Мария Журавлёва: “Даже если ребенок не станет известным виолончелистом, музыка может пробудить в нем другие таланты”. Особенности конструкции виолончели

  • Найдите такого учителя, который вдохновит вас всегда стремиться к большему. Крайне важно чувствовать уверенность в своих силах. Преподаватель, который вам нравится, но который не поправляет ваши ошибки или просит вас делать то, чего вы делать не хотите, вряд ли сможет помочь вам добиться целей.
  • Кисть, которая прижимает струны, всегда должна быть выгнута дугой.
  • Не забывайте, что вам может понадобиться много времени, чтобы научиться хотя бы играть чистые звуки на виолончели. Даже многим профессиональным музыкантам это удавалось не сразу. Если вы умеете играть на бас-гитаре, вам будет проще; скрипачам и альтистам потребуется больше времени; все остальные потратят на это очень много времени и сил. Могут пройти месяцы, прежде чем вы добьетесь приемлемого звучания, а от хорошей игры вас могут отделять годы. К сожалению, такова действительность.
  • Многие начинающие музыканты хотят играть сюиты Баха. Если вы только начали обучение, скорее всего, первую сюиту вы сможете сыграть только через 5 лет занятий (через 3 года, если вы способны и много занимаетесь). Сюиты написаны по возрастанию сложности. Шестая сюита - это одно из самых сложных произведений для виолончели, и даже не все профессиональные музыканты способны исполнить ее на должном уровне. И хотя вы можете выучить ноты, одно дело - уметь прочитать их и совсем другое - сыграть пьесу.
  • Наслаждайтесь занятиями! Найдите такого же начинающего музыканта, как вы, и играйте с ним дуэты либо присоединитесь к оркестру.
  • Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается. На протяжении года или двух ваш инструмент будет время от времени издавать визгливые звуки. Вы будете играть простые произведения, а иногда вам будет казаться, что вы совсем не продвигаетесь вперед. Помните - вы двигаетесь вперед. В определенный момент вы сможете перейти к более сложным и интересным произведениям.
  • При настройке виолончели не перетягивайте струну - она может лопнуть, отскочить и ударить вас по рукам или лицу. Чтобы избежать такой ситуации, настраивайте инструмент с помощью тюнера или держите его вдали от лица.
  • Заучивайте произведения наизусть. Играйте медленно с метрономом: начинайте медленно, затем увеличивайте темп. Не спешите, разбивайте музыкальный текст на части.
  • Когда вам надоест играть одно и то же, попробуйте транспонировать пьесу в другую тональность. Это значительно усложнит задачу.
  • Сидите прямо на краю стула. Ступни должны быть прижаты к земле.
  • Один раз в неделю играйте только то, что сами захотите.
  • Создайте специальную таблицу, куда вы сможете вносить результаты занятий в течение недели. Это позволит вам продвигаться к своей цели.
  • Выбирайте интересные произведения. Импровизируйте.
  • Время от времени записывайте свою игру на диктофон. Каждые несколько недель переслушивайте старые записи - вы сможете отчетливо услышать разницу. Кроме того, так вы сможете услышать, что вам удается плохо, и поработать над этим.
  • Вы должны будете освоить три ключа: басовый, теноровый и скрипичный. Басовый ключ используется чаще всего, но через несколько лет занятий вы начнете встречать теноровый ключ, а затем и скрипичный. Большая часть концертных партитур требует умения обращаться со всеми тремя ключами.
  • Начните играть в оркестре или небольшом коллективе. Это научит вас играть в ансамбле, и вы сможете делать успехи гораздо быстрее. Кроме того, так вы будете разучивать больше произведений.
  • Освойте другие музыкальные инструменты, в особенности фортепиано. Хотя у вас, скорее всего, не будет достаточно времени, чтобы уделять другим инструментам столько же внимания, сколько виолончели, навыки игры никогда не будут лишними.

Методическая разработка на тему «Начальный этап развития игры на виолончели»


Автор : Смирнова Елена Владимировна, преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска
Назначение: Данный конспект может быть полезен преподавателям ДМШ, ДШИ, педагогам дополнительного образования.
Цель : Воспитание любви к музыке, формирование первоначальных навыков игры на виолончели.
Задачи :
Развивающие:
1.стимулировать развитие эмоциональности;
2.обогащать воображение;
3.развивать память и мышление,
Образовательные:
знакомить с инструментом, приобщать и погружать в музыкальную культуру.
Воспитательные:
воспитывать творческую активность, волю, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях.
На первых уроках работы с учениками очень важно начинать с постановки
левой руки отдельно от правой, так как левая рука изменяет высоту звука, которую нетренированное человеческое ухо воспринимает легче, чем тембровую окраску виолончели. Ребёнку на начальном этапе обучения проще следить за движениями одной руки и интонацией, чем за движением смычка и координацией рук. Поскольку игра на инструменте – занятие для ребёнка незнакомое и довольно трудное, то важно не перегружать его сложными объяснениями и обилием задач, а постараться превратить его в максимально
интересное увлекательное занятие. Исходя из своего опыта и наблюдая за опытом других педагогов на первых уроках работы с начинающими, я пришла к выводу, что с детьми 5-9 лет очень важно начинать занятия с разминки для рук и пальцев:
1) Чтобы пальчики были круглыми, нужно покрутить кончиками пальцев каждой руки мягкую ягодку-например клюкву, а чтобы её не раздавить, надо делать это упражнение легкими движениями пальцев, не напрягаясь.
2) Упражнение для нахождения опоры руки на кончик пальца. Сначала можно делать упражнение на столе: для этого нужно бросать руку на каждый палец, ощущая её тяжесть на конце пальца. Обязательно следить, чтобы в суставах не было острых углов, а ладонь приняла форму купола.
3) Упражнение разрабатывающее суставы пальцев левой руки: стоя на опоре, поочерёдно постукивать каждым пальцем, следить за тем, чтобы кисть не меняла своего положения.
Начинаем постановку левой руки с игры в первой позиции в узком расположении. В этом расположении первый и четвертый пальцы охватывают малую терцию, а средние – полутон. Это положение наиболее удобно на начальном этапе, т. к. рука испытывает наименьшее напряжение. Дети дошкольного и младшего школьного возраста легко усваивают сложный материал в стихотворной форме:
Если сдвинуть на струну
Пальцы в линию одну,
В стройный ряд, как буквы в строчке,
Чуть согнув, как молоточки-
Будет каждый палец твой
Звук хранить особый, свой.
А большой под гриф поставим,
Под вторым стоять заставим.
Про него не забывай
И по чаще проверяй,
Чтобы он подвижным был,
Вверх на шейку не давил.

(Б. Потребухин)
С первых уроков необходимо давать учащемуся возможность музицировать. В этот довольно сложный для ученика начальный период занятий необходимо заложить учащемуся правильное представление об интонации, о темперированном строе. На данном этапе ученика нужно постараться научить слышать и интонировать ноты в объёме первой позиции. Упражнение на развитие левой руки, очень хорошо запоминается ребёнком в стихотворной форме:
Пальцы чуть пошире ставь,
Друг от друга их отставь.
Этим малым расстояньям
Есть особое названье.
Их запомнить нам нетрудно-
Это малая секунда.
Между наших пальцев встал
Самый малый интервал
И в себе содержит он
Помни: только полутон.

(Б. Потребухин)
Работу над интонацией с учениками необходимо начинать с пения. Мы поём мажорные и минорные тетрахорды нот, которые находятся на каждой струне, затем мажорные и минорные гаммы в одну октаву, под аккомпанемент на фортепиано. Это делается для того, чтобы учащийся начал слышать и интонировать тон - полутон, и мажор – минор; а также короткие мотивы на основе их на каждой струне, а затем на разных струнах. При этом обращается внимание на конец фразы, движение мелодии и динамические оттенки. В это же время усваивается нотная грамота. Дети любят придумывать свои слова к известным песенкам, при пении со словами становится проще попросить ребёнка повторить лишний раз сыграть. Со временем, когда слух уже настроится и у ученика закрепится прочный навык правильного положения руки, можно дать ему возможность помузицировать на уроке, исполняя pizz. например, поиграть с ним в унисон или в октаву, в терцию. Движения на грифе должны быть подчинены слуху, строго организованны в ритме, таким образом закрепляется двигательный навык. Постепенно надо приучать ребёнка самого следить за правильностью и свободой своих движений. На первых уроках можно заложить не только постановку руки в первой позиции, но и давать подготовительные упражнения к смене позиций (скольжение вверх- вниз по грифу), беглости (поворот кисти вверх-вниз при соответствующем движении пальцев-от первого к четвертому и наоборот), и даже ставки (на мячике вверх- вниз). Когда у ребёнка появится некоторый слуховой опыт при игре на виолончели, а также правильные двигательные навыки и понятие об интонации, необходимо вести работу над постановкой правой руки и звукоизвлечением, а далее и объединением действий рук.

Методическая литература :
Х. Беккер, Д. Ринар. Техника и искусство игры на виолончели. Москва. Музыка. 1978
Б. Потребухин Методическое пособие (маленькому виолончелисту) Москва. Музыка. 1994
Р. Сапожников.Основы методики обучения игре на виолончели. Москва. Музыка. 1967

Виолончель - струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века.


Игра на виолончели



Игра на виолончели

Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель - обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей.



Виолончель такого же строения, что и скрипка, однако значительно больших размеров.

На виолончели играют сидя, ставя её перед собой и упирая в пол особой ножкой с остриём (шпилем).

Принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели - те же, что и на скрипке, однако, вследствие больших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели несколько ограниченнее.

Строй струн виолончели: C, G, d, a (до, соль большой октавы, ре, ля малой октавы), то есть на октаву ниже альта.

Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк - от C (до большой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Ноты пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.

Интересно, что название виолончели на итальянском, немецком и английском языках абсолютно одинаково - violoncello, также как и его короткий вариант - cello (более употребителен в английском).

Выдающиеся виолончелисты

Пабло Казальс
Пьер Фурнье
Морис Марешаль
Поль Тортелье
Андре Наварра
Антонио Янигро
Жаклин Дюпре
Йо-Йо Ма
Мстислав Ростропович
Александр Кузнецов
Наталия Гутман
Константин Миньяр-Белоручев
Видео: Виолончель на видео + звучание

Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).
В XVII-XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци, Доменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса. В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Джованни Габриэли. К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняя из музыкальной практики виолу да гамба. Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пабло Казальса. Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами.
Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения.
Техника игры на виолончели[править | править исходный текст]

Мстислав Ростропович с виолончелью Дюпора работы Страдивари.
Принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели - те же, что и на скрипке, однако, вследствие бо́льших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели усложнена. Применяются флажолеты, пиццикато, ставка большого пальца и другие приёмы игры. Звук виолончели сочный, певучий и напряжённый, в верхнем регистре на нижних струнах слегка сдавленный.
Строй струн виолончели: C, G, d, a (до, соль большой октавы, ре, ля малой октавы), то есть на октаву ниже альта. Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк - от C (до большой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Ноты пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.

До появления в конструкции виолончели шпиля инструмент удерживали икрами ног.
При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце XIX века (до этого инструмент удерживали икрами ног). На современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение, несколько облегчая технику игры.
Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель - обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким (кроме контрабаса, который иногда в нём применяется) из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей. В оркестровой партитуре партия виолончелей пишется между партиями альтов и контрабасов.

Мария Юрьевна Журавлёва с сыном – Сергеем Антоновым

Мы не раз слышали и читали: все закладывается в детстве. В том числе, и успех будущего музыканта.

О том, как привести ребенка к музыке и как помочь ему на этом пути – педагог ЦМШ по классу виолончели Мария Юрьевна Журавлева.

– Мария Юрьевна, когда и чем Вас очаровала виолончель?

– Вообще, первый мой музыкальный опыт – это фортепиано. Я окончила музыкальную школу как пианистка. Моя мама, Галина Сергеевна Журавлева, была преподавателем фортепиано московской ДМШ № 16 им. Я. Флиера. Я училась у нее.

Так сложилось, что среди моих подруг было много виолончелисток. Мне очень нравилось, как они играли! Я восхищалась их ансамблями, теми произведениями, которые они исполняли…! В один прекрасный момент я сказала: «Хочу попробовать играть на виолончели». Мне шел 14-й год. По всем музыкальным канонам это очень поздно! Тем не менее, педагог по виолончели Любомудрова Нина Павловна решила начать со мной заниматься.

Спустя три года я поступила в музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, класс виолончели Дихтяр Татьяны Александровны. Именно она и сделала из меня как настоящего музыканта, так и педагога.

– Трудно ли было перестроиться с фортепиано на виолончель?

– Самая главная движущая сила в обучении – это слово «хочу». Если этот фактор присутствует, все преграды отступят. Мне очень хотелось играть на новом, для меня, инструменте. Кроме того, я уже знала нотную грамоту, теорию музыки, поэтому у меня все шло довольно легко.

– На первый взгляд, между скрипкой, альтом и виолончелью много общего: форма, принцип игры – смычок… Тем не менее, своя специфика у виолончели есть…

– Все эти инструменты – близкие родственники. Во все времена композиторы объединяли их в квартеты: две скрипки, альт и виолончель. Однако, эти инструменты все же разные. Например, скрипка имеет очень маленькое расстояние на грифе, у нее все близко. В случае с виолончелью, расстояние больше, а вертикальное положение грифа подразумевает большую нагрузку на левую руку, поэтому и ее постановка у нас идет иначе.

– Глядя на играющего виолончелиста, можно подумать, что его труд физически тяжел – весьма крупный инструмент, который надо поддерживать…

– Распространенный вопрос. Я отвечу так: у виолончелистов нет разделения на женский и мужской тип игры, т.е. такие показатели, как объем кисти, ширина плеч не имеют решающего значения для будущего музыканта. Человек играет сидя, инструмент упирается шпилем в пол, таким образом, серьезной физической нагрузки нет. Если бы было иначе, то, наверное, мы не знали бы многих женщин-виолончелисток.

Конечно, ребятам, у которых большая кисть и широкие плечи, в чем-то легче, но, тем не менее, самое важное – это умение, дар, терпение и хорошее соображение. Доказательство тому – виолончелистка, профессор Московской консерватории Мария Константиновна Чайковская, которая отличается своей миниатюрностью.

– Вы работаете в ЦМШ более 30 лет. Скажите, пожалуйста, насколько популярна виолончель? Замечаете ли рост интереса к этому инструменту?

– Для меня этот вопрос – животрепещущий. Абсолютное большинство мамочек хотят, чтобы их детки играли на рояле. Учиться игре на виолончели идут те, у кого по каким-либо причинам, не получилось заниматься скрипкой. И в разные годы эта тенденция в целом сохранялась. Если представить это в цифрах, то получится примерно так: 10 человек хотят стать пианистами, 6-7 – скрипачами, и только 1-2 человека приходят, чтобы заниматься виолончелью.

Конечно, сталкиваться с такой реальностью обидно. Мне кажется, это результат стереотипов, о которых мы уже говорили. На самом деле, виолончель – очень красивый по звучанию музыкальный инструмент, с великолепным «голосом» и широкими выразительными возможностями.

– С какого возраста можно начинать обучение игре на виолончели?

– Если ребенок достаточно развит, знает буквы, у него есть поддержка строгой мамы или бабушки, можно начинать с 5-6 лет. Если же он гиперактивен, не может сконцентрироваться на занятиях, не готов слушаться педагога, то, конечно, стоит подождать лет до 7-ми. Замечательно, если в раннем возрасте у детей есть возможность слушать классическую музыку, петь, заниматься чем-то развивающим.

Очень хорошо, если до виолончели они попробуют играть на фортепиано. В дальнейшем этот опыт поможет, т.к. клавиатура рояля достаточно понятна: есть клавиши, которые соответствуют определенным нотам. По сравнению с фортепиано, виолончель – сплошная абстракция – только смычок и четыре струны.

– Довольно часто мамы и папы маленьких виолончелистов сталкиваются со странной проблемой: дети после первого года обучения отказываются играть на инструменте дальше. Родители этот факт объясняют тем, что уже очень долгий и непростой постановочный период у новичков. Ваши комментарии?

– У педагогов-виолончелистов есть очень большая проблема – отсутствие учебного материала. Приходит ко мне 6-летний начинающий музыкант, а у меня от силы 10 простых пьесок. Когда они сыграны, происходит резкий рывок к более трудным произведениям. Естественно, ребенок на это реагирует: «Мне трудно, я больше не хочу и т.д.» Педагог, особенно молодой, тоже начинает нервничать. Мамы-бабушки помочь не могут. Вскоре занятия прекращаются…

На мой взгляд, необходимо придерживаться двум законам педагогики: постепенность и последовательность. К сожалению, имея на руках то ограниченное число материалов, которое у нас есть сейчас, мы не сможем следовать этим педагогическим правилам. Опытные педагоги делают свои собственные разработки, сочиняют собственные произведения, чтобы решить проблему, чтобы маленький музыкант с удовольствием шел на занятия.

Ведь в раннем возрасте самое главное – удержать интерес к музыке, к инструменту. И делать это надо путем простых и понятных заданий. Я всегда стараюсь объяснить эту простую истину, как начинающим педагогам, так и родителям детей. На самом деле, если вдруг у мам и пап вдруг появятся какие-либо вопросы относительно музыкального образования, я буду рада лично ответить на них. Пожалуйста, не стесняйтесь, пишите мне на почту: [email protected]

– Буквально на днях наша «фирменная» серия «Библиотека ЦМШ» пополнилась еще одной новинкой – Вашей авторской работой «Может быть, мой ребенок Моцарт?» Почему возникло желание подготовить подобное издание?

– Ответ вытекает из предыдущего вопроса: чтобы помочь начинающим виолончелистам, их педагогам и их родителям. Столкнувшись на собственном опыте с проблемами, я решила заняться своим проектом. Это мои разработки. Я много читала, готовилась. Работать над своей книгой я начала 10 лет назад.

– Ваше издание – это серия красочных карточек с рисунками, заданиями, нотами, раскрасками. Почему Вы выбрали именно такую форму, а не учебник в классическом понимании?

– Сразу оговорюсь: это – не самоучитель. Это именно набор учебных карточек. Мне хотелось, чтобы моя книга-подарок была удобна и понятна, поэтому я выбрала такой формат. В наборе – 24 карточки-урока. С одной стороны каждой – яркая и красочная информация для ребенка, с другой, черно-белой, – методика для педагога и родителей.

Каждый урок – новая карточка, новые задания, но малыш не замечает, что последующий материал немного труднее, чем предыдущий. Все происходит в игровой форме. Использовать мою книгу можно для занятий с детьми 5 – 7 лет. Материал рассчитан на три месяца. Это первая часть, «Осень», из цикла моих уроков. В дальнейшем хотелось бы опубликовать «Зиму», «Весну» и «Лето».

– Название Вашей книги – «Может быть, мой ребенок Моцарт?» Если спустя годы, выяснится, что все-таки, не Моцарт, что в концертные залы чадо сможет пойти только в качестве зрителя, стоит ли считать время, потраченное на занятия музыкой, потерянным?

– Ни в коем случае! Без музыки наша жизнь теряет много красок, эмоций, вдохновения. Даже если Ваш ребенок не станет известным виолончелистом или пианистом, музыка может пробудить в нем другие таланты, развить интеллект, творческие способности и стремления, воспитать хороший вкус.

– За годы работы в ЦМШ Вы воспитали большое число ныне известных музыкантов. Борислав Струлёв, лауреат юношеского конкурса имени Чайковского в Москве, лауреат конкурса ARD в Мюнхене Татьяна Васильева, лауреат второй премии XV Международного Конкурса Чайковского Александр Рамм, Ваш сын, лауреат первой премии на Конкурсе Чайковского 2007 года, Сергей Антонов в списке выдающихся учеников. В чем секрет подобного педагогического успеха?

– Секретов особых нет. Самое большое педагогическое счастье – это открыть индивидуальность. Все мои ученики – очень разные. Например, Сергей, мой сын, – левша. Было очень непросто научить его работать смычком правой рукой. Таня приехала ко мне из Новосибирска с абсолютно неправильной постановкой рук. Мало кто верил в нее.

Борислав не любил быструю музыку. Он потрясающе исполнял медленные сочинения, а виртуозные не хотел играть. С Александром Раммом было очень непросто строить общение: по природе своей обидчивый и упрямый, он долго не раскрывался… Но мы преодолевали трудности, пытались раскрыть таланты, найти свою изюминку. У нас это получилось.

– Фраза из Вашей новой книги: «Самое главное – это начало пути в музыке». Каким оно должно быть?

– Простым, понятным, интересным и радостным!

Наше досье

Мария Журавлёва – выпускница Московской государственной консерватории. С 1981 года – педагог ЦМШ по классу виолончели.

В 2014 году была признана «Лучшим педагогом года» в номинации «Виолончель». Успешно проводит мастер-классы во многих городах России, а также в Южной Корее и США.
Является автором книги «Может быть, мой ребенок Моцарт?»




Top