Что сказал инженер в прометее. Создатели - инженеры - космические жокеи

Прошло уже больше года со смерти Ганса Рудольфа Гигера, а это значит, что пора вспомнить главное его детище. Далее будет написана полная каноничная история Вселенной Чужого.

Создатели

Примерно за 35000 лет до нашей эры некая группа далекой инопланетной расы Создателей (они же "Инженеры", другое название - "Космические Жокеи" (на съемках "Чужого") или "Пилоты" (Гигер). Название "Мала"как" из Aliens: Original Sin не может считаться каноничным.) обнаружила планету Земля. В ту пору Землю населяли люди, которые находились в своем тогдашнем неразвитом состоянии на протяжении сотен тысяч лет. То есть никакого прогресса и развития на Земле не сущестововало, а люди были подобны животным. Создатели обратили свое внимание на интересную и перспективную расу землян и подтолкнули человечество к прогрессу засчет направленного изменения человеческой ДНК. Видимо высокоразвитая раса Создателей занималась подобными делами не в первый раз, исследуя космос и находя неразвитые расы. (Нечто подобное мы можем увидеть в "Космической одиссее" Стэнли Кубрика, где неизвестный черный параллелипипед выступает как неизвестное начало, "делающим из обезьяны человека").

Обратите внимание, что в фильме "Прометей" ясно дается понять, что это сами Инженеры создали человечество. В оригинальном же сценарии Инженеры лишь подтолкнули людей к прогрессу, что должно считаться более каноничным, ибо в таком случае нераскрывается тайна происхождения человечества, что научной фантастике только на пользу.

После этого, на протяжении тысяч лет Создатели контролировали развитие человечества и те древние письмена и зарисовки инопланетной расы, что можно увидеть в "Прометее", показывают, что человечество с уважением и благоговением относились к "своим богам".

Нужно отметить, что эти зарисовки делали сами люди, а не Инженеры (как можно подумать из фильма).

Однако вскоре контроль за человечесвом стал удаленным, сами Создатели перестали посещать Землю и дали человечеству возможность самим развиваться без какой-либо внешней помощи.

Так продолжалось примерно до 3-го века нашей эры, (расцвет и последующий кризис Римской империи), когда Создатели, посетив Землю, решили, что человечество, перестало соответствоваль ожиданиям пришельцев. Что именно это были за ожидания остается тайной. Однако после посещения Земли было принято решение полностью уничтожить не только человечество, но и всю остальную жизнь (видимо, неразумная жизнь не расценивалась Инженерами как имеющая право на существование).

Именно с этой целью на далекой планете в тайне от остальных было создано биологическое оружие - ксеноморфы (Чужие), которые идеально подходили для для убийства всего живого. Похоже люди были не первые, кто должен был быть уничтоженным Создателями, но об этом история умалчивает.

Однако ужасному плану не дано было свершиться. Несколько десятков кораблей, перевозивших ксеноморфов для бомбардировки Земли были по неосторожности самих Создателей атакованы ксеноморфами. В результате этого инцидента были уничтожены все Создатели, находившиеся на борту кораблей. Видимо так Господь решил показать "Создателям", кто на самом деле Бог и кто имеет право вершить судьбы целых рас...

В изначальном каноничном сценарии к "Прометею" вообще отсутстовала какая-либо жидкость, играющая столь важную роль в получившемся фильме. Биологическим оружием являлись именно ксеноморфы, спящие в сосудах, а не непонятная жидкость.

Но один Инженер все-таки выжил. Именно его судьбу и должен был рассказать фильм "Прометей", однако слишком амбициозные планы Ридли Скотта погубили идею.

Оказывается, что та группа Инженеров, возомнившая уничтожить Землю, приняла это решение в одиночку, возгордившись и не посоветовавшись с Верховным Советом своей расы. Видимо гордость, тщеславие и желание побыть "богами" не позволили этой групе пришельцев обратиться за советом к своей расе, так как благородная раса Инженеров не пошла бы на уничтожение целого человечества.

В результате своей горделивости Инженеры были уничтожены. В "Прометее" мы видим голограмму, на которой показана группа из нескольких инопланетян, стремительно убегающая от неизвестной опасности. На самом деле они бегут к кораблю, на котором должны были спастись, однако сделать это им не удалось, все были убиты ксеноморфами.

Последний выживший "Космически Жокей", уже инфецированный лицехватом убежал от ксеноморфов и, осознавая свою скорую гибель, лег в капсулу анабиоза, предварительно послав сигнал бедствия. Инженер расчитывал, что его сигнал дойдет до родной планеты или до космического корабля Инженеров и соплеменники смогут его спасти. Так он прождал спасения в своем сне 2000 лет. Пока "помощь" не пришла с неожиданной стороны.

История Weyland-Yutani Corporation


Логотип корпорации

В приключенческой повести классика английской литературы Джозефа Конрада "Сердце тьмы" (1902 год) события разворачиваются в Центральной Африке, куда по заданию "Компании" отправляется моряк Марлоу, от лица которого и ведется рассказ. Ему поручено приплыть на удаленную станцию и увезти с тобой одного из агентов компании по фамилии Курц.

До "Чужого" Ридли Скотт снял всего одну крупную работу. Это были "Дуэлянты", поставленные как раз по повести Конрада Джозефа "Дуэль". Скотт внимательно изучил творчество англичанина и хорошо запомнил некую безымянную "Компанию" из "Сердца тьмы", которой потом было дано имя Weyland-Yutani Corporation.

История корпорации Weyland-Yutani противоречива, как противоречивы версии ее создания и развитии в версии "Прометея" и в других фильмах о вселенной Чужого. Ридли Скотт не считал фильмы "Чужой против Хищника" каноничными, поэтому проигнорировал как, согласно этим фильмам, была создана корпорация. Однако и сам Ридли, как известно, полностью нарушил каноны вселенной в фильме "Прометей".

Согласно данному описанию каноничными могут считаться только первые два фильма "Чужой" (1979) и "Чужие" (1986). "Чужой 3" и "Чужой: Воскрешение" не могут считаться каноничными, так как коммерческая основа данных фильмов с огромным количеством нелепых неувязок выбивает эти фильмы из канона. Также каноничной вообще не может считаться франшиза "Чужой против Хищника". Сюжет же фильма "Прометей" может считаться каноничным только с оговоркой на изначальный сценарий, который предпологал приквел к "Чужому" (1979) и события в котором разыгрывались на планете LV-426, как в оригинальном "Чужом" (а не на некоей LV-223, как в редакции Скотта).

Далее будет приведена наиболее каноничная версия создания и развития Weyland-Yutani Corporation (различия в версиях вы всегда можете посмотреть на Википедии).


В 1990 году в семье профессора Оксфордского университета по сравнительной мифологии рождается Питер Вейланд.

В 2012 году Питер Вейланд, в возрасте 22 лет, основывает Weyland Industries . Путем талантливого и, вместе с тем, агрессивного ведения бизнеса Weyland Industries становится одной из самых успешных и дорогих корпораций на планете.

2029 год. Weyland Corporation выигрывает многолетний патентный спор со своим основным японским конкурентом Yutani Corporation, подтвердив право интеллектуальной собственности на андроида Дэвида.

2073 год. Weyland Corporation, объеденив усилия множества ученых из самых разных сфер, расшифровывает древние изображения и письмена, которые были сделаны людьми, имевшими контакт с Создателями. Данные изображения копируют звездную систему, которая, по-видимому, была высечена на кораблях пришельцев. Вместе с изображениями приводились письмена, написанные, как это следует из фильма, праиндоевропейским языком, которому людей обучили Инженеры. Однако, данные письмена и изображения, которые расшифровали ученые, приведут искателей в дальнейшем не на родную планету пришельцев, а на ту самую LV-426 в созвездии Дзета 2 Сетки, на которой и разворачиваются события "Чужого" (1979).

Запускается проект "Прометей".


2093 год. Экспедиция Питера Вейланда, которому уже 103 года, высаживается на планетоид LV-426. Миссия держится в строжайшей секретности: практически никому, в том числе и значительной части самого экипажа, неизвестно о ее предназначении.

События фильма "Прометей". Смерть Питера Вейланда и всей экспедиции.

После пропажи Питера Вейланда корпорация Weyland Industries объединяется с японским гигантом Yutani Corporation. Создается крупнейшая на Земле мегакорпорация Weyland-Yutani Corporation. Корпорация продолжает поиски иноземных цивилизаций. О миссии и находке Вейланда ей ничего не известно.

2122 год. "Вейланд-Ютани" запеленговала сигнал бедствия с планеты LV-426 и отправила для изучения места катастрофы космический корабль-тягач «Ностромо», который вёз с рудника на Тедусе 20 000 000 тонн минеральной руды на Землю. Сюжет фильма «Чужой».

Загадкой для зрителя остается происхождение сигнала. Либо это сигнал с потерянной экспедиции "Прометея". Либо это тот самый сигнал, что подал последний выживший Жокей.

Весь экипаж "Ностромо" погибает, за исключением Эллен Рипли (которой, в изначальной версии сценария, Чужой должен был откусить голову в конце фильма).


2179 год. События фильма "Чужие". Спустя 57 лет Weyland-Yutani обнаруживает корабль Эллен Рипли. Как и предполагала корпорация, на LV-426 найден образец инопланетной цивилизации, которую так долго искала Компания. Однако, ради сохранения репцтации Компании, саму Рипли объявляют сумасшедшей и лишают лицензии пилота. После потери связи с колонией на LV-426 Компания снаряжает военную группу, которая отправляется вместе с Рипли на загадочный планетоид. Весь экипаж корабля "Сулако" погибает. В живых остается только Рипли, спасенная девочка Ньют, капрал Хикс и андроид Бишоп.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\/////////////////////////////////////

Согласно канону, дальнейшая история Weyland-Yutani Corporation неизвестна .

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\/////////////////////////////////////


Философия корпорации Weyland-Yutani станет архетипичной для целого спектра различных компаний и корпораций зла как в литературе, так и в кинематографе и в компьютерных играх.
Основываясь на повести Конрада "Сердце тьмы", Ридли Скотт смог точно передать дух дьяволской "Компании", посылающей в далекие дали своих подопечных, не заботясь об их безопасности. Но главное в том, что уже сейчас существуют корпоративные монстры, которые давно предсказаны в фильме "Чужой".

Название корпорации Weyland-Yutani происходит от сочетания британской автомобилестроительной компании Leyland и фамилии соседа дизайнера "Ностромо" Рона Кобба. Любопытно также отметить, что Вейланд (Weyland) также - бог-кузнец в языческой северной Европе. Позже, как и другие языческие боги, Вейланд стал считаться ипостатью Сатаны. Таким он вошел в роман Булгакова "Мастер и Маргарита" под именем "Воланд". Логотип Weyland-Yutani Corp также использует industrial группа :Wumpscut:, чья музыка могла бы послужить неплохим саундтреком к Вселенной Чужого.

В фильмах особенно подчеркнута аморальная сторона корпорации. Ради собственной информационной безопасности и поиска инопланетных цивилизаций корпорация готова пожертвовать многими человеческими жизнями.

Компания (которая «строит лучшие миры») хочет привезти Чужого на Землю, поскольку, как говорит Картер Бёрк, представитель компании во втором фильме «Чужие» это «принесёт миллионы подразделению биологического оружия». Компания пожертвует всеми и применит любые средства для достижения своей цели. В фильме «Чужие» есть сцена заседания корпорации, в которой Pипли получает выговор за то, что не оценила «денежную стоимость» заражённого пришельцами корабля и позволила ему разбиться. Это же высказывание повторяется позже в фильме как объяснение того, почему поселение на планете LV-426, населённое Чужими, не было взорвано. Попытка Бёрка искусственно осеменить Рипли и маленькую девочку пришельцем заставляет Рипли гневно осудить его корпоративную мораль: «Знаешь, Бёрк, я не знаю, какие существа хуже. Они ведь не убивают друг друга из-за долбанного процента» (You don’t see them fucking each other over for a goddam percentage). Хладнокровные, сумасшедшие люди, работающие на Weyland-Yutani предстают в этих фильмах как настоящие монстры. Не случайно корабль в первом фильме называется «Ностромо» — это отсылка к роману Джозефа Конрада, в котором «nostro homo», нашего человека, предают ради интересов корпорации. Чужой просто следует своей природе, убивая людей, в то время как «наши люди» санкционируют убийства, следуя инструкциям Weyland-Yutani.


В фильме "Прометей", на вопрос Холлуэя действительно ли андроиды так похожи на людей, Дэвид острит: "Надеюсь, не слишком".

Встреча с иной формой жизни

В 2093 году экспедиция Вейланда высаживается на LV-426. Экипажу ничего не известно о подлинной миссии экспедиции. Крайняя секретность нужна была для того, чтобы свести к минимому любую утечку информации, в первую очередь, главному конкуренту - Yutani Corporation. Старик нанял специалистов вслепую, пообещав им тройную оплату. Крайняя законспирированность и большая продолжительность миссии не вызывала доверия у серьезных специалистов, поэтому команда в основном состояла из авантюристов и ученых-энтузиастов. Именно, во многом, непрофессиональность и некомпетентность участников экспедиции в экстемальных условиях и привела к их скорой гибели.

Попадая на космический корабль Жокеев, экспедиция обнаруживает значительное количество капсул, в которых находится то самое биологическое оружие, которым должны были уничтожить жизнь на Земле 2000 лет назад.

Проходя в главный зал на корабле, ученые обнаруживают ту самую камеру гиперсна, в которую лег последний выживший зараженный Инженер. В камере все химические реакции практически останавливаются, поэтому любое живое существо, находящееся там, может почти неограниченно долго находится в состоянии гиперсна. На это и был расчитан хитрый план Инженера: когда его спасут свои соплеменники, они успеют провести нужную операцию до того, как ксеноморф разорвет его грудь.

Вейланд просит открыть капсулу, дабы лично встретиться с "богом".

Разумеется, когда сон Инженера был прерван и он увидел своих "спасителей", тот пришел в замешательство. Те, кто должен был быть уничтожен 2000 лет назад прилетают на его корабль и будят его из гиперсна.

Инженер спрашивает на праиндоевропейском кто они такие и что они здесь делают. Дэвид объясняет ему, что они прилетели сюда, потому что Вейланд желает обрести бессмертие. Инженер спрашивает зачем ему нужно бессмертие. Вейланд отвечает, что сотворил Дэвида, бессмертного андроида, из ничего, и теперь он сам стоит здесь перед ним "потому что они боги, а боги не умирают". После этого Инженер понимает, что его сигнал не дошел до родного мира и человечество не было уничтожено. Более того, оно развилось настолько, что смогло достичь его корабля и пробудить его ото сна. В ярости от осознания произошедшего и от дерзости старика Инженер отрывает голову Дэвиду и убивает всех, кто его пробудил, в том числе старика Вейланда. После этого он сажается в кресло пилота и отправляется на Землю, дабы завершить свою миссию.

Но как только он поднял корабль в воздух, из его груди вырвался ксеноморф, который также пробудился ото сна в его теле. Корабль потерял управление и рухнул обратно на поверхность планеты. А Инжинер так и остался лежать в своем кресле, пока через 29 лет не был обнаружен экипажем "Ностромо".

В оригинальной версии "Чужого", созданного Гигером, Создатели были огромного, порядка 5-7, метров роста и значительно превосходили человека. В "Прометее" Инженеры выглядят значительно скромнее, высотой около 3-х метров.

По канону, вырвавшийся из груди Создателя Чужой должен был бы убить весь остальной экипаж "Прометея". Но в оригинальном сценарии, в котором логичность концовки страдает, мы можем прочитать, что в финальной сцене главная героиня (которая спаслась от Инженера) убивает того дисковой пилой. Поэтому данная концовка не может считаться каноничной, ибо в противном случае нарушалась бы логика и история Вселенной, так как экипаж "Прометея" благополучно бы достиг Земли.

Убив всех участников "Прометея", ксеноморф (который является, не будем забывать, разумным существом) заразил всех людей, путем открытия емкостей с лицехватами. В результата одного такого заражения, на свет появляется матка Чужого, которая и откладывает те самые яйца, обнаруженные экипажем "Ностромо" почти через 30 лет.

После того, как яйца были отложены, все ксеноморфы, включая, по-видимому, и матку, погибают в течении того времени, пока корабль не находит "Ностромо".

Обнаружив неизвестный сигнал, на корабле сработала инструкция, согласно которой все члены экипажа должны были последовать на сигнал и исследовать его источник. Экипаж пробуждается от гиперсна и обнаруживает себя вместо родной Земли, на которую двигался грузовой корабль, в неизвестном созвездии Дзета 2 Сетки.

"Ностромо" высаживается на планетоиде под названием LV-426 и направляет группу в поисках источника сигнала.

Через несколько часов группа находит корабль пришельцев и обследует его. В кресле пилота сидит тот самый последний выживший Инженер с проломанной грудью.

Участник группы по фамилии Кейн, двигаемый интересом, самостоятельно спускается в помещение, в котором тридцать лет назад матка Чужого отложила яйца. В результате один из лицехватов, выбравшись из яйца, атакует Кейна.

Кейна доставляют на борт "Ностромо", и, нарушая инструкцию безопасности, согласно которой никто не может зайти на борт в течении 12 часов после заражения, андроид Эш открывает люк и пускает группу с Кейном на борт.

После этого ксеноморф, выбравшийся из Кейна, убивает всех членов "Ностромо". Выживает только Эллен Рипли.

В конце фильма "Чужой" корабль "Ностромо" уничтожается Рипли и все данные с него пропадают. Рипли вместе с котом погружается в гиперсон, в котором ее и обнаруживают через 57 лет Weyland-Yutani.

Оказывается, что за это время на Ахероне (так называется в "Чужих" планета LV-426) построена человеческая колония "Надежда Хадли", чьи жители не встречались с тем, о чем говорила Рипли.

Но, через несколько месяцев после спасения Рипли, корабль Создателей наконец обнаруживает семья колонистов, которая и становится первой жертвой ксеноморфов. После того как несколько ксеноморфов вырвались из зараженных тел трех членов семьи (спастись удалось только маленькой девочке), те напали на колонию и со временем все жители колонии стали биолгическими утробами для вынашивания ксеноморфов. Именно после того, как с ними и пропала связь Weyland-Yutani отправляют корабль "Сулако" вместе с Рипли, чтобы узнать, что стало причиной долгого отсутствия связи с колонией. Экипаж "Сулако" обнаруживает тысячи ксеноморфов, которые были выношены к телах жителей колонии. В результате нападения ксеноморфов весь экипаж "Сулако" погибает. Выживает Рипли и капрал Хикс. Вместе со спасенной девочкой Ньют, родители которой обнаружили кораблль Создателей и с разорванным на куски андроидом Бишопом они спасаются с планеты.


На этом история Вселенной Чужого заканчивается. Третий фильм режиссера Дэвида Финчера с первых же минут выглядит абсолютно чуждым Вселенной Чужого (простите за каламбур). Четвертый фильм это и вовсе черт знает что такое. Отдельная Вселенная Чужого против Хищника должна рассматриваться отдельно и не смешиваться с каноничной Вселенной Чужого. Особняком стоит компьютерная игра "Alien: Isolation" (2014), сюжет которой повествует о событиях, произошедших через несколько лет после пропажи "Ностромо". Дочь Эллен Рипли Аманда, которая также работает в Weyland-Yutani Corporation не теряет надежды разыскать свою мать и отправляется на списанную космическую станцию "Севастополь", где, по словам андроида, связавшегося с ней, находится черный ящик с "Ностромо". Но насколько эта игра соответствует канону мы поговорим в следующий раз.


Последняя часть рассказа о том, как создавалась франшиза про чужих. Конечно, можно заметить, что в “Прометее” настоящих чужих собственно говоря и не было. Но они могли там появиться, сложись все немного по другому. Впрочем, обо всем по порядку.

На перепутье

После выхода фильма “Чужой: Воскрешение ”, франшиза про ксеноморфов несколько лет находилась на перепутье. С одной стороны, существовали планы сделать “Чужого 5 ”, в частности, у Джосса Уидона была концепция продолжения "Воскрешения", а Сигурни Уивер традиционно заявила, что в принципе, может и снимется в пятой части, если ей понравится гонорар история.

С другой стороны, с начала 90-х в разработке находился “Чужой против Хищника ” по сценарию Питера Бриггса (его подробный обзор можно ). Но против этого проекта играло несколько факторов. Во-первых, Сигурни Уивер была категорически против идеи скрестить две франшизы и даже угрожала продюсерам, что если те запустят фильм в производство то она никогда больше не будет играть роль Рипли. Во-вторых, вокруг этого сценария велось несколько судебных тяжб. Все это привело к тому, что проект был заморожен почти на десятилетие.

Где-то в 2002 году Джеймс Кэмерон совместно с другим автором (к сожалению, его имя так и не было названо) начал писать сценарий “Чужого 5”, который должен был наконец раскрыть тайну происхождения инопланетного звездолета на LV-426. Кроме того, по его собственным словам, в пятой части истории Кэмерон планировал исправить то, что авторы “Чужого 3 ” сделали с "его персонажами". К сожалению, подробности того, как именно он собирался это сделать, так и остались тайной.

Режиссером фильма планировал стать Ридли Скотт, о чем была достигнута соответствующая договоренность. Где-то в это же время по сети стал гулять слух, что Арнольд Шварценеггер заинтересовался проектом и готов исполнить в нем одну из ролей.

Один из забавных фан-артов на эту тему

Но затем случилось то, что случилось - представители студии уведомили Кэмерона, что у них есть новый, “действительно хороший сценарий Чужого против Хищника” за авторством Пола Андерсона . Кэмерон не пришел в восторг от этого решения и остановил всю дальнейшую работу над проектом. Ну а что он в итоге снял дальше, думаю всем известно.

И вот, в 2004 году на экраны вышел “Чужой против Хищника” Пола Андерсона. Фильм уверенно отбил бюджет и принес прибыль, но и критики и значительная часть зрителей, все эти годы так ждавшие фильм, были сильно разочарованы. Через 3 года вышли “Чужие против Хищника: Реквием ”. Несмотря на то, что и фильм братьев Штраус принес некую прибыль, недовольство его качеством среди фанатов было таким, что даже студии стало очевидно что вновь созданная франшиза фактически приказала долго жить.

Начало разработки проекта

Вполне возможно что именно отказ Кэмерона от разработки “Чужого 5” стал своеобразной точкой отсчета для приквела “Чужого”. Ридли Скотт всерьез загорелся идеей вернуться к инопланетному космическому кораблю и его создателям, но решил вместо продолжения, рассказать предысторию событий, произошедших на LV-426. Чтобы заручиться поддержкой студии, в 2009 году он устроил презентацию, где подробно рассказал о своем видении будущего фильма. Скотт добился своей цели - студия согласилась вернуться к Чужому, но при условии, что британец лично срежиссирует фильм.

Дело в том, что первоначально Скотт хотел ограничиться лишь продюсированием, надеясь пролоббировать кандидатуру своего протеже Карла Ринша на пост режиссера. Но студия была готова была выделить деньги только при условии, что сам Скотт будет у руля. И после некоторых колебаний, Ридли согласился срежиссировать первый с 1982 года фантастический фильм.

Теперь, имея режиссера, проекту был необходим сценарист. Выбор продюсеров пал на Джона Спэйтса , который в современном Голливуде считается автором, к которому нужно обратиться, чтобы написать “какую-нибудь космическую фантастику”. Если кому интересно, каким образом Спэйтс получил такой статус - то об этом я писал в .


Джон Спэйтс

Спэйтс принял вызов, и подробно изложил все свои мысли насчет возможного сюжета, персонажей и того, в каком направлении будет двигаться история в 20 страничном меморандуме. Как и Скотт, Спэйтс хотел вернуться к кораблю на LV-426 и рассказать про цивилизацию Космических жокеев, которая была вплетена в историю эволюции человеческой расы. Правда в отличии от режиссера, Спэйтс не планировал делать Жокеев (которые позже сменили название на Инженеров) внешне похожими на человека - но впоследствии, Скотт настоял на своем видении и Инженеры обрели известный ныне облик.

В остальном, Скотт одобрил концепцию Спэйтса. Студийным чиновником тоже в целом понравилось его видение и потому Спэйтс был нанят для написания полноценного сценария. Он с большим энтузиазмом взялся за проект и менее чем за четыре недели написал первый, 117 страничный сценарий проекта, который носил название “Alien: Engineers ”.

Alien: Engineers

Начальный сценарий Спэйтса, открывался сценой ритуала, происходящего на первобытной Земле. Инопланетянин, который станет известен нам как Инженер, открывает коробку, внутри которой находились тысячи миниатюрных насекомых (в сценарии они названы “скарабеями”), которые буквально пожирают его, усваивая ДНК пришельца, а затем распространяются по планете. Когда скарабеи находят первобытных людей, они кусают их, вводя внутрь ДНК, и таким образом модифицируют homo sapiens в нужном Инженерам направлении.

14 000 лет спустя. Доктор Джоселин Уоттс и ее возлюбленный профессор Мартин Холлоуэй (в сценарии он описывается как солидный 48 летний археолог) находят на дне Средиземного моря обелиск, своего рода Розеттский камень с инопланетными письменами, доказывающий, что их теория о древних палеоконтактах верна. Проведя анализ данных, они находят координаты звездной системы, откуда, по их мнению, каждые 1 100 лет на Землю прилетали пришельцы, дававшие людям новые знания и проводившие изменения в человеческом геноме, которые подталкивали развитие нашей цивилизации. Потому, Холлоуэй и дает этой расе название Инженеры.

Но, даже несмотря на это открытие, ни одно исследовательское учреждение не принимает на веру их теорию и тем более не готово финансировать межзвездную экспедицию. И тогда Холлоуэй и Уоттс в последней надежде обращаются с просьбой о финансировании в компанию “Weyland Industries”. Вскоре, они получают приглашение от магната Питера Уэйланда посетить его резиденцию, расположенную в колесообразной орбитальной станции “WEYLAND’S WHEEL”, что находится на околоземной орбите.

Концепты орбитальной станции Уэйланда

Во сцене полета шаттла к орбитальной станции, Спэйтс вставил пару отсылок к “Космической одиссее 2001 ” Кубрика - например сцену, где Холлоуэй играет с ручкой в невесомости.


Ученые устраивают Уэйланду презентацию и с удивлением узнают, что его компания уже давно интересуется их исследованиями, взломав их компьютеры и читая секретную переписку. Научный отдел Уэйланда проанализировал полученные Уоттс и Холлоуэем данные и пришел к выводу, что их теория вполне может оказаться верной. А тот факт, что старт палеоконтактов совпадает с окончанием последнего ледникового периода и началом необычайно длительного периода стабильного и теплого климата, способствовавшего возникновению нашей цивилизации, означает, что Инженеры не только улучшали людей, но и провели своего рода терраформацию Земли. Уэйланд, заработавший состояние на проектах по терраформации (в частности Марса), готов рискнуть вложиться в дорогостоящую экспедицию, которая в перспективе готова принести ему еще больше власти и денег.

И потому он ставит ученым два условия. Первое — в случае успеха все найденные технологии достанутся его компании. Второе — вместе с Уоттс и Холлоуэем в полет отправятся андроид Дэвид, а также второй человек в его компании — Лидия Викерс, которая хоть и не горит желанием на пять лет бросить Землю, но вынуждена подчиниться.

Как и в фильме, Дэвид это новейший прототип. Но в этой версии его внешность еще не является точной копией человеческой (т.е. его нельзя случайно принять за человека). Кроме того, создатели сделали приоритет на искусственном интеллекте Дэвида, а не на имитации эмоций.

Канун 2173 года. Космический корабль "Магеллан" прибывает в звездную систему Дзеты Сетки.

Холлоуэю и Уоттс не терпится поскорее приступить к поискам инопланетной жизни, хотя они и считают, что, вероятнее всего, раса пришельцев уже вымерла - ибо последний контакт состоялся свыше 2 000 лет назад, и с тех пор на Землю никто не прилетал. Однако кроме тщательно проштудировавшего все собранные данные Дэвида, их энтузиазм не разделяет экипаж “Магеллана” (в основном это просто наемные рабочие, которых Спэйтс сравнивает со старателями/золотодобытчиками), до последнего не знавшие о цели экспедиции, и Викерс, считающей этот полет пустой тратой ресурсов и концом своей карьеры.

После сканирования всех планет в системе, ученые обнаруживают аномалии на планетоиде LV-426, который вращается вокруг газового гиганта Эпсилон.

Высадившись на поверхность, исследователи находят долгожданное подтверждение своей теории — двадцать четыре объекта, расположенных на экваторе планетоида (впоследствии окажется, что это установки по терраформации), и большой комплекс из инопланетных пирамид.



В одной из сцен, команда на вездеходах проезжает мимо высеченного в скалах сфинксоподобного лица - но из-за плохой видимости ученые его не замечают.

Войдя, через взломанные кем-то двери внутрь одной из пирамид, герои находят непонятные машины, трупы Инженеров, некоторые из которых лежат с проломленными грудными клетками, а другие разорваны на куски, и своего рода миниатюрный атмосферный процессор, делающий воздух внутри пригодным для дыхания. В отличие от фильма, никто из героев не рискует снимать шлемы.



Вскоре комплекс накрывает буря, и команде приходится экстренно эвакуироваться. Как и в фильме, Файфилд и Миллберн теряются внутри пирамиды и натыкаются на гигантскую многоножку. Она убивает Миллберна, а Файфилд убегает и попадает в комнату со "скарабеями", которые кусают незадачливого геолога, меняя его ДНК.

Один из концептов многоножки

Справедливости стоит отметить, в версии Спэйтса, Миллберн и Файфилд все же были старателями, а не учеными. Кроме того давалось номинальное объяснение того, как они затерялись - как оказалось, герои забыли картографическое оборудование, а буря и стены сооружения заглушили почти всю связь с кораблем.

На борту “Магеллана”, Уоттс и Холлоуэй празднуют успех (а капитан Янек подымает тост за Милберна и Файфилда - “первых в мире людей испугавшихся, заблудившихся и уснувших в своих скафандрах на руинах инопланетной цивилизации”), а затем исследуют взятую из комплекса голову Инженера. Изучив ее, они делают прибор, позволяющий видеть в спектре зрения Инженеров.

Викерс тем временем осознает возникшие перед ней перспективы и приказывает Дэвиду активировать “второй протокол”, после чего будит команду наемников (кстати, одного из них зовут “Vygoda” - интересно, как бы это имя перевели в русской локализации?) и объявляет шокированным Холлоуэю и Уоттс, что с этого момента она командует экспедицией.


Концепт наемника

Утром исследователи возвращаются в поисках пропавших коллег и находят труп Миллберна и заметно выросшую многоножку, которую убивает капитан Янек. Пока остальные члены экипажа заняты поисками Файфилда, Холлоуэй и Уоттс приходят к выводу, что находятся лишь на аванпосте Инженеров, и потому втайне от Викерс пытаются найти координаты их родного мира, которые по своей ценности намного превосходят все потенциальные находки с LV-426.

Дэвид тоже не теряет даром времени, поглощая информацию в геометрической прогрессии. Чем больше он узнает об Инженерах, тем сильнее хочет с ними встретиться, считая их своей ровней и все больше презирая человеческих создателей. Активированный Викерс “второй протокол” усугубляет внутренний конфликт Дэвида и в итоге позволяет ему найти способ, чтобы обойти ограничивающие его волю защитные механизмы, став полностью самостоятельным. После этого он начинает намеренно затягивать и саботировать экспедицию.

В результате несчастного случая Холлоуэй падает в шахту.

Через некоторое время Уоттс находит его — дезориентированного и без шлема. Вернувшись на корабль, Холлоуэй вспоминает про помещение со Звездной картой, где были показаны LV-426, Земля, другие колонии Инженеров, а также их родной мир.

Решив приступить к поискам Звездной карты утром, пара занимается сексом, и в ключевой сцене скрипта из Холлоуэя вылезает похожий на кальмара честбастер.


Cцена рождения чужого из фильма 1979 года стала настоящим культурным феноменом и эдакой неприступной вершиной для голливудских сценаристов: много кто хотел превзойти ее эффект, но ни у кого особо не получилось. Спэйтс тоже принял участие в этом заочном "состязании", рассудив что рождение чужого во время сцены секса может быть весьма эффектным. Но так как этот эпизод так и остался на бумаге, к сожалению у нас вряд ли получится узнать, оправдался бы его замысел или нет.


Концепт честбастера, появившегося из Холлоуэя

Честбастер прячется в вентиляции и очень быстро вырастает в крайне неприятную желеобразную тварь, которая в буквальном смысле может протекать в самые узкие щели (при этом она может формировать лицо, которое отдаленно напоминает лицо Холлоуэя).


Один из предлагавшихся вариантов нового чужого

Пока команда не слишком удачно пытается уничтожить чужого, который убивает их по одному, Уоттс пытается понять, что случилось с ее возлюбленным и возвращается в пирамиду. Там она находит отсек с яйцами чужих, расплавленным шлемом Холлоуэя и мертвым, напоминающим осьминога, протолицехватом.

В сценарии этот отсек описывался как нечто, напоминающее пчелиный улей, в “сотах” которого находились лицехваты.

Уоттс идет по следу Холлоуэя и находит подземный ангар, где находится Джаггернаут - тот самый подковообразный инопланетный корабль, хорошо знакомый каждому, кто видео оригинального “Чужого”. Уоттс забирается в корабль и доходит до отсека, где находится кресло пилота (оно пока еще пустует).

Вскоре объявляется Дэвид, который запускает звездную карту и рассказывает Уоттс, что корабль (он называет его “Колесницей богов”) является носителем биооружия — в каждом из его восьми отсеков находятся различные разновидности яиц Чужих, специально созданные для уничтожения человеческой расы. Инженеры планировали отправить Джаггернаут к Земле 1700 лет назад, но этому помешала катастрофа, опустошившая их базу на LV-426.



Один из концептов лицехвата.

Шокированная Уоттс просит Дэвида остановить исследования и угрожает отключить его, после чего андроид радостно сообщает, что активированный Викерс “второй протокол” позволяет ему сделать, что угодно с тем, кто может помешать планам Компании. Он хватает Уоттс, берет лицехвата (эта разновидность больше похожа на классическую) и из научного интереса заражает ее эмбрионом чужого, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.


Другой вариант лицехвата

Когда через несколько часов “починенная” Уоттс приходит в себя, то видит уже выросшего чужого, который убил одного из наемников и занят его поеданием.

Чудом, ей удается добраться до оружия и застрелить монстра. Вернувшись на командный мостик, она обнаруживает, что там забаррикадировались остальные выжившие. Уоттс чуть не убивает Викерс, но ее останавливает капитан Янек, который, решив убраться с планеты, выяснил, что Дэвид саботировал компьютер и теперь "Магеллан" не может взлететь. Поскольку только Викерс может отключить взбунтовавшегося андроида, стороны приходят к перемирию, и все, кроме оставшегося на мостике капитана Янека, вооружаются автоматами (а Уоттс также прибором, позволяющим видеть в спектре зрения Инженеров) и отправляются к пирамиде.

Там команда находит два связанных трупа ученых с разорванными грудными клетками и вскоре натыкается на новую разновидность чужих, убивая их. Проследовав внутрь корабля Инженеров, они находят Дэвида, только что активировавшего криокапсулу, в которой свыше 1700 лет спал последний уцелевший Инженер. Но Дэвиду не удается осуществить мечту и поговорить с Инженером — после нескольких фраз, разгневанный Инженер отрывает андроиду голову и следует к командному отсеку, намереваясь запустить корабль к Земле.

Дело в том, что Инженер заражен эмбрионом чужого и знает об этом. Он лег в капсулу, надеясь, что когда-нибудь его раса вернется на LV-426 и его спасут. Но разбудив Инженера, Дэвид фактически убил его. Потому, последнее, что Инженер собирается сделать перед своей скорой смертью, это уничтожить Землю, отомстив тем самым Дэвиду и его глупым создателям.

До Дэвида доходит, что своей неумной самоуверенностью он подписал человечеству смертный приговор, и потому он восстанавливает управление “Магелланом” и сообщает Уоттс, что планирует сделать Инженер. Викерс и командир наемников по имени Шепард не хотят рисковать собой ради спасения Земли и сбегают, чтобы наткнуться на сильно мутировшего Файфилда, который теперь настолько силен, что может голыми руками убить чужого (но тем не менее сохранил какие-то остатки разума).

Узнав Викерс, он бросается на нее, смертельно ранит Шепарда, но и сам погибает от его автоматной очереди. Кислотная кровь попадает на лицо Викерс и она, как написано в сценарии, умирает страшной смертью. Остальные герои пытаются застрелить Инженера, но лишь ранят его — ответным огнем Инженер убивает всех, кроме Уоттс, после чего закрывает командный отсек, одевает всем знакомый “слоноподобный” костюм, садится в кресло управления и активирует корабль.

Уоттс же за рулем вездехода на всех парах мчится к “Магеллану” — и успевает как раз вовремя, чтобы пристрелить желеподобного чужого, который почти убил Янека. Корабль Инженеров взлетает, и раненный Янек принимает решение идти на таран. Он погибает вместе с кораблем, Уоттс эвакуируется в в спасательной капсуле, а из тела Инженера вылезает Ультраморф — еще один невиданный доселе вид Чужого.

Выбравшись из рухнувшего Джаггернаута (который является тем самым кораблем, который в будущем найдет экипаж Ностромо), он преследует Уоттс, и в ходе последней схватки ей удается победить его, отрезав алмазным резцом голову чудовища.

В финале, Уоттс забирается в уцелевший модуль Викерс, куда переносит всё найденное среди обломков оборудование. На связь выходит Дэвид, который предлагает ей починить его тело взамен на свою помощь. Пока Уоттс раздумывает над этим предложением, глуша водку и играя с Дэвидом в шахматы по радио, мы переносимся на орбиту LV-426 и видим, как все пирамиды Инженеров активируются, испуская своего рода световой сигнал. На этом, начальный сценарий Спэйтса заканчивался...

В заключительной части - рассказ о том, какие изменение претерпевал сценарий во время пре-продакшна и как на борт проекта попал Дэймон Линделоф .

Название

Создание

В сценарии Дэна О’Бэннона (самая первая версия сценария) герои должны были забрать череп пришельца с собой и много позже единственный выживший персонаж забирал его на спасательную шлюпку. Пришелец в этом варианте был безымянным и ни его природа, ни связь с Чужими не раскрывалась. Споры Чужих персонажи находили не в отсеке корабля, а в расположенном неподалёку пирамидообразном строении . В следующем варианте, который написали продюсеры Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл, брошенный корабль был, наоборот, земным звездолётом и скелет, который персонажи находили внутри, принадлежал человеку, но именно его в этом сценарии впервые называли «Космический Жокей». Споры Чужих, как и в предыдущей версии, были не в корабле, а в расположенном неподалёку цилиндрическом строении. В этом варианте выяснялось, что неизвестная планета была испытательным полигоном людей, а Чужой - опытным экземпляром наступательного биологического оружия. Между тем, сценарий не приводил больше никаких объяснений насчёт того, откуда взялись яйца (были ли они найдены на той планете, или же Чужих создали генетики), куда делся весь персонал с полигона, почему их разводили в цилиндре и зачем Чужого вообще пытались доставить на Землю путём заражения.

Изначально обликом пришельца и заброшенным кораблём занимались Рон Кобб и Жан Жиро. Вступивший в проект Ганс Гигер (которого изначально наняли для разработки облика Чужого) придумал на основе своих раннее сделанных картин (которые не имели отношения к фильму) свой облик Космического Жокея и его корабля, сделав их биомеханическими. Для отделки большей части декораций и элементов внутренней части интерьеров корабля и камеры с яйцами Чужих он использовал сухие кости вместе со штукатуркой и вручную раскрасил аэрографом все декорации помещения с Жокеем . Вероника Картрайт описала работу Гигера как «эротическую … это большие вагины и пенисы … всё дело в том, как Вы собираетесь в какой-то утробе или что … это вроде висцеральные » .

Создание отсека с умершим инопланетянином, которого съёмочная группа прозвала «Космический жокей», оказалось проблематичным, так как 20th Century Fox не хотела тратить деньги на дорогие декорации, которые появлялись бы только в одной сцене. Но съёмочной группе удалось убедить студию, что эта сцена важна, чтобы поразить зрителей и убедить, что это не кино категории B . Чтобы сэкономить деньги, была создана только одна стена, и кресло с фигурой «пилота» находилось на диске, который поворачивался для кадров с разных планов . Кроме того, согласно задумке авторов, инопланетный пилот в кресле должен был быть огромным по сравнению с людьми, но тогда он не влез бы в павильон. Ридли Скотту пришлось пойти на хитрость и использовать в качестве замены актёрам двоих своих сыновей и сына одного из операторов, на которых надели уменьшенные версии скафандров. По сравнению с ними Жокей действительно выглядел гигантским .

Новеллизация

Сам Жокей в новеллизации не появляется, вместо него команда находит сам передатчик сигнала и пустое яйцо Чужих (Космический Жокей отсутствовал в окончательном варианте сценария, но Ридли Скотт сумел настоять на создании его декорации).

Чужие

В вырезанной из прокатной версии «Чужих » сцене его корабль спустя 57 лет находит семья колонистов Джорден, однако, неизвестно, нашли ли они самого Жокея. Между тем в новеллизации Фостера, во время заседания комиссии, Рипли упоминает о Жокее, хотя в новеллизации первого фильма Жокей не присутствует.

Чужие против Хищника: Реквием

Череп Жокея присутствует в фильме «Чужие против Хищника: Реквием ». Он висит наверху в комнате трофеев в кадре, где Хищник обрабатывает череп Чужого .

Прометей

По сюжету Жокеи (в этом фильме они называются Инженерами) в древности посетили Землю и, используя свой генетический код, дали начало человеческой ДНК. После этого Жокеи иногда посещали Землю и со временем превратились для древних землян в своего рода богов, но через некоторое время Жокеи перестали прилетать на Землю. К концу XXI века археологи по всей Земле находили изображения того, как люди поклоняются Жокеям, указывающим на некое созвездие. Анализируя изображения, учёные приходят к выводу, что это LV-223 - один из трёх естественных спутников гигантской газовой планеты , вращающейся вокруг звезды ζ2 Сетки в составе двойной звезды Дзета Сетки . В 2089 году организуется экспедиция корабля «Прометей» к LV-223. На планете обнаруживается что-то вроде аванпоста Жокеев, в котором они хранили некое страшное биологическое оружие в жидком виде. Также расшифровка голограмм показывает, что Жокеи хотели доставить это оружие на Землю, но оно вышло из под контроля и убило всех Жокеев на базе (проникло в их организм и взорвало им мозги). Между тем, главный руководитель экспедиции Питер Вейланд, будучи очень старым, одержим идеей того, что Жокеи явно располагали секретом бессмертия, и приказывает своему подчинённому, андроиду Дэвиду, поэкспериментировать с жидкостью оружия. Тот заражает жидкостью одного из членов экспедиции Чарли Холлоуэя, который затем занимается сексом со своей любовницей Элизабет Шоу, у которой через несколько суток в утробе целиком созревает некое кальмароподобное существо с повадками Лицехвата. Шоу удаётся удалить существо из себя путём кесарева сечения, но вскоре оно разрастается до гигантских размеров.

Параллельно обнаруживается, что на базе лежит в анабиозе живой Жокей, и Вейланд хочет его разбудить. Элизабет Шоу начинает подозревать, что биологическое оружие явно предназначалось для уничтожения человечества, и что даже после того, как замысел с ним сорвался, раса Жокеев явно рассчитывала, что люди расшифруют их древние послания и прилетят на эту базу, чтобы разбудить оставшегося Жокея. Когда Жокея будят, Шоу прямо спрашивает у него, почему их раса хотела уничтожить человечество, но её перебивает Вейланд с требованием открыть ему секрет бессмертия. Неожиданно Жокей приходит в дикую ярость и убивает всех, кроме Шоу, которой удаётся сбежать с базы. Жокей же садится в один из кораблей на базе и готовится взлететь, но корабль через некоторое время таранит «Прометей» (все на нём погибают), и он падает на поверхность. Жокей, однако, выживает и после схватки с Шоу оказывается схвачен кальмароподобным монстром (который пережил крушение «Прометея»), и тот заражает его на манер Лицехвата. После этого с Шоу выходит на связь искорёженный андроид Дэвид (который переводил Жокею их речь и первым попал ему под руку, но продолжил функционировать) и сообщает, что на базе есть ещё корабли Жокеев и он, если Шоу ему поможет, сможет ими управлять. После этого Шоу решает разыскать родную планету Жокеев, чтобы окончательно узнать у них правду об их отношении к человечеству. В краткой сцене после титров показано, как из Жокея вырывается существо, похожее на Чужого .

Фильм не раскрывает причин ненависти Жокеев к человечеству, но Ридли Скотт в DVD-комментариях рассказал, что во время написания сценария рассматривалась идея, что Жокеи разгневались на человечество за то, что они убили одного из их представителей - это намекало на то, что Иисус Христос на самом деле был одним из Жокеев, но затем Скотт посчитал это «слишком очевидным», и в итоге этот вопрос остался открытым. Также в одной из вырезанных сцен выясняется, что название родины Жокеев в большинстве древних земных языков обозначало рай .

Создание

Роль последнего живого Инженера на LV-223 сыграл Иэн Уайт , давний фанат вселенной Чужого и Хищника , который уже участвовал в фильмах по ней - он играл Хищника Шрама в фильме «Чужой против Хищника » и Хищника Волка в фильме «Чужие против Хищника: Реквием » .

Актёр Дэниел Джеймс сыграл Инженера, принёсшего себя в жертву ради создания жизни на планете в открывающей сцене фильма. Джон Лебар исполнил роль голографического изображения одного из пилотов корабля Инженеров, которое видят герои в одной из сцен.

Диаконом заменили Жокея-Ксеноморфа - разновидность Чужого огромного роста и с миндалевидными глазами, вырезанную из первоначального сценария «Прометея» .

Чужойː Завет

Родная планета Жокеев с их неким городом (очевидно, единственным населённым пунктом на планете) кратко показана в одной из сцен фильма «Чужой: Завет » . Всё население погибает, когда андроид Дэвид распыляет над городом ту самую чёрную жидкость, найденную на планете LV-223 .

В книгах

Aliens versus Predator

В фильме «Прометей» трупы и голограммы Инженеров выглядят похоже на пилота из «Чужого», но потом выясняется, что привычный внешний вид - это биоскафандр, который во время перелётов в космосе работает ещё и как противоперегрузочный костюм (видимо, корабли Жокеев не оснащены какими-либо стационарным оборудованием, призванным компенсировать возникающие в полёте перегрузки), и под которым скрывается внешность, похожая на европеоида с правильными строением черепа и лица. Пропорции и строение тела сходны с человеческими. Рост около 2.5 - 3 метров. Имеют сильно развитую мускулатуру. Цвет кожного покрова белый, вокруг глаз серый. Высокая переносица тонкого и прямого носа. Ногтевая пластина красноватого цвета. Склера глаз серая, радужная оболочка чёрная. Волосяной покров и соски отсутствуют на всем теле и лице. Внутренние органы предположительно похожи на человеческие. По физическим способностям в несколько раз превосходят человека. Продолжительность жизни неизвестна, но, вероятно, намного больше, чем у человека.

В фильме «Чужой: Завет» на родной планете Жокеев живёт раса неких гуманоидных существ, похожих на Жокеев из «Прометея» , но всё же имеющих внешние отличия (у них другие цвета кожи и глаз). Фильм не даёт никаких пояснений, являются ли эти существа Жокеями или же они являются какой-то их разновидностью. В быту они носят длинные плащи с капюшонами и имеют деление по половому признаку (женские особи отличаются от мужских в основном лишь тем, что ниже ростом, но их головы тоже лишены какого-либо волосяного покрова).

Технологии

В технологическом отношении их цивилизация на много лет опередила человеческую. Основа технологий - биомеханика, нанотехнологии и биотехнологии . Долговечность их технологий исчисляется тысячелетиями, что наглядно продемонстрировано в фильмах «Чужой» и «Прометей».

Планеты

  • Земля - там они зародили жизнь и воздействовали на развитие человечества.
  • LV-426 - там разбился их корабль, пилот, будучи инфицированным Чужим, погиб, но успел запустить сигнал предупреждения об опасности.
  • LV-223 - там находилась их база, где они разрабатывали биологическое оружие.
  • LV-1201 - там находилась ещё одна их база, где был некий артефакт, способный держать Чужих на расстоянии.
  • Родная планета - её название и местоположение неизвестны. В вырезанной сцене «Прометея» андроид Дэвид говорит Элизабет Шоу, что когда он спросил Инженера, откуда тот прибыл, тот произнёс слово, которое на большинстве древних земных языков означает «рай». Сама по климату очень похожа на земное лето, но неизвестно бывает ли на ней смена времён года и охватывает ли климат планету целиком. Большую часть года идут частые дожди с грозами.

Взаимоотношения с другими расами

Чужие

В комментариях издания на DVD Ридли Скотт высказывает предположение, что корабль Космического жокея был кораблём-бомбардировщиком, а яйца Чужих на его борту были оружием, с помощью которого они боролись с неизвестным врагом .

Люди

Как показано в фильме «Прометей» , Космические жокеи, или Создатели, как именуют их в этом фильме, создали жизнь на Земле и влияли на становление основных человеческих культур, посещая древние цивилизации по всему земному шару. Однако, по какой-то причине, Создатели решили уничтожить человечество, распылив по всей Земле опасный патоген. Однако на базе, на которой он содержался, произошла утечка этого патогена, из-за чего погибли почти все создатели, кто там был, и миссия была, по неизвестной причине, отложена.

Хищники

Отношения с Хищниками точно не известны, но в фильме «Чужие против Хищника: Реквием » на корабле Хищника можно заметить голову в шлеме Космического жокея.

Когда я позавчера посмотрел кинофильм "Прометей", то сначала, как и многие зрители, был несколько озадачен количеством нестыковок и просто непонятных мест в сюжете. Однако, обдумав увиденное, нахожу, что многие моменты в фильме, которые кажутся ляпами, вполне логичны - с допущениями относительно научной фантастики, конечно. А так как в блогах и на форумах идут оживленнейшие обсуждения сюжета фильма и показанных в нем сцен, то решил перечислить основные вопросы обсуждений и дать ответы на них с моей точки зрения.

1. Что делал белый инопланетянин в начале фильма? Выпил какую-то жидкость, распался на части. Из его ДНК появились люди? Но ведь одной ДНК, попавшей в воду, для появления организма мало?

Инопланетянин (эту расу в фантастике принято называть Space Jokeys, поэтому дальше я буду называть представителей этого вида "жокеями") выпил жидкость, которая использовала его организм для создания новых форм жизни: показывают, как сначала распадается ДНК жокея, потом собирается новая ДНК и создаются клетки. Похожий принцип был и в основе действия черной жидкости из ваз на планете LV-233, куда прилетел корабль "Прометей": она вызывала мутацию организма и преобразовывала его в новое существо. То есть в воду на Земле попала не одна ДНК, а части организма жокея, которые были преобразованы в новые организмы. Кто именно появился в результате этого - только люди или еще и другие существа, в фильме прямо не говорится. Судя по тому, что ДНК насекомых, млекопитающих и человека совпадают более чем на 90%, то возможно, что жокей дал начало всем живым существам на планете.

2. Если жокеи, как видно из древних рисунков и росписей, общались с людьми и показывали им, где находится планета LV-233, на которую в итоге отправился "Прометей", то почему LV-233 оказалась военным объектом, а жокеи собирались уничтожить человечество?

Прямо об этом в фильме не говорится, поэтому остается только анализировать и строить предположения.

Сначала я задумался - почему фильм назван "Прометей"? В этом должен быть какой-то смысл. Фильм, в котором поднимаются такие важные вопросы, как поиски бога, смысла жизни, веры и т.п. не может быть назван в честь обычного космического корабля. Даже простой фантастический триллер (я имею ввиду "Чужой" 1979 года) было бы нелепо назвать "Ностромо". Прометея вскользь упоминает Вейланд в приветственном слове, но это это выглядит слишком недостаточным для выбора названия для фильма.

Кто такой Прометей? Вейланд был не совсем прав, говоря в своем приветственном слове, что Прометей хотел, чтобы люди стали равными богам и поплатился за это. Прометей, титан из древнегреческой мифологии, на самом деле знаменит двумя вещами: 1) он создал людей; 2) он любил людей и вопреки воле богов дал им огонь, за что был наказан. Несмотря на то, что он не погиб и был в итоге прощен, Прометей в массовой культуре является символом самопожертования ради людей.

Ничего не напоминает? Конечно, жокей-одиночка в начале фильма и есть Прометей, пожертвовавший собой ради жизни человечества. Тогда название фильма сразу обретает смысл. И тут важно то, что земной Прометей, из мифологии, находился в оппозиции богам. Так как мифы - это отголосок общения людей с жокеями-"богами", из этого можно сделать вывод, что жокей в начале фильма сделал свое дело вопреки мнению остальных жокеев и их верховной власти.

Возможно он был диссидентом или преступником, оставленным на Земле в наказание (если бы это был специальный эксперимент, то рядом были бы жокеи-наблюдатели; да и очень у него скорбный вид был). Его единомышленники или родственники узнали о сделанном и взяли над человечеством "шефство", что и отображено на древних рисунках. Однако 2000 лет назад (интересно, что для дня X выбрано время пришествия Иисуса Христа) остальные жокеи узнали об этом. "Богам" было запрещено являться на Землю (обратите внимание, что все найденные изображения общения людей с жокеями - древние, до нашей эры, более поздних нет), а жокеи решили людей уничтожить как результат незаконных действий.

Таким образом, ситуация, изображенная на рисунках, переменилась. Планета, на которую указывали "добрые" жокеи, была превращена в военную базу и на ней стали готовить карательные экспедиции.

Впрочем, была ли это военная база, как предположил капитан "Прометея" - еще вопрос. Ведь после катастрофы первого корабля жокеев показывают, как Шоу с Дэвидом довольно оперативно, без всяких эксцессов, взлетают на другом корабле. Это означает, что ничего опасного там не было. Может быть, это просто космодром, перевалочный пункт.

3. Робот ли Викерс (героиня Шарлиз Терон)?

Вопрос поднимается в связи с тем, что прямого ответа на вопрос "Вы робот?" который капитан задает Викерс, в фильме не дается. То, что Викерс называет Вейланда отцом, можно трактовать по-разному: так как Вейланд был главой корпорации, делавшей андроидов, то андроид может называть Вейланда отцом.

Я думаю, что Викерс человек. Дело в том, что одна из ключевых сюжетных линий фильма - это треугольник Вейланд-Дэвид-Викерс. Вейланд имеет дочь (Викерс), однако не любит ее, и любимым ребенком для него является Дэвид, которому он завидует из-за бессмертия Дэвида. Викерс же, и это видно, ревнует отца к Дэвиду (какой у нее взгляд, когда в начале Вейланд называет Дэвида почти сыном!). Этим и объясняется то, что она порой держится, как робот - чтобы быть такой, как Дэвид.

Если бы Викерс была андроидом, то этот треугольник теряет смысл. Более того, становится непонятным, зачем вообще на корабле два андроида, зачем было скрывать присутствие Викерс от Вейланда.

Есть и другие сигналы: Викерс была членом совета директоров корпорации Вейланда (немыслимо для андроида), в начале фильма Викерс то ли в поту, то ли в какой-то слизи отжимается от пола, чтобы восстановить форму после сна в криокамере - андроид явно не спал бы в камере, как видно на примере Дэвида.

4. Как это земной андроид Дэвид так легко разбирался в инопланетных знаках, кодах открытия дверей, управлении кораблем?

Из-за влияния жокеев на древние человеческие цивилизации часть культуры жокеев отразилась в культуре этих цивилизаций. Учитывая мощь искусственного интеллекта Дэвида (степень развития которого под влиянием закона Мура за 70 лет мы просто не в состоянии представить), который анализировал все имевшиеся у него данные и данные, поступающие в момент исследования инопланетного корабля, нет ничего удивительного в том, что мозг Дэвида мгновенно находил решения.

5. Почему Дэвид по сути занимается вредительством, давая ученому, Холовею, выпить жидкость из инопланетной вазы?

Дэвид, несмотря на свою независимость и пикировки с Холовеем, не был самостоятельным - он подчинялся Вейлнаду, который находился в криокамере и давал оттуда инструкции Дэвиду (см. эпизод, когда Викерс зажимает Дэвида и требует передать, что сказал Вейланд). Вейланда интересовало одно - продолжение своей жизни. Найденная в вазах жидкость от "богов" могла быть омолаживающей. Ясное дело, перед такими перспективами никакие нормы морали остановить Вейланда не могли. Так как Холовей, по сути, уже был не нужен, жидкость и опробовали на нем, как на подопытной крысе.

Не исключаю, что любопытство и пытливость ума Дэвида тоже оказали влияние здесь. Например, Вейланд приказал опробовать жидкость на ком-то, а Холовея выбрал Дэвид - задав ему вопрос "На что вы готовы пойти, чтобы получить ответы?"

Позднее отношение к членам экипажа как к расходному материалу для опытов было продемонстрировано и на забеременевшей инопланетным организмом Шоу.

6. Что за идиотское поведение ученых (!) на чужой планете? Снимают шлемы, лезут руками к инопланетным явно агрессивным змеям...

Действительно, снятие шлема на чужой планете выглядит странно - когда даже на Земле европеец, поехавший в Азию, рискует протянуть ноги от какой-нибудь инфекции или укуса насекомого. Справедливости ради, нужно отметить, что отсутствие шлема никому не навредило, а шлемы не спасли - когда на потерявшихся геолога и биолога напала змея, они были в шлемах.

Что касается полезшего к змее биолога... Да, выглядит дико. Но нужно учитывать, что, как говорят в самом начале, на корабль набрали фанатиков. И биолог тоже был фанатик. Такому лезть ко всяким тварям - обычное дело. Вот, например, о его коллеге, известном австралийском ведущем передач о животных Стиве Ирвине:

"В Восточном Тиморе он спасал крокодила, который попал в бетонную трубу, и не было никакого способа вытащить его оттуда. Поэтому Ирвин нырнул внутрь вместе с животным. Крокодил схватил его мёртвой хваткой, в результате была вновь вспорота та же рука, и на этот раз разорвалось сухожилие. "

И это только один эпизод из многих случаев получения травм от всяких агрессивных животных. В итоге Стив Ирвин погиб, получив смертельный удар ската-хвостокола в область сердца.

Так что биолог в фильме - не ляп, они в самом деле такие бывают.

7. Почему покусанный змеями геолог не стал вынашивать Чужого или другой организм, а пришел к кораблю и напал на экипаж?

Геолога не кусала змея. Когда он порезал ее, ее кровью прожгло шлем, геолог упал лицом в черную жидкость, от чего и мутировал.

8. Почему такое разнообразие монстров при одном источнике - жидкости из ваз? То змеи, то кальмары, то зомби? Почему в одном случае размножение через откладывание эмбриона внутрь через рот, в другом случае - половым путем?

Возможно, связано с "исходным материалом": на червей действие одно, на человека - другое. Но вообще черная жидкость, как нам говорят в фильме - это биологическое оружие. Для биологического оружия не важна стабильность результата, т.е. чтобы эффект был строго один и тот же. Главное, чтобы оно выводило противника из строя и заражение передавалось дальше - а это черная жидкость делает прекрасно.

9. Как это Шоу после того, как ей разрезали живот и зашили обратно, спокойно бегает по кораблю?

Явно не стоит судить медицину 2093 года сегодняшними критериями. Например, если бы люди, жившие 70 лет назад, увидели бы простые для сегодняшней медицины вещи - те же антибиотики - он бы тоже сказали, что это нереально. Так что вполне допустимо, что через 70 лет у нас очень эффективные заживляющие и восстанавливающие препараты - вероятно именно такой колет себе Шоу в плечо во время операции и в ногу после нее. Да и бегала Шоу не очень-то спокойно - ее постоянно крючило от боли.

10. Почему оставшийся в живых и проснувшийся жокей набросился на прибывших к нему землян и убил их? Мог бы поговорить с ними, объяснить... Они же все-таки, так сказать, дети жокеев!

Во-первых, если жокеи решили уничтожить человечество, то то, что появившимся практически у них дома людям жокеи не обрадуются - вполне закономерный результат. Кто знает, какая у них там политика была? Уж если нацисты во Вторую мировую войну культивировали уничтожение людей без всяких разговоров, то от инопланетных существ можно ожидать того же.
Во-вторых, жокей набросился на них не сразу. Он некоторое время явно оценивающе наблюдал, как они ссорятся. Разъярился он только после того, как Дэвид ему что-то сказал. Да и то сначала он как будто даже нежно погладил Дэвида по голове, как бы говоря - "Хорошие вы получились, засранцы". Может быть, жокей окончательно понял, что эти червяки хотят его использовать, и решил быстрее от них избавиться, чтобы начать свою миссию.
В-третьх, не стоит идеализировать отношение жокеев к людям. Даже если я не прав, говоря в начале поста о жокее-Прометее и "незаконном" создании людей, то жокеи вовсе не обязаны относиться к людям, как к своим детям. Люди, например, выводят коров, но многие ли из нас хотят с коровами дружить? Наоборот, мы в основном любим коров исключительно в виде котлет и стейков. Жокеи, разумеется, людей не ели, но презрительное отношение к людям вполне вероятно.

11. Почему в такую важную экспедицию набрали каких-то раздолбаев, почему отсутствует дисциплина, субординация, почему у них нет плана, охраны, контроля проносимых вещей и т.п.?

Вейланд был фанатиком своего дела и на корабль набрали таких же фанатиков. Если бы это был классический инвестиционный проект - вот вложены конкретные деньги конкретных лиц, вот бизнес-план, вот меры по контролю за его осуществлением, вот такая-то планируемая доходность - конечно все было бы иначе. Но это была личная авантюра Вейланда, поэтому он и организовал все это соответственно.

Фанатики презирают бюрократию (в том числе и всякие инструкции по технике безопасности), это доходит до бравады (один биолог в обсуждении фильма писал, что у них считается лохоством работать с материалом в перчатках).
Они ценят импровизацию, в результате которой рождаются вещи, до которых обычным порядком переть и переть.
Кроме того, Вейланд жил последние дни и поэтому нужно было форсировать события. Например, то же испытание черной жидкости: сколько бы времени потратили на исследования обычным путем и испытания? А тут подлили Холовею - и готово.

Вопросы, на которые у меня нет ответов:

1. Назначение помещения с огромной человекоподобной головой, где стояли вазы. Этот вопрос в обсуждениях почему-то не затрагивают. В фильме говорят - "Это могила". Но эти слова больше похожи на эмоции, реальных признаков могилы, кроме разве что отдаленно похожей на памятник головы, нет. Лаборатория для экспериментов? Но почему тогда в ней земляной, нестирильный пол? Почему туда в момент опасности бежали жокеи? Это некое спасательное помещение? Жидкость начинает вытекать при появлении рядом человекоподобного существа, то есть достаточно попасть туда даже раненым, потерять сознание - жидкость доберется до тела. Однако то, что жидкость действует на жокеев как "живая вода", то есть совсем иначе, чем на людей, выглядит нереально, т.к. генетически люди и жокеи почти одинаковы.

2. Стремительный рост кальмара без какого-либо питания (часто обсуждаемый ляп). Внутри Шоу он за несколько часов вырос до пары-тройки килограммов, то есть должен был взять у нее соответствующее количество питательных веществ, но она этого не почувствовала. После операции он остался в медблоке один и совсем без питания вымахал до 3 метров в высоту.

Update 08.06.2012 : В комментариях дали ссылку на интервью Ридли Скотта, где он говорит об одном из вариантов сценария, в котором жокеи решили уничтожить людей 2000 лет назад потому, что разочаровались в своих "детях" - люди занялись агрессивными войнами (Римская империя). Создатели дали людям еще один шанс - отправили к ним своего эмиссара, но люди распяли его (так появилась история об Иисусе Христе). После этого было принято окончательное решение об уничтожении человечества.


Чужой (Alien)

Происхождение чужих. Считается, что чужие - это был вид биологического оружия, который был разработан и использовался создателями. Также выдвигалась версия, что чужой - это организм, который тысячелетиями населял некоторые неизвестные далёкие планеты, той же Дзета-Сетки.

Этапы развития: Чужой в своём развитии проходит несколько стадий.

I. Лицехват. Назван так за то, что прикрепляется к лицу будущего носителя и откладывает в него зародыш (личинку) будущего чужого. В носителе (в роли носителей выступают: люди, животные, создатели) поддерживается жизнедеятельность до тех пор, пока лицехват не отложит личинку. После того как зародыш внутри, лицехват отсоединяется и умирает.

Лицехват

II. Грудолом . Понятно из названия. Это и есть чужой, пусть и совершенно небольшого размера. Грудолом развивается в течение суток, после чего ломает грудную клетку носителя и выбирается наружу. Носитель погибает. Грудолом является практически не защищённым, поэтому обычно некоторое время скрывается.

Грудолом

III. Взрослая особь. Полностью сформировавшийся чужой. Достигший роста приблизительно 2 метра. В неё чужой переходит за несколько часов. После чего начинает активные поиски пищи.

Взрослая особь

Диакон (Deacon)

Диакон. Существо из фильма "Прометей", хотя и его связь с чужими в фильме явно не показана. Однако, как мы видим основные сходства на лицо. Своё название Диакон получил из-за головы, похожей своей формой на митру священника. Считается, что Диакон - это также подвид чужого, но развившийся в создателе и заимствовавший часть его ДНК. Также имеет гуманоидные конечности и передвигается на двух ногах.

Факты: Создатели фильма "Прометей" рассматривали несколько вариантов того, как же должен выглядеть Диакон. На приведённом ниже изображении мы видим Диакона ещё более похожего на вариант мутации космического жокея. Тогда это ещё раз подтверждает то, что неизвестно, как первоначально выглядит чужой. Здесь мы видим характерный цвет кожи, телосложение (пусть оно и более хилое) присущее создателю.


Космические Жокеи (Space Jockey)

Космические Жокеи (Создатели, Малааки, Инженеры) - создатели живого на планетах. По некоторым теориям, именно они создали человека на Земле (копируя свой облик). Планета на которой живут Жокеи называется Рай. Уровень их технологии очень высокий, они вырабатывались тысячелетиями. Продолжительность жизни Жокея неизвестна, однако, они смертны, подвержены старению. У Жокеев свои древний язык, который практически не способен понять простой человек.
Факты: Создатели, по каким-то причинам хотели уничтожить человека, точнее заменить форму жизни на планете Земля, используя биологическое оружие. Возможно этим самым оружием и являлись чужие. Также у Жокеев существует какая-то религия, точнее если поклонение самим себе можно именовать этим понятием.

Мутация Файфилда




Top