Что таоке искусство. Виды искусства и их классификация

Искумсство (лат. eхperimentum -- опыт, проба) -- образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) -- один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира. Понятие искусства крайне широко -- оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. В масштабах всего общества, искусство -- особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат -- художественное произведение. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство (словацк. Umenie), продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. Энциклопедия Британника дает следующее определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Таким образом, критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей. БСЭ определяет искусство как одну из форм общественного сознания, важнейшую составляющую человеческой культуры. Определение и оценка искусства как явления -- предмет непрекращающихся дискуссий. В эпоху романтизма традиционное понимание искусства как мастерства любого сорта уступило видению его как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой». В XX в. в понимании эстетического наметились три основных подхода: реалистический, согласно которому эстетические качества объекта присущи ему имманентно и не зависят от наблюдателя, объективистский, который также считает эстетические свойства объекта имманентными, но в некоторой степени зависимыми от наблюдателя, и релятивистский, в соответствии с которым эстетические свойства объекта зависят только от того, что в нём видит наблюдатель, и разные люди могут усматривать разные эстетические качества одного и того же объекта. С последней точки зрения объект может быть охарактеризован в зависимости от намерений его творца (или отсутствия каких-либо намерений), для какой бы функции он ни был предназначен. Например, кубок, который в быту может быть использован как контейнер, может считаться произведением искусства, если был создан только для нанесения орнамента, а изображение может оказаться ремесленной поделкой, если его производят на конвейере.

В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять». В этом смысле искусством может быть названо все, что было создано в процессе обдуманного составления некой композиции. Существуют некоторые примеры, иллюстрирующие широкий смысл данного термина: «искусственный», «военное искусство», «артиллерия», «артефакт». Многие другие широко употребляемые слова имеют аналогичную этимологию. Художник Ма Линь, образец живописи эпохи Сун, около 1250 г. 24,8 Ч 25,2 см. искусство античность познание

До XIX века изящными искусствами называли способности художника или артиста выразить свой талант, пробудить в аудитории эстетические чувства и вовлечь в созерцание «изящных» вещей.

Термин искусство может употребляться в разных смыслах: процесс использования таланта, произведение одаренного мастера, потребление произведений искусства аудиторией, а также изучение искусства (искусствоведение). «Изящные искусства» -- это набор дисциплин (искусств), продуцирующих произведения искусства (объекты), созданные одаренными мастерами (искусство как деятельность) и вызывающие отклик, настроение, передающие символику и иную информацию публике (искусство как потребление). Произведениями искусства называют преднамеренную талантливую интерпретацию неограниченного множества концепций и идей с целью передать их окружающим. Они могут быть созданы специально для указанной цели или представлены изображениями и объектами. Искусство стимулирует мысли, чувства, представления и идеи через ощущения. Оно выражает идеи, принимает самые разные формы и служит многим разным целям. Искусство -- это умение, которое способно вызвать восхищение. Искусство, вызывающее своей гармоничностью положительные эмоции и ментальное удовлетворение способно также вызвать ответный созидательный отклик воспринимающего, воодушевление, стимул и стремление творить в положительном ключе. Так отозвался об искусстве художник Валерий Рыбаков, член Профессионального союза художников: "Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только светлое искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, дает надежду на будущее, несет в мир любовь и счастье".

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Введение

Понятия "искусство" и " культура" идентичны для современного человека. Но всё же понятие " культура" намного объемнее, чем понятие "искусство ". Оно включает всю целую систему искусств и всякий его вид в отдельности, весь процесс образования произведений искусства в течение многих столетий, процесс восприятия искусства, специализированные институты культуры (театры, музеи, концертные залы), осуществляющих хранение и трансляцию художественных ценностей. Всю эту сложную систему бытия искусства в художественной культуре изучают специальные дисциплины - искусствознание и эстетика, дающие материал для культурологического анализа.

Первые эстетические мысли об искусстве, о том, что такое красота, мы находим в древнейших восточных трактатах "Веды", "Авеста", у античных философов, в религиозных средневековых сочинениях. Для немецкого философа И. Канта эстетика - это "наука о чувственности вообще". Другое понимание эстетики как философии искусства в наиболее яркой форме представлено в немецкой классической философии Г. Г. Гегелем.

В 20 веке проблемами искусства занимались такие современные науки как социология и психология. В психологии искусства изучается психология художественного творчества и психология определенного восприятия искусства. В социологии искусства изучаются закономерности взаимодействия искусства и общества, их отражение в художественном творчестве и исполнительстве.

Цель данной работы: изучение места и роли искусства в системе культуры, рассмотрение основных вопросов, связанных с понятием искусства, его взаимодействия с другими сферами культуры.

Понятие об искусстве

Определение искусства, его суть.

На данный момент имеется множество определений искусства. Основные определения искусства:

1. Искусством называется специфический вид духовного отражения и освоения действительности. В течении многих лет исследователи искусства далее еще добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Сам факт существования цели у искусства является спорным. Понятие красоты - относительным. В связи с этим эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях.

2. Искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.

3. Искусство - это форма чувственного познания мира. Выделяют три метода человеческого познания: рациональный (основывается на мышлении); чувственный (основывается на эмоциях) ; иррациональный (основывается на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, обозначающих символический облик культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три. Каждая из этих сфер имеет свои преобладающие области: наука-рациональную, искусство-чувственную, религия -интуитивную.

4. Искусство - это область проявления творческих способностей человека.

5. Искусство - это процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему определенное удовольствие, наслаждение.

Искусство очень многогранно, также как и душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, желание понять смысл жизни и человеческого бытия, концентрация творческих сил человека.

Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм. Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского.

Искусство - это всё то, что окружает нас в повседневной жизни, всё то что приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, то что звучит на эстраде, в аудиозаписях.

В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох, своеобразность культуры народа в разные времена. Все эти трактовки отображают накопленное знание об искусстве и открывают многообразные грани культуры.

Задайтесь им сами. Наверное, большинство ответит: Искусство - это архитектура, ваяние, живопись, музыка, поэзия во всех ее видах, - предполагая, что дело, о котором он говорит, одинаково понимается всеми людьми. Но в архитектуре бывают постройки простые, которые не составляют предмета искусства, и постройки, имеющие претензии на предмет искусства, но им не являющиеся ввиду своего уродства. Так в чем же признак предмета искусства?

Среднеобразованный человек нашего круга и даже художник, не занимавшийся специально эстетикой, не затруднится этим вопросом; «Искусство - это деятельность, которая проявляет красоту» , - ответит такой человек.

Для среднестатистического человека кажется ясным и понятным то, что искусство есть проявление красоты, и красотою объясняются для него все вопросы искусства. Тогда что же такое красота, которая составляет, по его мнению, содержание искусства? Под словом «красота» мы разумеем только то, что нравится нашему зрению. Для того, чтобы точнее понять стереотип о красоте, приведу ряд примеров из эстетик европейских философов:

Основатель эстетики Баумгартен пишет, красота это - соответствие, то есть порядок частей во взаимном отношении между собой и их отношении к целому. Цель же самой красоты в том, чтобы нравиться и возбуждать желание.

Писатели Шюц, Зульцер, Мендельсон и Мориц ставят целью искусства не красоту, а добро.

По Мендельсону (1729–1786): Доведение прекрасного, познаваемого смутным чувством, до истинного и доброго. Цель же искусства есть нравственное совершенство.

По Винкельману (1717–1767): Красота же бывает трех родов: 1) красота форм, 2) красота идеи и 3) красота выражения, которая возможна только при присутствии первых двух условий; эта красота выражения есть высшая цель искусства, которая и осуществлена в античном искусстве, вследствие чего искусство теперешнее должно стремиться к подражанию древнему.

По Шэфтсбери (1670–1713): То, что красиво, то гармонично и пропорционально; что красиво и пропорционально, то правдиво; что же красиво и в одно и то же время правдиво, то приятно и хорошо.

По Гутчисону (1694–1747): Цель искусства есть красота, сущность которой состоит в проявлении единства во множестве.

По Гому (1696–1782): Красота есть то, что приятно. И потому красота определяется только вкусом.

По Бёрку (1730–1797): Величественное и прекрасное, которые составляют цель искусства, имеют своим основанием чувство самосохранения и чувство общественности.

По Бате (1713–1780): Искусство состоит в подражании красоте природы и цель его есть наслаждение.

По Гемстергюису (1720–1790): Красота есть то, что доставляет наибольшее наслаждение, а доставляет наибольшее наслаждение то, что дает нам наибольшее число идей в наикратчайшее время.

По Канту: Красота без понятия и без практической выгоды, вообще необходимо нравится, в объективном же смысле это есть форма целесообразного предмета в той мере, в которой он воспринимается без всякого представления о цели.

По Шиллеру: Красота, источник которой есть наслаждение без практической пользы. Так что искусство может быть названо игрой, но не в смысле ничтожного занятия, а в смысле проявления красоты самой жизни, не имеющей другой цели, кроме красоты.

По Фихте (1762–1814): Мир, то есть природа, имеет две стороны: он есть произведение нашей ограниченности и он есть произведение нашей свободной идеальной деятельности. В первом смысле мир ограничен, во втором - он свободен. В первом смысле «всякое тело ограничено, искажено, сжато, стеснено, и мы видим уродливость, во втором мы видим внутреннюю полноту, жизненность, возрождение, - видим красоту.»

По Адаму Мюллеру (1779–1829): есть две красоты: одна - общественная красота, которая притягивает людей, как солнце притягивает планеты, - это красота преимущественно античная, и другая красота - индивидуальная, которая делается таковой, потому что созерцающий делается сам солнцем, притягивающим красоту, - это красота нового искусства.

По Зольгеру (1780–1819): Идея красоты есть основная идея всякой вещи. В мире мы видим только извращение основной идеи, - искусство же фантазией может подняться до высоты основной идеи. И потому искусство есть подобие творчества.

По Краузе (1781–1832): истинная реальная красота есть проявление идеи в индивидуальной форме; искусство же есть осуществление красоты в сфере человеческого свободного духа.

По Гегелю (1770–1831): Красота есть просвечивание идеи через материю. Истинно прекрасное есть только дух и все то, что причастно духу, и потому красота природы есть только отражение красоты, свойственной духу: прекрасное имеет только духовное содержание.

По Руге (1802–1880): Красота есть сама себя выражающая идея. Дух, созерцая сам себя, находит себя выраженным или вполне - и тогда это полное выражение себя есть красота, или не вполне - и тогда в нем является потребность изменить свое несовершенное выражение, и тогда дух становится творческим искусством.

По Фишеру (1807–1887): Красота есть идея в форме ограниченного проявления. Идея же сама не нераздельна, а составляет систему идей, которые представляются восходящей и нисходящей линией. Чем выше идея, тем больше она содержит красоты, но и самая низкая содержит красоту, потому что составляет необходимое звено системы.

По Гербарту (1766–1841): красоты самой в себе нет и не может быть, а есть только наше суждение. И эти основы суждений находятся в отношении впечатлений. Есть известные отношения, которые мы называем прекрасными, и искусство состоит в нахождении этих отношений - одновременных в живописи, пластике и архитектуре, и последовательных и одновременных в музыке, и только последовательных в поэзии.

По Шопенгауэру (1788–1860): Отрешение от своей индивидуальности и созерцание одной из этих ступеней проявления воли дает нам сознание красоты.

По Гартману (1842): Красота лежит не во внешнем мире, не в вещи самой в себе, и тоже не в душе человека, а в кажущемся, которое производится художником. Вещь сама в себе не красива, но художник превращает ее в красоту.

По Шнассе (1798–1875): Красоты нет в мире. В природе есть только приближение к ней. Искусство дает то, чего природа не может дать. В деятельности свободного я, сознающего гармонию, которой нет в природе, проявляется красота.

По Бергману: Красоту определить объективно невозможно: красота познается субъективно, и потому задача эстетики состоит в том, чтобы определить, что кому нравится.

По Юнгману (ум. 1885): Красота есть, во-первых, сверхчувственное свойство, во-вторых, красота производит в нас удовольствие одним созерцанием.

По Тэну (1828–1893): Красота есть проявление существенного характера какой-либо значительной идеи, более совершенное, чем то, в каком она выражается в действительности.

По Шербюлье: Искусство есть деятельность, удовлетворяющая 1) нашей врожденной любви к образам, 2) вносящая в эти образы идеи и 3) доставляющая наслаждение «одновременно нашим чувствам, сердцу и разуму. Красота же, по Шербюлье, не присуща предметам, а есть акт нашей души. Красота есть иллюзия. Нет абсолютной красоты, но кажется прекрасным то, что кажется нам характерным и гармоничным.»

По Костеру: Идеи красоты, добра и истины врожденны. Эти идеи просвещают наш ум и тожественны с богом, который и есть добро, истина и красота. Идея же красоты включает в себя единство сущности, разнообразие составляющих элементов и порядок, который вносит единство в разнообразие проявлений жизни.

По Верону (1825–1889): Искусство есть проявление чувства, передающегося вовне сочетанием линий, форм, красок или последовательностью жестов, звуков или слов, подчиненных известным ритмам.

По Чарльзу Дарвину (1809–1883): Красота есть чувство, свойственное не одному человеку, но и животным, и потому и прародителям человека. Птицы украшают свои гнезда и оценивают красоту в своих парах. Красота имеет влияние на браки. Красота включает в себя понятие различных характеров. Происхождение искусства музыки есть призыв самцами своих самок.

По Спенсеру: происхождение искусства есть игра. В низших животных вся энергия жизни растрачивается на поддержание и продолжение жизни; в человеке же остается, после удовлетворения этих потребностей, еще излишек силы. Этот-то излишек и употребляется на игру, переходящую в искусство. Игра есть подобие настоящего действия; то же есть искусство.

По Морлею, красота находится в душе человека. Природа говорит нам о божественном, и искусство есть это гиероглифическое выражение божественного.

По Гранту-Аллену: Красота имеет физическое происхождение. Он говорит, что эстетическое удовольствие происходит от созерцания прекрасного, понятие же прекрасного получается от физиологического процесса. Начало искусства - это игра; при избытке физических сил человек отдается игре, при избытке воспринимательных сил человек отдается деятельности искусства.

По Керду: Красота дает нам средства полного постигновения объективного мира без соображений с другими частями мира, как это неизбежно для науки. И поэтому искусство уничтожает противоречие между единством и множеством, между законом и явлением, субъектом и объектом, соединяя их в одно. Искусство есть проявление и утверждение свободы, потому что оно свободно от темноты и непостижимости конечных вещей.

По Найту: Красота есть, соединение объекта с субъектом, есть извлечение из природы того, что свойственно человеку, и сознание в себе того, что обще всей природе.

Все эстетические определения красоты сводятся к двум основным воззрениям, первое - красота есть нечто существующее само по себе, одно из проявлений абсолютно совершенного: идеи, духа, воли, бога; и другое - красота есть получаемое нами удовольствие, не имеющее цели личной выгоды. Выписанные здесь суждения о красоте и искусстве далеко не все, что написано об этом предмете. И каждый день являются новые писатели об эстетике, и в их суждениях та же странная заколдованная неясность и противоречивость в определении красоты.

Красота по Толстому в смысле субъективном это то, что доставляет нам известного рода наслаждение. В объективном же смысле красотой мы называем нечто абсолютно совершенное, вне нас существующее.

Видеть цель и назначение искусства в получаемом нами от него наслаждении - все равно, что приписывать, как это делают люди, стоящие на самой низшей степени нравственного развития (дикие, например), цель и значение пищи в наслаждении, получаемом от принятия ее. Европейские философы целью искусства ставят получаемое от него наслаждение, а не назначение его в жизни человека и человечества.

Для того, чтобы точно определить искусство, надо перестать смотреть на него как на средство наслаждения, а рассматривать искусство как одно из условий человеческой жизни. Рассматривая же так искусство, мы увидем, что искусство есть одно из средств общения людей между собой.

Всякое произведение искусства делает то, что воспринимающий вступает в известного рода общение с производившим или производящим искусство и со всеми теми, которые одновременно с ним, прежде или после его восприняли или воспримут то же художественное впечатление.

Как слово, передающее мысли и опыты людей, служит средством единения людей, так точно действует и искусство. Особенность же этого средства общения, отличающая его от общения посредством слова, состоит в том, что словом один человек передает другому свои мысли, искусством же люди передают друг другу свои чувства.

Деятельность искусства основана на том, что человек, воспринимая слухом или зрением выражения чувства другого человека, способен испытывать то же самое чувство, которое испытал человек, выражающий свое чувство.

Самый простой пример: человек смеется - и другому человеку становится весело; плачет - человеку, слышащему этот плач, становится грустно; человек горячится, раздражается, а другой, глядя на него, приходит в то же состояние. Человек высказывает своими движениями, звуками голоса бодрость, решительность или, напротив, уныние, спокойствие, - и настроение это передается другим. Человек страдает, выражая стонами и корчами свое страдание, - и страдание это передается другим; человек высказывает свое чувство восхищения, благоговения, страха, уважения к известным предметам, лицам, явлениям, - и другие люди заражаются, испытывают те же чувства восхищения, благоговения, страха, уважения к тем же предметам, лицам, явлениям, но это еще не есть искусство.

- Искусство начинается тогда, когда человек с целью
передать другим людям испытанное им чувство,
вызывает его известными внешними знаками.

Остров мёртвых. Арнольд Бёклин, 1880-1886. Дерево, масло. 80×150 см

Например, если мальчик, испытавший страх от встречи с волком, рассказывает эту встречу и, для того чтобы вызвать в других испытанное им чувство, изображает себя, свое состояние перед этой встречей, обстановку, лес, свою беззаботность и потом вид волка, его движения, расстояние между ним и волком и т. п. Все это, если мальчик вновь при рассказе переживает испытанное им чувство, заражает слушателей и заставляет их пережить все, что и пережил рассказчик, - есть искусство.

Если мальчик и не видал волка, но часто боялся его и, желая вызвать чувство испытанного им страха в других, придумал встречу с волком и рассказывал ее так, что вызвал своим рассказом то же чувство в слушателях, какое он испытывал, представляя себе волка, - то это тоже искусство. Точно так же будет искусство то, когда человек, испытав в действительности или в воображении ужас страдания или прелесть наслаждения, изобразил на полотне или мраморе эти чувства так, что другие заразились ими. И точно так же будет искусство, если человек испытал или вообразил себе чувство веселья.

- Как только зрители, слушатели заражаются
тем же чувством, которое испытывал
сочинитель, это и есть искусство.

Алёнушка. Виктор Васнецов, 1881. Холст, масло. 173×121 см

Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, - в этом состоит деятельность искусства.

Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их.

Материал взят из книги Льва Николаевича Толстого «Об искусстве».

С самых древних времен искусство формировало человечество, его мировоззрение и систему ценностей. Ключевую роль в данном случае всегда играл некий акт творения, позволявший представителю рода человеческого проникнуть за пределы обыденной жизни, прирастить к действительности дополнительный пласт, сотканный из собственного мировидения, таланта и воображения.

Проблема осознания искусства

Абсолютно каждый человек на планете Земля знаком с термином «искусство», активно его использует в повседневной жизни, однако далеко не все задаются вопросом о том, чем же на самом деле является искусство. Само по себе понятие уже многогранно и спорно. Еще большее количество рассуждений и точек зрения продуцирует вопрос «что можно назвать искусством». Прежде всего это касается, конечно, современности, ведь ни у кого не возникает сомнения в том, что картины Питера Брейгеля или Винсента Ван Гога можно назвать шедеврами.

Прежде всего, разберемся в том, что таит в себе значение слова искусство.

Суть самого термина

Точек зрения по этому поводу существует достаточно много, однако к сегодняшнему дню человечество успело сформировать общее базовое понимание этого термина. Чаще всего под искусством подразумевают некую совокупность культурных, духовных, эстетических знаний человека, воплощаемых в художественных объектах. В данном случае речь идет не о каком-то конкретном виде творчества, а о творении в целом.

В самом общем смысле искусство - это попытка человека постичь мир посредством акта творения. Конечно, со временем такого рода попыток становится все больше, они накапливаются и внимательный пытливый ум получает возможность отследить определенную закономерность в существующих эстетических объектах. Таким образом, со временем появляется искусство той или иной эпохи, отражающее сознание человека в определенный временной период.

По сути, на вопрос о том, определение можно давать до бесконечности, поскольку в данном случае просто огромную роль играет собственное понимание вопроса каждым индивидуумом. В некоторых случаях под этим термином понимают реалии, совершенно не связанные с объектами эстетики. Хирурги, программисты, почтальоны, учителя и бесконечный перечень людей других специальностей вполне способны превратить в искусство собственную работу, хотя к эстетике это отношения не имеет решительно никакого.

Виды искусств

О проявлениях искусства в жизни человечества можно говорить бесконечно, однако вековые традиции позволяют выделить несколько основных слова предстает человечеству в виде Опыт тысячелетий отражается в нем в метафорах, эпитетах, скрытых и явных смыслах, над которыми читатель задумывается снова и снова, беря в руки ту или иную книгу.

Народное искусство с самых древних времен сопровождает человека в его жизни, освоении действительности. Изначально представленное в качестве синкретических обрядов и действ, а затем перешедшее в форму сугубо эстетическую, оно до сих пор развивается, совершенствуется и расширяет свои границы. Лирические песни, фрески, нарядные вышиванки, частушки и даже всем известные анекдоты о Вовочке - все это проявление творчества самого народа, отражающее его сознание и мировидение.

В цветах и оттенках передает человеческое сознание изобразительное искусство. Такого рода творчество является во всех смыслах особенным. Каждый мазок, каждый изгиб той или иной формы нацелен на передачу образа. Целостного, полного объекта, воплощенного в мельчайших деталях.

Конечно, нельзя забывать о музыке - наиболее синестетичном виде искусства из всех существующих. Испокон веков она сопровождала человека, служа сначала для введения в своего рода транс, а затем перейдя в область непосредственно эстетики.

Взгляды на классификацию искусств

Помимо извечного вопроса «что такое искусство», определение самого понятия предусматривает и ряд аспектов рассмотрения этой составляющей бытия человечества. В частности, разделение его на виды, попытка некоторой классификации.

Отражение действительности

Истоки данной проблемы уходят к самому Аристотелю, который считал искусство подражанием природе. Именно из его теории произошла теория мимесиса как основной составляющей.

В своей классификации Аристотель опирался на непосредственно способ подражания. была определена именно автором «Поэтики».

Бытийный статус

Лессинг же строил свою классификацию по иному принципу. Философ разделял искусства на временные и пространственные. К первым относились литература и музыка, а ко вторым - живопись, скульптура. Конечно, в данном случае довольно сложно провести резкую разделяющую черту, поскольку план содержания и план выражения того или иного произведения могут различаться кардинально.

Взаимодействие с сознанием

Эпохе Романтизма человечество обязано разделением на изобразительные и экспрессивные искусства. Значение слова «искусство» понималось в это время весьма своеобразно. К изобразительным искусствам могли относиться как литература, так и живопись, не говоря о скульптуре и театре. Однако любой вид: музыкальное искусство, скульптура или архитектура - априори воздействует на человека, а посему является экспрессивным. В особенности это касается, конечно, музыки.

Народность, культура, собственная эстетика

Что такое искусство, определение которого до сих пор до конца не разгадано, если не отражение мировоззрения определенной категории людей в рамках конкретного времени? Если задуматься, именно общее бытийное сознание определяет основные принципы творения. Народное искусство дает толчок к авторскому, перерастающему во что-то большее. Эти особенности формируются в зависимости от различных аспектов: политической, исторической ситуации на территории той или иной страны, ее населения, взаимодействием с другими культурами.

Изобразительное искусство, как и любое другое, определяется сразу несколькими факторами. В первую очередь, это осознание понятия красоты конкретной народностью. Вполне очевидно, что эстетические стандарты Азии совершенно несовместимы с идеалами славян или коренных американцев. Вторая же составляющая - мировой контекст. В большинстве случаев искусство все же ориентируется на определенные течения в мировой культуре, заимствует из нее конкретные элементы и базовые принципы, что впоследствии позволяет определить мировоззрение человечества на той или иной стадии его развития.

Искусство и ответственность

Любой эстетический объект - это в первую очередь акт творения. В различные эпохи отношение к этому процессу было совершенно различным. В эпоху Античности и Средневековья поэт, к примеру, считался неким медиатором, связным между небом и реальностью, своего рода мессией. Позже, с приходом индивидуально-авторской эпохи, поэт, музыкант или художник стали рассматриваться именно как творцы. Целые миры выходили из-под пера мастеров, новые реальности создавались при помощи красок, новые чувства рождались при звучании музыки.

Его), если не ответственность в данном случае? Если не осознание себя как творца? Не зря значение слова "искусство" этимологически и морфологически сходно со словом "искушение". В апокрифической литературе часто упоминается сюжет состязания бога и дьявола в творении, когда бог создал женщину, а его оппонент - змея. Уже тогда творение подразумевало ответственность за самое себя, поскольку нет силы более всеобъемлющей, чем музыкальное искусство, и трибуны более мощной, нежели литература. Само человечество определяется творением, существует в нем, развивается и совершенствуется.




Top