Что является главным в культуре. Основные элементы культуры

Автор считает, что «человеческие культуры замечательно разнообразны». Используя обществоведческие знания, дайте два объяснения того, почему это важно и полезно для развития общества, и два объяснения того, почему это создаёт определённые проблемы в развитии общества.


Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определённой группы, нормы, которым они следуют, и материальные блага, производимые ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, B то время как нормы - это определённые принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы представляют «можно» и «нельзя» социальной жизни...

Используя термин «культура» B повседневном общении, мы часто полразумеваем лишь «высокие создания ума» - искусство, литературу, музыку, живопись. В социологии понятие культуры включает B себя не только эти виды творческой деятельности, но и многое другое. Культура относится ко всему образу жизни членов общества. Она включает манеру одеваться, брачные ритуалы и семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. В неё входят также предметы, созданные людьми и представляющие для них ценность: луки и стрелы, плуги‚ фабрики и машины, компьютеры, книги и жилища.

Понятие «культура» можно отделить от понятия «общество», но между этими концепциями существует чрезвычайно тесная связь. «Культура» имеет отношение к образу жизни членов данного общества - их привычкам и обычаям, а также к материальным благам, которые они производят. «Общество» подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре. Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры. Без культуры мы не были бы «людьми» в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена…

Человеческие культуры замечательно разнообразны. Ценности и нормы поведения широко варьируются и часто весьма отличаются от того, что люди Запада считают «нормальным»... Иудеи не едят свинину, B то время как индусы едят свинину и избегают есть говядину. Все эти особенности поведения являются лишь аспектами широких культурных различий, отделяющих одно общество от другого. Небольшие общности стремятся к культурной унификации. В индустриальных обществах внутренние культурные различия образуют многообразные субкультуры. В современных городах, например, бок о бок живут многие субкультурные общности.

(Э. Гидденс )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть высказаны объяснения:

1) того, почему разнообразие культур важно и полезно для развития общества, например:

Обогащение мировой и этнических культур в результате диалога культур;

Обмен опытом хозяйственной деятельности, социальной организации; кооперация и обмен;

Развитие коммуникационных технологий;

2) того, почему разнообразие культур создаёт определённые проблемы в развитии обще-

ства, например:

Проявляется стремление к «закрытию» перед внешним миром;

Межэтнические конфликты.

Могут быть даны другие объяснения.

Как часто в жизни мы слышим и употребляем слово “культура” в отношении самых разных явлений. А задумывались ли вы над тем, откуда оно произошло и что означает? Конечно же, сразу на ум приходят такие понятия, как искусство, правила хорошего тона, вежливость, образованность и т. д. Далее в статье мы постараемся раскрыть смысл этого слова, а также описать, какие существуют виды культуры.

Этимология и определение

Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:

1) возделывание;

2) воспитание;

3) почитание;

4) образование и развитие.

Как видите, практически все из них и сегодня подходят под общее определение данного термина. В Древней Греции под ним также понимали образованность, воспитание и любовь к земледелию.

Что же касается современных определений, то в широком смысле под культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества. Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества. В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения. У него формируется характер, стиль поведения и т. д. Ну и наиболее употребляемое определение - это рассмотрение культуры как формы социального поведения индивида в соответствии с уровнем его образованности и воспитанности.

Понятие и виды культуры

Существуют различные классификации данного понятия. Например, культурологи выделяют несколько типов культуры. Вот некоторые из них:

  • массовая и индивидуальная;
  • западная и восточная;
  • индустриальная и постиндустриальная;
  • городская и сельская;
  • высокая (элитарная) и массовая и т. д.

Как видите, они представлены в виде пар, каждая из которых является противопоставлением. Согласно другой классификации, существуют следующие основные виды культуры:

  • материальная;
  • духовная;
  • информационная;
  • физическая.

Каждая из них может иметь свои разновидности. Некоторые культурологи считают, что вышеперечисленное - это скорее формы, а не виды культуры. Давайте рассмотрим каждую из них в отдельности.

Материальная культура

Подчинение природной энергии и материалов человеческим целям и создание новой среды обитания искусственным путем называется материальной культурой. Сюда же входят различные технологии, которые необходимы для сохранения и дальнейшего развития данной среды. Благодаря материальной культуре задается уровень жизни общества, формируются материальные потребности людей, а также предлагаются способы их удовлетворения.

Духовная культура

Верования, понятия, чувства, переживания, эмоции и представления, которые помогают установлению духовной связи между индивидами, считаются духовной культурой. К ней также относятся все продукты нематериальной деятельности людей, существующие в идеальном виде. Эта культура способствует созданию особого мира ценностей, а также формированию и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Она также является продуктом общественного развития, и ее основное назначение - продуцирование сознания.

Частью данного вида культуры является художественная. Она, в свою очередь, включает в себя всю совокупность художественных ценностей, а также сложившуюся в ходе истории систему их функционирования, создания и воспроизведения. Для всей цивилизации в целом, а также для отдельно взятого индивида роль художественной культуры, которая иначе называется искусством, просто огромна. Она воздействует на внутренний духовный мир человека, его разум, эмоциональное состояние и чувства. Виды художественной культуры являются не чем иным, как разными видами искусства. Перечислим их: живопись, скульптура, театр, литература, музыка и т. д.

Художественная культура может быть как массовой (народной), так и высокой (элитарной). В первую входят все произведения (чаще всего - единичные) безызвестных авторов. Народная культура включает фольклорные творения: мифы, эпосы, легенды, песни и пляски - которые доступны широким массам. А вот элитарная, высокая, культура состоит из совокупности единичных произведений профессиональных творцов, которые известны только привилегированной части общества. Выше перечисленные разновидности - это также виды культуры. Просто они относятся не к материальной, а к духовной стороне.

Информационная культура

Основой данного вида являются знания об информационной среде: законы функционирования и способы эффективной и плодотворной деятельности в обществе, а также умение правильно ориентироваться в бесконечных потоках информации. Поскольку одной из форм передачи информации является речь, то мы желаем более подробно остановиться на ней.

Культура речи

Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, им необходимо обладать культурой речи. Без этого между ними никогда не возникнет взаимопонимание, а значит, и взаимодействия. С первого класса школы дети начинают изучать предмет “Родная речь”. Конечно, до того, как прийти в первый класс, они уже умеют говорить и с помощью слов выражать свои детские мысли, просить и требовать у взрослых удовлетворения своих потребностей и т. д. Однако культура речи - это совсем другое.

В школе детей учат правильно формулировать свои мысли посредством слова. Это способствует их умственному развитию и самовыражению как личности. С каждым годом у ребенка появляется новый запас слов, и он уже начинает мыслить иначе: шире и глубже. Конечно же, на культуру речи ребенка, помимо школы, также могут повлиять такие факторы, как семья, двор, группа. От своих сверстников он, например, может научиться таким словам, которые называются ненормативной лексикой. Некоторые люди до конца своей жизни владеют очень скудным словарным запасом, ну, и, естественно, имеют низкую культуру речи. С таким багажом человек вряд ли сможет добиться в жизни чего-то большого.

Физическая культура

Еще одной формой культуры является физическая. К ней относится все то, что связано с телом человека, с работой его мышц. Сюда входит развитие физических способностей человека от самого рождения до конца жизни. Это комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию тела, ведущему к его красоте.

Культура и социум

Человек является общественным существом. Он постоянно взаимодействует с людьми. Понять человека лучше можно, если рассматривать его с точки зрения взаимоотношений с окружающими. Ввиду этого существуют следующие виды культуры:

  • культура личности;
  • культура коллектива;
  • культура общества.

Первая разновидность относится к самому человеку. Она включает его субъективные качества, особенности характера, привычки, поступки и т. д. Культура коллектива складывается в результате формирования традиций и накопления опыта людьми, объединенными общей деятельностью. А вот культура общества является объективной целостностью культурного творчества. Его структура не зависит от отдельных личностей или групп. Культура и общество, будучи очень близкими системами, тем не менее, не совпадают по смыслу и существуют хоть и друг рядом с другом, но сами по себе, развиваясь по отдельным, только им присущим законам.

Чрезвычайно многообразна, включает в себя все то, что было создано человечеством на протяжении его исторического духовного развития. Исследование этого культурного многообразия осуществляется на основе выделения элементов культуры, к которым относятся знаки, символы, язык, ценности, нормы, манеры, этикет, ритуалы, обычаи, традиции.

Знаки - материально, чувственно воспринимаемые предметы (явления, действия, отношения), служащие для обозначения других предметов, явлений, действий, а также передачи и переработки информации (знаний).

Символы — это тоже знаки, но такие, которые вызывают однозначную социальную реакцию и служат средством социального взаимодействия.

Знаки и символы представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык — это объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет по крайней мере два взаимосвязанных значения:

  • язык вообще, т.е. язык как определенный класс знаковых систем;
  • конкретный, так называемый этнический язык — конкретная реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и конкретном пространстве.

Язык - объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Понятие «язык» имеет два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический язык — конкретная реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и конкретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей и поэтому является полифункциональной системой. Основные его функции — создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.

Ценности - это набор тех социально значимых предпочтений, приоритет которым отдают различные социальные группы в обществе. Ценности демонстрируют прежде всего ту значимость, которую имеют для людей те или иные предметы, отношения, явления, нормы, идеалы, правила. Ценности могут быть моральными, политическими, религиозными, экономическими, эстетическими и др.

Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Например, в христианской морали десять заповедей указывают, что ценностями, в частности, являются сохранение человеческой жизни («не убий»), супружеская верность («не прелюбодействуй»), уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что ею не является.

Правила регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Стандарты поведения определяются социальными нормами. Соблюдению норм способствуют социальные наказания или поощрения, называемые санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называют негативными санкциями. К ним относятся выговор, штраф, тюремное заключение и др. Позитивными санкциями (денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычка — это установившаяся схема поведения, или, другими словами, стереотип поведения в определенных ситуациях.

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную опенку окружающих и основанные на привычках. Они отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры — путем воспитания. Манеры чрезвычайно разнообразны: одни относятся к светским, другие — к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом.

Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы, характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

Обычаи - традиционно установившийся порядок поведения, в отличие от манер присущий широким массам людей. Он также основан на привычке, но не на индивидуальной привычке, а коллективной. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать обряды, праздники, производственные навыки и т.д. Обычаи — неписаные правила поведения.

Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Иначе говоря, если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. В то же время слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

С понятием «традиция» тесно связано понятие традиционного общества , под которым принято понимать все типы общества, отличающиеся от социальных моделей Нового времени (общества античности, Средневековья, а также большинство цивилизаций Востока). Главным отличительным признаком такого общества является то, что центральное место в нем принадлежит религиозным и мифологическим системам, лежащим в основании всех социально-культурных и политических институтов. Традиционное общество занимает самый большой отрезок времени в истории человечества. К нему относят три исторические эпохи — первобытность (охотничье-собирательская, пастушеская и земледельческая стадии развития), рабовладельческую античность и средневековый феодализм.

Отличительное свойство традиционного общества заключается в том, что прошлое господствует над настоящим, определяя его ход и развитие, а традиция выступает способом или механизмом передачи исторического опыта, обеспечения преемственности и устойчивости в индивидуальном и социальном развитии людей. Традиция является определенным образцом в обществе, следование которому предполагает отрицание инноваций, креативности, давая им однозначно негативную оценку, особенно если они грозят старым традиционным устоям общества.

В традиционном обществе отсутствует выбор как таковой, поскольку опыт каждого нового поколения основывается на социальном опыте старшего поколения. Традиция есть нечто вроде социального инстинкта, т.е. исторически унаследованной способности совершать действия (целесообразные и не очень), следуя безотчетному побуждению. Это некий автоматически работающий механизм, пользующийся почетом и уважением, как правило, религиозно освященный. Традиция пронизывает всю социальную сферу жизнедеятельности людей, ограничивая возможности личностного развития, свободного самовыражения.

Традиция определяет статусные позиции в обществе, задает ее ориентиры и принципы, и это означает, что не личность определяет статус, а, наоборот, статус определяет личность и функции или роли, выполняемые человеком, находятся в зависимости от таких аскриптивных (предписанных) вещей, как возраст, пол, принадлежность к той или иной общине — родовой, семейной, клановой, территориальной и т.д. При этом члены традиционного общества принимают как должное сложившийся социальный порядок и редко пытаются его изменить. В итоге социально-статусная предопределенность человека практически не оставляет возможности для индивидуального самоопределения. Когда традиция мешает прогрессивному развитию общества, которое не может функционировать в рамках сложившейся традиционной системы, наступает гибель такого общества, если не будут произведены адекватные ситуации изменения. Это убедительно подтверждает исчезновение многих древних народов, некогда цветущих государств и цивилизаций.

Отметим, что вплоть до 1960-х гг. научный взгляд на понятие «традиция» и ее функциональность определялся подходом, разработанным М. Вебером и сводившимся к жесткому противопоставлению категорий традиционного и рационального. В рамках мо- дсрнизационного подхода традиционное, препятствующее развитию общества, рассматривалось преимущественно в негативном свете, поскольку традиция считалась явлением отмирающим, не способным ни реально противиться современным формам жизни, ни сосуществовать с ними. Но с середины XX в. взгляд на природу традиции изменился и стала высказываться мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Это доказывает современное российское общество, в котором тесно переплетено традиционное и современное. Сейчас в социологической теории принят термин «переходное общество», применяющийся для обозначения обществ трансформационного типа. В этот «переходный» период традиционные общества и институты, реорганизуясь, приспосабливаются к изменяющимся условиям, а традиционные ценности в некоторых случаях могут служить источником легитимации новых ценностей для достижения новых целей.

Ритуал (обряд) - совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются религиозные представления или бытовые традиции. Ритуалы не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила ритуала — в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В ритуале происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, предписываемых религиозной традицией, составляет специфический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать описание человеческой реальности.

Культурные универсалии

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью; они живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, приветствия, разделение труда и т.п.

Конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает на протяжении многих веков собственную культуру, которая сопровождает индивида в течение всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур.

В социологии культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Объектами социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте можно сказать, что социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Американский социолог и этнограф Д. Мердок в 1959 г. выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т.д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Люди живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, приветствия, разделение труда и т.п.

ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

Слово «культура» обозначает прежде всего глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе.

Понятием культура обозначают так же для обозначения отдельных сфер и компонентов национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, говорят о культуре труда. Быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре .

Специалисты выделяют различные виды элементов культуры.

Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности). Различают ценности:

терминальные (ценности цели)

инструментальные (ценности средства)

Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Различают следующие виды норм:

формализованные правила (все, что официально записано)

правила морали (связаны с представлениями людей)

Специалисты Интернет-сайта «Энциклопедия замечательных людей и идей» указываю, что культура включает в себя три вида элементов :

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.

2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет.

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

Культура в целом и любая конкретная региональная, историческая форма культуры представляет собой сложное явление, которое может быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: статическом и динамическом.

Культурная статика предполагает изучение распространения культуры в пространстве, ее структуру, морфологию и типологию. Это синхронный подход к изучению культуры.

В рамках культурной статики культуру необходимо классифицировать на основании ее структуры: материальная, духовная, художественная и физическая культура.

Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.

Состав материальной культуры:

Культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);

Культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);

Культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности населенных пунктов).

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав духовной культуры:

Религиозная культура (систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения, этнографическая религиозность);

Нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

Правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);

Политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

Педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);

Интеллектуальная культура (философия, история, наука).

Следует обратить внимание, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и пр.

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая, экологическая, эстетическая и др. Более того, материальная и духовная культура практически всегда присутствуют одновременно в конкретном объекте культуры и отнесение его к той или иной стороне зависит от процентного содержания материального и духовного. Это относится к художественной и физической культуре.

Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав художественной культуры:

Прикладное искусство или дизайн (насчитывает более 400 видов: кулинарию, косметику, парикмахерское искусство, флористику, освещение и т.д.);

«чистое» или «изящное» искусство (традиционно выделяют 7 видов: архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф).

Физическая культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные потребности человека.

Состав физической культуры:

Культура физического развития (от общеоздоровительной физкультуры до профессионального спорта);

Рекреационная культура – поддержание и восстановление здоровья (медицина, туризм);

Сексуальная культура – принятые в обществе формы проявления и удовлетворения сексуальности.

В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Так, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, является культурным наследием. Наследие – важный фактор сплочения нации, средство объединения общества в периоды кризисов.

Кроме культурного наследия, в культурную статику входит и понятие культурного ареала – географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.

В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, свойства, присущие всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии отличаются сравнительным единообразием своих черт у самых различных народов. Большинство культурных универсалий порождено схожими биологическими и социальными потребностями людей, что вытекает из единства их физических и психических характеристик

Американские антропологи выделяют более семидесяти универсалий, общих для всех культур, среди них: возрастная градация, календарь, приготовление пищи, этика, этикет, семья, законы, медицина, музыка, мифология, число, личное имя, религиозные ритуалы и др. Так, картотека «общекультурного обозрения» Йельского университета построена в соответствии с такими категориями, как «брачные церемонии», «кризисные обряды», «запреты инцеста» и т.д., 75 подобных культурных универсалий обнаружено в 600 проанализированных и изученных локальных культурах.

Как уже отмечалось, культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальную культуры.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура – высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется не только наличием своеобразной культурной системы на основе социальной солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории, но также наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового значения (способность внести свой вклад в мировую цивилизацию). В отличие от культурного ареала национальная культура всегда связана с определенным социальным носителем-народом (в рамках одного культурного ареала могут существовать несколько народов).

Культурная динамика рассматривает распространение культуры во времени, в ее периодизации, внутренние системные изменения, модели взаимодействия культур. Она включает в себя изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер.

В процессе своей «актуализации», ускорения в определенной социокультурной системе каждый культурный феномен проходит четыре основных уровня:

Инновация – принципиально новое, ранее не известное явление культуры;

Культурный образец – широко известное, но мало распространенное в обществе культурное явление;

Культурная норма – широко распространенное в обществе культурное явление, представляющее собой стандарт культурной деятельности и поведения человека, которое для своего существования нуждается в постоянной общественной санкции (т.е. культурной норме следуют осознанно);

Традиция – наиболее устойчивые во времени социокультурные явления, которым большинство людей следует безотчетно; является механизмом аккумуляции и трансляции культурного опыта, формирует культурное наследие.

В реальном культурном бытии очень немногие феномены преодолевают уровень инноваций и еще меньше достигают положения традиции.

Наиболее распространенными понятиями, с помощью которых фиксируются основные направления культурной динамики и качественные особенности культурного развития являются понятия прогресса и регресса. Они впервые появляются в философской мысли эпохи Просвещения (XVIII век).

Во второй половине XIX в. в культуре декаданса понятие прогресса было подвергнуто острой критике. Было показано, что качественные оценки развития культуры неприменимы к явлениям художественной и, от части, духовной культуры. Например, последовательность из произведений трех известных художников: Фидия, Рафаэля и Пабло Пикассо принципиально невозможно представить ни как прогрессивный, ни как регрессивный ряд. Их мировосприятие и творческие методы являются настолько различными, что не могут быть сопоставлены.

Помимо соотношения статики и динамики культуру классифицируют по принципу ее распространения. Здесь выделяют доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Однако, поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных и т.д.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, городской, сельской и т. п. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее, субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями, носит название контркультуры.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три формы - элитарную, народную и массовую культуру.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры - фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной - она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
примитивизацией отношений между людьми;

Развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;

Натуралистическим смакованием насилия и секса;

Культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;

Культом посредственности, условностью примитивной символики.

Представленные специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес - основа успехов массовой культуры, ее произведений. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.

Предначертанная культуре задача - связывать людей в единое человечество - находит выражение в целом ряде ее конкретных общественных функций. Их число в работах разных авторов неодинаково, да и обозначаются они иногда по-разному.

Как один из вариантов, можно было бы предложить следующий перечень функций культуры с некоторыми пояснениями:

а) функция приспособления к среде (адаптивная),

б) познавательная,

в) ценностная или аксиологическая,

г) информационно-коммуникативная,

д) нормативная или регулятивная,

е) семиотическая.

Наиболее общей и универсальной функцией культуры является адаптивная – приспособление человека к природному и социальному окружению. К природному окружению приспособление осуществляется преимущественно средствами материальной и физической культуры. К социальному окружению – благодаря духовной и художественной культуре.

Базовая адаптивная функция культуры конкретизуется в целом ряде других, частных функций. Наиболее значительными из них являются:

Познавательная функция (гносеологическая), в рамках которой культура обеспечивает человека истинными или социально значимыми знаниями об окружающем мире, что позволяет успешно адаптироваться к природным или социальным условиям;

Ценностная функция (аксиологическая), благодаря которой осуществляется целеполагание социокультурного развития, определяются идеалы и нормы поведения в конкретном обществе и, более широко, регулируются отношения между людьми;

Информационно-коммуникативная функция осуществляет сохранение и передачу во времени и пространстве социально-значимой информации, которая обеспечивает взаимопонимание и единство общества;

Нормативная (регулятивная) функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей; в сфере труда, быта, межличностных отношений культура регулирует поступки, действия и даже выбор людей; регулятивная функция опирается на такие нормативные системы, как мораль и право;

Знаковая (семиотическая) функция – культура представляет собой определенную знаковую систему; поэтому невозможно овладеть достижениями культуры без изучения соответствующих знаков.

Лекция:

Понятие культуры

Вам известно, что человек – это биологическое, социальное и культурное существо. Кого из людей мы называем культурным? Человека вежливого, тактичного, соблюдающего этикет. Культурным не рождаются, им становятся в обществе. Усвоив знания, ценности, нормы, верования общества, овладев навыками пользования окружающими предметами, выполняя социальные роли человек из существа биологического превращается в социокультурное. Что же такое культура? Начать нужно с того, что это один из основных социальных институтов духовной сферы жизнедеятельности общества. Самое первое понимание слова «культура» было возделывание земли, но со временем смысл этого понятия изменялся и появилось много значений. Остановимся на этом:

Культура - результаты созидательной, творческой деятельности человека, накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение.

Культура создана в результате преобразовательной деятельности человека. Её определяют как вторую природу – искусственную среду обитания человеческого общества. Изучением культуры занимается социально - гуманитарная наука культурология.

Культура делится на две части:

  • Материальную, включающую в себя артефакты – результаты материального производства: весь предметный мир, созданный руками человека.
  • Духовную, включающую результаты производства сознания человека: знания, идеи, ценности.

Другими словами, материальная культура – это продукт экономики, а духовная – продукт искусства, науки, религии, морали. Они тесно взаимосвязаны. Например, без знаний и идей архитектор не построит здания или наоборот, идеи художника или писателя находят отражение на материи (холсте или бумаге).


Формы культуры: массовая, элитарная, народная

Исследователи выделяют несколько форм культуры: массовую, элитарную, народную.

Признаки массовой культуры:

1. Приобретает всё большую популярность в условиях глобализации.

2. Продукты массовой культуры создаются большими тиражами и распространяется с помощью современных коммуникативных технологий.

3. У неё много потребителей, потому что она отличается общедоступностью, простотой восприятия и понимания для людей, не имеющих образования и специальной подготовки.

4. Носит развлекательный характер и не способствует духовному росту.

5. Носит коммерческий характер.

Примерами массовой культуры являются кино, телесериалы, ток-шоу, юмор, телевизионные новости, мода, спорт, поп-музыка, массовая литература (например, романы), изобразительное искусство и т.д.

В современном мире учёные выделяют такую разновидность массовой культуры, как экранная культура. Это культура, создаваемая и передаваемая с помощью компьютера. Её примерами являются компьютерные игры, социальные сети.

Признаки элитарной культуры:


1. Узкий круг ценителей и потребителей. Доступна, как правило, интеллигенции – людям интеллектуального труда: учёным, учителям, работникам музеев и библиотек, художникам, композиторам, писателям, критикам и т. д.

2. Продукты элитарной культуры создаются привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами.

3. Это высокая культура, которая трудна для восприятия неподготовленным человеком, например, живопись Пикассо не всем понятна.

4. Носит некоммерческий характер, но иногда оказывается финансово успешной.

Примерами элитарной культуры являются классическая музыка Моцарта, Баха, Чайковского, классическая литература Достоевского, Шекспира, изящные искусства Микеланджело, Родена, Леонарда да Винчи, Ван Гога и т. д.

Признаки народной культуры:


1.
Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

2. Носит локальный характер, потому что каждый народ имеет свою особенную народную культуру (фольклор), связанную с традициями данной местности.

3. Передаётся из поколения в поколение.

4. Воспроизведение народной культуры может быть индивидуальным (рассказ, легенда), групповым (исполнение танца или песни), массовым (карнавал, масленица).

Примерами народной культуры являются сказки, эпос, былины, танцы, песни, мифы, легенды.

Общая культура населения делится на части – субкультуры, присущие определённым социальным группам (молодёжи, пожилым, профессиям). У каждой субкультуры свой язык, взгляды на жизнь, манеры поведения и обычаи.
Также культура делится на национальную и мировую. Национальная включает ценности, нормы и образцы, характерные для какой-либо одной нации, одной страны. Мировая же объединяет в себе лучшие достижения национальных культур различных народов планеты.

Функции культуры

Как было сказано на предыдущем уроке каждый социальный институт выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей людей. Какие же функции выполняет культура? Познакомимся с ними:

    Познавательная функция позволяет человеку приобрести богатые знания и опыт, накопленный множеством поколений людей с помощью научных и художественных книг, музыкальных композиций, картин, скульптур и т. д.

    Информационная функция (функция преемственности) заключается в том, что культура включает в себя мир артефактов (созданных людьми предметов и явлений), а также мир языка (смыслов и знаков, образующих тексты), которые содержат в себе информацию, передающуюся из поколения в поколение с помощью традиций. К примеру, принятие и дальнейшее распространение христианства на Руси является ярким примером преемственности.

    Коммуникативная функция способствует общению людей, с помощью которого человек усваивает культурные нормы и ценности. Общение необходимо и для создания, сохранения, развития культуры. В результате общения происходит обмен идеями и духовное обогащение. Как говорил Бернард Шоу: «Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остаётся лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон, оказывается, по две идеи».

    Регулятивная или нормативная функция обеспечивает порядок в обществе с помощью моральных и правовых норм, традиций и обычаев, этикета и т. д., которые дают человеку ориентиры в поведении и регулируют его действия.

    Функция социализации – в результате усвоения культурных норм и овладения образцами поведения человек включается в определённый культурный контекст общества, в котором живёт. Культура также регламентирует и гендерные роли мужчины и женщины.

    Компенсаторная функция позволяет человеку отвлечься, отдохнуть от жизненных проблем, получить эмоциональную разрядку. Духовную компенсацию человек может получить от выполнения религиозных обрядов, занятий художественной культурой (например, чтения книг, посещения театра, слушания музыки), прогулок на природе, творческого увлечения, коллекционирования, воспитания детей.

Задание: Приведите свои примеры массовой, элитарной и народной культур. Напишите их в комментариях 📝




Top