Чем отличается роман от повести? Особенности жанров. Что такое роман и каким он бывает

Роман (франц. roman or contre roman - рассказ на романском языке) - один из больших повествовательных прозаических жанров, воссоздающий всестороннюю картину жизни обще­ства в тот или иной период через глубокий анализ частной человеческой судьбы, дающий характеры в их многограннос­ти, в развитии и становлении. В центре внимания романис­та - судьбы обыкновенных людей, их будничная, повседнев­ная жизнь. Первоначально слово «роман» обозначало пове­ствовательное произведение на каком-либо романском язы­ке. Позже термин этот получил свое современное значение. Основные жанровые черты романа: оценка действительности с точки зрения одного человека, интерес к жизни отдельной лич­ности, насыщенность действия конфликтами (внешними и внут­ренними), разветвленность сюжета, анализ широкого круга жиз­ненных явлений, большое количество персонажей, существен­ная временная протяженность. М.М. Бахтин выделяет три жан­ровые особенности романа: 1) стилистическая трехмерность, связанная с многоязычным сознанием; 2) коренное измене­ние временных координат литературного образа; 3) новая зона построения литературного образа - зона максимального кон­такта с настоящим в его незавершенности. Большую роль в формировании жанра романа сыграла мемуарная литерату­ра, а также психологические повести.

В Европе романы создавались еще в эпоху античности (ан­тичный любовный роман «Эфиопика» Гелиодора). В XII- XV вв. появляются многочисленные рыцарские романы («Три­стан и Изольда» неизвестного автора, «Смерть Артура» Т. Мэлори). В XVI-XVII вв. появляются приключенческие и аван­тюрно-плутовские романы («Жиль Блаз» Лесажа, «Франсион» Ш. Сореля), источником сюжетов которых становятся опас­ные приключения героя, имеющие счастливую развязку.

Затем в центре внимания романистов - конфликт челове­ка с обществом или конфликт между главными героями. Этот конфликт был рассмотрен впервые еще в литературе сенти­ментализма («Юлия, или Новая Элоиза» Ж.Ж. Руссо). За­тем эта форма романа стала господствующей в творчестве Баль­зака, Стендаля, Диккенса, Лермонтова, Толстого, Достоев­ского. Первые русские романы нового типа - роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Исследователи выделяют фун­даментальные национальные черты, присущие русскому роману. Так, по замечанию Э.Я. Фесенко, это «эпическая (эпопейная) широта; историзм наряду с мифологизмом, глубочайший дра­матизм; стремление «перерыть все вопросы»: социальные, нрав­ственные, эстетические, религиозные».

Существуют различные классификации романов. Темати­ческая: автобиографический, военный, исторический, поли­тический, приключенческий, авантюрный, детективный, фантастический, сатирический, сентиментальный, женский, любовный, семейно-бытовой, роман воспитания, философ­ский, интеллектуальный, психологический и др. Структур­ная: роман в стихах, роман-памфлет, роман с ключом, ро­ман-притча, роман-сага, роман-утопия, роман-фельетон, роман-ящик (набор эпизодов), роман-река (серия романов, связанных общим героем или сюжетом), эпистолярный, те­лероман и др. Кроме того, существует исторически сложив­шаяся классификация: античный роман, викторианский, го­тический, плутовской, эллинистический, рыцарский, на­туралистический, просветительский, модернистский.

Роман - литературный жанр , как правило прозаический , который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный период его жизни.

Роман представляет собой биографию или частичку биографии. Роман – эпос частной жизни, моделирует реальность, но не утверждает, что события – действительно происходящие события.

Роман нужно рассматривать исторически.

Самой старой формой из всех до нас дошедших – роман-авантюра. В них есть некий сюжетный стержень. Состоит в основном из преодоления внешних препятствий, лишен примет времени, психологизма нет, нет изменений в героях. Сюжет этот во многом близок к сказочному сюжету. Но есть подробные описания экзотических стран. Отличие от эпоса – герой, частное лицо. Такие романы были развлекательными.

В античности возникает и другой тип романа – пародийный роман (пародия на авантюрный роман). Пример: Апулей «Золотой осёл». Путешествие по Греции. Опасности мелкого масштаба. Путешествует в образе осла, роман очень откровенный, глазами осла автор может показать низкий быт, который авантюрный роман никогда не интересовал. Открывается перспектива для сатиры.

В Средние века возникает рыцарский роман (куртуазный роман). Создавались в 12-13 веках. Сосредоточен вокруг всего благородного. Это как будто возвращение к сказке. Впитывает мифологичность. (О поиске святого Грааля). Рыцари, которые действуют в этих романах, напоминают сказочных героев. Сказочные мотивы здесь трансформируются. Огромное влияние оказывает куртуазная лирика (о служении прекрасной даме). «Тристан и Изольда» - моменты перехода от сказки к роману.

«Дон Кихот» - самый важный этап в развитии романа. Первоначально – пародия на рыцарский роман. Ознаменовал собой переход от рыцарского романа к собственно роману. В романе широко описывается жестокая жизненная проза. Это и есть то новое, что вносит Сервантес. У Сервантеса рождается новая тема – одинокого чудака в жестоком мире. Эта низкая действительность становится главной в плутовском романе.

Плутовской роман

Героями плутовских романов становились жулики , авантюристы , прохиндеи . Обычно симпатии читателей были на их стороне. Их жертвами становились добропорядочные обыватели, чиновники , криминальные элементы, а также такие же плуты , как и они.

Плутовской роман перерастает в социально-бытовой. Такой роман возникает в 17-18 веках. Постепенно перерастает в психологический. М.М. Бахтин: «Роман – несоответствие героя его судьбе». «Человек больше своей судьбы или меньше совей человечности». Жанр романа становится универсальным. Сама распространенная форма романа – роман биографический.

Возможные варианты повествования в романе:

    с рождения героя до его смерти («Парфюмер » П. Зюскинда , «Доктор Живаго» Пастернак), Обломов;

    с рождения героя до выхода его/её жизни из кризисного состояния жизни («Жизнь Дэвида Копперфильда », Чарльз Диккенс или «Бремя страстей человеческих », Уильям Сомерсет Моэм );

    с точки входа главного героя в кризисное состояние жизни до развязки («Преступление и наказание », Фёдор Достоевский ). Отцы и дети

Формы романа:

культурно-исторический роман (Тургенев, Гончаров)

типичный герой своей эпохи. Такой роман строится как идейный диалог. Роман фактически превращается в исследование.

идейный (идеологический роман) Достоевский. Автор не принимает идей героев, он дает героям высказаться до конца и показывает последствия. «Полифонический роман» (Бахтин)

натуралистический роман

натуралистический роман - это исследование природы, людей и среды. Его авторов больше не привлекает замысловатая интрига, ловко придуманный и разработанный по определенным правилам сюжет.

протетический роман

способен вбирать в себя всё

Роман умрет только вместе с литературой. Это универсальный жанр.

Литературный (от франц. genre — род, вид), исторически складывающийся тип литературного произведения (роман, поэма, баллада и т. д.); в теоретическом понятии о Ж. обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений… … Литературный энциклопедический словарь

Галантный роман (также прециозный роман) жанр французской и немецкой литературы середины XVII века. Прециозный, галантно героический роман представляет собой, с одной стороны, плод трансформации рыцарского романа, а с другой результат влияния… … Википедия

Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности … Литературная энциклопедия

РОМАН (франц. roman, нем. Roman; англ. novel/romance; исп. novela, итал. romanzo), центральный жанр (см. ЖАНР) европейской литературы Нового времени (см. НОВОЕ ВРЕМЯ (в истории)), вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести (см.… … Энциклопедический словарь

А; м. [франц. genre] 1. Исторически сложившийся род искусства или литературы, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; отдельные разновидности этого рода. Музыкальные, литературные жанры.… … Энциклопедический словарь

Роман в стихах литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой. Хотя возможны определённые аналогии между романом в стихах и стихотворным эпосом, особенно в его… … Википедия

Роман - РОМАН одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений и обнимающая несколько главных ответвлений повествовательного жанра. В новой европейской литературе под этим термином поднимается обычно какая… … Словарь литературных терминов

- (франц. genre) (в искусстве) исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие жанр обобщает черты, свойственные обширной… … Большой Энциклопедический словарь

- «Роман» Сингл группы «Винтаж» из альбома Анечка Выпущен … Википедия

Тютчевед, пионер русского интернета Дата рождения: 2 июля 1963 Место рождения: Киев … Википедия

Книги

  • Игра Кота , Роман Юрьевич Прокофьев. Внимание! Аудиозапись содержит нецензурную брань Фантастический роман Романа Прокофьева, первая книга цикла «Игра Кота», жанр боевое фэнтези, героическая фантастика, LitRPG. У торговца… аудиокнига
  • Игра Кота. Книга вторая , Роман Юрьевич Прокофьев. Внимание! Аудиозапись содержит нецензурную брань Фантастический роман Романа Прокофьева, вторая книга цикла «Игра Кота», жанр боевое фэнтези, героическая фантастика, LitRPG. Рынок виртуальной…

Точную и абсолютно полную классификацию такого жанра как роман дать практически невозможно, так как в основном такие произведения всегда находятся в конфликте с принятыми литературными условностями. В этом литературном жанре на всех этапах его развития всегда тесно переплетаются элементы современной драмы, журналистики, и кино. Единственным неизменным элементом романа остается способ повествования в форме репортажа. Благодаря этому основные виды романа все же можно выделить и описать.

Первоначально, в 12-13 вв., слово roman обозначало любой письменный текст на старофранцузском языке и лишь во второй половине 17 в. частично обрело свое современное смысловое наполнение.

Роман социальный

Основой таких произведений служит различных вариантов поведения, принятого в -либо отдельном обществе, и поступки героев, противоречащие или соответствующие этим ценностям. Социальный роман имеет 2 разновидности: культурно-исторический и нравописательный.

Нравописательный роман – это камерное социальное повествование, сосредоточенное на стандартах и нравственных нюансах поведения в обществе. Ярким примером произведения такого вида служит роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение».

Культурно-исторический роман, как правило, описывает историю какой-либо семьи на фоне культурных и нравственных стандартов своего времени. В отличии от нравописательного, этот вид романа затрагивает историю, подвергает глубокому изучению отдельные личности и предлагает собственную социальную психологию. Классическим примером культурно-исторического романа является «Война и мир» Толстого. Примечательно, что такая форма романа очень часто имитируется так называемыми блокбастерами. Например произведение М. Митчелл «Унесенные ветром», на первый взгляд, имеет все признаки культурно-исторического романа. Но обилие мелодраматических эпизодов, стереотипные герои и поверхностная социальная психология говорит о том, что этот роман всего лишь имитация серьезного произведения.

Психологический роман

В данном виде все внимание читателя сосредоточено на внутреннем мире человека. Произведение в жанре психологического романа насыщено внутренними монологами, потоком сознания главного героя, аналитическими комментариями и символикой. «Большие надежды» Диккенса, «Записки из подполья» Достоевского – яркие представители психологической формы романа.

Роман идей

Роман идей или «философский» роман использует своих героев в качестве носителей различных интеллектуальных теорий. В произведениях такого типа всегда много места уделено разного рода идеям и мнениям относительно всего на свете, от нравственных ценностей общества до космоса. Примером такого романа может служить произведение известного философа Платона «Диалоги», в котором и герои являются рупором самого Платона.

Приключенческий роман

Роман поисков, роман с интригой, рыцарский роман, шпионский также относятся к данному типу романов. Как правило, такие произведения насыщены , хитросплетениями сюжета, отважными и сильными героями, любовью и страстью. Основной целью приключенческих романов является развлечение читателя, сравнимое, например, с кино.

Самый длинный роман «Люди доброй воли» Луи Анри Жана Фаригуля, он же Жюль Ромен (Франция) был опубликован в 27 томах в 1932-1946 гг. В романе 4959 страниц и приблизительно 2070000 слов (не считая 100-страничного указателя).

Роман экспериментальный

Главной особенностью экспериментальных романов является то, что их довольно трудно . В отличие от классических видов романа, в этих произведениях рвется логика причин и следствий. В экспериментальном романе может, например, отсутствовать как таковой, знать, кем является главный герой, также необязательно, все внимание здесь уделено стилю, структуре и форме воспроизведения.

Связанная статья

Источники:

  • РОМАН (литературный жанр)

Чарльз Диккенс – английский писатель, очеркист и романист, входит в число крупнейших прозаиков XIX века, признанный классик мировой литературы. Все романы Диккенса написаны в стиле высокого реализма и пронизаны критикой несправедливости лицемерия и пороков общества.

К основным литературным произведениям Диккенса относятся 20 романов, 1 сборник повестей, 3 сборника избранных рассказов и большое количество очерков.

Самые известные романы Диккенса

«Посмертные Пиквикского клуба» – самый первый роман писателя, после издания которого Диккенаса ожидал головокружительный успех. Произведение повествует о комической эпопее, главным героем которой является , чудаковатый, высокоморальный, безупречно честный, беззаветно смелый и бесконечно наивный оптимист мистер Пиквик – создатель одноименного клуба. Роман по своему сатирическому изложению жизни английского общества и гротескному главному герою очень похож на «Дон Кихота» Сервантеса.

Диккенс довольно частот самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю.

«Приключения Оливера Твиста» – второй роман, рассказывающий историю жизни маленького мальчика-сироты, вынужденного скитаться по лондонским трущобам. На своем пути он встречается с низостью и благородством людей из различных слоев английского общества. На страницах произведения изображены довольно правдоподобные картины жизни британского общества XIX века. В этом романе писатель выступает как гуманист, утверждая силу доброго начала в человеке. Искреннее стремление мальчика Оливера к честной жизни побеждает жестокую судьбу, и все заканчивается хорошо.

Следующим романом Диккенса был «Жизнь и приключения Николаса Никльби», который продолжил тему уничтоженного детства. Как и «Оливер Твист», эта сказка имеет хороший конец. Роман выпускался небольшими частями с марта по в 1839 году.
Еще до того, как был издан последний выпуск «Николаса Никльби», писатель приступает к работе над новым проектом под названием «Лавка древностей», который также издавался небольшими частями каждую неделю c апреля 1840 года по февраль 1841 года. Роман пользовался большой популярностью в Великобритании и в Америке.

Сразу по окончании публикации «Лавки древностей» в таком же формате начинает выходить новое произведение писателя под названием «Барнеби Радж». Этот роман был выношенной вещью Диккенса, его он обещал еще своему самому первому издателю в 1836 году, но увлекся «Пиквикским клубом» и отложил дело на потом.

После этого началось издание книг, входящих в сборник избранных произведений под общим названием «Рождественские повести», которые были посвящены теме и всего, что с ним связано. В данный сборник включены такие произведения писателя как: «Рождественская », «Колокола», «Сверчок за очагом», «Битва жизни», «Гонимый человек». Все произведения входящие в данный сборник написаны в стиле социальной проповеди, но в легкой художественной форме.

После путешествия в Америку Диккенс роман-пародию на американский образ жизни под названием «Мартин Чезлвит». Многим заокеанским критикам и читателям не понравилась едкая сатира писателя, они встретили данное произведение в штыки и осудили писателя, посчитав издание романа крайней бестактностью.

Следующий роман писателя «Домби и сын» стал одним из лучших в творчестве Диккенса. В этом произведении очень хорошо прописаны все грани таланта Диккенса. Богатство красок, бесконечная череда чудаковатых персонажей, жизненных положений и ситуаций, постоянное изящное, негодование, граничащее с революционным пафосом: всем этим наполнен роман «Домби и сын».

Еще одним крупнейшим произведением Диккенса, которое уже не содержало количество юмора и в многом было автобиографичным, стал роман «Дэвид Копперфильд», вышедший после издания «Домби и сына». Произведение имеет серьезную и тщательно продуманную тему протеста против нового бездушного капиталистического общества и восхваления моральных ценностей и семьи.

Несмотря на то, что в своем завещании писатель просил не ставить ему памятников, в 2012 году было принято решение поставить памятник на главной площади Портсмута. Памятник будет открыт 9 июня 2013 года, автор Мартин Джеггинс.

Поздние произведения

После «Дэвида Коперфилда» в романах Диккенса появляется больше меланхолии и безысходности, юмор отходит на второй план, неоспоримые в прошлом ценности все чаще подвергаются сомнению. К поздним произведениям писателя относятся романы: «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит», «Повесть о двух », «Большие надежды», последний законченный роман «Наш общий друг» и неоконченное детективное произведение «Тайна Эдвина Друда».

Источники:




Top