Известные скульптуры и история их создания. Самые знаменитые скульптуры – ТОП10

Говоря о том, какая самая известная в мире скульптура, нельзя конкретизировать. Дело в том, что за всю историю человечества было множество гениев, каждый из которых оставлял свой след. Но есть статуи, радующие людей на протяжении не одного столетия. Они и заслуживают внимания.

Скульптуры как правило, хранятся в музеях. Некоторые из них остаются на том месте, где их строил автор. И самая малая часть находится в частных коллекциях. На самом деле, они не должны быть чьими-то, так как представляют собой всемирное наследие. И каждый, кто захочет взглянуть на них, обязательно должен иметь к этому доступ.

Венера Капитолийская

Самая известная в мире скульптура, которая была создана тысячелетия назад - Венера Капитолийская. Она выполнена из мрамора во 2 веке. Ее прототипом считается статуя Афродиты, которая создавалась еще в 4 веке до н.э.

На ней изображена женщина, прикрывающая наготу руками. Скульптору удалось передать все смущение, которое испытывала натурщица (если таковая и была). Поэтому ее также называют «скромной Венерой». Рядом с женщиной стоит сосуд, на который сложено ее одеяние.

Скульптуру нашли довольно-таки поздно, в 1667 году. Затем в 1754 году передал ее в дар Существует распространенное мнение, что именно это изваяние Венеры считается самым любимым, поскольку оно полностью отражает ее грацию, изящность и красоту.

Давид Донателло

Самая известная в мире скульптура, создание которой датируется эпохой Возрождения - Давид, выполненная мастером Донателло. Свою популярность она набрала довольно-таки быстро. Это обусловлено тем, что в эпохе Возрождения она представляла собой первую обнаженную статую.

Скульптура выполнена из мрамора, на ней изображен юноша, держащий в руке меч. Под его ногами просматривается голова Голиафа. Но вычурная поза показывает насмешку автора. Да и свое орудие Давид держит вовсе не как воин. Он словно облокачивается на него, как на трость.

Начиная с рассматриваемой скульптуры, творчество Донателло приобрело определенные черты. Далее он создавал скульптуры только в собственном стиле, где присутствовала некая однородность и готика. Последующие творения автора также были популярными, но именно Давид вызвал ажиотаж среди любителей и критиков. Поэтому его можно считать шедевром Донателло.

Восставший и умирающий рабы Микеланджело

Не оставил человечество без шедевров и великий Микеланджело. Самая известная скульптура у него - Умирающий раб. Однако перед тем как создатель приступил к изваянию, он проделал много работы.

В 1505 году Микеланджело начал свой новый проект - создание гробницы папы Юлия II. Первоначально он планировал украсить мавзолей слишком большим количеством статуй (около 40), но его замыслам не суждено было сбыться. Работа была долгой (до 1545), но скульптур было намного меньше, и до сегодняшнего дня дошли только три. Основа гробницы - могущественный Моисей, у которого был титаническая сила и темперамент.

По бокам от нее должны были располагаться два раба. Первый, восставший, где изображено стремление молодого и сильного юноши к тому, чтобы разорвать свои путы. Второй - умирающий раб. В этом случае юноша всего лишь беспомощно повисал в своих путах.

Из этих двух статуй невозможно выделить какую-то одну. Они обе прекрасны.

Вольтер Жан Батиста Пигаля

В список "самые известные скульптуры мира" обязательно должен войти Обнаженный Вольтер. Его создал Жан Батист Пигаль, и он вызвал вокруг себя слишком большую шумиху.

Во-первых, скульптура выглядела слишком реалистично. Для того времени (1776) это был самый настоящий вызов критикам. Этот скульптурный портрет Пигаль создавал на протяжении 6 лет. Сначала он выполнил тело, его натурщиком стал старый солдат. Затем с бюста он перенес лицо.

Во-вторых, статуя не отображала совершенно никакой красоты и изыска. На ней изображено дряблое старое тело с обвисшей кожей, а лицо украшает насмешливая и ироничная улыбка.

Когда скульптуру выставили в Парижском Салоне, высшее общество отказалось ее воспринимать, возник громадный скандал. О работе мастера забыли. Только в 20 веке ее вспомнили, и шедевру отдали должное - Пигаль был оценен.

Медный Всадник Фальконса

Если вспомнить самые известные скульптуры России, то первым в голову придет Вообще это Но благодаря произведению Пушкина он известен под другим названием. Создавали его три французских скульптора, главой которых являлся Фальконс. По окончанию работы он выколол на изваянии на латинском языке слова о том, что памятник является его детищем.

В общей сложности скульптура создавалась на протяжении 15 лет. Согласно замыслу автора, она должна была отображать силу русского императора над природой и историей, его волю и талант реформатора. Надо сказать, что это удалось.

Уникальной чертой Медного Всадника является то, что он отливался полноценно, поэтому на его поверхности невозможно найти места стыков или сварки. А также скала, на которой он стоит, представляет собой самый большой монолит, когда-либо передвигавшийся человеком.

Сегодня все желающие могут посмотреть на Медного Всадника, который располагается рядом с Исаакиевским собором.

Мыслитель Родена

Самая известная равно как и самая узнаваемая, располагается в одноименном парижском музее. Это популярный «Мыслитель». На создание автора вдохновила «Божественная комедия». Соответственно, если бы не талантливый Данте, то и «Мыслителя» не существовало бы.

В 1880 году Роден получает заказ на масштабную работу под названием «Врата ада». По его замыслу, в нее будут входить несколько отдельных скульптур. Сам проект должен был украшать вход в музей. Но работа не была закончена. Однако некоторые изваяния Роден решил увеличить и представить миру по отдельности.

Так появился «Мыслитель». На скульптуре изображен мужчина, который застыл в сидячей позе на камне. Его упорный мыслительный процесс буквально виден каждому, кто на него посмотрит - настолько достоверно автору удалось передать эмоциональную окраску.

Чикаго и Пикассо

Если рассматривать масштабные и известные скульптуры мира, то нельзя обойти стороной ту, которая даже не получила названия. Она установлена в Чикаго и представляет собой своеобразный подарок этому городу от мастера Пикассо. Кстати, ее название именно так и звучит «безымянная скульптура».

В 1963 году американская компания заказала макеты статуи у Пикассо, которые были готовы через 2 года. После утверждения проекта приступили к строительству. Его финансировали две благотворительные компании, весь процесс обошелся в 352 тысячи долларов. Вес конструкции составляет 162 тонны, а высота - чуть более 15 метров.

Самому скульптору за планирование и обработку проекта предлагали 100 тысяч долларов. Однако Пикассо отказался, он очень настаивал на том, что хочет подарить эту конструкцию городу.

Две формы Генри Мура

Пожалуй, самая известная в мире скульптура Генри Мура - его «Две формы». Она была выполнена в 1936 году. Сам Мур - британский скульптор, который однозначно является величайшим мастером 20 столетия.

«Две формы» считаются потомком «Поцелуя». Однако они более изящны, в них просматриваются нотки современности, или, как ее называл сам творец, «новой эстетики».

Скульптура названа идеально, поскольку в ней действительно воплощены две формы. Кажется, будто они дополняют друг друга. Но также они не будут лишены смысла, если рассматривать каждую форму в отдельности. В этом и состоит весь Генри, от него тоже веет таинственностью, отчужденностью, как и от всех его работ.

К сожалению, в Российских музеях нет произведений Мура, однако здесь нередко проводятся выставки. Поэтому ознакомиться с его искусством и техникой все-таки возможно.

Заключение

Все известные скульптуры и их авторы отличаются между собой. Но о каждом из них точно можно сказать только одно. Все они подарили миру много нового. Искусство существовало всегда. Более того, многие талантливые мастера не были приняты в свое время. Их шедеврам пришлось ждать столетия, чтобы прославить создателя. Но в любом случае скульптура всегда находила свою аудиторию, свое признание.

Здесь перечислены далеко не все известные скульптуры. Фото многих шедевров можно увидеть на тематических сайтах. Однако они не способны отразить всего того изыска и красоты, которую хотели донести до народа скульпторы. Поэтому, если имеется возможность прикоснуться к прекрасному, то следует ею воспользоваться и вживую посмотреть на изваяния талантливых мастеров.

Еще во времена проживания в пещерах люди придумали создавать наскальные изображения, увековечивая памятные исторические даты. А затем человек научился вырезать и вылепливать скульптуры из различных материалов. На сегодняшний день существует множество самых известных скульптур мира, которые притягивают к себе внимание людей, интересующихся подобным искусством. А кто же создал самые известные скульптуры мира, какой смысл они несут в себе и где находятся?

Эта самая известная скульптура мира изображает древнегреческую богиню любви Афродиту. Дата ее создания – примерно 2 век до н.э. Считается, что выполнена скульптура Агесандром Антиохийским. Высеченная из мрамора статуя в высоту достигает чуть больше двух метров. Отыскал статую французский моряк в 1820 году (на о.Милос), который сошел на берег острова и провел раскопки на месте руин древнего амфитеатра совместно с местным крестьянином. Руки Афродиты сначала были на месте, но впоследствии утрачены во время спора, который произошел между французами, решившими отвезти скульптуру к себе на родину, и хозяевами острова – турками, не желавшими выпускать столь ценную древность из своих родных мест. Сегодня эта скульптура находится в Лувре.


Этот скульптурный образ создан рукой Микеланджело (в 28-летнем возрасте). 5-метровая статуя второго царя Израиля, правившего 40 лет, стала настоящей вершиной искусства Возрождения. Иудейские пророчества гласили, что из рода Давида выйдет Мессия. И, по записям Нового Завета христиан и произошло происхождение Христа от царя Давида. Именно поэтому этот образ идеального властителя является самым тиражируемым во всем мире.

Автором этой 1,5-метровой скульптуры из бронзы, созданной в 1440 году, является Донателло. Эта скульптура является первой из тех, что изображают неприкрытое тело человека. Давид загадочно улыбается и созерцает голову только что убитого Голиафа.


Статуя создана в честь богини Ники. Воздвигли ее люди, проживающие на острове Родос, в честь победы, которая была одержана ими над флотом царя Сирии. Установлена статуя богини была на скале, а ее пьедестал был выполнен в виде носа корабля. Найдена скульптура в 1863 году на острове Самотраки. Только лишь взглянув на эту статую с развевающейся одеждой, можно почувствовать огромную мощь и неудержимое желание идти только вперед. Статуя сегодня располагается в Лувре.


Эта одна из самых известных скульптур мира, которую создал Огюст Роден в 1882 году. Автор поначалу решил назвать свое творение «Поэт» – скульптура должна была входить в композицию под названием «Врата ада» («Божественная комедия»). Но затем замысел автора был несколько изменен, а образ Данте сменился на уникального творца. Моделью данной скульптуры стал француз Жан Бо, который олицетворял физическую мощь. В настоящее время создано не менее двадцати копий данной скульптуры из бронзы и мрамора. Одна из бронзовых скульптур располагается на могиле автора в Медоне.


В этой скульптуре известный скульптор Микеланджело передал всю скорбь Девы Марии по утраченному сыну. Творение это было создано автором в 24-летнем возрасте и является одной из лучших его работ, которая просто напитана эмоциями, человечностью и глубокой символичностью. К тому же Пьета является единственной работой Микеланджело, на которой стоит его подпись.

Это богиня правосудия в Древней Греции. Фемида имеет повязку на глазах, а также держит в руках рог и весы. Повязка означает беспристрастие, весы ознаменовывают взвешивание добра и зла, а рог изобилия указывает на воздаяние или не воздаяние того, кто предстал перед судом богини. Такую скульптуру установили у входа в здание российского Верховного суда, однако без повязки на глазах, что вызвало массу резких замечаний в средствах массовой информации.

Бюст Нефертити является одной из самых известных скульптур мира. Древнеегипетская царица Нефертити была женой Эхнатона, который прослыл отличным реформатором. Выполнен бюст царицы из известняка и является полностью окрашенным. Довольно долгие годы Египет и Германия не приходят к компромиссу по поводу того, кто же должен владеть этой скульптурой.

Персонажи этой мраморной скульптуры, тоже являющейся творением Родена, взяты из «Божественной комедии». Создал ее автор в 1889 году. Это творение великого скульптора изображает аристократку из Италии, которая влюбилась в младшего брата своего мужа – произошло это за чтением произведения о любви. В результате муж, узнав об этом, убил обоих. Скульптура выполнена таким образом, что мужчина не касается губами женщины, что указывает, что греха они не совершали, но все же были убиты.

Это первая античная статуя, которая изображает человека в движении. Создана первая такая скульптура была в 450 году из бронзы – автором ее считается скульптор Мирон. То, что мы можем видеть на сегодняшний день, это уже копия первоначальной скульптуры (оригинал был утерян в Средние века). К тому же копий Дискобола в наше время довольно много.

Гермес с Дионисом на руках

Эта статуя, изображающая Гермеса с младенцем Дионисом, выполнена из мрамора. Найдена она была во время раскопок храма Геры (Олимпия) в 1887 году. В высоту Гермес достигает 2,12 м, а вместе с пьедесталом высота скульптуры составляет 3,70 м. Сегодня эта скульптура с частично утерянными конечностями Гермеса и Диониса находится в музее Олимпии.


Эта скульптурная группа создана в 1888 году Роденом по заказу властей Кале. В ней заложена часть истории города, когда английский король Эдуард III взял город в осаду, а уставшие и обессилевшие от голода люди вынуждены были сдаться. Тогда король потребовал, чтобы шесть знатных людей вышли к нему с веревками на шее и в рубище, чтобы позволить себя казнить – в этом случае он обещал оставить всех жителей города в живых. Увидев изнеможденных и исхудавших людей Кале, английская королева пожалела их и вымолила у короля во имя их еще нерожденного ребенка, сохранить им жизнь. Роден категорически отказался создавать эту композицию на постаменте – фигуры граждан Кале располагаются на одном уровне с желающими взглянуть на скульптурную группу.

Это одна из самых известных и высоких статуй в мире, которая находится в Волгограде. Высота статуи равняется 52 метрам. Фигура женщины, сделавшей шаг вперед, призывает своих сыновей на защиту Родины.


Эта статуя, установленная в Рио-де-Жанейро (Бразилия), известна во всем мире. Располагается она на высоте 700 метров над морем. Высота фигуры Христа равняется 30-ти метрам. Установлена статуя на холме Корковаду в 1931 году. Это довольно популярная статуя, поэтому в некоторых других странах ее даже пытались повторить.


Эта скульптура, находящая в Брюсселе, очень известна. Когда и кем создана была эта скульптура, неизвестно. С нею связано много легенд и преданий. Но совершенно точно можно сказать, что скульптуре уже не одна сотня лет – имеются некоторые сведения, что она уже существовала в 15 столетии.

Скульптура – один из древнейших видов творчества, ведь люди привыкли изображать то, о чем думают. Скульптура имеет огромное преимущество перед другими видами изобразительного искусства: скульптуры и статуи гораздо прочнее таких предметов искусства, как картины, посуда.

Древние скульптуры предоставляют возможность взглянуть на мир глазами своих создателей, в то же время современные откроют для потомков сегодняшний взгляд на мир. Ну а на сегодняшний день уже можно выделить скульптуры, которые прославились на весь мир и стали знаковыми для народа, или религии, или эпохи в целом.


Сфинкс – величественная скульптура, которую смело можно назвать одним из самых древних и загадочных творений человека. Сама скульптура представляет собой монумент лежащего льва с человеческой головой. Внушительные размеры скульптуры – 20 метров в высоту и 73 метра в длину – заставляют благоговеть перед её создателями, учитывая что возраст скульптуры по различным исследованиям колеблется от 200 000 лет до 6000 – 5000 г. до н.э.

Расположен знаменитый Сфинкс в Гизе, как вечный и молчаливый страж долины египетских пирамид. Сегодня Сфинкс переживает свои не лучшие дни: скульптура сильно повреждена как природными силами, такими как: песчаные бури, воздушная и водная эрозия, так и человеческими усилиями.


Скульптура Афродиты, выполненная из белоснежного мрамора, так же известная во всем мире как Венера Милосская, является знаковой скульптурой так как она обладает почти идеальными параметрами, признанными эталоном женской красоты: 90-60-90. Вся история Афродиты с острова Милос от создания до находки и сегодняшнего состояния окутана тайной.

Имя скульптора Венеры до сих пор загадка для историков, но по легенде, которая популярна на островах Эгейского моря, популярный в свое время скульптор в поисках натурщицы посетил остров Милос, где и обнаружил необыкновенной красоты девушку. Впоследствии он влюбился в свою прекрасную натурщицу. Датируется статуя приблизительно 120 г. до н.э., а обнаружена Венера была уже в 1820 году крестьянином по имени Йоргос, который возделывая свою землю наткнулся на бесценную находку.

По некоторым данным, скульптура была в разобранном виде: отдельно нижняя и верхняя часть, а так же руки, одна с яблоком. На сегодняшний день сами руки не были найдены, но, не смотря на этот дефект, скульптура Венеры Милосской считается одной из ценнейших экспонатов Лувра.


В 1980 году Огюст Роден начал работу над композицией «Врата ада»и на протяжении двух лет он работал над, пожалуй, самым знаменитым своим творением и вот в 1888 году впервые публично был выставлен «Мыслитель». За время работы над скульптурой Роден несколько раз менял направление.

Изначально «Мыслитель» был «Поэтом и должен был стать частью композиции, посвященной «Божественной комедии». Изначально прототипом «Мыслителя» был сам Данте Позднее вдохновленный работами Микеланджело Роден наградил свое творение физической силой и расширил образ поэта до универсального образа художника, ну а на открытии Роден отметил, что «Мыслитель» – это памятник рабочим Франции.



84 года назад 12 октября 1931 года в Рио-де-Жанейро состоялось открытие одной из самых величественных статуй современности — статуи Христа Искупителя. Это тридцатиметровая скульптура Христа с распростертыми над Рио руками величественно возвышается на вершине Корковаду. Приурочено воздвижение такого монумента к столетней годовщине независимости Бразилии.

Примечательно, что статуя Христа Искупителя – поистине народный монумент: в популярном еженедельнике был объявлен конкурс на лучший проект статуи, который бы стал символом Бразилии. После журналом “О Крузейро” в счет продажи подписки было собрано около 2.2 миллиона реалов на строительство монумента, которой продолжалось около девяти лет. На сегодня статуя Христа Искупителя в отличном состоянии благодаря регулярным реконструктивным работам.


Статуя Свободы – знаковое сооружения в Американской культуре и истории. Сама скульптура символизирует свободу и демократию, и кроме своего торжественного значения, так же использовалась как маяк. Считается, что сама статуя это подарок Франции к столетней годовщине независимости США, но открытие монумента задержалось на 10 лет и успешно состоялось в 1885.

В создании Статуи Свободы принимал участие знаменитый создатель Эйфелевой башни – сам Александр Густав Эйфель. Статуя Свободы. Если подняться на смотровую площадку в «корону»статуи, то можно насладиться видом Ньйю-Йоркской гавани.


Центральной достопримечательностью бангкокского храма Ват Траймит является золотая статуя Будды. Золотой Будда — это крупнейшая в мире цельнолитая статуя из золота, которая весит 5 с половиной тонн. Предположительно Золотой Будда был отлит в XIII – IV веке. Интересно, что такая ценность долгое время была скрыта от глаз общественности.

Сам храм, в котором находится статуя сегодня, был сооружен не так давно в ХХ веке. И обнаружила себя статуя весьма загадочным образом: для храма была привезена старая статуя из заброшенного храма из северной части страны и при транспортировке статуи была отбита часть гипса, а под ним – статуя из чистого золота!


23 августа 1913 года центр Копенгагена украсила скульптура Русалочка – памятник героине одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена. Заказал статую Карл Якобсен в 1909 году, вдохновленный русским балетом, ну а Эдвард Эриксон запечатлел красивую сказку.

Интересно, что для создания скульптуры позировали две модели: Эллин Прайс балерина стала «лицом» русалочки, а для фигуры была позировала жена самого скульптора – Эллине Эриксон. После того, как Карл Якобсен подарил Русалочку Копенгагену, скульптура неоднократно страда от рук вандалов, а так же служила знаком протеста. На сегодняшний день Русалочка – визитная карточка Дании – полностью реконструирована.

Статуи являются важной частью человеческой истории и культуры. Все они разные и непохожи друг на друга, но все мы о них когда-то да слышали. Ниже представлен список десяти самых известных статуй в мире.

Писающий мальчик - символ Брюсселя, миниатюрная фигурка-фонтан 61 см высотой, сделанная из бронзы. Находится рядом с главной площадью Гран-Плас в столице Бельгии Брюссель. Точное время и обстоятельства создания этой статуи неизвестны. О её появлении существуют многочисленные городские легенды. По некоторым данным, она уже существовала в XV веке возможно, с 1388 года.


Русалочка - бронзовая статуя авторства Эдварда Эриксена, изображающая персонажа из одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена. Скульптура расположена на скале, на береговой линии променады Лангелинье в Копенгагене, Дания. Она имеет 1,25 м в высоту и весит 175 кг. Была открыта 23 августа 1913 года. Является одним из самых известных символов Копенгагена и всемирно известной туристической достопримечательностью. Согласно немецкому журналу «Шпигель », статуя, расположенная в гавани Копенгагена, всегда была копией, а оригинал хранится у потомков скульптора в неизвестном месте.


Мыслитель - бронзовая скульптура высотой 181 см французского скульптора Огюста Родена, над которой он работал с 1880 по 1882 год. С 1922 находится в коллекции музея Родена в Париже. Сейчас это одна из самых узнаваемых скульптур в мире. Кроме оригинала, существует ещё около 20 копий с гипса и бронзы, расположенные в разных городах по всему миру.


Родина-мать - известная статуя, расположенная на Мамаевом кургане в Волгограде, Россия. Была посвящена советским воинам, сражающимся в Сталинградской битве во время Второй мировой войны. Когда памятник был завершён в 1967 году, он являлся одним из самых высоких в мире в течение 22 лет (85 метров). Сама же фигура имеет длину 52 метра, меч – 33 м. Вся скульптура весит около 8 000 тонн.


Статуя Будды в Лэшане - статуя Будды близ города Лэшань в китайской провинции Сычуань. Имеет высоту 71 метр, что делает её одной из самых высоких статуй Будды в мире. Была высечена в скале на месте слияния рек Мин и Даду. Её строительство началось в 713 году под руководством китайского монаха Хай Тонга при династии Тан. Он надеялся, что Будда успокоит бурные воды, которые мешают судоходным судам, идущим по реке. Работы завершились через 90 лет.


Гигантские каменные головы ольмеков - ряд скульптур на побережье Мексиканского залива в Мексике, представляющий человеческие головы большого размера. Вырезанные из базальтовых валунов, они датируются как минимум 900 годом до н. э. и являются отличительным атрибутом древней мезоамериканской цивилизации ольмеков. Каждая из 17 известных статуй имеет характерный головной убор. Задняя часть памятников в основном плоская. Самая маленькая из голов весит 6 тонн, в то время как самая большая, по разным оценкам, - от 40 до 50 т.


Моаи - монолитные статуи, вырезанные из пород вулканического происхождения на острове Пасхи. Из более 900 существующих, большинство датируется периодом между 1250 и 1500 годами. Существует много гипотез о том, кто вырезал моай. Самые популярные из них говорят, что они были сделаны полинезийскими поселенцами. Обычный размер статуй - 3–5 м, вес менее 5 тонн. Самый большой моай - так называемый Паро, в высоту около 10 метров, весит 75 тонн.

Большой сфинкс


Большой сфинкс - монументальная скульптура сфинкса, находящаяся на плато Гиза в Египте, на западном берегу Нила, недалеко от современного Каира. Имеет длину 73 м и высоту 20 м. Была высечена из монолитной известковой скалы примерно в 2550 году до нашей эры по инициативе Хафра - сына Хеопса, четвёртого фараона Египта из IV династии.


Статуя Христа-Искупителя - знаменитая статуя Иисуса Христа, построенная на вершине гранитной горы Корковадо в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Была возведена между 1922 и 1931 годами и торжественно открыта для посетителей 12 октября 1931 года. Статуя высотой – 39,6 м (вместе с пьедесталом 9,5 м), и весом 635 т является одной из главных достопримечательностей Рио-де-Жанейро и Бразилии в целом. Ежегодно её посещает не менее 1,8 миллиона туристов.


Статуя Свободы - национальный памятник США, символ свободы, демократии и справедливости, одна из самых знаменитых скульптур в мире, часто называемая «символом Нью-Йорка и США». Является подарком французских граждан к столетию американской революции. Этот монументальный неоклассический объект был возведён в 1884–1886 годах по проекту Фредерика Огюста Бартольди, Густава Эйфеля (строительство) и Ричарда Морриса Ханта (пьедестал). Высота статуи - 93 м, общий вес - 204,1 тонны.

Поделится в соц. сетях

Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.




Top