Урок литературы горе от ума 4 действие. Урок Мильон терзаний.Анализ IV действия комедии А.С.Грибоедова Горе от ума.Смысл названия пьесы

Комедия «Горе от ума» создавалась в 1816-1824 гг. - в период, когда в России возникали и действовали первые тайные общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии - столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими. Это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века. Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу? Крепостное право

Вот что сковывало творческие силы «умного, бодрого русского народа», препятствовало экономическому и культурному развитию России.

Именно Репетилов в парадных сенях дома Фамусова разоткровенничался перед Чацким. Сперва он сознался, что при Чацком чувствует себя жалким и смешным, а потом поведал, что он теперь сильно изменился, участвует в тайных собраниях в английском клубе с умнейшими людьми.

Все объяснять ему недосуг, но нельзя не упомянуть, что в собраниях участвует князь Григорий, другой - Воркулов Евдоким, прекрасный певец, но гением Репетилов считает Удушьева Ипполита Маркелыча, который пишет книги: «отрывок, взгляд, и нечто - обо всем». Сам Репетилов может написать каламбур. Так они вчетвером, глядь, водевильчик слепят. «Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот чем я людям мил, совру - простят...»

В «Горе от ума» типична сама общественно-историческая ситуация, поскольку она верно и глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данной эпохи. Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные Грибоедовым.

Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание. Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.

Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил объективную правду жизни, создал типический образ «нового человека» - общественного протестанта и борца - в типических обстоятельствах его исторического времени.

Столь же типичны и исторически характерны представители другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира.

Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему типичности, Грибоедов тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщи-ну. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими чертами, Грибоедов тем самым решил и политическую проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная направленность его творчества.

Действие комедии движется к развязке. Заключительные сцены поистине драматичны: наступает прозрение главных героев. Но не случайно Грибоедов называет свое произведение комедией. Мы уже неоднократно убеждались в том, что в пьесе драматическое тесно переплетается с комическим.

В IV действии перед читателями и зрителями вновь проходят гос­ти Фамусова, уверенные в себе и довольные собой. Это последняя встреча с ними. Это зеркальное отражение общества, обрисо­ванного в самом начале комедии в монологах Чацкого и Фамусова.

Какова роль этих сцен в развитии действия? Как они характери­зуют московское дворянство? Как усиливают трагизм положения Чацкого? Каков финал пьесы? Эти вопросы - в центре нашего вни­мания сегодня на уроке.

1. Начало IV действия. Гости Фамусова разъезжаются по домам. Сколько интересных наблюдений дают нам эти сцены для группо­вой характеристики персонажей - фамусовских гостей! Какие штрихи к следующим портретам второстепенных персо­нажей вы можете добавить?

Графиня Внучка . Ее последняя реплика подтверждает злой и вздорный характер старой девы, которая кичится своим аристо­кратическим происхождением, на всех смотрит свысока (вспом­ним, что в сцене появления на балу, когда в зале было уже много гостей, она сетует на то, что приехала первой!). Ее фраза комична тем, что метко характеризует общество, к которому она сама отно­сится, и все происшедшее на балу у Фамусова - «какие-то уроды с того света».

Горичи. Платон Михайлович во время бала скучает, но он готов делать все по желанию жены; Наталья Дмитриевна властно повелева­ет мужем.

Скалозуб. Уезжает один из первых - он не испытывает особых чувств к Софии; если и надумает жениться, его позиции как воз­можного жениха достаточно сильны, поэтому ему нет необходимос­ти оставаться дольше в доме Фамусова, он и так здесь всегда желан­ный гость. Его юмор «солдафонский».

Хлестова Амфиса Ниловна. Дама самовластная и безапелляци­онная, не лишенная ума, верно оценивает Репетилова («А ты, мой батюшка, неисцелим, хоть брось»), ласково-снисходительно указы­вает Молчалину на его пока что незначительное положение, назы­вая его комнату «чуланчиком» и т.д.

2. Наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена, гости начинают разъезжаться по домам, по­является новый герой. Это Репетилов, Связано ли его появление с развитием действия комедии? (Фамусовское общество единодушно объявило Чацкого сумасшедшим, определило тому причины, но сам Чацкий об этом еще ничего не знает. Конфликт в такой ситуации не может разрешиться. Приблизить развязку общественного конфликта и помогает приезд Репетилова.)



3. Как гости Фамусова убеждают Репетилова в «помешательст­ве» Чацкого? Почему он тоже соглашается с «общественным мнением», хотя незадолго перед этим изъяснялся Чацкому «в любви» и «дружбе»? (Они подавляют его всеобщностью и единодушием:

Все вместе: Мсье Репетилов! Вы! Мсье Репетилов! что вы!

Да как вы! Можно ль против всех! Да почему вы? Стыд и смех, -

в этих словах гневное осуждение сообщника, пытавшегося укло­ниться от единомыслия.)

4. Согласны ли вы с мнением, что в образе Репетилова заключе­на насмешка над некоторыми взглядами Чацкого? Зачем Грибоедов противопоставляет Чацкому Репетилова? Как автор это делает? Докажите текстом. (В репликах и поступках Репетилова, словно в кривом зеркале, отражается сценическое поведение Чацкого - вплоть до отдельных деталей.

В некотором роде образ Репетилова напоминает пародию на Чацкого.)

Этот герой принадлежит к тем «вольнодумцам», которые не подвергаются гонениям, так как их жизненные идеалы ничем не от­личаются от общепринятых. Репетилов не прочь был повторить путь, приведший к успеху многих, но ему не повезло с женитьбой на дочери влиятельного барона. Поэтому источником его «оппозици­онных» настроений стали зависть к более удачливым и обида на обманувшего его ожидания тестя.

5. В финале пьесы Чацкий и София одновременно убеждаются в неверности тех, кого любят. По сути, они оказываются в ситуации, которую можно расценить как испытание. Вот почему многие лите­ратуроведы считают именно эту сцену кульминацией любовного конфликта . Как ведут себя герои? Что можно добавить к их харак­теристике?

(Это сильное потрясение для героев, но они достойно встречают удар судьбы. Это свидетельствует о том, что София - сильная личность. Она отвергает Молчалина. Чацкий, убедившийся в «измене» Софии, разражается гневным монологом, в котором с «гордостью» и горечью говорит о разрыве.

София винит во всем только себя. А Чацкий обвиняет Софию, даже в том, в чем она явно не виновата: что завлекла его надеждой (это неправда!), что пожертвовала им ради подлеца, что не рассказала обо всем сра­зу и т.д. Но психологическое состояние Чацкого можно понять: он потрясен прежде всего тем, что именно София пустила слух о его су­масшествии. Герой справедливо видит в этом предательство близко­го человека. И уж «рубит вкривь и вкось». Вот почему он так жесток по отношению к любимой девушке.)

6. А где же «доброта души»? Вспомним, что София уже однаж­ды упрекала Чацкого в отсутствии «доброты души»... Может быть, она права? Как вы оцениваете поведение главного героя в этой сцене?

7. Чтение 14 явления по ролям.

8. Какое прозрение наступило для Фамусова? Почему в такой трагический момент его поведение выглядит комичным?

(Комизм положения Фамусова заключается как раз в том, что его «прозре­ние» далеко от истины: он твердо решил, что дочь в заговоре с Чац­ким, и совершенно уверен в своей правоте. Это к Чацкому, а не к Молчалину обращается он со словами:

Брат, не финти, не дамся я в обман,

Хоть подеретесь, не поверю...)

9. Но вот прозвучал последний и полный драматизма монолог Чацкого. Почему Грибоедов не завершает им свою пьесу? Для чего нужна последняя реплика Фамусова в 15 явлении? (Снова перепле­тение трагического и комического: Фамусова (снова обыгрывается его фамилия!) больше всего в этой истории волнует общественное мнение:

Ax! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

Так финал комедии снова возвращает нас в комедийную об­становку.)

Итак, прозрение героев наступило. Но что будет с ними дальше? Грибоедов оставляет финал комедии открытым, а читателя - наеди­не со своими чувствами, мыслями о прочитанном...

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ

Тексты... внешне даже самые ясные и подат­ливые,

говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать.

Марк Бок

В эпиграф урока вынесены слова из работы французско­го историка Марка Бока (1886-1944) «Апология истории, или Ре­месло историка».

С чего начать анализ произведения? С его жанра, потому что жанр - это те «первые ворота», через которые читатель входит в художественный мир произведения. Жанр во многом организует наше восприятие: ведь у каждого жанра свои законы, и грамотный читатель их должен знать, чтобы «уметь спрашивать».

Сопоставление разных высказываний о жанре комедии

Материал для раздачи на уроке

1.И.А. Гончаров:

«...Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея жи­вых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя - больше всего комедия - какая едва ли най­дется в других литературах...»

2.А. Блок:

«Горе от ума»... - гениальнейшая русская драма; но как пора­зительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной об­становке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и зло­стью в душе и с лицом неподвижным, в котором «жизни нет»; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядови­тый насмешник и скептик... написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователе! себе равных».

3.Н. Пиксанов:

«По существу, «Горе от ума» следовало бы назвать не комедией а драмой, употребляя этот термин не в родовом, а в видовом, жанровом его значении. <...>

Реализм «Горя от ума» - это реализм высокой комедии-драмы, стиль строгий, обобщенный, лаконический, экономный до последней степени, как бы приподнятый, просветленный».

4. А.А. Лебедев:

«Горе от ума» все пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях... Стихия комического в «Горе от ума» - стихия сложнейше противоречивая... Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и «легкий юмор», «трепещущая иро­ния», даже «вроде ласкающий смех» и тут и «едкость», «желчь», сатира.

Трагедия ума, о которой идет речь в комедии Грибоедова, осве­щена остроумно. Вот на этой острейшей грани соприкосновения трагического элемента с комическим в «Горе от ума» и выявляется своеобразный подтекст собственно авторского восприятия всего происходящего...»

Каков жанр «Горя от ума» - комедия или драма? Обратимся к тексту произведения и найдем в нем подтверждения выводам иссле­дователей.

Горько сетует наедине с самим собой: он ожидал найти в Москве радость от встречи со знакомыми и живое участие от них, однако не обнаружил ни того, ни другого. (См. полный текст «Горя от ума» .)

Лакей Чацкого долго не может найти кучера. На Чацкого тем временем натыкается приехавший с опозданием суетливый Репетилов. Начинает торопливо рассказывать: порвал со своей прежней разгульной жизнью – и сошёлся с умнейшими людьми. В Английском клубе они образовали «секретнейший союз» с тайными собраниями по четвергам. На них ведутся разговоры о «камерах», о присяжных, «О Бейроне , ну о матерьях важных». Предлагает свести и Чацкого со своими друзьями («Что зá люди, mon cher! Сок умной молодёжи!»). Чацкий: «Да из чего беснуетесь вы столько?» – «Шумим, братéц, шумим». – «Шумите вы? и только?»

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Репетилов начинает описывать членов «секретнейшего союза»: князь Григорий, чудак, нас морит со смеху, век с англичанами, вся áнглийская складка, и так же он сквозь зубы говорит; Евдоким Воркулов – исполнитель любовных итальянских арий; братья Левон и Боринька, о которых и «не знаешь, что сказать»; «но если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!!» [намёк на Чаадаева ]. Советует Чацкому прочесть его сочинения, хотя Удушьев, впрочем, почти ничего не пишет, в журналах можно сыскать лишь его отрывок , взгляд и нечто , «но голова у нас, какой в России нету», хотя «крепко нá руку нечист; да умный человек не может быть не плýтом». Однако Удушьев любит говорить о «высокой нечисти» с горящим лицом, да так, что все вокруг рыдают. На собраниях члены репетиловского «союза» сочиняют водевили, кладут их на музыку – и сами же хлопают, когда их дают в театрах.

В комедии «Горе от ума» широко отразилась эпоха того времени: автор рисует картину жизни и нравов дворянского общества и его мировоззрение, показывает передового человека с его идеалами, причем вся эта картина имеет тот «московский отпечаток», о котором говорили современники Грибоедова и который с точностью передавал дух барской Москвы 10-х-20-х годов XIX столетия.

В пьесе мы находим отклики на разные злободневные вопросы того времени: тут и споры о камерах, присяжных, о Байроне, разговоры о ланкастерском «взаимном обучении», о Педагогическом институте и его профессорах, о карбонариях, якобинцах и франкмасонах, об Английском клубе, об Ученом комитете, об опеке над имениями помещиков, о поселении крепостных крестьян за провинности в Сибирь и т. д. Все это создает колорит эпохи и роднит «Горе от ума» с «Евгением Онегиным», с той разницей, что в романе Пушкина эпоха, быт и нравы часто отображаются в лирических отступлениях, где автор рассуждает сам, тогда как Грибоедов,в силу особенностей драматического произведения, знакомит с эпохой только через речь действующих лиц, используя эти сведения и для характеристики персонажей, так как важно и то, как герой говорит о том или другом вопросе, какое у него по поводу этого мнение. Так, например, уже первый разговор Чацкого с Софьей знакомит читателя с обществом дворян-москвичей и с его интересами и бытом (в оценке Чацкого). Драматический конфликт — противоречие героя со средой — определяет и построение произведения, его композицию. Но не только один общественный конфликт лежит в основе «Горя от ума». Ту быстроту и живость действия, о которой говорил сам автор, придает комедии и другой, любовный конфликт. Огромное мастерство Грибоедова как драматурга сказал ось в том, как блестяще показал он взаимопроникновение двух драм Чацкого — общественной и личной. Горе от любви и горе от ума, переплетаясь, вместе растут и углубляются, приводя все действие к развязке.

Так, в 1 действии, в основном, намечается любовная линия сюжета: Софья любит Молчалина (об этом сразу же узнает читатель, но не знают ни Фамусов, ни Чацкий). Из разговора между нею и Лизой мы узнаем о влюбленном в Софью Чацком, — и он тут же является сам, оживленный, говорливый, шутит с Софьей, говорит о ее холодности, еще не веря в нее, вспоминает московских знакомых. Фамусов в недоумении: он застал у Софьи Молчалина, позднее — Чацкого.

Лиза — деятельная участница всех сцен, где развивается любовная интрига; в 1 действии она и хитрит, выгораживая барышню, и посмеивается над ней, и уклоняется от барского ухаживания Фамусова, и вспоминает о Чацком. Последние слова Фамусова, которыми заканчивается 1 действие,- это не просто реплика под занавес, как считали некоторые критики, — это вместе с тем итог действия: Софья — и около нее двое: Молчалин и Чацкий. Фамусов в недоумении — который же из двух, — причем оба, по его мнению, не годился в женихи. В IV действии, в трагический момент кульминации действия, комизм положения Фамусова заключается как раз в том, что он твердо решил для себя этот вопрос («который же из двух?») в пользу Чацкого и совершенно уверен в своей правоте («Хоть подеретесь — не поверю»).

Итак, в 1 действии общественный конфликт только лишь намечен тонкими линиями шутливых, хотя и едких замечаний Чацкого в адрес московского общества; центр тяжести — в любовной интриге. Но вот во 2-ом действии, с 1-го по 6-е явление, уже явственно звучат общественные мотивы. Однако заметим, что спор Чацкого с Фамусовым, превратившийся в настоящий поединок «века нынешнего» с «веком минувшим», начался из-за Софьи: Чацкий спрашивает о ее здоровье — Фамусов раздражается, так как Чацкий, по его мнению, не может быть подходящим женихом для Софьи. С большим мастерством переводит Грибоедов разговор на общественные вопросы: на слова Чацкого: «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?» — Фамусов отвечает предложением «не блажить», не управлять оплошно имением, а главное — идти на службу, на что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий раздражен, он уже получил, хоть и неформальный, так как и сам не делает формального предложения, но все же отказ от отца любимой девушки. Он возмущен требованиями Фамусова, он и ради любви не способен поступиться убеждениями.

Мотив гражданского долга службы широко развертывается дальше в двух монологах: Фамусова и Чацкого, которые высказывают резко противоположные мнения. Фамусов — поклонник старых порядков службы, получения мест и чинов, Чацкий — выразитель взгляда на службу как на выполнение гражданского долга человека. То, как Фамусов реагирует на мнение Чацкого («Ахl боже мои! он карбонари!» и т. д.), все резче и резче определяет значимость общественного конфликта. Но и любовную драму Чацкого Грибоедов не забывает. Она сопутствует общественной драме и пронизывает ее. Оба конфликта взаимно углубляют друг друга. В явлении 3-м Фамусов намекает Чацкому на Скалозуба как на возможного жениха для Софьи, а в явлении 4-м Чацкий, разгоряченный спором с Фамусовым, проявляет смятение, внесенное в его душу этими намеками. Резкость общественного конфликта ясно определяется в двух знаменитых монологах (Фамусова и Чацкого): «Вкус, батюшка, отменная манера» и «А судьи кто?» Так, все усложняясь и углубляясь, растет общественный конфликт, и в тот момент, когда он доходит до большого напряжения, Грибоедов быстрой и совершенно неожиданной сценой обморока Софьи переключает внимание читателя на личные взаимоотношения героев. С 7 -го по 14-е явление развивается любовная интрига, осложняющаяся вероломством Молчалина. К подозрениям Чацкого о Скалозубе прибавляются подозрения о Молчалине. Лиза из наперсницы становится активным участником в развитии любовной истории. Ее знаменитыми словами:
Она к нему, а он ко мне,
А я … одна лишь я любви до смерти трушу, —
А как не полюбить буфетчика Петрушу! —
подытоживается новое в любовной интриге во II-м действии (в 1 действии Чацкий — к Софье, Софья — к Молчалину, а во 11 действии Чацкий — к Софье, Софья — к Молчалину, Молчалин — к Лизе, Лиза — к Петруше).

Итак, во 2-ом действии совершенно четко обозначается все возрастающий общественный конфликт и усложняется, вместе с тем, любовная интрига. Если в начале 2-го действия звучат общественные мотивы, осложненные личными переживаниями, а к концу действия происходит быстрое развитие любовной интриги, то 3-е действие, наоборот, начинается, как бы продолжая 2-е действие, с развития преимущественно любовных мотивов, осложненных общественными. Таковы явления 1-е и 2-е, где Чацкий старается выспросить Софью о Скалозубе и Молчалине, тут же высказываясь и по общественным вопросам (монолог Чацкого «Оставимте мы эти пренья»).

Явление 3-е — образец диалога в стихах. В нем в полной мере слиты и личные, и общественные мотивы пьесы. Диалог дает богатый материал для характеристики Молчалина (мнения Чацкого для нас уже не новы, но поражают его блестящие афоризмы) и заканчивается естественным для Чацкого выводом:
С такими чувствами, с такой душою
Любим … Обманщица смеялась надо мною!
Далее, с 4-го явления, следует картина бала у Фамусова. Грибоедов показывает многочисленность и силу противоположного Чацкому лагеря; нарастает неизбежность открытого разрыва, и, вместе с тем, на фоне борьбы двух лагерей, неразрывно с ней связанная, развивается сердечная драма Чацкого. В явлении 13-м Чацкий рассердил Софью уже по-настоящему тем, что стал с насмешкой говорить о Молчалине (психологически это вполне оправдано: ведь Чацкий уверен, что Софья не может любить Молчалина). От раздраженной Софьи впервые слышится о Чацком: «Он не в своем
уме». Далее следуют явления, в которых с исключительной быстротой и легкостью разрастается сплетня о сумасшествии Чацкого. Быстро сменяющиеся сцены показывают, как сплетня находит себе благодарнейшую почву, как обрастает новыми и новыми, все более невероятными и нелепыми подробностями. Итогом, до которого доходит сплетня, являются слова 3агорецкого: «Нет-с, бочками сороковыми!» В 22-м (последнем) явлении всему обществу противопоставлен Чацкий с его «мильоном терзаний», вылившимся в гневном монологе: «В той комнате незначащая встреча … » Глубина разрыва между Чацким и окружающими его людьми ясна, а к той положительной программе Чацкого, которая изложена им ранее, добавлены последние и очень существенные черты: требование уважения к русскому народу, к национальной культуре, к родному языку. Завершением раскрытия идейных позиций Чацкого и резким столкновением его с обществом и заканчивается 3-е действие.

«Мильон терзаний»

(Анализ 4 действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

Смысл названия пьесы.

Цели урока.

Образовательная.

Продолжать работу над анализом драматического произведения, анализом эпизода, углубить знания о характеристике персонажей пьесы, овладеть литературоведческими терминами (развязка, второстепенные персонажи, персонаж- пародия).

Развивающая.

Развивать навыки самостоятельной работы учащихся, умение создавать социально- психологическую характеристику персонажей; продолжать работу над связной монологической речью; обогатить лексикон девятиклассников.Развивать воображение, вызвать у детей сопереживание героям комедии А. С. Грибоедова. Способствовать развитию внимательности, наблюдательности учащихся, актерских задатков.

Воспитательная.

На примере жизни главного героя способствовать воспитанию высших нравственных качеств. Формировать собственное мнение о поступках героев литературных произведений.

Эпиграф к уроку.

Так! Отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой- и спала пелена…

А. С. Грибоедов

Словарная работа.

Сарказм- язвительная насмешка, злая ирония.

Пародия- 1. Комическое или сатирическое подражание кому- либо.

2. перен. неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-нибудь.

Развязка- заключительная часть литературного произведения.

Разоблачение- раскрытие чьих- либо тайных замыслов, лжи, злоупотребления.

План урока.

    1. Оргмомент.

      Сообщение целей урока.

      Объяснение нового материала.

      Подведение итогов урока.

      Домашнее задание.

Объявление темы урока. Постановка его целей и задач.

Слово учителя.

В центре нашего урока- анализ четвертого действия комедии А. С. Грибоедова.

Какие события произойдут с нашими героями? Каково их поведение в трудных ситуациях? Что нового мы узнаем об их характере? Логична ли такая развязка? – вот вопросы, на которые мы сегодня ответим.

А также нам предстоит познакомиться с новыми, второстепенными персонажами пьесы, задуматься над смыслом названия грибоедовской комедии.

По ходу анализа четвертого действия мы будем составлять его цитатный план.

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 3 явлению.

Какое чувство испытывает Чацкий после бала?

(Разочарование, боль, одиночество) .

Где находится Чацкий, опишите его позу?

Почему Грибоедову надо изобразить героя недвижимым и в сенях фамусовского дома?

Анализ монолога.

Ну вот и день прошел, и с ним

Все призраки, весь чад и дым надежд…

Чего я ждал? Что думал здесь найти?

Где прелесть встреч? Участье в ком живое?

Крик! Радость! Обнялись!Пустое…

И пусто, и мертво…

Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь.

Учащиеся анализируют монолог главного героя: «Ну вот и день прошел…», обращают внимание на языковые средства, передающие состояние Чацкого: парцелляция, ряды однородных членов, наличие восклицательных предложений, риторических вопросов. Все это свидетельствует о неудовлетворенности Чацкого людьми, которых он встретил на балу.

Как бы вы озаглавили этот эпизод, используя цитаты?

(Дети говорят варианты. Запись на доске, например: «Ну вот и день прошел, и с ним все призраки», или: «Крик!радость!обнялись!- Пустое!», или: «И пусто, и мертво…»)

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 4,5 явлениям.

Но вот интонация комедии меняется. Почему? (на сцене появляется новый персонаж- Репетилов.)

Учащимся предлагается

1. сыграть появление Репетилова;

2. выразительно зачитать несколько его реплик, помогающих раскрыть суть персонажа. (При этом важно обратить внимание на тот факт, что при появлении на сцене герой падает, речь его чрезмерно напыщенна, тороплива. После признаний достоинств Чацкого, он с тем же подобострастием обращается и к Скалозубу).

Сообщение учащегося. Характеристика Репетилова.

Каков Репетилов?

Почему Грибоедов не привел его на бал?

С какой интонацией описан этот персонаж?

Что он олицетворяет?

Для чего Репетилов введен в пьесу?

Вывод: Репетилов- болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект. Этот персонаж- пародия на главного героя Введение этого образа подчеркивает одиночество Чацкого.

Работа с текстом. Аналитическая беседа по 6-10 явлениям.

Какой темой объединены эти три явления? (Из них мы видим, как быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова)

Почему так быстро разносится мысль о безумстве Чацкого уже вне дома Фамусова?

Работа над составлением плана четвертого действия.

Озаглавьте эту часть комедии. (Возможные варианты: «С ним говорить опасно», « А вы заметили, что он в уме серьезно поврежден?»

Как к этой сплетне относится Чацкий?

Сообщение учащегося. Анализ монолога Чацкого «Что это? Слышал ли моими я ушами?»(Герой испытывает горечь, он потрясен, но более всего его интересует вопрос: « А Софья знает ли?»)

Слово учителя.

А вот следующий эпизод я бы назвала так: « Уж коли горе пить, так лучше сразу, чем медлить…»Удары продолжают сыпаться на нашего героя: верно говорится, что беда не приходит одна.

- Какие новые потрясения ждут самого «умного» героя грибоедовской комедии? (Во- первых, он узнаёт, что Софья любит Молчалина; во- вторых, что именно она распустила слух о безумии друга детства)

Как вы думаете, какое из этих событий страшнее для Александра Андреича? Почему?

Страшно, ужасно, тяжело… Войдите в положение героя! Почувствуйте глубину его потрясения. Одновременно быть отвергнутым обществом и узнать о нелюбви и предательстве девушки, из- за которой он и приехал в Москву. «Мильон терзаний»…

Эти слова произнес Чацкий на балу в доме Фамусова. Эти слова можно отнести и к настоящему положению героя. « Мильон терзаний»- вот итог нахождения героя в родных местах, городе своего детства, юности- Москве.

И вот последний монолог Чацкого (явление 14): «Не образумлюсь…, виноват».

Сообщение учащегося. Выразительное чтение и анализ монолога.

Что чувствует герой?

Против кого и чего направлены его упреки?

Каким чувством проникнуты его слова? (сарказм)

Справедлив ли Чацкий в своих обвинениях?

Работа над составлением плана четвертого действия.

Озаглавьте этот эпизод.(Возможные варианты: «Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!», «…с вами я горжусь своим разрывом», « Так, отрезвился я сполна», «Все гонят! все клянут! Мучителей толпа!»)

Подведение итогов.

Слово учителя.

Четвертое действие- развязка произведения. В ней наблюдаем разоблачение героев. Каждый получил сполна. Каждый расплатился за свои ошибки, притом и отрицательные персонажи, и положительные. И как в жизни: кто лучше, достойнее, честнее- тот страдает больше.А лжец,хитрец - и тут «вывернется».Подумайте, как Молчалин выйдет из сложной ситуации? Легко, вероятно.

А Софья? Чацкий? Они честны, прямолинейны. И долго им еще нести тяжелый крест свой из- за отсутствия житейской мудрости, житейской наблюдательности. Финал не как в классической трагедии- нет счастливой развязки. Но это правда. Так бывает в жизни чаще всего.Горе от ума- это реализм, это правда жизни.

Быть умным, честным, отстаивающим своё мнение, не отступающим от своих принципов- это правильно, по- человечески. Но… Лучшие люди всегда страдают больше других. Правдолюбов не любят, их гонят. В истории- и физически уничтожают. Вспомните Исуса Христа! Разве вы не видите сходные черты в характере, судьбе богочеловека и Чацкого?

Примеров достаточно и в литературе: это и писатель из «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова, и Авдий Каллистратов из романа Ч. Айтматова «Плаха». Все эти люди- лучшие, но все они страдают и даже гибнут. Цена победы- в страдании лучших людей. Таков закон жизни.Это люди- первопроходцы, им всегда тяжело, в отличие от тех, кто прячется за спинами других, как,например,Молчалин.

Таков смысл бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Бессмертной, потому что Фамусов, Молчалин, Чацкий- вечные образы. Как жить вам, какую дорогу избрать- решайте сами…

Домашнее задание. Подготовка к семинару «Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал А. С. Грибоедова». Индивидуальные задания: характеристика персонажей, анализ эпизодов.




Top