Откуда берутся деды морозы. История Деда Мороза – его появление и развитие

Мы уже до такой степени привыкли к таким признакам новогодних праздников, как елка, гирлянды, салат оливье и др., что почти не задумываемся о том, как они стали традиционными. Но часто отвечаем на вопрос наших детей о том, откуда появился Дед Мороз. Об этом сегодня и поговорим. Итак…

История Деда Мороза

Образ Деда Мороза - статного добродушного старика с длинной пышной бородой, с посохом в руке и мешком подарков - сейчас знаком каждому ребенку и взрослому. Он приходит в поздравляет, желает счастья и одаривает всех. Не удивительно, что его появления особенно ждут на детских утренниках.

История появления Деда Мороза начинается с глубины веков, с мифологии древних славян. Но ошибается тот, кто думает, что он изначально был добрым волшебником, приносящим радость. Скорее наоборот. Славянский предшественник Деда Мороза - Снежный Дед, Карачун, Студенец, Трескун, Зимник, Морозко - был суров, старался заморозить тех, кто встретится на пути. И отношение к детям было своеобразное - унести в мешке... Не он раздавал подарки, а его было необходимо задабривать, чтобы избежать неприятностей. Вот откуда осталась забава - лепить снеговиков. На самом деле для наших предков это были идолы, изображающие бога зимы. С приходом христианства этот своеобразный дух Зимы сохранился в народных сказках.

Только в 19 веке Морозко, Мороз Иванович и другие персонажи сказок стали представляться хоть и строгими, но справедливыми существами. Доброта и трудолюбие вознаграждались, а лень и злоба - наказывались. Сказка Одоевского о Морозе Ивановиче - вот откуда появился Дед Мороз!

Рождественский Дед Мороз

В 80-е годы 19 века с праздником Рождества, по примеру европейских стран, стали связывать персону, называемую Рождественский Дед (или Святочный Дед). Вот он уже приносил подарки, чтобы вознаградить детей за хорошее поведение в течение года. Но, в отличие от Санта Клауса, он не был святым и вообще не имел ничего общего с религией. А в сельской местности вовсе не заметили его появления и продолжали праздновать Святые вечера, как и раньше - с гаданиями и колядками.

А вот широкой публике Дед Мороз стал знаком с 1910 года. И помогли в этом рождественские открытки. Сначала его рисовали в синей или белой шубе до пят, под цвет самой зиме. На голове изображалась шапка того же цвета, также Дед носил теплые валенки и рукавицы. Непременными атрибутами стали волшебный посох и мешок с подарками.

После начали борьбу против "религиозного хлама". В 1929 году запретили празднование Рождества как религиозного праздника. Понятно, что и Дед Мороз с рождественской елкой также впали в немилость. Даже сказки были признаны обманом, призванным затуманить головы народных масс.

И только в 1935 году с подачи Сталина вышло постановление ВЛКСМ о праздновании Нового Года. Предписывалось организовать новогодние елки для детей вместо дореволюционных рождественских. Отмечалось, что это прекрасная забава для малышей рабочих и крестьян, которые раньше могли только с завистью смотреть на развлечение отпрысков богачей.

Символика елки тоже изменилась. Это был светский, а не религиозный праздник. Вместо на вершине лесной красавицы зажглась красная Дед Мороз же остался таким же добрым дедушкой, приносящим подарки. Он разъезжал на русской тройке в сопровождении любимой внучки Снегурочки.

Как Дед Мороз стал дедушкой

Итак, мы разобрались, откуда появился Дед Мороз. Снегурочка же рядом с ним возникла гораздо позже. В древнеславянском фольклоре нет никакого указания на спутницу нашего Деда.

Образ Снегурочки был придуман писателем А. Н.Островским. В его сказке она была дочкой Деда Мороза, которая пришла к людям, привлеченная музыкой. После появления оперы Н. А. Римского-Корсакова Снегурочка стала очень популярна. Иногда она появлялась на елках, но сама по себе, без Деда Мороза.

В 1937 году на Ёлке в московском Доме Союзов впервые Снегурочка выступила вместе со своим Дедом. Превращение ее из дочери во внучку произошло потому, что веселая девочка или совсем юная девушка была ближе к детям, для которых и устраивался праздник.

С тех пор Снегурочка сопровождает Деда Мороза на любом новогоднем празднике, чаще всего именно она и является его ведущей. Правда, после полета Гагарина иногда на Ёлках вместо Снегурочки появлялся... космонавт.

Помощники Деда Мороза

История появления Деда Мороза в последнее время дополняется новыми страницами. Кроме Снегурочки, в добром новогоднем волшебстве принимают участие и новые сказочные герои. Например, Снеговик, появившийся в сказках замечательного детского писателя и мультипликатора Сутеева. Он то идет в лес за елочкой на праздник, то водит машину с подарками. Лесные звери в большинстве своем помогают Дедушке, а некоторые иногда пытаются помешать наступлению новогодних праздников. Зачастую в сценариях появляются Старички-Лесовички, Братья-Месяцы...

Там, откуда появился Дед Мороз, он передвигался пешком или на крыльях метели. Впоследствии его стали представлять на лихой русской тройке. А сейчас в Великом Устюге содержатся и северные олени - самый настоящий зимний вид транспорта. Не может же самый добрый волшебник страны, чьи владения простираются до Северного полюса, отставать от Санта Клауса!

Когда родился Дед Мороз?

Любопытные дети хотят выяснить, сколько лет Деду Морозу. Несмотря на древние славянские корни, Дедушка еще довольно молод. Можно считать моментом его рождения появление сказки (1840 год). Именно в ней впервые появляется добрый старик, который одаривает старательную девочку и наказывает ленивую. По этой версии, Деду 174 года.

Но в упомянутой сказке Мороз ни к кому не приходит, подарков в связи с праздником не раздает. Все это будет гораздо позже, ближе к концу 19 века. Если считать с этого момента, Деду Морозу еще нет и 150 лет.

Когда День рождения у Деда Мороза?

Это еще один вопрос, которым озадачивают нас дети. Ведь им, получившим подарки на Новый год, часто хочется отблагодарить доброго старика. На этот вопрос можно ответить совершенно точно - 18 ноября. Ведь так решили сами дети, выбрав в качестве наступления зимы на родине Деда Мороза. Случилось это в 2005 году.

И теперь каждый год в этот день проводится большой праздник, на который прибывают его коллеги. Это Санта Клаус из настоящей Лапландии, Паккайне из Карелии, Микулаш из Чехии и даже Чисхан из Якутии... С каждым годом размах празднования расширяется, съезжаются все новые гости. Но главное, со своей родины, с Костромы, поздравить Дедушку спешит Снегурочка.

На празднование приглашаются и гости из других городов. Это и заместители Деда Мороза, которые будут приходит к детям на Новый год, и сказочные персонажи-помощники. Всех их ждут веселые мероприятия. А вечером Дед Мороз зажигает огоньки на самой первой елке и объявляет о начале подготовки к Новому году. После этого он с помощниками отправляется в путешествие по стране, чтобы успеть поздравить всех ее жителей.

В марте Дед Мороз сдает свое дежурство Весне-Красне и возвращается в свой дом. На людях до следующего Дня рождения он появится еще раз - летом, в День Города. Оба праздника включают в себя народные гуляния, обширнейшую программу мероприятий, рассказывающих о Русском Севере, в том числе и экскурсии по вотчине Деда Мороза.

И пусть мы не скажем точно, сколько лет Деду Морозу, но поздравить его, написать письмо с добрыми пожеланиями вполне возможно.

Куда писать?

Где может жить Дед Мороз? На Северном полюсе? Или в Лапландии, рядом с Санта Клаусом? А может, в колодце, как в сказке "Мороз Иванович"?

Адрес Деда Мороза многим известен очень даже хорошо. Резиденция его располагается в что в Вологодской области. Там построен великолепный терем для него, работает его почта. Дед Мороз даже получил паспорт из рук губернатора Вологодской области. И на вопрос детей "откуда появился Дед Мороз", можно смело отвечать: из Великого Устюга.

Если ваш ребенок захочет написать письмо, поздравить доброго старичка с Днем рождения, загадать желание на Новый год, не пугайтесь и не теряйтесь, ибо сделать это просто. Записывайте адрес Деда Мороза: 162390, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг. Почта Деда Мороза.

Может ли кто-то из детей или взрослых представить себе такой любимый и долгожданный праздник Новый Год без самого главного гостя Дедушки Мороза. Все люди ждут с равным нетерпением их обоих. Капризная королева из сказки «Двенадцать месяцев» утверждала, что Нового года не будет, пока ей не принесут подснежники. Но в действительности Новый год не наступает до тех пор, пока в гости не пожалует самый желанный гость — Дедушка Мороз.

Но какова же история Деда Мороза и Снегурочки? Как появился Дед Мороз и его внучка? А всегда ли он был дедушкой? Совсем маленьких ребятишек больше интересует, какие подарки у него в мешке, а детки постарше уже хотят знать о нем и его спутнице больше.

История появления Деда Мороза — доброго дедули уходит далеко в прошлое, нет однозначного мнения, кто именно стал его прообразом. Существует несколько версий и легенд, открывающих тайну появления волшебного персонажа:

Повелитель холодов

Похожие персонажи появились давно в древнерусских преданиях. Люди полагали, что повелитель холодов бродит полями и лесами, укутывая их снегом, стучит посохом, морозит реки и озера, рисует узоры. Называли этого владыку Мороз, Дед Студенец, Морозко, Дед Трескун или Мороз Иванович. Этот седой старик не только морозит, он еще и присматривает за природой, помогает пережить растениям и животным морозную зиму. Морозко не одаривал детей подарками и не поздравлял с Новым годом, основной его задачей была забота о природе.

Дух предков

Древние люди полагали, что духи мертвых заботятся живых и оберегают природу. В знак благодарности люди совершали своеобразный обряд, изображая дух умерших, и ходили по домам. За это они получали вознаграждение от хозяев. Самый старший человек среди всех колядующих изображал грозного духа, за что его именовали Дед. Вероятно, он мог стать предшественником Деда Мороза, с тем отличием, что участники обряда получали гостинцы, а Дед Мороз, наоборот, их приносит.

Древний Варуна

В обрядах древности, приходящихся на период зимнего солнцестояния, во время Святок, изображая солнце, принято было дорисовывать ему ноги. Это означало, что теперь перед солнцем открыты все дороги. Теперь солнце начинает свое новое путешествие по кругу, которое увеличивает световой день и освобождает природу от снега и льда. По аналогии с древним Варуной, на Руси этому способствует Дед Мороз, который также соединяет мир живых и мертвых и помогает душам умерших вернуться на Землю дождем или снегом. Именно от Варуны, известный нам зимний гость перенял обычай судить людей по поступкам и воздавать по заслугам, быть строгим и справедливым судьей.

Злой Мороз

Есть несколько версий, согласно которым прообразом дорого Дедушки были совершенно противоположные персонажи. По одной легенде он известен, как злое и жестокое божество, повелитель холода и вьюги, Великий северный старец, который леденит людей, а однажды насмерть замораживает молодую вдову и оставляет сиротами ее детей. По иной версии языческих народов Дед Мороз получал на земле жертвоприношения, воровал маленьких детей и уносил их в своем мешке.

Святой Николай

Согласно одной из версий многие черты Деду Морозу достались по наследству от реального человека, жившего еще до нашей эры, доброго и бескорыстного Николая. Живя в достатке, он охотно помогал нуждающимся и тем, кто попал в беду, особое внимание он уделял детям. Все знают, что Николай помог собрать приданое для дочери бедного крестьянина, он подбросил мешочек с монетами в дымоход, а монеты упали в сохнущий возле камина носочек девушки. Эта легенда положила начало традиции прятать сюрпризы – «николайчики» в детские носочки. За доброту Николая начали называть святым. А во многих странах закрепился обычай делать подарки на рождественские праздники.

Образ и одежда

Раньше Деда Мороза изображали в совершенно другой одежде, которая кардинально отличалась от привычного для нас наряда. Сейчас тяжело себе представить, что когда-то Дед Мороз был одет в плащ. Потом над образом и нарядом дедули поработали художники, и в конце 19 века он носил красную шубу с белой меховой отделкой. Позднее был создан образ добродушного старичка-толстячка с характерной для его возраста седой бородой.

Сейчас известный нам дедушка имеет такие особые приметы:

Волосы и длинная борода до пола (одинаковые во всех собирательных образах персонажа) – густые, седого цвета, символизируют могущество и счастье.

Рубашка и брюки – белого цвета с таким же белоснежным рисунком, символизируют чистоту. Ошибочно одевать дедушку в красные брюки.

Шуба – очень длинная и исключительно красного цвета, с отделкой из лебединого пуха и украшенная серебряным рисунком. Короткий тулупчик и шубы других цветов относятся к гардеробу дедушек из других стран.

Шапка – красного цвета, без кисточек и помпонов, с отделкой из лебединого пуха, украшенная жемчугом и серебряным рисунком, с треугольным вырезом спереди.

Рукавички – обязательно белые, а не красные, украшенные серебряным рисунком, символизируют чистоту.

Пояс – белого цвета с красным рисунком, символизирующий единство прошлого и настоящего.

Обувь – валенки либо красные или серебристые сапоги.

Посох – имеет витую серебристую ручку, с головой быка или месяцем на верхушке, что символизирует плодородие и власть, посох может заморозить шкодливых детишек и помогает передвигаться по сугробам.

Мешок – бездонный, полный подарков, обязательно красного цвета.

Кто такая Снегурочка?

Если с появлением Дедушки Мороза все очень сложно и запутано, то история его внучки Снегурочки известна — это героиня новогодней пьесы, которая так полюбилась зрителям, что ее образ популярен вот уже более ста лет. Хотя был образ девушки в белой шубке и раньше — существовал он в народном фольклоре и звали эту девушку Снежевиночкой, Снегуркой. Имя ее произошло от слова “снег”, ведь родилась эта девочка из снега.

Иногда ее изображают молодой девушкой, иногда — маленькой девочкой, ведь существует версия, что Снегурка — дочка Дедушки Мороза, но мы ее знаем, как внучку сказочного деда.

Как бы там ни было, без нее не обходится ни один детский утренник, именно она помогает детишкам позвать Деда Мороза на праздник, именно она — его бессменная спутница и помощница.

На праздник

На праздник Дед Мороз успевает обойти каждый дом, но к себе в гости он никого не приглашает, поэтому никто и не знает его точный адрес. Люди, верящие в волшебство, предполагают, что дом его далеко на Севере, в стране льдов и вечной зимы. Многие считают, что дедушка вполне может жить на Северном полюсе или, что его дом в Лапландии. Дед Мороз будет себя чувствовать комфортно в любой стране, где зима властвует круглый год.

В гости дедушка приезжает на санках, летящих по воздуху, которые запряженных тремя лошадьми, может также прийти на лыжах или пешком. Если кому-то пришлось узреть его на оленях, имейте в виду, что перед Вами Санта.

К детям Дед Мороз приходит со Снегурочкой, которая приходится ему внучкой. Одежда у нее белоснежного цвета, с серебристым орнаментом, а на голове она носит венец, имеющий 8 лучей. Образ Снегурочки очень близок детям, она принимает активное участие в новогодних играх и конкурсах и помогает ребятишкам позвать Дедушку Мороза на праздник.

Внешность и характер Деда Мороза были собраны из многих добрых и злых, реальных и выдуманных персонажей. Пройдя долгий путь, он предстал перед нами символом могущества, добра, справедливости и святости. Встреча с ним знаменует начало нового периода в жизни человека и всей планеты, в котором будет только хорошее, доброе и самое наилучшее.

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне.

Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования.) Хозяева одаривали колядующих едой.

Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один "человек", одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, "упразднены", и поэтому существуют и по сей день. Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но "старшой" есть и сейчас.

Согласно другой версии, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку "Морозко". Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.

ДЕД МОРОЗ (Морозко) - могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях - олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.

Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.

По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.

В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.

В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению, «детский бог».

На праздник приходит со своей божественной внучкой - Снегурочкой.

Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда (Бога ветра), Зимника и Карачуна.

К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены после насильственной христианизации, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не известно (см. «Проблемы изучения язычества на Руси»).

Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза - после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения - воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.

Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.

Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника - Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова (якобы дня рождения бога чужого народа из Синайской пустыни), дотоле при всемерной поддержке властей навязываемый церковью народу царской России почти в течение целого тысячелетия.

Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября - по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров. Но это не более, чем нынешняя российская коммерческая самодеятельность, основанная на христианской традиции Рождества Христова. Конечно, у великих славянских Богов нет и не может быть "дней рождения", ибо они вечны и возникли в сознании и верованиях людей еще во времена раннего палеолита в самом начале послеледникового периода, а возможно, и раньше.

О древних верованиях славян, об их четырех великих солнечных праздниках, в т.ч. о великом двухнедельном языческом новогоднем Йоле-Солнцевороте, положившем начало нашему современному Новогоднему празднику (который есть просто усеченный Йоль, от которого ныне осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля - наша Новогодняя ночь), о насильственной христианизации славян варяжскими захватчиками-поработителями, об уничтожении славянской мифологии (потому ныне у славян нет своей мифологии) см. на стр. Масленица и в сопроводительных статьях на стр. Пантеон славянских богов, приведенных после "Словаря славянских богов".

Дед Мороз и РПЦ

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику (Богу иной религии, значит, религиозному конкуренту, противоречащему христианскому учению), а с другой стороны, как к непобедимой русской культурной традиции, с которой бороться - лишь себя позорить и выявлять свою слабость.

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где "и летом студено".

Великий Устюг - нынешняя «бизнес-родина Деда Мороза»

По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский бизнес-проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза». В Великий Устюг идут туристские поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия.

За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооброт в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.

Происхождение Деда Мороза

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.

Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело- финский эпос "Калевала").

Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Российского Деда Мороза соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического" смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие "неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль …

Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки". Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.

И еще некоторые особенности Деда Мороза

Внешние особенности Деда Мороза и его неизменных атрибутов таковы:

1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!

2. Нос Деда Мороза – обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ холодно!) Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки.

3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.

4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально, совсем давно, цвет шубы был синим, холодным, но под влиянием красных шубок "европейских собратьев" изменился на красный. Хотя на данный момент допускаются оба варианта.

5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы. (см. также п.7)

6. Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком (поясом). В крайнем случае, застегивается на пуговицы.

7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при – 50?С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут.

8. С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи "диким Морозко", этим самым посохом народ-то и "морозил".

9. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.

10. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжьим ходом. Случаев с использованием оленей не зарегистрировано.

11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее. P.S. А еще Дед Мороз никогда не носит очки и не курит трубку!

Снегурочка, внучка деда Мороза

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру "Заморожу", и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

Снегурочка, внучка Деда Мороза, повсюду сопровождает своего Дедушку. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды (либо цветов напоминающих застывшие воды). Головной убор внучки Деда Мороза - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Из истории Деда Мороза

Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка.

Стремительный процесс разработки этого образа как непременного участника детского праздника елки стал возможным в предвоенные годы только при опоре на литературную традицию и бытовую практику, в основных чертах сложившуюся задолго до Октября.

Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой - от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега.

С одной стороны, согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), он изображается как зловредный атмосферный дух, которому приписывается способность оказывать пагубное воздействие на человека.

С другой стороны (преимущественно в поэзии для детей), зарождается его положительный двойник, главной функцией которого становится формирование «здоровой» погоды и сотворение зимних «волшебств».

На создание этого образа начинает «работать» и некрасовский «Мороз, Красный нос», из которого для детского пользования берется только фрагмент «Не ветер бушует над бором…», где главный герой, исторгнутый из контекста поэмы, выступает как «воевода», неограниченный властитель зимнего леса и волшебник, убирающий свое «царство» в«в алмазы, жемчуг, серебро».

Одновременно и независимо от литературного образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, «заведующий» елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада. В ходе переориентации елки «на отечественную почву» и создания псевдофольклорной елочной мифологии и произошло оформление Деда Мороза. Этот персонаж формировался в процессе поисков ответов на детские вопросы: откуда в доме берется елка, кто ее приносит, кто дарит подарки?

Процесс унификации имени растягивается на несколько десятилетий: старый Рупрехт (1861) - единичные случаи, указывающие на немецкую традицию; св. Николай или Дедушка Николай (1870) - вариант отбрасывается рано, поскольку у русских, как уже отмечалось, Никола в роли дарителя никогда не выступал; Санта Клаус (1914) - только при изображении западных елок; просто старик, живущий зимой в лесу (1894); добрый Морозко (1886); Мороз Ёлкич (1890-е годы).

В борьбе за имя победителем оказался Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонаж. В восточнославянской мифологии Мороз - существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним следовало осторожно; прося не губить урожай, его задабривали; им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник Деда (умершего родителя, предка).

На праздниках елки Дед Мороз появляется не сразу, а в середине или даже к концу торжества. По народным представлениям, любой гость - всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Так Дед Мороз становится на елке желанным, и его следует пригласить, что вполне соответствует ритуалу приглашения в гости мифологических персонажей - предков или того же фольклорного Мороза. Дед Мороз, по существу, и становится предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой. К началу XX века образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков.

В это время и утверждается мнение об «исконности», древности этого образа: «Дедушка-мороз… внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает танец вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки». Когда в середине 1920-х годов в СССР началась антирелигиозная кампания, не только елка, но и Дед Мороз превратился в «религиозный хлам» и стал рассматриваться как «продукт антинародной деятельности капиталистов».

В антирождественской кампании приняли участие поэты, состоявшие на службе у советской власти, как, например, Демьян Бедный, который писал:

Под «Рождество Христово» в обед

Старорежимный елочный дед

С длинной-предлинной такой бородой

Вылитый сказочный «Дед-Мороз»

С ёлкой под мышкой саночки вез,

Санки с ребенком годочков пяти.

Советского тут ничего не найти!

Вместе с реабилитацией елки в конце 1935 года прекратились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах. Устроители детских елок получили возможность проявлять инициативу, составители книг - рекомендаций по устройству елок сочиняли сценарии, что в конце концов и привело к выработке стандартного ритуала общественной детской елки.

Если прежде дети получали различные подарки, отличающиеся и качеством, и материальной ценностью, то теперь Дед Мороз приносил для всех детей одинаковые пакеты, которые он подряд вынимал из своего мешка.

В отличие от главного новогоднего волшебника, «внучка» не пьет, не приносит подарков, а гораздо выносит на себе перенасыщенного «волшебством» Деда Мороза.

Но кто все-таки такая Снегурочка и какие тайны скрывает этот новогодний образ?

Первая и самая удивительная тайна Снегурочки заключается в ее абсолютной уникальности. Разумеется, современная российская Снегурочка может иметь белорусскую, украинскую и даже казахстанскую сестер, однако, по сути, все они являются продолжение одного образа, окончательно сформировавшегося вместе с советской традицией встречи Нового года.

Так вот, аналогов Снегурочки в мире не существует, если не считать сомнительный образ супруги Санта-Клауса.

Мало того, в отличие от Деда Мороза, Снегурочка не зафиксирована и в русском народном обряде.

Несмотря на это, Снегурка с нами давно - с того самого момента, как в русском фольклоре появилась сказка о девочке из снега, которая ожила.

Фильм «Снегурочка» режиссера Павла Кадочникова. Ленфильм. 1969 год. СССР. На фото: Евгения Филонова, как Снегурочка. Фото: www.russianlook.com

Само собой, на тот момент эта девочка не имела отношения ни к Новому году, ни к подаркам.

По одной из версий, история Снегурочки напрямую происходит из обряда похорон Костромы.

Славянский обряд похорон Костромы представлял собой проводы зимы и одновременно просьбу к силам природы о плодородии земель. По одной версии обряда, чучело девушки топили в реке, по второй - сжигали на костре, как Масленницу. Еще в одном варианте, Кострома насмерть упивалась вином на веселом пиру, что делает ее очень близкой всем любителям застольных новогодних посиделок.

Так или иначе, но с предтечей Снегурочки Костромой расправлялись вполне сознательно. А гибель слепленной из снега девушки во время прыжка через костер - это, если хотите, облегченная версия обрядовой истории.

Если Кострома, являвшаяся по совместительству богиней плодородия, обладала, по мнению славян, довольно противоречивым характером, то Снегурочка изначально выглядела девушкой доброй и наивной.

История восхождения

Перевел Снегурочку из фольклора в литературные персонажи русский собиратель фольклора Александр Афанасьев , который в 1867 году поместил сказки о Снегурочке во втором томе своего исследования «Поэтические воззрения славян на природу».

В 1873 году драматург Александр Островский под впечатлением работы Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В этой истории Снегурочка предстает в знакомом нам сегодня образе - бледная блондинка в бело-голубой зимней одежде. Здесь-то Снегурочка впервые сталкивается с Дедом Морозом, который оказывается ее... папой. А мамой выступает Весна-Красна, не устоявшая перед мужской харизмой седобородого кудесника. Впрочем, история Снегурочки у Островского невеселая: оставленная у людей на попечении, она становится жертвой непонимания и прыжков через костер.

Интересно, что пьеса Островского была принято весьма холодно, и неизвестно, какая бы карьера ждала Снегурочку, если бы к делу в 1882 году не подключился композитор Николай Римский-Корсаков . Его опера по пьесе «Снегурочка» имела бешенный успех, после чего ледяная девушка начала двигаться к статусу второго новогоднего лица.

Еще в дореволюционный период российские педагоги начинают использовать образ Снегурочки в сценариях рождественские елок. Правда, как правило, речь идет о постановке определенных сцен из пьесы Островского с ее участием. Также фигурки Снегурочки начинают вешать на елку в качестве украшения.

И все-таки на тот момент Снегурочка оставалась исключительно второстепенным персонажем. Решающее преображение наступило в 1935 году, когда в Советском Союзе на официальном уровне стали праздновать Новый год.

Теперь Снегурочка стала «правой рукой» Деда Мороза, посредником в общении между ним и детьми на утренниках. При этом по не вполне ясной причине поменялся их родственный статус. Если у Островского Снегурочка была дочерью Деда Мороза, то в новой версии она предстала его внучкой.

Дед Мороз и Снегурочка с детьми на новогодней елке. Фото: РИА Новости

Хотя нельзя исключать, что данная Снегурочка - на самом деле дочь той, что растаяла во время прыжков через костер. Во всяком случае, у советской Снегурочки склонности к таянию замечено не было.

На праздновании Нового, 1937 года, Дед Мороз и Снегурочка впервые предстали вместе на елке в Московском Доме Союзов. Интересно, что тогда Снегурочка представала в образе маленькой девочки и лишь спустя некоторое время «подросла».

Терем на улице Лагерной

Вполне возможно, что это изменение фактуры было вызвано исключительно практическими соображениями - ведь студентки театральных училищ и начинающие артистки театров справлялись с ролями хозяек детских утренников куда лучше, чем ученицы младших классов.

В отличие от Деда Мороза, судьба Снегурочки еще какое-то время висела на волоске - например, в военный период этот образ из новогодних праздников исчез.

Спасли Снегурочку два известных советских писателя - Лев Кассиль и Сергей Михалков . Именно они писали сценарии кремлевских елок в начале 1950-х годов, и делали внучку Деда Мороза обязательной участницей представлений. Только после этого Снегурочка окончательно «застолбила» себе место подле елки.

Снегурочка настолько добра и безобидна, что постоянно оказывается в заложниках у различной нечисти, имеющей материальные претензии к Деду Морозу. На моей памяти, Снегурочка лишь раз взяла инициативу в свои руку, выручая дедушку. В мультфильме «Когда зажигаются елки» нетипично решительная Снегурочка отправилась на санях в столицу, дабы привезти утерянные Дедом Морозом подарки. И с задачей своей справилась на «отлично».

Снегурочка ныне - девушка самостоятельная, и у нее есть собственная резиденция, расположенная в Костроме. Именно в этих краях, в усадьбе Щелыково, драматург Александр Островский и написал пьесу о Снегурочке. «Терем Снегурочки» по числу посетителей вполне может дать фору резиденции Деда Мороза в Великом Устюге.

Единственной странностью, касающейся места обитания Снегурочки, является ее костромской адрес - живет внучка Деда Мороза на улице Лагерной, дом 38.

Дальние родственницы или просто знакомые?

Самые упертые искатели западных аналогов полагают, что у Снегурочки есть нечто общее со святой Люсией, которая в Германии и странах Скандинавии в период запрета культа святых и, в частности, святого Николая, выступала в качестве рождественской дарительницы подарков детям. В странах Скандинавии и Финляндии праздник святой Люсии, отмечаемый 13 декабря, сохранился и по сей день, и служит своеобразным преддверием к Рождеству.

Есть еще итальянская Бефана, то ли старуха, то ли молодая женщина, являющаяся к детям в ночь на Богоявление, и раскладывающая подарки послушным детям в заранее приготовленные носки. Плохим детям Бефана подкладывает в носки золу. Между прочим, эта дама неплохо известна и российским детям - несколько видоизмененный ее образ описал Джанни Родари в своем «Путешествии «Голубой Стрелы».

Упоминается также и Маланка, участвующая в предновогодних обрядах Бассарабии, Подолии и Галиции.

Однако все эти дамы, разумеется, не идут ни в какое сравнение с нашей уникальной и неповторимой Снегурочкой, которая каждый год избавляет детей от смущения перед седобородым волшебным старцем, а потом безропотно доставляет подгулявшего Деда Мороза в его обитель. Именно поэтому Снегурочка - исключительно наш персонаж, в котором каждая русская женщина может увидеть себя.


  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР
  • © Public Domain / Министерство связи СССР

  • ©

Мой мир больше никогда не станет прежним... Если боитесь разочароваться в самом главном празднике в году, то ни за что не читатйте текст под катом. Я серьезно.

Сказочных новогодних персонажей придумали давным-давно и не в России — подавляющее большинство светских обрядов и традиций имеют в основе своей древние зловещие ритуалы.

К примеру, нарядные ёлки, ставшие символом нового года. У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами. И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла…

Добрый дедушка Мороз и его западный прототип Санта Клаус произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить свой поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза.

В привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м году в рассказе князя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко» — вот там-то как раз и шла речь о недобром старике, очень напоминавшем кельтского Великого северного старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку насмерть заморозил (в смягченном варианте писателя ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек). Персонаж «Морозко» народ представлял также в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его все той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать в дикий мороз.

Если за день «Снегурочка» застывала — значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза тоже поначалу был предназначен для сбора подношений. А посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Если проанализировать сказку «Морозко» на соответствие древним языческим обрядам, то всё- всё подтверждается. При внимательном чтении, в этой небольшой сказке, можно узнать много интересного - сказка наглядно показывает обряд, сродни тому, что проводили кельты, принося в жертву девственниц Старцу Севера.

А вот герои сказки: «типовой набор» многих русских сказок. Дед, дочка, мачеха и сводная сестра. Почему мачеха, а не мать. Скорее это уже более поздняя трансформация, а вначале могла быть и мать. Дело в том, что исходя из христианского мировоззрения, сложно объяснить, как родная мать могла отправить свое дитя на смерть, а мачеха очень даже способна! И вот зима. Трескучие морозы. Время Старца Севера. Дед погоревал, но дочку повез, видать знал о подобных вещах, лишних вопросов не задавал. Привез он девушку в лес и оставил под елкой.

Елка… ну не спроста она в сюжет введена. Ель — священное дерево у кельтов. Вечнозеленое. Дерево, в котором живут духи или боги. Наша новогодняя елка — то самое жертвенное дерево, у которого кельты совершали и человеческие жертвоприношения. Итак, жертву оставили замерзать у священного дерева. А старик спокойно отправился домой. По поводу разговоров девушки и Морозко, это уже скорое литературные прикрасы, дабы как-то объяснить счастливое спасение. Интересно другое. Мачеха справляет тризну по жертвуемой девушке, с чего это вдруг, она же ее любила? Блины жарит, непременный атрибут поминок. И уж совсем нелогично выглядит приказ старику ехать во второй раз в лес, забирать «останки». Ну и путь себе валяются, дикие животные растащат и следов не останется. Значит нужно, причем обязательно.

Ответ у кельтов! Они навещали жертву, смотрели через какой-то промежуток времени, жива она или нет. Если еще жива — то бог жертву не принял и ему могли преподнести новую девушку. Что и мы видим в сказке Морозко, когда мачеха взамен падчерицы, отправляет свою дочь, которую бог уже принял. Конечно, народ придал некоторую литературность, объяснив спасение одной добротой, а гибель другой «неуважением к старшим». Но это уж спустя века, когда, наверное, и про обряд этот забыли, а сказка осталась.

Кстати, почему в роли подобного посланника выступает, как правило, девочка, это легко объяснимо. Земельный надел по традиции, отмерялся по количеству мужчин в семье, женский рот в лютую годину мог оказаться лишним, поэтому и жертвовали в первую очередь тем, кто для семьи представлял наименьшую ценность. Увы!




Top