Понятие «эпос». Возникновение эпоса и его значение в жизни народа

Введение

Средневековый эпос - знаковое понятие в мировой литературе, особый мир, живущий по своим законам, зеркало, отражающее не только современную автору действительность, но и надежды народа, представления широких слоёв об идеальном герое. Такой герой является своеобразным ядром каждого эпического произведения, его деяния становились примером для рядовых членов общества. В его изображении мы можем проследить древнегреческую мифологическую традицию. Если в странах Средиземноморья герой является промежуточным звеном между богами и людьми, Небо и Землёй, в средневековом эпосе сохраняется та же тенденция с незначительными отклонениями в период позднего Средневековья, когда историчность сменяет мифологизм, и божественное вмешательство уступает место индивидуальному личностному началу.

Итак, объект нашего исследования - средневековый героический эпос, предмет - его жанровые и стилистические особенности. Цель работы - проследить пути формирования средневекового героического эпоса.

Теории происхождения героического эпоса

Вопрос о происхождении героического эпоса -- один из сложных в литературоведческий науке -- породил целый ряд различных теорий. Выделятся среди них две: ""традиционализм"" и "антитрадиционализм". Основы первой из них заложил французский медиевист Гастон Парис (1839--1901 гг.) в своей капитальной работе "Поэтическая история Карла Великого" (1865 г.). Теория Гастона Париса, получившая название "теории кантилен", сводится к следующим главным положениям. Первоосновой героического эпоса явились небольшие лирико-эпические песни-кантилены, широко распространенные в VIII в. Кантилены были непосредственным откликом на те или иные исторические события. В течение сотни лет кантилены существовали в. устной традиции, а с Х в. начинается процесс их слияния в крупные эпические поэмы. Эпос -- продукт длительного коллективного творчества, высочайшее выражение духа народа. Поэтому единого творца эпической поэмы назвать невозможно, сама же запись поэм -- процесс скорее механический, чем творческий.

Близкой к этой теории была точки зрения современника Гастона Париса Леона Готье, автора труда "Французский эпос" (1865 г.). Лишь в одной позиции ученые решительно расходились: Парис настаивал на национальных истоках французского героического эпоса, Готье говорил о его германских первоосновах. Крупнейшим "антитрадиционалистом" был ученик Гастона Париса Жозев Бедье (1864--1938 гг.). Бедье был позитивистом, в науке признавал лишь документальный факт и теорию Гастона Париса не мог принять уже потому, что никаких исторически засвидетельствованных сведений о существовании кантилен не сохранилось. Бедье отрицал положение о том, что эпос долгое время существовал в устной традиции, явившись итогом коллективного творчества. По мнению Бедье, эпос возник именно тогда, когда стал записываться. Начался этот процесс в середине XI в., достигнув своего расцвета в XII в. Именно в это время в Западной Европе было необычайно распространено паломничество, активно поощряемое церковью. Монахи, стремясь привлечь внимание к святым реликвиям своих монастырей, собирали о них легенды, предания. Этот материал и был использован бродячими певцами-сказителями -- жонглерами, которые и создали объемные героические поэмы. Теория Бедье получила название "монастырско-жонглерской".

Позиции "традиционалистов" и "антитрадиционалистов"" в определенной степени сближал в своей теории о происхождении героического эпоса Александр Николаевич Веселовский. Суть его теории в следующем. Началом эпического творчества явились небольшие песни -- лирико-эпические кантилены, рожденные как отклик на события, взволновавшие народное воображение. Спустя время отношение к событиям, излагаемым в песнях, становится спокойнее, острота эмоций утрачивается и тогда рождается эпическая песня. Проходит время, и песни, в том или ином отношении близкие друг другу, складываются в циклы. И наконец цикл превращается в эпическую поэму. Пока текст бытует в устной традиции, он -- создание коллектива. На последней же стации формирования эпоса решающую роль играет отдельный автор. Запись поэм не механический акт, а глубоко творческий.

Основы теории Веселовского сохраняют свое значение и для современной науки (В. Жирмунский, Е. Мелетинский), которая также относит возникновение героического эпоса к VIII в., считая, что эпос есть создание как устного коллективного, так и письменно-индивидуального творчества. Корректируется лишь вопрос о первоосновах героического эпоса: ими принято считать исторические предания и богатейший арсенал образных средств архаического эпоса.

Начало формирования героического (или государственного) эпоса не случайно относят к VIII в. После падения Западной Римской империи (476 г.) в течение ряда веков происходил переход от рабовладельческих форм государственности к феодальным, а у народов Северной Европы -- процесс окончательного разложения патриархально-родовых отношений. Качественные изменения, связанные с утверждением новой государственности, определенно дают о себе знать в VIII в. В 751 г. один из крупнейших феодалов Европы Пипин Короткий становится королем франков и основателем династии Каролингов. При сыне Пипина Короткого -- Карле Великом (годы правления: 768--814) образуется огромное по территории государство, включающее в себя кельто-романско-германское население. В 80б г. папа коронует Карла титулом императора вновь возрожденной Великой Римской империи. В свою очередь Кара завершает христианизацию германских племен, а столицу империи г. Ахен стремится превратить в Афины. Становление нового государства было трудным не только из-за внутренних обстоятельств, но и из-за внешних, среди которых одно из главных мест занимала неутихающая война франков-христиан и арабов-мусульман. Так история властно вошла в жизнь средневекового человека. А сам героический эпос стал поэтическим отражением исторического сознания народа.

Обращенность к истории определяет решающие черты отличия эпоса героического от эпоса архаического, Центральные темы героического эпоса отражают важнейшие тенденции исторической жизни, появляется конкретный исторический» географический, этнический фон, устраняются мифологические и сказочные мотивировки. Правда истории теперь определяет правду эпоса.

Вопрос происхождения и исторической периодизации былин очень дискуссионный. Необходимое условие изучения эпо­са, его истории и теории - сопоставление былин с летописями и хрониками.

В. Ф. Миллер пришел к следующему предположению о вре­мени и среде возникновения былин. Он писал, что к XI веку, периоду сложившегося русского наци­онального сознания относится создание Владимирова цикла героических сказаний, первообраза позднейших былин. В создании песен этого круга могли участвовать и княжеские пев­цы и дружинные, объектом воспевания могли быть по­пулярные в дружине и народе князья и такие же дружинники, воеводы или "храбры", вроде Добрыни и Путяты. <...> Воспевая князей и дружинников, эта поэзия носила аристократический характер, была, так сказать, изящной литературой высшего, наи­более просвещенного класса, более других слоев населения про­никнувшегося национальным самосознанием, чувством един­ства Русской земли и вообще политическими интересами". Не­смотря на многолетнюю критику этой теории за "аристокра­тизм", она не утратила своего объективного научного значения.

Даже в период разгара вульгарно-социологического подхода к фольк­лору некоторые ученые находили возможность выразить ей поддержку. Например, Ю. М. Соколов писал: "Утверждать, что создателя­ми-исполнителями былин в Древней Руси были только крес­тьяне -землепахари, что былина была от начала до конца продуктом лишь крестьянского творчества, было бы неверно, так как огромное большин­ство былин говорит о событиях, совершавшихся в городах (Киеве, Вели­ком Новгороде, Галиче-Волынском и т. д.), и в них содержатся истори­чески очень верные детали городского (военного, купеческого) быта. Слагатели былин были люди быва­лые, люди, хорошо знавшие страну и бытовую и общественную жизнь различных слоев народа".

Эпос был усвоен и скоморохами. Эта среда оказала на него влияние: на первый план выступила занимательность. В самих былинах ряд сцен представляет скоморохов- певцов на пирах у князя Владимира.

В "Очерке истории русского былинного эпоса" В. Ф. Миллер охарактеризовал общий процесс развития эпических песен Вла­димирова цикла. Их становление и расцвет происходили в Кле­ве XI- XII вв., а со второй половины XII в. (после ослабления Киева) эти песни переместились на запад и на север, в Новго­родский край.

Исследователь писал: "Эти сказания, прототипы позднейших былин, окружили имя "старого" Владимира в XI веке. В этом веке выработался уже определенный тип этих поэтических сказаний, выработался их стиль, образный язык, стихотворный склад. Героический элемент определился политическими условиями южнорусской жизни - постоянной войной с восточными кочевниками, сначала печенегами, затем половцами. Песни <...> прославляли выдающихся дружинников, идеализируя их подвиги, и прикрепляли их к Киеву и кн. Владимиру. К этому центру тянули и сказания местные - черниговские, переяславские, ростовские, которых следы находим иногда в летописных известиях, иногда в современных былинах. В XII в. эпос Владимира пережил свой период расцвета вместе с расцветом культуры, литературы и искусства. Самый выдающийся князь этого времени Владимир Мономах, прославляемый удачными войнами с половцами, наложил свою печать на эпического Владимира по крайней мере отдельными чертами, а имена некоторых его современников сохра­нились в былинах.

Современные ученые решают проблему происхождения и развития былин в плане их исторической поэтики.

Приведем мнение С. Н. Азбелева. В духе идей А. Н. Весе-ловского исследователь полагает, что новая былина - всегда итог соединения двух источников. Один из них обладает конк­ретным историзмом. Второй ис­точник - эпическое наследие. "Оно включает произведение в традицию, вводит в круг былинного эпоса".

Азбелев рисует следующую картину эволюции. Сначала - сла­вянский "родовой" (догосударственный) эпос. Затем - конкретно-исторический эпос Южной Руси - древнерусские лироэпические песни. Собственно былины бытовали почти исключительно на пространстве древ­ней Новгородской земли и там, где осели переселенцы из этой местности.

Эпическая традиция новгородского Севера отличалась от эпи­ческой традиции Южной Руси. Ис­следователь отметил: "Эволюция тех произведений Южной Руси, которые оказались занесены в Новгород, протекала в условиях, отличных от естественных. Отсюда - более интенсивное нарас­тание стихийного вымысла и более широкое использование "по­стороннего" эпического материала". Азбелев считает, что до­шедший до нас народный эпос позволяет судить только "о со­держании исторических песен Киевской Руси. Представление о том, "насколько высока была степень кон­кретного историзма в эпическом творчестве Древней Руси и насколько высок был его поэтический уровень", дают "Слово о полку Игореве" и такое сравнительно позднее явление, как ук­раинские народные думы.

Состав русского эпоса формировался постепенно. Современ­ные исследователи, обобщая накопленные наукой знания о бы­линах, предлагают конкретную историческую периодизацию их сюжетов.

В. П. Аникин выделяет четыре периода, каждый из которых дал эпосу своих героев.

Первый - мифологический: он завершается к IX в. ("время возникновения и первоначального развития эпических песен").

Второй - киевский: IX - середина XII в. ("Эпические песни предшествующего времени в этот новый период истории сосре­доточили свое действие вокруг Киева и стольного киевского князя").

Третий - владимиро-суздальский:("В это время произошло оформление цикла былин с Ильей Муромцем во главе", а также "сложилась специ­фическая группа новгородских былин"). Это был период госу­дарственного и этнического развития Северо-Восточной Руси.

Четвертый - период творческой обработки прежде создан­ных былин применительно к историческим условиям Московс­кой Руси.

Классификация историка Б. А. Рыбакова более дробная. Он выделя­ет: "начальную стадию эпоса" - до княжения Владимира I; былины эпохи Владимира I ; Мономахов цикл; новгородский цикл XII в.; былины о монголо-татарском наше­ствии; былины о Василии Буслаеве и некоторые другие. Внут­ри этих периодов исследователь строит историю создания отдельных былин и их циклов.

Билет№40.Былины мифологического содержания.

Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.

это ранний жанр, сложившийся еще во времена Киевской Руси (X–XI века),

Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык. и Микула Селянинович.

Примеры былин

Святогор не совершает никаких подвигов. Он так велик, что его "мать-сыра-земля через силу на себе носит". Имя его свидетельствует о какой-то святости, может быть потому и не может грешная земля его на себе нести.

Вот, что рассказывает одна былина. Ехал по чистому полю Илья Муромец и "наехал" на незнакомого ему огромного богатыря, который, сидя на коне, дремал. Илья ударил его по спине со всей силы своей палицей, "весом в девяносто пуд". От такого удара незнакомец даже не проснулся. На третьем ударе очнулся неведомый богатырь, оглянулся, увидал Илью, взял его вместе с конем, положил к себе в карман и поехал дальше. Три дня и три ночи ехал таким образом Святогор с Ильей в кармане. На третий день стал конь под Святогором "спотыкатися".
- "Трудно мне три дня и три ночи возить на себе двух богатырей, да еще коня богатырского", отвечал конь. вынул из кармана Илью Муромца и, узнав, что он тоже могучий богатырь "по братался" с ним, т. е. - обменялся с Ильей крестильным кре стом; дальше они поехали вместе. Приехали на высокую гору и увидали на горе огромный гроб. Попробовал Святогор в него лечь, и оказалось, что гроб, как раз по его росту. попросил Илью закрыть его крышкой. Илья исполнил его просьбу, но снять крышку с гроба он уже не мог. Тогда Илья схватил свой "булатный меч" От каждого удара меча Ильи выскакивали железные обручи и крепче заковывали Святогора в гробу. "Видно, тут на роду смерть мне написана". Святогор предложил через щелку, оставшуюся между крышкой и гробом, передать Илье свой дух богатырский, свою богатырскую силу, - но не всю, а только п о л с и л ы, иначе, сказал Святогор, тебя мать-сыра-земля на себе не снесет". Принял Илья через щелку богатырский дух, и так и умер Святогор в своем огромном гробу на неведомой горе.
Другая былина рассказывает о встрече Святогора с Микулой Селяниновичем, богатырем-крестьянином. Святогор ехал на своем богатырском коне и никак не мог догнать Микулу Селяниновича, шедшего пешком с небольшой сумочкой переметной за плечами. Насилу нагнал его Святогор и стал спрашивать, что он несет в своей сумочке-переметной? Бросил Микула сумочку на землю и предложил Святогору ее поднять. Слез Святогор с коня, ухватился за сумочку, но никак не мог ее поднять; все силы напряг Святогор, и от усилий сам погряз в землю по пояс, а сумочки не сдвинул с места. Нагнулся Микула Селянинович, одной рукой поднял свою сумочку и перекинул себе на спину. Оказывается, что Микула нес в этой сумочке всю "тягу земную", как бы всю тяжесть земледельческого труда, которая под силу была лишь ему, богатырю-крестьянину.

Вольга Святославич и Микула Селянинович.

Третий из старших богатырей - Вольга Святославич, или, как в другой былине его называют, - Волх Всеславич. Можно думать, что имя его - Вольга - происходит от имени исторического князя Олега. Возможно, что и блестящие победы Олега казались народу чудесными, сверхъестественными, и из образа князя Олега вырос этот сказочно-богатырский образ. Вольга - князь, у Вольги- - храбрая дружина, Вольга ведет воины и всегда побеждает.

В одной былине Вольга, также, как и Святогор, встречается с Микулой Селяниновичем. Ехал Вольга со своей храброй дружиной по чисту-полю и услыхал, что в поле пахарь (оратай) пашет (орет),

Хочет Вольга догнать пахаря, но хотя он пускает своего богатырского коня вскачь, он только на третий день догоняет скромного оратая. Вольга спрашивает его, что это у него за чудесный конь? на что пахарь отвечает, что купил он свою кобылку соловенькую еще жеребенком-сосунком в табуне, и что если бы эта кобылка конем была, то ей и цены бы не было. ТогДа Вольга зовет пахаря ехать вместе с ним и его дружиной собирать с народа "дани-выходы". Пахарь соглашается, но, отъехав, вспоминает, что забыл вытащить из земли и убрать свою "сошку". Вольга посылает своих дружинников это сделать, но они не могут сдвинуть с места крестьянскую соху. Вся дружина Вольги прилагает усилия и только "крутят за обжи сошку" на месте. Тогда пахарь возвращается сам, одной рукой вытаскивает сошку из земли и перекидывает ее через "ра-китов куст". Пораженный такой силой, Вольга спрашивает пахаря, кто он? На что последний отвечает:«А я ржи напашу, да в скирды сложу,Во скирды сложу, домюй выволочу,Домой выволочу, да дома вымолочу, Драни надеру, да и пива наварю, Пива наварю, да и мужиков напою. Станут мужички меня покликивать: Молодой Микулушка Селянинович!».

Вот, как мы узнаем имя этого таинственного могучего крестьянина-пахаря. Он оказывается сильнее и Святогора, и Воль-ги Святославича, - это объясняется особой симпатией и уважением русского народа к крестьянскому земледельческому труду.

Между тем Вольга Святославич - тоже необыкновенно сильный богатырь. Когда он родился,«Подражала мать сыра-земля,
Сине-море всколебалося».С раннего детства Вольга обучился разным "хитростям-мудростям". Научился он понимать звериный и птичий язык, научился сам оборачиваться (превращаться) в зверей, птиц и рыб;«Щукой-рыбой ходить в глубоких морях, Птицей-соколом летать под облака, Серым волком рыскать во чистых полях». Благодаря этой способности оборачиваться и, когда нужно, оборачивать и свою дружину, Вольга одерживает чудесные победы. В одной былине рассказывается, как Вольга Святославич задумал "воевать турецкое царство". Оборотившись "малой пташкой", перелетел он "окиан-море", прилетел к двору султана турецкого и, сидя на окошке, подслушал разговор султана с женой о том, что собирается султан "воевать землю русскую". Но жена султана почувствовала, что "малая пташка", сидящая на подоконнике, никто иной, как сам князь Вольга Святославич, и сказала об этом своему мужу. Тогда птичка - Вольга вспорхнула и тут же оборотилась горностаем, который пробрался в те палаты, где хранилось все оружие турецкого войска. И начал тут Вольга-горностай надкусывать все тетивы турецких луков. Он их не перегрызал, а только надкусывал незаметно, для того, чтобы, когда турки натянут стрелой тетивы, готовясь стрелять, все их "тетивочки шелковые разом бы полопались". - Перелетев затем благополучно птичкой "окиан-море", Вольга собрал свою "дружинушку хоробрую", оборотил ее всю в щук и таким образом переплыл с дружиной "окиан-море". Подступила дружина - уже в человеческом образе - к граду турецкому, но оказалось, что окружен град крепкой несокрушимой стеной а ворота "узорчатые" крепко-накрепко заперты. И тут Вольга прибег к волшебству. Оборотил он всю дружину свою в "муращиков" (муравьев), которые пролезли сквозь узоры и щели крепких городских ворот и уже за стеной оборотились вновь в сильную дружину и бросились на врагов. Схватили турки свои луки, стрелы, натянули "тетивочки шелковые", - все тетивочки разом полопались, - и завоевал Вольга все царство турецкое.

1). Вопрос о происхождении героического эпоса - один из сложных в литературоведческий науке - породил целый ряд различных теорий. Выделятся среди них две: ""традиционализм"" и "антитрадиционализм". Основы первой из них заложил французский медиевист Гастон Парис (1839-1901 гг.) в своей капитальной работе "Поэтическая история Карла Великого" (1865 г.). Теория Гастона Париса, получившая название "теории кантилен", сводится к следующим главным положениям. Первоосновой героического эпоса явились небольшие лирико-эпические песни-кантилены, широко распространенные в VIII в. Кантилены были непосредственным откликом на те или иные исторические события. В течение сотни лет кантилены существовали в. устной традиции, а с Х в. начинается процесс их слияния в крупные эпические поэмы. Эпос - продукт длительного коллективного творчества, высочайшее выражение духа народа. Поэтому единого творца эпической поэмы назвать невозможно, сама же запись поэм - процесс скорее механический, чем творческий,

Позиции "традиционалистов" и "антитрадиционалистов"" в определенной степени сближал в своей теории о происхождении героического эпоса Александр Николаевич Веселовский. Суть его теории в следующем. Началом эпического творчества явились небольшие песни - лирико-эпические кантилены, рожденные как отклик на события, взволновавшие народное воображение. Спустя время отношение к событиям, излагаемым в песнях, становится спокойнее, острота эмоций утрачивается и тогда рождается эпическая песня. Проходит время, и песни, в том или ином отношении близкие друг другу, складываются в циклы. И наконец цикл превращается в эпическую поэму. Пока текст бытует в устной традиции, он - создание коллектива. На последней же стации формирования эпоса решающую роль играет отдельный автор. Запись поэм не механический акт, а глубоко творческий.

Основы теории Веселовского сохраняют свое значение и для современной науки (В. Жирмунский, Е. Мелетинский), которая также относит возникновение героического эпоса к VIII в., считая, что эпос есть создание как устного коллективного, так и письменно-индивидуального творчества.

Корректируется лишь вопрос о первоосновах героического эпоса: ими принято считать исторические предания и богатейший арсенал образных средств архаического эпоса.

Начало формирования героического (или государственного) эпоса не случайно относят к VIII в. После падения Западной Римской империи (476 г.) в течение ряда веков происходил переход от рабовладельческих форм государственности к феодальным, а у народов Северной Европы - процесс окончательного разложения патриархально-родовых отношений. Качественные изменения, связанные с утверждением новой государственности, определенно дают о себе знать в VIII в. В 751 г. один из крупнейших феодалов Европы Пипин Короткий становится королем франков и основателем династии Каролингов. При сыне Пипина Короткого - Карле Великом (годы правления: 768-814) образуется огромное по территории государство, включающее в себя кельто-романско-германское население. В 80б г. папа коронует Карла титулом императора вновь возрожденной Великой Римской империи. В свою очередь Кара завершает христианизацию германских племен, а столицу империи г. Ахен стремится превратить в Афины. Становление нового государства было трудным не только из-за внутренних обстоятельств, но и из-за внешних, среди которых одно из главных мест занимала неутихающая война франков-христиан и арабов-мусульман. Так история властно вошла в жизнь средневекового человека. А сам героический эпос стал поэтическим отражением исторического сознания народа.

Обращенность к истории определяет решающие черты отличия эпоса героического от эпоса архаического, Центральные темы героического эпоса отражают важнейшие тенденции исторической жизни, появляется конкретный исторический» географический, этнический фон, устраняются мифологические и сказочные мотивировки. Правда истории теперь определяет правду эпоса.

У героических поэм, созданных разными народами Европы, много общего. Объясняется это тем, что художественному обобщению подверглась сходная историческая действительность; сама же эта действительность осмысливалась с точки зрения одинакового уровня исторического сознания. К тому же средством изображения служил художественный язык, имеющий общие корни в европейском фольклоре. Но вместе с тем в героическом эпосе каждого отдельного народа много неповторимых, национально-специфических черт.

Наиболее значительными из Героических поэм народов Западной Европы считаются: французская - "Песнь о Роланде", немецкая - "Песнь о нибелунгах", испанская - "Песнь о моем Сиде". Три эти великие поэмы позволяют судить об эволюции героического эпоса: "Песнь о нибелунгах" содержит целый ряд архаических черт, "Песнь о моем Сиде" являет эпос на его исходе, "Песнь о Роланде" - миг его высшей зрелости.

2) ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ГЕРОИЧЕСКОГО ЭПОСА

В период Зрелого Средневековья продолжается развитие традиций народно-эпической литературы. Это один из существенных этапов ее истории, когда героический эпос стал важнейшим звеном средневековой книжной словесности. Героический эпос Зрелого Средневековья отразил процессы этнической и государственной консолидации и складывающиеся сеньериально-вассальные отношения. Историческая тематика в эпосе расширилась, потеснив сказочно-мифологическую, увеличилось значение христианских мотивов и усилился патриотический пафос, была разработана большая эпическая форма и более гибкая стилистика, чему способствовало некоторое отдаление от чисто фольклорных образцов. Однако все это привело к известному обеднению сюжета и мифопоэтической образности, поэтому впоследствии рыцарский роман вновь обратился к фольклорной фантастике. Все эти особенности нового этапа в истории эпоса тесно связаны между собой внутренне. Переход от эпической архаики к эпической классике, в частности, выразился в том, что эпосы народностей, достигших ступени отчетливой государственной консолидации, отказались от языка мифа и сказки и обратились к разработке сюжетов, взятых из исторических преданий (продолжая все же использовать, разумеется, и старые сюжетные и языковые клише, восходящие к мифам).

Родо-племенные интересы были оттеснены интересами национальными, пусть еще в зачаточной форме, поэтому во многих эпических памятниках мы находим ярко выраженные патриотические мотивы, связанные часто с борьбой с иноземными и иноверными завоевателями. Патриотические мотивы, как это специфично для Средневековья, частично выступают в форме противопоставления христиан «неверным» мусульманам (в романских и славянских литературах).

Как сказано, эпос на новом этапе изображает феодальные усобицы и сеньериально-вассальные отношения, но в силу эпической специфики вассальная верность (в «Песни о Нибелунгах», «Песни о Роланде», «Песни о моем Сиде»), как правило, сливается с верностью роду, племени, родной стране, государству. Характерная фигура в эпосе этого времени - эпический «король», власть которого воплощает единство страны. Он показан в сложных отношениях с главным эпическим героем - носителем народных идеалов. Вассальная верность королю сочетается с рассказом о его слабости, несправедливости, с весьма критическим изображением придворной среды и феодальных раздоров (в цикле французских поэм о Гильоме Оранжском). В эпосе отражены и антиаристократические тенденции (в песнях о Дитрихе Бернском или в «Песни о моем Сиде»). В эпико-героические произведения XII-XIII вв. проникает уже порой и влияние куртуазного (рыцарского) романа (в «Песни о Нибелунгах»). Но даже при идеализации куртуазных форм быта эпос в основном сохраняет народно-героические идеалы, героическую эстетику. В героическом эпосе проявляются и некоторые тенденции, выходящие за пределы его жанровой природы, например, гипертрофированная авантюрность («Рауль де Камбре» и др.), материальные мотивировки поведения героя, терпеливо преодолевающего неблагоприятные обстоятельства (в «Песни о моем Сиде»), драматизм, доходящий до трагизма (в «Нибелунгах» и в «Песни о Роланде»). Эти разнообразные тенденции свидетельствуют о скрытых возможностях эпического рода поэзии, предвосхищают развитие романа и трагедии.

Стилистические особенности эпоса теперь во многом определяются отходом от фольклора и более глубокой переработкой фольклорных традиций. В процессе перехода от устной импровизации к рецитации по рукописям появляются многочисленные enjambements, т. е. переносы из стиха в стих, развивается синонимия, увеличивается гибкость и разнообразие эпических формул, иногда уменьшается число повторов, становится возможной более четкая и стройная композиция («Песнь о Роланде»).

Хотя широкая циклизация знакома и устному творчеству (например, в фольклоре Средней Азии), но в основном создание эпических произведений большого объема и их сложение в циклы поддерживается переходом от устной импровизации к рукописной книге. По-видимому, книжность способствует и зарождению «психологической» характеристики, а также интерпретации героического характера в плане своеобразной трагической вины. Однако взаимодействие фольклора и книжной словесности активно продолжается: в сочинении и особенно исполнении многих произведений эпоса велико участие в этот период шпильманов и жонглеров.

6) Одним из самых замечательных памятников средневековой литературы считается эпическое сказание французского народа - "Песнь о Роланде".

Незначительный исторический факт лег в основу этой героической эпопеи и со временем, обогатившись рядом позднейших событий, помог широкому распространению сказаний о Роланде, о войнах Карла Великого во многих литературах Западной Европы.

В "Песни о Роланде" отчетливо выражена идеология феодального общества, в котором верное служение вассала своему сюзерену было неприкасаемым законом, а нарушение его считалось предательством и изменой. Однако черты мужественной стойкости, воинской доблести, бескорыстной дружбы и вдумчивого отношения к происходящему не получили в поэме, как и в замечательном памятнике творчества русского народа "Слово о полку Игореве", сословно-феодальной приуроченности; напротив, эти убедительные свойства доблестных защитников родины - военачальников-пэров и их вассалов, воспринимались как типические, общенародные. Еще в большей степени признанию и сочувствию со стороны широких народных масс способствовали мысли о защите отечества, о позоре и опасности поражения, которые красной нитью проходят через всю поэму.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВАРИАНТ2 Часть 1 Ответами к заданиям 1-25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ:М 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов. запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Прочитайте текст и выполните задания 1-З. (1)Возникновение героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества, относится к Х веку; в основе былин лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. (2)<... > прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича - воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописях. (3)Былины редко сохраняли точность фактических деталей, но не в точном следовании историческим фактам достоинство этих произведений: главная их ценность в том, что они созданы народом и отражают его воззрения, оценку сущности исторических событий и понимание социальных отношений, сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы. 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) В основе былин, возникших в Х веке и являющихся вершиной устного народного творчества, лежат реальные исторические события, а прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди: прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича - воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописях. 2) Дядя Владимира Святославовича - воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописях, явился прообразом былинного Добрыни Никитича, и это является свидетельством того, что в основе былин, возникших в Х веке и являющихся вершиной устного народного творчества, лежат реальные исторические события, а прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. 3) Главная ценность вершины устного народного творчества - героического былинного эпоса, возникшего в Х веке и имеющего в своей основе реальные исторические события, а в качестве некоторых героев - прототипов реально существовавших людей, - состоит не в точном следовании историческим фактам, а в способности отражать воззрения и идеалы народа и его оценку происходящего в Древнерусском государстве. 4) Способность отражать взгляды и идеалы народа, его оценку происходящего в Древнерусском государстве составляет главную ценность вершины устного народного творчества - героического былинного эпоса, возникшего в Х веке и имеющего в своей основе реальные исторические события, а в качестве некоторых героев - прототипов реально существовавших людей. 16

2 5) Былины, возникшие в Х веке как героический эпос народа и явившиеся вершиной устного народного творчества, редко сохраняли точность фактических деталей, но не в точном следовании историческим фактам достоинство этих произведений. 1 ~-~---" 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). К тому же Благодаря этому Так, Несмотря на это, Поэтому 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТНО ШЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ОТНОШЕНИЕ, -я; ер. 1) Причастность к чему-либо. Иметь отношение к делу. 2) Внутренняя оценка кого-либо или чего-либо и проявление этой оценки. Хорошее о. к детям. Ответственное о. 3) Взаимная связь разных предметов, действий, явлений. Между двумя событиями обнаруживается определенное о. О. между двумя величинами. 4) мн. Связь между кем-либо, возникающая при общении, контактах. Отношения между людьми. Дружеские отношения.деловые отношения. Международные отношения. Дипломатические отношения. 5) В математике: частное, получаемое от деления одного числа на другое, а также запись соответствующего действия. Равенство двух отношений. 6) Официальная бумага, документ (офиц.). О. из министерства В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. начался черпать банты прибыв засветло ~ В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Все обращали внимание на ЦАРСТВЕННЫЙ поворот головы и осанку баронессы, которая к тому же обладала хорошим голосом, прекрасно пела и музицировала. Обладатель исключительного права на товарный знак может ПРЕДСТАВИТЬ право на его использование другим лицам. Большая перламутровая раковина, поднятая со дна моря, может стать украшением интерьера вашей квартиры, рабочего кабинета или ПАМЯТНЫМ подарком подруге. В произведениях устного народного творчества и во многих литературных произведениях дуб часто является олицетворением силы, гордости, ВЕКОВОЙ мудрости. Эффективный механизм регулирования процесса глобализации должен ОХВАТЫВАТЬ все сферы: от политической и военной до гуманитарной ~----~--- 17

3 6. В одном из приведённых ниже выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ЗАЖЖЁМ свечу ситцевых ПЛАТЬЕВ ИСПЕКЁМ торт в ДЕВЯНОСТА сёлах выразить более ТОЧНО Ответ=~~~~~~~~~~~~~~~ 7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом В) нарушение в построении предложения с однородными членами Г) нарушение в построении сложного предложения Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Зная период времени между остановками одного и того же маятника, по известным уравнениям легко подсчитывается модуль упругости. 2) Кто-то из студентов сдал экзамены досрочно. 3) Стоило только заговорить о происшествии, как поручик выходит из комнаты. 4) Галина Уланова - одна из выдающихся представительниц советской балетной школы. 5) Те, кто остался на собрании, стремился выразить свою позицию. 6) Рассмотрев птицу, которая кружилась над гнездом, мальчик понял, что это ласточка. 7) Иван Сергеевич Тургенев писал то, что нужно беречь чистоту языка. 8) Роща замерла в полуденной тишине, и прекрасными и таинственными казались звуки лопающихся под солнечными лучами берёзовых почек. 9) Тонкий аромат распространяли не только ночные цветы, раскрывшие свои бутоны, а также тяжёлая росистая трава. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б в г д 8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. кл.. ссицистический ори.. нтировочный лим.. тированный ~~~~~~~~~~~~~~~з.. рница разг.. рающийся 9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. бе.. водный, ра.. жать от.. йти, н.. ступить на.. колоть, о.. бирать -~~~~~~~~~~~~~~из.. явить, отоб.. ются пр.. поднёс, пр.. вык 18

4 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. засушл.. вый влюбч.. вый подразум.. ва ть подкле.. л отпрыг.. ва ть ~~~~~~~~~~~~~~~ 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. замеч.. нный растревож.. шь поколебл.. шь увлека.. мый растрепл.. шь ~~~~~~~~~~~~~~~ 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. (НЕ)ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ особым расположением своих товарищей по плотницкой бригаде за дотошность в работе, Семён был рад предложению мастера испытать себя в городе. Встреча бывших приятелей оказалась отнюдь (НЕ)СЛУЧАЙНОЙ. Никто (НЕ)ОБЯЗАН руководствоваться в своих поступках мнением большинства, если по определённым убеждениям это мнение не разделяет. Прислушавшись, можно было понять, что молодые люди за соседним столиком говорили (НЕ)ПО- РУССКИ. Все молодые люди стремятся к (НЕ)ЗАВИСИМОСТИ. Ответ=~~~~~~~~~~~~~~~ 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. У брата, по всеобщему признанию, был КАКОЙ(ТО) странный образ мыслей, и рассуждения и выводы его порой ставили окружающих (В)ТУПИК. Отец любил читать нотации, и брат его, хотя и делал их с чувством юмора, (ПРИ)ЧЁМ замечательным. мой дядя, ТО(ЖЕ) был склонен к нравоучениям, Печорину вздумалось заглянуть под навес, ЧТО(БЫ) выяснить, ЕСТЬ(ЛИ) корм у лошадей. ТАК(ЖЕ) как существует шестьдесят разновидностей берёз, так и разновидностей сыроежек существует довольно много: более двух десятков; ЕСЛИ(ЖЕ) говорить точнее, их двадцать семь. Нужно ГДЕ(ТО) навести справки (НА)СЧЁТ прибытия поезда. Ответ=~~~~~~~~~~~~~~~ 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одно Н. Иностра(l)ыми судьями уже были поставле(2)ы оценки, подсчита(3)ы баллы и подведе(4)ы предварительные итоги соревнований по ко(5)ому спорту. Ответ=~~~~~~~~~~~~~~~ 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Возведение бетонных и железобетонных конструкций является дорогостоящим и трудоёмким. 2) Лектор призывал будущих литераторов к ясности простоте и изобразительной точности выражения к работе над музыкальностью и благозвучием речи. 3) Девушка что-то втолковывала группе ребят и при этом то повышала то снова понижала голос. 19

5 4) Ни в одном из описанных событий ни Алексей ни его одноклассники не принимали участия. 5) Смелость Мамочкина была зачастую позёрством нуждалась в подстёгивании и старшина понимал это. \. --~-~ 16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Не менее прочную позицию занимали в душе Гараськи немногие истины (1) добытые путём житейского опыта (2) и (3) господствовавшие над представлениями (4) внушаемыми ему взрослыми. 17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Вячеслав (1) очень серьёзно посмотрел в глаза другу и уверенно произнёс: ~послушай (2) Михаил (3) ты (4) непременно (5) отлично сдашь все экзамены. Об этом (6) ты (7) пожалуйста (8) даже (9) не беспокойсю>. 18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В 1894 году в Москве (1) появился Литературно-театральный музей (2) основу (3) которого (4) составила коллекция по истории русского и западноевропейского театра А.А. Бахрушина ~ 19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Громко и требовательно прозвучал в тишине комнаты звонок (1) но (2) когда Мария Константиновна (3) открыла дверь (4) то уже никого не застала (5) а на лестничной клетке в высокой вазе стояла охапка её любимых полевых цветов ~ 20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Целеустремлённый и работоспособный, Борис Леонидович Пастернак стремился всё довести до совершенства, и это повлияло на биографию жизни будущего писателя: несмотря на безграничную любовь к музыке, он отказался от музыкальной карьеры, осознав, что не сможет достичь высот на этом поприще. Прочитайте текст и выполните задания (l)как-то во время встречи с читателями ко мне подошла молодая женщина. - (2)Я вас узнала, - сказала она мне. - (3)Вы часто приходили к нам в школу. (4)А один раз пришли, когда выступал перед нами лётчик. (5)Не помните? (б)он только приехал с фронта. (7)Вспомнили? 20

6 (8)Я вспомнила. (9)Я очень хорошо помнила этот день. (lo)b самом конце войны в родной город на короткую побывку прие.хал молодой лётчик. (ll)времени было в обрез, но ему очень хотелось забежать в школу, где он ещё так недавно учился. (12)И, взяв за руку свою племянницу, которая поступила в первый класс той самой школы, куда он ходил десять лет, молодой лётчик повёл её знакомой дорогой. (13)0н довёл её до самых школьных дверей, первого класса. и тут им повстречалась руководительница - (14)3айдёмте к нам, - сказала она лётчику. - (15)Встреча с фронтовиком - это прекрасное воспитательное мероприятие. (16)У нас уже были директор крупного завода, заслуженный артист республики и знатный сталевар... (17)А фронтовика ещё не было. (18)Пойдёмте! (19)0н согласился. (20)И вошёл в класс. - (21)Вот, девочки, знакомьтесь, - сказала учительница. - (22)К нам в гости пришёл герой, лётчик. (23)0н прилетел к нам прямо с фронта. (24)0н учился в нашей школе и был всегда примерным учеником. (25)0н всегда строго соблюдал правила внутреннего распорядка, никогда не опаздывал и аккуратно выполнял домашние задания. (26)0н был вежливым учеником, он не грубил учителям, он... (27)Я взглянула на лётчика. (28)0н стоял красный как рак. (29)У него было скуластое лицо и чуть раскосые глаза. (30)И по взгляду этих глаз - весёлому, чуть диковатому, было ясно: облик идеального школьника, который сейчас рисовала учительница, не имел к нему никакого отношения. (31)Было очевидно: ему случалось нарушать правила школьного распорядка. (32)Бывало, он опаздывал на уроки, бывало, не слишком аккуратно выполнял домашние задания. (33)И то ли ещё бывало! - (34)Все эти качества помогли ему стать настоящим воином, - продолжала учительница. - (35)Сейчас он расскажет вам о своих фронтовых подвигах и фронтовых буднях. (36)Лётчик смотрел на девочек, словно размышляя, что бы такое им рассказать... (37)И что будет им интересно? (38)Если бы среди них сидел хоть один мальчишка, какой-нибудь веснушчатый, курносый Петька, какой-нибудь любопытный Лёнька... (39)Но перед ним были чистенькие и аккуратные девочки в коричневых платьицах и чёрных фартуках. (40)Лётчик-фронтовик - он попросту боялся этих девочек. (41)И вдруг, решившись, будто прыгнув с моста в воду, он заговорил. (42)0н рассказал им, как ночевал однажды в селе, которое только-только отбили у врага. (43)Колхозники возвращались домой из леса, из землянок, где жили около полугода, спасаясь от немцев. (44)И вот, проснувшись, лётчик увидел, что у его кровати стоит девочка лет двух. (45)0на была одета в какое-то тряпьё, ноги босые, хотя стояла уже глубокая осень. (46)Волосы у девочки космами свисали на глаза, её давно не стригли. (47)В доме не было ничего: ни еды, ни белья, ни одежды, ни мыла, чтобы умыться. - (48)А мать у девочки лежала больная, - рассказывал лётчик. - (49)0на в землянке схватила лихорадку, и её принесли домой почти без памяти и положили на печку. (50)А девочка - голодная, холодная, грязная. (51)И мы с товарищем моим Серёгой вскипятили воды, посадили девочку в корыто и вымыли. (52)Потом закутали в шинель и стали думать, как бы её приодеть. (53)А Серёга на гражданке был сапожником. (54)0н взял мою меховую рукавицу и скроил девочке башмаки. (55)Руки у меня видите, какие большие? (56)Как лопаты! (57)А у девочки ножки вот какие, ну, прямо как у куклы. (58)Потом из Серёгиной фуфайки мы смастерили ей платье и даже кушачком подвязали. (59)А потом решили её постричь. (60)У неё глазки голубые, как незабудки, хорошие такие глазки, а за волосами не видно. (61)Но как постричь её ровно, красиво? (62)Ведь мы никогда этому делу не учились. (63)И вот, послушайте, как мы сообразили: я взял горшок, небольшой, глиняный, ну, обыкновенный горшок, в котором варят кашу, и надел девочке на голову- и постриг по краешку ровно-ровно! (64)В кружок постриг! (65)Молодой лётчик смотрел на девочек, и видно было, что все эти аккуратные первоклассницы больше не пугают его. (66)0ни слушали и смеялись, и он готов был рассказывать им ещё и ещё. (67)0н взглянул на учительницу, ожидая поощрения и похвалы, и словно кто-то остановил его на бегу. (68)Поджав губы, учительница смотрела на него недоумённо и строго. 21

7 ~~~~~~~~~~~~~~~- ~~~~~~~~~~~~~~~- ~~~~~~~~~~~~~~~- ~~~~~~~~~~~~~~~- (69)Пробормотав: - Ну, вот какое было дело, - лётчик умолк. - (70)Мы поблагодарим товарища фронтовика, - сухо сказала учительница, - и займёмся устным счётом! (71)Когда лётчик вышел в коридор, учительница шагнула вслед за ним и сказала с укором: - А я надеялась, что вы расскажете детям что-нибудь поучительное, воспитательное! (72)Авы... - (73)И знаете, что я вам скажу, - произнесла та, что семнадцать лет назад, в сорок четвёртом году, маленькой девочкой вместе со мной слушала лётчика, - знаете что... (74)Вот странная вещь: сколько я с той поры слушала разных знаменитых людей - и артистов, и учёных - и не так чтобы много запомнила. (75)А всё, что тот лётчик рассказывал, помню, как будто вчера. (76)Всё помню: и девочку с горшком на голове, и как он её стриг, и как она смирно сидела, и как он кормил её шоколадом. (77)Ну, всё, всё, как будто видела своими глазами... *Фрида Абрамовна Вигдорова (гг.) - русская советская писательница, журналист и правозащитник. (По Ф. Вигдоровой *) 21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Молодая женщина, которая подошла к автору во время встречи с читателями, поступила в первый класс в самом начале войны. 2) Когда молодой лётчик шёл в школу, он не планировал выступать перед ученицами. 3) В школьные годы молодой лётчик был одним из самых прилежных учеников. 4) Прежде чем начать рассказ, лётчик попытался понять для себя, о чём будет интересно послушать первоклассницам. 5) Учительница была недовольна рассказом лётчика, а первоклассницам этот рассказ очень понравился. 22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях представлено описание. 2) Предложения 38 и 39 противопоставлены по содержанию. 3) В предложениях представлено повествование. 4) Предложение 68 содержит причину того, о чём говорится в предложении 69. 5) В предложениях содержится рассуждение. 23. Из предложений 8-12 выпишите один фразеологизм. 24. Среди предложений найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. 22

8 Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ М 1 справа от номера задания 25, нач.иная с первой клеточки, без пробелов. запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 25. «Молодой лётчик стремится описать случай, который с ним произошёл на войне, ярко, образно, чтобы его маленьким слушательницам было понятно и интересно. Этой цели служат различные выразительные средства, в том числе троп (А) (в предложениях 55-56, 57, 60). Предлагая первоклассницам представить происходящее, приглашая их поразмышлять о возможных действиях в затруднительной ситуации, фронтовик использует синтаксическое средство - (Б) (предложения 55, 61). Живой интерес лётчика к тому, что он рассказывает, и к своим маленьким слушательницам, эмоциональный отклик которых он почувствовал, проявляется в использовании такого синтаксического средства, как (В) (предложения 63, 64). Силу воздействия рассказа лётчика-фронтовика подчёркивает приём (Г) (предложения 74-75))>. Список терминов: 1) эпитет 6) вопросительное предложение 2) метафора 7) синтаксический параллелизм 3) сравнение 8) противопоставление 4) олицетворение 9) анафора 5) восклицательное предложение А Б в г Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ М 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Часть2 Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ М Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примераиллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 23


Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015 Вариант 9 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

Текст 3. (1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг - театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть

Русский язык. 9 класс 1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет

Вариант 4 (1)Огромный стадион казался притихшим. (2)Трибуны постепенно редели (3)«Петюшка», раздался рядом негромкий голос. (4)Пётр оглянулся. (5)От барьера на него смотрел человек в клетчатой рубашке.

Зачет 4 по тестам ОГЭ Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе(бланке ответов 2).Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. 1 Прослушайте текст и напишите

Москва 2017-2018 учебный год Экзаменационный словарь ГИА государственная итоговая аттестация, экзамен, предполагающий определенную процедуру проведения. ЕГЭ единый государственный экзамен, форма государственной

8 класс Диагностическая работа в формате ОГЭ (2016) Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 13 заданий. Часть 1 включает одно задание и представляет

Вариант 26 Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 2-14. (1) Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки... (2) Писать стихи

Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ русский язык и математику. По каждому из них нужно набрать не ниже минимального

Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 1 Русский язык. 9 класс. Вариант 1-1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа

ΥΠΟΥΡΓΕΙΟ ΠΑΙΔΕΙΑΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΙΣΜΟΥ ΔΙΕΥΘΥΝΣΗ ΜΕΣΗΣ ΕΚΠΑΙΔΕΥΣΗΣ ΚΡΑΤΙΚΑ ΙΝΣΤΙΤΟΥΤΑ ΕΠΙΜΟΡΦΩΣΗΣ ΤΕΛΙΚΕΣ ΕΝΙΑΙΕΣ ΓΡΑΠΤΕΣ ΕΞΕΤΑΣΕΙΣ ΣΧΟΛΙΚΗ ΧΡΟΝΙΑ: 2011-2012 Μάθημα: Ρωσικά Επίπεδο: 2 Διάρκεια: 2 ώρες Ημερομηνία

ОГЭ-2015: НОВЫЙ ФОРМАТ ЗАДАНИЙ 15.2 И 15.3: КАК ПОДГОТОВИТЬ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ? Бабанова Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «Гимназия 75» 1 Сдать ОГЭ и ЕГЭ

Диагностическая работа в формате ОГЭ Вариант 8 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

Экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Район Город (населенный пункт)

Сценарий классного часа на тему «Правила поведения в школе» (1 класс). Цели занятия: -формирование навыка правильного поведения в школе. -сплочение детской группы. -развитие наблюдательности, мыслительной

Система оценивания проверочной работы по русскому языку 4 класс Вариант 4 Часть! При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе

Русский язык. 9 класс. Варианты РЯ90301 90302 1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём

Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку за курс 8 класса Прочтите текст и выполните задания 2 11. (1)Запах кофе был для Андрея не просто запахом. (2)Он был незабываемым воспоминанием,

Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому языку

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Формулировка задания Напишите сочинение по прочитанному тексту Сформулируйте одну из проблем поставленных автором текста Прокомментируйте сформулированную проблему Включите в комментарий

Данный урок представляет систему работы педагога Тищенковой Е.В. на уроках русского языка с использованием современных образовательных технологий: проблемного диалога, информационно-коммуникационной, оценивания

Контрольная работа по русскому языку для учеников 11 класса МШЗД за октябрь Учебник Н.Г. Гольцовой Учитель Лыжова Татьяна Александровна В контрольной проверяются темы: Знакомство с критериями оценивания

РУССКИЙ ЯЗЫК 10 (Вариант 02 1/5) Мониторинг учебных достижений (РУССКИЙ ЯЗЫК - 10 класс) Вариант 02 На выполнение работы по русскому языку даётся 1,5 часа (90 минут). Работа выполняется на основе прочитанного

11 ФЕВРАЛЯ 2018г Имя: Домашняя работа 18 Тема: Сочетания -ЧН- -ЧК-. Задание 1. Задания из учебника. Задания 107, 110 на стр. 60-61. Убери одну или две буквы. Запиши полученные слова. Дудочка удочка, дочка

Предмет: русский язык класс Урок 57 Учитель: Курбатова В. Ю. Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Педагогическая цель: Способствовать развитию умения писать буквы;

Русский язык. ОГЭ. Опыт и ошибки. Апряткина Изабелла Анатольевна учитель русского языка и литературы гимназия 2 г.владивостока 2016г. Мифы Миф 1. Мне это не нужно! Мифы Миф 2. Знать все правила просто

ВЫРАЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ Когда шёл дождь, дети играли дома. 1 А) Прочитайте предложения. Разделите их на 3 группы предложения, где действия: а) совпадают во времени полностью, б) совпадают

MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA Фамилия: Имя: Отчество: Учебное заведение: Место жительства: Район / Муниципий: Agenţia de Asigurare a Calităţii РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН ЗА КУРС

В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ Опорная схема сочинения Несколько полезных советов 1. Главное условие успеха в этой части ЕГЭ чёткое знание требований к написанию сочинения. 2. Необходимо скрупулезная

Учимся анализировать результаты выполнения задания 25 (сочинения) в ЕГЭ по русскому языку 1. Прочитайте исходный текст Исходный текст Виктор Сергеевич Розов - известный русский драматург, участник Великой

Диагностическая работа в формате ОГЭ Вариант 10 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку и литературе 2014-2015 учебный год, Сухих Е.В., методист Одинцовского УМЦ «Развитие образования» СВОДНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ ЕГЭ ПО ПРЕДМЕТАМ

РУССКИЙ ЯЗЫК Разноуровневые задания 2 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.8:811.611 ББК 74.268.1Рус Р89 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования

Тема урока: Б.Заходер «История Гусеницы». Цели: учить видеть и понимать окружающую природу, учить представлять черты характера героя, его интересы; развивать воображение, критическое мышление, связную

Занятие 12 1. Язык и речь. - Что такое речь? Кто обладает речью? Виды речи: устная и письменная. Примеры разных видов речи. - Язык - это система слов, знаков (букв), которая характерна для разных народов

Региональная оценка качества знаний учащихся ГУМАНИТАРНЫЙ ЦИКЛ, 4 класс 2014 (4053-1/5) Контрольная работа по русскому языку и литературному чтению Вариант 4053 Инструкция для ученика Ребята! Вам предлагается

Тема: «БУДЕМ ЗДОРОВЫ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА О ЧАСТЯХ РЕЧИ» Задачи: Образовательные: обобщить знания учащихся о частях речи, их роли в речи; развивать умение находить части речи в предложениях, текстах; обогащать

Региональный обязательный экзамен по русскому языку в 8 классе ФИО учащегося Наименование учреждения Класс Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

#### #### ##### #### ####
## ## ## ## ## ## ## ## ## ##
#### #### ## ## ##### #####
## ## ## ## ## ## ## ##
## ## ## ## ## ## ## ##
#### #### ##### ### ###

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Произведения древнерусской литературы. Деревянное и каменное зодчество. Использование монументальной живописи - мозаики и фрески для украшения храмов. Художественное оружейное и ювелирное ремесло.

    презентация , добавлен 27.11.2013

    Рассмотрение культуры Руси в период Древнерусского государства с момента его образования до татаро-монгольского нашествия. Возникновение у восточных славян письменности в дохристианский период. Развитие литературы, зодчества, живописи и фольклора.

    реферат , добавлен 17.12.2014

    Особенности развития художественной культуры Византии, в которой сплелись воедино всевозможные восточные мотивы, почтение к официальной стороне жизни и противостояние ей, сохранение традиций античности и создание художественных традиций христианства.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Становление культуры Византии в условиях ожесточенных философско-богословских споров. Исторический процесс возрождения и развития риторики, эпистолографии, архитектуры. Воплощение христианских мировоззрений в монументальной мозаичной и фресковой живописи.

    презентация , добавлен 21.03.2011

    Становление языческого Древнерусского государства, его основные культурные особенности. Влияние христианства на русскую культуру. Обзор раннехристианской русской культуры, ее самобытности, отличий от культурно-религиозных образований других стран.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Русская летопись - средоточие истории Древней Руси - один из важнейших памятников письменности, литературы и культуры в целом. Деревянное и каменное зодчество X-XI вв. - органическая часть культуры Киевской Руси. Охрана памятников искусства и старины.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Устное народное творчество. Летописание, возникновение письменности и распространение грамотности среди славян. Берестяные грамоты. Памятники архитектуры, зодчества и живописи. Специфика иконописного письма. Художественное ремесло в эпоху Киевской Руси.

    презентация , добавлен 13.11.2013

    Религиозная реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси. Идея богоданности искусства Византии. Массовое строительство церквей и монастырей. Выдающиеся произведения зодчества Киевской Руси. Анализ живописи византийского православного мира.




Top