Кто такие армяне.

На самом деле, привычек у армян очень много, и положительных и отрицательных, да и черты характера очень разнообразны. Темперамент и менталитет армян – очень сложная вещь. Однако в данной статье собрано все то, что может отличить армянина от представителей других национальностей

Армяне – это древний народ, который преимущественно говорит на армянском языке. Формирование армянского народа на территории Армянского нагорья началось с конца 2 тысячелетия до н. э. и завершилось к VI веку до н. э.

Несмотря на то, что армян объединяет одна история, одна кровь и множество общих черт, как внешне, так и внутренне, представители этой нации кардинально отличаются друг от друга. Портал Sputnik Армения попытался понять, каким в действительности бывает армянин.

Одно сердцебиение

Преимущественно во всех крупных странах мира проживают представители армянских общин. Больше всего армян проживает в России, Франции и США. В частности, во многие страны армяне перебрались после Геноцида армян в Османской империи. Самое интересное, что у армян порядка 50 диалектов, при этом, существуют западноармянский и восточноармянский языки, на которых говорит подавляющее большинство представителей этой нации. Что касается восточноармянского, то это один из современных вариантов армянского языка, на котором говорят в современной Армении.

Вторая разновидность армянского языка распространена среди армянской диаспоры, которая появилась после Геноцида. Эта группа армян преимущественно проживает в Северной и Южной Америке, Европе и Ближнем Востоке. Несмотря на то, что диалекты очень сильно отличаются, армяне могут спокойно общаться друг с другом, говоря на своем диалекте. Самые сложные для понимания армянские диалекты у жителей Сюникской области и Нагорно-Карабахской Республики (Арцах). Именно по этой причине многие армяне не говорят на родном языке, но прекрасно владеют языком той страны, в которой проживают.

Если вы общаетесь с армянами, то, несомненно, успели заметить, что этим людям присуще яркое чувство юмора. Они могут поднять вам настроение за несколько минут, рассказать огромное количество забавных историй, анекдотов, и сделать так, чтобы вы ходили с приподнятым настроением ближайшие несколько дней.

Невозможно не отметить тот факт, что в мире очень много известных армян-юмористов. В частности, известные всем Евгений Петросян, Гарик Мартиросян и Михаил Галустян. На самом деле, несмотря на свой веселый нрав и задор, армяне являются очень серьезными людьми, особенно если речь идет о людях старшего поколения, на долю которых выпало немало трудностей.

Бывают и вечно недовольные армяне. Обычно, это те люди, которые никак не найдут свое место в жизни. Больше всех, на мой взгляд, недовольны армянские таксисты и водители общественного транспорта. Оно и ясно – стиль вождения в Ереване и в других городах Армении отличается особым темпераментом.


Если вы близкий армянину человек, то, скорее всего, он ради вас готов на многое, а может быть и на все. Наверно, только армяне умеют отдавать близкому человеку все без остатка, окружить его заботой, вниманием и лаской.

Армяне очень любят и ценят семью. В армянской семье родитель – это царь. И на самом деле, это все взаимно, поскольку множество армянских родителей растят своих детей в большой любви и делают ради них все, даже невозможное. Отношение к детям в нашей стране особое, и это можно назвать культом детей. Также армянский мужчина боготворит любимых женщин (маму, сестру, жену).

Гостеприимность

Еще одна национальная черта – это гостеприимность. Если вы в гостях у "правильного" армянина, то он вас обязательно чем-нибудь угостит. Но если вы заранее договорились наведаться в гости к армянину или армянской семье, то вас ждет целое праздничное угощение! И особенно, вкуснейший армянский коньяк.


Об армянских блюдах можно говорить вечно и писать долго, но самые излюбленные армянами кушанья – это долма (голубцы из листьев винограда), хаш – пряный суп из говяжьих ножек с чесноком, спас – полезный суп на основе мацони, армянский салат табуле из крупы булгур и мелко порубленной петрушки.

Армянские привычки

Большинство армян отличаются трудолюбием. Если армянин нашел работу по душе, то он трудится, не покладая рук.

Солнечная погода Армении позволяет жителям страны вывешивать белье на улицах. Такая привычка традиционна, например, для жителей Италии, когда от здания к зданию вывешивается огромное количество одежды.

"Классический" армянин отличается тем, что любит употреблять большое количество хлеба и кофе, организовывает шикарные свадьбы, дни рождения, помолвки, крестины и иные праздники. И на самом деле, у армянина может не быть денег… Он их возьмет в кредит, будет погашать долг месяцами. Но если душа хочет праздника, то он не сможет отказать себе и своим близким в этом.

Армяне любят дорогие машины, одежду и аксессуары. Наверно, эта черта характерна всем национальностям.

А еще многие армяне открывают все окна в машине, когда в ней звучит их любимая песня, независимо от того, нравится вам эта музыка или нет. Но меломан проедет по городу, прослушав несколько раз любимый трек, даже зимой.

Если вы в Армении решили воспользоваться общественным транспортом, а в нем уже нет места, куда можно присесть, то вам обязательно его уступят.

А еще армяне очень любят здороваться друг с другом. "Барев" и "Бари луйс" ("привет" и "доброе утро") – это то, что может поднять настроение человека или стать поводом для дальнейшего общения. Не зря говорят в Армении, что "приветствие принадлежит Богу".

Очень часто армяне вместо традиционного "спасибо" говорят "мерси". Может, просто лень каждый раз произносить красивое слово "шноракалуцюн".

Кстати, только армянин купит себе дорогущий гаджет – телефон, ноутбук, планшет или нетбук, и сам поленится изучать его, чтобы правильно эксплуатировать. Он обязательно начнет расспрашивать у окружающих, как все настроить и заставить заработать.

На самом деле, привычек у армян очень много, и положительных и отрицательных, да и черты характера очень разнообразны. Темперамент и менталитет армян – очень сложная вещь. Однако в данной статье собрано все то, что может отличить армянина от представителей других национальностей.

Мы рады, если армянские привычки свойственны и вам.

Армяне являются народом, который имеет свой язык, свою историю, культуру, большое количество обычаев и традиций. Историки всего мира по сей день спорят о том, когда берет свое начало история одного из древнейших и первых народов - армян. Армяне переживали не малое количество притеснений и гонений с исторических земель. Наравне со многими древними народами, армяне чтят своих предков и свою историю. Ярким примером такого почитания, является признание геноцида, который унес жизни тысяч армянских предков. Армяне, в большинстве своем, имеют культ семьи - армянские семьи дружны, многочисленны и в любое время дня и ночи готовы помочь, если это необходимо.

Армянский язык.

Согласно исследованиям, армянский язык входит в число 50 самых популярных языков мира. На армянском языке говорят более 5,5 миллионов человек по всему миру и все они лишний раз доказывают, что чтить свою культуру можно не только на исторической Родине, но и там, куда забросила судьба носителя языка. Споры о происхождении армянского языка не утихают по сей день. Некоторые историки утверждают, что армянский язык можно считать смесью из древнегреческого с такими вымершими языками, как дакийский и фригийский, вторая группа историков опровергают этот факт. А потому, в настоящее время, принято считать, что армянский язык вобрал в себя особенности многих живых и мертвых индоевропейских языков. Интересным фактом, достойным дополнительного упоминания и знания, является армянский алфавит. Он является неизменным на протяжении более 1600 лет. Армянский алфавит создан в 405 году священником Маштоцем.


Месроп Маштоц сделал огромный вклад в письменность и развитие армянского языка. Будучи чтецом, переводчиком и священником, Маштоц является культовым персонажем в армянской истории. Маштоц создал армянский алфавит, состоящий из 36 букв, в долговременной экспедиции, которая помогла ему улучшить алфавит и сделать его настоящим открытием. Настолько значимым, что по сей день, армянский алфавит находится в своем первоначальном виде.

Религия.

В 301 году армяне приняли христианство и выбрали данную веру государственной. В последствие, множество исторических событий будет складываться около веры армян, их будут пытаться сломить, заставить принять иную веру, но армянский народ проявит настоящую стойкость в своих убеждениях и ни одно другое вероисповедание не сможет «переманить» армяней на свою сторону. Следует отметить, что армяне являются монофизитами и в отличие от православных христиан видят в Иисусе Христе только одно природу, не разделяя ее на божественную и человеческую.

Праздники и исторические даты Армении .

1 января - Новый год. Армянский Новый год практически ничем не отличается от русского Нового года. Главными персонажами также являются Дед Мороз и Снегурочка, праздничные столы ломятся от традиционных блюд и напитков, родственники и друзья поздравляют друг друга кто как может - кто личным визитом, а кто по телефону.

6 января – Рождество . Накануне праздника, верующие отправляются в церкви, чтобы стать частью литургии, зажечь свечу и отправиться с зажженной свечой к себе домой. Это считается освещением дома и очищением от всего дурного.

14 февраля – Терендез. Данный праздник является альтернативой Дня всех влюбленных или дня Святого Валентина.

19 февраля – День святого Саркиса. Святой Саркис является покровителем всех влюбленных в Армении. Являлся храбрым воином, полководцем.

26 февраля - День памяти погибших в погромах и избиениях в Баку, Кировабаде. Преступники уничтожали армян в квартирах, домах, на улицах и везде, где только сталкивались. Жертв убивали, сжигали заживо, наносили увечья подручными средствами. С 26 февраля по 29 февраля 1988 года армянский народ снова почувствовал страх и несправедливость.

24 апреля - День памяти павших в геноциде против армянского народа. Во всем мире и в странах, признавших геноцид, 24 апреля является днем памяти тех, кто пострадал от османов в 1915 году. является для армянского народа кровоточащей раной, событием, которое невозможно забыть.

Многие праздники, такие как день пограничника, день Победы, день радио празднуются в Армении также, как и в России. Даты праздников одинаковы.

Культура и традиции армянского народа.

В настоящее время армянская свадьба сохранила лишь некоторые обычаи, которые были приняты еще в средние века. Свадьба по-прежнему состоит из нескольких частей:

1.Обручение. Данный обряд претерпел несущественные изменения и по-прежнему является важным событием в жизни молодых. В назначенный, оговоренный между молодыми и их родителями, день в доме жениха собирается вся родня. Родители жениха, близкие родственники, кавор (крестный отец) с супругой. После фуршета (раньше вместо фуршета было настоящее застолье, которое могло продолжаться около 5 часов) дары, подарки для невесты собираются в плетеные корзины и все родственники отправляются в дом невесты пешком, вне зависимости от того, где жила невеста- через улицу или в соседнем селе. Сейчас в корзинах можно увидеть фрукты, сладости, украшения. Армяне потихоньку отказались от традиции класть в корзины мясо, молоко, хлеб. Данные продукты присутствовали в корзинах в те времена, когда это считалось показателем достатка жениха. Тем временем, в доме невесты велись последние приготовления – на стол выставлялось все самое лучшее, невеста прихорашивалась и отправлялась в отдельную комнату до определенного момента. Приближаясь к дому невесты, несущие корзины должны были поднять их над головами, чтобы все увидели, с какой целью приближается толпа. Разумеется, в настоящее время, сторона жениха не будет идти пешком от дома жениха до дома невесты, поэтому обычай несколько видоизменился. После того, как жених вручает матери невесты все корзины с яствами, гости приглашаются за стол. Спустя некоторое время супруга кавора выводит невесту к гостям, родители благословляют молодых и жених надевает кольцо на палец невесте. Следует отметить, что многих наблюдателей сбивает с толку одна небольшая особенность армянской помолвки. Помолвочное и обручальные кольца носятся на безымянном пальце левой руки. Многие русские, увидев это, несколько обескуражены данным фактом, так как привыкли видеть эти кольца на безымянном пальце правой руки. Раннее было необходимо одаривать невесту золотом, сейчас же родители жениха преподносят украшение, зачастую это семейная реликвия (кольцо, браслет, ожерелье, передающиеся из поколения в поколение).

2.Свадьба. В настоящее время армянская свадьба мало чем отличается от любой другой свадьбы. Жених и невеста проводят последние приготовления, одеваются, прихорашиваются каждый у себя дома. После этого сторона жениха едет за невестой, которая должна находиться в родительском доме. Пройдя все конкурсы и «преграды» на пути к невесте, жених с букетом заходит в отчий дом будущей жены и забирает ее. Свадебный кортеж направляется в ЗАГС, где происходит церемония бракосочетания, а после все отправляются в церковь для венчания молодых. После венчания, вся свадебная процессия направляется в ресторан для того, чтобы достойно отметить торжество. Одним из самых ярких моментов свадьбы является танец невесты в окружении гостей. Гости одаривают невесту деньгами во время танца, и данное вознаграждение может кол*автоудаление плохих слов*ся от малых до заоблачных сумм. Благодаря тому, что время не стоит на месте и многие традиции претерпевают изменения, армянская свадьба лишилась таких самобытных обрядов, как преподнесение красных яблок, свечей и красного вина матери невесты в знак того, что ее дочь была невинна до первой брачной ночи. Довольно символичная традиция осталась в прошлом.


Рождение ребенка. Примечателен тот факт, что вопреки изменению многих традиций и обычаев, беременность невесты до свадьбы в армянской семье практически невозможна. У армян нет такого понятия, как семья, созданная из-за ребенка. Армянская семья сначала создается, а потом уже в ней рождается ребенок. Армянские девушки берегут себя для мужа, они воспитываются таким образом, что об ином исходе они даже не помышляют. Современные армянки рассказывают, что они не испытывают какого-то ограничения или явного запрета, нужды в сексе до брака, ведь предложения руки и сердца многим из них делают до их совершеннолетия и остается лишь дождаться достижения определенного возраста и свадебной церемонии. Необходимо отметить, что до сих пор существуют армянские семьи, которые не регистрировали свои отношения в ЗАГСе, а просто повенчались. Беременность до венчания также исключается.

Каждый армянин, глава семьи, мечтает о наследнике, сыне, который унаследует не только фамилию, но и многие умения отца. В настоящее время от пола ребенка ничего не зависит, это только лишний повод для гордости отца. Главной традицией армянского народа, связанной с рождением ребенка, является то, что в течение 40 дней новорожденного видят лишь члены семьи. Только на 40 день ребенка можно показать друзьям, дальним родственникам, соседям. Покупается наряд, накрывается праздничный стол, и счастливые родители демонстрируют свое чадо всем пришедшим на праздник. Разумеется, в век социальных сетей сложно выдержать данный обычай, так как каждой маме хочется продемонстрировать своего малыша всем и каждому. Но, несмотря на это, время летит настолько быстро, что эти сорок дней наступают весьма скоро.

Гостеприимство. Ни для кого не секрет, что армянский народ славится гостеприимством и шикарными застольями по значимым поводам. Приезд кого-то из родственников, проводы в армию, назначение на новую должность – любое событие является поводом созвать всех соседей, родственников и друзей. Армяне считают, что чем искренне ты радуешься, тем большим счастьем тебя одарит Бог. Застолья сопровождаются национальными блюдами, хорошим алкоголем, зажигательными танцами и, конечно же, хорошим настроением. Стоит отметить, что у армян не существует культа алкоголя. В семьях, где присутствует старшее поколение, бабушки и дедушки, является позором перебрать с алкоголем. Вне зависимости от возраста, социального положения «развеселившегося» гостя могут попросить покинуть праздник. Естественно, такие понятия, как «пьяные драки» на армянских застольях просто исключены.

Национальные блюда. История армянской национальной кухни насчитывает более 2000 лет. Переплетение культур, зависимость от окружающей среды – все это привнесло особенные элементы в кухню армянского народа.

Супы и горячие блюда . Опытные хозяйки зачастую вспоминают, как мамы или бабушки учили будущих хозяек всем премудростям приготовления и терпению, так как было весьма трудно привыкнуть к тому, что на приготовление одного супа может уйти более 2 часов. Технологии приготовления сильно отличаются от привычных русскому человеку технологий приготовления щей, супов и борщей. Из-за того, что один продукт в блюде (например, мясо), может проходить несколько вариантов обработки (жарка, тушение, коптение), блюда получаются сказочными и запоминаются навсегда. Примечательно, что армянская кухня изобилует многообразием зелени и специй. Армянские блюда отличаются естественностью вкуса, в отличие от многих кавказских блюд.


Мясо. Главное место в поваренной книге любой армянской хозяйки занимают блюда из мяса. Несмотря на небольшое количества видов мяса, каждое мясное блюдо имеет свой неповторимый вкус из-за предварительной подготовки мяса. Специальные маринады (винные, коньячные) с добавлением специй смогут донести всю гамму вкуса любого вида мяса.

К самым популярным армянским национальным блюдам можно отнести шашлык, долму, кюфту.

Армяне считают, что каждая хозяйка должна уметь готовить национальные сладости: кята и назук. Это многослойные пироги с разнообразными начинками. Разумеется, что речи быть не может о тесте, купленном в ближайшем супермаркете.

Фрукты и овощи занимают также основное место в рационе любого армянина.

Гарниры к основным блюдам составляют крупы.

Самым главным хлебобулочным изделием является лаваш. Армяне употребляют его вместо хлеба со всеми блюдами: с мясом, супом, обмакивают в соусы. Современные хозяйки делают различные начинки и заворачивают их в лаваш.

Знаменитые армяне мира. Армянский народ разбросан по всей планете и его представители, разумеется, добились разных высот. Армяне гордятся своими соотечественниками, а те, в свою очередь, не скрывают свое происхождение.

Шарль Азнавур (Шахнур Азнавурян) – французский шансонье, актер, общественный деятель, поэт, композитор. Его родители бежали во Францию в 1922, испугавшись повторения геноцида армян 1915 года. Шарль родился во Франции и с самого детства знал, чем будет заниматься всю жизнь. Его знают во всех уголках планеты. В 2014 году, в возрасте 90 лет, дал концерт в Крокус Сити Холле. Все билеты были проданы, вне зависимости от их стоимости. Азнавуром была написана песня «Они пали» в память о жертвах геноцида. В видеоклипе, снятом на эту песню, приняли участие армянские актеры, певцы и знаменитости Армении и армянского происхождения.

Армен Джигарханян . Актер театра и кино, продюсер, режиссер. Армен Борисович родился 3 октября 1935 года в Ереване . С малых лет, Джигаханян сопровождал свою маму на кинопремьерах, театральных постановках и выставках. Елена Васильевна, мама Армена Борисовича, прививала ему любовь к культуре и искусству. Позже, Джигарханян признается, что если бы не мама и ее ярая любовь к кино, то возможно все бы знали Джигарханяна-экономиста, но никогда не узнали бы о Джигарханяне, как об отличном актере, способном перевоплотиться и сыграть разнохарактерные и разноплановые роли. Известен по фильмам «Здравствуйте, я ваша тетя». «Собака на сене», «Место встречи изменить нельзя».

Тигран Кеосаян. Режиссер, сценарист, продюсер. Сын знаменитого режиссера «Неуловимых мстителей» Эдмонда Кеосаяна, Тигран, достойно продолжил дело отца, став режиссером и сценаристом. Стоял у истоков создания видеоклипов на песни популярных российских исполнителей. Российским телезрителям Кеосаян подарил свою режиссерскую работу «Бедная Саша», где главную роль сыграл А. Збруев. Женат на актрисе Алене Хмельницкой.

Дживан Гаспарян. Армянский музыкант, прославивший на весь мир национальный армянский инструмент-дудук. Является композитором к знаменитым фильмам «Гладиатор», «Страсти Христовы», «Код да Винчи». Несмотря на свой возраст (родился в 1928 году) до сих пор дает концерты и обучает искусству игры на дудуке.

Вартерес Самургашев. Чемпион Летних Олимпийских игр 2000 года по греко – римской борьбе. Чемпион Европы, мира,России. Заслуженный мастер спорта. Наиболее известен жителям Ростова-на-Дону, так как проживает именно там.

Шаварш Карапетян. Знаменитый пловец, чемпион Европы и СССР. После героического поступка на некоторое время покинул спорт из-за проблем со здоровьем.

Подвиг, о котором сейчас мало кто знает. В 1976 году, совершая каждодневную пробежку на берегу озера в Ереване, Шаварш увидел, как троллейбус с людьми с дороги возле озера падает в воду. Шаварш принимает решение спасти как можно больше людей и в считанные секунды придумывает план: он ныряет и достает людей, а его брат и тренер, которые были с ним на пробежке, оказывают помощь дальше. Стоит отметить, что трагедия произошла в середине сентября, вода была холодной, а видимости под водой и вовсе не было. В таких условиях Шаварш спас больше 20 человек. Анализирующие всю эту ситуацию были потрясены: Шаварш спас людей при совершенно нулевом шансе. Но он это сделал. Ценой собственного здоровья. После своего поступка, Карапетян слег с тяжелейшей пневмонией и вернулся домой спустя полтора месяца.

Сюзанна Кентикян. Женщина-боксер. Чемпионка мира в легком весе среди женщин. Из 25 проведенных боев, 25 оказались выигрышными, 16 из них-нокаутом. Имеет рост 1,50 м и вес 50 кг.

Амаяк Акопян. Артист цирка, актер. Для многих прославился тем, что был ведущим программы «Спокойной ночи, малыши». Дети 90-х годов помнят его в разноцветных нарядах фокусника, его фокусы и неповторимые заклинания.

Вячеслав Добрынин (Вячеслав Петросян). Знаменитый певец и композитор. Лауреат множества песенных конкурсов и премий.

Михаил Галустян (Ншан Галустян). КВНщик, актер, продюсер. В настоящее время мало кто не знает Михаила.

Ирина Аллегрова. Популярная певица, исполнительница таких хитов, как «Младший лейтенант», «Императрица».

Евгений Петросян. Артист разговорного жанра, юморист.

Стоит отметить, что большое количество армян в советское время старались поменять свои фамилии и всячески старались «откреститься» от своего происхождения. После того, как страсти вокруг армян утихли, многие всеми силами пытались вернуть себе древнейшие фамилии, но было все тщетно.

Армянские общины или единство народа вне зависимости от местонахождения.

Как говорилось выше, всем известно, что армяне, где бы они не находились, всегда будут рады помочь своему соотечественнику. Благодаря этой черте, в каждом уголке мира, существуют армянские общины, которые образуют армянскую диаспору. Численность армянской диаспоры насчитывает более 8 миллионов человек. Следует отметить, что только 40 % армян живут на территории Армении, остальные же раскиданы по всему миру.

Исторически сложилось, что армяне часто подвергались гонениям, а потому большое количество армян было вынуждено оседать там, где это было безопасно. Диаспора заметно увеличилась после геноцида армян в 1915 году. Те, кто смог пережить эти страшные, кровавые события, осели по всему миру. Страх за себя, за семью, за своих детей и своих близких подтолкнул огромное количество армян покинуть родные края в поисках безопасности и спокойной жизни.


Армянские общины обеспокоены тем, что приехав в чужие края, армяне потеряют потребность в сохранении культуры, традиций, перестанут быть носителями языка, а потому всячески способствуют тому, чтобы армянин лишь менял место жительства, но не свои привычки и свою самобытность.

Приехав в любой уголок мира, армянин может быть уверен в том, что он сможет найти своего соотечественника или общину. Община выполняет функцию покровителя и помощника, когда приезжий плохо сориентирован в том, какая жизнь его ждет в дальнейшем на чужой земле. Разумеется, никто не помогает приехавшему материально, в основном это моральная помощь и организация досуга, празднование всеми членами общины национальных армянских праздников. Многие армяне отмечают, что благодаря единению духа в общинах, на чужбине они не утратили веру в себя и свое будущее, каким бы трудным оно не было.

Также всем известно, что армяне стараются перевести свою семью туда, где они обустроились. Многие смеются над этой чертой, смеются до тех пор, пока не столкнутся с равнодушием собственной семьи в чрезвычайных ситуациях.

Исторические события, изменившие жизни многих армян.

К главным и, к сожалению, к трагическим событиям, которые навсегда и безвозвратно изменили жизни и судьбы тысяч, а может и миллионов армян, можно отнести:

  • Геноцид армян. В ушедшем, 2015 году, армяне по всему миру отмечали 100-летнюю годовщину страшного события не только в истории армянского народа, но и в мировой истории. Исследования показали, что больше 42 % населения всего мира не знают основных причин и последствий геноцида армян. Просто слышали, что «что-то случилось и армян стали убивать». Это ужасное упущение и пробел в знаниях людей. К самой основной причине произошедшего можно отнести отказ армян принимать веру турок - мусульманство. Образно говоря, армяне, принявшие в 301 году христианство и никого не принуждающие к своей вере, оказались на пути турок, которые стали сдавать свои позиции сильнейшей Османской империи. Османы для того, чтобы доказать себе и всем странам свою силу начали притеснять армян. Конечно же, все было намного глубже и конфликтнее, но факт остается фактом: турки захотели потешить свое самолюбие и развязали войну с людьми, которые им не понравились. Армян вырезали семьями, сжигали заживо в их домах, топили в реках. Свою многотысячную казнь, турки начали с убийств священников, политических деятелей и всех тех, через кого простой народ мог обратиться за помощью к миру, к России, к странам Европы. С тех пор армяне, на каком-то генном уровне, относятся враждебно к туркам, которые до сих пор не признали свою вину в данном кровопролитии. Долгом каждого армянина, стала миссия: донести до мира насколько ужасно было действие османов. Именно поэтому в 30 странах мира геноцид армян был признан. В 30 странах, в числе которых Турции так и не оказалось. В одном из интервью, Николя Саркази поблагодарил армянский народ за упорство, за то, что армяне добиваются правды: «…возможно благодаря такой сплоченности, армяне предотвратили геноциды других народов». Многие социологи отметили, что в войне 2008 года в Цхинвале, Михаил Саакашвили пытался предпринять похожую тактику против осетин.

  • Землетрясение в Спитаке . Грязный, в оборванной рубашке и ищущий свою семью среди камней и обломков, житель армянского города Спитак, сказал одному из журналистов: «Я не знаю, чем мы так разгневали Бога, что на нашу долю выпало очередное испытание». И это было истиной. Криком души и просьбой о помощи. 7 декабря 1988 года в армянском Спитаке произошло самое страшное землетрясение за всю историю Армении. В 11.41 по местному времени произошел сильнейший (почти 12 баллов по шкале Рихтера, что является максимальным значением) подземный толчок, который почувствовали даже жители Еревана, находящегося в ста километрах от Спитака. В этой трагедии погибло около 25 тысяч человек, и тысячи искалеченных, под обломками города. Армяне всего мира содрогнулись. У кого-то в Спитаке были родственники, у кого-то друзья. Аэропорты были переполнены – все пытались улететь в город, которого больше не было. Самым страшным было то, что в 1988 году была самая холодная зима и те, кто выжил после толчков, могли бы просто умереть от холода. Главный политик того времени, глава СССР Михаил Горбачев, узнав о землетрясении, незамедлительно прервал свою деловую поездку в Америку и тут же отправился в Армению. Страны, узнавшие о трагедии, высылали фуры, самолеты и поезда с гуманитарной помощью, лучших медиков и спасателей, но не учитывали главного – наряду с жилыми домами, садиками и школами, были разрушены и больницы. Ситуация выходила из-под контроля и вызывала ужас даже у самых непоколебимых. Самых «тяжелых» больных отправляли самолетами и вертолетами в ближайшие больницы, на месте трагедии круглосуточно работали спасатели, медики и просто мирные жители, которые не теряли надежду найти среди руин своих близких. Позже город был восстановлен и в настоящее время в Спитаке проживает около 40 тысяч человек.

  • Нагорный Карабах . Последним громким конфликтом, в котором была задействована Армения, стал Карабахский конфликт. Анклав, территориально находившийся между Арменией и Азербайджаном, носил название Нагорный Карабах . В Нагорном Карабахе проживали армяне, которые хотели стать либо частью Армении, либо же получить независимость. Армения и Азербайджан стали вести политические переговоры, в ходе которых так и не смогли мирно договориться, кому же должен принадлежать Карабах. Пик конфликта пришелся на ноябрь-декабрь 1988 года, и пыл воюющих на время остудило Спитакское землетрясение. Мирные жители враждовали друг с другом, каждый пытался присвоить себе «чужой» Карабах. Споры о Карабахе возобновились после перестройки и благодаря верным стратегическим действиям Сержа Саргсяна , который в то время еще не был президентом Армении, привели Армению к восстановлению справедливости и возвращению исторических земель.
Как бы ни складывалась жизнь армянского народа, куда бы ни забросила их жизнь, армяне всегда улыбчивы, позитивны и добры к окружающим. Сатирик Евгений Петросян как-то сказал: «Армянский народ переживает все благодаря своей сплоченности, своему позитиву. Вы видели когда-нибудь хмурого армянина? Я не видел».

На самом деле название «Хайастан « возникло в 20 года ХХ ВЕКА и ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ НЕ КАК НАЦИОНАЛЬЫЙ ИЛИ ЭТНИЧЕСКИЙ ТЕРМИН, А КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРМИН. Канапцян, критикуя другого армянского ученого А.Хачатряна, писал, что «А.Хачатрян в книге «Армянская история в период письмен «михи» повествует о связях страны Хайасы с армянами. Но сравнительный анализ его Хайасы с армянским термином Хайастан (Хайас+тун)(дом), то есть «дом хайасов) показывает, чтов противовес армянским грамматическим нормам он является открытой аккомодацией, ложной этимологией.

Канапцян Г.Хайаса,с.163

Канапцян писал, что в «связи с хай-армянами, не отрицая факт некоторого культурно-бытового и этнического влияния и авторитета фригийцев, нет достаточных сведений о формировании армян из этих пришлых фригийских племен, об их политическом и культурном руководстве, о родстве их языков и о том, что именно этими фригийцами было принесено из Балкан название этноса «армин».

Дьяконов И.М. Предыстория…

Моисей Хоренский писал, что « как ив настоящее время, в прошлом хаи не питали никакого интереса к наукам, к передающимся по устам песням.Поэтому излишне говорить о слабоумных, невежественный и диких людях»

История Армении Моисея Хоренского.М…,1893,с4.

В VII веке д.н.э древне – тюркского происхождения –кемерийцы(киммерийцы),сле дуя из северных степей Черного моря, пришли на Кура-Араксинскую низменность и территорию сегодняшней Армении.Не случайно, как это признают и армянские источники, что на территории нынешней Армении а 29 памятниках (11 из них мест проживания) обнаружены предметы принадлежащие скифам (сакам).Это факт, что территория нынешней Армении полностью относилась к царству Саков. Армянский автор С.Еремян писал, что племена саков захватив Кура-Араксинскую низменность, вытеснили оттуда киммерийцев, перешли на Араратскую долину, а оттуда- к басейну озера Урмия.(1)
По Канапцяну,саки возглавляли движение на юге и юго-востоке сраны «Хайаса»(2).Известный грузинский ученый Г.А.Меликишвили ещо более развивший эту мысль и подтвердивший принадлежность территории нынешней Армении древне-тюркским землям,писал, что « нахождение предметов скифского типа в районах Еревана и Севана (до 20-х годов ХХ века в армянских источниках название этого озера отмечалось как есть тюркским словом Гёйча – А.М) указывает на проживание на этих территориях киммерийцев и саков.(3)

1.Еремян С.Т. Нашествие киммерийцев и скифских племен и борьба Урарту и Ассирии против кочевников.-« Историко-филологический журнал»,1968,№2. с.93-94
2.Капанцян Г.Историко-лингвистические работы к начальной истории армян- Древняя Малая Азия.Ереван,1956,с.150
3.Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии…,с.225

Как известно, царство Саков охватывало территорию Северного Азербайджана и нынешней Армении(Западного Азербайджана).Значит, первым государственным образованием на территории Армении являлось царство Саков- государство древне-тюркского происхождения.
В БИБЛИИ данное царство называется «Ашкеназ».С этим связано и сведение армянского историка V века Корйона «Хаи из рода Ашкенази(скифов)».Эту мысль подтвержадет и Канапцян.

КанапцянГ. Хайаса.,с.151

Моисей Хоренский писал об армянах (то есть называющих себя «хай»ами), что «мы (то есть хайи) малый, малочисленный, слабый и во многих случаях,живущий под чужим господством, народ»

История Армении Моисея Хоренского.М..,1893,с.4

По признанию армянского ученого Хованнисяна, « за исключением короткого периода в древние времена, земли, простирающиеся от Киликии до Кавказа, никогда не принадлежали армянам»

Richard G.Hovannissian. The republic of Armenia. Lps-An-s. vol.2, p 332

В книге «Истороя армянского народа» отмечено, что «ещо никто ничем не доказал, что Тигран,Арташес,Артавазд и другие являлись армянами »

История армянского народа …,с.80

Известный армянский ученый В.Ишханян тоже принзал, что на территории Западного Азербайджана исторически не существовало армянских государств. Он писал, что « армяне расселились в различных частях Кавказа лишь в течении последних веков»

Ишханян Б. Народности Кавказа(Статистическо- экономическое исследование), Петроград,1916, с.16.

Добавлено через 17 минут
Территория Армении ещо более расширилась во времена местного правителя ТигранаII.Армянский автор Микаэлян пишет,что» большинство войн, которые вел ТигранаII, носили захватнический характер»

Микаэлян Г.Г. История Киликийского армянского госудаства.Эреван,1952,с51

Для подтверждения собственных предположений об империи созданной ТигранаII, Микаэльян приводит в качестве примера мнение Сталина:»Государство (империя)ТигранаII соответствует следующему выражению Сталина,что» оно не обладало собственной экономической базой и представляло собой временное, слабое военно-административное объединение,а также конгломерат племен и народов, живущих своей жизнью и обладающих своими языками»

Микаэлян Г.Г.История Киликийского армянского государства.Эреван,1952,с.31-32

Видный армянский ученый Ишханян, приглашая заблудших армянских писак на правильный путь писал,что « в дневнеисторическом смысле,истинная родина армян-«Великая Армения » располагалась в Малой Азии, то есть за пределами России(здесь именуется в виду царская Россия- А.М)»

Ишханян Б, Народностиююю, с.18

Тацит писал, что « армяне своим двуличным поведением приглашали вооруженные силы то одной, то другой стороны, по состоянию своих земель, схожести характера они близки к парфянам, смешались с ними брачными связями, свобода им чужда, они более склонны к рабству»

Тацит Корнелий.Сочинения.т.2,СПБ,18 87,с.395-396

Моисей Хоренский писал,что назначенного в 1веке правителем западной части Армении звали Горк. Перечисленные в произведении Моисея Хоренского все названия провинций Армении и имена лиц, назначенных туда Тиридадом, имеют тюркское происхождение.
Моисей Хоренский, повествуя о назначении албанского государя Арана правителем территории, расположенной к югу от Куры отмечал, что в связи с передачей Кура-Араксинкая низменность Арану, все остальные правители его рода могли получить лишь провинции, расположенные на териитории нынешней Армении.Очевидно, что провинции, расположенные на территории Армении, управлялись правителями тюркского происхождения.Несомненно и то,что эти правители являлись главами тюркских племен, проживающих на тех же территориях.

М.Хоренский.I I кн.Гл.8

Образованный в I I I веке д.н.э. в Южной Монголии союз племен Сюнну,в дальнейшем правратился в могущественное кочевое государство. В ходе внутренней борьбы Сюнну разделилась на две части, одна из которых ешо в 1 веке, покинув свои места обитания, поселилась на исконно азербайджанской земле в Зангезурской области.
То что население Сисакана являлось саками тюркского происхождения, видно и из утверждения Степана Орбелиана (X I I I век), что « сисаки являются предками не только сюннов, но и албанцев и, даже по сравнению с ними, являются более древними »(1)
Эта мысль ещо раз подтверждается видным армянским историком Адонцом Геворковым.Он, ссылаясь на древние письменные источники, писал, что «несмотря на вхождение Сюника в состав Армении, они отличались стремлением к отделению.Это, прежде всего, нужно связать с этническими особенностями страны»(2)
Он отмечал, что «и Прокопи указывал, что сюниты, а точнее сюники являлись отдельным народом, не имевшим никакого отношения к фарсам-армянам »(3)

1.Степанос Орбелиан. Из истории рода Сисакан.Научный архив института истории АН Азербайджан.Инв.,1274.
2.Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана.М.1968,с.421.
3.Адонц Н. Там же ….,с221.

Моисей Хоренскй отмечал, что правители Сюника принадлежали не к хайской, а к Сисакской династии(1)
Надо отметить, что существовавшие на территории современной Армении как государство Саков, так и указанные в древних источниках государства, принадлежащие династии иранского происхождения Ервандов и династии тюркского происхождения Арташам, не являлись политическими объединениями, называвшими себя «хаями».С другой стороны, в древних греческих иармянских источниках тюрков представляли фарсами.Это признают и армянские авторы.Юзбашян писал, что« некоторые авторы, например Аристакес Ластивеверци, пытаясь придерживаться рамок классической лексики, называл тюрков фарсами »(2)

1.Моисей Хоренский.кн.1, гл12.
2.Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи багратидов и Византия IX-XI вв. М…,1988,с.217.

По словам армянского историка V века Фавста Бюзанда, армяне лишь чисто внешне приняли название «христианин », так как идолопоклонничество всё ещо продолжает проявляться в разных сферах общественно- политической жизни.

Налбандян В.С.Армянская литература.М..,1976,с.18

К книге «История армянского народа» говорилось, что «насильное распространение христианства, его крайне натерпимое отношение другим идеологиям,оказала существенное отрицательное воздействие на развитие армянской культуры»

История армянского народа.,с.89

Армянский историк Фавст Бюзанд писал, что когда из-за внутренний распрей правитель из династии Аршаков Вараздат (374-380) бежал в Рим, страну возглавил Манвел Мамиконян.Когда сын Варазда Пап убил брата Манвела Мишеля, Манвел сказал ему:
«Мы(то есть китайцы) не являемся вашими рабами, мы ваши друзья и даже выше вас.Так как наши предки были правителями страны китайцев(имеется в виду Китайский Туркменистан) и в результате распрей, возникших между братьями дабы ещо раз не допустить кровопролития между братьями, мы отдалились оттуда (то есть от Китайского Туркменистана), чтобы обрести покой и, придя сюда, поселились здесь (то есть в Армении)»

Сколько лет армянскому народу
Алла Тер-Акопян

Больше, чем это себе представляет сам армянский народ. Будем вести летоисчисление от Хайка, прародителя армян. Он отнюдь не является лишь персонажем древней легенды. Это реальное лицо, реальный Духовный Учитель -- магнит, притянувший к себе достаточное число людей для формирования отдельного народа внутри общеарийской громады. (Само слово "айка" означает в санскрите, древнеиндийском языке, -- "единство").
Когда это произошло? Великий Адепт, Член Иерерхии Света Земли Учитель Илларион, побывавший в 1881 году в Западной Армении (в районе Арарата, в горах Ала-Дага), сказал по этому поводу следующее: "Обожествив Хайка после его смерти, армяне поклонялись ему как Солнечному и Лунному Божеству. Хайк процветал за 2 200 лет до Р. Х. согласно официально принятой датировке, и более, чем за 7 000 лет, согласно Истине".
Стало быть, армянский народ сформировался как языковое, культурное и государственное единство более 9 000 лет тому назад.
Но корни народа несравненно глубже -- они уходят в туманные дохайкские времена. И на всем протяжении этих многих тысяч дохристианских лет протоармяне, а затем армяне оставались верными и преданными зороастрийцами. Они следовали заветам Зороастра с тех пор, как по словам Учителя Илллариона, Посланец Небес Оанн, "ежедневно появляясь из моря на рассвете и погружаясь в него на закате, преподал им благое Учение, все их искусства и культуру. Было это во время царствования Аменона Халдейского, за 68 САРИ, или 244 800 лет, до Потопа".
Потоп, уничтоживший остатки Атлантиды, произошел в 9 564 г. до н. э. Прибавляем нынешний 2 000-й год к названной дате и полученную сумму 11 564 присовокупляем к ошеломляющей шестизначной дате: 244 800 + 11 564 = 256 364.
Столько лет тому назад арийцам, из которых выделился впоследствии армянский народ, было передано Великое Учение. Это поведал нам в "Письме из монастыря Сурб Ованес" Адепт, Учитель Илларион. А знания Адепта настолько превосходят знания самого "подкованного" из земных ученых, насколько знание сего ученого превосходят знания трехлетнего малыша.
Древнейшее имя ОАНН впоследствии греками было эллинизировано и превратилось в имя Ованес. И армяне, начиная с четвертого века нашей эры (со времени принятия христианства) стали ассоциировать это древнейшее высокочтимое имя с Иоанном Крестителем, что сделало принятие армянами христианства менее болезненным, чем это было у других народов.
Конечно, армянское имя Оган -- с вариациями Оганес, Ованес, Аванес -- не еврейского происхождения, а, можно сказать, божественного, ибо Учителя, подобные Учителю Оанну, всегда почитались в народе богами.
А как же вещал Учитель Оанн народу свое Учение? Как могли его услышать толпы народа? Вне сомнения, вещание происходило с помощью технической оснастки -- скорее всего радиотехники.
Теперь вспомним персонажа из армянского эпоса "Давид Сасунский" -- Огана Горлана. Не от великого ли Учителя Оанна передала ему народная память и имя, и голосистость? Правда, слово "Горлан" (из перевода эпоса на русский) мне очень не нравится. В оригинале куда благороднее: Оган Дзенот - Оган Громкогласый.
Понимаю, что многие с большим скепсисом воспримут все, что я здесь пишу. Однако чем больше будет расширяться сознание людей, чем больше знаний станет доступно людям (а этому поспособствуют открытия нового времени), тем меньше останется места для скепсиса. Опять-таки прислушаемся к Учителю Иллариону: "Ваши археологи и этнологи пока что по рукам и ногам связаны библейскими водорослями, которые еще не менее столетия будут мешать древу Истинного Знания привиться на западной почве"
Это было сказано в 1881 году. С тех пор прошло более ста лет. Так что пора рвать водоросли.

Армяне - один из самых древних народов на Земле. Это хорошо известно. Тем интересней узнать - как происходило формирование этноса, а также вспомнить несколько теорий.

Впервые теория о связи современных армян с жителями древнего государства Урарту появились в XIX веке, когда историки обнаружили на Армянском нагорье следы древней цивилизации. Полемика по этому вопросу ведется в научных и околонаучных кругах по сей день.

Однако Урарту как государство пришло к закату уже в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития. Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Современные ученые признают, что генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами могут свидетельстовать заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов. Также можно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного древнего государства.

Античные источники

"Греческая версия" этногенеза армян возводит этот народ к Арменосу Фессальскому, одному из участников экспедиции аргонавтов. Свое имя этот легендарный прародитель получил по названию греческого города Арменинона. После путешествия с Ясоном он обосновался на территории будущей Армении. Эта легенда известна нам благодаря греческому историку Страбону, который писал, в свою очередь, что узнал её из записей военачальников Александра Македонского.

По всей видимости, учитывая отсутствие более ранних источников, именно в годы походов "царя мира" это предание и возникло. В принципе, это не удивительно. В то время была даже распространена версия о греческом происхождении персов и мидийцев.

Более поздние историки - Евдокс и Геродот говорили о фригийском происхождении армян, находя схожесть двух племен в одежде и языке. Сегодняшние ученые признают, что армяне с фригийцами - родственные нации, развивавшиеся параллельно, но никаких научных доказательств происхождения армян от фригийцев до сих пор не найдено, поэтому обе греческие версии этногенеза армян можно считать околонаучными.

Армянские источники

Основной версией происхождения армян вплоть до XIX века считалось предание, оставленное "отцом армянской историографии" и автором труда "История Армении" Мовсесом Хоренаци.

Хоренаци возводил армянский народ к легендарному прародителю Хайку, который по дохристианской версии мифа был титаном, по христианской - потомком Иафета и сыном родоначальника армян Фогарма. По мифу, Хайк вступил в схватку с тираном Междуречья Белом и победил его. После Хайка правил его сын Арам, затем его сны Арай. В этой версии армянского этногенеза считается, что от Хайка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья.

Хайасские гипотезы

В середине прошлого века в армянской историографии стали популярны так называемые "хайасские гипотезы", в которых первородиной армян становится Хайас - территория восточнее Хеттского царства. Собственно, в хеттских источниках Хайас и упоминается. Армянские учёные, такие как академик Яков Манандян (бывший приверженец миграционной теории), профессор Еремян и академик Бабкен Аракелян написали научные работы на тему новой "колыбели армян".

Основная до этого времени миграционная теория была признана "буржуазной".

Изложение хайасской теории стали печатать в советских энциклопедиях. Однако уже в 60-е годы XX века она подверглась критике. В первую очередь, со стороны заслуженного востоковеда Игоря Дьяконова, издавшего в 1968 книгу "Происхождение армянского народа". В ней он настаивает на миграционно-смешанной гипотезе армянского этногенеза, а "хайасские теории" называет ненаучными, поскольку по ним слишком мало источников и доказательной базы.

Цифры

По одной из гипотез (Иванова-Гамкрелидзе) центром формирования индоевропейского языка являлась восточная Анатолия, находившаяся на Армянском нагорье. Это так называемая глоттальная теория, то есть основанная на языке. Однако формирование индоевропейских языков шло уже в IV тысячелетие до нашей эры, а время предположительного заселения Армянского нагорья - I тысячелетие до нашей эры. Первое упоминание армян - в записях Дария (520 год до н.э.), первые тексты - V век нашей эры.




Top