Улыбка князя василия война и мир. 

Он «особенно сухо» обращался со всеми москвичами, «имевшими претензию на значение», и «ласково обращался с графом Плохим» именно потому, что «граф был добрый дурак, и на нем-то удобно было показать и другим, что новое назначение нисколько нас не возгордило и не изменило». Хотя князь Василий был ласков с детьми графа Плохого, однако он был «твердо уверен», что его сыновья, воспитанные заграницей, «не будут знакомы с этими выкормками и олухами». Тем не менее он «особенно, радушно согласился приехать есть прекрасный обед графа».

Образ князя Василия дорисован через восприятие других персонажей. Его не любит старый граф Безухов, понимающий цель его приезда; граф Плохой считает его «ловким» человеком; очень резко говорит о нем Шеншин, называя его «пролазой», приехавшим к Безухову только для того, чтобы «вытянуть что-нибудь», а «ежели не вытянет ничего», то «женишка поймает для дочери». В споре о Наполеоне князь Василий представлен как человек «чуткой всегда на политические события, поэтому он отстал от спора, который счел для себя неприличным, тем более что в это именно время «в Петербурге все возгорелись энтузиазмом к Франции и Наполеону»; и князь Василий, получив теперь «назначение в Петербург, называл Бонапарта уже императором Наполеоном и профессировал к нему высокое уважение».

Чаще других действующих лиц Толстой выводит в своих ранних набросках троих: князя Василия, князя Андрея и Пьера. Они переходят из варианта в вариант, и путь, который прошли эти образы, убеждает, что Толстой не сразу нашел портреты их, и, разумеется, не могли еще отразиться в достаточной мере их характеры. Однако автор сразу, без колебаний, определил для каждого из них роль в произведении.

Толстой избрал второй путь. Зачеркнув обещание «описать некоторых из слушателей», ои на полях делает помету для себя: «Кто слушает и как» и рисует выразительными штрихами образы гостей. Облик дочери князя Василия (в этом варианте она фигурирует под именем княжны Zet), так же, как и впечатление, производимое ею на всех, почти полностью совпадает с тем, что Известно по печатному тексту. Образ брата ее, Ипполита, также близок к окончательному, но в этой редакции больше подробностей, подчеркивающих отрицательный характер персонажа (во всем – во внешности, в манерах, в костюме).

Толстой намеревался было познакомить со всеми гостями и прямо об этом заявил: «Прежде чем передать историю виконта, весьма распространившуюся впоследствии, я должен описать некоторых из слушателей его, тем более, что эти некоторые, кроме того, что замечательны сами по себе, по раз встретятся читателю в продолжении этой истории». Однако изолированное описание действующих лиц противоречило художественным принципам Толстого. Незадолго до начала работы над романом Толстой осудил эту принятую в литературе и ставшую «невозможной» манеру описаний, «логично расположенных: сначала описания действующих лиц, даже их биографии, потом описание местности и среды, и потом уже начинается действие. И странное дело,- все эти описания, иногда на десятках страниц, меньше знакомят читателя с лицами, чем небрежно брошенная художественная черта во время уже начатого действия между вовсе неописанными лицами»

Если бы полностью был напечатан роман «Война и мир» в его ранней редакции, он удивил бы всех тех, кто не переставал повторять, что на раннем этапе был создан семейный дворянский роман «диккенсовского типа». Он удивил бы стройностью композиции, количеством действующих в нем лиц, вымышленных и исторических, охватом исторических событий и, главное, отношением автора к предмету. Ранняя редакция, разумеется, сильно отличается от известной всем «Войны и мира», тем не менее это уже созревший плод ясного замысла.

Впервые князь Василий появляется на бале. Он представлен пак один из приближенных к императору и призванный «к составлению ответа императору Наполеону». Он изображен «в толпе женщин», он «сыпал любезностями» и посмеивался «беззубым, но приятным ртом» Детально нарисована внешность князя, который «был как на пружинах». Рассказано об его «семейных заботах». Характеристики обоих сыновей дополняют только что созданный образ их отца. В следующих набросках князь Василий изображен в доме графа Простого. Ему придана отталкивающая внешность: старичок «в звезде и белом галстуке с завал интимен лбом и выдвинутой обезьянкой нижней челюстью». Упомянуты некоторые сведения из его биографии, раскрывающие его внутренний облик: он был «в милости» у деспота Павла I, очутившись же потом «в немилости, сенатором в Москве», он «жил не так, как другие забытые сенаторы», а сумел найти такую линию поведения, чтобы сблизиться с лицами, окружавшими Александра I, и благодаря этому снова «был вызвав в Петербург к весьма важной должности».

После того как определилось начало произведения, Толстой стал уверенно создавать завязку своего романа. Первая сцена – придворный Петербург перед войной. Действие начинается в июле 1805 года на вечере фрейлины. Многочисленные пометы на полях рукописи, служившие в большинстве случаев эскизами позднее созданных художественных картин, дают возможность следить за ходом мысли автора. «Вечер во всем разгаре. Разговоры с разных сторон. С одной об идеалистическом направлении двора нашего и антагонизме императрицы матери и Александра. С другой – рассказ о Енгиенском. С третьей о дворе и интригах. Все размерено».

Проследить шаг за шагом, как создавалась ранняя редакция, значит пересказать ее содержание. А это было бы слишком громоздко; ведь по подсчетам самого Толстого она занимает 66 печатных листов. Можно лишь в общих чертах рассказать, как развизался сюжет и строилась композиция этого огромного многопланового произведения после того, как автор уяснил себе основное направление романа, и проследить, что удалось автору сразу, а что потребовало длительных творческих поисков и труда.

Одним из героев романа-эпопеи Толстого Л.Н. является Василий Курагин, приближенный царя, «важный», «значительный» слуга при дворе. К своему герою автор относится сатирически. Читая внешнюю характеристику Курагина, мы чувствуем неприкрытую иронию: это старик «в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица», при улыбке морщины вокруг его рта складываются во «что-то неожиданно грубое и неприятное». Комично выглядит и «надушенная и сияющая лысина» старого князя. Отношение Василия Курагина к окружающим было снисходительным и покровительственным, голос его тих, а во время разговора князь пригибал своего собеседника за руку.

Курагин старается сближаться с людьми более богатыми, чем он сам, и имеющими более высокое положение.

Он пользуется своими выгодными знакомствами и сложившимися обстоятельствами, приводя в исполнение свои планы. А планов у него не так уж много, но все они касаются его детей. Первоочередной задачей является для Василия Курагина поиск выгодных партий для беспутных Элен, Ипполита и Анатоля, устройство сыновей в «тепленькие» места. Князь считает себя образцовым отцом, который заботится о своих детях, однако на самом деле таковым не является. Родственные связи в семье Курагиных формальные, они поддерживаются для видимости и ради приличия. О своих детях князь Василий говорит: «Мои дети - обуза моего существования. Это мой крест». Если старший сын Ипполит - «покойный дурак», то Анатоль - «беспокойный», содержание которого, кроме того, «стоит сорок тысяч в год...».

Анатоля князь пытается женить на княжне Марье Болконской, но, к счастью, княжна Марья сумела вовремя рассмотреть под красивой оболочкой всю развращенную сущность своего несостоявшегося жениха. Холодную красавицу Элен князю Василию все-таки удается пристроить. Одурачив простодушного Пьера Безухова, он выдает свою дочь замуж за богатейшего жениха в Петербурге. Для своих сыновей Курагин все-таки подыскивает «теплые» места: Ипполита, благодаря связям, удается пристроить в дипломаты, застраховав тем самым от военной службы; младшему сыну Анатолю отец тоже подыскал неплохое местечко: он «числится» при полку.

Сам князь Курагин всю свою жизнь приспосабливался к обстоятельствам, во всем видя свою собственную выгоду. Он карьерист, которому не свойственны такие качества, как патриотизм, благородство и духовное богатство. Но при этом нельзя сказать, что Василий Курагин был крайне отрицательным героем, желающим и причиняющим зло окружающим. Отнюдь, конечно его занимали лишь свои личные, корыстные интересы, он старался осуществить свои планы любой ценой, но специально он не продумывал свои действия с целью причинить кому-то зло. Просто он действовал по обстоятельствам, и если эти обстоятельства были против кого-то, то Курагин, не задумываясь, переступал через этого человека.

Семья Курагина под стать отцу семейства. Княгиня завидует богатству своей дочери. А дети, не испытавшие родительской любви, не получившие нравственного воспитания, демонстрируют свое духовное ничтожество и всю приземленность жизненных интересов. Но в семье Василия Курагина и не могло быть иначе. Он сам, как отец этого семейства, направил его не в созидательное русло, а в вырождающееся. Неслучайно в конце романа мы узнаем, что Анатоль был ранен, пережил ампутацию ноги и умер, Элен также умерла от неизвестной болезни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли - князь
Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины - третье в романе семейное объединение -
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
"…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец". Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
"она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты".
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению".
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
"Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
Ипполит Курагин .
"…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение".
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам "в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита "покойным
дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
"Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка".
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
думал Анатоль.

Князь Василий Курагин – один из значимых персонажей романа-эпопеи "Война и мир". Его семейство, бездушное и грубое, наглое и действующее напролом, когда есть возможность обогатиться, противопоставлено деликатной и добросердечной семье Ростовых и интеллектуальной семье Болконских. Василий Курагин живет не мыслями, а, скорее, инстинктами. Он, встречая влиятельного человека, старается сблизиться с ним, и это происходит у него автоматически.

Внешность князя Василия Сергеевича

Мы его первого встречаем в салоне Анны Павловны, где собирается весь интеллектуальный и какой же на проверку убогий цвет Петербурга. Пока еще никто не прибыл, он ведет полезные и доверительные разговоры со стареющей сорокалетней «энтузиасткой». Важный и чиновный, высоко неся голову, он прибыл в придворном мундире со звездами (награды он сумел получить, не делая ничего полезного для страны). Василий Курагин плешив, надушен, степенен и, даже несмотря на свои шестьдесят лет, грациозен.
Движения его всегда свободны и фамильярны. Ничто не может вывести его из состояния равновесия. Василий Курагин состарился, проведя всю жизнь в свете, и блестяще владеет собой. Его плоское лицо покрыто морщинами. Это все становится известно из первой главы первой части романа.

Заботы князя

У него трое детей, которых любит он мало. Сам в той же главе он говорит, что у него нет родительской любви к детям, но пристроить их хорошо в жизни он считает своей большой задачей.
В разговоре с Анной Павловной он как бы ненароком спрашивает, кому предназначается место первого секретаря в Вене. Это главная его цель посещения Шерер. Ему надо пристроить на теплое местечко придурковатого сына Ипполита. Но, между прочим, он договаривается, что Анна Павловна попробует сосватать его беспутного сына Анатоля с богатой и знатной Марией Болконской, которая живет с отцом в имении Хоть одну пользу Василий Курагин от этого вечера получил, поскольку он не привык к бесполезному для себя времяпровождению. И вообще, он умеет пользоваться людьми. Его всегда влечет к тем, кто стоит выше него, и у князя есть редкий дар – ловить минуту, когда можно и надо пользоваться людьми.

Видео: Сваты 4 (4-й сезон, 12-я серия)

Гадкие поступки князя

В первой же части, начиная с главы XVIII, Василий Курагин пытается, приехав в Москву, завладеть наследством Пьера, уничтожив завещание его отца. Жюли Карагина более или менее подробно написала об этой некрасивой истории Марии Болконской в письме. Ничего не получив и сыграв «гадкую роль», как выразилась Жюли, князь Василий Курагин уехал в Петербург сконфуженный. Но он недолго пребывал в этом состоянии.
Он как будто рассеянно приложил усилия, чтобы сблизить Пьера со своей дочерью, и успешно завершил это дело свадьбой. Деньги Пьера должны служить семейству князя. Так и должно быть, по мнению князя Василия. Попытку женить повесу Анатоля на безответной некрасивой княжне Марье тоже нельзя назвать достойным поступком: его заботит только богатое приданое, которое при этом может получить сын. Но его такая безнравственная семья вырождается. Ипполит – просто дурень, которого никто всерьез не воспринимает. Элен умирает. Анатоль, перенеся ампутацию ноги, неизвестно, выживет или нет.

Характер Курагина

Он самоуверенный, пустой и В тоне его голоса за приличием и участием всегда просвечивает насмешка. Он всегда старается сблизиться с людьми высокого положения. Так, например, все знают, что он в хороших отношениях с Кутузовым, и к нему обращаются за помощью, чтобы пристроить сыновей в адъютанты. Но он всем привык отказывать, чтобы в нужную минуту, а мы уже говорили об этом, воспользоваться милостями только для себя. Такими мелкими черточками, разбросанными в тексте романа, описывается светский человек – Василий Курагин. Характеристика его у Л. Толстого весьма нелестная, и с ее помощью автор описывает высший свет в целом.

Большим интриганом, привыкшим жить мыслями о карьере, деньгах и выгоде предстает перед нами Василий Курагин. «Война и мир» (причем мир во времена Толстого писался через непривычную нам букву i и означал не только мир как отсутствие войны, но и, в большей степени, мироздание, и прямой антитезы в этом названии не было) - произведение, в котором князь показан на фоне великосветских приемов и у себя в доме, где нет тепла и сердечных отношений. Роман-эпопея вместил в себя монументальные картины жизни и сотни характеров, одним из которых и является князь Курагин.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

В романе Л. Толстого «Война и мир» действует бо­лее пятисот героев. Но никто из них не вызывает у чи­тателя такого презрения, возмущения и негодования, как отец и дети Курагины. «Подлая, бессердечная по­рода» — такую характеристику семейству Курагиных дает Пьер Безухов.

Образ отца семейства — князя Василия Курагина — олицетворяет собой тип предприимчивых карье­ристов и стяжателей. Предприимчивость и стяжатель­ство становятся едва ли не основными чертами харак­тера этого героя.

С князем Василием мы встречаемся на первой же странице романа. Несмотря на приглашение к англий­скому посланнику, он первым приехал в салон мадам Шерер, потому что убежден, что «влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез». Кроме того, у него были личные мотивы для посещения.

И эти детали, и последующий разговор с Анной Пав­ловной открывают читателю многие черты характера князя Василия. Не случайно и то, что Л. Толстой не дает подробного описания внешности своего героя, а находит более существенный способ его представле­ния. Он изображает князя Василия «в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с свет­лым выражением плоского лица» и отмечает, что князь «говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку».

Л. Толстой обращает внимание и на такую особен­ность своего героя: «Князь Василий говорил всегда ле­ниво, как актер говорит роль старой пиесы». Акцент писателя на мундире, голосе и манере разговора наво­дит на мысль о том, что князь Василий — опытный ве­ликосветский сплетник. Он совершенно равнодушен к тем, кто находится рядом с ним, если это не сулит никаких выгод. Например, в разговоре князя с Анной Павловной в его голосе «из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка». В сцене с княгиней Друбецкой он старался держаться отстраненно, но все же «почувствовал, однако, после ее ново­го призыва, что-то вроде укора совести».

Есть в образе князя Василия Курагина и еще одна отличительная особенность. Как говорит Л. Толстой, его герой всегда руководствуется инстинктом светскос­ти. «Что-то влекло его постоянно к людям сильнее и богаче его, и он одарен был редким искусством ло­вить именно ту минуту, когда надо было и можно было пользоваться людьми». А если подобными способнос­тями наделен такой «важный и чиновный» человек, как князь Василий, то он может добиться многого в том обществе, где поиски малейших выгод служат единст­венным отношением между людьми.

На первый взгляд, князь Василий — энергичный и неуязвимый эгоист. Но оказывается, что и у него есть слабое место — его дети. И Анна Павловна, желая «щел­кануть князя», заводит разговор о них: «Знаете, я недо­вольна вашим меньшим сыном. Между нами будь сказа­но (лицо ее приняло грустное выражение), о нем говори­ли у ее величества и жалеют вас…» Князь Василий вынужденно признается: «Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли дурни. Ип­полит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль — беспокойный. Вот одно различие». На это признание Ан­на Павловна не без колкости говорит: «И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы ни в чем не могла упрекнуть вас».

Ловким расчетливым интриганом выступает князь Василий в истории с завещанием старого графа Безухова. Он пытается уничтожить бумаги старого графа руками княжон. Но когда ему это не удается, он почти насильно женит Пьера на своей дочери Элен. Он также пытается женить своего беспутного сына Анатоля на княжне Ма­рье, но этим планам не суждено было осуществиться.

Недалеким лицемером выставляет себя князь Васи­лий при обсуждении кандидатуры главнокомандующего в салоне Шерер. Он говорит о Кутузове: «Разве возмож­но назначить главнокомандующим человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека са­мых дурных нравов!.. Я уже не говорю о его качествах как генерала, но разве можно в такую минуту назначать человека дряхлого и слепого, просто слепого? Хорош бу­дет генерал слепой!» Но вскоре именно Кутузова назна­чают главнокомандующим, и князь Василий с легкостью меняет свое мнение о нем: «Ну-с, вы знаете великую но­вость? Кутузов — фельдмаршал. Наконец, вот этот че­ловек». А когда ему напоминают его прежние суждения, он спокойно отвечает: «Э, вздор, он достаточно видит, поверьте. И чему я рад, это то, что государь дал ему полную власть над всеми армиями, над всем краем, — власть, которой никогда не было ни у какого главноко­мандующего. Это другой самодержец».

Образ князя Василия — бессердечного эгоиста, ли­цемерного интригана и карьериста — олицетворение тех людей, которые не способны на простые человеческие чувства. (Лишь однажды князь Василий проявляет их — в момент смерти старого графа Безухова «в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем». Но оказывается, что и они продиктованы эгоизмом князя Василия. Он не соболез­нует Пьеру, не горюет по поводу кончины старого гра­фа, а думает исключительно о себе: «Мне шестой деся­ток, мой друг… Все кончится смертью, все. Смерть ужасна».) Поэтому писатель приводит князя Василия на суд Божий, согласно которому «всякое дерево, не прино­сящее плода доброго, срубают и бросают в огонь».




Top