Мордва характерные черты внешности. Мордва характерные черты

На вопрос какие свойства характера присущи мордве заданный автором * * лучший ответ это Обитая в плодородных лесных местностях, изрезанных реками и испещренных озерами, мордва с незапамятных времен (ранее XIII столетия) занималась земледелием, лесными промыслами, звериною охотою и рыбною ловлею. Подобные занятия рисуют миролюбивый характер мордвы. Но мирные ее занятия нередко нарушались опустошительными набегами завистливых сосе-дей - с северо-запада русских, с юго-востока татар. От столь страшных погромов часть мордвы покорилась русским, часть бежала к истокам Мокши (в нынешний Наровчатский уезд) , притаилась в лесах и основала поселение.
Мокшане крепко отстаивали свою независимость и только после сильных поражений уступали силе, покорялись то русским, то татарам, платили дань произведениями земли или звериными шкурами и, усыпляя таким образом врага, снова принимались за свои любимые занятия. Нам кажется, что только миролюбивым характером мордвы и можно объяснить, почему это племя так редко заявляло о своем политическом существовании и почему мы так мало знакомы с ее гражданским бытом. Впрочем, изучение быта нашего простонародья составляет современную задачу, за которую давным бы давно пора было приняться нашим ученым. Как бы то ни было, смотря на теперешнего мордвина, любуясь его кротким, но в то же время мужественным характером, нам невольно приходит в голову, что предки этих добрых людей терпеливо сносили иго своих победителей.
С покорением царства Казанского мордовская страна окончательно подчинилась владычеству русских. Плодородие земли влекло сюда служилых людей для поселения. Русские остроги росли с каждым годом и мало-помалу превращались в много-людные села и города. Словом, русский элемент с помощью колонизации постепенно усиливался, мужал и брал перевес над туземным. Пятивековое соседство русских, разумеется, не осталось без влияния: оно неминуемо должно было отразиться на характере и быте мордвы. Умственная неподвижность, грубые обычаи, суеверие и несознание необходимости улучшения хо-зяйства и домашней жизни, наверное, заимствованы мордвой от русских пришельцев.
Отличительные черты характера мордвы объяснить нетрудно. Наткнувшись на местность плодородную, довольно щедро наде-ленную дарами природы, защищенную густым лесом, богатую водой, мордва, естественно, должна была остановиться на ней. Когда же приложенные силы и уменье к обеспечению существования щедро вознаградились местными климатическими усло-виями, мордва крепко полюбила свою новую страну, и любовь к ней ясно выразила одиннадцативековым постоянным на ней пребыванием.
Обрисованные мною патриархальность мордвы, привязанность ее к родному селению, уважение к лесу, довольство и давно развившееся посильное умение пользоваться дарами окружающей природы - без сомнения, не что иное, как прямые следст-вия глубоко укоренившегося расположения к обитаемой ею стране.
Обычаи, обряды и суеверия. Мордва, говоря о массе, наделена от природы хорошими умственными способностями, имеет ост-рую память и довольно удачно судит о предметах серьезных. Но до сей поры она неграмотна и груба. У большинства ее умст-венные способности находятся еще в младенчестве и сильно подавлены различными заблуждениями и предрассудками.
Причина неграмотности и отсталости та, что мордвин крепко предан старине и недоверчив к нововведениям; по понятию его хорошо только одно старое, дедовское, хотя бы то было совершенная нелепость и бессмыслица. Отсюда ясно, почему мордва от чистого сердца верит домовым, лешим, оборотням, колдунам, ведьмам и богата она старинными обрядами, обычаями, приме-тами и поверьями для различных случаев семейной и общественной жизни. Многие из последних общи с русскими. Укажу более резко выдающиеся из них.

«Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя – эрзя и мокша.»

В августе во всем мире празднуется день коренных малочисленных народов. Почему-то в России привыкли эти два определения отождествлять: мол, если коренной, то обязательно малочисленный. В особенности это касается финно-угорских народностей, которые исторически населяли всю северную и центральную Россию от Уральских гор до Балтийского моря.

Валентина Алемайкина и Петрянь Андю

Как известно, со временем они ассимилировались с пришедшими с запада славянами и татарами с востока, многие перешли в православие и сегодня могут считаться прямыми предками современного русского человека. Так исчезли (как самостоятельный этнос) меря, мещера и мурома. Но и поныне остались народы, сохранившие свою уникальную культуру и родной язык.

Самые многочисленные коренные финно-угорские народы России – эрзя и мокша. По переписи населения 2002 года их суммарная численность составила более 800 тысяч человек. Большинство россиян знают эрзян и мокшан по более известному экзоэтнониму (т. е. внешнему названию) «мордвины» или «мордва». Однако считают, что это название ненаучное и неправильное. Более того – оно изначально носило пренебрежительную оценку сродни обидному прозвищу «чухна».

Вообще на практике весьма распространена ситуация, когда самоназвание народа и имя, под которым его знает весь мир, сильно различаются. Так, сами жители Финляндии никогда себя финнами не называли. Страна их именуется Суоми, а население – суомаляйсет. С мордвой ситуация совершенно иная. Дело в том, что как такового мордовского народа с субэтносами не существует вообще. Самое основное тому подтверждение – отсутствие мордовского языка. Более того, несмотря на безусловное родство эрзи и мокши и некую схожесть грамматических и лексических конструкций, эрзянин мокшанина никогда не поймет. Разница в языках примерно такая же, как у русских и поляков.

История эрзи и мокши началась задолго до начала новой эры. Вместе с другими племенами поволжских финнов они формировались в междуречье Волги и Оки. Впервые описаны еще древнегреческим историком Геродотом, который назвал их андрофагами и тиссагетами. Долгое время они испытывали влияние других уральских, а также тюркских, германских и иранских народов, позже – славянских и татарских.

Известно, что эрзяне основали город Обран ош, на месте которого сейчас стоит Нижний Новгород. Примерно с XII века эрзяне и мокшане стали воевать с новгородскими и муромскими князьями и начали постепенно отходить на восток. Кроме того, эрзянские и мокшанские цари долго враждовали между собой. Так, изввестно, что мокшанский князь Пуреш в союзе с муромским князем Юрием разгромил эрзянина Пургаса. Нельзя утверждать точно, но, вероятнее всего, именно во время территориальных войн к эрзе прикрепилось русское название «морд-ва», которое позже распространилось и на мокшу. Окончательно покорил финно-угорских соседей русский царь Иван Грозный в 1540-х годах. Тогда знатные мордовские роды перешли в христианство и присягнули московскому царю. Из эрзян и мокшан происходят древнейшие российские дворянские династии Баюшевых, Разгильдеевых, Еникеевых, Мордвиновых и многих других.

В дореволюционной России, чтобы избежать путаницы, разделяли эрзянскую и мокшанскую мордву. А в статус государственного обидный экзоэтноним перешел при советской власти, когда в 1928 году образовался Мордовский округ, который сейчас именуется Республика Мордовия с центром в Саранске. Тогда-то и началась путаница с национальностями. Большинство эрзян и мокшан живут в отрыве от народной культуры (три четверти общей популяции – за пределами Мордовии). По незнанию они причисляют себя к несуществующей национальности – мордве.

Выходцы из эрзи и мокши сыграли немалую роль в истории России. Мало кто знает, что непримиримый православный реформатор патриарх Никон, гроза старообрядцев и скоморохов, по национальности был эрзянин. Из эрзян происходят русские певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева, а также модель Наталья Водянова. Среди известных мокшан – писатель, актер и режиссер Василий Шукшин, многократная чемпионка по легкой атлетике Светлана Хоркина, скандально известный бизнесмен Евгений Чичваркин...

На основании указа президента России от 11 января этого года в 2012 году готовится празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, учитывая духовную и культурную общность. Дата хоть и весьма условная, но тем не менее важная.

Значительную роль эрзя и мокша сыграли и в истории Санкт-Петербурга. Вместе с другими поволжскими народами они были среди первостроителей Петербурга при Петре I. Позже, правда, они почти ассимилировались с русскими. Еще в 1834 году корреспондент газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Максим Попов ездил в мокшанскую деревню описывать быт этого народа. Несмотря на то что мокшане в статье были выставлены совершенными варварами, их современные потомки на газету не в обиде. Как говорит мокшанская писательница Валентина Дмитриевна Алемайкина, «наши осторожные крестьяне, скорее всего, просто не открылись журналисту и оттого показались ему дикарями. Но ценной информации в статье очень много, и это радует».

Основные беды эрзи и мокши – те же, что и у большинства коренных народов. Все меньше людей учат родной язык, все меньше помнят свои корни. И тем не менее энтузиасты работают над тем, чтобы эрзянская и мокшанская культуры были максимально приспособлены к современным реалиям. В 2004 году краеведом и собирателем фольклора Александром Шароновым было закончено составление народного эпоса «Масторава». На мировой этносцене известны эрзянские нео-фолк-группы «Торама» и «Морденс».

В Петербурге живет и работает Петрянь Андю, главный редактор Эрзянского народного сайта в Интернете и эрзянской версии свободной энциклопедии «Википедия». Последняя была составлена при активном содействии амерканского энтузиаста Джака Рютера, который эмигрировал из США специально для изучения эрзи, много лет прожил в Мордовии, а сейчас занимается наукой в Финляндии.

К сожалению, эрзянских и мокшанских краеведов иногда обвиняют в национализме. На самом деле в их деятельности нет ни грамма политики. Как говорит Андю, «мы не националисты, мы просто спасаем родную культуру от полной ассимиляции».

Эрзя и мокша. Становление народностей

В России на данный момент проживает более 150 различных народов, каждый из которых по-своему интересен, самобытен, имеет собственные традиции и обычаи. Одним из таких народов является мордва. Происхождение этого народа уходит корнями в первые века нашей эры. До прихода славян на территории Средней Оки хозяйничали финно-угорские племена, позже названные историками "древнемордовскими". В течение последующего тысячелетия эти племена разделились на две основные группы. Одни называли себя "эрзя", другие - "мокша", но для многих соседних племен они всё еще оставались одним народом - мордва. Внешность, быт, культура и традиции у эрзян и мокшан тоже стали отличаться. Антропологические признаки, украшения костюма, погребальные обряды за долгое время приобрели у мордовских народов настолько специфические черты, что современные археологи, исследуя мордовские археологические памятники, могут точно определить, к эрзянским или мокшанским относились те или иные захоронения.

Ассимиляция мордвы

Становление этих двух народностей прошло долгий и нелегкий путь.

На протяжении долгого времени они контактировали с татарами, волжскими булгарами, хазарами и прочими многочисленными соседями. Все это в конечном итоге и повлияло на происхождение мордвы. Ее культура, традиции, быт складывались под влиянием соседей. Очень многое у чужих народов заимствовала тогда мордва. Внешность мордовского населения может многое сказать об ассимиляции с соседними племенами, межэтнические браки не только разрешались, но и приветствовались. В XI-XII веках среднюю полосу России стали заселять славянские племена, неся с собой христианскую религию. Вскоре территория вошла в состав России, а население подверглось христианизации. Ассимиляция с русским населением происходит и по сей день. Оказывают влияние друг на друга русский народ и мордва. Внешность эрзян отличается значительным присутствием светлокожих сероглазых блондинов и блондинок, в то время как среди мокшан преобладают черноглазые и черноволосые мужчины и женщины со смуглой или желтоватого цвета кожей, что говорит об их родстве с татарами и чувашами.

Современные проблемы мордвы

Сейчас много говорят об объединении этнических народностей эрзя и мокша. Одна территория, одни предки, да и жили все время бок о бок. Многие из жителей Мордовии и близлежащих регионов уже давно называют себя "мордва". Внешность и характер, культура и традиции всё чаще теряют уникальность и самобытность, сливаясь с чертами других народностей. Но есть одна вещь, один барьер, который преодолеть сторонникам объединения никак не удастся. Это - национальный язык. На протяжении веков формировались эрзянский и мокшанский языки. В них - история народа, история своих предков. При разделении на две ветви в какой-то момент общий язык стал практически неузнаваемым. Сейчас мокшанин не поймёт ни слова по-эрзянски, а эрзянин - по-мокшански, но обе народности всеми силами стараются сохранить и передать потомкам особенности своего национального языка. Наверное, в наличии такого могучего оружия и заключается сила единства народа.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Мордва. «Я - Эрзя"», 2006


Общие сведения

МОРДВ‘А, - экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации, народ в России, коренное население Мордовии. Численность в России 1072,9 тыс. человек, в том числе в Мордовии 313,4 тыс. человек, в Башкирии (31,9 тыс. человек), Татарии (28,9 тыс. человек), Чувашии (18,7 тыс. человек), Самарской (116,5 тыс. человек), Пензенской (86,4 тыс. человек), Оренбургской (68,9 тыс. человек), Ульяновской (61,6 тыс. человек), Нижегородской (36,7 тыс. человек), Саратовской области (23,4 тыс. человек), в Сибири и на Дальнем Востоке (более 80 тыс. человек). Живут также в Казахстане (30 тыс. человек), на Украине (19,3 тыс. человек), в Узбекистане (11,9 тыс. человек). Общая численность 1150 тыс. человек.

По данным Переписи населения 2002 года численность мордвы, проживающих на территории России, составляет 845 тысяч человек. По данным переписи населения 2010 года, 744 237 человек в России назвали себя мордвой, в том числе мокшанами и эрзянами 49 624 и 84 407 человек соответственно. В самой Республике Мордовия 283,9 тыс. человек назвали себя мордвой, в том числе 47,4 тыс. и 79,0 тыс. - соответственно мокшей и эрзей. Причина в том, что многие представители старшего поколения привыкли к тому, что еще во время советского периода в графе национальность представителям мокшан и эрзян разрешалось указывать только именование «мордвин».

Мордва состоит из двух субэтносов - эрзя (самоназвание) и мокша (самоназвание). В Мордовии мокша расселена преимущественно в её западных и южных районах, эрзя - в восточных.

Выделяются и небольшие этнографические группы: теньгушевская Мордва, именуемая иногда "шокшей" (по селу Шокша), проживающая в основном в Теньгушевском районе Мордовии, и каратайская Мордва, именуемая иногда "каратаями" (по селу Мордовские Каратаи), в Камско-Устьинском районе Татарстана. Будучи эрзянской, теньгушевская группа Мордвы подверглась частичной ассимиляции со стороны мокши, а каратайская Мордва, которую одни исследователи считают мокшанской, другие - эрзянской, третьи - эрзя-мокшанской, оказалась под сильным влиянием татар.

Цикл аудиолекций «Народы России» — Мордва


Говорят на мокшанском и эрзянском языках финно-угорской группы уральской семьи. В эрзянском языке выделяются диалекты: центральный, западный (приинсарский), юго-восточный (присурский), северо-западный (приалатырский), теньгушевский; в мокшанском - диалекты: центральный (в бассейне верхней Мокши и реки Иссы), юго-западный (районы верхнего и среднего течения Вада и Виндрея), северо-западный или западный (район нижнего Вада и Виндрея). Диалекты в языках Мордвы, проживающей за пределами Мордовии, изучены недостаточно. Распространён также русский язык. Письменность на русской графической основе.

Верующие - православные. Мордва исповедует православие, лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций.

Для дохристианских верований мордвы характерен политеизм. Божества были женские (ава): Вирь-ава - божество леса, Ведь-ава - божество воды, Тол-ава - божество огня, Кудо-ава - божество дома и мужские (атя), они считались мужьями женщин-богинь - Вирь-атя, Ведь-атя, Тол-атя. Верховный бог именовался Шкай, или Нишке. Совершались моления богам, во время которых приносились жертвы. Моления устраивались также в начале важных хозяйственных работ - выгона скота, пахоты, сева. Несмотря на раннюю христианизацию мордвы, многие традиционные верования до сих пор сохраняются.

Предки Мордвы - финно-угорские племена - населяли Волго-Окско-Сурское междуречье во 2-й половине 1-го тысячелетия до нашей эры. Этноним Мордва (Mordens) впервые упомянут в 6 веке. В процессе выделения эрзи и мокши (с 6-7 веков) большую роль сыграла территориальная обособленность древнемордовских племён Окско-Сурского междуречья и более южных, проживающих в верховьях рек Суры и Мокши.

На протяжении длительного времени Мордва контактировала с тюркскими народами (волжско-камскими болгарами, татарами) и Древней Русью. Этнической консолидации способствовали рыночные отношения и возникновение раннегосударственных объединений в 11-13 веках (видимо, летописная Пургасова волость и др.). Связи с русскими усилились после добровольного вхождения Мордвы в состав Русского государства в конце 15 века. К середине 18 века Мордва в основном была обращена в православие. Хотя Мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки язычества, часть из которых синкретизировалась с православием.

Основное традиционное занятие Мордвы - пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее - пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы. Промышленность была представлена полукустарными предприятиями.

В Мордовии была создана многоотраслевая промышленность, в сельском хозяйстве созданы крупные механизированные зерновые хозяйства, развито животноводство на промышленной основе. С 1990-х годов в сельском хозяйстве всё шире распространяются разные формы арендного подряда, фермерство.

Традиционные типы мордовских поселений в прошлом - деревни и сёла уличной планировки. Жилище - двух- или трёхраздельная изба со среднерусской планировкой, у мокши иногда - с западным вариантом южнорусской (см. в статье Русские). Для мордовской деревни характерно интенсивное обновление жилого фонда.

Важную роль в жизни мордовского села играла территориальная община, которая на основе обычного права регулировала многие стороны экономической, общественной и культурно-бытовой жизни. Долгое время сохранялась родовая организация. Род состоял из патриархальных семей, во главе каждой стоял куд-атя (кудо - дом, атя - старик), родом руководил покштян (покш - большой, атя - старик). Каждые род имел свое кладбище, священную рощу, где производились моления, знак собственности - тавро.

Основа традиционного женского костюма Мордвы - рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя распашная одежда - типа халата из белого холста (эрзя - руця, мокша - мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин. Специфическое нагрудное украшение - застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам). У эрзи она имела форму незамкнутого овала, у мокши была трапециевидной. Своеобразно набедренное украшение эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия.

Разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, высокие, на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Старинная обувь - лапти (мокша - карьхть; эрзя - карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами. Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком - щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами - селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас.

Для мордвы вплоть до начала XX были характерны большие патриархальные семьи численностью 30-40 человек, затем стали преобладать малые семьи. До распространения христианства существовало многоженство.

До начала 20 века наряду с малой индивидуальной семьёй у Мордвы существовала большая неразделённая семья из 3-4 поколений потомков по мужской линии. В советское время распространилась малая семья. Между родственными семьями сохраняются традиционно близкие отношения; они совместно отмечают семейные праздники, оказывают взаимопомощь при строительстве дома, уборке урожая и др. Многочисленны межэтнические браки.

Традиционный свадебный обряд сопровождался причитаниями невесты, приговорами дружки и других участников. Специфическими обрядами были угощение невесты кашей её родственницами накануне свадьбы, а также наречение молодухи невесткой (мазай, павай, вежей и др.) в семье мужа. В современной свадьбе переосмысленные и трансформированные традиционные обряды органично переплетаются с новыми элементами.

Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство, девушку выдавали замуж за мужчину на 10-15 лет моложе ее. Традиционные мордовские имена создавались на основе слов, обозначающих те или иные черты характера или даже оттенки чувств.Паруш - от слова «паро» - хороший. Вечкас, Вечкан, Вечковат, Вечкенза - от слова «вечкемс» - любить. Учай, Учват, Учесь, Учан - от «учемс» - ждать.

Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни.

В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, "корильные" и величальные песни на свадьбе); песни - семейно-бытовые, эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.

В 1990 в Саранске было учреждено культурно-просветительское общество "Масторава", ставящее своей задачей "самовыражение и реализацию воли народа".

Н.Ф. Мокшин, Т.П. Федянович

Очерки

От Видайкина до Чевтайкина

В письменных источниках энтоним «мордва» появляется рано. В VI веке готский историк Иордан писал о народе Восточной Европы Mordens. В Х веке византийский император Константин Порфирогенет упоминал страну Мордию (Mordia), которая была в десяти днях пути от Печенегии. В западноевропейских источниках средневековья мордва фигурирует под такими названиями, как Mordani, Merdium. В дневнерусских летописях мордвичи упоминаются уже в XII — XIII веках.Само же слово «мордва» происходит из ирано-скифских языков. В иранском языке mard значит мужчина. До XIII века мордва расселялась на территории между Окой на западе и Сурой на востоке, северная граница ее проходила по Оке и Волге, а южная — по рубежу леса и степи. Эрзя заселяла северную часть этого региона, а мокша — южную. Территория мордвы стала входить в состав русских земель, начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 году с падением Казанского ханства. Формирование национальной государственности у мордвы начинается с 1925 года, когда на территориях, заселенных мордвой, начали создаваться национальные административные единицы — волости и сельсоветы. В 1928 году в составе Средневолжской области был создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 году в автономную область, в 1934 году возникла Мордовская АССР, которая в 1991 была переименована в Республику Мордовия. Она расположена в бассейне рек Мокши и Суры на Восточно-Европейской равнине. Численность мордвы приближается к тремстам тысячам человек. Общая же численность мордвы в России — более 800 тысяч, а в мире — 1 миллион 150 тысяч человек.

Исторически так сложилось, что мордовский народ эволюционирует в виде двух групп: эрзя и мокша. В нынешней Мордовии эрзя проживает в основном в районах, расположенных к востоку от ее столицы — города Саранска, а мокша — к западу.Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский — три, на основе этих диалектов были созданы литературные языки. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, русский язык — родной. Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники датируются XVII — XVIII веками. Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие. На втором месте по значимости находилось животноводство. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов, — охота, рыболовство, бортничество. Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделяются мокшанский и эрзянский комплекты одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. Поселения мордвы разнообразны.

Уже в русских летописях говорится о селах, погостах, зимницах и твердях (городищах-убежищах), с конца XIII — начала XIV века появляются города. Для северных районов проживания мордвы был характерен гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами. Планировка поселений — беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная. Различны были и размеры поселений — от 150—300 дворов в лесной зоне и до 1000 дворов в южных степных районах. Постройки в основном срубной конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. Основным кровельным материалом на юге была солома, в северных районах использовался тес. Жилище было либо двухраздельным — жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Для мордвы вплоть до начала XX были характерны большие патриархальные семьи численностью 30—40 человек, затем преобладающими становятся малые семьи. До распространения христианства существовало многоженство.

Крещение мордвы началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине XVIII века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду. Христианский бог получил у мордвы имя дохристианского верховного бога. Он стал называться: Ине Шкай (Оцю Шкай).

Имя появилось неспроста

Традиционные мордовские имена создавались на основе слов, обозначающих те или иные черты характера или даже оттенки чувств.Например, имена Вечкас, Вечкан, Вечковат, Вечкенза — производные от слова «вечкемс» (любить). Женских мордовских имен сохранилось мало. Причина такого перекоса в том, что официальная документация оформлялась царскими властями, как правило, на мужское население. Поэтому женские имена сохранились преимущественно в фольклоре: Сыржа, Мазярго, Пае, Атюта, Кастуша, Сеняша, Сюмерге, Цеца.Современные имена мордвы мало чем отличаются от русских и от общехристианских имен. Они берутся, как правило, из календарей, но подвергаются адаптации и начинают звучать по-мордовски. Например, Захар произносится как Закар, Николай — Миколь, Федор — Кведор, Мария — Маре.До сих пор не принято, чтобы муж и жена называли друг друга по имени. При обращении друг к другу супруги обычно используют местоимение «тон» (ты) или окликательное междометие «эй». Что же касается собственно фамилий, то мордве их давали русские священники-миссионеры, а также чиновники и помещики. В таких случаях бралось имя отца или его прозвище и по типу русских фамилий (с окончаниями на -ов, -ев, -ин, -кин, -он, -ков, -енков) образовывались новые. Вот список достаточно распространенных мордовских фамилий (в их основе преимущественно дохристианские имена): Валгаев, Видайкин, Кижеватов, Кургашкин, Кочемасов, Лемдясов, Нарваткин, Нуштайкин, Пиняев, Паракшин, Рангаев, Сурайкин, Сыресенков, Симдянов, Ченгаев, Чевтайкин.Расстояние от столицы Мордовии Саранска до Москвы по железной дороге — 642 километра. Примерно столько же, сколько от Петербурга до Москвы. И поезда, между прочим, ходят в оба конца.




Top