Дизайн музея.

Данная раздел будет описывать принципы поведения посетителей в интерьере музея . Мы предлагаем несколько отправных точек исследования:

  • Выставочная конструкция;
  • Характеристика объекта;
  • Характеристика архитектуры;
  • Характеристика посетителей.

Перечень данных принципов не является исчерпывающим. Мы лишь надеемся, что он стимулирует ваше мышление и подтолкнет к изысканиям на практике. Что, безусловно, поможет вам подойти к дизайну музея с более профессиональной стороны.

«Дизайн проект интерьера и предметное декорирование повышает интерес к экспозиции»

Предлагаем некоторые эмпирические основы, однако необходимы дополнительные исследования, для подтверждения этих методов, чтобы выявить конкретные параметры каждой переменной, и определить относительное влияние каждого фактора на поведение посетителя.

Музеи флоры и фауны

Для примера, рассмотрим выставку со всевозможными животными и другими представителями фауны.
1. Большие предметы или животные притягивают внимание во много раз больше, чем мелкие.
Многие западные исследователи обнаружили сильную взаимосвязь между размером животного и временем осмотра экспонатов в зоопарке. Аналогичные результаты были замечены в павильонах с рептилиями.
2. Движущиеся объекты или животные фокусируют на себе внимание лучше, чем статичные. В музеях науки больше внимания уделяется движущимся механизмам. В сезоны активной жизни обитателей зоопарка поток посетителей также ощутимо растет.
3. Объекты или животные, которые являются необычными и экзотическими для определенной местности, привлекают больше внимания, чем обычные. Посетители постоянно стекаются, чтобы увидеть редкие виды животных, таких как: белые тигры, коалы, пантеры, панды и т.д.
4. Существуют определенные качества объектов или животных, которое по своей природе вызывают жгучий интерес. Например, алмаз Хоупа, крупный бриллиант, один из знаменитых в Новом Свете, вызывает большой интерес сам по себе. С другой стороны, картины с изображением младенцев будут более интересными для посетителей, чем антикварная мебель. Таким образом, важно учитывать факторы психологической симпатии или повышенного интереса к определенным сферам жизни или темам.
5. Объекты, сочетающие в себе, наряду с визуальным, возможность сенсорного, тактильного контакта, всегда собирают больше посетителей. Возможность прикоснуться к экспонату существенно увеличить время, проведенное посетителем на выставке. Озвучивание объекта выставки также увеличивает притяжение и удерживает внимание. Таким образом, можно сказать, что сочетания визуального ряда, -аудио и тактильной составляющей объекта осмотра делает его значительно более привлекательным для посетителей.

Уже упоминаемый нами музей «Корябля Васа» в Стокгольме в полный мере реализует эти принципы, предлагая своим посетителям интерактивные карты морских путей, «звуковые комнаты», где можно своими ушами услышать, как звучала жизнь на борту корабля, и реконструкции пассажирских кают и других помещений корабля. Соит ли говорить, что трогать в этом музее можно абсолютно всё? Даже если древней, поднятый с морского дна пушечный снаряд стоит под стеклом, поблизости обязательно найдется его точная гипсовая, которую можно и нужно щупать, гладить, да хоть облизывать со всех сторон!
6. Интерактивные элементы также значительно увеличивают время просмотра. Например, кнопка на устройстве, которое дает свет в берлогу выдры дало больше просмотров, чем аналогичные экспозиции без света. При том стоит заметить, что компьютеры и кнопки менее интересны для посетителей, чем возможность кормить животных с рук.
7. Метод триангуляции дает возможность сделать экспонат катализатором социального взаимодействия между посетителями. Так уличные артисты и необычные скульптуры стимулируют социальный контакт между незнакомыми людьми на улице.

Архитектурные объекты в дизайне музеев

1. Чем больше возможностей для беспрепятственного осмотра объекта вы предоставите посетителю, тем больше внимания получит этот объект (или субъект). Здесь существуют, по крайней мере, три переменные: уровень освещения, визуальные препятствия и визуальные экраны. Уровень освещения становится фактором, когда уровень настолько низок, что посетители не могут рассмотреть объект 15-20 минут. В экспозиции с низким уровнем освещения, очень мало посетителей.

Визуальные препятствия включают в себя твердые барьеры, скалы, деревья, и другие объекты, которые блокируют линию видимости между посетителем и объектом или животным.

Визуальные экраны относятся к материалам, таким как заборы, стеклянные витрины создающие блики, которые мешают четко представить объект или животное. Ликвидация этих препятствий даст вам несомненный прирост посетителей и увеличение времени осмотра объекта.
2. Определенную роль играет фактор близости. Чем меньше расстояние между посетителем и объектом, тем чаще визитеры будут останавливаться возле экспоната, а так же увеличится время осмотра.
3. Положение выставляемого объекта или субъекта по отношению к посетителю влияет на время, проведенное возле экспоната. В данном моменте учитывается уровень глаз посетителя и точка осмотра экспозиции. Продолжительность просмотра увеличится, если расстановка предметов будет центробежной. Кроме того, верхние позиции рядов объектов получат больше внимания, чем более низкие позиции.
4. Более "реальный" экспонат воспринимается, более позитивным. Существует наблюдение, что животные воспринимались лучше, когда они были показаны в естественных условиях, чем в клетках - это отражалось и на времени осмотра.
5. Сенсорная конкуренция. Понятие включают в себя наличие экспонатов рядом, которые визуально конкурируют между собой. Либо в противоречии находятся их слуховые раздражители. Так снизится восприятие выставки посетителем, если витрины будут размещены по обе стороны от входа.
6. Глубина расположения объекта выставки может оказать влияние противоположное тому, что было задумано. Посетители в действительности могут узнать больше об экспонате, который не был утоплен в глубине залов.

Дизайн музея и публичные факторы

1. Демографические характеристики: возраст, пол, социально-экономический статус, и уровень образования и даже этнические факторы могут влиять на реакции посетителей выставки.
2. Особые интересы посетителей притягивают и удерживают их взгляды. Результаты исследований свидетельствуют о том, что особые интересы (симпатии и антипатии) являются важными прогностическими факторами поведения гостей.
3. Музейная усталость. Посетителей все меньше и меньше интересуют выставки, где объекты в большинстве своем похожи между собой.
4. В полной мере на восприятие влияют инстинктивные чувства, например, чувство красоты или опасности. Люди склонны долго смотреть на отталкивающих змей с опаской, даже если они вообще не представляют угрозы.
5. Доминирование. Если посетитель смотрит на пленного животного сверху, а не взирает на него снизу, то, скорее всего, включится чувство доминирования по отношению к объекту.
6. Социальное влияние. Поведение других людей влияет на поведение остальных. Люди, как правило, чтобы соответствовать поведению других, подражают им. Например, посетители корректируют свою скорость ходьбы в толпе или определенном зале. Людей привлекает толпа испытывающая интерес к чему либо, и теснящая остальных.

Все вышеперечисленные аспекты и нормы сильно влияют на дизайн экспозиционных залов. Мы рекомендуем не исключать не один из них при анализе вашей выставки и обязательно дополнить работу профессиональным дизайн проектом музея.

Экспозиционный дизайн – это настоящий синтез функциональных, а также эстетических характеристик, целостной пространственно-предметной экспозиционной среды. Он может включать в себя как пространственно-архитектурное компонование экспозиционных материалов, так и конструктивное построение, а также формирование образа и световое решение.

Экспозиционный дизайн является выразительно-образной экспозиционной частью, снабжая ее коммуникативностью, а также повышенным уровнем функционально-утилитарных характеристик в смысле презентации и сохранности экспонатов.

Экспозиционный дизайн (от англ. dеsign – замысел, проект, рисунок), совокупность эстетических и функциональных качеств целостной предметно-пространственной среды экспозиции музейной. Э.д. включает архитектурно-пространственную организацию экспозиционных материалов, конструктивное построение и оборудование, цветовое и световое решение, создание образа и т.п. на основе художественно-композиционных принципов и приемов. Выступает как образно-выразительная составляющая экспозиции, обеспечивает ее коммуникативность и высокий уровень утилитарно-функциональных качеств в плане сохранности и презентации экспонатов.

Принципы построения музейной экспозиции

Принцип научности. Основой создания музейной экспозиции является научная концепция. Она формулирует цели создания экспозиции, научное значение, интерес экспозиции для посетителей, описание экспозиции и размеров необходимых площадей, описание музейных предметов из собственного собрания или возможных заимствований из других музеев, необходимые затраты, потенциальные источники финансирования и поддержки, примерные сроки создания экспозиции.

Принцип предметности. Музейный предмет (экспонат) – это основа уникальности каждой экспозиции. Именно от подбора музейных предметов зависит познавательная ценность экспозиции, а также ее эмоциональная направленность. Такой экспозиционный показ обеспечивает посетителям возможность непосредственного ознакомления с музейными предметами.

Принципы доходчивости и универсальности. При построении экспозиции как средства массовой коммуникации соблюдение этих принципов является обязательным. Значительную помощь в этом оказывает многоплановость подачи экспозиционных материалов. На первый план выдвигаются ведущие экспонаты, остальные как бы «приглушаются», отводятся на второй план и даже в «скрытый» план, помещаются в горизонтальную витрину, турникет, альбом, на выдвижной щит и т.п. Возможно также сочетание «облегченных», общедоступных залов, рассчитанных на «среднего» посетителя, и особых залов, которых созданы условия для углубленной самостоятельной работы посетителей. Для большей доступности экспозиции разрабатывается система текстов, фонозаписей, а также наглядных научно-вспомогательных материалов. Большое значение имеет создание своеобразной эстетической среды во всей экспозиции.

Методы построения музейных экспозиций

Методом построения экспозиции называется научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции порядок группировки и организации экспозиционных материалов. В отечественном музееведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: коллекционный, ансамблевый, иллюстративный, музейно-образный.

The Art Newspaper Russia предложила известным архитекторам, дизайнерам и кураторам поучаствовать в небольшом опросе, с тем чтобы выяснить, каковы главные проблемы музейного и выставочного дизайна в России и для кого он важнее: для зрителей, музеев или тех, кто его создает

1. Что вам мешает делать большие качественные выс-тавки? Расскажите о своем самом удачном музейном проекте.
2. В чем его специфика, необычность, сложность?
3. Какой музейный дизайн вам особенно запомнился, понравился и почему?
4. В чем вы видите задачу дизайнера музейных выставок и пространств?

Борис Бернаскони

1. До сих пор ничего не мешало. Хотя, конечно, в России совсем другой подход к созданию таких масштабных проектов, в отличие от, например, Европы или США. Это связано с тем, что они, как правило, финансируются государством, а это влечет за собой определенные трудности, в том числе бюрократические.

2. Самый удачный проект — это, наверное, городской павильон Памятник месту на Лубянской площади. Я хотел, чтобы в городе появились такие цилиндры, которые фиксировали бы некие «больные» точки на карте Москвы, например разрушенные памятники. Черный цилиндр, установленный в одной из таких точек, превращался в свое-образный музей места, к которому требовалось привлечь внимание. Прошло уже 14 лет с тех пор, как родилась эта идея, но я по-прежнему считаю ее одной из лучших в своем портфолио. Главным образом потому, что заказчиком этого проекта был я сам и опирался исключительно на себя и свои собственные ощущения.

Проект музея World Culture Mill in Oslo . BERNASKONI , 2009

3. Все большие музейные выставки — что в России, что в Европе — сделаны примерно по одному и тому же принципу, поэтому сильного впечатления на меня не производят. А вот что действительно меня порази-ло, так это научно-технический музей Ars Electronica Center в Линце. Причем поражает не только его высокотехнологичный дизайн, но и сама концепция. Дело в том, что этот музей работает со многими австрийскими и международными университетами, которые показывают на его площадке свои научные открытия в виде работающих моделей. Посетители музея могут не только посмотреть, что нового происходит в науке, но и самостоятельно поучаствовать в некоторых процессах, например попробовать вывести новые сорта растений. Благодаря этому музей становится лабораторией, где можно получить настоящий исследовательский опыт. Кроме того, в Ars Electronica Center постоянно проходят выставки, связанные с искусством, наукой, инновационным бизнесом. Это самый интересный музей из всех, что я видел за последние десять лет.

4. Главная задача — передать смысл того, чему посвящена выставка. Очень часто люди просто развешивают картинки и расставляют объекты. Это тоже сложная задача, требующая определенной компетенции: умения работать со светом, материалами, понимания масштаба и многого другого. Но главное, что придает интерес любой выставке, — связь экспонатов с пространством, не только выставочным, но и смысловым, ментальным, пространством нашей жизни. Почему, например, выставка номинантов на Премию Кандинского всегда так интересна для зрителя? Потому что все работы, отобранные экспертным советом, находятся на гребне волны, они отражают процессы, которые происходят в обществе. Эта связь искусства с настоящим временем всегда остро ощущается и отражается в том числе в дизайне. Любая выставка требует осмысленного подбора контента и его распределения в пространстве. Один из лучших примеров того, как это должно быть, — работа галереи «Триумф». Там трудятся люди, которые понимают, почему здесь должна быть та или иная картина, как она должна быть артикулирована, какой смысл она несет. К сожалению, такой ювелирный подход к созданию выставок у нас встречается нечасто.

Катя Бочавар

1. Мой метод таков: делаю все возможное в рамках предложенной ситуации. Даже если физически объем выставки маленький, идеи могут быть большими. Да я и не делю проекты на большие и маленькие, размер в данном случае не имеет значения. Тем не менее люблю размах и часто получаю предложения о создании масштабных выставок, особенно в рамках фестивалей («Гогольфест», «Архстояние», Lexus Hybrid Art и другие). Мне никто не мешает делать мою работу, но иногда плохо помогают — впрочем, такое случается в каждом деле. Деньги же можно обмануть. Можно сделать так, что никто и не догадается, что бюджет проекта — три копейки и все держится, как говорится, на голом таланте.

2. Я делаю по нескольку проектов в месяц, и мне трудно говорить о самом удачном. Надеюсь, что каждый из них хорош по-своему. Мой постоянный и самый любимый на данный момент — две государственные галереи-мастерские, «Ходынка» и «На Песчаной», объединенные в кластер под общим названием ГРАУНД (Государственный районный артистический университет независимых дарований). Для меня как для художника, куратора и экспозиционера этот проект является редкой возможностью постоянно, в режиме двух выставок в месяц, реализовывать мои задумки, экспериментировать. Проект очень свободный, в нем творчество не забивается рутиной, но становится дисциплиной и формулой жизни для всего коллектива, а сам коллектив ГРАУНД — это еще один продукт современного искусства. Не знаю, как долго проект проживет в наступающих на нас трудностях, включая нападки на современное искусство, музыку, театр, литературу, ведь наша основная задача — их популяризация, но мы все надеемся на лучшее и торопимся сеять разумное, доброе, вечное, пока есть такая возможность, и вкладываем в это все наши силы.

Выставка Приют роялей в галерее «ГРАУНД Песчаная» (арт-директор Катя Бочавар ). 2014

3. Очень понравился дизайн выставки в ММОМА на Петровке Музей с предсказаниями, сделанной к 15-летию музея. Главный комплимент, который можно смело отвесить в сторону этой экспозиции, — «прям как не у нас, а за границей». Понимание всего пространства и смелые решения по его изменению, скрупулезная работа над каждой деталью, композиционные находки и оригинальные архитектурные инсталляции, тонкое и уместное колористическое и световое решение, понимание выставляемого материала и уважительное к нему отношение, работа с психологией зрителя и умение провести его по пространству продуманным путем — словом, все в этой выставке хорошо и отлично.

4. Главная задача — сделать так, чтобы выставка была интересна абсолютно всем, независимо от возраста, образования, национальности, социального статуса и всего остального. Выставка должна иметь несколько уровней в глубину, и, чем их больше, тем лучше. Должна «цеплять» и втягивать аудиторию в диалог, пробуждать желание повторять опыт общения с культурой, расширять мировоззрение как посетителей, так и самих создателей выставки. А экспозиционер должен в первую очередь думать о предмете экспонирования и о зрителе, а не о себе любимом. Стремление самовыразиться за счет контента приводит к печальным последствиям, порой попросту «убивая» экспонаты. Автор дизайна выставки — это мeдиум между зрителем и экспонатом, он психолог, артист и немного фокусник.

Сергей Чобан

1. Те выставки, которыми я занимался, ничто не мешало делать. Общение с музеями, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. Щусева и другие, всегда было приятным и конструктивным. По счастью, находились спонсоры, которые поддерживали эти проекты.

2. Наше бюро спроектировало здание Музея архитектурного рисунка в Берлине. Особенность его в том, что мы имели дело с очень маленькой территорией. Из-за этого сам музей вышел очень компактным, камерным, что отражается и во внутреннем дизайне, который получился лаконичным, практичным и универсальным. Любой современный музей — это прежде всего сложный инженерный объект, который должен вести к экономии энергии, эксплуатационных расходов и пространства. Именно по этому принципу был создан и наш музей.

Российский павильон на XIII Архитектурной биеннале в Венеции (куратор Сергей Чобан ). 2012

3. Последнее яркое впечатление — Музей современного искусства Фридера Бурда в Баден-Бадене. Его построил Ричард Майер в начале 2000-х. Там хранится искусство ХХ-XXI веков, которое очень точно соотносится с масштабом внутренних пространств, выставочных плоскостей, материалов и текстур. Для любого музея это самое главное. Важны не спецэффекты, а геометрия пространства, пропорции.

4. Думаю, что главная задача здесь может быть только одна — создание уникальных пространств. Во всяком случае я, делая выставочный дизайн, ставлю себе именно такую задачу. Человек, который попадает на выставку, должен окунуться в неповторимое пространство, которое является органической частью концепции выставки, а не чем-то отдельным.

Ольга Трейвас

1. Мы занимаемся большими качественными выставками, будь то Московская биеннале современного искусства, масштабные проекты музея «Гараж» или юбилейная экспозиция Московского музея современного искусства. Хотя хороший проект не зависит от размера. В любом случае мы придумываем свою, уникальную историю для каждого нового проекта.

2. Всегда волнительно проходит работа с новой площадкой. Именно такой оказалась работа с выставкой Lost in Translation для ММОМА на Венецианской биеннале. Вот уж где действительно были и трудности перевода, и непредсказуемые ситуации, и неожиданные секреты красивейшего палаццо Ка’Фоскари! В итоге, лаконичная и простая по архитектуре, она отлично вписалась в выставочные залы старейшего университета.

Основной проект Больше света 5-й Московской биеннале современного искусства (дизайн экспозиции — Form Bureau: Ольга Трейвас, Вера Одынь и др.). 2013. Москва, ЦВЗ «Манеж»

3. Новое пространство временных выставок в Еврейском музее начало работу с достаточно камерной выставки Ле Корбюзье — архитектор книги. Экспозиция посвящена книге крупнейшего архитектора ХХ века Ле Корбюзье Поэма прямого угла 1955 года, одному из выдающихся образцов жанра livre d’artistе. Никогда еще она не была показана столь детально. Архитектура стендов повторяла структуру содержания книги и показывала отдельно каждую страницу издания.

4. Задача выставочного дизайна — погрузить зрителя в такую атмосферу, когда объект экспозиции будет раскрыт наилучшим образом. Иногда для этого достаточно погрузить его в белый куб, иногда — выстроить вокруг «историю».

Как западные дизайнеры работают над музейной экспозицией?

Егор Ларичев, Дима Барьюдин
Нам кажется, главное слово здесь — «осознанно». Западное чувство истории не такое, как в России. Мы в истории либо живем, либо пытаемся из нее убежать в будущее. Там же нарративам прошлого требуется отдельная хрупкая оболочка, которую кропотливо и вдумчиво создают наши коллеги.

Андрей Вовк
Про весь Запад сказать не могу, в каждой фирме есть свои особенности. В RAA (Ralph Appelbaum Associates) большинство проектов разрабатывается целиком, включая сюжет и содержание экспозиции. В этом случае музей играет роль консультанта и заказчика. Процесс работы становится более эффективным и продуктивным. Так мы работали практически над всеми проектами в России, и не скажешь, что в России так нельзя. Можно и нужно.

В чем отличие дизайна постоянных экспозиций от временных выставок?

Джонатан Барнбрук
Когда работаешь над временной выставкой, надо помнить, что она будет показана в других местах, — она должна легко разбираться. Нужно также быть изобретательным при работе с временными материалами. В случае с постоянной экспозицией нужно сразу понимать, как она будет выглядеть через десять лет. Это означает более износостойкие материалы и одновременно более простой дизайн, который не устаревает так быстро. Все выставки должны не только просвещать — в них также должен быть и элемент развлечения.

Егор Ларичев, Дима Барьюдин
В ответственности. Временная выставка всегда фейерверк. А постоянная экспозиция в этом смысле газоотвод, кондиционирование, создание комфортной среды. Использование нестареющих технологий, работа с более устойчивыми материалами, поиск технологических решений. Понятно, что классный музей в итоге — это бесконечно выверенный баланс смыслов и технологий, комфорта и чувствительности, эффектности и корректности.

Экспозиция музейной выставки изучается как некая система, являющейся особо значимой и специфической формой коммуникации. В словарях музейных терминов экспозиция трактуется или как "часть музейного собрания, выставленная для обозрения", или "демонстрация музейных предметов в соответствии с научной концепцией и поставленной темой".

"Целью каждой экспозиции является информация, причем информация может иметь дидактический, коммерческий или представительский характер. Направленная на человека как потребителя товаров и идей, экспозиция используется, чтобы поучать, привлекать на свою сторону, представлять что-то, влиять на человека, склонять его к определенным действиям. Главный критерий любой экспозиции - это ее действенность", - так сугубо прагматически формирует западный автор "сверхзадачу" экспозиции Frank K. Exibitions: The international disighn servis. - New York, 1961. - P. 7 . Функции экспозиции выступают как производные от общемузейных, которые экспозиция в концентрированном виде воплощает в себе, будучи обращена непосредственно к посетителю музея, она играет первейшую роль в культурной коммуникации.

Как правило, выставочная экспозиция отображает, изображает, представляет определенные события или явления, формируя изнутри, на основе предметного материала, общую информационную, логическую и образную систему, имеющую и развивающую собственные критерии идейно-смысловой наполненности и формообразования. Но все интерпретируемые в процессе музейной коммуникации явления, события и процессы представляются в очень специфической, "вещной" форме, которая часто принимается за самое действительность, за часть исторически сохранившейся реальности (особенно в мемориальных музеях).

Разработка теоретических и практических проблем музееведения требует глубокого осмысления одного из важнейших процессов создания экспозиции, а именно визуализации и материализации идейного замысла - решения проблемы единства содержания и формы, формы в значении содержания. Речь идет о роли дизайна экспозиции. Под экспозиционным дизайном понимается искусство средового проектирования, использующего комплекс эстетических, конструктивных, технологических и других средств для создания художественно-образного строя выставок. Основными задачами экспозиционного дизайна следует считать:

1) Обеспечение единства формы и содержания выставочной экспозиции, образного выражения концептуального замысла;

2) Создание условий, благоприятствующих сохранению экспонатов и удобства эксплуатации экспозиции, т.е. обеспечение ее высоких утилитарных качеств, обозначаемых термином "технология" экспозиции;

3) Формирование высокого уровня коммуникаций - "экспозиция - зритель".

Виртуозность исполнения экспозиции делает ее произведением искусства, где форма, которая искалась "для выражения содержания, будучи найдена, сама становится содержанием, развивающим и дополняющим информацию научного построения темы" Рождественский К.И. Некоторые проблемы искусства музейной экспозиции. - М.,1978. - С. 69.

Для оптимальной компоновки экспозиционных материалов в комплексах, рядах, натюрмортах научный сотрудник вместе с художником выбирают те или иные экспозиционные приемы, то есть способы группировки экспозиционных материалов. Среди общеизвестных апробированных приемов необходимо назвать:

Ш выделение экспозиционных центров и ведущих экспонатов, несущих максимальную смысловую и образную нагрузку;

Ш выявление связей между предметами, прием "взаимной документации", позволяющий выявлять связи, в том числе не поддающиеся внешним наблюдениям (на взаимной документации основан, в частности, прием "овеществления" письменных источников, как правило, трудных в качестве субъектов музейной коммуникации из-за слабой аттрактивности);

Ш сопоставление, в т. ч. противопоставление (прием контрастного показа);

Ш "массированный" показ однотипных материалов, сконцентрированных на небольшой площади. Такой показ использован, например, в экспозиции археологии Тверского объединенного историко-архитектурного и литературного музея (1996 г.), где сознательно большое количество однотипных каменных предметов из археологических находок создает экспрессивный образ "каменного века";

Ш разрядка путем создания пустого пространства вокруг наиболее важных экспонатов с целью акцентирования на них внимания;

Ш расположение экспонатов, требующих рассмотрения с близкого расстояния, в пределах наиболее удобного для обозрения экспозиционного пояса - области вертикальной поверхности экспозиционного помещения на уровне от 70-80 см - нижняя граница, до 200-220 см - верхняя граница от пола;

Ш организация "экспозиции в окне", позволяющей через проем витрины как бы заглянуть в иное пространство и время;

Ш выделение первого и второго планов, а также создание скрытого плана экспозиции в турникетах, кассетных стендах и т.п.

Можно привести примеры использования разных приемов при показе одного и того же комплекса. Экспозицией многих археологических музеев являются женские украшения из древних погребений, составляющие единый ансамбль. Во многих музеях погребение показывают в том виде, как оно предстало перед археологами в процессе раскопок: в горизонтальной витрине на уровне пола, вместе со скелетом, имитацией грунта и т.п. Главное при таком приеме экспонирования - выявление подлинности археологической находки, приобщение посетителя к факту научного открытия. Некоторые экспозиционеры группируют эффектные археологические предметы в витрине, выявляя разреженным размещением, фоном, освещением их эстетические достоинства. Экспозиционеры Ростовского краеведческого музея, расположив комплект убранства в вертикальной витрине в соответствии с местом каждого предмета, в центре, где должно быть лицо, поместили зеркало, предлагая посетителям "примерить" на себя древние предметы, представить себя в облике своей пра-пра-прабабушки.

Применение зеркала при демонстрации экспонатов, требующих осмотра с обратной стороны - часто встречающийся прием (например, именно так предлагают специалисты выставлять оружие). В Саратовском областном музее краеведения в зале с зеркальным потолком экспонируется самолет, на котором учился летать Ю.А. Гагарин. Над залом как бы появляется второй самолет, делающий "мертвую петлю". Этот прием не только дает возможность рассмотреть открытую кабину пилота, но зрительно раздвигает до "космических" пределов ограниченное пространство низкого зала.

Творческие коллективы экспозиционеров находят и вырабатывают собственные оригинальные приемы создания экспозиционных комплексов.

"Экспонат в фокусе" - также часто встречающийся сегодня прием построения экспозиции. Внимание экспозиционера сосредоточено не на совокупности музейных материалов, а на одном предмете (ценном, уникальном, раритетном) в его самоценности.

Архитектурно-художественное решение включено в понятие «музейная экспозиция» в качестве обязательного и органичного компонента, воплощающего современные художественно-эстетические принципы. В этом определении выражен современный подход к пониманию музейной экспозиции как единству научного и художественно-образного начал, обеспечивающему эффективность основной формы музейной коммуникации.

Современная музейная практика уделяет большое внимание созданию экспозиционного образа, который формируется в большей степени благодаря архитектурно-художественному решению экспозиции. Под этим понимается художественное проектирование и осуществление в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея. Основная задача художественного проектирования заключается в том, чтобы средствами различных видов искусства содействовать раскрытию концептуального решения экспозиции, усилению эмоционального воздействия и обеспечению эффективного контакта посетителя с подлинными музейными предметами. Искусство архитектурно-художественных решений относится как к изобразительным, так и к выразительным видам, опирается на весь арсенал художественных и технических средств.

Таким образом, художественное оформление экспозиций и выставок в современных музеях понимается как синтез пространственно-временных искусств и достижений науки и техники (архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, кино, музыки, слова, театра, компьютера и т. д.). Современное экспозиционное пространство – это органичное художественное единство всех элементов ансамбля: эмоционального, концептуального и пластического.

Роль художника в создании экспозиции .

Художественное проектирование во многом определяется творческой фантазией художника, широко использует данные психологии и педагогики, учитывает совокупность целого ряда факторов, влияющих на процесс художественного восприятия и на способность человека усваивать определенное количество информации.

В их числе такие немаловажные данные, как оптимальная высота экспозиционного пояса, угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов, количество материалов, единовременно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека, объем информации, который способен усвоить человек за полтора – два часа пребывания в экспозиционных залах. Художник должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддержать в нем интерес на всем протяжении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «музейную» усталость и эмоциональную перегрузку.



Творческая фантазия художника базируется на глубоком, всестороннем знании объекта, т.е. реального социокультурного процесса и особенностей его отражения музейными средствами. Работая над экспозицией, художник должен опираться на знание музейной аудитории конкретного музея, социально-демографического состава его посетителей.

Особенно важно привлечь внимание к ведущим по содержанию экспозиционным комплексам или отдельным предметам, удержать его на тех экспонатах, которые играют главную роль в понимании научной концепции экспозиции. Музейная экспозиция воспринимается зрительно, поэтому задачей художника является создание зрительных рядов, зон эмоционального воздействия и маршрутов следования посетителей. Однако, специалисты-художники подчеркивают, что художественный образ в экспозиции нельзя воспринимать только как цепь зрительных ассоциаций. Это более сложное понятие, в формировании которого участвуют знание, размышление, правильное историческое понимание события и его оценка.

Творческий метод современного художника, занимающегося организацией музейной экспозиции, близок к методу архитектора и дизайнера, так как в палитру его материалов входят музейные предметы-экспонаты, изобразительные, архитектурно-пространственные и технические средства их показа. В результате все вместе они переосмысливаются, создавая неповторимый образный язык. Контрастом форм, материалов, фактур, конструкций, который придает пластическое богатство и разнообразие экспозиции, должен владеть современный музейный дизайнер.



Цветовая организация экспозиции необходима для активации зрительного восприятия экспонатов. Она усиливает общую эмоциональную атмосферу. Эмоциональная сила воздействия цвета дает возможность разработать некую цветовую симфонию, в которой цветовые аккорды, например, прозвучавшие в первом зале, в дальнейшем должны, как мелодия в музыкальном произведении, нарастать и в конце прозвучать торжественным финалом. Цвет должен поддерживать и выражать содержание экспозиции.

Роль музейного художника как «режиссера» проявляется и в том, что музейная экспозиция стала своего рода спектаклем, в котором используются специфические средства музейного художественного языка. Музейная экспозиция органически соединяет научную достоверность содержания с яркой зрелищностью показа. Задача музейного художника заключается в переводе научного содержания экспозиции со словесного языка на язык образный.Диалог вещей и документов позволяют расширить и усилить взаимодействие экспозиции и посетителя, стать эффективным методом их общения.




Top