Уильям тернер картины описание. Уильям тернер, картины с названиями и биография художника

Мы познакомимся с биографией и творчеством художника Уильяма Тернера. Для того чтобы понять его жизнь и способ мышления, пройдёмся по стезям, когда-то пройденным им. Начнем же это знакомство!

Детство

Уильям Тернер появился на свет в 1775 году в Ковент-Гардене (Лондон). Сам он писал, что датой его рождения является 23 апреля, хотя большинство исследователей его творчества отрицают этот факт. Отец занимался изготовлением париков, а позже открыл собственную цирюльню. Мать мальчика имела душевное расстройство, поэтому ребенка отправили в Брентфорд, пожить у дяди. С раннего возраста он проявлял интерес к картинам и искусству.

Начало карьеры

После окончания учёбы молодой человек переехал в Лондон, где нанимался в подмастерья у топографов и архитекторов. Известно, что он работал у Томаса Малтона. В 14-летнем возрасте молодого парня приняли в Королевскую академию, где его экзаменатором был Рейнолдс. Именно он оказал на всё последующее творчество Тернера наибольшее влияние. Учась в академии, парень зачитывался лекциями первого президента академии по идеализму в искусстве. Всего через год обучения, его акварельная картина была представлена на выставке Академии художеств. В 1790 году у художника появилась первая масляная картина, которая также удостоилась выставки. Начиная с 1791 года, он подрабатывал, давая частные уроки. Также некоторое время он работал в «Пантеон-Опере» в качестве художника-сценографа.

Для постоянного совершенствования Уильям Тернер изучал творчество художников прошлого и настоящего времени. Поначалу он лишь копировал картины известных художников, чьи работы ему казались достойным образцом. Таким образом, он учился понимать другого творца и находить в картине себя. Кумиром художника был Клод Лоррен. Считается, что, увидав работу «Отплытие царицы Савской», Тернер не совладал с собой и заплакал. Когда же его спросили о такой странной реакции, он ответил, что ему никогда не удастся создать такой шедевр. Спустя много лет художник завещал «Дидону, основательницу Карфагена» (это свою работу он считал шедевром) Национальной галерее с таким условием, что она должна располагаться рядом с уже названной картиной Клода Лоррена. На протяжении всего творчества Уильям Тернер постоянно изучал картины К. Лоррена.

Известность

Уильям Тернер - художник, который долго шел к признанию, но застал его при жизни. В 1791 году он совершает так называемую этюдную поездку, которая вдохновляет его на создание множества картин. После этого он путешествует по всей Европе, делая различные зарисовки живописных мест. Невероятно, но его наследие насчитывает около 10 тысяч готовых работ и эскизов. К последним он обращался, когда работал в Лондоне. Иногда он мог писать картину с эскиза, которому было несколько лет.

В 1799 году его приглашают стать членом Королевской академии. Через два года он демонстрирует собственную работу «Море у Бриджуотера», которая получает массу положительных откликов. Б. Вест даже рискнул сравнить Тернера с Рембрандтом. В 1802 году Уильям становится самым юным творцом, который удостаивается звания королевского академика. Оно позволяло демонстрировать свои работы, не дожидаясь одобрения проверочной комиссии.

Техника

Уильям Тернер - художник с большой буквы, ведь он придерживался главного правила творческого человека: никогда не считать себя совершенством. Благодаря этому он мог профессионально расти и развивать свой талант. Он глубоко вникал в технические вопросы, изучал взаимосвязь геологии и архитектуры, движения воды и воздуха. В начале XIX века он достигает такого уровня выразительности и силы картин, которые схожи с масляной живописью. Он не любил слишком детализировать картину, так как считал, что это пресыщает её. Уильям Тернер создавал собственный пейзаж, через который проносил свои переживания и своё видение.

С 1807 года он занимал должность профессора перспективы в родной академии. Составленные им лекции касались более широкого круга вопросов. Уж очень он любил касаться своей излюбленной темы - поэтической живописи. После посещения Италии в 1819 году и изучения творчества Рафаэля и Тициана, его картины наполнились более яркими красками, палитра стала смелей. «Красной нитью» через его творчество проходит венецианская линия: в этот город он буквально влюбился!

Картины

Наибольшую популярность получил благодаря картинам, которые писались под впечатлением Наполеоновских войн («Поле Ватерлоо», «Трафальгарская битва»). Перечислим некоторые наиболее известные его работы: «Последний рейс корабля «Отважный»», «Восход с морскими чудовищами», «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы», «Современный Рим — Кампо Ваччино» и «Дождь, пар и скорость».

Что ж, Уильям Тернер - художник, картины которого достойны того, чтобы висеть рядом с холстами Клода Лоррена. Он ставил завещание, что передает все свои картины британской нации. Умер мастер в декабре 1851 года. Каким же был художник Уильям Тернер? Биография его отвечает на этот вопрос лаконично: он был перфекционистом. Всю жизнь он учился, старался быть лучше, совершенней!

Глава I. Формирование творческой манеры У.Тернера в контексте идей романтизма конца XVIII - начала XIX вв
История английского пейзажа - большая и сложная тема. И особенное место в ней занимает талантливый художник - Уильям Тёрнер, глубоко эмоциональное искусство которого, намного опередило свое время.
Уильям Тёрнер родился в конце апреля 1775 г. в Лондоне. Уже в детстве мальчик проявил большие способности к рисованию. «Отец художника с гордостью развешивал его рисунки в своей цирюльне и продавал их по 2-3 шиллинга. Это были сначала копии с модных тогда топографических видов живописных местностей, замков, руин, архитектурных памятников Лондона. Отец рассматривал занятия сына рисованием отнюдь не как пустое развлечение, а как довольно верный источник приработка» . В конце XVIII века в Англии были весьма популярны топографические зарисовки, затем переводимые в гравюры, иллюстрирующие всевозможные путеводители и описания. По рекомендации некоторых художников, заметивших талантливые рисунки мальчика, его в декабре 1789 года зачисляют в Королевскую академию.
В академии он посещал последние лекции Рейнолдса, оказавшего значительное влияние на Тёрнера. Молодой художник внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников. Копируя чужие работы, он творчески переосмысливал чужие образы, выражая своё собственное видение. Когда он хотел понять достижения какого-нибудь художника, вместо копирования писал оригинальную картину в соответствующем стиле.
Особенно восхищал его Клод Лоррен: «по словам современника, увидев картину «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог удержаться от слёз. Художник объяснил свою реакцию тем, что ему никогда не создать что-либо подобное» .
Когда Тернеру было всего 15 лет, один из его рисунков был принят на выставку в академии. Это была акварель «Дворец архиепископа, Ламбет» (1790г.). Если учесть, что большинство строений расположены по отношению друг к другу под разными углами, то юный художник намеренно выбрал этот сюжет, чтобы показать, насколько хорошо он знаком с законами перспективы. Такое мастерство в столь юном возрасте - явное свидетельство таланта, поскольку даже для опытных художников непросто передать такие сложные архитектурные соотношения.
В стиле работы заметно влияние Томаса Молтона - младшего, в ученики к которому Тёрнер определил себя на свободной основе, официально учась в Школе искусств при Королевской академии, где живопись не преподавалась. «Влияние Молтона просматривается в четком изображении в перспективе зданий справа, в конфигурации и тональном решении облаков, а также в удлинении фигур на переднем плане и роли людей для показа характера и масштаба происходящего» . Следуя взглядом слева направо, мы видим лодочника, а за ним Вестминстерский мост; мальчиков, играющих с обручем; прачку, направляющуюся к Темзе, чтобы заняться стиркой; на вечернюю прогулку вышли щеголь и его модно одетая молодая спутница; двое людей разговаривают через окно с боковой стороны постоялого двора «Лебедь»; крытая двуколка едет, вероятно, с огородов в южную сторону.
Тёрнер выбирал точку обзора так, чтобы вид открывался в сторону самого светлого участка на картине, и за счет этого приема доводил до максимума тональный диапазон сцены. Умение распределять свет и тень уже освоено им. В изображении здании с теневой стороны справа наблюдательность Тёрнера проявляется в том, как распределены тона. Их неравномерность обусловлена пятнами на стенах, а также отражениями от старой ламбетской дороги, проходящей перед ними. Позднее Тёрнер посвятил анализу отражений одну из лекций своего ежегодного курса в Королевской академии. И, как можно судить по этой работе, его интерес к этой теме проявился еще в ранней юности.
Выставка 1792 года, проводившаяся Королевской академией, стала важной вехой в творчестве Тёрнера. Здесь он приобрел знания, которые позволили ему в дальнейшем достичь широты передачи света и цвета, не известных ранее в живописи. На Тёрнера произвела огромное впечатление акварель члена-корреспондента Королевской Академии Майкла Анджело Рукера (1746 - 1801) «Аббатство на месте битвы при Гастингсе», и он выполнил две копии в той же технике акварели (картина Рукера находится в коллекции Королевской академии в Лондоне, а обе копии, написанные Тёрнером, входят в состав «Наследия Тёрнера»). Рукеру удалось с необыкновенной точностью уловить различия тонов каменной кладки. «Богатство спектра тонов, использованных Рукером, представлялось Тёрнеру исключительно важным. Он подражал разнообразию тонов Рукера не только в этих двух копиях, но и в многочисленных рисунках, сделанных после 1792 года и выполненных с особой тщательностью» .
Молодому художнику потребовалось немного времени, чтобы овладеть умением различать тона и даже передавать их более тонкие нюансы, чем это удавалось мастеру, которому он подражал. Технический прием, использовавшийся для такой тональной вариации, был известен как градация тонов или отмывка. В его основе лежали особенности акварели как типа живописной техники.
Прозрачность акварельных красок требует, чтобы наносил тона от светлого к тёмному. «Тёрнер не смешивал на палитре все тона, необходимые для написания данной картины, а, следуя примеру Рукера, смешивал только один тон и покрывал им те участки работы, где ему следовало быть. Затем он оставлял эту работу сохнуть, а сам наносил оставшуюся на палитре краску на другие рисунки, разложенные по студии. К тому времени, когда он возвращался к первому рисунку, тот уже успевал просохнуть. Тёрнер слегка затемнял тон краски на палитре и последовательно прибавлял на каждой работе по новой «ноте» в тональной «гамме» оттенков от светлых к темным» .
Такой метод экономил очень много времени, так как не требовалось готовить сразу много тонов, для которых понадобилась бы палитра внушительных размеров и множество кистей - по одной для каждого тона. Такой способ не только давал возможность создавать большее количество акварелей, но и помогал усилить эффект пространственной глубины за счет того, что завершающие мазки были самых тёмных тонов, смешанных на палитре, и потому их размещение на переднем плане картины позволяло представить за ними максимум глубины. Тёрнер овладел неподражаемым умением различать мельчайшие оттенки светлого и тёмного тонов и стал считаться непревзойденным мастером в этой области.
К раннему периоду творчества У.Тернера мы можем отнести картину «Пантеон, утро после пожара» (1792). «Здание «Пантеон Опера» на Оксфорд-стрит сгорело 14 февраля 1792 года из-за поджога, устроенного по велению управляющего комитета, пожелавшего поправить дела театра-конкурента, где у них также были финансовые интересы» . «Тёрнер побывал у сгоревшего здания на следующее утро и сделал зарисовки обвалившихся внутренних конструкций. Через несколько дней он вернулся к руинам, чтобы в деталях зарисовать фасад здания, выходящий на Оксфорд-стрит, и на основе того этюда и была создана эта работа. Когда он выполнял первоначальный эскиз, небо, вероятно, закрывали облака, не позволяя ему точно сориентировать руины «Пантеона». Это может быть объяснением того, что картина названа «Утро после пожара», а солнечный свет поступает с запада. Хотя после восхода солнца прошло несколько часов, успело растаять лишь несколько сосулек» . На переднем плане пожарные наливают и опорожняют свои бадьи, а толпа глазеет на пожарище. Здесь можно увидеть представителей разных социальных слоев. Мальчик справа замерз и надевает куртку.
Ко времени создания этой работы Тёрнер уже два с половиной года изучал законы перспективы под началом Томаса Молтона - младшего. В работе прослеживается четкое соблюдение принципов перспективы в стиле Молтона. Очень возможно, что это была завершающая работа, подводящая итог ученичеству Тёрнера у него. Уже заметна особая способность художника: улавливать и передавать пятнистость стен и блики света на затененных участках, хотя ему еще не стало ясно, что и стекла окон также отражают свет. Особенно удачно изобразил художник колонны пор тика, и в дальнейшем круглые формы всегда выполнялись Тёрнером с огромным мастерством и изяществом.
Способность передавать тончайшие тональные нюансы в пределах исключительно узкого диапазона тонов от светлого до темного, позволила Тёрнеру во многих работах, написанных после 1792 года, добиться ослепительного сияния света, а искусство различать тона, открыло ему путь в новый мир цвета.
На протяжении 1790 - х годов Тёрнер очень много работает в акварели. Он быстро осваивает общепринятые тогда приемы зарисовок известных своими красотами мест. Все больше рисунков Тёрнера принимают на выставки в Академии. Он пишет их в возрастающем количестве, сначала на основе подробных рисунков во время своих регулярных путешествий по пригородам Лондона, потом по Уэльсу и, дальше - по побережью юга, запада и севера Англии и Шотландии.
Одна из работ этого периода акварель «Часовня св. Ансельма с частью короны Томаса Беккета, Кентерберийский собор» (1794). Возможно, основой для этой акварели, выставленной в Королевской академии в 1794 году, послужили эскизы, выполненные в 1792 или в 1793 году. Мы смотрим от юго-восточного угла Кентерберийского собора в сторону восьмиугольника, известного как «корона», где находилась гробница с мощами святого Томаса Беккета, убитого в этом соборе в 1170 году. «В период позднего Средневековья это место было главным центром паломничества в Англии, о чем свидетельствуют «Кентерберийские рассказы» поэта Джеффри Чосера.
Из-за сложности конфигурации, юго-восточный угол Кентерберийского собора очень сложен для изображения, так как его основная масса имеет ряд углов с выступающими контрфорсами и башнями, обращенными в разные стороны. Тёрнеру не только удалось справиться с этим архитектурным нагромождением, он также объединил многообразие отражений, световых пятен и теней, распределенных по зданию ранним солнечным утром. И не менее очевидно понимание художником скрытой динамики архитектуры, ее объемов, масс, напряжений и других физических взаимосвязей. Тёрнеру было всего девятнадцать лет, а он уже освоил как сами архитектурные формы, так и принципы, лежащие в основе архитектурных конструкций.
Тем не менее, заметны изменения в пропорциях собора: его ширина уменьшена наполовину, а высота удвоена. Очевидно, Тёрнер ввел это изменение с целью представить собор более внушительным и величественным, чем он был в действительности. Способствует возвеличиванию и то, что вид собора дан с низкой точки. И чтобы еще больше подчеркнуть сложность и изысканность архитектурных форм, Тёрнер изображает фигуры людей, животных и повозку далекими от изящества, тем самым доводя контраст до максимума.
Тональное разнообразие, использованное для изображения каменной кладки, отражает влияние Майкла Анджело Рукера. Особенно заметно это влияние проявляется на затененной стороне угла собора слева. Здесь каждый камень кладки окрашен в тон, слегка отличающийся от соседних в пределах общего тона, постепенно темнеющего с высотой. Такое свободное владение тональной гаммой стало огромным преимуществом во всем творчестве Тёрнера.
Нельзя не отметить акварель, написанную художником в 1797 году «Трансцепт монастыря Эвенни, Гламорганшир». Когда Тёрнер рисовал этот трансепт, он с особым вниманием отнесся к рельефному изображению на гробнице сэра Пейганеса де Тербевилла Койти, стоявшей у входа, но на акварели скульптура развернута на 180 градусов. Гробница со скульптурой находится на самом светлом месте картины и сразу притягивает к себе взгляд. Чтобы еще больше сфокусировать внимание, ближайший край временного курятника, расположенного на переднем плане, как раз на линии взгляда, образует треугольник, направляющий взгляд на гробницу. Присутствие именно этих животных создает иронию момента истории: возможно, сэр Пейганес де Тербевилл Койти желал обрести в монастыре Эвенни вечный покой, но едва ли у него теперь есть этот покой, потому что церковь превращена в свинарник, а в трансепте держат кур с индейками и хранят фермерский инвентарь. Что говорит нам о тщетности человеческой жизни и быстротечности бытия.
Рассеянный мягкий свет раздвигает пространство картины и создает объем, сглаживая все жесткие линии рисунка. Интересно также то, что рядом с гробницей он поместил жанровую сцену - женщину, кормящую кур. Эта сцена перекликается с фигурой мужчины с собакой, который открывает вход в собор. Говоря об этой работе, мы можем сказать, что это уже сложившийся романтический пейзаж. Так как здесь присутствуют все его признаки: несколько источников света, нечеткость рисунка, доминанта мягких округлых линий, взгляд по которым плавно переходит от одной части работы к другой, а также символы, заставляющие размышлять о сущности жизни.
Постепенно Тёрнер переходит от акварели к живописи маслом. Он твердо решил добиться признания и всю жизнь старался доказать, что пейзаж может выражать самые высокие понятия и чувства ничуть не хуже исторической картины. Первое полотно, которое Тёрнер показал на академической выставке в 1796 году, была картина «Рыбаки в море». Она изображает несколько рыбачьих судов в открытом море ночью. Лунный свет, льющийся в прорывы облаков, освещает на волнах лодку, на которой мигает красноватый огонек фонаря. Тёрнер осваивает непривычные для него возможности масляной живописи: он усиливает контрасты между освещёнными и затемненными частями и старается передать едва уловимое различие рефлексов фонаря от бликов лунного света на волнующейся водной глади океана. Уже в этой первой картине маслом, он строит беспокойный световой овал композиции и окружает месяц туманным ореолом. Тёрнер воплотил в этой картине свое трагическое ощущение неустойчивости бытия в зыбкости набегающих пенистых валов, столкновении диагоналей мачт и парусов и безнадежности усилий, копошащихся в лодках людей, выхваченных из мрака надвигающейся бури случайно прорвавшимся лучом.
Благодаря мирному договору, заключенному в марте 1802 года Англией и Францией, Тёрнер позднее, в том же году, в первый раз смог совершить путешествие в континентальную Европу. «По пути в Швейцарию, он прибыл в Кале, где из - за отлива паром - пакетбот, курсировавший между побережьями пролива, не смог войти в гавань, и Тёрнеру вместе с другими пассажирами пришлось пересаживаться на судно меньших размеров. Как следует из записи в одном из его альбомов для этюдов, маленькое суденышко во время этого маневра едва не затонуло»» . Хотя совсем необязательно, что на картине он запечатлел именно тот случай в Кале, свидетелем которого сам являлся в 1802 году. Он так и на звал её «Мол в Кале; французские рыбаки готовятся выйти в море: прибывает английское почтово-пассажирское судно» (1803). В этой работе Тёрнера явь сплетается с вымыслом, что вообще характерно для многих его картин.
Слева от центра в гавань направляется английский пакетбот с флагом Соединенного Королевства на мачте. На палубе столпились забрызганные водой пассажиры, возможно, кого - то из них укачало. В те времена переправа через пролив шириной 33 километра могла занять целую неделю, в зависимости от направления ветра и приливов с отливами. «Как раз перед пакетботом команда одного из французских судов «французских рыбаков, готовящихся выйти в море» (как указано в названии картины) прилагает все усилия, чтобы избежать столкновения. То, что угроза столкновения возникла почти сразу после отчаливания судна, представляет собой остроумный, хотя и не лишенный патриотического оттенка намек Тёрнера на невысокое мастерство французских моряков. Более того, антифранцузское настроение подкрепляет и несколько карикатурный вид фигур на самом моле. Такое изображение соответствует традиции британского искусства, нашедшей яркое выражение в картине Хогарта «Ворота Кале» («Ростбиф Старой Англии»), и Тёрнер, конечно же, видел либо саму картину, либо гравюру с нее (или то и другое)» .
Тёрнер работал над этой картиной осенью, зимой и весной 1802-1803 годов и выставил ее в Королевской академии в мае 1803 года. В этот период, особенно после 8 марта 1803 года, в Британии крепли предчувствия скорого возобновления военных действий.
Эти опасения, вполне возможно, определили образный состав этой картины. Инцидент в центре заключает в себе намек на то, что перед этим Франция и Англия шли курсом «столкновения», но избежали его, согласившись на заключение мира. Если корабли у Тёрнера сумеют разойтись, тогда это будет прообразом такого мира. На возможность такого развития событий указывает расположение обоих судов под единственным на картине островком спокойствия: просветом в тучах непосредственно над ними, открывающим кусочек голубого неба. Но Тёрнер допускал вероятность и другого поворота в данной ситуации: сюжет мог предполагать в равной степени и возобновление военных действий. Если французское рыбачье судно и английский пакетбот столкнутся, это можно рассматривать как грядущее столкновение Франции и Англии. На то, как будет развиваться ситуация в дальнейшем, подсказывают тучи. Если они сойдутся - а вероятность этого велика, учитывая надвигающийся с запада шторм (на что указывают флаги), - тогда мирное небо исчезнет. В реальности военные действия между Англией и Францией возобновились спустя всего 16 дней после того, как картина была выставлена в Королевской академии, так что Тёрнер мастерски объединил в одном сюжете два варианта развязки событий.
Небо на картине имеет немного неестественный вид из-за облаков, напоминающих «задник» театральных декораций, но через 2-3 года Тёрнер будет передавать с большей естественностью их пространственную сложность и движение. Однако море дышит энергией, и накатывающиеся на берег и откатывающиеся назад волны изображены с глубочайшим пониманием механизма их движения. Современники Тёрнера считали, что предметы показаны довольно смутно, но именно эта «неотчетливость» прибавляет картине правдивости и выразительности.
В 1803 году Тёрнер приступает к сооружению в своем доме на Харли-Стрит галереи для экспонирования своих работ. Поводом для этого послужил, вне сомнения резкий политический раскол, произошедший в Королевской академии, последствия которого могли быть самыми серьезными. Академия лишилась бы монаршего покровительства, и ее экономическое положение оказалось бы под угрозой (понижение в ранге перевело бы ее в разряд обычного выставочного центра, который аристократия не стала бы поддерживать, как прежде). Создавая собственную галерею, Тёрнер хотел защитить свои интересы. Первая выставка в новом помещении состоялась в апреле 1804 года.
Нельзя не упомянуть о картине, написанной в том же году, «Рейхенбахский водопад в долине Оберхасли, Швейцария» (1804). Находящийся у города Мейрингена и низвергающийся в долину Оберхасли, Рейхенбахский водопад всегда пользовался популярностью у туристов, и поэтому Тёрнер не мог обойти его вниманием в своем творчестве. Художник создал две подробнейшие акварельные работы с видом водопада. На второй акварели, меньшей по размеру, он показан с более близкого расстояния и под более острым углом. Данная картина основана на черно-белом эскизе, датируемом 1802 годом, который находится теперь в Национальной галерее Ирландии.
Возможно, это самая впечатляющая акварель, созданная Тёрнером вскоре после первой поездки в Швейцарию. Вертикальный формат подчеркивает необъятность панорамы. Эффект огромного пространства усиливается за счет изображенных для контраста крохотных фигурок людей, сидящих вокруг костра слева. Той же цели служит одинокая фигура пастуха, взбирающегося по противоположному склону вслед за отбившимися от стада козами. Тёрнер сделал весьма оригинальный ход, изобразив заблудившихся коз, так как они напоминают нам, что затеряться среди таких просторов, как и в жизни очень легко.
Хорошо различимы на склонах обнажения горных пород. У основания водопада видна пыль от брызг, образуемая при низвержении больших масс воды со значительной высоты. На переднем плане четко и подробно художник изобразил сломанные деревья и огромные валуны, весь хаос дикой природы. Тёрнер написал реку уходящей за нижний край картины, создавая впечатление, что мы стоим на краю пропасти, и от этого открывающийся вид кажется еще грандиознее.
В 1805 году Тернер рисует исполненный трагизма морской пейзаж «Кораблекрушение». Море представляет бурлящую пенящуюся массу, и ясно видно мастерство, с каким художник передает движение этой массы и внутреннюю энергию водной стихии. Перевернувшееся торговое судно наполовину скрыто рыболовным судном, команда которого пытается спасти пассажиров в шлюпке. В противоположность окружающей их обстановке люди, намеренно изображенные неуклюжими, напоминают нам о «незначительности» человека и подчеркивают тщетность усилий противостоять могучим силам природы. «Кораблекрушение», как и «Мол в Кале» - первые значительные изображения моря, бурного и угрожающего, воплощают столь характерную для романтического искусства тему трагического противоборства человека и стихии. Она становится одним из лейтмотивов всего творчества художника.

Британский живописец, великий художник пейзажист – Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner). Яркий представитель романтизма в живописи и предтеча французских импрессионистов. Его каждый год выставляли в королевской Академии.

Однако многие не любили Тёрнера, он был крайне сложный в общении человек – бормотал, ухмылялся, был неуместен. Он уходил с собраний, не утруждал себя объяснениями. Неудивительно, что публика хотела его сделать менее заметным, хотя он итак был невысокого роста. Он был слишком успешным и при этом всего лишь сыном цирюльника, слишком скромное происхождение для такой славы.

В поздний период своего творчества Тёрнер перешел на новый уровень – он возвышал силу стихии, аудитория этого не поняла, современники критично отнеслись к его творчеству. Общество Викторианской эпохи, предпочитавшее реализм близкий к фотографии, не увидело правды в стиле Тёрнера, его пейзажи казались примитивными. Некоторые работы художника, граничившие с абстракционизмом, создали ему репутацию сумасшедшего.

Одним из немногих, кто встал на защиту Тёрнера был (John Ruskin) – теоретик, оказавший большое влияние на развитие искусствознания второй половины XIX – начала XX века, он назвал его «величайшим художником всех времён». Рёскин написал в журнал письмо, где оспаривал негативные отзывы о Тёрнере. Это письмо стало семенем, из которого вырос пятитомник «Современные художники» – описание искусства, в центре которой Тёрнер.

Рёскин писал, что Тёрнер не туманен, а реалистичен. Пейзажи Тёрнера не подчиняются устоям искусства Викторианской эпохи. В них природа изображена силой, которая бросает вызов современному мировоззрению. Сегодня мы называем такое искусство – «романтизм».

Тёрнер видит потрясающее небо, великолепные рассветы и закаты. Он видит дождь и порывы ветра, он видит суету современной жизни. Он видит мощь и скорость тогдашних паровозов – новую силу, порожденную наукой. Все это обладает одинаковым эмоциональным эффектом. Это большая встряска для человека.

Рёскин и сам был художником, но он не считал свои произведения таким же искусством, как работы Тёрнера. Тёрнер драматичен, полон чувств, он изображает величественные скалы, затянутые туманом, а Рёскин просто рисует скалы. Тёрнер писал природу, и его картины – это не просто тайфуны и штормы, морские волны и грозовые тучи. Это чувства наблюдателя, он писал саму суть природы, силу стихии.

Тёрнер преображает то, что видит. Он много путешествовал, понимал структуру скал, понимал, как формируются облака, как меняется погода, как устроена природа. Все эти знания художник пропускал через свою душу и писал то, что получалось. Тёрнер писал силу природы в сравнении с уязвимостью человека – это подталкивает нас к осознанию своего места на земле. Передав все это так ярко, Тёрнер выразил истинное назначение искусства.

Искусство это не просто украшение жизни, не способ произвести на людей впечатление – это некая могущественная сила, способная изменить человеческую жизнь.

По материалам BBC

240 лет назад родился знаменитый английский художник Уильям Тернер. Предлагаем читателям обзор десяти лучших картин этого автора.

Печальны помыслы мои

Но ты, великая Природа,

Коснись меня и оживи!.

Как с наступлением весны

Цветут бесплодные долины.

Как оживляет свет луны

Ночные серые руины.

(А. Теннисон)

Одним из ярких представителей живописи Викторианской эпохи (период правления английской королевы Виктории в 1837-1901 гг.) был художник Уильям Тернер. Сын парикмахера, получивший самое простое образование, он вошел в историю искусства своими прекрасными романтическими пейзажами, морскими батальными сценами, акварелями и гравюрами. Его называли предшественником французских импрессионистов.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner) родился 23 апреля 1775 года в лондонском районе Ковент-Гарден.

С 1785 года из-за болезни матери он был отправлен к дяде в Брентфорд, где впервые проявил интерес к изобразительному искусству.

Окончив школу в конце 1780-х и немного поработав у лондонских архитекторов и топографов Уильям поступил в 1789 году в Королевскую академию. Экзамены у него принимал Джошуа Рейнолдс (Первый президент академии). Лекции Рейнолдса по идеалистическому направлению в искусстве оказали впоследствии большое влияние на творчество Тернера.

Уже через год учебы акварельная работа Уильяма Тернера удостоилась экспозиции в Академии. В том же 1790 году Тернером была написана картина маслом, которая также экспонировалась на академической выставке.

С 1791 года Тернер работал художником-сценографом, давал уроки и писал многочисленные пейзажи, совершая этюдные поездки по Европе.

В 1799 году он был избран членом-корреспондентом Королевской академии. Его картина «Море у Бриджуотера», выставленная в Академии в 1801 году, имела большой успех, и в 1802 году он был удостоен звания королевского академика, что давало ему право выставлять свои работы без предварительного отбора их комиссией.

Его эмоциональные акварели своей выразительностью и мастерством исполнения не уступали масляной живописи.

На посту профессора перспективы, который он занимал в академии с 1807 года, Тернер разработал программу, посвященную вопросам «поэтической живописи».

Но впоследствии общество Викторианской эпохи под влиянием критики коллекционера и художника сэра Джорджа Бомона стало прохладно принимать живопись Уильяма Тернера, представлявшую для того времени новый тип пейзажа – легкий, без лишней детализации, наполненный яркими красками и граничащий в чем-то с абстракционизмом. Не смотря на то, что его поддержал английский художник, писатель и теоретик искусства Джон Рёскин, королева Виктория отказалась возвести Тернера в рыцарское достоинство.

Умер Уильям Тернер 19 декабря 1851 года в Лондоне и был похоронен согласно своему завещанию у собора Святого Павла.

1. Рыбаки в море. 1796 год

Эта картина была выставлена в Королевской академии в 1796 году вместе с десятью его акварельными работами и получила похвальные отзывы, а пресса отметила владение Тернером масленой живописью на уровне академического мастерства.

Уже в этом своем раннем полотне Тернер передал ощущение смятения и неустойчивости бытия, свойственное его мировосприятию и проявившееся во всех его последующих произведениях.

2. Озеро Баттермир, с радугой и ливнем. 1798 год

В этой работе Уильям Тернер показал новую ступень своего мастерства и одновременно явил столь характерное ему художественное свободомыслие, изобразив отражение радуги в глади озера.

3. Пантеон, утро после пожара. 1792 год

В 1792 году состоялась первая поездка Уильяма Тернера по Британии. В поездке он делал зарисовки городских видов. Тернер был нанят для декорации Пантеона (ротонды римского образца) на Оксфорд-стрит. Но уже через полгода – 14 января 1792 года – огонь уничтожил здание. Сделав на следующий день зарисовки последствий пожара, Тернер затем написал акварелью картину, которая была выставлена в Академии.

4. Переход Ганнибала через Альпы. 1812 год

Ко времени написания этой картины в пейзажах Уильяма Тернера все более важное место стала занимать световоздушная среда (атмосфера во всех ее проявлениях). Уже в этой – одной из своих ранних работ – Тернер мастерски изобразил разгул стихии в огромном пространстве, рядом с которым человек почти не заметен.

На картине изображено историческое событие – переход карфагенского полководца Ганнибала через Альпы в 218 году до н. э. Выбрав именно этот исторический момент художник символически изобразил события 1812 года, предвозвестившие окончательное поражение Наполеона в последующей через три года битве при Ватерлоо.

5. Последний рейс корабля «Отважный» («Бесстрашный»). 1839 год

Эту картину Уильям Тернер написал больше как историческое свидетельство прощания с одним из прославленных фрегатов Трафальгарского сражения.

6. Современный Рим - Кампо Ваччино. 1839 год

Современный Рим - Кампо Ваччино. 1839. холст, масло. 90,2 × 122 см.
Музей Гетти, Лос-Анджелес

Развалины Римского форума, изображенные на картине, в старину иногда называли Кампо Ваччино (Campo Vaccino - «пастбище для коров»).

Картина была выставлена в Королевской академии художеств 1839 года и входит в серию Римских видов, написанных Уильямом Тернером в течение двух десятилетий.

7. Большой канал в Венеции. 1835 год

Это полотно было написано на пике славы художника. Город, вдохновлявший многих художников, конечно не оставил равнодушным и Уильяма Тернера – певца красоты стихии и пейзажа, – который бывал в Венеции многократно. На картине Тернер воссоздает солнечную атмосферу прекрасного города посредством яркости красок и воздушной глубины цвета, слегка обозначив композицию при помощи рисунка. Большой канал изображен со стороны церкви Санта Мария делла Салуте (на картине она виднеется справа). На заднем плане слева видна колокольня собора св. Марка и Дворец дожей.

Картина «Большой канал в Венеции», признанная одной из лучших работ Уильяма Тернера, была представлена с четырьмя другими произведениями художника на выставке в Королевской академии в 1835 г.

8. Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе. 1842 год

Об этой акварели Уильяма Тернера, написанной после поездки в Швейцарию, английский искусствовед Джон Рёскин был очень высокого мнения.

Картина является сегодня национальным достоянием Англии.

9.Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье. 1842 год

Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье. 1842 г.
Холст, масло. 91,5 x 122. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания.

Полотно живописца, наиболее подвергшееся беспощадной критике. Предчувствуя гениальной интуицией художника приближение катастроф времени, Тернер попытался передать свое ощущение в образе шторма.

10. Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840 годы

Пейзаж с далекой рекой и плотиной. 1835-1840. Холст, масло. 93×123.
Париж, Лувр.

В этой картине, как и во многих других своих пейзажах, Уильям Тернер мастерски передает воздушность атмосферы, оттененную ярким сочетанием красок. Размытость очертаний и плавный переход цветов, формирующий объем, столь характерные для стиля Тернера, отличали его творчество от живописи старых мастеров. Такая манера письма приближала его произведения к абстракции, в полной мере явившейся в изобразительном искусстве лишь спустя полвека. Уильям Тернер опережал в своей живописи время, в котором ему было суждено творить, и поэтому оставался до конца непонятым современниками.

На анонсе статьи картина Уильяма Тернера «Канал в Чичестере», 1828 г.

Джо́зеф Мэ́ллорд Уи́льям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner; 23 апреля 1775, Ковент-Гарден, Лондон - 19 декабря 1851, Челси) - британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист. Предтеча французских импрессионистов.

Уильям Тёрнер родился в конце апреля - начале мая 1775 г. в лондонском районе Ковент-Гарден. Сам Тёрнер называл датой своего рождения 23 апреля, что, впрочем, оспаривается рядом исследователей. Отец художника, Уильям Тёрнер, был мастером по изготовлению париков, а в конце 70-х гг. открыл цирюльню. В 1785 году из-за тяжёлой обстановки в семье (его мать была душевнобольной), Джозефа Уильяма отправили в лондонский пригород Брентфорд, где он жил у дяди.

Ещё в Брентфорде он проявил интерес к изобразительному искусству. После учёбы в школе в конце 1780-х он поселился в Лондоне, где работал у архитекторов и топографов, в том числе у Томаса Малтона. В декабре 1789 года 14-летний Тёрнер был зачислен в Королевскую академию, его экзаменовал Рейнолдс. В академии он посещал последние лекции Рейнолдса, оказавшего значительное влияние на Тёрнера. В дальнейшем художник внимательно изучил весь курс лекций первого президента академии, посвящённый идеалистическому направлению в искусстве. Уже через год после поступления акварельная работа Тёрнера экспонировалась на ежегодной выставке Академии художеств. Первая картина маслом, которая удостоилась экспозиции, появилась у Тёрнера в 1790 году. Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии. С 1791 года работал художником-сценографом в «Пантеон Опере» на Оксфорд-стрит и подрабатывал, давая уроки.

Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников. Копируя чужие работы, он творчески переосмысливал чужие образы, выражая своё собственное видение. Особенно восхищал его Клод Лоррен : по словам современника, увидев картину «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог удержаться от слёз. Художник объяснил свою реакцию тем, что ему никогда не создать что-либо подобное. Спустя годы Тёрнер завещал свою «Дидону, основательницу Карфагена», которую считал непревзойдённым шедевром, Национальной галерее с условием, чтобы она висела рядом с «Отплытием царицы Савской». Тёрнер тщательно изучал доступные ему картины Лоррена, а также альбомы с гравюрами Liber Veritatis. Гравюры были выполнены с рисунков французского художника, относившихся к зрелому периоду творчества. Позднее Тёрнер предпринял выпуск альбома Liber Studiorum, выполненный в той же технике, что и альбом рисунков Лоррена - меццо-тинто. Liber Studiorum предназначался для использования в качестве учебника для начинающих художников и гравюры были сгруппированы по тематическим разделам - живопись архитектурная, историческая, пасторальная (мифологическая и бытовая), пейзажи морские и горные.

Свою первую этюдную поездку Тёрнер совершил в 1791 году. В дальнейшем он много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия). После Тёрнера осталось более десяти тысяч рисунков и набросков. Материалы из походных альбомов служили художнику основой для картин и акварелей, над которыми он работал в Лондоне, обращаясь порой к очень давним своим эскизам.

4 ноября 1799 года Тёрнер, ставший к тому времени популярным художником, был избран членом-корреспондентом Королевской академии. В 1801 году он выставил в академии картину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех, а художник Бенджамин Вест даже сравнил Тёрнера с Рембрандтом . 10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика. Это звание давало ему право выставляться в обход отборочной комиссии, предварительно просматривавшей все работы.

Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику, изучал связь между архитектурой и геологией, природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ. Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →




Top