Колдунья на руси 4 буквы мара. Колдунья на Руси

ЭПОХА

К 140-летию со дня рождения

В эссе «Величайшие в мире» М. Осоргин писал: «У нас в литературе три мировых имени: Толстой (наша гордость), Достоевский (наше несчастье) и Горький (наша злободневность)». С ним перекликается В. Розанов, который в 1904 году заметил: «Максим Горький весь - современность, и притом только современность». Эти оценки, сделанные в период расцвета таланта писателя и после его смерти, фактически совпадают. Значит ли это, что Горький в ХХI веке будет восприниматься как писатель, злободневный для своей эпохи и устаревший сегодня? Обратимся к другому высказыванию М. Осоргина из статьи «Максим Горький»: «Горький был неизмеримо шире и независимее в своих взглядах, чем политический деятель», поэтому «правильнее считать его не последним по времени в ряду классиков старого типа, а первым в новом литературном периоде, характер которого ещё не вполне поддаётся определению».

Горький - фигура сложная и противоречивая, познать и оценить которую нельзя, руководствуясь узкими личными пристрастиями и политической предвзятостью. Роль писателя в литературном процессе конца ХIХ - первой трети ХХ вв. и его значение сегодня только в последние двадцать лет стали рассматриваться по-новому. С 1995 г. издаётся вторая серия Полного собрания сочинений писателя (Письма в 25 томах), вышли коллективные труды «Неизвестный Горький» (М., 1995), «М. Горький. Неизданная переписка» (М., 1998, второе изд., 2000), «Вокруг смерти Горького. Документы, факты, версии» (М., 2001), «Горький и его корреспонденты» (М., 2005), «Публицистика М. Горького в контексте истории» (М., 2007), два тома «Архива А.М. Горького», посвящённые переписке с Р. Ролланом и М.И. Будберг, шесть выпусков «Горьковских чтений». Опубликованные в них документальные материалы позволяют узнать нового Горького, без хрестоматийного глянца и неоправданного очернения.

За последние годы в России и за рубежом всё большее число учёных и писателей обращаются к сложному, во многом уникальному явлению, именуемому Максимом Горьким. Можно сказать, что его творчество фактически изучается заново. В итоге пришло понимание того, что Горький - одна из ключевых фигур мировой литературы ХХ века, без изучения творчества которого невозможно понять историю, идейно-философскую борьбу и общественно-культурную жизнь этого периода. Волновавшие писателя вопросы о движущих силах истории, назначении человека и смысле жизни, соотношении личности и коллектива, веры и религии, свободы и необходимости, гуманизма и жестокости продолжают занимать умы людей ХХI века, ибо мир вновь оказался на пороге кризиса и глобальных перемен.

Ощущение неумолимости надвигающихся катаклизмов в конце ХIХ - начале ХХ века привело к глобальной переоценке ценностей. В философии и социологии это выражалось в развитии марксизма, с одной стороны, ницшеанства - с другой, с третьей - в попытке соединить то и другое. Гегелевское пророчество о конце истории, утверждение Ницше, что Бог умер, и марксистский «призрак коммунизма» порождали гремучую смесь, которая взрывала традиционные взгляды.

Характерной особенностью раннего творчества Горького является синтез романтизма и реализма. Но не только. Н. Михайловский обнаружил в его рассказах «тонкие и острые иглы декадентства», современный исследователь М. Нике считает, что Горький «со своим ницшеанским неоромантизмом» близок своим современникам - модернистам. Правда, замечает он, «в отличие от Горького Ницше не создавал новых богов». Как бы ни называть творческий метод Горького, ясно, что он был новаторским и положил начало литературному направлению, которое в 1930-е гг. назовут социалистическим реализмом. Назовут, кстати сказать, без участия писателя, ибо сам он чаще пользовался термином «социалистический романтизм». Сегодня вновь возникает вопрос, был ли этот метод плодом «старческого маразма» М. Горького (А. Синявский), выдумкой сталинских чиновников или новым этапом эволюции литературного процесса в России ХХ века.

Возрождение романтизма в конце ХIХ - начале ХХ вв. наблюдалось не только в России, но и в литературах Западной Европы. Говоря об изменении метода, сменившего аристократический плащ Чайльд Гарольда на демократическую рубашку мужика, критик Вогюэ писал, что «возрождение романтизма происходит по всей Европе: Горький, Д’Аннунцио, Редьярд Киплинг, Гауптман, Сенкевич - это всё родные братья одного духовного отца - Ницше». Предчувствие надвигающихся перемен, распадение устойчивых общественных и семейных связей порождало проблему «собирания мира» вокруг человека и поиск романтического идеала. В русской литературе начала ХХ века в связи с глобальной «переоценкой ценностей» проблема личности приобрела особую остроту. Одних писателей привлекала ницшеанская идея «истинного человека», живущего по собственным законам, свободного от всех норм общественной жизни, других - идея И. Тэна об активной личности, преодолевающей власть среды, в соединении с учением К. Маркса о зависимости человека от экономических факторов.

Горький принадлежал к тем писателям, кто воспевал человека активного, посвятившего себя борьбе за социальную справедливость и переустройство жизни на более разумных началах. Однако его, бесспорно, привлекали идеи самосовершенствования, освобождения человека от сковывающих его моральных и этических норм, а главное - идея перевоспитания личности или рождения «нового человека». Иными словами, в философском плане мысль писателя блуждала между двумя крайностями, пытаясь соединить их воедино и найти синтез. Горьковская концепция личности сформулирована в его письмах рубежа двух веков. 24 ноября 1899 г. он писал И.Е. Репину: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - всё. Он создал даже Бога /…/ Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность - вместе с ним тоже будет развиваться, - вместе с ним из века в век. Верю в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа». Заметим, не к совершенствованию социального строя, а к совершенствованию духа и самого человека. Уже одно это свидетельствует о том, что Горький не был правоверным марксистом. Он прямо признавался в письме к А.М. Скабичевскому: «Я - не марксист и оным не буду вовеки». Истинной верой Горького на всю жизнь стал Человек с большой буквы.

Горьковская программа в поэме «Человек» при всей её декларативной риторике напоминает вовсе не лозунги социалистов и не заповеди Заратустры, а универсалии Разума, понимаемые в традициях философии Просвещения. Считая историю процессом эволюционным, Горький искренне верил, что человеческие разум и воля могут многое изменить в развитии жизни. Полностью отвергая горьковскую концепцию мира и человека, критики либерального лагеря заявили о «конце» писателя, ибо истиной, по их мнению, является познание Божественного Промысла, а не проповедь человекобожия. Д. Философов упрекал Горького в том, что, «отрицая бессмертную абсолютную личность», он подменяет жажду бессмертия «суррогатом веры в будущего сверхчеловека», и советовал ему обратиться к православной религии. Однако писатель считал, что у человека будущего должна быть иная религия. Идея религиозного обновления, популярная среди философов и писателей конца ХIХ - начала ХХ века, по-своему осмыслялась Горьким. В том же 1906 г., когда в России вышла статья С. Булгакова «Карл Маркс как религиозный тип», он начал писать в Америке повесть «Мать», задуманную как новое евангелие для пролетариата. Говоря о христианстве, С. Булгаков признался, что ему приходится «передумывать этот вопрос в применении к столь сложному, противоречивому и в то же время значительному течению духовной жизни нового времени, как социализм, понимаемый именно как проявление духовной жизни».

Горький понимал социализм как новую религию, т.е. как проявление духовной жизни. Сблизившись с большевиками и с 1902 года всячески помогая им, он тем не менее не стал ортодоксальным марксистом. Горьковская «Мать» вызвала критику В. Ленина именно потому, что рабочее движение изображалось в повести как путь к новой вере, а герои напоминали евангельских святых. Повести «Мать» и «Исповедь» стали отражением богостроительских взглядов Горького, которыми он увлёкся, прочитав работы А. Луначарского «Религия и социализм» и «Будущее религии». Осмысляя итоги 1905 года, познакомившись в Европе и Америке с разного рода социал-демократическими течениями и новейшими философскими теориями, Горький приходит к выводу, что само понятие «революция» следует углубить и расширить, включив в него идею духовного обновления человека посредством новой религии. Летом 1906 г. Горький слушал в Америке лекции известного философа-прагматиста У. Джемса, автора книги «Многообразие религиозного опыта», познакомился с профессором Д. Дьюи, физиком Э. Резерфордом, президентом Гарвардского университета Ч. Элиотом. Интерес к последним научным открытиям и новейшим религиозным течениям усилился в Италии, где он сблизился с так называемыми левыми большевиками. Вслед за А. Богдановым, В. Базаровым, А. Луначарским и их единомышленниками Горький пытается освоить новые философские течения начала ХХ века и связать социализм с богостроительством. Его занимает идея «собирания» пролетариев в единого могучего Человека, становящегося «Богом-народушкой».

Переписка Горького с А. Богдановым и В. Базаровым, ставшая известной в самое последнее время, позволяет понять глубинные истоки его разногласий с Лениным, которые особенно остро проявятся в бурные дни 1917-1918 гг. Увлечённый теориями «эмпириомонизма», Горький был уверен, что рабочая масса поддержит Богданова, а не Ленина. Этим объясняются его резкие оценки поведения вождя и его книги «Материализм и эмпириокритицизм». Однако рабочие встали на сторону Ленина: группа «Вперёд» была объявлена антипартийной, Богданов исключён из ЦК партии. Не слишком разбираясь в причинах философских разногласий среди социал-демократов, Горький надолго невзлюбил разного рода партийные «склоки» и до смерти предпочитал оставаться «беспартийным большевиком». Тем не менее он не отказался от идей социализма и пролетарского коллективизма.

В годы советской власти горьковская концепция мира и человека изменилась, но её основные составляющие остались прежними: социализм как условие духовного расцвета личности, коллективизм - основа успехов в труде, воспитание нового человека и мечта о гармоническом устроении мира: борьба с природой, «перековка» преступников, достижение долголетия. Одной из тем горьковской публицистики стало обоснование «пролетарского гуманизма». Известна его реакция на доклад А. Блока «Гейне в России» и статью «Крушение гуманизма», где говорилось о неизбежном изменении гуманизма в эпоху вихрей и бурь, когда на арену истории выходят народные массы. Выступая на обсуждении доклада 25 марта 1918 г. во «Всемирной литературе», Горький переосмыслил идеи Блока, утверждая, что в годы революции традиционная христианская идея на время отступит. Предполагалось, что её сменит «новый гуманизм», который впоследствии назовут пролетарским. По-своему осмысляя философские теории ХIХ-ХХ вв., Горький ещё до Октября задумывался о крушении гуманизма в эпоху войн и революций.

В 1929 г. он писал: «Я не сторонник террора, но не могу отрицать права человека на самозащиту», а в статье 1934 г. «Пролетарский гуманизм» (авторское название «Гуманизм пролетариата») утверждал: «Человечество не может погибнуть оттого, что некое незначительное его меньшинство творчески одряхлело и разлагается от страха перед жизнью и от болезненной неизлечимой жажды наживы». В условиях растущей угрозы фашизма, когда православная церковь на Западе объявила крестовый поход против СССР, защита общечеловеческих ценностей требовала суровой беспощадности к врагам. Горьковское утверждение «Если враг не сдаётся, его уничтожают» относилось именно к врагам, а не к невинно пострадавшим людям. Жестокая логика «пролетарской ненависти» казалась писателю единственно возможной, когда под угрозу ставился сам принцип существования СССР. Однако, теоретически признавая право на жестокость, Горький тем не менее пытался сдержать нараставший террор, спасал от преследования и гибели многих людей, пытался примирить Сталина с членами оппозиции, выступал против перегибов коллективизации.

Поиск синтеза, проблема обновления человека и его сознания, идея религиозного возрождения свойственны не только концу ХIХ, но и началу ХХI века. Приведём высказывание архиепископа Волоколамского митрополита Питирима: «Россия представляется мне экспериментальным полем Творца. Ей уготован исторический путь синтеза. Мы всё время синтезируем. В Х веке мы восприняли христианство и византийскую культуру в высшей точке её развития. Произошёл первый синтез - нашей славянской самобытности и христианства. Возникло государство Киевская Русь. В ХIII веке Русь была завоёвана ордами монголо-татар. Это было бедствие, но тем не менее она прошла и через это испытание, осуществив некий новый синтез - преодолела раздробленность и научилась ценить мощное централизованное государство, ставшее началом великой империи. Затем, при Петре Великом, мы восприняли европейскую, возрожденческую культуру опять-таки в высшей точке её развития - и, как результат синтеза, возникла русская культура ХIХ-ХХ вв. Наконец, годы советской власти дали некий синтез марксизма, европейского экономического учения с исконно русским идеалом общины. Сейчас Россия стоит на пороге какого-то нового синтеза. Поэтому нам так важно познать самих себя, определить свою идентичность».

Горький действительно стал первым классиком нового направления в русской литературе. Он попытался создать принципиально иную модель мира, в которой сочетались современные научные теории с извечной народной мечтой о счастье и новой жизни. Пройдя несколько этапов освоения традиционных и авангардистских художественных систем, он пришёл к утверждению метода, базирующегося на видении действительности с высоты идеалов будущего. Социальный романтизм писателя, синтез реализма и модернизма обусловили его новаторство. Мифический Человек с большой буквы со временем превратился в реального «маленького человека» Страны Советов, а «бог-народушка» - в народ, строящий социализм.

В наши дни Горький стал осознаваться как провозвестник грядущей России, не только советской. Поздравляя его с пятидесятилетием, Р. Роллан писал: «Вы родились в конце зимы и на пороге весны, в пору весеннего равноденствия. И это совпадение довольно символично, ибо вся Ваша жизнь связана с концом старого мира и возникновением среди бурь мира нового. Вы были как бы гигантской аркой между этими двумя мирами, между прошлым и будущим, да и поныне служите аркой между Россией и Западом. Я склоняюсь перед аркой. Она возвышается над дорогой. И те, кто придёт после нас, ещё долго будут видеть её, даже когда она останется далеко позади».

Лидия СПИРИДОНОВА , доктор филологических наук, зав. отделом изучения и издания творчества Горького ИМЛИ РАН

Неизвестное письмо Горького американскому корреспонденту

Г-ну Д.Х. Холмс1.
Уважаемый г-н Джон Холмс, благодарю Вас, я получил Вашу книгу. Это хороший подарок и мне, и всем людям; мир нечасто слышит голос человека, мыслящего честно.

Да, разумеется, люди могли бы жить, насилуя друг друга менее жестоко и цинично, чем они делают это. Всем нам пора быть более разумными, но, кажется, количество разума в Европе не возрастает.

А когда вспомнишь, что насилие над человеком вызывает у него естественное - в целях самообороны - желание насиловать ближних, жизнь кажется иронической игрою Дьявола.
Так странно, что гг. политики столь мало считаются с фактом роста культурных потребностей в массах народа и с фактом всё более растущего стихийного стремления масс к власти.
Совершенно ясно, что социализм - не утопия, а вполне естественный и неизбежный результат всего развития европейской цивилизации, которая доразвилась уже до форм антикультурных, до полного подчинения личности интересам государства, класса, общества, группы.

Ведь в основе «борьбы классов» заложено не что иное, как законнейшее стремление человека, единицы, к свободе культурного - духовного - развития, и социализм приходит в мир для того, чтобы дать человеку больше времени и свободы для развития его - человека-индивидуальности.
Мне кажется, что политики Европы совершенно не понимают смысла того наглядного урока истории, который дан человечеству крестьянской Россией.

Ещё раз - благодарю за книгу. Когда выйдет на английском языке моя, новая2, не премину послать Вам её.
Мой сердечный привет.
4.VI.24. Sorrento,
М. Горький

1 Джон Хейнс Холмс (1879-1964) - американский писатель-романтик и религиозный деятель, автор книг «Брак и развод» (1913), «Религия сегодня» (1917), «Новые и старые церкви» (1922).

2 Книга М. Горького «Рассказы 1922-1924 гг.» вышла на английском языке в переводе М.И. Будберг в Нью-Йорке в апреле 1925 г.


Его звали Алексей Пешков, но в историю он вошёл под именем Максима Горького. Пролетарский писатель полжизни пробыл за границей, жил в особняках и стоял у истоков «социалистического реализма». Его судьба была полна парадоксов.

Босяк-богач

Горький долгое время подавался советской пропагандой как пролетарский писатель, вышедший «из народа», претерпевавший лишения и нужду. Писатель Бунин, однако, в своих воспоминаниях цитирует словарь Брокгауза и Эфрона: «Горький-Пешков Алексей Максимович. Родился в 1868 году, в среде вполне буржуазной: отец - управляющий большой пароходной конторы; мать - дочь богатого купца-красильщика». Казалось бы, это несущественно, родители писателя умерли рано, а воспитывал его дед, но однозначно то, что Горький довольно быстро стал одним из богатейших людей своего времени, а его финансовое благополучие подпитывалось не одними гонорарами.

Интересно написал о Горьком Корней Чуковский: «Сейчас вспомнил, как Леонид Андреев ругал мне Горького: «Обратите внимание: Горький – пролетарий, а все льнет к богатым – к Морозовым, к Сытину, к (он назвал ряд имен). Я попробовал с ним в Италии ехать в одном поезде – куда тебе! Разорился. Нет никаких сил: путешествует как принц». Поэтесса Зинаида Гиппиус также оставила интересные воспоминания. 18 мая 1918 года, находясь еще в Петрограде, она писала: «Горький скупает за бесценок старинные вещи у «буржуев», умирающих с голоду». Как можно понять, Горький был далеко не чужд материального благополучия, а его биография, созданная уже в советское время, хорошо сфабрикованный миф, который ещё требует подробного и беспристрастного исследования.

Патриот-русофоб

Максим Горький не раз давал повод усомниться в своем патриотизме. В годы разгула «красного террора» он писал: «Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа. Трагедия русской революции разыгрывается в средe «полудиких людей». «Когда в «звeрствe» обвиняют вождей революции - группу наиболeе активной интеллигенции - я рассматриваю это обвинение, как ложь и клевету, неизбeжные в борьбe политических партий или - у людей честных - как добросовeстное заблуждение». «Недавний раб» - замeтил в другом мeстe Горький - стал «самым разнузданным деспотом».

Художник-политик

Главным противоречием жизни Горького было тесное сопряжение его литературной и политической карьеры. У него были непростые отношение как с Лениным, так и со Сталиным. Горький был нужен Сталину не меньше, чем Сталин - Горькому. Сталин обеспечил Горького всем необходимым для жизни, снабжение писателя шло по каналам НКВД, Горький обеспечивал режиму «вождя» легитимность и культурную платформу. 15 ноября 1930 года в газете «Правда» была опубликована статья Максима Горького: «Если враг не сдается – его уничтожают». Горький позволял себе «заигрывать» с советской властью, но не всегда представлял последствия своих поступков. Заголовок этой статьи стал одним из девизов сталинских репрессий. В конце жизни Горький хотел в очередной раз хотел поехать за границу, но отпустить его Сталин не мог: боялся, что пролетарский писатель не вернется. «Вождь народов» разумно полагал, что Горький за границей мог представлять опасность для советского режима. Он был непредсказуемым и слишком много знал.

Большевик, не принявший революцию

Горький долгое время позиционировался как яростный революционер, большевик, вставший у руля культурного революционного процесса, однако сразу после октябрьского переворота со страниц социал-демократической газеты «Новая жизнь» Горький яростно набрасывался на большевиков: «Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и ко всей сумме тех прав, за торжество которых боролась демократия». Борис Зайцев вспоминал, что однажды Горький сказал ему: «Дело, знаете ли, простое. Коммунистов горсточка. А крестьян миллионы… миллионы!.. Кого больше, те и вырежут. Предрешено. Коммунистов вырежут». Не вырезали, револьверы нашлись и у них, а Максим Горький, так негативно отзывавшийся о большевиках и коммунистах, стал трибуном нового режима.

Крестный отец-безбожник

Отношения Горького с религией нельзя назвать простыми. Горькому было свойственно духовное искательство, в молодости он даже ходил по монастырям, общался с священниками, встречался с Иоанном Кронштадским, стал крестным отцом брата Якова Свердлова Зиновия. Горький и Толстой обеспечили финансово эмиграцию на Запад христиан-молокан, но религиозным человеком Горький так и не стал. В 1929 году, на открытии Второго Всесоюзного съезда воинствующих безбожников, писатель сказал, что «в той любви, которую проповедуют церковники, христиане, - огромнейшее количество ненависти к человеку». Максим Горький был одним из тех, кто подписал письмо с просьбой уничтожить храм Христа Спасителя. Что-что, а христианское смирение было Горькому чуждо. Ещё в 1917 году в «Несвоевременных мыслях» он писал: «Я никогда ни в чём и не перед кем не каялся, ибо к этому питаю органическое отвращение. Да и не в чем мне каяться».

Друг Ягоды, гомофоб

Горький был очень нетолерантен по отношению к гомосексуалистам. Он открыто выступал против них со страниц газеты «Правда» и «Известия». 23 мая 1934 года он называет гомосексуализм «социально преступным и наказуемым» и говорит, что «уже сложилась саркастическая поговорка: «Уничтожьте гомосексуализм - фашизм исчезнет!». Тем не менее, в ближайшее окружение Горького входили в том числе и гомосексуалисты. Если не касаться творческой среды, в которой гомосексуализм был явлением если не обычным, то распространенным (Эйзенштейн, Мейерхольд), можно сказать о зампреде ОГПУ Генрихе Ягоде, с которым Горький тесно общался. Ягода писал Сталину докладные записки о том, что «педерасты развернули вербовку среди красноармейцев, краснофлотцев и отдельных вузовцев», при этом сам был не чужд осуждаемому явлению, устраивал на своей даче оргии, а после его ареста среди вещей бывшего зампреда ОГПУ был обнаружен фаллоимитатор.

Защитник писателей-сталинский трибун

Вклад Горького в организацию литературного процесса в стране невозможно отрицать. Он издавал журналы, основывал издательства, проектом Горького был Литературный институт. Именно на квартире Горького, в особняке Рябушинского был придуман термин «социалистический реализм», в русле которого долгие развивалась советская литература. Горький также возглавлял издательство «Всемирная литература» и выполнял роль своеобразного культурного «окна в Европу» для советских читателей. При всех этих несомненных заслугах Горького, нельзя также не отметить его негативной роли в деле оправдания репрессий сталинского режима. Он был редактором объемной книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», изданной в 1934 году.

В ней Горький открыто не скупится на похвалы «...это отлично удавшийся опыт массового превращения бывших врагов пролетариата... в квалифицированных сотрудников рабочего класса и даже в энтузиастов государственно-необходимого труда... Принятая Государственным политуправлением исправительно-трудовая политика... еще раз блестяще оправдала себя». Кроме того, Горький одним своим присутствием на советском литературном Олимпе оправдывал проводимую Сталиным репрессивную политику. Он был всемирно известным писателем, к которому прислушивались и которому верили.

- (АНТ 20) отечественный 8 моторный агитационный самолет. Построен в 1 экземпляре в 1934; в то время самый большой самолет в мире. Главный конструктор А. Н. Туполев. Размах крыльев 63 м, масса 42 т. 72 пассажира и 8 человек экипажа. Потерпел… … Большой Энциклопедический словарь

Советский восьмимоторный агитационный самолёт конструкции А. И. Туполева (см. в статье Ту). Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 … Энциклопедия техники

- (Алексей Максимович Пешков) (1868 1936 гг.) писатель, литературный критик и публицист Всё в Человеке всё для Человека! Нет людей чисто беленьких или совершенно черненьких; люди все пестрые. Один, если он и велик, все таки мал. Все относительно на … Сводная энциклопедия афоризмов

- «МАКСИМ ГОРЬКИЙ» (АНТ 20), отечественный 8 моторный агитационный самолет. Построен в единственном экземпляре в 1934; в то время самый большой самолет в мире. Главный конструктор А. Н. Туполев (см. ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич) . Размах крыльев 63 м … Энциклопедический словарь

МАКСИМ ГОРЬКИЙ - Русский писатель, основоположник концепции социалистического реализма в литературе. Максим Горький псевдоним. Настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Алексей Максимович Пешков родился в 1868 г. в Нижнем Новгороде*. В девятилетнем возрасте… … Лингвострановедческий словарь

«МАКСИМ ГОРЬКИЙ» - 1) АНТ 20, сов. агитац. самолёт конструкции А.Н. Туполева. Построен в 1934 в 1 экз., в то время самый большой самолёт в мире. «М. Г.» цельнометаллич. моноплан с 8 двигателями по 662 кВт (ок. 900 л.с.), шасси неубираемое. Дл. 32,5 м,… … Военный энциклопедический словарь

Максим Горький - 393697, Тамбовской, Жердевского …

Максим Горький (2) - 453032, Башкортостан Республики, Архангельского … Населённые пункты и индексы России

«Максим Горький» Энциклопедия «Авиация»

«Максим Горький» - «Максим Горький» — советский восьмимоторный агитационный самолёт конструкции А. И. Туполева (см. в статье Ту) … Энциклопедия «Авиация»

Книги

  • Максим Горький. Малое собрание сочинений , Максим Горький. Максим Горький одна из ключевых фигур советской литературы, основоположник метода социалистического реализма. Он прошел путь от начинающего автора романтических произведений до писателя с…
  • Максим Горький. Книга о русских людях , Максим Горький. Пожалуй, только Горькому удалось с подлинно эпическим размахом отразить в своем творчестве историю, быт и культуру России первой трети ХХ века. Это относится не только к его прозе и…

28 марта 2008 года, в день 140-летия со дня рождения Максима Горького в институте его имени пройдут Горьковские чтения, посвященные месту писателя в современном мире. В "Горьковских чтениях-2008" принимают участие литературоведы не только из России, но и из Франции, Польши, Италии, Украины и США.

Максим Горький (настоящее имя - Алексей Максимович Пешков) родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Родители умерли рано, и детство писателя прошло в доме деда Василия Каширина. Дед научил мальчика чтению по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство").

Летом 1884 года шестнадцатилетний Алексей Пешков отправился в Казань в надежде поступить в университет. Однако за недостатком средств он ограничился активным общением со студентами, посещениями кружков самообразования, сходок. В это время он зарабатывал себе на жизнь поденной работой: был чернорабочим, грузчиком, пекарем. Неустроенность в быту, личные неурядицы привели Горького к душевному кризису, завершившемуся попыткой самоубийства (декабрь 1887 года).

С лета 1888 по октябрь 1892 года Горький странствовал "по Руси". За четыре года он исходил всю Южную Россию - от Астрахани до Москвы, побывал в Южной Бесарабии, Крыму и на Кавказе. Он батрачил в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских.

В эти годы Горький приобрел немало знакомств в среде творческой интеллигенции, пережил увлечение народничеством, толстовством и социал-демократическими учениями, писал стихи и прозу. В сентябре 1892 года в газете "Кавказ" (Тифлис) был напечатан его рассказ "Макар Чудра", подписанный псевдонимом "М.Горький".

До 1909 года Горький по своим взглядам ближе всего стоял к большевикам. В 1909 году, благодаря своей симпатии к "впередовцам" и "богостроителям", он разошелся с Лениным. После февральской революции основал, вместе с рядом левых социал-демократических публицистов и литераторов, интернационалистическую газету "Новая жизнь", которая стала объединяющим центром своеобразного течения в социал-демократической партии, получившего название "новожизненского".

Октябрьскую революцию "Новая жизнь" и сам Горький встретили с пессимизмом, предрекая ее скорый провал. В первые недели и месяцы после революции писатель выступил с циклом статей под общим заголовком "Несвоевременные мысли", в которых резко критиковал взятый Лениным курс, подчеркивал преждевременность революции и ее разрушительные последствия. Горький высказывался в защиту буржуазной прессы, находя, что именно особенности переходного периода требуют свободного соревнования различных политических партий. Однако уже в 1919 году он сделался горячим сторонником Советской власти.

Однако сами большевики не считали его близким себе по духу, и с 1921 по 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился после крайне настойчивых советов Ленина. Горький поселился в Сорренто (Италия), но не прерывал связей с молодой советской литературой (Л.М.Леонов, В.В.Иванов, А.А.Фадеев, И.Э.Бабель). Написал цикл "Рассказы 1922-1924 годов", "Заметки из дневника", роман "Дело Артамоновых".

С 1925 года Горький начал работу над исторической эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (первоначальное название романа - "Сорок лет"), которая, по замыслу писателя, должна была стать летописью переломной эпохи в истории России и русской интеллигенции. Работу над романом он продолжал до самой смерти, но так и не успел закончить его.

В мае 1928 года Горький вернулся в СССР и все лето путешествовал по стране (Курск, Харьков, Днепрострой, Запорожье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Тифлис, Коджори, Ереван, Владикавказ, Сталинград, Самара, Казань, Нижний Новгород). Впечатления об этих поездках были собраны им в книгу "По Союзу Советов" (1929).

В 1933 году Горький переехал в Москву. По его инициативе были созданы журналы "Наши достижения" (1929-1936) и "Литературная учеба" (1930-1941), издание "История фабрик и заводов", выпустившее в 1931-1933 годах около 250 книг различного характера, издание "История гражданской войны", выпускался литературно-художественный альманах, была учреждена серия "Библиотека поэта".

Горький сыграл ключевую роль в образовании Союза советских писателей, явившись организатором и председателем I Всесоюзного съезда советских писателей (1934). По инициативе Горького был основан Литературный институт, затем названный его именем.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года. Его смерть была окутана слухами. Еще во времена сталинских репрессий официальной стала версия о том, что великого пролетарского писателя якобы "залечили до смерти" врачи-убийцы. Впоследствии, еще в советские годы, эта версия была предана забвению. Сейчас обстоятельства и причины смерти Горького (и его сына Максима в мае 1934 года) остаются предметом дискуссии.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Максим Горький, Алексей Максимович Горький. Настоящее имя Алексей Максимович Пешков. Родился 16 (28) марта 1868 в Нижнем Новгороде, умер 18 июня 1936 в Горках Московской области. Русский советский писатель, литературный критик и публицист, родоначальник советской литературы, активный участник революционного движения, общественный деятель. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков.

Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил: «Не писать же мне в литературе - Пешков…».

Это псевдоним – френоним*. Псевдоним Алексея Максимовича характеризует не только его судьбу, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных.

Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. Этим же именем он назвал своего сына, которого тоже потерял очень рано. Есть версия, что имя Максим заимствовано у преступника, убившего прадеда Горького, Максима Башлыка, про которого Алеша любил рассказывать в детстве. Стоит также отметить, что фамилию Максимов носил отчим А. Пешкова. Поэтому, как бы там ни было, с именем Максим, у Горького в жизни было много связано и выбор такого псевдонима не случаен.

Эта глубоко символичная подпись впервые появилась под рассказом «Макар Чудра» в Тифлисской газете «Кавказ» 12.09.1892 г. 24-летний автор служил тогда конторщиком в железнодорожных мастерских. Это был литературный дебют Алексея Пешкова. Впоследствии он пользовался еще целым рядом псевдонимов, но мировую славу принес самый первый из них.

М. Горький под заметками в «Самарской газете» и «Нижегородском листке» (1896 г.) ставил Pacatus (мирный), а в сборнике «Красной панорамы» (1928 г.) подписался Unicus (единственный). В «Самарской газете» фельетоны «Самара во всех отношениях» с подзаголовком «Письма одного странствующего рыцаря» подписывал Дон Кихот (1896 г.). Горький в подписях к фельетонам нередко использовал инкогнитоним Н. Х., который следовало читать: «Некто икс».

Ряд заметок Алексея Максимовича в «Самарской газете» (1895-1896 г.г.), а также рассказ «Соловей» были подписаны Дваге, т.е. два «Г» - Горький и Гусев (журналист, дававший материалы для заметок).

Случалось, что Горький выступал под именем персонажа своего собственного произведения. Однажды он в качестве псевдонима использовал имя созданного им самим литературного героя. Один его фельетон в «Чудаке» (1928 г.) подписан Самокритик Словотеков. Эту фамилию носил персонаж сатирической пьески Горького «Работяга Словотеков», написанной им в 1920 г. для Театра народной комедии. По поводу этого псевдонима Горький сообщил редакции «Чудака» следующее: «Лично сотрудничать в журнале вашем вряд ли найду время, но разрешите рекомендовать вам знакомого моего, Самокритика Кирилловича Словотекова. Самокритик – подлинное имя его, данное родителями при рождении. Человек он довольно пожилой, но «начинающий». Беспартийный. Отношение к алкоголю – умеренное».

Чтобы рассмешить читателей Горький придумывал шуточные псевдонимы, выбирая старые, давно вышедшие из употребления имена в сочетании с замысловатой фамилией. В молодости в самарских и саратовских газетах конца 90-х годов подписывался Иегудиил Хламида. Под одним из писем к 15-летнему сыну стоит: Отец твой Поликарп Унесибоженожкин. На страницах домашнего рукописного журнала «Соррентийская правда» (1924 г.) он подписывался Метранпаж Горячкин, Инвалид муз, Осип Тиховоев, Аристид Балык.

В литературной биографии Горького случались и случаи плагиата, а точнее плагиата «во благо», т.е. желание уже популярного писателя помочь своему начинающему коллеге, без каких бы то ни было корыстных мотивов. В 1918 г. в «Новой жизни» опубликован подписанный именем М. Горького рассказ «Ланпочка». Но напрасно было бы искать этот рассказ в собрании сочинений Горького. В 1933 г. он сообщил редакции «Сибирских огней»: «Рассказ «Ланпочка», о котором вы спрашиваете, написан не мною, а моим сыном Максимом, который был в Сибири в 1918 год и увидел эту лампочку в действии».

Однако А. Пешков не был первым русским литератором, придумавшим себе псевдоним Горький : по свидетельству русского писателя и поэта Н.Д. Телешова, таким же был один из ранних псевдонимов поэта И.А. Белоусова.

Позднее стали появляться производные псевдонима . Максим Леонов, отец советского писателя Леонида Леонова, поэт и журналист, человек нелегкой судьбы, подписывался Максим Горемыка. В честь Горького назвался и выдающийся белорусский поэт Максим Танк (автоним – Евгений Скурко).

Интересно, что когда псевдоним Максим Горький должен был быть употреблен с отчеством, то использовали настоящие имя и отчество – Алексей Максимович.

Краткая биография:

Рано осиротев, Горький провел детские годы в доме своего деда Каширина. С 11 лет вынужден был идти «в люди»: работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, пекарем, учился в иконописной мастерской и т.п.

В 16 лет попытался поступить в Казанский университет. Познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой. За связь с кружком Н. Е. Федосеева в 1888 году был арестован. М. Горький находился под постоянным надзором полиции. Работал на железной дороге. Весной 1891 года отправился странствовать по стране и дошёл до Кавказа. За пять с половиной лет путешествий описывал социальные проблемы в обществе. В это время появились рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Бывшие люди», «Супруги Орловы» и др.

В 1898 в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава А.М. Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.

Общественная позиция Горького была радикальной. Он тесно сотрудничал с революционными организациями. В 1905 вступил в ряды РСДРП и познакомился с В. И. Лениным. Горьким оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-1907 гг. После революции из-за туберкулёза Горький поселяется в Италии на острове Капри, где прожил 7 лет. Там Горький пишет «Исповедь» (1908), где чётко обозначились его философские расхождения с Лениным.

После возвращения в Россию в 1913 году Горький пишет автобиографические повести "Детство", "В людях", цикл рассказов "По Руси" (1912-17). Редактирует большевистские газеты «Звезда» и «Правда», художественный отдел большевистского журнала «Просвещение», издаёт первый сборник пролетарских писателей.

Горький с энтузиазмом отнесся к Февральской революции 1917 г., но к Октябрьской у него было неоднозначное отношение. В 1917-1919 годах M. Горький ведёт большую общественную и политическую работу, критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции, спасает многих её представителей от репрессий большевиков и голода.

Осенью 1921 года Горький вновь выехал за границу, в 1922 году им написана повесть "Мои университеты", которая стала последней частью его автобиографической трилогии. В 1925 году публикует роман "Дело Артамоновых", который стал по сути историей развития капитализма в России.

В 1928 году по приглашению Советского правительства и лично И. Сталина совершает поездку по стране, во время которой Горькому показывают достижения СССР, которые нашли свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу».

В 1932 году Горький возвращается в СССР, где сразу становится "главой" советской литературы. М. Горький создает новые журналы, серии книг - "Жизнь замечательных людей", "История Гражданской войны", "История фабрик и заводов", "Библиотека поэта". является инициатором создания и первым председателем правления Союза писателей СССР. Членом ЦИК СССР.

M. Горький умер 18 июня 1936 года. Есть неподтвержденная версия, что он был отравлен по приказу Троцкого, когда Сталин готовил московские показательные процессы, обвиняемыми на которых должны были стать многие старые друзья Горького. После смерти был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве. Перед кремацией мозг М. Горького был извлечён и доставлен в московский Институт мозга для дальнейшего изучения.

Именем Максима Горького названы населенные пункты, улицы, переулки и набережные, площади и парки, ж/д станция и станции метро, множество театров и библиотек, киностудия, университеты и институты. Его имя носили самолеты и корабли, заводы и фабрики. Практически в каждом городе Горькому поставлен памятник (в одном Нижнем Новгороде их четыре). Город Горький – название Нижнего Новгорода с 1932 по 1990 годы. Имя Горького дано водохранилищу на реке Волге.




Top