Автобиография федора абрамова и его достижения. Федор абрамов краткая биография и интересные факты

(29.02.1920 - 14.05.1983)

Абрамов Федор Александрович (29 февраля 1920, с. Веркола Пинежского района Архангельской области - 14 мая 1983, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), писатель, публицист, один из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы - важнейшей ветви русской литературы 1960-1980-х годов.

Образование. Карьера преподавателя

Родился в многодетной семье крестьянина-старовера. В два года лишился отца. С третьего курса Ленинградского университета ушел добровольцем на фронт, из-за ранения самые тяжелые месяцы блокады находился в Ленинграде, был эвакуирован по льду Ладожского озера. Окончил филологический факультет ЛГУ (1948), аспирантуру; в 1951 защитил кандидатскую диссертацию по роману М. А. Шолохова «Поднятая целина».

В 1951-1960 - старший преподаватель, затем доцент и заведующий кафедрой советской литературы ЛГУ. Литературную деятельность начал в 1949 как критик. В статье «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» («Новый мир», 1954), вызвавшей резкую отповедь официозной критики, сказал о лакировочном изображении деревни в прозе тех лет.

«Пряслины»

В 1958 Абрамов опубликовал свой первый роман «Братья и сестры» («Нева»), повествующий о жизни крестьянской семьи в годы военного лихолетья в глухом архангельском селе Пекашино. За ним последовали романы «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973, «Новый мир»), составившие трилогию «Пряслины» (Государственная премия СССР, 1975) - полную драматизма хронику пекашинской жизни, повседневной борьбы крестьянина за существование. Несмотря на лауреатство, многие произведения Абрамова проходили в печать нелегко, с цензурными купюрам, вызывая упреки в сгущении мрачных красок.

Особенности творчества

Один из наиболее трезвых и социально мыслящих «деревенщиков», Абрамов был чужд утопизма и идеализации. Зная русский Север и подолгу живя в родной Верколе, он сознавал, что «старая деревня с ее тысячелетней историей уходит сегодня в небытие... Рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой всколосилась вся наша национальная культура».

Оттого он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека - с его слабостями и противоречиями, но и с нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь скупой и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.

Открывшие «второй фронт»

В повестях и рассказах «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972) и др. крестьянский мир показан в его будничных заботах, горестях и радостях. Для Абрамова обыкновенная судьбы его персонажей - Михаила и Лизы Пряслиных, Егорши Лукашина, Пелагеи, Милентьевны и др. - образ судьбы народной, в которой явлен не только трагизм истории, но и великая самоотверженность простых крестьян, особенно деревенских женщин, открывших в 1941, по словам писателя, «второй фронт».

Тревожным размышлением о том, что происходит с крестьянским миром, стал замыкающий цикл «Пряслины» роман «Дом» (1978), где Абрамов обратился к 1970-м годам, с публицистической остротой обнажив нравственное неблагополучие современной деревни, показал распадающиеся семейные связи, нарастающую бесхозяйственность и равнодушие к земле. В трагический символ вырастает в романе уничтоженный при разделе дедовский дом Пряслиных.

Публицистика

В публицистике Абрамов опирался прежде всего на факты, а не на собственные умозрительные построения или подновленные почвеннические мифы. В 1963 за очерк «Вокруг да около» о наболевших вопросах сельской жизни, вызвавший ожесточенную полемику, он был выведен из редколлегии журнала «Нева».

В 1979 Абрамов опубликовал в газете «Пинежская правда» открытое письмо землякам «Чем живем-кормимся» (перепечатанное затем центральной «Правдой»), где упрекал их в утрате хозяйского отношения к земле, к деревенскому обиходу. Письмо вызвало широкий резонанс, но было воспринято неоднозначно, поскольку Абрамов критиковал не начальство, разрушающее сельское хозяйство безграмотным руководством, а самих крестьян.

По произведениям Абрамова поставлены спектакли «Две зимы и три лета» в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола (1971), «Деревянные кони» в Театре на Таганке (1974) и др.

Биография и эпизоды жизни Федора Абрамова. Когда родился и умер Федор Абрамов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Федора Абрамова:

родился 29 февраля 1920, умер 14 мая 1983

Эпитафия

«Твоему сыну, Веркола,
Приусталось, призаснулось.
Постели ему бел-песок,
Поцелуй его в лоб высок.
Огради его дернышком
От дождя и от солнышка…»
Из стихотворения Ольги Фокиной памяти Абрамова

Биография

Биография Федора Абрамова - биография русского писателя, которого сильно заботила судьба его страны. Возможно, потому, что он родился в российской глубинке, в крестьянской семье. Писатель рано потерял отца и с самого детства был приучен к тяжелому труду. Когда началась Великая Отечественная война, Абрамов отправился на фронт добровольцем, где несколько раз был ранен. Даже когда он был признан негодным к строевой службе, он продолжал помогать фронту в тылу. Уже после войны Абрамов вернулся в Ленинградский университет, где закончил филологический факультет и успешно защитил диссертацию.

Литературным творчеством Абрамов стал увлекаться с юношества, правда, не сразу понял, что писательство - это его призвание. Даже когда он начал свою литературную деятельность, рассказы, статьи, книги Абрамова нередко встречали негативную критику, подвергались цензуре. Что, впрочем, не останавливало автора. Из обычного крестьянского парня он вырос до именитого русского писателя, которого сегодня ставят в один ряд с Шолоховым, Астафьевым и даже Чеховым. В своих книгах Абрамов в первую очередь размышлял о судьбах деревни, видя в ней надежду России на благополучие. Он также был одним из тех писателей, кто критически относился к советской власти, что не раз создавало ему трудности.

Последний труд Абрамова — повесть «Поездка в прошлое», был опубликован уже после смерти Абрамова. Большой итог размышлений Абрамова о судьбах России так и остался незавершенным. Смерть Абрамова наступила, когда он работал над своей последней книгой. Похороны Федора Абрамова прошли в его родном селе Веркола, могила Абрамова находится на территории усадьбы Абрамова, которая сегодня входит в комплекс литературного дома-музея Абрамова.

Линия жизни

29 февраля 1920 г. Дата рождения Федора Александровича Абрамова.
1938 г. Поступление на филологический факультет Ленинградского университета.
22 июня 1941 г. Уход на фронт.
1945 г. Демобилизация, возвращение на учебу.
1948 г. Окончание университета, поступление в аспирантуру.
1949 г. Начало публикаций первых литературно-критических статей о советской литературе.
1950 г. Начало работы над романом «Братья и сестры».
1951 г. Женитьба на Людмиле Крутиковой, защита диссертации по творчеству Шолохова.
1951-1960 гг. Работа старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой советской литературы.
1958 г. Публикация романа «Братья и сестры» в журнале «Нева».
1963 г. Публикация повести «Вокруг да около» в журнале «Нева».
1968 г. Публикация романа «Пути-перепутья».
1975 г. Присуждение Абрамову Государственной премии СССР за цикл «Пряслины».
1978 г. Публикация романа «Дом».
1980 г. Награждение Абрамова орденом Ленина.
14 мая 1983 г. Дата смерти Абрамова.
19 мая 1983 г. Похороны Абрамова.

Памятные места

1. Село Веркола, в котором родился Абрамов.
2. Санкт-Петербургский государственный университет (бывший Ленинградский университет), где учился и работал Абрамов.
3. Редакция журнала «Нева», в котором были опубликованы повести Абрамова.
4. Артемиево-Веркольский монастырь, восстановлением которого занимался последние годы жизни Абрамов.
5. Дом Абрамова в Комарово, в котором он много лет подряд жил, когда приезжал в этот поселок под Санкт-Петербургом.
6. Дом-музей Федора Абрамова в селе Веркола Архангельской области, где похоронен Абрамов.

Эпизоды жизни

Отец Абрамова скончался после того, как простудил ноги в болоте. Мама Абрамова была сильной женщиной и смогла поднять пятерых детей, которым с детства приходилось заниматься хозяйством. В шесть лет Федор Абрамов научился косить траву. Своего старшего брата, который заменил Абрамову отца, писатель называл «брат-отец», а также назвал главного героя своей тетралогии его именем - Михаил.

Несмотря на то, что среднюю школу Абрамов окончил с трудом - его, как сына бедняка, не хотели принимать в семилетку - он учился на отлично и даже поступил на филологический факультет без экзаменов.

В ноябре 1941 года Абрамов получил тяжелое ранение - ему прострелили обе ноги. Когда похоронная команда пришла собирать убитых, один боец случайно пролил на Абрамова воду из котелка, тот очнулся и застонал, благодаря чему его обнаружили и спасли. Этот случай Абрамов всю жизнь считал самым большим чудом, которое с ним случилось.

Перед самой смертью Абрамов завещал своей жене: «Живи за двоих».

Завет

«Все мы растим и поливаем духовное древо человечества. Как только кончится эта работа, как перестанем взращивать духовное древо, так человечество погибнет».

«Человек многое может».


Документальный фильм о Федоре Абрамове

Соболезнования

«Я хорошо знал Федора Александровича, знал и любил его. И был среди тех, на чьих глазах он прошел колоссальный путь от заурядного аспиранта-шолоховеда, делающего карьеру, до писателя с мировым именем, в лучших своих вещах поднявшегося до бунинского и чеховского уровня».
Яков Липкович, прозаик, публицист

«К счастью, я знал его. Он был невысокого роста, черен волосом, черен глазами, и нрав имел страстный, душу отзывчивую и печальную, а жизнь краткую, ибо покинул этот свет в 63 года».
Игорь Золотусский, критик, друг писателя

«И в писателе, и в человеке жило в нем трагедийное начало - начало почти титаническое, делавшее его драматургом в повествовательной романной форме».
Дмитрий Лихачев, академик

Фёдор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в д. Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии в многодетной крестьянской семье. С малых лет испытал все тяготы и радости крестьянского труда, единство, взаимопомощь братьев и сестер, оставшихся без отца в 1921 . Трудолюбие, воля, мужество будущего писателя - от тех детских лет. А душу формировали суровая требовательная мать и особенно - добрейшая набожная тетушка Иринья.

От нее получил Абрамов «первые уроки доброты, сердечности, первые нравственные уроки». Навсегда поразил мальчика местный святой - отрок Артемий Праведный, во имя которого был создан Веркольский монастырь в XVII в. Начальную школу в Верколе Абрамов окончил первым учеником, но в 5-й класс его долго не принимали как сына середняка. Среднюю школу окончил с отличием в Карпогорах в 1938 и сразу поступил на филологический факультет ЛГУ.

С первых дней Великой Отечественной войны уходит добровольцем в народное ополчение защищать Ленинград. Дважды тяжело ранен, второй раз чудом избежал гибели. Чудом уцелел в блокадном госпитале и при переправе по «Дороге жизни» через Ладогу. Весной 1942 после долечивания в госпиталях вернулся на родную Пинегу, где ему открылась еще одна народная трагедия - «бабья, подростковая и стариковская война в тылу», когда голодные, разутые дети, бабы и старики сражались в поле, в лесу, на сплаве. Эти впечатления легли в основу первого романа «Братья и сестры» (1958 ).

В апреле-июле 1942 - учитель средней школы в Карпогорах.

Снова призван в армию как нестроевик: служил заместителем политрука роты запасного стрелкового полка, был курсантом военно-пулеметного училища. В апреле 1943 направлен в контрразведку «Смерш». Впечатления от работы следователем контрразведки отражены в неоконченной повести «Кто он?». После демобилизации (октябрь 1945 ) - учеба в университете, аспирантура при кафедре советской литературы, защита кандидатской диссертации по творчеству М. Шолохова, работа на кафедре советской литературы (1951-1958 ) - старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой. В 1949 не по своей воле, а по решению партбюро филологического факультета он подписал (в соавторстве с Н. Лебедевым) не им написанную статью «В борьбе за чистоту марксистско-ленинского литературоведения», посвященную итогам борьбы с космополитизмом. Сам Абрамов на собраниях выступал более мягко, не «громил» профессоров Б. Эйхенбаума, В. Жирмунского, И. Ямпольского, Г. Гуковского, как иные партийные деятели, а ограничивался критикой реальных недостатков лекционных курсов, за подобный «либерализм» подвергался внушениям по партийной линии.

В середине XX в. он познал новые беды и трагедии народные - не только крестьянские, но и городские, драмы недоверия и подозрительности к военнопленным, к находившимся в оккупации. Его возмущал анкетный подбор кадров, когда люди с «чистой» биографией получали незаслуженные привилегии. Его продолжало мучить бесправие крестьян, лишенных паспорта и права передвижения, плативших непомерные налоги. Он увидел резкое несоответствие народных бед и литературы, киноидиллии, где царила атмосфера всеобщего благополучия и ликующих празднеств («Кавалер Золотой Звезды», «Кубанские казаки»). В 1954 Абрамов опубликовал в журнале «Новый мир» статью «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», где восстал против лакировочной и тенденциозно идиллической литературы о деревне, против сглаженных конфликтов и упрощенных характеров, ратовал за подлинную, неприкрашенную правду. Статья прогремела на всю страну, а автора обвинили в нигилизме, антипатриотизме, критиковали в печати, на партийных собраниях, чуть не лишили работы.

Почти каждое произведение Абрамов, кроме первого романа, проходило трудно: «бои» в редакциях и цензуре, атаки проработочной критики. Особенно разносной была критика повести «Вокруг да около» (1963 ): озлобленный клеветник, очернитель, смакует недостатки, искажает жизнь. Было сочинено обвинительное письмо от имени односельчан «Куда зовешь нас, земляк?» Абрамов был исключен из состава редколлегии журнала «Нева».

Повесть принесла Абрамову мировую известность. Она была переведена в Англии под названием «Хитрецы», затем издана во многих странах. Ее ставили в один ряд с рассказом А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Тетралогия Абрамов, названная по первому роману, - «Братья и сестры» (1958 ), «Две зимы и три лета» (1968 ), «Пути-перепутья» (1973 ), «Дом» (1973 ) - значительное произведение второй половины XX в. - по охвату событий, по глубине и сложности проблематики, по многообразию характеров. Объединенные общими героями и местом действия (северное с. Пекашино) романы Абрамова повествуют о 30-летней судьбе русского крестьянства, начиная с военного 1942.

Первый роман «Братья и сестры» стал выражением любви, сострадания и восхищения северными крестьянами, Абрамов не скрывал бед и трагедий (голод, холод, похоронки). Роман противостоял потоку лакировочных произведений и шел в русле мужественных книг В. Овечкина, В. Дудинцева, Г. Троепольского, В. Тендрякова, А. Яшина.

Роман «Две зимы и три лета» долго и трудно проходил в печать. Отклоненный журналом «Звезда», он опубликован в «Новом мире» после сражений в цензуре. Но сразу появились разносные, уничтожающие статьи («Огонек», «Литературная Россия»). В защиту романа выступил критик Б. Панкин в «Комсомольской правде» - «Живут Пряслины!». Восторженными были многочисленные отклики читателей. Действие романа происходит в послевоенные годы (1947-48). Снова царят голодные дни, займы, налоги, лесозаготовки, труд на земле, за который ничего не платили. День Победы, подписка на заем и свадьба Лизы - центральные главы романа. Исчезает былое единодушие сельчан, исчезает трудовой энтузиазм, каждый пытается выжить на особицу.

Третий роман - «Пути-перепутья» - не разрешает возникших вопросов, а умножает и обостряет их. «Пути-перепутья» - самый социальный и публицистически страстный роман Абрамова. Народ и власть, экономика, политика, человек, совесть, долг, самосознание и фанатизм, демагогия, приспособленчество, цинизм. Трагедия народа, страны, личности. Таков круг жгучих проблем, поставленных в романе.

События разворачиваются в начале 1950-х - это время дальнейшего разъединения и даже ожесточения людей, все еще полуголодных и охваченных страхом.

«Дом» - лучшая книга Абрамова. События в романе происходят в 1972, через 20 лет после ареста Лукашина. Отстроилось, обновилось Пекашино. Лучше, зажиточнее стали жить люди. И Михаил появляется как довольный хозяин в своем новом доме. Но лучше ли стали люди при материальном достатке? Абрамов не идеализировал ни народ, ни русский характер, у него нет однолинейных героев. В каждом персонаже - сплав достоинств и недостатков, высоких устремлений и заблуждений. «Дом» - книга эпохальная, книга о поисках нового сознания, новых путей в развитии страны, человека и человечества.

Не уступают романам повести, рассказы, публицистика Абрамова. В них тоже - не только скорбь и плач о России, о народе, но и поиски истины, путей возрождения России, здоровых сил нации. О том - лучшие повести «Пелагея» (1969 ), «Алька» (1972 ), «Деревянные кони» (1970 ) (по этим трем повестям реж. Ю. Любимовым в 1974 был создан спектакль в Театре на Таганке), «Мамониха» (1980 ), не опубликованная при жизни писателя «Поездка в прошлое». В рассказах тоже встает многоликая Русь с ее разнообразными характерами и судьбами, зачастую рассказывают о себе сами герои, преимущественно русские женщины, много пережившие на своем веку. Лучшие из них - «Пролетали лебеди» (1964 ), «Из колена Аввакумова», «Сказание о великом коммунаре», «Слон голубоглазый» (1979 ), «Бабилей» (1981 ), «Куст рукотворный» (1982 ), цикл «Трава-мурава» (1955-83 ), а также «Старухи» (1969 ) и «Франтик» (1984 ), увидевшие свет только в 1987 .

Публицистика Абрамова, его статьи, выступления на съездах, юбилеях, на встречах с читателями пронизаны страстью проповедника, стремлением призвать читателя и слушателя к прозрению, самоочищению, к активным действиям во имя возрождения России, народа, человека. Таковы его новгородские очерки в соавторстве с А. Чистяковым «Пашня живая и мертвая» (1978 ), «От этих весей Русь пошла...» (1979-80 ), «На ниве духовной» (1980-81 ), статья «В краю родникового слова» (1983 ); выступления на писательских съездах «О хлебе насущном и хлебе духовном» (1976 ), «Слово в ядерный век» (1981 ); выступление в Останкино «Самый надежный судья - совесть» (1981 ) и др. Особенно нашумело знаменитое письмо Абрамова землякам «Чем живем-кормимся» (1979 ). Обращенное непосредственно к веркольцам, опубликованное впервые в районной газете «Пинежская правда», оно получило широкую огласку.

В архиве Абрамова сохранилось много незавершенных произведений. Самые значимые из них - повести о войне («Белая лошадь», «Кто он?»), статья «Так что же нам делать?», путевые заметки о пребывании во Франции, Германии, Финляндии, Америке, роман «Чистая книга». Тысячи страниц с наблюдениями, прозрениями и предостережениями. В путевых заметках Абрамов постоянно сравнивал экономику и духовное состояние общества в передовых странах с Россией и провидчески предупреждал об опасностях однобокой буржуазной цивилизации, когда наряду с высоким уровнем жизни, успехами в технике господствуют зачастую прагматизм, эгоизм, бездуховность.

Лучшим и главным своим произведением Абрамов считал роман «Чистая книга», материалы к которому он собирал 25 лет. Задуманная эпопея представляла Россию за четверть века (1905-30), все социальные слои общества, людей разных верований и убеждений. Самая яркая фигура в книге - Махонька (прототип ее - великая пинежская сказительница Кривополенова). Такой великой и самобытной личности не было еще в литературе. В ней увидел Абрамов безграничные возможности человека, силу духа, нравственную чистоту, умение нести свет и добро людям. Она равнодушна к богатству, ибо уверена: богатство человека в самом человеке. «Будить Человека в человеке» - главное кредо Абрамов Лучшие произведения Абрамов были инсценированы во многих театрах страны (Москва, Ленинград, Архангельск, Саратов, Новгород, Ярославль, Нальчик, Фрунзе, Алма-Ата, Кишинев). Самые успешные и долговечные постановки - «Братья и сестры», «Дом» - принадлежат ленинградскому режиссеру Л. Додину.

Абрамов Федор Александрович (годы жизни - 1920-1983) - русский писатель. Родился он в Архангельской области, в деревне Веркола. Семья Федора Александровича была крестьянская, многодетная.

Детство Федора Абрамова

Федор Александрович Абрамов, биография которого интересует сегодня множество читателей, рано потерял отца. Ему пришлось с шести лет, помогая матери, заниматься крестьянской работой. Федор Абрамов окончил первым учеником начальную школу деревни. Однако, несмотря на это, при поступлении в среднюю возникли трудности. Дело в том, что Абрамов был выходцем из середняцкой семьи. Поэтому в следующий класс его перевели не сразу. Абрамов начал пробовать себя в литературе еще в 9-10 классах. Первое стихотворение Федора Александровича было опубликовано в 1937 году в районной газете.

Однако он не сразу пришел к мысли о том, чтобы профессионально заняться литературной деятельностью. В 1938 году он окончил Карпогорскую среднюю школу и поступил в Ленинградский университет на факультет филологии.

Как провел военные годы Абрамов Федор Александрович (биография)

Список книг, посвященный жизни Федора Александровича, на сегодняшний день внушительный. Из них мы узнаем о том, что через несколько лет после поступления в университет учебу ему пришлось оставить, так как началась Великая Отечественная война. Федор Абрамов в 1941 году записался в народное ополчение добровольцем. Он был дважды ранен. Во второй раз Федору Абрамову чудом удалось избежать гибели. Через год, оказавшись на Большой земле после второго ранения, он посетил родную деревню. Отметим, что впечатления от поездки станут основой будущих его произведений. Абрамов как "нестроевик" был зачислен в тыловые части. Он работал заместителем политрука роты, обучался в военно-пулеметных частях. После окончания обучения его направили в контрразведку "Смерш" (расшифровывается как "смерть шпионам").

Продолжение обучения, преподавательская деятельность и книга о Шолохове

Абрамов после победы вернулся в университет, а затем, в 1948 году, Через некоторое время успешной защитой кандидатской диссертации была отмечена его биография. Федор Абрамов защитил работу о творчестве Шолохова. Впоследствии влияние на Абрамова этого писателя будут отмечать многие критики. Статья Федора Александровича о космополитизме в литературе СССР была опубликована в это же время. Он написал ее в соавторстве с Н. Лебединским. Статья была направлена против некоторых еврейских литературоведов. Абрамов несколько позже стал заведующим кафедрой советской литературы. Он преподавал в Ленинградском университете. В 1958 году Федор Александрович выпустил в соавторстве с В. В. Гурой книгу, посвященную творчеству Шолохова. Она известна под названием "М. А. Шолохов. Семинарий".

Особенности творчества Федора Александровича

Творчество Федора Александровича тесно связано с Верколой, с Пинежским краем. В деревне Пекашино, "прототип" которой - его родное село, разворачивается действие множества его произведений. Абрамову удалось создать своего рода художественную хронику. Он показал, как в жизни одной деревни отразились судьбы русского народа.

То, что Абрамов Федор Александрович обращался к теме деревни, предлагал новый для литературы послевоенного времени взгляд на историю России, граничащую с современностью, сыграло определяющую роль в том, что Абрамова поставили в ряд самых значимых фигур литературы СССР 1960-70-х годов. Федор Александрович в новом подходе к творчеству ощущал близость своих произведений к сочинениям В. Распутина, В. Белова, Е. Носова, С. Залыгина, В. Афанасьева, Б. Можаева.

"Братья и сестры" - роман и цикл произведений

"Братья и сестры" - первый роман Абрамова. Он посвящен жизни деревни в период Великой Отечественной войны. Роман был напечатан в 1958 году. Абрамов объяснил причину его появления невозможностью забыть о подвиге, который совершила русская баба. В 1941 году она открыла второй фронт, возможно, такой же тяжелый, как и фронт русского мужика. Это произведение позднее даст название целому циклу. Кроме этого, в него войдут еще 3 романа: "Дом", "Пути-перепутья" и "Две зимы и три лета". Сначала автор назвал свой цикл "Пряслины", на первый план выводя повествование о семье Пряслиных из деревни Пекашино. Однако такое название сужало замысел Федора Александровича, поэтому он его заменил на "Братья и сестры".

Цикл произведений был создан с тем, чтобы оспорить точку зрения, доминировавшую в литературе 1940-1950 годов. Русская деревня рассматривалась многими авторами как край благополучия. Произведение стало практическим подтверждением высказанной Федором Александровичем в 1954 году в статье позиции. Тогда он подверг резкой критике произведения С. Бабаевского, Г. Николаевой и Ю. Лаптева, признанные в качестве образцовых официальной критикой. Федор Александрович предъявил важное литературное требование - необходимо показывать правду, даже если она нелицеприятна.

Очерк "Вокруг да около"

Порой размышления Абрамова о русской деревне, выходя за рамки, установленные цензурой, оказывались рискованными. В качестве примера приведем его очерк "Вокруг да около", созданный в 1963 году. В его основу положен рассказ о том, как прошел день председателя колхоза. Это произведение было признано цензурой идейно порочным. В результате редактор "Невы" (журнала, в котором оно было напечатано) потерял свою работу.

"Две зимы и три лета"

Абрамов в 1968 году издал свой следующий роман под названием "Две зимы и три лета". Он посвящен нелегкой судьбе Пекашина в послевоенные годы. Федор Александрович на разных социальных уровнях исследует в этом произведении жизнь деревни. Как простой крестьянин, так и поставленный управлять людьми человек интересуют его. Не пришло облегчение, на которое так надеялись жители деревни. Еще недавно, связанные общей целью, они были словно "братья и сестры". Сейчас же Федор Александрович сравнивает Пекашино с кулаком, у которого каждый палец хочет своей жизни. Голод, непосильные государственные обязательства, отсутствие налаженного быта приводят героев Федора Абрамова к мысли о том, что необходимо что-то менять. Пряслин Михаил (очень близкий автору герой) в конце произведения ставит для себя вопрос о том, как дальше жить, куда податься. Надежды и сомнения Пряслина, размышляющего в финале произведения о будущем, воплощаются в образе-символе звезды, которая вспыхнула и "рассыпалась".

"Пути-перепутья"

Следующий роман, о котором мы расскажем - опубликованные в 1973 году "Пути-перепутья". Действие его разворачивается в начале 1950 годов. Это также эпизод из истории деревни Пекашино. Федор Александрович отмечает новые негативные изменения, которые произошли в характере крестьянина. Политика государства, которая не позволяла простому труженику воспользоваться результатами собственного труда, отучила его, в конце концов, работать. Она привела к тому, что духовные основы крестьянской жизни были подорваны. Одной из главных тем произведения является судьба руководителя колхоза. Он попытался изменить в меру своих сил установившийся порядок. Руководитель колхоза решил выдать крестьянам хлеб, который они вырастили. Это противозаконное действие, естественно, привело к его аресту. Для жителей деревни серьезным испытанием стало письмо в его защиту, которое им нужно было подписать. Очень немногие пекашинцы оказались способными на такой

"Дом"

Заключительным в серии "Братья и сестры" романом является "Дом". Он был опубликован в 1978 году. Это произведение посвящено действительности, современной автору - деревне 1970-х годов. Для Абрамова "дом" является одним из самых важных понятий. Оно заключает в себе все аспекты существования человека - личную жизнь отдельной семьи, общественную жизнь села, а также ситуацию в нашей стране в целом. Федор Александрович осознавал, что положение русского народа неблагополучно. Однако он все-таки искал представителей его, благодаря котором можно было бы сохранить надежду на то, что исконно русский характер возродится, а полуразрушенный "дом" будет заново отстроен историей.

Публицистика, повести и рассказы

Работу над крупными произведениями Федор Александрович сочетал с созданием небольших повестей и рассказов. Их написание из-за неоднократного обращения к произведениям порой растягивалось надолго. Например, "Мамониха" создавалась в период с 1972 по 1980 год, "Самая счастливая" - с 1939 по 1980 год, а "Трава-мурава" писалась с 1955 по 1980 год. Федор Александрович параллельно занимался публицистикой, а также выступал на радио и телевидении.

Публицистика, рассказы и повести не уступают романам. В них также не только плач и скорбь о России, но и неустанные поиски путей возрождения страны, истины, выявление здоровых сил русской нации. Обо всем этом были написаны лучшие повести Абрамова: в 1963 году - "Вокруг да около", в 1969 - "Пелагея", в 1970 - "Деревянные кони", в 1972 - "Алька", в 1980 - "Мамониха", а также при жизни не опубликованная "Поездка в прошлое" и оставшаяся незавершенной повесть под названием "Кто он?". Во всех них, как и в рассказах Абрамова, героями являются талантливые русские люди, усердные труженики, которые хотят справедливости и правды, страдают и порой гибнут под гнетом собственных заблуждений и суровой действительности. Однако они и прозревают, нередко находят ответы на вопросы времени, способны постичь смысл бытия и осознать свою ответственность за происходящее. Обо всем этом написаны лучшие книги Абрамова Федора Александровича. При жизни Абрамова некоторые его произведения не дошли до читателя. Среди самых важных из них можно отметить "Поездку в прошлое". Это повесть, которая была задумана еще в начале 1960 годов. Однако она появилась на свет лишь в 1989-м.

"Чистая книга"

"Чистая книга" - последнее значимое произведение Федора Александровича. Это итог его размышлений над судьбами родины. Произведение это, к сожалению, осталось незавершенным.

1981 год. Федор Александрович весной работает в Архангельском архиве. Он тщательно изучает материалы, которые связаны с жизнью района в годы, предшествовавшие революции. По приглашению А. Михайлова, критика, летом он направился в Печору - в места, где проповедовал, писал и был сожжен протопоп Аввакум. После этого вместе с Дмитрием Клоповым (фото с ним представлено ниже), художником-самоучкой и его другом, Абрамов путешествует по местам, которые связаны с именем Марии Дмитриевны Кривополеновой, великой пинежанской сказительницы. Она должна была стать прототипом одного из главных героев нового произведения - "Чистой книги".

Замыслам писателя, однако, не суждено было осуществиться. Федор Абрамов смог написать только начало "Чистой книги". Другие части остались в отрывочных записях, наметках, набросках. Тем не менее роман даже в таком виде захватывает настолько, что, добравшись до последних страниц, забываешь о том, что произведение не дописано. Настолько точны характеры, настолько спрессованы записи, что складывается впечатление законченности, целостности романа. Издание книги, к слову сказать, подготовила Людмила Владимировна Абрамова, вдова писателя.

Болезнь и смерть Федора Александровича

Только близкие люди знали о болезни Федора Александровича. Он перенес в сентябре 1982 г. операцию. Доктора сказали в апреле, что нужна еще одна. Она была проведена 14 мая 1983 г. Операция эта, как сказали врачи, прошла успешно. Однако в этот же день Федор Александрович скончался в послеоперационной палате от сердечной недостаточности. Федор Абрамов был похоронен в Верколе - своем родном селе.

Память о Федоре Абрамове

Память о нем после смерти не угасла. И сегодня его голос звучит в переиздаваемых книгах, монографиях и статьях о нем. Вечера памяти неоднократно проводились в Москве, Петербурге, Архангельске, Мариуполе, Верколе, Кирове.

О том, что память о нем не угасла, свидетельствуют и известные афоризмы Абрамова Федора Александровича: "Научиться писать стихи нельзя", "Все великое в искусстве в единственном числе", "Надо быть не правдоискателем, а правдоустроителем" и др., которые часто цитируются.

Творчество его не забыто. Были поставлены многочисленные спектакли по произведениям Федора Абрамова. Произведения его были инсценированы на сценах множества театров нашей страны. Среди самых долговечных и лучших спектаклей можно отметить "Дом" и "Братья и сестры" в МДТ (сегодня - "Театр Европы"). Режиссер-постановщик их -

Федор Абрамов - писатель и контрразведчик, живший в непростое для нашей страны время. Он был тесно связан с простым народом, заботился о судьбах нашей страны. Важные вопросы поднимал в своем творчестве Федор Абрамов. Книги автора знают и любят и сегодня.

Фёдор Александрович Абрамов – талантливый писатель XX века, крупнейший представитель деревенской прозы – ветви русской литературы 1960–1980-х годов.

Родился Федор Абрамов 29 февраля 1920 года в окружённой бескрайними лесами, болотами, озерами деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии. Биография писателя созвучна эпохе. Детство и юность были нелегкими. Он вырос в большой многодетной, рано осиротевшей семье (отец умер, когда мальчику не было и двух лет). Взаимопомощь братьев и сестер «ребячьей коммунии» Абрамовых под предводительством трудолюбивой матери и неутомимый крестьянский труд помогали выжить и получить образование.

Уже в 9–10 классах Абрамов пробовал свои силы в литературном творчестве. Его первое стихотворение было опубликовано в районной газете в 1937. После окончания Карпогорской средней школы в 1938 году Абрамов поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета, учебу в котором пришлось оставить с началом Великой Отечественной войны. Вместе с другими сокурсниками в 1941 году он записался добровольцем в народное ополчение, лежал под обстрелом в Синявинских болотах с одной винтовкой на десятерых. С тяжелым ранением оказался в блокадном госпитале – грозила ампутация ноги. Чудом уцелел, когда госпиталь эвакуировали по ладожскому льду по Дороге жизни, снова под обстрелом. Машина, шедшая впереди, затонула, машина позади – тоже…

Оказавшись на Большой земле, Абрамов посетил родную деревню, где ему открылась ещё одна народная трагедия – «бабья, подростковая и стариковская война в тылу», где голодные, разутые дети, бабы и старики взвалили на себя всю мужскую работу – в поле, в лесу, на сплаве. Впечатления от этой поездки легли в основу будущих произведений писателя. В августе 1942 года Абрамов вернулся в строй: заместитель политрука роты запасного стрелкового полка, курсант военно-пулеметного училища. В апреле 1943 года был направлен в контрразведку «Смерш». За участие в радиоиграх и успешную дезинформацию противника лейтенант Федор Абрамов был награжден именными часами. Впечатления от работы следователем контрразведки отразились в неоконченной повести «Кто он?».

После победы Абрамов возвращается в университет, поступает в аспирантуру (1948) и успешно защищает кандидатскую диссертацию по творчеству М. Шолохова, затем работает на кафедре советской литературы ЛГУ (1951–1958) и через несколько лет её возглавляет. Такое карьерное продвижение могло быть у партийного функционера, чиновника от литературы и науки. Но в характере и поступках Абрамова всегда было нечто выходящее из общего ряда, из благонамеренной советской лояльности. В 1954 году он опубликовал в журнале «Новый мир» статью «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», в которой восстал против тенденциозно идиллической литературы о деревне, против сглаженных конфликтов и упрощенных характеров, ратовал за подлинную неприкрашенную правду. Статья прогремела на всю страну, автора обвинили в нигилизме, антипатриотизме, критиковали в печати, на партийных собраниях, чуть не лишили работы.

После публикации первого романа «Братья и сестры» Абрамов ушел из Университета и целиком посвятил себя литературной работе.

Тетралогия – «Братья и сестры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973), «Дом» (1978) – высвечивает великий подвиг и страдания тех, кто остался в тылу и обеспечил Победу в страшное лихолетье Второй мировой войны, повествует о судьбах русской деревни после войны. Абрамов-художник предстаёт как подлинный мастер создания разнообразных характеров, изображения всего многоцветья жизни как в природе, так и в людских отношениях. В центре – перипетии судеб семьи Пряслиных.. После гибели на фронте отца главой семьи становится четырнадцатилетний Михаил Пряслин, взваливший на себя заботы о доме («Братья и сестры»).

В романе «Дом», который стал завещанием писателя, нарисована горькая, но правдивая картина: уходят старики, спиваются бывшие фронтовики, погибает Лизавета Пряслина – хранительница пряслинской совести и родного очага, а Михаил Пряслин, хозяин и труженик, ничего не может сделать с разрушением Дома на фоне всеобщего распада. Обо всех проблемах Абрамов писал прямо, не отступая от своего призыва, прозвучавшего еще в 1954 г.: писать «только правду – прямую и нелицеприятную».

Своим лучшим произведением Абрамов считал «Чистую книгу», материал к которой он собирал 25 лет, с конца 1950-х годов. Вдова писателя Людмила Крутикова вспоминает: «Перед роковой операцией в 1983 г. Федор Абрамов сказал мне: „Если случится катастрофа – живи за двоих и заверши мои писательские дела. Если не я, кто и когда возьмется за „Чистую книгу““? А она так нужна людям. Особенно сейчас». В 2000 году книга стараниями вдовы была издана.

Работу над крупными произведениями Абрамов сочетал с написанием небольших рассказов и повестей. Причем благодаря неоднократному обращению к текстам, этот процесс порой растягивался надолго: «Мамониха», 1972–80; «Трава-мурава», 1955–80; «Самая счастливая», 1939–80. Параллельно Абрамов был занят публицистикой, выступал на телевидении и радио.

Абрамов не уставал повторять: социальные, экономические, экологические проблемы неотрывны от духовных, нравственных. Достоинством абрамовской прозы является и самобытное абрамовское слово, негодующее и врачующее, радующее и окрыляющее, то многоцветное и мудрое слово, которым особенно богат русский язык да ещё в его народном, северном звучании. Сам Абрамов постоянно восторгался народной речью северян. Он утверждал: «язык народа – это его ум и мудрость, его этика и философия, его история и поэзия».

Умер Абрамов в Ленинграде 14 мая 1983 г. Похоронили писателя в Верколе, на крутом берегу Пинеги, а в бывшей начальной школе, где учился Федор Абрамов, создан музей писателя.




Top