Современная литература лейдермана том 1.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Н.Л.ЛЕЙДЕРМ"АТТи М. Н.ЛИПОВЕЦКИЙ

СОВРЕМЕННАЯ

ЛИТЕРАТУРА

1950-1990-е годы

В двух томах

Том 1 1953 - 1968

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 - Русский язык и литература

УДК 82.09(075.8) ББК 83я 73

Р е ц е н з е н т ы:

доктор филологических наук, профессор РГГУ Г.А. Белая] кафедра русской литературы XX в. Пермского государственно педагогического университета (зав. кафедрой -

доктор филологических наук, профессор Т. Н. Фоминых)

Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н.

Л 42 Современная русская литература: 1950 - 1990-е го; пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. - Т. 1968. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

ISBN 5-7695-1453-1 (Т. 1) ISBN 5-7695-0957-0

В данном учебном пособии представлены все три ветЕ литературы: легальная советская словесность, литература эм отечественный андеграунд. Закономерности художественной выявляются через анализ динамики основных литературных ний: традиционного и социалистического реализма, модерниз модернизма, а также нового направления, которое авторы постреализмом.

Книга состоит из трех частей: первая посвящена - лите] тепели» (середина 1950-х-конец 1960-х гг.); часть вторая зываемым семидесятым годам (конец 1960-х-середина 198 третья - постсоветскому периоду (середина 1980-х-конец В каждую часть наряду с обзорными включены монографи1 вы, посвященные творчеству наиболее выдающихся писате; же главы, содержащие подробные разборы самых значите «знаковых» для данного периода произведений.

Учебное пособие может быть полезно аспирантам, учит нитарных гимназий, лицеев и школ.

8 >тодологические основы и теоретические принципы курса... 9

*рообразы Космоса и Хаоса в русской литературе XX в

)едшествия и предпосылки современного этапа

Часть первая

Литература

«оттепели»

редина века - «предварительные итоги»

ослевоенное десятилетие - культурный контекст

Ьд маской соцреализма: «Русский лес» Леонида Леонова

ристаллизация новой художественной стратегии:

Доктор Живаго» Бориса Пастернака (1946 -1955)

&гляд с другого берега: «Лолита» Владимира

абокова (1953)

оцреализм с человеческим лицом

ультурная атмосфера «оттепели»

Правда жизни»: от документализма к натурализму

/.Смирнов, В.Овечкин, А.Яшин, В.Тендряков)

бновление соцреалистической концепции личности:

ассказ Михаила Шолохова «Судьба человека»

Лирический «взрыв*-и-поэзия «шестидесятников»

З.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский)

[есенки Булата Окуджавы

[ирическая тенденция в драматургии

прозе 1960-х годов

>.1. Лирическая мелодрама (А.Арбузов,

A.Володин)

>.2. Лирический дневник (В.Солоухин,

О.Берггольц,

>.3. Глазами «сочувствующего» (П.Нилин,

Ч.Айтматов)

>.4. «Исповедальная проза» (А.Гладилин, А.Кузнецов,

B.Аксенов и др.)

1.5. Фронтовая лирическая повесть (Г.Бакланов,

Ю.Бондарев, К.Воробьев и др.)

рансформация соцреалистических жанров

Г. 1 Владимир. Дудинцев «Не хлебом единым» (1956)

Г. 2 Трилогия. Константина Симонова «Живые и мертвые»

f.3. Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» (1961)...

шександр Твардовский

Глава III. За пределы соцреализма

Александр Солженицын

2. Варлам Шаламов

Традиции классического реализма

Юрий Казаков

«Фантастический реализм» Абрама Терца

и Николая Аржака

5. Неоавангард

5.1. Неофутуризм (В.Казаков, В.Соснора, Г.Айги)

5.2. От обэриутства к концептуализму (О.Григорьев,

поэты-«лианозовцы»)

ОТ А В Т О Р О В

Настоящая книга обязана своим возникновением тому обстоятельству, что оба ее автора в течение многих лет (около сорока для одного и около пятнадцати для другого) совмещали две, не слишком совместимые, как полагают некоторые, профессии: литературного критика и университетского преподавателя. Каждый из нас по-своему в течение этих лет пытался делать именно то, что определяет специфику настоящей книги: читать академические курсы с критической эмоциональностью и судить о литературных новинках, не пренебрегая «филфаковской» премудростью. Многие наши коллеги (и в той, и в другой области) полагают, что мы не правы и что нельзя строить историю литературы на «текущем» материале. Соответственно, лекции надо бы читать построже, а критику писать повеселее. И вообще, «в одну телегу впрячь не можно...».

В свою защиту мы можем привести аргумент не столько научный, сколько семейный. Несмотря на различие фамилий, вынесенных на обложку, эта книга - результат «семейного подряда», проще говоря, написана коллективом, состоящим из отца и сына. У каждого из нас, в силу биографических обстоятельств, есть свой субъективно освоенный «ареал»: 1950-1970-е годы у старшего, 1980- 1990-е - у младшего. Для каждого из нас эти периоды отпечатались в памяти как периодысовременной литературы. Однако при сложении наших, повторяем, вполне индивидуальных и субъективных впечатлений мы получили отрезок в полвека длиной! Шокирующее сочетание наших, казалось бы, совсем свежих критических эмоций, возникавших по поводу тех или иных книг, имен, событий, с эпической дистанцией в пятьдесят лет послужило первым толчком к работе над этой книгой. Кроме того, вопреки разнице в возрасте и, что еще более существенно, принадлежности к разным литературным поколениям с разными вкусовыми и прочими ориентирами, и даже несмотря на то, что соавторы в течение последних лет живут в разных полушариях, обна-

ружилось, что все эти обстоятельства не мешают реализации сходной методологии анализа современного литературного процесса и что выводы, к которым мы приходили, самостоятельно работая над текстами разных периодов, обладают общим историкотеоретическим знаменателем, или, иначе говоря, биологически совместимы.

Сочетание субъективного подхода (пусть даже умноженного на два) с задачей описания пятидесятилетнего цикла литературной эволюции, помимо существенных плюсов, обладает и некоторыми минусами. Несмотря на то что мы попытались дать наиболее полное на сегодняшний день представление об основных тенденциях русской литературы второй половины XX века, все же некоторые существенные имена и тексты остались за пределами нашей работы. К сожалению, такова неизбежная плата за стремление соединить теоретический подход с максимально подробным анализом художественного текста - без последнего компонента, как мы не раз убеждались в студенческой аудитории, самые интересные обобщения повисают в воздухе. Вот почему в этой книге все наши выводы о тенденциях литературного развития мы основывали (насколько это было возможно) на тщательном анализе поэтики и ее художественной семантики. Надо признаться, что мы действительно «смаковали» анализ некоторых наиболее интересных текстов, нам бы очень хотелось, чтобы и нашему читателю передалась хотя бы малая толика радости от проникновения в эстетическую суть художественного феномена. Мы старались предложить достаточно широкий спектр методов анализа литературного произведения, так как, по нашему мнению, именно демонстрация конкретного хода анализа есть лучший способ обучения филолога.

В основе настоящей книги лежат курсы лекций по истории русской литературы второй половины XX века, которые читались нами на филологическом факультете Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург) в течение 1980- 1990-х годов, а также в Illinois Wesleyan University (г. Блумингтон, США) в 1996-1999 годах, и в Университете Колорадо в Болдере (США) в 1999 - 2000 годах. Некоторые фрагменты настоящего пособия печатались в виде отдельных глав ранее выходивших книг каждого из соавторов. Так, главы о «Русском лесе» Леонова, «Судьбе человека» Шолохова, а также о Шаламове, Шукшине, В.Быкове, Распутине и Белове, как правило, в существенно отличных вариантах входили в состав таких книг Н. Л.Лейдермана, как «Движение времени и законы жанра» (Свердловск, 1982), «Та горсть земли» (Свердловск, 1988) и «Русская литературная классика XX века» (Екатеринбург, 1996). А разделы о «Лолите» Набокова и прозе русского постмодернизма представляют собой переработку глав из книг М. Н. Липовецкого «Русский постмодер-

низм» (Екатеринбург, 1998) и «Russian Postmodernist Fiction: Dialogue with Chaos» (Armonk, N.Y., 1999).

Кроме того, несколько глав пособия печатались в виде статей в журналах «Знамя», «Новый мир», «Континент» и «Урал».

В заключение мы хотели бы выразить самую глубокую признательность Фонду Сороса (Институт «Открытое общество») за организацию конкурса учебников для российских вузов и за спонсирование нашего проекта. Мы также сердечно благодарны нашим друзьям - преподавателям кафедры современной русской литературы Уральского педуниверситета и сотрудникам отдела русской литературы XX века Института истории и археологии Уральского отделения РАН, которые были первыми читателями и судьями большинства глав будущей книги. Особая признательность нашим коллегам из Российского гуманитарного университета, профессору В. И.Тюпе и доценту Д. П. Баку, внимательно прочитавшим первый вариант книги и высказавшим целый ряд конструктивных идей и замечаний, которые мы учли при подготовке рукописи к печати. Искренняя благодарность рецензентам настоящего издания: доктору филологических наук, профессору Галине Андреевне Белой и коллективу кафедры русской литературы XX века Пермского педуниверситета - за высокопрофессиональный анализ нашей работы.

Лыле Иосифовне Вассерман - с безмерной благодарностью

В В Е Д Е Н И Е

Понятием «русская литература XX века» традиционно обозначают целое столетие в истории художественного сознания, которое ведет отсчет с начала 1890-х годов и завершается в конце 1990-х. Понятием «современная русская литература» мы не просто обозначаем большой хронологический отрезок внутри этого столетия (с середины 1950-х годов), а выделяем важную составляющую часть художественной эпохи, ее завершающий цикл. Этот цикл фактически еще не изучался как историко-литературный феномен. Если о всех предшествующих фазах развития русской литературы XX столетия есть учебные пособия, в которых, по меньшей мере, описан в хронологической последовательности литературный процесс и встречаются, несмотря на господствующую в них методологическую зависимость от догм коммунистической идеологии (подчиненность партийному диктату, вульгарный, классовый социологизм, умаление роли внутренних, имманентных законов. художественного развития), проницательные наблюдения над отдельными художественными тенденциями и убедительные оценки роли ряда крупных художников в истории литературы, то в изучении русской литературы 1950-1990-х годов пока всецело господствует литературно-критический и эссеистский взгляд. Его уже нельзя оправдать знаменитой формулой «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи», ибо речь идет о жизни литературы в течение примерно пятидесяти лет. За эти полстолетия произошло столько эпохальных событий в мире, свершилось столько перемен в судьбах России, что это не могло не сказаться на мировосприятии человека, на идеях времени, на эстетическом сознании и художественном творчестве. В свете социальной истории России хронологический отрезок с середины 1950-х до конца 1990-х годов несомненно представляет собой крупный исторический этап, сущность которого состояла в развитии кризиса тоталитарного общества и лежащей в его основании коммунистической идеологии - от публичного вы-

ражения первых, еще робких и половинчатых, сомнений в ее справедливости до полного краха с распадом многонационального Советского Союза - наследника великой империи, которая создавалась в течение трехсот лет.

Настоящее учебное пособие представляет собой во многом экспериментальную попытку соединить несколько традиционно несовместимых (в силу идеологических традиций, в частности) методологических подходов.

Во-первых, в данном пособии совмещены историческое описание литературного процесса и его теоретический анализ в категориях литературных направлений и течений.

Во-вторых, в едином историко-типологическом контексте рассматриваются произведения, принадлежащие к официальной советской литературе, «самиздату» и андеграунду, а также к литературе эмиграции (Набоков, Аксенов, Галич, Довлатов, Саша Соколов и др.). Кроме того, в реально существовавшем едином культурном пространстве на развитие русской литературы оказывали влияние наиболее крупные явления национальных литератур, а возникшая «на стыке» русской и инонациональных культур так называемая «русскоязычная литература» (от Бабеля до Айтматова) вообще представляет собой уникальный художественный сплав, который придает особый колорит литературному процессу советского времени.

В-третьих, как три главных участника литературного процесса 1950-1990-х годов исследуются в их исторической динамике и взаимодействии такие литературные направления, как социалистический реализм (включая его мутации), традиционный реализм, модернизм (авангард, постмодернизм) и набирающее силы новое направление, которое мы называем постреализмом.

Что же представляют собой в свете истории художественного сознания 1950-1990-е годы - ограниченный социальными вехами хронологический отрезок или целостный и относительно завершенный историко-литературный цикл, имеющий свои собственно эстетические координаты и свои стержневые тенденции?

1. Методологические основы

и теоретические принципы курса

Как изучать современную литературу? Ведь очень многое еще находится «во взвешенном состоянии», многие тенденции только самоопределяются, и нет уверенности в том, что все они обретут устойчивость традиции, ко многим новым именам еще только приглядываются, вокруг многих произведений, созданных в эти годы, еще не утихли критические страсти.

Лейдерман Н Л, Липовецкий М Н Современная русская литература - 1950-1990-е годы (Том 2, 1968-1990)

Н Л Лейдерман М Н Липовецкий

Н. Л. ЛЕЙДЕРМАН и М. Н. ЛИПОВЕЦКИЙ

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1950 - 1990-е годы

В двух томах

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 - Русский язык и литература.

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор РГГУ Г. А. Белая;

кафедра русской литературы XX в. Пермского государственного педагогического университета (зав. кафедрой - доктор филологических наук, профессор Т. Н. Фоминых)

В данном учебном пособии представлены все три ветви русской литературы: легальная советская словесность, литература эмиграции и отечественный андеграунд. Закономерности художественного процесса выявляются через анализ динамики основных литературных направлений: традиционного и социалистического реализма, модернизма и постмодернизма, а также нового направления, которое авторы называют постреализмом.

Книга состоит из трех частей: первая посвящена - литературе "оттепели" (середина 1950-х - конец 1960-х гг.); часть вторая - так называемым семидесятым годам (конец 1960-х - середина 1980-х); часть третья постсоветскому периоду (середина 1980-х - конец 1990-х гг.). В каждую часть наряду с обзорными включены монографические главы, посвященные творчеству наиболее выдающихся писателей, а также главы, содержащие подробные разборы самых значительных или "знаковых" для данного периода произведений.

Учебное пособие может быть полезно аспирантам, учителям гуманитарных гимназий, лицеев и школ.

Часть вторая "Семидесятые годы" (1968 - 1986)

Глава I. Культурная атмосфера

Глава II. Дальнейшие мутации соцреализма 1. Новые версии жанра "народной эпопеи"

(Ф. Абрамов, П. Проскурин, А. Львов и др.) 2. Исторический и идеологический романы (С. Залыгин, В. Дудинцев и др.) 3. Трансформации "положительного героя"

(Д. Гранин, А. Гельман, Б.Можаев, Ч. Айтматов и др.)

Глава III. "Тихая лирика" и "деревенская проза" 1. "Тихая лирика" и сдвиг культурной парадигмы 1. 1. Поэтический мир Николая Рубцова 1. 2. От социального к экзистенциальному: путь Анатолия Жигулина 1. 3. Полюса "тихой лирики" (С. Куняев, Ю. Кузнецов) 2. Феномен "деревенской прозы" 2. 1. "Привычное дело" (1966) и "Плотницкие рассказы" (1969) Василия Белова 2. 2. Повести Валентина Распутина 2. 3. Открытия и тупики "деревенской прозы" 3. Василий Шукшин 4. Виктор Астафьев

Глава IV. Гротеск в поэзии и прозе 1. К характеристике гротеска 2. Романтический гротеск 2. 1. Александр Галич 2. 2. Владимир Высоцкий 3. Социально-психологический гротеск: Василий Аксенов 4. Карнавальный гротеск 4. 1. Юз Алешковский 4. 2. Владимир Войнович 4. 3. Фазиль Искандер

Глава V. Интеллектуальная тенденция 1. Пафос мысли и принцип притчевости 2. Художественно-документальные расследования (А. Адамович "Каратели") 3. Варианты притчеобразных структур 4. Юрий Домбровский 5. Юрий Трифонов 6. Василь Быков 7. Александр Вампилов 8. Фантастика братьев Стругацких

Глава VI. Новая жизнь модернистской традиции 1. Неоакмеизм в поэзии 1. 1. "Старшие" неоакмеисты (Арс. Тарковский, Д. Самойлов, С. Липкин) 1. 2. Неоакмеисты-"шестидесятники" (Б. Ахмадулина, А. Кушнер, О.Чухонцев) 2. "Мовизм" Валентина Катаева 3. Рождение русского постмодернизма (А. Битов, Вен. Ерофеев, Саша Соколов) 3. 1. "Пушкинский дом" (1964 - 1971) А. Битова 3. 2. "Москва - Петушки" (1969) Вен. Ерофеева 3. 3. Романы Саши Соколова

Часть третья В конце века (1986 - 1990-е годы)

Глава I. Культурная атмосфера

Глава II. Постмодернизм в 1980 - 1990-е годы 1. Постмодернистские тенденции в поэзии 1. 1. Московский концептуализм (Д. А. Пригов, Л. Рубинштейн, Т.Кибиров) 1. 2. Поэзия необарокко (И. Жданов, Е. Шварц, А. Еременко, А.Парщиков) 2. Постмодернистская проза 2. 1. Татьяна Толстая 2. 2. Постмодернистский квазиисторизм (В. Пьецух, Вик. Ерофеев, В.Шаров) 2. 3. Евгений Попов 2. 4. Владимир Сорокин 2. 5. Виктор Пелевин 3. Драматургия постмодернизма 3. 1. Венедикт Ерофеев. "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" (1985) 3. 2. Театр Нины Садур

Глава III. Судьбы реалистической традиции 1. Реалистическая традиция: кризис и переосмысление Трансформация реалистической стратегии:

роман Георгия Владимова "Генерал и его армия" 2. Феномен "чернухи": от неонатурализма к неосентиментализму Драматургия Н. Коляды

Глава IV. Постреализм: формирование новой художественной системы 1. Гипотеза о постреализме 2. Постреализм в литературе 1980 - 1990-х годов 3. Сергей Довлатов 4. Людмила Петрушевская 5. Владимир Маканин 6. Поэзия Иосифа Бродского

Предметно-именной указатель

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

"СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ"

КУЛЬТУРНАЯ АТМОСФЕРА

С середины 1960-х годов стали все отчетливее ощутимы симптомы "отката" от демократических завоеваний "оттепели". Газеты продолжали печатать все те же реляции с полей очередных битв за урожай, каждый полет в космос подавался как свидетельство превосходства советского строя над капитализмом, статистические сводки демонстрировали экономический прогресс страны и рост материального благосостояния народа. Однако в юбилейных статьях, посвященных видным деятелям страны, исчезали упоминания о причинах гибели почти каждого из них в 1937 - 1938 годах. Свержение Хрущева подавалось как защита демократических завоеваний. Свидетельством того, что далеко не все благополучно в стране победившего социализма, стала разработка экономической реформы, названной по имени председателя Совмина СССР косыгинской. Реформа эта, представлявшая собой робкую попытку дать хотя бы маленькую толику экономической самостоятельности производителям, освободить их от жесточайшей директивной регламентации сверху, была принята под фанфары и тихо спущена на тормозах. С 1963 года стали закупать зерно за границей. Полки магазинов становились все просторнее, очереди в продуктовые магазины все длиннее. Зато страна все чаще праздновала и ликовала.

Надежды на возможности демократического развития путем усовершенствования существующей государственной системы растаяли. Полная ясность наступила в августе 1968 года, когда танки стран Варшавского договора вошли в Прагу: тоталитарная макросистема не смогла допустить даже идеи все того же социализма, но "с человеческим лицом", провозглашенной Дубчеком и его единомышленниками.

Идея светлого коммунистического будущего, которой власти десятилетиями манили народ, призывая претерпеть очередные трудности, явно теряла привлекательность. И хоть Хрущев завершил XXII съезд КПСС обещанием: "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!" - в это уже никто всерьез не верил. Партийная идеология стала судорожно придумывать новые исторические вешки - появилась концепция многоступенчатого движения от социализма к коммунизму: неразвитой, развитой, высокоразвитой социализм. Из осторожности предупреждали, что конца этой лестнице пока не видать. Но и эта паллиативная идея уже не успокаивала и не обнадеживала - на нее почти не отреагировали. С середины 1960-х годов образовалось устойчивое двоемыслие: с трибун и кафедр произносились коммунистические заклинания, их выслушивали, по команде аплодировали, если требовалось - повторяли, но это все приобрело характер омертвелого ритуала, который надо исполнять - по закоренелой привычке или из страха навлечь гнев власть предержащих*1. А дома, на кухне, в приватном кругу, говорилось совсем другое.

Сложившаяся ситуация требовала выхода. Силы, пришедшие к власти в результате внутрипартийного переворота в 1964 году, видели его в возврате к "дооттепельным" порядкам. Но впервые за сорок лет, прошедших после уничтожения открытой оппозиции режиму, в стране стало подниматься движение в защиту тех мало-мальски демократических свобод, которые были завоеваны в годы "оттепели", против "отката" к сталинскому прошлому. Оно получило название "диссидентство" (от лат. dissidens - несогласный, противоречащий, инакомыслящий). В силу ряда причин ядро этого движения составили литераторы.

Подлинным началом диссидентства как общественного движения, вероятно, можно считать реакцию на затеянные властями в 1965 и 1966 годах суды над литераторами - Иосифом Бродским, обвиненным в тунеядстве, и Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, обвиненными в антисоветской пропаганде. Задуманные для устрашения непокорных, они превратились в обвинение режиму. Впервые за многие годы зазвучали голоса в защиту обвиняемых - и они не были малочисленны. Благодаря тому, что стенографические записи вели на судебных заседаниях Фрида Вигдорова, известная детская писательница, Мария Розанова, жена Синявского, и их добрые помощники, стали известны выступления общественных защитников на процессе Бродского (В. Адмони, Е. Эткинда) и последние слова подсудимых, не признавших свою вину. Достойное поведение подсудимых, и рождение института общественных защитников, и неофициальные стенографические отчеты - такого не было ни на одном политическом процессе за минувшие сорок лет.

Так родилась новая публицистика. Ее своеобразие определяется правозащитным пафосом, отсюда ее наиболее характерные и в высшей степени специфические жанры - открытое письмо (чаще всего - коллективное), последнее слово на суде, выступление общественного защитника, стенографический отчет с судебного заседания. Эти тексты, тайно распространяемые по всей стране, стали началом так называемого "самиздата". В дальнейшем возник самиздатовский журнал "Хроник...

Н. Л. ЛЕЙДЕРМАН и М. Н. ЛИПОВЕЦКИЙ

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1950 - 1990-е годы

В двух томах

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 - Русский язык и литература.

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор РГГУ Г. А. Белая;

кафедра русской литературы XX в. Пермского государственного педагогического университета (зав. кафедрой - доктор филологических наук, профессор Т. Н. Фоминых)

В данном учебном пособии представлены все три ветви русской литературы: легальная советская словесность, литература эмиграции и отечественный андеграунд. Закономерности художественного процесса выявляются через анализ динамики основных литературных направлений: традиционного и социалистического реализма, модернизма и постмодернизма, а также нового направления, которое авторы называют постреализмом.

Книга состоит из трех частей: первая посвящена - литературе "оттепели" (середина 1950-х - конец 1960-х гг.); часть вторая - так называемым семидесятым годам (конец 1960-х - середина 1980-х); часть третья постсоветскому периоду (середина 1980-х - конец 1990-х гг.). В каждую часть наряду с обзорными включены монографические главы, посвященные творчеству наиболее выдающихся писателей, а также главы, содержащие подробные разборы самых значительных или "знаковых" для данного периода произведений.

Учебное пособие может быть полезно аспирантам, учителям гуманитарных гимназий, лицеев и школ.

Часть вторая "Семидесятые годы" (1968 - 1986)

Глава I. Культурная атмосфера

Глава II. Дальнейшие мутации соцреализма 1. Новые версии жанра "народной эпопеи"

(Ф. Абрамов, П. Проскурин, А. Львов и др.) 2. Исторический и идеологический романы (С. Залыгин, В. Дудинцев и др.) 3. Трансформации "положительного героя"

(Д. Гранин, А. Гельман, Б.Можаев, Ч. Айтматов и др.)

Глава III. "Тихая лирика" и "деревенская проза" 1. "Тихая лирика" и сдвиг культурной парадигмы 1. 1. Поэтический мир Николая Рубцова 1. 2. От социального к экзистенциальному: путь Анатолия Жигулина 1. 3. Полюса "тихой лирики" (С. Куняев, Ю. Кузнецов) 2. Феномен "деревенской прозы" 2. 1. "Привычное дело" (1966) и "Плотницкие рассказы" (1969) Василия Белова 2. 2. Повести Валентина Распутина 2. 3. Открытия и тупики "деревенской прозы" 3. Василий Шукшин 4. Виктор Астафьев

Глава IV. Гротеск в поэзии и прозе 1. К характеристике гротеска 2. Романтический гротеск 2. 1. Александр Галич 2. 2. Владимир Высоцкий 3. Социально-психологический гротеск: Василий Аксенов 4. Карнавальный гротеск 4. 1. Юз Алешковский 4. 2. Владимир Войнович 4. 3. Фазиль Искандер

Глава V. Интеллектуальная тенденция 1. Пафос мысли и принцип притчевости 2. Художественно-документальные расследования (А. Адамович "Каратели") 3. Варианты притчеобразных структур 4. Юрий Домбровский 5. Юрий Трифонов 6. Василь Быков 7. Александр Вампилов 8. Фантастика братьев Стругацких

Глава VI. Новая жизнь модернистской традиции 1. Неоакмеизм в поэзии 1. 1. "Старшие" неоакмеисты (Арс. Тарковский, Д. Самойлов, С. Липкин) 1. 2. Неоакмеисты-"шестидесятники" (Б. Ахмадулина, А. Кушнер, О.Чухонцев) 2. "Мовизм" Валентина Катаева 3. Рождение русского постмодернизма (А. Битов, Вен. Ерофеев, Саша Соколов) 3. 1. "Пушкинский дом" (1964 - 1971) А. Битова 3. 2. "Москва - Петушки" (1969) Вен. Ерофеева 3. 3. Романы Саши Соколова

Часть третья В конце века (1986 - 1990-е годы)

Глава I. Культурная атмосфера

Глава II. Постмодернизм в 1980 - 1990-е годы 1. Постмодернистские тенденции в поэзии 1. 1. Московский концептуализм (Д. А. Пригов, Л. Рубинштейн, Т.Кибиров) 1. 2. Поэзия необарокко (И. Жданов, Е. Шварц, А. Еременко, А.Парщиков) 2. Постмодернистская проза 2. 1. Татьяна Толстая 2. 2. Постмодернистский квазиисторизм (В. Пьецух, Вик. Ерофеев, В.Шаров) 2. 3. Евгений Попов 2. 4. Владимир Сорокин 2. 5. Виктор Пелевин 3. Драматургия постмодернизма 3. 1. Венедикт Ерофеев. "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" (1985) 3. 2. Театр Нины Садур

Глава III. Судьбы реалистической традиции 1. Реалистическая традиция: кризис и переосмысление Трансформация реалистической стратегии:

роман Георгия Владимова "Генерал и его армия" 2. Феномен "чернухи": от неонатурализма к неосентиментализму Драматургия Н. Коляды

Глава IV. Постреализм: формирование новой художественной системы 1. Гипотеза о постреализме 2. Постреализм в литературе 1980 - 1990-х годов 3. Сергей Довлатов 4. Людмила Петрушевская 5. Владимир Маканин 6. Поэзия Иосифа Бродского

Предметно-именной указатель

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

"СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ"

КУЛЬТУРНАЯ АТМОСФЕРА

С середины 1960-х годов стали все отчетливее ощутимы симптомы "отката" от демократических завоеваний "оттепели". Газеты продолжали печатать все те же реляции с полей очередных битв за урожай, каждый полет в космос подавался как свидетельство превосходства советского строя над капитализмом, статистические сводки демонстрировали экономический прогресс страны и рост материального благосостояния народа. Однако в юбилейных статьях, посвященных видным деятелям страны, исчезали упоминания о причинах гибели почти каждого из них в 1937 - 1938 годах. Свержение Хрущева подавалось как защита демократических завоеваний. Свидетельством того, что далеко не все благополучно в стране победившего социализма, стала разработка экономической реформы, названной по имени председателя Совмина СССР косыгинской. Реформа эта, представлявшая собой робкую попытку дать хотя бы маленькую толику экономической самостоятельности производителям, освободить их от жесточайшей директивной регламентации сверху, была принята под фанфары и тихо спущена на тормозах. С 1963 года стали закупать зерно за границей. Полки магазинов становились все просторнее, очереди в продуктовые магазины все длиннее. Зато страна все чаще праздновала и ликовала.

Надежды на возможности демократического развития путем усовершенствования существующей государственной системы растаяли. Полная ясность наступила в августе 1968 года, когда танки стран Варшавского договора вошли в Прагу: тоталитарная макросистема не смогла допустить даже идеи все того же социализма, но "с человеческим лицом", провозглашенной Дубчеком и его единомышленниками.

Идея светлого коммунистического будущего, которой власти десятилетиями манили народ, призывая претерпеть очередные трудности, явно теряла привлекательность. И хоть Хрущев завершил XXII съезд КПСС обещанием: "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!" - в это уже никто всерьез не верил. Партийная идеология стала судорожно придумывать новые исторические вешки - появилась концепция многоступенчатого движения от социализма к коммунизму: неразвитой, развитой, высокоразвитой социализм. Из осторожности предупреждали, что конца этой лестнице пока не видать. Но и эта паллиативная идея уже не успокаивала и не обнадеживала - на нее почти не отреагировали. С середины 1960-х годов образовалось устойчивое двоемыслие: с трибун и кафедр произносились коммунистические заклинания, их выслушивали, по команде аплодировали, если требовалось - повторяли, но это все приобрело характер омертвелого ритуала, который надо исполнять - по закоренелой привычке или из страха навлечь гнев власть предержащих*1. А дома, на кухне, в приватном кругу, говорилось совсем другое.

Современная русская литература. 1950 - 1990-е годы. Лейдерман Н.Л.

М.: 2003 - Т.1 - 413с., Т.2 - 688с..

В данном учебном пособии представлены все три ветви литературы: легальная советская словесность, литература эмиграции и отечественный андеграунд. Закономерности художественного произведения выявляются через анализ динамики основных литературных течений: традиционного и социалистического реализма, модернизма, а также нового направления, которое авторы назвали постреализмом.

Книга состоит из трех частей: первая посвящена - литературе оттепели» (середина 1950-х-конец 1960-х гг.); часть вторая - та называемым семидесятым годам (конец 1960-х-середина 1980-х); третья - постсоветскому периоду (середина 1980-х-конец 1990-х). В каждую часть наряду с обзорными включены монографии и главы, посвященные творчеству наиболее выдающихся писателей, а также главы, содержащие подробные разборы самых значительных и «знаковых» для данного периода произведений. Учебное пособие может быть полезно аспирантам, учителям гуманитарных гимназий, лицеев и школ.

Том 1.

Формат: pdf

Размер: 6,8 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost

Том 2.

Формат: pdf

Размер: 10,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost

ТОМ 1.
Часть первая
Литература «оттепели» (1953-1968)
редина века - «предварительные итоги» 28
ослевоенное десятилетие - культурный контекст 28
Од маской соцреализма: «Русский лес» Леонида Леонова
950 - 1953) .7.. 34
ристаллизация новой художественной стратегии:
Цоктор Живаго» Бориса Пастернака (1946 -1955) ".. 51
&гляд с другого берега: «Лолита» Владимира
абокова (1953) 75
оцреализм с человеческим лицом 89
ультурная атмосфера «оттепели» 89
Правда жизни»: от документализма к натурализму
З.Смирнов, В.Овечкин, А.Яшин, В.Тендряков) 96
бновление соцреалистической концепции личности:
ассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» 105
Лирический «взрыв»-и-поэзия «шестидесятников»
З.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский) 115
!есенки Булата Окуджавы 131
Лирическая тенденция в драматургии
прозе 1960-х годов 139
i.l. Лирическая мелодрама (А.Арбузов, В.Розов,
А.Володин) ".. 139
i.2. Лирический дневник (В.Солоухин, О.Берггольц,
Ю.Смуул) 142
i.3. Глазами «сочувствующего» (П.Нилин,
Ч.Айтматов) 144
>.4. «Исповедальная проза» (А.Гладилин, А.Кузнецов,
В.Аксенов и др.) 151
>.5. Фронтовая лирическая повесть (Г.Бакланов,
Ю.Бондарев, К.Воробьев и др.) 162
рансформация соцреалистических жанров 181
ГЛ. Владимир Дудинцев «Не хлебом единым» (1956) 183
1.2. Трилогия Константина Симонова «Живые и мертвые»
(1960 - 1970) 189
Г.З. Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» (1961) ... 205
киександр Твардовский 221
Глава III. За пределы соцреализма 260
, 1. Александр Солженицын 260
2. Варлам Шаламов 316
3. Традиции классического реализма 332
Юрий Казаков 339
4. «Фантастический реализм» Абрама Терца
и Николая Аржака 359
5. Неоавангард 375
5.1. Неофутуризм {В.Казаков, В.Соснора, Г.Айги) 379
5.2. От обэриутства к концептуализму (О.Григорьев,
поэты-«лианозовцы») 391
Рекомендуемая литература 404

ТОМ 2.
Часть вторая
«Семидесятые годы» (1968-1986)
Глава I. Культурная атмосфера 6
Глава II. Дальнейшие мутации соцреализма 17
1. Новые версии жанра «народной эпопеи» (Ф.Абрамов,
П.Проскурин, А.Львов и др.) 17
2. Исторический н идеологический романы (С. Залыгин, В.Дудннцев н др.) 23
3. Трансформации «положительного героя» (Д.Гранин, А.Гельман, Б.Можаев, Ч.Айтматов н др.) 30
Глава III. «Тихая лирика» к «деревенская прозе» 47
1. «Тихая лирика* и сдвиг культурной парадигмы 47
1.1. Поэтический мир Николая Рубцова 48
1.2. От социального к экзистенциальному: путь Анатолия Жигулина 58
1.3. Полюса «тихой лирики» (С.Куняев, Ю.Кузнецов) 61
2. Феномен «деревенской прозы» 63
2.1. «Привычное дело* (1966) н «Плотницкие рассказы» (1969) Ввсилия Белова 64
2.2. Повести Валентина Распутина^" 73
2.3. Открытия и тупики «деревенской прозы» 80
i."3. Василий Шукшин 84
4. Виктор Астафьев.\j. 97
Глава IV. Гротеск в поэзии и прозе 135
1. К характеристике гротеска 135
2. Романтический гротеск 139
2.1. Александр Галич 139
2.2. Владимир Высоцкий 143
D. Социально-психологический гротеск: Василий Аксенов 148
4. Карнавальный гротеск 162
4.1. Юз Алешковский 162
4.2. Владимир Воинов и ч 167
4.3. Фазиль Искандер 176
Глава V. Интеллектуальная тенденция 191
1. Пафос мысли и принцип притчевости 191
2. Художественно-док у ментальные расследования
(А. Адамович «Каратели») 195
3. Варианты притчеобразных структур 199
4. Юрий ДомбровскиЙ 204
5. Юрий Трифонов 218
6. Василь Быков 260
7. Александр Вампилов 272
8. Фантастика братьев Стругацких 287
Глава VI. Новая жизнь модернистской традиции 297
1. Неоакмеизм в поэзии 297
1.1. «Старшие» неоакменсты (Аре.Тарковский,
Д.Самойлов, С.Липкин) 299
1.2. Неоакмеисты-«шести десятники» (Б. Ахмадулина,
А.Кушнер, О. Чухонцев) 314
2. «Мовизм» Валентина Катаева 333
3. Рождение русского постмодернизма (А.Битов,
Вен. Ерофеев, Саша Соколов) 375
3.1. «Пушкинский дом» (1964 - 1971) А. Битова 381
"3.2. «Москва-Петушки» (1969) Вен.Ерофеева 391
3.3. Романы Саши Соколова 401
Рекомендуемая литература 412
Часть третья
В конце века (1986 -1990-е годы)
Глава I. Культурная атмосфера 414
Глава II. Постмодернизм в 1980-1990-е годы 422
1. Постмодернистские тенденции в поэзии 426
1.1. Московский концептуализм (Д.А.Пригов,
V" Л.Рубинштейн, Т.КкбкрОв) 427
1.2. Поэзия необарокко (И.Жданов, Е.Шварц,
А.Еременко, А.Парщиков) 451
2. Постмодернистская проза 467
о 2.1. Татьяна Толстая 467
2.2. Постмодернистский квазнисторнэм (В.Пьецух,
Вик.Ерофеев, В.Шаров) 478
2.3. Евгений Попов 487
2.4. Владимир Сорокин 490
"2.5. Виктор Пелевин 501
3. Драматургия постмодернизма 510
v.3.1. Венедикт Ерофеев. «Вальпургиева ночь, или Шаги
Командора» (1985) 511
3.2. Театр Нины Садур 516
Глава III. Судьбы реалистической традиции 521
1. Реалистическая традиция: кризис и переосмысление 521
Трансформация реалистической стратегии:
роман Георгия Владимова «Генерал и его армия» 533
2. Феномен «чернухи»: от нео натурализма
к неосентиментализму 560
^/Драматургия Н.Коляды 568
Глава IV. Постреализм: формирование новой художественной
системы 583
1. Гипотеза о постреализме 583
2. Постреалиэм в литературе 1980- 1990-х годов 588
\; 3. Сергей Довлатов 598
sj 4. Людмила Петрушевская 610
5. Владимир Макаяин 626
6. Поэзия Иосифа Бродского 641
Заключение 668
Рекомендуемая литература 675
Предметно-именной указатель 676

Н. Л. ЛЕЙДЕРМАН и М. Н. ЛИПОВЕЦКИЙ
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1950 - 1990-е годы
В двух томах
Том 2
1968 - 1990
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 - Русский язык и литература.
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор РГГУ Г. А. Белая;
кафедра русской литературы XX в. Пермского государственного педагогического университета (зав. кафедрой - доктор филологических наук, профессор Т. Н. Фоминых)
В данном учебном пособии представлены все три ветви русской литературы: легальная советская словесность, литература эмиграции и отечественный андеграунд. Закономерности художественного процесса выявляются через анализ динамики основных литературных направлений: традиционного и социалистического реализма, модернизма и постмодернизма, а также нового направления, которое авторы называют постреализмом.
Книга состоит из трех частей: первая посвящена - литературе "оттепели" (середина 1950-х - конец 1960-х гг.); часть вторая - так называемым семидесятым годам (конец 1960-х - середина 1980-х); часть третья постсоветскому периоду (середина 1980-х - конец 1990-х гг.). В каждую часть наряду с обзорными включены монографические главы, посвященные творчеству наиболее выдающихся писателей, а также главы, содержащие подробные разборы самых значительных или "знаковых" для данного периода произведений.
Учебное пособие может быть полезно аспирантам, учителям гуманитарных гимназий, лицеев и школ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть вторая "Семидесятые годы" (1968 - 1986)
Глава II. Дальнейшие мутации соцреализма 1. Новые версии жанра "народной эпопеи"
(Ф. Абрамов, П. Проскурин, А. Львов и др.) 2. Исторический и идеологический романы (С. Залыгин, В. Дудинцев и др.) 3. Трансформации "положительного героя"
(Д. Гранин, А. Гельман, Б.Можаев, Ч. Айтматов и др.)
Глава III. "Тихая лирика" и "деревенская проза" 1. "Тихая лирика" и сдвиг культурной парадигмы 1. 1. Поэтический мир Николая Рубцова 1. 2. От социального к экзистенциальному: путь Анатолия Жигулина 1. 3. Полюса "тихой лирики" (С. Куняев, Ю. Кузнецов) 2. Феномен "деревенской прозы" 2. 1. "Привычное дело" (1966) и "Плотницкие рассказы" (1969) Василия Белова 2. 2. Повести Валентина Распутина 2. 3. Открытия и тупики "деревенской прозы" 3. Василий Шукшин 4. Виктор Астафьев
Глава IV. Гротеск в поэзии и прозе 1. К характеристике гротеска 2. Романтический гротеск 2. 1. Александр Галич 2. 2. Владимир Высоцкий 3. Социально-психологический гротеск: Василий Аксенов 4. Карнавальный гротеск 4. 1. Юз Алешковский 4. 2. Владимир Войнович 4. 3. Фазиль Искандер
Глава V. Интеллектуальная тенденция 1. Пафос мысли и принцип притчевости 2. Художественно-документальные расследования (А. Адамович "Каратели") 3. Варианты притчеобразных структур 4. Юрий Домбровский 5. Юрий Трифонов 6. Василь Быков 7. Александр Вампилов 8. Фантастика братьев Стругацких
Глава VI. Новая жизнь модернистской традиции 1. Неоакмеизм в поэзии 1. 1. "Старшие" неоакмеисты (Арс. Тарковский, Д. Самойлов, С. Липкин) 1. 2. Неоакмеисты-"шестидесятники" (Б. Ахмадулина, А. Кушнер, О.Чухонцев) 2. "Мовизм" Валентина Катаева 3. Рождение русского постмодернизма (А. Битов, Вен. Ерофеев, Саша Соколов) 3. 1. "Пушкинский дом" (1964 - 1971) А. Битова 3. 2. "Москва - Петушки" (1969) Вен. Ерофеева 3. 3. Романы Саши Соколова
Рекомендуемая литература
Часть третья В конце века (1986 - 1990-е годы)
Глава I. Культурная атмосфера
Глава II. Постмодернизм в 1980 - 1990-е годы 1. Постмодернистские тенденции в поэзии 1. 1. Московский концептуализм (Д. А. Пригов, Л. Рубинштейн, Т.Кибиров) 1. 2. Поэзия необарокко (И. Жданов, Е. Шварц, А. Еременко, А.Парщиков) 2. Постмодернистская проза 2. 1. Татьяна Толстая 2. 2. Постмодернистский квазиисторизм (В. Пьецух, Вик. Ерофеев, В.Шаров) 2. 3. Евгений Попов 2. 4. Владимир Сорокин 2. 5. Виктор Пелевин 3. Драматургия постмодернизма 3. 1. Венедикт Ерофеев. "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" (1985) 3. 2. Театр Нины Садур
Глава III. Судьбы реалистической традиции 1. Реалистическая традиция: кризис и переосмысление Трансформация реалистической стратегии:
роман Георгия Владимова "Генерал и его армия" 2. Феномен "чернухи": от неонатурализма к неосентиментализму Драматургия Н. Коляды
Глава IV. Постреализм: формирование новой художественной системы 1. Гипотеза о постреализме 2. Постреализм в литературе 1980 - 1990-х годов 3. Сергей Довлатов 4. Людмила Петрушевская 5. Владимир Маканин 6. Поэзия Иосифа Бродского
Заключение
Рекомендуемая литература
Предметно-именной указатель
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
"СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ"
(1968 - 1986)
Глава I
КУЛЬТУРНАЯ АТМОСФЕРА
С середины 1960-х годов стали все отчетливее ощутимы симптомы "отката" от демократических завоеваний "оттепели". Газеты продолжали печатать все те же реляции с полей очередных битв за урожай, каждый полет в космос подавался как свидетельство превосходства советского строя над капитализмом, статистические сводки демонстрировали экономический прогресс страны и рост материального благосостояния народа. Однако в юбилейных статьях, посвященных видным деятелям страны, исчезали упоминания о причинах гибели почти каждого из них в 1937 - 1938 годах. Свержение Хрущева подавалось как защита демократических завоеваний. Свидетельством того, что далеко не все благополучно в стране победившего социализма, стала разработка экономической реформы, названной по имени председателя Совмина СССР косыгинской. Реформа эта, представлявшая собой робкую попытку дать хотя бы маленькую толику экономической самостоятельности производителям, освободить их от жесточайшей директивной регламентации сверху, была принята под фанфары и тихо спущена на тормозах. С 1963 года стали закупать зерно за границей. Полки магазинов становились все просторнее, очереди в продуктовые магазины все длиннее. Зато страна все чаще праздновала и ликовала.
Надежды на возможности демократического развития путем усовершенствования существующей государственной системы растаяли. Полная ясность наступила в августе 1968 года, когда танки стран Варшавского договора вошли в Прагу: тоталитарная макросистема не смогла допустить даже идеи все того же социализма, но "с человеческим лицом", провозглашенной Дубчеком и его единомышленниками.
Идея светлого коммунистического будущего, которой власти десятилетиями манили народ, призывая претерпеть очередные трудности, явно теряла привлекательность. И хоть Хрущев завершил XXII съезд КПСС обещанием: "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!" - в это уже никто всерьез не верил. Партийная идеология стала судорожно придумывать новые исторические вешки - появилась концепция многоступенчатого движения от социализма к коммунизму: неразвитой, развитой, высокоразвитой социализм. Из осторожности предупреждали, что конца этой лестнице пока не видать. Но и эта паллиативная идея уже не успокаивала и не обнадеживала - на нее почти не отреагировали. С середины 1960-х годов образовалось устойчивое двоемыслие: с трибун и кафедр произносились коммунистические заклинания, их выслушивали, по команде аплодировали, если требовалось - повторяли, но это все приобрело характер омертвелого ритуала, который надо исполнять - по закоренелой привычке или из страха навлечь гнев власть предержащих*1. А дома, на кухне, в приватном кругу, говорилось совсем другое.
Сложившаяся ситуация требовала выхода. Силы, пришедшие к власти в результате внутрипартийного переворота в 1964 году, видели его в возврате к "дооттепельным" порядкам. Но впервые за сорок лет, прошедших после уничтожения открытой оппозиции режиму, в стране стало подниматься движение в защиту тех мало-мальски демократических свобод, которые были завоеваны в годы "оттепели", против "отката" к сталинскому прошлому. Оно получило название "диссидентство" (от лат. dissidens - несогласный, противоречащий, инакомыслящий). В силу ряда причин ядро этого движения составили литераторы.
Подлинным началом диссидентства как общественного движения, вероятно, можно считать реакцию на затеянные властями в 1965 и 1966 годах суды над литераторами - Иосифом Бродским, обвиненным в тунеядстве, и Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, обвиненными в антисоветской пропаганде. Задуманные для устрашения непокорных, они превратились в обвинение режиму. Впервые за многие годы зазвучали голоса в защиту обвиняемых - и они не были малочисленны. Благодаря тому, что стенографические записи вели на судебных заседаниях Фрида Вигдорова, известная детская писательница, Мария Розанова, жена Синявского, и их добрые помощники, стали известны выступления общественных защитников на процессе Бродского (В. Адмони, Е. Эткинда) и последние слова подсудимых, не признавших свою вину. Достойное поведение подсудимых, и рождение института общественных защитников, и неофициальные стенографические отчеты - такого не было ни на одном политическом процессе за минувшие сорок лет.
Так родилась новая публицистика. Ее своеобразие определяется правозащитным пафосом, отсюда ее наиболее характерные и в высшей степени специфические жанры - открытое письмо (чаще всего - коллективное), последнее слово на суде, выступление общественного защитника, стенографический отчет с судебного заседания. Эти тексты, тайно распространяемые по всей стране, стали началом так называемого "самиздата". В дальнейшем возник самиздатовский журнал "Хроника текущих событий", в котором печатались материалы о нарушениях прав человека в СССР*2.
Власти преследовали не только идеологов, выступавших с критикой режима, но и тех деятелей искусства, кто прямо отвергал соцреалистические догмы. Массовые репрессии уже были невозможны (с мировым общественным мнением приходилось считаться, особенно в пору "разрядки международной напряженности", или "детанта" 1970-х годов), но кого-то удавалось упечь в лагеря, кого-то - в психушки, кого-то "выдворить" из страны.
Однако диссидентское движение не убывало. Более того, его интеллектуальный накал с годами нарастал - именно в этом кругу наиболее интенсивно шла дискуссия о путях выведения страны из трясины, в которую она все глубже погружалась. Центральное место в этой дискуссии заняли две концепции. Первая - концепция конвергенции, которую отстаивал академик А. Д. Сахаров в трактате "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" (1968). Впоследствии он кратко определил суть идеи конвергенции следующим образом: "Процесс плюралистического изменения капиталистического и социалистического общества. . . Непосредственная цель - создать систему эффективную (что означает рынок и конкуренцию) и социально справедливую, экологически ответственную"*3. Другая концепция была выдвинута А. И. Солженицыным в цикле статей ("На возврате дыхания и сознания", "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни", "Образованщина"). Полемизируя с Сахаровым, Солженицын выдвигает в качестве центрального понятия "живучесть национального духа" и выход из исторического тупика видит в возвращении страны к тем нормам жизни, которые, по его мнению, испокон веку определяли своеобразие русской национальной жизни (авторитарные формы правления, приоритет духовного начала над материальным, религиозность).
Трактат Сахарова и статьи Солженицына заняли центральное место в сборнике "Из-под глыб" (1974), который вышел нелегально в самиздате. С сахаровской идеей конвергенции перекликались опубликованные в "Правде" (1973) рассуждения академика П. Л. Капицы о глобальных проблемах (энергетической, экологической, сырьевой), решение которых возможно только усилиями всего мирового сообщества*4. Пафосом единения всего рода людского проникнуты были статьи астрофизика И. С. Шкловского "О возможной уникальности разумной жизни во Вселенной"*5 и генетика В. П. Эфроимсона "Родословная альтруизма", где доказывалось, что нравственность заложена в самом генетическом коде человека*6.
Приоритет традиционно-национальных ориентиров утверждал Л. Леонов: в "Раздумьях у старого камня" (1968) он писал о необходимости уважения к старине, едва ли не впервые после долгих лет запретов напомнил об этическом содержании идеи Бога. Приметным фактом литературной жизни рубежа 1960 1970-х годов стала полемика вокруг статей молодого критика Виктора Чалмаева*7. Поэтические метафоры, которыми он описывал русский национальный характер ("песенность натуры", "стыдливая русская душа", "национальная одаренность, здоровье как черта величия русской души"), были, скорее, формой воплощения любви к своему народу самого критика, одним из первых отразившего возрастающую тягу общества к национальной самоидентификации (ибо прежние, идеологические критерии самоидентификации себя дискредитировали). Но когда этим метафорам придается значение чуть ли не научных формул, то они приобретают шовинистический характер. Полемика с Чалмаевым велась неубедительно - при помощи шаблонных марксистских жупелов (например, статья А. Г. Дементьева)*8. Склонность "неопочвенничества" к национализму стала отчетливо проступать в писаниях его адептов (М. Лобанов, С. Куняев, В. Кожинов, П. Палиевский и др.).
Однако, если сторонники концепции конвергенции самым жесточайшим образом преследовались, то к носителям "неопочвеннических" идей отношение было более чем снисходительным. "Неопочвенничество" все-таки было в некотором роде фрондой. Для тоталитарной власти идеи национальной замкнутости представлялись куда более терпимым заполнением духовного вакуума, образовавшегося на месте "самого правильного учения", чем идеи, взывавшие к открытому взаимообогащению со всем миром. Своих "фрондеров" власти журили, но в обиду не давали*9.
Зато альманах "МетрОполь" (1979), в котором были собраны произведения, не вписывавшиеся в соцреалистическую парадигму (некая "бульдозерная выставка литературы", по определению Вик. Ерофеева), был обстрелян из всех видов критического оружия, и с каждым из авторов расправились - одним (Вик. Ерофееву, Е. Попову) отказали в приеме в Союз писателей, других "выдавили" из страны (Аксенова, например, лишили гражданства в то время, когда он находился в заграничной командировке с чтением лекций)*10.
2
Кризисные процессы шли и в эстетике. Начавшееся в годы "оттепели" отторжение от догм социалистического реализма усиливалось. Это выражалось прежде всего в нарастающем интересе к модернистским художественным системам. Знаком такого интереса стал коллективный труд Института мировой литературы (ИМЛИ) "Современные проблемы реализма и модернизм" (1965), в котором под прикрытием ритуальных фраз об ущербности "чуждого" нам искусства едва ли не впервые делалась попытка объективного анализа существенных явлений модернизма. Однако предпринятая французским теоретиком-коммунистом Роже Гароди в его книге "Реализм без берегов" (рус. пер. - 1966) попытка ввести Ф. Кафку, М. Пруста, Д. Джойса в "дозволенный" круг путем крайне расширительного толкования понятия "реализм" была отвергнута как ревизионистская.
Однако спустя несколько лет к ней фактически вернулись. Этому предшествовала робкая критика утвердившегося в советском литературоведении жесткого увязывания художественной формы с идеологией. В своем выступлении в ИМЛИ на конференции "Актуальные проблемы социалистического реализма" Е. Б. Тагер, сославшись на "Гернику" Пикассо, сделал вывод "о том, что произведение насквозь "авангардистское" по своему художественному строю может отвечать всем тем требованиям - идейным, общественно-политическим, гуманистическим, - которые мы предъявляем к произведениям социалистического искусства"*11. Рассуждая таким образом, ученый поставил вопрос о реалистическом и модернистском искусстве как о разных "системах художественного видения", которые в равной мере способны говорить правду и ложь: "Наше духовное и общественное бытие многомерно и отнюдь не покоится в застывшем равновесии. И возникновение различных методов художественной трактовки этой сложной действительности, далеко не мирно сосуществующих друг с другом, а сталкивающихся в своеобразном соперничестве, диктуется отнюдь не стремлением избавить читателя от унылого однообразия, а внутренней необходимостью глубже и многогранней осознать жизненный процесс" (551).
Конечно же, игнорировать шедевры, созданные в XX веке вовсе не по соцреалистическим лекалам, было уже невозможно. Но как этот неоспоримый факт можно было соотнести с теоретической догмой о преимуществах метода соцреализма перед всякими другими методами, которые признавались ущербными? Вот тогда и родилась очередная паллиативная теория, провозглашавшая социалистический реализм открытой художественной системой. (Ее автором был академик Д. Ф. Марков*12.)
После довольно бурных схоластических дискуссий утвердилась формулировка: социалистический реализм - открытая система форм правдивого отражения жизни. Это была та самая теория "социалистического реализма без берегов", против изобретения которой предупреждал Е. Б. Тагер в названной выше статье (544). Теперь любое сколько-нибудь талантливое произведение можно было, невзирая на его художественную специфичность, включать в почетный ряд достижений искусства социалистического реализма.
Правда, определенный прок от концепции соцреализма как открытой художественной системы был. Она позволила охватить исследовательским взглядом все поле литературы, создававшейся в стране в советское время. Только открывающееся разнообразие следовало обнимать понятием социалистического реализма. Тогда-то и появился целый ряд работ о типологии социалистического реализма, в которых под рубрикой "течение в направлении соцреализма" зачастую рассматривались иные (романтические, "просветительские", экспрессионистские) художественные системы*13.
Теория соцреализма жила своей келейной жизнью. А искусство шло своими путями. Семидесятые годы подтвердили одну из горьких, но в то же время обнадеживающих истин: сильная литература появляется в тревожные времена, когда общество входит в полосу духовного кризиса - когда ощущается несостоятельность прежних представлений о действительности, когда дискредитировали себя прежние символы веры, когда назревает острая потребность в радикальном изменении существующего порядка вещей. Прорыв из-под глыб тоталитарного сознания, который начался в годы "оттепели", расшатывание жесткой парадигмы соцреализма и поиски иных путей художественного освоения действительности уже не удалось остановить в годы политического застоя и идеологических "заморозков". Более того, в то время, когда опять усилился идеологический гнет, именно в искусстве и прежде всего в литературе находила наиболее полную реализацию творческая, раскрепощающаяся энергия общества.
Конечно, режим всячески пытался держать в узде литературу. Всеми мерами поддерживалось искусство соцреализма: следствием этой поддержки стал даже такой феномен, как "секретарская литература" - творения руководящих чиновников Союзов писателей СССР и РСФСР, издававшиеся миллионными тиражами. Всяческими льготами власти старались перетянуть на свою сторону талантливых писателей - и не все выдерживали испытание соблазнами. Заигрывая с одними, запугивали других, препятствовали печатанию, устраивали гонения при помощи сервильной критики. Но времена ГУЛАГа все-таки были невозвратимы, всем закрыть рот и всех запугать уже не удавалось. Значит хоть с трудом, хоть идя на вынужденные компромиссы, порой сильно покалеченная цензорскими ножницами, литература продолжала развиваться по своим законам.
3
Та фаза в развитии литературы, которая охватывает более полутора десятков лет (с конца 1960-х до середины 1980-х) представляет собой относительно целостный историко-литературный период, который мы условно называем "семидесятые годы". В семидесятые годы литература поднялась на новый качественный уровень - в ней уже стали обретать зрелость те художественные тенденции, которые только пускали робкие ростки в годы "оттепели". В этот период создали свои наиболее совершенные произведения Юрий Трифонов и Чингиз Айтматов, Василь Быков и Виктор Астафьев. В это время выросли и утвердились дарования Василия Шукшина, Александра Вампилова, Василия Белова, Валентина Распутина.
Сильные и яркие художественные тенденции оформились в национальных литературах: в Литве - расцвет романа "внутреннего монолога" (М. Слуцкис, А. Беляускас, Й. Микелинскас), в Эстонии - рождение "иронической прозы" (Энн Ветемаа, Арво Валтон, Лили Промет), в Грузии - философский эпос (О. Чиладзе, Н. Думбадзе, Ч. Амирэджиби).
При всем значительном многообразии литературных явлений - при почти демонстративном разномыслии художников и активнейшем поиске новых художественных путей была некая общая, базовая основа, которая питала это разномыслие и эти поиски. Углубляющийся с каждым годом тотальный духовный кризис определил одно общее качество художественного сознания семидесятых драматизм: драматизм как сознание того, что так дальше жить нельзя, драматизм как ситуация выбора, драматизм как мучительное состояние принятия решений.
Не случайно на 1970-е годы приходится явный подъем драматургии. Показателен такой факт. Ленинская тема, входившая в обязательный "ассортимент" советской литературы, стала теперь значительно реже привлекать писателей (и это несмотря на столетний юбилей вождя, который с огромным размахом отмечался в 1970 году). Однако то, что все-таки было создано, приобрело, в отличие от периода "оттепели", не лирический, а драматургический вид. В цикле публицистических пьес М. Шатрова "Революционный этюд (Синие кони на красной траве)" (1979), "Так победим!" (1983), "Дальше. . . Дальше. . . Дальше. . . " (1987) из документов "скомпонован" новый, драматизированный образ Ленина. Разницу между образами Ленина в драмах Шатрова, написанных в годы "оттепели" и в годы "зрелого застоя", отчетливо ощутил Олег Ефремов, в разное время поставивший почти все эти пьесы: "В "Именем революции" было общеромантическое и общеисторическое представление о наших истоках, Ленин был как бы литературным персонажем, включенным в чисто условную литературную ситуацию, где он с высоты, так сказать, абсолютного всезнания немедленно решал любые вопросы"*14. В новых пьесах Шатрова предстал Ленин, растревоженный верхоглядством и комчванством, которые искажают его собственные идеи, сталкивающийся с советским бюрократизмом; Ленин, ощущающий необходимость крутого поворота страны с дороги военного коммунизма; Ленин, пытающийся приостановить утверждение тоталитарного правления.
Конечно, это был очередной мифологизированный и до обожествления идеализированный Ленин. В нем персонифицировалось то представление об идеале, каким он стал видеться людям семидесятых. Но на этот раз драматург использовал магию ленинского имени для выражения мыслей, оппозиционных тому образу мыслей и действий, которые стали официальной нормой: выбранными цитатами из самого Ленина он обличал тех, кто называл себя "верными ленинцами". Не случайно эти пьесы Шатрова с огромным трудом пробивались на сцену.
В 1970-е годы публицистическая мысль, которая стремилась найти легальные пути к своему читателю, облачилась в театральные одежды. Родилось целое явление - так называемая "производственная драма". Это были пьесы-диспуты. Нередко само сюжетное действие строилось как сцена дискуссии - например, заседания парткома (А. Гельман "Протокол одного заседания"). Часто динамика сюжетного действия и его разрешение являлись иллюстрацией к полемике, которую ведут между собой герои (И. Дворецкий "Человек со стороны"). Случалось, что одна "производственная пьеса" воспринималась как ответ на другую - например, в пьесе Г. Бокарева "Сталевары" видели полемику с "Человеком со стороны". Спор шел, казалось бы, о сугубо производственных проблемах (как добиться плановой себестоимости, как заставить людей работать на совесть и т. п.), но всегда у этих проблем обнаруживалась нравственная составляющая - либо как причина, либо как следствие.
Авторы "производственных пьес", независимо друг от друга, вскрыли новое драматическое противоречие - они обнаружили, что сложившиеся в социалистическом производстве (хозяйстве в целом) правила, критерии, нормы, традиции вступили в острейшее противоречие с нравственными законами, с правдой, с достоинством человека.
Остросоциальная "производственная драма" с обличением социального абсурда и поиском рецептов исправления жизни вернула зрителей в театральные залы. Потом в ней стал глуше первоначальный публицистический пафос, зато усилился анализ психологических аспектов отношений человека с социальным абсурдом. Пример тому - эволюция А. Гельмана от пьесы-диспута "Протокол одного заседания" к остросюжетной социально-психологической драме "Мы нижеподписавшиеся" и к чистому психологическому эксперименту ("Скамейка"). А рядом набирала силу собственно "интеллектуальная" драма (Г. Горин, Э. Радзинский, Ю. Эдлис). В таком пестром переплетении разнородных влияний и формировался дар Вампилова.
В этой ситуации обнаружилось, что соцреалистическая парадигма слабо конкурентоспособна. Она еще держится, но явно теряет былую силу. И вырождается - то в претендующую на монументальную величественность "народную эпопею" (А. Иванов "Вечный зов", П. Проскурин "Судьба", Г. Марков "Строговы", Г. Коновалов "Истоки"), то сползает в масскульт, превращая историю народа и трагические события эпохального значения в беллетристическую интригу или детективные сюжеты (исторические романы В. Пикуля, политические детективы Ю. Семенова).
Зато оказались востребованными художественные системы, более тяготеющие к модернистской парадигме. Видимо, нарас-" тающее осознание социального (и метафизического) хаоса находило в них более адекватные формы выражения. Как раз на семидесятые годы приходится рождение русского постмодернизма. Активизируются процессы взаимопроникновения разных художественных парадигм. В высшей степени показательны для этого времени "мовистские" эксперименты Валентина Катаева, соединяющего опыт реалистического проникновения в "диалектику души" с модернистским ощущением онтологического хаоса и постмодернистским скепсисом.
Об этих процессах пойдет речь во второй части.
Глава II
ДАЛЬНЕЙШИЕ МУТАЦИИ СОЦРЕАЛИЗМА
1. Новые версии жанра "народной эпопеи"
(Ф. АБРАМОВ, П. ПРОСКУРИН, А. ЛЬВОВ и др.)
В 1970-е годы продолжались начатые в период "оттепели" процессы расшатывания соцреализма как историко-литературной системы (литературного направления). Одна из показательных для этого времени тенденций - сдвиги в одном из авторитетнейших жанров соцреализма, который условно называют "народной (героической) эпопеей". Этот жанр формировался в течение 1920-х годов, его черты складывались в таких "поэмах в прозе", как "Железный поток", "Бронепоезд 14-69", наиболее явственно он обозначился в монументальном полотне Артема Веселого "Россия, кровью умытая" (1932). В литературе социалистического реализма именно этот жанр "заместил" собою роман-эпопею. В нем на высоком героическом уровне происходит полное слияние личности с народом в акте эпохального события, из недавней современности творится героическое предание. Подобного рода произведения появлялись сразу же после войны - на волне победного подъема. Это и первая редакция "Молодой гвардии" А. Фадеева и сценарий А. Довженко "Повесть пламенных лет", названный автором кинопоэмой, и "Знаменосцы" О. Гончара. Впоследствии этот жанр был дискредитирован помпезными опусами, вроде "Падения Берлина" и "Сталинградской битвы". Да и в период "оттепели" возвышенно-романтический пафос был не в чести, куда более важным представлялось аналитическое постижение "прозы жизни".
Внутреннее напряжение в жанре героической эпопеи создается далеко не идиллическим отношением между романностью и эпопейностью*15. Их борение глубоко содержательно - в нем отражается движение представлений о народном нравственном кодексе (а ему в эпопее принадлежит авторитет идеальной эстетической нормы) и о том, какое место в нем должны занимать человеческая самобытность, индивидуальные потребности личности.
В первых советских героико-романических эпопеях ("Железный поток" А. Серафимовича, "Россия, кровью умытая" А. Веселого и др.) борение между эпопейным и романическим началами завершалось безоговорочной победой первого: в том, что личностное входило в "роевое", без остатка растворяясь в нем, виделась закономерность исторического прогресса, так эстетически благословлялось воссоединение человека со своим народом.
В героико-романических эпопеях 1960 - 1970-х годов отношение между эпопейностью и романностью носит значительно более сложный характер. В этом смысле показательна тетралогия Федора Абрамова (1920 - 1983) "Братья и сестры".
Первые три книги: "Братья и сестры" (1958), "Две зимы и три лета" (1968), "Пути-перепутья" (1973) - это хроники села Пекашино. Хроника села оказалась у Абрамова очень емкой жанровой формой: она органически вбирает в себя семейные хроники (семей Пряслиных, Ставровых, Клевакиных, Лобановых, Нетесовых) и естественно выходит на просторы исторической хроники, охватывающей самое трудное время в жизни всей страны - Отечественную войну и первое послевоенное пятилетие. В свою очередь, историческая хроника здесь неотрывна от быта и труда деревни, она преломлена в жизни каждой семьи, в ее горе и радостях, в ее муках и надеждах. Для каждого из героев хроник Абрамова трагические годы отечественной истории вошли в будничную повседневность. Черные извещения о гибели кормильцев, споры в правлении о распашке колхозных угодий, недетский труд подростков в лесу, любовь, ее защита и утрата, сопротивление недальновидным принципам хозяйствования на деревне - все это, по-хроникальному дробное и быстротекущее, приобретало личный характер, ибо осваивалось психологически через душевные метания героев и как бы "прозаизировалось" в их сознании.
Лишь эпический взгляд повествователя, охватывая все многообразные коллизии хроник, заставлял читателя почувствовать некий общий, высший конфликт, организующий движение жизни села Пекашино: это конфликт между тем, что отдельный пекашинец считал своим личным правом, и тем, чего требовал от него мир села. А ведь это собственно эпопейный конфликт. И подлинно эпическими героями, носителями народного эстетического идеала в хрониках Ф. Абрамова выступают только те, кто, перемогая все препоны, внутренние и внешние, все соблазны, все "отдельное", приходил к деревенскому миру, возвращался к нему, как старый Ставров, или отказывался ради него от своего теплого счастья, как Анфиса Петровна, или, не ища доли полегче, честно, как Михаил и Лизка Пряслины, с детства взваливал на себя тяжкий груз крестьянских забот.




Top