Винсент ван гог сообщение кратко. Винсент Ван Гог: биография, интересные факты, видео

Родился в Гроот-Зундерте, деревне, расположенной на юге Голландии, 30 марта 1853 года. Он был первым выжившим ребенком в семье (сто старший брат родился мертвым). Родителями художника были протестантский пастор Теодор Ван Гог и его жена Корнелия. Впоследствии у них родились еще дети: сын и три дочери.
Все мужчины в роду Ван Гогов традиционно были либо священниками, либо торговца ми картинами (помимо отца Винсента в церкви служили и некоторые его родственники). Поэтому было вполне естественно, что в 1869 году, не успев закончить школу, Винсент оказался служащим гаагской фирмы «Гуниль и Ко», торговавшей картинами, совладельцем которой был его дядя.
Способностей к торговле у Винсента не оказалось, но зато у него были достоинства, с лихвой искупавшие этот недостаток: любовь к живописи, интеллигентность и умение располагать к себе. В результате ему удалось добиться заметных успехов в работе. Помимо этого у Винсента были хорошие способности к языкам, и в июне 1873 года, когда ему исполнилось 20 лет, он был направлен на работу в лондонское отделение фирмы. Здесь он провел следующие два года, ставшие поворотными во всей его судьбе.

ПЕРВОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ

Первое время Винсент жил в Лондоне легко и беззаботно, наслаждаясь всем, что может предоставить молодому человеку огромный столичный город, и посещая отнюдь не только музеи и картинные галереи. У него было скромное, но вполне приличное жалованье и оказались все предпосылки к тому, чтобы со временем стать преуспевающим торговцем. Он даже купил себе цилиндр, обойтись без которого, как он писал в одном из писем домой, «в Лондоне совершенно невозможно». Однако такая идиллия очень скоро закончилась, и случилось это, когда Винсент до беспамятства влюбился в дочь своей квартирной хозяйки. Известие о том, что девушка уже обручена с другим, стало для него тяжелым ударом. Боль, испытанная Винсентом, после того как ему отказали, буквально переменила его; он сделался молчаливым и замкнутым. Именно тогда было положено начало горьким неудачам в отношениях с женщинами, которые преследовали художника на протяжении всей его жизни.
В 1875 году Ван Гога ненадолго переводят в парижское отделение фирмы, затем он на какое-то время возвращается в Лондон и, наконец, вновь приезжает в Париж. Но перемены, происшедшие в характере Винсента, оказались необратимыми. Он стал безразличен к своей работе, и этого не могли не заметить работодатели. В итоге вскоре после возвращения в Париж: он был уволен.

ВЕРА И СТРАСТЬ

За годы, проведенные им в Лондоне и Париже, Винсент начал находить все большее утешение в религии. Им овладело страстное желание помогать всем обездоленным и несчастным, ведь жизнь в больших городах, и прежде всего в Лондоне, открыла ему глаза на ужасное положение бедняков. В 1876 он возвращается в Англию, где преподает в школе сначала в Рамсгейте, на юго-восточном побережье, а затем в Айлуорте, неподалеку от Лондона. В начале 1877 года, вернувшись в Голландию и проработав несколько месяцев клерком в книготорговой компании в Дордрехте, он переезжает в Амстердам и начинает учиться на священника. Суровая обстановка богословского факультета была не по душе Винсенту, он бросает учебу и в июле 1878 года ненадолго возвращается в родительский дом. В марте 1886 года Вал Гог приезжает в Париж, чтобы поселиться в квартире своего брата Тео, которую тот снимал на Рю Лепик. Некоторое время он берет уроки живописи у Фернана Кормона, в мастерской которого встречается с Анри Тулуз-Лотреком. Здесь же он сводит знакомство с несколькими другими художниками, наиболее известными из которых были Гоген и Писсарро. В Париже Ван Гог быстро прогрессирует как художник, отбросив мрачное настроение и сюжеты своего голландского периода и перейдя к яркой палитре, которой пользовались импрессионисты и постимпрессионисты. Работы некоторых из этой плеяды бунтарей - Моне, Дега, Ренуара и Пикассо - выставлялись в галерее Тео и начинали привлекать внимание публики. Затем, проведя несколько месяцев в евангелической школе в Брюсселе, Винсент становится проповедником в Боринаже, обширном угледобывающем районе в Бельгии, заселенном в основном едва сводящими концы с концами шахтерами. Этому делу Ван Гог отдается со всей своей страстью, раздавая беднякам деньги и одежду и не имея никаких доходов.

ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ

Хотя сам Ван Гог полагал, что он всего лишь стремится донести до людей учение Христа, церковное начальство воспринимало Винсента как эксцентричного религиозного фанатика, и в июле 1879 года его деятельность была запрещена. После этого он прожил в Боринаже еще год, скрашивая свое одиночество рисованием, к чему еще в детстве проявлял скромный талант. К лету 1880 года, в возрасте 27 лет, Ван Гог нашел свое призвание и решил, что должен стать художником. Хотя Ван Гог и брал уроки у профессиональных художников, его все же следует считать самоучкой. Он учился мастерству, копируя картины признанных мастеров, штудировал книги, в том числе из серии «Самоучитель», выпущенной фирмой «Гупиль», и страстно, безудержно рисовал. Поначалу он полностью сосредоточился на рисунке, надеясь со временем стать иллюстратором, и это увлечение продолжалось у него до конца 1881 или начала 1882 года, когда Винсент па-чал брать уроки у художника Антона Моуве, приходившегося ему дальним родственником. Именно тогда Ван Гог и создал свои первые холсты, написанные маслом.

РАЗБИТЫЕ МЕЧТЫ

Упорная работа над овладением основами мастерства не избавила Ван Гога от эмоциональных проблем. Ему довелось пережить еще один роман, еще одну неразделенную страсть. На этот раз предметом увлечения Винсента стала его овдовевшая кузина Кея Вос, и вновь Ван Гогу пришлось испытать боль, когда его любовь была отвергнута.
На Рождество 1881 года Винсент поссорился с отцом, и эта размолвка если не целиком, то во всяком случае частично была связана с Кеей. В итоге Винсент покинул родительский дом и уехал в Гаагу. Здесь он познакомился с Клазиной Марией Хоорник, бедной белошвейкой, подрабатывавшей па жизнь проституцией, с которой прожил около года (и за это время вынужден был обращаться в венерологическую клинику). Мысль о спасении этой «падшей женщины», о помощи еще одной несчастной, отверженной всеми душе, настолько овладела Ван Гогом, что он даже хотел жениться на Клазине. Однако вмешалась семья Ван Гога, категорически возражавшая против этого брака, и со временем эта идея постепенно угасла сама собой. В этот тяжелый период жизни Винсента поддерживал его брат Тео, который обменивался с ним не только письмами, но и регулярно помогал деньгами.
К концу 1883 года Винсент возвращается к родителям, которые к этому времени переехали в Нёнен. С ними он проводит большую часть 1884 и 1885 гг. За это время мастерство Ван Гога прогрессирует, и он пишет свою первую большую картину - «Едоки картофеля». На ней изображена крестьянская семья, и по манере письма работа типична для того периода творчества художника. В ноябре 1885 года Ван Гог переезжает в Антверпен, где посещает занятия в Академии изящных искусств. Позже, в марте 1886 года, он обосновывается в Париже вместе со своим братом Тео.

СУМАСШЕСТВИЕ И ОТЧАЯНИЕ

С той поры и до самого конца жизни Франция стала домом для художника, и ему уже никогда не суждено было увидеть родную Голландию. Впрочем, Ван Гог не чувствовал себя своим и среди парижских художников. Его непредсказуемые поступки и взрывной характер, становящийся еще более опасным оттого, что Ван Гог много пил в это время, превращали его в человека, с которым трудно иметь дело. В феврале 1888 года Винсент покинул Париж и переселился в Арль, небольшой городок на юге Франции. Впрочем, и местные жители с опаской восприняли появление здесь этого странного человека. Как писал сам Ван Гог, они считали его «лунатиком, убийцей, бродягой». Однако все это не помешало Винсенту отогреться под ласковым южным солнцем Арля и даже завести здесь новых друзей, среди которых был почтальон Жозеф Рулен, несколько раз позировавший художнику. Здесь он предпринимает попытку создать поселение для художников и убеждает Гогена присоединиться к нему.

ЗНАК БЕДЫ

Размолвка между Ван Гогом и Гогеном произошла 23 или 24 декабря, и Винсент бросился па Гогена с бритвой. Когда же Гогену удалось убежать, Ван Гог в ярости отрезал себе этой бритвой часть левого уха. Это стало первым признаком душевного расстройства, болезни, которая привела художника к гибели. После этого он провел две недели в психиатрической лечебнице, а вновь вернулся в нее в феврале 1889 года, когда его начали мучить галлюцинации. С мая 1889 по май 1890 Ван Гог находился на добровольных началах в лечебнице Сен-Реми-де-Прованс, где был под постоянным наблюдением врачей. В промежутках между приступами болезни, истинная природа которой так и осталась загадкой, Винсент с бешеной скоростью писал картины, часто изображая окрестности больницы, ее пациентов и персонал.
Окончательно он покинул лечебницу в мае 1890 года и перебрался в Овер-сюр-Уаз, деревушку, расположенную к северу от Парижа. По пути Винсент заехал в Париж, чтобы навестить Тео и его жену только что разрешившуюся первенцем. Мальчика назвали Винсентом в честь дяди. Сначала Ван Гог чувствовал себя на новом месте вполне счастливо, однако его болезнь вернулась, и 27 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь из пистолета. Спустя двое суток художник тихо скончался на руках своего брата Тео. Ему было всего 37 лет. Спустя шесть месяцев умер и Тео, и оба брата были похоронены рядом на кладбище Овера.

Курьезные факты

Cамые дорогие "Подсолнухи" Ван Гога - это копия, сделанная Гогеном. Авторитетный итальянский художественный журнал Quadri e Sculture утверждает, что "Подсолнухи", купленные в 1987 году японской страховой компанией Yasuda Fire & Marine Insurance за рекордную по тем временам сумму в 25 миллионов фунтов стерлингов (свыше 35 миллионов долларов), написаны на самом деле не Ван Гогом, а другим знаменитым художником Полем Гогеном. К такому обескураживающему выводу, передает The Daily Telegraph, автор журнала Антонио де Робертис (Antonio De Robertis) приходит на основании переписки двух художников и других косвенных свидетельств.
В период создания Ван Гогом двух "Подсолнухов" и двух их авторских копий (1888-1889) два художника тесно общались, и известно также, что Гоген просил Ван Гога "дать ему на время" один из "Подсолнухов". Ваг Гог отказался, и тогда Гоген "одолжил" понравившуюся картину, не спрашивая разрешения автора. Это было не так сложно сделать, потому что при жизни Ван Гога ни один из его "Подсолнухов" не заинтересовал покупателей.
Пятые "Подсолнухи" - те самые, которые купили японцы, "всплыли" впервые в 1891 году (на следующий год после смерти Ван Гога) в салоне друга Гогена - Шуффенекера (Schuffenecker), который позже был обвинен в продаже подделок с картин великого художника. Де Робертис утверждает также, что Гоген написал копию картины Ван Гога поверх собственного натюрморта. Однако Yasuda отказывается просветить свою картину рентгеновскими лучами.

Ван Гог родился в голландском городе Зундерте в семье священника. В 16-летнем возрасте он стал работать учеником в ма газине "Тупил и Компания", который торговал произведениями искусства. Вначале Ван Гог работал в Гааге, а затем в филиалах этого магазина в Лондоне и Париже.


Ван Гог сменил несколько работ, а потом обратился к религии. В 1879 году он стал священником в бедном приходе Ле Боринаж в шахтерском районе Бельгии. Его уволили с этой работы, когда у него возникли конфликты с местными церковными властями. Он стал заниматься живописью. При жизни, к сожалению, Ван Гог су мел продать лишь одну свою картину. Он жил на те деньги, которые давал ему его преданный брат Тео. Живописные идеи Ван Гога были слишком смелы ми и нетрадиционными для того времени. Однажды он, например, чуть не подрался с преподавателем рисования в художественной Академии в Антверпене. Ван Гогу дали задание нарисовать Венеру Милосскую. Он нарисовал Венеру со слишком большими, по мнению преподавателя, бедрами. Увидев рисунок Ван Гога, преподаватель в ярости порезал ее бритвой. "Будь ты проклят!" - закричал Ван Гог. - "У женщины должны быть и бедра, и ягодицы, и таз, чтобы она могла удержать там ребенка!"

В 1886 году Ван Гог перебрался в Париж, где подружился с Тулуз-Лотреком и Гогеном. В конце 1888 года они с Гогеном уже жили и работали вместе в Арле. Оба были талантливы и трудолюбивы, но у них были совершенно разные характеры и темпераменты. Они и любили, и ненавидели друг друга, и между ними часто вспыхивали ссоры. Во время одной из них Гоген, например, отказался есть за одним столом с Ван Гогом, сказав при этом, что у них разные взгляды на личную гигиену и вообще на жизнь. После очередной ссоры Ван Гог, весьма ревниво относящийся к успехам Гогена у местных проституток, отрезал часть своего собственного уха. Причины этого инцидента были явно сексуальными, поскольку Ван Гог вложил свое отрезанное ухо в конверт и передал его проститутке, которая предпочла ему Гогена. Вскрыв конверт, в котором находилось окровавленное ухо, дама упала в обморок. Ван Гог переносил время от времени приступы безумия, добровольно провел год в психиатрической лечебнице и, в конце концов, покончил жизнь самоубийством. Он выстрелил себе в живот, спрятавшись во дворе фермы за кучей навоза. Ему было 37 лет. Одной из причин его нервного срыва и самоубийства была, вероятно, и его неспособность найти себе постоянную спутницу жизни.

Один из первых приступов депрессии случился у Ван Гога в 1874 году после того, как ему отказала Урсула Лойер, дочь домохозяйки. Ван Гог влюбился в нее, когда роботал в Лондоне в галерее "Гупил", но никак не решался с ней заговорить и тщательно скрывал свои чувства к ней. Когда же он решился на признание, девушка была шокирована и ответила на его предложение однозначным и до вольно грубым отказом.

Эта история повторилась, когда к Ван Гогу в гости в Эттен приехала его недавно овдовевшая кузина Ки Стрикер Вое. Он опять долго скрывал свои чувства к ней, а потом внезапно сделал ей предложение выйти за него замуж. Ки ответила категорическим отказом и тут же вернулась домой к своим родителям в Амстердам. На этот раз Ван Гог так легко не сдался. Он занял немного денег и поехал за Ки в Амстердам. Он появился в доме Стрикеров, когда вся семья ужинала. Когда объявили о его приходе, Ки скочила из-за стола и выбежала из комнаты. Ее родители сначала были вежливы, но Ван Гог упорно стоял на своем. Во время третьего визита, получив очередной отказ, Ван Гог внезапно сунул руку в пламя горящей свечи и закричал, что будет держать ее там до тех пор, пока Ки не даст согласия выйти за него замуж. Отец Ки окончательно убедился в том, что имеет дело с сумасшедшим, и бесцеремонно выпроводил Ван Гога из дома, сказав ему на прощанье, что его визиты совершенно бесполезны, и что Ки никогда не будет его женой.

К этому времени Ван Гог уже находился награни нервного срыва по причине полного отсутствия секса в его жизни. Однажды он даже пожаловался: "Я немедленно должен найти себе женщину, иначе я замерзну и превращусь в камень". Внезапно он осознал, что ему очень нравятся проститутки, поскольку они были его "братьями и сестрами", такими же изгоями, как и он сам, и никогда не гнали его из своих компаний. Ван Гог предпочитал иметь дело с постаревшими, не столь уже красивыми проститутками, которых он любил воспитывать. Вскоре он остановил свой идеальный, как ему казалось, выбор на беременной проститутке по имени Клазина Мария Гурник, которую он стал называть "моя собственная". Клазина вместе со своей 5-летней дочерью поселилась в доме Ван Гога. Вскоре у нее родился сын Биллем, которого Ван Гог обожал. Клазина прожила в доме Ван Гога больше года. Он даже подумывал, не жениться ли на ней официально. Одна только мысль об этом приводила в ужас его родителей. Клазина была благодарна Ван Гогу. Она позировала ему (именно она изображена на литографиях из серии "Печаль") и заразила его гонореей, из-за чего Ван Гог провел три недели в больнице. Он, впрочем, нисколько не обиделся на нее за это, заявив, что рожать детей гораздо страшнее, больнее и тяжелее, чем лечиться в больнице от какой-то гонореи. Его идиллическое отношение к Клазине, впрочем, закончилось достаточно скоро. Он увидел, что она неряшлива, цинична, жестока и разнуздана. С тех пор он не обращался к ней по имени, называя ее "женщина, с которой я живу" или просто "женщина". Когда она окончательно бросила его и вернулась к своим прежним занятиям на улицах, Ван Гог уехал из Гааги.

В 1844 году случилось нечто невероятное: Ван Гога стала буквально преследовать женщина. Звали ее Марго Бегеманн. Она была соседкой Ван Гога в Нуэнене. Эта 41-летняя неряшливая старая дева решила, что именно Ван Гог - последний шанс выйти замуж в ее жизни. Сам Ван Гог сравнивал ее со скрипкой, изуродованной при сборке неумелы ми мастерами. Он, тем не менее, согласился жениться на ней, возможно, из чувства жалости. Когда его родители запретили ему вступать в этот брачный союз, Марго попыталась покончить жизнь самоубийством, но ее спас Ван Гог. Их женитьба так и не состоялась.

В 1887 году Ван Гог признался своей сестре, что у него наступил период беспорядочных и ничего не значащих любовных связей, из которых он выходит " разбитым и стыдящимся самого себя". Он стал часто посещать публичные дома в Париже вместе со своими друзьями, например, с Тулуз-Лотреком. У него была любовная связь с хозяйкой небольшого кафе и, по слухам, с 19-летним юношей. Время от времени Ван Гог в очередной раз заболевал какой-нибудь венерической болезнью, а затем все чаще стал жаловаться на импотенцию.

В письме одному из друзей Ван Гог как-то принялся описывать сексуально-художественные достоинства своих коллег-художников. Он написал: "Вот, например, Дега. Он не любит женщин, потому что знает, что, если бы он любил их и спал с ними, он бы стал бесцветным, скучным и неинтересным художником. Он лишь наблюдает за тем, как эти животные в человеческом обличье, более сильные, чем он сам, возбуждаются и занимаются сексом... Рубенс! Ага, этот! Он был красивым муж чиной и великолепно умел заниматься сексом... Делакруа уделял сексу не очень много времени. У него были лишь легкие любовные связи. Он не хо тел терять на них время, а весь отдавался работе". Далее в этом же письме он делился своими впечатлениями в этом же ключе о Курбс, Сезанне и даже почему-то о Бальзаке.

Ван Гог сделал, вероятно, очень правильный вывод, когда однажды написал: "Рисование и секс несовместимы. Секс расслабляет мозги... Если мы хотим проявиться в своей работе как настоящие мужчины, мы должны ограничивать себя и не заниматься сексом слишком много".

Этот же самый человек, правда, написал и такие проникновенные слова: "На душе становится светлее и радостнее, когда ты просыпаешься утром и видишь, что ты не одинок и что рядом с тобой лежит еще одно человеческое существо. Видеть это немного радостнее, чем, скажем, видеть целые полки самых умных книг или побеленные стены церкви..."


Имя: Винсент Гог (Vinsent Gogh)

Возраст: 37 лет

Место рождения: Грот-Зюндерт, Нидерланды

Место смерти: Овер-сюр-Уаз, Франция

Деятельность: Нидерландский художник-постимпрессионист

Семейное положение: не был женат

Винсент Ван Гог - биография

Винсент Ван Гог не стремился доказать окружающим, что он настоящий художник, -он не был тщеславным. Единственным человеком, кому он хотел это доказать, был он сам.

Винсент Ван Гог долго не имел ни какой-либо сформулированной цели в жизни, ни профессии. По традиции, поколения Ван Гогов или избирали церковную карьеру, или шли в торговцы произведениями искусства. Отец Винсента, Теодорус Ван Гог, был протестантским священником, служил в маленьком городке Гроот Зюндерт в Южной Голландии, на границе с Бельгией.

Дяди Винсента, Корнелиус и Вине, торговали картинами в Амстердаме и Гааге. Мать, Анна Корнелия Карбендус, мудрая женщина, прожившая почти сто лет, заподозрила, что сын у нее не обычный Ван Гог, едва он появился на свет 30 марта 1853 года. Годом раньше, день в день, у нее родился мальчик, нареченный тем же именем. Он не прожил и нескольких дней. Так что судьбой, считала мать, ее Винсенту уготовано жить за двоих.

В 15 лет, проучившись два года в школе в городке Зевенберген, а затем еще два - в средней школе, носившей имя Короля Вильяма П, Винсент оставил учебу и в 1868 году, с помощью дяди Винса, поступил в открывшийся в Гааге филиал парижской художественной фирмы «Гупиль и Ко». Работал он неплохо, юношу ценили за любознательность - он изучал книги по истории живописи и посещал музеи. Винсента повысили - направили в лондонский филиал «Гупиля».

В Лондоне Ван Гог пробыл два года, стал глубоким знатоком гравюр английских мастеров и приобрел подобающий коммерсанту лоск, цитировал модных Диккенса и Элиота, гладко брил рыжие щеки. Он вообще, как свидетельствовал его младший брат Тео, впоследствии тоже пошедший по торговой части, жил в те годы с почти блаженным восторгом перед всем, что его окружало. Сердечная переполненность вырывала у него страстные слова: «Нет ничего более художественного, чем любить людей!» -писал Винсент. Собственно, переписка братьев -главный документ жизни Винсента Ван Гога. Тео был тем человеком, к которому Винсент обращался как к духовнику. Другие документы отрывочны, фрагментарны.

Винсента Ван Гога ждало блестящее будущее комиссионера. Он должен был в скором времени переехать в Париж, в центральное отделение «Гупиля».

Что случилось с ним в 1875 году в Лондоне, не известно. Брату Тео он написал, что внезапно впал «в болезненное одиночество». Полагают, что в Лондоне Винсент, в первый раз по-настоящему влюбившись, оказался отвергнутым. Но избранницей его называют то хозяйку пансиона на Хакфорд Роуд 87, где он жил, Урсулу Лойер, то ее дочь Евгению и даже некую немку по имени Каролина Хаанебик. Поскольку в письмах к брату, от которого он ничего не скрывал, об этой своей влюбленности Винсент умолчал, возможно предположить, что «болезненное одиночество» его имело другие причины.

Еще в Голландии, по свидетельству современников, Винсент временами, вызывал недоумение своей манерой поведения. Выражение его лица внезапно делалось несколько отсутствующим, чужим, в нем было что-то задумчивое, глубоко серьезное, меланхолическое. Правда, потом он смеялся сердечно и весело, и все его лицо тогда светлело. Но чаще он казался очень одиноким. Да, собственно, и был таковым. К работе в «Гупиле» он охладел. Не помог и перевод в парижское отделение в мае 1875 года. В начале марта 1876 Ван Гог был уволен.

В апреле 1876 года он вернулся в Англию совсем другим человеком - без всякого лоска и амбиций. Устроился воспитателем в щколу преподобного Вильяма П. Стоука в Рэмсгейте, где получил класс из 24 мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет. Читал им Библию, а после и вовсе обратился к преподобному отцу с просьбой разрешить ему служить молебны для прихожан церкви Тернхам Грин. Скоро ему разрешили вести и воскресную проповедь. Правда, делал он это чрезвычайно скучно. Известно, что и отцу его тоже не хватало эмоциональности и умения завладеть аудиторией.

В конце 1876 года Винсент написал брату, что понял свое подлинное предназначение - он будет проповедником. Вернулся в Голландию и поступил на теологический факультет Амстердамского университета. По иронии судьбы, он, свободно говоривший на четырех языках: голландском, английском, французском и немецком, не сумел одолеть курс латыни. По результатам испытаний его определили в январе 1879 года приходским священником в шахтерскую деревню Васмес в самой бедной в Европе области Боринаж в Бельгии.

Миссионерская делегация, проведавшая отца Винсента в Васмесе через год, была немало встревожена переменами в Ван Гоге. Так, делегация обнаружила, что отец Винсент переехал из удобной комнаты в лачугу, спал на полу. Раздал бедным свою одежду и ходил в поношенном военном мундире, под который надевал самодельную рубашку из мешковины. Не умывался, чтобы не выделяться среди перепачканных угольной пылью шахтеров. Его пытались убедить, что Писание не следует понимать буквально, а Новый Завет не прямое руководство к действию, но отец Винсент выступил с обличением миссионеров, что, естественно, закончилось отстранением от должности.

Из Боринажа Ван Гог не уехал: перебрался в крошечную шахтерскую деревушку Кузмес, и, существуя на подношения общины, а по сути дела за кусок хлеба, продолжил миссию проповедника. Он даже прервал на время переписку с братом Тео, не желая принимать от него помощь.

Когда переписка возобновилась, Тео в очередной раз удивился переменам, произошедшим с братом. В письмах из нищего Кузмеса он рассуждал об искусстве: «Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров, и там окажется - Бог!» И сообщал, что много рисует. Шахтеров, жен шахтеров, их детей. И всем нравится.

Эта перемена удивила и самого Винсента. За советом, стоит ли ему продолжать рисовать, он отправился к французскому художнику Жюлю Бретону. С Бретоном он не был знаком, но в своей прошлой, комиссионерской, жизни уважал художника до такой степени, что прошел пешком 70 километров до Коуррьереса, где Бретон жил. Нашел дом Бретона, однако постеснялся постучать в дверь. И, подавленный, отправился так же пешком обратно в Кузмес.

Тео полагал, что брат после этого случая вернется к прежней жизни. Но Винсент как одержимый продолжал рисовать. В 1880 году он приехал в Брюссель с твердым намерением учиться в Академии художеств, однако заявление его даже не было принято. Винсента это ничуть не расстроило. Он накупил популярных в те годы пособий по рисунку Жан-Франсуа Милле и Чарльза Бага и отправился к родителям, собираясь заняться самообразованием.

Только мать одобрила удивившее всю семью решение Винсента стать художником. Отец отнесся к переменам в сыне весьма настороженно, хотя занятия искусством вполне вписывались в каноны протестантской этики. Дяди, не одно десятилетие торговавшие картинами, посмотрев рисунки Винсента, решили, что племянник не в себе.

Случай с кузиной Корнелией лишь укрепил их подозрения. Корнелия, которая недавно овдовела и одна воспитывала сына, приглянулась Винсенту. Добиваясь ее расположения, он ворвался в дом своего дяди, вытянул руку над масляной лампой и поклялся держать ее над огнем до тех пор, пока ему не позволят увидеть кузину. Отец Корнелии разрешил ситуацию, задув лампу, и Винсент, униженный, покинул дом.

Мать очень переживала за Винсента. Она уговорила своего дальнего родственника Антона Мауве, удачливого художника, поддержать сына. Мауве прислал Винсенту коробочку акварели, а затем встретился с ним. Посмотрев работы Ван Гога, художник дал несколько советов. Но узнав, что изображенная на одном из набросков модель с ребенком - женщина легкого поведения, с которой Винсент теперь жил, отказался поддерживать с ним дальнейшие отношения.

Ван Гог встретил Класину в конце февраля 1882 года в Гааге. У нее было двое малолетних детей, и ей негде было жить. Пожалев ее, он предложил Класине с детьми поселиться у него. Они были вместе полтора года. Брату Винсент писал, что таким образом искупает грех падения Класины, принимая на себя чужую вину. В благодарность она и ее дети терпеливо позировали Винсенту для этюдов масляными красками.

Именно тогда он признался Тео, что главным для него в жизни стало искусство. «Все остальное - следствие искусства. Если что-то не имеет к искусству отношения, этого не существует». Класина и ее дети, которых он очень полюбил, стали для него обузой. В сентябре 1883 года он оставил иx и покинул Гаагу.

Два месяца Винсент, полуголодный, кочевал с мольбертом по Северной Голландии. За это время он написал десятки портретов и сотни этюдов. Возвратившись в родительский дом, где его приняли как никогда прохладно, он объявил, что все, что он делал до этого, - «штудии». И теперь он готов написать настоящую картину.

Над «Едоками картофеля» Ван Гог работал долго. Сделал массу набросков, этюдов. Он должен был доказать всем и самому, себе в первую очередь, что он настоящий художник. Первой в это поверила жившая по соседству Марго Бегеман. Сорокапятилетняя женщина влюбилась в Ван Гога, но тот, увлеченный работой над картиной, ее не замечал. Отчаявшись, Марго пыталась отравиться. Ее с трудом спасли. Узнав об этом, Ван Гог тяжело переживал, и много раз в письмах к Тео возвращался к этому несчастному случаю.

Закончив «Едоков», он остался удовлетворен картиной и в начале 1886 года уехал в Париж - его внезапно увлекли работы великого французского художника Делакруа по теории цвета.

Еще до отъезда в Париж пробовал связать цвет и музыку, для чего взял несколько уроков игры на фортепиано. «Берлинская лазурь!» «Желтый хром!» - восклицал он, ударяя по клавишам, ошарашивая учителя. Он специально изучал буйные краски Рубенса. На его собственных картинах уже появились более светлые тона, и любимым цветом стал желтый. Правда, когда Винсент написал брату о своем желании приехать к нему в Париж, познакомиться с импрессионистами, тот пытался его отговорить. Тео опасался, что атмосфера Парижа окажется губительной для Винсента. Но его уговоры не подействовали...

К сожалению, парижский период Ван Гога наименее освещен документально. Два года в Париже Винсент жил у Тео на Монмартре, и переписку братья, разумеется, не вели.

Известно, что Винсент сразу погрузился в художественную жизнь столицы Франции. Он посещал выставки, знакомился с «последним словом» импрессионизма - работами Сера и Синьяка. Эти художники-пуантилисты, доведя до крайности принципы импрессионизма, ознаменовали его конечный этап. Он подружился с Тулуз-Лотреком, вместе с которым посещал занятия рисунком.

Тулуз-Лотрек, увидев работы Ван Гога и услышав от Винсента, что тот «всего лишь любитель», неоднозначно заметил, что он ошибается: любители - те, кто пишет плохие картины. Винсент уговорил брата, вхожего в художественные круги, познакомить его с мэтрами - Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Пьер-Огюстом Ренуаром. А Камиль Писсарро проникся сочувствием к Ван Гогу до такой степени, что отвел Винсента в «Лавочку папаши Танги».

Владелец этого магазинчика красок и других художественных материалов был старым коммунаром и щедрым меценатом. Он разрешил Винсенту устроить в магазине первую выставку работ, в которой участвовали и ближайшие его друзья: Бернар, Тулуз-Лотрек и Анкетен. Ван Гог уговорил их объединиться в «группу Малых бульваров» - в противовес знаменитым худож никам Больших бульваров.

Его давно посетила идея создать, по модели средневековых братств, сообщество художников Однако импульсивный характер и бескомпромиссность суждений помешали ему выстроить от ношения с друзьями. Он вновь стал сам не свой.

Ему стало казаться, что он слишком подвержен чужому влиянию. И Париж, город, куда он так стремился, вмиг стал ему отвратителен. «Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», - написал он брату из небольшого городка Арль в Провансе, куда уехал в феврале 1888 года.

В Арле Винсент почувствовал себя собой. «Я нахожу, что то, чему я научился в Париже, исчезает, и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», - жесткой расположенности Гогена, говорил ему писал он Тео в августе 1888. Как и прежде, брат Ван Гог постоянно работал. Он писал на открытом воздухе, не обращая внимания на ветер, который часто опрокидывал мольберт и засыпал песком палитру. Он работал и ночью -используя систему Гойи, укрепляя горящие свечи на шляпе и на мольберте. Так были написаны «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной».

Но тут оставленная было идея создания сообщества художников вновь овладела им. Он снял за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в ставшем знаменитом благодаря его картинам «Желтом доме» на площади Ламартин, у въезда в Арль. И 22 сентября к нему, после неоднократных уговоров, приехал Поль Гоген. Это было трагической ошибкой. Винсент, идеалистически уверенный в дружеской расположенности Гогена, говорил ему все, что думал. Тот тоже не скрывал своего мнения. В канун Рождества 1888 года, после бурной ссоры с Гогеном, Винсент схватил бритву, чтобы напасть на друга.

Гоген спасся бегством и ночью перебрался в гостиницу. Впав в неистовство, Винсент отрезал себе мочку левого уха. Наутро его нашли в «Желтом доме» истекающим кровью и отправили в больницу. Через несколько дней его отпустили. Винсент вроде бы выздоровел, но вслед за первым приступом помутнения рассудка последовали другие. Его неадекватное поведение настолько пугало жителей, что депутация горожан написала петицию мэру и потребовала избавить их от «рыжего безумца».

Несмотря на многие попытки исследователей объявить Винсента сумасшедшим, все-таки нельзя не признать его общую вменяемость, или, как говорят психиатры, «критичность к своему состоянию». 8 мая 1889 года он добровольно лег в специализированную лечебницу Св. Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс. За ним наблюдал доктор Теофиль Пейрон, который пришел к заключению, что пациент болен чем-то, напоминающим раздвоение личности. И назначил лечение периодическим погружением в ванну с водой.

Особой пользы в излечении душевных расстройств гидротерапия никому не приносила, но и вреда от нее не было. Куда больше Ван Гога угнетало то, что пациентам лечебницы ничего не дозволяли делать. Он упросил доктора Пейрона разрешить ему ходить на этюды в сопровождении санитара. Так, под присмотром, он написал много работ, в том числе «Дорогу с кипарисами и звездой» и пейзаж «Оливы, синее небо и белое облако».

В январе 1890 года, после выставки «Группы Двадцати» в Брюсселе, в организации которой участвовал и Тео Ван Гог, была продана первая -и единственная при жизни художника - картина Винсента: «Красные виноградники в Арле». За четыреста франков, что примерно равно нынешним восьмидесяти долларам США. Чтобы как-то подбодрить Тео, он написал ему: «Практика в торговле произведениями искусства, когда цены поднимаются после смерти автора, сохранилась до сих пор - это что-то вроде торговли тюльпанами, когда у живущего художника больше минусов, чем плюсов».

Сам Ван Гог был безмерно рад успеху. Пусть цены на работы ставших к тому времени классиками импрессионистов были несравнимо выше. Зато у него был свой собственный метод, свой, найденный с таким трудом и мучениями путь. И его наконец признали. Винсент безостановочно рисовал. К тому времени он и так написал уже более 800 живописных полотен и почти 900 рисунков -так много работ всего за десять лет творчества не создавал ни один художник.

Тео, воодушевленный успехам «Виноградников», присылал брату все больше красок, но Винсент стал их есть. Доктору Нейрону пришлось спрятать мольберт и палитру под замок, а когда Ван Гогу их вернули, он сообщил, что больше на этюды ходить не будет. Почему, он объяснил в письме своей сестре - Тео в этом он побоялся признаться: «...когда я в полях, меня до такой степени переполняет чувство одиночества, что даже страшно выходить куда-то...»

В мае 1890 года Тео договорился с доктором Гаше, терапевтом-гомеопатом из клиники в Овер-сюр-Уаз в окрестностях Парижа, что Винсент продолжит лечение у него. Гаше, ценящий живопись и сам увлекающийся рисованием, с радостью принял у себя в клинике художника.

Винсенту тоже понравился доктор Гаше, которого он считал сердечным и оптимистичным. 8 июня навестить брата приезжали Тео с женой и ребенком, и Винсент провел прекрасный день в кругу семьи, рассуждая о будущем: «Все мы нуждаемся в веселье и счастье, надежде и любви. Чем более страшным, старым, злым, больным я становлюсь, тем больше я хочу отыграться, создав великолепный цвет, безупречно выстроенный, блистательный».

Через месяц Гаше уже разрешил Ван Гогу поехать к брату в Париж. Тео, у которого тогда сильно заболела дочь и пошатнулись финансовые дела, не слишком ласково встретил Винсента. Между ними вспыхнула ссора. Подробности ее неизвестны. Но Винсент почувствовал, что длй брата он стал обузой. И, наверное, всегда был таким. Потрясенный до глубины души, Винсент в тот же день вернулся в Овер-сюр-Уаз.

27 июля после обеда Ван Гог вышел с мольбертом на этюды. Остановившись посередине поля, он выстрелил себе в грудь из пистолета (как у него появилось оружие - осталось неизвестным, да и сам пистолет так никогда и не был найден.). Пуля, как потом выяснилось, попала в реберную кость, отклонилась и прошла мимо сердца. Зажимая рану рукой, художник вернулся в приют и лег в постель. Хозяин приюта вызвал врача Мазри из ближайшего поселка и полицию.

Казалось, рана не причиняла Ван Гогу больших страданий. Когда прибыла полиция, он спокойно курил трубку, лежа в постели. Гаше послал-брату художника телеграмму, и Тео Ван Гог приехал утром следуюшего дня. Винсент до последней минуты находился в сознании. На слова брата, что ему обязательно помогут выздороветь, что надо только избавиться от отчаяния, ответил по-французски: «La tristesse "durera toujours» («Печаль продлится вечно»). И скончался в полвторого ночи 29 июля 1890 года.

Свяшенник в Овере запретил хоронить Ван Гога на церковном кладбище. Решено было похоронить художника на маленьким кладбише в расположенном неподалеку местечке Мери. 30 июля тело Винсента Ван Гога было предано земле. Давний друг Винсента, художник Эмиль Бернар, в подробностях описал похороны:

"На стенах комнаты, где стоял гроб с его телом, были вывешены его последние работы, образуя собой своего рода нимб, и яркость гения, которую они излучали, делала эту смерть еще более болезненной для нас, художников, что были там. Гроб был покрыт обычным белым покрывалом и окружен массой цветов. Там были и подсолнухи, которые он так любил, и желтые георгины - повсюду желтые цветы. Это был, как вы помните, его любимый цвет, символ света, которым он мечтал наполнить сердца людей и который наполнял произведения искусства.

Рядом с ним на полу лежал его мольберт, его раскладной стульчик и кисти. Было много народу, в основном художники, среди которых я узнал Люсьена Писсарро и Лаузета. Я посмотрел на эскизы; один очень красивый и грустный. Заключенные, идущие по кругу, окруженные высокой тюремной стеной, холст, написанный под впечатлением от картины Доре, от ее ужасающей жестокости и символизирующий его скорый конец.

Разве жизнь для него не была таковой: высокой тюрьмой с такими высокими стенами, с такими высокими... и эти люди, бесконечно идущие вокруг ямы, разве они не бедные художники - чертовы бедные души, которые проходят мимо, подгоняемые хлыстом Судьбы? В три часа друзья понесли его тело на катафалк, многие из присутствующих плакали. Теодор Ван Гог, который очень любил брата и всегда поддерживал его в борьбе за свое искусство, не переставая плакал...

На улице было ужасно жарко. Мы поднялись на холм за пределами Овера, беседуя о нем, о том смелом импульсе, который он подарил искусству, о великих проектах, которые он все время обдумывал, и о добре, которое он всем нам нес. Мы дошли до кладбища: маленькое новое кладбище, полное новых надгробных плит. Оно располагалось на небольшом холме среди полей, которые были готовы к жатве, под чистым голубым небом, которое он на тот момент все еще любил... наверное. Затем его опустили в могилу...

Этот день был как будто создан для него, пока не представишь, что его уже нет в живых и он не может восхититься этим днем. Доктор Гаше пожелал произнести несколько слов в честь Винсента и его жизни, но он так сильно плакал, что смог только, заикаясь, сконфуженно произнести несколько прощальных слов (может быть, это было лучше всего). Он дал короткое описание мучений Винсента и его достижений, упомянув о том, насколько возвышенную цель тот преследовал и как сильно сам его любит (хотя он знал Винсента очень недолго).

Он был, сказал Гаше, честным человеком и великим художником, у него было всего две цели: гуманность и искусство. Искусство он ставил превыше всего, и оно отплатит ему тем же, увековечив его имя. Потом мы вернулись. Теодор Ван Гог был сломлен горем; присутствовавшие стали расходиться: кто-то уединялся, просто уходя в поля, кто-то уже шел обратно на станцию..."

Тео Ван Гог скончался через полгода. Все это время он не мог себе простить ссоры с братом. Степень его отчаяния становится понятной из письма, которое он написйл своей матери вскоре после смерти Винсента: «Невозможно описать мое горе, как невозможно найти утешение. Это горе, которое будет длиться и от которого я, конечно, никогда не избавлюсь, пока я жив. Единственное, что можно сказать, что сам он обрел покой, к которому стремился... Жизнь была для него такой тяжелой ношей, но теперь, как это часто случается, все расхваливают его таланты... О, мама! Он был таким моим, моим собственным братом».

После смерти Тео в его архиве было найдено последнее письмо Винсента, которое тот написал после ссоры с братом: «Мне кажется, что, поскольку все немного взвинчены и к тому же слишком заняты, не стоит до конца выяснять все взаимоотношения. Меня немного удивило, что вы как будто хотите поторопить события. Чем я могу помочь, вернее, что мне сделать, чтобы вас это устраивало? Так или иначе, мысленно снова крепко жму вам руки и, несмотря ни на что, рад был повидать вас всех. Не сомневайтесь в этом».

Винсент Ван Гог (1853 – 1890 г.г.) один из самых гениальных и талантливых мастеров. Судьба не жалела художника, отмерив ему всего десяток лет активного творчества. За этот короткий срок Ван Гог смог стать мастером, со своей неповторимой манерой живописи.

Винсент Ван Гог: краткая биография

Винсент Ван Гог: 1889 год

Винсент Ван Гог родился на юге Нидерландов. Свое первое образование Винсент получил в деревенской школе, а в 1864 году учился в школе-интернате.

Так и не окончив школу, Винсент Ван Гог в 1869 году стал заниматься продажей картин. Работая в фирме, он получил большие знания в области живописи. К слову, живопись Ван Гог очень любил и ценил.

Спустя четыре года, Винсента перевели в Англию, где его торговые дела стремительно пошли вверх. Но, дорогу к успешной карьере ему преградила любовь.

Винсент Ван Гог потерял голову от любви к дочке хозяйки квартиры, в которой он жил. Когда Ван Гог узнал, что она обручена, стал безразличным ко всему.

Временное утешение Ван Гог находит в религии. Приехав в Голландию, он поступил учиться на пастора, но спустя некоторое время бросил учебу.

Весной 1886 года, Винсент едет во Францию, к брату. В Париже знакомится со многими художниками, среди которых были такие имена, как Гоген и Камиль Писсарро . Вся безнадежность жизни в Голландии забывается. Ван Гог рисует выразительно, ярко и быстро. Его уважают как художника.

Примерно в 27 лет Винсент Ван Гог принял окончательное решение стать художником. Его смело можно назвать самоучкой, но Винсент много работал над собой, изучал книги, копировал картины.

Дела Ван Гога стремительно шли вверх, но на его пути вновь встали неудачи… и снова из-за любви. Кузина Ван Гога, Кея Вос , не ответила художнику взаимностью. Вдобавок ко всему, из-за нее художник сильно поругался со своим отцом. Ссора с отцом послужила причиной переезда Ван Гога в Гаагу, где у него завязались отношения с женщиной легкого поведения Клазиной Марией Хоорник . Винсент прожил с женщиной один год и хотел ее даже взять в жены. Браку помешала семья, вмешавшаяся в личные дела Ван Гога.

Художник возвращается на родину, где живет два года, а в 1886 году вновь едет во Францию к своему брату. Его брат, которого звали Тео , поддерживал Ван Гога морально и помогал деньгами. Стоит сказать, что Франция была вторым домом для Винсента. Он прожил в этой стране последние 4 года своей жизни.

В 1888 году произошла ссора с Гогеном, в результате которой, на почве психического расстройства, Ван Гог отрезал себе часть уха. Хотя версий этой истории очень много и достоверно никто не знает, что именно произошло между Ван Гогом и Гогеном. Возможно, это алкоголь сделал свое дело, ведь художник много пил. На следующий день Ван Гога поместили в психиатрическую клинику.

Ван Гог Винсент (Винсент Виллем) (1853-1890), голландский живописец.

В 1869-1876 гг. служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 г. работал учителем в Англии.

В 1878- 1879 гг. был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров; защита их интересов привела Ван Гога к конфликту с церковными властями.

В 80-х гг. XIX в. он обращается к искусству, посещает художественную академию в Брюсселе (1880-1881 гг.) и Антверпене (1885- 1886 гг.). Ван Гог с увлечением рисует обездоленных рабочих людей - шахтёров Боринажа, позже - крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых наблюдал в Голландии в 1881- 1885 гг.

Уже в тридцатилетнем возрасте Ван Гог решил посвятить себя живописи. Он создал серию картин, изображающих простых людей и выполненных в тёмных, мрачных тонах («Крестьянка», «Едоки картофеля», обе 1885 г.). В начальный период творчества художник сделал также множество рисунков, на которых предстают человеческие фигуры, и пейзажей (болота, пруды, деревья, зимние дороги и др.). В них ощущается влияние французского живописца и графика Ж. Ф. Милле.

С 1886 г. Ван Гог живёт в Париже, где приобщается к исканиям А. де Тулуз-Лотрека, П. Гогена, К. Писарро. Благодаря этим первым контактам в его палитре появляются светлые тона, свет и цвет начинают играть в картинах более важную роль.

Под воздействием живописи Ж. Сера художник какое-то время пишет отдельными мазками дополнительных цветов, однако скоро переходит к простому и яркому выражению цвета. В этом Ван Гог следует примеру Э. Бернара и Л. Анкетена, черпающих вдохновение в витражах, где чёткие цветовые плоскости разграничены свинцовыми перегородками, а также в «удивительной чёткости» и «уверенном рисунке» японских гравюр («Мост через Сену», «Портрет папаши Танги», обе 1887 г.).

В феврале 1888 г. Ван Гог уезжает на юг Франции, в Арль. Здесь он создаёт пейзажи, сияющие радостными, солнечными красками юга («Жатва», «Долина Ла-Кро», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», «Красные виноградники в Арле», все. 1888 г., и др.), одухотворяет своим темпераментом обычные предметы («Спальня Ван Гога в Арле», 1888 г.), иногда поддаваясь приступам одиночества и меланхолии («Ночное кафе в Арле», 1888 г.).

В октябре к художнику приезжает Гоген. Под его недолговременным влиянием Ван Гог пишет «Танцевальный зал». Два художника часто и яростно спорят; одна из таких сцен заканчивается тем, что Ван Гог в безумии калечит себя, отрезав ухо. Друзья расходятся.

Цвет в работах Ван Гога становится ещё ярче, импрессионистское мерцание уступает место практически монохромным картинам, на которых предстают то бесконечные пляжи, то широкие борозды полей - одновременно и цвет, и предметная форма. Ван Гог обращается к свету, который не может быть назван просто дневным, - в нём есть несомненный оттенок сверхъестественного, художник ищет всё более правдивое выражение тайны человеческого существа и болезненной жаждой духовности выделяется из общего течения импрессионизма.

Напряжение сил и длительные этюды под испепеляющим арлезианским солнцем привели к тому, что последние годы жизни Ван Гога осложнились приступами душевной болезни. 1889-1890 гг. он проводит в больнице в Арле, затем в Сен-Реми и Овер-сюр-Уаз, где 29 июля 1890 г. кончает жизнь самоубийством.

Произведения последних двух лет дышат тёмным, тяжёлым настроением («У врат вечности», «Дорога с кипарисами и звёздами», «Пейзаж в Овере после дождя», все 1890 г.).

Творческая жизнь художника продолжалась недолго - около десяти лет, но за это время было создано примерно 2200 произведений.




Top