Грабарь Игорь Эммануилович: биография, картины художника с названиями, интересные факты. Картины игоря грабаря

Этого русского живописца современники не зря называли "человеком-оркестром". Художник, реставратор, музейный деятель, искусствовед, педагог - он умел делать практически все. Многогранная личность, полностью отдававшаяся искусству, творила на протяжении более чем шестидесяти лет. Грабарь Игорь Эммануилович, специализировавшийся на портретах и пейзажах, первым в Советском Союзе получил звание Заслуженного деятеля искусств.

Увлеченный живописью

Будущий гений родился в Будапеште, в 1871 году. Уже через пять лет его семья эмигрирует в Россию. Мальчик, получающий образование в московском лицее, грезит искусством: он посещает все выставки, изучает картины Третьяковской галереи, делает копии портретов из старинных журналов. Учась на историко-филологическом и юридическом факультетах в Петербурге, юноша поступает и в Академию художеств, где его примечает сам Илья Репин. Молодой человек постоянно рисует с натуры, делает зарисовки и портреты окружающих. Он входит в узкий круг людей, занимающихся искусством, иллюстрирует издание "Нива".

Новый этап творчества

Еще будучи студентом, Грабарь Игорь Эммануилович посещает Германию, Францию и Италию. Восхищенный искусством Возрождения и работами импрессионистов, он возвращается в Россию в 1903 году с новыми идеями. Как признавался сам мастер, в его жизни наступил новый этап и самый творческий период. Его работы замечают современники в России и за границей, и каждое новое произведение получает лестные отзывы.

Восхищенный красотой природы, он не скупится на яркие краски. Как полагают исследователи, на художника оказал огромное влияние французский импрессионизм, однако он работает в исконно русском стиле. Никому не подражает, а пишет по-своему.

Многогранная личность

Начиная с 1910 года, Грабарь Игорь Эммануилович отходит от живописи. Он безмерно увлечен архитектурой и музейной деятельностью. Талантливый автор спасает разрушавшиеся на глазах памятники зодчества, пишет книги и даже создает в память о русском враче Г. Захарьине больницу-мемориал в "палладианском" стиле. Возглавивший Третьяковскую галерею, он проводит реформу экспозиции и размещает картины в исторической последовательности. Имея репутацию бунтаря, Грабарь устраивает в Лондоне выставку русских произведений и идет против воли Третьякова, завещавшего не трогать его коллекцию.

От импрессионизма к реализму

И только с 1924 года мастер вновь обращается к живописи, увлекаясь не только пейзажным, но и портретным жанром. Работающий в лучших традициях реалистической живописи, он стремится к правде жизни и изумительно передает натуру. Его работы на многочисленных выставках по достоинству оцениваются критиками, считающими, что полотна художника Грабаря Игоря Эммануиловича заслуживают отдельного внимания.

Однако сам автор не стесняется называть некоторые свои творения откровенными неудачами. Именно так он отзывался о работах "Туркестанские яблоки" и "Красные яблоки на синей скатерти". А вот зрители увидели в них контраст фактур, противопоставление холодного оттенка теплому и по достоинству оценили пластику объемов.

Живописец работает и над камерными полотнами своих родственников и коллег. Так, он создал изумительный "Портрет В. М. Грабарь, жены художника", впечатляющий "Портрет академика С. А. Чаплыгина". Отличающиеся реализмом и безукоризненной передачей света, картины Грабаря Игоря Эммануиловича всегда вызывали восхищение его преданных поклонников.

В 1937 году он создает двухтомную монографию о Репине - своем любимом авторе. Вскоре его награждают за работу Сталинской премией.

Умер художник в 1960 году в Москве.

Величие природы

Мастер мечтал, чтобы его творения в большей степени отвечали зрительским представлениям о природе. Начиная работу, он тут же вставал на место публики. Пожалуй, самым известным шедевром гениального автора является "Февральская лазурь". Грабарь Игорь Эммануилович вспоминал, как однажды он приехал погостить к друзьям на дачу в Подмосковье. Природа пробуждалась от долгой спячки и праздновала новый этап своей жизни. Засмотревшийся на красавицу-березу, автор восхитился открывшемуся ему виду. Художник, вырыв ямку в снегу у дерева и глядя только вверх, чтобы запомнить необыкновенное зрелище, на свежем воздухе сделал набросок, восхитивший зрителей и критиков. Грабарь не обращал внимания на сильные морозы, а был переполнен счастьем от увиденной красоты, которую ему захотелось передать.

Необычный эффект

Публика была в восторге, увидев сказочные переливы ярких и чистых цветов, объединенных в единое целое лазурью неба. Живописец накладывает на белоснежный холст ярко-голубые тени с темно-изумрудными и коричневатыми вкраплениями. Стволы березок, окутанные кружевным инеем, буквально купаются в сияющем солнечном свете и сверкают, словно радужные бусы.

Любопытно, что автор создал полотно, которое заставляет зрителя посмотреть в насыщенную синеву неба снизу вверх. В самом облике исконно русского деревца сказалось радостное восприятие автором природы родного края. Художник видел удивительное очарование в русском пейзаже и стремился запечатлеть его в чистых красках, передающих все градации небесной синевы.

Последний пленэрист России

Обобщенный образ русской природы в картине Игоря Эммануиловича Грабаря "Февральская лазурь" (1904 г.) понравился публике, назвавшей мастера "последним пленэристом Руси". Талантливый живописец, нашедший собственный стиль, продолжил и развил все самое лучшее, что проявилось в творчестве Серова, Левитана и других известных пейзажистов.

Он достиг предельной цветовой насыщенности, нанося густые мазки плотным слоем. А написание картины с низкой точки - необычный прием, придающий творению удивительный эффект. Автор не старается перенасытить полотно светлыми красками, а темные проталины и грязноватый снег говорят о скором приближении весны. Все цвета, которые используются мастером, сливаются в единую палитру ярких и пастельно-прозрачных оттенков. Грабарь слышит музыку весны и чувствует легкую грусть расставания с любимой порой. Притягательное полотно, раскрывающее поэтический мир русской зимы, поднимает настроение, и именно такого чувства добивается художник, рисующий родную землю.

Грабарь Игорь Эммануилович: картины с названиями

Полотно "Осень. Рябины и березы" (1906 г.) создавалось под впечатлением произведений импрессионистов. Мастер создает настоящее чудо при помощи небрежных, слегка размытых мазков желтоватого, коричневого и пурпурного оттенков. Живописец восхищается чудесной порой и заставляет сделать это зрителя. Здесь даже не конкретное изображение золотой осени, а впечатление автора от увиденного. И этот восторг передается публике, которая не проходит равнодушно мимо картины. Кажется, еще немного, и можно услышать тихий шелест листвы высоких березок, ощутить на себе последнее тепло осеннего солнышка. Мастер играет с красками, стараясь передать свежесть и прозрачность воздуха, и это ему удается.

В 1937 году появляется работа "Подсолнухи", которая подкупила зрителей своей простотой. Здесь нет особой игры света, однако гармоничное сочетание золотистых подсолнухов, светло-голубого неба, затянутого облаками, и листвы очень темного, почти сине-зеленого цвета привлекли внимание публики.

Склонившиеся под своей тяжестью головки подсолнухов и смущенно жмущиеся друг к другу тоненькие березки производят огромное впечатление.

На ранних полотнах Грабаря Игоря Эммануиловича, биография и творчество которого волнуют его поклонников, можно заметить густую сетку из плотных мазков разных цветов. Издали они смешиваются в единое целое, образуя реалистические произведения, наполненные светом и любовью. Автор потрясающих шедевров, обожавший снежную зиму и морозные пейзажи, признавался, что природа весной, когда снег сменяется изумрудной листвой, перестает его привлекать. "Порой на моей палитре не хватает оттенков, которые способны передать невероятную красоту морозного дня", - рассказывал мастер. А именно такая природа играла для него насыщенными красками.

Один из самых последовательных русских импрессионистов владел секретом радужного сияния красок, позволяющим посмотреть на окружающий мир с радостью. Позднее, под влиянием соцреализма, его манера писать кардинально меняется.

В произведениях Грабаря Игоря Эммануиловича, наделенного многими дарованиями, нашли отражение отголоски наследия прошлого и воплотились в жизнь самые смелые идеи живописи будущего. Автор многочисленных работ вошел в историю как поэт русской зимы, хотя писал и осень, и лето. Он открыл миру русский пейзаж и показывал необычное в обычном.

Игорь Грабарь

русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор

Краткая биография

И́горь Эммануи́лович Граба́рь (1871-1960) - русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.

Академик АХ СССР (1947). Академик АН СССР (1943). Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Родился 25 марта 1871 года в Будапеште в семье галицко-русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря, избранного в конце 1860-х годов депутатом венгерского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель русского движения в Закарпатье и Галиции. Мать художника, Ольга Грабарь, также занималась русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына Ольга Грабарь с детьми уехала в имение отца в Карпатской Руси. Эммануил Грабарь был вынужден бежать в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей князя Сан-Донато П. П. Демидова, а через три года последовал за ними в Париж. В 1876 году Э.Грабарь переехал в Российскую империю и поселился в Егорьевске Рязанской губернии, где, сдав экзамен на право преподавания французского и немецкого языков, стал работать в местной гимназии под фамилией Храбров. В течение 1879-1880 гг. в Россию переехали его жена с сыновьями.

С 1880 по 1882 годы Игорь Грабарь учился в Егорьевской прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя И. С. Тургенева. С 1882 года учился в лицее цесаревича Николая, который окончил в 1889 году с золотой медалью; затем - на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника. Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств; с 1892 года начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, а в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где в 1895 году начал заниматься в мастерской И. Е. Репина. В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899).

В 1901 году вернулся в Россию; участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», на выставках которых экспонировались его пейзажи и натюрморты.

Выставки

В 1903 году он окончательно переехал в Москву. С этого времени Грабарь принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставлялись и за границей - в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. В 1910-х годах с И. В. Рыльским и И. В. Жолтовским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов» .

Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным; неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне - посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области).

После Октябрьской революции Грабарь также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

Искусствоведческая работа

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах - в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».

В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи - он оставался на этой должности вплоть до 1925 года; в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать «… не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты; в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что «… обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи ее основатель»; И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». В 1917 году была осуществлена инвентаризация всего собрания и издан каталог галереи с новыми атрибуциями каждого экспоната - для этого были проведены исследования для установления имен изображённых лиц, проведены обмеры и детально исследованы обороты четырёх тысяч произведений. Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина.

Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушёл со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен.

Кроме того, Грабарь в 1918-1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, инициатором создания которых был. С 1921 года он - профессор Московского государственного университета, где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств. С 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен Игнатий Трофимов. С 1944 года директор Института истории искусств АН СССР.

В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и её союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

Действительный член Императорской Академии Художеств (1913). Действительный член АН СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947).

Избранные публикации

  • Грабарь И. Э. История русского искусства. - Т.1. - М.:изд. Кнебель, 1910; Т.2. - М., 1910-1911; Т.3. - М., 1912
  • Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов. - М.: изд. Кнебель, 1914
  • Грабарь И. Э. Репин - М.: Жургаз, 1933. - 264 с. - 50 000 экз. ЖЗЛ
  • Грабарь И. Э. Репин. В 2-х томах. - М.: Изогиз, 1937. - 5 000 экз.
  • Грабарь И. Э. Моя жизнь. - М.-Л.: Искусство, 1937
  • Грабарь И. Э. Новооткрытый Рембрандт. - М.: изд. АН СССР, 1956
  • Грабарь И. Э. Письма, тт. 1-3. - М.: Наука, 1974, 1977, 1983.
  • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. - Составл.: Володарский В. М., вступ с., комментарии. - М.: Республика, 2001. - 495 с.

Семья

Жена: Валентина Михайловна Мещерина (1892-1959)

Дети:Ольга (род. 1922) и Мстислав (1925-2006)

Ученики

  • Афонина, Таисия Кирилловна
  • Ахмаров, Чингиз Габдурахманович
  • Булгакова, Матильда Михайловна
  • Гаврилов, Владимир Николаевич
  • Гремитских, Владимир Георгиевич
  • Конопацкая, Галина Павловна
  • Кугач, Юрий Петрович
  • Лактионов, Александр Иванович
  • Мыльников, Андрей Андреевич
  • Новиков, Николай Фёдорович

Награды и звания

  • Сталинская премия первой степени (1941) - за двухтомную монографию «Репин» (1937)
  • Народный художник РСФСР (1943)
  • народный художник СССР (07.04.1956)
  • два ордена Ленина (10.06.1945; 25.03.1946)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (14.01.1940; 27.03.1954)
  • медали

Галерея

Пейзажи и натюрморты

  • «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),
  • «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
  • «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
  • «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
  • «Мартовский снег» (1904, ГТГ),
  • «Хризантемы» (1905, ГТГ),
  • «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
  • «Груши на синей скатерти» (1915, ГРМ),
  • «Разъяснивает» (1928)
  • «Последний снег» (1931),
  • «Берёзовая аллея» (1940),
  • «Зимний пейзаж» (1954)
  • «Зимнее утро» (1907)

Жанровые сцены

  • «В. И. Ленин у прямого провода»,
  • «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»

В годы Великой Отечественной войны И. Э. Грабарь внёс свои средства в Фонд обороны:

Дорогой Иосиф Виссарионович!
Когда вся страна отдаёт свои трудовые сбережения на усиление технической мощи Красной Армии для окончательного разгрома врага, советские художники не могут оставаться в стороне от стихийного всенародного движения, поэтому я внёс сегодня в Госбанк 70.000 рублей, как первый вклад в фонд создания бронетанковой колонны «Советские художники Красной Армии».

Директор Всероссийской академии художеств, академик живописи, доктор искусствоведческих наук
Игорь ГРАБАРЬ

Самарканд
Благодарю Вас, товарищ Грабарь, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии.
Примите мой привет и благодарность Красной Армии.

И. СТАЛИН


25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря.

После революции 1917 г. Игорь Грабарь начал принимать активное участие в музейной административной деятельности. В 1918 г. по его инициативе были организованы Центральные реставрационные мастерские в Москве. В 1925 г. ради работы в них он отказался от поста директора Третьяковской галереи.

В 1920-1930 гг. Грабарь много ездил по миру - и по приглашению музеев как крупный эксперт-искусствовед в области живописи, и как представитель советских художников (организовывал выставки и проч.).

В 1928 г. был представлен к званию заслуженного деятеля искусств.

В 1930-1940 гг. Игорь Грабарь активно занимался живописью, писал портреты ("Портрет К. И. Чуковского", "Портрет композитора С. С. Прокофьева", "Портрет академика Н. Д. Зелинского" и др.), пейзажи ("Последний снег" и др.), официальные полотна ("В.И.Ленин у прямого провода", "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина"). Кроме того, в этот период он написал двухтомный труд об Илье Репине, за который в 1941 г. был награжден Сталинской премией.

В 1943 г. Игорь Грабарь предложил конфисковать произведения искусства из музеев Германии и ее союзников в качестве компенсации за потери советских музеев. Он принимал участие в составлении списков лучших произведений из музеев Европы, готовил "трофейные бригады", отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

В 1944 г. он стал научным руководителем Реставрационных мастерских , принимал участие в работе комиссий, занимавшихся изъятием произведений искусства из усадеб и монастырей.

В 1940-1950 гг. Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И.Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944 г.).

В 1956 г. ему было присвоено звание народного художника СССР.

Игорь Грабарь с 1913 г. был женат на Валентине Михайловне Мещериной, в их семье родились двое детей - Ольга (1922 г.р.) и Мстислав (1925-2006). Через несколько лет после рождения сына его жена ушла из семьи. Впоследствии о детях заботилась ее сестра, Мария Мещерина

Игорь Эммануилович Грабарь - известное имя в истории русской культуры XX века.
Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.


Автопортрет с палитрой, 1934

В 1876 г. родители Грабаря, бывшие в числе сторонников славянского освободительного движения, поселились в России. После окончания гимназии Грабарь учился в московском лицее (1882-89). Он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи и другие собрания Москвы.

Осенью 1889 г., восемнадцати лет от роду, почти без гроша в кармане Грабарь едет в Петербург. Поступает в университет, учится там в течение четырех лет на двух факультетах сразу - юридическом и историко-филологическом - и упорно готовится к поступлению в Академию Художеств. В это время он зарабатывает себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов. Этапы поступления в АХ (1894) и начало обучения в ней Грабарь прошел блестяще и стремительно. Уже в 1895 г. он оказывается в мастерской очень почитаемого им И. Е. Репина.

Летом 1895 г. на каникулах Грабарь совершил поездку в Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. В Италии его настолько потрясли творения мастеров Возрождения, а в Париже - работы импрессионистов и постимпрессионистов, что Грабарь на протяжении 1896-1900 гг. колесит по Европе "с целью детального и углубленного изучения мирового искусства и получения архитектурного образования".


Дама у пианино, 1899


Золотые листья,
1901
Х., м., 78,5х88
Уфа

В 1900 г. Грабарь возвращается в Россию, и тут начинается, по признанию художника, самый его "творческий период". Он вновь после долгой разлуки влюбляется в русскую природу, ошеломлен красотой русской зимы, без конца пишет "сверхъестественное дерево, дерево-сказку" - березу. В Подмосковье созданы наиболее известные его произведения: "Сентябрьский снег" (1903), "Белая зима. Грачиные гнезда", "Февральская лазурь", "Мартовский снег" (все 1904), "Хризантемы" (1905), "Неприбранный стол" (1907) и др. Грабарь пишет на открытом воздухе, учитывая достижения французских импрессионистов, но, не желая слепо им подражать, пишет по-русски, любя "вещественность и реальность".



Балюстрада,
1901
Холст,масло, 54x97
Нижний Тагил



Сентябрьский снег
1903
Холст,масло, 79x89.


Уголок усадьбы (Луч солнца),
1901
Х.,м. 72x53
Смоленск


Луч солнца,
1901
Х., м., 42.5х79
Государственная Третьяковская галерея



Зимний вечер
1903
Х.,м. 54.3x74


1904 Февральская лазурь. Х., м. 90х72 Минск


«Февральская лазурь»
1904г
Холст, масло. 141 x 83 см
Государственная Третьяковская галерея

"Февральская лазурь" - это величественный "портрет" березы. Мы смотрим на нее снизу вверх, из глубокой траншеи в снегу, которую вырыл автор и в которой он работал, невзирая на жестокие морозы, переполненный радостью от "перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба". Пейзаж написан чистыми цветами, мазки положены плотным слоем.


«Мартовский снег»
1904
Холст, масло. 80 x 62 см
Государственная Третьяковская галерея

"Мартовский снег" - "ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре" - художник тоже писал на пленэре "с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары". В этих произведениях Грабарю удалось создать еще один, новый (после русских пейзажистов XIX столетия), обобщенный образ русской природы.


Послеобеденный чай
1904
Х., м., 79x101,
Иваново


За самоваром
1905
Х.,м. 80x80,
Государственная Третьяковская галерея

Картина «За самоваром» (1905) была написана в тот час, когда дневной свет переходит в голубые сумерки. Это предвечернее освещение дало особую жизнь живописным эффектам - тлеющему огоньку самовара, блеску его металлической поверхности, игре голубых рефлексов в хрустальном стекле. Да и девушка, сидящая с чашкой у самовара, включена в эту живописную стихию - последний луч света позолотил ее волосы и щеку. Здесь мы впервые видим будущую жену художника и героиню многих его портретов, старшую дочь художника Михаила Микешина Валю.


«Белая зима. Грачиные гнезда»
1904
Холст, масло. 102 x 48 см
Государственная Третьяковская галерея



Снежные сугробы
1904
Холст, масло. 71х80
Львов.



«Павильон в Кузьминках»
1904
Холст, масло. 80.5 x 103 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Вешний поток
1904
Х.,м. 70x89
Государственный Русский музей


Цветы и фрукты на рояле
1904
Х.,м. 79x101
Государственный Русский музей


Банка с вареньем и яблоки
1904
Х.,м. 48x49
Ужгород

Среди первых удачных натюрмортов был этюд «Банка с вареньем и яблоки» (1904), в котором запечатлена своеобразная манера художника и его отношение к тому, что носит название «мертвая натура». Прижавшись друг к другу, стоят и лежат на столе предметы. Их тесная группа при всей натюрмортной неподвижности словно несется в вихре однонаправленных мазков. Слитность предметов, отсутствие пространства между ними усиливают впечатление движения. Во главе этой семейки предметов - банка с вареньем; она концентрирует свет в картине благодаря прозрачности стекла и волшебному цвету ее содержимого. Живописные рефлексы, словно перебегающие с предмета на предмет тени, вихрящаяся вокруг яблок бумажная обертка, взлетающие как под дуновением ветерка края бумажных крышек - все подчинено идее и форме импрессионистического «потока жизни», еще более выигрывающего от контраста смыслов: «мертвая натура» предстает более живой, чем ее принято видеть и изображать.


«Хризантемы»
1905
Холст, масло. 98 x 98 см
Государственная Третьяковская галерея

Как и в пейзажах этого времени, в натюрмортах Грабаря воплощен «чистокровный» импрессионизм - это «Сирень и незабудки», «Хризантемы» (обе - 1905). О картине «Сирень и незабудки» Грабарь писал: «Я увидал на рояле корзину, ...плотно наполненную незабудками, походившими на какую-то плюшевую, дивного бирюзового цвета материю. Рядом стоял в белом кувшине букет белой и лиловой сирени. Я бросил подле на рояль еще ветку сирени и принялся писать...» Натюрморт имел огромный успех у всех, кто его видел.


Сирень и незабудки
1905
Х., м., 80х80
Ярославль


Яблоки
1905
Х., м., 71х89
Саратов


Майский вечер, 1905


Морозное утро. Розовые лучи
1906
Х., м. 106.7x98.2
Частное собраие


«Зимнее утро»
1907
Холст, масло. 80 x 80.5 см
Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого


Голубая скатерть
1907
Х., м., 81х80


«В гололедицу»
1908
Холст, масло. 107 x 108 см

Наибольшим стимулом в живописи стала любовь художника к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него и картины природы успешно заменял собою натюрморт. В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию - ведущим ее мотивом стало изображение инея. «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года. Почему этот очень локальный зимний мотив приобрел в творчестве Грабаря такое значение? По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое - именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве. Грабарь писал иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни - «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции». В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея» (1907-1908).


«Иней»
1905
Холст, масло. 122.4 x 160.3 см
Ярославский художественный музей


Роскошный иней


1904 Иней
Киров


Иней
1907-1908
Х.,м. 102.5x102.5
Киевский МРИ


Сказка инея и восходящего солнца. 1908
Находится в посольстве РФ в Великобритании, Лондон
Холст, масло. 85 x 125 см
Частное собрание


Иней. 1918
Картон, масло. 48 x 60 см
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина


Зимний вечер
1903
Х.,м. 54.3x74
Государственный Русский музей


«Последний снег»
Холст, масло. 95 x 78.5 см
Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана


«Неприбранный стол»
1907
Холст, масло. 100 x 96 см
Государственная Третьяковская галерея


«Дельфиниум»
1908г

1910-23 гг. художник назвал периодом отхода от живописи и увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Он задумывает и осуществляет издание первой "Истории русского искусства" в шести томах (1909- 16), пишет для нее важнейшие разделы, публикует монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане.


Груши на синей скатерти, 1915


«Рябинка»
1915
Холст, масло. 50 x 73 см
Государственная Третьяковская галерея


«Утренний чай (В аллее)»
1917
Холст, масло. 77 x 87 см
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан


Красные яблоки на синей скатерти
1920
Х.,м. 82x82
Частное собрание


«Лучезарное утро»
1922
Холст, масло. 73 x 104 см
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево"


«Дубки»
1923
Холст, масло. 100 x 134 см
Дальневосточный художественный музей

В течение двенадцати лет (1913-25) Грабарь возглавляет Третьяковскую галерею, значительно меняя принципы музейной работы. После революции он многое делает для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 г. по инициативе Грабаря создаются Центральные реставрационные мастерские, с которыми он будет связан всю жизнь и которые носят сейчас его имя. Здесь были открыты и спасены многие произведения древнерусского искусства.


«Рябины»
1924
Холст, масло. 91 x 75 см
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"

С 1924-го и до конца 1940-х гг. Грабарь вновь много занимается живописью и особенно увлекается портретом. Он изображает своих близких, пишет портреты ученых и музыкантов. Лучшими сам художник назвал "Портрет матери" (1924), "Светлану" (1933), "Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа" (1934), "Портрет сына" (1935), "Портрет академика С. А. Чаплыгина" (1935). Широко известны и два автопортрета художника ("Автопортрет с палитрой", 1934; "Автопортрет в шубе", 1947). Обращается он и к тематической картине - "В. И. Ленин у прямого провода" (1933), "Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина" (1938). Разумеется, он продолжает писать пейзажи, предпочитая по-прежнему снег, солнце и улыбку жизни: "Последний снег" (1931), "Березовая аллея" (1940), "Зимний пейзаж" (1954), серия картин на тему "День инея".


«На озере»
1926
Холст, масло. 75.5 x 88 см
Государственный Русский музей



«Разъяснивается»
1928
Холст, масло. 67 x 77 см
Государственный Русский музей


«Московский дворик»
1930
Холст, масло. 68 x 80 см
Государственный Русский музей

Никогда не переставая быть художником, Игорь Эммануилович Грабарь и на склоне жизни продолжал любить и благословлять свое дело. Он считал, что «художник более чуток и гибок, чем искусствовед, его глаза не столь безнадежно закрыты шорами, его мозг не столь предательски загружен историей, теорией и всякими предвзятостями...» - и уж ему, сочетавшему в себе две эти ипостаси, можно было об этом судить лучше, чем кому-либо другому. В дружеском шарже Кукрыниксов, выполненном в 1951 году к восьмидесятилетнему юбилею Грабаря, он изображен за письменным столом, одновременно являющимся палитрой, его кисть соединена с пером, а краски с чернилами.

И в выборе пейзажных мотивов Грабарь сохранял прежний живописный темперамент. Вновь и вновь он обращался к зимним мотивам, к неисчерпаемой теме инея - из года в год пишет «Роскошный иней» и «День инея» (обе - 1941), «Иней» (1952), «Иней при восходе солнца» (1955). В «Зимнем пейзаже» (1954) свежесть воплощения природного мотива по-прежнему остается подвластной художнику. Он улавливает тончайшие отзвуки небесной синевы в голубых тенях на снегу. Пластический «ключ» пейзажного мотива Грабарь нашел в сопоставлении плотной колючей зелени молодых елей и прозрачной легкости берез, словно вырастающих из еловых зарослей и растворяющихся своими розоватыми кронами в синем просторе. Наряду со снегом его по-прежнему влекло солнце - в одном из абрамцевских писем 1956 года Грабарь писал: «К сожалению, очень мешает работать дождливая погода, а задания у меня, как на грех, все солнечные...» Последняя работа Грабаря – «Березовая аллея» (1959), написанная в Абрамцеве, стала последней данью старого художника природе Подмосковья, любимому пейзажному образу - русской березе.

«Абрамцево. Плетень»
1944
Холст, масло. 64 x 80 см
Самарский художественный музей


Дельфиниумы, 1944


«В саду. Грядка дельфиниумов»
1947
Холст, масло. 79.3 x 102 см
Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки

Грабарь работает в традициях русской реалистической живописи конца XIX в., оставаясь, так же как в других областях своей деятельности, хранителем русской культуры. "Лучший отдых есть перемена работы", - говорил художник. Если он не писал картины, то преподавал, выступал, готовил выставки или занимался искусствоведческими исследованиями. Смерть застала его за работой над новым многотомным изданием "Истории русского искусства". "Надо считать счастьем для русского искусства, что такой человек действительно существовал", - говорил о нем С. В. Герасимов.

Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника,
1931


Автопортрет

Грабарь Игорь Эммануилович - (25. 3. 1871, Будапешт, - 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896-98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Член объединений "Mup искусства" и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля ("Дама с собакой", 1899, Третьяковская галерея). В 1901-08 в ходе работы Г. над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов импрессионизма ("Сентябрьский снег", 1903, "Белая зима. Грачиные гнёзда", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Мартовский снег", 1904, - все в Третьяковской галерее). В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму ("Хризантемы", 1905, "Неприбранный стол", 1907, - обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало (серия этюдов "День инея", 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1905-06 Г. участвовал в издании революционных сатирических журналов "Жупел" и "Адская почта". В 1909-14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий "Захарьино") под Москвой.

Абрамцево. Плетень
1944г
Автопортрет в шляпе
1921г
Автопортрет в шубе
1947г
Балюстрада
1901г
Нижнетагильский
художественный
музей ИЗО
Банка с вареньем
и яблоки
1904г
Белая зима.
Грачиные гнезда
1904г
Берёзовая аллея
1940г
В гололедицу
1908г
В саду.
Грядка дельфиниумов
1947г
В.И.Ленин у
прямого провода
1927-1933г
Васильки.
Групповой портрет
1914г
Ветка яблони
1958г
Вешний поток
1904г
Въезд в усадьбу
1922г
Груши на зеленой
драпировке
1922г
Груши на синей
скатерти
1915г
Русский Музей
Дама с собакой
1899г
Девушка в
русском платке
Дельфиниум
1908г
Дельфиниумы
1944г
Дубки
1923г
За самоваром
1905г
За чтением.
Портрет В.М.Грабарь,
жены художника
1928г
Зима
1906г
Зимнее утро
1907г
Зимний вечер
1903г
Зимний пейзаж
1954г
Зимой.
Портрет О.И.Грабарь,
дочери художника
1934г 48х62см т
Золотые листья
1901г
Иней
1904г
Иней
1905г
Иней
1908г
Иней
1919г
Иней.
Восход солнца
1941г
Красные яблоки
на синей скатерти
1920г
Крыши под снегом
1889г
Луч солнца
1901г
Лучезарное утро
1922г
Майский вечер
1905г
Мартовский снег
1904г
Морозное утро.
Розовые лучи
1906г
Московский дворик
1930г
На озере
1926г
Натюрморт
1904г
Неприбранный стол
1907г
Новая дача
1903г
Няня с ребенком
1892г
Осень.
Рябина и березы
1924г
Павильон в Кузьминках
1904г
Под березами
1904г
Под березами,
1904г
Портет композитора
С.С.Прокофьева за
работой над
оперой Война и мир
1941г
Портрет академика
Алексея Николаевича
Баха
1939г
Портрет академика
В.П.Волгина
1946г
Портрет академика
Н.Д.Зелинского
1935г
Портрет академика
Сергея Алексеевича
Чаплыгина
1935г
Портрет
В.Г.Дуловой
1935г
Портрет
Валентины Михайловны
Грабарь,
жены художника
1931г
Портрет
Е.Г.Никулиной-Волконской
1935г
Портрет
К.И.Чуковского
1935г
Портрет композитора
С.С.Прокофьева
1934г
Портрет
М.И.Грабаря,
сына художника
1935г
Портрет
Н.П.Горбунова
1927г
Портрет
народного артиста
А.Б.Гольденвейзера
1940г
Портрет художника,
музейного деятеля
П.И.Нерадовского
1946г
Портрет Э.И.Грабаря,
отца художника
1895г
Последний снег
1931г
Послеобеденный чай
1904г
Проходной двор
в Замоскворечье.
Серый день
1941г
Разгар осени
1921г
Разъяснивается
1928г
Рябинка
1915г
Рябинка
1915г
Рябины
1924г
Светлана
1933г
Сентябрьский снег
1903г
Сийский монастырь
1920г
Сирень и незабудки
1905г
Сказка инея и
восходящего солнца
1901г
Снежные сугробы
1904г
Солнце поднимается
1941г
Старый сарай в
морозный день
1933г
Толстые женщины.
Гротеск
1904г
Туркестанские
яблоки
1920г
Угасающий день
1904г
Уголок уходящей
Москвы
1930г
Утренний чай.
В аллее
1917г
Утренний чай.
Подснежники
1954г
Февральская лазурь
1904г
Флора
1934г
Хризантемы
1905г
Цветы и фрукты
на рояле
1904г
Яблоки
1905г
Яблоки и астры
1926г
Ямщик
1904г
Ясный осенний
вечер
1923г

С начала 1890-х гг. Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале "Мир искусства"). По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная "История русского искусства" (т. 1-6, 1909-16; редактор и автор важнейших разделов). Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В дореволюционный период Г. создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). С деятельностью Г. - реставратора и учёного - связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11-14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы ("Ясный осенний вечер", 1923, "Зимний солнечный день", 1941, - обе в Третьяковской галерее). С конца 1920-х гг. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой "Война и мир", 1941, - оба в Третьяковской галерее; М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба "Абрамцево"). Выполнил также историко-революционные картины "В. И. Ленин у прямого провода" (1933) и "Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина" (1938; обе - в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). В советское время Г. опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Г. - редактор и один из авторов "Истории русского искусства" (т. 1-13, 1953-69). Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор), институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.




Top