Феномен культуры 90 х г.

Определяющее влияние на современное состояние отечественной культуры оказали изменения, происходящие как в годы «перестройки», так и в последующий период. С возникновением политики «гласности» начинают преобладать тенденции возникновения к «подлинному социализму» («с человеческим лицом»). Появились произведения драматурга М. Шатрова (пьеса «Диктатура совести»), публициста Е. Яковлева, возглавлявшего газету «Московские новости», писателя Р. Медведева и др. В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение о показе ранее запрещенных фильмов. Вскоре процесс «гласности» вышел далеко за рамки определенного руководством КПСС курса «демократического социализма». Во второй половине 80-х гг. увеличиваются тиражи газет и журналов. Жур­нал «Новый мир» начал публикацию романов А. И. Солженицына «Архипе­лаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом» и др. Читатели получили возможность познакомиться с ранее запрещенными в СССР произведения­ми: А. Платонова «Котлован», М. Булгакова «Собачье сердце», Б. Пастернака «Доктор Живаго», В. Гросмана «Все течет» и др. Наибольшую известность при­обрели произведения, посвященные критике сталинизма, - повести В. Распу­тина, В. Астафьева, романы Ч. Айтматова, Ю. Дудинцева, А. Рыбакова и др. После принятия на XIX партийной конференции резолюции «О гласно­сти» (1988 г.) была фактически ликвидирована цензура. Широкое развитие получили культурные, научные и образовательные обмены. Ликвидация «же­лезного занавеса» имела двойственное значение. Положительным явлением было получение возможности свободного выезда за рубеж. Одновременно в нашу страну хлынул поток произведений массовой западной культуры - боевики, фильмы ужасов, бульварные романы, порнографические издания и др. Закономерное явление сегодняшнего времени - «кассетная культура», где тиражирование и потребление «массовой культуры» осуществляется пу­тем личного волеизъявления индивида. Академик Д. С. Лихачев сравнил нашу современную культуру с ручной птицей, выпускаемой из «клетки», не знающей, как ей «тратить» свободу: «...и когда птицу выпускают из клетки, она сталкивается с двумя трудностя­ми. Прежде всего у нее слабые крылышки... И второе - у нее нет корма, хотя она привыкла в клетке его иметь». Где взять крепкие крылья? Как найти сме­лость отлететь от разрушенной клетки? Как привыкнуть жить без команды? В этих условиях постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе, искусстве приходит диктат рынка, где платежеспособ­ный спрос является основным критерием оценки научного или художествен­ного творчества. Внедрение рыночных отношений в сферу культуры получило официаль­ное оформление с момента принятия в 1988 г. Министерством культуры СССР постановления «О переводе учреждений культуры на условия самофинан­сирования и хозрасчета». Важнейшей предпосылкой современной социокультурной ситуации яв­ляется «остаточный принцип» финансирования. В СССР «остаточный прин­цип» финансирования стал применяться в конце 20-начале 30-х гг., когда был взят курс на ускоренную централизацию, и ему в жертву принесен куль­турный уровень населения. Культура России в первой половине 90-х гг. развивалась в условиях резкого сокращения государственных ассигнований на ее нужды. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6 % местного бюджета. В этих условиях начала действовать програм­ма «Сохранения и развития культуры и искусства». Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соот­ветствии с программой проводились реставрационные работы - по сохране­нию и восстановлению памятников прошлого в Москве, Новгороде, Великом Устюге. Реставрировались музеи С. А. Есенина в Константинове и декабрис­тов в Ялотуровске, усадьба А. К. Толстого в Брянской области. Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубокому кри­зису культуры, осложненному стремительным развитием рыночных отноше­ний в 90-е гг. Дома культуры, библиотеки, театры, кинотеатры стали вынуж­дены искать небюджетные источники финансирования, заниматься поиском спонсоров, сдавать свои помещения в аренду коммерческим организациям. Тем самым были созданы экономические предпосылки для разрушения инф­раструктуры сферы культуры и постепенного превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной само­деятельности, одновременно увеличивалось количество «доходных» организа­ций: видеосалонов, пунктов проката аудио- и видеокассет. В настоящее время продолжается тенденция закрытия либо перепрофилирования учреждений культуры. Особенно неблагоприятная ситуация с социально-культурными учрежде­ниями складывается на селе. В сложившихся экономических условиях ак­ционерные общества на селе (в прошлом колхозы и совхозы) оказались неспо­собными содержать на своем балансе построенные ими Дома и Дворцы куль­туры, кинотеатры, творческие самодеятельные коллективы, финансировать демонстрацию кинофильмов, выездных спектаклей городских театров и т. д. Внедрение рыночных основ в сферу культуры ухудшило положение твор­ческой интеллигенции. Перед проблемой выживания были поставлены библио­текари, сотрудники музеев, парков, артисты театров - все, кто с повышением стоимости жизни оказался за чертой бедности. Низкая зарплата, неустойчивая ситуация, понижение социального статуса стимулировали массовый отток вы­сококвалифицированных кадров из учреждений культуры. Значительное чис­ло представителей творческой интеллигенции, особенно тех, кто уже обладал сценическим именем и известностью, ушли из творческих коллективов в ком­мерческие структуры, связанные с шоу-бизнесом или действующие на ком­мерческих началах. Часть из них эмигрировала за рубеж. Внедрение рыночных отношений сказалось на репертуаре. Появились произведения, заранее «обреченные» на успех благодаря конъюнктурной те­матике и учету потребностей новой «элиты», предпринимателей, коммерсан­тов, новой номенклатуры и т. д. Возросли цены на билеты, что сделало про­смотр спектаклей в престижных театрах практически недоступным. В то же время мы являемся свидетелями рождения новых театров, новых театральных трупп. Многие из них имеют небольшие залы, но, как правило, у них всегда аншлаги. Например, спектакли Марка Розовского полностью от­вечают его замыслу: «Я хочу, чтобы в свободном обществе торжествовал вы­сокий художественный вкус, а не подделка». Высокий художественный вкус не изменяет и таким талантливым режиссерам (в чьих театрах всегда аншла­ги), как Марк Захаров, Галина Волчек, Олег Ефремов, Юрий Любимов и т. д. Ин­тересны и драматургические поиски многих других деятелей театра, в первую очередь Романа Виктюка, ПетраФоменко, Сергея Арцибашева. Велика роль в развитии художественной культуры Большого театра в Москве, с его дея­тельностью связан расцвет балетного и оперного искусства. Русский балет (и это не преувеличение!) получи всемирное признание и является гордо­стью отечественной культуры. Внедрение рыночных отношений отрицательно сказалось на отечествен­ном киноискусстве. Такие киностудии, как «Мосфильм», «Ленфильм» и дру­гие, оказались не в силах конкурировать с десятками возникших коммерче­ских студий, кинообъединений и киноцентров. Коммерческие структуры ставят боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты, то, что в настоящее время пользуется успехом у значигельной части зрительской аудитории. Тем не менее всеобщее признание получили такие произведения последних лет, как фильмы «Покаяние» Т. АбумЬе, «Иди и смотри» Э. Климова, «Частная жизнь» Ю. Райзмана. Глубоким проникновением в жизнь и заботы современ­ников отмечены фильмы Э. Рязанова, Н. Михалкова, Л. Шепитько и др. Противоречивое влияние рыночные отношения оказали и на книгоизда­тельскую деятельность. С одной стороны, произошло значительное увеличе­ние книжных тиражей. Люди приобрели возможность покупать книги сво­бодно, а не «из-под полы», «по знакомству» или выстаивая длинные очереди для того, чтобы оформить подписку на необходимые издания. Расширился ассортимент детской литературы, разнообразной по содержанию и оформле­нию. С другой стороны, разнообразие нынешней книжной продукции в зна­чительной степени мнимое. Издательства выпускают литературу приблизи­тельно одного и того же плана: фантастика, детективы, эротика. Книжный рынок в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, зачастую отвергает литературу, обладающую высокими художественными достоин­ствами. Единственным механизмом его регулирования выступает прибыль, получаемая издателями и продавцами печатной продукции. В условиях духовного кризисаобщества были сняты запреты на отправле­ние религиозных культов и обрядм, на распространение религиозной литера­туры и религиозного обучения. Получили возможность проповедовать пред­ставители восточных и западныхрелигий и церквей (в том числе представля­ющие серьезную опасность для общества, такие как секта «Аум Синрике»). Коренным образом изменилось отношение к Русской православной церкви, ей были возвращены древние храмы и монастыри. В 1988 г. Русская право­славная церковь гласно и на официальном уровне отмечала тысячелетие при­нятия христианства на Руси. О добром влиянии церкви на нравственную жизнь людей стали говорить в газетах, журналах, по телевидению. При этом не обошлось без перегибов, без попыток реанимировать то, что уже нельзя вернуть к жизни. Вплоть до XIX в. религия служила фундаментом формирования мировоз­зрения, лежащего в основе той ми иной культуры в целом. Но язык религии, ее понятия все больше отдаляются от повседневного опыта, реальной жизни, становятся все более чужеродный по отношению к ней. Все меньше стано­вится точек соприкосновения между жизнью современного мира и церковной проповедью. Современному обществу необходимо другое мировоззрение, независимое от религиозных символов и мифов, опирающееся на науку. В сентябре 1997 г. был принят новый Закон о свободе совести и религиозных объединений. Религия превратилась в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она выступала в качестве объединяющей его силы. Теперь она су­ществует в одном ряду с искусством, наукой, философией и т. п.

Развитие отечественной культуры осуществлялось в новых условиях. Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции в сфере культуры. Перестала существовать централизованная система управления культурной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы «сверху». Была отменена цензура печати. Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литературы и искусства.

Социально-экономические реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.

Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале XXI в. они составляли 27–28% от общего числа вузов, в них обучались 8–12% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в области менеджмента 1 . Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская Академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом. В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в том числе международных научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х годов на околоземной орбите действовала международная космическая станция «Мир».

С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех ее отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в области науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отечественные ученые Ж.С. Алферов, В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук – философии, истории. Так, исследователи получили доступ к документам по истории России, хранящимся в закрытых ранее архивах страны.

Происходили изменения в сфере художественной культуры. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологический плюрализм и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в литературе и искусстве.

Продолжателями реалистических традиций в литературе оставались В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин. Заметным явлением в литературной жизни 90-х годов была публикация повестей и романов В.С. Маканина и произведений представителей постмодернизма в литературе Вен. Ерофеева, В. Пелевина и др. Получила развитие так называемая новая проза в ее различных направленияхфантастического реализма, отстраненной прозы, новейшего реализма. Отказ от идеологического единомыслия вызвал появление многих группировок среди молодых поэтов (ироники, концептуалисты и др.). Современные авангардные течения получили распространение в музыке (композиторы Э.В. Денисов, А.П. Шнитке), театральном искусстве (режиссеры П.Н. Фоменко, Р.Г. Виктюк, Л.П. Додин), скульптуре (З.К. Церетели). Художественному творчеству представителей новых направлений в литературе и искусстве (постмодернистам) были присущи такие черты, как смешение художественных стилей и принципов, стремление мыслить символами, метафорами, использование элементов мистики, ироническое отношение к действительности.

Происходившие в культуре постсоветского периода перемены коснулись мира музеев, хранящих бесценные исторические и художественные коллекции. В Москве был открыт Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Открывались музеи, позволяющие непредвзято взглянуть на многие события прошлого, например, Музея российских благотворителей (Москва).

Одной из особенностей культурного строительства являлись развернувшиеся в масштабе всей страны работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого. В 90-е годы были разработаны и стали претворяться в жизнь федеральные программы сохранения и развития памятников культуры и искусства. Главное внимание в них уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программами проводились реставрационные работы по восстановлению памятников прошлого в Москве, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Великом Устюге и других российских городах. Так, в короткие сроки в Москве был восстановлен храм Христа Спасителя, возведенный в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. и разрушенный большевиками в 1931 г. Активное участие в возрождении памятников прошлого принимала Русская Православная Церковь.

В связи с переводом на рыночные отношения жилищного строительства развернулось сооружение офисно-деловых, торговых и банковских зданий. В городах по индивидуальным проектам создавались малоэтажные жилые дома и частные коттеджи.

На рубеже XX–XXI вв. наметилось оживление во всех сферах культурной жизни. Было широко отмечено 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Регулярно проводились Московские международные кинофестивали, Международный музыкальный конкурс имени П.И. Чайковского, расширялся культурный обмен с другими странами. Участились зарубежные поездки ведущих театральных коллективов и отдельных мастеров сцены. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников.

В целом, в данный период в творчестве наиболее талантливых представителей литературы и искусства были сохранены и приумножены лучшие традиции культурного наследия прошлого.

Культурная жизнь России в 90-е годы XX – начале XXI в.

Развитие отечественной культуры осуществлялось в новых условиях. Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции в сфере культуры. Перестала существовать централизованная система управления культурной жизнью. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы ʼʼсверхуʼʼ. Была отменена цензура печати. Задачи государственной культурной политики заключались в поддержке различных отраслей культуры, в сохранении преемственности и лучших традиций литературы и искусства.

Социально-экономические реформы вызвали перемены в сфере отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными учебными заведениями действовали негосударственные школы, лицеи, гимназии, колледжи. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Наиболее широкое распространение альтернативная форма школьного обучения получила в крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам.

Увеличилась сеть негосударственных высших учебных заведений. В начале XXI в. они составляли 27–28% от общего числа вузов, в них обучались 8–12% всех студентов. Политические и экономические сдвиги вызвали перемены в структуре высшего образования. В соответствии с потребностями общества вузы увеличили подготовку специалистов в сфере менеджмента. Увеличивалось число выпускников, пополняющих ряды экономистов, биржевиков, менеджеров, банкиров. Модернизация отечественного образования имела противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных школах и вузах приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская Академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы. Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну и продолжить работу за рубежом. В таких нелегких условиях ученые РАН трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в т.ч. международных научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х годов на околоземной орбите действовала международная космическая станция ʼʼМирʼʼ.

С конца 90-х годов положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех её отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в сфере науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отечественные ученые Ж.С. Алферов, В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук – философии, истории. Так, исследователи получили доступ к документам по истории России, хранящимся в закрытых ранее архивах страны.

Культурная жизнь России в 90-е годы XX – начале XXI в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культурная жизнь России в 90-е годы XX – начале XXI в." 2015, 2017-2018.

Для The Calvert Journal атмосферу туманных, хаотичных лет и выделил несколько тенденций новой русской волны эпохи Бориса Ельцина.

Распад СССР

80-е в России были разделены на два пятилетних периода: один черный, другой белый. Первый — это была агония советской власти, разыгрывающаяся под аккомпанемент небывалого карнавала андеграунда: от фильмов в жанре некрореализма , до концептуальных произведений Ильи Кабакова и гипнотического рока Петра Мамонова.

Это сопровождало эпоху перестройки и гласности — экономической политики «открытости» — где все покупалось и продавалось. 80-е, в конечном итоге, были похожи на безрадостный лунный пейзаж: его герои, такие как музыкант Виктор Цой, рок-певец Майк Науменко и авангардный музыкант Сергей Курехин, были мертвы или, если были востребованы на международном рынке, проживали за рубежом. На стыке 80-х и 90-х случился сдвиг парадигмы. В СССР, где культурная жизнь велась в условиях всеохватывающей цензуры, изоляции от идеологически нечистого «внешнего мира», контркультура имела некую самобытность. Вы могли стать кумиром миллионов, не появляясь на ТВ и радио, написать хит, работая кочегаром или убирая улицы. Было пространство для экспериментов, и не нужно было думать о том, как заработать на своем творчестве. Перестройка положила конец цензуре, и в Россию пришел рынок.

Деньги, которые до этого имели небольшое значение, вдруг стали значить все. И верховными жрецами этого культа были инженеры 90-х годов: гангстеры и «новые русские». Россия неожиданно перешла с позиции «все запрещено», на «ничего не запрещено»: одна шестая часть поверхности земли оказалась в состоянии анархии. Правительство ежедневно реагировало только новой политической повесткой, общество было брошено на произвол судьбы, мантрой стало «бери столько, сколько сможешь унести».

Много удовольствия

В теории, все это звучит фантастически: свобода, свежий старт, «ничего невозможного». На практике, однако, все это вышло немного по-другому. Первое, что поколение 80-х антисоветской молодежи сделало после того, как им был дан карт-бланш в этой новой ситуации, стало наслаждаться жизнью.

В стране появились рейв и клубная культура. В Москве и Петербурге зимой 1991 года и весной 1992 состоялись первые масштабные танцевальные вечеринки Гагарин Party и Technoir, идейным вдохновителем которых стал культовый диджей и промоутер Иван Салмаксов. Они прошли с большим успехом, и следующим шагом стала поддержка рейв-движения со стороны комсомола, бывшего молодежного крыла коммунистической партии, в качестве альтернативы разгулу преступности после развала СССР. Но ничего хорошего из этого не вышло. Салмаксов пропал без вести, предположительно погиб, и эти модные нео-футуристические вечеринки возродились уже как бандитские оргии, подогреваемые наркотиками.

Или взять шоу-бизнес: первые попытки делать качественную поп-музыку с такими артистами, как Наталья Ветлицкая и Анжелика Варум – упакованными в стильные видео — пали жертвой хитрости «продюсеров». В результате родился ужасный жанр музыки, известный как попса, звучавшая из каждого утюга. Единственной альтернативой был надоедливый «говнорок» и «русский шансон». Та же история произошла с кино, дизайном и средствами массовой информации. Все смешалось вместе в дружной компании гламура, кокаина и криминала.

Аполитичная культура

Приходящая в упадок, «свободная» Россия в конце 20-го века оставила очень мало художественного и интеллектуального наследия. Исключением может быть литература, например, произведения Виктора Пелевина и Владимира Сорокина, или — в части изобразительного искусства — художники Виноградов-Дубосарский и Олег Кулик, мастер социальной документальной фотографии Борис Михайлов.

Однако общая картина была такова: новое поколение не смогло создать устойчивых стилей или движений. Здесь по законам бандитского времени каждый был сам за себя, против всего мира. Впрочем, некоторые общие черты все-таки были.

Во-первых, аполитичность. Удивительно, но факт: необычайно тяжелые социальные катаклизмы этого периода — реформы и массовое обнищание населения в начале десятилетия; народное восстание в Москве, при штурме Останкино и бомбардировки здания парламента; война в Чечне; экономический кризис и дефолт 1998 года — практически не оказали влияния на массовую культуру.

Во-вторых, ориентация на СМИ. В отличие от андеграунда 80-х годов, который не имел доступа к профессиональной прессе и поэтому создал собственный самодельный, но при этом эффективный, способ продвижения (самиздат диссидентского движения, квартирники, «сарафанное радио»), в 90-х все сосредоточились на работе с медиа. Если вас не было в модных журнал типа «ПТЮЧа» или «ОМа», на ТВ и радио, вас не было вообще. Многие талантливые музыканты вроде Вени Д’ркина, группы «Химера» и других не стали известными просто потому, что не вписывались в форматы радиостанций. В то время как гламур получил всю славу.

Русский брит-поп

Третьей тенденцией культуры этого времени была ее ограниченность. Новая Россия не смогла предложить миру новых Малевичей, Стравинских или Эйзенштенов. Поэтому пришлось заимствовать тенденции западной массовой культуры, так возникли русский брит-поп, «русские Тарантино» и «русские Generation X».

Несомненно, были и такие яркие события культуры того времени. Фильмы Максима Пежемского и Евгения Юфита, перформансы Владика Монро, арт-рок группы Н.О.М и рэп Дельфина. Но большинство артефактов эпохи будут уничтожены из нашей памяти, как линия кокаина в клубных туалетах «Манхэттен-Экспресса» – которые сами уже смыты, наряду с гостиницей «Россия», где он и был когда-то.

Все, что останется, — это смутные воспоминания о перестрелках в ночных клубах и песня Мумий Тролля 1997 года «Утекай»! И, конечно, Борис Ельцин, пьяный проводник той эпохи.

Страница 1 из 4

§ 4. Российская культура в 90-е годы

Общие условия развития культуры
Образование и наука
Проблемы духовного развития общества
Художественное творчество в России

Общие условия развития культуры

На развитие российской культуры в 1990-е годы большое влияние оказывали сложные процессы, происходившие в экономической, социальной и политической сферах. Государственное регулирование культурной жизни осуществлялось прежде всего на базе “Основ законодательства РФ о культуре”, утвержденных в 1992. Документ определяет, что к обязанностям государства в области культуры относятся: разработка и осуществление федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создание условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистки культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.
Специальные акты (законы, указы, постановления) конкретизировали политику в отдельных областях культуры. В 1990-е годы приняты Законы “ О библиотечном деле”, “О музейном фонде РФ и музеях в РФ”, “О государственной поддержке кинематографии РФ”. Федеральные государственные программы сохранения и развития культуры и искусства (на 1993-1996, 1997-1999, 2001-2005). Однако острейшими вопросами, вплоть до наших дней, остаются выполнение государством обширного перечня взятых на себя социальных обязательств, их ресурсное обеспечение, создание организационных и правовых механизмов их реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В эти годы произошли коренные изменения в сфере управления культурой. Если ранее монопольную роль здесь играло государство, то теперь в центре внимания были активизация внутренних сил культуры и усиление самоорганизации культурных процессов. Речь идет о преодолении жестких рамок контроля административной системы, бюрократических традиций, о повышении автономности учреждений культуры и ее создателей при усилении контроля со стороны гражданского общества. В этой связи выделяют следующие принципы современной культурной политики. Во-первых, проблемно-целевая ориентация культурной политики, предполагающая решение проблем в определенной сфере культуры, а также вопросов, касающихся социально-культурной деятельности конкретных групп и категорий населения. Во-вторых, самоорганизация культурной жизни. В-третьих, обеспечение многообразия, полифоничности социально-культурной жизни, что предполагает многосубъектность социокультурной деятельности, альтернативность проектов, программ, концепций, идей.
Практическая реализация целей и принципов культурной политики в современной России сталкивается с большими трудностями. Следует отметить значительную сложность происходящих в российской культуре изменений. Положительные перемены противоречивы и обусловлены ее освобождением от идеологического диктата, приобретением художниками невиданной ранее свободы творчества, усилением интенсивности культурного обмена, децентрализацией управления процессом создания, распространением и потреблением духовно-культурных ценностей. Констатация позитивных перемен не снимает вопроса о кризисном состоянии культуры, выражающемся в информационной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшении материальной базы культуры и сохранности памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового потенциала и оттоке работников в другие сектора, миграции за рубеж. Следствием реформ стали отчуждение многих людей от богатств национальной культуры, сокращение возможностей воспроизводства различных субъектов культурной деятельности, утрата контроля над важными процессами в этой сфере.
Уже в 1992-1993 гг. ассигнования на культуру были невелики. Однако ситуация радикально изменилась в середине 1990-х, когда произошло обвальное сокращение бюджетного финансирования социально-культурной сферы. Развитие отрасли происходило в условиях значительного дефицита ресурсов. В 1995 г. объем финансирования культуры уменьшился на 40% по сравнению с 1994, а в 1996 - на 43 по сравнению с 1995. Из-за секвестирования федерального бюджета в 1996 средств на культуру выделено 42% от запланированных, а в 1997 - только 40. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом снизились в 2,2 раза. Только в 1999, по свидетельству вице-премьера В. И. Матвиенко, впервые культура профинансирована на 100%, а федеральные программы - на 90. Не выглядела оптимистично и динамика бюджетных расходов: в 1996 г. ассигнования на культуру и искусство составили 0,83, а в 2000 - 0,55% от бюджета. Все это свидетельствует о том, что установленные законом нормативы бюджетных расходов на культуру (2%) на федеральном уровне не только не выдерживаются, но и уменьшаются. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло за собой падение престижности их профессий.




Top