Мемуарист. Значение слова, что означает

МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА – литература в жанре мемуаров (франц. mémoires, от лат memoria память), разновидность документальной литературы и в то же время один из видов «исповедальной прозы». Подразумевает записки-воспоминания исторического лица о реальных событиях прошлого, очевидцем которых ему довелось быть. Основные предпосылки труда мемуариста – строгое соответствие исторической правде, фактографичность, хроникальность повествования (ведение рассказа по вехам реального прошлого), отказ от «игры» сюжетом, сознательных анахронизмов, нарочито художественных приемов. Эти формальные признаки сближают мемуары с жанром дневника, с той существенной разницей, что, в отличие от дневника, мемуары подразумевают ретроспекцию, обращение к достаточно отдаленному прошлому, и неизбежный механизм переоценки событий с высоты накопленного мемуаристом опыта. в воспоминаниях История моего современника (1954) так выразил идеальные устремления мемуариста: «В своей работе я стремился к возможно полной исторической правде, часто жертвуя ей красивыми или яркими чертами правды художественной. Здесь не будет ничего, что мне не встречалось в действительности, чего я не испытал, не чувствовал, не видел».

По своему материалу, достоверности и отсутствию вымысла мемуары близки к исторической прозе, научно-биографическим, автобиографическим и документально-историческим очеркам. Однако от автобиографии мемуары отличает установка на отображение не только и не столько личности автора, сколько окружавшей его исторической действительности, внешних событий – общественно-политических, культурных и т.д., к которым в большей или меньшей степени он оказался причастен. В то же время, в отличие от строго научных жанров, мемуары подразумевают активное присутствие голоса автора, его индивидуальных оценок и неизбежной пристрастности. Т.е. один из конструктивных факторов мемуарной литературы – авторская субъективность.

Мемуарная литература – важный источник историографии, материал исторического источниковедения. В то же время по фактической точности воспроизводимого материала мемуары практически всегда уступают документу. Потому историки вынуждены подвергать событийные факты из воспоминаний общественных и культурных деятелей критической сверке с имеющимися объективными сведениями. В случае, когда некий мемуарный факт не находит ни подтверждения, ни опровержения в доступных документах, свидетельство о нем рассматривается историографией как научно состоятельное лишь гипотетически.

Устойчивые признаки мемуаров как формы словесности – фактографичность, преобладание событий, ретроспективность, непосредственность свидетельств, что никак не обеспечивают «чистоты жанра». Мемуары остаются одним из наиболее подвижных жанров с чрезвычайно нечеткими границами. Далеко не всегда мемуарные признаки свидетельствуют о том, что читатель имеет дело именно с мемуарами. Так, на первой странице наделенной всеми вышеназванными признаками книги С.Моэма Подводя итоги (1957) автор предупреждает о том, что это произведение – не биография и не мемуары. Хотя его взгляд неизменно уходит в прошлое, основная установка здесь не в воссоздании былого, а в исповедании художественной веры, подведении итогов полувекового литературного пути. По жанру книга Моэма – не мемуары, а развернутое эссе.

В 19 в., по мере развития принципа историзма, уже достигшая зрелости мемуарная проза осмысляется как важный источник научно-исторических реконструкций. Сразу же дают о себе знать попытки злоупотребления такой репутацией жанра. Возникают псевдомемуары и разнообразные мемуарные мистификации. Особенно явно эти тенденции заметны в сочинениях, посвященных сугубо мифологизированным фигурам истории и уже завершившимся циклам прошлого. Как следствие, возможны досадные исторические заблуждения в трудах, построенных на неосновательных мемуарных источниках. Так, Д.С.Мережковский в своем этюде об А.С.Пушкине из цикла Вечные спутники (1897) всю концепцию творчества поэта выстроил на записках приятельницы Пушкина А.О.Смирновой. Однако по прошествии нескольких лет выяснилось, что эти воспоминания целиком фальсифицированы ее дочерью, О.Н.Смирновой. Другой пример – мемуары Петербургские зимы Г.Иванова , посвященные воссозданию атмосферы предреволюционных лет «серебряного века». Есть основания считать его художественным текстом, основанном на условной литературной технике. Литература русской послереволюционной эмиграции, в которой мемуары вообще играли особо значимую роль, дала наряду с шедеврами прозы в жанре воспоминаний и множество образцов мистифицированной и фальсифицированной мемуаристики (поддельный «дневник» фрейлины императрицы Александры, покровительницы Г.Распутина А.А.Вырубовой и др.).

В литературе 19–20 вв. нередко под мемуары стилизуются сугубо художественные произведения с вымышленным сюжетом. Цель такого приема может быть разной: от воссоздания через жанр атмосферы времени (Капитанская дочка (1836) Пушкина, где использование в «Записках» Петра Гринева мемуарного жанра – одной из основных форм словесности 18 в. – выступает приемом стилизации «под екатерининскую эпоху») до придания тексту особой искренности, достоверности, композиционной свободы и иллюзии независимости от «воли автора» (Неточка Незванова (1849) и Маленький герой (из неизвестных мемуаров) (1857) Ф.М.Достоевского).

Нередко автобиографические произведения по своим литературным качествам неотличимы от мемуаров. Но эти жанры могут преследовать и разные задачи. Автобиография легче подвергается беллетризации, переходу в художественную словесность. Так, в автобиографической трилогии Л.Н.Толстого Детство (1852), Отрочество (1854), Юность (1857) воспоминания подчинены не собственно мемуарной, а художественной задаче – психологическому исследованию характера и творческому осмыслению важных для автора философских категорий (сознание, разум, понимание и т.д.). По этой причине в жанровом отношении трилогия Толстого ближе к роману , чем мемуарам.

Возможны и прямо противоположные случаи. Так, в Семейной хронике (1856) и Детских годах Багрова-внука (1858) С.Т.Аксакова главный герой выступает под вымышленным именем, что естественно для художественной литературы. Однако задача автора здесь сугубо мемуарная: воскрешение прошлого и его «атмосферы», правдивое воспоминание о былом. В жанровом отношении обе книги принадлежат именно к мемуарной литературе. Не случайно откровенно мемуарно-документальные Воспоминания (1856) Аксакова воспринимаются как непосредственное продолжение дилогии о Багрове.

Подвижности мемуарного жанра способствует и его стилистическая вариативность. Повествование здесь может быть отмечено и красочностью художественной прозы (Детство (1914) и В людях (1916) М.Горького), и публицистической пристрастностью (Люди, годы, жизнь (1960–1965) И.Эренбурга), и строго научным обоснованием происходящего (5–7 части Былого и дум (1852–1867) А.И.Герцена). Шаткость границы между мемуарами и художественными, публицистическими, научными жанрами определилась в русской и западноевропейской литературах уже к середине 19 в. Тому немало способствовали кризис романтизма и укрепление новой эстетики, нацеленной на подражание действительности в ее социальной конкретности, – эстетики реализма. В.Г.Белинский в статье Взгляд на русскую литературу 1847 года (1848) уже фиксирует эту жанровую аморфность мемуарной прозы: «Наконец самые мемуары, совершенно чуждые всякого вымысла, ценные только по мере верной и точной передачи ими действительных событий, самые мемуары, если они мастерски написаны, составляют как бы последнюю грань в области романа, замыкая ее собою».

Непревзойденный образец зрелой и в то же время чрезвычайно сложной в жанровом отношении, многосоставной мемуарной прозы – Былое и думы Герцена. По мере реализации замысла автора это сочинение превращалось из записок о сугубо личном, семейном прошлом в подобие «биографии человечества». Здесь достигается намеренное слияние жанровых признаков воспоминаний и публицистики, «биографии и умозрения», дневника и литературных портретов, беллетристических новелл, научной фактографии, исповеди, очерка и памфлета. В результате возникает такая литературная форма, которая, по словам автора, «нигде не шнурует и нигде не жмет». Герой книги – не сам автор (как в обычных, одномерных с точки зрения жанра мемуарах) и не современная ему история (как в исторических хрониках), а сложнейший процесс событийного и духовного взаимодействия личности и общества в определенную эпоху. Книга Герцена вышла за естественные границы собственно мемуарной прозы и стала важнейшим программным текстом эпохи «критического реализма» в европейской литературе. Характерно, что западная критика могла усматривать за этим текстом еще более широкое историко-литературное значение. Так, отзыв об авторе Белого и дум в одном из номеров лондонской газеты «The Leader» за 1862 завершался выводом: «Гете мог бы усмотреть в нем яркое подтверждение теории грядущей универсальной литературы».

В первой пол. 20 в. в эпоху т.н. «конца романа», когда литература переживала кризис традиционных условных форм и переключалась на пограничье между вымыслом и документом, появляется череда синтетических текстов (На западном фронте без перемен (1929) Э.М.Ремарка, Жизнь в цвету (1912) А.Франса, Шум времени (1925) О.Мандельштама , позднее в русле той же традиции – Алмазный мой венец (1978) В.Катаева и др.). В них мемуарное начало включено в органику художественной литературы. Исторический материал, реальная жизнь автора претворяется в факт искусства, а стилистика подчинена задаче произвести на читателя эстетическое воздействие. О зрелости и завершенности процесса «усыновления» мемуарной прозы художественной литературой 20 в. свидетельствуют факты пародийного использования ее законов в жанре романа (Признания авантюриста Феликса Круля (1954) Т.Манна).

Мера исторической содержательности мемуаров и сам тип их практического использования разными гуманитарными дисциплинами как источников во многом зависят от личности автора. Если мемуарист – яркая и чрезвычайно значимая для истории и культуры личность, то фокус интереса в читательском и исследовательском восприятии его текста неизбежно сориентирован на самого автора. Исторический материал при этом отходит на обочину внимания. Яркий пример сочинения такого рода – Десять лет в изгнании (1821) мадам де Сталь , выдающейся женщины эпохи, одной из блистательных писательниц и культурных деятельниц романтизма. Образец воспоминаний иного типа оставил герцог Сен-Симон. Его Мемуары (опубл. в 1829–1830) ценны прежде всего маленькими фактами, деталями, скрупулезно передающими атмосферу придворной жизни Парижа последнего двадцатипятилетия царствования Людовика XIV и периода регентства. Как следствие, воспоминания мадам де Сталь – объект внимания прежде всего литературоведов, мемуары Сен-Симона – историков. С 1940-х благодаря исследователям «Школы Анналов» (Л.Февр, Ф.Бродель , Ж. Ле Гофф и др.) историческая наука переживает всплеск интереса к запискам-воспоминаниям ничем не примечательных и непубличных людей. Их сочинения (по типу: «записки немецкого мельника середины 17 в.», «записки лондонского купца средней руки начала 18 в.» и т.д.) помогают восстановить объективную историю быта, выявить определенные социальные стереотипы, фиксирующие характерное, стандартное, а не исключительное. Мемуарная продукция такого рода – важный источник истории цивилизации и исторической социологии.

Свое происхождение мемуарная литература ведет от воспоминаний Ксенофонта о Сократе (4 в. до н.э.) и его Анабасиса (401 до н.э.) – записок о военном походе греков. Античные образцы жанра, к которым принадлежат также Записки о Галльской войне Юлия Цезаря (I в. до н.э.), безличностны и тяготеют к исторической хронике. Христианское средневековье (Исповедь (ок. 400) Бл. Августина , История моих бедствий (1132– 1136) П.Абеляра , отчасти Новая жизнь (1292) Данте и др. памятники) привносит в жанр развитое чувство внутреннего «я» повествователя, нравственный самоанализ и покаянную тональность. Раскрепощение личности и развитие индивидуалистического сознания в эпоху Возрождения, рельефно отраженные в Жизни Бенвенуто Челлини (1558–1565), подготовили расцвет мемуаристики в 17–18 вв. (Сен-Симон, кардинал Дж.Мазарини, Ж.-Ж.Руссо и др.)

В 19–20 вв. одним из ведущих жанров словесности становятся воспоминания писателей и о писателях. Тем самым формируется собственно литературная мемуаристика, свои воспоминания оставляют И.-В.Гете , Стендаль , Г.Гейне , Г.-Х. Андерсен , А.Франс , Р.Тагор , Г.Манн , Р.Роллан , Ж.-П.Сартр , Ф.Мориак и др.

В России мемуарная литература ведет начало от Истории о Великом Князе Московском (сер. 16 в.) Андрея Курбского . Важная веха в становлении личностного самосознания в русской литературе – автобиографическое Житие (1672–1675) протопопаАввакума . Яркие памятники русской мемуаристики 18 в. – Жизнь и приключения Андрея Болотова (ок. 1780), Собственноручные записки императрицы Екатерины II (опубл. в 1907), Записки (опубл. в 1804–1806) Е.Р.Дашковой, Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях (1789) Д.И.Фонвизина . Бурное развитие мемуарной литературы в России 19 в. связано с воспоминаниями Н.И.Тургенева, декабристов И.Пущина, И.Якушкина, М.Бестужева, литератора Н.Греча, цензоров А.Никитенко, Е.Феоктистова, писателей И.С.Тургенева, И.А.Гончарова и др. Фактическими подробностями в описаниях литературного быта 2-й пол. 19 в. ценны мемуары А.Я.Панаевой, Н.А.Огаревой-Тучковой, Т.А.Кузминской. Общественная обстановка этих лет отражена в Записках революционера (1899) П.А.Кропоткина, На жизненном пути (опубл. в 1912) А.Ф.Кони.

Оживление мемуарной литературы, связанное с чередой опубликованных в СССР и в эмиграции воспоминаний о предреволюционной и революционной эпохе, приходится на 1920–1930-е гг. (мемуары К.Станиславского, В.Вересаева, А.Белого , Г.Чулкова и др.).

Новый всплеск мемуарной словесности в СССР, вызванный «хрущевской оттепелью», начинается с середины 1950-х. Публикуются многочисленные воспоминания о писателях, не вполне укладывавшихся с структуру советской идеологии: В.Маяковском, С.Есенине, Ю.Тынянове и др. Выходят многочисленные мемуарные очерки К.Чуковского, Повесть о жизни (1955) К. Паустовского, сборники воспоминаний о Е.Шварце, И.Ильфе и Е.Петрове. В основанной издательством «Художественная литература» в 1960-е серии «Литературные мемуары» печатаются воспоминания А. и П.Панаевых, П.Анненкова, Т.П. Пассек, сборники мемуаров о Н.В.Гоголе, М.Ю.Лермонтове, В.Г.Белинском, Л.Н.Толстом, Ф.М.Достоевском.

С конца 1980-х публикуются материалы о художественной жизни «серебряного века» и воспоминаний представителей русской эмиграции (На Парнасе Серебряного века (1962) К.Маковского, На берегах Невы (1967) и На берегах Сены (1983) И.Одоевцевой, Бодался теленок с дубом (1990) А.Солженицына ,Курсив мой Н.Берберовой и др.), ранее не издававшиеся.

С начала 1990-х в России из-под пера современных политических и культурных деятелей выходит лавина мемуаров, многие из которых скорее является фактом общественной жизни, чем собственно литературы.

Вадим Полонский

Литература:

Геннади Г. Записки (мемуары) русских людей. Библиографические указания // Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских при Московском университете . 1861, кн. 4
Пыляев М.И. Записки русских людей // Исторический вестник, 1890. Т. 39
Указатель воспоминаний, дневников и путевых записок XVIII–XIX вв . М., 1951
Аннотированный указатель мемуарной литературы . Ч. 1, М., 1985. Ч. 2, 1961
Кардин В. Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность . М., 1961
Катанян В. О сочинении мемуаров // Новый мир, 1964, № 5
Елизаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм . Проза. М., 1982
Литературные мемуары XX века: Аннотированный указатель . 1985–1989 гг . М., 1995. Ч. 1–2



Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова мемуары

мемуары в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

мемуары

мемуаров, ед. нет, м. (фр. mйmoires).

    Литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником к-рых был автор (лит.).

    Одно из названий печатных трудов ученых учреждений (устар.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

мемуары

Ов. Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях сделанные современником или участником этих событий. Военные м.

прил. мемуарный, -ая, -ое. М. жанр.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

мемуары

    Литературное произведение, повествующее в форме записок от лица автора о событиях прошлого, участником или свидетелем которых он был.

    1. устар. Научные труды, записки.

      Собрание научных статей, издаваемых научным обществом или учреждением.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мемуары

МЕМУАРЫ (франц. memoires - воспоминания) разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был. Ср. автобиография.

Мемуары

(франц. mémoires, от лат. memoria ≈ память), воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками каких-либо событий. Создаются на основе личного опыта их авторов, но осмысленного в соответствии с их индивидуальностью и общественно-политическими взглядами времени написания М. Основным источником сведений для М. являются воспоминания авторов о пережитом, но наряду с ними порой используются различная документация, дневники, письма, пресса и т.п. М. зачастую представляют собой литературные произведения и составляют особый жанр, разновидностью которого являются автобиографии и путевые записки (см. Путешествие). Некоторые М. ≈ выдающиеся художественные произведения («Исповедь» Ж. Ж. Руссо, «Былое и думы» А. И. Герцена). Часто М. используются как средство политической и идеологической борьбы («Мысли и воспоминания» О. Бисмарка; «Воспоминания» С. Ю. Витте и др.), причём реакционные исторические деятели порой прибегают к искажению истины. М. являются и источниками историческими, т.к. в них отражаются события политической и военной истории, культурной жизни, быт и нравы общества и др. Ценность М. для исторической науки определяется их конкретностью, способностью отразить личное отношение автора к событиям, в которых он участвовал. Но субъективность и тенденциозность М. осложняют работу исследователя.

Близкие к М. сочинения были известны ещё в античности («Анабасис» Ксенофонта, «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря). Средние века дали ряд сочинений (главным образом в форме хроник , биографий, житий святых), сходных с М. и содержавших записи о виденном автором. Возникновение М. в современном понимании связано с Возрождением, с осознанием исторического значения человеческой личности, индивидуального опыта. В 18≈20 вв. сложилась большая, разнообразная по форме и всеобъемлющая по содержанию мемуарная литература. Авторами М. чаще всего являются политические и военные деятели, работники культуры и науки. В России появление М. относится к 17 в. («Житие протопопа Аввакума» и др.), расцвет их как литературного жанра начинается в 18 в. После Великой Октябрьской социалистической революции, в связи с демократизацией культуры и др. областей общественной жизни, в создании М. участвуют различные слои советского народа. Много М. посвящено Октябрьской революции 1917 и Гражданской войне 1918≈20, Великой Отечественной войне 1941≈1945 и др. важнейшим событиям истории СССР. Написание М. требует от их авторов правдивости, точности, чёткости классовых оценок. В СССР издаются серии М. ≈ «Военные мемуары» (Воениздат), «О жизни и о себе» (Политиздат), «Литературные мемуары» (Издательство художественной литературы).

Лит.: Минцлов С. Р., Обзор записок, дневников, воспоминаний, писем и путешествий, относящихся к истории России и напечатанных на русском языке, в. 1≈5, Новгород, 1911≈12; История советского общества в воспоминаниях современников, т, 1≈2 (в. 1≈2), М., 1958≈67; Кардин В., Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность, М., 1961; Черноморский М. Н., Работа над мемуарами при изучении истории КПСС, 2 изд., М., 1965; Курносов А. А., Приемы внутренней критики мемуаров, в кн.: Источниковедение. Теоретические и методические проблемы, М., 1969; Голубцов В. С., Мемуары как источник по истории советского общества, М., 1970; Гинзбург Л. Я., О психологической прозе, Л., 1971; Источниковедение, истории СССР, М., 1973.

А. А. Курносов.

Википедия

Мемуары

Мемуа́рная литерату́ра , мемуа́ры - записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор мемуаров был знаком. Важная особенность мемуаров заключается в претензии на достоверность воссоздаваемого прошлого и, соответственно, на документальный характер текста, хотя в действительности не все мемуары являются правдивыми и точными.

Мемуары не тождественны автобиографии и хронике событий, хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить исторический контекст собственной жизни, описывает свои действия как часть общего исторического процесса. В автобиографии же (например, « Исповедь курильщика опиума », « Исповедь » Руссо) упор сделан на внутренней жизни автора и на развитии его личности . От хроник современных событий мемуары отличаются субъективностью - тем, что описываемые события преломляются через призму сознания автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами.

Многие мемуары написаны лицами, игравшими видную роль в истории (Уинстон Черчилль, Шарль Де Голль, Екатерина II). Они могут охватывать значительный период времени, иногда всю жизнь автора, соединяя важные события с мелкими подробностями повседневной жизни. В этом отношении мемуары служат историческим источником первостепенной важности. Однако мемуаристы, не всегда осознанно, стараются представить себя перед потомками в выгодном свете, оправдать свои неудачи, что неизбежно ставит перед историком вопрос о достоверности изложенного. К примеру, расхожие представления о Челлини как о редкостном ловкаче и о Казанове как о неотразимом повесе восходят исключительно к их мемуарным запискам и другими историческими источниками не подтверждаются.

Примеры употребления слова мемуары в литературе.

Ценность мемуаров Анненкова состоит в том, что они помогают нам почувствовать атмосферу идейной борьбы вокруг Гоголя, хотя характер и острота этой борьбы не всегда верно раскрываются автором, Обладая крупными литературными достоинствами, работы Анненкова воскрешают портреты многих виднейших участников общественного и литературного движения своего времени, на широком фоне которого воссоздается образ Гоголя.

Эта черта мемуаров Анненкова получила положительную оценку со стороны Чернышевского.

Все это необходимо помнить при чтении мемуаров Анненкова, так как они не просто фиксируют виденное и слышанное, но являются вместе с тем и попыткой критического осмысления личности и творчества Гоголя.

В предисловии к его мемуарам , изданным в США, заместитель госсекретаря Тэлботт откровенно признает, что господин Арбатов стал другом Америки с 70-х годов.

В своем тихом Аренсбурге я, возможно, еще успею написать мемуары и несколько статей об истории германского рейдерства.

Повторяю, фамилия Атьки в мемуарах не названа, иначе зачем бы я вытягивал перед вами всю эту длинную цепь предположений и умозаключений?

Об Атьке я подумал сразу, едва нашел в мемуарах немецко-фашистского подводника упоминание о русском переводчике.

Жуков необоснованность репрессий в своих мемуарах подкрепляет еще и высоким процентом командиров-пролетариев, выходцев из рабочих и крестьян, а также большевизацией армии.

Если бы Эстергази сбежал в Англию или в Америку и продал там, как он иногда грозился сделать, свои мемуары и дневники, весь мир в один день узнал бы всю меру преступлений французской генеральской верхушки: и то, что они осудили Дрейфуса без вины, и то, что они знали о том, кто именно был автором бордеро, и то, что секретный документ, убедивший судей, был фальшивкой, подкинутой с их ведома в совещательскую комнату суда.

Князь Долгорукий сообщал ему о подавлении булавинского восстания, Ромодановский - о стрелецком бунте, Шереметев, Репнин, Голицын, Апраксин писали в кабинет лаконичные мемуары о том, как они воевали против шведов.

Вместе с тем местные предания - тоже ценнейший исторический источник, хотя и подлежит проверке и осмыслению, как и летопись, былина, мемуары .

Приходят на память эти слова Чехова, когда начинаю писать воспоминания, так непохожие на обычные мемуары .

Зато немецкий гелертер написал два толстенных тома, чтобы доказать, что мемуары Казановы являются весьма достоверным историческим источником восемнадцатого столетия.

Это были годы его мучительных отношений с Тучковой и вызванных ими бесконечных семейных конфликтов, между тем даже имени Тучковой не появляется в мемуарах .

Опережая события, скажу, что с немецким изданием мемуаров Грабина ничего не вышло.

Мемуары - этозамечательный повод рассказать потомкам о правдивых событиях своего времени. Это анализ собственной личности, выявление причинно-следственных связей жизни. Эмоциональная насыщенность повествования поможет проникнуться духом эпохи, понять суть мыслей автора. Значимый жизненный опыт делает мемуары бесценным примером для будущих поколений.

Происхождение слова

Слово «мемуары» происходит от французского memoires, что переводится как «воспоминания». Это слово впервые появляется в 1896 году. «Энциклопедический словарь» Ф. А. Брокгауза и И. Е. Ефрона рассказывает о жанрах мемуарной литературы.

С появлением письменности человеку было интересно записывать свои мысли, делать заметки о событиях. Мемуары образовались как жанр в XVI-XVII веке, когда пришло осознание неповторимости каждой человеческой личности. Ценность авторской мысли стала толчком к написанию литературной исповеди. Люди через свое личное мнение передавали аромат времени.

Кто писал мемуары?

Особую ценность представляют мемуары генералов, известных политиков. Они помогают воспроизвести арену сражений или Придворная жизнь, дипломатические интриги, религиозные скандалы описываются в очерках Маргариты де Валуа, герцога де Рогана, Ларошфуко, Людовика де Конде. Даже палачи в XVI столетии писали мемуары.

В наполеоновскую эпоху почти все генералы и приближенные к императору оставили после себя интересные литературные заметки.

Русские мемуары начинают свое повествование еще со смутного времени. Они представляют собой обычную хронологию событий. При Петре I массовый всплеск документальных записок вызвало противостояние Петра и царевны Софьи. Позднее военные походы, взятие городов описаны современниками царя.

При Екатерине II мемуары обрели четкую конструкцию. В них писываются нравы времени, политические разногласия, даются социальные характеристики.

В наше время литературная исповедь стала важной частью известных лиц. Актеры, военные, политики, дипломаты, врачи, медиумы пытаются оставить после себя след в литературном творчестве. Г. Форд, А. Кристи, Д. Рокфеллер, М. Горбачев, Г. Вишневская, М. Влади - описание жизни, событий, интересные встречи и размышления способен вобрать в себя жанр мемуаров.

Для чего пишут мемуары?

Для известных людей литературная исповедь - повод рассказать об увлекательных или значимых событиях, судьбоносных встречах. Кто-то стремится описать свой нелегкий путь, кто-то пытается оправдаться, кто-то пытается заработать денег на безбедную старость.

Чаще всего мемуары пишутся для того, чтобы снова пережить свою молодость, вспомнить ее важные вехи, смешные или грустные моменты.

Мемуары

Мемуа́ры

(от франц. mémoires – воспоминания), литературное повествование участника общественной, политической, литературно-художественной жизни о событиях, свидетелем или действующим лицом которых он был, о людях, с которыми он соприкасался. Мемуары являются разновидностью документальной литературы и в то же время одним из видов исповедальной прозы (автобиография, исповедь), примыкают к исторической прозе, очерку, биографии. Мемуары могут содержать воспоминания рядового человека о своей «обыкновенной» жизни, передавая аромат определённой эпохи, мысли, чувства, умонастроения и ожидания «средних» людей того или иного времени, того или иного социального, возрастного, психофизиологического или возрастного статуса. В этом плане мемуары относятся к жанрам, пограничным между собственно литературой и бытовыми письмами и дневниками, не рассчитанными на публикацию.
Зарождение мемуаров связывают с воспоминаниями Ксенофонта (ок. 445 – ок. 355 до н. э.) о Сократе и «Записками о галльской войне» Юлия Цезаря (100 или 102-44 до н. э.). В дальнейшей литературе выделяются «История моих бедствий» (1132–36) П. Абеляра , «Новая жизнь» (1292) Данте , «Поэзия и правда из моей жизни» (1811-33) И. В. Гёте , «Исповедь» (1766-69) Ж. Ж. Руссо , «Десять лет в изгнании» (неоконч., изд. в 1821) Ж. де Сталь; в русской литературе – «Былое и думы» (1855-68) А. И. Герцена , «Запечатлённый труд» (1921-22) В. Н. Фигнер, «Люди, годы, жизнь» (1961-65) И. Г. Эренбурга , трилогия В. П. Катаева «Святой колодец» (1966), «Трава забвения» (1967), «Алмазный мой венец» (1978); «На берегах Невы» (1967) и «На берегах Сены» (1983) И. В. Одоевцевой, «Глазами человека моего поколения» (опубл. 1988) К. М. Симонова , «Бодался телёнок с дубом» (1990) А. И. Солженицына . Особое место среди мемуаров занимают записки и воспоминания видных государственных деятелей, в т. ч. русской императрицы Екатерины II, главы английского правительства в период 2-й мировой войны У. Черчилля. Устойчивые признаки жанра: фактографичность, событийность, ретроспективность, непосредственность авторских суждений, живописность, документальность. Непременным свойством мемуаров является их субъективизм в отборе фактов, в их освещении и оценке; распространённый приём художественной характеристики – портрет. Мемуары – незаменимый источник сведений о событиях ушедшего времени, вкусах, нравах, обычаях, системе эстетических и духовных ценностей, важное подспорье для литературоведческих, социально-исторических и культурологических исследований. Мемуары в «чистом» виде могут отождествляться с произведениями художественной литературы мемуарного характера («Педагогическая поэма», 1933–1936, А. С. Макаренко ), нередко с «зашифрованными» персонажами («Алмазный мой венец» В. П. Катаева). Известны мемуары-мистификации (поддельный «дневник» фрейлины последней русской императрицы А. А. Вырубовой). В 20–21 вв. мемуары в форме воспоминаний, зарисовок, вымышленных диалогов, полемики «задним числом», дневниковых записей и т. п. – один из самых актуальных жанров. В России это так называемая «лагерная» литература, несущая не только правду о трагических страницах новейшей отечественной истории, но и мощный заряд социального и политического обличения: «Крутой маршрут» (1967-80) Е. С. Гинзбург, «Архипелаг ГУЛАГ» (1973) А. И. Солженицына, «Погружение во тьму» (1987) О. Н. Волкова, «Колымские рассказы» (1954-73) В. Т. Шаламова и др. К мемуарам относятся коллективные сборники воспоминаний, объединённые либо общностью авторов (профессия, возраст, национальность, биография, идейная, художественно-эстетическая близость), либо объектом воспоминаний (воспоминания современников об А. С. Пушкине , воспоминания участников литературного течения имажинизм ).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Мемуары

МЕМУАРЫ - фр. слово, записки современников о достопамятных событиях, в которых они принимали непосредственное личное участие, или известных им от очевидцев. Как исторические материалы и документы, записки имеют более или менее значительную ценность по значительности описываемых событий, по точности, достоверности, подробности и живописности сообщаемых сведений и в зависимости от личных свойств автора записок. Очень часто мемуары проливают свет и на личность составителя их. Представляя собою живое соединение бытовых реальных подробностей живой жизни с материалом научного значения, мемуары издавна составляют один из любимых отделов чтения исторического характера, и не раз были издаваемы с именами видных лиц мемуары, оказывавшиеся подложными. Классическая древность знает прекрасные воспоминания Ксенофонта о Сократе и записки автора о его Малоазиатском походе (Анабазис) и записки Юлия Цезаря о войне в Галлии, по форме представляющие подражание Ксенофонту, но более сухие. В отдельных исторических литературах разных стран находим необозримое количество мемуаров, начиная со средних веков, при чем частные записки проливают нередко свет на целые эпохи, недостаточно освещенные другими материалами. О русских мемуарах имеется обширный библиографический труд С. Р. Минцлова «Обзор записок, дневников, «воспоминаний», Новгород, 1911-12 г.г., 5 выпусков. См. Воспоминания .

В. Ч. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "мемуары" в других словарях:

    - (фр., от memoire память). 1) записки очевидца о событиях. 2) записки ученых обществ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕМУАРЫ записки современников о событиях и лицах, имеющих историческое значение,… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    Мемуары - МЕМУАРЫ фр. слово, записки современников о достопамятных событиях, в которых они принимали непосредственное личное участие, или известных им от очевидцев. Как исторические материалы и документы, записки имеют более или менее значительную… … Словарь литературных терминов

    мемуары - ов, мн. mémoire m. память. 1. ед. и мн. Сочинение, статья. Что касается пересланных.. мемуаров об артиллерии господина де Реми, то сошлюсь на то, что на днях уже сообщал об этом. 1731. Татищев Шумахеру. // Т. Зап. 148. Диссертация о… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    мемуары - МЕМУАРЫ, автобиография, воспоминания, записки … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    - (французское memoires воспоминания), разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был … Современная энциклопедия

    - (франц. memoires воспоминания) разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был. Ср. автобиография … Большой Энциклопедический словарь

    - (писать, читать) воспоминанія. Ср. Это я, недавно, въ мемуарахъ одного поэта прочелъ. Боборыкинъ. Трупъ. 2. Ср. Mémoire (memoria) память, записки, памятная запись. Ср. Memini, вспоминаю … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    МЕМУАРЫ, мемуаров, ед. нет, муж. (франц. mémoires). 1. Литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником которых был автор (лит.). 2. Одно из названий печатных трудов ученых учреждений (устар.). Толковый… … Толковый словарь Ушакова

Значение слова МЕМУАРЫ в Толковом словаре русского языка Ушакова

МЕМУАРЫ

мемуаров, ед. нет, м. (фр. mйmoires).

1. Литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником к-рых был автор (лит.).

2. Одно из названий печатных трудов ученых учреждений (устар.).

Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МЕМУАРЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЕМУАРЫ в Высказываниях известных людей:
  • МЕМУАРЫ в Словаре Одно предложение, определения:
    - книга о жизни, которую хотел бы прожить автор. …
  • МЕМУАРЫ в Афоризмах и умных мыслях:
    книга о жизни, которую хотел бы прожить автор. …
  • МЕМУАРЫ в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от франц. memoire - память, воспоминание) - вид эпической словесности: хроникальное и фактографическое повествование от лица автора, в котором …
  • МЕМУАРЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. memoires - воспоминания) разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых …
  • МЕМУАРЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. memoires, от лат. memoria - память), воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками каких-либо событий. Создаются на основе личного …
  • МЕМУАРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (франц. M?moires), записки современников — повествования о событиях, в которых автор М. принимал участие или которые известны ему от очевидцев. …
  • МЕМУАРЫ в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское memoires - воспоминания), разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых …
  • МЕМУАРЫ
    [от французского memoires воспоминания] 1) литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником которых был автор; 2) …
  • МЕМУАРЫ в Энциклопедическом словарике:
    ов, ед. устар. или ирон. мемуар, а, м. 1. Записки о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий. Писать …
  • МЕМУАРЫ в Энциклопедическом словаре:
    , -ов. Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий. Военные м. II прил. мемуарный, -ая, …
  • МЕМУАРЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МЕМУ́АРЫ (франц. memoires - воспоминания), разновидность док. лит-ры, лит. повествование участника обществ., лит., худ. жизни о событиях и людях, современником …
  • МЕМУАРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (франц. M emoires), записки современников? повествования о событиях, в которых автор М. принимал участие или которые известны ему от …
  • МЕМУАРЫ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    мемуа"ры, мемуа"ров, мемуа"рам, мемуа"ры, мемуа"рами, …
  • МЕМУАРЫ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ов, только мн. 1) Литературное произведение, повествующее в форме записок от лица автора о событиях прошлого, участником или свидетелем которых …
  • МЕМУАРЫ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: воспоминания, …
  • МЕМУАРЫ в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. memoires воспоминания) 1) автобиографические записки; воспоминания о событиях и лицах прошлого, прямо или косвенно причастных к жизни автора; …
  • МЕМУАРЫ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. автобиографические записки; воспоминания о событиях и лицах прошлого, прямо или косвенно причастных к жизни автора; 2. уст. научные …
  • МЕМУАРЫ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: воспоминания, …
  • МЕМУАРЫ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • МЕМУАРЫ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: воспоминания, …
  • МЕМУАРЫ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    мн. 1) Литературное произведение, повествующее в форме записок от лица автора о событиях прошлого, участником или свидетелем которых он был. …
  • МЕМУАРЫ в Словаре русского языка Лопатина:
    мему`ары, …



Top