Барочное искусство. Стиль барокко в архитектуре

Живопись Барокко (в пер. с ит. – «причудливый») принято называть художественный стиль, преобладавший в искусстве Европы в 16-18 веках.

Именно эта эпоха считается началом триумфа «западной цивилизации».

Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. Первоначально изменились мировоззренческие представления о человеке и мироздании, благодаря эпохальным научным открытиям того времени. В дальнейшем возникла необходимость власти создать имитацию собственного величия на фоне материального упадка. Для этого стали использовать художественный стиль, прославляющий могущество знати и церкви. Однако человек стал ощущать себя деятелем и созидателем и уже в сам стиль прорвались дух свободы и чувственность.

Этот художественный стиль возник в Италии, в частности в Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции, и распространился в другие страны после эпохи Ренессанса. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. Ее территория начинает подвергаться нападению со стороны иностранцев – испанцев и французов. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. Церковь и знать стремилась показать свою мощь и состоятельность, но так как денег на это не было, они обратились к сфере искусства. Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества.

Основными чертами данного стиля являются торжественность, парадность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамичность.

Искусство барокко обладает смелыми контрастными масштабами колористики, тени и света, совмещении фантазии и реальности. Живописи этого направления характерны прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничном и многообразном мире, его непостоянстве.

Святое Семейство, Антонис ван Дейк Томас Говард, 2-й граф Арундель, Антонис ван Дейк Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон, Антонис ван Дейк

Человек – это часть мира, сложная личность, которая переживает жизненные конфликты.

Интерьер стали украшать портретами, подчеркивающими положение человека в обществе. Также очень популярны портреты правителей, на которых они изображены с античными Богами. Для барокко также свойственны натюрморты с изображением даров природы.

Джованна Гарцони Благая весть, Филипп де Шампень Джованна Гарцони

Художники направления барокко

Известными представителями барокко являются Рубенс, Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс, Маульберч.

Немного художников, даже выдающихся, заслужили честь быть основоположниками этого стиля в искусстве живописи. Рубенс оказался исключением. Он создал волнующую, живую манеру художественного выражения. Этот способ письма присущ его раннему произведению «Святой Георгий, поражающий дракона». Стиль Рубенса характеризуется показом крупных и тяжелых фигур в действии – они возбуждены и эмоциональны. Его картины наделены огромной энергией.

Никому не удавалось изобразить людей и животных в смертельной схватке так, как Рубенсу.

Раньше художниками изучались прирученные звери, они изображали их вместе с людьми. Эти работы обычно демонстрировали анатомические знания о строении животных. Их образы брали из рассказов Библии или мифов. Воображение художника порождало реальные картины сражающихся людей и зверей в настоящей схватке.

К этому стилю относятся и другие мастера живописи, к примеру, Караваджо и его последователи. Их картины реалистичные и обладают мрачными цветами.

Караваджо – наиболее значимый творец среди итальянских художников.

Его картины основываются на религиозных сюжетах. Им создан контраст эпох между поздней античностью и Новым временем.

Марта и Мария Магдалина, Караваджо Музыканты, Караваджо Христос у столба, Караваджо

В Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Польше, Литве стиль барокко переплетался с тенденциями рококо. Так, во Франции основным стилем 17 века считался классицизм, барокко же считалось до середины столетия побочным течением, но в дальнейшем оба направления объединились в один большой стиль.

Возникновение стиля связывают с Италией XVI-го века. В этот кризисный период страна потеряла свою экономическую и политическую значимость, однако оставалась культурным центром Европы. Церковь и знать, стараясь продемонстрировать свою мощь и состоятельность в напряжённых финансовых условиях, обратились к искусству. Стремление к иллюзорной роскоши и богатству дало начало направлению барокко.

Барокко кардинально противоположено рационализму и классицизму. Из характерных особенностей выделяют:

  • Динамичность образов;
  • Совмещение реального и иллюзорного;
  • Контрастность;
  • Аффектация;
  • Напряжённость;
  • Гиперболизированная пышность и объём;
  • Стремление к величию.

Барокко в живописи

(Никола Ланкре "Танцы в павильоне" )

На живопись эпохи барокко оказала воздействие популярность театрального направления. Слова Шекспира: «Весь мир - театр, а люди в нём актёры» красноречиво описывают многие знаменитые произведения того времени. Ярчайший пример - картины П. П. Рубенса «Три грации» и «Версавия», в которых реалистические пейзажи дополнены бархатными красными занавесами.

(Рафаэль "Портрет Маддалены Дони ")

Преобладающим жанром становится портрет. Все европейские монархи жаждут увековечить своё величие на полотнах известных мастеров. И каждый именитый художник практикует написание портретных картин, в том числе Рафаэль, Гольбейн, Тициан, Леонардо, Дюрер и другие. О мастерстве творца судят по его портретным навыкаем, пригашают на службу как портретиста.

(Диего Веласкес "Менины" )

Творчество Диего Веласкеса пришлось на золотой век Испанской живописи. Служа при дворе короля, он пишет серию портретов королевской семьи. Каждая новая работа отличается использованием разнообразных приёмов и технических усложнений. Излюбленная Веласкесом часть изображений - эффект зеркала, расширяет границы холста. Её можно наблюдать на полотнах «Менины», «Венера перед зеркалом».

Отличительными особенностями Испанского искусства в общем смысле выделяют дуализм аскетичного и телесного, возвышенного и приземлённого, идеалистического и реального, а также декоративность, насыщенность цвета, замысловатость форм.

Барокко в архитектуре

(Микеланджело Буонарроти - Cобор св. Петра в Риме )

Основой идеологии барокко было противостояние различных вероучений на фоне раскола церкви (на католиков и протестантов), противодействие феодальных тенденций буржуазным. Духовная сила религии ослабевает, что приводит к разногласиям светского общества и религиозного. В сложившихся драматических обстоятельствах образуется новый взгляд на архитектуру. Стиль, начало которого выражало протест угнетению силы, с течением времени в корни изменил свои мотивы. Богатые заказчики по достоинству оценили широкое многообразие пластичных форм. Вследствие чего идейные формы выражали лишь композиционные приёмы.

(Микеланджело Буонарроти - Дворец консерваторов в Риме )

У истоков стиля стоял живописец и архитектор Микеланджело Буонаротти. Величайший мастер пластического искусства воплотил в жизнь проект капеллы Медичи, одновременно трудясь над вестибюлем библиотеки Лауренциана (1520-1534 гг). Эти работы признаны первыми архитектурными произведениями барокко.

Известнейшие мастера барокко XVII века - Л.Бернини и Ф.Борромини. Их творческие взгляды расходились. Борромини унаследовал архитектурный дух Микеланджело с его динамической напряжённостью, массивностью пространства, экспрессией, подчёркнутыми контрастами. Основное направление творчества Бернини - откровенное выражение величества и неприкрытая роскошь.

Помимо отличий, в работах этих мастеров просматриваются схожие черты, присущие большинству представителей стиля:

  • Эффектность, достигнутая наполненностью пространства;
  • Пышность форм;
  • Преувеличенный пафос;
  • Пластические изломы, прогибы;
  • Усложнённость, не всегда до конца оправданная.

Пространства в барокко имеют сложные построения. В отличие от ренессанса, где предпочтение отдаётся правильным геометрическим формам (квадрат, круг), в барокко излюбленная фигура - это овал, придающий неопределённость и фантазийность общему объему. Но и эта форма зачастую дополняется характерными изгибами линий, стены имеют выпуклые и вогнутые участки. Конфигурация плана усложняется соприкасающимися объёмами, границы между которыми еле уловимы, смежные элементы воспринимаются одним целым. Динамика пространства подчёркивается распределением светотени. Затемнённые участки контрастируют с ярко освещёнными акцентами. Один из наиболее часто применимых приёмов - световой сноп от полураскрытых проёмов, который точечно разрезает воздушную среду.

(Цвингер, Дрезден 1719 г. )

Культовое строительство обрело второе дыхание во времена барокко. Огромное значение на религиозный мир оказало окончание затянувшегося строительства собора Святого Петра в Риме. Главный католический храм представлял собой центрический объём с грандиозным куполом во главе. Большую часть работы над зданием провёл Микеланджело, а после пересмотра планировки Бернини заканчивал работы. Он обрамил соборную площадь группой величественных колонн.

(Большой Екатерининский дворец в России в стиле барокко )

Архитектура барокко так популярная в Италии не пришлась по вкусу странам с протестантскими взглядами, таким как Шотландия, Англия, северная Германия, Скандинавия. Зато в XVII веке австрийцы, после упрочнения императорской власти, часто приглашали итальянских мастеров для работы над дворцами.

(Зимний дворец также сооружен в стиле барокко)

К началу XVIII века архитектура барокко претерпела некоторые изменения. На смену прямым линиям пришли ломаные и извилистые. Широко применялась лепнина, скульптура, крупные зеркала, вазоны. В это время разрабатывались и реализовались масштабные проекты, впервые применялись техники ансамблевого строительства.

Заключение

Барокко как стилевое направление получило своё развитие на рубеже XVI-XVII вв. - XVIII в. Историческое течение того времени предполагало возникновение культуры противоречия церковного и светского. На стыке вкусов двух значимых составляющих общества зародилась нарочитая роскошь и богатство барокко. Безграничный поток фантазии мастеров насытил этот стиль торжественностью, пышными формами, импульсивностью, разнообразием и избытком декоративных элементов. Искусство этого стиля, несмотря на очевидные признаки, развивается и насыщается новыми приёмами, и по сей день.

Контрасты высшей духовности и низшего земного, противопоставление уродливой действительности и яркой нереальности – всё это определяет эпоху Барокко, а вместе с ней и архитектуру стиля.

История и причины возникновения барокко

В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.

Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и . Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.


Особенные черты стиля

В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.

В барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.
Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.

Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.



Материалы в архитектуре барокко

Помпезность стиля предполагает использование дорогих материалов. Золото, натуральный камень, бронза, хрусталь используются в архитектуреном стиле барокко. Перенятая из стиля ренессанс техника строительства предполагает применение камня, мрамора, оштукатуривание поверхностей. Архитектурные композиции изготавливаются из тех же материалов.


Декоративная отделка

Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.

Одним из приёмов отделки фасадов, стремившихся подчеркнуть торжественность и витиеватость постройки, служила установка кариатид и атлантов. Они предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады.

Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.

Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.

В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.

Архитектурные приёмы

Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.

Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.

В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.

В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.

Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.


Детали стиля барокко в архитектуре

Много богатства и роскоши, гигантские размеры, большое количество разнообразных деталей – этим определялось внутреннее убранство в барокко. Золотом отделывалось всё, что можно было украсить в интерьере и экстерьере.

Потолки с настоящими картинами и фресками.
Большое количество зеркал в богатых позолоченных рамах, с лепниной и скульптурами.
Мебель обивалась дорогой тканью.
Шкафы гигантских размеров из чёрного дерева.
В украшении стен применялись деревянные резные панели со вставленными в них картинами.
Пол являлся отражением потолка, он оформлялся мрамором и майоликовыми плитами. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства.

Еще здания в стиле барокко фото:






Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой, порой неуместным гигантизмом и монументальностью. Сторонники строгих линий и форм долго не признавали право на его существование, связывали барокко с отсутствием вкуса и признаком пошлости. Однако время расставило всё по своим местам.

Стиль барокко в архитектуре.

БАРОККО (итальянский - barocco, предположительно от португальского barroco - жемчужина неправильной формы или от латинского baroсо - мнемоническое обозначение одного из модусов силлогизма в традиционной логике), стиль в искусстве конца 16-18 веков. Охватил все области пластических искусств (архитектуру, скульптуру, живопись), литературу, музыку и зрелищные искусства. Стиль барокко был выражением типологической общности национальных культур в период становления абсолютизма, которое сопровождалось тяжёлыми военными конфликтами (в том числе Тридцатилетняя война 1618-48 годов), укреплением католицизма и церковной идеологии (смотри Контрреформация). Благодаря этой общности правомерно говорить также о культурно-исторической эпохе барокко, наследовавшей эпохе Возрождения. Хронологические границы барокко не совпадают в отдельных регионах (в Латинской Америке, ряде стран Центральной и Восточной Европы, в России стиль сформировался позднее, чем в Западной Европе) и в различных видах искусства (так, в 18 веке барокко исчерпало себя в западноевропейской литературе, но продолжало существовать в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке). Родиной барокко по праву считается Италия. Барокко преемственно связано с маньеризмом 16 века и сосуществует с классицизмом.

Стиль барокко отразил новое, пришедшее на смену ренессансному гуманизму и антропоцентризму мироощущение, в котором противоречиво сочетались черты рационализма и мистического спиритуализма, стремление к научной систематизации знаний и увлечение магическими и эзотерическими учениями, интерес к предметному миру во всей его широте и религиозная экзальтация. Научные открытия, раздвинувшие границы универсума, принесли осознание бесконечной сложности мира, но в то же время превратили человека из центра мироздания в его малую часть. Разрушение равновесия между человеком и миром проявилось в антиномичности барокко, тяготеющего к острым контрастам возвышенного и низменного, плотского и духовного, утончённого и брутального, трагического и комического и так далее. Спокойное равновесие, гармоничность ренессансного искусства сменились повышенной аффектацией, экзальтированностью, бурной динамикой. Вместе с тем, стремясь к активному воздействию на зрителя-слушателя, стиль барокко опирался на тщательно продуманную рациональную систему приёмов, в значительной степени основанную на риторике [прежде всего на учениях об «изобретении» (латинский inventio) и о стилистических фигурах, «украшении» (латинский elocutio)]. Риторические принципы переносились в различные виды искусства, определяя построение литературного произведения, театрального действия, программ декоративных и монументальных живописных циклов, музыкальных композиций.

Желая соединить в рамках одного произведения контрастные образы, а нередко и элементы различных жанров (трагикомедия, опера-балет и др.) и стилевых манер, мастера барокко особое значение придавали виртуозному артистизму: победа техники над материалом искусства символизировала торжество творческого гения, который обладает «остроумием» - способностью объединять в едином образе далёкие и несхожие между собой понятия. Главным орудием «остроумия» служила метафора - важнейший из барочных тропов, «мать поэзии» (Э. Тезауро).

Стремление к всестороннему воздействию на аудиторию вело к характерному для барокко сближению и взаимопроникновению различных видов искусства (архитектурные иллюзии в живописи и сценографии, скульптурность и живописность архитектуры, театрализация скульптуры, поэтическая и живописная картинность музыки, соединение изображения и текста в фигурных стихах и в жанре эмблемы). Патетически «высокое» барокко с присущими ему грандиозностью и пышностью (архитектурные ансамбли, алтари и алтарные образы, триумфы и апофеозы в живописи, оперы на мифологические сюжеты, трагедия, героическая поэма; театрализованные зрелища - коронации, свадьбы, погребения и т.п.) соседствовало с камерными (натюрморт в живописи, пастораль и элегия в литературе) и низовыми (комедийные интермедии в опере и школьной драме) формами барокко. Жизнеподобие в искусстве барокко нередко граничило как с эффектной театральностью (мотив мира как театра типичен для барокко), так и со сложной символикой: предмет, изображённый в реалистической манере, таил в себе скрытый смысл.

Термин «барокко» возник в 18 веке в среде историков искусства, близких классицизму (И. Викельман, Ф. Милициа); первоначально выражал негативную оценку итальянской архитектуры 17 века, а позднее и всего искусства этого периода. Эпитет «барочный» в классицистической нормативной эстетике служил обозначением всего, что находилось за пределами правил и противоречило упорядоченности и классической ясности. В музыкознании термин «барокко» (впервые - в «Музыкальном словаре» Ж. Ж. Руссо, 1768 год) долгое время также имел негативный смысл, фиксируя внимание на определённых «странностях», выпадавших из норм классицизма. Одним из первых историческую интерпретацию барокко дал Я. Буркхардт (в книге «Il Cicerone», 1855 год), определивший стиль барокко в связи с итальянской архитектурой конца 16 века. Теорию барокко как стиля в изобразительном искусстве, отличного от Возрождения и классицизма, сформулировал Г. Вёльфлин («Ренессанс и барокко», 1888 год; «Основные понятия истории искусств», 1915 год), выделивший формальные категории для разграничения противоположных по своей сути стилей Возрождения и барокко. Представление о барокко как историческом стиле было перенесено на литературу и музыку лишь в начале 20 века. Современная концепция барокко тяготеет к выведению его за пределы искусства и литературы, к перенесению его на такие области, как социология, политика, история, религия и философия. Иногда понятие «барокко» трактуют не в конкретно-историческом смысле, но как обозначение совокупности стилистических черт, периодически повторяющихся на различных стадиях эволюции культуры (так, элементы барочной стилистики усматривают в романтизме, экспрессионизме, сюрреализме, латиноамериканском магическом реализме и пр.).

В. Д. Дажина, К. А. Чекалов, Д. О. Чехович.


Архитектура и изобразительное искусство
. Отдельные черты стиля барокко (тяга к грандиозному, динамичность композиции, драматическая напряжённость) проявились уже в 16 веке в творчестве Корреджо, Микеланджело, Дж. да Виньолы, Ф. Бароччи, Джамболоньи. Расцвет барокко относится к 1620-30-м годам, завершающий этап приходится на середину 18 века, а в некоторых странах на конец этого столетия.

В искусстве барокко воплощалась идея торжествующей церкви, что способствовало решению масштабных архитектурных задач, созданию величественных ансамблей (площадь перед собором Святого Петра в Риме, перестройка важнейших римских базилик, стиль чурригереско в Испании и др.), расцвету живописного оформления интерьеров и репрезентативной алтарной картины. Органичной для барокко была и идея триумфа власти, которая нашла отражение в искусстве придворного барокко, характерного не только для центров абсолютизма (Франция, Португалия, Испания, Австрия, Россия, некоторые государства Германии и Италии), но и для республик, утверждавших своё могущество (Венеция, Генуя).

Присущее барокко стремление к пышности форм, эффектной зрелищности наиболее отчётливо проявило себя в архитектуре. Именно в эпоху барокко рождается новое европейское градостроительство, вырабатывается тип современного дома, улицы, площади, городской усадьбы. В странах Латинской Америки градостроительные принципы барокко определили облик многих городов. Получают развитие дворцово-парковые ансамбли (Версаль, Петродворец, Аранхуэс, Цвингер и др.), переживают расцвет декоративно-прикладные и малые скульптурные формы, садово-парковая пластика. Для архитектуры барокко характерны тяготение к синтезу искусств, подчёркнутое взаимодействие объёма с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архитектурного ансамбля площади), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластичность форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объёмов, иллюзионизм (Дж. Л. Бернини, Ф. Борромини, Д. Фонтана, Пьетро да Кортона, К. Мадерна, К. Райнальди, Г. Гварини, Б. Лонгена, Х. Б. де Чурригера, Г. Хесиус, Л. Ванвителли и др.). С архитектурой активно взаимодействуют живопись и скульптура, преобразуя пространство интерьера; широко используются лепнина, различные материалы в их эффектных и красочных сочетаниях (бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр.).

В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные по исполнению декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического содержания (плафоны Пьетро да Кортона, А. Поццо, братья Карраччи, П. П. Рубенса, Дж. Б. Тьеполо), эффектные театрализованные парадные портреты (А. Ван Дейк, Дж. Л. Бернини, Г. Риго), фантастические (С. Роза, А. Маньяско) и героические (Доменикино) пейзажи, а также более камерные формы портрета (Рубенс), пейзажа и архитектурных ведут (Ф. Гварди, Дж. А. Каналетто), живописных притч (Д. Фетти). Придворная жизнь, её театрализация способствовали активному развитию репрезентативных форм живописи (декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов, батальная живопись, мифологическая аллегория и др.). Восприятие реальности как бесконечного и изменчивого космоса делает безграничным живописное пространство, которое открывается ввысь в эффектных плафонных композициях, уходит в глубину в изобретательных архитектурных пейзажах и театральных декорациях (сценография Б. Буонталенти, Дж. Б. Алеотти, Дж. Торелли, Дж. Л. Бернини, И. Джонса, семьи Галли Биббиена и др.). Перспективные эффекты, пространственные иллюзии, линейные и композиционные ритмы, контраст масштабов нарушают целостность, рождают ощущение импровизации, свободного рождения форм, их изменчивости. Первостепенную роль играли оптические эффекты, увлечение воздушной перспективой, передачей атмосферы, прозрачности и влажности воздуха (Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди и др.).

В живописи «высокого» барокко, ориентирующегося на так называемый большой стиль, отдавалось предпочтение историческим и мифологическим жанрам, считавшимся тогда высшими в жанровой иерархии. В эту эпоху возникают и плодотворно развиваются и «низшие» (по терминологии того времени) жанры: натюрморт, собственно жанровая живопись, пейзаж. Демократическое направление барокко, чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистических бытовых сценках («живописцы реальности» во Франции, представители караваджизма, жанр бодегонес в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии), внецерковной религиозной живописи (Дж. М. Креспи, Рембрандт).

Стиль барокко существовал во множестве национальных вариантов, отличавшихся яркой самобытностью. Для фламандского барокко наиболее характерно творчество Рубенса с его умением живописными средствами передавать ощущение полноты жизни, её внутренней динамики и изменчивости. Испанское барокко отличается большей сдержанностью и аскетичностью стиля в сочетании с ориентацией на местные реалистические традиции (Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Х. де Рибера, архитектор Х. Б. де Эррера). В Германии (архитекторы и скульпторы Б. фон Нейман, А. Шлютер, братья Азам и др.) и Австрии (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт) стиль барокко часто соединялся с чертами рококо. В искусстве Франции барокко сохраняет ренессансную рационалистическую основу, позже активно взаимодействует с классицистическими элементами (так называемый барочный классицизм). Отдельные стилистические черты барокко проявились в подчёркнутом декоративизме построек парадных залов Версаля, декоративных панно С. Вуэ и Ш. Лебрена. Англия с характерным для её архитектуры культом классических форм и палладианства (И. Джонс, К. Рен) освоила более сдержанный вариант барочного стиля (преимущественно в декоративной живописи и оформлении интерьеров). В сдержанных, аскетичных формах стиль проявлялся и в некоторых протестантских странах (Голландия, Швеция и др.). В России развитие стиля барокко приходится на 18 век (расцвет - 1740-50-е годы), что было связано с ростом и укреплением абсолютной монархии. Более ранний период, определяемый как нарышкинское барокко, тесно связан с традициями архитектуры Древней Руси и не имеет прямого отношения к стилю барокко. Своеобразие русского барокко определялось не только устойчивостью национальных традиций и форм, но и взаимодействием барочных черт с классицизмом и рококо (скульптор К. Б. Растрелли, архитекторы Б. Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский). Национальные варианты стиля барокко возникли в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Западной Украине, Литве. Центрами распространения барокко были не только европейские страны, но и ряд стран Латинской Америки (особенно Мексика и Бразилия, где барокко приобрело гипертрофированные черты в формах ультрабарокко), а также Филиппины и другие испанские колонии.

В. Д. Дажина.

Литература . Ранние проявления барокко в литературе, сохраняющие близость к маньеризму, относятся к последней четверти 16 века: трагедия Р. Гарнье «Ипполит» (1573 год), «Трагические поэмы» Т. А. д ‘Обинье (созданы в 1577-79-е годы, опубликованы в 1616 году), поэма Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим» (1581 год). Стиль угасает во 2-й половине 17 века (хронологической границей барокко для Италии считается основание академии «Аркадия» в 1690 году), однако в славянских литературах продолжает удерживаться и в эпоху Просвещения.

Формотворческое экспериментальное начало, тяга к новизне, к необычному и непривычному в литературе барокко связаны со становлением новоевропейской картины мира и во многом порождены тем же обновлением познавательных парадигм, что и научные, и географические открытия рубежа 16-17 веков. Влияние новоевропейского эмпиризма сказывается в активном использовании писателями жизнеподобных и даже натуралистических форм (не только в прозе, но и в поэзии), по закону контраста сочетающихся с гиперболизмом стиля и космизмом образного строя (поэма Дж. Марино «Адонис», опубликована в 1623 году).

Важнейшая составляющая барокко - стремление к разнообразию (латинский «varietas»), которое рассматривалось как один из критериев художественного совершенства поэзии (в том числе барокко Грасиан и Моралесом, Э. Тезауро, Тристаном Л ‘Эрмитом и особенно Ж. П. Камю, создателем монументального 11-томного труда «Пёстрая смесь», 1609-19 годы). Всеохватность, стремление к суммированию знаний о мире (с учётом новейших открытий и изобретений) - характерные особенности барокко. В иных случаях энциклопедизм оборачивается хаотичностью, коллекционированием курьёзов; последовательность обзора универсума принимает крайне прихотливый, индивидуально-ассоциативный характер; мир предстаёт как лабиринт слов, совокупность загадочных знаков (трактат иезуита Э. Бине «Опыт о чудесах», 1621 год). В качестве универсальных сводов разного рода истин и представлений о мире пользуются широкой популярностью книги эмблем: влияние эмблематики ощущается в поэзии Дж. Марино, Ф. фон Цезена, Я. Морштына, Симеона Полоцкого, в романе Б. Грасиан-и-Моралеса «Критикон» (1651-57 годы).

Для литературы барокко характерно стремление к исследованию бытия в его контрастах (мрака и света, плоти и духа, времени и вечности, жизни и смерти), в его динамике и на различных уровнях (маятниковое движение между ступенями социальной иерархии в романе Х. фон Гриммельсхаузена «Симплициссимус», 1668-1669 годы). Поэтика барокко отмечена повышенным вниманием к символам ночи (А. Грифиус, Дж. Марино), теме бренности и непостоянства мира (Б. Паскаль, Ж. Дюперрон, Л. де Гонгора-и-Арготе), жизнисновидения (Ф. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон де ла Барка). В барочных текстах часто звучит экклезиастовская формула «суетности мира» (латинский vanitas mundi). Экстатичность, спиритуальное начало нередко сливаются с болезненной завороженностью смертью (трактат Дж. Донна «Биотанатос», опубликован в 1644 году; поэзия Ж. Б. Шассинье). Рецептом против этой завороженности может стать как стоическое равнодушие к страданиям (А. Грифиус), так и сублимированный эротизм (Ф. Депорт, Т. Кэрью). Трагизм барокко отчасти имеет социально-историческую детерминированность (войны во Франции, Германии и др.).

Отмеченная стилевой изощрённостью и насыщенная риторическими фигурами (повторами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксиморонами и пр.), поэзия барокко развивалась в рамках национальных вариантов: гонгоризм и консептизм (в котором с особой силой выразилась присущая барокко нарочитая смысловая затемнённость) в Испании, маринизм в Италии, метафизическая школа и эвфуизм в Англии. Наряду с сочинениями светского, придворного и салонного (В. Вуатюр) характера важное место в поэзии барокко занимают духовные стихотворения (П. Флеминг, Дж. Херберт, Дж. Лубрано). Наиболее популярные жанры - сонет, эпиграмма, мадригал, сатира, религиозная и героическая поэма и пр.

Для западноевропейского барокко чрезвычайно значим жанр романа; именно в этом жанре барокко с наибольшей полнотой выявляет себя как интернациональный стиль: так, латиноязычный роман Дж. Барклая «Аргенида» (1621 год) становится моделью для повествовательной прозы всей Западной Европы. Наряду с реально-бытовой и сатирической модификациями барочного романа (Ш. Сорель, П. Скаррон, А. Фюретьер, И. Moшерош) большим успехом пользовалась его галантно-героическая разновидность (Ж. де Скюдери и М. де Скюдери, Дж. Марини, Д. К. фон Лоэнштейн). Так называемый высокий роман барокко привлекал читателей не только запутанными перипетиями, обилием литературных и политических аллюзий и хитроумным соединением «романического» и познавательного начал, но и своим значительным объёмом, который можно считать одним из проявлений барочной «поэтики изумления», стремящейся охватить мир во всём его причудливом разнообразии. По структурным особенностям к галантно-героическому близок религиозный роман барокко (Ж. П. Камю, А. Дж. Бриньоле Сале).

В культуре барокко, отмеченной повышенной театральностью, важное место занимают драматические жанры - как светские (елизаветинская драма в Англии, пасторальная трагикомедия, «новая комедия» в Испании), так и религиозные (испанские ауто, библейские драмы Й. ван ден Вондела). К барокко относится и ранняя драматургия П. Корнеля; его «Комическая иллюзия» (1635-36 годы) - энциклопедия театральных жанров 16-17 веков.

Литература барокко, вслед за литературой маньеризма, тяготеет к жанровым экспериментам и смешению жанров (возникновение жанра эссе, ироикомической и бурлескной поэм, оперы-трагикомедии). В «Симплициссимусе» Х. фон Гриммельсхаузена соединяются элементы плутовского, аллегорического, утопического, пасторального романов, а также стилистика шванков и лубочных картинок. Учёная христианская эпопея «Потерянный рай» Дж. Мильтона (1667-74 годы) вмещает в себя и целый ряд мелких жанров - оду, гимн, пасторальную эклогу, георгику, эпиталаму, жалобу, альбу и т.д.

Характерная особенность барокко, парадоксальным образом сочетающаяся с тенденцией к анормативности, - склонность к теоретическому самоосмыслению: трактаты «Остромыслие и искусство изощрённого ума» Б. Грасиан-и-Моралеса (1642-48 годы), «Подзорная труба Аристотеля» Э. Тезауро (опубликован в 1655 году). Ряд романов барокко включают в себя литературно-эстетический комментарий: «Сумасбродный пастух» Ш. Сореля (1627 год), «Пёс Диогена» Ф. Ф. Фругони (1687-89 годы); «Ассенат» Ф. фон Цезена (1670 год).

В славянских странах барокко обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о «славянском барокко» как особой модификации стиля (термин предложен в 1961 году А. Андьялом). В ряде случаев в нём ощутима вторичность по отношению к западноевропейским образцам (Я. Морштын как продолжатель маринизма в польской поэзии), однако первая польская поэтика М. К. Сарбевского («Praecepta poetica», начало 1620-х годов) по времени опережает трактаты барокко Грасиан-и-Моралеса и Э. Тезауро. Высшие достижения славянского барокко связаны с поэзией (философская и любовная лирика в Польше, религиозная поэзия в Чехии). В русском литературном барокко менее выражено трагическое мироощущение, ему присущ парадный, государственный пафос, просветительское начало, сильно выраженное у основоположника поэтического барокко в России Симеона Полоцкого, его ученика Сильвестра (Медведева) и Кариона Истомина. В 18 веке традиции барокко были поддержаны Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским; повествовательные структуры барочного романа использованы в масонской прозе («Кадм и Гармония» М. М. Хераскова, 1786 год).

К. А. Чекалов.

Музыка . Стиль барокко преобладал в европейской профессиональной музыке 17 - 1-й половины 18 века. Границы эпохи барокко, как и традиционное разделение на этапы раннего (1-я половина 17 века), зрелого (2-я половина 17 века) и позднего (1-я половина 18 века) барокко, весьма условны, так как барокко утверждалось в музыке разных стран неодновременно. В Италии барокко заявило о себе на рубеже 16-17 веков, то есть примерно на 2 десятилетия раньше, чем в Германии, а в русскую музыку оно проникло лишь в последней четверти 17 века в связи с распространением партесного пения.

В современном представлении барокко - комплексный стиль, объединяющий многообразные манеры композиции и исполнительства, то есть собственно «стили» в понимании музыкальных теоретиков 17-18 веков («церковный», «театральный», «концертный», «камерный»), стили национальных школ и отдельных композиторов. Многообразие барокко в музыке наглядно проявляется при сравнении таких далёких друг от друга в стилистическом отношении сочинений, как оперы Ф. Кавалли и Г. Пёрселла, полифонические циклы Дж. Фрескобальди и скрипичные концерты А. Вивальди, «Священные симфонии» Г. Шютца и оратории Г. Ф. Генделя. Они, однако, демонстрируют значительную степень общности при сопоставлении их с образцами ренессансной музыки 16 века и с классическим стилем 2-й половины 18 - начала 19 веков. Как и в предшествующие музыкально-исторические эпохи, музыкальное в барокко тесно связано с внемузыкальным (словом, числом, танцевальным движением); однако возникает и новое явление - обособление сугубо музыкальных способов организации, сделавшее возможным расцвет жанров инструментальной музыки.

Эпоху барокко в музыке нередко называют эпохой генерал-баса, отмечая тем самым широкое распространение и важную роль этой системы сочинения, записи и исполнения музыки. Возможность различной расшифровки генерал-баса свидетельствует о специфике барочных сочинений - их принципиальной вариантности и существенной зависимости от конкретного исполнительского воплощения, при котором исполнителям (как правило, при отсутствии подробных авторских указаний в нотном тексте) приходится самим определять темп, динамические нюансы, инструментовку, возможность использования мелодических украшений и так далее вплоть до значительной роли импровизации в ряде жанров (например, в «нетактированных» прелюдиях французских клавесинистов 17 века Л. Куперена, Н. Лебега и др., в каденциях солистов в инструментальных концертах 18 века, в репризных разделах арий da capo).

Барокко - первый стиль в истории европейской музыки с очевидным господством мажорно-минорной тональной системы (смотри Гармония, Тональность). Именно в рамках барокко впервые заявила о себе гомофония (разделение музыкальной фактуры на главный мелодический голос и сопровождение). Тогда же сформировался и достиг своей вершины (в творчестве И. С. Баха) свободный стиль полифонии и его высшая форма - фуга; в музыке барокко используется большей частью смешанный тип фактуры, сочетающий элементы полифонии и гомофонии. Именно в это время складывается индивидуализированный музыкальный тематизм. Как правило, барочная музыкальная тема состоит из яркого начального интонационного ядра, за которым следует более или менее продолжительное развёртывание, приводящее к краткому завершению - кадансу. Барочным темам, как и целым сочинениям, по сравнению с классическими, опирающимися на довольно жёсткий песенно-танцевальный каркас, свойственна гораздо большая метроритмическая свобода.

В эпоху барокко музыка расширила свои выразительные возможности, в особенности в стремлении передать многообразие душевных переживаний человека; они представали в виде обобщённых эмоциональных состояний - аффектов (смотри Аффектов теория). Однако главной задачей музыки в эпоху барокко считалось прославление Бога. Поэтому в жанровой иерархии, зафиксированной в теоретических трактатах того времени, первенство неизменно отводилось жанрам церковной музыки. Тем не менее, на практике светская музыка оказалась не менее значимой, особенно в области музыкального театра. Именно в эпоху барокко сложился и прошёл весьма длительный период своей истории важнейший музыкально-сценический жанр - опера, степень распространения и развития которого во многом являлась показателем уровня музыкальной культуры той или иной страны. Центрами оперного искусства в эпоху барокко стали Венеция (поздний К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести), Рим (С. Ланди), Неаполь (А. Скарлатти), Гамбург (немецкие оперы Р. Кайзера, Г. Ф. Генделя), Вена (Чести, А. Кальдара, И. Й. Фукс), Париж (Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо), Лондон (Г. Пёрселл, итальянские оперы Генделя). Влиянию оперы подверглись как новые, возникшие в эпоху барокко вокальные жанры (оратория и кантата), так и традиционные жанры церковной музыки (в позднебарочных мессах, мотетах, пассионах и так далее активно применялись оперные формы: ария, дуэт, речитатив). Различия между церковной и светской музыкой в стилистическом отношении становились всё менее существенными, что позволяло использовать один и тот же музыкальный материал и в светских, и в церковных сочинениях (многочисленные примеры - в творчестве И. С. Баха).

Эпоха барокко явилась кульминационной для органного искусства, активно развивавшегося в Нидерландах (Я. П. Свелинк), в Италии (Дж. Фрескобальди), Франции (Ф. Куперен, Л. Маршан), но более всего в протестантских землях Германии, где работали С. Шейдт, И. Пахельбель, Д. Букстехуде, И. С. Бах. Многие жанры, связанные с религиозной символикой и рассчитанные на исполнение в церкви (фантазия, токката, прелюдия, фуга, хоральные вариации и так далее), имели, тем не менее, не литургическое, а концертное назначение. Активно использовались и другие жанры инструментальной музыки: триосоната (А. Корелли, Г. Ф. Телеман и др.), танцевальная сюита для различных составов - от клавесина или скрипки соло до больших ансамблей (Ф. Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и др.), концерт для солирующего инструмента с оркестром (А. Вивальди, И. С. Бах и др.), кончерто гроссо (Корелли, Гендель). В кончерто гроссо (ансамблево-оркестровом концерте с выделением группы солистов) ярко проявились характерные качества барокко — активное использование принципа концертирования, контрастные сопоставления различных по плотности звуковых масс (подобными качествами обладают и многие вокальные сочинения эпохи барокко, включая так называемые духовные концерты, получившие особое распространение в России в конце 17-18 веков).

Связь с риторикой выражается как в общих принципах расположения музыкального материала, так и в использовании конкретных мелодико-ритмических оборотов с устоявшейся семантикой - так называемых музыкально-риторических фигур, которые в вокальной музыке усиливали значение словесного текста, а в инструментальной - в определённой мере позволяли «расшифровать» образное содержание (впрочем, для раскрытия содержания Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Телеман инструментальным сочинениям нередко давали характерные названия, а И. Фробергер, И. Кунау, А. Вивальди даже сопровождали их развёрнутыми литературными программами). Однако и лишённая поддержки слова инструментальная музыка, во многом сохранявшая свои прикладные функции (танцевальная, застольная и т.п.), постепенно приобретала эстетическую самоценность, превращаясь в собственно концертную.

Элементы стиля барокко использовались и в музыке классического периода (вплоть до Л. ван Бетховена), а впоследствии - в неоклассицизме 20 века (у И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита). В исполнении музыки барокко всё шире используются исторические музыкальные инструменты (подлинные или их точные копии), воссоздаются специфические для неё акустические условия, исполнительские принципы эпохи, зафиксированные в музыкально-теоретических трактатах и литературно-художественных памятниках 17-18 веков (смотри Аутентичное исполнительство).

Ю. С. Бочаров.

Лит.: Общие работы. Schnürer G. Katholische Kirche und Kultur in der Barockzeit. Paderborn, 1937; Retorica e Barocco. Roma, 1955; Die Kunstformen des Barockzeitalters / Hrsg. von R. Stamm. Bern, 1956; Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. М., 1966; Барокко в славянских культурах. М., 1982; Croce В. Storia dell ‘età barocca in Italia. Mil., 1993; Paul J.-M. Images modernes et contemporaines de l ‘homme baroque. Nancy, 1997; Battistini A. Il barocco: cultura, miti, immagini. Roma, 2000; Велъфлин Г. Ренессанс и барокко: Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб., 2004.

Архитектура и изобразительное искусство.

Riegl A. Die Entstehung der Barockkunst in Rom. W., 1908; Weisbach W. Der Barock als Kunst der Gegenreformation. B., 1921; idem. Die Kunst des Barock in Italien, Frankreich, Deutschland und Spanien. 2. Aufl. B., 1929; Male E. L ‘art religieux après le concile de Trente. P., 1932; Fokker T. H. Roman Baroque art. The history of the style. L., 1938. Vol. 1-2; Praz M. Studies in seventeenth century imagery: In 2 vol. S. 1., 1939-1947; Mahon D. Studies in seicento art and theory. L., 1947; Friedrich C. J. The age of Baroque, 1610-1660. N. Y., 1952; Argan G. C. L ‘architettura barocca in Italia. Rome, 1960; Battisti E. Renaiscimento e barocco. Firenze, 1960; Bialostocki J. Barock: Stil, Epoche, Haltung // Bialostocki J. Stil und Ikonographie. Dresden, 1966; Keleman P. Baroque and Rococo in Latin America. N. Y., 1967; Ротенберг E. И. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1971; Held J.S., Posner D. 17th and 18th century art: baroque painting, sculpture, architecture. N. Y., 1971; Русское искусство барокко. М., 1977; Виппер Б. Архитектура русского барокко. М., 1978; Voss H. Die Malerei des Barock in Rom. S. F., 1997; The triumph of baroque: architecture in Europe, 1600-1750 / Ed. H. Millon. N. Y., 1999; Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Литература. Raymond М. Baroque et renaissance poétique. P., 1955; Getto G. Barocco in prosa e in poesia. Mil., 1969; Sokolowska J. Spory о barok. Warsz., 1971; Dubois Cl. G. Le Baroque. P., 1973; Славянское барокко. М., 1979; Emrich W. Deutsche Literatur der Barockzeit. Königstein, 1981; Questionnement du baroque. Louvain; Brux., 1986; Identità e metamorfosi del barocco ispanico. Napoli, 1987; Hoffmeister G. Deutsche und europäische Barockliteratur. Stuttg., 1987; Souiller D. La littérature baroque en Europe. P., 1988; Le ba- roque littéraire: théorie et pratiques. P., 1990; Павиh М. Барок. Београд, 1991; Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко (вторая пол. XVII - нач. XVIII в.). М., 1991; KuchowiczZ. Czlowiek polskiego baroku. Lodz, 1992; Барокко в авангарде - авангард в барокко. М., 1993; Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Михайлов A.B. Языки культуры. М., 1997; Женетт Ж. Об одном барочном повествовании // Фигуры. М., 1998. Т. 1; Hernas Cz. Barok. Warsz., 1998; Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства: (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб., 2000; D ‘Ors Е. Lo Barocco. Madrid, 2002; Rousset J. La littérature de l ‘âge baroque en France: Circé et le paon. P., 2002.

Музыка. Bukofzer M. Music in the Baroque era from Monteverdi to Bach. N. Y., 1947; Clercx S. Le baroque et la musique. Brux., 1948; Le baroque musical. Recueil d ‘études sur la musique. Liège, 1964; Dammann R. Der Musikbegriff im deutschen Barock. Köln, 1967; Blume F. Renaissance and Baroque music. A comprehensive survey. N. Y., 1967; idem. Barock // Epochen der Musikgeschichte in Einzeldarstellungen. Kassel, 1974; Stricker R. Musique du baroque. ; Stefani G. Musica barocca. Mil., 1974; Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII-XVIII вв. в ряду искусств. М., 1977; Раабен Л. Музыка барокко // Вопросы музыкального стиля. Л., 1978; Braun W. Die Musik des 17. Jahrhunderts. Laaber, 1981; Donington R. Baroque music: style and performance. N.Y., 1982; Palisca C. V. Baroque Music. 3rd ed. Englewood Cliffs, 1991; Baron J.H. Baroque music: a research and information guide. N. Y., 1992; Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994; Anderson N. Baroque music from Monteverdi to Handel. L., 1994.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что в истории культуры, каждая эпоха представляет собой переплетение различных процессов по-разному отражающих ее сущность и действительность. Ярким примером этому служит эпоха барокко.

Барокко - это европейская культура XVII - XVIII веков, основными характеристиками которой являются контрастность, стремление к величию и роскоши, совмещению реальности с аллюзией, динамичность образов и напряженность. Барокко появилось в Италии (Флоренция, Венеция, Рим) и оттуда распространилась по всей Европе. Эпоху барокко принято считать началом насаждения основ "западной цивилизации" в мире, она во многом предопределила динамику формирования культур других эпох. Стиль барокко, по мере своего распространения, становится популярным и на Западе и в России.

С определенной степенью вероятности можно утверждать, что барокко до сих под непосредственным образом воздействует на культуру современности - через образцы искусства своих выдающихся представителей, ныне хранящихся в музеях, или выставленных на всеобщее обозрение, в качестве образцов архитектуры европейских городов. Этим определяется актуальность изучения эпохи барокко.

Сформулируем основные цели и задачи настоящей курсовой.

Основной целью для нас послужит изучение эпохи барокко в целом: ее сущности, истории, значении.

В соответствии с целью мы выделяем следующие задачи курсовой работы:

Выявить причины появления барокко, как культурного стиля; ознакомиться с историей термина барокко;

Проанализировать сущность и принципы барокко, изучить основы эстетики барокко, привести примеры воплощения барокко в искусстве Европы XVII - XVIII века.

Указанные цели и задачи формируют структуру курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав с двумя параграфами в каждой, заключения, списка использованной литературы и приложений.

При изучении эпохи барокко мы пользовались концептуальной книгой Х. Вельфина "Ренессанс и барокко", которая позволила нам разобраться в сущности этой культурной эпохи, а также такими фундаментальными изданиями, как Всеобщая история в 24 томах, 1997 года издания, История искусства зарубежных стран, 1980 года, а также Всемирной историей архитектуры 1978 года. Кроме того мы пользовались специальной литературой следующих авторов Ю. Бореев, А. Васильева, М. Виноградова, Ф. Дасса, В Коломийца, Т. Ливановой и В. Липатова, а также некоторых других.

Барокко: история появления, значение термина

Причины появления барокко

Хронологически, барокко появилось в XVII веке. Такая хронология подразумевает, что этот стиль заменил ренессанс. Именно поэтому, нередко словом "барокко" принято обозначать эпоху, в которой растворился ренессанс или, как нередко говорят, в который ренессанс выродился.

Действительно, Барокко зародилось в Италии, то есть стране, в которой наиболее сильно проявился ренессанс. Именно поэтому, в рамках изучения причин появления барокко, представляется необходимым дать краткую характеристику ренессанса.

Итак, ренессанс - это эпоха в истории культуры Европы. Хронологические рамки ее расцвета это XIV - XVI века. Отличительная черта ренессанса, или Возрождения - светская направленность ее культуры и ее интерес к человеку и его деятельности, то есть то, что называют термином антропоцентризм. В этот период проявляется интерес к античной культуре, происходит ее "возрождение", оттуда и появился этот термин. В Италии как в стране, где ренессанс и появился, новых высот достигают живопись, музыка, архитектура и литература. Ренессанс достиг своей вершины к концу XV века, а в XVI веке начинается кризис его идей. Историки культуры отмечают, что именно в этот период появляются первые зачатки новых идей маньеризма и барокко.

Таким образом, барокко появилась на фоне кризиса идей ренессанса, и появилось там же, где ренессанс достиг наибольшего расцвета - в Италии.

Проанализируем причины этого, казалось бы, парадоксального явления.

Как уже отмечалось выше, барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию и одновременно -- тенденция к автономии отдельных жанров.

Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI веке реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек перестал ощущать себя "разумнейшим существом" напортив, он, по выражению Паскаля осознает себя "чем-то средним между всем и ничем"; "тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца"

Италия в XVII веке это страна, с которой ассоциируется сам стиль ренессанса, как сказали бы сейчас - законодатель моды. Однако, одновременно с этим - эта страна резко теряет экономическое и политическое могущество и начинает играть второстепенную роль в европейской политике. Более того, на ее территорию приходят узурпаторы - французские и испанские солдаты. Страна становится разобщенной полуколонией.

Однако культурным центром Европы Италия, и в первую очередь Рим, все-таки осталась. Постепенно в силу этих, можно сказать социально-экономических моментов, начинает рождаться новый стиль, первая задача которого было создание иллюзии богатства и могущества, возвышение католической церкви и итальянской знати, которые кроме культурных рычагов влияния не имели ничего. Постепенно барокко начинает отвергать авторитеты и традиции как предрассудки. Основной лейтмотив барокко того времени - отвержение души и переход к просвещению и разуму.

Однако рассматривать эпоху барокко исключительно как время перехода от Возрождения к Просвещению не верно. Барокко представляет собой самостоятельную фазу в развитии искусства и причинами ее появления являются не только экономические и политические проблемы Италии. Тем более что барокко, хотя и появилось в Италии, очень быстро распространилось по всей Европе.

Исходя из этой посылки, представляется необходимым дать общую характеристику Западной Европе XVII века.

Западная Европа в целом, в этот период вступает в новую эпоху социально-экономических и политических отношений. Этот период характеризуется в первую очередь столкновением классовых мировоззрений, борьбой традиционного феодализма и прогрессивного капитализма. В ряде государств (например, во Франции и Австрии) происходит централизация государственной власти, переход к абсолютизму. Однако сам этот процесс явно неравномерен. Приведем лишь несколько примеров по странам Европы:

В Голландии уже происходит буржуазная революция, и сложились буржуазные отношения;

В уже упоминаемой Франции расцветает абсолютная власть короля;

В Англии происходит свержение короля и буржуазная революция;

Италия становится разобщенной полуколонией;

Испания является отсталой окраиной;

Германия представляет собой сумму мелких княжеств, более того в ней идет Тридцатилетняя война.

По всей Европе ведущими социальными слоями становятся буржуазия, крестьянство и аристократия. Однако при всей неравномерности развития европейских стран в их культуре все большее влияние уделяется новым принципиальным моментам, которые и стали основой барокко.

Идеологической основой распространения барокко в Европе стало общее ослабление духовной культуры, раскол церкви - как следствие падение ее авторитета, борьбой учений, которые отражали интересы различных классов. Так католицизм оставался идеологической основой для феодальных тенденций, протестантизм отражал интересы буржуазии. В это же время усиливается роль институтов государства, обостряется борьба светских и религиозных начал. Бурно развивается естественные науки - оптика, физика, термодинамика и география.

Таким образом, выделим основные причины распространения барокко.

Хронологически, барокко появилось в XVII веке, в Италии, на фоне кризиса идей ренессанса. Сама Италия в этот период утрачивает экономическое и политическое значение и становится разобщенной полуколонией, вместе с тем продолжая быть культурным центром Европы. Постепенно в силу этих, социально-экономических причин, начинает рождаться новый стиль, первая задача которого было создание иллюзии богатства и могущества, возвышение католической церкви и итальянской знати, которые кроме культурных рычагов влияния не имели ничего;

В то же время рассматривать эпоху барокко исключительно как время перехода от Возрождения к Просвещению не верно. Барокко представляет собой самостоятельную фазу в развитии искусства и причинами ее появления являются не только экономические и политические проблемы Италии. Тем более что барокко, хотя и появилось в Италии, очень быстро распространилось по всей Европе. Исходя из этого, можно утверждать, что барокко отражало настроения всего европейского общества, было востребовано, а значит, не могло развиться без предпосылок, причем эти предпосылки были во многом различны в разных европейских странах;

Идеологической основой распространения барокко в Европе стало общее ослабление духовной культуры, раскол церкви - как следствие падение ее авторитета, борьбой учений, которые отражали интересы различных классов. В это же время усиливается роль институтов государства, обостряется борьба светских и религиозных начал. Бурно развивается естественные науки - оптика, физика, термодинамика и география. А значит, появляются предпосылки для основного лейтмотива барокко - отвержения души, антропоцентризма и ренессанса в целом, в пользу просвещения и разума.




Top