Искусство его формы основные направления. Искусство

Искусство – отражение окружающего мира в художественных образах. С помощью искусства художник или скульптор передает свои замыслы и переживания.

Предмет искусства – человек, его взаимодействие с окружающим миром и обществом. Произведение искусства – художественное произведение, не только отражающее мысли и эмоции автора, но и способное вызывать эти переживания в зрителях. Черты искусства: образность, творческий характер, субъективное восприятие, чувственно-эмоциональное переживание.

Функции искусства: эстетическая (формирует эстетический вкус, понимание прекрасного), коммуникативная (как средство общения), воспитательная, познавательная.

История искусства. Первые следы первобытного искусства в виде наскальной живописи относят к эпохе палеолита (20–40 тыс. лет до н. э.). В античном мире искусство достигло высокого уровня (архитектура, скульптура, поэзия, театр). В нем преобладало мифологическое начало, т. е. основными прообразами были мифологические божества, прославлялись активные герои, демонстрировалось единство людей в обществе.

В средние века искусство развивалось в рамках теологии (религии), в это время строились монументальные храмы, получила распространение иконопись, фресковое искусство. Герой средневекового искусства смиренен и пассивен. В эпоху Возрождения (Новое время) мастера стремились вернуться к античным мотивам и канонам в архитектуре, живописи, скульптуре, поэзии, театре. Провозглашалась индивидуальность людей, приоритет личности над обществом. В современном искусстве, начиная с конца XIX в., появилось множество новых видов искусства (кино– и фотоискусство).

Виды искусства:

Архитектура (зодчество) – искусство, представляющее собой здания (градостроительная архитектура) и сопутствующие сооружения (садово-парковая архитектура);

Скульптура – искусство, произведения которого имеют трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов с помощью вырезания, высекания, лепки, литья и ковки;

Фрески – одна из техник стенной росписи (рисование по сырой штукатурке красками);

Живопись – изображения с помощью цвета (портреты, натюрморты, пейзажи, исторический и бытовой жанр);

Декоративно-прикладное искусство связано с бытовыми нуждами (например, изготовление посуды, мебели);

Литература – вид искусства, выражающийся в словесно-письменной форме (мифы, былины, поэзия, проза);

Музыка – отражение действительности в звуках (вокальная – пение и инструментальная – исполняющаяся на инструментах);

Театр (опера и балет) – вид искусства, выражающийся в сценическом действии актера перед зрителями;

Кино– и фотоискусство – искусство, воссоздающее с помощью съемки реальные или инсценированные действия на материальных носителях (фото-, кинопленках и др.).

Основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах. Кроме того, в широком понимании, искусство может означать высший уровень мастерства в какой-либо сфере деятельности, даже не связанной напрямую с творчеством (например, в кулинарии, строительстве, единоборствах, спорте и т.д.).

Объектом (или предметом ) искусства является мир вообще и человек в частности, а формой существования - художественное произведение как результат творческой деятельности. Произведение искусства - высшая форма результата творчества.

Цели искусства :

  • распространение духовных благ ;
  • самовыражение автора.

Функции искусства.

  1. Познавательная . Искусство выступает в роли источника информации о мире или человеке.
  2. Воспитательная . Искусство влияет на нравственное и идейное развитие индивида.
  3. Эстетическая . Отражает духовную потребность человека в гармонии и красоте. Формирует понятие о прекрасном.
  4. Гедонистическая . Близкая к эстетической функции, но не формирует понятие об эстетике, а дает возможность эстетического наслаждения.
  5. Прогностическая . Функция, заключающаяся в попытке предвидеть будущее.
  6. Компенсаторская . Служит для восстановления психологического равновесия; часто используется психологами и психотерапевтами (поклонники передачи «Дом-2» ее просмотром компенсируют отсутствие собственной личной жизни и эмоций; хотя я бы не относил это шоу к искусству).
  7. Социальная . Может просто обеспечивать общение людей (коммуникативная), а а может призывать к чему-либо (пропагандистская).
  8. Развлекательная (например, массовая культура).

Виды искусства.

Виды искусства различны - все зависит от того, по какому критерию их классифицировать. Общепринятая классификация рассматривает три вида искусства.

  1. Изобразительное искусство :
    • статическое (скульптура, живопись, фотография, декоративное и т.д.);
    • динамическое (например, немое кино, пантомима).
  1. Выразительное искусство (или неизобразительное):
  2. Зрелищное искусство (театр, кино, опера, цирк).

По степени применения в повседневной жизни искусство может быть:

  • прикладное (декоративно-прикладное);
  • изящное (музыка).

По времени создания :

  • традиционное (скульптура, литература);
  • новое (кино, телевидение, фотография).

По соотношению время-пространство :

  • пространственное (архитектура);
  • временное (музыка);
  • пространственно-временное (кино, театр).

По количеству используемых компонентов :

  • простое (музыка, скульптура);
  • сложное (оно же - синтетическое: кино, театр).

Классификаций много, а определение и роль искусства до сих пор является поводом для непрестанных споров и дискуссий. Главное в другом. Искусство может разрушать человеческую психику или лечить, растлевать или воспитывать, угнетать или давать толчок развитию. Задача человеческого общества - развивать и поощрять именно «светлые» виды искусства.

Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искусство – особый путь познания мира человеком, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание.
Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что:

Во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание;

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы;

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания.
В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другой познавательной деятельностью является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, и с другой - в процессе создания нового духовного богатства

Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Во многом такое утверждение верно, но законы, по которым происходит это отражение, не каждый понимает. Так, в кинофильме десяток лет может пролететь в одно мгновение, а одна минута растягиваться на полчаса в зависимости от замысла авторов. Через искусство мы познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем непохоже ни на науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных предназначений искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с особым миром прекрасного.

Возвращаясь к поставленному вопросу, перечислим основные функции искусства:

1. Гедонистическая – связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха.

2. Компенсаторная - восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности.

3. Коммуникативная – является средством общения в пространстве культуры различных людей, человека со своим внутренним миром и даже различных народов.

4. Эстетическая – направлена на преобразование мира на основе красоты.

5. Воспитательная - через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам, учит личность человечности, возвышает его, укрепляет волю и разум, наконец, способствует смягчению общественных нравов.

6. Познавательная – способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию.

7. Прогностическая – дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития.

Искусство, также как и религия, сопровождает человечество с далекой древности. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, имели свои ритуальные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (считается, что их было семь, хотя наследие той эпохи значительно богаче). Каждый образованный человек должен знать о них.

Каждая последующая ступень исторического развития вносила дополнительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Живопись Рубенса и Васнецова, музыка Моцарта и Бородина, поэмы Пушкина и Гете, скульптуры Родена и Фальконе стали символизировать творческие возможности человека. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в музеях, в библиотеках, в частных коллекциях - этих кладовых красоты, выраженной в искусстве.

Конечно, все произведения очень разные по своим жанрам, тематике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлежность к общему великому миру искусства. Исторически и довольно условно различные произведения архитектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к определенным стилям, последовательность появления и смены которых Вы изучали на уроках истории, когда говорили о культуре той или иной эпохи. Назовем некоторые из этих стилей – романский, готический («застывшая музыка Европы», в пер. «варварский»), барокко («странный причудливый» с характерной для него пышностью и вычурностью), рококо (декоративность, изящность форм), классицизм (переоценка античного культурного наследия, ясность, гармония, четкость, простота,), сентиментализм (мечтательность, меланхоличность, повышенная чувствительность), романтизм (вольность, индивидуализм, драматизм), реализм (стремление к наиболее точному отражению окружающего мира), модернизм (использование в начале ХХ века новых технологических решений и конструкций), постмодернизм, символизм (стремление к созданию символов, аллегорий), эклектика (смешение различных стилей). Естественно, данный список далеко не исчерпывает все многообразие исторического выражения человека в произведениях искусства.

Существует также и множество видов искусства - форм художественной деятельности, различающихся способом воплощения художественных образов. Среди основных назовем литературу, театр, графику, живопись, скульптуру, хореографию, музыку, архитектуру, декоративно-прикладное искусство (керамика, резьба по дереву, камню и кости, чеканка, вышивание, икебана и т.п.), цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые - компьютерную графику, дизайн, а некоторые зачисляют и рекламу.

Трудно говорить о классификациях видов культуры, но можно привести две из них, существующие в научном сообществе:

По свойствам:

1. Изобразительное искусство (живопись, скульптура)

2. Неизобразительное искусство (архитектура, музыка)

По родам:

1. Пластические виды искусства (пантомима, балет, акробатика – основаны на пластике человеческого тела)

2. Пространственные виды искусства, в которых художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве (архитектура, скульптура, живопись, графика).

3. Временные виды искусства – здесь художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени (поэзия, музыка, драма, эстрада).

4. Технические или синтетические виды искусства, где образ создается при помощи технических средств, с использованием возможностей, которые дают другие виды искусства (видеографические – телевидение, художественная фотография, компьютерное искусство, кино и др., дизайн).

Восприятие мира через искусство или эстетическое восприятие мира, конечно, не удовлетворяет такие потребности, без которых человек не мог бы биологически существовать (например, жажду или голод). Поэтому некоторые люди считают, что оно только отвлекает человека от “настоящей” жизни. Мир в таком понимании видится через желудок, а человек живет лишь для того, чтобы есть, когда все живые существа в природе едят, чтобы жить. Такой взгляд на искусство показывает примитивность выражающего его человека. Если же духовный мир личности богат, то он не может обходиться без искусства, ведь даже древние люди понимали его законы и стремились к красоте.

В первую очередь, через собственное творчество или творчество других людей человек приобщается к прекрасному. Секрет красоты - секрет жизни, и эта тайна тревожит человечество на протяжении веков. Больше всего споров вызывает соотношение прекрасного и полезного. Кто-то приходил к выводу, что все полезное - прекрасно, но были и те, кто допускал полную бесполезность прекрасного. Наверное, вряд ли найдется на Земле два человека, одинаково воспринимающих красоту. Об одном и том же (предмете или человеке) обязательно возникнут противоположные мнения. Математик признает красивым все соразмерное, четкое, симметричное; философ - заставляющее задуматься; романтик - вызывающее фантазии и мечты; влюбленный юноша видит эталон в своей возлюбленной. В итоге определяющую роль играет личность человека и ее духовный мир, поэтому не следует искать общей для всех истины в этом споре.

Также произведения искусства вызывают в человеке чувство возвышенного. Под этим чувством в истории человечества понималось и проявление величия сил природы; и все, вызывающее в душе человека почтение; и внутренняя красота человека; и образ божественного; и самое сильное из явлений (например, ураган в отличие от ветра). Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека - все это входит в понятие возвышенного. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства.

Среди других воздействующих на человека проявлений искусства назовем трагическое, комическое, безобразное, низменное, ужасное, грациозное, трогательное, прелестное, чудесное. Ежедневно мы испытываем на себе эти влияния, которые подчас недооцениваем. Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление, нравственно возвысить или развратить. Невозможно представить себе человека вне искусства и искусства вне человека, личности творят искусство, а искусство лежит в основе формирования личности. Искусство не обладает способностью из плохого человека делать хорошего, из злого – доброго, но оно побуждает человека занять определенную позицию, заставляет его усвоить и освоить ценности и идеалы культуры.

Приоритет общечеловеческих ценностей - современная идея, важная не только для области политических взаимоотношений и социальных процессов, но особенно существенная для искусства.

Только сочетание национального и общечеловеческого придает искусству народность, которая проявляется в следующих основных моментах: отражение интересов народа, изображение существенных сторон действительности, понятность языка, воспитание творцом вкусов публики. Эта идея противостоит замкнутости, предполагает доступность и массовость.

Современное техническое развитие создало еще один вид искусства, который трудно соотнести с вышеперечисленными - экранное, представляющее собой синтез компьютера с видеотехникой.

С первого дня осмысления феномена искусства в человеческом сообществе идет спор о его соотношении с реальной жизнью. Мы видим в городах многочисленные ветхие или морально устаревшие здания, которые признаны памятниками культуры и находятся под охраной государства. Многие говорят на это, что такие искусственные меры только затягивают агонию перед неминуемой гибелью.

Наверное, нельзя игнорировать веяния времени, но всегда стоит помнить, что с очередным разрушенным памятником искусство от людей уходит частичка жизни наших предков, истории народа, переживаний и потрясений, побед и неудач. Поэтому между старым и новым надо стараться находить золотую середину, которая поможет бережно передать накопленный опыт предшествующих поколений не только в виде рассказов и описаний, но и через дошедшие из глубины веков памятники искусства.

Среди остальных ролей искусства в жизни людей выделим общение, которое объединяет и сплачивает народ; воспитание человека, передача определенных моральных ценностей, что, по словам А.С.Пушкина “сокращает нам опыты быстротекущей жизни”; а также внушение определенных мыслей и чувств.

Российское государство оказывает искусству государственную поддержку, гарантируя свободу творчества. В Конституции РФ в статье 44 провозглашено: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».


Наука

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека – без усвоенных им основ научных знаний. Профессиональный успех сегодня во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

Наука – сложное понятие. Также как и другие общественные явления, науку можно трактовать в различных смыслах. Во-первых, наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Во-вторых, сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.

Ученые подразделяют науки на несколько групп. Но мы скажем об основном делении: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако, человека, изучают и науки о природе, например, раздел биологии анатомия человека, и науки об обществе, например, история или социология. Делят науки также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые отдельно указывают точную науку – математику. К примеру, важнейшими естественными науками признаются физика и химия. Социальными науками называют историю, социологию, политологию, экономику, правоведение. Гуманитарными науками признаются психология, филология, языкознание.

Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы. Они реализуют основные уровни научного познания - эмпирический (главная задача - описание предметов и явлений, основная форма получаемого знания - научный факт) и теоретический (главная задача - объяснение изучаемых явлений, формы знания - законы, принципы, научные теории).

Нау­ка ока­зы­ва­ет влия­ние на все сто­ро­ны жиз­ни как об­ще­ст­ва в це­лом, так и от­дель­но­го че­ло­ве­ка. Дос­ти­же­ния со­вре­мен­ной нау­ки пре­лом­ля­ют­ся тем или иным об­ра­зом во всех сфе­рах куль­ту­ры. Нау­ка обес­пе­чи­ва­ет бес­пре­це­дент­ный тех­но­ло­ги­че­ский про­гресс, соз­да­вая ус­ло­вия для по­вы­ше­ния уров­ня и ка­че­ст­ва жиз­ни. Она вы­сту­па­ет и как со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ский фак­тор: го­су­дар­ст­во, об­ла­даю­щее раз­ви­той нау­кой и на ос­но­ве это­го соз­даю­щее пе­ре­до­вые тех­но­ло­гии, обес­пе­чи­ва­ет се­бе и боль­ший вес в ме­ж­ду­на­род­ном со­об­ще­ст­ве.

Сам термин «наука» включает в себя несколько основных смыслов:

1. Систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований (в таком значении говорят о научных взглядах, открытиях, теориях и т.п.);

2. Сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (людей, занимающихся в этой сфере, называют научными работниками);

3. Определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (Академии наук, Министерство образования и науки, научные конференции и круглые столы – все это подразумевает понимание науки в данном смысле).

4. Объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в данном случае речь идет о существовании некоего научного сообщества).

Рассмотрим критерии научности знаний:

1. Объективность . Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без всяческих посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя);

2. Рациональность . Т. е. постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки;

3. Нацеленность на восприятие сущности , первостепенных закономерностей объекта.

4. Системность . Т.е. упорядоченность знания по определённым признакам. (система - совокупность взаимосвязанных элементов, которая преставляет единое целое);

5. Проверяемость (верифицируемость) . Научные знания должны быть подвержены проверке на практике, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания. Это экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана;

6. Осознание метода , с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследовании объектов, тем отчетливей проявляется необходимость в создании системы особых методов;

7. Занятия наукой требуют особой подготовки познающего субъекта. В рамках обыденного познания такая подготовка осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида и включения его в различные сферы деятельности

Среди ее основных функций науки в обществе ученые выделяют:

Познавательно-объяснительную (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);

Мировоззренческую (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);

Прогностическую (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);

Социальную (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

Производственную (так как современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т.д.

Вместе с тем, ХХ век дал миру предупреждение – наука может быть и носителем смерти и разрушений, ее достижения недобросовестные люди способны обратить во вред человечеству. Поэтому наука не может заменить собой мораль и искусство, а значит спор «физиков» и «лириков» является бессмысленным – все имеет право на существование, а человек не должен превращаться в бездушный механизм наподобие робота. Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность. Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других неизлечимых болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.

Наряду с достижениями, которые научили человека экономить свое время, продлевать срок жизни, спасать новорожденных малышей, передавать наиболее тяжелый и трудоемкий труд машинам, мы знаем о смертоносном оружии, ядовитых материалах, радиоактивных отходах, разрушающих природу «во имя технического прогресса». Подчас человечество платит очень высокую цену за научные достижения. Приведем один из примеров. Андрей Дмитриевич Сахаров был одним из «отцов водородной бомбы», а затем посвятил свою жизнь борьбе с насилием, гонкой вооружений и холодной войной. ХХ век отмечен не только полетами космических кораблей, высочайшими компьютерными технологиями, ростом городов, но и созданием новейшего химического и бактериологического оружия, распространением ядерного оружия, загрязнением мирового океана и исчезновением отдельных видов флоры и фауны.

Поэтому появление новых научных открытий и достижений еще не является однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров. Важно, в этой связи, понимать каждому человеку науки, ученым, свою ответственность перед человечеством за последствия сделанных ими открытий.

Авраменко Ю.Ю., МБОУ г.Мценска «Средняя школа №2»

Урок обществознания в 10 классе по теме: «Искусство и духовная жизнь».

Данный урок разработан для учащихся 10 класса. Основная цель урока – подготовка учащихся к ЕГЭ. Изучение нового материала происходит через выполнение заданий, встречающихся в контрольно-измерительных материалах по обществознанию.

Целеполагание : после урока учащиеся смогут:

    назвать определение искусства;

    определить особенности, виды и направления искусства;

Содержательные компоненты : Искусство, его формы и направления.

Ресурсы: учебник «Обществознание (базовый уровень) 10 класс», под редакцией Боголюбова Л.Н., справочная литература (Толковый словарь под ред. Н.И.Ожегова, учебник «Обществознание 9 класс», под редакцией Кравченко А.И., «Справочник по истории Отечества» под редакцией Яковера Л.Б.), материалы Интернет по современным направлениям искусства, дидактический материал, электронная презентация «Искусство и духовная культура».

1 этап. Мотивация

Сегодняшний урок я хочу начать с христианской притчи:

В лавке у Бога.

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.

- Господи! Это Ты? - воскликнула она с радостью.

- Да, это Я, - ответил Бог.

- А что у Тебя можно купить? - спросила женщина.

- У меня можно купить всё, - прозвучал ответ.

- В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
- И это все?! - воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.
- Да, это всё, - ответил Бог. - Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

Вопросы:

Какой переносный смысл у этой притчи?

Как вы можете отнести ее к себе?

Ответы детей.

Действительно, у вас впереди большое будущее, еще не использованные возможности, право выбора. Но вы должны помнить, что многое зависит в вашей жизни от успешной сдачи ЕГЭ. Большинство из вас назвало предметом по выбору обществознание. Я думаю, что готовиться нужно заранее. Итак, начнем.

Тема нашего урока:

«Искусство и духовная жизнь». Запишите в своих тетрадях.

2 этап. Целеполагание:

После урока вы сможете:

    назвать характеристики искусства (определение, виды, особенности).

    привести примеры современных направлений в изобразительном искусстве;

    обсудить проблемы, связанные с современными направлениями в искусстве и сформулировать свое мнение по этому поводу.

3 этап. Исследование нового материала.

План нашего урока:

    Что такое искусство.

    Особенности искусства.

    Виды искусства.

    Современные направления в изобразительном искусстве.

3.1. Что такое искусство.

Работа с определением.

Искусство –

Из истории.

Отражение действительности в художественных образах.

Кравченко. Обществознание, 9 класс, стр. 163.

Художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Обществознание, 10 класс, стр. 113.

Это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном искусстве.

Задание: Составьте два предложения со словом искусство (задание С5).

Например:

Искусство отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.

Искусство является особым способом познания и отражения жизни, со своими законами и средствами.

Вы хорошо справились заданиями. Определений у понятия искусства много. На примере одного вида искусства – фотографии, разберем определение, представленное в ответе последним: – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном искусстве. Вы видите фотографию солдата. Давайте подумаем и ответим на вопрос: что хотел передать автор данной фотографии? (Он хотел показать войну в образе солдата).

Войну вымышленную или нет? Свой ответ аргументируйте. (Военные действия представлены реальные. Это, скорее всего, военная операция по ликвидации боевиков в горах. Солдат показан крупным планом. Он очень устал, что видно по выражению его лица, поникшей фигуре и висящим, как плети, рукам).

Какой вывод можно сделать о войне, глядя на данную фотографию? (Война – это трудное, грязное дело, тяжелая работа для тела и души).

Вы четко определили замысел автора фотографии и сделали верный вывод. У войны, как сказал поэт, не женское лицо. Но давайте вернемся опять к определению, зачитанному из учебника: – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном искусстве, и, вновь обращаясь к данной фотографии, постараемся подтвердить данное определение, проанализировав авторскую работу.

(После заслушивания мнений учащихся, учитель обобщает сказанное).

На данной фотографии представлена конкретная реальность: военная операция по ликвидации боевиков в горах. Чтобы донести до нас всю тяжесть и несправедливость войны, автор использовал определенные средства и законы искусства. На фотографии уставший солдат после военных действий показан крупным планом. Он выражает образ всей войны. Мы видим сосредоточенное лицо молодого крепкого парня, видим его душевное опустошение, возможно от тяжелого боя или потери друга. Видим, какие лишения и трудности приносит война: и физические и духовные. Везде грязь, тона в основном коричневые и серо-зеленые. В грязи: и руки, и оружие, и вся одежда солдата, но это не имеет никакого значения для него, ведь у войны свои законы и правила.

Автор в своей работе использует особые средства для передачи замысла, с которыми вы знакомились на уроках изобразительного искусства – композицию, ракурс, усиление определенного цвета, крупный план только одной фигуры, без лишней детализации. Все это вместе воздействует на наши чувства, заставляет сопереживать солдату, задуматься о войне, ненавидеть ее, зримо представить все тяготы и испытания военной операции.

Итак, ребята, дополняя друг друга, мы интересно «прочитали» данное произведение искусства. В своем рассказе, не замечая того, назвали многие особенности искусства.

3.2. Особенности искусства

Задание: используя навыки беглого чтения найдите (стр. 114 – 117) особенности искусства и их характеристику с целью составления схемы.

Вывод: Особенности искусства: чувственное восприятие, субъективизм искусства, образность, законченность авторского произведения, индивидуальное его восприятие.

3.3. Виды искусства.

Представьте, что вы – участник школьной научной конференции. Вам поручено выступить по теме: «Искусство и его виды». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Примерный ответ.

План по теме: «Искусство, его виды и направления».

    Что такое искусство?

определение с точки зрения истории;

определение с точки зрения лингвистики;

определение с точки зрения обществознания.

    Основные виды искусства и принципы их классификации.

по средствам и способам создания художественного образа;

по динамичности;

по способам художественного самовыражения;

по инструменту потребления.

    Направления искусства.

– романтизм;

– экспрессинизм;

– авангардизм;

– модернизм и др.

3.4. Современные направления в изобразительном искусстве.

У известного историка и ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева есть статья «Письма о добром и прекрасном», в которой говорится о том, искусство играет большую роль в жизни человека, участвуя в формировании его нравственности. Для понимания произведений искусства, необходима эстетическая культура, которую развивать надо постоянно, в течение всей жизни. Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека, то есть отображает действительность, реальность, и делает жизнь более человечной. Искусство связано с понятием добра. Оно так же, как и добро, несет в жизнь все самое хорошее: радость, пользу, тепло. Человек, понимающий искусство, обладает широким мировоззрением, он много знает и понимает, с ним интересно и приятно общаться.

Я сейчас предлагаю вам тоже в какой-то степени «прикоснуться к добру». Ваши одноклассники подготовили сообщения о современных видах искусства. Предоставим им слово. (Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном/ Понимать искусство, М., 1989, с. 130-132 .)

Выступления учащихся

Граффити (graffiti – в археологии любые процарапанные на какой-либо поверхности рисунки или буквы, от итал. graffiare – царапать). Так обозначаются произведения субкультуры, представляющие собой в основном крупноформатные изображения на стенах общественных зданий, сооружений, транспорта, выполненные с помощью разного рода пульверизаторов, аэрозольных баллончиков с краской. Отсюда другое название – «пульверизаторное искусство» – Spray art . Его происхождение связывают с массовым появлением граффити в 70-е годы на вагонах нью-йоркского метро, а затем и на стенах общественных зданий, магазинных жалюзи. Первыми авторами граффити были в основном молодые безработные художники этнических меньшинств, прежде всего пуэрториканцы. Поэтому в первых граффити появились некоторые стилистические черты латиноамериканского народного искусства. А самим фактом появления на поверхностях, не предназначенных для этого, их авторы выражали протест против своего бесправного положения. К началу 80-х годов сформировалось целое направление почти профессиональных мастеров. Стали известны их настоящие имена, до этого скрытые под псевдонимами (Crash , Nok 167, Futura 2000, Lee , Seen , Dase ). Некоторые из них перенесли свою технику на холст и стали выставляться в галереях Нью-Йорка. Многокилометровый выставочный зал граффити представляла собой Берлинская стена со стороны Западного Берлина. После ее разрушения 137 сохраненных остатков стены теперь расписаны с обеих сторон. Граффити – это сюжетные, нередко плакатного типа, карикатурные или наивные изображения и надписи, имеющие специфическую стилистику, определяющуюся техникой (аэрозольный баллончик с краской) изображения: спонтанность, скорость, невозможность исправлений, определенный цветовой строй. Тематика изображений бывает социально-заостренной, но чаще повседневной. Нередко авторы Граффити просто стремятся проявить свое «Я», показать техническое умение изображать. Сюжеты поэтому разные, но, как правило, из сферы массовой культуры. Исходя из этимологии термина, к жанру граффити можно отнести и распространенные во всем мире надписи и примитивные рисунки, как правило, нецензурно эротического содержания в общественных туалетах старого образца. Они являются своего рода «кардиограммой» бессознательного самой низовой части общества и, естественно, не могут быть исключены из современной пост культуры.

Нет-арт (Net Art – от анг. Net – сеть, art – искусство). Новейший вид искусства, развивающийся в компьютерных сетях, в частности в сети Интернет. Его исследователи в России, вносящие вклад и в его развитие, Ольга Лялина, Алексей Шульгин считают, что суть Нет-арта сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Поэтому суть Нет-арта, не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание. Различают, по крайней мере три этапа развития Нет-арт, возникшего в 80-90 г.г. ХХ века. Первый, когда начинающие художники сети создали картинки из букв и значков, имеющихся на клавиатуре компьютера. Второй начался, когда в Интернет пришли художники андеграунда и просто все желающие показать нечто из своего творчества. Появилась масса электронных галерей, салонов, кинотеатров, которые внесли в Сеть продукцию внешнего мира. Следующий этап состоял в освоении специальными сетевыми художниками собственно выразительных возможностей сети. Появилась первая сетевая литература. Компьютерные игры также представляют собой один из аспектов Нет-арта. Главной особенностью Нет-арта на сегодня, как и пост-культуры в целом, является принципиальное отсутствие четкого разграничения искусства и неискусства. Основными характеристиками его являются неутилитарность, прямой контакт между художником и реципиентом, интерактивность, свобода бытия в киберпространстве, коммуникационность. Учитывая всеобщую компьютеризацию, представляется, что Нет-арт имеет большое будущее.

4 этап. Практикум

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «искусство».

Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность .

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. Назовите три особенности искусства и проиллюстрируйте примером одну из них.

3. Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

Характерные черты

Сферы культуры

А) стремление к достоверности

1) наука

Б) обоснованность предположений

2) искусство

В) субъективность

Г) чувственное отражение реальности

Запишите полученную последовательность в таблицу.

А

5 этап. Домашнее задание.

§ 11, документ на стр. 123-124, вопросы и задания к документу.

6 этап. Рефлексия. Заполнение анкет

    Понравился ли вам урок? (нужное зачеркните)

Да. Нет.

    Какое из заданий показалось вам легким?

    Какое из заданий у вас вызвало затруднение?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

    Лихачев Д.С Письма о добром и прекрасном/ Понимать искусство, М., 1989, с. 130-132 .

    Сборник «Лучший опыт – в практику школ», Областной институт усовершенствования учителей, 2009.

    Кравченко А.И. Обществознание, Русское слово, М., 2008.

    Обществознание: 10 кл.: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя/ [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.]; под ред. Боголюбова Л.Н.– М.: Просвещение, 2006.

Ресурсы Интернет

    http://wtf.most.ua

Задания по теме «Искусство».

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА

ХАРАКТЕРИСТИКА

____________________

Ответ: ______________________.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: ______________________.

Ответ: ______________________.

Ответ: ______________________.

Ответ: ______________________.

ПРИЗНАКИ

ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

А) образность

Б) логическая целостность

В) художественный язык

Д) обоснованность

2) искусство

Ответ: ______________________.

Ответ: ______________________.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Социализирующая

Ответ: ______________________.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

1) искусство

Ответ: ______________________.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: ________________________.

Ответы к заданиям по теме «Искусство».

1. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство отличается от других форм духовной деятельности тем, что оно образно отражает мир.

Б. Искусство всегда решает фундаментальные проблемы бытия человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: 1.

2. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное

____________________

Освоение и воплощение эстетических ценностей, освоение мира в образах

Ответ: Искусство.

3. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Основная задача искусства – достоверно отображать окружающий мир.

Б. Для искусства главное – избегать субъективности создаваемых образов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: 4.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) музыка; 2) искусство; 3) театр; 4) литература; 5) кино; 6) опера; 7) архитектура.

Ответ: 2.

5. К видам искусства не относится

1) музыка 2) театр 3) эстетика 4) живопись

Ответ: 3.

6. Ниже приведен перечень признаков. Все они, за исключением двух, относятся к искусству. Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) творчество; 2) образности; 3) субъективность; 4) доказательность; 5) эмоциональность; 6) логическая стройность.

Ответ: 46.

7. Установите соответствие между отраслями культуры и признаками, которые характерны для произведений, созданных в рамках этих отраслей.

ПРИЗНАКИ

ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

А) образность

Б) логическая целостность

В) художественный язык

Г) чувственно-эмоциональное отражение мира

Д) обоснованность

2) искусство

Ответ: 21221.

8. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство призвано оказывать эмоциональное воздействие на людей.

2) Искусство стремится к объективному отражению реальности.

3) Искусство отражает мир в терминах и понятиях.

4) Искусство отображает окружающий мир и человека в художественных образах.

5) Искусство всегда решает вопросы фундаментального характера.

Ответ: 14.

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИИ ИСКУССТВА

ХАРАКТЕРИСТИКА

Получение знаний, информации об окружающем мире с помощью художественного образа

Социализирующая

Оказывает влияние на формирование личности человека, его систему ценностей, характер общения с другими людьми

Ответ: Познавательная.

10. Установите соответствие между формами культуры и задачами, которые они решают в духовной сфере жизни общества.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

А) получение достоверных результатов об окружающем мире и их систематизация

Б) формирование художественного образа предмета

В) формирование субъективного восприятия окружающего мира

Г) формирование понятий, определений

Д) создание идеальных объектов для теоретического обоснования гипотез

1) искусство

Ответ: 21122.

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критерии выделении видов искусства, и одно предложение, раскрывающее отличие искусства от науки.

1) смысл понятия: «Искусство – это форма человеческой деятельности, направленная на создание и освоение эстетических ценностей (художественное творчество);

2) «В зависимости от того, какими средствами и способами создается образ, различаются разные виды искусства – живопись, архитектура, литература, музыка».

«Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно, в отличие от науки, отражает действительность не в понятиях, а в художественных образах».

12. Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

1) мировоззренческая: искусство – способ и форма познания мира эстетическими средствами (например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальность русского человека);

2) компенсаторная (утешительная): люди посредством искусства обретают утешение, психологический комфорт, поддержку (например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы);

3) коммуникативная: произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы (например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашел новых друзей и единомышленников);

4) воспитательная: искусство прививает эстетические чувства, формирует культуру поведения (например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрел чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе).

13. Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Искусство как особая форма духовной культуры».

1) Искусство – способ познания мира посредством художественных образов.

2) Характерные признаки искусства:

Иррационализм

Символизм

Субъективизм

Образность и наглядность

3) Функции искусства:

Гедонистическая

Компенсаторная

Коммуникативная

Эстетическая

Воспитательная

Познавательная

4) Виды искусства:

Литература

Живопись

Кино и т.д.

5) Универсальное и национальное в развитии искусства.

14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором протушен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Искусство - это особая форма духовной ________ (А) человека и ______(Б), проявляющаяся в различных видах - живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танце, театральных или кинопостановках, декоративно-прикладном искусстве и пр. Искусство является важнейшим способом ________(В) осознания мира. В его основе лежит отражение и ______(Г) в художественных образах. Художественные образы в искусстве создаются различными _______(Д). Так, в литературе художественное отображение действительности происходит с помощью __________(Е), в живописи - через зрительные образы, в скульптуре и архитектуре - черев объемно-пространственные формы, в музыке - через звуковые формы».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) эстетическое; 2) деятельность; 3) средства; 4) общественные отношения; 5) художественное творчество; 6) общество; 7) преобразование реальности; 8) мораль; 9) слово.




Top