Танцевально-двигательная терапия. Танцевально - двигательная терапия

НАТА КАРЛИН

Танец с древних времен люди использовали в качестве инструмента для и отношений. Люди танцевали во время всех значимых событий, в их предвкушении и во славу случившемуся. Это происходило за дверьми роженицы и возле смертного одра. С развитием цивилизации, танцы стали для человека предметом искусства. Им отвели строгое место, ограничили рамками приличий поводы для танцев. Но в природе человека заложена любовь к танцу, и тогда была придумана танцетерапия.

Азы этой науки заложили прославленные психологи. Среди которых такие, как Фрейд, Адлер, Юнг. Эту науку пропагандировали А. Дункан, М. Вигман, Рудольф фон Лабан.

Первым танцетерапевтом в мире принято считать американскую танцовщицу Мэрион Чейс. Она работала в 30-х годах прошлого столетия. Работа ее строилась на строгом обучении правилам разных танцев. Однако женщина заметила, что люди танцуют раскованнее, и отдаются придуманным движениям с большим энтузиазмом. Их тело раскрепощается, а на лицах играет улыбка. Она стала строить свои уроки на совмещении спонтанного танца и традиционных движений.

Чтобы помочь эмоциям выбраться наружу, человек должен танцевать.

В 66 году прошлого столетия была основана первая танцевальная ассоциация Америки. В 90-х годах, популярное к тому времени движение на Западе, попало к нам.

Танцевально-двигательная терапия: теория и практика

Танцевальная терапия положительно влияет на людей, которые не умеют выражать эмоции, и страдают от этого. Занятия с танцетерапевтами строятся как на индивидуальной основе, так и в группах. Для преподавателя курсов обязательно наличие психологического и танцевального образования. Принцип работы в группе прост – присутствующие получают задание, выполняют его и делятся впечатлениями друг с другом.

Польза от танцетерапии тройная:

Нормализуется состояние здоровье, кровоснабжение и физическая форма;
Человек, чувствуя себя в новой ипостаси, обретает большую ;
Учится , используя язык тела.

Занятия помогают:

Групповая танцетерапия

Разница преподавания в групповой танцетерапии состоит в том, что люди, которые приходят в группу, становятся единым целым всего процесса. Они выглядят, как танец в хороводе или импровизация в группе. Особое отношение уделяется синхронности жестов и движений, единству переживаний учеников. Группы разбиваются на пары, где один из партнеров исполняет выбранную роль, а второй старается с помощью телодвижений заставить его отказаться от своей позиции. Многие ученики жалуются на то, что в группах появляются новые лица и исчезают привычные. Но это помогает оставшимся учиться быстро адаптироваться к переменам, и находить взаимопонимание с новыми людьми.

Танцетерапевты стараются научить людей понимать партнера через его движения, искать истинную подоплеку его поступков и действий. Разговоры в группе сменяются танцем, где каждый из тех, кого слушали, выражает свои мысли с помощью танцевальных па. Если участники группы склонны сегодня к беседе, занятия проводятся в форме монолога, сменяющегося дискуссией. Если им сегодня хочется танцевать больше, чем разговаривать, преподаватель следует желаниям группы.

Танцевальная терапия – упражнения

Есть несколько упражнений, которые используют все данс-терапевты в своих уроках. Если у вас нет возможности посещать танцевальные группы, воспользуйтесь их наработками в самостоятельных занятиях. Итак, упражнения для танцевальной терапии:

Танец отдельных частей тела.

Включите музыку, и танцуйте. Сначала одной рукой, затем другой, после этого каждой ногой по отдельности и так далее. Обязательно «потанцуйте» лицом – губами, глазами, мышцами лба. По ходу танца запоминайте, какие чувства в какой момент вы испытывали. Запишите их в блокнот.

Движемся, как умеем.

Теперь , которая вам больше нравится, и потанцуйте под нее так, как вы считаете нужным. Поменяйте мотив на противоположный, и двигайтесь под него. Запишите, как поменялось ваше настроение в зависимости от смена танца и музыки.

Стиль музыки.

Выберите музыкальные произведения в разных стилях. Старайтесь исключать те, которые вам не по душе. Включайте подряд и танцуйте, выбирая движения спонтанно. Зафиксируйте свое отношение к каждому стилю, и запишите ваши ощущения.

Перед зеркалом.

Глядя на себя в зеркало, потанцуйте. Какие чувства вызывает в вас тот человек, который танцует по ту сторону отражающей поверхности?

Переодевайтесь.

Попробуйте устроить для себя костюмированное представление. В соответствии с каждым музыкальным стилем, переодевайтесь и танцуйте.

Вы тигр или кролик?

Представьте, что вы животное, и подвигайтесь, как тот персонаж, которого вы изображаете. А теперь объясните, почему вы выбрали тигра, кролика или котенка.

Попробуйте двигаться под музыку так, как вы представляете себе какую-либо работу. Например, стирку или глажку белья. Возьмите за шаблон ваши постоянные дела – чистку зубов, еду, бритье и т.д. Меняйте движения, экспериментируйте.

Профессиональный танец.

Включите клипы или телепередачи, в которых много музыки и танцуют профессионалы. Копируйте их движения и па. Какие ощущения вы при этом испытываете?

Поставьте перед собой репродукцию картины. Попробуйте выразить в танце ее настроение.

Танцуем, как другие.

Вспомните, как танцуют ваши знакомые. Воспроизведите их движения. Какие ощущения у вас при этом возникли?

Положение сидя.

Сядьте на пол и подвигайтесь под музыку в положении сидя.

Положение лежа.

Теперь растянитесь на кровати или на полу и под музыку продолжайте танцевать.

Воображение.

Включите музыку, закройте глаза, и попробуйте вообразить, как бы вы хотели двигаться под нее.

«Партнер».

В качестве партнера возьмите игрушку, стул или зонтик. Все, что вам придет в голову и не помешает передвигаться, подойдет в качестве «партнера» для танца.

И так до тех пор, пока сможете удерживать в руках, подмышках и между ног предметы.

Кому нужна танцетерапия?

К танцетерапевтам обращаются люди, которые ощущают дисгармонию между телом и духом. Это ощущение возникает с ранних лет, когда ребенок не чувствует любви родителей и окружающих людей, когда его преследует чувство вины за поступки, когда ему самостоятельно приходится учиться выживать в окружающем мире. В том числе, если в подростковом возрасте человек испытывал чувство неудовлетворения своим телом. Это ощущение не исчезает и с годами. Человек ищет и находит в танцетерапии осознание себя, тела и личности.

Весь процесс строится на борьбе противоположностей или достижений того, что считалось недостижимым. Кроме того, человек, открывая в себе новые возможности, учится мыслить креативно. Он рассматривает себя с разных точек зрения, начинает реально смотреть на вещи, и правильно оценивать поступки и проступки.

Танцетерапевты дают возможность ученикам проникнуться ритмом музыки и выразить внутренние переживания с помощью телодвижений. Они вызывают из потаенных уголков души каждого человека те переживания и проблемы, которые так и не нашли решений. Они помогают найти ответы на вопросы, которые человек тщетно ищет годами.

14 марта 2014

Танцевальная терапия как отдельное направление психотерапии оформилась примерно в 50‑70‑х годах двадцатого столетия (Рудестам, 1998). С одной стороны, она ведет начало из древних ритуалов и традиций, а с другой – является «совместным продуктом» развития современного танца и психотерапии.

Официальное определение Американской ассоциации танцевально‑двигательной терапии (http://www.adta.org/) гласит: «Танцевально‑двигательная терапия – это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека».

Как и все направления телесной терапии, танцевально‑двигательная терапия базируется на понимании того, что тело и психика взаимосвязаны – изменения в телесных и двигательных паттернах вызывают изменения в сфере эмоциональной, мыслительной и поведенческой. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании. «Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает специфическую установку» (Schilder, 1950). Основной задачей танцевальной терапии является побуждение к спонтанным выразительным движениям, благодаря осуществлению которых развивается подвижность и укрепляются силы не только на физическом, но и на психическом уровне (Осипо‑ва, 2000). Таким образом, одним из фундаментальных положений танцевальной терапии выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по отношению к себе, так и к собственному телу. Через двигательное взаимодействие терапевт помогает клиентам развить самоосознание, проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, сделать восприятие себя и других более точным, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию. Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он облегчает доступ к глубоко скрытым фантазиям и позволяет придать им форму, таким образом танец символически выражает человеческие возможности и конфликты.

К танцевальной терапии прежде всего обращаются люди, для которых движение является способом переработки информации (их иногда называют кинестетиками). Чтобы полностью что‑нибудь понять, им необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение – это способ самовыражения, самопознания и развития (Бирюкова, 1998).

Это могут быть и люди другого склада (скажем, аудиальный и визуальный типы), которые на определенном этапе своей жизни поняли, что для решения проблемы им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.

Некоторые терапевты этого направления соединяют терапевтический подход с определенным типом танца (например, фламенко или танец живота), но гораздо чаще в танцевально‑двигательной терапии используется стилистика танца модерн или контемпорари, поскольку именно эти направления связаны с личным, авторским, глубоко индивидуальным высказыванием через движения.

Коренное отличие терапии от школы танца лежит в отсутствии предустановленного результата – образа, стиля, словаря движения. Для танцевальной терапии важнее, что человек чувствует, когда движется. То, как это выглядит, имеет скорее диагностическую ценность. Второе отличие – наличие терапевта, т. е. человека, имеющего специальное психотерапевтическое образование в сочетании с опытом в танцах. Третье отличие – соотношение вербальной модальности и танца. Танцевальная терапия всегда связана с установлением и углублением связей в системе «тело – сознание» и поэтому обращается к разным языкам – как к «языку» тела, ощущений, чувств, так и к вербальному и символическому языкам. В принципе соотношение между двумя этими модальностями может быть различным, но «тера‑певтичность» процесса во многом зависит от создания адекватного контекста, возможности осмысления и интеграции опыта.

Представление о танце как феномене, возникающем на пересечении социокультурных, социально‑психологических и личностных координат, позволяет определить танец, учитывая его разнообразные функции, как (Шкурко, 2003):

1. Форму невербального катарсиса. С этой точки зрения танец выполняет следующие психофизиологические, психологические и психотерапевтические функции:

Функцию катарсического высвобождения сдерживаемых, подавляемых чувств и эмоций, в том числе социально нежелательных;

Функцию моторно‑ритмического выражения, разрядки и перераспределения избыточной энергии;

Функцию активизации, энергизации организма;

Функцию уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения, агрессии;

Оздоровительную функцию (функцию психофизической профилактики);

Функцию саморегуляции.

2. Вид невербального общения, наделенный всеми функциями общения:

Функцией познания людьми друг друга;

Функцией организации межличностного взаимодействия;

Функцией формирования и развития отношений.

3. Выполнение танцем функций общения возможно благодаря тому, что он является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно‑временную структуру и несущих информацию о психологических особенностях личности и группы. С этой точки зрения танец выполняет следующие социально‑психологические функции:

Функцию выражения чувств, отношений и взаимоотношений личности;

Функцию создания образа партнера и группы;

Функцию понимания и взаимопонимания, поскольку он стимулирует процессы интерпретации в общении;

Функцию установления и регуляции отношений;

Функцию самопознания и познания других;

Функцию диагностики отношений.

4. Социокультурный феномен, в котором находят свое выражение социальные ценности, общественные установки, отражаются социальные мотивы. Именно с этой точки зрения изучение танца приобретает особое значение для изучения истории развития человечества.

5. Вид пространственно‑временного искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз (Королева, 1977).

6. Символ жизни и всемирного движения.

Выделенные функции танца отражают его сложную природу и вместе с этим подчеркивают его социокультурный, социально‑психологический и психологический статусы, определяющие роль танца в жизни человека и возможности его использования в рамках психотерапии.

Танцевально‑двигательная терапия может быть частью различных психотерапевтических подходов и «работать» на разных уровнях сознания. Кроме того, что танец сам по себе является гармоничной физической практикой, танцтерапия может использовать различные модели терапевтической работы:

1) принципы терапии эмоционального катарсиса (поскольку телесное выражение чувств является самым прямым и естественным способом доступа к значимым областям опыта);

2) модель психоаналитической (глубинной) терапии (т. к. танец позволяет осознать довербальный опыт и ранние стадии развития);

3) подходы сценарной и ролевой терапии (поскольку танец является «высшей и самой совершенной формой игры» и наглядным способом символизации (Хейзинга, 1992);

4) взгляды экзистенциальной терапии (когда темами танца и «партнерами» в нем становятся любовь, одиночество, свобода, ответственность и смерть).

Выделяют три области применения танцевальной терапии (Гиршон, 2000):

– лечение больных (клиническая танцтерапия) – в данном случае танцевальная терапия чаще используется как вспомогательная, наряду с лекарственной, особенно для клиентов с нарушениями речи. Проводится в клиниках, может длиться несколько лет. В таком виде она существует с 40‑х годов прошлого века;

– терапия людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) – один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиентов, чаще всего использующий психодинамическую модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга. Может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Также для достижения устойчивого результата тут требуется достаточно большой срок;

– для развития личности и самосовершенствования. Это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чегото большего от своей жизни. В данном случае танец становится средством познания себя, своих особых индивидуальных качеств, позволяет вывести неосознанный материал на свет осознания, дает возможность расширить представление о самом себе, найти новые пути выражения и взаимодействия с другими людьми.

Танцевально‑двигательная терапия может проводиться в групповой и индивидуальной форме. Существует и семейная танцевальная терапия для работы с семейными проблемами; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско‑родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие (задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т. д.). В группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими различными психогенно обусловленными функциональными нарушениями и психосоматическими заболеваниями. Танцевальная терапия используется как способ подготовки супружеских пар к родам и к роли родителей, а также для послеродовой поддержки – специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам. Ведется также работа с людьми, страдающими посттравматическими расстройствами, с детьми‑инвалидами, беженцами.

Танцевально-двигательная терапия — что это? Где этому учат? Что требуется для того, чтобы получить образование, стать ТД-терапевтом?

Танцевально-двигательная терапия — это метод психологической коррекции, творческого развития, личностного роста и оздоровления детей и взрослых. Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Её питают такие области знания, как анатомия, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, неврологические исследования, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, метод анализ движений Рудольфа Лабана. ТДТ вбирает в себя различные теории, которые относятся к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении. ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве — единстве тела и психики, и имеет свой метод работы, основанный на коммуникации через движение и танец.

Для танцевально-двигательной терапии нет ограничений по возрасту или по диагнозу. В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанные с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя. Также существует семейная и супружеская танцевально-двигательная терапия, где можно решить семейные проблемы. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки — специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам. Есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребёнка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей, корректирующие дисгармоническое развитие ребёнка (такие, как задержка психического развития, аутизм, минимальная мозговая дисфункция и т.д.). Ведётся работа с детско-родительскими отношениями. В группах и индивидуально ведётся работа с людьми, страдающими различными расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание); с психогенно обусловленными симптомами и другими соматическими нарушениями. Ведётся групповая работа с психиатрическими пациентами.

Танцевально-двигательная терапия на сегодня для России — это инновационное направление в работе с различными категориями лиц по оздоровлению, развитию и коррекции психологического и физиологического состояния. Спектр применения ТДТ очень широк. Нет ограничений в применении ни по возрасту, ни по типу расстройств и нарушений. Одним из самых важных моментов, которые использует танце-терапевт это то, что тело не лжёт, это единственная проявленная в движении составляющая человека, которая обладает таким свойством.

В чём инновационность подхода? Это прежде всего:

  • Совокупность использования знаний, навыков и умений, относящийся к различных направлениям (психология, терапия, физиология, искусство, творчество).
  • На сегодня уже не секрет для просвещённых, что только целостный подход в терапии любой сложности и любого вида расстройств, как тела, так и души, даёт реальный результат.
  • Если быть ещё более точными, то практически все болезни являются психосоматическими, т.е. прежде чем проявиться на телесном уровне, она появляется как мыслеобраз, на уровне психики. И с этой точки зрения всё, что используется в традиционной медицине, в подавляющем большинстве своём, безнадёжно устарело.
  • Доселе в нашем обществе существовал значительный пробел в развитии творческого мышления и подхода (большое внимание уделялось мыслительным процессам, когнитивным методам в ущерб развитию творческого, креативного мышления), т.е. развивалось только одно преимущественно полушарие. Для целостного и гармоничного человека свойственно развитость обоих полушарий.
  • Самое не изученное на сегодня, как ни странно это звучит, это человек, в особенности его тело, связь тела и психики.

Издревле Танец сопровождал все ритуалы (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка, и пр.), военные походы. В танце человек передавал своё отношение с непознанным, с природой, свою связь со Вселенной, с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики и выражал Сокровенное в человеке.

И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу, как к форме элитного искусства, возвращает танцу его первозданный смысл: не важно, как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем.

ТДТ показана:

  • Для всех, кто испытывает эмоциональные трудности, конфликты, находится в стрессе.
  • Для тех, кто хочет развить навыки общения, самоисследования и самопонимания.
  • Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются настолько слишком сильными или поглощающими настолько, что трудно подобрать слова, чтобы сказать о них, или для тех, кто избегает собственных чувств и не может подобрать точных слов, чтобы выразить свои чувства, желания, потребности.
  • Для тех, чьи проблемы связаны с телесностью: с образом тела, трудностями в движении, с ощущением напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия.
  • Для людей, переживающих стресс или кризис в своей жизни, разного рода потери (смерть близких, развод и т.д.) или кардинальные изменения своей жизни.
  • Для людей, которые обеспокоены тем, что их проблемы не решаются слишком долго, что в жизни будто ходят по кругу, или испытывают общее состояние, что в жизни "всё идёт не так".

Результатами решения задач ТДТ является то, что человек:

  • Начинает осознавать взаимосвязь своего тела и чувств, своих телесных блоков и эмоционального состояния;
  • Осознаёт, как можно ослабить напряжение, что для этого нужно сделать;
  • Научается это напряжение снижать и этим уберегать себя от телесных болей и заболеваний;
  • Находит приемлемые и желательные варианты поведения;
  • Улучшает способности гибкого поведения;
  • Обучается искусству управления своими чувствами и мыслями;
  • Развивает способности к доверительным гармоничным отношениям, находит способы получения творческих сил и доступ к внутренним ресурсам и многое другое.

У читателя может возникнуть вопрос: "А зачем мне всё это нужно?" Ответ: как известно, человек стремится жить более комфортно и телесно и духовно. А для этого важно знать, чего же я хочу как минимум и как этого достичь. И вот тут-то у него обычно возникает трудность. Многие не могут найти ответа на эти вопросы, не могут удовлетворить свои потребности, потому что не осознают причин того, что с ними происходит. А причины могут быть различными. С точки зрения ТДТ, причина может лежать, например, в самых ранних этапах развития, неудовлетворённых потребностях тела, в пробелах двигательного развития, в сдержанных эмоциях или просто в отсутствии понимания потребностей тела, и т.д. И всё это можно восполнить при помощи ТДТ, причём часто самым коротким способом.

Об обучении по Танцевально-Двигательной Терапии

Обучающая программа профессиональной переподготовки по Танцевально-Двигательной Терапии существует с 1995 года. Это самая первая и пока единственная в России программа по ТДТ, которая полностью выполняет квалификационный стандарт Европейской Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии . Эта программа осуществляется "Институтом Практической Психологии и Психоанализа" (НОЧУ ВПО "ИППиП") — высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов в области психологии, клинической психологии, психотерапии и психоанализа.

Цель программы: всесторонняя профессиональная подготовка танцевально-двигательных терапевтов в соответствии с европейским образовательным стандартом по танцевально-двигательной терапии, готовых практиковать ТДТ в клинических, образовательных и творческих учреждениях согласно Этическому Кодексу и Кодексу практики Танцевально-двигательных терапевтов, принятых Ассоциацией Танцевально-Двигательной Терапии (Россия) и Европейской Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии.

К преподаванию привлекаются ведущие специалисты России, Европы и США.

По окончании программы выдаётся диплом о профессиональной переподготовке по программе "Танцевально-двигательная психотерапия" с правом на ведение профессиональной деятельности в области психологического консультирования.

Программа включает в себя:

  • Семинары по теории и практике танцевально-двигательной терапии;
  • Семинары по психологическому консультированию;
  • Прохождение танцетерапевтической клинической практики;
  • Супервизии и личную психотерапию.

Требования к поступающим:

  • Возраст не моложе 23 лет;
  • Высшее психологическое образование; или медицинское/педагогическое с переподготовкой по психологии и/или психотерапии;
  • Опыт практической работы в сфере психологической помощи не менее 2-х лет;
  • Танцевально-двигательный опыт, т.е. занимаетесь чем-либо, относящимся к движению или танцу.

Процедура приёма:

  1. Заполнить анкету и написать эссе.
  2. Пройти Вводный курс по танцевально-двигательной терапии. Программа курса включает: групповую танце-двигательную терапию "Основные жизненные темы" с последующим процесс-анализом (50 ак. часов); и основы креативного танца (10 ак. часов);
  3. Пройти собеседование.

На сегодняшний момент существует региональная программа обучения в Уфе. Центр исцеляющего искусства и творчества в сотрудничестве с ИППиП и Ассоциацией ТДТ проводит обучающие семинары, курсы в рамках требований, описанных выше. Вы можете пройти Вводный курс "Основные жизненные темы", "Креативный танец и развивающее движение" и другие программы по ТДТ и пройти процедуру приёма. Все специалисты приглашаются от ИППиП (Москва). После каждой программы выдаётся соответствующий документ.

Лечение танцами - это невербальный метод психотерапии. Цель данного психотерапевтического приема - выражение эмоций языком тела . Через движения и их анализ начинается процесс выздоровления пациента.

В танцевальной терапии нет строго установленных правил и определенных танцевальных движений. Пациенту предоставляется полная свобода самовыражения. Такая двигательная терапия применяется в целях оказания помощи больным людям. Лечение танцем можно применять и в профилактических целях.

Уже с древних времен танец являлся средством выражения чувств. В диких племенах и поныне ритуальные танцы сопровождают основные события жизни человека - рождение ребенка, свадьбу и смерть, а также выздоровление. Многие народы признают чудодейственную силу танца, которая помогает обрести новые силы или расслабиться. Для многих людей возможность потанцевать - это возможность снять стресс, отдохнуть, зарядиться энергией и поднять настроение.

В конце XIX - начале XX века большую популярность получил характерный танец. Его основу заложила известная американская танцовщица Айседора Дункан, одна из основоположниц танца модерн. Она отрицала классическую школу танца, использовала древнегреческую пластику, балетный костюм заменила хитоном, танцевала без обуви, выразительно и эмоционально раскрывая свою личность. Характерный танец в качестве метода лечения стал практиковаться в Америке. Вот несколько известных имен в этой области: Мэри Уайтхаус, Труди Скуп, Мериан Чейс и Лилиан Эспенак. В 1966 году была создана американская ассоциация танцевальной терапии, в 1967 году - лечебный центр в Нью-Йорке.

Основы терапии

Теории Карла Густава Юнга оказали влияние на развитие танце-терапии. Работы Юнга помогли многим танцовщикам посредством танца попытаться проникнуть в глубины подсознания человека и преодолевать определенные психологические проблемы, а также избавляться от многих заболеваний. Некоторые психоаналитики применили теории Юнга в танце-терапии и даже развивали их дальше. Существуют различные стили и направления лечения танцами. Теоретические принципы каждого отдельного направления связаны с соответствующей психологической школой и терапевтическими методами. Однако в основе всех стилей танце-терапии лежит психология.

Танцевальная терапия понимается как терапия впечатлений и ощущений, направленная на чувства пациента в конкретный момент. Танцуя, пациент должен выразить то, что он пережил. Анализируя движения пациента, терапевт пытается как можно более точно описать его поведение во время танца и понять проблемы человека. Пациент и терапевт пытаются вместе расширить обычно довольно ограниченный потенциал движений и таким образом способствовать раскрепощению человека и преодолению его комплексов и психологических проблем. Терапевт помогает пациенту осознать его движения, а через движения познать самого себя. На последней стадии терапии, называемой временем интеграции, пациент движением выражает свои чувства. Он должен чувствовать себя и свое тело как единое целое и выразить это движениями.

Показания к применению танце-терапии

Сначала основоположники танцевальной терапии успешно применяли этот метод в психиатрических больницах. Им удалось помочь многим пациентам, проходящим длительное лечение в больнице. Однако эту форму терапии можно успешно использовать при всех формах неврозов, детском аутизме , нарушениях обучения, психической инвалидности или старческой деменции. Танцевальная терапия обычно применяется как групповая терапия, однако может применяться и индивидуально.

Танцами лечат терапевты, получившие специальное образование. В Европе их обучают старшие коллеги. В США есть специальные курсы, где готовят специалистов танце-терапии.

Танец тесно связан с радостью жизни, с праздником, хорошим настроением и приятным общением. Занятия танцами всегда поднимают настроение, поэтому рекомендуются всем людям вне зависимости от их умения танцевать.

Танцевальная терапия особенно широко распространена в США, где она и была создана. Для того, чтобы стать танце-терапевтом, необходимо окончить университет, в котором готовят специалистов в этой области.

  1. Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии
  2. Основные принципы и цели
  3. Эмоции и движение
  4. Работа с межличностными отношениями в танцевально-двигательной терапии
  5. Танцевально-двигательные методы и тренинги личностного роста
  6. Заключение

Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии

Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Делая экскурс в историю, мы видим, что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения.

Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики (К. Рудестам,1998). Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевально-двигательная терапия.

На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В. Райх, 1942; Г. Салливан, 1953), аналитическая психология К. Юнга (1961). Одним из главных достоинств танцевально-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. К.Юнг считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах. В литературе выделяются следующие факторы, способствовавшиеся развитию танцевально-двигательной терапии:

После II Мировой войны многим людям требовалась реабилитация: физическая и духовная. Танцевально-двигательная терапия способствовала этому. "Первой леди" в данном виде терапии считали Мэриан Чейс (Chace M.), которая работала в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Она развила танец в терапевтическую модальность. Работая с невербальными и психическими больными, добилась больших успехов. Пациенты, которые считались безнадежными, стали способны к групповым взаимоотношениям и выражению собственных чувств.

50-е годы были открыты транквилизаторы. Танцевально-двигательная терапия выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств.

60-е годы: "движение тренинга человеческих отношений", что способствовало работе с группами и разработке методов развития самосознания.

Исследования невербальной коммуникации, в том числе анализ коммуникативного поведения человеческого тела (Birdwhistell, 1970).

Представление о танце как коммуникации было развито танцовщицей Мери Вигман (Wigman): "Танец – это живой язык, которым говорит человек... Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения – человеческое тело".

В 50-е – 60-е годы тоже стали использовать танец в качестве терапевтической модальности для лечения эмоциональных расстройств. Это Труди Шуп и Мэри Уайтхаус, Франческо Боус и Лилиан Эспинак. Работали они в разных направлениях, но их общими терапевтическими целями являлись: интеграция тела, ведущая к ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств, выражение эмоционального материала, включающего в себя конфликты, воспоминания и фантазии через символические действия.

Большое влияние на развитие танцевально-двигательной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как – позволим себе встать на точку зрения души – душа ничего не может значить без тела..." К. Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл "активным воображением", выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. "Душа и тело – не отдельные сущности, а одна и та же жизнь".

Основные принципы и цели танцевально-двигательной терапии.

Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными, В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В отличие от подходов работы с телом (которые мы упоминали выше), в танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь. Танце-терапевт относится к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танцевально-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии). Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.

Джоан Смолвуд (Joan Smallwood), юнгианский аналитик и танце-терапевт, ученица Мери Уайтхаус и Труди Шуп, выделила три компонента терапевтического процесса:

1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).

2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).

3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности). Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К.Юнг описывал как части бессознательного. Аутентичное Движение как метод танцевально-двигательной терапии, основанный на аналитической психологии К. Юнга, создала Мэри Уайтхаус.

Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими. В отличие от других подходов работы с телом, танцевально-двигательная терапия использует сны, образы или символы в работе с телом. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Танце-терапевт работает постоянно с собственным телом, используя его как инструмент, с помощью которого он знакомится с невербальным миром клиента. Танцевально-двигательная терапия, помимо движения, использует еще такие понятия как вес, пространство, время – для расширения и обогащения творческого и выразительного мира клиента.

Танце-терапевт концентрируется на взаимоотношениях терапевт – клиент, клиент – пространство, осознанные движения – неосознанные. Танцевально-двигательная терапия выступает в двух формах: индивидуальной и групповой. В групповой форме процесс танцевально-двигательной терапии основан на том, что терапевт направляет спонтанность движений участников, развивает их. Типичная групповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, его развитие и завершение (такая структура характерна и для других видов психотерапевтических групп: психодрамы, гештальта и т.д.).

Разогрев помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоционалные состояния участников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева участники группы обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться. Разогрев также способствует началу осознавания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями. (Например: вытягивание плечей и рук может развиться в толкающее движение, связанное с желанием вытолкнуть что-то прочь, неприятную ситуацию или человека, с кем это связано). Повторяя и усиливая движения, терапевт помогает каждому участнику осознать чувства через обратную визуальную связь. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознаванию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них. Здесь терапевт должен быть очень чувствительным к происходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки, которая ведет к сопротивлению работе. Терапевт помогает привести процесс движения к завершению (3 часть группового процесса) с помощью вербальной обратной связи. Эта стадия способствует интеграции физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры Я. психологические темы, соотнося их с личной историей каждого. Одна из главных тем групповой работы является "Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми."

Раньше танцевально-двигательная терапия применялась почти всегда к людям с тяжелыми нарушениями. Сегодня же – все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я. Поэтому все больший интерес приобретают именно социально-психологические аспекты танцевально-двигательной терапии. Существует три основные области работы танце-терапевта:

  1. Тело и его движения
  2. Межличностные отношения
  3. Самосознание

Целями терапии в первой области являются: активизация тела для того, чтобы помочь пациенту обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.

Во второй области танце-терапевт устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия. групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосм мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологических ролей.

В третьей области цели сгруппированы вокруг идеи о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки.

Танцевально-двигательные методы и тренинги личностного роста

На тренингах личностного роста и трансформации ТДТ используется с различными целями, в различном объеме и с различной степенью осознанности. Целью данной статьи является прояснение места и возможностей ТДТ в контексте других техник и направлений "новой психотерапии".

Основные техники ТДТ вплетены в ткань общей танцевальной сессии и являются параллелями, интерпретациями известных терапевтических техник на языке движения и танца. Мы можем проследить несколько таких параллелей: присоединение по позе и дыханию в НЛП, присоединение по позе и движению ("зеркало"); преувеличение, усиление чувства и его выражения в гештальт-терапии – оформление, преувеличение определенного движения в процессе танцевальной сессии, развитие темы в действие; работа с мышечными блоками и последовательностями сложнокоординированных действий в телесноориентированной терапии освобождение от напряжения, расширение диапазона движений в ТДТ и т.д. Таким образом, можно сказать, что ТДТ, обладая примерно тем же арсеналом приемов, что н другие направления "новой волны" психотерапии, работает с ними на своем поле в теле и движении.

Кроме техник-приемов внутри ТДТ разработано множество техник-форматов (упражнений и форматов), которые могут быть легко включены в контекст многих тренингов. Это такие упражнения как "континуум" (в его многообразных российских вариантах), "аутентичное движение", контактная импровизация, "танец пешеходов""(pedestrian dance), "джаз тела" Габриэлы Рот и мн.др.

Для примера приведем процесс "Тропа танца" (Dancing Path), известный также как "Танец пяти движений". Авторство его принадлежит "городскому шаману" Габриэле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств.

  1. Flowing – плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения "женской" энергии.
  2. Stacatto – резкие, сильные и четкие движения, "мужские" движения.
  3. Chaos – хаотические движения.
  4. Lyrical – тонкие, изящные движения, "полет бабочки" или "падающего листа".
  5. Stillness – движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, "пульсирующая статуя"(5).

Для этого процесса существует специальная музыка, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса – проговор. "Танец пяти движений" рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.

Эти модальности или ритмы движения в контексте терапии и личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У клиента или участника тренинга может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают "мужские", резкие и сильные движения. "Я не такая, мне это не нравится" – говорят они. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменять ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно н непривычно идти.

Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций:

Диагностическую – человек обнаруживает "освоенные и неосвоенные" качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор – освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже "запретную".

Тестовую – если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.

Терапевтическую – в сочетании с другими техниками осознания и трансформации "Тропа танца" позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностным и смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие.

Заключение

Танцевально-двигательная терапия позволяет проработать динамический аспект паттернов мышечного напряжения. Динамический аспект мышечного напряжения иногда трудно отреагировать иным способом, даже глубинная телесноориентиоованная работа не охватывает эту последовательность напряжений. Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни.

Танце-терапевт должен обладать большой чувствительностью к происходящему, чтобы дать возможность людям прожить эмоции, выразить их и трансформировать.

Благодаря работе в группе по танцевально-двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения. Группа по танцевально-двигательной терапии – это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся более адекватно воспринимать себя и других и расширять спектр поведенческих возможностей.




Top