Этнические общности людей род племя народность нация. Исторические типы этнических общностей

Мифология

Наряду с религией и искусством в первобытном обществе происходит становление еще одной формы общественного сознания – мифологии. Мифы – ведущая форма словесного, речевого выражения мировоззрения первобытного человека. Миф в переводе с греческого означает «предание», т. е. знания, переданные предками. В мифах в яркой образной форме закреплялось и передавалось новым поколениям накопленное знание. Мифы не просто рассказывали о прошлом, а объясняли существующий порядок вещей и утверждали его, ссылаясь на авторитет предков. Поскольку темп развития истории был крайне низок и на протяжении многих поколений жизнь людей оставалась в основных чертах неизменной, то опыт предков представлялся бесспорной истиной и примером для подражания. Миф мог давать очень наивное с нашей точки зрения объяснение окружающего мира, но оно практически «работало» и было достаточным для первобытного человека. Мифы тесно связаны с магией и религией, поскольку именно в мифах получали объяснения магические и религиозные обряды. Однако мифология по своему содержанию шире, чем религия. В мифах отражались не только представления религиозного характера, но и бытовой опыт людей.

О мифологии первобытного общества дают представление мифы наиболее отсталых народов современного мира, например аборигенов Австралии. Мифы австралийских аборигенов тесно связаны со всеми важными сторонами жизни рода. Они объясняют обряды, охотничьи ритуалы. Миф в ходе обряда взаимодействует с песней и танцем. Все они посвящены одной теме и цели.

Эта тесная связь, нерасчлененность различных аспектов общественного сознания (искусства, религии, мифологии) – характерная черта культуры первобытного человека. В науке данная черта называется синкретизмом (от греческого synkretismos – соединение). По мере развития культуры будет идти процесс обособления разных форм общественного создания.

По своим биологическим качествам человек не мог выжить в одиночку или в рамках очень малой группы. Самой ранней формой социальной организации людей было то, что антропологи назвали «первобытном стаде», для которого характерны беспорядочные половые связи – промискуитет .

Постепенно эта форма социальной жизни сменилась первобытной общиной. Характерная особенность последней экзогамия , т. е. запрет на браки между близкими родственниками, а затем и на браки внутри одного рода, ибо они вели к ослаблению потомства и вымиранию. Экзогамия способствовала формированию парной семьи , поскольку женщин отвоевывали или обменивали и поэтому закрепляли за определенными мужчинами. Формирование парной семьи способствовало воспитанию детей. Но не семья, а родоставалсяосновной социальной и производственной единицей у охотников и собирателей, поскольку, как уже отмечалось, семья не могла выжить в одиночку. Потребности выживания диктовали две основные черты родового строя: совместное производство и совместное потребление.



Все члены общины выполняли определенную работу в соответствии с возрастом, полом, личными способностями и вносили разный вклад в общее дело. Однако потребление добытой пищи носило совместный и во многом уравнительный характер. Причина проста: род мог выжить, если каждый делился со всеми своей добычей. В то же время уравнительность не была абсолютной. Удачливый охотник всегда имел право на лучшие куски мяса, копье и т. п. Следовательно, можно говорить о том, что в общине сочетались два принципа распределения: уравнительный и по труду, по заслугам.

Родовой коллектив имел своего лидера – вождя. Вождем человек становился в силу своих личных качеств. В науке это называется меритократией – правлением в силу достоинств. На каком-то этапе роль вождя закреплялась и в религиозных представлениях. Этому способствовало то, что вождь часто исполнял важные религиозные и магические обряды. Считалось, что вождь связан с особой силой и находится под ее покровительством.

Вождь опирался на совет и авторитет наиболее опытных мужчин. Важные вопросы решались всеми мужчинами рода, возможно, и женщинами тоже. Матриархат как стадия господства женщин в семье или роде не зафиксирован. У охотников и собирателей роль мужчины как главного добытчика и защитника была бесспорна.

Не менее важную роль в регулировании жизни общины играли обычаи, устоявшиеся традиции – результат совокупного опыта. Их власть была большей, чем власть вождя, который опирался на обычаи и следил за тем, чтобы они исполнялись. Не следует идеализировать и общинную демократию. Она проявлялась в относительном равенстве прав мужчин при решении важных вопросов, в частности при выборе вождя, но далее власть вождя могла быть достаточно авторитарной, и контроль снизу включался лишь в случае грубых ошибок вождя, которые угрожали самому существованию общины.

Тенденции развития рода. Размеры первобытного трудового коллектива были обусловлены конкретными потребностями в объединении усилий членов рода в их хозяйственной деятельности. Для охотников оптимальной численностью общины было 30–50 человек. Как только род выходил за этот оптимум, он распадался на два, и они, как правило, не теряли между собой связи. Так возникала новая более широкая форма социальной организации людей – союз нескольких родов, который принято обозначать термином племя .

Племя выполняет две основные функции. Во-первых, внутри племени заключаются браки, поскольку род был экзогамен. Во-вторых, племенной союз мог играть важную роль для совместной защиты территории от чужаков. Там, где эта проблема актуальна, росла роль межобщинных связей и вождя племени: военная опасность требовала концентрации власти.

Другой тенденцией развития рода было укрепление роли семьи . По мере роста производительности труда возникали условия для превращения семьи в основную производственную ячейку, поскольку семья могла себя обеспечить всем необходимым. Можно говорить о закономерности: чем выше степень развития производительных сил, тем больше степень обособления семей внутри рода. Иными словами, степень коллективизма определялась объективными потребностями выживания людей. Охотники и собиратели не вышли за пределы родового строя. Род был главной социальной ячейкой на этой стадии развития общества. Он сохранял свое значение в течение долгого времени. И в настоящее время в мире много народов, у которых крепки родовые связи.

Первобытное общество завершило свое существование в результате неолитической или аграрной революции : переходу от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Этот переход коренным образом изменил образ жизни людей. Охота и собирательство объективно разобщали людей, которые были вынуждены жить небольшими группами и постоянно передвигаться по большим территориям. Земледелие и скотоводство давали возможность людям перейти к оседлому образу жизни. Они давали более широкие возможности для питания большего числа людей на меньшей территории. Человек стал жить крупными поселениями, а это стимулировало прогресс: опыт и достижения отдельных людей быстро становились достоянием многих. Так создавались предпосылки для возникновения древнейших цивилизаций.

Глава 2. Культура Древнего Шумера

Переход к земледелию и скотоводству начался ранее всего в регионе Ближнего Востока. Там уже в 6 тысячелетии существовали крупные поселения, жители которых владели секретами земледелия, гончарного производства и ткачества . К рубежу 3-го тыс. в этом регионе начали складываться первые цивилизации.

Как уже отмечалось, родоначальник антропологии Л. Г. Морган использовал понятие «цивилизация» для обозначения более высокой стадии развития общества, чем варварство. В современной науке понятие цивилизация используется для обозначения стадии развития общества, на которой существуют: города, классовое общество, государство и право, письменность.

Те черты, которые отличают цивилизацию от первобытной эпохи, зародились в 4 тыс., и в полной мере проявились в 3-м тыс. до н. э. в жизни людей, освоивших долины рек, текущих в Месопотамии и Египте. Позднее, в середине 3-го тыс. стали складываться цивилизации в долине реки Инд (на территории современного Пакистана) и в долине реки Хуанхэ (Китай).

Проследим процесс становления и развития первых цивилизаций на примере месопотамской цивилизации Шумера.

Различие и связь между понятиями рода, племени, народа и нации

Понятия рода, племени, народа, нации характеризуют различные типы этнической общности, начиная от рода и кончая нацией. Однако понятия рода и племени первоначально относились к описанию этнических отношений, существовавших в первобытном, доклассовом обществе.

Обычно к одному роду относились группы людей, которые вели свое происхождение от одного предка, фактического или мифического. Несколько родов объединялись в единое племя, также часто связанное кровным родством, Как только браки внутри рода были запрещены, по-видимому, возникли племена. Разумеется, члены рода и племени говорили на одном или сходном диалекте единого или родственных языков, обладали одной примитивной культурой. Однако главным для них было объединение в рамках единой родовой или племенной общины, которая ведала всеми вопросами, начиная от регулирования брачных отношений и кончая объявлением войны соседям или заключением с ними мира.

Главными в коллективном управлении общиной были дела, связанные с регулированием взаимоотношений между как соплеменниками, так и другими племенами. Именно поэтому род и племя считаются скорее социальными ячейками первобытного общества, чем общества цивилизованного, хотя этнически они, конечно, продолжают существовать и в таком обществе.

Этнос первоначально выступает как категория, характеризующая определенное объединение людей классового, цивилизованного общества с точки зрения культурно-языковой его общности, поэтому она непосредственно не касается характеристики социально-экономической и политической структуры общества. В отличие от политического деления общества на классы, этносы и народности разделяют население по национальным, точнее этническим, признакам. Именно поэтому этнос можно рассматривать как совокупность людей, которые обладают общим языком и единой культурой, а также сознают себя как особую этническую общность, отличающую их от других общностей. И здесь может возникнуть вопрос: не является ли последний критерий произвольным и субъективным? Конечно нет, поскольку в действительности чувство этнической общности формируется в процессе воспитания и общения в рамках определенного этнического коллектива; оно не носит субъективного характера. Поскольку члены этноса осознают себя как единый коллектив и отличаются от других этносов, постольку этнос можно рассматривать как интерсубъективное понятие.

Кроме того, чаще всего этносы проживают на одной территории. Последний признак был особенно важным в те далекие времена, когда формировались первые этносы. В дальнейшем общность территории не стала необходимым признаком для определения этноса. Люди, переселившиеся на другую территорию, но сохранившие свой язык и культуру, в своей компактной массе также представляли собой этнос или чаще всего этническую диаспору. Таким образом, формирование этносов происходит при переходе от первобытного общества к обществу цивилизованному, когда отдельные племена начинают объединяться в этносы и народности. Пожалуй, термин народность лучше характеризует такой процесс объединения. Но термин «этнос» имеет общий характер, и поэтому не обязательно относятся только к племенам и народностям, -поскольку в дальнейшем возникают новые этносы и даже суперэтносы.

Этносы не следует отождествлять ни с нацией, ни тем более - с обществом или государством. Безусловно, между этносом и нацией существует глубокая генетическая связь, поскольку нации сформировались в результате объединения ранее разобщенных, но родственных по языку и культуре этносов. Но в этом объединении решающую роль сыграли не столько этнические, сколько экономические процессы, связанные с расширением товарно-денежных отношений в эпоху перехода от феодализма к капитализму. Усиление хозяйственных связей между родственными этносами способствовало не только сглаживанию различий в их языке и культуре, но также осознанию общности их целей в борьбе с сопротивляющимися группами и классами феодального общества. Следовательно, стремление к экономическому объединению здесь дополняется политическими целями.

В марксистской литературе подчеркиваются главным образом социально-экономические и политические условия возникновения наций, которые действительно сыграли решающую роль в процессе их формирования и национально-освободительного движения. Поэтому марксисты критиковали авторов, сводивших сущность наций к чисто духовным, психологическим, религиозным и другим их особенностям. Основным для них был фактор политической борьбы за объединение народностей в рамках гражданского общества, отстаивания интересов своего национального государства,

На этой основе сформировалось также представление о едином отечестве или родине. Вот почему некоторые авторы определяют нацию как «совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Такое определение будет неполным без указания его генетической связи с такими существенными признаками, как общность языка и культуры, ибо не всякая совокупность людей, имеющая единое отечество, будет составлять нацию. К известному определению нации с помощью четырех существенных признаков (общности языка, психического склада, проявляющегося в национальной культуре, общности территории и экономической жизни), можно было бы добавить пятый признак - наличие единого отечества. Но в таком случае мы должны будем исключить из категории наций те угнетенные народы, которые борются за самоопределение и создание своего отечества. Если считать нацией просто совокупность людей, имеющих или борющихся за единое отечество, то теряет смысл само понятие нации, ибо оно окажется эквивалентным понятию отечество.

В современной этнологической литературе нацию рассматривают как этносоциальную общность, в которой органически объединены социально-экономические и этнокультурные свойства коллективов людей. К первым из них относятся экономическая и территориальная общность людей, ко вторым - общность языка, национальной культуры, психического склада, обычаев и традиций. При таком подходе обращается внимание на этнический характер формирования нации, а тем самым выявляется генетическая связь понятия нации с понятиями рода, племени, народности и этноса.

При конкретном рассмотрении национальных вопросов приходится учитывать оба эти подхода. И здесь заслуживают внимания две основные точки зрения по вопросу возникновения наций. Первая из них подчеркивает, что происхождение нации в решающей степени связано с дальнейшим развитием этноса, его борьбой за свои национально-культурные и политические права. Вторая обращает основное внимание на завоевание народами своего отечества. Обе эти позиции грешат односторонностью, хотя первая из них представляется более обоснованной; ибо она указывает на генетическую связь между этносом и нацией. Вторая больше всего подчеркивает роль нации в освободительном движении. Ясно, однако, что без определенной этнической общности возникновение нации оказывается невозможным.



Отождествление понятий этноса, нации и народа происходит обычно в странах, где преобладает один этнос, ставший уже давно самостоятельной нацией. Так, например, шведы составляют и единую нацию, и единый этнос, и единый народ. Иначе обстоит дело в многонациональных государствах, таких, как Швейцария. Ее население состоит главным образом из швейцарцев, говорящих на немецком, французском и итальянском языках; можно ли считать его единой нацией либо народом или же супэрэтносом? С одной стороны, все Население говорит на разных языках и принадлежит к разным культурам. С другой стороны людей объединяет в одно целое не столько язык и национальная культура, сколько чувство принадлежности к одной отчизне, осознание общих целей и интересов своей родины и на этом основании их относят к единой швейцарской нации. Противоположный пример представляет собой американская нация, основу которой составили англичане, переселившиеся из Британии, а появившиеся позднее представители других народов вынуждены были изучать английский язык, ставший общенациональным.

Не следует также смешивать понятия этноса и нации с понятиями общества и государства. Основа или фундамент, на котором возникают этносы, - цивилизованное общество, образующееся в процессе перехода от первобытного общества к обществу классовому. А нации появляются при переходе от феодального общества к капиталистическому. Переход от феодальной раздробленности страны к объединению хозяйственной жизни в рамках единой капиталистической экономики сопровождался сближением родственных этносов, их языков и культур, формированием сначала общего разговорного языка под влиянием потребностей общения и обмена, а затем и единого литературного языка. В конечном счете, подобная консолидация этносов и привела к возникновению наций. Но появление наций обязано не только воздействию экономических факторов и вызванных ими процессов по объединению этносов, но и политических причин - мобилизации народа на, борьбу с феодальными пережитками в интересах дальнейшего прогрессивного развития общества, его экономики и культуры.

В ходе исторического развития происходят разнообразные этнические процессы: родственные этносы могут объединяться в более мощное образование, которое можно назвать суперэтносом. Иногда более сильный этнос подчиняет себе слабый этнос, и последний ассимилирует язык и культуру нового. Наконец, от более широкого этноса отделяются сначала субэтносы, из которых впоследствии могут возникнуть самостоятельные этносы. В целом, не подлежит сомнению, что при формировании самостоятельных наций происходят различные этнические процессы, связанные со сближением, объединением и в конечном итоге слиянием различных этносов в рамках общего их отечества и единого национального государства. Такой идеальный характер носил процесс образования наций в странах Западной Европы, где преобладало моно этническое население.

«Европа, - указывает испанский философ Ортега-и-Гассет, - возникла как комплекс малых наций. Идея нации и национальное чувство были самыми характерными ее достижениями».

В других частях мира образование наций происходило в результате национально-освободительной борьбы народов.

Семья - это то, что окружает каждого человека с момента появления на свет. Чуть повзрослев, ребенок узнает о таких понятиях, как народность, нация. Со временем он начинает понимать, к какому роду и нации принадлежит, знакомится с их культурой. Однако часто как у детей, так и у взрослых возникает путаница между такими похожими терминами, как народность, нация, этнос, племя, род. Несмотря на то что их часто считают синонимами, значение у них разное.

Значение понятия «этнос»

Само слово «этнос» в переводе с греческого языка означает «народ». Раньше под этим термином подразумевали сообщество людей, объединенных родством по крови.

Сегодня понятие этноса стало гораздо шире.


Теперь этносы выделяют не только по родству, но и по общей территории проживания, языку, культуре и другим факторам.

Основные виды этносов

Кланы, семьи, племена, народности, нации - это виды этносов. Одновременно они являются и этапами исторической эволюции этноса.

Согласно иерархии этносов, существует шесть их видов:

  • семья;
  • клан;
  • племя;
  • народность;
  • нация.

Все они существовали в определенный исторический период, однако позже изменились под воздействием внешних и внутренних факторов. При этом такие виды, как род, клан и племя в цивилизованном обществе давно исчезли или остались в качестве традиции. В некоторых местах на планете они до сих пор существуют.

Большинство ученых полагают, что наиболее важными этапами развития этноса являются племя, народность, нация. Это связано с тем, что данные этносы уже не зависели от кровного родства, их общность основывалась на культурной и экономической почве.

Стоит отметить, что иногда современными учеными выделяется и седьмой вид этноса - межэтническая нация граждан. Считается, что современное общество постепенно движется к этому этапу.

Семья, род и клан

Самой маленькой этнической общностью является семья (объединение людей, связанных между собою кровными узами). Примечательно, что до формирования такого общественного института, как семья, был распространен групповой брак. В нем родство велось от матери, так как установить, кто отец конкретного ребенка, было почти невозможно. просуществовал недолго, так как частыми стали кровосмешения и, как следствие, вырождение.

Чтобы избежать этого, со временем сформировалась этническая общность - род. Роды формировались на основе вступивших в родственный союз между собой нескольких семейств. Долгое время родовой уклад был наиболее распространенным. Однако с увеличением численности представителей рода снова возникала опасность кровосмешения, требовалась «свежая» кровь.

На основе родов начали формироваться кланы. Как правило, они носили название либо известного предка-основателя, либо почитаемого в качестве покровителя и защитника. Кланам, как правило, принадлежала земля, передаваемая по наследству. Сегодня клановая система сохранилась в качестве традиции еще в Японии, Шотландии и у некоторых племен индейцев в Южной и Северной Америке.

Кстати, понятие «кровная месть» получило свое распространение именно при существовании этой

Племя

Вышеперечисленные виды этносов довольно небольшие по количеству их представителей, основывались на родственных связях. В то же время племя, народность, нация - это более крупные и развитые этносы.

Со временем этносы, основанные на кровном родстве, стали эволюционировать в племена. В состав племени входило уже несколько родов и кланов, так что не все члены его были родственниками. Кроме того, с развитием племен общество начинало постепенно делиться на классы. По сравнению с родами и кланами племена были очень многочисленны.

Наиболее часто племена были объединены необходимостью защищать свои территории от чужаков, хотя со временем у них начали формироваться свои верования, традиции, язык.

В цивилизованном обществе племена давно перестали существовать, однако во многих менее развитых культурах сегодня играют главную роль (в Африке, Австралии и Полинезии, на некоторых тропических островах).

Народность

На следующем этапе эволюции, которой подвергся этнос (племя, народность, нация), появились государства. Это было связано с тем, что численность членов племени росла, кроме того, обустройство этого вида этноса с годами все совершенствовалось. Ближе к периоду рабовладельческого строя появилось такое понятие, как народность.

Народности возникли в первую очередь не из-за родственных связей или необходимости защищать свои земли, но на основе сформировавшейся культуры, законов (появились вместо племенных обычаев), экономических общностей. Иными словами, народность отличалась от племен тем, что не просто существовала постоянно на какой-либо территории, но и могла создать собственное государство.

Нация и национальность

Формирование нации стало следующим и наиболее совершенным на сегодняшний день этапом эволюции этноса (племя, народность).

Нация - это не просто группирование людей по общей территории проживания, языку общения и культуре, но и по схожим психологическим особенностям а также исторической памяти. Нация отличается он народности тем, что ее представители смогли создать общество с развитой экономикой, системой торговых отношений, частной собственностью, правом,

С понятием «нация» связано возникновение национальности - принадлежности к или государству.

На протяжении истории большинство наций прошло все этапы эволюции этноса: семья, род, клан, племя, народность, нация. Это способствовало появлению известных всем сегодня наций и стран.

Примечательно, что, согласно идеологии фашизма, существовала избранная нация, призванная со временем уничтожить все остальные. Вот только, как показала практика на протяжении всей истории, любой этнос без взаимодействия с другими вырождался. Поэтому если бы остались одни чистокровные арийцы, то через несколько поколений большинство представителей этой нации страдало бы от многочисленных наследственных заболеваний.

Встречаются этносы, развивающиеся не по общей схеме (семья, род, племя, народность, нация), - народ израильский, например. Так, несмотря на то что евреи именовали себя народом, по укладу они были типичным кланом (общий предок Авраам, кровное родство между всеми членами). Но при этом всего за несколько поколений они сумели обрести признаки нации с четкой системой правовых и экономических взаимоотношений, а чуть позже сформировали государство. Однако при этом они сохранили четкую клановую систему, в редких случаях допускающую родственные связи с другими народностями. Интересно, что если бы не возникло христианство, разделившее евреев на два противоборствующих лагеря, а также то, что их государство было разрушено, а сам народ рассеялся, евреев ждало бы вырождение.

Сегодня люди живут в обществе, состоящем из наций. Принадлежность к одной из них определяет не только мышление и сознание человека, но и его уровень жизни. Интересно, что наиболее развитые страны сегодня - многонациональные, так что вероятность возникновения межэтнической нации граждан очень высока.

Исторические формы общности людей.

Этнос - истор слож группа людей. Этнический- связ с принадлежностью к какому либо народу. Род -1-й этнич коллектив доклассового О., облад общностью происх, общим языком, обычаями, верованиями и т.д. Экон основой рода была первобытно- общинная соб-ть и уравнительное распред продуктов. Племя - более крупная общность. Оно состояло из нескольких родов, где наряду с соб-тью рода была и соб-ть племени. Появл управленческая верхушка. Родоплеменная общност создавала благоприятнве усл-я для накопления произв-ного опыта, раз-тия языка и культуры, но кровно - родств связи сдерживали рост населения. Под воздействием разв ПС племя распад на парные семьи. Дальнейшее раз-тие ОРТ приводит к возникн частной соб-ти, а вмете с ней появл новая форма общности людей - народность, такая форма общности, при к-рой люди, проживая на одной территории связ особенностями культуры, норм жизни, к-рые закреплены в обычаях и традициях. Народность склад как правило в рабовлад об-вах. Раз-тие капиталистических отношений приводит к возникновению наций. Нация - устойчивая совокупность людей, к-рые связаны общим языком, территорией и общностью экономической жизни, а также особенностью психологии, закрепл в чертах культуры данного народа. Здесь мы видим четкие различия одного народа от другого.

СЕМЬЯ - наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети).

Несколько семей, вступивших в союз, образуют РОД. Роды объединялись в кланы.

КЛАН - группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю, кровную месть, круговую поруку. Как пережитки первобытного времени они остались в некоторых районах Шотландии, у индейцев Америки, в Японии и Китае. Несколько кланов, объединившись, составляют племя.

ПЛЕМЯ - более высокая форма организации, охватывающая большое число родов и кланов. Они обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями. Их численность доходила до десятков тысяч человек.

В ходе дальнейшего культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те - на высших стадиях развития ~ в нации.

НАРОДНОСТЬ - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собо языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Народность по численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность.

НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой при-верженны общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Национальные отношения в мире одни из самых важных и в некоторых районах - самые беспокойные, вызывающие войны, революции и пр. А вместе с ними, понятно, огромную роль играет и идеалогия (обоснование) этих отношений - национализм. Его можно определить как всемирное восхваление своих народа, страны, религии и т.п. Нации, не имеющие собственного государства, порой стремятся создать его, и - напротив господствующие народы стремятся подавить такие желания.

В разных мастах на первый план могут выйти те или иные показатели: религия ли, язык, обычаи и др. Национальные отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти различия; существует ли вражда, ненависть, противостояние, или, напротив, мир, согласие, взаимопонимание; смотрят ли на человека прежде всего с позиции: кто он по национальности, или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т.п. Важны и формы поддержки национальных особенностей

Семья - важнейший элемент соц. структуры. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для соц. развития. Чтобы укрепить позиции семьи правительствами многих стран принимаются спец. Меры. Они вкл. В себя различн рода пособия и финансовые льготы, отпуска для ухода за маленькими детьми, создание дошкольн детских учереждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Кодификатор элементов содержания дисциплины «Философия»

1. Общество и его структура

Основные подходы к обществу

Специфика философского анализа общества

Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь

2. Гражданское общество и государство

Основные идеи, связанные с утверждением гражданского общества

Взаимосвязь свободы и ответственности

3. Развитие общества

Основные модели развития общества

Движущие силы исторического процесса

Роль личности и масс в истории

Взаимосвязь свободы и необходимости

Сущность формационного подхода

Основные идеи цивилизационного подхода

4. Глобальные проблемы и будущее человечества

Возникновение и сущность глобальных проблем

Основные подходы в их решении

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 2003

2. Соколов С.В. Социальная философия. М., 2003

ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА

Все элементы, составляющие социальную структуру общества, имеют двоякое происхождение. Две из них - этническая и демографическая - по своим корням связаны с биологической природой человека. Три другие - поселенческая, классовая, профессионально-образовательная - социальны в полном смысле слова, то есть цивилизационны.

I. Этническая структура общества – род, племя, народность, нация

- Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями . Род был основной ячейкой первой в истории общественно-экономической формации, причем ячейкой многофункциональной: не только этнической, но и производственной и социальной. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие производственные отношения (включая уравнительное распределение продуктов) соответствовали крайне низкому уровню производительных сил.



- Более высокой исторической формой общности людей в пределах той же первобытно-общинной формации явилось племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку в основе ее продолжают оставаться кровно-родственные связи. И в то же время образование племени уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. Поскольку племя несло лишь часть общественных функций (хозяйственной ячейкой оставалась родовая община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от непосредственно хозяйственных функций. Когда возникает парная семья, появляется тенденция к обособлению семейно-брачных отношений, кровно-родственных связей от этнических общностей.

- В основу следующей, более высокой формы общности - народности , легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми. Народность - это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей .

- Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей - нации - совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием капитализма. Итак, нация характеризуется следующими признаками.

1) общность территории.

2) общность языка. Национальный язык - это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе.

3) общность экономической жизни,

4) общие черты психического склада, закрепленные в менталитете данного народа. Психический склад нации проявляется в особенностях национального быта народа, в нравах, привычках, склонностях людей той или иной нации, в особенностях их песен, танцев, фольклора, живописи и т.п.

5) национальное самосознание, сознательное отнесение себя к той или иной национальной общности, идентификация с ней.

Поселенческая структура общества

Поселенческая структура есть пространственная форма организации общества. Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее - отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские и межпоселенческие отношения). Можно без преувеличения сказать, что история цивилизации в самой значительной степени была историей взаимоотношений между городом и деревней, двумя основополагающими поселенческими общностями.

Основные типы поселения: деревня, город .

Город

Концепции возникновения городов:

- вотчинная теория , считающая, что города в Западной Европе возникают как центры крупных феодальных поместий (С. В. Бахрушин, П. И. Лященко), которые только в XVI-XVII веках превращаются в центры ремесла и торговли;

- общинная теория , согласно которой город вырастал из сельской общины на основе развития крестьянского, не связанного с барскими дворами крупных вотчин, ремесла. Как мы видим, общинная теория выводит возникновение городов из общественного разделения труда, отделения ремесла, а вместе с ним и торговли, от земледелия. (М. Н. Тихомиров ("Древнерусские города", 1956) и Б. А. Рыбаков ("Ремесло Древней Руси", 1949), В.О.Ключевский).

- оборонная теория возникновения городов как укрепленных пунктов для защиты от внешнего нападения (К. Бюхер, Г. Маурер, М. Вебер);

- политико-правовая теория (Гегель, Г. Белов, представители "государственной школы" в русской историографии, П.Н.Милюков), отдающая приоритет среди причин возникновения городов факторам политического и правового характера: города возникают прежде всего как территориально-управленческие центры

Основные черты города:

а) профессиональная занятость населения преимущественно несельскохозяйственным трудом, причем значимость этого показателя близка к абсолюту в крупных городах и стремится к минимуму в малых;

б) преобладание такого рода занятий, которые позволяют иметь урегулированное рабочее время и, следовательно, определенный объем свободного времени;

в) качественно иной уровень доступа к получению образования, особенно высшего, к приобретению желательной профессии, к потреблению духовных благ в связи с концентрацией в городах вузов, разнообразных профессиональных училищ, театров, музеев и т.п.;

г) большая по сравнению с селянами миграционная подвижность, что обусловлено целым комплексом причин, в том числе и непривязанностью к земле;

д) большая свобода в выборе микросреды (приятельского окружения, трудового коллектива), а также большая возможность в случае желания или необходимости изолироваться от нее;

е) большая политическая активность, что объясняется большей организованностью и концентрацией горожан по месту их профессиональной деятельности, более высоким образовательным уровнем, а также теми чертами, которые уже отмечались - большей подвижностью и большим объемом свободного времени;

ж) специфическая и качественно и количественно городская семья, которая отличается от сельской меньшей средней величиной и отпадением (либо сужением) ряда функций, прежде всего хозяйственно-производственной.

Вся история цивилизации в интересующем нас сейчас аспекте может быть представлена как история урбанизации (от лат. urbanus - городской), то есть как процесс возрастания роли городов, поглощения ими все большей доли народонаселения, приобщения даже тех, кто остается жить в деревне, к материальным и духовным приобретениям городской культуры.

Социальная стратификация

Страты от лат. stratum - слой, термин, перенятый социологией из геологии. Определение дал П. Сорокин: "Социальная стратификация - это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества" . Под классами Сорокин имеет в виду фактически те большие группы, которые составляют страты. В отличие от понятия класс, страты подчеркивают феномен горизонтальной и вертикальной неоднородности.

В докапиталистических общественно-экономических системах классовое деление общества дополнялось и в силу этого в известной степени затушевывалось делением людей на сословия , а в ряде стран Востока - на касты . Во многих своих существенных чертах сословия и касты напоминают нам страты, однако отличаются от них своей строгой, однозначной оформленностью, как правило, либо юридической, либо религиозной.

Сословия - это социальные группы, обладающие закрепленными в обычаях или законах и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословное деление, складываясь на базе классового, в то же время не соответствует ему полностью, поскольку привносит в него специфическую иерархию юридических привилегий (например, сословное деление на дворян, духовенство, купцов, мещан и крестьян в России).

Касты (лат. castus - чистый) представляют собой замкнутые группы людей, выполняющие специфические, передающиеся по наследству, социальные функции. В Древней Индии право на занятия воспитанием и преподаванием, исполнением богослужения и совершением жертвоприношений, благотворительностью, сбором урожая принадлежало только высшей касте - брахманам . Уже следующая за ними каста кшатриев , как менее чистая, лишалась права на преподавательскую и церковную деятельность; у касты вайшии отнималось право занимать должности в сфере управления и армии. Что же касается касты неприкасаемых (шудра ), то они должны были служить трем чистым кастам и выполнять только самые непрестижные работы

Вопросы из тестов с ответами

1. Установите соответствие между социальными явлениями и понятиями социальной философии.
1. Деление общества на бедных и богатых
2. Национальная принадлежность
3. Главный инженер стал директором предприятия
4. Католик принял православие

Решение:
В социологии используется термин «социальная стратификация». Социальная стратификация , по мнению П. А. Сорокина, – это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге, то есть деление общества на определенные социальные слои. При простой дифференциации (различии) люди могут принадлежать к одной и той же страте (слою). Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью из одной социальной позиции в другую. Выделяют два типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность предполагает переход индивида из одной социальной группы в другую, находящуюся на одном и том же социальном уровне. Вертикальная мобильность предполагает переход из одного социального плата в другой.
П. А. Сорокин выделяет два типа вертикальной мобильности – восходящую (социальный подъем) и нисходящую (социальный спуск).

Вопросы из тестов с ответами

1. Установите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями
1. Деление исторического процесса на формации
2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора
3. Мир разделен на центр и периферию.

Решение:
Линейный подход к пониманию истории заключается в том, что внимание концентрируется только на «вертикальных» связях во времени, связи между стадиями развития внутри одних и тех же социоисторических организмов понимаются односторонне, при этом учитываются только причинно-следственные связи. К таким подходам можно отнести, прежде всего, формационный подход К. Маркса .
Под нелинейностью понимаются отступления от пропорциональной зависимости между причиной и следствием. Для нелинейного процесса характерны ситуации, в которых будущее неоднозначно определяется настоящим, так как у людей есть свобода воли. Таким образом, в общественное развитие вмешивается субъективный фактор.
И. Валлерстайн американский социолог, является автором Мир-системного подхода к периодизации истории. Его главный вклад состоит в координации большого числа исследований, которые включают в себя междисциплинарные исследования в социологии, политэкономии, политике и истории. Данный подход рассматривает мир как целостность, которая связанна с международным разделением труда и не регулируется никакой политической структурой. Основной идеей Мир-системного подхода является тезис о том, что капиталистический мир разделен на центр и периферию. Во главе мировой торговли стоят США.

2. Установите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
1. А. Тойнби
2. Э. Тайлор
3. О. Шпенглер
4. Ф. Бродель

Решение:
Все многообразие точек зрения можно свести к основным взглядам на соотношение понятий «культура» и «цивилизация»: 1) как определенная фаза развития культуры – А. Тойнби рассматривал цивилизацию как этап развития культуры, где возникают поселения, государство и письменность. Особо он выделяет религию, выделяя ее синтезирующую роль; 2) как сходные, так и имеющие важные различия – Ф. Бродель придерживался точки зрения, согласно которой цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из ее элементов, образующих совокупность духовных явлений; 3) как противоположности – согласно теории О. Шпенглера , цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура, по его мнению, это живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета личности; в цивилизации же нет места для творческого расцвета личности, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она превращает людей в безликие существа; 4) как синонимы – культура для Э. Тайлора складывается в целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Ученый был активным сторонником применения эволюционной теории к культуре. Эволюционное развитие человечества шло от дикости через варварство к цивилизации .

3. Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.
1. А. Тойнби
2. К. Маркс
3. У. Ростоу
4. Г. Риккерт

Решение:
Цивилизационная теория общества исходят из представления, что исторический процесс есть сосуществование и смена замкнутых локальных систем – цивилизаций, или культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, проходят периоды роста, расцвета, упадка и разложения. Данную теорию разрабатывали многие мыслители: Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Леонтьев, А. Тойнби.
Формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса, в соответствии с которой в основе общественного развития лежит материальное производство. Развитие производительных сил обусловливает смену общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это ступень в развитии общества, цельная социальная система, которая функционирует и развивается по своим законам на основе определенного способа производства. Собственность на средства производства определяет место человека в обществе.
Теория стадий экономического роста У. Ростоу исходит из того, что по мере совершенствования технологий увеличивается доля накопления капитала в национальном доходе. В результате этих изменений общество проходит стадии: 1) традиционную (аграрное общество), 2) переходную (появление предпринимательства), 3) стадию «сдвига» (промышленная революция, социально-экономические преобразования), 4) период «зрелости» (индустриальное общество), 5) эру «высокого уровня массового потребления», идеальным типом которого является англо-американский образец.
Согласно теории ценностей (Г. Риккерт, М. Вебер), в основе развития общества лежат ценности как осознанные интересы людей, побуждающие их к определенным действиям. Социальная система предполагает существование разделяемых всеми общих ценностей, при этом все ценностные системы равноправны. Типы ценностей: 1) целерациональные, определяемые разумно поставленной целью и лежащие в основе практической деятельности, 2) ценностно-рациональные, определяемые убеждениями о добре, красоте, чести, достоинстве и т.д., 3) аффективные, возникающие под влиянием сильных эмоций и переживаний, 4) традиционные, основанные на длительной привычке.

4. Установите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями.
1. Деспотические формы правления
2. Дух достигает полного расцвета и зрелости
3. «Царство прекрасной свободы»
4. Аристократия как форма правления

Восточный мир
Германский мир
Греческий мир
Римский мир
Евразийский мир

Решение:
В соответствии с географией Г. Гегель историю делит на Восточный мир, Греческий, Римский и Германский.
Восточный мир – детский возраст истории. Здесь царствует деспотизм и свободным чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать соответствующие предписания.
Греческий мир – период юности всемирной истории, когда формируются индивидуальности. Здесь, по мнению Г. Гегеля, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля субъекта придерживается обычаев, привычек, общепринятых норм и законов.
Римский мир – возраст возмужалости истории. В Риме господствует абстрактная свобода, ставящая государство и политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создается свободная личность, отличающаяся от индивидуальности. Преобладающей формой правления становится аристократия. Аристократия борется с царями, плебеи с аристократией.
Германский мир – четвертый период истории. Германский народ, по убеждению Г. Гегеля, призван хранить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух в германском мире достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется прусская монархия.

5. Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:
1. Культурно-исторический тип
2. Рабовладельческое общество
3. Мир-империя

Решение:
К. Маркс разбил исторический процесс на определенные периоды, основой деления для него является материальный фактор – способ производства. Он ввел в социальную философию для обозначения различных этапов в развитии человечества новую категорию – общественно -экономическая формация . К. Маркс разбил всю историю на пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. Каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Стадиальный подход в периодизации исторического процесса нашел свое проявление в вычленении таких основных стадий истории человечества, как дикость, варварство, цивилизация. Выделяются также всемирно-исторические эпохи: древневосточная, античная, средневековая, новая и новейшая истории.
Сторонники цивилизационной типологии общества исходят из представления, что исторический процесс есть сосуществование и смена замкнутых локальных систем – цивилизаций, или культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, проходят периоды роста, расцвета, упадка и разложения.Н. Я. Данилевский утверждает, что цивилизации, или культурно-исторические типы, развиваются замкнуто и изолированно, но отсюда не следует, что они не влияют друг на друга.
И. Валлерстайн является автором мир-системной типологии общества. Он вводит в философию понятия мир-империи, мир-экономики и мини-системы. В качестве главного критерия деления мировой истории на определенные системы он выдвигает разделение труда. Мир-империи, по его мнению, являются широкими политическими структурами и охватывают широкое разнообразие «культурных» образцов. Основной логикой такой системы является взимание дани с непосредственных производителей. Мир-экономики – это обширные неравные цепи из объединенных структур производства, рассеченные многими политическими структурами. Прибыль здесь распределяется неравным образом в пользу тех, кто способен достичь временных монополий. Мини-системы являются мини, потому что они занимают небольшое пространство и связаны с короткими промежутками времени.

6. Установите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций
1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике
2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность
3. Многонациональность, соборность, миссионизм

Решение:
Восточная цивилизация , или традиционное общество , воспроизводит существующий образ жизни в течение длительного времени и ее эволюция носит циклический характер. В ее основе лежит следующая система ценностей: 1) направленность на поддержание сложившегося образа жизни, ориентация на опыт предков; 2) приоритет общественных ценностей над личными; 3) созерцательность, установка не на внешнюю практическую деятельность, а на внутреннее самосовершенствование. Для Востока также характерен экстенсивный тип развития, ориентированный не на преобразование среды, а на приспособление к ней, отсюда медленное изменение производственных технологий и социальной структуры, низкий уровень социальной мобильности.
Западная цивилизация , или индустриальное общество (Европа и Северная Америка) характеризуется быстрыми темпами развития на основе изменений в технике и технологии. В ее основе лежит следующая система ценностей: 1) модернизм, ориентация на все новое, на изменение жизненных условий; 2) индивидуализм, понимание личности как высшей, свободной, самостоятельной ценности 3) практицизм, установка на внешнюю познавательную активность и преобразовательную деятельность. Это ведет к интенсивному развитию западной цивилизации и плюрализму в экономике и политике.
Русская цивилизация имеет свою историю, свой путь развития. Россия целиком не вписывается ни в один из двух принципиально различных типов общественного устройства – ни в Запад, ни в Восток. Образ жизни и мысли в России не был ни чисто европейским, ни чисто азиатским, ни простой суммой двух начал, он всегда отличался, и будет отличаться своеобразием. Русские мыслители (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др.) отмечали существование общероссийского духа и выделяли основные черты русского народа – многонациональность, многокультурность, соборность, державность, мессианизм, миссионизм доброту и т.д.

7. Установите соответствие между общественно-экономическими формациями и их характерными признаками.
1. Охота, рыболовство и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности
2. Равный труд равных собственников
3. Присвоение труда зависимых крестьян
4. Преобладание наемного труда рабочих

Решение:
Формационный подход исходит из того, что общество развивается прогрессивно. Ступени общественного развития: 1) первобытное общество, для которого характерен низкий уровень развития производительных сил, охота и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности, отсутствие частной собственности и эксплуатации человека человеком; 2) рабовладельческое , где с переходом к производящему хозяйству используется труд рабов, а прибавочный продукт полностью присваивается собственником; 3) феодальное , в котором используется труд крепостных крестьян, сохраняющих личную зависимость от собственников, но при этом заинтересованных в результатах труда в связи с появлением излишков производства; 4) капиталистическое , основанное на машинном производстве и труде наемных рабочих, которые, не владея средствами производства, находятся в экономической зависимости от собственников; 5) коммунистическое – общество будущего, для которого характерен высокий уровень развития производительных сил, общественная собственность на средства производства и отсутствие эксплуатации.

8. Центральным понятием философии В. И. Вернадского является …

Решение:
Ноосфера – сфера разума, особый этап в развитии биосферы, решающее место и роль в котором принадлежит духовному творчеству человечества. Этот термин введен в культурное и научное обращение в конце 20-х годов XX века французским палеонтологом Е. Ле Руа. Философское и научное наполнение этот термин получил благодаря работам В. И. Вернадского и П. Тейяр де Шардена. В. И. Вернадским ноосфера понимается как сфера разума, которая производит преобразующее воздействие на биосферу. Ведущую роль в ней играют разумные, идеальные реальности: творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, которые материально осуществляются в природе и в искусственных системах.

9. Мыслителем, утверждавшим, что выдающаяся личность должна обладать тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером, был …

10. Смыслом исторического развития общества, по мнению П. Тейяра де Шардена, является …

12. Мыслителем, отстаивающим приоритетность географических факторов в общественном развитии, был …

13. Движущей силой общественного развития является божественное провидение, считают представители _____________ подхода.

Решение:
Движущей силой общественного развития является божественное провидение, считают представители теологического подхода. История – борьба между земным миром (где царствует зло, грех, скорбь) и царством божием (основанном на благочестии, смирении, любови).

14. Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является …

Решение:
Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является Д. Белл.
Д. Белл – американский социолог, автор концепции постиндустриального общества, подчеркивает всевозрастающую роль техники в общественном развитии. Постиндустриальное общество он представляет как общество, где организация теоретических знаний является первостепенной.

15. Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития …

17. История раздроблена во времени и пространстве и представляет собой развитие локальных цивилизаций, считают представители ____________ подхода.

Решение:
История раздроблена во времени и пространстве и представляет собой развитие локальных цивилизаций, считают представители цивилизационного подхода. Вся история человечества выступает как бесконечное повторение множества одних и тех же процессов, имеющих в рамках отдельных цивилизаций циклическую структуру – от их зарождения до упадка. Наиболее полное воплощение цивилизационный подход нашел в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби.

18. Идею регресса исторического развития предложил …

Решение:
Идею регресса исторического развития предложил Гесиод – древнегреческий мыслитель. Идея исторического регресса в трудах Гесиода, была выражена в схеме нисходящего развития общества «от золотого века, через серебряный, медный до железного века».

Решение

1. Конт – Идеи

2. Маркс – материальное производство

3. Монтескье – климатические условия

Вопросы из тестов с ответами

1. Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как _____________ проблемы

Решение:
Проблемы, связанные с миром и разоружением, предотвращением термоядерной войны, мирового социального и экономического развития, классифицируются как интерсоциальные проблемы. Интерсоциальные проблемы связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества (государствами).

2. Совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа, получило название …

Решение:
Совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа, получило название модернизации. Проблемой социальной модернизации, типологией общественного устройства занимались Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и многое другие мыслители.

3. Концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе, получила название …

Решение:
Концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе, получила название коэволюции . Ее авторы (Н. Н. Моисеев и др.) считают, что только так можно предложить не только оптимальное решение современных глобальных проблем, стоящих перед человечеством, но и обеспечить его выживание в будущем.

4. Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется …




Top