Разбираться в изобразительном искусстве. Как начать разбираться в искусстве — TheQuestion

Политическая карта мира на 1914 год

Со времен битвы при Ватерлоо минуло сто лет, и память о войне поблекла - по крайней мере, в Британии. Война в Южной Африке была мелкой победоносной вылазкой. «Империя, над которой никогда не заходит солнце» казалась уверенной в своем всемирном превосходстве.

По ту сторону Ла-Манша, правда, дела обстояли иначе. Живы были воспоминания о франко-прусской войне и немецкой оккупации Эльзас-Лотарингии. Генштаб жаждал реванша, но в Монмартрских кафе бурлила жизнь, и война не стояла на повестке дня.

Почти весь XIX век библией буржуазии был либерализм, политическое выражение веры, будто рост капитализма гарантирует человеческий прогресс. Большинство стран Западной Европы вошли в эру экономического процветания, которая, казалось, будет вечной. Новые технологии - телефон, пароход, железные дороги - сыграли гораздо более революционную роль в объединении планеты, чем интернет в наши дни.

Мир и процветание считались естественным положением дел: «Сегодня лучше, чем вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня». Многие полагали, будто европейские экономики так тесно связаны, что война невозможна. Бурное развитие науки и техники были доказательством устойчивого хода прогресса, железной гарантией превосходства западной цивилизации. Но вот - в августе 1914 года прекрасная мечта обернулась ужасным кошмаром. Разум превратился в безумие. Европа и весь мир закружились в инфернальном хороводе смерти.

За один день всё стало с ног на голову. Современные технологии, доселе бывшие орудием прогресса, стали применяться для производства самых чудовищных средств массового уничтожения, создав беспрецедентный хаос ужасающих масштабов. Вместо свободной торговли мир перегородили протекционистские барьеры. Либерализм и демократия сменились милитаризмом, цензурой и диктатурой, открытой или замаскированной. Великая Мясорубка унесла жизни как минимум девяти миллионов человек.

Причины войны

Нередко умозаключают, что войны и конфликты - неизбежный плод природной агрессивности людского рода (или мужского, если верить некоторым феминисткам). В сущности, это объяснение ничего не объясняет. Если люди агрессивны от природы, то почему мы не всегда находимся в состоянии войны? Почему общество не разрывает себя на части?

На самом деле войны периодически вспыхивают из-за напряженности, которая возникает в классовом обществе и достигает критической точки, когда противоречия можно разрешить только путем насилия. В этом смысл знаменитого афоризма Клаузевица: «Война - это продолжение политики иными средствами». Чтобы объяснить причины Первой мировой войны, потребуется марксистский анализ.

По большом счету, война стала итогом запоздалого взлета Германии, вступившей на путь капитализма позже, чем Англия и Франция. Это создало новые и невыносимые противоречия. Германию душила хватка мощных соперников, использовавших преимущества империи. Одержав легкую победу над Францией в 1871 году, берлинские заправилы искали предлога для войны, которая позволит Германии доминировать в Европе и захватить территорию, рынки и колонии.

Означает ли это, что Германия виновата в войне? Идея, что можно возложить вину за войну на ту или иную нацию, ложна и поверхностна, так же, как мысль, будто виновен тот, «кто стрелял первым». Немецкая армия вторглась в Бельгию и бельгийскому народу, несомненно, пришлось туго. Но страдания миллионов колониальных рабов в Конго, под властью «бедной маленькой Бельгии», были куда страшней.

Французские империалисты хотели вернуть Эльзас и Лотарингию, захваченные Германией в 1871 году. Но помимо того они хотели наложить лапы на Рейнскую область и подвергнуть немецкий народ угнетению и грабежу, как позже стало ясно из Версальского договора. Английские империалисты вели «оборонительную войну» - то есть, войну в защиту своих привилегий первейшего империалистического грабителя в мире, держащего бесчисленные миллионы индийцев и африканцев в колониальном рабстве. Те же циничные расчеты были у каждой из воюющих наций, от величайших до наименьших.

Задним числом нетрудно понять причины катастрофы 1914 года. Были и многие другие факторы, такие как конфликт между Россией и Австро-Венгрией за господство на Балканах и жажда царизма вырвать Константинополь из дряхлых рук умирающей Османской империи. Первым предупреждением стало кровавое варварство Балканских войн 1912-13 гг., и великие державы несколько раз становились на грань войны еще до 1914 года.

Однако, вопреки всем предвестиям, начала войны ожидали немногие. Британия и Германия были друг для друга крупнейшими торговыми партнерами после США. Неужели они станут воевать друг с другом? Даже сейчас, сто лет спустя, некоторые ученые мудрецы (Боже, храни нас от ученых!) утверждают, будто Великая война вовсе не была неизбежной, что можно было найти дипломатическое решение и что человечество, возможно, избежало бы множества лишних невзгод и жило счастливо.

Через сто лет после Великой бойни не только наши ученые друзья, не только сентиментальные пацифисты, но и буржуазные политики проливают океаны крокодиловых слез на тему «бесполезности войны», бессмысленных жертв и т. д., и т. п. Мы должны «извлечь из истории уроки», говорят они, чтобы такое никогда не повторилось. Им плевать, что каждый день тысячи людей по-прежнему гибнут в войнах. По меньшей мере, пять миллионов погибли в Конго, и это подтверждает правоту Гегеля, писавшего, что единственный урок истории - в том, что из нее не извлекают уроков.

Если бы только ведение мировых дел можно было вырвать у несведущих политиков, банкиров и генералов и передать бесконечно мудрым ученым из университетов! Если бы только мир управлялся рукой Разума! Каким благостным местом бы он стал! Увы, весь ход человеческой истории, по крайней мере, за десять тысячелетий, доказывает, что человечество никогда не руководствуется Разумом. Это заметил тот же Гегель, несмотря на свой идеализм, часто близкий к истине, когда написал, что интересы, а не Разум правят жизнью народов.

Будет ли новая мировая война?

Имеют ли смысл параллели между 1914 годом и нашими днями? В определенных пределах исторические аналогии могут быть полезны, но про эти пределы не стоит забывать. История действительно повторяется, но никогда - в том же самом виде.

Главное сходство в том, что сегодня общемировые противоречия капитализма вновь достигают точки кипения. Длительный период капиталистической экспансии - поразительно схожий с эрой, предшествовавшей Первой мировой войне - оборвался в 2008 году. Сейчас мы пребываем в тисках самого сурового экономического кризиса за всю 200-летнюю историю капитализма.

Вопреки теориям буржуазных экономистов, глобализация не отменяет основных противоречий капитализма. Она лишь воспроизводит их в гораздо большем масштабе, чем когда-либо прежде: сейчас глобализация проявляет себя в виде глобального кризиса капитализма. Первопричина кризиса та же, что и в 1914 году: восстание производительных сил против двух основных препятствий на пути человеческого прогресса - частной собственности на средства производства и национального государства.

Экс-марксисты, наподобие Эрика Хобсбаума, считали, будто глобализация покончит с национальными конфликтами. Сто лет назад ревизионист Карл Каутский говорил то же самое. Первая мировая война показала несостоятельность этой теории. А положение нашего мира в 2014 году доказывает глупость неоревизионизма Хобсбаума. Насколько глубже мыслил Ленин, чья классическая книга «Империализм, как высшая стадия капитализма» сейчас так же свежа и актуальна, как в день ее написания!

Однако есть важные различия. Империалисты дважды пытались разрешить свои противоречия с помощью войны - в 1914 и 1939 годах. Отчего бы такому не случиться снова? В самом деле: противоречия между империалистами в настоящее время столь остры, что в прошлом они бы уже привели к войне. Зададимся вопросом: почему война не началась?

Ответ состоит в изменении баланса мировых сил. Германии нет смысла вторгаться в Бельгию или захватывать Эльзас-Лотарингию по той простой причине, что Германия уже контролирует всю Европу посредством своей экономической мощи. Меркель и Бундесбанк принимают все важные решения без единого выстрела. Возможно, Франция начнет национально-освободительную войну против Германии? Достаточно поставить этот вопрос, чтобы сразу понять его абсурдность.

Факт в том, что старые карликовые государства Европы давно перестали играть в мире мало-мальски самостоятельную роль. Именно поэтому европейская буржуазия вынуждена была создать Евросоюз, пытаясь конкурировать на мировом уровне с США, Россией, а теперь и Китаем. Но война между Европой и любой из вышеупомянутых стран полностью исключена. Помимо прочего, Европе не хватает армии, флота и авиации. Правящие классы разных стран ревностно контролируют свои войска, за фасадом европейского «единства» охраняя «национальные интересы».

С военной точки зрения ни одна страна не может противостоять колоссальной военной мощи США. Но и эта мощь имеет свои пределы. Есть вопиющие противоречия между США, Китаем и Японией на Тихом океане. В прошлом они привели бы к войне. Но Китай - уже не слабая, отсталая, полуколониальная страна, которую можно легко захватить и обратить в колониальное рабство. Это растущая экономическая и военная сила, которая чувствует свое могущество и отстаивает свои интересы.

США уже обожгли пальцы в Ираке и Афганистане. Они не в состоянии вторгнуться в Сирию. Можно ли хотя бы помыслить о войне с Китаем, если они даже не способны ответить на провокации со стороны Северной Кореи? Вполне конкретный вопрос.

Война и революция

До 1914 года лидеры рабочего движения Западной Европы разделяли иллюзии буржуазии. Социал-демократические вожди, на словах верные идеям социализма и классовой борьбы, произнося радикальные и даже революционные речи на Первомаях, на практике отказались от перспективы социалистической революции в пользу реформизма: представления, будто капитализм можно мирно, постепенно, безболезненно трансформировать в социализм - когда-нибудь, в далеком будущем.

На каждом международном конгрессе социал-демократы - в число которых тогда входили Ленин, Троцкий, Роза Люксембург и Карл Либкнехт - принимали резолюции, призывавшие Интернационал противостоять любым попыткам империалистов начать войну и даже использовать ситуацию для организации революционной борьбы против капитализма и империализма.

К их великому позору, все лидеры Второго Интернационала (исключая русских, сербов и ирландцев) предали рабочий класс, из «патриотических» соображений поддержав «свою» буржуазию. В результате миллионы рабочих, одетых в форму, были обречены на смерть в болотах Фландрии. Призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» казался издевкой, когда немецкие, французские, русские и английские рабочие стреляли и кололи друг друга по приказу своих господ. Ситуация казалась совершенно безнадежной. Но империалистическая война закончилась революцией.

Русская революция предложила человечеству выход из кошмара войн, нищеты и страданий. Но отсутствие революционного руководства в международном масштабе привело к тому, что в одной стране за другой этот шанс был упущен. Итогом стал новый кризис и новая, еще более страшная империалистическая война, которая привела к гибели 55 миллионов человек и почти уничтожила всю человеческую цивилизацию.

Две мировые войны убедительно доказали, что капиталистический строй полностью исчерпал свой прогрессивный потенциал. Но Ленин говорил, что капитализм всегда можно найти выход из самого глубокого экономического кризиса, если не будет свергнут рабочим классом. В 1920 году Ленин считал это теоретической вероятностью, но после 1945 года так и произошло. В результате своеобразного стечения исторических обстоятельств, капитализм вступил в новый период подъема. Перспектива социалистической революции, по крайней мере, в развитых капиталистических странах, отодвинулась.

Так же, как и в течение двух десятилетий до 1914 года, буржуазия и ее апологеты опьянялись иллюзиями. И так же, как и тогда, лидеры рабочего движения подхватывали эти иллюзии. Более того, они отказались от каких-либо претензий на социализм и всей душой приняли «рынок». Но теперь колесо совершило полный оборот. В 2008 году сладкий вкус успеха обернулся горечью. Как и в 1914 году, история жестоко разочаровала их.

Многие левые задаются вопросом, почему, при такой глубине кризиса, массы не восстают. Им стоило бы вспомнить 1914 год. Почему кризис не сразу породил революционный подъем? Почему рабочие с восторгом присягали национальному флагу? Формальная логика и абстрактные обобщения тут не помогут. Только диалектика может пролить свет на этот вопрос.

В отличие от идеалистов, мнящих, будто движущей силой любого прогресса является человеческое сознание, диалектический материализм объясняет, что сознание чрезвычайно консервативно. Люди всегда цепляются за знакомое: традиции, привычки и рутина тяжко обременяют мысль. Капитализм формирует навык пожизненного послушания, который легко переносится из школы на завод и в казарму.

Правящий класс формирует сознание тысячей разных способов: через школу, университеты, масс-медиа и, прежде всего, невидимую, но мощную силу, называемую общественным мнением. Массы всегда идут по пути наименьшего сопротивления, пока удары великих событий не заставят их усомниться в ценностях, морали, религии и убеждениях, которым они были верны всю свою жизнь.

Такой процесс требует времени. Он не идет по прямой. Те же солдаты, что размахивали флагами и орали патриотические песни в августе и сентябре 1914-го, три-четыре года спустя подняли красные знамена и запели «Интернационал». Между этими моментами пролегли моря крови, ужасов и смертей. Урок был тяжким, но его хорошо усвоили.

Что творится сегодня? Войны нет, по крайней мере, не в масштабах 1914 года. Но с точки зрения истории 2008 год будет означать такой же поворотный момент, как и тогда. Начался великий процесс обучения. Слишком медленно для вас? Но история движется по своим законам и в своем темпе, который нельзя ускорить по желанию.

В 1806 году, завершая свой великий труд «Феноменология духа», Гегель увидал Наполеона, проезжавшего верхом по улицам Йены, и воскликнул: «Я видел мировой дух верхом на коне!» В Библии сказано: «Имеющие глаза да увидят». Оглядитесь вокруг! Разве вы уже не видите признаков изменения ситуации? Массы уже восстают на улицах Стамбула и Афин, Сан-Паулу и Мадрида, Каира и Лиссабона.

Сегодня мы можем сказать, что новый мировой дух на марше везде, но не в виде единоличного героя, а в лице миллионов безымянных героев и героинь, которые медленно, но верно делают выводы и начинают действовать, чтобы взять судьбу в свои руки.

Ленин говорил: «Капитализм - ужас без конца». Кровавые судороги, охватившие весь мир, показывают, что он был прав. Моралисты из среднего класса хнычут и причитают над этими ужасами, но они представления не имеют об их причинах, а тем более - о решении. Пацифисты, «зеленые», феминистки и другие указывают на симптомы, но не основную причину, то есть, больной общественный строй, переживший свою историческую роль.

Ужасы, которые мы видим, - лишь внешние симптомы агонии капитализма. Но это также и родовые муки нового общества, которое рвется на свет. Наша задача - сократить эти родовые муки и ускорить рождение нового, подлинно человеческого общества.

Кто-то однажды сказал испанскому революционеру Дуррути: «Если вы победите - то будете сидеть на груде развалин». На это Дуррути ответил:

«Мы всегда жили в трущобах и норах. Разместиться на некоторое время мы сумеем. Но не забывайте, мы способны и строить. Именно мы построили эти дворцы и города, здесь, в Испании, и в Америке, и во всем мире.

Мы, рабочие, можем построить вместо них другие, и даже лучше. Мы нимало не боимся руин. Мы унаследуем землю, это несомненно. Буржуазия может взорвать и разрушить собственный мир, прежде чем она уйдет с исторической сцены. Мы несем новый мир, здесь, в наших сердцах. Этот мир рождается в данную минуту ».

Некоторые считают, что разбираться в искусстве могут только избранные. Другие придерживаются противоположной точки зрения - настоящее искусство понятно всем. Третьи полагают, что не нужно в искусстве разбираться, ведь его задача только дарить людям эстетическое удовольствие. Мы же считаем, что разбираться в искусстве, конечно, нужно, а научиться этому может каждый. Вот несколько нехитрых советов.

Пополняйте свой багаж знаний

Для начала изучите информацию об искусстве различных эпох. Ведь для того, чтобы отличать картины одного художника от полотен другого, нужно хоть немного подтянуть теоретическую базу. Запомните хотя бы несколько выдающихся мастеров из каждой эпохи и самые знаменитые их произведения. Также изучите различные направления в живописи. Неплохо было бы запомнить их названия: барокко, классицизм, импрессионизм, дадаизм и т. д. Постарайтесь связать между собой исторический период и направление в живописи - это поможет структурировать ваши знания.

Постарайтесь увидеть прекрасное

После того как вы изучили теорию, самое время попрактиковаться. Не обязательно идти в музей. Возьмите в руки альбом с репродукциями картин из какой-нибудь художественной галереи. Полистав альбом, попробуйте самостоятельно назвать эпоху написания полотна, его направление, может, даже вспомните имя автора. Если ежедневно хотя бы по несколько минут уделять этой тренировке, через некоторое время вы всех удивите своими познаниями в искусстве. Только тренировки должны быть честными, подсматривать ответы не нужно!

Чувство прекрасного можно натренировать

Теперь можно смело отправляться в музей. Если в ближайшие выходные вы попадете на выставку картин, вы увидите, что многие полотна стали для вас уже гораздо понятнее.

Учитесь выделять хорошие картины и не зацикливаться на плохих

Чтобы еще лучше разбираться в искусстве, вам нужно будет научиться отличать хорошие и плохие картины. Но эти знания приходят только с опытом. Если вы станете постоянным посетителем музеев и выставок, а на вашей прикроватной тумбочке будет лежать альбом с репродукциями, который вы будете просматривать перед сном, результат не заставит себя ждать. В скором времени, попав на любую выставку, вы сможете оценить представленные работы.

Учитесь восхищаться работами мастеров

Обычному человеку иногда сложно понять, чем та или иная картина восхищает знатоков искусства. К примеру, тот же «Черный квадрат» Казимира Малевича, который до сих пор вызывает бурные споры. Так какие же картины вызывают восхищение? Чтобы это понять, нужно полотно, которое мы анализируем, разделить на три составляющие: объем, цвет и линия. Что из этих трех элементов в картине преобладает? Что может приковать внимание зрителя в этом полотне? Ответы на эти вопросы дадут вам информацию о главных достоинствах картины. Но основное в произведении художника - это общее впечатление от картины, ее красота. В разные временные эпохи были разные представления о красоте. Если в XIX веке в чести были пышные формы, в XX веке на пьедестал красоты вознесли худощавость и подростковую угловатость. Как вы поняли, красота в искусстве - понятие неоднозначное. Но есть некоторые нюансы, позволяющие зрителю уловить красоту картины, - безупречность линий, легкие или слитные мазки, первостепенность объема или гамма цветов, выходящая на первый план.

Учитесь понимать абстрактное искусство

Научиться разбираться в искусстве без понимания абстракционизма невозможно. Это картины, которые всегда вызывают бурные дискуссии. Так в чем же красота абстрактных картин? Кому-то эти картины кажутся похожими на детскую мазню, в них сложно найти сюжет. Но прелесть этих полотен в том, что они заставляют зрителя окунуться в собственный внутренний мир, найти красоту внутри себя. Но не все способны увидеть эту красоту, ведь она изображена абстрактно. Учитесь разбираться в искусстве, чтобы увиденные вами картины вызывали у вас настоящие эмоции, дарили чувство прекрасного. Приведенный ниже краткий курс молодого искусствоведа поможет вам поддержать светскую беседу.

  • Если сюжет полотна нарисован на мрачном фоне и лицо героя выражает мучения, перед вами Тициан .

  • Если на полотне нарисованы обнаженные люди с очень пышными формами и целлюлитом, который есть даже у мужчин, перед вами Рубенс .

  • Если герой сюжета полотна - мужчина с женским лицом, перед вами Караваджо .

Караваджо

  • Если в сюжете произведения множество мелких человечков, перед вами Брейгель .

Брейгель

  • Если опять в сюжете множество мелких человечков плюс также много мелких непонятных деталей, перед вами Босх .

  • Если на полотне можно увидеть мужчин с фигурами культуристов, и все прекрасно, перед вами Микеланджело .

Микеланджело

  • Если на полотне вы видите балерину, перед вами Дега .

  • Если на полотне тощие персонажи с небритыми лицами, перед вами Эль Греко .

Эль Греко

  • Если все герои полотна, в том числе женщины, напоминают вам Путина, перед вами Ян ван Эйк .

Ян ван Эйк

Ян ван Эйк

  • Если полотно слишком яркое и цветное, перед вами Ван Гог .

  • Если полотно состоит из пятен, перед вами Моне .

  • Если на полотне нарисованы люди, буйство красок природы, перед вами Мане .

Как начать разбираться в искусстве

Самое интересные ответы художников, искусствоведов, культурологов и кинокритиков, с которых стоит начать восполнение пробелов в своем образовании в области искусства.

11 вопросов

1. Что почитать чтобы начать разбираться в искусстве? 2. Что почитать, чтобы начать лучше понимать современное искусство? 3. Что нужно прочитать для того, чтобы лучше разбираться в истории кино и научиться анализировать и понимать фильмы? 4. Какие существуют книги по теории критики - музыкальной, кино, литературной? 5. Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О"Нила и Терри Смита? 6. Что посоветуете почитать о современном театре? 7. Каков список книг о театре, обязательных к прочтению? 8. Что почитать и посмотреть на тему искусства Барокко? 9. Какие страны были главными поставщиками новых стилей и направлений в искусстве ХХ века? 10. Может ли искусство не нести никакого послания? 11. Может ли художник, не имея представления о современном ему искусстве, стать признанным гением?

Я бы посоветовала начать с "Истории искусства" Гомбриха, Эта книга впервые была издана в 1950 году, и нельзя сказать, что это недавно. И все же ее продолжают переиздавать не только в ее собственной стране, но и за ее пределами, улучшая только качество иллюстраций. В ней очень простым и доступным языком рассказывается обо всех периодах и стилях. Как пишет в предисловии сам автор: "Эта книга обращена ко всем, кто хотел бы получить первоначальные ориентиры в заманчивой, но пока не знакомой им области искусства. Новичок сможет ознакомиться здесь с общим планом этой местности, не путаясь в обилии деталей, то есть уяснить себе порядок и соотношение периодов, стилей, имен, которыми наполнены более объемистые и сложные книги, и таким образом обзавестись багажом, необходимым для чтения более специальной литературы".

К ряду вводной в искусство литературе можно отнести книгуХорста Вольдемара Янсона и Энтони Ф. Янсона "Основы истории искусств", которая посвящена истории живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии -- словом, "от бизона до Барбизона", а точнее -- до конца XX века.

Если копать глубже, то советую хрестоматийную и настольную для всех начинающих искусствоведов книгу Бориса Виппера "Введение в историческое изучение искусства". В отличие от двух предыдущих книг, здесь очень подробно и обстоятельно освещаются жанрово-технические проблемы и специфика технических основ каждого из жанров изобразительного искусства.

Начать стоит с Эрнста Гомбриха "Истории искусств". В книге на пятой странице объясняется, почему Пикассо писал не только натуралистичных курочек, но и кубистического петуха.

О модернизме и авангардном искусстве есть изумительная книга В.С. Турчина "По лабиринтам авангарда".

О постмодернизме стоит начать с Жана Бодрийяра. В целом о послевоенном искусстве Америки (в основном) написано довольно много. Обычно одного посещения МоМА в Нью-Йорке достаточно, чтобы современное искусство вдруг стало ближе и понятнее.

Кстати, на Bookmate из ответов на этот вопрос собрали целую книжную полку:

Кино можно анализировать как философ и культуролог (что невероятно полезно и правильно), а можно как киноман и фанат конкретных фильмов и людей - и мне ближе второе.

Базовые книги, которые никому не повредят - "Что такое кино" Андре Базена и "Кино" Жиля Делёза, книги Роберта МакКи и Кристина Воглера о сценарном мастерстве и прекрасная серия книг "Нового литературного обозрения", где есть как фундаментальное исследования Антона Долина про Ларса фон Триера, так и переводы Гордона Грея.

Другая хорошая серия - интервью с режиссёрами серии Арт-хаус издательства Азбуки-классики. Многие книги устарели по датам выхода фильмов, но не по сути. Там очень много деталей и подробностей о самом процессе съёмок, мало сенсаций, интриг и расследований и из этих книг в первую очередь понятно, что кино - это сложная и изматывающая работа, где часто необходимо быть контрол-фриком, а не полёт во сне и наяву. Особенно удовольствие - открывать российский журнал СЕАНС, который делает отличные тематические выпуски. Другие замечательные книги о кино на русском, которые я держала в руках - Леклезио "Смотреть кино", фундаментальная книга о Новом Голливуде Питера Бискинда, которую успели перевести (это "Беспечные ездоки и бешеные быки") и трёхтомные мемуары Сергея Соловьёва, из которых становится невероятно много понятно о том, как снималось кино в СССР, как строится съёмочный процесс и что кино становится жизнью, когда актрисы превращаются в жён, а коллеги - в заклятых друзей. Эссе Барта и Сонтаг о фотографии очень часто перекликаются с тем, что я думаю о фильмах, даже если они написаны про другие медиа.

Моя библиотека о кино давно расширяется за счёт книг, которые приходится дорого покупать и привозить из-за границы. К сожалению, в России переведено мало книг о режиссёрах и кино вообще, ещё меньше киноведческих трудов, так что знание английского, французского, немецкого, испанского и итальянского может очень сильно выручить, если хочется прочитать книгу про любимого режиссёра, которая не прогремела на весь мир.

Я купила все важные книги кинокритиков Полин Кейл и Роджер Эберта, чтобы разобраться в том, как самые массовые авторы Америки анализировали фильмы и режиссёров.

Книга My first movie в двух частях - отличное исследование того, как снять первый фильм из уст лучших режиссёров (в основном, американских).

Книги Хобермана и Томпсона, каноническое исследование A Cinema of Loneliness, A Shock Value, а также серии монографий о режиссёрах Director"s Cuts (Columbia University Press) - очень вдохновляющее чтение для того, чтобы понимать откуда и куда движется кино.

Великая книга Сидни Люмета Making Movies рассказывает о том, как устроен весь съёмочный процесс - от начала и до конца, как убить фильм и улучшить фильм, что делать с актёрами, звуком и светом и как не стоит отказываться от работы, если она сулит какой угодно опыт или рост на первых порах.

Я очень люблю Америку, поэтому советы мои достаточно однобоки. И да, почти про каждого большого режиссёра есть убедительная книга о работе и творчестве. Моя любимая, невероятно собранная и круто сделанная - Scorsese on Scorsese, потому что в мире едва ли найдётся такой опытный киноман и щедро делящийся своими методами и вкусами большой современный режиссёр. Эта книга - просто счастье.

Вообще же, библиотека киномана - это добрых книг 500, каждую из которых мне хотелось бы полистать и оставить на полке. Но начать можно и с этого небольшого списка.

4/11 Какие существуют книги по теории критики - музыкальной, кино, литературной?

5/11 Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О"Нила и Терри Смита?

На мой субъективный взгляд, книги по кураторству часто довольно бессмысленны. Кураторству нельзя научить. Для человека, решившего стать куратором, принципиально важно знать историю выставок, ориентироваться в современных дискурсивных практиках, знать историю искусства и историю самого кураторства. Когда тот или иной куратор подробно разжевывает свой метод, это отнюдь не ведет к пониманию собственных целей и задач его читателями. Безусловно, у кураторов очень много отличных книг, но они не о кураторстве. Мне кажется важным, дабы "держать нос по ветру" читать периодику о выставках. Это журналы Afterall, Springerin, The Exhibitionist, Mousse Magazine, E-Fluх Journal, Manifesta Journal, On Curating, и некоторые другие. Это поможет пониманию того, что происходит именно сейчас в выставочных практиках. А вообще, почитайте про выставки, найдите куратора, которому доверяете и читайте его тексты. У меня таких много, вот например, прочитал большинство текстов и статей прекрасной Марии Линд, Хуана Гайтана, WHW, и не устаю за ними следить.

6/11 Что посоветуете почитать о современном театре?

Ответить на этот вопрос сегодня очень легко: за последние два года были переведены на русский язык и прекрасно изданы две ключевые монографии о современном театре, без учета которых не обходится ни один исследователь или эксперт в этой сфере. Это, во-первых, «Постдраматический театр» немецкого театроведа Ханса-Тиса Лемана . Во-вторых, это «Эстетика перформативности» немецкой исследовательницы Эрики Фишер-Лихте . Оба автора исследуют границы (возможностей) театра как уникального языка современности и помогают освежить и обновить зрительскую оптику, выйдя за пределы сложившихся стереотипов восприятия театрального спектакля. Если вы не боитесь того, что ваши представления о театре изменятся и усложнятся, если вы готовы к новому и часто экстремальному театральному опыту – начните с чтения Лемана и Фишер-Лихте.

Для тех, кому интересно пофилософствовать о современном театре и его истоках, рекомендую также яркую и провокативную книгу Кети Чухров «Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства».

А еще читайте хороших театральных критиков – на или на . Там умеют отслеживать самое главное и актуальное. И качественно его описывать и оценивать.

7/11 Каков список книг о театре, обязательных к прочтению?

Для тех, кто хочет связать свою жизнь с театром, жизненно необходимо прочесть следующие книги: Михаил Туманишвили "Режиссер уходит из театра", Питер Брук "Пустое пространство", Ролан Барт "Работы о театре", осилить 4-томник Эфроса, книги Алексея Бартошевича и, конечно, Станиславского.

Существуют сотни и тысячи книг про барокко, но среди них есть одна, с которой просто необходимо начать знакомство с этим стилем. Это книга Генриха Вёльфлина «Ренессанс и барокко». В России она впервые была напечатана в 1913 году. Вёльфлин легко и изящно вывел формулу барокко, показав, как появился этот всеобъемлющий стиль и на каких принципах он основан. Он тщательно проанализировал мельчайшие детали архитектуры римского барокко и виртуозно раскрыл философскую основу стиля. После Вельфлина вас больше никогда не будет мучить вопрос: «И все-таки, при чем тут жемчужина неправильной формы?»

Так, испанцы Грис и Пикассо имеют весьма отдаленное отношение к испанскому искусству, румын Тристан Тцара - к румынскому, белорусский еврей Марк Шагал - к белорусскому и т. д. Всю первую половину XX века, прошедшую под знаком войн и потрясений, с Францией на вторых ролях уживались Германия, Австрия, Италия, в меньшей степени Британия.

Во второй половине столетия неоспоримым лидером становятся США, хотя это не значит, что в Европе наступили разгром и упадок. Лондон - законодатель вкусов галерейного мира последней четверти XX века: английские художники - в числе самых дорогих на аукционах. По причине дешевизны жизни очень привлекателен для художников Берлин, хотя жить в нем и не означает быть немцем.

Вообще, концепция национального в искусстве поблекла и увяла раньше, чем в других областях. Нет национальных традиций - есть просто художники.

10/11 Может ли искусство не нести никакого послания?

Искусство может вообще всё что угодно. При этом оно ничего не должно. Здравый смысл, ориентированный на выживание в конкретной среде, часто склоняет нас к упрощению во всех сферах жизни. Искусство же - необходимый инструмент усложнения, без которого человек деградирует. В этом смысле оно всегда несет какое-то послание, но его дешифровка зависит от способностей воспринимающего. Даже самое беспредметное искусство вступает с нами в диалог, и не его вина, если мы капризно ждем, что нам будет всё понятно. Если требуются какие-то усилия для понимания, мы уже недовольны. Но если какие-то навыки мы просто вынуждены осваивать, то искусство вызывает особое раздражение обывателя, который привык презрительно отвергать все, что, по его мнению, бесполезно. В отличие от сложной и опасной науки искусство беззащитно, поэтому его всегда берут на прицел разнообразные блюстители нравов, традиций и прочей чистоты. Они не понимают, что уже это является ярким доказательством того, что послание достигло адресата.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотите получать удовольствие от современного искусства, знать, чем Возрождение отличается от проторенессанса, и чем вдохновлялись великие русские писатели?

Этот курс - находка для тех, кто хочет научиться разбираться в искусстве. Он дает основные понятия теории, рассказывает о жанрах и техниках. Слушатели узнают, как научиться получать удовольствие от современного искусства и «читать» арт-произведения, а также что такое «точка смотрения», и почему этот «кусок пластмассы» является гениальным творением.

Длительность : 7 недель
Начало : 14 сентября
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Автор : Проект MediaNovation
Универсариум

Курс ведет историк искусства и эксперт по русскому искусству ХХ века Андрей Сарабьянов. Слушатели узнают, кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику, и как попытались увлечь своими утопиями всю страну. Лектор расскажет как возникло самое известно полотно русского авангарда - «Черный квадрат», и чем закончились творческие поиски Малевича.

Длительность : 5 лекций и 20 дополнительных материалов
Начало
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Арзамас

Илья Доронченков, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, расскажет о том, как художники 19 века переосмысливали исторические события, о символах и смыслах, которыми они наполняли свои картины. В качестве примера лектор рассмотрит восемь полотен известных художников, среди которых Гойя, Делакруа, Суриков и Мане. Слушатели узнают, к примеру, как Суриков написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью.

Длительность : 8 лекций и 40 дополнительных материалов
Начало : можно заниматься в любое время
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : Европейский университет в Санкт-Петербурге
Арзамас

Авторы курса, преподаватели Российского государственного гуманитарного университета, предлагают «поговорить» с Леонардо и попытаться понять Мастера, его величие и его трагедию. Слушатели курса узнают о том, как с помощью 3D-сканеров, 3D-принтеров, лазерных каттеров можно создавать, реконструировать сложные объекты, придуманные художником в далеком прошлом.

Длительность : 8 недель
Начало
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : РГГУ
Универсариум

В этой подборке аудиозаписи 30 лекций, которые читают для студентов лучшие преподаватели факультета истории искусств Оксфордского университета. Темы разные: от европейской средневековой архитектуры до искусства Китая.

Длительность : 30 лекций
Язык : английский
Начало : можно заниматься в любое время
Стоимость : бесплатно
Университет : Оксфордский университет

Курс приглашает отправиться в воображаемое путешествие в культурное пространство, населенное объектами, созданными человеком: дверями, окнами, зеркалами и так далее. В конце путешествия слушатель сможет различать авторские метафоры в живописи и расшифровывать литературные символы.

Длительность : 7 недель
Начало : скоро, можно записаться на перезапуск
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : МГУ
Универсариум

Массачусетский колледж искусств знакомит с историей европейского искусства на примере 24 величайших произведений. Среди них картины, скульптуры, памятники архитектуры, музыкальные и литературные шедевры: от афинского Парфенона до полотен Поллока.

Длительность : 9 модулей
Начало : можно записаться, о запуске сообщат
Язык : английский
Стоимость : бесплатно
Университет : Массачусетский университет

В данной публикации рассмотрим такие направления в искусстве, как Реализм, Импрессионизм, Фовизм, Моде́рн, Экспрессиони́зм, Куби́зм, Футури́зм, Абстракциони́зм, Дадаи́зм, Супремати́зм, Метафизическая живопись, Сюрреали́зм, Активная живопись, Поп-а́рт и Минимали́зм.

Но сначала коллаж:)

Нажмите на картинку для увеличения

Теперь кратко рассмотрим указанные направления искусства.

Реализм - (лат. вещественный, действительный) – направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Фовизм - направление во французской живописи конца XIX - начала XX века, характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.

Моде́рн - художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

Экспрессиони́зм - течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905-1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника.

Куби́зм - авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Футури́зм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Главные художественные принципы - скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали,скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение - так называемый принцип симультанности .

Абстракциони́зм - направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации

Дадаи́зм , или дада - модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д.

Супремати́зм - направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Метафизическая живопись – направление в итальянской живописи начала XX века. В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.

Сюрреали́зм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Активная живопись - ташизм (разновидность абстрактного искусства: нанесение красок по интуиции ) - течение в западноевропейском абстракционизме 1950-60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.

Поп-а́рт (англ. pop-art , сокращение от popular art , этимологию также связывают с англ. рор - отрывистый удар, хлопок) - направление в изобразительном искусстве 1950-1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.

Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:

  • изменяются масштаб и материал;
  • обнажается приём или технический метод;
  • выявляются информационные помехи и др.

Минимали́зм - художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. Искусство минимализма обычно включало в себя геометрические формы, повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления.




Top