Московский государственный университет печати. Структура и функции культуры

В современной культурологии уже довольно прочно закреплено понимание культуры как единой многофункциональной и многоуровневой системы, вбирающей и отражающей противоречия всего мира. Однако такое представление о культуре утвердилось далеко не сразу. Оно стало итогом интеллектуальной работы целого ряда мыслителей XIX-XX вв., намечавших и развивавших так называемыми систе мный подход . Собственно, в рамках системного подхода и стало возможным осмысление культуры как систе мы - функционирующей целостности феноменов, т.е. неразрывного единства элементов, находящихся в функциональном взаимодействии.

Как пишет современный отечественный специалист Ю.В. Осокин: «Системный подход в культурологии, культурологический подход - „дочерняя“ версия системного подхода, целенаправленно ориентированная на исследования культуры и культурных процессов». Системный подход принципиально отличается от традиционного, «классического» подхода, рассматривающего культуру как сложный объект, понимание которого возможно через постижение входящих в его состав частей - самостоятельных (и даже самодостаточных) элементов в составе простой («арифметической») совокупности. Скажем, через анализ достижений в искусстве, науке, философии и т.д. пытаться оценить уровень достижений какой-то конкретной культуры, охарактеризовать эту культуру через оценку результативности того вклада, который внесли в нее конкретные представители отдельных культурных сфер... Таков «классический» подход.

Подчеркивая специфику системного подхода, Ю.В. Осокин пишет, что он изначально основывается на принципе целостности изучаемого феномена и занимается исследованиями его свойств как единого целого , единой системы . При этом важно учитывать, что целое обладает качествами, которых нет у его отдельных составляющих. Иными словами, рассматривая культуру, исследователь не сможет понять всю ее глубину, если будет сводить изучаемое к простой сумме составляющих. Сторонники системного подхода настаивают, что культура и не может считаться такой суммой (простой совокупностью), ибо в реальности не было такого момента, когда разрозненные феномены и предметы «соединились», чтобы, суммируясь, определить облик той или иной культуры. Все проявления культуры вырастают в ней, из нее же самой и обладают ценностью только в единстве с другими проявлениями той же культуры.

Понимание культуры как системы и, следовательно, становление системного подхода происходило постепенно и в течение длительного времени. Развитию и утверждению нового взгляда на культуру в основном препятствовала инертность мышления ученых, находящихся под влиянием «классического» подхода к культуре, а также господство гегельянского объективизма в философской интерпретации феноменов окружающего мира. Тем не менее с развитием в XIX в. постклассических философских парадигм (в частности, субъективистского взгляда на человека у С. Кьеркего ра, А. Шопенга уэра, Ф. Ни цше и др.) происходит неуклонный сдвиг и в понимании культуры, изменение ведущего методологического принципа в ее интерпретации. Рассмотрим некоторые наиболее важные концепции, изображающие культуру в виде целостной системы. В настоящее время их можно считать классическими для системного подхода.

Начало системному рассмотрению культуры фактически было положено Эдуардом Бе рнетом Та йлором (1832-1917) в его работе «Первобытная культура» (хотя сам Тайлор и не говорил о своем подходе как о «системном»). На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой, формулируя целостное видение культуры первобытности в контексте теории аними зма - специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы, которая связывала в единое целое весь его практический опыт построения отношений с окружающим миром. Будучи сторонником эволюционной теории, Тайлор ставил перед собой конкретную цель - показать культурное единство и единообразие в развитии человечества на пути от «дикости» через «варварство» к «цивилизации». Первое же определение культуры, данное Тайлором, гласит: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (курсив наш. - С.П. ).

Как видим, Тайлор еще не порывает с «классическим» определением понятия культуры, пытаясь указать на ее составляющие (достижения, проявления). Вместе с тем отчетливо видно и перенесение акцентов на целостность культуры - указание на то, что культура есть некое целое, в котором ее составляющие утрачивают свой самостоятельный облик и смысл и не могут быть различимыми и понятыми вне этой целостности. Конечно, нельзя утверждать, что Тайлор поднял системный подход на высоту, необходимую для высокоэффективных исследований культуры. Скорее, он обладал некоторой интуицией системности, сослужившей ему хорошую службу при исследовании первобытной культуры. Но примечательно, что именно Тайлора высоко ценил американский культурантрополог Лесли Уайт - основатель научной культурологии, оказавший большое влияние и на становление системного подхода.

Категория «культура» понимается Уайтом как особый объект действительности, специфический класс социальных явлений. По его мнению, она представляет собой объективное образование (т.е. реальное, имеющее место в действительности), не зависящее от отдельного человека и человеческого сообщества и подчиняющееся внутренней логике развития. При этом культура рассматривается американским ученым как организованная интегрированная система, обладающая свойствами, не сводимыми к свойствам отдельных ее элементов. Оставаясь в значительной мере антропологом, Уайт подчеркивает, что, воспринимая род человеческий как единое целое, можно аналогичным образом рассматривать культурное множество «как единство - как культуру человека», таким образом исследуя сам феномен культуры.

В культуре как целостной системе Л. Уайт описывает три подсистемы , или стороны (функциональных проявления):

  • технологическую подсистему , которая характеризует взаимоотношения человека с природой, использование им технических средств и орудий труда, типы жилищ, особенности питания и т.д.; данная подсистема отражает материально-техническую сторону культуры, ее орудийно-производственную деятельность;
  • социальную подсистему , которая связана с общественными отношениями и соответствующими типами поведения, включая родственные, экономические, политические, военные, морально-этические и пр. отношения; здесь культура выступает как сфера общественного взаимодействия, социального обмена и сугубо межличностной коммуникации;
  • идеологическую подсистему , которая представляет собой сферу формализации и функционирования идей: верований, обычаев, а также различных видов знания; эта подсистема отражает отношения человека с самим собой - важное место в ней остается за процессами мышления, а также за различными способами обретения знаний, выработки установок, договоренностей и т.д.; именно здесь коренится то, что затем будет переходить к другим людям (действие социальной подсистемы) и, возможно, обретать грубые осязаемые материальные формы (действие технологической подсистемы).

По Уайту, культура как система находится над индивидом (вне индивида). Рассуждая об этом, он, в частности, писал: «Культура должна объясняться в присущих ей терминах, и, хотя это может показаться парадоксальным, непосредственным объектом изучения человечества оказывается вовсе не человек, а культура. Наиболее реалистическая и научно адекватная интерпретация культуры будет достигнута в том случае, если мы отвлечемся от существования самого человека». Эта мысль станет понятной, если принять во внимание системный характер рассмотрения культуры. Ведущая посылка Уайта сводится к тому, что культура представляет собой внебиологическое средство поддержания жизни биологического вида . Таким образом, согласно Уайту, системность феномена культуры определяется не только и не столько самим характером взаимодействия и взаимосоотнесенности его элементов, образующих целостное единство, но прежде всего наличием у культуры функции целеполагания , задаваемой самой природой культуры.

Идея культуры как целостной системы активно раскрывалась и в деятельности такого научного течения, как «британская социальная антропология», одним из ярких представителей которого был Брони слав Ка спер Малино вский (1884-1942). Понятие «культура» является для него центральным, а исследование протекает в области анализа форм социальных связей и социального контроля. Малиновский проводил изучение функциональности социальных институтов в структуре культуры как целого - их роль и значение для функционирования культурного организма (в частности, в своей работе «Функциональный анализ»). Малиновский показал, что разрушение одного из институтов культуры неизбежно (даже автоматически) ведет к нарушениям в системе социального взаимодействия. Культура - это способ социального контроля, своего рода культурный стандарт жизни, который реализуется в традиционном обществе. Культура складывается на базе основных, естественных потребностей человека, к которым примыкают и производные потребности. Способы удовлетворения основных и производных потребностей различны для разных типов культуры. Однако каждая культура как социальная система - самодовлеюща.

Приведенные выше модели системного подхода далеко не бесспорны. Но несмотря на свои противоречия и недостатки они предлагают реализацию весьма продуктивного подхода - рассмотрения культуры во всей ее целостности, единстве и полноте, а не как простой совокупности отдельных элементов.

Поскольку в настоящее время в культурологии доминирует системное восприятие культуры, то весьма часто культуру представляют в виде целостного организма, многообразного по деятельности и сложного по форме. В культуре как организме проявляются феномены двух порядков. Во-первых, функционирование (деятельность), протекающее как процесс и приводящее (или не приводящее) к определенным результатам. Во-вторых, субъекты (участники) этой деятельности, организованные по иерархическому принципу, - как разнопорядковые творцы культуры и агенты культурного процесса, выступающие от лица разнообразных структур (институтов) культуры. Признание актуальности этих сторон социокультурной жизни с необходимостью ведет к структурно-функциональному осмыслению системы культуры; в культурном организме взаимосвязанно функционируют: нравственность, религия, искусство, наука, философия, идеология, политика, мировоззрение и многое другое. Их сложное взаимодействие образует целостную ткань культуры.

Деятельность культуры как системы представляет собой процесс, направленный на достижение определенных целей и разрешение определенных задач, стоящих перед участниками культурного процесса. В этом смысле культура, как говорят, функционирует, выполняет специфические функции , т.е. проявляет деятельные стороны, присущие ее социальной природе. Ниже рассмотрим основные функции системы культуры.

Ведущей функцией культуры как системы является человекотворческая , или гуманистическая . Все остальные функции так или иначе связаны с ней или даже вытекают из нее. Эта функция выражает и воплощает основную цель культуры - всестороннее развитие человека, его творческих способностей и стремлений духа. В ней осуществляется основной механизм зарождения и формализации культурных ценностей (смыслов) - индивидуальное и коллективное творчество людей.

Важнейшей является трансляционная функция, связанная с передачей общечеловеческого (в том числе социального) опыта. Нередко ее называют функцией исторической преемственности, или информационной . В ней культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает как универсальный механизм передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной локальной общности (страны) к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества (как вариант: «коллективная память народа», - по определению отечественного культуролога Ю.М. Ло тмана). Разрыв культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкурти зма ) с вытекающими отсюда разрушительными последствиями.

Другой ведущей функцией системы культуры является познавательная (гносеологическая ) , которая тесно связана с первой и во многом обусловлена ею. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. При этом и сам процесс познания возможен и осуществляется исключительно в культуре. Культура нацелена на познание - познает сама себя.

Регулятивная (нормативная ) функция связана прежде всего с организацией и регулированием различных сторон общественной деятельности и личной жизни людей. В сферах труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей, в значительной мере определяя их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Эта функция опирается на такие нормативные системы, как обычаи, мораль, право.

Важнейшей в системе культуры является семиотическая (знаковая ) функция. Обладая знаковой природой и располагая в своем арсенале набором знаковых средств, культура предполагает приобщение человека к миру знаков, овладение соответствующим инструментарием. Без изучения знаковых систем культуры войти в ее смысл и получить доступ к ее достижениям практически невозможно. К примеру, естественные науки (физика, химия, биология и др.) располагают собственными знаковыми системами. Специфические языки необходимы для познания мира музыки, живописи, театра. Важнейшим средством овладения достижениями национальной культуры остается литературный язык (см. гл. 4).

Достаточно весома ценностная (аксиологическая ) функция, которая отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Критерием соответствующей оценки выступает, как правило, нравственное, интеллектуальное или духовное содержание.

Большое значение для личной и общественной жизни человека имеет функция приспособления (адаптационная ) . Культура как деятельный организм помогает человеку приспосабливаться к природным и социальным условиям и обстоятельствам. Многие считают эту функцию наиболее древней. Она проявляется на двух уровнях: приспособление к природной среде (помощь человеку в решении проблемы выживания в определенных природно-климатических условиях) и приспособление к социальной среде (помощь в адаптации к конкретным социальным условиям).

Итак, системный подход позволяет рассмотреть культуру в функциональной взаимосвязи с человеком (обществом). Перечень функций культуры может быть очень разным как по их количеству, так и по наименованиям. Главное в том, что культура - это мир деятельности, и каждый аспект этой деятельности служит одной цели - обретению и переживанию человеком гармоничного единства со всем сущим.

Помимо системных категорий имеет смысл рассматривать культуру с позиций ее внутреннего строения. На этом основан структурный подход . Так, в современной культурологии принято говорить о структуре (структурах) культуры, о ее составных компонентах, которые могут описываться вполне обособленно, в условном отрыве от функционального единства. Данный подход оказывается весьма эффективным с методической точки зрения - как удобный способ изучения отдельных явлений или компонентов культурной среды. Таких компонентов можно насчитать не один десяток, и многие из них представлены попарно: например, ядро и периферия культуры, мировая и национальная культура, городская и сельская культура, религиозная и светская культура, а также экономическая культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура, молодежная культура и т.д. Рассмотрим некоторые наиболее важные структуры культуры.

Прежде всего в структуре культуры необходимо выделить ядро (стержень ) , которое обычно определяют как стабильную целостность ведущих ценностных установок в конкретной культуре. Ядро культуры содержит доминирующие черты каждого ее элемента и выступает в роли основополагающего принципа творческой активности. Ядро культуры не существует «само по себе», как обособленный институт. Это набор ментальных свойств, которые обнаруживают себя в деятельности основных форм культуры, таких как религия, нравственность, наука и т.д. Однако именно благодаря ядру обеспечивается целостность конкретной культуры, ее неповторимый облик и эффективность осуществления функций, свойственных культуре. Специфика ядра той или иной культуры характеризуется иерархией составляющих его ценностей. К примеру, ядром древнееврейской культуры, основным компонентом составлявших ее ценностей была ветхозаветная (древнееврейская) религия, определявшая не только систему верований и священнодействий, но и этику, социальный и политический строй, хозяйственный и бытовой уклад. Конечно, религия не всегда выступает в роли ядра (например, в современном секуляризованном мире это могут быть ценности сугубо светского порядка), но в любом случае от него зависит менталитет культуры.

Наряду с ядром в конкретной культуре отчетливо представлена периферия , или так называемые внешние слои культуры. Как правило, периферия - это ценности и формы, не порожденные ядром, но тесно с ним связанные в силу исторических причин, а порой испытывающие значительное влияние доминирующих (стержневых) ценностей. Например, периферией западной средневековой культуры можно считать «смеховую» (карнавальную) культуру низовых слоев общества, эпическую культуру, унаследованную от варварского язычества, а также городскую культуру, опиравшуюся на ценности буржуазного свойства. Если под воздействием причин социально-исторического характера ядро культуры разрушается или трансформируется, то разрушается и трансформируется культура как целостность. Ядро обеспечивает устойчивость и стабильность культуры, а периферия более склонна к новациям и, конечно же, менее устойчива. Тем не менее периферийные ценности в какой-то момент могут выйти на первый план, образуя (или войдя в) ядро преемственной культуры (как это произошло, например, с буржуазной городской культурой Западной Европы в раннее Новое время).

Для отечественной культурологии XX в. типичным было вычленение в культуре таких составляющих, как материальная и духовная. Обычно эти две стороны культуры представлялись как антиподы, как самостоятельные виды культуры. Культурологи нового поколения склонны отрицать антагонистичность материальной и духовной сторон в культуре, воспринимая данное разделение как чисто условное и настаивая на органической целостности культуры. Действительно, тот культурный организм, с которым человек имеет дело в повседневной жизни, - это единство материальной и духовной жизни самого человека, неразрывность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется или, иначе говоря, единство материальных и духовных проявлений культуры.

Под материальной культурой принято понимать культуру труда и материального производства, культуру быта, культуру то поса, или места жительства (жилища, дома, деревни, города), культуру отношения человека к собственному телу, физическую культуру. Материальная культура включает в себя разнообразные артефакты, в которых природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь. В данном контексте вещь - это предмет, у которого свойства и характеристики заданы и воспроизведены творческими усилиями человека. Иначе говоря, материальная культура - это человеческое «я», отраженное в вещи; это человеческая душа, воплощенная в вещах; это дух, нашедший свое предметное выражение.

Раскрывая категорию «материальная культура», следует сказать, что с ее помощью описываются и разнообразные средства материального производства. Среди них - энергетические и сырьевые ресурсы (как органического, так и неорганического происхождения), геологические, гидрологические или атмосферные составляющие в технологиях материального производства. Здесь и орудия труда - от простейших орудийных форм до сложных машин. Сюда входят и разнообразные средства потребления, продукты материального производства, различные виды материально-предметной, практической деятельности человека, а также сами материально-предметные отношения человека в сферах технологии, производства или обмена. Необходимо подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире материального производства, существующего в конкретных сообществах. В ней также находят свое место архитектурные постройки, сложные технические сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и рукотворные ландшафты (в том числе произведения современного ландшафтного дизайна).

Наряду с этим материальная культура содержит в себе и материальные ценности прошлого (например, памятники архитектуры, археологические объекты и т.п.), а потому объем материальных ценностей культуры гораздо шире объема материального производства. Следовательно, нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Однако и то и другое оценивается культурологией с позиций приемлемости и эффективности создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его душевных свойств, духовных качеств, творческих потенций, самой сущности человека как субъекта культуры. Прямой зависимости между уровнем развития материально-технической стороны жизни и уровнем духовного развития человека, по всей видимости, не существует. Однако достижения материальной культуры могут способствовать (как и препятствовать) созданию различных средств для воплощения творческих идей и замыслов человека в его стремлении улучшить мир и самого себя.

Духовная культура выступает как многогранная система феноменов интеллектуально-эмоциональной жизни человека и охватывает познавательную, интеллектуальную и эстетическую деятельность людей, а также философский, нравственный, художественный, правовой, педагогический, религиозный срезы культуры. Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой - и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры могут существовать в разнообразных формах. Среди них - обычаи, нормы и стандарты поведения человека, сложившиеся в конкретных исторических и социальных условиях. Здесь сосредоточены нравственные, эстетические, религиозные, политические идеалы и ценности, а также разнообразные идеи и научные знания. Условно их тоже можно называть продуктами деятельности человека. Как и продукты материального производства, они используются в жизнедеятельности человека, в том числе и для удовлетворения его потребностей.

В настоящее время многие культурологи полагают, что духовная культура имеет приоритетную значимость, поскольку удовлетворение высоких духовных запросов человечества - миссия гораздо более важная и сложная. Кроме того, нужно учесть, что человек сохраняет способность дерзать и творить (в том числе и в материальной сфере), проявляя неисчерпаемую фантазию и гений, только руководствуясь потребностями своей души. Обратившись к истории культуры, можно убедиться, насколько величие человека проявлялось именно в сферах духовной культуры. При этом довольно часто материальные блага совершенно не принимались в расчет, и только запросы высшего порядка двигали им. Достаточно перечислить и проанализировать основные формы, в рамках которых функционирует духовная культура, чтобы понять ее значимость для человечества. К всеобщим формам , или институтам , духовной культуры относятся: миф, религия, нравственность, искусство, философия и наука. В каждой из этих форм человек по-разному может реализовать свое творческое начало. Каждая из них обладает своей специфически окрашенной смысловой составляющей, своими символическими инструментами и свойствами.

Миф - это исторически первая форма духовной культуры, которая сохраняется и в те культурно-исторические эпохи, когда мифологическое сознание утрачивает свое абсолютное господство. Миф представляет собой специфическое измерение внутренней (душевной) жизни человека, и суть его - в том, что он определяет бессознательное смысловое породнение человека с силами бытия, будь то бытие природы или бытие общества. Для мифа необходима синкрети чность (неразделенность) сознания у его носителей, выражающаяся в том, что человек не осознает свою идентичность, индивидуальность, са мость. В те исторические периоды, когда миф выступал единственной формой культуры, человек не мог отличить смысл от природного свойства, а потому все в природе становилось для него одушевленным: мир наполнялся со нмом родственных человеку существ (демонов, богов, духов и т.п.). С утратой мифом своего доминирующего положения меняются и разновидности мифотворчества (мифополагания). Миф занимает место одного из путей примирения человека с враждебной или дружественной ему реальностью (например, отождествление смысла индивидуальной человеческой жизни с коллективными интересами в тоталитарном государстве).

Религия , приходящая на смену мифу в качестве доминанты духовной культуры, тоже выражает потребность человека ощущать себя частью бытия. Однако отличие здесь заключается в том, что человек ищет свои жизненные основания не в окружающем мире (природе, космосе и т.д.). Развитая религия предполагает безусловную веру человека в бытие потусторонней (трансценде нтной) сферы, в которой существуют боги (бог). Таким образом, религия обожествляет не природу (природные свойства), а сверхприродные силы самого человека - прежде всего, дух , наделяемый свободой, творчеством и бессмертием. Помещая божественное за пределами космоса, понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия делает возможным освобождение человека от мифологической (первобытной) слитности с природой, обеспечивает преодоление синкретического мышления и внутренней (бессознательной) привязанности человека к природным явлениям и стихиям. Такое освобождение средствами религии (необязательно организованной в институциональном отношении) возможно и для современного человека: например, на путях освобождения от деструктивной привязанности к внешним проявлениям жизни и своим эгоистическим пристрастиям.

Возникновение нравственности становится возможным только после того, как преодолевается абсолютное господство мифа. Поскольку в мифологическую эру человек внутренне сливался с жизнью коллектива, то для его поведения не требовались средства сознательного контроля: это происходило на бессознательном уровне, благодаря программированию магическими табу (запретами). Преодоление синкретизма ведет к возникновению потребности в самоконтроле, поскольку теперь индивид осознает себя внутренне автономным от коллектива. Первыми нравственными регулятивами для него становятся: долг, стыд и честь. В дальнейшем возникает совесть - более сложный регулятив, соответствующий повышенному уровню внутренней автономности человека и формированию в нем зрелой личности. Постепенно нравственность начинает действовать как внутренняя саморегуляция, а не как нечто навязанное человеку извне, хотя это и не исключает сохранения специфических форм подчинения индивида неким внешним поведенческим стандартам (например, феномен моды). В любом случае развитая нравственность - это творческая реализация духовной свободы человека, которая ищет своего выражения через созидание, а не через ограничение.

Искусство как форма духовной культуры существовало параллельно с мифом и религией. Его появление стало неизбежным, как ответ на потребность человека в образно-символическом переживании и выражении значительных моментов и проявлений своей жизни. Считается, что искусство создает «вторую реальность», генерируя мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Утверждая свои ценности, искусство способствует развитию художественной деятельности человека, вовлекает его в художественное освоение действительности. Оно обогащает культуру духовными ценностями через творчество, через созидание и оформление субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы конкретного культурно-исторического периода. Важно также отметить, что само приобщение к миру искусства, самовыражение и самопознание индивида в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Философия , как теоретическое мировоззрение, исходит из понятия му дрости (от греч. sophia ) в качестве основополагающего. Интерпретируя это понятие в самых разнообразных вариациях, философия стремится выразить мудрость мыслительными средствами и категориями. Иначе говоря, философия - это теоретическое осмысление общечеловеческого опыта в постижении сущности бытия, включая бытие самого человека. Философия возникла как попытка преодоления мифа - внерационального института, в котором также выражалась мудрость, но в таких формах, которые не допускали ее критического осмысления и рационального доказательства. Рациональность - это основа классического философского метода (даже те философские школы, которые критически настроены по отношению к категории рациональности, обычно выражают свое миропонимание рационалистическими способами). Помимо этого, философия, обращаясь к смысловым основам сущего, видит вещи в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. А посему философия выражает именно человеческие ценности, сугубо человеческое отношение к миру. Это обстоятельство, по всей видимости, и дало немецкому философу Г. Гегелю основание называть философию теоретической душой культуры. Не случайно большинство классических культурологических теорий создано философами, занимавшимися поисками смысла культуры.

Наука представляет собой форму духовной культуры, в которой реализуется конкретная цель - рациональная реконструкция мира на основе постижения его существенных закономерностей. Будучи неразрывно связанна с философией (последняя весьма часто выступает как методология научного познания), наука все же имеет свои принципиальные отличия. Самое главное отличие сводится к тому, что наука не удовлетворяется абстрактными выводами, подкрепленными логической аргументацией, а ищет подтверждения своим гипотезам в эксперименте (опора на принцип верифика ции , т.е. проверяемости знания). Наука - это один из самых молодых институтов в структуре культуры (становление классической концепции науки относится к XVI-XVII вв.), который тем не менее оказывает значительное влияние на развитие культуры. Наука - это и особый способ производства объективных знаний, фактор выживания человечества, инструмент преобразования общественной жизни. Творческие возможности науки поистине колоссальны, и они все более и более глубоко преобразовывают культуру. Однако в последнее время в философской среде проявляется весьма заметный скепсис в отношении классической модели науки. В частности, ставится под сомнение сама возможность продуцирования человеком объективных знаний через так называемый научный поиск. Все чаще поговаривают о смерти науки в ее ценностном измерении. Существует также мнение о том, что наука - это один из вариантов мифа, т.е. особая мифологическая модель объяснения мироздания, ставящая во главу угла средства логического объяснения результатов эксперимента и наблюдений, модель, в чем-то изжившая себя и наносящая значительный вред духовному развитию человечества.

Проанализировав основные формы духовной культуры, можно убедиться в ее особой значимости для человека и общества. Но справедливости ради следует заметить, что нередко (и почти всегда) материальное и духовное идут не просто рука об руку, как две тесно связанные, но разные стороны действительности, а являют собой нерасторжимое целое. В самом деле, чтобы иметь возможность воплотить определенные художественные или интеллектуальные задачи, порой необходима солидная материальная база. Например, это относится к созданию масштабной кинопродукции, проведению дорогостоящих экспериментов с целью доказательства научных гипотез, возведению архитектурных шедевров и т.п. Но поскольку все явления культуры материального порядка определяются духовной составляющей, то именно духовную культуру следует признать доминантой в структуре культуры. Важно отметить, что и само подразделение на материальную и духовную культуру зачастую бывает чисто условным, ведь в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроницаемы. По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры невозможно отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой так называемое вертикальное сечение культуры, как бы «пронизывая» всю ее систему. В ряду примеров вертикального сечения можно назвать экономическую, политическую, экологическую, эстетическую и многие другие виды культуры.

Специальная литература

  1. Кнабе Г.С. Двуединство культуры // Его же. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима / Г.С. Кнабе. - М.: Индрик, 1994. - С. 17-28.
  2. Крёбер А.Л. Конфигурации культурного роста // Его же. Избранное: Природа культуры / А.Л. Крёбер. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 5-800.
  3. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1991.
  4. Малиновский Б. Магия. Наука. Религия / Б. Малиновский. - М.: REFL-book, 1998.
  5. Мелетинский Е.М. Общее понятие мифа и мифологии / Е.М. Мелетинский // Мифологический словарь. - М.: Советская энциклопедия,
    1991. - С. 653-657.
  6. Осокин Ю.В. Система культуры. Системный подход в культурологии // Его же. Современная культурология в энциклопедических статьях / Ю.В. Осокин. - М.; КомКнига, 2007. - С. 232-255.
  7. Осокин Ю.В. Введение в теорию системных исследований искусства / Ю.В. Осокин. - М.: Алетейя, 2003.
  8. Уайт Л. Понятие культуры / Л. Уайт // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - С. 17-48.
  9. Черносвитов П.Ю. Эволюция картины мира как адаптационный процесс / П.Ю. Черносвитов. - М.: Изд-во ГИИ, 2003.
  10. Элиаде М. Священное и мирское / М. Элиаде. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Культура - в широком смысле слова - все, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, морали и философии. Культура живет, дышит, совершенствуется вместе с нами и совершенствует нас. Люди, таким образом, являются создателями культуры и одновременно - ее созданиями. Рассматривая культуру как особое явление в жизни общества, не следует забывать, что она в конечном счете определяется социально-экономическими факторами. Важнейшие черты культуры (прежде всего идейное содержание) обусловлены ее принадлежностью к той или иной социально-экономической формации. культурный этнос социальный

Вопрос о функциях культуры, о происхождении и распространении на планете всего созданного человечеством - это тема поистине неисчерпаемая и ее систематическое освещение могло бы составить сотни, если не тысячи, томов. Несмотря на все свое многообразие, культура человечества едина и развивается по общим законам. Образ культуры, складывающейся из действий и знаний миллионов людей - в сотнях стран и за многие тысячи лет.

Есть в археологии понятие - культурный слой. Так именуют ученые слой земли, содержащий следы деятельности человека. В пещерах, где жили первобытные люди, на месте древнейших стоянок человека находят исследователи каменные орудия, золу, кости животных, черепки посуды, украшения и др. Эти находки позволяют восстановить картину производственной и духовной жизни человеческих коллективов в глубокой древности. Ныне культурный слой покрывает почти всю планету. Но что же следует понимать под словом «культура»? Договориться об этом ученым до конца и по всем пунктам до сих пор так и не удалось. 164 определения понятия «культуры» насчитали четверть века назад в научных работах американские ученые А. Кребер и К. Клакхон.

Культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Культура - это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. Что только не включается в понятие «культура»! Составляющие ее элементы связаны между собой. Имеет место, например, взаимосвязь между типом хозяйства и характером религиозных верований. С типом хозяйства связаны также некоторые характерные черты воспитания детей. Наличие различных внутренних взаимосвязей между частями и элементами культуры позволяет рассматривать ее как целостную систему. Однако следует иметь в виду, что такого рода связи большей частью весьма гибки и оставляют многим даже важнейшим чертам культуры значительную свободу.

При огромном многообразии культур разных народов на нашей планете часто можно по отдельным мелким деталям воссоздать достаточно полную картину культуры того или иного народа в целом.

Системность отдельных народов, культур, вместе составляющих общую культуру человечества, хорошо видна не только при сравнении обществ, располагающихся на одних и тех же ступенях общественного развития. Чрезвычайно интересно и полезно оказывается рассмотреть внутри отдельных культур те их черты, которые связаны с конкретными естественными, природными условиями и повторяются почти всюду, где эти условия сходны.

В целом же общие черты, имеющиеся в культуре разных народов, могут быть обусловлены самыми разнообразными факторами: общностью уровня их социально-экономического развития, сходством природной среды, традициями и т. д. В то же время культура чрезвычайно многолика, по-своему самобытна у каждого народа. Иногда в качестве основного фактора, объединяющего людей, указывают на общность их культуры и быта. Но нередко у совершенно разных народов наблюдается сходство в бытовой культуре и образе жизни. Дело в том, что народ, этнос, характеризуется не каким-то одним из этих признаков - только языком, только общей культурой и т.п., а их совокупностью.

Культура отдельных народов - скажем точнее, этнические культуры - отличаются друг от друга постольку, поскольку у разных народов действия, направленные на удовлетворение одних и тех же потребностей, выполняются часто по- разному. Различий можно насчитать великое множество. Их принято называть этническими или этнорегиональными, если они относятся к группе народов. Каждому народу присущие ему черты культуры представляются обыкновенными, естественными, нередко даже единственно правильными. Но его представителями особенности поведения и быта, обычнейшие поступки людей другого народа могут восприниматься как странные, более того, порою даже невероятные.

Есть у культуры значительная и важнейшая задача - преобразование мира. Она отвечает тем потребностям человека, каких нет ни у одного другого существа, воплощаясь, прежде всего в производстве материальных благ, орудий и средств производства. Явления культуры многогранны, способны поворачиваться к человеку разными сторонами.

Культура неразрывно связана с природой. Но при всей значимости влияния природных факторов на культуру было бы упрощением полагать, что они полностью определяют ее возникновение и развитие. Уровень общественного развития, а соответственно и культуры зависит прежде всего от развитости производительных сил.

Оказывая влияние на культуру общества, природа сама испытывает немалое воздействие со стороны последнего. Одним из результатов этого воздействие является культурный ландшафт - преобразованная обществом природа, среда его существования.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие культура. Культурный отбор и специфика культур. Элементы культуры. Предназначение культуры. Культура как ценностно-нормативная система. Культура и поведение. Культура и социализация. Культура и социальный контроль. Национальная культура.

    реферат , добавлен 24.03.2007

    Культура как одно из древнейших явлений человеческой жизни. Этапы становления древнейшей культуры, характерные особенности искусства на самых ранних стадиях человеческой цивилизации. Материальная культура первобытных людей, анализ архаичной культуры.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Культура первобытного общества как древнейший период человеческой истории. Изобразительное творчество первобытных людей. Магия, фетишизм, тотемизм, обряды как основные формы первобытных верований. Обряды и традиции, которые дошли до нашего времени.

    реферат , добавлен 18.03.2015

    Культурная и природная реальности. Природа и культура - основные сходства и различия. Теории русских ученых о биологической связи природы и культуры. Экологическая культура. Пути выхода из сложившейся ситуации - как их видят ученые.

    реферат , добавлен 08.12.2002

    Понятие культура как совокупности всех материальных ценностей, знаний и переживаний для воспроизводства, сохранения и совершенствования человеческой жизни. Элементы нравственной культуры, представленные субъектами общества и их взаимоотношениями.

    реферат , добавлен 29.09.2011

    Основные функции культуры. Природа и человек на раннем этапе человеческого развития. Человек как субъект культурного процесса, среда обитания, формирующая человеческую сущность. Цивилизация как переход человека из первобытности в цивилизованное состояние.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2011

    Сущность и особенности проектирования. Смысл культурной деятельности. Структурные элементы социокультурного проектирования. Культура как процесс (и качество) человеческой деятельности. Институциональные и неинституциональные формы ее осуществления.

    презентация , добавлен 20.05.2014

    Этимология слова "культура". Соотношение внешнего и внутреннего (материального и духовного) в культуре. Что такое материальная культура, роль духовной культуры. Внутренняя культура личности как определяющий фактор формирования внешней культуры общения.

    статья , добавлен 07.02.2010

    Происхождение и смысл термина культура. Культура как необходимое условие человеческой жизни. Характеристика пранародов, культурных народов. Методы постижения смысла истории. Многообразие локальных цивилизаций. Возможности будущего славянской культуры.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Понятие культуры. Социализация - функция культуры. Отбор культурных форм. Общие черты различных культур. Этноцентризм и культурный релятивизм при изучении культуры. Культура как основа общества. Структура культуры. Роль языка в культуре и жизни общества.

В современной культурологии довольно прочно закреплено представление о культуре как о сложной многофункциональной и многоуровневой системе, вбирающей и отражающей противоречия всего мира. Однако такое восприятие культуры утвердилось далеко не сразу. Оно стало плодом интеллектуального творчества многих культурологов XIX–XX вв., намечавших и развивавших системный подход.

Начало системному рассмотрению культуры было положено Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе «Первобытная культура». На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой и формулирует целостное видение культуры первобытности в контексте теории анимизма – специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы, которая связывала в единую целостность весь его практический опыт построения отношений с окружающим миром. Будучи сторонником эволюционной теории, Тайлор ставил перед собой конкретную цель – показать культурное единство и единообразное развитие человечества на пути от «дикости» через «варварство» к «цивилизации». С точки зрения английского ученого культура представляет собой целостность, которая складывается из знаний и верований, искусства и нравственности, законов и обычаев, традиций и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Большое влияние на становление представления о культуре как о целостной системе оказал известный американский культурантрополог Лесли Уайт. Категория «культура» понимается им как особый объект действительности, специфичный класс социальных явлений. Она представляет собой объективное образование, не зависящее от отдельного человека и человеческого сообщества и подчиняющееся лишь внутренней логике развития. А потому ее следует рассматривать без обращения к индивидам.

В культуре как целостной системе Л. Уайт выделяет три подсистемы:
— технологическую подсистему, которая характеризует взаимоотношения человека с природой, использование им технических средств и орудий труда, типы жилищ, особенности питания и т. п.;
— социальную подсистему, которая содержит в себе общественные отношения и соответствующие им типы поведения, включая системы родства, экономических, военных, этических и т. п. отношений;
— идеологическую подсистему, которая включает в себя идеи, верования, обычаи, а также различные виды знания.

Идея культуры как целостной системы активно воплощалась и в творчестве «британской социальной антропологии», одним из ярких представителей которой является Бронислав Малиновский. Понятие «культура» является для него центральным, а исследование протекает в области анализа форм социальных связей и социального контроля. Малиновский проводил исследование функциональности социальных институтов в структуре культуры как целого – их роль и значение для функционирования культурного организма. В частности, он показал, что разрушение одного из институтов культуры ведет к нарушениям в системе социального взаимодействия. Культура – это способ социального контроля, своего рода культурный стандарт жизни, который осуществляется в традиционном обществе. Культура складывается на базе основных или естественных потребностей человека, к которым примыкают производные потребности. Способы удовлетворения основных и производных потребностей различны для различных типов культуры. Однако каждая культура как социальная система – самодовлеюща.

Приведенные концепции культуры как целостной системы далеко не бесспорны. Но, несмотря на свои противоречия и недостатки, они предлагают реализацию весьма продуктивного подхода – рассмотрения культуры во всей ее функциональной полноте, а не как простой совокупности отдельных элементов. В настоящее время системное восприятие культуры является доминирующим в культурологии. Весьма часто культуру представляют как целостный организм – сложное по деятельности и многообразное по формам образование. В этом организме взаимосвязано функционируют нравственность, религия, искусство, наука, философия, идеология, политика, мировоззрение и др. Сложное взаимодействие таких систем артефактов образует целостную ткань культуры. Культура как целостность проявляет себя через осуществление специфически присущих ей функций. Ниже рассмотрим основные функции системы культуры.

Главной функцией культуры как системы является человеко-творческая или гуманистическая функция. Она выражает и воплощает основную цель культуры – всестороннее развитие человека, его творческих потенций и стремлений духа. Все остальные функции так или иначе связаны с ней или даже вытекают из нее.

Важнейшей является функция трансляции (передачи) общечеловеческого (в том числе социального) опыта. Нередко ее называют функцией исторической преемственности, или информационной. В ней культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому неслучайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти с вытекающими отсюда последствиями.

Другой ведущей функцией системы культуры является познавательная (гносеологическая), которая тесно связана с предыдущей и вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Регулятивная (нормативная) функция связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон общественной деятельности и личной жизни людей. В сферах труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Данная функция опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Важнейшей в системе культуры является семиотическая (знаковая) функция. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает овладение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. К примеру, естественные науки (физика, химия, биология) располагают собственными знаковыми системами. Специфические языки необходимы для познания мира музыки, живописи, театра. Важнейшим средством овладения достижениями национальной культуры остается литературный язык.

Наконец, ценностная (аксиологическая) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Критерием соответствующей оценки, как правило, выступает нравственное или интеллектуальное содержание.
Итак, системный подход позволяет рассмотреть культуру в функциональной связи с человеком (обществом). Помимо этого, имеет смысл рассматривать культуру с позиций ее внутреннего строения. На этом основан структурный подход. Так, в современной культурологии принято говорить о структуре (структурах) культуры, то есть ее составных компонентах, которые иногда рассматриваются вполне обособленно, в условном отрыве от функционального единства. Данный подход оказывается весьма эффективным с методической точки зрения – как удобный способ изучения отдельных явлений или компонентов культурной среды. В зависимости от целей исследования в ходе анализа могут быть выделены такие разные культурные образования, как национальная культура, городская культура, христианская культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура, молодежная культура и т. п.

Для отечественной культурологии XX века типичным было деление культуры на такие ее подвиды, как материальная культура и духовная культура. Обычно эти две стороны культуры представлялись как антиподы. Культурологи нового поколения склонны отрицать антагонистичность этих двух подвидов культуры, воспринимая данное разделение как чисто условное и настаивая на органической целостности культуры. Действительно, та целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни – это целостность материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется ежедневно, то есть это целостность материальной и духовной культур.

Под материальной культурой принято понимать культуру труда и материального производства, культуру быта, культуру топоса или места жительства (жилища, дома, деревни, города), культуру отношения человека к собственному телу, физическую культуру. Материальная культура включает в себя разнообразные артефакты, в которых природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь. В данном случае, вещь – это предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека. Иначе говоря, материальная культура – это человеческое «Я», выраженное в вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это дух, нашедший свое предметное выражение.

Раскрывая объем понятия «материальная культура», следует сказать, что в него, помимо всего прочего, входят разнообразные средства материального производства. Среди них – энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Здесь и орудия труда – от простейших орудийных форм до сложных машин. Это и разнообразные средства потребления, продукты материального производства, различные виды материально-предметной, практической деятельности человека, а также материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена. Необходимо подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей – архитектурные ценности, сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и рукотворные ландшафты.

Помимо этого, материальная культура содержит в себе и материальные ценности прошлого (например, памятники архитектуры, археологические объекты и т. п.), а потому объем материальных ценностей культуры гораздо шире объема материального производства. Следовательно, нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Однако и то, и другое оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его душевных свойств, духовных качеств, творческих потенций, самой сущности человека как субъекта культуры. Прямой зависимости между уровнем развития материально-технической стороны жизни и духовным уровнем развития человека, по всей видимости, не существует. Однако достижения материальной культуры могут способствовать (или препятствовать) созданию различных средств воплощения творческих идей и замыслов человека в его стремлении улучшить мир и самого себя.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную, интеллектуальную и эстетическую деятельность людей, а также философский, нравственный, художественный, правовой, педагогический, религиозный срезы культуры. Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой, – и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры могут существовать в разнообразных формах. Среди них – обычаи, нормы и стандарты поведения человека, сложившиеся в конкретных исторических и социальных условиях. Здесь находятся и нравственные, эстетические, религиозные, политические идеалы и ценности, а также различные идеи и научные знания. Условно их тоже можно называть продуктами деятельности человека. Как и продукты материального производства, они используются в жизнедеятельности человека, в том числе – для удовлетворения его потребностей.

В настоящее время считается, что духовная культура имеет приоритетную значимость, поскольку удовлетворение высоких духовных запросов человечества – миссия гораздо более важная и сложная. Кроме того, важно учесть, что человек сохраняет способность дерзать и творить (в том числе и в материальной сфере), проявляя неисчерпаемую фантазию и гений, руководствуясь только потребностями своей души. Обратившись к истории культуры, можно убедиться, насколько величие человека проявлялось именно в сферах духовной культуры. При этом довольно часто материальные блага совершенно не принимались в расчет, и только запросы высшего порядка имели место. Достаточно перечислить и проанализировать основные формы существования духовной культуры, чтобы понять ее значимость для человечества. К всеобщим формам духовной культуры относятся миф, религия, нравственность, искусство, философия и наука. В каждой из этих форм человек по-разному может реализовать свое творческое начало. Каждая из них обладает своей специфически окрашенной системой смыслов и символов.
Миф представляет собой, прежде всего, исторически первую форму духовной культуры, которая сохраняется и тогда, когда он утрачивает свое абсолютное господство. Миф представляет собой измерение душевной жизни человека, и суть его состоит в том, что он определяет бессознательное смысловое породнение человека с силами бытия, будь то бытие природы или бытие общества. Для мифа характерна синкретичность (неразделенность) сознания его носителей, выражающаяся в том, что человек не осознает свою идентичность, отделенность, самость. В те исторические периоды, когда миф выступал единственной формой культуры, человек не мог отличить смысл от природного свойства, а потому все в природе становилось для него одушевленным: мир наполнялся сонмом родственных человеку существ (демонов, богов, духов и т. п.). С утратой мифом своего доминирующего статуса меняются и разновидности мифотворчества (мифополагания). Миф занимает место одного из путей примирения с враждебной или дружественной человеку реальностью (например, отождествление смысла индивидуальной человеческой жизни с коллективными интересами в тоталитарном государстве).
Религия, приходящая на смену мифу в качестве доминанты духовной культуры, тоже выражает потребность человека ощущать себя частью бытия. Однако отличие здесь заключается в том, что человек ищет свои основания не в окружающей природе и мире. Развитая религия предполагает наличие потусторонней (трансцендентной) сферы, в которой помещены боги (бог). Таким образом, религия предполагает обожествление не природы (природных свойств), а сверхприродных сил самого человека: прежде всего, духа, обладающего свободой, творчеством и бессмертием. Помещая божественное за пределами космоса, понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия делала возможным освобождение человека от мифологической (первобытной) слитности с природой, преодоление синкретичного мышления и внутренней (бессознательной) привязанности человека к природным явлениям и стихиям.

Такое освобождение средствами религии (необязательно организованной) возможно и для современного человека, например на путях поиска преодоления деструктивной привязанности к внешним проявлениям жизни.

Возникновение нравственности становится возможным только после того, как преодолевается абсолютное господство мифа. Поскольку в мифологическую эру человек внутренне сливался с жизнью коллектива, то для его поведения не требовались средства сознательного контроля: это происходило на бессознательном уровне благодаря программированию магическими табу (запретами). Преодоление синкретизма ведет к возникновению потребности в самоконтроле, поскольку теперь индивид осознает себя внутренне автономным от коллектива. Первыми нравственными регулятивами становятся для него долг, стыд и честь. В дальнейшем возникает более сложный регулятив – совесть, – соответствующий повышенному уровню внутренней автономности человека и формированию в нем зрелой личности. Постепенно нравственность начинает проявляться как внутренняя саморегуляция, а не как нечто навязанное человеку извне, хотя это и не исключает сохранения специфических форм подчинения индивида внешним поведенческим стандартам (например, феномен моды).

В любом случае развитая нравственность – это творческая реализация духовной свободы человека, которая ищет своего выражения через созидание, а не через ограничение.
Искусство как форма духовной культуры существовало параллельно с мифом и религией. Оно становится возможным как воплощение потребности человека в образно-символическом переживании и выражении значительных моментов и проявлений своей жизни. Считается, что искусство создает эффект «второй реальности», продуцируя мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Оно обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного периода исторического времени. Важно также отметить и то, что само приобщение к миру искусства, самовыражение и самопознание индивида в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Философия как теоретическое мировоззрение исходит из понятия «мудрость» (софия) в качестве основополагающего. Интерпретируя данное понятие в самых разнообразных вариациях, философия стремится выразить мудрость мыслительными средствами и категориями. Иначе говоря, философия – это теоретическое осмысление общечеловеческого опыта постижения сущности бытия, включая бытие самого человека. Философия возникла как попытка преодоления внерационального мифа, в котором также выражалась мудрость, но в таких формах, которые не допускали ее критического осмысления и рационального доказательства. Рациональность – основа классического философского метода (даже те философские школы, которые критически настроены по отношению к категории рациональности, выражают свое миропонимание рационалистическими способами). Помимо этого, философия, обращаясь к смысловым основам сущего, видит вещи в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. А потому философия выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Именно это обстоятельство, по всей видимости, дало Гегелю основание называть философию теоретической душой культуры.

Неслучайно многие классические культурологические теории создавались философами, занимавшимися осмыслением мира культуры.

Наука представляет собой форму духовной культуры, в которой реализуется конкретная цель – рациональная реконструкция мира на основе постижения его существенных закономерностей. Будучи неразрывно связана с философией (последняя весьма часто выступает как методология научного познания), наука все же имеет свои принципиальные отличия. Самое главное заключается в том, что наука не удовлетворяется абстрактными выводами, обоснованными логической аргументацией, а ищет подтверждения своим гипотезам в эксперименте. Наука – это один из самых молодых институтов в структуре культуры (становление классической концепции науки относится к XVI–XVII вв.), который, тем не менее, оказывает значительное влияние на развитие культуры. Она представляет собой особый способ производства объективных знаний, фактор выживания человечества и его преобразования. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Однако в последнее время в философской среде проявляется весьма ощутимый скепсис в отношении классической модели науки. В частности, ставится под сомнение сама возможность продуцирования человеком объективных знаний через так называемый научный поиск. Все чаще поговаривают о «смерти науки» в ее ценностном измерении. Существует также мнение о том, что наука – это один из вариантов мифа, то есть особая мифологическая модель объяснения мироздания, ставящая во главу угла средства логического объяснения результатов эксперимента и наблюдений – модель, изживающая себя и наносящая значительный вред духовному развитию человечества.

Проанализировав основные формы духовной культуры, можно убедиться в огромной значимости для человека именно духовной культуры. Но справедливости ради следует заметить, что нередко материальное и духовное выступают нераздельно. Действительно, для того чтобы иметь возможность воплотить определенные художественные или интеллектуальные задачи, порой необходима солидная материальная база. Например, это относится к созданию масштабной кинопродукции, проведению дорогостоящих экспериментов с целью доказательства научных гипотез, возведению архитектурных шедевров и т. п. Но поскольку во всех явлениях культуры материального порядка присутствует духовная составляющая, то именно духовную культуру следует признать доминантой структуры культуры.

Важно отметить, что подразделение на материальную и духовную культуру зачастую бывает чисто условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, как бы «пронизывая» всю ее систему. В ряду примеров «вертикального сечения» можно назвать экономическую, политическую, экологическую, эстетическую и др. виды культуры.

Вопросы для самопроверки
1. Культура как целостная система: основные концепции.
2. Функции культуры как целостной системы.
3. Диалектика материального и духовного как проявление структурной целостности культуры.

Советы при подготовке к вопросам:
При изучении первого вопроса, прежде всего, необходимо усвоить значение таких понятий, как «система», «системный подход», выработав стройное и аргументированное понимание категории «культура как система». Есть ли разница между категориями «целостность» и «системность» культуры? Необходимо иметь в виду, что системный подход далеко не сразу занял свое место в методологическом инструментарии культурологии. Вспомните, на каких основаниях зиждилось восприятие и осмысление культуры в так называемой «классической» модели? Почему в конце XIX века эта модель перестала удовлетворять исследователей? Концепции каких мыслителей продемонстрировали новое – системное – восприятие культуры? Раскройте основное содержание их теоретических построений. Необходимо также сделать выводы о целесообразности опоры на системный подход как доминирующий в культурологии. Во всем ли можно согласиться с его представителями?

Изучение второго вопроса ориентирует на понимание функциональности культуры, то есть ее активной, деятельностной составляющей. Что такое «функция культуры»? Чем это понятие отличается от «проявлений», «роли», «значения» культуры? Следует иметь в виду, что в культурологии не существует строго очерченного перечня функций. Рассмотрите основные функции культуры. Раскройте принципы действия таких функций как гуманистическая, трансляционная, гносеологическая, нормативная, семиотическая, аксиологическая. Какой критерий (критерии) положены в основу данной классификации? Как следует относиться к критерию «практической пользы» (утилитарности) при рассмотрении культуры? Какие функции культуры Вы можете привести в дополнение к основным? Согласны ли Вы с тем, что функциональность культуры есть проявление ее системности?

Рассмотрение третьего вопроса следует начать с уяснения смысла и основных принципов структурного подхода к изучению культуры. В чем его отличие от системного подхода? Как следует понимать категорию «структурная целостность культуры»? Не противоречит ли отношение к культуре как к совокупности разнородных и разновидовых компонентов принципу ее целостности? Как можно охарактеризовать попытки культурологов советского периода свести культуру к противостоянию материальной и духовной составляющих? Изжило ли себя такое представление? Какая составляющая, на Ваш взгляд, является доминантой культурной жизни? Почему бывает весьма сложным разделить материальное и духовное в конкретных сферах культурного производства? Что такое «вертикальное сечение» культуры? Приведите примеры и охарактеризуйте их.

Структура и функции культуры. культура как система (концепция М.С.Кагана)

культура как система (концепция М.С.Кагана)

система - взаимосвязанное множество.

Множество означает, что система состоит из более или менее широкого числа элементов

Взаимосвязанное - эти элементы не есть просто представленная сумма, конгломерат самостоятельно существующих объектов, но они взаимосвязаны, и в результате этой связи возникает новый объект, отличающийся от составных частей своими свойствами и функциями.

Суть целого определяется не только составом частей, но и тем, как они связаны, т.е. структурой (как в детском конструкторе из одних деталей можно собрать разные вещи).

Человек, общество, культура являются системными объектами, более сложными, чем природные системы.

Культура начинается с физкультуры - совершенствования тела: человек встал на ноги, освободив руки для работы, появилась человеческая деятельность.

Культура - это система, состоящая из человеческих способов деятельности и ее опредмеченных плодов: материальных, духовных, духовно-материальных, художественных (искусство - особый вид человеческой деятельности, в которой важен и смысл, вложенный художником, и сама форма).

Культура состоит из трех модальностей: 1- человек, 2- его деятельность, 3-опредмеченные плоды этой деятельности.

Особенности чел. деятельности:

Она управляется поведенческими программами, которые передаются из поколения в поколение

Определяется не инстинктом, а свободой выбора

Огромное разнообразие чел. деятельности связано со своеобразием человеческих качеств, индивидуальностей.

Человеку свойственен особый вид деятельности - работа мозга или духовная деятельность

Исходя их человеческой деятельности культура как система состоит из трех подсистем - материальной, духовной, художественной.

*материальная культура (вещественная, предметная): физическая культура, техническая культура (творимый людьми мир технических средств, их воздействие на природу и на самих себя), социально-организационая культура (политическая культура, предметное бытие всех учреждений, организаций, общественных институтов - государство, вуз, школа)

*духовная культура (невещественная): познание - мир знаний, ценностное осмысление - мир ценностей, социальное преобразование реальности - мир проектов

*художественная культура охватывает все виды, разновидности, роды и жанры искусства) пространственные искусства (архитектура, живопись), временные искусства (музыка), пространственно-временные - танец, театр)

Каждая подсистема обладает своим местом и своими функциями в целостном пространстве культуры.

Культура = это целостность, при которой изменение параметров, ее составляющих, неизбежно ведет к тому или иному изменению параметров самой системы, изменению типа культуры.

Культура - это все то, что создано человечеством в отличие от явлений природы (cultura¹natura), это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Функции культуры.

Функции культуры

Основная (человекотворческая) - человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человеку.

Информационная - обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

Познавательная функция - потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется

Коммуникативная функция - коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

Знаковая - знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

Ценностная (Аксиологическая) - культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.

Потребительская (релаксационная) - функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

Структура культуры:

Культура делится на субкультуры. Субкультура - это культура какого-либо сообщества, общественной группы, каждая из которых формирует свои идеи, убеждения, ценности, нормы, образцы поведения.

Существует понятие социальная культура – культура социума (общества, общности) – это система представлений о мире, ценности, нормы и правила поведения, общие для людей, связанных определенным образом жизни и служащих упорядочению опыта, социальному регулированию в рамках всего общества и социальной группы. Социум – это социально-культурная целостность, характеризующаяся взаимосвязью и взаимозависимостью входящих в него индивидов.

Субкультуры могут быть выделены на основе различных критериев:

По особенностям, специфике деятельности культура может быть разделена на материальную и духовную. Материальная культура (вещественная) - совокупность материальных благ, создаваемых людьми: культура труда и материального производства (орудия труда, станки, технологические процессы); культура быта - уклад повседневной жизни, непосредственно связанной с удовлетворением материальных и духовных потребностей; культура места жительства; культура отношения к собственному телу.



Духовная культура: духовная жизнь человека и общества, духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных "продуктов" (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.п.); сами продукты духовной деятельности - книги, полотна, законы.

Но, как сказал Бердяев - "всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными условиями".

По пространственно-временному критерию можно выделить античную, средневековую европейскую, древнерусскую культуры;

По половому критерию выделяются мужская и женская культуры

По возрастному критерию выделяются культура детства, молодежная культура

По профессиональному критерию – культуры учителей, врачей и т.д.

По конфессиональному критерию – христианская, мусульманская культуры, культура буддизма и т.д.

Может быть национальный критерий (русская, американская культуры)

национальные, профессиональные субкультуры, субкультуры организаций, возрастных групп, сословий, конфессий. Каждая субкультура

Введение

В повседневном употреблении термин «культура» понимается как совокупный образ, включающий в себя искусство, религию, науку и т.д.

Исследование культуры как системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающих культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия культуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых систем и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.

Несмотря на многообразие научных взглядов на культуру как систему, существуют и общие (традиционные) положения, поддерживаемые большинством исследователей. Многие ученые рассматривают культуру как сложное многокомпонентное явление, связанное с многообразием жизни и деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с человеком и существует неотрывно от постоянных поисков человеком смысла бытия и своей деятельности.

Таким образом, в культурологии культура - это основополагающее понятие, характеризующее сущность человеческого бытия как реализацию свободы и творчества, другими словами, это универсальное отношение человека к миру, посредством которого человек творит мир и себя самого. Кроме того, культура - это то, что отличает человека от других живых существ, особый вид деятельности, итогом которой являются ценности, существующие в виде знаков.

Культурные процессы - сложное и многоплановое явление, объясняемое множеством существующих концепций культуры. Для того, чтобы иметь представление о культуре и культурных процессах, необходимое каждому современному образованному человеку, нужно не только определить понятие культуры, но и разобраться в структуре этого понятия, увидеть функции культуры. Это позволит определить роль культуры в обществе и объяснить важность культурологии как самостоятельной науки.

Именно этому и посвящена данная работа.

Культура как система

Материальная и духовная культура

Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Эти материальные и духовные реальности называются артефактами, то есть искусственно созданными - они задуманы и созданы человеком как творцом.

Человек и сам является артефактом, так как, с одной стороны он имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, носитель и потребитель духовных ценностей. Значит, человек - не только дитя природы, но культуры. Поэтому и культуру человека можно разделить на материальную и духовную.

Человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него. При этом его роль -- это роль творца, а место человека в культуре -- это место центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.

Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты - это техника, сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения, предметы быта - всё, что создается человеком в процессе эволюции и имеет материальное воплощение и, как правило, практическое применение.

Материальная культура, в другом понимании, -- «это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества» Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. -- М.: Центр, 2001, с.51.

В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства: энергетические и сырьевые ресурсы, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это и орудия труда -- от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов; и разнообразные средства потребления; и продукты материального производства; и различные виды материально-предметной, практической деятельности человека.

Само материальное производство в культурологии изучается, в первую очередь, с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства (в отличие, например, от экономики, где производство интересует исследователей с точки зрения его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.).

Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой -- и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических условиях. Также это нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.

Структурная целостность культуры

Структурная целостность культуры проявляется в том, что ее ценности соотносятся в виде иерархии, то есть, существуют субординация и ранжирование их: одни из них занимают центральное и фундаментальное место, а другие -- второстепенное и производное, одни из них имеют общее и тотальное значение, другие -- локальное и конкретное.

Важно отметить, что целостность культуры опирается, как на фундамент, на целостность природы.

Целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни -- это целостность материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется в своей жизни ежедневно, т. е. это целостность материальной и духовной культур.

Культура действует как живая система ценностей, пока активно действует сам человек - как творческое, созидающее начало.

Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.




Top