Современная акварельная живопись эстонии. Арт-терапия


  • Каковы мировые тенденции в искусстве акварели?
  • Что ценят в акварели более всего?
  • Кто является самым популярным художником в мире?

Пожалуй, лучше всего на этот вопрос ответит I Международный конкурс Акварели (The 1st World Watercolour Competition), проведенный популярным журналом “The Art of Watercolour”.

В конкурсе приняло участие 1615 художников. Было представлено 1891 акварель. Жюри отобрало сначала 295 полуфиналистов, а затем 23 финалиста. Призами победителей награждены 7 художников.

Работы всех участников напечатаны в каталоге конкурса.

И это дает замечательную возможность увидеть “лицо” – лучшие акварели 2014 года.

В первую очередь, просмотрев каталог, я увидела следующее:

Лучшие акварели мира: основные тенденции

Пейзажи, как всегда, в большинстве. Особенно городские. И если они как-то необычно поданы, то вполне могут оказаться в финале.

Как эта работа William Hook, художника из США:

Одной из самых популярнейших тем являются портреты стариков.

Хотелось бы думать, что это от всеобщей любви и уважения к пожилым людям, от интереса к их жизни от желания понять, чем они живут, увидеть отпечаток времени на их лицах.

Вот пара страничек каталога:

А может тема поднимается многими, поскольку художник является отражением общественного сознания. И часто художники отражают в своих картинах острые социальные проблемы…

Да, тема национальных меньшинств и эмигрантов, кстати, тоже частенько всплывает

Как бы то ни было, среди 7 работ победителей две являются портретами стариков.

Первое место, победитель конкурса – Cheng-Wen Cheng, художник из Тайваня с картиной “Любящая мать”:

Серебряная медаль конкурса досталась китайскому художнику Guan Weixing за картину “Курящий старик”:

Вам уже интересно, кто получил Бронзовую медаль?..

На третьем месте – (радуйся Поднебесная!) китайский же художник Liu Yi. Полагаю, многие знакомы с его творчеством по композициям с балеринами.

На конкурсе была представлена работа “Китайская девушка”:

Не знаю, как вы, а я вижу в этом хороший знак. Восток и Запад становятся ближе друг другу. Восточные художники пишут в традиционной европейской манере, а европейцы, наоборот, изучают гохуа и суми-е, рисуют гейш и сакуры… Такие примеры в каталоге тоже есть.

Вот, например, акварель аргентинской художницы Stella Escalante:

Кстати, ещё одно наблюдение – ОЧЕНЬ мало акварелей с цветами . На весь каталог с более чем 1800 работами и 30 штук не наберется…

Причем большинство из них – во второй части каталога, “в шлаке”, как я это назвала. А как еще назвать отсеянных авторов, чьи акварели не прошли отбор в полуфинал? Шлак и есть.

Моя работа, кстати, тоже в этом ряду… 🙂 Вот пара этих “серых” страничек, открытых наугад:

На серых страничках, в большинстве своем встречаются какие-то любительские работы, с плохоньким рисунком и бедные по технике.

Однако, есть и очень хорошие, известных художников. Но жюри их не оценило.

Трудно было ему, жюри… Это ведь всегда вопрос – как судить? Что брать за мерило?

И если со слабым рисунком и композицией в целом все понятно, вопросов нет – сразу в шлак, то среди профессионалов уже приходится думать.

Что поставить во главу угла? Социально-значимые темы? Реализм? Новаторство в технике? Или, наоборот, верность традициям?

Безусловно, этими же вопросами задаются и художники. Участие в конкурсе – это возможность посмотреть на свое творчество со стороны. Кто я? Куда иду? Где я в ряду других художников? Интересно ли людям то, что интересно мне?

Именно эти вопросы сподвигли меня представить на конкурс акварели, которые не до конца понятны мне самой. Это энергетическая живопись. Работы, сохраняющие некую энерго-информационную составляющую.

Марина Трушникова. “Мир кристалла”

Я показывала эту акварель в блоге год назад. Возможно вы помните ту практику, которую я предлагала. Было очень много комментариев, давших мне понять, что люди сейчас более чувствительные в своем восприятии. И то, что мы называем абстракцией, может давать нам самые разные чувства и воспоминания.

К сожалению, со сменой сайта пропали и комментарии. Если хотите, опробуйте эту практику на себе, напишите свои впечатления. Это здесь:

А мы вернемся к “белым” и “черным” страницам каталога.

На белых размещены лучшие акварели – работы полуфиналистов. Приятно было увидеть там Константина Стерхова, Евгения Кисничана, Илью Ибряева.

А еще приятней было лицезреть в числе 23-х финалистов наших соотечественников Елену Базанову и Дмитрия Родзина.

Елена Базанова. “Конец зимы 2012. Яблоки”

Дмитрий Родзин. “Лето”

Как видите, большинство работ финалистов очень реалистичны .

Вот, например, акварель литовской художницы Egle Lipeikaite:

Или вот француз Georges Artaud, он получил приз в номинации “Лучший французский художник”:

Прямо-таки медитация на воду… Мне нравится. Всё приятней, чем смотреть на работы другого финалиста, американского художника Andrew Kish III.

Лекарство для тех, кто устал от трэша и суеты. В мире, где на нас ежедневно сваливаются тонны информационного мусора, иногда так хочется отрешиться от всего, вдохнуть полной грудью и остановить свой взгляд на чем-то спокойном, не вызывающем никакого раздражения и дискомфорта. Мы считаем, что лучший отдых для ума и зрения - это погружение в мир искусства. В этом обзоре мы собрали такие работы акварелистов, которые наполнят вас тишиной и станут глотком свежего воздуха в жаркий городской день.

Путешествие в Париж с Тьерри Дювалем




Родившийся в Париже художник Тьерри Дюваль (Thierry Duval) много путешествовал. Отсюда и наличие целых серий картин «по географическому признаку». Тем не менее, любимым местом автора был и остается Париж. Львиная доля работ посвящена именно городу влюбленных. Дюваль пишет картины исключительно акварелью. При этом у него есть своя собственная техника многослойного нанесения краски, что позволяет создавать картины практически с гиперреалистичной детализацией.

Жаркий полдень Канта Харусаки





Канта Харусаки (Kanta Harusaki) - японский акварелист, родился в Кумамото, работать акварелью начал в возрасте 32 лет. Харусаки любит писать, используя «wet brush», но сохраняя правильность рисунка. Он умеет мастерски и достоверно передать прозрачнейший легкий цвет,а также свет и пространство. Зрители восхищаются умением художника передать чёткие контуры бликов и листвы, сочетая это с техникой «по-мокрому».

Живая вода Дэвида Драммонда





Дэвид Драммонд (David Drummond) - американский художник, 20 лет назад влюбившийся в пейзаж водохранилища Пауэлл. Теперь он не устает изучать каждый уголок этого удивительного места и запечатлевать его при помощи акварели. Драммонда интересуют разные состояниия воды, «настроение» природы и перемены в нем. Как обладатель ученой степени по физике, Драммонд со всей научной ответственностью подходит к творчеству, поэтому его акварели кажутся настолько живыми и реалистичными.

Деревенское утро Кристиана Гранью



Француз Кристиан Гранью (Christian Graniou) часто изображает на своих картинах провинциальные пейзажи. Несмотря на то, что детальная прорисовка его не привлекает, а свет оказывается распределенным по всему пространству, работы художника вызывают ощущения простора и заполненности воздухом.

Вечернее спокойствие Джозефа Збуквича





Сегодня австралиец хорватского происхождения Джозеф Збуквич (Joseph Zbukvic) считается одним из столпов акварельного рисунка во всем мире. Художник влюбился в акварель буквально с первого мазка, его поразила неприрученность и индивидуальность этой техники. Он считает, что она живет собственной жизнью. Ее невозможно изучить, не существует способа контролировать поведение акварели. Только объезжать, словно дикую лошадь. Причем ежедневно заново.

Акварель – (от франц. aquarelle – водяной, от лат. aqua – вода) краска для живописи. В ее состав входят мелко растертый пигмент, и легко растворимые в воде клеи растительного происхождения – гуммиарабик и декстрин. Мед, сахар и глицерин удерживают влагу.

Акварель – легка, прозрачна, вместе с тем сложна. Не терпит исправлении. Краска эта известна с древнейших времен. Их применяли в древнем Египте, древнем Китае и в странах античного мира.Акварель нуждается в особой, пористой бумаге. Она была изобретена в Китае. Краска легко впитывается в нее. Но сложность в прозрачности - нельзя перекрыть один цвет другим - смешаются. Испоравить ошибку невозможно, разве что обыграть нечаянно появившееся пятно. Различают акварель "по-мокрому" и акварель "сухой кистью". Я люблю первый прием. Он носит еще название "а ля прима". Она легче, прозрачнее.

В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Одним из художников Ренессанса, добившихся больших успехов в акварельной живописи был Альбрехт Дюрер . Примером тому может послужить его работа «Заяц».

Альбрехт Дюрер (1471-1528) Заяц

Альбрехт Дюрер (1471-1528) Примула обыкновенная, 1503. Вашингтон, Национальная Галерея Искусств

В XVIII-XIX века благодаря Томасу Гёртину и Джозефу Тёрнеру акварель стала одним из важнейших видов английской живописи.


Томас Гёртин (Thomas Girtin), английский художник (1775-1802) Руины замка Савой

Томас Гертин – молодой художник, умер в возрасте 27 лет, но его по праву называют выдающимся художником. Он очень быстро выработал свой стиль: отметая некоторые старые каноны, убирая ограниченное в рисунке, стал отказываться от разработки переднего плана, стремился запечатлеть незамкнутое пространство, стремясь к панорамности.


Тёрнер. Внутренний двор церкви Kirkby Lonsdale

Акварелист также постоянно совершенствовал свою технику, изучал природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания.

Новации Гёртина, начавшего пользоваться акварелью для картин большого формата, и Тёрнера, существенно обогатившего арсенал технических приёмов акварелиста, вызвали к жизни дальнейший подъём английской акварели в творчестве и художников-пейзажистов.

Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в столице империи - Санкт-Петербурге.

Первое имя в летописи русской акварели - Петр Фёдорович Соколов.

Он исполнял портреты своих современников.

Акварельная живопись Петербурга и России достигла исключительного расцвета в последние десятилетия XIX и первые два десятилетия ХХ века. Во времена, когда ещё не было фотографий, быстрота исполнения, минимальное количество утомительных сеансов позирования, воздушность колорита – во всем этом нуждалось русское общество. И поэтому, именно акварель пользовалась успехом в высших и средних его слоях.


Эдуард Петрович Гау . Гатчинский дворец НИЖНИЙ ТРОННЫЙ ЗАЛ. 1877

Свою оригинальную дань искусству акварели принесли такие живописцы, как Илья Репин , Михаил Врубель , Валентин Серов , Иван Билибин .

Врубель

В.Серов Портрет И.Репина

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). На берегу реки. Карандаш, акварель

Важным этапом в развитии русской акварели стала организация в 1887 году «Общества русских акварелистов», возникшего из кружка акварелистов. Регулярные акварельные выставки, создание «Общества русских акварелистов» (1887) способствовали широкому распространению техники, повышению ее статуса. Программа Общества не имела идеологической направленности, в его составе мирно уживались представители разных направлений, объединенные увлеченностью искусством акварели. Его первым председателем был избран А. Н. Бенуа. Общество вело активную выставочную деятельность, проведя за 1896-1918 гг. тридцать восемь выставок. Его членами были А. К. Беггров, Альберт Бенуа, П. Д. Бучкин, Н. Н. Каразин, М. П. Клодт, Л. Ф. Логарио, А. И. Мещерский, Е. Д. Поленова, А. П. Соколов, П. П. Соколов и другие.


АЛЕКСАНДР БЕГГРОВ Галера. Тверь. 1867.

Задачу сохранения и передачи традиций акварельной школы начала XIX века и подготовки почвы для нового взлета акварели «Общество русских акварелистов», несомненно, выполнило. Акварель снова начали воспринимать как самостоятельную, обладающую собственным языком область изобразительного искусства. Многие представители Общества стали учителями для следующего поколения художников.

Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа (1870-1960), Льва Бакста (1866-1924), Ивана Билибина (1876-1942), Константина Сомова (1869-1939), Анну Остроумову-Лебедеву (1871-1955). Акварелью владел поэт Максимилиан Волошин (1877-1932), рисунки которого пересекались с его поэтическими произведениями.

Лев Самойлович Бакст. Танцовщица из балета Жар-птица. 1910. Акварель.

Иван Билибин


К.Сомов. Купальщицы. 1904. Бумага, акварель.


Александровский дворец в Детском Селе (акварель) П А Остроймова-Лебедева


Волошин

Среди крупнейших мастеров-акварелистов XX века Н. А. Тырса, С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, С. Е. Захаров, М. А. Зубреева, А. С. Ведерников, Г. С. Верейский, П. Д. Бучкин, В. М. Конашевич, Н. Ф. Лапшин, В. В. Лебедев, Г. К. Малыш, А. Н. Самохвалов, С. И. Пустовойтов, В. А. Ветрогонский, В. С. Климашин, В. К. Тетерин, А. И. Фонвизин и другие.

Тырса Н.А. Портрет Анны Ахматовой. 1928 Бумага, черная акварель

А.А.Дейнека

Акварель считается одной из самых капризных и темпераментных красок, несмотря на свою простоту и прозрачность. Осваивать рисование дети начинают именно с акварели, но многие ли знают, насколько же велика на самом деле сила этой безобидной краски?

Краткая история: начало развития

Лучшие акварелисты мира смогли творить свои шедевры благодаря Китаю, где после изобретения бумаги, случившемуся во II веке н. э., акварельная техника получила возможность развиваться.

В Европе первые зачатки появились в странах Италии и Испании, когда бумажные изделия возникли и там (XII-XIII века).

Акварельное искусство вошло в использование позднее других разновидностей живописи. Одной из самых знаменитых первых работ, считающейся образцовой, стала картина «Заяц» лучшего акварелиста мира эпохи Ренессанса — Альбрехта Дюрера в 1502 году.

Затем техникой акварели стали заниматься художники Джованни Кастильоне, а также Антонис ван Дейк, однако образцы работ в подобной технике продолжали оставаться на единичном уровне - факт, который подтверждал Монтабер в своем трактате о живописи. Упоминая об акварели, он не вдавался в подробности, так как считал, что данная техника не заслуживает профессионального серьезного внимания.

Однако акварельная техника получила свою надобность в научных и военных исследованиях, когда археологам и геологам было необходимо запечатлеть изучаемые объекты (животных, растений, природу в целом), а также создать топографические и архитектурные схемы.

Подьем

В XVIII столетии, ближе к середине, акварельная техника стала развлечением в кругах рисовальщиков-любителей. На данное событие повлияли опубликованные заметки Гилпина Уильяма Соури, в которых он описывал провинции Англии.

Также к этому моменту распространилась мода на портретную миниатюру, которую стали осмеливаться изучать дилетанты-художники, используя акварельную технику.

Лучшие акварелисты мира 18 и 19 веков

Настоящий расцвет акварели, превративший ее в главный и значимый образец живописи Англии, произошел в тот момент, когда двое художников, Томас Гертин и Джозеф Тернер, приложили к данному делу свои талантливые руки.

В 1804 году благодаря Тернеру создается организация под названием "Общество акварелистов".

Ранние работы пейзажных иллюстраций Гертина были традиционными по отношению к английской школе, однако постепенно он смог разработать куда более широкое и масштабное романтическое направление пейзажа. Томас стал использовать акварель для более крупного формата.

Второй лучший акварелист мира Джозеф Тернер стал самым молодым художником, получившим статус Он смог создать собственный и потому новый вид пейзажа, при помощи которого имел возможность раскрыть свои воспоминания и чувства. Таким образом, у Тернера получилось обогатить армаду акварельных техник.

Своему громкому имени Джозеф также обязан писателю Джону Рескину, который с помощью своих сочинений смог объявить Тернера самым значимым художником своей эпохи.

Заслуга

Деятельность двух вышеописанных гениев повлияла на видение искусства таких деятелей, как

  • пейзажисты Дэвид Кокс и Ричард Банингтон;
  • лучший в мире акварелист-архитектор Семуэл Праут;
  • профессионалы натюрмортов Семуэл Партер, Уильям Хант, Майлз Фостер, Джон Льюис и девушка Люси Мэдокс, а также многие другие.

Акварель в Соединенных Штатах

Расцвет акварели в Америке приходится на середину XIX века, когда сторонниками данного вида живописи выступают лучшие акварелисты мира, такие как Томас Роман, Уинслоу Хомер, Томас Икинс и Уильям Ричардс.

  1. Роль Томаса Романа заключалась в его помощи при создании Йеллоустоунского национального парка. По предложению Кука Томас согласился участвовать в геологической исследовательской работе, отправившись в регион Йеллоустоуна. Его чертежи пробудили большой интерес общественности, что повлекло за собой вхождение региона в список национальных достояний парков.
  2. Уинслоу Хомер являлся одним из родоначальников американской живописи реализма. Сумел создать собственную художественную школу. По мнению большинства экспертов, он был одним из лучших пейзажных акварелистов мира, оказавшим свое влияние на дальнейшее (XX век) развитие живописи Америки.
  3. Томас Икинс также имел причастность к появлению реализма в живописи наряду с мастером Хомером, указанным выше. Художник увлекался механизмом работы человеческого тела, потому тема обнаженных и полуобнаженных фигур в творчестве Икинса занимала ведущее место. На его работах достаточно часто были изображены спортсмены, а еще более точнее — гребцы и борцы.
  4. Мастерство Уильяма Ричардса выражалось в довольно точном сходстве работ с изображением фотографий. Приобрел известность в статусе акварельного горного пейзажиста, а впоследствии и мастера водных картин.

Лучшие акварелисты мира во Франции

Распространение акварельного искусства во Франции связано с такими именами, как Эжен Делакруа, Поль Деларош, Анри Арпинье и профессионала художественной сатиры Оноре Домье.

1. Эжен Делакруа — глава направления романтизма в живописи Европы. Был избран в парижский городской совет и награжден почетным орденом. Первой работой, заявившей его имя, стала картина «Резня на Хиосе», изображающая ужасы греческой войны за независимость. Натурализм доходил до такого мастерства, что критики обвиняли его технику даже в чрезмерно натуральной.

2. Поль Деларош — живописец, являющийся представителем и членом направления академизма. В 36 лет его избрали на пост профессора, преподающего в училище изящных искусств города Парижа. Масштабным произведением всей его жизни является работа «Полукружие», которая вместила в себя 75 гениальных художников прошедшего времени.

3. Анри Арпинье считается одним из лучших акварелистов мира пейзажа во Франции того времени. Помимо изображения природы, он работал в портретном стиле. В его творчестве часто можно увидеть рисовки детей.

4. Оноре Домье являлся не только художником, но и графиком, скульптором, а также специалистом карикатуры. Однажды за работу «Гаргантюа» деятеля направили отбывать тюремный срок. Известность получил благодаря карикатурам на политические, общественные и личные темы, изображая успешных людей Франции своего времени.

Мастера акварели в России

Родоначальником и первооткрывателем русской акварели принято считать Петра Федоровича Соколова — одного из лучших художников-акварелистов в мире. Он являлся прародителем отечественного акварельного портрета, а также входил в число академиков Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Талантом славились и кровные братья семьи Брюлловых. Карл являлся акварелистом, представляющим направления классицизма с романтизмом, а его старший брат Александр был не только художником, но и архитектором, которому принадлежит множество петербургских проектов.

В 1887 году образовалась организация «Мир Искусства», состоявшая из Ивана Билибина, и художницы Анны Остроумовой-Лебедевой.

В этом же году начинает работать и объединение «Общество русских акварелистов», первым председателем которого являлся упомянутый выше Александр Бенуа.

В XX столетии диапазон отечественных мастеров разрастается. Одними из самых лучших акварелистов мира из России считаются:

  • Герасимов Сергей;
  • Захаров Сергей;
  • Тырса Николай;
  • Ведерников Александр;
  • Верейский Георгий;
  • Тетерин Виктор;
  • Зубреева Мария и еще множество других талантливых деятелей.

Настоящее время

В нынешнее время техника акварели не потеряла свою значимость и ее возможности продолжают раскрывать все новые и новые лица. Над капризной и сложной краской работает множество деятелей, ниже будет представлен список только некоторых из лучших акварелистов современности.

1. Томас Шаллер — художник и архитектор из Америки. По поводу акварели признавался, что влюблен в нее за способной выражать уникальный голос художника. В тематических предпочтениях лучшего акварелиста мира архитектура (городской пейзаж) и, конечно же, изображения природы.

2. Тьерри Дюваль — итальянский акварелист, который имеет собственную технику нанесения краски, позволяющую неимоверно реалистично изображать детали и картину в целом.

3. Станислав Золадз — польский художник, специализирующийся на гиперреализме. Творчество интересно тем, что автор исключает присутствие человека и о его существовании напоминают только детали (лодки, дома на горизонте или заброшенные сооружения).

4. Аруш Воцмуш — отечественный акварелист из Севастополя. Свою деятельность называет «чистым наркотиком творчества».

5. Анна Армона — художница из Украины. Ее работы являются очень смелыми, так как она любительница красок, использует их очень экспрессивно.

6. Павел Дмох — еще один акварелист из Польши. Изображает реальный городской пейзаж, объединяя тени и свет с интерьером, экстерьером и архитектурой.

7. Джозеф Збуквич — известнейший австралийский художник. Излюбленную краску он сравнивает с дикой лошадью, которую обуздать до конца никогда не получится. Ближе к сердцу ему лежат темы морского, а также противоположного - городского пейзажа.

Ниже представлено фото лучшего акварелиста мира с его работой.

Представьте себе: одно свое невероятное произведение он смог создать с помощью всего лишь одной краски — быстрорастворимого кофе.

8. Мэри Уайт — американская художница, являющейся одной из самых лучших портретных акварелистов мира. На ее картинах отображаются самые разные личности: пожилые, дети, афроамериканцы, женщины, рабочие и другие.




Top