Вивальди цитаты. Высказывания о антонио вивальди

Утерянный концерт Антонио Вивальди обнаружен в Национальном архиве Шотландии в Эдинбурге. Концерт для флейты Il Gran Mogol ("Великий Могол") был найден научным сотрудником университета города Саутгемптон Эндрю Вулли (Andrew Woolley) среди бумаг лорда Роберта Керра, сына третьего маркиза Лотианского.

Исследователи считают, что концерт был приобретен им в начале XVIII века во время так называемого "большого путешествия" по Европе, которое дети дворян предпринимали, чтобы ознакомиться с мировым...

Сюжет для небольшой трагедии

В последнее время сразу несколько археологических находок сумели подтвердить правоту античных историков. Совсем недавно итальянские ученые нашли доказательства правдивости рассказа Геродота о погибшей армии персидского царя Камбиса.

Теперь, кажется, подтвердились и слова Плутарха о последних днях египетской царицы Клеопатры VII и римского полководца и политика Марка Антония, которые благодаря романтической истории их любви и смерти стали героями шекспировской...

Испанский режиссер Педро Альмодовар подтвердил информацию о том, что в его новом фильме "Кожа, в которой я живу" (La piel que habito) сыграет Антонио Бандерас. Ранее сам актер рассказал об этом в интервью. По словам Альмодовара, Бандерасу было запрещено разглашать подробности о фильме до определенной даты, но он нарушил этот запрет.

"Он не вытерпел, и я могу понять его: из-за этого фильма ему пришлось отложить возвращение на Бродвей и отказаться от нескольких других ролей", - цитирует слова...

Нет. Весь я не умру. Профессор Доуэль.
- Подумаешь - свернул не в том месте! С кем не бывает! И.Сусанин.

Я был бы не прочь узнать какой-нибудь рецепт блюда из вашей национальной кухни. Джеймс Кук.

Ну и иди пешком, а я поеду на лифте. Один из сиамских близнецов - другому.

У женщин свои секреты. Дездемона.
- Пап, а, пап, а почему трава зеленая? Пап, а, пап, а что будет, если крестьяне перестанут платить оброк? Пап, а, пап, а откуда я взялся? Пап, а, пап, а кто сильнее: медведь...

В четвертьфинале турнира смешанных единоборств Strikeforce российский боец Федор Емельяненко уступил бразильцу Антонио Силве техническим нокаутом. После второго раунда рефери по совету медиков принял решение остановить бой из-за серьезной гематомы на правом глазу россиянина.

Публицист Егор Холмогоров дает понять, что созыв Синода древних патриархатов в Стамбуле спровоцирован неосторожным высказыванием митрополита Илариона (Алфеева) "Всего несколько дней назад от имени Московского Патриархата было заявлено, что мы не рассматриваем концепцию Третьего Рима как актуальную каноническую теорию. И это несмотря на то, что она была интегрирована в томос об учреждении в России патриаршества", - заявил известный православный публицист, главный редактор интернет-издания...

В Нувейбу мы влюбились, что называется, с первого взгляда. Представьте себе такую картину: узкий, километров пять-шесть шириной, Акабский залив, с обеих сторон скалистые бурые горы.

С египетского берега в море вдается широкий песчаный язык, намытый селевыми потоками из просторного ущелья лет эдак десять тысяч назад, когда ливни в этой части нашей планеты были обычным явлением.

На песчаной косе - малюсенький бедуинский поселок, с рощицами пальм, застроенный просторно, хаотично - места...

"Крайности барокко" - с таким необычным и завлекательным названием проходит восьмой по счету международный фестиваль Earlymusic. На сегодняшний день - это самый масштабный, стильный и интересный аутентичный проект в России.

На фестиваль, базирующийся в Петербурге, приезжают из других городов и из-за рубежа специально, в нашей стране ему аналогов нет. И большая радость, что постепенно Earlymusic расширяет околоневское пространство: уже в течение нескольких лет отдельные проекты фестиваль...

335 лет со дня рождения Антонио Вивальди

Здравствуйте, дорогие друзья!

4 марта в этом году весь мир отмечал день рождения Антонио Вивальди. Ему исполнилось 335 лет (слайд №1)

Сегодня и мы с вами собрались по этому поводу.

Венеция. Карнавал (Слайд №2, 3, 4, 5) В масках и работали, и отдыхали, ходили на деловые встречи и просто на свидания…

Весной, во время карнавала, (Слайд №6) 4 марта 1678 года в семье венецианского скрипача и парикмахера Джованни Вивальди родился сын Антонио. Он родился таким слабеньким, что повивальные бабки окрестили его немедленно.

(Слайд №7) В парикмахерской в Вене в ту пору могли постричь, побрить, оказать первую медицинскую помощь. Здесь читали, сплетничали, играли на скрипке. Скрипки были приготовлены для ожидающих своей очереди посетителей так же, как теперь… иллюстрированные журналы.

Из пятерых детей Вивальди музыкантом стал только Антонио.

Уже в десять лет Антонио заменял своего отца - знаменитого виртуоза в оркестре Собора Святого Марка (Слайд №8) .

Позднее, и отец, и сын были упомянуты в городском путеводителе в качестве лучших скрипачей наравне с другими достопримечательностями.

Антонио посвятили в духовный сан. (Слайд №9) Ходили слухи, что он так увлечён музыкой, что сбегает со службы и записывает ноты на полях Библии (Слайд10) . Врождённая астма часто затрудняла чтение мессы.

В качестве скрипача виртуоза его пригласили в одну из так называемых Консерваторий Оспедале де ла Пьета. (Слайд 11)

На самом деле это был сиротский приют. В специальное окошечко на стене этого дома подбрасывали детей. Под этим окошком была строгая надпись о том, что грех избавляться от детей без особой нужды.

Девочек в этой Консерватории обучали музыке.

Антонио там прозвали «Рыжим священником». Для лучшего звучания своей музыки он спроектировал свод со специальной акустикой (Просмотр кадра из фильма «Рыжий священник») (Слайд №12) .

Жизнь в эпоху барокко была непростой. (Слайд 13,14, 15,16).

Ведь она то, возвеличивала творца, то ниспровергала. И среди всего этого сложно было обрести внутреннюю гармонию. Конечно же, Антонио Вивальди не был исключением.

Про Вену, в которой он родился, в народной песенке пелось: «Вместо улиц там каналы, вместо будней - карнавалы». (Слайд №17, 18, 19, 20) .

Действительно, жизнь в Венеции в те времена била ключом. В театрах почти не играли трагедий, город был наполнен музыкой. Карнавал прерывался лишь на время Великого поста. Венеция устояла перед завоевателями и перед Ватиканом. Именно в Италии был открыт первый общедоступный оперный театр.

Конечно, есть и другая сторона медали. За пышными фасадами скрывались огромные долги, дворы соседствовали с грязными лачугами, свирепствующая инквизиция... Но жизнь не переставала бурлить. И этот бурный характер города передался юному Антонио (Слайд №21).

Около сорока лет, обучая девушек игре на инструментах и вокалу, Антонио Вивальди, конечно же, писал и духовную музыку: кантаты, оратории, мессы, гимны.

Очень жаль, что духовная музыка осталась в тени его же концертов.

Знаменитая кантата «Глория» - это, охватывающая душу восторг, хвала небесам за торжество Жизни. А музыка второй части - «И на земле мир людям доброй воли» - это настоящая молитва о нашем земном пути, идущая из самой глубины сердца (Слайд №22).

Для оркестра «Пиеты» Вивальди написал свыше четырёхсот концертов. Мало кто в то время мог соперничать с ним в виртуозности. Скрипки, поющей человеческим голосом, (Слайд №23) человеческим сердцем, не было ни у кого - ни до, ни после Вивальди. Лишь о Николо Паганини говорили также. Известно, что очень сложную партию скрипки Вивальди писал для себя, а партии оркестрантов он значительно упрощал.

В «Пиете» Антонио увлёкся оперой (Слайд №24).

Опера была самым популярным развлечением в Венеции. Представления длились иногда по несколько дней. В театре готовили, принимали гостей, играли в карты…

До нас дошло 50 опер Вивальди. Он сам был импресарио, сам нанимал актёров, сам делал эскизы костюмов и декораций, сам продавал билеты (Слайд №25).

Антонио, конечно, понимал, что это весьма странное занятие для святого отца (Слайд №26).

Однако, считал именно оперу своим призванием, несмотря даже на то, что из-за этой своей страсти испортил отношения и с руководством «Пиеты», и с церковным начальством. Возможно, театр восполнял тот дефицит полноты и красочности жизни, которого он был лишён в детстве из-за болезни и долгого пребывания в семинарии.

Духовный наставник оказался прав - оперы Вивальди ныне забыты, а при жизни успели принести ему массу несчастий.

Всё началось с того, что он влюбился в певицу Анну Жиро, (Слайд №27) для которой писал главные партии. С ней он ездил в Европу для представления своих опер в Праге и Амстердаме. Об этом серьёзном романе сразу стало известно в церковных и музыкальных кругах и "реакция общественности" на нарушение священником обета безбрачия не заставила себя ждать - началась травля.

(Слайд №28, 29) Травили Вивальди грамотно: закрывали въезд в некоторые города, негласно запрещали исполнения его произведений, срывали премьеры опер, воровали партитуры, писали памфлеты.

В один прекрасный день Вивальди принимает решение распродать рукописи и уехать в Вену (Слайд №30) . Анна Жиро отправляется вместе с ним.

Кроме того, священники Италии осудили Вивальди за слишком вольное обращение со скрипкой. Он удлинил деку (Слайд №31) , чтобы было удобнее играть. Он писал музыку загадочно, и никогда её не исправлял.

Тоска по Родине - скверная вещь. Через несколько лет (в 1741 году) Вивальди умирает от обострившейся болезни в полной безвестности и нищете. Похоронили его в Вене, на кладбище для бедных у собора Святого Стефана (Слайд №32) .

Антонио Вивальди (Слайд №33) был абсолютно забыт и в родном городе и во всём мире. Через 30 лет после его смерти имя и вовсе исчезло из списка итальянских композиторов.

И только спустя почти 200 лет в 1926 году в одном итальянском монастыре были найдены несколько томов его произведений (Слайд №34) : 50 опер, 454 концерта, кантаты, оратории, мессы...

Талант его был заново открыт миру, и теперь мы его знаем, как величайшего композитора барокко, как непревзойдённого скрипача и дирижёра, как великой души человека.

Его дар в своё время высоко оценил Иоганн Себастьян Бах. Он переложил около двадцати скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа.

(Слайд №35) Антонио Вивальди написал так много произведений, что если слушать по одному в день, то на это уйдёт не один год.

Вот такая история стоит за известной нам всем красивой музыкой.

Непростое, но красивое время, когда жизнь Вивальди осветилась любовью, подарило нам прекрасную музыку.

Именно тогда родились цикл «Времена года», (Слайд №36) концерт «Ночь» и множество других замечательных концертов и духовных произведений.

"Времена года" сейчас известны всем. Жизнь отнесла этот цикл к разряду "популярная классика».

Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих определённому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода "литературную программу". Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

В целом содержание цикла "Времена года" может быть богаче. Вероятнее всего, замысел цикла предполагает "побочные смыслы".

Напрашиваются ассоциации с периодами жизни человека (от рождения до смерти), а также с четырьмя регионами Италии (согласно четырём сторонам света) и одновременно с четырьмя частями суток (согласно пути Солнца по небу). Это рассвет (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный и жаркий юг), закат (Рим, Лаций) и полночь (холодные предгорья Альп с их замёрзшими озёрами).

Существует мнение, что Вивальди использовал гармонический приём, при определённых условиях вызывающий у слушателя выброс в кровь гормона удовольствия - эндорфина. Это давно описанный в музыке факт - итальянские композиторы первые овладели секретом «гармонии наслаждения»

В концертах много ярких звукоизобразительных эффектов. Здесь присутствуют не только раскаты грома и порывы ветра, но и лай собак, жужжание мух, рев раненого зверя, и даже изображение подвыпивших поселян с их нетвердой походкой.

С первой же части «Весны» (Слайд №37) музыка наполняется «радостным пением» птиц, веселым журчанием ручейка, нежным веянием зефира, которое сменяется грозовым шквалом. «Лето» ярко изображает напористые «раскаты грома». «Осень» передает настроение народных гуляний, празднеств. В «Зиме» передаётся ощущение пронизывающей зимней стужи.

Концерт «Весна».
Ему предпослан такой эпиграф:
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, рисующим ликование, вызванное приходом весны - "Весна грядет!" Этот мотив помимо того, что обрамляет эту часть, еще несколько раз звучит по ходу части, являясь своего рода рефреном, что придает всей части форму, похожую на рондо.

Мы слышим и пение птиц, и раскаты грома, и как будто видим вспышки молнии.

Пауза.

Вторая часть ("Сон крестьянина").
Здесь Вивальди проявил своё поразительное остроумие. Над аккомпанементом первых и вторых скрипок и альтов парит мелодия солирующей скрипки. Именно она рисует сладкий сон крестьянина. В мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам же Вивальди поручил изображать лай собаки, охраняющей сон хозяина.

Пауза.

Третья часть ("Танец-пастораль").

Здесь царит полное энергии и жизнерадостности настроение. Основным ритмом выступает поступь быстрой жиги - старинного танца.

(Слайд №39) . Послушав такую прекрасную музыку, хочется сказать только одно - пропитанная светом, страданием и радостью музыка Антонио Вивальди, будет жить в веках и тысячелетиях. И хочется верить, что она останется одной из любимейших во всём мире. (Слайд №40).

Слинько Ф.С.

Воркута, 2013 год

Антонио ВИВАЛЬДИ (1678–1741) - итальянский композитор и скрипач; широко известный своими концертами, пользующимися большой популярностью. Родился 4-го марта 1678 -го года. Его отцом был скрипач собора св. Марка, который стал первым его учителем. В 1703 Вивальди принял сан священника, в период с 1704 по 1740 был директором музыки в Оспедале делла Пьета в Венеции – доме призрения сирот, который имел репутацию лучшей в городе музыкальной школы для девочек. Главной его обязанностью было сочинение музыки, и он писал с удивительной лёгкостью и быстротой. Вивальди оставил потомкам множество опер и духовных сочинений. Однако как современников, так и последующие поколения, больше привлекали инструментальные творения Вивальди, прежде всего концерты. В 1740 Вивальди уехал в Вену, где скончался 28 июля 1741.

Примерно с середины 18 в. в Италии главную роль в искусстве играла опера, но в предшествующие сто лет эту нишу занимала музыка для скрипки как инструмента, наиболее созвучным человеческим голосом. Наиболее выдающимся из предшественников Вивальди был А.Корелли (1653–1713); использовавший в своих сочинениях контрапунктические приемы, ставшие старомодными ко времени Вивальди. Сам Вивальди старался уйти от традиций прошлого, и больший акцент делал на выразительности, нежели к выделению деталей.

Довольно долго наследие Вивальди было известно только по небольшому числу напечатанных произведений, и лишь в 20 в. была предпринята попытка издания полного собрания его инструментальных творений для самых разнообразных составов, а именно 73 трио-сонат и 447 концертов. Его сонаты полностью соответствуют эпохе и её стилям, однако вдохновение композитора очень нуждалось в оркестре. Многие из его концертов были написаны для одной и более скрипок, но и для духовых инструментов тоже немало, из них 38 концертов для фагота; два концерта для двух мандолин и немного – для непривычных слушательской публике составов, например, для двух скрипок и двух органов. Иногда Вивальди не мог остановиться перед искушением показать растущие технические возможности инструмента, это было наиболее ярко выражено в его скрипичных концертах, и содержание таких сочинений не отличалось музыкальным богатством. Однако, композитор обладал острым инструментальным чутьем, что давало ему возможность достичь прекраснейших звуковых эффектов, к примеру, в необычайно выразительной и своеобразной медленной части концерта для четырех скрипок си минор из опуса 3 (позже И.С.Бах переложил этот концерт для четырех клавиров). Вивальди создал обворожительные концерты для флейты с блестящей фактурой; его произведения для фагота требуют от музыканта безукоризненной техники, демонстрируя при этом и лирические, кантиленные возможности инструмента. Очень часто вводные темы концертов Вивальди – напористые, заводные, но наиболее привлекательная сторона его таланта – лирическая. Медленные части его произведений, в особенности концертов для скрипки, имеют форму небольшой трехчастной оперной арии, с повторяющимся в репризе материалом экспозиции; это можно увидеть в отмеченной интересным гармоническим письмом сицилиане из ре-минорного концерта (из 3-го опуса). Также не нужно забывать о четырех концертах Времена года (№ 1–4 из опуса 8).

Долгое время о Вивальди помнили благодаря И.С.Баху сделавшему ряд транскрипций его произведений. Однако изучение творчества Вивальди даёт ему оценку талантливейшего мастера, сумевшего вложить в свои произведения огромную силу воздействия на слушателя.

Антонио ВИВАЛЬДИ: О музыке

Один из крупнейших представителей эпохи барокко А. Вивальди вошел в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта, родоначальник оркестровой программной музыки. Детство Вивальди связано с Венецией, где в соборе Св. Марка работал скрипачом его отец. В семье было 6 детей, из которых Антонио был старшим. Подробностей о детских годах композитора почти не сохранилось. Известно лишь, что он обучался игре на скрипке и клавесине. 18 сентября 1693 г. Вивальди был пострижен в монахи, а 23 марта 1703 г. - посвящен в духовный сан. При этом юноша продолжал жить дома (предположительно из-за тяжелой болезни), что давало ему возможность не оставлять музыкальных занятий. За цвет волос Вивальди прозвали "рыжим монахом".

В сентябре 1703 г. Вивальди начал работать в качестве преподавателя (maestro di violino) в венецианском благотворительном приюте для сироток "Pio Ospedale delia Pieta". В его обязанности входило обучение игре на скрипке и виоле д амур, а также наблюдение за сохранностью струнных инструментов и покупка новых скрипок. "Службы" в "Pieta" (их с полным правом можно назвать концертами) находились в центре внимания просвещенной венецианской публики. Из соображений экономии в 1709 г. Вивальди увольняют, но в 1711-16 гг. восстанавливают в той же должности, а с мая 1716 г. он уже - концертмейстер оркестра "Pieta". Еще до нового назначения Вивальди зарекомендовал себя не только как педагог, но и как композитор (главным образом автор духовной музыки). Параллельно работе в "Pieta" Вивальди ищет возможности публикации своих светских сочинений. 12 трио-сонат ор. 1 вышли в свет в 1706 г.; в 1711 г. появился знаменитейший сборник скрипичных концертов "Гармоническое вдохновение" ор. 3; в 1714 - еще один сборник под названием "Экстравагантность" ор. 4. Скрипичные концерты Вивальди очень скоро приобрели широкую известность в Западной Европе и особенно в Германии. Большой интерес к ним проявляли И. Кванц, И. Маттезон, Великий И. С. Бах "для удовольствия и поучения" собственноручно переложил 9 скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа. В эти же годы Вивальди пишет свои первые оперы "Оттон" (1713), "Орландо" (1714), "Нерон" (1715). В 1718-20 гг. он живет в Мантуе, где в основном пишет оперы для сезона карнавалов, а также инструментальные сочинения для мантуанского герцогского двора. В 1725 г. выходит из печати один из наиболее знаменитых опусов композитора, носящий подзаголовок "Опыт гармонии и изобретения" (ор. 8). Как и предыдущие, сборник составлен из скрипичных концертов (здесь их 12). Первые 4 концерта этого опуса названы композитором, соответственно, "Весна", "Лето", "Осень" и "Зима". В современной исполнительской практике они нередко объединяются в цикл "Времена года" (такого заголовка в оригинале нет). По-видимому, Вивальди не был удовлетворен доходами от публикаций своих концертов, и в 1733 г. он заявил некоему английскому путешественнику Э. Холдсуорту о своем намерении отказаться от дальнейших публикаций, поскольку в отличие от печатных рукописные копии стоили дороже. В самом деле, с этих пор новых оригинальных опусов Вивальди не появлялось.

Конец 20-х - 30-е гг. часто называют "годами путешествий" (предп. в Вену и Прагу). В августе 1735 г. Вивальди вернулся было к должности капельмейстера оркестра Pieta, но комитету управляющих не понравилась страсть подчиненного к путешествиям, и в 1738 г. композитор был уволен.

В 1740 г. незадолго до смерти Вивальди отправился в свое последнее путешествие в Вену. Причины его внезапного отъезда неясны. Умер он в доме вдовы венского шорника по фамилии Валлер и был нищенски похоронен. Вскоре после смерти имя выдающегося мастера было забыто. Почти через 200 лет, в 20-х гг. XX в. итальянский музыковед А. Джентили обнаружил уникальную коллекцию манускриптов композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения). С этого времени начинается подлинное возрождение былой славы Вивальди. Нотное издательство "Рикорди" в 1947 г. начало выпускать полное собрание сочинений композитора, а фирма "Филипс" приступила недавно к реализации не менее грандиозного замысла - публикации "всего" Вивальди в грамзаписи. В нашей стране Вивальди является одним из наиболее часто исполняемых и наиболее любимых композиторов. Велико творческое наследие Вивальди. Согласно авторитетному тематико-систематическому каталогу Петера Риома (междунар. обозн. - RV), оно охватывает более 700 названий. Главное место в творчестве Вивальди занимал инструментальный концерт (всего сохр. ок. 500). Излюбленным инструментом композитора была скрипка (ок. 230 концертов). Кроме того, он писал концерты для двух, трех и четырех скрипок с оркестром и basso continue, концерты для виолы д амур, виолончели, мандолины, продольной и поперечной флейт, гобоя, фагота. Известно более 60 концертов для струнного оркестра и basso continue, сонаты для различных инструментов. Из более чем 40 опер (авторство Вивальди в отношении которых с точностью установлено) сохранились партитуры лишь половины из них. Менее популярны (но не менее интересны) его многочисленные вокальные сочинения - кантаты, оратории, сочинения на духовные тексты (псалмы, литании, "Gloria" и т. п.).

Многие инструментальные сочинения Вивальди имеют программные подзаголовки. Некоторые из них относятся к первому исполнителю (концерт "Карбонелли", RV 366), другие - к празднику, во время которого впервые исполнялось то или иное сочинение ("На празднество Св. Лоренцо", RV 286). Ряд подзаголовков указывает на какую-то необычную деталь исполнительской техники (в концерте под назв. "L ottavina", RV 763, все solo скрипки должны играться в верхней октаве). Наиболее же типичны заголовки, характеризующие преобладающее настроение - "Отдых", "Тревога", "Подозрение" или "Гармоническое вдохновение", "Цитра" (последние два - названия сборников скрипичных концертов). При этом, даже в тех произведениях, названия которых, казалось бы, указывают на внешние изобразительные моменты ("Буря на море", "Щегленок", "Охота" и т. п.), главным для композитора всегда остается передача общего лирического настроения. Относительно развернутой программой снабжена партитура "Времен года". Уже при жизни Вивальди прославился как выдающийся знаток оркестра, изобретатель многих колористических эффектов, он много сделал для развития техники игры на скрипке.




Top