Биография аксакова краткое содержание для 4. Аксаков Сергей Тимофеевич – краткая биография

Русский писатель, мемуарист, литературный и театральный критик. Отец славянофилов И.С. Аксакова и К.С. Аксакова, мемуаристки В.С. Аксаковой.

Родился в небогатой, но старинной дворянской семье. Его отец Тимофей Степанович Аксаков служил прокурором Уфимского земского суда. Мать, Мария Николаевна Зубова, была дочерью помощника оренбургского наместника. Мария Николаевна с детства приохотила сына к чтению книг, привила ему любовь к литературе, театру, искусству. От отца юный Аксаков унаследовал любовь к природе, страсть к охоте и рыбалке, редкую наблюдательность. Детство будущий писатель провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково.

Дальнейшее воспитание и образование С. Т. Аксаков получил в Казанской гимназии (с 1799 года), преобразованной вскоре в Казанский университет (1804) , где он также продолжил учиться. В студенческие годы С. Т. Аксаков увлекся театром, принимал участие в деятельности «Общества любителей русской словесности». В университете Сергей Тимофеевич познакомился с преподавателем математики Г.И. Карташевским, оказавшим на него большое влияние. Впоследствии Карташевский женился на родной сестре Аксакова Наталье Тимофеевне.

Не окончив Казанский университет, будущий писатель переехал в Петербург (1807), где поступил на службу в Комиссию по составлению законов и Экспедицию о государственных доходах до 1819 года.

В 1816 году Аксаков женился по большой любви на О. С. Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турецкой княжны Игель-Сюм. Умная и образованная женщина, Ольга Семеновна всю жизнь была главным советчиком, первым читателем и литературным критиком Аксакова. У Аксаковых была большая дружная семья: четверо сыновей и шесть дочерей.

В 1827-1832 годах Аксаков служил в Московском цензурном комитете. В 1833-1838 годах стал инспектором, а затем и директором Константиновского межевого института. За время директорства Аксакова институт стал одним из образцовых учебных заведений. Московский период жизни С. Т. Аксакова ознаменовался новой деятельностью и новыми знакомыми. Среди них были писатель М. Н. Загоскин, поэт и критик С. П. Шевырев, журналист Н. И. Надеждин, драматург А. А. Шаховской, историк М. П. Погодин. Сам Аксаков в этот период плодотворно занимался переводами, литературной и театральной критикой, сотрудничал с журналами «Атеней», «Галатея», «Московский вестник». Крепкая дружба связала в эти годы С.Т. Аксакова и талантливого русского актера М. С. Щепкина.

В 1837 году Аксаков стал наследником большого имения (850 душ крепостных и несколько тысяч десятин земли) в Оренбургской губернии, где бывал лишь наездами. В 1839 году Сергей Тимофеевич по причине расстроенного здоровья вышел в отставку.

В 1843 году семья Аксаковых приобрела подмосковное имение Абрамцево. Там, на берегу живописной реки Вори, где часами просиживал с удочкой С. Т. Аксаков, в тихой уединенной усадьбе расцвел его талант натуралиста. Отойдя от служебных обязанностей, обосновавшись в милом его сердцу сельском уголке, Сергей Тимофеевич активно включился в литературную деятельность. Этому обстоятельству способствовало также тесное общение писателя с возвратившимся из-за границы Н.В. Гоголем, с которым семья Аксаковых была знакома с 1832 года.

Гоголь настаивал на том, чтобы Аксаков, обладавший замечательным даром рассказчика и декламатора, взялся за перо. Дебют писателя оказался весьма успешным и многообещающим. В первых своих книгах: «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855) - С. Т. Аксаков проявил себя как тонкий наблюдатель, проникновенный поэт русской природы. Критика очень благосклонно приняла нового писателя. Очень высокого мнения об «охотничьей» трилогии С. Т. Аксакова был И. С. Тургенев, с которым у Аксакова завязалась переписка и личная дружба. Его труды также были по достоинству оценены многими русскими учеными-натуралистами, такими как К. Ф. Рулье, В. М. Черняев.

Однако наиболее полно талант Аксакова-литератора раскрылся в его автобиографических произведениях: «Семейная хроника» (1856) «Детские годы Багрова-внука» (1858) и «Воспоминания» (1856), написанных им на основе реальных жизненных событий и семейных преданий. Опираясь на историю трех поколений семьи Багровых, Аксаков воссоздал в них дух и быт провинциальной дворянской семьи конца XVIII века в его повседневности. В этих произведениях с особой силой проявилась самобытность таланта Аксакова, заключавшаяся в характере и стиле его литературного языка, впитавшего простоту, колоритность, выразительность живой разговорной речи. Широкую известность приобрела сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», помещенная им в приложении к книге «Детские годы Багрова-внука». Сказку писатель посвятил своей маленькой внучке Ольге Григорьевне Аксаковой. Это небольшое, по сути, самостоятельное произведение писателя подкупало читателей своим волшебным красочным сюжетом, яркими непосредственными характерами главных героев, необыкновенно певучим и образным языком.

Успех автобиографической трилогии С. Т. Аксакова был необычаен. Читатели и критика восторженно приняли книги нового талантливого мемуариста. На склоне лет к С. Т. Аксакову пришла широкая известность и признание. Однако писательский труд давался литератору с большими усилиями. Он почти потерял зрение, и ему приходилось диктовать произведения своим близким, полагаясь на их усердие и редакторский талант.

Весной 1859 года давно и тяжело болевший Аксаков скончался в Москве. После себя он оставил талантливое потомство, добрую память и прекрасные, ставшие хрестоматийными произведения. Сергей Тимофеевич Аксаков был похоронен в Москве в Симоновом монастыре, в советское время перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Дети:

Константин (1817—1860) — литератор, историк и лингвист, идеолог славянофильства; холост.

Григорий (1820—1891) — уфимский и самарский губернатор, тайный советник; женат на Софье Александровне Шишковой.

Иван (1823—1886) — литератор, редактор и издатель, идеолог славянофильства; женат на фрейлине Анне Фёдоровне Тютчевой (дочери поэта).

Михаил (1824—1841) — воспитанник Пажеского корпуса.

Вера (1819—1864) — подвижница славянофильского движения, мемуаристка.

Ольга (1821—1861), из-за нервной болезни жила под наблюдением докторов в Башиловке на даче, соблюдала диету.

Надежда (1829—1869), известна была исполнением малороссийских песен и игрой на гитаре.

Любовь (1830—1867) - художница-любительница, похоронена рядом с родителями и братьями в Симоновом монастыре.

Мария (1831—1908) - жена коллежского асессора Егора Антоновича Томашевского.

Анна (1831—?), умерла в детстве.

Софья (1834—1885).

Память

В настоящее время в Уфе находится Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова.

В Государственном историко-художественном и литературном музее «Абрамцево» часть экспозиции Главного усадебного дома посвящена семье Аксаковых и гостям их дома.

В с. Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области открыт памятник С. Т. Аксакову.

В с. Надеждино Белебеевского района Оренбургской области открыт памятник Аксакову.

В г. Уфа открыт памятник С. Т. Аксакову.

Ежегодно в Музее-заповеднике «Абрамцево» проводятся Аксаковские чтения.

Ежегодно там же проводится Всероссийский фестиваль «Аленький цветочек».

Ежегодно с 1992 года в Уфе проводится Международный Аксаковский праздник.

Сергей Тимофеевич Аксаков известный русский писатель происходил из старейшего дворянского рода. Его родословная уходит своими корнями к варягам, пришедшим на Русь из Скандинавии. С младых ногтей его воспитывали как продолжателя этого старинного рода, поэтому и требования к нему были повышенные. Но для одаренного и смышленого ребенка все было легко и просто. Он впитывал в себя не только строгие правила присущие отпрыску старинного дворянского рода, происходившего от самого норвежского короля, но и атмосферу патриархальной русской усадьбы с тяжелым крестьянским трудом и душевным, рассудительно спокойным, добродушным миром дворни.

Для любознательного мальчика всегда было интересно послушать живую, яркую речь с прибаутками и присказками. Недаром его произведения от сказок до автобиографических хроник полны народными песнями, сказаниями, играми и забавами. Кроме того, у него с раннего детства была глубокая и проникновенная страсть к русской природе. Это чувство любви и понимания того живого мира, который окружает нашу жизнь, формирует в людях совершенно особое чувство умиротворения и понимания сущности человеческой жизни.

Биография Сергея Тимофеевича Аксакова

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября 1791 года в Уфе. Его родители - Тимофей Степанович Аксаков и мать Мария Николаевна Зубова были людьми образованными и прогрессивными. Образованная, культурная семья позволила мальчику расти в гармоничной атмосфере и позволила ему проявить раннюю тягу к литературе, но пока в качестве активного читателя. Особенное впечатление на него произвела “Библиотека для детского чтения”, изданная просветителем Новиковым. На протяжении всей жизни Аксаков не однажды с благодарностью вспоминал книги, которые стали для него знаковыми.

В десятилетнем возрасте Аксакова отдали в Казанскую гимназию, которая смогла углубить и пополнить знания мальчика. После гимназии, которая по системе преподавания и количеству изучаемых предметов более относилась к лицею, Сергей Аксаков поступил в Казанский университет. Там он сблизился с Панаевым и вместе с ним начал издавать рукописный литературный журнал. Очень увлекся театром и даже принимал участие в самодеятельных постановках.

Нельзя сказать, что после окончания университета он приобрел глубокие научные знания, но важна сама атмосфера, сформировавшая его мировоззрение, отношение к современности. Более осмысленно стало его отношение и восхищение к природе, литературе. Закончив университет в неполные шестнадцать лет, он через год поступает в на государственную службу в комиссию по составлению законов. Вне службы у него образуется обширный круг знакомств из театральной и литературной среды. Умер писатель в мае 1859 года.

Писательское творчество Сергея Тимофеевича Аксакова

Собственную попытку попробовать себя на писательском поприще Аксаков осуществил уже будучи семейным человеком несколькими стихами, переводом пьес. На сороковом году был напечатан его очерк “Буран”, который принято считать литературным дебютом Аксакова. Очерк стал хрестоматийным как пример художественной публицистики. После смерти отца в 1839 году Аксаков получил хорошее наследство, ушел с государственной службы и полностью посвятил себя семье и литературе. В семье росло 10 детей, к воспитанию которых относились очень серьезно.

Старшая дочь Вера помогала отцу, у которого начались проблемы со зрением, записывать его произведения. Наибольшую популярность получили автобиографические “Семейные хроники”, “Детские годы Багрова внука”, "Записки об уженьи рыбы","Записки ружейного охотника Оренбургской губернии". Были записаны слышанные в детстве сказания от дворовых людей. Так появился сборник сказок ключницы Пелагеи и среди них самая известная сказка “Аленький цветочек”.

Аксакова Сергея Тимофеевича нельзя назвать маститым, с большой образованностью и большим умом человеком, но он всегда обладал особой душевностью, чуткостью и это позволяло ему быть нравственным авторитетом не только для собственных детей, но и для многочисленных друзей, некоторые из которых были известными людьми.

Русская литература XIX века

Сергей Тимофеевич Аксаков

Биография

СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Сергей Тимофеевич Аксаков, русский писатель, литературный и театральный критик, автор книг «Записки об ужении рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855), «Семейная хроника» (1856); мемуаров «Литературные и театральные воспоминания» (1858), «История моего знакомства с Гоголем» (1880) и многих других, более всего известен широкому читателю как автор повести «детские годы Багрова-вкука» (1858) и сказки «Аленький цветочек», бывшей первоначально приложением к повести. Книги А. занимают особое место в русской литературе ХIХ века. Их основной предмет непритязателен (мир природы, патриархальная жизнь нескольких поколений дворянской семьи, семейные предания), их язык, по мнению многих, - совершенен. «Все мы должны у него учиться," - писал И. С. Тургенев, восхищаясь языком аксаковской прозы.

А. родился в 1791 г. в Уфе. Отец его, Тимофей Степанович, был прокурором, мать, Мария Николаевна происходила из чиновной аристократии и отличалась редким умом и образованностью. М. Н. Аксакова оказала исключительное влияние на формирование будущего писателя, между матерью и сыном сложились отношения редкие по доверительности и дружелюбию.

Свои ранние годы А. провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково в Оренбургской губернии. Окончил Казанскую гимназию и поступил в Казанский университет. Еще в гимназии начал писать стихи, „вирши без рифм“, в духе сентиментальной поэзии. В университете увлекся театром, активно участвовал в работе студенческого театра, обладал даром декламации. Слава А.-чтеца была широка, что Г. Р. Державин с нетерпением ждал приезда юноши в Петербург, чтобы послушать в его исполнении свои стихи.

В 1808 г. А. приезжает в Петербург и поступает на службу государственным чиновником. Знакомится с Г. Р. Державиным, А. С. Шишковым, принимает участие в заседании литературного кружка, возглавляемого Шишковым, „Беседа любителей русского слова“. В печати дебютирует в 1812 г. басней ‘Три канарейки». В 1811 г. переезжает в Москву, сближается с московскими театральными кругами, переводит пьесы Шиллера, Мольера, Буало, выступает в печати как театральный критик.

С 1820-1830-х гг. дом А., который в 1816 г. женился на дочери суворовского генерала О. С. Заплатиной, становится одним из центров литературно-театральной жизни Москвы. На аксаковские «субботники» в течение многих лет регулярно собираются крупнейшие московские деятели культуры и искусства - актер М. С. Щепкин, историк М. П. Погодин, писатель М. Н. Загоскин, профессора Московского университета С. П. Шевырев и Н. И. Надеждин. Весной 1832 года у Аксаковых стал бывать Гоголь, который сохранил дружбу с А. на протяжении всей своей жизни. Когда подросли сыновья Константин и Иван (а всего в семье А. было 14 детей), в доме Аксаковых обосновался кружок славянофилов, в который входили К. и И. Аксаковы, А. С. Хомяков, братья Киреевские. А. принимал активное участие в их беседах и спорах.

В 1837 г. А. покупает имении Абрамцево, где принимается за работу над материалами «Семейной хроники». Заметное ослабление зрения подтолкнуло А. к интенсивному литературному труду Страстный охотник, рыболов и А. решает описать свой опыт ‘жизни в природе" и связанные с этим переживания и впечатления.

В 1847 г. выходят «Записки об ужении рыбы», которым предпослан эпиграф, во многом определяющий дальнейшее направление творчества А.: «ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы…» Книга имела большой успех. Затем появляются «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855). Охотничья трилогия представляет собой жанр свободных воспоминаний с включенными в текст повествования случаями, анекдотами, охотничьими байками и др.

Главное место в художественном наследии А. занимает автобиографическая проза. В «Семейной хронике» (1856) прослеживается жизнь трех поколений усадебных дворян Багровых. Книга «детские годы Багрова-вкука» (1858) является продолжением «Хроники». При этом «детские годы» произведение, написанное для детей. В одном из писем внучке Оленьке, своей любимице, А. обещает сочинить для нее книжку «…про весну младую,// про цветы полей, // про малюток птичек (…)// про лесного Мишку,// про грибочек белый (…)». В процессе работы замысел автора существенно расширился и изменился. Возникла книга, описывающая жизнь ребенка от младенчества до девятилетнего возраста на фоне тщательно воссозданного быта русской усадьбы конца XVIII века, на фоне грандиозных по степени одухотворенности картин природы.

Основной предмет книги определил сам автор - жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся под влиянием ежедневных новых впечатлений… Жизнь человека в дитяти". Маленький Сережа растет, познает мир, который кажется ему ярким, загадочным, бесконечным. Читатель видит предметы и явления, описанные в книге глазами маленького героя, чувствует свежесть и непосредственность детского восприятия. Бытовые картины, жизнь природу, переживания и впечатления Сережи, простые и важные события его жизни - разговоры с маменькой, смерть дедушки, рождение брата соединяются в единое полотно книги повествования.

Сережа Багров, безусловно, является автобиографическим героем, и, конечно же, наследует отличительную черту А. - страстную любовь к природе, ее глубокое понимание. Так, приход весны - событие огромной важности в жизни Сережи: «…все замечалось мной точно и внимательно, и каждый миг весны торжествовался мной как победа». Природа - одно из главных действующих лиц повести. Ее описания у А.- не картины, не пейзажи в общепринятом смысле, а сама жизнь, свободно дышащая и разнообразно себя проявляющая. Надо обладать особым складом души, особым взглядом, чтобы чувствовать это. Герой книги обладает этим даром в полной мере. «Наконец мы въехали в урему (пойму реки - И.А.), зелёную, цветущую душистую урему. Веселое пение птичек неслось со всех сторон (…) Около деревьев в цвету вились и жужжали целые рои пчел, ос и шмелей. Боже мой, как было весело!» - такой видит сибирскую весну Сережа.

В основе повествования лежит неторопливый, обстоятельный и в то же время емкий устный рассказ. Язык А. давно признан образцом русской литературной речи. О стиле А. с похвалой отзывались Гоголь, Тургенев, Толстой, Белинский, Тютчев и другие. Книга «детские годы Багрова-внука» была очень тепло принята критиками и читателями. В истории русской литературы повесть А. встала рядом с трилогией Толстого «детство», «Отрочество», «Юность». До сих пор «детские годы Багрова-внука» - одно из лучших произведений автобиографически-мемуарной прозы, в центре, которого герой-ребенок.

Аксаков Сергей Тимофеевич родился в семье прокурора в 1791 году 20 сентября по старому или 1 октября по новому календарю. Его отца звали Тимофеем Степановичем, а мать Марией Николаевной. Родители писателя были умны, образованы и выходили с чиновной аристократии. У Аксакова с матерью сложились отличные отношения, они понимали и доверяли друг-другу как никто другой. Семья проживала в Оренбургской губернии, Уфа, в своем особняке Ново-Аксаково. Все образование парень начал с гимназии в Казане, потом там же и оканчивает университет. Начал писать стихи. В 1808 году поэт идет служить в Петербург. В 1811 году переезжает в Москву, занимается переводом пьес немецких авторов. Аксаков знакомится с девушкой – дочерью генерала Ольгой Семёновной Заплатиной, на которой женится в 1816 году. Семья Аксаковых становится многодетной, а точнее 14 детей. В 1837 году семейство покупает особняк Абрамцева, где и начинает свою работу над «Семейной хроникой». Из-за усердного письма у автора заметно садится зрение. Он начинает увлекаться рыбалкой и охотой. Свои наблюдения он излагает в книге «Записки об ужении рыбы» в 1847 году. Далее берется за написание книг о охоте: «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Так же большой успех среди читателей Аксакова имела его книга «Ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы…».

«Аленький цветочек» - сказка, которая согревала сердца не одного поколения российских граждан. Но мало кто знает, что один из сыновей автора этой сказки сыграл в истории Самарского края важную роль.

«С. Т. Аксаков и наш край». «Интересные сведения об Аксаковских местах Самарской области».
Вот об этом и будет сегодняшнее сообщение «Хроник самарочки».

Род Аксаковых является одним из стариннейших в России , ведь первые упоминания о нём относятся к 1027 году. Многие из этого дворянского рода занимали почётные должности и награждались за верную службу Отечеству лично русскими царями.

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) – самобытный русский писатель, личность которого настолько значительна в истории русской и мировой культуры, что 1991 год, год 100-летия писателя, был объявлен ЮНЕСКО годом Аксакова по всему миру.

«Пусть я и второстепенный писатель, но мой кирпичик уже лежит в фундаменте того, что создаст великого писателя». С.Т. Аксаков

Аксаков Сергей Тимофеевич - прозаик, мемуарист, критик, журналист, родился 20 сентября 1791 г. в Уфе.

Происходил из родовитой дворянской семьи. Отец, Тимофей Степанович, служил прокурором Верхнего земского суда в Уфе. Мать, Мария Николаевна (урожденная Зубова), принадлежала к уфимской чиновной аристократии.

Свои ранние годы С. Т. Аксаков провел в Уфе и в дедовском степном имении Новом Аксакове Бугурусланского уезда Самарской губернии (сейчас это Оренбургская область).

В автобиографических произведениях Аксакова это имение фигурирует под именем Новое Багрово. С детства он полюбил природу: рыбная ловля, охота, собирание ягод, дальние прогулки в лес или в степь заложили в нем глубокие и мощные пласты впечатлений, которые позднее, спустя десятилетия, стали неиссякаемым источником художественного творчества.

В 1801 году Аксаков поступил в Казанскую гимназию, а в 1805 г. был принят в только что открытый Казанский университет. Гимназическая и студенческая пора с теплотой вспоминались писателю и годы спустя, во время работы над мемуарами.

Именно в гимназии и в университете проявился глубокий интерес к литературе, родившийся под влиянием преподавателя русской словесности Н. М. Ибрагимова.

Аксаков основательно изучил писателей XVIII в., от М. В. Ломоносова до Г. Р. Державина; пробовал он сочинять и сам, участвуя в рукописных студенческих журналах.

Первые стихотворные произведения Аксакова - "К соловью", "К неверной" и другие - окрашены в сентиментальные тона, свойственные и массовой лирике того времени и творчеству окружавших его начинающих поэтов. Увлекался он и театром, с успехом выступая в студенческих спектаклях.

В 1807 г. Аксаков приехал в Москву, а весною следующего года поселился в Петербурге и поступил на службу в комиссию по составлению законов, а затем в экспедицию о государственных доходах. Главные его интересы, однако, сосредоточивались не на служебной деятельности, а на художественной, литературной и театральной жизни столицы. Аксаков свел обширные знакомства - с адмиралом А. С. Шишковым, консервативному направлению которого в области литературного словоупотребления и стилистики он горячо сочувствовал; с Г. Р. Державиным, с актером Я. Е. Шушериным (впоследствии каждому из них писатель посвятил отдельный мемуары: «Воспоминание об Александре Семеновиче Шишкове», 1856; "Знакомство с Державиным", 1856; «Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости», 1854). Эти произведения представлены на выставке в книге «Избранные сочинения». Круг петербургских знакомств был пополнен литераторами и театральными деятелями Москвы, С. Н. Глинкой, М. Шатровым. В это время происходит литературный дебют Аксакова - журнал "Русский вестник" (1812, № 7) печатает басню "Три канарейки". Занимается он и переводами: "Школа мужей" Ж.-Б. Мольера, "Филоктет" Софокла, и т. д. Из ранних произведений Аксакова выделяется послание "А. И. Казначееву" (1814) -- взволнованный отклик на опустошение Москвы, учиненное французским нашествием 1812 г.

В 1816 г. Аксаков женился на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери проживавшего в Москве суворовского генерала, и уехал с молодой женой в Новое Аксаково. В 1817 г. в семье родился сын Константин - в будущем известный критик, поэт и ученый, один из основателей славянофильства. В 1819 г. родилась дочь Вера, в 1820 г. - второй сын, Григорий (Самарский губернатор в 1867 – 1872 гг., губернский предводитель Самарского дворянства в 1884-1891 гг.); позднее, в 1823 г. - Иван, впоследствии так же известный поэт, критик, публицист, видный деятель славянофильства.

Всего в семье было десять детей. Аксаковы уделяли их воспитанию исключительное внимание. Семью отличала общность интересов, высокий интеллектуальный и духовный настрой.

Зиму 1820/21 г. Аксаков провел в Москве, где сблизился с А. И. Писаревым, М. Н. Загоскиным (с которым подружился еще раньше, в Петербурге) и др. и продолжал свои литературные занятия (в частности, в 1821 г. опубликовал свой перевод сатиры Н. Буало). Весной 1821 г. Аксакова избрали в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.

Осенью 1826 г. Аксаковы окончательно поселились в Москве. Благодаря знакомству с А. С. Шишковым, Аксаков занимает место цензора Московского цензурного комитета. Но по-прежнему главные интересы Аксаков посвящал литературной и театральной деятельности. В доме установился постоянный день для встреч - так называемые Аксаковские субботы. Помимо старых друзей в доме стали бывать новые лица: актеры М. С. Щепкин и П. С. Мочалов; математик П. С. Щепкин; физик, философ и агроном М. Г. Павлов; историк, писатель и журналист М. П. Погодин; критик, эстетик и журналист Н. И. Надеждин и другие.

Летом 1832 г. в доме А. на Сивцевом Вражке впервые появился Н. В. Гоголь, к которому все семейство относилось с глубоким трепетным почитанием.

Взаимоотношениям Аксакова и, позже, членов его семьи, с деятелями русской культуры посвящена работа Э.Л. Войтоловской, книга воспоминаний самого Сергея Тимофеевича "История моего знакомства с Гоголем". Издана переписка Аксаковых с Н.В.Гоголем, И.С.Тургеневым, К.К и Я.К. Гротами, М.А. Максимовичем.

Дом Аксаковых всегда открыт для друзей. Здесь появляются товарищи Константина Сергеевича по Московскому университету: Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский, Ю. Ф. Самарин и другие. Дом Аксаковых, благодаря усилиям сыновей Константина и Ивана, становится одним из центров формирующегося славянофильства: здесь бывают виднейшие его представители: И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев и др. Наряду с московским домом Аксаковых, местом встреч и споров стало подмосковное имение Абрамцево, которое семья приобрела в 1843 г.

Во второй половине 50-х годов резко ухудшается здоровье писателя, он стремительно слепнет. И... продолжает работать: в 1856 г. выходит "Семейная хроника", а в 1858 г.- "Детские годы Багрова-внука".

Автобиографическая дилогия Аксакова, воспроизводившая жизнь трех поколений помещичьей семьи, строилась по законам художественно-документальной прозы с ее предельной верностью действительности, с минимальным участием вымысла, а также с повышенной ролью героя-рассказчика. "Заменить действительность вымыслом я не в состоянии. Я пробовал несколько раз писать вымышленное происшествие и вымышленных людей. Выходит совершенная дрянь, и мне самому становилось смешно," - писал Сергей Тимофеевич, характеризуя свой творческий метод. И.С.Тургенев поддержал замысел Аксакова написать книгу для детей и так отозвался о романе "Семейная хроника": "Эта ваша книга такая прелесть, что и сказать нельзя. Вот он настоящий тон и стиль, вот русская жизнь, вот зачатки будущего русского романа".

С. Т. Аксаков диктует дочери свои воспоминания.
Акварель К. А. Трутовского

В документальной прозе Аксакова отчетливо проявились традиции романа воспитания, одним из лучших образцов которого в русской литературе стала его дилогия. К «Семейной хронике» и «Детским годам...» примыкают другие мемуарные произведения писателя: «Воспоминания» (опубликованы в 1856 г. вместе с «Семейной хроникой»), «Литературные и театральные воспоминания» (опубликованы в 1856-858 гг.). Все они, помимо художественных достоинств, обладают большой познавательной ценностью как исторические документы.
Очень необычной является еще одна книга Сергея Тимофеевича, опубликованная в 1859 году - "Собирание бабочек". Это одновременно и документально-художественное повествование, и пособие для начинающего энтомолога.

Приложением к "Детским годам Багрова-внука" стала знаменитая сказка Аксакова "Аленький цветочек". 23 ноября 1856 года Сергей Аксаков написал своему сыну Ивану письмо, в котором сообщал о своей работе над сказкой "Аленький цветочек", услышанной автором в детстве от своей ключницы Пелагеи. Аксаков записал сказку в той форме, в какой она была изложена, - со всеми диалектными и фольклорными особенностями речи рассказчицы.

Сказка постоянно выходила отдельными изданиями, эта книга есть во всех библиотеках, по сказке были созданы диафильм, мультфильм, художественный фильм. В сознании многих "Аленький цветочек" - народная сказка. Такова сила таланта Аксакова и волшебство его художественной речи.

Произведения Аксакова дороги нам, как чистый родник поэзии, неиссякаемый источник познания жизни, красоты окружающего нас мира природы. Книги Сергея Тимофеевича Аксакова обладают той удивительной силой нравственного воздействия на читателя, которая позволила им стать замечательным средством воспитания человека в человеке.

В 1909 году в «Самарских губернских ведомостях», в статье, посвященной 50-летию со дня смерти Аксакова, было сказано, что писателя почитает вся Россия, но особенно он «дорог и памятен Самарской губернии, с которой связан его род, начиная с дедушки». И в этом же году при Доме самарского дворянства был создан музей имени С.Т. Аксакова – Аксаковская комната.

К Самаре семейство Аксаковых имеет непосредственное отношение, оставив в истории нашего города яркий след. На самарской земле покоится прах его деда Степана Михайловича, сына Григория Сергеевича и внучки Ольги Григорьевны Аксаковых.

Григорий Сергеевич Аксаков (сын писателя) родился 4 октября 1820, Знаменское Бугурусланского уезда Оренбургской губернии.

Служил в Самаре вице-губернатором, губернатором, три раза избирался губернским предводителем дворянства. 20 января 1867 года Г. С. Аксаков был переведён на должность самарского губернатора. Его заслугами - в нашем городе появилась железная дорога, телеграф, земская больница (ныне имени Н.И. Пирогова), соборный храм во имя Христа Спасителя, просвещалось малограмотное крестьянство, развивалась экономика города.
Г.С. Аксаков активнейше участвовал в организации помощи голодающим крестьянам Самарской губернии, заботился о состоянии народного здравия и трезвости, нравственности и укреплении семьи. В 1873 году за заслуги перед городом Г.С. Аксакову присвоили звание Почётного гражданина Самары! До самой своей смерти Г.С. Аксаков служил нашему городу.

24 февраля (по старому стилю) 1891 года Г.С. Аксаков скончался. Гроб с телом усопшего 18 вёрст простой народ нёс на руках!

В Самаре Г.С. Аксаков жил с дочерью Ольгой, которой дед С.Т. Аксаков посвятил, известную всему миру, сказку «Аленький цветочек», в скромном доме на пересечении улиц Саратовской и Алексеевской (ныне Фрунзе и Красноармейской) напротив известного дома Курлиных.

На предполагаемом месте захоронения Григория Аксакова в селе Страхово по инициативе члена Оренбургского комитета по увековечению памяти выдающихся соотечественников, историка-краеведа Сергея Колычева на средства Страховского землевладельца Владислава Афанасьева был возведен памятный крест с надписью "Григорию Сергеевичу Аксакову - одному из лучших российских губернаторов, достойному сыну Великого отца". Навели порядок и в старинном барском парке в селе Неклюдово, где также установили памятный крест деду Сергея Аксакова, Степану, и на средства Бориса Ардалина построили часовню. А в селе Аксаково разработали туристический маршрут Самара-Музей-заповедник Аксакова.

Любопытные повороты в судьбе были и у других представителей рода Аксаковых. Внучка писателя и дочка губернатора Ольга, для которой в свое время и была написана сказка «Аленький цветочек», впоследствии основала кумысолечебное заведение. А внук Григория Аксакова Сергей Аксаков во время гражданской войны служил в Колчаковской армии, потом эмигрировал, жил в Шанхае и вернулся на родину лишь под конец жизни, в конце 50-х годов. Прямых потомков Аксаковых сегодня, к сожалению, не осталось. Род прервался - осталась лишь память о людях, верой и правдой служивших Отечеству.

Семья Аксаковых - замечательное и, по-своему, уникальное явление русской жизни. Это был тот редкий случай в русской истории, когда не одного человека, а целую семью окружало всеобщее почтение. Современников привлекала царившая в этой семье теплота и сердечность, чистота её нравственной атмосферы, широта культурных интересов, удивительно прочная связь старшего и молодого поколений.

***
Как всегда, пересказать интереснейший материал помогли статьи и заметки самарских краеведов, историков и литературоведов. Журнал и документальные фильмы, Энциклопедия "Самарские судьбы".

Аксаков Сергей Тимофеевич (20 сентября 1791 года - 30 апреля 1859 года) - знаменитый русский писатель.

В Театре имени Пушкина идет спектакль «Аленький цветочек» по произведению С.Т. Аксакова. Постановка включена в Книгу рекордов России как «самый продолжительно идущий детский спектакль».

Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе "знаменитого рода Шимона" - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году.

Сергей Тимофеевич - сын Тимофея Степановича Аксакова(1759 - 1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника, родился в Уфе 20 сентября 1791 года. Любовь к природе - совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке - будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения. Наряду с природой, крестьянская жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение; дворовые были свои не только юридически, но и душевно. Женская половина дворни, как всегда, хранительница народно-поэтического творчества, знакомила мальчика с песнями, со сказками, со святочными играми. И "Аленький цветочек", записанный много лет спустя по памяти о рассказе ключницы Пелагеи, - случайный обрывок того огромного мира народной поэзии, в который вводили мальчика дворня, девичья, деревня. Но ранее народной литературы пришли городская, по преимуществу переводная; старый приятель матери Аничков привел мальчика в неистовый восторг разрозненной коллекцией "Детского чтения" А. И. Новикова.

В мир стихотворной лирики ввела его "Детская библиотека" Кампе, переведенная Шишковым; громадное впечатление произвели на него также сочинения Ксенофонта - "Анабазис" и история Кира младшего. Это уже был переход от детских книжек к настоящей литературе. С характерным для него упоением он погрузился в "Россиаду" Хераскова и сочинения Сумарокова; тут же его "сводили с ума" сказки "Тысячи и одной ночи", а рядом с ними читались "Мои безделки" Карамзина и его же "Аониды". Длинный ряд книжных воспоминаний Аксакова показывает, как мало можно считать обстановку, в которой прошло его раннее детство, заурядной обстановкой помещичьего захолустья XVIII века.

Довольно рано к влияниям домашним и деревенским присоединились влияния казенной школы. И казанская гимназия, куда Аксаков поступил на десятом году, и новый воспитатель, суровый и умный Карташевский, и товарищи, и новые интересы - все это сводилось в целый мир, благотворно влиявший на открытую впечатлениям душу. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное - нечто вроде лицея. В гимназии Аксаков провел всего три с половиною года, конец которых запечатлен новыми литературными интересами. Это был, прежде всего, театр, который всегда так занимал Аксакова, особенно в впервой половине его литературной деятельности, и с которым сблизил его товарищ, Александр Панаев, "охотник до русской словесности", "обожатель Карамзина", издатель рукописного журнала "Аркадские пастушки", в котором не решился, однако, принять участие Аксаков, пописывавший втайне. Через год с лишним - в университете - Аксаков уже сам издавал журнал вместе с И. Панаевым. Он пробыл в университете, продолжая также брать уроки в гимназии, до пятнадцати с половиной лет, но эти полтора года много значат в его развитии. Трудно даже сказать, что сыграло здесь большую роль: собирание бабочек или товарищеский журнал, увлечение театром или литературные споры. Собственно "научных сведений" - как он сам жалуется - он вынес из университета немного: однако, что-то носилось в воздухе аудиторий, что-то заражало идеализмом пытливости и знания. Французские лекции натуралиста Фукса, несомненно, сыграли серьезнейшую роль в упрочении той врожденной наблюдательности Аксаков, которая впоследствии давала И.С. Тургеневу право ставить его в известных отношениях выше Бюффона. Здесь он осмыслил свою любовь к природе, здесь закрепил любовь к литературе. Среди казанских гимназистов, пламенно, но поверхностно преклонявшихся пред Карамзиным, один Аксаков оказался, после некоторых колебаний, убежденным сторонником Шишкова. В университете затеяли спектакли. Аксаков быстро выдвинулся среди юных исполнителей; шумный успех сопровождал его выступления и окрылял его; он был даже руководителем любительского кружка. Репертуар был для своего времени довольно прогрессивный: не только "коцебятина", но и отрывки из "Разбойников" Шиллера. Начинающий артист нашел высокий образец в актере и драматурге Плавильщикове, казанские гастроли которого сопровождались восторгами весьма юного студенчества.

Получив от университета аттестат "с прописанием таких наук, какие знал только понаслышке и каких в университете еще не преподавали", Аксаков провел год в деревне и в Москве, а затем переехал с семьей в Петербург. Карташевский уже приготовил для своего питомца должность переводчика в комиссии составления законов, где он сам состоял помощником редактора. В Петербурге произошло первое сближение Аксакова с литературными деятелями - как и можно было ожидать, не теми, которые являлись представителями прогрессивных течений в литературе. Он сблизился с артистом Шушериным, бывал у адмирала Шишкова, познакомился со многими актерами и писателями, еще более пламенно увлекался театром, много беседовал о литературе, но ни из чего не видно, чтобы какие бы то ни было искания в той или другой области занимали его. О политической мысли и говорить нечего; она проходила мимо него, и он вполне присоединялся к вкусам Шишкова. Князь Шихматов казался ему великим поэтом. У Шишкова собирались Державин и Дмитриев, гр. Хвостов, князь Шаховской и другие, составившие потом консервативную "Беседу русского слова"; литературный авторитет стариков был незыблем. В их высоком стиле перевел Аксаков софоклова "Филоктета" - конечно, с французского перевода Лагарпа, - и "Школу мужей" Мольера, причем, по позднейшему признанию автора, эта "комедия отчасти переложена на русские нравы, по существовавшему тогда варварскому обычаю". В эти годы Аксаков жил то в Петербурге, то в Москве, то в деревне. После женитьбы (1816) на Ольге Семеновне Заплатиной Аксаков пытался поселиться в деревне.

Пять лет он прожил с родителями, но в 1820 году был выделен, получив в вотчину то самое Надеждино (Оренбургской губернии), которое некогда было поприщем злодейств изображенного им Куроедова, и, переехав на год в Москву, зажил широко, открытым домом. Возобновились старые литературные связи, завязались новые. Аксаков вошел в писательскую и литературную жизнь Москвы и напечатал свой перевод десятой статиры Буало (Москва, 1821). Но открытая жизнь в Москве была не по карману. Пробыв год в Москве, Аксаков переехал, ради экономии, в Оренбургскую губернию и прожил в деревне до осени 1826 года. Здесь Аксаков написал напечатанное в "Вестнике Европы" (1825 год, No 4, "Эпиграмма") совершенно незначительное четверостишье, направленное против какого-то "журнального Дон-Кихота" - быть может, Н. Полевого, - и идиллию "Рыбачье горе" ("Московский Вестник", 1829 год, No 1) - как бы стихотворное предварение будущих "Записок об уженьи рыбы", в ложноклассической манере, но с живыми колоритными подробностями. Были за это время напечатаны в "Вестнике Европы" (1825) также две критические статьи Аксакова: "О переводе "Федры" (Лобанова) и "Мысли и замечания о театре и театральном искусстве". В августе 1826 года Аксаков расстался с деревней - и навсегда. Наездом он бывал здесь, живал подолгу в подмосковной, но в сущности до смерти оставался столичным жителем. В Москве он встретился со своим старым покровителем Шишковым, теперь уже министром народного просвещения, и легко получил от него должность цензора. О цензорской деятельности Аксакова говорят различно; есть указания, достойные веры и не вполне благоприятные. Но в общем он был мягок; формализма не выносила его натура. Близость с Погодиным расширила круг литературных знакомых. "Новыми и преданными друзьями" его стали Юрий Венелин, профессора П. С. Щепкин, М. Г. Павлов, потом Н. И. Надеждин. Обновились и театральные связи; частым гостем был М.С. Щепкин; бывали Мочалов и другие. В 1832 году Аксакову пришлось переменить службу; от должности цензора он был отставлен за то, что пропустил в журнале И.В. Киреевского "Европеец" статью "Девятнадцатый век". При связях Аксакова ему не трудно было пристроиться, и в следующем году он получил место инспектора землемерного училища, а затем, когда оно было преобразовано в Константиновский межевой институт, был назначен первым его директором и устроителем.

В 1839 году Аксаков, теперь обеспеченный большим состоянием, которое досталось ему после смерти отца, покинул службу и, после некоторых колебаний, уже не возвращался к ней. Писал он за это время мало, и то, что он писал, очень незначительно: ряд театральных рецензий в "Драматических прибавлениях" к "Московскому Вестнику" и в "Галатее" (1828 - 1830) несколько небольших статей. Его перевод мольеровского "Скупого" шел на московском театре в бенефис Щепкина. В 1830 году напечатан в "Московском Вестнике" (без подписи) его рассказ "Рекомендация министра". Наконец, в 1834 году в альманахе "Денница" появился, также без подписи, его очерк "Буран". Это - первое произведение, говорящее о настоящем Аксакове. "Буран" - первый вестник о том, что создавалась надлежащая среда, что впечатлительный Аксакова поддавался новым влияниям, более высоким, более плодотворным. Не сверху, от литературных знаменитостей, не извне шли они, но снизу, от молодежи, изнутри, из недр аксаковской семьи. Подрастали сыновья Аксакова, мало похожие на него по темпераменту, по умственному складу, по жажде знаний, по влечению к общественному воздействию, по идейным интересам. Дружба с сыновьями, несомненно, имела значение в развитии литературной личности Аксакова. Впервые консервативная не только по идеям, а, главным образом, по общему складу мысль зрелого Аксакова встретилась с кипением молодых умов; впервые видел он перед собой то творчество жизни, ту борьбу за мировоззрение, с которой не познакомили его ни догматы Карташевского, ни университетские впечатления, ни поучения Шишкова, ни водевили Писарева. Конечно, переродиться от этого не мог сорокалетний человек, установившийся и по натуре не ищущий; но речь идет только о том влиянии, которое должна была произвести на Аксакова близкая его сыну пылкая молодежь, с ее высокими умственными запросами, с ее чрезвычайной серьезностью, с ее новыми литературными вкусами. Характернейшим проявлением этих вкусов было отношение нового поколения к Гоголю. Аксаков был наблюдателен и в ранней молодости, но писал все время ничтожнейшие стишки и статейки, потому что не только в творениях "высокого стиля", в направлении Державина, Озерова, Шишкова, но в более реальной, сентиментальной повести Карамзина тонкая наблюдательность и трезвая правдивость Аксакова не могли найти применения. Он родился несколько раньше времени. Его дарование было создано для новых форм литературного творчества, но не в его силах было создать эти формы. И когда он их нашел - быть может, не только у Гоголя, но и в "Капитанской дочке" и "Повестях Белкина", - он сумел воспользоваться тем богатством выражения, которое они предоставляли его природной наблюдательности. Не человек Аксаков переродился, а в нем родился писатель. Это было в половине тридцатых годов, и с тех пор творчество Аксакова развивалось плавно и плодотворно.

Вслед за "Бураном" начата была "Семейная хроника". Уже в эти годы известная популярность окружала Аксакова. Имя его пользовалось авторитетом. Академия Наук избирала его не раз рецензентом при присуждениях наград. Он считался мужем совета и разума; живость его ума, поддерживаемая близостью с молодежью, давала ему возможность двигаться вперед если не в общественно-политическом или морально-религиозном мировоззрении, основам которого, усвоенным в детстве, он всегда оставался верен, то в конкретных проявлениях этих общих начал. Он был терпим и чуток. Не будучи не только ученым, но и не обладая достаточной образованностью, чуждый науки, он, тем не менее, был каким-то нравственным авторитетом для своих приятелей, из которых многие были знаменитые ученые. Подходила старость, цветущая, покойная, творческая. Милые устные рассказы Аксакова побудили его слушателей добиваться того, чтобы они были записаны. Но, временно оставив "Семейную хронику", он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его "Записки об уженьи рыбы" (Москва, 1847) были первым его широким литературным успехом. Автор не ждал его, да и особенно ценить не хотел: он просто для себя "уходил" в свои записки. А у него было от чего "уходить" в эти годы, если не от огорчений, то просто от массы событий, захватывавших его, от массы фактов жизни личной и общественной.

Идейная борьба, захватившая всех, достигла чрезвычайного напряжения, и быстро стареющий Аксаков не мог переживать ее перипетий. Он болел, зрение его слабело - и в подмосковном сельце Абрамцеве, в уженьи на идиллической Воре, он охотно забывал о всех злобах дня. "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем "Уженье рыбы". Среди этих отзывов наиболее интересна известная статья И.С. Тургенева. Одновременно с охотничьими воспоминаниями и характеристиками назревали в мысли автора рассказы о его детстве и его ближайших предках. Вскоре по выходе "Записок ружейного охотника" стали появляться в журналах новые отрывки из "Семейной хроники", а в 1856 году она вышла отдельной книгой... Все спешили наперерыв отдать дань уважения таланту маститого мемуариста, и это шумное единогласие критики было лишь отголоском громадного успеха книги в обществе. Все отмечали правдивость рассказа, уменье соединить историческую истину с художественной обработкой. Радости литературного успеха смягчали для Аксакова тяготы этих последних лет. Материальное благосостояние семьи пошатнулось; здоровье Аксакова становилось все хуже. Он почти ослеп - и рассказами, и диктовкой воспоминаний заполнял то время, которое не так еще давно отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному общению с природой. Целый ряд работ ознаменовал эти уже последние годы его жизни. Прежде всего "Семейная хроника" получила свое продолжение в "Детских годах Багрова внука". "Детские годы" (отдельно вышедшие в 1858 году) неровны, менее закончены и менее сжаты, чем "Семейная хроника". Некоторые места принадлежат к лучшему, что дал Аксаков, но здесь нет уже ни той ширины картины, ни той глубины изображения, которые придают такую значительность ограниченному мирку "Семейной хроники". И критика отнеслась к "Детским годам" без былого восторга. Длинный ряд второстепенных литературных работ продвигался вперед параллельно с семейными воспоминаниями Аксакова. Частью, как, например, "Замечания и наблюдения охотника брать грибы", они примыкают к естественнонаучным наблюдениям его, в значительной же части продолжают его автобиографию. Его "Литературные и театральные воспоминания", вошедшие в "Разные сочинения" (М., 1858), полны интересных мелких справок и фактов, но бесконечно далеки по значению от рассказов Аксакова о его детстве. Более глубокое значение имеет и могла бы иметь еще большее, если бы была закончена "История моего знакомства с Гоголем", показавшая, что мелочный характер литературных и театральных воспоминаний Аксакова никоим образом не означает старческого падения его дарования. Эти последние сочинения писаны в промежутках тяжкой болезни, от которой Аксаков скончался 30 апреля 1859 года в Москве.

Об Аксакове справедливо было сказано, что он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем, и что его литературная биография есть как бы воплощение истории русской литературы за время его деятельности. Он не был самостоятелен и не мог создать форм, подходящих к его простой натуре, его бесконечной правдивости; консерватор не по убеждениям, не по идеям, но по ощущениям, по всему складу своего существа; он преклонялся пред признанными традиционными формами высокого стиля - и долго не мог выразить себя достойным образом. Но когда новые формы реального повествования были не только созданы, но и реабилитированы, когда "Повести Белкина" и "Вечера на хуторе близ Диканьки" внедрили в общее сознание, что простой правдивый рассказ не ниже высокой литературы, что душевное содержание, доселе отрезанное от нее литературной условностью, имеет и другие, более скромные по виду и более жизненные по существу формы, Аксаков честно отлил в эти формы то, что без них должно было остаться бесформенной массой устных рассказов и воспоминаний. Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка. Интерес к его сочинениям не убит хрестоматиями, давно расхватавшими отрывки охотничьих и семейных воспоминаний Аксакова, как образцы неподражаемой ясности мысли и выражения. В первое полное собрание сочинений Аксакова не вошли: его рассказ "Рекомендация министра" и полная редакция "Истории знакомства с Гоголем". В новое собрание сочинений, под редакцией А.Г. Горнфельда, снабженное вступительными статьями и примечаниями, не включены ранние литературные опыты, переводы и рецензии. Из вышедших в 1909 году - с прекращением авторского права - очень неполных популярных собраний сочинений некоторые (Поповой, Сытина, Тихомирова и др.) сопровождаются биографическими статьями и комментариями. Отдельно сочинения Аксакова издавались многократно.

С.Т. Аксаков - замечательный русский писатель XIX века, философ и общественный деятель, автор знаменитых книг «Семейная хроника» и «Детские годы Бафова-внука». По мнению исследователя жизни и творчества С.Т. Аксакова М. Чванова, книги писателя имеют особое значение в русской культуре прежде всего потому, что они закладывают нравственные основы детской души. Эти во многом автобиографические книги дают представление о тех условиях, в которых формировался будущий известный русский писатель, о его родителях, об отношениях в семье, о том, что сформировало взгляды и убеждения этого замечательного человека - чуткого и отзывчивого к чужой боли и страданию, нетерпимого к любой несправедливости, доброго и вместе с тем принципиального в своих убеждениях, талантливого художника, тонко чувствующего все прекрасное, умеющего замечать интересное в казалось бы самых обыкновенных предметах и явлениях природы.

«Дом Аксаковых в сороковые годы становится своеобразным центром культурной жизни Москвы, - пишет Е. Анненкова в своей вступительной статье к собранию сочинений С.Т. Аксакова. - Явлением, имеющим общекультурное значение, по праву может быть названа вся аксаковская семья, особая духовная атмосфера которой создавалась прежде всего его главой. Мир аксаковской семьи по-своему уникален».

Выросший под влиянием горячо, самозабвенно любившей его матери, С.Т. Аксаков и свою семью создает как мир взаимной любви-доверия. В семье царила атмосфера разнообразных интересов, духовной близости, взаимного уважения - удивительно добрая и теплая атмосфера. К детям в семье относились с тем же уважением и серьезностью, как и к взрослым. Интересный факт: в письме к своим еще даже не юношам, а почти детям-сыновьям Сергей Тимофеевич всегда каждою и* них называл: «мой сын и друг», а сам подписывался «твой друг и отсец». Он действительно был настоящим другом своим детям, относился к ним без привычной для многих семей авторитарности. а разумно, мудро.

Личность человека формируется в семье, от родителей дети перенимают отношение к жизни, к людям, нравственные правила поведения. Кто же были родители Сергея Тимофеевича Аксакова? Откуда возникли те замечательные отношения, которые царили уже в семье самого Сергея Тимофеевича.

От родителей Сергей Тимофеевич, а затем и ею дети перенял ненависть к крепостничеству, ко всякому насилию, доброту в отношениях к людям. Оба его родителя пострадали от насилия. Отец и мать С.Т. Аксакова - люди глубоко ранимые, испытавшие в своей жизни глубочайшие оскорбления и унижения, от которых их не спасло даже древнее дворянство. Может быть, именно это сформировало такие черты их личности, как ненависть к насилию, жалость, доброта и сочувствие к людям, чувство справедливости.

Отец писателя, Тимофей Степанович Аксаков, в юности был жестоко избит и унижен - за русскую песню. Он служил около года ординарцем фельдмаршала Суворова в Оренбурге. Но Суворов уехал из Оренбургского края, а на его место был назначен немецкий генерал, который отличался беспощадной жестокостью. Однажды генерал и все офицеры были на всенощной службе в церкви. Вдруг тишину нарушила удалая русская песня - по улице Уфы шли трое молодых русских унтер-офицера, один из них пел песню. Генерал приказал схватить их и каждому дать 300 палок... Исполнявшего песню, почти на смерть забитого палками, отвезли в лазарет; там пришлось на нем разрезать 166 мундир - так распухло от побоев его молодое тело; два месяца гнила у него спина и плечи... Еще не выйдя из лазарета, он подал в отставку и стал чиновником четырнадцатого класса.

Много лет существовало мнение, что отец Сергея Тимофеевича был человеком слабовольным, тихим, недалеким, единственным занятием которого была охота. Однако именно отец передал сыну, будущему замечательному русскому писателю, свою любовь к природе, ко всему живому, наблюдательность, чуткость, доброе отношение к людям и к жизни.

Мать С.Т. Аксакова, Ольга Семеновна Заплатина, перенесла в детстве много несправедливости. Её мать была турчанка, Игель-Сюмы, из рода эмиров; двенадцатилетней девочкой при осаде Очакова она попала в плен; потом она попала в семью генерала Воинова. Ее окрестили Марией, научили читать и писать по-русски. Она была необыкновенно красива. Молодой Заплатин полюбил ее и женился на ней. Но прожила она недолго - умерла, когда ей было тридцать с небольшим лет. Отец снова женился, мачеха невзлюбила Ольгу Семеновну, девочка испытала нелюбовь, зло от невзлюбившей ее мачехи и даже дворни, а потом от дворецкого, сумевшего войти в доверие к ее отцу, суворовскому генералу. А потом ей, еще совсем молодой девушке, пришлось взять на себя все заботы большого дома и даже служебные дела больного отца.

В своем автобиографическом романе «Семейная хроника» С.Т. Аксаков в образе Марии Николаевны Зубовой воссоздает образ своей матери, которую горячо любил в течение всей жизни: «Умудренная годами тяжких страданий, 17-летняя девушка вдруг превратилась в совершенную женщину, мать, хозяйку и даже официальную даму, потому что но болезни отца принимала все власти, всех чиновников и городских жителей, вела с ними переговоры, писала письма, деловые бумаги и впоследствии сделалась настоящим правителем дел отцовской канцелярии».

В 1816 году Ольга Семеновна вышла замуж за отца будущего писателя, Т.С. Аксакова. Это была умная и образованная женщина, она сыграла большую роль в жизни писателя. Ольга Семеновна стала не только хозяйкой Аксаковского лома. «Она помогала создать ту интеллектуальную атмосферу, которая здесь царила. Аксаков поверял ей все свои служебные и литературные дела. Она была первым читателем большинства его произведений, первым критиком и советчиком» (С. Машинский).

«И вот в этой семье двух по социальному положению крепостников, но испытавших на себе все ужасы крепостничества, родился С.Т. Аксаков, - пишет М. Чванов. - И всю свою славную жизнь он боролся против крепостничества, против его проявлений и разновидностей его. И привил чувство ненависти к крепостничеству своим детям. И даже его последние слова в жизни, как завещание, были об этом».

Сергей Тимофеевич, которого биограф Н.В. Гоголя называл «министерством общественной нравственности», смотрел и на родной русский народ, как на семью: не может быть здоровой семьи, здорового народа, в котором один угнетает другого, в котором одно поколение отрицает другое.

А еще ту атмосферу любви и дружбы, взаимного понимания, которые существовали между родителями, С.Т. Аксаков перенес и на свою большую семью, основанную на законах взаимного уважения, понимания и любви.

Семья - «основа всего доброго на земле» (К.С. Аксаков). Семья Аксаковых
Семья С.Т. Аксакова, замечательного русского писателя XIX века, была поистине замечательной русской семьей, в ней царили разнообразие умственных и творческих интересов, атмосфера взаимного уважения и любви, духовной общности, любовно привлекала к себе.многих людей. Аксаковские субботы посещают известные писатели, издатели, артисты: М.П. Погодин, П.В. Киреевский. М.Н. Загоскин. Часто бывают Ф.И. Тютчев. 168

A.K-. Толстой, Н.М. Языков, М.С. Щепкин, друзья семьи - знаменитые русские писатели Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой. Особенно любили в семье Аксаковых Н.В. Гоголя. Как писал сам Гоголь своей близкой знакомой А.О. Смирновой-Россет, «Аксаковы способны залюбить до смерти». В каждом письме Гоголя к разным людям хоть несколько строк было посвящено Аксаковым.

Семья Аксаковых была настоящей большой русской семьей. По свидетельству A.C. Курилова, автора вступительной статьи и составителя сборника Константина Сергеевича и Ивана Сергеевича Аксаковых (старших сыновей Сергея Тимофеевича), «Литературная критика», вышедшего в 1981 году, в семье было 6 сыновей и 8 дочерей. По данным A.A. Сиверса, приведенным в дореволюционном издании «Генеалогические разведки» (Санкт-Петербург, 1913), в семье Аксаковых было 4 сына и 6 дочерей.

«Все члены семьи, - пишет один из современников С.Т. Аксакова, - были соединены редким единодушием, полным согласием вкусов, наклонностей и привычек, а с годами на этой почве утверждалась глубокая внутренняя связь, заключавшаяся в общности убеждений и симпатий».

Семья была нравственно крепкая, дружная, в которой, как точно сказал A.C. Курилов, «царствовало согласие и безусловное, непререкаемое доверие всех к каждому и каждого ко всем, где все было чисто, честно, искренне, прямо, откровенно... Чувство причастности каждого к делам и заботам других, душевная чуткость и отзывчивость становятся как бы нравственным императивом, основой личного и общественного поведения всех без исключения детей Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны. Может быть, отсюда возникла страстная и непреложная убежденность Константина и Ивана Аксаковых в том, что будущее России, нашего народа, всех славянских народов самым тесным и непосредственным образом связано с расцветом этого прекрасного и всепобеждающего чувства семьи единой...»

Конечно, как и в любой семье, и в семье Аксаковых иногда возникали споры - между отцом и сыновьями, особенно старшими Константином и Иваном, - о различных проблемах общественной жизни, однако всегда сохранялась атмосфера уважения и искренней дружбы.

Аксаков имел замечательное свойство - учиться у своих детей. А дети в этой семье были поистине замечательные, яркие, талантливые.

Константин Сергеевич, старшей сын Аксакова, первенец от счастливого брака, был, по воспоминаниям современников, личностью замечательной и удивительной, об лом говорили даже его идейные противники. В детстве он проявил блестящие способности, уже в 15 лет поступил на словесное отделение Московского университета.

Он работал в области языкознания, и его деятельность была высоко оценена В. Далем, автором знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». В 1847 году защитил диссертацию - «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка»; был писателем, автором драм и комедий, публицистом, литературным критиком. Его статью «Опыт синонимов» («Публика и народ») потом назову! одним из самых замечательных явлений русской публицистики. Константин Сергеевич был и общественным деятелем, он выступал против социального угнетения, против произвола в обществе, резко обличал образ жизни правящих классов. В 1855 году он передал с графиней Блудовой свою «Записку» царю Николаю I, поразительную по своей смелости и достоинству. Вот небольшой отрывок из нее.

«Не подлежит спору, что правительство существует для народа. а не народ для правительства... Правительство, а с ними и верхние классы, отделились от народа и стали ему чужими... везде обман... Все лгут друг другу... Взяточничество и чиновный организованный грабеж - страшны... Все зло происходит главнейшим образом от угнетательной системы нашего правительства... Та же угнетательная правительственная система из государя делает идола, которому приносятся в жертву все нравственные убеждения и силы...»

Эта записка, представленная царю, была первой по невероятной смелости из многих других частных записок.

Удивительно близкие отношения связывали отца и старшего сына Аксаковых. Со дня своего рождения и до самой кончины Константин Сергеевич расставался с отцом только один раз; именно он в детстве назвал отца ласково «отесенька» вместо «папаша», как было принято в те годы, и после этого все дети большой семьи Аксаковых называли Сергея Тимофеевича именно так. После смерти отца он буквально зачах; сильный человек, геркулесовского телосложения, он заболел чахоткой и умер в 1860 году, когда ему было только 43 года, пережив отца на 19 месяцев.

Многие журналы, критики, современники Константина Сергеевича откликнулись на его смерть:
«Чище, благороднее, невиннее Константина Аксакова мудрено было в нашем веке найти человека». М. Погодин.

«Я хорошо знал лично Константина Аксакова: это человек, в котором благородство - истинная натура». В.Г. Белинский.

Такой же яркой, неординарной, талантливой личностью был и второй сын Сергея Тимофеевича Аксакова - Иван Сергеевич. Когда он умер (это случилось 27 января - 8 февраля - 1886 года) газеты писали:

«Потеря невосполнимая. Иван Сергеевич Аксаков был не только литератор, публицист, общественный деятель, он был - знамя, общественная сила».

«Немногие из общественных утрат производили такое сильное впечатление, как произвела смерть И. Аксакова, потому что имя его пользовалось большой популярностью и в России, и во всем славянском мире; да и в Западной Европе на Аксакова смотрели как на одного из самых выдающихся представителей русского литературного мира и всего русского общества».

«Честен как Аксаков» - это говорили про Ивана Аксакова, и это выражение стало почти пословицей.

Крупный правительственный чиновник, издатель известного «Московского сборника», общественно-политический деятель, председатель Общества любителей российской словесности, основатель и идеолог, руководитель Московского славянскою комитета - это все об Иване Аксакове. В продолжение всей своей жизни он стремился объединить всех людей - в России, в славянских странах. Как руководитель Московски о славянского комитета Иван Сергеевич Аксаков организовывает помощь Сербии и Черногории в их освободительной борьбе против Турции, заем сербскому правительству и сбор средств на нужды борющемуся славянскому народу, организует вербовку и отправку добровольцев в Сербию.

Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 п. он организует помощь болгарским дружинам - сбор средств, покупку и доставку оружия.

Интересен тот факт, что спустя почти сто лет, в связи со 150-летием со дня рождения И.С. Аксакова, орган Министерства обороны Болгарии - газета «Народная Армия» 2 октября 1973 года писала, что болгары во время Русско-турецкой войны называли своих ополченцев «детьми Аксакова». Через И. Аксакова они получили в части 20 тысяч винтовок; оказывается, даже военная форма для ополченцев, т.н. пехотная болгарка, была предложена Аксаковым.

Один из современников Ивана Сергеевича говорил, что ощущает себя русским в грех случаях: когда слушает древние песнопения, когда слышит русскую народную песню и когда читает статьи Ивана Сергеевича Аксакова.

^ Когда Иван Сергеевич умер, похоронили его в Троице-Сер - гиевой Лавре - этой чести не был удостоен даже его отец и никто из «мирских», не церковных людей.

Григорий Сергеевич Аксаков, правовед но образованию, в 1861-1867 гг. был гражданским губернатором на родине отца, в Уфе, при нем было совершено освобождение крестьян. Когда в 1867 году его перевели в Самару, жители Уфы избрали его почетным гражданином города.

Как говорили современники, он был одним из самых замечательных русских губернаторов, человек честный, мужественный, гуманный.

Трех своих старших дочерей С.Т. Аксаков назвал: Вера, Надежда, Любовь; в семье было еще три дочери - Ольга, Мария, Софья. Особое место среди дочерей занимала самая старшая дочь, Вера. Именно она диктовала Сергею Тимофеевичу «Семейную хронику», по сути, она была его редактором. Вере уже ослепший писатель диктовал все свои последние произведения.

Самая младшая из дочерей, Софья, сделала все, чтобы сохранить память об отце и всей семье Аксаковых. Она предприняла отчаянные попытки, чтобы Абрамцево, где прошли последние годы Аксакова, не попало в чужие руки. В 1870 году она продала имение человеку «богатейших дарований» (М. Чванов), страстно влюбленному в Россию, крупному промышленнику и меценату Савве Ивановиче Мамонтову. Тем самым именно ей мы обязаны тем, что Абрамцево, неотделимое от имен се отца, Сергея Тимофеевича Аксакова, братьев, людей, бывавших в нем, вместе с соседними Мурановым, где жил знаменитый русский поэт Ф.И. Тютчев и с Троице-Сергиевой Лаврой, стало одним из нравственных центров России.

Внучка Сергея Тимофеевича, удивительно светлый и чистый человек, сделала много доброго в жизни, и среди всего прочего она создала одну из первых в стране и первую в Башкирии кумысолечебницу для туберкулезных больных (сейчас это санаторий в Башкирии). При ее помощи были изданы многие рукописи из архива семьи Аксаковых, например, «Дневник Веры Сергеевны Аксаковой 1854-1855». Вместе с Анной Федоровной Тютчевой-Аксаковой она издала 3-томный сборник «Иван Сергеевич Аксаков в его письмах». Она всю жизнь помогала людям, поэтому в тяжелые годы Гражданской войны ей, уже старой женщине, помогают крестьяне с. Языково, где она жила; они же ее и похоронили, и бережно ухаживали за ее могилой.

«Сила этой семейной любви была так велика, - вспоминает современник Аксакова С.А. Венгеров, - что она заражала и тех, которые к ней примыкали позднее». Жена Григория Сергеевича, Софья, была не просто невесткой, она стала настоящей дочерью. По ее инициативе в Уфе было построено новое театральное здание; под ее руководством в городе была посажена одна из прекраснейших аллей, которую жители Уфы ласково называли Софьюшкиной аллеей.

«Удивительно цельная и совестливая семья, чувствующая какую-то обостренную ответственность перед родным народом, семья, у которой мы многому должны научиться! Сколько каждый из ее членов, даже уже в третьем поколении, сделал для своего народа», - пишет исследователь жизни и творчества С.Т. Аксакова М. Иванов.




Top