Предательство и бесчестие как связаны эти понятия. Примерные варианты вступления и заключения по направлению "честь и бесчестие"

Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем, что означают эти слова. Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни. В основе бесчестия - трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в повести В. Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно - будет жить! Появилась возможность жить - это главное. Все остальное – потом». Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия. И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь - разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.

Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет». По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент - может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят...»

И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок. И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В. Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях: чести, долге, мужестве.

Тематическое направление итогового сочинения Мечта и реальность

Итоговое сочинение 2018

    Тематические направления
    итогового сочинения
    2018-2019 по литературе.
    Примеры сочинений по
    тематическим направлениям

Цитаты Афоризмы

Вечен только мир мечты. Валерий Брюсов

Ничто так не способствует созданию будущего, как смелые мечты. Сегодня утопия, завтра - плоть и кровь. Виктор Гюго

Мечтатель сильнее всего ощущает реальность: слишком часто он падает с неба на землю. Кароль Ижиковский

Даже из мечты можно сварить варенье, если добавить фруктов и сахару. Станислав Лец

Мечты составляют половину реальности. Жозеф Жубер

Легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются. Дюма

Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты - в этом величайший смысл жизни человека… Алексей Яковлев

Мечта - это замок, существующий лишь до тех пор, пока его не начали строить. Владислав Гжегорчик

Мечты - это планы в уме, а планы - мечты на бумаге. Владислав Гжещик

Может быть, тот, кто больше всех делает, больше других мечтает. Стивен Ликок

Обладай наше зрение способностью видеть внутренний мир нашего ближнего, можно было бы гораздо вернее судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям. Виктор Гюго

Итоговое сочинение на тему
Мечта и реальность

Тематическое направление итогового сочинения Мечта и реальность

Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.


Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

| Мечта и реальность.

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.


Сочинения по литературе для подготовки по данному тематическому направлению

Торжество поэтической любви и возвышенной мечты в феерии А. Грина "Алые паруса".
Дети и взрослые всего мира знают и любят чудесную повесть-феерию А. Грина "Алые паруса". Только на русском языке она издавалась более ста раз. Почему же людей так привлекают подобные "выдумки" и "небылицы"?

"Алые паруса" - это повествование о возвышенной мечте и поэтической любви двух верящих в чудеса людей. В то же время, сам автор называет свое произведение феерией, повестью-сказкой, а значит, описанные в ней события никогда не могли произойти на самом деле. С этим мне никак не хочется соглашаться. Разве не могла жить на свете девушка со светлой поэтической душой, больше верящая в добро и любовь, чем в окружающие ее непонимание и серость? Разве не жил никогда любящий мечтать юноша, чье сердце с детства принадлежало морю, и разве не мог он, став взрослым, осуществить задуманное давным-давно? И разве не могли они встретиться: верящая в чудо и ищущий эту веру, ожидающая свою судьбу и сумевший сам стать судьбой - Ассоль и Грэй? Может быть, звали их по-другому. Может, Ассоль была дочерью не моряка, а лесоруба, а Грэй - не наследником знатного рода, а бродячим сказочником, как собиратель песен и легенд Эгль. Все это не имеет значения, когда есть люди, способные самоотверженно любить, самозабвенно мечтать и всем сердцем верить в чудо.

Светлое и радостное чувство остается в душе, когда дочитываешь "Алые паруса". Взрослых это чувство возвращает в детство, а детей убеждает, что чудеса в их дальнейшей жизни зависят от них самих. Вот почему у этого произведения никогда не будет равнодушных и зевающих читателей.


Пример сочинения по тематическому направлению Мечта и реальность:

Сочинение на тему: Мечта и реальность

Сказка о любви (по повести-феерии А. Грина "Алые паруса").
Романтическая повесть "Алые паруса" - одно из лучших произведений Александра Грина. Путь к созданию этой повести был долгим. Автор неоднократно изменял и переписывал текст, пока добился желаемого. Он стремился создать идеальный мир, где живут прекрасные герои и где любовь, мечта, сказка способны победить грубость и черствость. И достиг своей цели. Писатель изобразил "необычайные обстоятельства, в которых должно было свершиться нечто решительное". "Алые паруса" - это сказка о поэтической любви, о всепобеждающей возвышенной мечте.

Жизнь героини повести, юной Ассоль, довольно несчастна: у нее не было подруг, дети избегали ее, а взрослые переносили на нее нелюбовь к ее отцу. Над девочкой смеялись и оскорбляли ее. Но добрый Лонгрен подбадривал дочку: "Э, Ассоль, - говорил он, - разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут". И он брал девочку на руки и крепко целовал. Под влиянием отца, который ее обожал, Ассоль создала себе некий мир грез, в котором все было прекрасно, все люди были добрыми и любили друг друга. И однажды в лесу, увлеченная игрой с игрушечным кораблем и придуманной ей самой историей, девочка случайно встретилась с незнакомцем, который представился "самым главным волшебником" и рассказал ей невероятную историю, о том, что ждет ее в будущем. "Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе… Тогда ты увидишь храброго красивого принца… "Здравствуй, Ассоль! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство… И ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом". И девочка поверила загадочному волшебнику. И все последующие годы продолжала жить с этой верой и ждать, когда приедет за ней ее принц. Она ждала, не обращая внимания на смех, подтрунивания и издевки людей.

А в это время где-то далеко подрастал мальчик, мечтавший стать капитаном и еще не знавший, что ему суждено исполнить мечту всей жизни одной прекрасной девушки. Грэй также жил в своем прекрасном мире. Он мечтал о море, жил этой мечтой, которая для него составляла единственно возможное счастье, объединяющее в себе "опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесную неизвестность, мелькающую любовь, цветущую свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни..."

Так жили они долгих семь лет, жили каждый своей мечтой, не зная, что постепенно идут навстречу друг другу. И, конечно же, однажды наступил день, когда они встретились. Грэй увидел спящую в тени ветвей девушку, и "всё стронулось, все усмехнулось в нем". Она сразу же пленила сердце юноши, и, поддавшись своему чувству, он снял со своего пальца кольцо и осторожно надел его на мизинец Ассоль. Девушка ничего не почувствовала. Но, проснувшись и обнаружив на пальце кольцо, она уже не сомневалась, что оно принадлежит ее принцу. Между тем, Грэй случайно узнал о мечте девушки, и это подтолкнуло его к действию. С небывалым вдохновением взялся он за воплощение своей идеи - и через несколько дней прекрасный корабль с алыми парусами был готов принять на свой борт самую главную драгоценность.

Грэй воплотил в жизнь мечту Ассоль и добился своего собственного счастья. Он знал, что его счастье - эта прекрасная девушка, которая помогла ему понять истину. А истина эта заключается в том, "чтобы делать так называемые чудеса своими руками". Благодаря силе любви, искренней вере в свою мечту, соединились в одну судьбы двух людей, которые теперь навсегда сохранятся для них "в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь".


Пример сочинения по тематическому направлению Мечта и реальность:

Сочинение на тему: Мечта и реальность

Все люди на этой планете о чем-нибудь да мечтают. Одни мечты удается воплотить в жизнь, другие теряя актуальность, отпадают за ненадобностью и забываются, ну а большинство так и остаются навсегда мечтами. Но почему мы так любим грезить?

Если не считать индивидов у которых просто богатое воображение уносящее их в неведомые миры, то основная масса народонаселения грезит что бы хоть в выдуманном мире обрести нечто, чего пока не могут сделать в реальности, будь то мотоцикл, машина, дом, семья, любовь и.т.д.

Где-то я слышал, что человек большую часть времени живет в будущем, то есть в своих мечтах и планах, и если до конца следовать этой логике, получается если человек не мечтает то и не живет вовсе. А ведь правда, мечта и желание ее достичь заставляют человека становиться лучше, подталкивая к повышению его душевных, умственных, да и физических показателей. Короче говоря нещадно преображает, разумеется при условии что это нормальная мечта, а мечтатель обладает достаточной внутренней мотивацией для ее воплощения.

Ничего не скажешь, мечта это сила. Но может сработать и как капкан, к примеру если под давлением среды, или же собственных глупых мыслей начнешь мечтать о чем то другом, а не о том о чем на самом деле мечтаешь, вот как все запутанно. Еще нужно поскорее научиться отделять мечты от несбыточных иллюзий, взрослеть как-бы тоже нужно.
В общем мечты, если знать известную меру, мечты несут сплошной позитив и даже способны окрылять тех кто слишком благоразумен что бы верить отчаянию.

Copyright © All rights reserved

Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Итоговое сочинение по направлению Мечта и реальность

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Нужно ли верить в мечту?
Мечта. Кому не знакомо это слово? Кто не мечтает о смартфоне последней модели, красивом платье, дорогой машине? Кто не представлял себя в роли знаменитого актера, популярного певца или государственного деятеля?

Я думаю, что у каждого человека, ребенка или взрослого, есть своя мечта. Если человек не мечтает, жизнь его скучна и однообразна. Мечта придаёт смысл жизни и вселяет в нас надежду на лучшее. Мечты захватывают дух и уносят прочь от реальности. Благодаря им мы можем представить то, что на самом деле невозможно, а это же так замечательно!

Мечты заставляют человека творить чудеса. Поэтому я считаю, что мечты очень нужны, без них не был бы мир таким прекрасным.

Я верю, что сила мечты способна изменить жизнь, перевернуть весь мир, сотворить чудо. В это искренне верил и автор замечательной повести "Алые паруса" - Александр Грин. Писатель изобразил эту силу, для которой не существует никаких преград, нет ничего невозможного. Нужно только твердо верить в свою мечту и ждать чуда.

В повести «Алые паруса» мы встречаем юную Ассоль, воспитанную добрым и любящим отцом. Живет девочка уединённо: сверстники отталкивают ее, взрослые недолюбливают, перенося на нее нелюбовь к отцу. Ассоль жива своей единственной мечтой, которую ей подарил Эгль – известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Как-то он сказал, что когда-нибудь за ней приплывет принц на корабле с алыми парусами. И с тех пор Ассоль с надеждой смотрела на горизонт в ожидании алых парусов.
Вторым главным героем повести является Артур Грэй, который мечтал стать капитаном. В 15 лет он поступил служить на судно простым матросом. После четырех лет упорного труда Артур постигает морское ремесло и встает у штурвала своего корабля.

Узнав, о чем грезит Ассоль, юноша решил, что мечта прекрасной незнакомки непременно должна исполниться. И он обязательно поможет. Так, утром летнего дня нашли друг друга Грэй и Ассоль.

Вот она - волшебная, всепобеждающая сила мечты. Девочка ждала чуда, была готова к нему, верила в него - и оно произошло.

Мечта, если в нее поверить всеми силами души, становится могучей творящей силой. И в этом наилучшим образом убеждает нас прекрасная и добрая повесть Александра Грина, которая вдохновила режиссера Александра Птушко снять художественный фильм с одноименным названием. Сценарий к нему написали Александр Грин и Алексей Нагорный. Замечательный актерский состав возглавили Анастасия Ветринская и Василиий Лановой. Они реализуют главную идею автора повести и сценария о том, что человеку в своей жизни нужно иметь заветную мечту, глубоко верить и стремиться к ней, и только тогда она обязательно исполнится.

Все в наших руках, надо лишь захотеть, приложить все старания, все свое упорство.

Мечтайте и верьте! Пусть у каждого человека исполнится заветная мечта, ведь это и есть настоящее счастье, иметь то, чего очень сильно хочешь.

Сочинение по направлению: Мечта и реальность

Волшебная сила мечты (по повести-феерии А. Грина "Алые паруса").
Все дети верят в сказки и чудеса, но немногим удается сохранить эту веру, вступая во взрослую жизнь. Погружаясь в повседневность, бытовые проблемы, они становятся скучными, мрачными, предсказуемыми обывателями.

Главная героиня повести А. Грина "Алые паруса" Ассоль - счастливое исключение из этого правила. Выросшая среди приземленных, озлобленных людей, она сумела не только противостоять их колкостям и обидным насмешкам, но и не усомниться в своей судьбе.

С раннего детства Ассоль любила слушать увлекательные истории о морских приключениях, которые рассказывал ей отец - бывалый моряк. Отправляясь в город неподалеку от Каперны, чтобы "снести товар" в лавку, она нередко погружалась в мир фантазий, беседуя с обитателями кораблей и домиков, которые мастерил Лонгрен. Во время одной из таких прогулок девочка повстречала бродячего сказочника Эгля, предсказавшего, что за ней приплывет принц из далекой страны на корабле с алыми парусами, и она станет принцессой.

С этого дня в душе Ассоль поселилось ожидание чуда - и оно было столь искренним, по-детски простодушным, что нашло отклик в окружающем пространстве.

В это время далеко от рыбацкого поселка в родовом замке рос романтичный и мечтательный мальчик, влюбленный в море и корабли. Будучи человеком целеустремленным, смелым и волевым, подросший Грэй решился оставить отчий дом, чтобы осуществить свою мечту. Еще юнгой он сумел добиться уважения и одобрения опытного экипажа. Быстро накапливая знания в области навигации и приобретая необходимые навыки, юноша в конце концов стал капитаном. Его сердце осталось открытым для чудес, поэтому, увидев на лесной поляне спящую Ассоль, а потом узнав ее историю и предсказание, он понял, насколько она дорога ему, и решил осуществить долгожданную сказку: "… когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя".

Так волшебная сила мечты сделала счастливыми двух добрых и любящих людей.

Сочинение «Мечта и реальность» по повести-феерии А. Грина "Алые паруса"

Ассоль была бедной девушкой. Мать у нее умерла, и жила она с отцом. Их в городе никто на любил, особенно отца. Ее отец раньше был матросом, а когда вернулся, стал делать деревянные игрушки. Однажды Ассоль пошла в магазин, чтобы отдать игрушки отца продавцу, и заметила в корзине очень красивый кораблик с алыми парусами. Ассоль опустила его на воду, и вдруг его подхватило течение и понесло вперед. Ассоль помчалась за корабликом. Игрушка привела девушку к одному человеку, который представился волшебником. Он предсказал ей, что однажды к берегу Каперны приплывет прекрасный корабль с алыми парусами, на котором будет плыть прекрасный принц. Под прекрасную музыку от корабля отделится лодка. И прекрасный принц посадит ее на корабль, и она уедет навсегда в прекрасную страну. Ассоль была мечтательной девушкой и поверила в это предсказание. С тех пор в городе ее стали считать совсем сумасшедшей. Но Ассоль было все равно. Она жила этой мечтой. Она очень верила в то, что однажды за ней приплывет принц под алыми парусами. В то же время далеко от Ассоль родился Артур Грей. Он появился в богатой обеспеченной семье и мог бы жить спокойной уравновешенной жизнью, но он был не похож на своих родителей. Грей жаждал приключений и однажды сбежал из дома и поступил юнгой на корабль. Артур очень старался, практиковался и через определенный срок он из юнги стал капитаном на своем собственном корабле. Однажды он поехал со своим матросом на рыбалку. Грей там увидел спящую девушку. Она ему очень понравилась. Он снял со своего пальца самый дорогой красивый перстень и одел ей на палец. Затем он отправился вместе с матросом в близлежащий трактир. Там он узнал об Ассоль и предсказании. Ему захотелось его исполнить. В этой прекрасной сказке, как и во всех других, хорошая и счастливая концовка. Грей приплыл к Ассоль под алыми парусами, посадил ее на корабль, и они уплыли навсегда в прекрасную страну. Это произведение частично можно назвать сказкой. Во-первых, у Грина местность, которая не существует на карте, имена, которых нет на белом свете. А еще там, как и во всех сказках, счастливый конец. В этом произведении есть и еще один момент волшебства: то, что предсказание волшебника сбылось, хотя, когда он это говорил, он не подозревал, что именно так и будет. Ему просто хотелось сделать Ассоль приятно. Но, с другой стороны, тут говорится не о волшебстве. Ведь главные герои сами добились того, что предсказание волшебника исполнились. Суть этой сказки в том, что если очень верить и приложить усилия, все сбудется. Хотя это произведение скорее об идеализме, но я считаю, что в реальном мире это невозможно. И вообще, в этой сказке все очень просто, а в жизни – нет.


Сочинение по направлению: Мечта и реальность

Мечта — это заветное желание, которое, исполняясь, делает человека счастливым.
А счастье мечта принесёт только в том случае, если человек идёт к ней.

Заветной мечтой всех членов семьи в рассказе С. Георгиева было приобретение собаки. Первой, кто пытался приблизить свою мечту к реальности, стала мама. Она втайне от всех приобрела собачью миску. Зато маленький мальчик, отказавшись от обедов, купил то, что заставило всех действовать, — ошейник. И вскоре щенок, принесённый отцом, сделал счастливыми всех в этом доме.

Примером мечты, к которой человек шёл долгие годы, может служить история древнегреческого оратора Демосфена. В детстве он очень заикался, но, чтобы избавиться от дефекта, набирал в рот гальку и произносил речи на берегу моря в шуме прибоя. Его мечта осуществилась: он стал величайшим мастером речи.

Если человек упорно стремится к воплощению мечты, она сбудется.

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Эпиграф романа сразу указывает на проблему, поднятую автором: кто является носителем чести, кто бесчестья. Воплощенная честь, которая не позволяет руководствоваться материальными или другими корыстными интересами, проявляется в подвиге капитана Миронова и его ближайшего окружения. Пётр Гринёв, готов погибнуть за данное слово присяги, и даже не пытается выкручиваться, обманывать, спасать жизнь. Иначе поступает Швабрин: ради спасения своей жизни, он готов пойти в услужение казакам, лишь бы выжить.

Маша Миронова – воплощение женской чести. Она тоже готова умереть, но не вступает в сговор с ненавистным Швабриным, который домогается любви девушки.

2. М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Кирибеевич – представитель опричнины, не знает ни в чём отказа, он привык к вседозволенности. Желание и любовь ведут его по жизни, он не говорит всей правды (а значит, лжёт) царю и получает разрешение на сватовство к замужней женщине. Калашников, следуя законам «Домостроя» встаёт на защиту чести своей опозоренной жены. Он готов погибнуть, но наказать своего обидчика. Уходя биться на лобное место, он приглашает своих братьев, которые должны продолжить его дело, если он погибнет. Кирибеевич же ведёт себя трусливо, смелость и удаль сразу сходят с его лица, как только он узнаёт имя своего противника. И хотя Калашников гибнет, он умирает победителем.

3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси…»

Матрёна Тимофеевна свято хранит свою честь и достоинство матери и жены. Она, беременная, идёт к губернаторше, чтобы спасти мужа от рекрутчины.

Ермила Гирин, будучи человеком честным и благородным, пользуется авторитетом у сельчан ближайшей округи. Когда возникла необходимость выкупить мельницу, у него не оказалось денег, крестьяне на базаре за полчаса собрали тысячу рублей. А когда смог вернуть деньги, обошёл каждого и лично вернул занятое. Оставшийся невостребованный рубль отдал всем на выпивку. Он человек честный и честь для него дороже денег.

4. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня – Катерина Измайлова – ставит любовь выше чести. Для неё неважно, кого убивать, лишь бы остаться с возлюбленным. Смерть свёкра, мужа становится лишь прелюдией. Главное преступление – убийство маленького наследника. Но после разоблачения она остаётся брошенной её любимым человеком, так как его любовь была лишь видимостью, стремлением обрести хозяйку в жёны. Смерть Катерины Измайловой не смывает грязи с её преступлений. Так бесчестье при жизни остаётся посмертным позором похотливой заевшейся купчихи.

5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова – нравственный идейный центр романа. Девушка, брошенная мачехой на панель, сохраняет чистоту своей души. Она не только истово верит в бога, но и сохраняет в себе нравственное начало, не позволяющее ни лгать, ни воровать, ни предавать. Она несёт свой крест, ни на кого не перекладывая ответственности. Она находит нужные слова, чтобы убедить Раскольникова признаться в преступлении. И идёт за ним на каторгу, бережёт честь своего подопечного, охраняет его в самые трудные минуты жизни. Спасает, в итоге, своей любовью. Так удивительно, девушка, работающая проституткой, становится в романе Достоевского защитником и носителем подлинной чести и достоинства.

Подготовка к

итоговому сочинению

«ДОВОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК» (стихотворение в прозе) По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо... Он весь - довольство и радость. Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал - и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав! Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого - и сам ей поверил. О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек! Февраль, 1878

Стихотворение в прозе

«Довольный человек»

И. С. Тургенев

Какие нравственные качества человека получили осуждение в произведении?

Нравственная подлость и бесчестие

«Довольный человек»

Делает зло другим

(сочинил клевету)

«многообещающий человек»

ЧЕСТЬ - … ЧЕСТЬ

  • Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть.
  • Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти.
  • Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее.

Честь или бесчестие?

Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства.

«Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни».

Возможные формулировки тем:

  • Береги честь смолоду…
  • Может ли честь противостоять бесчестию?
  • Согласны ли вы с высказыванием П.Корнеля «Мы не вправе жить, когда погибла честь»?
  • Есть ли в наши дни люди чести?
  • Легко ли жить без чести и совести?
  • Честь и честность: как связаны эти понятия?
  • Какая уж честь, коли нечего есть!
Афоризмы

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего. (Ф. М. Достоевский)

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов)

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. (Артур Шопенгауэр)

Бесчестие

Лишать чести другого - значит лишаться своей.

Публий Сир

Вытерплю несправедливость, только не бесчестье.

Честь дороже жизни.

Шиллер Ф.

Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал любовь и кто покинул бой.

Корнель Пьер

Я всякую беду согласен перенесть, Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

Корнель Пьер

Каждая нечестность - шаг к бесчестью.

В. Синявский

Истинная честь не может терпеть неправду.

Бесстыдство - терпеливость души к бесчестию во имя выгоды. Платон

Честь - это награда, присуждаемая за добродетель… Аристотель

Честь от бесчестных - тоже ведь бесчестие. Публий Сир

Честь - это бриллиант на руке у добродетели. Вольтер

Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

Пословица

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

(А. С. Пушкин)

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения

Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению

Честь… Бесчестие… Жизнь и общество перед каждым человеком ставят нравственный выбор: жить так, как подсказывает совесть, следовать моральным принципам или идти по пути бесчестия, добиваться всего в жизни путем предательства, лжи и лицемерия. ….

Я думаю, что … Несомненно, … Мне кажется, что…. По-моему, ….

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения. Так, …

Своё мнение по данной теме

+ переход к аргументам из литературы

Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений

История русской дуэли ХIХ века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Существовал даже кодекс дворянской чести. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства.

А.С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, т.к. не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.

Во многих произведениях литературы честь является мерой человечности и порядочности героев.

Честь как воплощение духовной силы героя Честь как воплощение духовной силы героя

Честь рода - категория народной нравственности. Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой «Песне о купце Калашникове…» М.Ю. Лермонтова. Положив в основу сюжета действительное событие, Лермонтов наполняет его глубоким нравственным смыслом. Калашников выходит биться «за святую правду-матушку», за семейные ценности, за честь жены. Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же, как герои народных былин, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности.

Честь как воплощение духовной силы героя

«Но мне порукой Ваша честь, и смело ей себя вверяю », – строки из письма Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», завершающие признание в любви, не просто выражают надежду юной девушки на порядочность и достоинство избранника. В них звучит вера и в то, что честь самой героини не будет поругана.

Для Лариной понятие чести, нравственной чистоты – основа мировосприятия. Руководствуясь своим представлением о долге, она остается верна мужу, отвергая любовь Онегина. Пожертвовать любовью возможно, пожертвовать честью нет.

Честь как воплощение духовной силы героя Антитеза честь-бесчестие в литературе XX века

(В. Быков «Сотников»).

Не обходит стороной проблему сохранения чести и литература о Великой Отечественной войне. Стать трусом, обесчестить себя предательством и продолжать с этим жить – такой выбор делает Рыбак. Он соглашается служить полицаем, выбивает опору из-под ног бывшего однополчанина и становится палачом тому, с кем еще вчера сражался плечом к плечу. Он остается жить и вдруг ловит на себе взгляд, полный ненависти. Ненависти к нему, трусу и предателю, бесчестному человеку. Теперь он враг – и для людей, и для себя тоже… Судьба лишает Рыбака возможности покончить с собой, он будет жить со своим клеймом бесчестия.

Литература в помощь

  • Д.Фонвизин «Недоросль»
  • А.Грибоедов «Горе от ума»
  • А.Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.Пушкин «Дубровский»
  • М.Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
  • М.Лермонтов «Беглец»
  • Н.Гоголь «Тарас Бульба»
  • Л.Толстой «Война и мир»
  • Ф.Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.Грин «Зелёная лампа».
  • М.Шолохов «Судьба человека»
  • В.Быков «Обелиск»; «Сотников»
  • Б.Васильев «В списках не значился»
  • Проспер Мериме «Маттео Фальконе»

Аргументация

Стихотворение в прозе

«Довольный человек»

  • Формулировка своей позиции в виде тезиса;
  • Оформление микро-вывода,
  • с использованием цитаты

И. С. Тургенев

Бесчестие, по-моему, это …………….. Вспомним …………….. Писатель рисует …………………….. Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину ………………………… Ответ нас поражает: ………… Понять авторскую позицию нам позволяет ирония ……………………………. Читая это произведение, я вспоминаю слова ….(пословицу)…. + микровывод. Вспомним стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек». Писатель рисует молодого человека, который весь – довольство и радость. Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину такого настроения. Ответ нас поражает: герой доволен тем, что сочинил клевету про другого. Понять авторскую позицию нам позволяет горькая ирония: «многообещающий молодой человек». Читая это произведение, я вспоминаю слова Публия Сира: «Лишать чести другого - значит лишаться своей». Герой Тургенева, я думаю, обесчестил в первую очередь себя.

Итак, в заключение хочу сказать, что………………. Я думаю, что ………………………………. В конце хочется вспомнить строки …………………..

Итак, в заключение хочу сказать, что каждый из нас пойдет своей дорогой в жизни, у каждого свой путь, полный и взлетов, и падений. И все же, я думаю, что главное для человека - это быть честным и перед собой, и перед другими. В конце хочется вспомнить строки А. С. Пушкина:

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Пожалуй, честь – тяжелая ноша для каждого, и нести её способна лишь сильная личность, воспитанная в честности и нравственности. Безусловно, каждый сам для себя выбирает, идти ли дорогой чести или жить без неё, опустив все лишние нравственные предрассудки и муки совести. Однако грустно становится в тот момент, когда в воспитание человека изначально не вкладывают такое понятие как «честь», потому как в дальнейшем это становится трагедией целого общества. Ведь нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа.

Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты,

меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Домашнее задание Составьте и запишите сложный план по каждой из данных тем:

  • Как связаны понятия «честь» и «отечество»?
  • Что значит идти дорогой чести?
  • Что толкает человека на бесчестные поступки?



Top