Художественная культура мусульманского востока. Конспект и презентация к уроку по художественной культуре на тему: Арабская художественная культура"

Проект по созданию самолета, использующего исключительно энергию солнца для своего движения Solar Impulse, придумали еще в середине 2000-х. Первый летательный аппарат подобного рода был представлен в 2009 году. Размах его крыльев составлял 63,40 м, масса 1600 кг, а масса солнечных батарей – 400 кг. Ему удалось поставить два абсолютных рекорда: по высоте полета (8700 м) и по продолжительности (26 часов). А 9 марта 2015 года в кругосветное путешествие отправился Solar Impulse 2 – еще больше, еще мощнее.

Solar Impulse 2 – это самолет с солнечными батареями, размещенными на крыльях, размах которых составляет 72 м. Это больше, чем размах Boeing 747-8I (68,5 м) или чуть меньше, чем размах самого большого пассажирского авиалайнера Airbus А380 (79,75 м). В отличии от этих самолетов, Solar Impulse 2 умеет перевозить только одного пилота. Но за счет того, что его кабина (с прошлого раза) была переоборудована и кресло у него теперь более комфортное, да еще и раскладывается, он может спать прямо на борту во время полета. Пилот спит – самолет летит!

На огромных крыльях машины размещены 269 кв м солнечных батарей (около 17 тысяч) общим весом 633 кг, что составляет около четверти от общего веса самолета – 2300 кг. Такой небольшой массы добились за счет исходного материала – углеводородного волокна. Скорость этот летающий аккумулятор развивает невысокую – от 36 до 140 км/ч. Днем он накапливает солнечную энергию, а ночью летит на набранной высоте, используя четыре электромотора. Оборудование салона позволяет ему подняться на высоту 12 000 м, но фактическая высота полета составит 8500 м.

В этом году Solar Impulse 2 совершит кругосветное путешествие. Весь путь разбит на 12 участков с посадками. Вылетев 9 марта 2015 года в 7.12 по местному времени из Абу-Даби самолет уже приземлился в своей первой точке – Маскате, Оман, таким образом преодолев 400 км, самый короткий отрезок на маршруте. А сегодня ночью он преодолел 1500 км с Аравийского полуострова до второй остановки – Ахмедабад, Индия. Для этого ему понадобилось 16 часов. Дальше маршрут выглядит так: Варанаси (Индия), Мандалай (Мьянма), Чунцин (Китай), Нанкин (Китай), Гавайи (США), Финикс (США), Нью-Йорк (США). После этого или домой в Европу, или в Северную Африку. Перелет из Китая на Гавайи будет одним из самых сложных и потребует перелета без посадки в течении 120 часов. Это будет новый рекорд. У самолета два пилота-сменщика – Бертран Пиккар и Андре Боршберг. Успех акции, конечно, не гарантирован, но любые результаты станут полезными для усовершенствования летательных аппаратов всех мастей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Музыка и архитектура мусульманского Востока. Музыка по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания. Арабские теоретики музыки внесли большой вклад в становление музыковедения. Среди них выдающийся ученый Аль-Фараби, создатель «Большого трактата о музыке», в котором разработаны проблемы акустики, инструментоведения, эстетики и философии музыкального искусства.

  • Музыка по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания. Арабские теоретики музыки внесли большой вклад в становление музыковедения. Среди них выдающийся ученый Аль-Фараби, создатель «Большого трактата о музыке», в котором разработаны проблемы акустики, инструментоведения, эстетики и философии музыкального искусства.
Музыкальные инструменты арабов были очень разнообразны. Это и всевозможные ударные (барабаны, бубны, литавры), и уд, предшественник европейской лютни, и смычковый ребаб. Музыкальные инструменты арабов были очень разнообразны. Это и всевозможные ударные (барабаны, бубны, литавры), и уд, предшественник европейской лютни, и смычковый ребаб. Профессиональная арабская музыка, как вокальная, так и инструментальная, создавалась на основе канонических правил макама (макома, мугама), определяющего ладовые и ритмические особенности композиции. Культура макамата, родившаяся в исламском мире в глубокой древности, породила разнообразные национальные ответвления. Музыку, созданную в традициях макама, нередко называют «симфонией исламских народов».
  • Профессиональная арабская музыка, как вокальная, так и инструментальная, создавалась на основе канонических правил макама (макома, мугама), определяющего ладовые и ритмические особенности композиции. Культура макамата, родившаяся в исламском мире в глубокой древности, породила разнообразные национальные ответвления. Музыку, созданную в традициях макама, нередко называют «симфонией исламских народов».
Самобытные страницы в историю средневековой мусульманской культуры вписали народы Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании. Искусство, созданное мастерами этих стран, получило название мавританского. С античности маврами (от греч. «темный») считали северо-африканские народы, родственные арабам. Следствием экспансии этих народов в Южную Испанию явилось образование халифата с центром в Кордове (X в.). Исламская Кордовская держава стала одним из самых сильных и процветающих средневековых государств Европы с развитой культурой и образованным население. Город Кордова отличался красотой и цивилизованностью. Богатством и разнообразием архитектурного облика отличались дома знати. Дворец халифа утопал в зелени садов и диковинных цветов; о красоте внутренних покоев дома властителя слагали легенды.
  • Самобытные страницы в историю средневековой мусульманской культуры вписали народы Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании. Искусство, созданное мастерами этих стран, получило название мавританского. С античности маврами (от греч. «темный») считали северо-африканские народы, родственные арабам. Следствием экспансии этих народов в Южную Испанию явилось образование халифата с центром в Кордове (X в.). Исламская Кордовская держава стала одним из самых сильных и процветающих средневековых государств Европы с развитой культурой и образованным население. Город Кордова отличался красотой и цивилизованностью. Богатством и разнообразием архитектурного облика отличались дома знати. Дворец халифа утопал в зелени садов и диковинных цветов; о красоте внутренних покоев дома властителя слагали легенды.
В 785 г. в Кордове была заложена соборная мечеть поразительной красоты. Ее строительство продолжалось до X в. По форме мечеть соответствует колонному классическому стилю. Она была окружена стеной из крупных золотисто-медовых блоков. Основное пространство мечети было отдано уникальному молитвенному залу: около 850 колонн, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад, заполнили его пространство изнутри. Колонны, привезенные из Африки, Франции, самой Испании, выполнены из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира. Центральный купол мечети украшен огромным «цветком» - восьмиугольной звездой, образованной на пересечении двух квадратов. Колонада освещалась сотнями висящих серебряных лампад, создавая настроение отрешенности от повседневной суеты и умиротворенности.
  • В 785 г. в Кордове была заложена соборная мечеть поразительной красоты. Ее строительство продолжалось до X в. По форме мечеть соответствует колонному классическому стилю. Она была окружена стеной из крупных золотисто-медовых блоков. Основное пространство мечети было отдано уникальному молитвенному залу: около 850 колонн, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад, заполнили его пространство изнутри. Колонны, привезенные из Африки, Франции, самой Испании, выполнены из розового и голубого мрамора, яшмы, гранита, порфира. Центральный купол мечети украшен огромным «цветком» - восьмиугольной звездой, образованной на пересечении двух квадратов. Колонада освещалась сотнями висящих серебряных лампад, создавая настроение отрешенности от повседневной суеты и умиротворенности.
Последним оплотом исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират. «Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо, если вглядишься в мою красоту» - эти строки придворного поэта Ибн Зумрука сохранились на изразцовой панели зала Двух сестер из дворца, входящего в знаменитый архитектурный ансамбль Альграмбры. Поражающая изысканностью внешнего облика и художественным совершенством внутренних интерьеров резиденция эмира напоминает декорации к волшебным восточным сказкам. Ее основные постройки сгруппированы вокруг открытых дворов – Миртового и Львиного. Над строениями господствует могучая старинная башня Комарес, где находился трон халифа.
  • Последним оплотом исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират. «Я – сад, который украсила красота, ты познаешь мое существо, если вглядишься в мою красоту» - эти строки придворного поэта Ибн Зумрука сохранились на изразцовой панели зала Двух сестер из дворца, входящего в знаменитый архитектурный ансамбль Альграмбры. Поражающая изысканностью внешнего облика и художественным совершенством внутренних интерьеров резиденция эмира напоминает декорации к волшебным восточным сказкам. Ее основные постройки сгруппированы вокруг открытых дворов – Миртового и Львиного. Над строениями господствует могучая старинная башня Комарес, где находился трон халифа.

"Художественная культура исламского Востока"

Цели урока:

Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;

Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;

Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

мультимедийный проектор,

мультимедийная презентация,

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.

Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.

Термин «Арабская культура» иногда распространяют и на все те культуры, которые создавались в средние века, как арабскими народами, так и народами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы, находившихся тогда под властью или под непосредственным влиянием арабского халифата. Общим внешним признаком всех этих культур был арабский язык. Арабы творчески усвоили культуру древнего мира - греко-эллинскую, римскую, египетскую, арамейскую, иранскую, индийскую и китайскую, переняв её от завоеванных или соседних народов с участием подчиненных им народов - сирийцев, персов, хорезмийцев (ныне - узбеки и туркмены), таджиков, азербайджанцев, берберов, испанцев (андалусцев) и других. Арабы сделали важный шаг в развитии общечеловеческой цивилизации.

Колыбелью арабской культуры была Западная, Центральная и Северная Аравия. Арабской культуре предшествовала культура населения Южной Аравии, которое разговаривало на сабейском языке и имело свою письменность. Арабская культура претерпела как влияния этой культуры, так и культуры областей Передней Азии и Египта, где часть арабов поселилась ещё в древние времена, а также культуры арамейского населения районов нынешних Сирии, Ливана, Палестины и Ирака. Где-то в IV веке арабы уже создали своё буквенное письмо, представлявшее собой одну из разновидностей арамейской скорописи. В VII веке в Аравии образовалась арабское теократическое государство, которое путем завоеваний до середины VIII века выросло в большую феодальную империю - арабский халифат (см. Багдадский халифат), что в его состав (кроме стран Арабского Востока), входили Иран, Афганистан, часть Средней Азии, Закавказье и Северо-Запад Индии, страны Северной Африки и значительная часть Пиренейского полуострова (Андалусия). Арабские феодалы насаждали в завоеванных странах ислам и арабский язык. Часть завоеванных ими стран были арабизированные, другие сохранили свою культурную и языковую самостоятельность, однако арабский язык в этих странах применялся в науке, как латынь в средневековой Европе. Центрами арабской культуры в разное время были Дамаск, Багдад, Кордова (см. Кордовский халифат), Каир и другие города. В IX-X веках, характеризующихся учеными как «эпоха мусульманского Возрождение», ведущими центрами культуры были Бухара и Хорезм.

После распада халифата (VIII-X века) - этого искусственного конгломерата народов с разным уровнем развития, державшийся главным образом военной силой арабских завоевателей, - развитие арабской культуры в новообразованных арабских государствах и культуры освобожденных неарабских народов продолжалось под влиянием роста производства и обмена. Упадок арабской культуры начался в XVI веке после завоевания большинства арабских стран турками. В XIX-XX веке тормозом развития культуры арабских народов, стала европейская цивилизация[источник не указан 633 дня], которая завоевала и превратила в свои колонии страны Арабского Востока.

2. Работа по электронной презентации.

1-й слайд – объявляется тема урока:

«Художественная культура исламского Востока»

Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.

3. Проверка домашнего задания.

Задание №1. Блиц – опрос.

назовите самую молодую религию мира (Ислам)

когда она появилась? (В VII в. н. э.)

где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)

ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)

главные центры ислама? (Мекка и Медина)

священная книга мусульман (Коран)

назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).

священный для мусульман день (пятница)

Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

4. Новая тема.

Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.

Работа по электронной презентации.

Чтение и анализ рубаи.

Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».

Итог урока.

Арабская архитектура

К II-V векам относятся остатки монументальных сводчатых сооружений в Хаурани (Сирия). На ранних памятниках арабской архитектуры сказалось влияние эллинистическо-римской, византийской и сасанидской традиций, например дворец IV-VIII веков в Мшатти (Иордания), мечеть «Купол Скалы» (691) в Иерусалиме (Палестина). В VII-X веках создается своеобразный тип колонной мечети с прямоугольным двором в центре, окруженным многонефными залами и галереями со стройными аркадами. К этому типу относятся Большая мечеть в Дамаске (705), Мечеть Амра в Каире (642). С XI-XII веков в арабской архитектуре большое значение приобретает орнаментика, покрывающей здания снаружи и внутри; широко применяются стилизованные растительные, сталактитовые, эпиграфические и буквенные узоры. С XIII века распространяются купола как средство перекрытия зданий и важный элемент архитектурной композиции. На Пиренейском полуострове в XIII-XIV веках создаются великолепные архитектурные сооружения мавританского стиля, в котором арабские формы и декор сочетались с отдельными западноевропейскими архитектурными мотивами. Выдающимися памятниками этого стиля является замок Альгамбра в Гранаде (XIII-XIV века) и дворец Алькасар в Севилье (XIV век). После завоевания арабских государств турками, арабская архитектура испытала влияние византийского и турецкого искусства. Например, Мечеть Мухаммеда Али в Каире.

1. Арабские племена и зарождение ислама.

Аравия и те страны, которые подверглись влиянию арабской культуры – Иран, Сирия, Египет, Палестина, а также государства Северной Африки имели длительную предысторию. Племена, населявшие основную территорию Аравии. – кочевники-бедуины, называвшие себя арабами (в переводе «араб» означает «лихой наездник»),являлись грозной силой для оседлого населения. Именно в среде кочевых племен зародился ислам (по-арабски – «покорность»).

Основателем Ислама был пророк Мухаммед (Магомет). В VIIв.. в 622 г. Мухаммед выступил с проповедью в Мекке, затем в Медине – городе, вошедшем в историю как город пророка. Этот год считается началом мусульманского летоисчисления. В 630 г., победив Мекку, Мухаммед вернулся в Медину, ставшую центром ислама. В то же время создается Арабский Халифат, и Мухаммед становится его верховным руководителем, в руках которого соединились духовная и светская власть. Его сподвижники, а затем и преемники провели целый ряд завоевательных походов, расширивших территорию Халифата. Ислам (или мусульманство) стало государственной религией Арабского востока. К VIII в. арабы подчинили Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, Испании. Северной Африки, а к X в. образовались Эмираты – самостоятельные части этого политического образования.

2. Расцвет арабской культуры.

Наибольший расцвет арабской культуры относится к VIII – XI вв. В эпоху раннего Средневековья у каждого арабского племени был свой поэт. Сложились разнообразные фольклорные традиции. Поэты, писавшие ритмизированной прозой, воспевали своих современников, или клеймили их врагов. Арабские города отличались разнообразной и богатой архитектурой. При их строительстве, как правило. Использовались образцы архитектуры завоеванных стран – особенно греческой и римской традиции (храмы, церкви, рынки, бани). Символом величия ислама стал купол мечети Скалы в Иерусалиме. Мечеть Скалы и сам купол были воздвигнуты на том месте, где ранее находился камень, на котором Авраам должен был принести в жертву своего любого сына Исаака. Чтобы доказать свою веру. Архитектурный памятник был воздвигнут в честь Авраама и Соломона – в этом заключался его религиозный смысл. Форма восьмигранника и купол шли от раннехристианских церковных традиций, а мозаичные панно были выполнены с использованием византийский образцов. И все же храм «Купол Скалы» в Иерусалиме был задуман как символ победы ислама над иудаизмом и христианством. Новые святилища возникали повсеместно. Мечеть выполняла особенно важную функцию. Как правило, в размерах и богатстве убранства воплощалась сама мощь ислама. Магомет запрещал человеческие изображения во избежание идолопоклонничества. В мусульманской религии нет священников, но есть учителя.

В VIII в. в столице династии Омейядов – Дамаске – была построена мечеть на месте античного храма времен Августа. Утверждая мощь Халифата и прославление ислама, архитекторы использовали во внутреннем убранстве классические мраморные колонны, инкрустации на стенах и мозаичные украшения необыкновенной тонкости и красоты.

В 750 г. к власти пришли Аббасиды, они объявили Халифат благословенным. В управлении Халифатом принимали участие многочисленные чиновники. Столица переносится из Дамаска в Багдад. Город был построен по плану круга, в центре которого находился дворец халифата. Вокруг мечети располагались улицы, рынки, лавки торговцев. Таким образом утверждалась власть халифа, в руках которого находилось все вокруг, а также политика и религия – вся структура мусульманского общества.

3. Распространение научных знаний и заветы ислама.

Позже Багдад был оставлен Халифом, но и тогда этот город остается одним из важнейших центров исламской культуры. Халиф-аль-Мамун (813-833) построил обсерваторию и университет, называемый Домом Мудрости. Распространению научных знаний способствовали переводы на арабский язык трудов Аристотеля, Архимеда, Платона, Евклида. В IX в. были переведены на арабский язык труды Птолемея по географии, из Китая завезена бумага, что способствовало распространению письменных текстов. Писцы – переписчики текстов на арабский язык, пользовались особым уважением. Их каллиграфия должна была быть безупречной. Текст Корана долгие годы оберегался от перевода – слова пророка Магомета были святыми, они имели свое религиозное значение, так как были средством обобщения человека с богом.

Центрами арабской средневековой науки являлись Багдад, Харон, Басра и Куфа. В Багдаде был создан «Дом науки», объединивший ученых из разных областей знания, включавший в себя библиотеку и обсерваторию. К X в. были открыты медресе – средние и высшие мусульманские школы, а «арабские цифры» пришли в X-XIII вв. в Европу. В то же время появилась и арабская грамматика, ставшая основой словесности на многие столетия. Начиная с IX в. создаются исторические труды, посвященные арабской истории.

4. Арабская литература.

Арабская поэзия Средневековья представлена несколькими именами. Поэзия Себу Нуваса (747-762) основана на совершенной форме, воспевает веселье, любовь к жизни, а подчас иронична. Абу-аль-Атахия (XII в.), впротивоположность ему, видел основу поэзии в вере и аскетизме и отрешенности от мира. Он писал о суетности жизни, противопоставляя ей идеи нравственности. Жизнь и творчество другого поэта, Аль-Мутанабби (XII в.) прошла в поисках и скитаниях, он посвящал свои стихи владыкам Сирии, Ирана, Египта. Многие стих со временем превращались в афоризмы. Вершиной арабской средневековой поэзии считается творчество сирийца Абу-аль-Алааль Маари (973-1057). Будучи с детства слепым, поэт сумел изучить Коран. Знал богословие, старые арабские предания и современную поэзию.

К X-XV вв. сложился сборник арабских народных сказок – «Тысяча и одна ночь». В него входят переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний. Образы Алладина, Али-Бабы, Синдбада-морехода, бедуинов, купцов, султанов вошли в сокровищницу арабской и мировой литературы.

Вершиной поэзии Средневековья является творчество Омара Хайяма (1048-1122). Прославленный персидский поэт и ученый создал свои философские и вольнодумные, часто гедонистические рубаи (особая форма стиха). Его произведения переведены многими поэтами мира, в том числе и русскими.

5. Законы шариата.

Коран влиял не только на облик произведений искусства, он определял также нормы поведения, быт и нравы арабов. Шариат – свод морали и нрава – регламентировал личную и общественную жизнь мусульманина. Коран определял повседневную жизнь мусульманина, регламентируя нормы права, брак, разводы. Женщина в семье занимала подчиненное положение, а мужчина (он мог иметь четыре жены) был главным в семье. Важную роль играло учение о джиннах (существа, сотворенные Аллахом из бездымного огня). Джинны уступали человеку и ангелам, сотворенным из света. Считалось, что они постоянно подстерегают человека, поэтому прежде, чем совершить какой-либо поступок, он должен просить у аллаха защиты от демонов. Хотя гадания имели место. Причем дозволялась высокая (белая) магия, которая помогала в благородных целях. Черная магия шла от злых шайтанов и была запрещена.




Top