Какие бывают развивающие игры. Развить эти важные качества помогут игры такого типа. Обзор рынка развивающих игр

В нашем интернет-магазине сейчас огромный выбор развивающих игр, разобраться в них порой довольно непросто. Безусловно, кое-кто прав в том, что любую игрушку можно назвать развивающей. Но так уж повелось, что педагоги, психологи, разработчики игр, а за ними и продавцы, стали называть развивающей такую игрушку, которая может обучать чему-либо, развивать способности. Кроме того, она должна отвечать некоторым условиям.

Вот они:

  • многофункциональность (т.е. в одной игре заключено множество разных вариантов),
  • может возбуждать интерес в течение длительного периода времени (т.к. игры построены по принципу "от простого к сложному" и трудность заданий постепенно возрастает),
  • рассчитана на зону ближайшего развития ребенка (овладеть информацией, заложенной в такой игрушке, можно лишь при активном участии взрослого),
  • должна содержать методические указания или возможные варианты игр.
Развивающие игры, продаваемые в интернет-магазине, делятся на так называемые традиционные и авторские.

Традиционные развивающие игры

  • Пирамидки (от 8-9 месяцев). Существует множество различных вариантов по форме, цвету, размеру и т.д. Игрушка нужна для формирования и развития представлений о размере (большое, маленькое, среднее, больше-меньше, такой же-не такой), форме, цвете (хорошо, если есть парные детали одного цвета). Ребенок должен выполнять сортировку игрушек по этим признакам. Само одевание колец на стержень - это великолепная тренировка для координации глаза и руки, а также развития мелкой моторики.
  • Доски Сегена (от 1,5 лет). Плоские доски с рамками-прорезями различных форм. Ребенку необходимо подобрать фигурку точно такой же формы и вставить в прорезь. Эти развивающие игры тренируют мелкую моторику, глазомер, учат соотносить форму и размер, развивают координацию движений руки.
  • Рамки-вкладыши (от 1 года). Объемные развивающие игрушки, в стенках которых сделаны прорези. Малыш должен подобрать фигурку к прорези и вставить ее в отверстие или вставить один в другой рамки-вкладыши. Примером такой игрушки служит матрешка, рамки-вкладыши Монтессори и много других подобных игрушек. Все эти игрушки-вкладыши, также как и доски Сегена, совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы и размера предметов, а также тренируют и развивают мелкую моторику и координацию движений.
  • Шнуровки (с 1,5-2 лет). Игрушки-шнуровки готовят руку к письму с раннего возраста. Способствуют совершенствованию координации движений обеих рук, развивают подвижность кисти, тренируют систему рука-глаз, приучают пальчики ребенка совершать точные движения: захват "щепотью" (тремя пальцами), "пинцетный" захват (двумя пальцами).
  • Строительные блоки и конструкторы (от 1 года). Обучение ребенка конструированию различных сооружений и построек. Для старшего возраста - постройки по нарисованному плану или воплощение собственных идей. Игры развивают пространственного воображения.
  • Настольные игры.
    • От 1,5 до 2 лет. Лото с разрезными карточками и мозаика развивают способность классифицировать предметы по различным признакам: форме, цвету, размеру.
    • От 2 до 3 лет. Пазлы из двух, а затем и более частей дают первые навыки плоскостного конструирования, развивают умение выделения части из целого и наоборот. Домино развивает умение находить среди нескольких предметов два одинаковых по отличительным признакам.
    • От 3,5 до 4 лет. Игры-ходилки с кубиком и фишками. Игры-ходилки учат игре по правилам и по очереди.

Авторские развивающие игры

Эти игры разработаны ведущими педагогами, психологами и врачами и, чаще всего, носят имена своих создателей. В них удалось сочетать один из принципов обучения "от простого к сложному" с важным принципом творческой деятельности "самостоятельно по способностям", поэтому ребенку удается достичь "потолка" своих возможностей в данном возрастном периоде.

Как правило, эти игры рассчитаны на долгий период использования и растут вместе с ребенком. А в некоторые из них играют даже взрослые.

  • Развивающие игры Лены Даниловой (от 1 месяца). Это игры для сенсомоторного развития ребенка, они выполнены из разных тканей и с разными наполнителями. Поскольку малыш познает мир на ощупь, ему нужны самые разнообразные в этом плане ощущения. Игры обеспечивают развитие зрения, слуха, осязания, мелкой моторики, координации движений, знакомство с понятиями цвет, форма, размер, в дальнейшем - развитие внимания, памяти, начальных навыков счета.
  • Интеллектуальные развивающие игры Б.П.Никитина (от 1,5 лет). Пожалуй, это одни из самых популярных и пользующихся наибольшим спросом игр. Надо сказать, что Никитин ничего не изобретал сам. Он просто собрал сокровищницу самых интересных мировых игр и, будучи педагогом, адаптировал их к детскому возрасту.
  • Кубики Зайцева (от 2 лет). Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит. Кубики различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.
  • Логические блоки Дьенеша (от 1,5 лет). Набор геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, величине и толщине. Эта развивающая игра помогает ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции "не", "и", "или". Более того, используя блоки Дьенеша, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Обучают плоскостному конструированию.
  • Счетные палочки Кюизенера (с 3 лет). С математической точки зрения палочки - это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

    Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

Как видите, развивающих игр великое множество. И нам удалось поподробнее поговорить лишь о некоторых из них. Какую из них выбрать, решать только вам. Прислушайтесь к своему ребенку, присмотритесь, какие игры он предпочитает. Как видите, по своим функциям многие игрушки перекликаются.

И несколько пожеланий взрослым о том, как играть с ребенком.

  • Заинтересуйте ребенка игрой, когда он в добром расположении духа.
  • Предлагайте ребенку поиграть, не навязывая.
  • Не ждите от ребенка каких-то результатов.
  • Не сравнивайте с другими детьми.
  • Поощряйте всегда добрым словом и похвалой.
  • Помните, что это игра создана для вашего малыша, а не наоборот.
  • И, наконец, учтите, что развивающая игра - это очень хорошо, но гораздо важнее для ребенка простая ролевая и творческая, а не дидактическая.
В последнее время наблюдается тенденция к снижению появления на рынке новых развивающих игрушек. Да это и понятно, рынок, в общем-то, переполнен. А те, которые появляются, как правило, повторяют в той или иной степени предыдущие разработки. Ничего принципиально нового пока нет.

В первый месяц после родов абсолютно бесполезно вовлекать малыша в какие-либо мероприятия, он все равно будет в основном лишь есть и спать. А вот начиная со второго месяца, начинаем вводить в его режим развивающие игры для детей до года. Это позволит не только простимулировать различные сферы жизнедеятельности крохи, но и поближе с ним познакомиться, наладить контакт.

Если все делать правильно, то можно рассчитывать на прекрасные результаты младенца. Ведь, несмотря на видимую простоту манипуляций, они благотворно влияют на его становление, как самостоятельной личности, развитие важных качеств и умений на подсознательном уровне.

Мероприятия на период от 2 до 3 месяцев

В это время нужно пытаться привлекать внимание детей, стимулировать их заинтересованность в окружающем мире. При этом не стоит перегружать малыша новой информацией. Помимо прямого общения, можно ненавязчиво использовать следующие развивающие мероприятия:

  • Использование пищалок. Нужно положить младенцу на ладошку игрушку, которая пищит при сжимании. Если он сделает соответствующее движение рукой, то услышит неожиданный звук. Через какое-то время связь между двумя событиями станет ему понятна.
  • Кукла. Надеваем на руку куклу и держим ее перед малышом, пока он не сосредоточит на ней свой взгляд. Начинаем водить предметом в стороны, вверх и вниз, по кругу, удерживая взгляд ребенка. Это благотворно скажется на зрении новорожденного и внимании.
  • Реакция на зов. Входим в комнату, но перед тем, как подойти к грудничку, зовем его по имени, потом появляемся. Через какое-то время он начнет реагировать на появление мамы радостными звуками или подергиваниями конечностей.


Не стоит злоупотреблять действиями, 2-3 повторений в сутки будет более, чем достаточно, чтобы развитие ребенка активно пошло в нужном направлении.

Игры для 3 и 4-месячных малышей

В это время дети начинают с интересом наблюдать за всем, что происходит вокруг. Например, они способны, лежа в кроватке, долго смотреть на собак и кошек, даже если те ничего не делают. В манеже или кроватке стоит разложить или развесить несколько игрушек, карапуз с удовольствием будет их сначала долго рассматривать, потом ощупывать и пробовать «на вкус». Хорошо, если изделия будут выполнены из разных материалов и цветов. Дополнительный плюс, если некоторые из них будут выполнены не из ткани, а из сырья, которое издает какой-нибудь звук при соприкосновении с аналогом.

В данный период большинство детей начинают переворачиваться, поэтому самое время заняться с ними физическими упражнениями. Если научить малыша самостоятельно переворачиваться на бок, живот и обратно, у него не возникнет проблем с принятием такого положения в повседневной жизни. Все манипуляции рекомендуется сопровождать музыкой и песенками, они уже в таком возрасте нравятся детям и поднимают им настроение.


Чем заняться с ребенком в 4-5 месяцев?

Игры и развивающие занятия с малышом становятся все разнообразнее. Теперь он уже с удовольствием принимает внимание в таких процессах как:

  • Игра в прятки. Прятаться будет мама, причем, не где-то в квартире, а за своими же ладошками или подушкой. Закрываем лицо, потом открываем его и говорим что-нибудь вроде «Ку-ку!». Можно также закрывать ладошками лицо малыша. Обычно детей приводят в восторг оба варианта игры.
  • Катание предметов с горки. Чтобы младенец начал понимать причинно-следственные связи, можно построить в его манеже небольшую горку из подручных материалов и катать с нее игрушки.

Совет: По мере введения новых типов мероприятий не стоит отказываться от регулярного повторения уже «пройденного» материала. С каждым месяцем ребенок может все дольше сосредотачивать свое внимание на занятиях, поэтому от многочисленных видов активности он не устанет.


  • Мыльные пузыри. Страсть к летающим лопающимся шарикам начинает развиваться у детей примерно в этом возрасте. Они пока даже не пытаются создавать пузыри самостоятельно, но получают удовольствие от наблюдения за ними, от их «лопанья».
  • Тесный контакт. Папу тоже можно активно подключать в развивающие игры с ребенком. Он может носить малыша на ручках, делать самолетики, возиться с ним на полу. Главное, помнить о безопасности младенца.

С каждым днем ребенку требуется все больше внимания, не стоит ему в этом отказывать. Всего несколько минут «разговоров» и улыбок подарят ему море положительных эмоций.

Интересные и полезные мероприятия для 5-6 месячного возраста

Все чаще в поле зрения детей попадают бытовые изделия, с которыми малыши с удовольствием возятся и изучают. В первое время, чтобы утолить любопытство карапуза, можно предложить ему следующее:

  • Блестящая кастрюля. В нее можно смотреться, по ней можно стучать, она прекрасно подходит для складывания мелких игрушек. Такие простые, но активно развивающие манипуляции должны быть доступны ребенку в любое время.
  • Зеркало. Конечно, не нужно давать его младенцу в руки, но можно постоять перед зеркалом, потрогать его пальчиками, корчить рожицы и махать ручками.
  • Неваляшки. Не стоит отказываться и от обычных игрушек, особенно тех, которые самостоятельно возвращаются в нужное положение, после того, как упадут. Только предпочтение стоит отдавать изделиям попрочнее, которые смогут без труда перенести смелые детские эксперименты.


Несмотря на то, что сегодня в магазинах можно найти специальные игры до года, на столь раннем этапе они будут пустой тратой времени. Детей будут привлекать не их особенности и свойства, а яркость упаковки. Лучше попытаться обойтись подручными материалами. Практика показывает, что такой вариант развития событий более чем устраивает грудных детей.

Игры для детей 6-7 месяцев

С каждым месяцем в жизни малыша должно происходить что-то новое и необычное. Для данного периода подойдут следующие нововведения:

  • Катание на плечах. Не все развивающие игры нужно устраивать в манеже, малыш должен рассматривать вещи, ставшие для него привычными, с различных ракурсов. Для этой цели прекрасно подойдут «прогулки» на плечах. Дети не только смогут все получше рассмотреть, но и станут по-новому воспринимать свое тело, начнут контролировать его.
  • Использование воздушного шарика. Наполняем его водой, тщательно перевязываем ниткой и привязываем шнурок. Нужно просто показать ребенку, как изделие будет менять форму под воздействием его ручек. Только придется постараться, чтобы не допустить разрыва материала. Вылившаяся вода – это не страшно, но «сломавшиеся» шарики сильно пугают детей.
  • Шарик без воды. Предмет можно и просто надуть, привязав к коляске, кроватке или части манежа. Главное, не забывать иногда дергать за веревочку, чтобы шарик шевелился.


Помимо этого, ребенок сам начнет подсказывать, что ему интересно, обращая внимание на окружающие предметы. Если это безопасно, не стоит отказывать карапузу в удовольствии познакомиться с чем-то новым.

Развитие ребенка в 7-8 месяцев

Для этого периода лучше всего подбирать игрушки, которые реагируют на действия детей. Это могут быть пищалки, резинки, прыгуны и многое другое. Нужно только чтобы они выполняли какое-то действие в ответ на прикосновение малыша. Большой интерес у грудничков начинают вызывать мячи, которые весело катятся, если их толкнуть. Мячик можно и подвесить, чтобы потом бить по нему кулачками.

Помимо этого, самое время подключать развивающие игры, требующие одновременного подключения сразу нескольких органов чувств. Можно спрятать от карапуза игрушку, издающую звук, которую он должен будет найти. Начинаем с простой пищалки – издаем нужный звук, прячем изделие под одеяло (причем, чтобы карапуз это видел) и спрашиваем у него, где она.


Игровые развлечения для 8-9 месяцев

Этот период характеризуется тем, что звуки начинают играть в жизни детей все большую роль. Стоит этим воспользоваться, путем введения в режим следующих видов деятельности:

  • Обращаем внимание ребенка на все звуки, которые его окружают – от пения птиц и проезжающих машин, до капающей воды и чьих-то шагов. Карапуз быстро изучит все эти звуки и начнет адекватно на них реагировать.
  • Нужно обратить внимание крохи на то, что животные «разговаривают» по-разному. Уроки стоит сопровождать не просто рассказами, а визуальными подсказками (картинками, игрушками, мультиками).
  • Кстати, в это же время стоит начинать приучать детей к тому, что одни и те же предметы могут выглядеть по-разному. Например, берем фото настоящей коровы, ее нарисованный мультяшный аналог, игрушку и начинаем искать вежде общие черты (рога, вымя, пятнышки).

В данном возрасте дети уже начинают обращать внимание на свою одежду, пытаются снимать ее и даже надевать (шапочки, носочки). Обязательно поощряем малыша в таких попытках, стараемся даже провоцировать его на такие развивающие манипуляции.

Развиваем малыша в 9- 10 месяцев

Самое время подключать мероприятия на развитие интеллекта и логики. В столь раннем возрасте это может выглядеть так:

  • Перевернутые предметы. Малыш давно привык к тому, как стоят его игрушки и некоторые бытовые изделия. Можно проверить его память и сообразительность, перевернув что-то из этого с ног на голову, но так, чтобы ребенок это видел. Интересно понаблюдать за реакцией крохи.
  • Липучка. Берем несколько кусочков липкой ленты, наклеиваем ее на свою одежду или руки, показываем ребенку, как она отрывается и даем возможность оторвать все детали самостоятельно.
  • Кольца на стержне. Одна из любимейших игр у детей младшего возраста. Нужно только показать, как все работает и счастью ребенка не будет предела. Через какое-то время усложняем задачу, предлагая карапузу надевать кольца в определенном порядке (по размеру, цвету, форме).
  • Прозрачное и непрозрачное. Берем шарик и накрываем его прозрачной пластиковой миской. Наблюдаем, как поведет себя младенец – попытается схватить шарик или поднимет препятствие.


Еще в этом возрасте можно начать приучать детей убирать за собой путем перекладывания игрушек и других предметов из одной емкости в другу.

Правильные занятия от 10 месяцев и до года

До года остается не так много времени, а работы у карапуза еще много. Всего за пару месяцев он должен освоить такие развивающие игры, как:

  • Поиск предметов. Показываем малышу, что прячем его любимую игрушку под подушку, он должен ее найти. Затем отвлекаем кроху и опять незаметно прячем игрушку туда же. Он опять должен ее найти, вспомнив старое место.
  • Использование свойств предметов. После демонстрации дети довольно быстро начинают понимать, что одни изделия прыгают, другие катаются, третьи гремят. Нужно предоставить ребенку как можно больше таких игрушек и понаблюдать, насколько быстро он разберется, что может делать конкретный предмет.
  • Подключаем кукол. Самое время показать малышу, что значит ухаживать за кем-то. Он с удовольствием начнет кормить кукол, укладывать их спать, а может и ругать кого-то, понаблюдав за родителями. Эта игра нередко дает родителям возможность посмотреть на себя со стороны.
  • Домашние дела. Ближе к годику детки уже могут выполнять простейшие манипуляции, направленные на выполнение домашних дел. Не стоит противиться, если младенец пытается подмести, протереть стол, смахнуть пыль.

Стоит учесть, что, несмотря на то, что все описанные мероприятия развивающие, они должны в первую очередь радовать грудничка. Не стоит давить на малыша, требуя немедленных результатов. Все обязательно придет, нужно только набраться терпения и немного подождать.

Старше одного года



Развивающие игры – неотъемлемая часть детства. С их помощью ребенок познает окружающий мир в простой и доступной для понимания форме. В игре быстрее развивается мелкая моторика, формируются азы – понятия формы, цветов, звуков. Влияние игр на ранее развитие ребенка огромно: помимо увлекательности самого процесса, с их помощью активно развивается воображение, память, концентрация внимания, способность к анализу и логическое мышление.

С какого возраста следует знакомить малыша с развивающими играми?

Да с самого рождения! Ласковый мамин голос, отвечающий на призывный плач; всем известное «ку-ку», когда родное для малыша лицо прячется и выглядывает из-за сомкнутых ладоней; красочный мобиль, подвешенный над колыбелью – все это относится разновидностям первых детских игр. Хватательный рефлекс у малышей развит с рождения, но первые игрушки-погремушки рекомендуется вручать маленькому исследователю после первого месяца жизни, подбирая легкие модели с удобной для держания ручкой, без острых и разборных элементов. Яркий цвет и веселый перезвон стимулируют ребенка на действие – дотянуться, подержать, рассмотреть. За игрушкой малыш начинает поворачивать и держать головку, а затем – переворачиваться и ползать.

С полугода ребенку будут интересны яркие пирамидки, башни из кубиков, мячики – все эти игрушки стимулируют восприятие формы и понятие «большой-маленький». Конечно, ни один младенец не останется равнодушен к игровым предметам, извлекающим звуки – миниатюрные музыкальные инструменты, различные игрушки, которые начинают играть мелодию при нажатии кнопок - все это развивает не только слух, а и моторику маленьких пальчиков.

К году становятся актуальны движущиеся игрушки – машинки, самоходные механизмы, детские коляски – они подталкивают ребенка развивать опорно-двигательный аппарат: ползать, вставать, ходить, нагибаться, бегать. А вот после года – время развивающих игр, участие в которых должны принять и родители. Первые рисунки пальчиковыми красками, конструктор, кубики с буквами, тесто для лепки, крупные пазлы – все это заинтересует малыша-годовичка.

В возрасте 3 года ребенок уже не только получает удовольствие от самого процесса игры, а и понимает, что его навыки и умения способны меняться – так зарождается осознание потребности самосовершенствования. С этого времени рекомендуются ролевые и коллективные игры – ребенку уже требуется внимание не только родителей, а и сверстников, возможность получения новых знаний в процессе игры.

Какие бывают развивающие игры?

Игры для развития детей – это комплекс различных заданий, подобранных с учетом возраста и имеющихся навыков у малышей. В зависимости от задач, которые предстоит решить в процессе, все игры условно классифицируются на:

1) Игры на развитие речи

Простейшие развивающие занятия учат ребенка правильно воспроизводить услышанные звуки, говорить первые слова, осваивать звукобуквенный ряд, расширять словарный запас, понять принцип словообразования.

К таким играм относятся:
«Артикуляционная гимнастика» - развивающая игра для ребенка 1-2 лет. Суть – повторить за взрослым правильно звук. А чтобы ребенку было интересно, каждому мимическому положению, в котором выговаривается тот или иной звук, присваивается игровой псевдоним.

Например, «заборчик» - широко улыбнуться, не размыкая зубов; «дудочка» - вытягиваем губы в трубочку; «лошадка» - цокаем языком по небу, будто едем на коне;

«Подбор прилагательных». Задача - охарактеризовать один или несколько предметов (в зависимости от возраста). Суть игры – ведущий (один из родителей или воспитатель) показывает картинку или игрушку, а дети называют признаки, присущие данному предмету. Например, «яблоко» - круглое, красное, вкусное, сладкое, сочное и т.д;

«Узнать по описанию». По сути – это те же загадки, которые можно подобрать к любому предмету или действию, охарактеризовав его так, чтобы ребенок смог назвать отгадку.

2) Игры на развитие внимательности и памяти

Если ребенок с детства не приучен концентрироваться на проблеме, даже выдающиеся интеллектуальные способности не заменят умения сосредотачиваться и искать пути решения поставленной задачи.

Развить эти важные качества помогут игры такого типа:

«Угадай, что исчезло» - перед ребенком выкладывается несколько предметов или игрушек, которые он должен рассмотреть и запомнить. После чего малыш закрывает глаза, а мама убирает 1-2 предмета (или добавляет лишние) и просит ребенка объяснить, что именно появилось или исчезло. В 6 лет дошколенок должен с легкостью ориентироваться в ряде из 10 предметов;

«Рыбалка» - отличная детская игра, которая развивает на только внимательность, а и координацию. Для неё потребуется удочка с магнитиком и игрушечные рыбки (можно смастерить самому или купить в магазине готовый набор). Удить можно рыбок по какому-нибудь общему признаку (например, одного цвета или формы) либо любые металлические предметы (главное, чтобы они были легкими и неострыми);

«Сфотографируй картинку» - ребенку на несколько секунд дают рассмотреть карточку с каким-либо сюжетом, а затем картинку прячут и предлагают подробно описать, что именно он запомнил. Впоследствии, задание усложняется – после запоминания первой картинки, малышу дают вторую, со схожим изображением. Он должен назвать как можно больше различий между первой и второй.

3) Игры на развитие логического мышления

К ним относят не только игры, помогающие понять причину, следствие и найти возможные пути решения, а и занятия, формирующие навыки анализа и синтеза, основ геометрии, вычленение частного из общего и обобщение.

Например:
«Распредели предметы по группам». Цель игры – найти общий признак у нескольких разложенных предметов или рисунков (посуда, овощи, игрушки, обувь, одежда, одинаковый цвет или форма и т.д.);

«Составь единое целое». Для первых игр подойдет любая крупная картинка, разрезанная на 4-6 частей. Когда малыш поймет, каким образом совмещаются обрезки, чтобы сложиться в одну картинку, можно усложнить задачу, увеличивая количество кусочков. А затем – наступит время пазлов;

«Найди домик для игрушки» - подойдут готовые игры, в которых предлагается попасть игрушкой различных геометрических форм в специально прорезанное отверстие. Обычно, после верного ответа малыша вознаграждает короткая мелодия.

4) Игры на развитие воображения

Креативное мышления и даже азы изобретательства ребенок может получить, развивая зачатки воображения, которые даны каждому из нас от природы. Передать свое видение окружающего мира и материализовать фантазии можно с помощью:

Рисования (от пальчиковых красок до фломастеров);
- лепки из теста, пластилина, глины;
- составления различных аппликаций;
- уроков папье-маше, вязания, макраме;
- работы с природными материалами: гербарии из листьев, различные поделки из каштанов, желудей и т.д.

Главное, чтобы развитие ребенка было разносторонним. Не стоит идти только по пути логики или анализа, надеясь воспитать из малыша гениального математика. Его истинное призвание проявится гораздо позже, а задача занятий в игровой форме – всестороннее развитие ребенка.

Практически всем родителям широко известно мнение психологов и педагогов о том, что лучшая форма обучения и воспитания детей – это игра. Как стимулировать детское развитие? Как гармонично развивать его интеллектуально и физически? Читайте в нашей статье обзор самых эффективных развивающих игр для детей разного пола и возраста, активизирующих внимание, восприятие и воображение детей, память и мелкую моторику, логику и многое другое.

Развивающие игры: их значение

Современные дети развиваются стремительно. Их уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того, чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств. При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели:

  • базового опыта
  • развития познания
  • эмоционального и языкового развития
  • физической подготовки
  • умения общаться
  • зрительного восприятия, различения и памяти
  • слуховых способностей
  • отношения к книгам
  • общей и психологической готовности.

Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален. Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.
Развивающие игры - самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе. Развивающие игры основаны на таких принципах :

  • принцип сочетания игры и обучения
  • принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности
  • принцип поэтапного усложнения игр и заданий
  • принцип активизации умственного развития ребёнка.

В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться.
Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового. Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику. Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка.

Виды развивающих игр

Для малышей

  • раскраски с крупными изображениями и наклейками
  • мягкие пазлы большого размера
  • игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
  • (длина, высота, количество, размер, вес предметов).

Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями.



Познавательные (дидактические)

Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.

Для развития внимания и памяти

  • «Ищем пару»
  • «Отличия»
  • «В поисках предмета»
  • «Что не так?»
  • «Лабиринт»

Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка. Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые). В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.

Игры для развития мышления и логики

Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит - самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.

Раскраски

Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.

Пазлы

Пазлы - игра, где картину нужно собрать из частей - это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.

Загадки и ребусы

Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады - это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.

Математические игры

Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой.

Головоломки, конструкторы, шнуровки

Сочетают развитие логики и мелкой моторики. Этим типом игр ребёнок может заниматься самостоятельно.

Обзор рынка развивающих игр

Какие игры для детского развития сегодня родителям доступны в продаже?

  • : они «говорят» с малышом, «поют песенки». Они влияют на развитие музыкального слуха ребёнка, способствуют становлению его эмоциональности, коммуникабельности. Также они могут помочь малышу начать говорить.
  • сортеры (вкладыши): отличные помощники по изучению цветов, фигур, и цифр. Объёмные фигуры нужно вставлять в соответствующие отверстия. Вариаций игр с такими игрушками можно придумать множество.
  • пазлы: собирание картин из отдельных элементов может быть интересно и детям и взрослым.
  • кубики: учимся строить дома, изучая фигуры, числа и цвета. Тренируем логику и руку для письма.
  • конструкторы: собираем по образцу или придумываем свой проект. Деревянные, блочные, пластиковые, бумажные или металлические - сейчас большой выбор.
  • настольные игры: домино, шашки, шахматы, лото, настольный баскетбол, футбол, хоккей - развивают логическое мышление и быстроту реакции.
  • сюжетно-ролевые игрушки: маленькие и большие куклы, персонажи из мульфильмов, плюшевые игрушки - с помощью их малыш моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, которые являются хорошим тренажёром для социальной адаптации ребёнка.
  • сенсорно-двигательные (погремушки, карусельки-мобиле, игрушечные музыкальные инструменты) - вводят ребёнка в мир звуков, движения, форм.
  • пирамидки: конусообразные и шарообразные, деревянные и пластмассовые, разноцветные и прочие - тренируют первые навыки логического мышления малыша.
  • счётные столики (абаки): палочки с нанизанными предметами разной формы и цветов - хорошо учат ребёнка счёту, группировке и сортировке предметов, сенсорному восприятию.
  • шнуровки: готовят руку малыша к письму.
  • игрушки для активных игр: спортивный инвентарь и предметы повседневного обихода - физически развивают малыша, помогают понять способы действий с предметами.
  • наборы детского творчества: пластилин, моделирующие глины, аппликации - развивают детское творчество.


«Совет. При выборе развивающих игр для своего ребёнка лучше проконсультироваться у продавца детского магазина, для какого возраста та или иная игра/игрушка, с какой она целью используется, какие качества ребёнка она развивает».

Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определённых способностей малышей. Если не учитывать эти правила, то вы не достигнете намеченного результата и зря потратите деньги.

Игры детей от 0 до 3 лет

Является самым ответственным периодом развития ребёнка. Это наилучшее время формирования его как личности, ведь интенсивно развиваются все психические процессы. Будет ли ребёнок лидером, насколько успешно будет учиться - всё это зависит от того, в какие игры он играет.

«А знаете ли вы, что игры бывают разными: ролевыми, и подвижными, и дидактическими. Все они являются развивающими».

Смотрите видео о развивающих играх с малышом первого года жизни


Как правильно подобрать содержание игр с учётом возраста дошкольника? В начале жизни малыш только познаёт мир. Ему важно узнать, как всё происходит: крутится, вертится, двигается и т. д. Малыш мнёт, рвёт, бросает, крутит, нажимает, тянет, стучит. Таким образом, ребёнок постигает закономерность действий предметов. В связи с этим, подбираем ребёнку соответствующие игрушки. Это игрушки, обеспечивающие познавательное развитие малыша и его социальное становление: аналоги реальных предметов (телефон, посуда, лопатка), кубики, пирамидки, механические игрушки, погремушки, куклы. Обеспечьте малыша спортивными игрушками: малыш должен развиваться физически.

Для дошкольников

Перед старшими дошкольниками стоит основная задача - подготовиться к школе. Здесь на первый план выходит , важным является приобретение первых навыков чтения и письма. В этот период предложите ребёнку поиграть в игры, которые помогут укрепить его мелкую моторику детских рук: разнообразные конструкторы, шнуровки, пластилин, мозаика, пазлы.


Пусть дошкольник побольше раскрашивает, учится рисовать.

Для школьников

Игры для детей, достигших школьного возраста, меняют свой характер. Настольные игры, интересные школьникам, всё также развивают разнообразные способности. Младшим школьникам становится интересно играть в командные настольные игры, а также деловые детские игры, которые способствуют их успешной социализации, развивают коммуникативные способности, мышление. Ребята в этом возрасте стремятся творчески проявить себя. Младшим школьницам нравится учиться вышивать, шить, создавать собственными руками поделки, и украшения. Мальчики с удовольствием выцарапывают гравюры, выпиливают лобзиком и чаще всего просят строительные наборы: так хочется смастерить что-либо!
Актуальность в этом возрастном периоде приобретают компьютерные игры, которые тоже могут быть развивающими.

Компьютерные и онлайн игры

В настоящее время появилось большое количество специализированных электронных ресурсов, предлагающих развивающие компьютерные и он-лайн игры для детей. Такие игры - абсолютно логичное продолжение всех предметных и устных игр и занятий с детьми с целью развития их способностей. Позитивные стороны тут тоже присутствуют - например, ребёнок постепенно учится компьютерной грамотности. Здесь нет ничего сложного: ребёнок просто играет в понравившуюся , тем самым тренируя память или внимание или скорость мышления и тому подобное. Он может научиться логически мыслить, обобщать, делать правильный выбор, тренироваться в математике или учить языки. И всё происходит в доступной игровой форме.



При занятиях за компьютером существуют правила:

  1. Обращайте внимание, в какой позе ребёнок сидит за компьютером. Сидеть нужно не сутулясь, не наклоняясь в какую-либо сторону, не кособочась.
  2. Следите за расстоянием монитора от лица ребёнка. Расстояние между ними должно быть не меньше диагонали вашего монитора.
  3. Научите пользоваться «мышкой». Этот полезный навык пригодится в развивающих компьютерных играх.

Детские компьютерные игры появились не так давно - всего несколько лет назад, однако эта сфера стала очень популярной среди детей и их родителей.

Выводы

Уважаемые родители, помните, что каждый ребёнок - индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста. Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет.



Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Перегружая малыша бесконечными непростыми заданиями, можно и отбить у него охоту учиться. Пусть лучше игры будут источником пользы и удовольствия.

Выделяют 4 разновидности развивающих игр, к каждой из которых подобраны специальные игрушки и пособия.

Строительные игры - это игры, основанные на построении сооружений с помощью игрушек различной геометрической формы. В качестве таких игрушек могут выступать кубики, кирпичики, цилиндры, конусы, арки и кольца. Различные картинки, буквы, цифры и надписи на них усложняют процесс игры и представляют хорошую развивающую базу. Строительные игры интересны как совсем маленьким детям, ещё не умеющим ходить, так и детям более старшего возраста. При переходе от простых игр к более сложным у детей также формируются навыки для дальнейшей деятельности в рамках моделирования, конструирования.

Творческие игры - это внедрение определённых жизненных ситуаций в мир ребёнка в виде игры. Примером могут быть игры, где ребёнку отводится определённая роль. При этом малыш может выполнять функцию как живого существа (человека, животного), так и неодушевлённого предмета (паровозика, машины). Творческие игры развивают воображение ребёнка и его способность к творчеству. Доказано, что дети, мало играющие в такие игры, в дальнейшем обладают более худшими творческими способностями.

Дидактические игры представляют собой игры, имеющие в основе предметы для манипулирования ими по определённым правилам: мозаика, бильбоке, разрезные картинки, различные виды настольных игр. Выбирая ребёнку дидактическую игру, крайне важно опираться на возрастные особенности. Перед началом игры необходимо объяснить ребёнку её смысл и правила.

Подвижные игры - это игры, связанные с проявлениями физической активности. Существует большое многообразие таких игр для детей разного возраста, начиная с грудного, с использованием игрушек и без них, в коллективе и наедине. С самого маленького возраста родители учат детей играть в «Ладушки», и это одна из разновидностей подвижных игр. Дети постарше любят игры в «Прятки», «Кошки-мышки». Игрушками для подвижных игр можно назвать спортивный инвентарь: обручи, мячи, скакалки.




Top