Какую царицу изобразил врубель. Михаил врубель

Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) проявил себя во многих жанрах искусства. В живописии он стал родоначальником русского символического направления стиля модерн. Столь нашумевшую "Сирень" Врубель написал именно в этом стиле, но в расцвете творческой деятельности он не имел значительного признания публики, не был принят художественным сообществом и был осуждаем критикой.

Официальное признание пришло к художнику только к концу жизни: в 1905 году он стал академиком живописи.

Врубель принадлежал к кружку «мирискуссников», то есть к объединению творческих личностей вокруг журнала «Мир искусства». Вместе с ними, он, будучи охвачен идеями славянофильства, искал проявления красоты русской души, черпая вдохновение в природе. Созданная в 1900 г. М. А. Врубелем "Сирень" экспонировалась именно благодаря этому творческому объединению.

Его манеру письма принято относить к символическому направлению модерна. Но произведения мастера не похожи на другие этого стиля, у него своя неповторимая узнаваемость, с характерной яркостью, нестандартным, самобытным видением изображаемых персонажей.

Сюжет картины "Сирень" Врубель насытил философски осмысленным содержанием. Эта и другие его работы подобны снам. Отсюда и фантастичность, и символизм персонажей и сюжетных образов его живописных произведений, поскольку только в снах так органично переплетаются с реальностью фантастические образы, созданные нашими мечтами и желаниями.

Известно, что Михаил Александрович Врубель обладал синестезией - видением музыки в цвете. Считается, что созданную в 1900 г. «Сирень» Врубель задумывал под влиянием романса Рахманинова, который в своих концертах исполняла его жена.

Художник различал десятки оттенков белого цвета, в то время, как глаз обычного человека - только семь. И главное, он обладал настолько неподражаемым стилем написания картин, что это до сих пор защищает их от подделок.

Обстоятельства написания картины

В 1898 году женой М. А. Врубеля стала Н. И. Забела, на сестре которой уже был женат сын знаменитого живописца Николая Николаевича Ге (1831-1894). Тесные родственные связи двух семей позволили в мае 1900 года Михаилу Александровичу оказаться в гостях у семейства Ге на хуторе в Черниговской губернии, расположенном недалеко от станции железной дороги Плиски. Здесь росло много сирени, которую и увидел Врубель. Картина "Сирень" была написана сразу же, непосредственно в мастерской Н. Н. Ге, а сам цветок стал лейтмотивом многих его творений.

Творение было написано на пике творческой активности. Тогда же стали проявляться и первые симптомы ухудшения психического здоровья художника. Отсюда и мрачная колористика его живописи, мистика и тревожность образов, обреченность настроения.

«Сирень» Врубеля: описание

На полотне картины мастер демонстрирует нам уголок сада ночью. Среди темноты и неясных очертаний яркими пятнами бросаются в глаза соцветия кустов сирени во всех своих оттенках синего и фиолетового.

Сирень Врубель изобразил практически на всей поверхности полотна картины, и, кажется, это продолжается и за ее пределами. Сирени так много, что она заполоняет собой все пространство вокруг зрителя. Мы даже начинаем чувствовать ее тонкий аромат.

Сотканный из ночного сумрака женский силуэт выплывает в это буйство красок тревожной тенью прямо на передний план изображения. Нам видны черные длинные волосы, густой волной ниспадающие по плечам и смешивающиеся с темным цветом одеяния. Фигура безмятежно и медленно движется по картине. Лунный свет тусклыми лучами избирательно освещает девичий образ: тонкие и бледные, словно безжизненные, руки, прикасающиеся к полным красками цветкам сирени, мимо которых тихо и печально шествует девушка, строгое и задумчивое ее лицо, полуприкрытое ночными тенями.

Границы образа размыты, создавая иллюзию общности двоих - сиреневого куста и девушки. Настроение картины - тоска и одиночество, предощущение смерти.

Символизм в картине

Давая описание «Сирени» Врубеля, мы задаемся вопросом о том, кто же изображен на холсте в виде девушки в черном.

Художник видел в ней душу сирени и дал ей имя - Татьяна, сравнивая с пушкинской героиней, в которой, как казалось художнику, запечатлелась душа поэта. Искусствоведы находят в этой девушке черты жены Врубеля, которую тот часто изображал на своих полотнах.

Считается, что эта картина перекликается с другой - «Паном» из серии ноктюрнов «Сказочного цикла», к которому принадлежит и «Сирень». В этой аллитерации, подтвержденной самим мастером, в девичьем силуэте мы узнаем нимфу Сирингу, в которую влюблен сатир в «Пане».

Как много неоднозначных, сложных, глубоких образов собрала в себе "Сирень"! Врубель, возможно, этим и пугал своих современников, которые желали видеть в картинах что-то более понятное, более привычное.

Созвучно этой работе, было задумано, но так и незавершено, другое полотно - «Цветение сирени» 1901 г., которое сам живописец называл более серьезным и продуманным произведением, где собирался более полно отразить свой художественный замысел, реализованный в описываемом произведении.

Однако, именно ему и суждено было стать поворотным в судьбе живописца. Свою "Сирень" Врубель показал на выставке мирискуссников в 1900 г., в Академии Художеств. Там ее заметил государь Николай Александрович - известный консерватор в искусстве. Он заинтересовался ею и оставил благожелательный отзыв, что сразу изменило отношение критиков к Михаилу Александровичу, дало ему известность и славу.

Итоги

О произведениях Врубеля и о нем самом бытуют полярные мнения. Сторонникам одного из них импонирует загадочная мистичность его картин, которые признаются шедеврами живописи. Другие почитали его гений за бездарность, которая укрывается за нестандартными сюжетами и техниками рисования. Так, А. Н. Бенуа в "Истории русской живописи в XIX веке" писал, что "многие годы Врубель был всеобщим посмешищем, и лишь крошечная кучка лиц относилась к нему серьезно и любовалась его громадным живописным талантом".

Сегодня в России работы мастера можно увидеть в Государственном Русском музее в С.-Петербурге, в Государственной Третьяковской галерее и в Музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в Омске.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня сайт традиционно сделает обзор сегодняшней телеигры "Кто хочет стать миллионером?", ведь сегодня суббота.

В статье можно ознакомиться со всеми вопросами и ответами в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 8 июля 2017 года (08.07.2017). Первыми участниками в передаче были чета Боярских. За игровым столом находятся Михаил Боярский и Лариса Луппиан . Игроки выбрали несгораемую сумму в 100 000 рублей.

1. Что волнует эколога?

  • понедельник страдания
  • вторник скитания
  • среда обитания
  • четверг питания

2. Что в кармане у футбольного судьи?

  • красная шапочка
  • красная тряпочка
  • красная папочка
  • красная карточка

3. Каким бывает лес?

  • железнодорожным
  • авиационным
  • корабельным
  • таксомоторным

4. Что, как говорят программисты, делает с информацией программа-архиватор?

  • сжимает
  • сплющивает
  • сминает
  • спрессовывает

5. В каком из напитков содержание кофеина выше?

  • капучино
  • эспрессо
  • американо
  • латте

6. Каких знаменитых братьев звали Якобом и Вильгельмом?

  • Гримм
  • Люмьер
  • Запашных

7. Какая школа появилась в США благодаря Джорджу Баланчину?

  • воскресная
  • водительская
  • кондитерская
  • балетная

8. Чем в мультфильме командовал Юный Фред?

  • "Жёлтой подводной лодкой"
  • воздушным шаром
  • "Летучим голландцем"
  • полком оловянных солдатиков

9. Как называется сказ Павла Бажова?

  • "Хозяйка Медной горы"
  • "Медной горы Хозяйка"
  • "Горы Хозяйка Медной"
  • "Хозяйка горы Медной"

10. Житие называет отца Февронии Муромским древолазом. Кем же он был?

  • охотником
  • разбойником
  • садовником
  • бортником

11. В каком издании можно было найти рубрику "Если бы директором был я"?

  • "Знание - сила"
  • "Литературная газета"
  • "Изобретатель и рационализатор"
  • "Работница"

12. К созданию какого дворца в Санкт-Петербурге не приложили рук ни отец, ни сын Растрелли?

  • Зимний дворец
  • Большой Петергофский дворец
  • Летний дворец
  • Екатерининский дворец

К сожалению игроки ошиблись при ответе на этот вопрос, хотя Лариса думала в правильном направлении. Игроки ушли с передачи с выигрышем в 100 000 рублей.

Кресла игроков заняли известные спортсмены-фигуристы: супруги Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин . Игроки выбрали несгораемую сумму в 200 000 рублей.

1. Как называют неуклюже спланированную "случайность", выдаваемую за экспромт?

  • бубен на пальме
  • фагот на осине
  • зурна на траве
  • рояль в кустах

2. Что говорили мыши в конце многих серий мультфильма про кота Леопольда?

  • "Аста ла виста, беби"
  • "Финита ля комедия!"
  • "Прости нас!"
  • "Се ля ви"

3. На что, как говорят комментаторы, указывает футбольный судья, назначая пенальти?

  • на точку
  • на запятую
  • на тире
  • на двоеточие

4. Какие страсти мы упоминаем, когда видим пылкую любовь, ревность, сильную ненависть?

  • гомеровские
  • шекспировские
  • жюльверновские
  • булгаковские

5. Какой рулонный материал обычно не используется при кровельных работах?

  • линолеум
  • пергамин
  • рубероид

6. Кто начал свою песню словами: "Привет, ромашки!"?

  • Алла Пугачёва
  • Борис Моисеев
  • Баста
  • Земфира

7. Сколько глаз у стрекозы?

8. Какую пушкинскую героиню изобразил на картине Михаил Врубель?

  • мёртвую царевну
  • Царевну-Лебедь
  • Людмилу
  • Шамаханскую царицу

9. Какому инженеру мы обязаны появлением в Москве цельнометаллической опоры передатчиков радиостанции имени Коминтерна?

  • Шухову
  • Никитину
  • Патону
  • Эйфелю

10. Кого официально допустили до участия в Уимблдонском теннисном турнире только в 1968 году?

  • профессионалов
  • темнокожих
  • иностранцев

11. Кто первым из россиян стал обладателем Нобелевской премии?

  • Иван Павлов
  • Лев Ландау
  • Илья Мечников
  • Борис Пастернак

12. Кто основал Музыкальную академию в Будапеште?

  • Франц Легар
  • Ференц Лист
  • Бела Барток
  • Имре Кальман

Игроки ответили неправильно на двенадцатый вопрос и ушли с несгораемой суммой в 200 000 рублей. Их места заняли игроки третьей двойки. Да, в игре "Кто хочет стать миллионером?" от 8 июля 2017 года участвовали три пары игроков. Участники третьей двойки: отец и дочь, Владимир и Юлия Меньшовы . Здесь произошла странная метаморфоза, ведущий передачи сильно помолодел. Оказалось, что третья часть сегодняшнего выпуска - это повтор передачи 2013 года. Ниже можно узнать все вопросы и ответы в этой игре, взятые с другого .

1. Что делают участники телеигры «Поле Чудес»?
A: вращают барабан
B: распрямляют саксофон
C: поднимают рояль
D: залезают в контрабас
Правильный ответ - A

2. С чем сравнил герой песни Высоцкого себя и своего друга, гуляющих по Парижу?
A: с дрелью на пляже
B: с пассатижами в бане
C: с отвёрткой в пустыне
D: с долотом в бассейне
Правильный ответ - B

3. Что сделали тульские мастера с механической блохой в сказке «Левша»?
A: запрягли
B: одели
C: подковали
D: покрасили
Правильный ответ - C

4. Что туристы бросают в фонтан Треви, чтобы вернуться в Рим?
A: монеты
B: визитные карточки
C: мобильные телефоны
D: загранпаспорта
Правильный ответ - A

5. Как не характеризовали Нину в фильме «Кавказская пленница»?
A: спортсменка
B: активистка
C: комсомолка
D: студентка
Правильный ответ - B

6. Какую процедуру делают способами «на фольгу» и «на шапочку»?
A: тонирование
B: укладка
C: филировка
D: мелирование
Правильный ответ - D

7. Останки какого древнего человека обнаружили недалеко от Пекина в 1920-х годах?
A: питекантроп
B: синантроп
C: австралопитек
D: неандерталец
Правильный ответ - B

9. Как буры назвали свою республику, просуществовавшую полвека в Южной Африке?
A: Красная
B: Оранжевая
C: Жёлтая
D: Зелёная
Правильный ответ - B

10. Кто дирижировал на балу у Воланда в романе «Мастер и Маргарита»?
A: Иоганн Штраус
B: Иоганн Себастьян Бах
C: Людвиг ван Бетховен
D: Ференц Лист
Правильный ответ - A

11. Где проводится старейший в мире международный кинофестиваль?
A: в Каннах5 (100%) проголосовало 1

Чтобы ответить на этот вопрос давайте вспомним этих сказочных царевна, как они были описаны в сказках и как изобразил Врубель одну из них. Для этого необходимо рассмотреть картину Врубеля.

На картине мы видим загадочную красавицу в белых одеждах. Она как будто парит. И не одежды это вовсе, а белое оперенье. Очень лёгкий и мифический образ.

Как описывал своих героинь Пушкин

Мертвая царевна - об этой царевне мы знаем из сказки Пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях. Царевна - молодая девушка, которую задумала извести мачеха. Это как раз та мачеха, которая всё смотрелась в зеркальце и хотела быть самой красивой, помните слова: "свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи"... И вот когда зеркальце, не умеющее врать, указало на молодую царевну, как самую милую и румяную, мачеха задумала недоброе. Но волей судьбы девушка выжила и укрылась у богатырей, и жила она спокойно пока мачеха её не отравила яблочком. А царевна со своим возлюбленным победила смерть. Хоть и волшебная сказка, но всё-таки царевна просто девушка, и не похожа она на героиню картины Врубеля.

Царевна-лебедь - царевна из сказки о царе Салтане - это короткое название, а полностью сказка называется так: "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". Уже из названия понятно, какой правильный ответ. Белое оперенье, летящие движения, да это царевна-лебедь изображена на картине Врубеля. И если вспомнить сказку, девушка представала главному герою, то лебедем, то девушкой. Однако мы продолжим и вспомним двух последний героинь из сказок Пушкина.

Людмила - из поэмы "Руслан и Людмила". Прекрасная легенда о спасении невесты Русланом. И хоть в поэме много мистического эпоса, всё-таки эта история про людей живших в былые времена.

Шамаханская царица - это роковой образ из сказки о золотом петушке. Именно эта царица погубила царя Дадона. Шамаханская царица - роковая восточная красавица. Она никак не соответствует образу нашей кроткой и милой героине в исполнении Врубеля. И белые одежды, не похожи на восточный наряд.

Давайте подытожим, какие прекрасные образы описал Пушкин, не менее прекрасно изобразил и Врубель пушкинскую героиню.

Врубель М.А. Автопортрет. 1904 — 1905. Бумага, угольный карандаш, сангина. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Александрович Врубель (5 марта 1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская империя — 1 апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

Особое место в творчестве М.А. Врубеля занимает поэзия М.Ю. Лермонтова, многими своими устремлениями близкая мироощущению художника. Романтический пафос, могучие мятежные образы (прежде всего трагический образ Демона), гуманизм, протест против подавления личности, убежденность в высоком назначении искусства (тема Пророка) — все это находило отклик в произведениях М.А. Врубеля. Лермонтовская тема появляется у него в 1884 — 1885 годах и проходит через всю жизнь.

Первым был рисунок «Голова пророка» (карандаш). Возникновение темы Пророка у Врубеля обычно связывают с А.С. Пушкиным. В действительности как пушкинский, так и лермонтовский «Пророк» дали художественный стимул для появления этого образа. Над иллюстрациями к стихотворениям Пушкина художник начал работать позже (в 1898 — 1899 годах), и все картины на эту тему отражают момент встречи будущего пророка с шестикрылым серафимом. От лермонтовского стихотворения идет образ одинокого Пророка, совершающего предначертанный ему подвиг.


Врубель М.А. Пророк. 1898. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

К 1884 — 1885 годам относится и замысел неосуществленной картины «По небу полуночи ангел летел» на стихотворение М.Ю. Лермонтова «Ангел» (карандашный эскиз).

Тема Демона имеет исключительное значение для Врубеля. Первый вариант «Демона» (1885 — 1886 годов) не сохранился. В 1887 — 1888 годах художник создает первые варианты скульптурного Демона. В его представлении, это — «...дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый».


Врубель М.А. Голова Демона. 1889. Бумага, прессованный уголь, сангина. Государственная Третьяковская галерея


Врубель М.А. Голова Демона. 1890 — 1891. Бумага, смешанная техника

В 1890 году появляется картина «Демон сидящий», впервые представленная в 1903 году на выставке «Мира искусства» (масло). Известен и эскиз к этой картине (акварель, белила, карандаш). Но это еще не тот «монументальный» Демон, какого Врубель мечтает написать, а, по его словам, лишь «демоническое».


Врубель М.А. Демон сидящий. Эскиз. 1890


Врубель М.А. Демон сидящий. 1890. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

«Сидящий Демон», по справедливому наблюдению С. Дурылина, связан с первыми появлениями этого образа у Лермонтова — его юношеским стих. «Мой демон» (1829; «...средь ве́тров онемевших, / Сидит уныл и мрачен он») и одной из ранних редакций поэмы «Демон» (1833 — 1834): «Как часто на вершине льдистой / Один меж небом и землей / Под кровом радуги огнистой / Сидел он мрачный и немой».

В 1889 году внимание художника привлекла «Песня про... купца Калашникова». Известна только одна иллюстрация М.А. Врубеля к этому произведению — «Кирибеевич на царском пиру» (цветная акварель; частное собрание).

В том же 1889 году, по предложению П.П. Кончаловского, редактора юбилейного Собрания сочинений М.Ю. Лермонтова, Врубель начинает серию иллюстраций для этого издания (1891, издание И.Н. Кушнерев). В первом томе были помещены 3 иллюстрации к лирике поэта — «Русалка» (черная акварель), «Еврейская мелодия» (черная акварель; частное собрание) и «Журналист, читатель и писатель» (черная акварель). В последней иллюстрации Врубель придал трем безымянным персонажам конкретные черты В.Г. Белинского, И.И. Панаева и самого М.Ю. Лермонтова, создав один из интереснейших посмертных портретов поэта. Во втором томе издания были помещены иллюстрации к поэмам «Демон», «Измаил-Бей» и роману «Герой нашего времени».


Врубель М.А. Русалка


Врубель М.А. Еврейская мелодия. 1890


Врубель М.А. Журналист, читатель и писатель

К «Демону» Врубель выполнил более 20 рисунков (считая варианты), но помещено было только 11: «Летящий Демон» — заставка (черная акварель), «Верблюды с ужасом глядели» (черная акварель), «Несется конь быстрее лани» (черная акварель, белила; карандаш, первоначальный эскиз; Домик Лермонтова), «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя»; черная акварель, белила), «Летящий Демон» — заставка (черная акварель; местонахождение оригинала неизвестно), «Демон у стен монастыря» (черная акварель), «Демон и Тамара» («Люби меня!»; черная акварель, белила), «Тамара в гробу» (черная акварель, белила), «Ангел с душой Тамары и Демон» (черная акварель), «Голова Демона на фоне гор» (черная акварель, белила), «Монастырь на Казбеке» (черная акварель). Не вошли в издание Кушнерева следующие иллюстрации: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня!» (второй и третий варианты), «Тамара в гробу» (второй вариант), «Голова Демона» (второй вариант), «Голова Тамары», «Летящий Демон».


Врубель М.А. Тамара и Демон. 1890 — 1891. Бумага, черная акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея

Глубокое проникновение в поэзию М.Ю. Лермонтова позволило художнику создать серию иллюстраций, передающих пафос поэмы; мощь и трагичность Демона Врубеля соответствуют лермонтовскому образу. Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы. Несомненно, созвучен лермонтовскому образ Тамары: радость жизни, отчаяние, непобедимая страсть, покой смерти — все эти противоречивые состояния прекрасно выражены художником. Работая над иллюстрациями в основном черной акварелью, скупо вводя белила, тушь, сепию, Врубель добивается удивительной живописности; богатство оттенков создает впечатление многоцветности. Иллюстрации М.А. Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени.


Врубель М.А. Летящий Демон. 1899

К поэме «Измаил-Бей» М.А. Врубель выполнил сюиту из трех иллюстраций (все воспроизведены во втором томе Кушнерева): «Старик-чеченец» (черная акварель), «Прощание Зары с Измаил-Беем» (черная акварель, белила, сепия), «Труп Измаил-Бея» (черная акварель). В центре этой сюиты — сцена прощания, трагизм разлуки. С этим настроением гармонирует суровость горного пейзажа. Художником была задумана иллюстрация и к поэме «Беглец» — «Гарун бежал быстрее лани» (местонахождение оригинала неизвестно; не воспроизводилась).


Врубель М.А. Прощание Зары с Измаил-Беем. 1891


Врубель М.А. Старик-чеченец

К «Герою нашего времени» М.А. Врубель выполнил 4 иллюстрации (вошли во второй том Кушнерева): к «Бэле» — «Казбич и Азамат» (два варианта: первый — черная акварель, белила; второй — черная акварель), к «Княжне Мери» — «Печорин» (черная акварель), существовал также более ранний вариант (черная акварель), «Княжна Мери и Грушницкий у источника» (черная акварель, белила), «Дуэль Печорина с Грушницким» (черная акварель, белила).


Врубель М.А. Казбич и Азамат. 1890 — 1891


Врубель М.А. Княжна Мэри и Грушницкий. 1890 — 1891

Лучшая иллюстрация Врубеля к роману — сцена дуэли. Построенная как мизансцена сложного драматургического произведения (расстановка фигур, позы, жесты), она помогает понять смысл трагического финала. В образе Печорина Врубель раскрывает контрастные черты: мужественность и гордость, одиночество и слабость, жестокость и постоянная рефлексия.


Врубель М.А. Дуэль между Печориным и Грушницким. 1890 — 1891

Иллюстрации Врубеля не были оценены и поняты современниками и подверглись безжалостной критике (Пепо, С. Васильев). Редактору П.П. Кончаловскому при поддержке немногих художников (прежде всего К.А. Коровина, Л.О. Пастернака и В.А. Серова) с трудом удалось добиться включения врубелевских иллюстраций в издание Кушнерева.

К 1894 году относится полихромная скульптура Врубеля «Голова Демона» — экспонировалась в 1898 году на «Выставке русско-финляндских художников» в Петербурге. В 90-е гг. создан декоративный барельеф «Голова Демона» (полихромная майолика). Лицо с заострившимися чертами, с напряженным, ожесточенным выражением, — ближе всего этот Демон образу последней редакции поэмы: «И вновь остался он, надменный, / Один, как прежде, во вселенной / Без упованья и любви!..».


Врубель М.А. Голова Демона. 1890. Раскрашенный гипс. Государственный Русский музей

С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» (масло). Это последний «лермонтовский» Демон Врубеля — отверженный, бесцельно век за веком блуждающий в пустыне мира. Картина в целом не была закончена; завершена, видимо, только голова.

В 1901 — 1902 годах художник создает монументальное полотно «Демон поверженный» (масло), для которого он выполняется ряд предварительных эскизов. Поиски продолжались и на завершенном полотне: много раз менялось лицо Демона. В последнем варианте Демон — воплощение страдания, ненависти, отчаяния и гордыни. «Демон поверженный» — гневный, но обессиленный, с переломанными крыльями, на которых он уже не может взлететь, — не лермонтовский образ. У М.Ю. Лермонтова нет поверженного Демона: побежденный, познавший тщетность безумных мечтаний, он у него по-прежнему могуч...


Врубель М.А. Демон поверженный. 1902

Весной 1902 года картина была представлена на 4-й выставке «Мира искусства». И это произведение художника не было понято публикой. В прессе появились враждебные отзывы. Положительный отзыв принадлежал М. Судковскому. Высокая оценка картины была дана и Ал. Бенуа.

Через всю жизнь пронес художник и другой лермонтовский образ — Пророка. Вновь вернувшись к нему в 1904 году, он создает станковое произведение, поражающее глубиной и силой (уголь, карандаш, белила, акварель; второй вариант — уголь, карандаш, белила). Именно этот трагический образ Пророка, уже познавшего горечь отвержения, наиболее автобиографичен в творчестве Врубеля. Не случайно он имеет сходство с автопортретом, написанным также в 1904 году (итальянский карандаш, уголь, мел; другой вариант — уголь, сангина).


Врубель М.А. Голова Пророка. 1904 — 1905. Бумага на картоне, уголь, графитный карандаш, акварель. Государственная Третьяковская галерея

Произведения Врубеля на лермонтовские темы воспроизводятся в изданиях сочинений поэта, монографиях о художнике, альбомах. Лучшие из них факсимильно воспроизведены в альбоме «Врубель. Рисунки к произв. М.Ю. Лермонтова» (1964).

Лермонтовская энциклопедия. М., 1980. С. 94 — 95.


Страстная любовь к природе помогает художнику передать ее красоту. Пышные гроздья врубелевской "Сирени" (1900, ГТГ), вспыхивая лиловым огнем, живут, дышат, благоухают в сиянии звездной ночи. Один из современников Врубеля писал: "Природа ослепила его... за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны".

Наряду с эпическими темами Врубель на протяжении 90-х годов работает над образом Демона. В одном из писем к отцу высказано представление художника о Демоне: "Демон - дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый ". Первая попытка решить эту тему относится к 1885 году, однако работа была уничтожена Врубелем.

В картине "Демон сидящий" (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. "Демон" Врубеля - соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска; его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. В колорите картины - контрасты. Холодный лиловый цвет "борется" с теплым оранжево-золотистым. Скалы, цветы, фигура написаны по-особому, по-врубелевски: художник как бы рассекает форму на отдельные грани и создается впечатление, что мир соткан из глыб драгоценностей. Рождается ощущение первозданности.

Мысля фантастическими образами, Врубель тесно связан с окружающей жизнью, его Демон глубоко современен, в нем отразились не только личные душевные переживания художника, но сама эпоха с ее контрастами и противоречиями. Как писал А. Блок : "Демон Врубеля символ нашего времени, ни ночь, ни день, ни мрак, ни свет ".

В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, из тридцати - половина относилась к "Демону". Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики, и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии. Особенно примечательна акварель "Голова Демона". Она подлинно монументальна. На фоне каменистых заснеженных вершин - голова с шапкой черных кудрей. Бледное лицо, запекшиеся, словно опаленные внутренним огнем, губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки. В этом взгляде - жажда "познанья и свободы", мятежный дух сомнения.

Через несколько лет Врубель пишет "Демона летящего" (1899, ГРМ). Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Колорит картины мрачен.

И, наконец, к 1901-1902 годам относится последняя картина - "Демон поверженный", над ней Врубель работал напряженно и мучительно. А. Бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке "Мира искусства", а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит.

Разбитое, деформированное тело Демона с изломанными крыльями распростерто в ущелье, гневом горят глаза. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона, на вершинах гор. Мятежный дух низвергнут, но не сломлен.

Современники видели в этом образе протестующее начало, прекрасного непокоренного человека. Вспоминаются слова А. Блока : "Что мгновенные бессилья! Время - легкий дым! Мы опять расплещем крылья! Снова отлетим!.." и сказанное несколько позже Шаляпиным : "И писал же он своих Демонов! Крепко, страшно, жутко и неотразимо... От Врубеля мой Демон".

Заканчивая поверженного Демона, Михаил Александрович Врубель тяжело заболел и был помещен в лечебницу. С небольшими перерывами болезнь длится до 1904 года, затем наступает непродолжительное выздоровление.

В 1904 году он едет в Петербург. Начинается последний период творчества.

В 1904 году Врубель пишет "Шестикрылого Серафима", по замыслу связанного со стихотворением Пушкина "Пророк". Могучий ангел в сверкающем радужном оперении в известной мере продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничностью.

В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов - "Портрет Н. И. Забелы на фоне березок" (1904, ГРМ). К этому же времени относятся интересные автопортреты. С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Рисунки, выполненные в разной манере, отличаются меткой наблюдательностью, большой эмоциональностью. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: "Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же "легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель - он все творил ".

За несколько лет до смерти Врубель начал работать над портретом В. Брюсова (1906, ГРМ). Некоторое время спустя Брюсов писал, что всю жизнь старался быть похожим на этот портрет. Врубель не успел завершить эту работу, в 1906 году художник ослеп. Трагически переживает он страшный удар, в тяжелой больничной обстановке мечтает о синеве неба над темными полями, о перламутровых красках весны. Единственным утешением оставалась музыка. Умер Врубель 1 апреля 1910 года.

Создавая трагические образы, художник воплощал в них светлое благородное начало. Борьба света и тьмы - вот содержание большинства работ Врубеля. Об этом поэтически сказал А. Блок над могилой художника: "Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать "

Использованы материалы статьи Федоровой Н.А.. из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

Монография о Врубеле. Незамеченные шедевры



Девочка на фоне
персидского ковра,
1886

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четверт
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннад
» Двенадц
» Тринадц
» Четырнад
» Пятнадц
» Шестнад
» Семнадц
» Восемна
» Девятнад
» Двадцать
» Дв.первая
» Дв.вторая
» Дв.третья
» Дв.четверт
» Дв.пятая
» Дв.шестая
» Дв.седьма
» Дв.восьма
» Дв.девять
» Тридцать
» Тр.первая
» Тр.вторая
» Тр.третья
» Тр.четвер
» Тр.пятая
» Тр.шестая
» Тр.седьмая

Поездка в Венецию была предпринята для написания заказанных иконостасных образов - Христа, богоматери и святых - Кирилла и Афанасия. Прахов решил, что Врубелю лучше работать над ними не в Киеве, а в Венеции, городе-музее, где перед глазами будет собор св. Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов.
Врубель провел в Венеции около полугода. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, потому что заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Что нахожу в ней - то интересно только моей палитре». Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения - Тициан, Веронезе,- а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией,- Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Влияние венецианского кватроченто сказалось в исполненных Врубелем монументальных иконах с фигурами в полный рост. Первый биограф Врубеля А.П.Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж.Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
Венеция много дала Врубелю и стала важной вехой в его творческом развитии: если встреча с византийским искусством обогатила его понимание формы и возвысила его экспрессию, то венецианская живопись пробудила колористический дар. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. С ним происходило то, что часто бывает с людьми, оказавшимися на длительный срок за пределами родины: только тогда чувствуют всю силу ее притяжения. Сохранилось письмо художника из Венеции к его товарищу по Академии В.Е.Савинскому, где он с явным напряжением мысли силится изложить новые и важные для него выводы, к которым пришел в Италии. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить - только на родной почве; что творить - значит чувствовать, а чувствовать - значит «забыть, что ты художник, и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». «...Сколько у нас красоты на Руси!» - такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст... И только теперь, за границей, возникают у него настроения и мысли, которые потом привели к поэтической интерпретации русских сказок и русской природы.

Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
Еще до отъезда за границу он несколько раз рисовал Э.Л.Прахову - ее лицо послужило ему прообразом для лика богоматери. Портретное сходство сохранилось и в самой иконе, но там оно приглушено; более явно - в двух карандашных эскизах головы богоматери. Удивительное лицо глядит с этих рисунков: скорее некрасивое, чем красивое, бесконечно трогательное лицо странницы - плат до бровей, как бы припухший рот, расширенные круглые светлые глаза как будто созерцают что-то, другим неведомое.
Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Это один из его несомненных шедевров. Написана она на золотом фоне, в одеянии глубоких, бархатистых темно-красных тонов, подушка на престоле шита жемчугом, у подножия - нежные белые розы. Богоматерь держит младенца на коленях, но не склоняется к нему, а сидит выпрямившись и смотрит перед собой печальным вещим взором. В чертах и выражении лица мелькает какое-то сходство с типом русской крестьянки, вроде тех многотерпеливых женских лиц, что встречаются на картинах Сурикова.
Впервые почувствованная любовь к родине, первая возвышенная любовь к женщине одухотворили этот образ, приблизили его к человеческому сердцу.
Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Он словно не находил себе места - то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять; его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения - ни кола, ни двора. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Осенью 1886 года А.М.Врубель сам приехал в Киев проведать сына, и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто , ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Может быть, в закладе... Больно, горько до слез... мне было все это видеть. Ведь столько блестящих надежд

Нет прямых свидетельств душевного состояния художника в то время - он не любил откровенничать, - но достаточно очевидно, что он переживал не только денежный кризис. Бедность он переносил беззаботно, отсутствие славы тоже: он знал, что раньше или позже она придет, а если не придет - что с того? Любовь, зашедшая в тупик, - вот это было серьезно. Но и не только это. Его посещали глубокие смятения, которые он делил со своей эпохой, хотя ближайшие причины, может быть, и были интимными и личными. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. В нем поднимался богоборческий бунт. Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же мало согласовывалась с окружающим, как мало совпадала с идеалом богоматери светская дама Эмилия Прахова. И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца - Демона.
Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло - художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
Одновременно Врубель работал тогда и над другими вещами, по заказу киевского мецената И.Н.Терещенко. Они обнаруживают тягу к востоку - цветистому, волшебному, пряному. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э.Л.Прахова отказалась принять его в подарок. Потом, впрочем, он склеил разорванный лист, который доныне составляет гордость Киевского музея русского искусства. Эта большая акварель поразительна. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Но вот глаз привыкает и начинает различать внутренность шатра персидского принца, устилающие его ковры, самого принца и его одалисок. Фигуры полны чувства и поэзии: принц, приподнявшись на ложе, задумчивым и тяжелым взором смотрит на стоящую перед ним с опущенными глазами прекрасную девушку.

продолжение .....

Монография о Врубеле. Киев. Встреча с древностью



Девочка на фоне
персидского ковра,
1886

» Первая
» Вторая
» Третья
» Четверт
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая
» Девятая
» Десятая
» Одиннад
» Двенадц
» Тринадц
» Четырнад
» Пятнадц
» Шестнад
» Семнадц
» Восемна
» Девятнад
» Двадцать
» Дв.первая
» Дв.вторая
» Дв.третья
» Дв.четверт
» Дв.пятая
» Дв.шестая
» Дв.седьма
» Дв.восьма
» Дв.девять
» Тридцать
» Тр.первая
» Тр.вторая
» Тр.третья
» Тр.четвер
» Тр.пятая
» Тр.шестая
» Тр.седьмая

Художник Л.Ковальский, в то время ученик киевской рисовальной школы, рассказывал впоследствии, как он впервые встретился с Врубелем вскоре после прибытия того в Киев. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. «Тишина вечера, полное отсутствие кого бы то ни было, только кроме ласточек, которые кружились и щебетали в воздухе. Я в спокойствии созерцания изображал, как умел, свой 30-верстный пейзаж, но тихие шаги, а потом устремленный взгляд заставил меня повернуться. Зрелище было более чем необыкновенное: на фоне примитивных холмов Кирилловского за моей спиной стоял белокурый, почти белый блондин, молодой, с очень характерной головой, маленькие усики тоже почти белые. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет... вот это-то в то время и могло меня более всего поразить... весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Так в Киеве никто не одевался, и это-то и произвело на меня должное впечатление. В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана, но это я узнал много лет спустя, когда был в Венеции. Теперь же на фоне кирилловских холмов и колоссального купола синевы киевского неба появление этой контрастной, с светлыми волосами, одетой в черный бархат фигуры было более чем непонятным анахронизмом.
...Незнакомец наклонился ближе, посмотрел пристально и серьезным тоном, как будто вещь неизвестно какой важности, сказал: «А где же у вас первый план? Это вот, эти копны сена? Да ведь до них несколько верст! Так нельзя писать, это вы делаете вздор - изучать природу надо начинать от листка, от деталей, а не брать, как вы, всякую всячину и пичкать на ничтожном клочке - это какая-то энциклопедия, а не живопись. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Посмотрел еще немного и исчез; я даже не обернулся посмотреть, я был пришиблен обидными словами, которых мне показалось очень много в его замечании, но меня все-таки занимало, что он так искренно и серьезно говорил о моей работе, на которую я смотрел как на вещь, не стоящую внимания,- меня приучили к этому в школе, там серьезно никто не смотрел ни на свою, ни на чужую работу».

Взволнованный Ковальский не стал продолжать этюд и отправился в Кирилловскую церковь повидаться со своими товарищами, которые работали над реставрацией фресок. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца; товарищи сказали, что это художник Врубель, и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».
Итак, Врубель в Киеве должен был руководить реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви, кроме того, написать на стенах ее несколько новых фигур и композиций взамен утраченных и еще написать образа для иконостаса. Общее руководство работами принадлежало Прахову.
А.В.Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам - «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Статья сохранилась в гранках, и впоследствии, уже в наши дни, ее авторство одно время ошибочно приписывали И.Н.Крамскому. Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов!) и вернулся к изучению древностей. Однако он не растерял связей с художниками, и его дом в Киеве был почти таким же открытым для них, как дома Поленова и Мамонтова в Москве. Энергичный, деятельный, еще не достигший и сорока лет, Прахов всколыхнул художественную жизнь Киева, предприняв изучение и реставрацию уникальных памятников Киевской Руси. Он же руководил внутренней отделкой нового храма - Владимирского, заложенного в 1860-х годах. О византийском стиле русские художники имели тогда довольно приблизительные представления, о технике реставрации - тоже. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н.И.Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям»); теперь такой способ был бы сочтен варварским. Сохранились сведения, что Врубель против него возражал, предлагая просто расчистить фрески и оставить их в нетронутом виде, но на это не согласились: храм был действующий, и полустертые фигуры святых могли бы смущать прихожан. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Как было его сохранить? Не только ученики Мурашко, но и Врубель сам впервые встретился в Киеве с византийским искусством. На несколько месяцев он с головой ушел в изучение древностей, пользуясь, в дополнение к оригиналам Кирилловской церкви и собора св. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью; как вспоминал Н.А.Прахов (сын А.В.Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».
Сейчас, в середине уже не XIX, а XX столетия, Кирилловские фрески реставрированы по всем правилам современной науки, хотя большая их часть безвозвратно утрачена, и лишь некоторые куски старинной росписи в целости сохранились. Но теперь Кирилловский храм вошел в историю еще и как памятник, запечатленный гением Врубеля. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции - огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля - он проник в его дух.

Благородно-сдержанная экспрессия старинных мозаик и фресок прояснила собственные искания Врубеля. Экспрессия была свойственна его дарованию изначально, но в ранних вещах он сбивался на утрировку и романтические штампы. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой - исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза - также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя, исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Врубель следовал схеме довольно близко, пользуясь, по-видимому, миниатюрами старинных евангелий. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. У его апостолов были живые прототипы. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А.В.Прахова Н.А.Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии»,- киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.
продолжение ....

Михаил Врубель. Галерея картин. Живопись

Грандиозность и поистине титаническое величие Врубеля проявилось в поразительной полифонии творчества, универсализме мастерства и оригинальности мышления. Он был одним из самых ярких художников конца XIX - начала XX века. В его жизни и творчестве соединились высочайшее мастерство и яркий индивидуализм, глубокое познание натуры и фантазия, глубочайшее знание традиций мирового искусства и врожденный дар экспериментатора. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Таким образом, период творческой активности Врубеля сравнительно невелик - чуть более двадцати лет. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма.


» Первая
» Вторая
» Третья
» Четвертая
» Пятая
» Шестая
» Седьмая
» Восьмая

Демон поверженный. 1901

Демон сидящий, 1890. Эскиз

Демон поверженный. 1902

Летящий Демон. 1899

Дама в лиловом. Портрет артистки Н.И. Забелы-Врубель. 1904

Красные цветы и листья бегонии корзине. 1886-1887

Павлин. Начало 1900-х

Восточный танец. 1887

Демон поверженный. 1902. Эскиз акварелью

Портрет К.Д.Арцыбушева. 1897

Шестикрылый серафим. 1905

Ночь в Италии. 1891

Богатырь. 1898

Гамлет и Офелия. 1884

Снегурочка. 1890-е

Шиповник. 1884

Игры наяд и тритонов

Прощание царя морского с царевной Волховой. 1899

Катанья. Сицилия. 1894

Порто-Фино. Италия. 1894

Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие - и потом изнеможение, срыв. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла», им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью; представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле,- это ли не материал для трагической легенды! Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит - нужно признать - к вершинам творчества Врубеля. Он страшно эффектен, конечно, и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С.Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Они затопляют его, еще немного - и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водное пространство, в котором отразятся горы. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск. Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый - все излюбленные цвета Врубеля - образуют здесь феерическое зрелище. Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор, искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок - он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным - ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем - «здесь человек сгорел».


» Картины, часть 1
» Картины, часть 2
» Картины, часть 3
» Картины, часть 4
» Картины, часть 5

Шестикрылый серафим (Азраил). 1904




Top