.2008 Кончина писателя в Москве

Автобиография, к сожалению, не сохранилась. Но во многих источниках представлена биография писателя как в очень кратком варианте, так и достаточно подробно.

Полезное видео: Александр Солженицын — биография

Разные мнения

Кто же на самом деле такой — писатель 20 века Александр Исаевич Солженицын? В современном мире литературы не утихают споры вокруг этого имени. Одна группа исследователей литературы говорит о великом писательском таланте. Другая же ругает и обвиняет в предательстве.

На самом деле, однозначно судить об Александре Исаевиче нельзя. С одной стороны, Хрущев попросил принизить все успехи страны в период правления Сталина. С другой стороны, Александра Исаевича можно причислить к числу хороших литераторов. Но его имя – это эпатаж. Поэтому однозначно ответить на вопрос невозможно.

Книги

За всю свою литературную деятельность Александр Исаевич Солженицын написал столько произведений, что они едва ли уместятся в тридцать томов. Он пробовал себя в разных жанрах. Писал рассказы: «Матренин двор», «Эго», «Пасхальный крестный ход», «Настенька».

Пробовал свои силы в драматургии: «Олень и шалашовка», «Свеча на ветру», «Тунеядец». Много выпустил публицистических очерков: «Нобелевская лекция», «Измельчание свободы», «Наши плюралисты», «Как нам обустроить Россию?» и многие другие.

Солженицын «Как нам обустроить Россию»

Что говорит Википедия

Сначала логично дать ссылку на статью. Вот она: https://ru.wikipedia.org/wiki/Солженицын,_Александр_Исаевич

Википедия содержит большую статью, посвященную личности и творчеству Солженицына. В ней названы основные даты, связанные с творчеством и событиями личной жизни. Подробно освещены все периоды жизни, начиная с раннего детства и заканчивая последними годами жизни. Рассказано о семье и детях писателя.

Объективно представлена критика по отношению к творчеству. Названы основные произведения. Также важно отметить, что даны ссылки на даты, когда некоторые произведения были экранизированы. В конце статьи есть архивные документы.

Творческий путь

Все творческое наследие Солженицына четко можно поделить на две части:

  • первая – исторические произведения;
  • вторая – автобиографические.

К первой группе логично отнести такие тексты, как «Двести лет вместе», «Размышления о февральской революции», «Красное колесо», «Август 14-го».

Вторую группу составляют произведения типа «Захар Калита», «Раковый корпус», «Люби революцию», «Случай на станции Кочетовка», «В круге первом», «Один день одного зека».

Книги отличаются в выгодную сторону тем, что их автор старается показать широкие эпические сцены. Люди в романах и повестях легко узнаваемы.

Важно! Творчество Александра Исаевича высоко ценили такие маститые литераторы, как Корней Чуковский, Анна Андреевна Ахматова.

Нобелевская премия

В 1970 году Александр Исаевич Солженицын был удостоен Нобелевской премии за вклад в литературу. В то время телевидение и радиовещание Советского Союза предпочитало замалчивать правду о согражданах, поэтому факт присуждения Нобелевской премии не афишировался.

Александр Исаевич не поехал на церемонию вручения премии в Швецию, а со своими родными и близкими слушал трансляцию этого события по радио. Лично премия писателю была вручена спустя 4 года – в 1974 году.

Вручение Нобелевской премии

Фото

Ниже представим разные фотографии, на которых запечатлен Александр Исаевич Солженицын.


Автор и история

Исторический процесс в жизни Александра Исаевича сыграл большую роль. Впрочем, как и личность писателя в историческом процессе. Феномен творчества Солженицына в том, что он не просто описывает те или иные исторические факты в своих произведениях. Важно, что книги отражают все то, что действительно переживали люди в тот временной период. Если автор говорит о революции, то не просто констатирует факт, а пытается понять причины действий и предугадать, к чему это может привести в будущем.

Если говорить о войне, то Солженицын знает о ней не понаслышке. Сам воевал, дослужился до звания капитана, понюхал пороху, что говорится. И о жизни там, за периметром, обнесенным колючей проволокой автор говорит ясно и просто, ничего не выдумывает и не приукрашивает.

Подводя итог, хочется отметить, что личность Солженицына, наверное, самая заметная и в литературе, и в истории второй половины двадцатого века. Эти тексты нужно не просто прочитывать, но пропускать сквозь собственную душу и сердце.

Полезное видео: документальный фильм памяти Александра Солженицына

Итог

Завершим рассказ об этом выдающемся деятеле литературы словами одного известного поэта:

Поэты русские! Я с болью одинокой

В тоске затравленной перебираю вас.

Пришел и мой, мой ранний, мой жестокий

Час истребления, уничтожения нас.

Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, сегодня по праву занимает достойное место в исто-рии русской литературы. После издания «Архипелага ГУЛАГа» (а это произошло лишь в 1989 году) ни в русской, ни в миро-вой литературе уже не осталось произве-дений, которые представляли бы большую опасность для отходящего советского ре-жима.

Эта книга раскрывала всю сущность то-талитарного режима. Пелена лжи и само-обмана все еще застилавшая глаза мно-гим нашим согражданам, спала. После всего, что было собрано в этой книге, что было раскрыто с поразительной силой эмоционального воздействия, с одной сто-роны, документального свидетельства, с другой - искусства слова, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фан-тастический мартиролог жертв «строи-тельства коммунизма» в России за годы советской власти - уже ничего не удиви-тельно и не страшно!

Краткое жизнеописание Александра Исаевича таково: дата рождения - декабрь 1918 года, место рождения - город Кис-ловодск; отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впослед-ствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математичес-кий факультет университета, одновремен-но поступает заочником в Московский ин-ститут философии и литературы. Не закон-чив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945 год командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 1945 года в звании капитана арестован - в его" переписке бы-ли обнаружены антисталинские высказы-вания - и осужден на восемь лет, из кото-рых почти год провел на следствии и пере-сылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных - на общих работах в поли-тическом Особлаге. Затем был поселок в Казахстане «навечно», однако в феврале 1957 года началась реабилитация. Работал школьным учителем в Рязани. После опуб-ликования в 1962 году рассказа «Один день Ивана Денисовича» был принят в Со-юз писателей. Но впоследствии вынужден был публиковаться в «Самиздате» или пе-чататься в зарубежье. В 1969 году из Сою-за писателей исключен, в 1970 году удос-тоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 году в связи с выходом первого тома «Архипелага ГУЛАГа» насильственно выдво-рен из Советского Союза. До 1976 года жил в Цюрихе, затем перебрался в американ-ский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России. В 1996 году Александр Исаевич возвращается в Рос-сию. Таков нелегкий жизненный путь пи-сателя.

Хотя сам писатель и утверждал, что на-иболее влекущая его в литературе фор-ма — «полифоническая с точными приме-тами времени и места действия», из пяти его крупных вещей, как это ни удивитель-но, романом в полном смысле этого слова можно назвать лишь «В круге первом», ибо «Архипелаг ГУЛАГ», согласно под-заголовку, — «опыт художественного исследования», эпопея «Красное коле-со» — «повествование в отмеренных сро-ках», «Раковый корпус» (по авторской во-ле) — повесть, а «Один день Ивана Дени-совича» — рассказ.

Роман «В круге первом» писался 13 лет и имеет семь редакций. Сюжет отталкивает-ся от того, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы ска-зать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на «шарашку» — на-учно-исследовательской учреждение сис-темы МГБ, в котором заключенные созда-ют методику распознания голосов. Смысл романа разъяснен зэком: «Шарашка — высший, лучший, первый круг ада». Воло-дин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: «Вот видишь круг? Это — отечество. Это — первый круг. А вот вто-рой, он шире. Это — человечество. И пер-вый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, оте-чества и разные у всех...»

Замысел рассказа «Один день Ивана Де-нисовича» появился на общих работах в Экибастузском особом лагере. «Я таскал носилки с напарником и подумал, как нуж-но бы описать весь лагерный мир одним днем». В повести «Раковый корпус» Солже-ницын выдвинул свою версию «возбужде-ния рака»: сталинизма, красного террора, репрессий.

Чем притягивает творчество Солженицы-на? Правдивостью, болью за происходя-щее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не поте-ряйтесь в истории. «Скажут нам: что ж мо-жет литература против безжалостного на-тиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ло-жью, — писал А. И. Солженицын. — А нуж-но сделать простой шаг: не участвовать в лжи. Пусть это приходит в мир и даже ца-рит в мире, — но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: побе-дить ложь!» Солженицын и был таким писа-телем, который победил ложь.

Солженицын Александр Исаевич (1918 -2008), русский писатель.

Родился 11 декабря в Кисловодске. Предки писателя по отцовской линии были крестьяне. Отец, Исаакий Семенович, получил университетское образование. Из университета в Первую мировую войну добровольцем ушел на фронт. Вернувшись с войны, был смертельно ранен на охоте и умер за полгода до рождения сына.

Мать, Таисия Захаровна Щербак, происходила из семьи богатого кубанского землевладельца.

Первые годы Солженицын прожил в Кисловодске, в 1924 вместе с матерью переехал в Ростов-на-Дону.

Уже в молодости Солженицын осознал себя писателем. В 1937 он задумывает исторический роман о начале Первой мировой войны и начинает собирать материалы для его создания. Позднее этот замысел был воплощен в Августе Четырнадцатого: первой части («узле») исторического повествования «Красное Колесо».

В 1941 Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского университета. Еще раньше, в 1939, он поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства. Закончить институт ему помешала война. После обучения в артиллерийском училище в Костроме в 1942 он был oтправлен на фронт и назначен командиром батареи звуковой разведки.

Солженицын прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, получил звание капитана, был награжден орденами. В конце января 1945 он вывел батарею из окружения.

9 февраля 1945 Солженицына арестовали: военная цензура обратила внимание на его переписку с другом Николаем Виткевичем. В письмах содержались резкие оценки Сталина и установленных им порядков, говорилось о лживости современной советской литературы. Солженицына осудили на восемь лет лагерей и вечную ссылку. Отбывал он срок в Новом Иерусалиме под Москвой, потом на строительстве жилого дома в Москве. Затем - в «шарашке» (секретном научно-исследовательском институте, где работали заключенные) в подмосковном поселке Марфино. 1950-1953 он провел в лагере (в Казахстане), был на общих лагерных работах.

После окончания срока заключения (февраль 1953) Солженицын был отправлен в бессрочную ссылку. Он стал преподавать математику в районном центре Кок-Терек Джамбульской области Казахстана. 3 февраля 1956 Верховный суд Советского Союза освободил Солженицына от ссылки, а через год его и Виткевича объявил полностью невиновными: критика Сталина и литературных произведений была признана справедливой и не противоречащей социалистической идеологии.

В 1956 Солженицын переселился в Россию - в небольшой поселок Рязанской области, где работал учителем. Через год он переехал в Рязань.

Еще в лагере у Солженицына обнаружили раковое заболевание, и 12 февраля 1952 ему была сделана операция. Во время ссылки Солженицын дважды лечился в Ташкентском онкологическом диспансере, использовал различные целебные растения. Вопреки ожиданиям медиков, злокачественная опухоль исчезла. В своем исцелении недавний узник усмотрел проявление Божественной воли - повеление рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто ничего не знает об этом или не хочет знать.

Первые сохранившиеся произведения Солженицын написал в лагере. Это стихотворения и сатирическая пьеса Пир победителей.

Зимой 1950-1951 Солженицын задумал рассказ об одном дне заключенного. В 1959 была написана повесть Щ-854 (Один день одного зэка). Щ-854 - лагерный номер главного героя, Ивана Денисовича Шухова, заключенного (зэка) в советском концентрационном лагере.

Осенью 1961 с повестью познакомился главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский. Разрешение на публикацию повести Твардовский получил лично от Первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза Н.С.Хрущева. Щ-854 под измененным названием - Один день Ивана Денисовича - был напечатан в № 11 журнала «Новый мир» за 1962. Ради публикации повести Солженицын был вынужден смягчить некоторые детали жизни заключенных. Подлинный текст повести впервые напечатан в парижском издательстве «Ymcapress» в 1973. Но название Один день Ивана Денисовича Солженицын сохранил.

Публикация рассказа стала историческим событием. Солженицын стал известен всей стране.

Впервые о лагерном мире была сказана неприкрытая правда. Появились публикации, в которых утверждалось, что писатель сгущает краски. Но преобладало восторженное восприятие рассказа. На короткое время Солженицын был признан официально.

Действие повести умещается в один день - от подъема до отбоя. Повествование ведется от лица автора, но Солженицын постоянно прибегает к несобственно-прямой речи: в авторских словах слышится голос главного героя, Ивана Денисовича Шухова, его оценки и мнения (Шухов, в прошлом крестьянин и солдат, осужден как «шпион» на десять лет лагерей за то, что попал в плен) .

Отличительная особенность поэтики рассказа - нейтральность тона, когда о страшных, противоестественных событиях и условиях лагерного существования сообщается как о чем-то привычном, обыденном, как о том, что должно быть хорошо известно читателям. Благодаря этому создается «эффект присутствия» читающего при изображаемых событиях.

Описанный в рассказе день Шухова лишен событий страшных, трагических, и персонаж оценивает его как счастливый. Но существование Ивана Денисовича совершенно беспросветно: для того, чтобы обеспечить элементарное существование (прокормиться в лагере, выменять табак или пронести мимо охраны ножовку), Шухов должен изворачиваться и часто рисковать собою. Читатель побужден сделать вывод: каковы же были другие дни Шухова, если этот - полный опасностей и унижений - показался счастливым?

Шухов - обыкновенный человек, не герой. Верующий, но не готовый отдать жизнь за веру, Иван Денисович отличается цепкостью, умением просуществовать в невыносимых обстоятельствах. Поведение Шухова - не героическое, а естественное, не выходящее за рамки нравственных заповедей. Он противопоставлен другому зэку, «шакалу» Фетюкову, потерявшему чувство собственного достоинства, готовому облизывать чужие миски, унижаться. Героическое поведение в лагере попросту невозможно, как показывает пример другого персонажа, кавторанга (капитана второго ранга) Буйновского.

Один день Ивана Денисовича - произведение почти документальное: персонажи, за исключением, главного героя, имеют прототипы среди людей, с которыми автор познакомился в лагере.

Документальность - отличительная особенность почти всех произведений писателя. Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел.

В 1964 Один день Ивана Денисовича был выдвинут на Ленинскую премию. Но Ленинской премии Солженицын не получил: власти СССР стремились стереть память о сталинском терроре.

Через несколько месяцев после Одного дня Ивана Денисовича в № 1 «Нового мира» за 1963 был напечатан рассказ Солженицына Матренин двор. Первоначально рассказ Матренин двор назывался Не стоит село без праведника - по русской пословице, восходящей к библейской Книге Бытия. Название Матренин двор принадлежит Твардовскому. Как и Один день Ивана Денисовича, это произведение было автобиографическим и основанным на реальных событиях из жизни знакомых автору людей. Прототип главной героини - владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель, повествование, как и в ряде позднейших рассказов Солженицына, ведется от первого лица, от имени учителя Игнатича (отчество созвучно савторским - Исаевич), который перебирается в Европейскую Россию из дальней ссылки.

Солженицын изображает героиню, живущую в нищете, потерявшую мужа и детей, но духовно не сломленную тяготами и горем. Матрена противопоставлена корыстным и недоброжелательным односельчанам, считающим ее «дурочкой». Вопреки всему Матрена не озлобилась, осталась сострадательной, открытой и бескорыстной.

Матрена из рассказа Солженицына - воплощение лучших черт русской крестьянки, ее лицо подобно лику святой на иконе, жизнь - почти житие. Дом - сквозной символ рассказа - соотнесен с ковчегом библейского праведника Ноя, в котором его семья спасается от потопа вместе с парами всех земных животных. В доме Матрены с животными из Ноева ковчега ассоциируются коза и кошка.

Но и душевно праведная Матрена все же не идеальна. Мертвящая советская идеология проникает в жизнь, в дом героини рассказа (знаки этой идеологии в солженицынском тексте - плакат на стене и вечно не умолкающее радио в доме Матрены).

Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей ее с Богом. Таков закон житийного жанра. Однако смерть Матрены - горько-нелепая. Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, когда-то любивший ее, принуждает Матрену отдать ему горницу (избу-сруб). На железнодорожном переезде при перевозке бревен разобранной горницы Матрена попадает под поезд, который олицетворяет механическую, неживую силу, враждебную природному началу, воплощаемому Матреной. Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.

В 1963-1966 в «Новом мире» были опубликованы еще три расска за Солженицына: Случай на станции Кречетовка (№ 1 за 1963, авторское название - Случай на станции Кочетовка - было изменено по настоянию редакции из-за противостояния «Нового мира» и консервативного журнала «Октябрь», возглавлявшегося писателем В.А.Кочетовым). После 1966 сочинения писателя не печатались на Родине вплоть до рубежа 1989, когда в журнале «Новый мир» публикуются Нобелевская лекция и главы из книги Архипелаг ГУЛаг.

В 1964 ради публикации романа в «Новом мире» А.Т.Твардовского Солженицын переработал роман, смягчив критику советской действительности.

В 1955 Солженицын задумывает, а в 1963-1966 пишет повесть Раковый корпус. В ней отразились впечатления автора от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере и история его исцеления.

Все попытки напечатать повесть в «Новом мире» оказались неудачными. Раковый корпус, как и В круге первом, распространялся в «самиздате». Повесть вышла впервые на Западе в 1968 .

В середине 1960-х, когда на обсуждение темы репрессий был наложен официальный запрет, власть начинает рассматривать Солженицына как опасного противника. В сентябре 1965 у одного из друзей писателя, хранившего его рукописи, был устроен обыск. Солженицынский архив оказался в Комитете государственной безопасности. С 1966 сочинения писателя перестают печатать, а уже опубликованные изъяли из библиотек. КГБ распространил слухи, то во время войны Солженицын сдался в плен и сотрудничал с немцами. В марте 1967 Солженицын обратился к Четвертому съезду Союза советских писателей с письмом, где говорил о губительной власти цензуры и о судьбе своих произведений. Он требовал от Союза писателей опровергнуть клевету и решить вопрос о публикации Ракового корпуса. Руководство Союза писателей не откликнулосъ на этот призыв. Началось противостояние Солженицына власти. Он пишет публицистические статьи, которые расходятся в рукописях. Отныне публицистика стала для писателя такой же значимой частью его творчества, как и художественная литература. Солженицын распространяет открытые письма с протестами против нарушения прав человека, преследований инакомыслящих в Советском Союзе. В ноябре 1969 Солженицына исключают из Союза писателей. В 1970 Солженицын становится лауреатом Нобелевской премии. Поддержка западного общественного мнения затрудняла для властей Советского Союза расправу с писателем-диссидентом. О своем противостоянии коммунистической власти Солженицын рассказывает в книге Бодался телёнок с дубом, впервые опубликованной в Париже в 1975. С 1958 Солженицын работает над книгой Архипелаг ГУЛаг - историей репрессий, лагерей и тюрем в Советском Союзе (ГУЛаг - Главное управление лагерей). Книга была завершена в 1968. В 1973 сотрудники КГБ захватили один из экземпляров рукописи. Преследования писателя усилились. В конце декабря 1973 на Западе выходит первый том Архипелага... (полностью книга была издана на Западе в 1973-1975). Слово «архипелаг» в названии отсылает к книге А.П.Чехова о жизни каторжников на Сахалине - Остров Сахалин. Только вместо одного каторжного острова старой России в советское время раскинулся Архипелаг - множество «островов». Архипелаг ГУЛаг - одновременно и историческое исследование с элементами пародийного этнографического очерка, и мемуары автора, повествующие о своем лагерном опыте, и эпопея страданий, и мартиролог - рассказы о мучениках ГУЛага. Повествование о советских концлагерях ориентировано на текст Библии: создание ГУЛага представлено как «вывернутое наизнанку» творение мира Богом (создается сатанинский анти-мир); семь книг Архипелага ГУЛага соотнесены с семью печатями Книги из Откровения святого Иоанна Богослова, покоторой Господь будет судить людей в конце времен. В Архипелаге ГУЛаге Солженицын выступает в роли не столько автора, сколько собирателя историй, рассказанных множеством узников. Как и в рассказе Один день Ивана Денисовича, повествование строится так, чтобы заставить читателя воочию увидеть мучения заключенных и словно испытать их на себе. 12 февраля 1974 Солженицын был арестован и спустя сутки выслан из Советского Союза в Западную Германию. Сразу после ареста писателя его жена Наталья Дмитриевна распространила в «самиздате» его статью Жить не по лжи - призыв к гражданам отказаться от соучастия во лжи, которой от них требует власть. Солженицын с семьей поселился в швейцарском городе Цюрихе, в 1976 переехал в небольшой город Кавендиш в американском штате Вермонт. В публицистических статьях, написанных в изгнании, в речах и лекциях, произнесенных перед западной аудиторией, Солженицын критически осмысляет западные либеральные и демократические ценности. Закону, праву, многопартийности как условию и гарантии свободы человека в обществе он противопоставляет органическое единение людей, прямое народное самоуправление, в противовес идеалам потребительского общества он выдвигает идеи самоограничения и религиозные начала (Гарвардская речь, 1978, статья Наши плюралисты, 1982, Темплтоновская лекция, 1983). Выступления Солженицына вызвали острую реакцию у части эмиграции, упрекавшей его в тоталитарных симпатиях, ретроградстве и утопизме. Гротескно-шаржированный образ Солженицына - писателя Сим СимычаКарнавалова был создан В.Н.Войновичем в романе Москва-2042. В эмиграции Солженицын работает над эпопеей Красное Колесо, посвященной предреволюционным годам. Красное Колесо состоит из четырех частей-«узлов»: Август Четырнадцатого, Октябрь Шестнадцатого, Март Семнадцатого и Апрель Семнадцатого. Солженицын начал писать Красное Колесо в конце 1960-х и завершил только в начале 1990-х. Август Четырнадцатого и главы Октября Шестнадцатого были созданы еще в СССР. Красное Колесо - своеобразная летопись революции, которая создается из фрагментов разных жанров. Среди них - репортаж, протокол, стенограмма (рассказ о спорах министра Риттиха с депутатами Государственной думы; «отчет о происшествиях», в котором анализируются уличные беспорядки лета 1917, фрагменты из газетных статей самых разных политических направлений и т.д.). Многие главы подобны фрагментам психологического романа. В них описываются эпизоды из жизни вымышленных и исторических персонажей: полковника Воротынцева, его жены Алины и возлюбленной Ольды; влюбленного в революцию интеллигента Ленартовича, генерала Самсонова, одного из лидеров Государственной думы Гучкова и многих других. Оригинальны фрагменты, названные автором «экранами», - подобия кинематографических кадров с приемами монтажа и приближения или удаления воображаемой кинокамеры. «Экраны» полны символического смысла. Так, в одном из эпизодов, отражающем отступление русской армии в августе 1914, изображение оторвавшегося от телеги колеса, окрашенного пожаром, - символ хаоса, безумия истории. В Красном Колесе Солженицын прибегает к повествовательным приемам, характерным для модернистской поэтики .

Сам автор отмечал в своих интервью значимость для Красного Колеса романов американского модерниста Д.Дос Пассоса. Красное Колесо построено на сочетании и пересечении разных повествовательных точек зрения, при этом одно и то же событие иногда дается в восприятии нескольких персонажей (убийство П.А.Столыпина увидено взглядом его убийцы - террориста М.Г.Богрова, самого Столыпина, генерала П.Г.Курлова и Николая II). «Голос» повествователя, призванного выражать авторскую позицию, часто вступает в диалог с «голосами» персонажей, истинное авторское мнение может быть лишь реконструировано читателем из целого текста. Солженицыну - писателю и историку - особенно дорог реформатор, председатель Совета Министров России П.А.Столыпин, который был убит за несколько лет до начала основного действия Красного Колеса. Однако Солженицын посвятил ему значительную часть своего произведения. Красное Колесо во многом напоминает Войну и мир Л.Н.Толстого. Подобно Толстому, Солженицын противопоставляет актерствующих персонажей-политиканов (большевика Ленина, эсера Керенского, кадета Милюкова, царского министра Протопопова) нормальным, человечным, живым людям. Автор Красного Колеса разделяет толстовскую мысль о чрезвычайно большой роли в истории обыкновенных людей. Но толстовские солдаты и офицеры творили историю, не сознавая этого . Своих героев Солженицын все время ставит перед драматическим выбором - от их решений зависит ход событий. Отрешенность, готовность подчиниться ходу событий Солженицын, в отличие от Толстого, считает не проявлением прозорливости и внутренней свободы, а историческим предательством. Ибо в истории, по мысли автора Красного Колеса, действует не рок, а люди, и ничто не предопределено окончательно. Именно поэтому, сочувствуя Николаю II, автор все же считает его неизбывно виноватым - последний русский государь не исполнил своего предназначения, не удержал Россию от падения в бездну. Солженицын говорил, что вернется на родину лишь тогда, когда туда вернутся его книги, когда там напечатают Архипелаг ГУЛаг. Журналу «Новый мир» удалось добиться разрешения властей на публикацию глав этой книги в 1989. В мае 1994 Солженицын возвращается в Россию. Он пишет книгу воспоминаний Угодило зёрнышко промеж двух жерновов, выступает в газетах и на телевидении с оценками современной политики российских властей. Писатель обвиняет их в том, что проводимые в стране преобразования непродуманны, безнравственны и наносят огромный урон обществу, что вызвало неоднозначное отношение к публицистике Солженицына. В 1991 Солженицын пишет книгу Как нам обустроить Россию. Посильные сображения. А в 1998 Солженицын печатает книгу Россия в обвале, в которой резко критикует экономические реформы. Он размышляет о необходимости возрождения земства и русского национального сознания. Вышла в свет книга Двести лет вместе, посвященная еврейскому вопросу в России. В «Новом мире» писатель регулярно выступает в конце 1990-х с литературно-критическими статьями, посвященными творчеству русских прозаиков и поэтов. В 1990-х Солженицын пишет несколько рассказов и повестей.

А. И. Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, на своей даче в Троице-Лыкове, от острой сердечной недостаточности. 6 августа его прах был предан земле в некрополе Донского монастыря за алтарём храма Иоанна Лествичника, рядом с могилой историка В. О. Ключевского.

Жизненный и творческий путь Солженицына привлекали и продолжают привлекать внимание не только российских, но и зарубежных исследователей.

Литературное наследие Александра Солженицына столь монументально и многогранно, что его можно и нужно рассматривать с разных точек зрения. Книга ДэниэлаМахони - это не биография и не анализ художественной ценности трудов Солженицына. Автор, как специалист по политической философии, рассматривает работы Солженицына в контексте развития западной политической мысли. Ему удается установить более глубокую связь Солженицына с духовным наследием Запада, чем это полагали до сих пор. К примеру, он находит параллели между идеями Солженицына и Алексиса де Токвилля, показывает, что некоторые из них восходят к Аристотелю.

ДэниэлМахони определяет политическое мировоззрение Солженицына как "либеральный консерватизм". Он отвергает как беспочвенные комментарии некоторых критиков, находивших в произведениях Солженицына антидемократические, монархические и антисемитские тенденции. Однако автор книги забывает, что Солженицын принадлежит преимущественно к культурной традиции России. Анализ идейного содержания его работ вне этой традиции безусловно интересен, но имеет жесткие ограничения .

Произведения Солженицына могут быть разделены на две основные группы. Они примерно равны по объему, но не по своему значению. Его повести и романы "Один день Ивана Денисовича", "Раковый корпус", "В круге первом", а также трехтомный художественно-публицистический шедевр "Архипелаг ГУЛАГ" - это великие создания творческого гения. Они не только обеспечили автору выдающееся место в мировой литературе, но сделали его одним из крупнейших моральных авторитетов. Призыв Солженицына "жить не по лжи", помноженный на его собственное мужество, вдохновил целое поколение советской интеллигенции на моральное сопротивление, и, в конечном счете, стал важнейшим фактором в крушении коммунистического монстра.

Серия исторических романов "Красное колесо" составляет вторую основную часть наследия Солженицына. Первый же из этих романов, опубликованный больше тридцати лет назад, "Август 1914" оказался бесцветным, бесконечно длинным, наполненным бесплотными тенями вместо живых характеров, крайне рыхлым и неясным по идейной направленности. Солженицын вроде бы пытался показать, что надвигавшаяся революция была следствием политического и морального банкротства режима царского самодержавия. Но при этом некоторые события в предреволюционной России он описывал с точки зрения адептов этого режима. Это стало более ясно во втором издании "Августа 1914", куда автор ввел дополнительно триста страниц, посвященных покушению на премьер-министра России П.А.Столыпина, смертельно раненого в Киеве 1 сентября 1911 года.

Столыпин стремился отобрать большую часть политических свобод, которые народу и обществу удалось вырвать у царя в ходе первой Русской революции (1905 г.). Он разогнал две демократически избранные Государственные Думы, а затем, нарушив Конституцию, изменил Закон о выборах, чтобы получить более послушный парламент. Он ввел военно-полевые суды, которые отправили на смерть тысячи людей, в большинстве - невинных. Скорострельная столыпинская юстиция вершила суд и расправу с молниеносной быстротой. Приговор, - в том числе и смертный, - выносился в течение 48 часов после ареста подозреваемого и обжалованию не подлежал; еще через 24 часа приговоренный оказывался расстреляным или повешенным. Однако Солженицын изображает железного диктатора умеренным реформатором и гуманистом. Создавая "культ личности" Столыпина, он невероятно преувеличивает его политический вес и представляет его как несостоявшегося Спасителя России.

Похоже, что знания г-на Махони о Столыпине исчерпываются в основном тем, что он прочитал в романе Солженицына. Он принимает за данность то, что Столыпин был "выдающимся государственным деятелем, крупнейшим в России за два столетия"; что он "совмещал репрессии против революционного терроризма с широкими реформами и пытался править совместно с представителями общества, избранными в Думу".

Убийца Столыпина, Дмитрий Богров, как он представлен в романе Солженицына и в книге Махони, столь же далек от реального прототипа. Реальный Дмитрий Богров был молодым анархистом и тайным агентом охранки. Такое сочетание в те времена не было необычным. Есть серьезные основания полагать, что террористический акт Богрова был организован Охранкой при молчаливом одобрении царя (Столыпин к тому времени давно уже был не в фаворе, но упорно не уходил в отставку). Однако в романе Солженицына важнейшую роль в мотивах Богрова играет его еврейское происхождение. Хотя реальный Дмитрий Богров вырос в ассимилированной семье и не поддерживал связей с еврейской общиной, солженицынский "Мордко" Богров чувствует себя "плоть от плоти киевского еврейства". Он идет на убийство "по зову голоса трехтысячелетней давности". "Мордко" ненавидит Россию и убивает ее "Спасителя", потому что тот "слишком хорош для этой страны" (не потому, что слишком плох!) Иначе говоря, "Мордко" не делает различия между Россией и российским деспотическим режимом. И сам Солженицын тоже не делает такого различия: выстрелы "Мордко", пишет он, "решили судьбу правительства", "судьбу страны", "и судьбу моего народа" .

Для г-на Махони эта манифестация коллективной вины, накопившейся за 3000 лет еврейской истории, представляет "сбалансированный анализ мотивов Богрова". Он полагает, что Солженицын даже "отдает должное его бесспорному, хотя и ложно направленному, героизму". Г-н Махони тверд и последователен в своих оценках. Снова и снова он отказывается признать, что хотя бы некоторые идеи, выраженные в романе Солженицына, происходят не от Алексиса де Токвилля или Раймонда Арона, а от субкультуры российского антисемитизма.

По иронии судьбы, Александр Солженицын недавно сослужил плохую службу своим апологетам на Западе. В последней книге "Двести лет вместе (1795-1995): Русско-еврейские отношения" (первый из двух томов недавно был опубликован в Москве) он усиливает наиболее одиозные тенденции "Красного колеса". Солженицын, конечно, настаивает на том, что его новая книга - это строго объективный и сбалансированный анализ, но большинство рецензентов с этим не согласно. Как пишет один из них, "Солженицын написал свою книгу, чтобы продемонстрировать безусловное зло еврейского народа на фоне терпимой и даже благожелательной политики царского правительства и доброго отношения к евреям русского народа".

Александр Солженицын является выдающимся русским писателем, книги которого знают и читают во всем мире. У себя на родине он был признан диссидентом, вследствие чего 8 лет провел в лагерях.

Его главный труд «Архипелаг Гулаг», ставший настоящей сенсацией, и сегодня вызывает интерес у читателей. В 1970 г. писатель удостоился Нобелевской премии по литературе.

Сегодня вы узнаете разные интересные факты из его , и то, о чем, возможно, вы никогда не знали.

Итак, перед вами биография Александра Солженицына.

Краткая биография Солженицына

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 г. в Кисловодске. Его отец, Исаакий Семенович, был простым крестьянином. Он трагически погиб на охоте еще до рождения сына.

В результате, маленького Сашу воспитывала только мать, Таисия Захаровна. Из-за полного разорения, в период Октябрьской революции, они жили в крайней нищете.

Детство и юность

Конфликты с новой советской властью начались у Солженицына, как только он пошел в школу. Поскольку ему с детства прививали любовь к религии, мальчик носил на груди крестик и наотрез отказывался становиться пионером.

Естественно подобные «выходки» влекли за собой серьезные последствия. Однако детская набожность в скором времени куда-то исчезла. В биографии Солженицына произошли серьезные перемены.

Коммунистическая пропаганда успешно повлияла на мировоззрение Александра. Он изменил свои убеждения, и принял политику партии.

Позже он по собственному желанию вступил в ряды комсомольцев. В подростковом возрасте Солженицын серьезно увлекся чтением мировой классики. Уже тогда он мечтал написать книгу о революционных событиях.

Однако когда наступило время , он решил поступить на физико-математический факультет Ростовского Государственного Университета.

Юноше почему-то казалось, что именно математики являются действительно интеллектуальными людьми, в числе которых хотелось быть и ему самому.

Учеба Солженицыну давалась легко, поэтому он закончил ВУЗ с красным дипломом. Будучи еще студентом, он сильно увлекался театральным искусством. Интересным фактом в биографии Солженицына является то, что одно время он всерьез хотел связать свою жизнь с театром.

Неожиданно началась Вторая мировая война и молодому человеку предстояло идти защищать Родину. Но из-за проблем со здоровьем, его отказались принимать на службу в качестве рядового солдата.

Тогда Александр решил окончить офицерские курсы, чтобы непременно отправиться на фронт. Ему удалось , в результате чего он оказался в артиллерийском полку в чине лейтенанта.

Солженицын показал себя хорошим воином и был награжден орденами Красной Звезды и .

Арест и заключение

Дослужившись до капитана, Александр Исаевич продолжал успешно воевать, однако у него все более четко стала проявляться антипатия к . Солженицын критиковал вождя и был недоволен его действиями.

Своими размышлениями он делился с фронтовым товарищем, с которым вел переписку. Однажды одно из таких писем попало на стол военному руководству, отвечающему за цензуру.

Начальство посчитало, что раз Солженицын недоволен вождем, значит и коммунистический строй ему в целом враждебен.

Его сразу же задержали, лишили звания и отправили на «Лубянку». Там он подвергался ежедневным допросам, нередко сопровождающимся изощренными издевательствами.

В итоге его приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончанию срока заключения. С этого момента в биографии Солженицына началась непрерывная игра со смертью.

Сначала бывшего офицера определили работать на стройку. Когда же руководство узнало о его высшем образовании, его перевели в особую тюрьму, подконтрольную закрытому конструкторскому бюро.

Однако из-за конфликта с начальством, Солженицына перенаправили в лагерь на севере Казахстана, в котором он пробыл около 3 лет. Находясь в нем, он трудился на общих работах и участвовал в одной и забастовок заключенных.

Оказавшись на воле, писателю было запрещено посещать . Ему предоставили работу в Казахстане в качестве школьного учителя математики и астрономии.

Диссидент Солженицын

В 1956 г., через 3 года после смерти , дело Солженицына пересмотрели. Новая власть не увидела состава преступления в его деле, поэтому он мог снова возвратиться в . Приехав домой, Александр Исаевич стал преподавать в Рязани.

Поскольку в творчестве литератора прослеживались антисталинские мотивы, он имел поддержку со стороны , которому это было только на руку.

Однако позднее Солженицын попал в опалу со стороны действующего генсека. Когда к власти пришел , сочинения Солженицына вообще были запрещены.

Положение усугубляло фантастическая популярность произведений писателя, которые без его разрешения стали печатать в Соединенных Штатах Америки и Франции. Для советского руководства Александр Исаевич начал представлять серьезную угрозу.

Интересно, что у него была возможность эмигрировать за границу, однако он предпочел остаться в России. В скором времени Солженицына попытался убить сотрудник КГБ.

Он сделал ему инъекцию с ядом, однако писателю все-таки удалось выжить. После этого отравления Александр Солженицын еще долго и тяжело болел.

В 1974 г. его обвинили в измене Родине, лишили гражданства и выслали за пределы . Диссиденту пришлось сменить множество мест жительства, поскольку его жизнь находилась под постоянной угрозой.

К счастью, он жил в относительном достатке, благодаря приличным гонорарам за свои труды. Ему даже удалось создать «Фонд помощи преследуемым и их семьям».

Путешествуя по странам, Солженицын выступал с лекциями, в которых в жесткой форме критиковал коммунистический строй. Но в скором времени, он разочаровался и в американской демократии, начав критиковать и ее тоже.

Иными словами, в биографии Солженицына не было места «простоям» или творческой бездеятельности.

С приходом к власти , в СССР пересмотрели отношение к писателю, а уже при его сердечно просили вернуться в Россию, и даже подарили дачу в Троице-Лыкове.

Личная жизнь

Впервые Александр женился в возрасте 22 лет на Наталье Решетковской. Однако их брак распался из-за начала войны и ареста Солженицына.

В 1948 г. сотрудники НКВД «убедили» Наталью развестись с мужем. Но как только писателя реабилитировали, пара снова стала жить вместе, официально узаконив свои отношения.


Солженицын с первой женой — Натальей Решетковской

Летом 1968 г. Александр Солженицын познакомился с Натальей Светловой, работавшей в лаборатории математической статистики. Со временем у них развились романтические отношения, быстро переросшие в бурный роман.

Когда об этом узнала законная супруга, она попыталась совершить суицид. Лишь благодаря своевременному вмешательству , ей удалось спасти жизнь.

Спустя несколько лет Солженицын все-таки смог оформить развод с Решетовской и жениться на Светловой. Этот брак оказался счастливым.


Солженицын со второй женой — Натальей Светловой

Вторая супруга стала для Александра Исаевича не только любимой женой, но и надежной опорой в жизни. Они совместно воспитывали 4-х сыновей – Игната, Степана, Дмитрия и Ермолая. Игнату удалось стать выдающимся пианистом и дирижером.

Творчество Солженицына

За свою жизнь Александр Исаевич написал много романов, рассказов, поэм и стихотворений. На заре писательской деятельности его интересовала революционная и военная темы. «Красное колесо» считается одним из лучших романов этого направления.

Также у него много автобиографических произведений. К ним относится поэма «Дороженька», рассказ «Захар Калита», а также известный роман «Раковый корпус», повествующий о судьбах онкобольных.

Однако самым известным и знаковым его произведением, конечно же, является «Архипелаг Гулаг».


За работой

При этом надо отметить, что у Солженицына были и другие, не менее знаменитые сочинения лагерного направления: «В круге первом» и «Один день Ивана Денисовича».

Благодаря этому читатель может дать собственную оценку тому или иному действию, происходящему в сюжете. В большинстве книг Солженицына присутствуют исторические личности.

Его творчество высоко оценивали такие деятели искусства, как , Валентин Распутин, Андрей Тарковский.

Интересно, что , неоднократно общавшийся с Солженицыным и хорошо знавший его биографию, утверждал, что государство для писателя всегда оставалась нерушимой константой, несмотря на постоянную критику действующей власти.

Смерть

Последние годы своей биографии Солженицын провел на даче. У него были серьезные проблемы со здоровьем. Это и неудивительно, поскольку отравление ядом и годы, проведенные в лагерях, не могли пройти бесследно.

Помимо этого Солженицын пережил серьезный гипертонический криз и перенес непростую операцию, после которой рабочей у него осталась только правая рука.

Александр Исаевич Солженицын умер 3 августа 2008 г., прожив 89 лет. Смерть наступила от острой сердечной недостаточности. Его могила находится на Донском кладбище в Москве.

Если вам понравилась биография Александра Солженицына – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии великих людей и из их жизни – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Долгая жизнь Александра Солженицына (1918-2008), его самозабвенное служение русской литературе, огромный талант и редкостное трудолюбие, последовательное отстаивание им гуманистических идеалов и горячая любовь к России и ее народу сделали творчество этого писателя одним из наиболее самобытных, крупных и заметных явлений русской и мировой литератур второй половины XX века, и признание это вылилось для писателя в присуждение ему Нобелевской премии по литературе (1970), лишение советского гражданства и изгнание его из страны (1974), триумфальное возвращение в обновленную Россию двадцать лет спустя... Вот основные вехи литературного и жизненного пути человека, которого совершенно справедливо считают классиком русской литературы.

Солженицын окончил физико-математический факультет Ростовского университета в 1941-м году, в октябре он уже был в армии, после окончания офицерской школы он становится офицером-артиллеристом, проходит за годы войны путь от Орла до Восточной Пруссии, получает боевые награды и звание капитана. А 9 февраля 1945-го года его арестовали: в личной переписке Солженицына были обнаружены его "крамольные" высказывания о Сталине. Несмотря на блестящую характеристику, данную ему его начальником генералом Травкиным, он был осуждён, и до 1953-го года находился в разных исправительных учреждениях. В 1953-м году он был освобождён - его направили в ссылку в Казахстан, где он прожил до реабилитации, после которой (1956) он поселился в посёлке Торфопродукт под Рязанью. Здесь он работал учителем, снимал комнату в доме Матрёны Захаровой, которая стала прототипом героини рассказа "Матрёнин двор" (1959). В этом же году им за три недели был написан рассказ "Щ-854 (Один день одного зэка)", который при публикации в журнале "Новый мир" (1962) получил название "Один день Ивана Денисовича". Ко времени публикации этого произведения, которое было выдвинуто на Ленинскую премию (правда, премию Солженицын не получил) писатель много и плодотворно работает в литературе: им начаты романы "В круге первом" (1955-68), "Архипелаг ГУЛАГ" (1958-68), написаны несколько рассказов. К моменту своего дебюта в литературе Солженицын, прошедший к этому времени большую и трудную школу жизни, был сформировавшимся самобытным писателем, творчество которого продолжало традиции русской классической литературы.

В 60-е годы Солженицын создаёт роман "Раковый корпус" (1963-67) и начинает работу над большим историческим романом "Р - 17" (1964), превратившимся в процессе работы в историческую эпопею "Красное колесо". Однако отношение власти писателю в 60-е годы было уже резко негативным, поэтому крупные произведения Солженицына печатались за границей: в 1968-м году были опубликованы романы "Раковый корпус" и "В круге первом", а в 1971-м году (после исключения автора из Союза писателей в ноябре 1969-го года и присуждения ему Нобелевской премии в следующем году) в Париже была опубликована книга "Август четырнадцатого" - первая часть ("узел", как называет их писатель) эпопеи "Красное колесо".

После публикации в 1973-м году в Париже первого тома "Архипелага ГУЛАГа" руководители СССР попытались "решить проблему" Солженицына привычными средствами: в феврале следующего года его арестовали и заключили в Лефортовскую тюрьму, откуда, вероятно, он вышел бы очень нескоро, если бы не те всемирные известность и влияние, которыми пользовался Солженицын к этому времени. Поэтому его лишают советского гражданства и выдворяют из страны. Сначала Солженицын с семьёй поселился в Цюрихе, в 1975-м году он публикует автобиографическую книгу воспоминаний "Бодался теленок с дубом", в которой рассказывает историю своей литературной жизни, дает картину литературной жизни в СССР в 60-е - 70-е годы. С 1976-го года семья писателя поселилась в США, в штате Вермонт, где он продолжает активнейшую творческую деятельность, занимается историческими исследованиями, результаты которых в художественной форме воплощаются в "узлы" эпопеи "Красное колесо".

В своих многочисленных интервью за границей с самых первых дней пребывания там Солженицын неоднократно подчеркивал, что он обязательно вернется в Россию. Это возвращение началось в конце 80-х годов, в 1988-м году писателю было возвращено гражданство СССР, а в 1990-м году в журнале "Новый мир" были опубликованы романы "В круге первом" и "Раковый корпус". В следующем году Издательским центром "Новый мир" совместно с автором было подготовлено Малое собрание сочинений писателя в 7-и томах, вышедшее тиражом один миллион экземпляров. В него вошли названные выше романы, том рассказов и "Архипелаг ГУЛАГ". Таким образом произошло возвращение на родину произведений писателя, а сам он вернулся в Россию в 1994-м году.

Исследователи творчества писателя, определяя его вклад в развитие русской литературы, выделяют три центральных мотива его творчества, в разработке которых он достиг наибольших высот. Мотивы эти условно названы ими так: "русский национальный характер; история России XX века; политика в жизни человека и нации в нашем столетии". Особенностью раскрытия этих мотивов в творчестве писателя является предельная субъективность Солженицына, он не соотносит свою точку зрения с общепринятыми, являясь в этом плане самодостаточной творческой личностью, имеющей свое право видеть мир таким, каким он его видит. Другое дело, что его взгляд на историю, его житейская мудрость, его писательский талант делают его творчество весьма значительным явлением литературной и культурной жизни, которое не может однозначно восприниматься всеми, но в своем художественном творчестве (в отличие от публицистики и выступлений общественно-политического характера) он остается писателем, открытым к диалогическому восприятию созданных им произведений.




Top