Бориса виппера введение в историческое изучение искусства. Б.Р.Виппер

Е.Н. Домбровская

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям

080105 Финансы и кредит,

080102 Мировая экономика,

080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Москва ИНФРА-М 2008

УДК 657(075.8) ББК 65.052я73 Д66

Домбровская Е.Н.

Д 66 Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 279 с. - (Высшее образование).

ISBN 978-5-16-003067-8

В пособии рассмотрены концептуальные основы бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ и в международной практике, содержание и методика составления отчетных форм и пояснительной записки в коммерческих и некоммерческих организациях. Изложен порядок представления и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представлены структуры консолидированной и сегментарной отчетности, а также методы и этапы трансформации российской отчетности в отчетность, соответствующую международным стандартам.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Для студентов экономических специальностей, аспирантов, преподавателей вузов, практикующих бухгалтеров, экономистов, руководителей. Может быть использовано в качестве учебного пособия по программе подготовки профессиональных бухгалтеров.

ББК 65.052я73

Введение

В рыночной экономике бухгалтерская отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп ее пользователей. Содер­ жание и структура бухгалтерской отчетности в последние годы пре­ терпели существенные изменения. Отчетность приблизилась по сво­ им параметрам к международным требованиям, но процесс ее совер­ шенствования как на отечественном, так и международном уровнях носит перманентный характер. Вопросы реформирования бухгалтер­ ской отчетности постоянно обсуждаются на российских и междуна­ родныхконгрессахбухгалтеровидругихпрофессиональныхфорумах. Речь идет прежде всего о создании эффективной системы отчетных данных, позволяющих пользователям получать всю необходимую по количественным и качественным параметрам информацию.

Рассмотрение вопросов формирования и использования бух­ галтерской (финансовой) отчетности является весьма значимым при подготовке специалистов в области управления и в первую очередь в области бухгалтерского учета.

Учебное пособие «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» по­ строено в соответствии с требованиями Государственного образо­ вательного стандарта высшего профессионального образования. Материал включает изложение теоретических основ формирова­ ния бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также методологию составления отчетных форм.

Учебное пособие состоит из 15 глав, практикума (24 задания) и списка литературы (50 наименований).

В главах 1–3 рассматриваются общие вопросы финансовой от­ четности, а также процедуры, предшествующие ее составлению. Раскрывается содержание понятия «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»; ее назначение, состав, виды и требования, предъяв­ ляемые к ней; порядок нормативного регулирования финансовой отчетности в России; правила оценки отдельных ее статей; дей­ ствующие положения по инвентаризации имущества и обяза­ тельств; последовательность закрытия отдельных счетов в конце отчетного периода.

В главах 4–9 раскрыто содержание и описан порядок составле­ ния отдельных форм бухгалтерской отчетности, в частности бух­

галтерского баланса, отчетов о прибылях и убытках, об изменении капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании полученных средств, а также формирование приложений к бухгал­ терскому балансу.

В 10-й главе изложен материал, относящийся к пояснительной записке, представляющей аналитическую часть бухгалтерской от­ четности. Указаны ее функции и задачи, а также требования к структуре отчетности, а именно к общей ее части, и отдельно -

к разделу, содержащему расшифровки и текстовые пояснения ин­ формации в различных формах бухгалтерской отчетности.

В главе 11 описан порядок представления и публикации бухгал­ терской отчетности, действующий в России.

В главе 12 рассмотрены ошибки при составлении бухгалтерской отчетности, приведена их классификация и порядок исправле­ ния.

В главах 13–15 в сжатом виде изложены отдельные аспекты, связанные с вопросами составления консолидированной бухгал­ терской финансовой отчетности и сегментарной отчетности орга­ низации, а также трансформации бухгалтерской отчетности рос­ сийских организаций в отчетность, составляемую по международ­ ным стандартам.

После каждой главы даны контрольные вопросы и тесты для самопроверки знания студентов. Также в учебном пособии приве­ ден комплекс заданий для самостоятельной работы.

Глава1 Концепции бухгалтерской

(финансовой) отчетности в России

и международной практике

1.1. Понятие, назначение и содержание бухгалтерской отчетности

В условиях рыночных отношений резко возрастает значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности, так как ана­ лиз ее показателей позволяет определить истинное имущественное

и финансовое положение организации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на ос­ нове данных бухгалтерского (финансового) учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет оценить об­ щую стоимость имущества, стоимость иммобилизованных и мо­ бильных средств, материальных оборотных средств, величину соб­ ственных и заемных источников средств организации.

По данным бухгалтерской (финансовой) отчетности устанав­ ливается излишек или недостаток источников средств для фор­ мирования оборотных фондов организации, то есть определяется обеспеченность организации собственными и заемными источ­ никами.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность оце­ нить кредитоспособность организации, то есть способность пол­ ностью и своевременно рассчитываться по обязательствам.

Бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа, результаты которого используются для управления финансово-хозяйственной деятельностью органи­ зации, для оценки эффективности деятельности ее руководства, для выбора направлений инвестирования капитала. Финансо­ вый анализ может выступать в качестве инструмента прогнози­ рования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.

Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности - одна из стадий бухгалтерского (финансового) учета, который вклю­ чает:

1) документирование различных хозяйственных фактов;

2) классификацию учетных данных и отражение на счетах бух­ галтерского учета - в учетных регистрах и Главной книге;

3) формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) анализ деятельности организации, результаты которого ис­ пользуются для принятия различных управленческих решений.

Посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности реализу­ ется основная задача бухгалтерского учета - формирование пол­ ной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении и представление этой информации внутренним и внешним пользователям.

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей бухгалтерская отчетность содержит информацию о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Финансовое положение организации определяется существу­ ющими в ее распоряжении ресурсами, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью и платежеспособностью организации, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функ­ ционирования.

Информация о финансовых результатах деятельности орга­ низации требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые организация будет контролировать в буду­ щем, прогнозировать способность генерировать денежные по­ токи на основе имеющихся ресурсов, обосновать эффектив­ ность, с которой организация может использовать дополнитель­ ные ресурсы.

Информация об изменениях финансового положения органи­ зации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую

и операционную деятельность в отчетном периоде.

Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса. Информация о финансо­ вых результатах деятельности организации отражается показате­ лями отчета о прибылях и убытках. Информация об изменениях в финансовом положении организации обеспечивается данными отчета о движении денежных средств.

Полнота информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях ее финан­

сового положения обеспечивается единством указанных отчетов, а также соответствующими дополнительными данными.

1.2. Стандартизация бухгалтерской (финансовой) отчетности в международной практике

Концептуальные основы формирования бухгалтерской отчет­ ности существуют практически во всех странах. Например, в США действуют положения о концепциях финансового учета, в Велико­ британии - положения о принципах. В Международных стандар­ тах финансовой отчетности концептуальные основы сформулиро­ ваны в главе «Принципы», которая предшествует изложению самих международных стандартов. В России принципы составления бух­ галтерской отчетности изложены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике; кроме этого, ряд принципов провоз­ глашен в некоторых законодательных и нормативных актах.

Как известно, актуальной проблемой развития бухгалтерского учета в России является сближение его с практикой, принятой в странах с рыночной экономикой. Сближение с мировой практикой ведения бухгалтерского учета - необходимое условие для актив­ ного вхождения России в международные рынки капитала. Из всех зарубежных моделей бухгалтерского учета в качестве ориентира для отечественного учета выбраны международные стандарты финан­ совой отчетности (МСФО). Этот выбор законодательно закреплен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, которым утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандар­ тами финансовой отчетности. В результате выполнения этой про­ граммы в настоящее время в России уже многое сделано для пере­ хода на принятую в международной практике систему учета и от­ четности, в частности в применении принципов составления бухгалтерской отчетности. Тем не менее до сих пор данные, состав­ ленные по российским правилам, и данные, подготовленные в со­ ответствии с МСФО, существенно различаются. В связи с этим особое значение имеет изучение основных принципов построения зарубежной отчетности.

Можно выделить несколько моделей (систем) бухгалтерского учета и отчетности, объединяющих страны с общими подходами к организации и методологии бухгалтерского учета и отчетности.

1. Англосаксонская модель. По этой модели работают в США, Канаде, Мексике, Великобритании и ее бывших колониях (Авс­

тралии, Новой Зеландии, Южной Африке). Для этих стран харак­ терна ориентация на интересы таких пользователей, как инвесторы

и акционеры, а также наличие развитого рынка ценных бумаг, вли­ яющего на требование качества бухгалтерской отчетности. В этих странах государственное регулирование бухгалтерского учета от­ сутствует или незначительно. Учет и отчетность регламентируются стандартами, разрабатываемыми независимыми профессиональ­ ными учетными организациями. Высоко развита система подго­ товки учетных кадров, выходящая далеко за пределы националь­ ных границ.

2. Континентальная , или европейская, модель.Объединяет Гер­ манию, Францию, Италию, Бельгию, Швейцарию и другие страны. Основными чертами этой модели являются: сильное воздействие законодательства на регулирование учета; тесная связь учета и на­ логообложения; ориентация на государственные нужды; более слабое развитие профессиональных организаций, выполняющих консультативную роль.

3. Латиноамериканская модель. По этой модели работают Бра­ зилия, Аргентина, Чили, Перу и другие страны, для которых харак­ терны высокие темпы инфляции и государственное регулирование многих учетных вопросов.

4. Прочие модели. Международные стандарты финансовой от­ четности стали разрабатываться исходя из потребностей трансна­ циональных корпораций. Имея дочерние предприятия, филиалы

и представительства на территории нескольких государств, такие корпорации столкнулись с существенными различиями в порядке ведения бухгалтерского учета, в налоговом законодательстве, оцен­ ке средств в балансе. Несопоставимость отчетных данных и недо­ статочная прозрачность отчетности не давали возможности вы­ явить подлинное финансовое положение партнеров по бизнесу в разных странах.

Для гармонизации и унификации учетной теории и практики в 1973 г. профессиональными бухгалтерскими организациями был со­ здан Совет по международным стандартам финансовой отчетности

(СМСФО). В настоящее время в нем участвуют более 100 професси­ ональных бухгалтерских объединений и ассоциаций из 76 стран. Это независимая, неправительственная организация.

Основные задачи СМСФО:

разрабатывать и публиковать учетные стандарты, которые должны приниматься во внимание при составлении фи­ нансовой отчетности;

способствовать распространению этих стандартов, их при­ нятию и соблюдению на международном уровне;

осуществлять работу по совершенствованию и гармониза­ ции национальных стандартов и процедур составления от­

четности.

На мировом уровне Совет - единственная официально при­ знанная организация, выпускающая стандарты финансовой отчет­ ности.

Процедура разработки и выпуска стандартов состоит из не­ скольких этапов и занимает примерно три года.

Каждый стандарт содержит:

задачи и концепции;

круг охватываемых проблем;

терминологию;

критерии применения данного стандарта;

базы оценки и методы учета;

способ раскрытия информации и пояснения.

Процесс внедрения стандартов длительный и трудный. Это свя­ зано в том числе и с отсутствием у Совета юридически директив­ ных полномочий. Поэтому международные стандарты носят лишь рекомендательный характер.

Внедрение стандартов может проводиться по-разному:

включением стандарта целиком или отдельных его положе­ ний в национальное законодательство;

добровольным решением самих организаций следовать предлагаемым нормам.

В Европейском Сообществе процесс гармонизации учета имеет свои особенности, в основе которых:

характер регулирования (более жесткое через законодатель­ ство);

неоднозначное понимание роли бухгалтерского учета (Гол­ ландия, Англия и Ирландия ориентированы на собственни­ ков и кредиторов; Германия, Бельгия, Люксембург - на за­ щиту в первую очередь интересов банков; Франция - в ос­ новном на нужды макроэкономического планирования).

Директивы ЕЭС адресованы правительствам стран-участниц и являются для них обязательными, но оставляют за ними свободу выбора решений о конкретных формах и методах включения ди­ ректив в национальное законодательство.

Особенно важны 4-я и 7-я директивы ЕЭС. 4-я директива , при­ нятая в 1978 г., рассматривает вопросы годовой финансовой отчет­ ности: формы и структуру баланса и отчета о прибылях и убытках; содержание примечаний к этим документам. В отчетности даны рекомендации по оценке согласно исторической (первоначальной) стоимости, но при допущении альтернативных методов: периоди­ ческой переоценки, восстановительной стоимости, учета инфля­ ционного фактора. Директива касается также вопросов подготов­ ки отчетов, их публикации и аудита. Правительства стран - членов ЕЭС могут разрешать определенные допущения и отклонения от требований директивы в отношении объема публикуемой инфор­ мации и аудиторского контроля, но не правил оценки.

7-я директива , принятая в 1983 г., посвящена консолидирован­ ной (сводной) отчетности. В ней дано определение экономической группы организаций, охватываемых консолидацией, и раскрыва­ ется понятие контроля как основного критерия группы.

Эти директивы создали основу принятия аналогичных докумен­ тов в отдельных отраслях экономики, например, в 1986 г. была одобрена директива по годовой и консолидированной отчетности банков и других финансовых институтов.

1.3. Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности

В условиях рыночной экономики любая коммерческая органи­ зация стремится к извлечению экономических выгод. Именно це­ левая направленность является существенной в деловой активно­ сти организации, это же обстоятельство признается важнейшим с точки зрения условий формирования финансовых ресурсов любой организации, ее финансового капитала. Все заинтересованные лица могут быть рассмотрены как потенциальные инвесторы.

Заинтересованными пользователями информации, формирующей­ ся в бухгалтерском учете и отражаемой в бухгалтерской отчетности, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации, обладающие достаточными познаниями и навы­ ками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту инфор­ мацию, а также желающие изучать эту информацию.

Физические и юридические лица, являющиеся пользователя­ ми информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, условно делятся на две основные группы - внутренние и внеш­ ние (рис. 1.1).

Б.Р.Виппер

Введение в историческое изучение искусства

Предисловие

СКУЛЬПТУРА

ЖИВОПИСЬ

Приложение I.

Из проспекта "Введение".

Жанры в живописи.

Приложение II.

Проблема "сходства в портрете

АРХИТЕКТУРА

Примечания

Предисловие

Работа Б. Р. Виппера "Введение в историческое изучение искусства" органически соединяет в себе качества полноценного научного исследования и систематичность специального вузовского курса. Уникальность этой работы в русском и советском искусствоведении определяется тем, что она глубоко и обстоятельно освещает жанрово-технические проблемы, специфику технических основ каждого из жанров изобразительного искусства и их разновидностей, опираясь на обширнейший материал истории изобразительных искусств, на итоги длительных исторических исследований, проведенных автором.

Один из крупнейших советских искусствоведов, член-корреспондент Академии художеств СССР Борис Робертович Виппер (1888 -- 1967) в течение многих лет возвращался к теме и материалам данной работы, совершенствовал текст между началом 1930-х годов (когда складывалась первоначальная редакция) и последними годами жизни (когда готовил ее к изданию). В первой литературной редакции это был полностью записанный курс лекций под общим названием "Теория искусства". Уже тогда материал курса основывался на многих наблюдениях и выводах из совокупности других трудов автора, из большого личного опыта историка искусств, занимавшегося различными его периодами. С 1908 года Б. Р. Виппер выступал в печати с научными статьями, с 1915 года начал работать в Московском университете, затем защитил магистерскую диссертацию "Проблема и развитие натюрморта" и стал профессором университета, где читал ряд курсов и вел семинары по истории изобразительных искусств. Работа в русских музеях, посещение библиотек и музеев Вены, Парижа, Берлина, ряда итальянских городов, Голландии -- все это смолоду обогатило его художественный опыт.

Итак, ко времени создания нового университетского курса Б. Р. Виппер находился во всеоружии историка искусств, располагал огромным материалом как его исследователь, выработал систему собственных взглядов, в частности на ряд проблем специфики художественного творчества в различных родах изобразительного искусства. Уже в первой редакции курса "Теория искусства" научный уровень был так значителен, что автор еще в 1936--1940 годах смог опубликовать (в Риге, затем в Москве) некоторые его фрагменты в качестве оригинальных проблемных статей самостоятельного значения. В дальнейшем научная основа курса лекций все углублялась, частично обновляясь, так что в последней редакции 1964--1966 годов он был опубликован в 1970 году как научное исследование под названием "Введение в историческое изучение искусства".

В итоге теперь перед нами комплексная работа, одновременно теоретически системная, углубленная в вопросы художественной техники и исторически обоснованная в широких хронологических и географических масштабах, то есть, по существу, и "Теория искусства" и "Введение в историческое изучение искусства" вместе. Здесь необходимо вспомнить, что, тщательно и вдумчиво изучая сами памятники изобразительного искусства как художественные организмы, Б. Р. Виппер стремился на практике постичь характер техники в различных видах графического искусства, в скульптуре при различных материалах, в разных жанрах живописи и типах архитектуры. Еще в молодые годы, сразу по окончании университета, он практически изучал живопись в мастерских художников, в частности Константина Юона, а также вникал в принципы архитектурного проектирования под руководством И. И. Рерберга. Он хотел точно, на конкретных примерах, в материалах, в условиях определенных техник познать, как это делается, что именно достигается теми или иными приемами, чему они в конечном счете служат по замыслам того или иного художника. Более того, Б. Р. Виппер стремился постичь, как это делалось в различные исторические эпохи, каким образом и почему эволюционировала техника разных родов искусства, как возникали новые ее особенности и виды. При этом поразительной оказалась его память в самых широких исторических масштабах, от ссылок на искусство Древнего Египта или Китая до примеров из нашей современности. Все исторические периоды были, так сказать, в его распоряжении, все они поставляли ему богатый, многообразный материал. Можно заключить, что история искусств в итоге освещается у него в ее теоретико-технической базе. Но и обратное: техника различных жанров и разновидностей искусства объясняется художественными направлениями различных стилей и исторических периодов.

Все конкретно в этом труде Б. Р. Виппера, вплоть до характеристики материалов, с которыми работали живописцы, скульпторы, архитекторы, "орудий" их производства, составов красок или лаков, способов гравирования, а также выбора той или иной техники в пределах каждого искусства. Но, как правило, техника не рассматривается здесь лишь сама по себе. Она связана с творческими проблемами разных жанров в определенные эпохи, служит различным, исторически изменяющимся художественным задачам. Читатель узнает о преимуществах тех или иных материалов, технических приемов, способов гравировки или возможностей каменной кладки для различных целей скульптуры, живописи, графики, зодчества. Этот принцип художественного обоснования техники в связи с проблемами формы и в подчинении образной системе искусства проходит через всю работу Б. Р. Виппера и сообщает ей высокие достоинства. Она имеет широкое познавательное значение, охватывая полный круг технических проблем и поднимаясь при том на уровень эстетических суждений.

Как известно, в подавляющем большинстве работы по истории изобразительного искусства лишь весьма кратко, попутно касаются вопросов техники художественного творчества или же совсем не прослеживают, как это делается в мастерской художника. С другой стороны, всевозможные технические рекомендации, обращенные к графикам, живописцам, скульпторам, особенно в процессе их обучения, обычно не слишком связываются с кругом эстетических проблем, с характером тематики, со спецификой того или иного жанра, то есть с задачами собственно творчества. В этом смысле "Введение в историческое изучение искусства" Б. Р. Виппера выполняет особую роль: оно учит основам техники (даже ремесла), знакомит с ее историческим развитием, раскрывает многие тонкости технического мастерства, вникает в самую плоть искусства и одновременно приводит бесчисленные примеры, данные анализа, оценки, сопоставления памятников искусства, раскрывая таким образом конечный смысл техники, ее возможности или ее ограниченность. Так преимущества различных видов живописи -- акварели или пастели, фрески или масляной -- оцениваются в зависимости от тематики, стиля, тех или иных образных предпочтений в различных исторических условиях. С аналогичных позиций и в исторической конкретности рассматриваются преимущества (или известные несовершенства) разных пород дерева, различных сортов камня или металла для определенных творческих целей скульпторов.

С общим замыслом труда Б. Р. Виппера связаны в каждом из четырех его разделов -- "Графики", "Скульптуры", "Живописи", "Архитектуры" -обоснование и оценка специфики каждого из рассматриваемых искусств. Отчетливо показаны на конкретных примерах характерные отличия графики от живописи и скульптуры, сильные стороны графики, ее особые выразительные возможности и пределы этих возможностей. Точно так же всесторонне оцениваются специфические художественные качества скульптуры в сопоставлении с другими изобразительными искусствами. Раскрыты и огромные преимущества живописи, и все же своеобразная ее ограниченность в сравнении с графикой или скульптурой. Именно в связи с этими определениями великой силы и относительной слабости того или иного искусства становится закономерным выбор графики (а не живописи), скульптуры (а не графики и не живописи) для творческого решения тех или иных художественных проблем: различных видов графики для книжной иллюстрации, карикатуры, плаката, скульптуры -- в первую очередь для пластического изображения человека. "Если архитектура создает пространство, -- пишет Б. Р. Виппер,-- а скульптура -- тела, то живопись соединяет тела с пространством, фигуры с предметами вместе со всем их окружением, с тем светом и воздухом, в котором они живут". Однако, как замечает дальше автор, возможности живописи при этом отнюдь не беспредельны. Ее преимущества "покупаются дорогой ценой -- ценой отказа от третьего измерения, от реального объема, от осязания. Живопись -- это искусство плоскости и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в иллюзии".


Предисловие


I. Графика


Рисунок


Печатная графика


II. Скульптура


III. Живопись


Приложение I.


Из проспекта "Введение".


Жанры в живописи.


Приложение II.


Проблема сходства в портрете


IV. Архитектура


Примечания


Предисловие


Работа Б. Р. Виппера "Введение в историческое изучение искусства" органически соединяет в себе качества полноценного научного исследования и систематичность специального вузовского курса. Уникальность этой работы в русском и советском искусствоведении определяется тем, что она глубоко и обстоятельно освещает жанрово-технические проблемы, специфику технических основ каждого из жанров изобразительного искусства и их разновидностей, опираясь на обширнейший материал истории изобразительных искусств, на итоги длительных исторических исследований, проведенных автором.

Один из крупнейших советских искусствоведов, член-корреспондент Академии художеств СССР Борис Робертович Виппер (1888 - 1967) в течение многих лет возвращался к теме и материалам данной работы, совершенствовал текст между началом 1930-х годов (когда складывалась первоначальная редакция) и последними годами жизни (когда готовил ее к изданию). В первой литературной редакции это был полностью записанный курс лекций под общим названием "Теория искусства". Уже тогда материал курса основывался на многих наблюдениях и выводах из совокупности других трудов автора, из большого личного опыта историка искусств, занимавшегося различными его периодами. С 1908 года Б. Р. Виппер выступал в печати с научными статьями, с 1915 года начал работать в Московском университете, затем защитил магистерскую диссертацию "Проблема и развитие натюрморта" и стал профессором университета, где читал ряд курсов и вел семинары по истории изобразительных искусств. Работа в русских музеях, посещение библиотек и музеев Вены, Парижа, Берлина, ряда итальянских городов, Голландии - все это смолоду обогатило его художественный опыт.

Итак, ко времени создания нового университетского курса Б. Р. Виппер находился во всеоружии историка искусств, располагал огромным материалом как его исследователь, выработал систему собственных взглядов, в частности на ряд проблем специфики художественного творчества в различных родах изобразительного искусства. Уже в первой редакции курса "Теория искусства" научный уровень был так значителен, что автор еще в 1936-1940 годах смог опубликовать (в Риге, затем в Москве) некоторые его фрагменты в качестве оригинальных проблемных статей самостоятельного значения. В дальнейшем научная основа курса лекций все углублялась, частично обновляясь, так что в последней редакции 1964-1966 годов он был опубликован в 1970 году как научное исследование под названием "Введение в историческое изучение искусства".

В итоге теперь перед нами комплексная работа, одновременно теоретически системная, углубленная в вопросы художественной техники и исторически обоснованная в широких хронологических и географических масштабах, то есть, по существу, и "Теория искусства" и "Введение в историческое изучение искусства" вместе. Здесь необходимо вспомнить, что, тщательно и вдумчиво изучая сами памятники изобразительного искусства как художественные организмы, Б. Р. Виппер стремился на практике постичь характер техники в различных видах графического искусства, в скульптуре при различных материалах, в разных жанрах живописи и типах архитектуры. Еще в молодые годы, сразу по окончании университета, он практически изучал живопись в мастерских художников, в частности Константина Юона, а также вникал в принципы архитектурного проектирования под руководством И. И. Рерберга. Он хотел точно, на конкретных примерах, в материалах, в условиях определенных техник познать, как это делается, что именно достигается теми или иными приемами, чему они в конечном счете служат по замыслам того или иного художника. Более того, Б. Р. Виппер стремился постичь, как это делалось в различные исторические эпохи, каким образом и почему эволюционировала техника разных родов искусства, как возникали новые ее особенности и виды. При этом поразительной оказалась его память в самых широких исторических масштабах, от ссылок на искусство Древнего Египта или Китая до примеров из нашей современности. Все исторические периоды были, так сказать, в его распоряжении, все они поставляли ему богатый, многообразный материал. Можно заключить, что история искусств в итоге освещается у него в ее теоретико-технической базе. Но и обратное: техника различных жанров и разновидностей искусства объясняется художественными направлениями различных стилей и исторических периодов.

Все конкретно в этом труде Б. Р. Виппера, вплоть до характеристики материалов, с которыми работали живописцы, скульпторы, архитекторы, "орудий" их производства, составов красок или лаков, способов гравирования, а также выбора той или иной техники в пределах каждого искусства. Но, как правило, техника не рассматривается здесь лишь сама по себе. Она связана с творческими проблемами разных жанров в определенные эпохи, служит различным, исторически изменяющимся художественным задачам. Читатель узнает о преимуществах тех или иных материалов, технических приемов, способов гравировки или возможностей каменной кладки для различных целей скульптуры, живописи, графики, зодчества. Этот принцип художественного обоснования техники в связи с проблемами формы и в подчинении образной системе искусства проходит через всю работу Б. Р. Виппера и сообщает ей высокие достоинства. Она имеет широкое познавательное значение, охватывая полный круг технических проблем и поднимаясь при том на уровень эстетических суждений.

Как известно, в подавляющем большинстве работы по истории изобразительного искусства лишь весьма кратко, попутно касаются вопросов техники художественного творчества или же совсем не прослеживают, как это делается в мастерской художника. С другой стороны, всевозможные технические рекомендации, обращенные к графикам, живописцам, скульпторам, особенно в процессе их обучения, обычно не слишком связываются с кругом эстетических проблем, с характером тематики, со спецификой того или иного жанра, то есть с задачами собственно творчества. В этом смысле "Введение в историческое изучение искусства" Б. Р. Виппера выполняет особую роль: оно учит основам техники (даже ремесла), знакомит с ее историческим развитием, раскрывает многие тонкости технического мастерства, вникает в самую плоть искусства и одновременно приводит бесчисленные примеры, данные анализа, оценки, сопоставления памятников искусства, раскрывая таким образом конечный смысл техники, ее возможности или ее ограниченность. Так преимущества различных видов живописи - акварели или пастели, фрески или масляной - оцениваются в зависимости от тематики, стиля, тех или иных образных предпочтений в различных исторических условиях. С аналогичных позиций и в исторической конкретности рассматриваются преимущества (или известные несовершенства) разных пород дерева, различных сортов камня или металла для определенных творческих целей скульпторов.

С общим замыслом труда Б. Р. Виппера связаны в каждом из четырех его разделов - "Графики", "Скульптуры", "Живописи", "Архитектуры" - обоснование и оценка специфики каждого из рассматриваемых искусств. Отчетливо показаны на конкретных примерах характерные отличия графики от живописи и скульптуры, сильные стороны графики, ее особые выразительные возможности и пределы этих возможностей. Точно так же всесторонне оцениваются специфические художественные качества скульптуры в сопоставлении с другими изобразительными искусствами. Раскрыты и огромные преимущества живописи, и все же своеобразная ее ограниченность в сравнении с графикой или скульптурой. Именно в связи с этими определениями великой силы и относительной слабости того или иного искусства становится закономерным выбор графики (а не живописи), скульптуры (а не графики и не живописи) для творческого решения тех или иных художественных проблем: различных видов графики для книжной иллюстрации, карикатуры, плаката, скульптуры - в первую очередь для пластического изображения человека. "Если архитектура создает пространство, - пишет Б. Р. Виппер,- а скульптура - тела, то живопись соединяет тела с пространством, фигуры с предметами вместе со всем их окружением, с тем светом и воздухом, в котором они живут". Однако, как замечает дальше автор, возможности живописи при этом отнюдь не беспредельны. Ее преимущества "покупаются дорогой ценой - ценой отказа от третьего измерения, от реального объема, от осязания. Живопись - это искусство плоскости и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в иллюзии".




Top