Замятин пещера анализ. Пещера революции

Истинная народность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа.
В.Г. Белинский
Н.А. Некрасов известный русский поэт XIX века, редактор журналов «Современник» и «Отечественные записки». Несмотря на то, что поэт вырос в богатой семье, он переживал за судьбу простого народа. Герои его стихотворений и поэм – простые крестьяне, горожане, беднота, обездоленные. В этом и было новаторство Некрасова как поэта. Ведь ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у Гоголя мы не увидим простых людей главными героями произведений. Николай Алексеевич не только создавал в своих стихах яркие образы крестьян, горожан, но и переживал за судьбу беднейших слоев общества. Об этом поэт говорит в стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году, через 13 лет после отмены крепостного права.
Элегия – особый жанр, к которому обращались многие поэты-романтики: Жуковский, Баратынский, Батюшков. Элегия, в переводе с древнегреческого «жалоба», передавала грустные переживания, в основном – о несчастной любви. Некрасов же изменил жанр, придав своей элегии социальную окраску. Это грустное стихотворение-раздумье о судьбе народа после реформы 1861 года и утверждении высоких жизненных идеалов. Элегия написана шестистопным ямбом с пропусками ударений (традиционной для элегий строкой).
Первая часть начинается с обращения к молодому поколению читателей:
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – «страдание народа»,
И что поэзия забыть ее должна, –
Не верьте, юноши! Не стареет она.
Поэт пытается начать разговор, определив тему своего творчества в целом и этого произведения в частности, – «страдание народа». Это то, что его интересует больше всего. Он стремится убедить читателя в своей правоте, используя яркие сравнения и эпитеты:
«Увы! Пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя богам,
Как тощие стада по скошенным лугам.
Антитеза усиливает остроту вопроса:
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет …
Поэт использует в элегии восклицательные предложения, риторические вопросы, умолчания, что приближает стиль к публицистическому. Восклицание:
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!
перекликается с риторическим вопросом, заданным в конце:
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее служить могла бы лира? …
Для Некрасова муза, творчество обязаны служить народу, настоящего поэта, гражданина, не может не беспокоить его судьба:
Я лиру посвятил народу своему …
Эта строчка является лейтмотивом всего творчества Некрасова.
Во второй части, начинающейся этими словами, поэт размышляет о реформе 1861 года. Для него этот указ – огромная радость. Но в этих строках чувствуется и авторская ирония:
Я видел красный день: В России нет раба!
И слезы сладкие пролил я в умилении …
Но далее опять звучит антитеза:
Довольно ликовать в наивном увлечении, –
Шепнула муза мне …
И вновь поэт-публицист задает вопрос, связанный с темой стихотворения: Народ освобожден, но счастлив ли народ? Ответ на него мы найдем далее.
В элегии традиционно присутствует описательная часть. В третьей и четвертой части Некрасов рисует с помощью ярких эпитетов и метафор картину жизни после реформенной деревни, он наблюдает за крестьянами, восхищен их трудом:
Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою;
Старик ли медленно шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы …
И вновь в конце строфы, как выстрел – риторические вопросы:
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода, наконец, внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль также горестен нестройный их напев?
И вот автор уже один наедине с природой, он размышляет, восхищаясь великолепной красотой после трудового крестьянского дня:
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме …
Размышления автора слышит окружающий его пейзаж, Некрасов использует прием олицетворения):
… Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы
И лес откликнулся …
А как же народ? Тот, о чьей судьбе так беспокоится поэт? Ответ на этот вопрос мы найдем в конце стихотворения:
Увы! не внемлет он – и не дает ответа …
Не случайно умолчание автор использует не только после риторических вопросов и восклицаний, но и в конце стихотворения: Народ не слышит вопросов поэта, не хочет для себя лучшей доли. Некрасов возмущен долготерпением крестьянства. Люди настолько привыкли быть зависимыми от помещиков, что продолжают по привычке нести трудовую повинность, не видят для себя иной доли. Освобождение от крепостного права не принесло ожидаемых перемен в крестьянской жизни. В этом идея «Элегии» Некрасова. А ответы на поставленные вопросы должны дать читатели, то молодое поколение, к которому обращается поэт.

Данное произведение является монологом, в нём отражается много личных слов, которые описывают внутренний мир героя. Поэтому образ лирического героя един с образом самого автора. В стихотворении поэт обращается к самому себе. Но дальше поэтическая исповедь превращается в некое своеобразное завещание, обращённое к друзьям и потомкам.

Элегия состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой лирический герой представлен очень подавленным. Он задумывается о прошлом, создаёт тревожные образы – смутные предчувствия, горесть и пытается заглянуть в будущее, но оно для него уныло и мрачно.

Прошедшая юность, осознание своих ошибок и упущенное время, заставляет героя чувствовать грусть, тоску и душевную тяжесть. Но неизвестность будущего, в котором герой видит «труд и горе», также пугает его. Труд – это творчество поэта, горе – его вдохновение и воображение. Мыслить – вот, что важно для него, это стремление к развитию, а значит к совершенству. Но, несмотря на это, автор хочет передать нам, что жизнь прекрасна даже, если приходится сталкиваться с испытаниями и горестями.

Во второй части стихотворения герой испытывает гармонию и наслаждение, творческие порывы, любовь и его не покидает надежда, что он всё ещё может быть счастлив. Поэту хочется жить полной жизнью, ощущать и наслаждаться всем её многообразием.

Стихотворению придают контрастности и яркости эпитеты, которые использовал автор: «угасшее веселье», «безумных лет». На фонетическом уровне стихотворение плавное и сладкозвучное. Также автор использует славянские слова: «сулит», «грядущего». Это придаёт стихотворению изящества и лёгкости. Используется много слов, передающих движение души: «страдать», «мыслить», «жить», «умирать».

Стихи Александра Сергеевича Пушкина оставляют яркий свет в душе, заставляют задуматься и вдохновляют своим искусством, а данное произведение показывает нам хорошим и яркий пример того, что ничто, ни испытания, ни трудности, не должны сломить и повергнуть человека в уныние.

Анализ стихотворения Элегия Пушкина вариант 2

У поэта несколько стихотворений с таким названием. Ведь назвать элегия (лирическое стихотворение), почти как назвать «стихом».

Безумных лет…

Вероятно, самое популярное из этих стихотворений «Безумных лет…». Произведение понятно каждому. Здесь речь о жизни со всеми её волнениями, трудностями. Поэт ощущает как похмелье безумные года юности, а в будущем видит горе и труд. Печальные мысли не излечит время, они будут одолевать всё сильней. Но во второй строфе противопоставление этой печальной картине. Нет, не более радостной фантазией, а просто позитивным настроем. Несмотря на все беды, хочется жить. Хоть не избежать страданий, всё-таки поэт понимает, что не будет полоса вечно черной, появятся и просветы – радости. Для поэта, признается он, счастье во вдохновении и вымысле. И есть всегда возможность любви… Это произведение написано знаменитой Болдинской осенью.

Опять я ваш

Полна противоречивых чувств элегия «Опять я ваш», обращенная к друзьям молодости. Здесь не похмельем, а радостным балом представляется юность. В то время друзья были всего дороже поэту… Но прошли годы, он и друзья его изменились, повзрослели. Поэт тоскует по наивности тех лет, говорит, будто «ненавидит радость», отвергает лиру. Это момент грусти, ведь Пушкину кажется, что его забыла поэтическая муза.

Счастлив, кто…

В элегии «Счастлив, кто…», естественно, превалируют грустные мотивы. Повод для печали в том, что поэт понимает, что молодость ушла. С ней его покинули такие прекрасное чувство как любовь. А счастлив тот, у кого есть надежда. Жизнь кажется Пушкину унылой, её цветок увял. Но и в самых печальных строках поэт находит оттенок радости. Здесь он улыбается хотя бы слезам по былой любви.

Любовь погасла

«Любовь погасла» ещё одна из элегий Александра Сергеевича. Здесь любовь называет он злой страстью, грустным пленом, обманчивой мечтой, отравой и неволею. Пушкин надеется, что она в его сердце навеки погасла. Он гонит от себя крылатого Амура, требует вернуть свой покой… Теперь поэт предпочитая надёжность дружбы. А сам (без влюбленности), оказывается, не может играть на поэтической лире. Без любви человек не чувствует себя молодым, в нём нет вдохновения. Вывод парадоксален: в любви тяжело, но без неё хуже. Лучше мечтать в её оковах о свободе, чем быть свободным без любви.

Грусть, которая выражена в этих разнообразных элегиях Пушкина, очень светлое чувство, вдохновляющее. Не нужно стремиться к постоянной радости, ведь грусть возвышает, позволяет осмыслить… и оттеняет счастье.

Анализ стихотворения Элегия по плану

Возможно вам будет интересно

Урок-мастерская

(11 класс)

Технология урока:

педагогическая мастерская по рассказу Е. Замятина «Пещера», рассчитана на два учебных часа, легко вписывается в программу 11 класса. Рассказ «Пещера» ценен тем, что доносит до учащихся «воздух эпохи», позволяет поднять важные нравственные проблемы и при малом объеме (следовательно, при минимальных временн ы х затратах) служит прекрасным материалом для исследования писательского мастерства. Анализ данного произведения формирует у учащихся начальное понимание взглядов Замятина на новую действительность и "нового" человека". Это поможет увидеть развитие взглядов в других произведениях и более глубоко понять идейно-художественное своеобразие романа Е. Замятина "Мы".

При работе с рассказом используется прием технологии развития критического мышления, позволяющий понять глубину замятинского текста, – чтение с остановками.

Текст рассказа невелик по объему. Мы делим его на пять частей, разрезаем и предлагаем читать «по частям», каждый раз закрепляя свою рефлексию путем записей в таблице и прогнозируя дальнейшее содержание рассказа. При подготовке урока были использованы материалы УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО РАССКАЗУ Е.ЗАМЯТИНА «Пещера» Голубевой Ольги Альбертовны, педагога-психолога МОУ СОШ №3 г. Костромы.

Цели и задачи урока:

Предметные: показать трагедию человеческой личности в рассказе Е. Замятина «Пещера», исследовать писательское мастерство автора.

Метапредметные:

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Самостоятельно оценивать правильность своих действий развивать способность к самооцен­ке на основе наблюдения за речью при работе с текстом;


Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, аргументировать собственное мнение, оценивать свою и чужую речь

Познавательные: Извлекать информацию из текста, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. выдвижение первичных смысловых версий индивидуально освоение навыков выстраивания логического рассуждения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: воспитывать и нтерес к изучению художественной литературы; учить выявлять заложенные в художественных произведениях непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Технология: прием технологии развития критического мышления – чтение с остановками, позволяющий понять глубину замятинского текста .

ТИП УРОКА: Урок-мастерская

Ход урока:

    Организационный этап.

Цели и задачи учителя на данном этапе урока:

Лууд – создать условия, благоприятствующие предстоящей работе

Рууд – отрабатывать навыки самоорганизации

Пууд – настроить на восприятие темы урока.

Цели учащихся: приготовиться к уроку, настроиться на предстоящую работу, на восприятие темы урока.

Здравствуйте, ребята. Рада нашей встрече. Желаю Вам успешной работы.

Мотивация. Постановка проблемы .-Знаете, какая самая человеческая из проблем? Проблема выбора. У животных ее нет, а человеку все время приходится выбирать. Вот вы, например, что и когда выбирали? (называют что-то простое). А теперь представьте: революция... Назовите ассоциации... Революция - (изменение, гражданская война, белые и красные, борьба, разруха,........., ...........) -Как вы думаете, какие выборы поставила революция, гражданская война, эпоха слома перед людьми? (дети высказываются по-разному, но уже серьезнее).
Диалог: вопрос я задала один? а мнений у нас (много). Какой же вопрос исследуем? (какие выборы поставила та эпоха перед людьми?) А чтобы ответить, мы обратимся к биографии и творчеству человека, жившего во время революции и гражданской войны.
Это Замятин и его рассказ "Пещера".-Попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.Звучит тема урока: Проблема выбора и её художественное воплощение в рассказе Е. Замятина «Пещера» 2. Основной этап урока.

Цели и задачи учителя:

Предметные: помогать совершенствовать умения обучающихся ориентироваться в структуре текста художественного произведения и создавать развернутые монологические высказывания аналитического характера.

Личностные: развивать потребность в самовыражении и самореализации, повышать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД : Совершенствование построения речевого монологического и письменного высказывания в соответствии с поставленными задачами, осуществлять речевой контроль.

Познавательные УУД: Развиватьумение ставить и формулировать проблемы, делать выводы, обобщения; выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Регулятивные УУД: Учить грамотно высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы, контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности, вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности.

О братимся к истории создания произведения.

(С историей создания знакомит подготовленный обучающийся)

История создания рассказа

В период с 1917 по 1920 г.г. Замятин создает цикл рассказов, где действие происходит в послеоктябрьской России, в Петербурге. Это рассказы «Мамай», «Дракон», «Пещера».

Рассказ «Пещера» - одно из самых талантливых произведений Е. И. Замятина. Интересна история его создания. Толчком к созданию рассказа послужило, как это часто бывало у Замятина, незначительное впечатление. Писатель вспоминает: «На дворе 1919 год. Ночное дежурство зимой. Мой товарищ по дежурству озябший, изголодавшийся профессор, жаловался на здоровье: «Хоть впору красть дрова! Да все горе в том, что не могу: сдохну, а не украду.

На другой день я сел писать рассказ «Пещера».

Вот так житейский эпизод под пером писателя превращается в грандиозное обобщение.

А теперь обратимся к фрагменту из биографии писателя.(Готовит обучающийся)Инженер, кораблестроитель, умный и язвительный по характеру европеец. Евгений Иванович родился в 1884 году в городе Лебедяни Тамбовской губернии, в семье священника, а умер в Париже. Он был человеком двух культур: русской и европейской. В литературу Замятин вошёл повестью «Уездное» (1913г.), безусловно связанной с «пейзажами» детства и юности. За участие в событиях первой революции был выслан из Петербурга. После ареста несколько месяцев провёл в тюремной «одиночке». В 1916 году уехал в Англию, чтобы руководить постройкой ледоколов для России. Но после событий февраля 1917 года он торопится на родину. После Октябрьской революции основным жанром в его творчестве стала сказка. И сказки эти были публицистическими, острыми, что не могло остаться незамеченным. Его даже обвиняли в издевательстве над пролетариатом. И хотя он читает лекции для молодых прозаиков, сотрудничает в журналах, с большим успехом идёт его пьеса «Блоха», за Замятиным прочно утвердилась репутация оппозиционера. Роман «Мы», даже не будучи напечатанным в СССР, этому способствовал. Публикацию романа за границей ему не простили. Его фактически перестали печатать. Евгений Иванович просил разрешения на выезд за границу, но не получил. Тогда в 1931 году он послал письмо Сталину. Замятин признавался:« Я ни в коей мере не хочу изображать из себя оскорблённую невинность. Я знаю, что в первые 3-4 года после революции среди прочего, написанного мною, были вещи, которые могли дать повод для нападок. Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить на то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой».
В 1931 году он уехал во Францию. Там Замятин прожил последние пять с половиной лет своей жизни. Он всегда мечтал вернуться на родину, а вернулся только спустя полвека в своих книгах.
Почему же мэтра, мастера (а таким его признавали) считали оппозиционером? Вот перед нами название одного из его рассказов. «Пещера». Какие эпитеты вы могли бы добавить к этому слову? (таинственная, тёмная, низкая, загадочная и т.д.) Так перед каким же выбором он оказался? (творчество или родина). Тяжелый выбор… А перед каким выбором он поставил своих героев? (переходим к анализу произведения).

Работа с текстом рассказа.

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к художественному произведению, богатству языка и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

Коммуникативные УУД:

1. Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности 3. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы

Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее, - словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз, к которому мы сегодня и обратимся.

Кстати, какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Почему?

Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится Е.Замятин – к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.

Рассказ разделен на 5 частей.

- По первой части рассказа поработаем фронтально, она перед вами (на каждой парте текст)

Таблица 1

Ледники, мамонты, пустыни. Ночные, чем-то похожие на дома скалы; в скалах пещеры. И неизвестно, кто трубит ночью на каменной тропинке между скал и, вынюхивая тропинку, раздувает белую снежную пыль ; может мамонт , может быть, ветер ; а может быть - ветер и есть ледяной рев какого-то мамонтейшего мамонта. Одно ясно: зима. И надо покрепче стиснуть зубы, чтобы не стучали; и надо щепать дерево каменным топором; и надо всякую ночь переносить свой костер из пещеры в пещеру, все глубже; и надо все больше навертывать на себя косматых звериных шкур…

В пещерной петербургской спальне было так же, как недавно в Ноевом ковчеге: потопно перепутанные чистые и нечистые твари. Красного дерева письменный стол; книги ; каменно-вековые гончарного вида лепешки; Скрябин, опус 74; утюг; пять любовно, добела вымытых картошек; никелированные решетки кроватей; топор; шифоньер; дрова. И в центре всей этой вселенной – бог: коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный пещерный бог: чугунная печка.

Возникло ощущение нереальности происходящего, при всей реальности того, что происходит. Страшно, холодно, жутко. Неожиданным стало место действия – Петербург, уподобленный каменному веку. Старый интеллигентский быт смешан с бытом пещерного человека. Картину сопровождают звуки: рев и трубные звуки «мамонтейшего мамонта», стук каменного топора, лязг зубов от холода. мистическая картина ночи. Ночи с вымершими улицами, обледеневшими домами, с завывающим ветром.

. Ожидаемым является время действия – зима, холод.

С первых же строк рассказа автор погружает нас в обстановку каменного века, атмосфера жуткая, напряженная. Каменному веку уподоблен день сегодняшний. Старый интеллигентский быт смешан с бытом пещерного человека (работа с ключевыми словами). Возникает ощущение кризисности бытия, нового Всемирного Потопа.

Писатель следует эстетике экспрессионизма, «искусству крика». Он повышенно эмоционально выражает свою мысль о мире и неблагополучии человека в нем. Автор изображает не сам предмет, а ощущение от него. «Я никогда не объяснял, я всегда показывал… », - говорил писатель. Задаче «докричаться до человека» подчинены и все художественные средства рассказа.

Тяготение к абстракции, гротескность, фантастичность образов, невероятные преувеличения, взвинченность, изломанность ритма (примеры). Строгий ритм создается за счет обилия пауз. Образность (эпитеты, сравнения, метафоры) экспрессивна: таинственный вой, дома-скалы, квартиры-пещеры. Гиперболический образ «мамонтейшего мамонта» чудовищен. Метафоры пронизывают весь рассказ. Метафора пещерной страны, затерянной среди скал, появляется еще раз в финале и, таким образом, обрамляет рассказ, очерчивая его. Речь героев обрывиста, недосказана – читателю нужно домыслить происходящее.

Назывные предложения емко рисуют картину происходящего, задают общую тональность, настроение повествования. В тексте звучат анафоры.

- Следующую работу вы будете выполнять в группах. Вы получите листы оценивания, в них уже есть критерии оценивания. Ваша отметка за урок будет включать в себя баллы, которые вы получите за индивидуальную работу и за работу группы.

Таблица 2

Критерии оценивания деятельности обучающихся в течение урока

Количество баллов за участие: активное – 1 балл, не очень – 0,5 балла, неучастие – 0 баллов.

Объединитесь по 3 человека. Должно получиться 4 группы.

- Возьмите задания, которые Вам предстоит выполнить. Ознакомьтесь внимательно. Выполнение заданий – это подготовка к дискуссии. - Вам понятно задание? Какие цели стоят перед Вами на этом этапе урока? - Найти необходимый материал в тексте, сформулировать ответы на вопросы, подготовить выступление и принять участие в обсуждении проблемного вопроса. - Какого результата Вы можете достичь благодаря этой работе? - Сможем более глубоко понять содержание, будем совершенствовать работу вместе, приходить к общему выводу и защищать свою точку зрения. Группы приступают к работе. Время: 15 минут.

Сначала записи ведутся самостоятельно, потом читаются вслух.

Таблица 3

Задания для групп и предполагаемый материал для ответов

Номер

группы

Это «пещерный» Петербург.

мы ждем появления главного героя.

Метафоры к образу Мартин Мартиныча.

Герои рассказа - Мартин Мартиныч (вы вслушайтесь: не Мартын Мартыныч, а Март - солнечный зайчик на обледенелой стене) и Маша. Маша... Нежная, добрая, любящая…

Мартин Мартиныч и Маша сумели сохранить свою любовь и вместе с ней - все доброе и человеческое, невзирая на суровые испытания и нелегкие удары судьбы. Маша смертельно больна, ей уже много месяцев сложно подниматься с постели. Ее муж обессилен изнурительными поисками пищи и дров, которые ценятся в заснеженном и промерзшем городе на вес золота. И вот дрова заканчиваются, а с ними - надежды на существование. Мартин Мартиныч мог бы топить мебелью, бумагами, которых достаточно в квартире, но все это - и шкафы, и стулья, и книги - чужое. А чужое - это табу, запрет. У горячо любящих друг друга супругов даже мысли не возникает воспользоваться этими вещами для сохранения не просто тепла - жизни. Но отчаянное положение и особенно тот факт, что у Маши завтра именины, толкают Мартина Мартиныча на страшное для него преступление - воровство. Но не о себе он заботится, потому что этот день - последний для него - и крадет он не у бедняка.
Как вы понимаете образное выражение: «туже узел, еще туже»?
Для каждого героя здесь свои символы. "Глиняный" - выбирает автор для Мартина Мартиныча, и чувствуется что-то теплое, милое, родное в его "глиняной улыбке" и что-то хрупкое.

Обертышевы богаты по меркам послереволюционного Петербурга - у них всегда достаточно еды и целая прихожая дров. Но люди эти, безжалостные к чужой беде, замкнутые на своем тесном, благополучном и хищном мирке, уподоблены зверям. Не зря о главе семейства говорится, как о кровожадном животном: "Желтые каменные зубы сквозь бурьян, желтые зубы - из глаз, весь Оберты-шев обрастал зубами, все длиннее зубы". Его жена и дети - это "обертышевская самка и трое обертышат". Эти люди выбрали закон выживания за счет уничтожения слабейших - и им удобно и комфортно рядом с чужой бедой.

«Расколотый надвое Мартин Мартиныч».

Вот он, замятинский шедевр, шедевр звукописи: "Где бы дров - где бы дров - где бы дров! " Сливаются глухие удары топора с ударами сердца, птица-мысль "бестолково, слепо тукается в потолок, в стекла, в стены ".

«И на черте, отмеченной чуть приметным пунктирным дыханием, схватились насмерть два Мартин Мартиныча: тот давний, со Скрябиным, который знал: нельзя - и новый, пещерный, какой знал: нужно...»

Мартин Мартиныч старается победить в себе эту мысль, победить самого себя - пещерного. Он стягивается узлом до предела натянутых нервов. Здесь опять Замятин создает удивительно звучащий образ - "туже узел, еще туже! " - словно плачет струна под безжалостным смычком... Струна рвется: "Запустил руку в дрова... полено, четвертое, пятое, под пальто, за пояс, в ведро - хлопнул дверью и вверх - огромными, звериными скачками "... Рвется струна

Это не просто кульминация рассказа. Здесь подлинная человеческая трагедия.

Герой украл, и теперь можно жечь все, конец уже неотвратим, мы понимаем, что стоит за этим: "Все сжег - я все сжег - все.. ."

Стук топора, и Март расколот.

Обратим внимание на хронологическую разлиновку рассказа. События начинаются 28 октября, когда еще бывают «синеглазые дни», когда еще есть надежда на спасение.

«Двадцать девятое. С утра - низкое, дырявое, ватное небо, и сквозь дыры несет льдом... Только бы сегодня: «завтра» - непонятно в пещере: только через века будут знать «завтра», «послезавтра… Сумерки. 29 октября состарилось. 29 октября умерло».

Смерть героев остается за пределами рассказа. Умирает время, умирает эпоха с ее нравственными понятиями: не убий, не укради.

Замятин изображает трагедию в душе одного человека, но для него это трагедия истории, трагедия эпохи, эпохи крушения гуманизма. Уходит старый Петербург с его жизненным укладом, а вместе с ним уходит многое – наша культура, наш язык, нравственность, тепло и доброта человеческих отношений, да что там – даже понимание ценности человеческой жизни

Трагедия интеллигенции в России XX века - очень глубокая тема.

Работа окончена. Выступают представители каждой группы. Класс оценивает качество каждого подготовленного ответа. Учитель обращается к классу с проблемным вопросом. - Так каков же был выбор перед главными героями? (выжить любой ценой или умереть, оставшись людьми)...
Обобщение .Какую проблему исследовали? (выбор людей во времена исторического слома), на каком примере? (Замятин и его герои), что поняли? (выборы тяжелые, главные, сущностные...)...

(Сущность конфликта – выбор между человеческим и пещерным. Мартин Мартиныч делает свой выбор: в схватке на лестничной площадке побеждает пещерный человек. Герой остается жив, но погибают его духовные ценности. У человека всегда есть право выбора и часто - возможность этого выбора. Каждый сам должен решить для себя, что для него важнее и как он хочет выстроить свою жизнь. Выбор в жизни человека существует и сегодня, в ситуации выбора мы бываем часто, но главный выбор у нас впереди).

Перед Вами несколько высказываний писателей, слова которых я хотела сделать эпиграфом уроку, который, на ваш взгляд, наиболее подходит к теме нашего урока?

Вот – Любовь
Того вампирственного века,
Который превратил в калек
Достойных званья человека!
А. Блок
("Возмездие) «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда Вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше - жизнь все равно снесет». Л.Н.Толстой. (Большинство обучающихся посчитали наиболее подходящими строки А.Блока)- Как, на ваш взгляд, связываются слова А. Блока и рассказ ?
Можно сказать, что слова Блока из поэмы "Возмездие" отражают основную мысль рассказа о том, как действительность влияет на формирование человеческой личности, когда меняются местами "высокое" и "низкое", когда человек проходит идеологическое и нравственное испытания. Эпитет в определении века "вампирственный" очень хорошо подчеркивает весь драматизм ситуации, в которой из человека, в первую очередь, "высасывались" нравственные основы, обнажая его первобытную сущность. Отсюда и сравнение с калеками – моральными калеками, утратившими духовное, нравственное начало. Кстати, сам А. Блок это хорошо показал в своей поэме "Двенадцать" в образе отряда красногвардейцев.- Значит, тема рассказа Замятина характерна для русской литературы данного периода?
Да, к этой теме, пытаясь осмыслить новую действительность и человека, рожденного ею, обращаются М.Булгаков в романе "Белая гвардия", повестях "Собачье сердце", "Роковые яйца", М. Зощенко в своих рассказах, И. Бабель в "Конармии", Б. Пильняк в романе "Голый год". Подведение итогов данного этапа работы КУУД - Умение выражать свои мысли ПУУД - Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. ЛУУД - Смыслообразование - Итак, вы достигли цели, которую ставили на этом этапе урока? (Да, нашли материал для ответов на вопросы, поработали над средствами выразительности, участвовали в дискуссии) - А какого результата достигли, благодаря этой работе? - Глубоко раскрыли содержание рассказа, работали в группе слаженно, четко, распределили роли. Слышали друг друга.

Обобщение.

Вот и закончился этот рассказ Замятина. Интересно ли было его читать? Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно? Почему?

Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками», в чем?

Был ли полезным (и чем) такой прием, как читательский прогноз?

Как получилось, что такой короткий рассказ вмещает так много? Ключевыми, главными словами ответа будут, конечно, слова «мастерство писателя». Сформулируйте ответ на этот вопрос, начав фразу со слов «Мастерство Евгения Замятина в том, что…»

Домашнее задание.

Цели и задачи учителя:

ПУУД – развитие творческих способностей

РУУД – развитие навыков самоорганизации при выполнении домашнего задания.

ЛУУД – осознание ценности семейных взаимоотношений, умение рассказать о своих чувствах.

Последний этап нашего урока – обсуждение домашнего задания. Предлагаю Вам три варианта выполнения. Какая цель стоит перед Вами сейчас? (выбрать наиболее подходящий вариант работы)

Я желаю Вам сделать правильный выбор.

    Рецензия на рассказ.

    Сочинение «Евгений Замятин: тревожный взгляд в будущее» (по рассказам Е. Замятина).

    Рассказ о личности и судьбе Е. Замятина по статье учебника с возможным привлечением других материалов.




Top