Знакомьтесь, – аукционные дома Нью-Йорка. Закулисье аукционного дома Christie's: как в Лондоне продают русское искусство

5 декабря 1766 года антикваром Джеймсом Кристи был основан аукцион «Кристис» — второй по величине аукционный дом в мире. Каждый год «Кристис» проводит около 500 торгов, на которых выставлены уникальные предметы культуры и искусства.

сайт решил вспомнить самые дорогие лоты, которые когда-либо были проданы на аукционе.

Фрэнсис Бэкон «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда»

Картина британского художника Фрэнсиса Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» была продана на аукционе «Кристис» за рекордную сумму в $142,4 млн. Работа стала самым дорогим в мире лотом.

Драгоценности Элизабет Тейлор



«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» были проданы за $142,4 млн


Спустя 9 месяцев после смерти актрисы, на аукцион «Кристис» была выставлена коллекция ее украшений. Легендарная жемчужина грушевидной формы, получившая название «Перегрина», ушла с молотка за $11,8 млн., став самой дорогой жемчужиной, когда-либо проданной на аукционе.



Другой дорогостоящей покупкой ($1,48 млн.) стало антикварное ожерелье с бриллиантами и натуральным жемчугом 1860-х годов, подаренное Тейлор в 1968 году Ричардом Бертоном.

Кабинетное бюро «Бадминтон»


Этот шедевр мебельного искусства сделан из эбенового дерева, инкрустированного золотом и драгоценными камнями. Над его созданием трудились 30 мастеров на протяжении 6 лет.

Уникальное кабинетное бюро было продано за $36,8 млн.


За $36,8 млн. Ханс-Адам II, князь Лихтенштейна, приобрел это уникальное кабинетное бюро.

«Лестерский кодекс» Леонардо да Винчи


«Лестерский кодекс» состоит из 18 листов, исписанных с обеих сторон. Читать рукопись можно только с помощью зеркала: Леонардо да Винчи воспользовался собственноручно изобретенным «зеркальным» шрифтом.

«Лестерский кодекс» состоит из 18 листов, исписанных с обеих сторон


Первым известным владельцем рукописи был граф Лестер, купивший ее в 1717 году. В 1980 году у наследников графа ее приобрел известный промышленник Арнольд Хаммер, а 11 ноября 1994 года манускрипт за $30,8 млн. приобрел Билл Гейтс.

Бриллиант «Виттельсбах»



В 2008 году бриллиант «Виттельсбах», безупречный камень голубоватого оттенка без малейшего изъяна весом 35,56 карат был продан на аукционе «Кристис» в Лондоне за $23,4 млн. Его владельцем стал Лоуренс Графф — владелец ювелирного дома «Graff».

«Виттельсбах» — не самый большой бриллиант, когда-либо выставлявшийся на аукцион, но его оттенок и чистота являются абсолютно безупречными по всем классификациям. В 2010 году экспертиза установила, что этот драгоценный камень родом из Индии.

Бейсбольная карточка Хонуса Вагнера



Самой дорогой стала карточка бейсболиста Хонуса Вагнера, который играл в Национальной лиге с 1897 по 1917 год. За скоростные качества и немецкое происхождение его называли «летучий голландец».

Карточка с изображением Вагнера вышла тиражом всего в 50 экземпляров


Карточка с изображением Вагнера вышла тиражом всего в 50 экземпляров. Одну из них в 1991 году приобрел хоккеист Уэйн Гретцки. Затем он продал ее компании «Wal-Mart», которая, в свою очередь, использовала карточку с изображением бейсболиста в качестве приза.

Приз достался почтальону из Флориды, который и выставил ценность на «Кристис». Карточка была продана за $640 тыс. Последняя цена карточки на интернет-аукционе — $2,8 млн.

«Chateau Lafite» 1787 года


В 1985 году оно было продано за $160 тыс. в Лондоне на аукционе «Кристис». Вино было куплено для коллекции «Forbes». На бутылке выгравированы инициалы Томаса Джефферсона.


Аукционный дом Christies при каждом удобном случае не забывает отметить, что его связи с Россией уходят далеко в XVIII век, когда Джеймс Кристи помог императрице Екатерине II с приобретением знаменитой коллекции сэра Роберта Уолпола, справедливо считающейся одной из ключевых в собрании Государственного Эрмитажа. Продажи Christies осуществляет более 600 продаж (т.е. в среднем 2 раза в день) по 80 категориям, включая такие области, как изобразительное и декоративное искусство, ювелирные изделия, фотографии, мебель, часы, вино, машины и т.д. Christies имеет постоянный русский отдел и престижные Русские торги (Russian Sales). По признанию самого дома Русские торги продолжают оставаться одними из самых быстро растущих областей международного рынка. В 2006 году обороты достигли $54.9 миллионов; было установлено несколько очередных рекордов. «В конце 1890-х годов участие России в международных выставках позволило прежде неизвестным российским произведениям оказаться в Америке. В начале ХХ века первая волна русских иммигрантов принесла с собой огромное число произведений искусства, что повторялось каждый раз с каждой новой волной иммиграции в течение всего ХХ века. Ностальгия и интерес к отечественной культуре, привитый русской интеллигенции с юности, заставляли их выкупать обратно их национальное достояние – процесс, который сейчас продолжается в более масштабной форме» – сообщила в своем недавнем интервью газете «Коммерсант» ведущий специалист русского отдела Christies ежегодно проводит продажи в апреле (Нью-Йорк) и в ноябре (Лондон). Иконы регулярно продаются на отдельном аукционе в Лондоне.

Первый аукцион Sotheby"s состоялся 11 марта 1744 года. На нем продавали редкие книги. На данный момент Sotheby"s – это еще один крупнейший универсальный аукционный дом: более 100 офисов Sotheby"s по всему миру на всех пяти континентах. Sotheby"s стали первыми проводящими аукционы в Интернет. Также Sotheby"s уже достаточно давно является аукционным лидером в категории современного искусства, основные продажи которого проходят в Нью-Йорке в мае и ноябре, в Лондоне в феврале и июне. Примечательно, что именно аукцион Sotheby"s провел первые торги русского авангардного и советского нонконформистского искусства в Москве 1988 году. Стоит также упомянуть и недавние первые сенсационные Лондонские торги Sotheby"s (15 февраля 2007) современного русского искусства, установившее мировые рекорды и выведшие на международный аукционный рынок многих русских современных художников. Следующие продажи русского современного искусства запланированы на 2008 год.
Sotheby"s также имеет постоянные русские отделы в Лондоне и Нью-Йорке. Они предлагают искусство с середины XVIII века до наших дней – передвижников, «Мир искусства», «Бубновый валет», русский футуризм, русский авангард, современное искусство. Продажи также включают в себя и изделия Фаберже, изделия Императорского фарфорового завода, ювелирные украшения, серебро и иконы. В среднем аукционы проходят два раза в году в Лондоне и в Нью-Йорке.

Третий крупнейший и универсальный аукционный дом в мире. Он был образован в 1793 году известным дилером гравюр Томасом Доддом (Thomas Dodd) и книжным антикваром Вальтером Бонхамом (Walter Bonham) и расширен к середине XIX века. Сегодня Bonhams торгует по 70 категориям, включая живопись, машины, музыкальные инструменты, вина, ковры и объекты дизайна. Аукционный дом проводит более 700 продаж по всему миру. Bonhams имеет аукционы в США (Bonhams & Butterfields) и в Австралии (Bonhams & Goodmans).

Крупнейший и почтеннейший аукционный дом в немецко-говорящих странах, Dorotheum в 2007 году празднует 300-летие со дня своего основания. Основанный в 1707 году Императором Иосифом I, в этом смысле, старейший из главных аукционов мира. Dorotheum в среднем проводит около 600 аукционов в год. Помимо Вены, где находится штаб-квартира, имеет представительства в ряде австрийских городов (Зальцбург), а также в Милане и Праге.

Относительно молодой MacDougall’s является единственным аукционом, специализирующимся исключительно на русском изобразительном искусстве. Продажи аукциона в 2006 году выросли до 10 миллионов долларов США. Аукционный дом торгует живописью и другими произведениями искусства с XVIII века до наших дней и установил несколько рекордов на советское нонконформистское искусство. Головной офис находится в Лондоне, есть офисы в Париже, Москве и Киеве. Аукционы проходят в среднем два раза в год.

Stockholm Auction House (Stockholms Auktionsverk)

Старейший аукционный дом в мире, был основан в 1674 году в Стокгольме. В среднем проводит 75 аукционов в год. Работает только в Швеции, имеет офисы в Готенбурге и Мальмо. Минимум раз в год проводятся специализированные русские торги. Также русские вещи можно часто встретить на аукционах, торгующих европейским изобразительным и прикладным искусством XIX–XX века.

Упсала аукцион был образован в 1731 году, это третий крупный аукцион в Швеции и самый большой за пределами Стокгольма. Среди традиционных продаж искусства XVIII–XIX века часто встречаются русские имена. Среди важных картин, проданных осенью 2006 года, дом выделяет Ивана Шишкина, Ильи Репина, Алексея Харламова и др.

Аукционный дом Bukowskis был образован в 1870 в Швеции эмигрировавшим польским дворянином Хенриком Буковских (Henryk Bukowski). Между 1870 и 1940 годами им было осуществлено несколько важных продаж коллекций королевского происхождения, благодаря которым дом приобрел всемирную репутацию. Является лидирующим аукционным домом в Скандинавии и имеет представительства по всему миру. Шведский Bukowskis проводит четыре основных аукциона в год. Два из них, весенний и осенний Bukowskis Modern Sales посвящены модернистскому и современному искусству, включая объекты дизайна, мебель, серебро, стекло. Ближайшая весенняя продажа – 24–27 апреля, осенняя – 30 октября-2 ноября. Два других аукциона, весенний и осенний, Bukowskis International Sales посвящены старым мастерам, XIX веку, антиквариату, мебели, коврам, драгоценностям и т.д. Ближайшая весенняя продажа – 29 мая-1июня, осенняя – 27–30 ноября.
В 1979 году был открыт офис в Финляндии, который быстро стал лидирующим аукционным домом в этой стране, проводящим более 100 аукционов в год. По признанию самого дома, благодаря общей истории Финляндии и России в каталогах обоих аукционов встречается много русских произведений искусства.

Франция – еще одна страна, где в силу исторических причин на арт-рынке присутствует много русских вещей. Один из крупнейших аукционных домов Tajan устраивает русские торги как минимум два раза в год

Два раза в год аукционный дом Christie"s устраивает в Лондоне аукцион русского искусства, а в остальное время гордится установленными на них рекордами и без устали напоминает о связи с нашей страной, которая образовалась еще в XVIII веке. Тогда основатель дома Джеймс Кристи помог императрице Екатерине II приобрести коллекцию сэра Роберта Уолпола, составившую основу коллекции Государственного Эрмитажа. С тех пор дружба России с Christie"s только крепнет

П опав в штаб-квартиру Christie"s на Кинг-стрит, мы понятия не имели, как в ней все устроено, и уж тем более предположить не могли, что под нашими ногами, твердо стоящими на узорном ковре в фойе, скрывается большое хранилище с русским искусством. Пока культурное население Москвы мечтает заглянуть за кулисы Пушкинского музея, Эрмитажа или Третьяковской галереи и не имеет такой возможности, а мы разделяем их неосуществленные желания, заграничные музеи, галереи и театры оказываются более доступными. Хранилище Christie"s - место столь же сакральное, что и костюмерная Большого театра или цеха Ansaldo в Милане, где создают монументальные декорации к спектаклям La Scala. Если в последние два места периодически водят с экскурсиями, а хранилище РГБИ, например, даже открывают для всех желающих в рамках "Библионочи", то за кулисы одного из старейших аукционных домов попасть, не будучи причастным к нему, практически невозможно. Christie"s показали нам кулуары, оставив на десерт отсек с русским искусством, но, как это часто бывает, не разрешили ничего сфотографировать. Впрочем, после женевского музея Patek Philippe, где на входе у каждого посетителя отбирают все вещи вплоть до мобильных телефонов, такими запретами никого не удивишь.

Если войти в здание по адресу Кинг-стрит, 8 и свернуть налево от главной лестницы, вы увидите железную дверь, которую можно открыть лишь по специальному пропуску. За ней спрятана небольшая винтовая лестница, украшенная афишами и плакатами. Спустившись под землю, на цокольный этаж, вы найдете хранилища русского, исламского, индийского искусства, где специалисты собирают лоты к грядущим торгам. Перед входом в каждую наглухо закрытую комнату испытываешь замешательство - как в тот миг, когда с шедевров снимают скрывающее их покрывало или когда распахивается театральный занавес. Эту минуту мы встретили в компании руководителя отдела русского искусства Christie"s Сары Мэнсфилд, которая любезно провела нас по закрытым территориям.

Если в хранилище венского музея Essl (мы вспомнили о нем на недавних торгах Christie"s, где продавали коллекцию создателя музея, австрийца Карлхайнца Эссла) нужно изо всех сил тянуть за поручни, чтобы вывезти на свет трехметровые стенды с немецкой живописью, то миниатюрный по сравнению с ним отсек русского искусства Christie"s впечатляет своим уютом и теплой атмосферой. Он похож на маленькую библиотеку в старом здании времен классицизма, какую можно встретить, например, в московской художественной школе имени Серова. На деревянных стеллажах в ряд расставлены полотна русских художников: Лентулова, Машкова, Григорьева. Над письменными столами висят полки с русскими книгами, а рядом вразнобой расставлены эмалевые фигурки, медная посуда, фарфоровые статуэтки, лампы и прочие предметы декоративно-прикладного искусства. Все сокровища - на расстоянии вытянутой руки: нет ни стекол, ни защитных оболочек. "Это большая редкость", - Сара протянула мне лампу с нежно-розовым абажуром, созданную в коллаборации "Тиффани" и "Фаберже", которая в 1901 году была приобретена императрицей Марией Федоровной. Она показала нам старинную российскую посуду, затем вытащила несколько масляных картин к грядущему аукциону и одну из них понесла в крошечную глухую комнату. "Заходите", - Сара закрывает дверь, и мы оказываемся в темноте. Здесь, под светом ультрафиолетовой лампы, эксперты Christie"s исследуют попавшие к ним предметы искусства, находя дефекты и следы реставрации - те, что не заметить ни при дневном свете, ни при электричестве. На небе того пейзажа, который она принесла для проверки, мы обнаружили темное пятно - это, по словам Сары, означает, что кто-то немного реставрировал картину через десятки лет после ее создания. Когда мы вновь вышли на белый свет, "секретное" пятно снова стало незаметным.

В других департаментах Christie"s - все те же внушительные склады, полные скульптур, холстов и подрамников, и только в одном помещении горит свет: оттуда доносятся постоянные щелчки затвора фотоаппарата. Древние китайские вазы, картины Пабло Пикассо, скульптуры Джеффа Кунса и другие предметы искусства обязательно проходят перед объективом фотографа Christie"s, который за годы работы видел едва ли не больше искусства, чем все остальные сотрудники аукционного дома. Вспоминается фотолаборатория журнала LIFE, показанная в фильме "Невероятная жизнь Уолтера Митти", где главный герой, трудящийся на своей должности уже 16 лет, погружен в работу всего журнала и знает ее от и до. На каждый из снимков для каталога у фотографа уходит 60-70 кадров и около 20 минут работы. При этом Christie"s имеют целых шесть фотостудий в особняке на Кинг-стрит, куда свозят все главные лоты.

Итоги русских недель - 2014

Эксперты Christie"s всегда говорят о русском департаменте как о самом быстроразвивающемся. Итоги последних лет это наглядно иллюстрируют. Этим летом на аукционе русского искусства Christie"s получили рекордную выручку - £24 миллиона, примерно на £200 тысяч обогнав своего главного конкурента - старейший аукционный дом Sotheby"s. Если заглянуть в 2013 год, то тогдашние £12,4 миллиона на 49% превысили выручку аналогичных торгов 2012 года.

24 ноября 2014 теперь особенная дата в календаре Christie"s. В этот день был установлен абсолютный рекорд на произведение, проданное в рамках русских торгов. Так, полотно Валентина Серова "Портрет Марии Цетлин" ушло с молотка за £9,3 миллиона ($14,5 миллиона). В список десяти топ-лотов также вошли "Портрет Александра Тихонова" Юрия Анненкова (куплен за £4 миллиона дилером из России), две картины Бориса Григорьева, изделия фирмы "Фаберже", редкая советская ваза, выпущенная на Государственном фарфоровом заводе в Петербурге, и другие произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Аукцион Christie"s, посвященный печатной продукции, в рамках которого были выставлены русские книги, прошел в Южном Кенсингтоне на следующий день, 25 ноября. На продажу было выставлено 205 предметов, в числе которых - 38 лотов с русским провенансом, например посвященный Симону Чиковани перевод "Фауста" Гете (выполнен Борисом Пастернаком), который ушел с молотка за £6875 ($10766), а также другие ценные документы. Теперь деятельность русского департамента ненадолго притихнет перед тем, как начнется подготовка к летнему аукциону 2015 года.

Первый ряд

Два главных человека, которые продвигают русский департамент, - это Алексей Тизенгаузен и Сара Мэнсфилд. Связуя Нью-Йорк, Москву и Лондон, они вместе уже десять лет. возглавляет международный департамент русского искусства Christie"s 23 года и знает его лучше, чем кто-либо другой. В послужном списке Тизенгаузена значатся крупные продажи коллекций "Фаберже" в конце 1990-х, а особенно внушительная - в 2007 году, когда Christie"s удалось продать яйцо Фаберже из коллекции Ротшильдов за $18,5 миллиона и установить новый ценовой рекорд. Он также занимается каталогизацией всех произведений искусства, попадающих в русские департаменты, и является обязательной фигурой на всех предаукционных вернисажах Christie"s, проходящих в Москве.



наведывается в Россию чаще других: совершая по несколько деловых визитов в год, она обзавелась массой друзей в Москве, отточила знание русского языка и приобрела важные записи в своей биографии. Усилиями госпожи Мэнсфилд, которая в основном занимается русской живописью, в последние годы Christie"s удалось продать несколько произведений искусства за рекордные суммы. Самый яркий пример - "Цветы" Натальи Гончаровой, которые в 2008 ушли с молотка более чем за $10 миллионов, установив рекорд стоимости работ художницы. Другие крупные достижения - это продажа полотен Абрама Архипова ("На рынке"), Ивана Айвазовского ("Американское судно у скал Гибралтара") и Константина Сомова.

Русский контекст

К неделям русских торгов в Лондоне, которые кроме Christie"s провели также Sotheby"s, Bonhams и MacDougall"s, была приурочена целая плеяда мероприятий. Стоит отметить, что ни санкции, ни общая ситуация в мире не препятствуют тому, чтобы перекрестный год культуры России и Великобритании завершился удачно. Интерес к русской культуре не только не угасает, но, напротив, разгорается. Итоги торгов этого года, а также очень русские для Лондона осенние месяцы и декабрь тому подтверждение.

Лондонская галерея Pace, например, всегда стоящая в первом ряду на арт-ярмарках и имеющая десять площадок по всему миру (чуть-чуть не дотягивая до Gagosian Gallery), 25 ноября открыла в одном из своих пространств крупную выставку Ольги Чернышовой. Эта московская художница, знаменитая своими проектами на международных биеннале (в 2001, например, она представляла Россию в Венеции), впервые попала в Pace и сразу оказалась на Лексингтон-стрит, заняв площадку почти на два месяца. Чернышова свободно работает в разных медиа, преуспевая как в графике, фотографии и живописи, так и в создании видеоинсталляций. Все жанры смешаны воедино в лондонской Pace, образуя общее полотно, которое раскрывает Россию в целом и Москву в частности. Интересно, что параллельно с лондонской выставкой Чернышову также показывают в Антверпене: там ее произведения смешаны с постоянной коллекцией музея, и, стоит отметить, контрастируют они с ней не менее ярко, чем работы Вима Дельвуа и привычные нам залы Пушкинского .

Отметим также открытие нового здания обрусевшего аукционного дома Phillips на Беркли-сквер, активное участие русских коллекционеров в октябрьской неделе Frieze Art Week , показ спектакля "Как вам это понравится" по пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь" на сцене Центра Барбикан и другие связанные с Россией события осени.

Пожалуй, главное русское мероприятие декабря принял в своей галерее Чарльз Саатчи. Он решился примирить Россию с остальным миром и смешал в одной выставке "Пост-поп: встреча Востока и Запада" работы художников из США, Великобритании, Китая, Тайваня, России и стран СНГ. Так, видеоинсталляции AES+F, живопись Эрика Булатова и Владимира Дубосарского, инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых в ней сочетаются с работами китайского активиста Ай Вэйвэя, американского скульптора Даниэля Аршама, иконических послевоенных художников Жан-Мишеля Баския и Кита Харинга, а также экспонатами от британцев Гленна Брауна, Гэри Хьюма, Марка Куинна и многих других. Вехи XX столетия в работах художников того времени и их отголоски в современном искусстве можно изучить с 26 ноября по 23 февраля 2015 года.

Аукционный дом Christie`s является на данный момент крупнейшим в мире по оборотам. Назван по фамилии его основателя, Джеймса Кристи (James Christie), который провел свои первые аукционные торги в Лондоне 5 декабря 1766. С самого начала у дома Christie"s была установка на элитарность предприятия и стремление к лидерству, которой во многом определялось списком высокопоставленных клиентов. И дому есть, чем гордиться: члены королевской семьи и аристократия нередко отправляли сюда свои коллекции, а в качестве лотов нередко выставлялись даже ценности британского национального наследия, а также полотна большинства великих европейских художников: импрессионистов, модернистов, кубистов. Золотое время в истории дома - XVIII и XIX столетия, когда прославленный Кристис проводил самые крупные торги того времени. Именно представители этого аукционного дома вели переговоры с императрицей Екатериной Великой о продаже коллекции сэра Роберта Уорпола, которая легла впоследствии в основу экспозиции Эрмитажа.

Самой дорогостоящей стала картина Винсента Ван Гога «Портрет доктора Гаше», проданная в мае 1990 г. более чем за 80 млн. долл. В июле 2001 г. работа Пабло Пикассо из серии «голубого периода» - «Женщина со скрещенными руками» - ушла за 55 млн. долл., что вдвое выше ее стартовой цены. На шедевр претендовали еще 6 покупателей, готовых отдать за него 32 млн. долл. Похожая ситуация сложилась в 1940 г. с картиной Матисса «Персидское платье». Ее удалось продать за 17 млн. долл., тогда как начальная стоимость составляла чуть меньше 12 млн. долларов.

Аукционный дом Christie"s относится к числу наиболее уважаемых организаторов торгов. Совместно с аукционным домом Sotheby"s он занимает 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства. Его ежегодный оборот составляет 1,5-2 млрд. долларов. Сегодня Christie"s предлагает своим многочисленным клиентам работы мастеров, чьи картины украшают экспозициимногих музеев мира, а также редкие книги, автомобили, сигары, коллекционные вина и другие ценности. Christie"s - это элитный аукционный дом, а потому он весьма трепетно относится к своей репутации. Все лоты обеспечиваются оценкой экспертов, поэтому и количество скандалов, связанных с этим домом, минимально.

Christie`s при каждом удобном случае не забывает отметить, что его связи с Россией уходят далеко в XVIII век, когда Джеймс Кристи помог императрице Екатерине II с приобретением знаменитой коллекции сэра Роберта Уолпола, справедливо считающейся одной из ключевых в собрании Государственного Эрмитажа. Продажи Christie`s по всему миру в 2006 году составили £2.51 миллиардов ($4,67 миллиардов). Christie`s осуществляет более 600 продаж (т.е. в среднем 2 раза в день) по 80 категориям, включая такие области, как изобразительное и декоративное искусство, ювелирные изделия, фотографии, мебель, часы, вино, машины и т.д. Christie`s располагает 85 офисами в 43 странах мира на всех пяти континентах, а также имеет 14 собственных торговых площадок (salerooms), включая Лондон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Париж, Женева, Милан, Амстердам, Тель-Авив, Дубаи, Гонконг. Недавно дом проявил свою активность на развивающихся рынках – в России, Китае, Индии, ОАЭ. Christie`s имеет постоянный русский отдел и престижные Русские торги (Russian Sales). По признанию самого дома Русские торги продолжают оставаться одними из самых быстро растущих областей международного рынка.

В 2006 году обороты достигли $54.9 миллионов;было установлено несколько очередных рекордов. «В конце 1890-х годов участие России в международных выставках позволило прежде неизвестным российским произведениям оказаться в Америке. В начале ХХ века первая волна русских иммигрантов принесла с собой огромное число произведений искусства, что повторялось каждый раз с каждой новой волной иммиграции в течение всего ХХ века. Ностальгия и интерес к отечественной культуре, привитый русской интеллигенции с юности, заставляли их выкупать обратно их национальное достояние – процесс, который сейчас продолжается в более масштабной форме» – сообщила в своем недавнем интервью газете «Коммерсант» ведущий специалист русского отдела Christie`s в Нью-Йорке Елена Харбик. Русский отдел Christie`s ежегодно проводит продажи в апреле (Нью-Йорк) и в ноябре (Лондон). Иконы регулярно продаются на отдельном аукционе в Лондоне.

Сладкоречивый лжец: золотая эра дома Christie"s

Об основателе дома Christie"s мы знаем только в общих чертах. Известно, что Джеймс Кристи родился в шотландском городе Перт в 1730 году у матери-шотландки и отца-англичанина. После недолгой службы в королевском военно-морском флоте юноша стал работать подмастерьем аукциониста в Ковент-Гарден - фешенебельном в то время районе Лондона.

Через несколько лет, считая, что получил достаточно опыта, Кристи идет на рискованный шаг и открывает собственный аукционный дом на Pall Mall. Выбор места был сделан с пророческой прозорливостью. Пройдет несколько десятков лет, и именно эта улица станет символом роскошной жизни - средоточием джентльменских клубов и арт-центров Лондона. Первый аукцион Кристи состоялся 5 декабря 1766 года. Чистая выручка от продажи лотов, среди которых было и вино, составила 76 фунтов 16 шиллингов и шесть пенсов. Так началась более чем двухсотлетняя история крупнейшего в мире аукционного дома.

Дела сразу пошли на лад. Джеймс Кристи, казалось, так и родился - с деревянным молоточком в руках. Обладая особым шармом и даром убеждения, он мог продать все - от кухонного котелка до лишнего гроба, за что и снискал у остряков прозвище "Сладкоречивый лжец". Через несколько лет успешных продаж аукционный дом уже имел дело с работами маститых европейских художников и "старых мастеров" живописи. А сам Кристи перебрался в новый офис на Pall Mall 125, став соседом Томасу Гейнсборо, написавшему в последствии (как и сэр Джошуа Рейнолдс) портрет аукциониста.

Несколько раз сменив владельцев, портрет Джеймса Кристи нашел хозяина в лице знаменитого американского промышленника Жана Поля Гетти, купившего картину за 26 с половиной тысяч долларов в 1938 г. Это было первое крупное приобретение в сфере искусства основателя музея Гетти.

Смелости и природного таланта Кристи оказалось достаточно для успешного старта. Но, чтобы выжить в нелегком мире лондонского бизнеса, нужно было гораздо больше. И Кристи удалось увидеть в своем деле нишу, которую до него никто не успел занять - аукционист сделал ставку на современное искусство. И не прогадал. Дело в том, что в Британии в то время не существовало ни одного выставочного зала, в котором зритель мог бы познакомиться с художественными работами своих современников. Поэтому местом, где можно было увидеть картины Ландсира, Росетти или Сарджента, стал именно аукционный дом Кристи.

Еще одним успешным ходом стала установка на элитарность предприятия. Во многом это определялось списком высокопоставленных клиентов. За историю существования Christie"s сюда нередко отправляли свои коллекции члены королевской семьи и аристократия, а в качестве лотов выставлялись даже ценности британского национального наследия. Именно представители этого аукционного дома были приглашены в качестве экспертов для переговоров с российской императрицей Екатериной Великой о продаже коллекции сэра Роберта Уорпола, которая легла впоследствии в основу экспозиции Эрмитажа. Коллекция была продана за феноменальную на те времена сумму – 40 тысяч фунтов стерлингов.

Но апогеем золотой эры аукциона стала, как ни странно, Французская революция: Париж, главный арт-рынок того времени, был разрушен, и в Британию хлынули целые потоки драгоценного наследия французских аристократов – золото, живопись, все, что представляло какую-либо ценность. Революционное правительство Франции даже обратилось к Christie"s с предложением помочь продать легендарную коллекцию ювелирных украшений фаворитки Людовика XV, графини Дюбарри, погибшей на эшафоте в 1793 году. Сам Джеймс Кристи пережил графиню всего лишь на 10 лет. "Сладкоречивый лжец" умер в 1803 году, а руководить компанией стал его сын – Джеймс Кристи младший.

Ветер перемен

Эра промышленной революции означала для Christie"s новые реалии, к которым нужно было приспосабливаться. Во-первых, на смену покупателям-аристократам пришли покупатели-магнаты: основными игроками арт-рынка стали американские нувориши, такие как Эндрю Уильям Меллон или Джон Пьерпонт Морган. Аукционистам грезились большие прибыли, а значит, пора было расширять бизнес. В 1823 году Christie"s переезжает в свое новое обиталище на Кинг Стрит 8 (лондонский офис компании находится здесь по сей день).

Christie"sПомещение, отведенное для проведения аукционов, казалось огромным. Его так и назвали – Большой зал. По преданию, план его был задуман в форме шестиугольника еще Джеймсом Кристи – с тем, чтобы создать как можно больше вертикальных площадей, на которых и размещать лоты аукциона. Очевидцы позже вспоминали, что стены Большой комнаты были увешаны картинами до самого потолка.

Время "серьезного бизнеса" означала и то, что семья Кристи постепенно начала терять монополию в руководстве аукционного дома. В 1831 году к компании присоединился Уильям Мэнсон, а в 1859 году еще одним партнером аукционного дома стал Томас Вудс, и Christie"s сменила название на "Christie, Manson and Woods". А 1889 год стал последним, когда семья Кристи еще принимала участие в делах аукционного дома своего имени – ушел в отставку Джеймс Кристи четвертый. По иронии судьбы в этом же году аукцион впервые выставил на продажу работы импрессионистов – главных новаторов своего времени.

Удары судьбы

Первая половина ХХ века принесла Christie"s серьезные испытания. Сперва ударом стало появление на арт-рынке нового игрока - маститого аукционного дома Sotheby"s. Основанный на два десятилетия ранее Christie"s, он до сих пор не стоял у последнего на пути, так как занимался, в основном продажей книг. Но эра модерна принесла с собой новые искушения: расцвет живописи означал неплохую возможность заработать, и в 1913 году Sotheby"s начинает торговать картинами. Christie"s испугался не на шутку. В ответ он перестал продавать свои книги через Sotheby"s и организовал собственные продажи книжных коллекций. Так началась конкуренция двух аукционных домов, которая не прекращается и по сей день.

Крупнейшим успехом 20-х гг. стала продажа портрета миссис Дэвенпорт (1782-1784) английского портретиста Джорджа Ромни за £360 900.

Но скоро Christie"s стало не до конкурентов. Глобальная экономическая депрессия 1930-х годов и последствия Первой мировой войны истощили арт-рынок. Как мера выживания, рассматривался даже вариант о слиянии Christie"s и Sotheby"s. Из этих дискуссий ничего не получилось - имея наработанную базу в США, Sotheby"s постепенно отвоевывал позиции, и потребность в объединении отпала.

Самым же страшным ударом стали не конкуренты и даже не Великая депрессия. 16 апреля 1941 года от бомбы пострадало помещение аукционного дома на Кингс Стрит. К его возобновлению аукционисты смогли приступить только в 1953 году. Еще на дольше – до 1966 года – компании пришлось отказаться от продаж коллекционных вин, что также означало заметные финансовые потери.

Новые возможности

Встать на ноги после войны аукционному дому помогли несколько оперативных решений. Во-первых, Christie"s из элитного заведения, куда доступ имели только богачи, превратился в публичное шоу. Зал для проведения аукционов буквально наводнили телеоператоры, а о самых громких продажах рассказывали в новостях. Аукционы стали достоянием общественности, привлекая к Christie"s все больше клиентов. Параллельно руководство аукционного дома нанимает специалистов для создания пресс-офиса компании. Затем к освоению медиа-пространства добавилось овладение новыми технологиями. В 1965 году Christie"s приобрела White Bros. Printers за £38 000 и начала печатать каталоги и другие издания высокого полиграфического качества. Эффект от всей этой публичности был незамедлительным: в 1960 году Christie"s отчиталась о продажах на сумму в 2,7 млн фунтов стерлингов, а в следующем году эта цифра достигла 3,1 млн. Но гораздо более важным результатом подобных процессов стало то, что в ходе коммерциализации именно ведущие аукционные дома стали диктовать моду в искусстве.

Противостояние Christie"s и Sotheby"s возобновилось с новой силой в конце 1950-х гг. Компании буквально состязались в... чтении некрологов, выискивая потенциальные объекты для продаж.

Во-вторых, несмотря на серьезные финансовые трудности в послевоенный период, Christie"s первым среди британских аукционных домов начал работать над представительством в континентальной Европе, открыв сперва отделение в Риме. Скоро офисы компании появились в нескольких европейских странах и Christie"s сосредоточилась на Америке. Аукционный дом также расширил сферу своих особых интересов, прибавив к ним коллекционные монеты и фарфор, и увеличил штат соответствующих специалистов.

Наконец, успешным ходом стало размещение акций компании на Лондонской фондовой бирже. Это сразу принесло хорошие результаты: за пять лет доналоговая прибыть Christie"s выросла со 139 тысяч до 1,1 млн фунтов стерлингов. Компания оставалась публичной с 1973 по 1999 год, пока не стала собственностью французского мультимиллиардера Франсуа Пино.

Гигантизм как бизнес

Дальнейшее развитие компании иначе как гигантизмом назвать нельзя. Сделав первый шаг ко всемирной экспансии в Риме, через несколько лет Christie"s уже шагала семимильными шагами по всему миру. Столкнувшись в Италии со строгими законами, ограничивающими экспорт предметов искусства, аукционный дом основал в Женеве еще одну дочернюю компанию - Christie"s International SA, а в план "мирового захвата" были включены Австралия, Япония и Канада. В 1977 году Christie"s открывает зал продаж в знаменитом отеле "Дельмонико" в Нью-Йорке. Спустя год в городе появился еще один выставочный зал компании, а продажи в США приобрели для аукционного дома первоочередную важность. Окончательно репутация Christie"s в Штатах укрепилась в 1980 году, когда Генри Форд II обращается в компанию с предложением продать 10 картин из его коллекции импрессионистов и модернистов. Именно тогда за рекордную сумму в $5,2 млн была продана картина Ван Гога "Сад поэтов". Сегодня офисы Christie"s находятся в 43 странах мира, а постоянные аукционные залы действуют в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Цюрихе, Милане, Амстердаме, Женеве, Дубаи, Гонконге и Лос-Анджелесе.

В 70-х годах внимание общественности привлекла продажа на аукционе Christie"s гардероба Коко Шанель из 40 платьев, принесшая £43 250.

Все это время компания продолжает устанавливать рекорды аукционных торгов. Одним из самых ярких успехов 60-х стала продажа картины "Леди из Шалотта" Холмана Ханта за $27 950 - самую большую сумму, которую когда-либо давали за картины прерафаэлитов. А продажа в 1965 году коллекции Кука (живопись старых мастеров) окончательно утвердила репутацию аукционного дома. Портрет Титуса, сына Рембрандта Ван Рейна, был продан за сумму, которая превзошла все ожидания, - $2,2 млн.

Количеством рекордных продаж на аукционе Christie"s отличился 1987 год. В частности за $39,9 млн ушла с молотка знаменитая картина Ван Гога "Подсолнухи", за $6,4 млн был продан бриллиант грушевидной формы массой 65 карат и Bugati Type 41 Royale 1931 года за $9,8 млн.

В последние годы аукционный дом все более уделяет внимание драгоценностям. Их стабильная распродажа помогла Christie`s International поднять свои доходы в первой половине 2008 года. Если общая выручка от продаж компании поднялась на 10 процентов, то продажа драгоценностей, жадеита и часов поднялась на 34 процента и выручка от них составила $275 млн.

Рецепт от кризиса

Мировой экономический кризис, начавшийся в третьем квартале 2008 года, принес Christie’s падение продаж на 19% (у главного конкурента - Sotheby’s - сокращение составило 15%). Тем не менее аукционный дом в 2008 году продал 629 произведений искусства за суммы, превышающие миллион долларов. Лучшим лотом стали "Кувшинки" Клода Моне, ушедшие с молотка за 80,5 миллиона. Вторую позицию в десятке самых дорогих работ занял триптих Фрэнсиса Бэкона - 51,7 миллиона, третью - картина "№15" Марка Ротко (50,4 миллиона). Суммарный итог торгов за год составил 5,1 миллиарда долларов. А в начале 2009 года аукционный дом выиграл состязание с Sotheby’s за право выставить на торги художественную коллекцию Ива Сен-Лорана. Эксперты оценили это собрание в 300 млн евро. Торги, которые французская пресса уже успела назвать "аукционом столетия", состоятся в парижском Гран-Пале 23-25 февраля. В их преддверии директор департамента "Искусство импрессионизма и модернизма" Christie`s Мэтью Стивенсон озвучил свои рекомендации для коллекционеров и инвесторов в условиях кризиса: "В сложные времена всегда покупайте лучшее".

Интересные факты

* В 1962-м, когда Карибский кризис становился все напряженнее, глава компании Питер Ченсе тайно проник на Кубу, пытаясь найти имущество аукциона, национализированное в 1959 году после прихода Кастро к власти. И хотя оценочная комиссия прибыла с каталогом ценностей, её усилия не увенчались успехом.

* В конце 60-х, через пять лет после неудачи в Кубе, Christie"s смог установить успешные торговые отношения с СССР, продав 1700 приборов из обеденного сервиза, изготовленного в 1830 году, принадлежащего ранее царю Николаю Первому, на сумму 65,751 фунтов ($193 308).

* В январе 1967 года, к 200-летию со дня своего основания Christie"s организовала года огромную выставку. Около 60 известнейших картин, побывавших в стенах аукциона, были одолжены у владельцев и выставлены на публику. Общая стоимость этих работ, влючая портрет основателя компании кисти Гейнсборо, составляла около $5 млн.

* В конце 2008 года представители Christie`s среди наиболее перспективных называли рынок... икон, ведь потенциальных покупателей, людей из стран, где принято православие, становится все больше.

* В ноябре 2008 года Christie’s привез свои шедевры и в Киев: 18 полотен старых мастеров, русских и украинских современников, среди которых - работы кисти Каналетто, Франса Халса, Натальи Гончаровой и Казимира Малевича. Изюминками выставки единодушно были признаны две работы Каналетто - "Площадь Св. Марка в Венеции" и "Вид на Большой Канал в Венеции". Стоимость каждой из них - не менее 4 млн евро. Украинская живопись, кроме Малевича, была представлена работами Давида Бурлюка.

*В феврале 2009 года фото обнаженной Мадонны, сделанное Ли Фридлэндером для журнала Playboy в 1979 году, было продано на Christies за $37,5 тыс.




Top