Отступления автора в евгении онегине. Лирические отступления в «Евгении Онегине» А

  • Курсовая работа - Чем маркетинг для женщин отличается от маркетинга для мужчин (Курсовая)
  • Курсовая работа - Ипотечное кредитование, его развитие в России (Курсовая)
  • Курсовая работа - Рынок: его структура, функции и условия существования (Курсовая)
  • Курсовая работа - Особенности языка ЛИСП (Курсовая)
  • Курсовая работа - Ассортимент шерстяных одеял (Курсовая)
  • Курсовая работа - Современное состояние адвокатуры Российской Федерации и перспективы ее развития (Курсовая)
  • n1.doc

    2.2. Лирические отступлении о природе в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин»

    Нет ни одного чуткого человека, сердце которого бы ее дрогнуло при чтении пушкинских строк, посвященных величию и красоте природы.

    Пейзаж занимает в творчестве Пушкина значительное место. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. И на протяжении всего творческого пути функция пейзажа в его произведениях усложнялась. Образы природы выступают у него в разных вариантах: то, как аккомпанемент к его собственным переживаниям и чувствам героев, то, как неотъемлемая часть всего окружающего. Во многих произведениях образы природы включаются в лирическое повествование о собственной судьбе и о судьбе своего поколения. Лирическими отступлениями насыщен роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

    По жанру «Евгений Онегин» - роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно

    Переходит от повествования к лирическим отступлениям, благодаря которым действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до общероссийских масштабов. В романе ярко выражен реалистический подход к изображению жизни, принципы и приёмы которого оказались настолько ёмкими и перспективными, что нашли своё отражение и получили дальнейшее развитие в творчестве многих русских романистов XIX в. В «Евгении Онегине» сочетаются эпическое и лирическое начала. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд не имеющие прямого отношения к сюжету романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним самого Пушкина. В статье о «Евгении Онегине» Белинский так писал о лирических отступлениях Пушкина: «Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства ума, остроты; личность поэта в них является такой любящей, такою гуманною» .

    Особенности романа как разновидности эпоса в следующем: повествовательная манера изложения от лица автора; наличие нескольких сюжетных линий и ряда действующих лиц; значительная протяжённость действия во времени; увеличенный по сравнению с поэмой объём и т.д. Эпическое начало является определяющим в структуре «Евгения Онегина».

    От стихотворной формы идёт ярко выраженное лирическое начало. Многие страницы «Евгения Онегина» окрашены настроениями автора, владевшими им в момент создания тех или иных строф. Представляют интерес особенности построения романа в стихах, который написан онегинской строфой. Строфы объединены в главы.

    Следующая особенность жанра «романа в стихах» - «собранье пёстрых глав». Она предполагает широкие возможности ввода всё новых и новых тем и мотивов; неистощимое разнообразие интонаций, оттенков авторской точки зрения на то, что изображается в романе.

    Наконец, ещё одно свойство пушкинского «романа в стихах» - глубина и ёмкость изображения жизни. Все лирические отступления романа являются единым художественным целым. В композиционном отношении они связаны как с персонажами романа, так и с самим автором, его настроением, мыслями и переживаниями.

    В романе «Евгений Онегин» одним из важнейших видов авторских отступлений являются многочисленные поэтические зарисовки природы. «Картины природы в романе - это его воплощённая музыкальная стихия, это то, что создаёт надысторическую атмосферу для всего изображённого в романе» .

    Пушкин не столько видит и слышит природу, сколько её переживает. Лирическая настроенность так сильна в нём, что он иначе не говорит о природе, как проецируя её через призму личных настроений.

    На страницах «Евгения Онегина» автор рисует картины русской природы. Особое место занимают описания деревенской природы. Пушкин в лирических отступлениях о природе изображает все времена года: и зиму, «когда мальчишек радостный народ» коньками «режет лёд», и «вьётся первый снег», мелькает, «падая на брег», и «северное лето», которое поэт называет «карикатурой южных зим», и весну - «пору любви», и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. При этом автор вовсе не стремится выбирать какие-то исключительные картины. Напротив, у него всё реально, просто, обыденно:

    В тот год осенняя погода

    Стояла долго на дворе,

    Зимы ждала, ждала природа.

    Снег выпал только в январе

    На третье в ночь, проснувшись рано

    В окно увидела Татьяна

    Поутру побелевший двор,

    Куртины, кровли и забор,

    На стёклах лёгкие узоры,

    Деревья в зимнем серебре,

    Сорок весёлых на дворе

    И мягко устланные горы

    Зимы блистательным ковром.

    Всё ярко, всё бело кругом .

    Изображая зимний пейзаж, Пушкин в каждой строфе рисует небольшую картинку, возникающую из непосредственных наблюдений и стремления передать вызванные им ощущения и переживания. Этому способствует использование разнообразных эпитетов: лёгкиеузоры, лёгкоесеребро, весёлыесороки, блистательныйковёр. Необходимо очень хорошо знать и чувствовать русскую природу, очень тонко наблюдать и глубоко, нежно любить её, чтобы дать такой правдивый рисунок, пронизанный красотой и пушкинской радостью бытия.

    Поэт расширяет рамки пейзажа. Описания природы в произведении наполнены картинками народной жизни, придавая им живость, эмоциональность, национальный колорит. Пушкин противопоставляет своё «низкое» описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу «роскошным слогом» в романтическом стиле. Но именно эти картины «низкой природы» удивительно глубоко западают в душу:

    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

    На дровнях обновляет путь;

    Его лошадка, снег почуяв,

    Плетётся рысью как-нибудь;

    Бразды пушистые взрывая,

    Летит кибитка удалая;

    Ямщик сидит на облучке

    В тулупе, в красном кушаке.

    Вот бегает дворовый мальчик,

    В салазки жучку посадив....

    Но не только картины русской зимы изображает Пушкин в своём романе. Одна их самых ярких пейзажных строф, открывающая седьмую главу, отчётливо рисует пробуждение природы после зимней спячки:

    Гонимы вешними лучами,

    С окрестных гор уже снега

    Сбежали мутными ручьями

    На потопленные луга...

    Как грустно мне твоё явленье,

    Весна, весна! пора любви!

    Какое томное волненье

    В моей душе, в моей крови!

    С каким тяжёлым умиленьем

    Я наслаждаюсь дуновеньем

    В лицо мне веющей весны

    На лоне сельской тишины!

    Эпитет гонимы вызывает в воображении яркую, образную картинку снегов, подвергшихся гонению с окрестных гор вешними лучами солнца.

    Переход из одного времени года в другое - тем более начало зимы, резко очерченное первым снегом, - всегда у Пушкина ожидаемо и всегда неожиданно. Зимой замирает жизнь природы, но и эта пора имеет свою красоту, неповторимость и поэзию. Но если в этих отступлениях Пушкин рисует лирический пейзаж, то в отступлении о весне пейзаж приобретает и философский смысл, к нему стягиваются самые разные сюжетные линии, самые разные темы романа».

    Образ весны характеризуетсяолицетворённой пробуждающейся природой:

    Улыбкой ясною природа

    Сквозь сон встречает утро года;

    Синея блещут небеса.

    Ещё прозрачные, леса

    Как будто пухом зеленеют .

    Весеннее пробуждение природы не может вызвать положительных эмоций, и хотя поэт объясняет причины своей весенней тоски, он всё же бодро призывает читателя ехать весной за город, на природу:

    Весна в деревню вас зовёт,

    Пора тепла, цветов, работ,

    Пора гуляний вдохновенных

    И соблазнительных ночей.

    В поля, друзья, скорей, скорей,

    В каретах тяжко нагружённых,

    На долгих иль на почтовых

    Тянитесь из застав градских .

    Веснасимволизирует пробуждение природы и человека. Пушкин рисует и ясное небо, и первый пух на деревьях, и первый вылет пчёл за мёдом, и появление цветов на лугах, и первый выгон коров на пастбище, и, наконец, завершая и делая ещё более поэтичным этот образ пробудившейся жизни в природе, соловьиные песни по ночам. Пушкин сумел увидеть прекрасное в самом простом и обыкновенном, сумел найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой весенней красоты.

    Необыкновенными красками рисует Пушкин осень, самую любимую пору года. Поэт не щадит красок, чтобы передать всю прелесть этой поры года:

    Уж небо осенью дышало,

    Уж реже солнышко блистало, Короче становился день,

    Лесов таинственная сень

    С печальным шумом обнажалась,

    Ложился на поля туман,

    Гусей крикливых караван

    Тянулся к югу: приближалась

    Довольно скучная пора;

    Стоял ноябрь уж у двора .

    Страницы романа, рисующие осень, отличаются широтой охвата природы.

    Значительная роль в поэме Пушкина отведена такому лексическому средству, каколицетворение. Пейзаж поэта - не мёртвые безлюдные картины. Пушкин приближает к нам природу, одухотворяет её. Природа, как девушка, «трепетна и бледна»; «волшебница зима идёт», «пришла», «легла»; север «дохнул и завыл».

    Природа в романе имеет расширительное, всеобъемлющее значение. Оно заключает в себе нечто большее, чем только пейзаж. Так, само чувство Татьяны - искреннее, непосредственное, противостоящее светскому флирту - предстаёт в романе как проявление самой жизни, закона природы:

    Пора пришла, она влюбилась.

    Так в землю падшее зерно

    Весны огнём оживлено [ 14 , с. 103].

    Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор не стремится изображать необыкновенные картины, а показывает всё просто - и в то же время прекрасно:

    Она любила на балконе

    Предупреждать зари восход,

    Когда на бледном небосклоне

    Звёзд исчезает хоровод,

    И тихо край земли светлеет,

    И, вестник утра, ветер веет,

    И всходит постепенно день .

    В седьмой главе романа русская природа становится подлинно действующим лицом:

    Но лето быстрое летит.

    Настала осень золотая.

    Природа трепетна, бледна,

    Как жертва, пышно убрана...

    Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл - и вот сама

    Идёт волшебница зима.

    Пришла, рассыпалась; клоками

    Повисла на суках дубов;

    Легла волнистыми коврами

    Среди полей, вокруг холмов .

    Среди пейзажей «Путешествия» особой художественной силой и красотой отличаются горные виды Кавказа и Тавриды, открывающиеся перед путешествующим Онегиным. В «Отрывках из путешествия Онегина» даётся подробное поэтическое и в то же время реалистически верное изображение пейзажа:

    ... Он видит

    Терек своенравный

    Крутые роет берега;

    Пред ним парит орёл державный,

    Стоит олень, склонив рога;

    Верблюд лежит в тени утёса,

    В лугах пасётся конь черкеса,

    И вкруг кочующих шатров

    Пасутся овцы калмыков.

    Вдали - Кавказские громады:

    К ним путь открыт. Пробилась брань

    За их естественную грань,

    Чрез их опасные преграды;

    Брега Арагвы и Куры

    Узрели русские татры .

    Далёкие пространства и воздушность пейзажа создаются строками: «пред ним парит орёл державный, стоит олень, склонив рога...», «вдали - Кавказские громады: К ним путь открыт». Поэт рисует дикую, стихийную красоту Кавказа, его обвалы и движение потоков при полном отсутствии людей.

    В центре пейзажа Волги, куда направляется Онегин, Пушкин впервые в русской литературе рисует образ бурлака:

    Тоска. Евгений ждёт погоды

    Уж Волга рек озёр краса

    Его зовёт на пышны воды

    Под полотняны паруса -

    Взманить охотника нетрудно

    Наняв купеческое судно,

    Поплыл он быстро вниз реки Надулась Волга - бурлаки

    Про тот разбойничий приют,

    Про те разъезды удалые,

    Как Стенька Разин в старину

    Кровавил волжскую волну .

    Детали пейзажа, изображённые Пушкиным, глубоко реалистичны. Среди ряда картин, зарисованных в «Путешествии Онегина», Пушкина больше всего волнует русский северный пейзаж, с образами простых людей. Все образы, включённые в последние пейзажи «Путешествия», ясно говорят об интересах и размышлениях Пушкина. Автор воспевает родную северную природу:

    И берег Сороти отлогий,

    И полосатые холмы,

    И в роще скрытые дороги

    И дом, где пировали мы -

    Приют сияньем муз одетый .

    В романе А.С Пушкина «Евгений Онегин» доминируют деревенские, загородные пейзажи, но огромное художественное значение и идейный смысл имеют и пейзажи городские, в особенности московские:

    Но вот уж близко. Перед ними.

    Уж белокаменной Москвы.

    Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы.

    Ах, братцы! Как я был доволен, Когда церквей и колоколен,

    Садов, чертогов полукруг

    Открылся предо мною вдруг!

    Как часто в горестной разлуке,

    В моей блуждающей судьбе,

    Москва, я думал о тебе!

    Москва...как много в этом звуке

    Для сердца русского слилось!

    Как много в нём отозвалось! .

    Лирические размышления о Москве находятся в строгой композиционной связи со звучанием и мыслями всей главы в целом. Пушкин выбираетэпитет белокаменная Москва, утверждая тем самым народность образа. Он подчёркивает страстное, горячее чувство к любимому городу. Реалистическая зарисовка московских улиц, типичного городского пейзажа пушкинского времени отображена также в седьмой главе романа:

    Прощай, свидетель падшей славы,

    Петровский замок. Ну! не стой, Пошёл!

    Уже столпы заставы

    Белеют: вот уж по Тверской

    Возок несётся чрез ухабы.

    Мелькают мимо будки бабы,

    Мальчишки, лавки, фонари,

    Дворцы, сады, монастыри,

    Бухарцы, сани, огороды,

    Купцы, лачужки, мужики,

    Бульвары, башни, казаки,

    Аптеки, магазины моды,

    Балконы, львы на воротах

    И стаи галок на крестах .

    В этих строках поэт описывает типичный для начала XIX века пейзаж Москвы, ее окраин и Тверской улицы, пейзаж в движении. Это части московского пейзажа, мелькающие перед глазами Лариных. Здесь и люди, и дома, и огороды. Характер движения несущегося через ухабы возка создаётся соответствующим ритмом стиха.

    Рисунок городского пейзажа подчиняется основной творческой задаче автора в «Евгении Онегине» - показать правду жизни, осмыслить русскую действительность и побеседовать с читателем о Родине, её прошлом, настоящем и будущем.

    Пейзажные зарисовки Пушкина в «Евгении Онегине» связаны с размышлениями поэта о будущем родины. Этой теме посвящена небольшая часть седьмой главы:

    Когда благому просвещенью

    Отдвинем более границ,

    Со временем (по расчисленью Философических таблиц,

    Лет чрез пятьсот) дороги, верно,

    У нас изменятся безмерно:

    Шоссе Россию здесь и тут,

    Соединив, пересекут.

    Мосты чугунные чрез воды

    Шагнут широкою дугой,

    Раздвинем горы, под водой

    Пророем дерзостные своды,

    И заведёт крещеный мир

    На каждой станции трактир .

    Этот пейзаж тоже полон движения и действия, показывая тем самым активное вмешательство в жизнь, изменение жизни, её динамизм. Пушкин подчёркивает действенность творческого человеческого труда, победу человека над природой.

    И деревенские, и городские пейзажи поэта в романе тесно связаны с красотами русской природы. Картины природы, изображённые в романе, помогают автору и читателю глубже осознать русскую жизнь. Природа не бездушна сама по себе, это живой, трепетный мир, среди которого обитают герои поэта.

    Таким образом, пейзаж «Евгения Онегина» - это своеобразные лирические отступления, наряду с другими образными размышлениями поэта на различные темы, связанные с познанием русской действительности, их исключительная красота, эстетическая ценность и жизнеутверждающая сила неразрывно связаны с чувствами и эмоциями великого русского поэта.

    Лирические отступления о природе в «Евгении Онегине» художественно выполняют основное творческое задание всего романа в целом - многогранно показать русскую жизнь, осознать и изобразить её в правдивых художественных формах. А.С.Пушкин первый ввёл в русскую литературу глубоко реалистический рисунок пейзажа.

    Таким образом, через лирические отступления можно отметить следующие особенности пейзажа романа:


    • пейзаж Пушкина реалистически точен;

    • пейзаж в романе лиричен, он проникнут определённым настроением;

    • Пушкин рисует природу вместе с человеком, его трудовой деятельностью;

    • у Пушкина преобладает светлое, радостное восприятие природы;

    • картины природы проникнуты чувством любви к родине, красоте её бескрайних просторов;

    • пейзажи романа - это пейзажи средней полосы России, родины поэта, коренных русских земель.
    2.3. Герои романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и картины русской природы

    Русская природа в романе - это своеобразная основа, без которой и вне которой историческая жизнь выглядела бы абстрактной. Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают лучше понять их внутренний мир, их душевные ценности.

    Пушкин писал роман "Евгений Онегин" дольше семи лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из юноши он превратился в окончательно сложившегося зрелого человека и мощного художника. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных рабов. Они услышали живую, разговорную русскую речь, еще сильнее почувствовали, как великолепна русская природа. Широко описывать природу Пушкин начинает только с четвёртой главы. В центре её человеческие характеры, индивидуальное «я» героев и самого автора, постоянно вплетающего в ткань романа свои лирические излияния.

    События шести из восьми глав романа разворачиваются в деревне, и место действия - усадьба поместного дворянина - оказывается естественным образом «вписано» в пейзаж. Все главные события романа разворачиваются на фоне сельской природы. «Деревня в романе - это родное Михайловское; где жил Пушкин и соседнее имение Тригорское. Деревня - это Россия, её поля и леса, реки и озера. Это память о прошлом, это жизнь с народом, народные истоки веры, доброты и мудрости. Деревня - это величавое течение времени: лето, осень, зима, весна. Наконец, деревня - это творческая тишина, - как отмечает Н.М.Михайлова» [ 12 , с.55].

    Пейзаж в романе Пушкина играет определённую композиционную роль. Пушкин несколько раз описывает в романе разные времена года - это помогает читателю воспринять хронологические рамки романа, даёт перспективу времени, текучесть жизни.

    Одни герои в романе А.С Пушкина «Евгений Онегин» живут как бы вне природы, чужды ей - они лишены цельности, а в какой-то мере и необходимых положительных ценностей. Внутренняя же близость героя к миру природы указывает на его органичность, нравственность, душевную красоту.

    Особенно близка к природе, душевно срослась с нейТатьяна - любимая героиня Пушкина. Её образ неразрывно связан с сельским пейзажем. Примеры: Татьяна встречает по утрам восход солнца (глава 2, строфа 28), ходит грустить в сад, где происходит сцена свидания с Онегиным (глава 3, строфа 16; строфы 38-39), ночной пейзаж при свете луны во время разговора с няней (глава 3, строфы 16, 20, 21), зимнее утро в начале пятой главы (строфа 1-2), холодная зимняя ночь, когда Татьяна гадает (глава 5, строфа 9), зимний пейзаж её страшного сна (глава 5, строфа 13), ночь накануне именин (глава 6, строфа 2), весенний пейзаж седьмой главы, и летний вечер, когда одинокая Татьяна приходит в дом Онегина (глава 7, строфа 15), её прощание с родными местами перед отъездом в Москву (глава 7, строфа 28 и следующие). Близость народа и природе навсегда определила в Татьяне Лариной естественность, простоту и органическое неприятие притворства, лицемерия, фальши. Татьяна впитала в себя народную мораль, окрасившую её мысли и чувства и проявившуюся в её поведении.

    Очень часто автор видит природу глазами главной героини романа, и тогда пейзажная живопись в полной мере выражает её душевное состояние. С образом Татьяны в романе связано едва ли не самое большое количество пейзажных зарисовок. Неоднократно встречаются размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Картины природы перекликаются с переживаниями, настроениями Татьяны.

    Рассказывая о предстоящем отъезде Татьяны в Москву, поэт сжато и ярко описал смену лета осенью, осени: зимой.

    Настала осень золотая.

    Природа трепетна, бледна,

    Как жертва пышно убрана....

    Сравним эту картину с описанием осени в главе четвертой (строфы 40-41) - здесь совсем другие краски, другие настроения. Мы чувствуем, что эта осеньсобенно близка сейчас настроению Татьяны, она как-то связана с её судьбой, с её будущим:

    Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл - и вот сама

    Идёт волшебница зима .

    С образом Татьяны связан и зимний пейзаж. Пушкин не случайно выбрал зиму, этим он стремился подчеркнуть национальный характер, идеальные черты настоящей русской девушки:

    Татьяна (русская душою,

    Сама не зная почему)

    С её холодною красою

    Любила русскую зиму...

    Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для нашей страны, можно сказать, характерное время года. А вот над нашим летом, севернее Москвы, романист посмеивается:

    Но наше северное лето,

    Карикатура южных зим,

    Мелькнёт и нет...

    Пробуждение природы вносит в жизнь героев новые чувства. Возникновение чувства Татьяны к Онегину так естественно, как протекание природных процессов:

    Пора пришла, она влюбилась,

    Так в землю падшее зерно

    Весны огнём оживлено,

    Давно её воображенье,

    Сгорая негой и тоской,

    Алкало пищи роковой;

    Давно сердечное томленье

    Теснило ей младую грудь .

    Утешения в любовных переживаниях Татьяна тоже ищет в природе:

    Тоска любви Татьяну гонит,

    И в сад идёт она грустить...

    Настанет ночь; луна обходит

    Дозором дальний свод небес,

    И соловей во мгле древес

    Напевы звучные заводит .

    В слиянии с природой формируется в Татьяне Лариной те мысли и чувства, которые свойственны только русской женщине. В соответствии с народными представлениями о прекрасном человеке Пушкин наделяет Татьяну нравственной чистотой, благородством, непосредственностью и исключительной душевной ценностью.

    Эмоционально написанный пейзаж тонко поддерживает и подчёркивает психологическое состояние Татьяны, большое душевное напряжение, сменяющиеся эмоции и силу искреннего чувства. Нарастающая сила любви сливается с восходом солнца и песней пастуха-крестьянина. В такой же тональности написаны Пушкиным и многие другие пейзажи, связанные с образом Татьяны.

    Зимний русский пейзаж во сне Татьяны, тоже неразрывно связанный с её переживаниями и мыслями, изображён Пушкиным в реалистических тонах, близких к народному творчеству. Реалистичность изображаемого достигается благодаря особой чёткости рисунка и отбору того, что встречается Татьяне на её пути. Приведём пример таинственной и загадочной природы в сценах сна Татьяны:

    ...Ей снится, будто бы она

    Идёт по снеговой поляне...

    Пред ними лес; недвижны сосны

    В своей нахмуренной красе;

    Отягчены их ветви все

    Клоками снега; сквозь вершины

    Осин, берёз и лип нагих

    Сияет луч светил ночных;

    Дороги нет; кусты, стремнины

    Метелью все занесены,

    Глубоко в лес погружены .

    Природа во сне Татьяны живая, земная, ничуть не сказочная: печальная зимняя ночь, бегущий ручей, хрупкий мостик из обледенелых жёрдочек... Каждый, кто бродил по ночному зимнему лесу, знает, как правдиво этот лес описан. Сон Татьяны - вещий сон, который скоро сбудется. И Татьяна знает об этом. На почти таком же фоне поздней зимы и начинающейся ранней, ещё по-зимнему холодной весны происходит последняя встреча Онегина и Татьяны.

    Всё, что делает Татьяна Ларина, всё, что с ней происходит, сопровождается пейзажными зарисовками. В Лариной сливается особое восприятие любви, жизни и природы. В рассказе о Татьяне сопутствующий ему пейзаж звучит особенно, как музыка: затрагивает самые лирические чувства, вызывая глубокое сопереживание и сочувствие делам и мыслям главной героини романа . Блуждающая по родным полям Татьяна находится на фоне широкой русской природы. Всюду ширь, воздух и простор, движение и жизнь, как и в душе самой Татьяны:

    Был вечер. Небо меркло. Воды Струились тихо. Жук жужжал Уж расходились хороводы;

    Уж за рекой, дымясь, пылал

    Огонь рыбачий. В поле чистом, Луны при свете серебристом,

    В свои мечты погружена

    Татьяна долго шла одна .

    Пейзажи, не имеющие непосредственного отношения к психологии и мировосприятию главной героини, представляют собой рисунки, полностью показывающиевосприятие природы самим поэтом, резко контрастирующие с переживаниями Онегина и выражающие лишь эмоции самого автора.

    Сам же автор романа, Александр Пушкин, введенный в роман в качестве не только создателя своего нового творения, но и одного из его героев, оказывается и реальной, и одновременно вымышленной личностью. Это одновременно и реальный поэт Пушкин, и на глазах читателей сочиняющий свое новое творение - стихотворный роман - и одновременно вымышленное лицо, живущее вместе с героями условной «романной» жизнью: он их «добрый приятель», поверенный их сердечных тайн, «сопереживатель», советчик и критик. Пейзажи «романа в стихах» помогают читателю глубже почувствовать и ярче воспринять задушевные мысли Пушкина о русской жизни, о русском народе, почувствовать лирическую красоту русской природы. Описания природы, выражающие собственные чувства, настроения и мысли Пушкина, глубоко лиричны по своему характеру, объёмны по своему содержанию, охватывают большие пространства и несколько планов, включают в себя народные образы и жанровые сцены, органически связанные со всей живописной картиной в целом:

    Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок;

    Там друг невинных наслаждений

    Благословить бы небо мог.

    Господский дом уединённый,

    Горой от ветров ограждённый,

    Стоял над речкою. Вдали

    Пред ним пестрели и цвели

    Луга и нивы золотые,

    Мелькали сёлы; здесь и там

    Стада бродили по лугам,

    И сени расширял густые

    Огромный, запущенный сад,

    Приют задумчивых дриад .

    В этих строках автор отражает своё видение окружающей природы. Деревенский пейзаж радует глаз поэта. Автор находит в нём свои красоты, называя деревню «прелестным уголком». Всё прельщает Пушкина: и уединённый господский дом, и золотые луга и нивы, и запущенный сад. Как видим, эта деревня очень похожа на Михайловское. Ведь господский дом и в самом деле стоял над рекою Соротью, вдали расстилались луга и нивы, по лугам бродили стада, а возле дома был огромный старый парк с липовыми и еловыми аллеями. Михайловская жизнь Пушкина отразилась в четвёртой главе «Евгения Онегина» не только в описании деревенской жизни главного героя. Это и жизнь Автора стихотворного романа наедине с природой и творчеством.

    И вот уже трещат морозы

    И серебрятся средь полей...

    Опрятней модного паркета

    Блистает речка, льдом одета.

    Мальчишек радостный народ

    Коньками звучно режет лёд;

    На красных лапках гусь тяжёлый,

    Задумав плыть по лону вод,

    Ступает бережно на лёд,

    Скользит и падает; весёлый

    Мелькает, вьётся первый снег,

    Звездами падая на брег .

    Настала осень золотая.

    Природа трепетна, бледна,

    Как жертва, пышно убрана,...

    Реалистичности рисунка помогает правда световой гаммы, ритм стиха, эпитетика и сравнения.

    Пейзажи в романе Пушкин рисует через восприятие героев. Например, деревенский пейзаж во второй - шестой главах романа описан скупо, только штрихами, так как этот пейзаж воспринимается Онегиным , который не любит природы. В отличие от автора романа, Евгения Онегина не трогают прелести русской природы, она от него далека. Онегин часто замыкается в себе и тоскует. Вот как описывает автор пребывание Евгения в деревне:

    Два дня ему казались новы

    Уединённые поля,

    Прохлада сумрачной дубровы,

    Журчанье тихого ручья;

    На третий роща, холм и поле

    Его не занимали боле;

    Потом уж наводили сон;

    Потом увидел ясно он,

    Что и в деревне скука та же,

    Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

    Ни карт, ни балов, ни стихов .

    Онегин-скептик, он разочарован во всём, что его окружает. В авторе, напротив, живут глубокие и сильные чувства; он горячо и вдохновенно любит природу, людей и жизнь. Онегина не трогает красота русской природы, автор же не может скрыть своего восхищения.

    Пушкин своими пейзажами лишний раз подчёркивает разницу между Онегиным и собой:

    Цветы, любовь, деревня, праздность,

    Поля! Я предан вам душой.

    Всегда я рад заметить разность

    Между Онегиным и мной... [ 14 , с. 78].

    Сердце Евгения не раскрыто для родных полей и лесов, он холоден и к народу, он замкнут, красоты родной природы ему недоступны. А если в один прекрасный день Онегин и проснулся патриотом, то и тут Пушкин показывает истинную цену такого «перерождения»:

    Проснулся раз он Патриотом...

    Россия мирная мгновенно

    Ему понравилась отменно

    И решено, что он влюблён

    Россией только бредит он

    Уж он Европу ненавидит....

    В противоположность Онегину, природа для Ленского «не глупые места», а «сосредоточие чудес и тайн, полных поэзии»:

    Он рощи полюбил густые,

    Уединенье, тишину,

    И ночь, и звезды, и луну,

    Луну, небесную лампаду,

    Которой посвящали мы

    Прогулки средь вечерней тьмы,

    И слезы, тайных мук отраду...

    Но ныне видим только в ней

    Замену тусклых фонарей .

    А место, где похоронен Ленский, «поэт задумчивый, мечтатель, убитый приятельской рукой» вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот романтический юноша, каким был он по своей натуре:

    Есть место: влево от селенья,

    Где жил питомец вдохновенья,

    Две сосны корнями срослись;

    Под ними струйки извились

    Ручья соседственной долины.

    Там пахарь любит отдыхать,

    И жницы в волны погружать

    Приходят звонкие кувшины;

    Там у ручья в тени густой

    Поставлен памятник простой .

    В трагический момент романа луна останавливается над могилой Ленского вместе с Татьяной и Ольгой: «И над могилой при луне,// Обнявшись, плакали оне». Смерть Ленского сливается с возрождением природы. Она сравнивается с алмазными переливами спадающей снежной лавины:

    ... Туманный взор

    Изображает смерть, не муку.

    Так медленно по скату гор,

    На солнце искрами блистая,

    Спадает глыба снеговая .

    Таже снеговая лавина низвергается затем целым потоком жизни: "Гонимы вешними лучами, // С окрестных гор уже снега // Сбежали мутными ручьями..."

    Таким образом, картины природы занимают особое место в романе A.C. Пушкина. Пейзаж, тесно связанный с главными героями, помогает автору раскрыть существенные стороны характера и мировоззрения персонажей, их душевные настроения, повороты в их жизненной судьбе. Природа - это фон, на котором выступают действующие лица. Пейзажи в романе в своей основе объективны, точны, реальны. Жизнь всех героев пушкинского романа вписана в жизнь природы. Смена времен года и соответственно смена пейзажных картин определяет хронологию сюжета, одновременно являясь и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющегося мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев "Евгения Онегина". Природа неразрывно связана с жизнью народа. В пушкинском романе она изображается глазами человека, составляющего с природой единое целое. Тесно связывая природу с переживаниями и раздумьями действующих лиц, Пушкин придал им ярко выраженную психологическую функцию.

    Заключение

    Значение творчества и масштабы гения Пушкина позволяют назвать его исключительным явлением всемирной литературы и культуры, «началом всех начал». Его достижения определили и во многом обусловили дальнейшее развитие русской литературы.

    Произведения А.С.Пушкина – пример служения писателя своему народу средствами художественного слова. Пейзаж занимает в творчестве Пушкина центральное место. Источником творчества Пушкина была связь с родной землей, Родиной и народом. Пушкин, будучи человеком тонкой натуры, с восторгом передавал в своём произведении чувство восхищения, которое вызывало в нем природное совершенство.

    В результате научного исследования мы пришли к следующим выводам:

    Лирические отступления в литературном произведении играют огромную роль. Благодаря им действие произведения выходит за рамки частной жизни героев и расширяется до более обширных масштабов. Лирические


    • отступления раскрывают противоречия, тенденции, закономерности эпохи, на первый взгляд не имеющие прямого отношения к сюжетной канве произведения, но ярко демонстрирующие отношение к ним автора. В целом лирические отступления помогают более глубокому восприятию произведения, личности автора и исторической эпохи, в которой было написано произведение.

    • Автор в «Евгении Онегине» предстает перед нами как универсальный образ в его сложных отношениях с вымышленным и реальным миром: ведь он находится в постоянном диалоге с героями и читателем.

    • С помощью образа автора в роман вводится множество лирических отступлений, которые придают произведению энциклопедичность, широту, всеохватность русской жизни 20-х гг. XIX века. Лирические отступления служат расширению художественного пространства романа, созданию целостности литературного образа: от бытовых деталей обобщения до масштабных, наполненных философским содержанием образов.

    • Пейзаж занимает одно из главных мест в художественном произведении, выполняя различные функции. Роль пейзажа в понимании позиций автора велика. Значение образов природы и ее художественная функция приобретает особую значимость в поэтических произведениях художественной литературы, так как именно описание картин природы помогают найти писателю свой собственный, уникальный стиль изложения.
    Пушкин... Пушкинская поэзия... Пушкинское время... Неисчерпаемые темы. Уже 212 лет Россия оглядывается на Пушкина, ибо он дал ей тот эталон художественности и нравственности, с которыми теперь соизмеряются все достижения русской культуры. Дорога к Пушкину бесконечна...

    ЛИТЕРАТУРА


    1. Абрамович, Г.Л. Введение в литературоведение: учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Русский язык и литература» /Г.Л. Абрамович. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1979.-352 с.

    2. Бродский, Н.Л. Евгений Онегин: Роман A.C. Пушкина: пособие для учителя / Н.Л. Бродский. - Москва: Просвещение, 1964. - 416с.

    3. Дегтеревский И.М. Пейзаж в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина// Учен. Зап. Московского пединститута: Вып. 4. -М.,1954, С. 163-188.

    4. Капшай, Н.П. Работа над поэтическим текстом в школе: пособие для учителей общеобразовательных школ /Н.П, Капшай. - Минск: Жасскон, 2001.-196 с.

    5. Квятковский А.П. Лирические отступления: поэтический словарь / А.П. Квятковский. - Москва: Советская энциклопедия, 1966. - С. 145

    6. Княжицкий А.И. Тема времён года в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин» // Русская словесносность. - 1999. - № 1. - С. 51-54.

    7. Краткая литературная энциклопедия/ A.A. Сурков. - Москва: Советская энциклопедия, 1967. - 1023 с.

    8. Литературный энциклопедический словарь/ В.М. Кожевников, П.А. Николаев. - Москва: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

    9. Маймин, Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. - М.: Наука, 1981. - 208с.

    10. Маранцман, В.Г. Художественная литература: 9 класс /В.Г. Маранцман. - Москва: Просвещение, 1991. - 319 с.

    11. Мейлах Б.С. Сквозь магический кристал - М. :Высшая школа,1990. - 397с.

    12. Михайлова Н.М. Собранье пёстрых глав: о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». - М.: Имидж, 1994. - 191с.

    13. Одиноков, В. Г. И даль свободного романа.../ В.Г. Одиноков, К.А. Тимофеев. - Новосибирск: Наука, 1983 - 159 с.

    14. Пушкин, A.C. Евгений Онегин: Роман в стихах /A.C. Пушкин. - Минск: Народная асвета, 1979. - 176 с., ил.

    15. Ранчин, A.M. В поисках скрытого смысла: о поэтике эпиграфов «Евгения Онегина»/ A.M. Ранчин// Литература: Приложение к газете «Первое сентября». - 2005. - № 5. - С. 40-42.

    16. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 205 с.

    17. Соколов, А.Н. История русской литературы XIX века (1-я половина): учебник /А.Н. Соколов. - 4-е изд., испр. - Минск: Высшая школа, 1976. - 456 с.

    18. Широковский, Ю.С. Формирование представлений об авторе при изучении романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин/ Ю.С. Широковский// Литература в школе. - 1991. - № 4. - С. 88- 95.

    19. Чернец Л.В., Бройтман С.Н. и др. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. - М.: Высшая школа, 2000. - 556 с.

    20. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ В.И Новиков. - Москва: Педагогика, 1988 - 416 с, ил.

    Сочинение на тему ”Лирические отступления и их роль в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “.

    Роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным более восьми лет- с весны 1823 года до осени 1831года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!” Стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие его от прозаического романа, она гораздо сильнее выражает мысли и чувства автора.

    Своеобразие придает роману и постоянное участие в нем автора: здесь есть и автор-повествователь, и автор - действующее лицо. В первой главе Пушкин пишет: “Онегин, добрый мой приятель…”. Здесь и вводится автор - действующее лицо, один из светских приятелей Онегина.

    Благодаря многочисленным лирическим отступлениям мы лучше узнаем автора. Так читатели знакомятся с его биографией. В первой главе встречаются такие строки:

    Пора покинуть скучный брег

    Мне неприязненной стихии

    И средь полуденных зыбей,

    Под небом Африки моей,

    Вздыхать о сумрачной России…

    Эти строки о том, что судьба разлучила автора с родиной, а слова “Африки моей” дают нам понять, что речь идет о южной ссылке. Рассказчик ясно написал о своих страданиях и тоске по России. В шестой главе повествователь сожалеет об ушедших молодых годах, он также задается вопросом о том, что же будет в будущем:

    Куда, куда вы удалились,

    Весны моей златые дни?

    Что день грядущий мне готовит?

    В лирических отступлениях оживают воспоминания поэта о днях, “когда в садах Лицея” ему стала “являться муза”. Такие лирические отступления дают нам право судить о романе, как об истории личности самого поэта.

    Немало лирических отступлений, присутствующих в романе, содержат описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, “когда мальчишек радостный народ” коньками “режет лед”, и “вьется первый снег”, мелькает, “падая на брег”, и “северное лето”, которое автор называет “карикатурой южных зим”, и весна – “пора любви”, и, конечно же, не остается без внимания любимая автором осень. Немало Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь. Автор, однако, вовсе не стремится изображать какие-то исключительные, необыкновенные картины. Наоборот, у него все просто, обыденно – и в то же время прекрасно.

    Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают нам лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает перед читателем таким, каким его видит именно Татьяна: “…она любила на балконе предупреждать зари восход” или “…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор”.

    Известный критик В.Г.Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”.

    В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – это, прежде всего, непринужденная беседа автора с читателем с помощью лирических отступлений, выражение мыслей от авторского “Я”. Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом “волшебном крае”, автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, “одной ногой касаясь пола”, “вдруг летит” легкая, как пушинка.

    Немало рассуждений посвящено проблемам современной Пушкину литературе. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:

    Описывать мое же дело:

    Но панталоны, фрак, жилет,

    “Евгений Онегин” – это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором. Повествователь призывает читателя к сотворчеству (Читатель ждет уж рифмы роза/На, вот возьми ее скорей!). Сам же автор предстает перед нами в роли читателя: “пересмотрел все это строго…”. Многочисленные лирические отступления предполагают определенную авторскую свободу, движение повествования в разных направлениях.

    Образ автора в романе многолик: он – и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие –выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений.

    Роман, построенный на обращении к читателю, рассказывает о выдуманности происходящего, о том, что это всего лишь сон. Сон, похожий на жизнь

    ПЛАН ОТВЕТА

    1. Особенности жанра романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

    2. Роль лирических отступлений в романе.

    3. Тематика лирических отступлений в романе: взгляды поэта на культуру литературу, язык; воссоздание биографии поэта; воспоминания поэта о юности, друзьях; обращение к Музе и к читателю; пейзажные зарисовки; воспитание и времяпрепровождение молодежи; быт, мода; русская история.

    4. Роман «Евгений Онегин» - лирический дневник автора.

    1. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - величайшее произведение, не имеющее аналогий по жанру в русской литературе. Это не просто роман, а роман в стихах, как писал Пушкин, - «дьявольская разница». Роман «Евгений Онегин» является реалистическим, историческим, общественно-бытовым романом, где Пушкин изобразил русскую жизнь с небывало широким, подлинно историческим размахом. В его романе слились два начала - лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим - авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических отступлениях.

    Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «С ним подружился я в то время...», «Мой бедный Ленский...» Лирические отступления расширяют временные рамки сюжетного действия в романе, подключая к нему прошедшее.

    3. Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, в которых он, отвлекаясь от действия, рассказывает о себе, делится своими взглядами на культуру, литературу, язык. Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, когда в садах лицея «он безмятежно расцветал» и к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании - «придет ли час моей свободы?»

    С автором как персонажем романа связано упоминание его друзей и знакомых: Каверина, Дельвига, Чаадаева, Державина, печальные и светлые слова о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече...» В размышлениях о жизни, ее быстротечности, о времени поэта посещают философские мысли, с которыми он делится со своими читателями на страницах романа:

    Ужель мне скоро тридцать лет...

    ……………………………………

    Но грустно думать, что напрасно

    Была нам молодость дана.

    ……………………………………

    Быть может, в Лете не потонет

    Строфа, слагаемая мной;

    Быть может (лестная надежда!),

    Укажет будущий невежда

    На мой прославленный портрет

    И молвит: то-то был Поэт!


    Поэта беспокоит судьба его творения, и он, постоянно обращаясь к читателю и представив ему «собрание пестрых глав», рассказывает со страниц своего романа, как он над ним работает:

    Я кончил первую главу;

    Пересмотрел все это строго:

    Противоречий очень много,

    Но их исправить не хочу.

    ……………………………

    Пора мне сделаться умней,

    В делах и в слоге поправляться,

    И эту пятую тетрадь

    От отступлений очищать.

    Тематика лирических отступлений в «Евгении Онегине» весьма разнообразна. Мы узнаем о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, мнение автора о балах, моде, еде, быте «золотой» дворянской молодежи. Это и тема любви: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», и тема театра, где шли балеты Дидло и танцевала Истомина, и описание быта поместного дворянства, восходящее к устному народному творчеству, - сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, гадания.

    Останавливаясь на описании быта поместного дворянства, в частности семьи Лариных, живущей в деревне, автор говорит:

    Они хранили в жизни мирной

    Привычки милой старины.

    …………………………………

    Она езжала по работам,

    Солила на зиму грибы,

    Вела расходы, брила лбы…

    Важными для развития действия являются многочисленные пейзажные зарисовки.Перед читателем проходят все времена года: лето с печальным шумом, с его лугами и нивами золотыми, осень, когда леса обнажались, зима, когда «трещат морозы», весна:

    Улыбкой ясною природа

    Сквозь сон встречает утро года;

    И соловей

    Уж пел в безмолвии ночей.

    Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие:

    В окно увидела Татьяна

    Поутру побелевший двор.

    Еще одна тема лирических отступлений имеет важное значение в романе - это экскурс в русскую историю. Расширяют исторические рамки романа строки о Москве и Отечественной войне 1812 года:

    Москва... как много в этом звуке

    Для сердца русского слилось!

    Как много в нем отозвалось!

    …………………………………

    Напрасно ждал Наполеон,

    Последним счастьем упоенный,

    Москвы коленопреклоненной

    С ключами старого Кремля;

    Нет, не пошла Москва моя

    К нему с повинной головою.

    4. Роман «Евгений Онегин» - глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в единое целое, роман явился (как и задумывал автор) «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

    Е.И.Богомолова, Т.К.Жаров, М.М.Кедрова «Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений – М., Высшая школа, 1986.

    О некоторых особенностях системы образов, сюжета и композиции романа «Евгений Онегин»

    «Евгений Онегин», несмотря на очень своеобразный, нетрадиционный для эпического произведения конец (ко­нец «без конца»), представляет собой «целостный, замкну­тый и законченный в себе художественный организм». Художественное своеобразие романа, его новаторский ха­рактер определил сам поэт. В посвящении П. А. Плетневу, которым открывается роман, Пушкин назвал его «собрань­ем пестрых глав». В другом месте читаем: «И даль сво­бодного романа я сквозь магический кристалл еще не ясно различал». Заканчивая первую главу, поэт признается:

    Я думал уж о форме плана И как героя назову; Покамест моего романа Я кончил первую главу; Пересмотрел все это строго: Противоречий очень много, Но их исправить не хочу.

    Что значит «свободный роман»? От чего «свободный»? Как надо понимать авторское определение: «собранье пестрых глав»? Какие противоречия имеет в виду поэт, почему не хочет исправить их? Какой оказалась «форма плана», выступающая как конструктивный элемент про­изведения? В. Г. Белинский, имея в виду эти особенности романа, писал: «...„Онегин" со стороны формы есть про­изведение, в высшей степени художественное, а со стороны содержания самые его недостатки составляют его величай­шие достоинства». Чтобы разобраться во всех этих особенностях романа, необходимо вчитаться в его текст, сделать некоторые наблюдения над особенностями его структуры.

    Роман «Евгений Онегин» «свободен» от тех правил, по которым создавались художественные произведения во времена Пушкина, он «в противоречии» с ними. Сюжет романа включает в себя две фабульные линии: историю отношений Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги. В пла­не композиционном их можно рассматривать как две параллельные событийные линии: романы героев той и дру­гой линии не состоялись.

    С точки зрения развития основного конфликта, на котором держится сюжет романа, фабульная линия Лен­ский - Ольга не образует своей сюжетной линии, хотя бы и побочной, поскольку их отношения не развиваются (где нет развития, движения, там нет и сюжета). Трагическая развязка, гибель Ленского, обусловлена не их отношения­ми. Любовь Ленского и Ольги - это эпизод, помогающий Татьяне понять Онегина. Но почему же тогда Ленский воспринимается нами как один из главных героев романа? Потому что он не только романтичный юноша, влюбленный в Ольгу. Образ Ленского - составная часть еще двух параллелей: Ленский - Онегин, Ленский - Повествова­тель.

    Вторая сюжетно-композиционная особенность романа: главным действующим лицом в нем является Повествова­тель. Он дан, во-первых, как спутник Онегина, то сближаю­щийся с ним, то расходящийся; во-вторых, как антипод Ленского-поэта, т. е. как сам поэт Пушкин, с его взглядами на русскую литературу, на собственное поэтическое твор­чество; в-третьих, как защитник, попечитель «Татьяны милой». Композиционно Повествователь представлен как действующее лицо лирических отступлений. Поэтому лири­ческие отступления следует рассматривать как составную часть сюжета. Лирические отступления выполняют сю­жетную функцию еще и потому, что они точно обозначают границы романного времени.

    Конфликт, развитие которого составляет сюжет рома­на, основан на том, что Татьяна, наделенная тонкой интуицией, с первого взгляда «узнала» в Онегине человека, предназначенного ей судьбой, и полюбила его на всю жизнь. Онегин «увидел» Татьяну такой, какой она была на самом деле, только в кульминационный момент их отноше­ний. Любовь Онегина и Татьяны развивается напряженно, драматично. В самые критические моменты их отношений Повествователь и выступает как защитник Татьяны.

    Третья композиционно-сюжетная особенность романа состоит в том, что образ Повествователя раздвигает грани­цы личного конфликта и в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях. И если фабула рома­на укладывается в рамки отношений всего лишь четырех лиц, то развитие сюжета выходит за эти рамки, благодаря тому что в романе действует Повествова­тель.

    Перечитаем роман, останавливая свое внимание на предметно-реальном содержании каждой главы и отмечая, как взаимодействуют в романе сюжет, композиция, систе­ма образов, стилевая манера.

    Первая глава романа посвящена характеристике героя. Онегин едет в деревню. Автор-повествователь оставляет своего героя в пути и рассказывает: кто Онегин по своему положению в жизни и как он воспитывался; каков круг его интересов; каким был образ жизни Онегина в Петербурге; как разочаровался Онегин в светской жизни; чем занялся Онегин, разочаровавшись в свете; о своем отношении к Онегину; о приезде Онегина в деревню, о его первых деревенских впечатлениях. Таким образом, в начале рома­на Онегин дан на фоне петербургского большого света. Поставленный автором в самые разнообразные жизненные ситуации, он раскрывается в них полно и глубоко.

    Но уже в первой главе ярко и разносторонне показано отношение к нему Повествователя. Отношение это очень сложно. Повествователь то приближает к себе Онегина, то отдаляет его от себя. Во всех случаях, когда есть опас­ность, что читатель воспримет Онегина как «типичного представителя» большого света, Повествователь сейчас же сближает его с собой и с передовой частью дворянской молодежи. Так, он подробнейшим образом рассказывает о читательских интересах своего спутника. На книги, кото­рые читал Онегин, Повествователь обратит наше внимание и в последних главах романа. И здесь он хочет показать, что по кругу своих интересов Онегин принадлежал к пере­довой части дворянского общества. Если обратимся к ре­альной жизни, то вспомним, что такие же книги были в библиотеках Пушкина, Чаадаева, Катенина, братьев Тургеневых. Разумеется, Онегин в отличие от Повествова­теля менее глубоко и полно воспринимает эти книги: тут сказываются и личные, субъективные читательские особен­ности того и другого, и тот факт, что Онегин учился «поне­многу чему-нибудь и как-нибудь».

    Повествователь, сближая Онегина с собой рассказом о своем былом пристрастии к светским удовольствиям (строфы 29-34 - так называемое лирическое отступле­ние), снисходительно относится к увлечению своего героя театром, балами, женщинами. И уж совсем они стали неразлучны, когда Онегин разочаровался в свете:

    Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательпая странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас; Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей

    На самом утре наших днейИ поведав читателю в лирическом отступлении (строфы 49, 50) о своем желании «покинуть скучный брег» «непри­язненной стихии», он далее говорит:

    Онегин был готов со мною Увидеть чуждые страны; Но скоро были мы судьбою На долгий срок разведены.

    Однако здесь уже намечается и та грань, которая разделяет их. Во-первых, разочаровавшись в свете, Онегин пытается писать, т. е. заняться каким-нибудь делом, лите­ратурной работой. Но «труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его». А Повествователь в это самое время закончил первую главу своего романа:

    Покамест моего романа Я кончил первую главу; Пересмотрел все это строго: Противоречий очень много, Но их исправить не хочу. Цензуре долг свой заплачу И журналистам на съеденье Плоды трудов моих отдам. Иди же к невским берегам, Новорожденное творенье, И заслужи мне славы дань: Кривые толки, шум и брань.

    Здесь - налицо «плоды трудов», причем таких, кото­рые ввергнут автора-Повествователя в горячую литера­турную борьбу.

    И во-вторых, нет у Онегина той тонкой восприимчиво­сти к поэтическим сторонам жизни, какая свойственна Повествователю. Вот отношение Онегина к деревенской природе:

    Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле. А вот что говорит о деревне Повествователь: Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины; В глуши звучнее голос лирный. Живее творческие сны. (...) Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной.

    Постепенно это различие будет углубляться и наиболее полно проявится в различном восприятии ими поэтической натуры Татьяны.

    Так уже в первой главе романа наметился тот принцип композиционного параллелизма, который выступает не только как принцип построения романа в целом, но и как принцип группировки действующих лиц, и как принцип построения отдельного образа-персонажа, и как принцип сложения сюжета, и в известном смысле он определяет отдельные стилистические параллели.

    Евгений Онегин лирические отступления

    Описывая события в романе и раскрывая разные тематики, дополняет его своими наблюдениями, своими высказываниями, мнением, что делает произведение похожим на достоверное. Лирические отступления, которые не трудно найти в Евгении Онегине, это живое общение писателя с героями произведения. Так, например, когда Онегин едет на бал, Пушкин тут же говорит о том, как и он в свое время был без ума от балов. Обсуждает женские ножки и тут же приносит извинения читателю за подобные воспоминания, обещая стать чуточку взрослей.

    Благодаря лирическим отступлениям, которые мы встречаем уже в первой главе романа, где автор высказывает свое мнение об Онегине, Пушкин тем самым делает себя не только повествователем, но и действующим лицом, где писатель является другом героя, называя его добрым приятелем.

    Роль лирических отступлений огромна, ведь они оживляют произведение, лучше раскрывают тематику работы автора. Они знакомят нас с биографией Пушкина, где вспоминается южная ссылка, есть воспоминания о молодости и о периоде обучения в лицее. В отступлениях писатель посвящает нас в свои планы, говорит о литературе, театре.

    Очень много лирических отступлений посвящено русской природе и временам года. Так Пушкин говорит о зиме, вспоминая мальчишек, что режут коньками лед, пишет, как вьется первый снег. Описывая лето, говорит о весне — поре любви, не проходит автор и мимо осенней поры. Особое место уделяет Пушкин отступлениям по временам суток, где ночь самое привлекательное для писателя время.

    Благодаря лирическим отступлениям у писателя появилась возможность легкой беседы с читателями, где он может рассказать о молодежи своего времени и ее воспитании, о том как она проводит время, рисуя картины тогдашней жизни.

    Если выделить тематику лирических отступлений отдельно, то можно увидеть тему творчества в целом и размышления автора о специфике произведения. Раскрывается здесь и светская жизнь, затронута в романе и тема любви. В лирических отступлениях прослеживается тема дружбы, тема свободы, деревенской жизни, присутствуют и биографические мотивы.

    Как видим, благодаря отступлениям, писателю удалось не только изобразить полную картину русской жизни, но и наполнить работу авторской индивидуальностью. Может поэтому данная роман читается с большим интересом и на одном дыхании. Лично я в восторге от Евгения Онегина.



    
    Top