Роман обломов был напечатан в. Илья Обломов: история персонажа

Любой человек с претензией на грамотность знаком с именами Льва Толстого, Ивана Тургенева, Федора Достоевского и наверняка может привести в пример названия некоторых самых известных произведений этих авторов. Но кто написал "Обломова"? Кто был этот писатель? И почему герой его приобрел такую символическую популярность?

Детские и юношеские годы будущего писателя

Иван Алексеевич Гончаров (тот, кто написал "Обломова") родился в Симбирске, ныне он известен как Ульяновск, в 1812 году. Был сыном богатого купца. Но папа Ивана Алексеевича умер спустя семь лет после появления на свет мальчика, молодой Иван воспитывался крестным отцом, Николаем Трегубовым, либерально настроенным аристократом. Он открыл для Гончарова более широкие культурные горизонты и утонченный образ жизни.

Учился Иван Гончаров изначально в коммерческом училище с 1822 года, продолжалось обучение на протяжении восьми лет. Как затем вспоминал были самые несчастные годы в его жизни. Иван терпеть не мог низкое качество образования и методы суровой дисциплины. Единственным его утешением на тот момент было самообразование.

Получение высшего образования и дебютные издания

А затем в Московском университете, в атмосфере интеллектуальной свободы и оживленных дискуссий, дух Гончарова процветал. Иван Алексеевич во время обучения знакомится с некоторыми ведущими умами своей эпохи, но не вступает ни в один из студенческих кружков, которые были полны веры в идеалы философии немецкого романтизма.

Гончаров остался равнодушным к идеям политических и социальных перемен, которые набирали популярность в то время. Основным его занятием становится чтение и перевод. В 1832 году были опубликованы две главы из произведения Эжена Сю, которые перевел Иван Алексеевич. Это стало его дебютным изданием.

Окончание учебы и начало взрослой жизни

После окончания обучения в 1834 году Гончаров служил на протяжении почти тридцати лет в качестве правительственного чиновника. Сначала он вернулся домой, чтобы войти в канцелярию Симбирского губернатора, а год спустя переехал в Петербург и начал работать переводчиком в Министерстве финансов.

В отличие от литературных соперников, таких как Тургенев или Гончаров был вынужден зарабатывать себе на жизнь, а не только надеяться на писательскую деятельность. Иван Алексеевич, конечно, стал членом литературного кружка, основанного в доме Майковых, даже писал стихи. Но вскоре вообще перестал баловаться поэзией. Многие из стихотворений Гончарова были включены в роман "Обыкновенная история" как сочинения Адуева. Верный признак того, что автор перестал принимать их всерьез.

Писательская карьера того, кто написал "Обломова". Фото автора произведения

Первая проза Гончарова начала появляться в "Подснежнике". Это сатирическая повесть "Лихая болесть", в которой он высмеивал романтический сентиментализм. Затем появилась светская драма с оттенком комедии, а наиболее значительным произведением того времени было эссе под названием "Иван Саввич Поджабрин". Так начиналась литературная карьера того, кто написал "Обломова".

Несмотря на то что писать Иван Алексеевич начал давно, первым его серьезным произведением становится "Обыкновенная история". Рассказывает она о столкновении между распадающейся русской знатью и новыми торговыми классами. Наиболее влиятельный критик того времени характеризовал роман как нападение на устаревший романтизм.

Наиболее популярное произведение, или Второй роман Ивана Алексеевича

А в каком году написан "Обломов"? Иван Алексеевич Гончаров начал свой второй роман в конце 1840-х годов, но процесс был медленным по многим причинам. В одна тысяча восемьсот пятьдесят пятом он принял должность цензора, совершил путешествия в Англию, Африку и Японию в качестве секретаря адмирала Путятина.

А сам роман "Обломов" впервые появился в журнале "Отечественные записки" в 1859 году. Он посвящен кризису среднего возраста главного героя. Отличительной чертой Ильи Ильича является ленивое отношение к жизни. Автор изобразил своего персонажа с сочувствием, хотя тот и был олицетворением знати.

Основные вопросы в произведении Ивана Алексеевича

Что в первую очередь интересует простого читателя? Это, прежде всего, то, о чем произведение, а не только то, кто написал. "Обломов" - это такой роман, в котором описывается судьба помещика Ильи Ильича, и на основе этого сюжета автор в своем творчестве рассматривает многие важные вопросы, с которыми сталкивается российское общество в девятнадцатом столетии. Это бесполезность многих землевладельцев и дворян в обществе, сложные отношения между членами различных классов общества, такие как Обломов и его слуга Захар.

Главный персонаж - молодой и щедрый дворянин, но кажется, что он вообще не в состоянии принимать важные решения или начинать какие-то значительные действия. На протяжении всего произведения он редко покидает свою комнату или постель. Более того, на протяжении первых приблизительно пятидесяти страниц Илье Ильичу очень лихо удается совсем не покидать ее.

Значение известного произведения

Иван Алексеевич Гончаров (тот, кто написал роман "Обломов") наверняка не предполагал, что его произведение станет настолько популярно, что наложит значительный отпечаток на русскую культуру. Более того, работа Гончарова добавит новые слова в русскую лексику. Имя главного героя станет часто использоваться для описания того, кто проявляет черты ленивой и апатичной личности, аналогичной персонажу романа.

Произведение вызвало единодушное признание не только у читателей, но и у критиков. Были такие, кто написал: Обломов - это последняя личность в ряду "лишних людей" после Онегина, Печорина и Рудина в распадающейся крепостнической России. Николай Добролюбов отметил, что в романе переведены на передний план и подвергнуты тщательному анализу очень важные проблемы той эпохи. Особый вид лени, приводящий к саморазрушению личности.

Последние годы жизни известного писателя и критика

Вот такие глобальные проблемы смог затронуть в своем произведении тот, кто написал "Обломова". Тем не менее Иван Алексеевич не был плодотворным писателем. Он опубликовал только три своих романа. Спустя десять лет после публикации романа "Обломов" выходит еще одно произведение под названием "Обрыв", которое тоже имеет значительный успех у читателей.

Гончаров планирует и четвертый роман, но мечты не материализовались. Вместо этого он становится критиком и делает многочисленные театральные и литературные обзоры. К концу своей жизни Иван Алексеевич написал необычные мемуары, в которых обвинил своих литературных соперников в плагиате его работ. Умер он в Петербурге 24 сентября 1891 года от пневмонии.

Так прошла жизнь замечательного писателя и критика Ивана Алексеевича Гончарова - того, кто написал роман "Обломов". Фото его известно теперь каждому школьнику. А произведения не только популярны, но и любимы среди широкого круга читателей.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа» № 424

Контрольный тест по литературе

10 класс

И.А. Гончаров роман «Обломов»

Составила:

учитель русского языка и литературы

Афиногенова Ольга Николаевна

Москва 2014г.

Цель: подведение итогов; проверить знание учащимися содержания романа И. А. Гончарова «Обломов»; учёт и контроль знаний; развитие самостоятельной деятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; пробудить интерес к изучению художественной литературе.

1 вариант.

Задания с выбором ответа. 1.Укажите годы жизни И. А. Гончарова. а) 1799-1837 б)1814-1841 в) 1812-1891 г)1803-1873 2.Назовите автора критической статьи «Что такое обломовщина»? а) И.С. Тургенев б) Н.А. Добролюбов в) Н.А.Некрасов г) В.Г. Белинский 3.Какое дело Илья Ильич Обломов считал роскошью? а) написание писем б) забота об имении в) общение с друзьями г) чтение книг 4.Укажите проблему, не волновавшую Обломова в начале романа. а) неоплаченные счета б) предстоящая женитьба в) проблемы в имении г) переезд на новую квартиру 5. Укажите происхождение И. И. Обломова. а) мещанин б) купец в) дворянин г) крестьянин 6. Что являлось нормальным состоянием Ильи Ильича Обломова, героя романа И. А. Гончарова «Обломов» ? а) государственная служба б) лежание на диване в) игра в карты г) чтение книг 7. Укажите персонажа по описанию: « высокая и стройная женщина с тихим и гордым взглядом, со спокойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом и задумчивым выражением лица ». а) Мария Михайловна б) Ольга Сергеевна в) Авдотья Матвеевна г) нет правильного ответа 8. О чем просил Обломов Штольца при их последней встрече? а) позаботиться об Агафье Матвеевне б) не забыть его сына в) не оставлять его имение без присмотра г) никогда не изменять Ольге Ильинской 9. Где в конце романа И. А. Гончарова «Обломов» происходит последняя встреча Штольца с Захаром? а) в доме Агафьи Матвеевны б) в имении Обломова в) возле церкви в толпе нищих г) в имении Ильинских не относятся к Обломову . а ) «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». б) «Цвет лица не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким». в) «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». г) «Мысль гуляла по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности». Задания с кратким ответом. 1.Узнайте героя по описанию. « … человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объёмистый в плечах и во всём туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый». 2. Узнайте героя по описанию. «Ленивый от природы, он был ленив ещё и по своему лакёйскому воспитанию. Он важничал в дворне, не давал себе труда ни поставить самовар, ни подмести полов». 3. «Он (Штольц) не предвидел, что он вносит ….. в жизнь Обломова». Какое слово пропущено? 4. Какое слово было написано? 5. В каком чине начал и закончил службу Илья Ильич Обломов? 6. Какой литературный приём использовал И. А Гончаров в романе «Обломов», создавая образы Обломова и Штольца, Ольги Сергеевны и Агафьи Матвеевны? 7.Какой внесюжетный элемент композиции романа помогает понять истоки «обломовщины»? 8. Кто написал литературно-критическую статью «Что такое обломовщина»? 9. Назовите главу романа И.А. Гончарова «Обломов», которая была опубликована почти за 10 лет до выхода в свет самого романа. «В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире …

2 вариант.

Задания с выбором ответа. 1.И. А. Гончаров отправился в кругосветное путешествие на фрегате: а) «Бригантина» б) «Санта-Мария» в) «Паллада» г) «Восток» 2.Роман И. А. Гончарова «Обломов» относится к: а) социально-психологическим романам б) утопическим романам в) любовным романам г) романам-путешествиям 3. Какая художественная деталь является символическим выражением существования Обломова? а) книга б) халат в) удобное кресло г) подушка 4. Что Илья Ильич Обломов считал синонимом слова «труд»? а) радость б) скуку в) покой г) бессонницу 5.Укажите героя романа, которого можно считать антиподом Обломова. а) Захар б) Штольц в) Тарантьев г) Судьбинский «Ему уже за 30. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу» а) Обломов б) Штольц в) Тарантьев г) Пенкин 7. Как звали сына И.И.Обломова? а) Павел б) Илья в) Андрей г) Александр 8. Какова судьба Ольги Ильинской в финале романа И. А. Гончарова «Обломов»? а) вышла замуж за Обломова б) уехала за границу в) продолжает жить с тётушкой г) вышла замуж за Штольца 9. О какой героине романа И.А. Гончарова «Обломов» сказано так: « Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, которой она разольёт над стоячим озером и отразится в нём». а) об Ольге Ильинской б) об Анисье в) о матери Обломова г) об Агафье Матвеевне 10. Укажите, какие портретные характеристики не относятся к Штольцу . а ) «Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно». б) «Человек неопределённых лет, с неопределённой физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурён, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей». в) «Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости». г) «Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Задания с кратким ответом. 1.Узнайте героя по описанию. «Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со сверкающими щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него». 2.Узнайте героя по описанию. «… Брови придавали особенную красоту глазам … это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль». 3. «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано …» Какое слово было написано? 4. Кому из героев романа принадлежат следующие слова 5. Закончите фразу 6. В каком журнале впервые был опубликован роман И. А. Гончарова «Обломов». 7.Укажите, какая проблема не волновала Илью Ильича Обломова в начале романа. 8. Напишите название романа И. А. Гончарова, в котором поднимается проблема «лишнего человека». 9. Каким словом, Андрей Штольц охарактеризовал образ жизни Ильи Ильича Обломова? 10. Закончите фразу из романа И. А. Гончарова: «В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире …»

3 вариант.

Задания с выбором ответа. 1.Укажите, как назывался первый роман И. А. Гончарова. а) «Обыкновенная история» б) «Обломов» в) «Обрыв» 2. Роман И. А. Гончарова «Обломов» впервые был опубликован в журнале: а) «Русское слово» б) «Отечественные записки» в) «Современник» г) «Москвитянин» 3. Укажите, кто из героев романа И. А. Гончарова впервые произносит слово «обломовщина», определяющее образ жизни Ильи Ильича. а) Захар б) Штольц в) Ильинская г) Обломов 4. Укажите чин Обломова. а) коллежский секретарь б) цензор в) статский советник г) чиновник канцелярии губернатора 5. В какой город Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке нужную бумагу? а) Астрахань б) Архангельск в) Арзамас г) Абакан 6. Укажите персонажа по описанию. «Она без чувств. Голова у ней склонилась на сторону, из-за посиневших губ были видны зубы. Она побледнела и не слыхала заключения его фразы». а) Акулина б) Ольга в) Агафья г) Авдотья 7. Закончите фразу «Нет, моя жизнь началась с...» а) с радости б) с угасания в) с рождения г) нет ответа 8. Как Гончаров проверял душевные качества главного героя романа «Обломов»? а) отношением к Штольцу б) отношением к светскому обществу в) отношением к Захару г) отношением к Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне 9. Кто из героев романа И.А. Гончарова произносит следующие слова: «Свет, общество! Что там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое». а) Тарантьев б) Штольц в) Алексеев г) Обломов 10. Укажите, какие портретные характеристики не относятся к Ольге Ильинской . а ) «… Не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня». б) «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами». в) «Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; всё это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом …». г) «Ходила с наклонённой немного вперёд головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо». Задания с кратким ответом. 1.Узнайте героя по описанию. «Пожилой человек в сером сюртуке, с прорехой под мышкой … с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». 2. Узнайте героя по описанию. «Она в строгом виде не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркости колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту». 3.Какой художественный приём лежит в основе создания образов Обломова и Штольца. 4. «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано …» Какое слово было написано? 5. Напишите, имя слуги Ильи Ильича Обломова. 6. Назовите главу романа И.А. Гончарова «Обломов», которая была опубликована почти за 10 лет до выхода в свет самого романа. 7. Кому из героев романа принадлежат следующие слова «А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и - пропал! Причина... какая причина! Обломовщина!» 8. Напишите слово, которое Илья Ильич Обломов считал синонимом слова «труд»? 9. Напишите название романа И. А. Гончарова, в котором поднимается проблема «лишнего человека». 10. Какой внесюжетный элемент композиции романа помогает понять истоки «обломовщины»?

Ответы 1 вариант.

    в) 1812-1891 б) Н.А. Добролюбов г) чтение книг в) проблемы в имении в) дворянин б) лежание на диване г) нет правильного ответа б) не забыть его сына в) возле церкви в толпе нищих в) «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь».
Задания с кратким ответом.
    Тарантьев Захар Фейерверк «обломовщина» коллежский секретарь

    антитеза

    сон Обломова

    Н. А. Добролюбов

  1. «Сон Обломова»

    Илья Ильич Обломов

Ответы 2 вариант.

Тестовые задания с выбором ответа
    в) «Паллада» а) социально-психологическим романам б) халат в) покой б) Штольц б) Штольц в) Андрей г) вышла замуж за Штольца а) об Ольге Ильинской б) «Человек неопределённых лет, с неопределённой физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурён, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей».
Задания с кратким ответом.
    Волков Ольга «обломовщина» Штольц с угасания «Современник» положение дел в имении «Обломов» обломовщина Илья Ильич Обломов

Ответы 3 вариант

Тестовые задания с выбором ответа
    а) «Обыкновенная история» в) «Современник» б) Штольц а) коллежский секретарь б) Архангельск б) Ольга б) с угасания г) отношением к Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне в) Алексеев б) «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами».
Задания с кратким ответом
    Захар Ольга антитеза «обломовщина» Захар «Сон Обломова» Штольц покой «Обломов» сон Обломова

Использованные материалы.

    Золотоарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIXв. 10 класс 1-е полугодие. Изд 3-е, испр. и доп. Обновлённый комплекс уроков. – М.: «ВАКО», 2005. – 336 с. Репин А. В. Литература. 10 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с. Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ЕГЭ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.

Я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой я буду верен до гроба.
И.А. Гончаров

«Обломов» – самое известное и значительное произведение Гончарова, первая психологическая монография в русской литературе. Работа над романом продолжалась более 10 лет. В 1849 году в «Современнике» была напечатана глава из будущего романа – «Сон Обломова» . В 1850 году была написана первая часть. Лишь в 1857 писатель вернётся к работе над «Обломовым», находясь в Мариенбаде, где в течение семи недель были написаны остальные три части романа. В 1859 году роман был опубликован в «Отечественных записках» , произведя сильнейшее впечатление на современников. Русский публицист П.А. Кропоткин писал в начале 20 века: «Впечатление, которое этот роман произвёл в России, не поддаётся описанию». Слово «обломовщина» сразу вошло в активный лексикон, так как оно, по словам критика Д.И. Писарева, «осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни».

Своим романом Гончаров закрыл в русской литературе тему «лишнего человека» , показав в образе Обломова героя, в котором комплекс «лишнего человека» был доведён до парадокса и абсурда: если прежние «лишние люди» духовно ощущали себя выпавшими из современности, то Обломов физически выпадает из действительной жизни, сумев идейно обосновать свою пассивность и апатию. Не случайно в первых четырёх главах представлены посетители Обломова, которые ведут как будто активный образ жизни. Однако это иллюзия, и существование их не менее бесполезно и бесцельно, чем существование самого Обломова. Судьбинский – чиновник до мозга костей. Волков – повеса, живущий между балами и театром с хорошенькими актрисами. Пенкин – пародия на современных Гончарову литераторов. Тарантьев – вымогатель и грубиян. Алексеев настолько безлик, что его не уважает даже Захар. Жизненные устремления этих героев не могут увлечь Обломова и не стоят того, чтобы подняться с дивана.

Кадр из к/ф "Несколько дней из жизни Обломова" (1979, реж. Никита Михалков). В роли Обломова - Олег Табаков

Судьба Обломова показана как череда неудач и разочарований. Любая попытка Обломова войти в активные отношения с жизнью заканчивается провалом. Его беда в том, что он живёт в изменившееся время и не может, подобно родителям, спокойно состариться в безмятежной Обломовке. Следуя традиции Пушкина, Лермонтова, Герцена, Тургенева, писатель проводит героя через испытание любовью , заставляющей Обломова совершить временное восхождение и пережить новое падение – уже окончательное.

Мечтательная и романтичная Ольга Ильинская, пленённая духовным изяществом Обломова, задаётся целью вытащить его из халата, возродить его к деятельной жизни. Но надежда оказывается призрачной, и сам Обломов понимает это раньше Ольги. Эпилог любовной драмы – женитьба на Агафье Матвеевне Пшеницыной, с которой Обломов не только обрёл желанный покой, но и «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб своего существования…».

Обломову в романе противопоставлен Андрей Иванович Штольц – «образец энергии, знания, труда», по словам Гончарова. Штольц расчётлив и успешен, но при этом искренне желает помочь своему другу детства. Безупречно-деятельного Штольца автор тоже испытывает любовью. Его во многом неожиданная женитьба на Ольге Ильинской приводит к тому, что героиня, как и Лизавета Адуева из «Обыкновенной истории», начинает испытывать тоску.

Уже первые исследователи романа пришли к выводу, что в «Обломове» автор показал типическую, коренную особенность русского национального характера. Действительно, у Обломова много предшественников в русской литературе: Митрофан из комедии Фонвизина «Недоросль», Лентул из комедии Крылова «Лентяй», пушкинский Дмитрий Ларин , гоголевские старосветские помещики , гоголевский Манилов . Драматичность и особенность судьбы Обломова объяснялась сменой эпох, изменившимся порядком вещей. Не случайно в финале романа буквальное выпадение героя из времени передано через сравнение: «…он скончался без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».

Часто упоминаемый, как писатель-загадка, Иван Александрович Гончаров, экстравагантный и недосягаемый для многих современников, шёл к своему зениту в течение почти что двенадцати лет. «Обломов» печатался по частям, комкался, дописывался и менялся «медленно и тяжело», как писал автор, чья творческая рука, однако, подходила к созданию романа ответственно и щепетильно. Роман был опубликован в 1859 году в петербургском журнале «Отечественные записки» и был встречен явным интересом со стороны, как литературных кругов, так и обывательских.

История написания романа параллельно гарцевала с тарантасом событий того времени, а именно с Мрачным семилетием 1848-1855 годов, когда молчала не только русская литература, но и всё русское общество. Это была эпоха усиления цензуры, которая стала реакцией властей на активность либерально настроенной интеллигенции. По всей Европе прошла волна демократических переворотов, поэтому политики в России решили обезопасить режим репрессивными мерами в адрес печати. Новостей не поступало, и писатели столкнулись с проблемой едкой и беспомощной – писать было не о чем. То, о чем, может и хотелось, безжалостно вырывали цензоры. Именно данная ситуация является следствием того гипноза и той летаргии, которыми окутано, словно излюбленным Обломовским шлафроком, всё произведение. Лучшие люди страны в такой удушающей атмосфере чувствовали себя ненужными, а поощряемые сверху ценности – мелкими и недостойными дворянина.

«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало», — кратко комментировал Гончаров историю романа после последних штрихов над своим творением. Слова эти являются честным признанием и подтверждением автобиографичности величайшего сборника вечных вопросов и ответов на них.

Композиция

Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон.

  • Экспозиция. В первой части романа действия почти и нет, разве что только в голове у Обломова. Илья Ильич лежит, он принимает визитёров, он кричит на Захара, а Захар кричит на него. Здесь появляются персонажи разноколиритные, но в основе своей все одинаковые… Как Волков, например, которому герой сочувствует и радуется за себя, что не раздробляется он и не рассыпается на десять мест в один день, не мыкается, а сохраняет своё человеческое достоинство в своих покоях. Следующего «с холоду», Судьбинского, Илья Ильич также чистосердечно жалеет и выводит, что несчастный друг его увяз в службе, и что теперь многое в нем в век не пошевелится… Был и журналист Пенкин, и бесцветный Алексеев, и грузнобровый Тарантьев, и всех он одинаково жалел, всем сочувствовал, со всеми парировал, декламировал идеи и мыслил… Немаловажной частью является глава «Сон Обломова», в которой обнажается корень «обломовщины». Композиция равна идее: Гончаров описывает и показывает те причины, из-за которых и сформировались лень, апатия, инфантильность, а в конце и мёртвая душа. Именно первая часть — экспозиция романа, так как здесь читателю представлены все условия, в которых личность героя формировалась.
  • Завязка. Первая часть также является точкой отсчёта последующей деградации личности Ильи Ильича, ибо даже скачки страсти к Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части романа не делают героя лучше, как личность, а только постепенно выжимают Обломова из Обломова. Здесь происходит знакомство героя с Ильинской, которое в третьей части перерастает в кульминацию.
  • Кульминация. Третья часть, в первую очередь, судьбоносна и значима для самого главного героя, так как здесь все его мечты вдруг становятся реальными: он совершает подвиги, он делает предложение руки и сердца Ольге, он решается на любовь без страха, решается на риск, на поединок с самим собой… Только такие, как Обломов, не носят кобуры, не фехтуют, не покрываются потом во время сражения, такие дремлют и только представляют, как это героически красиво. Обломову не все под силу – он не может выполнить просьбу Ольги и отправиться в свою деревню, так как деревня эта – фикция. Герой расстается с женщиной своей мечты, выбирая сохранение собственного жизненного уклада, а не стремление к лучшему и вечную борьбу с собой. Параллельно безнадежно ухудшаются его финансовые дела, и он вынужден покинуть уютную квартиру и предпочесть бюджетный вариант.
  • Развязка. Четвертая заключительная часть, «выборгская обломовщина», складывается из брака с Агафьей Пшеницыной и последующей смерти главного героя. Возможно и такое, что именно брак поспособствовал отупению и скорой кончине Обломова, ведь, как сам он выражался: «Есть же этакие ослы, что женятся!».

Можно подытожить, что сам по себе сюжет предельно прост, несмотря на то, что растянут на шестьсот страниц. Ленивый добрый мужчина средних лет (Обломов) обманывается друзьями-стервятниками (кстати, стервятники они — каждый в своей области), но на помощь приходит добрый любящий друг (Штольц), который спасает его, но уводит предмет его любви (Ольгу), а следовательно и основную подпитку его богатой духовной жизни.

Особенности композиции заключаются в параллельно идущих сюжетных линиях на разных уровнях восприятия.

  • Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная, романтическая… Взаимоотношения Ольги Ильинской и её главного кавалера показаны ново, смело, страстно, психологически подробно. Именно поэтому роман претендует на звание романа любовного, являясь неким образчиком и мануалом по строительству отношений между мужчиной и женщиной.
  • Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца, и пересечения этих самых судеб в точке любви к одной пассии. Но в данном случае, Ольга не является переломным персонажем, нет, взгляд падает только на крепкую мужскую дружбу, на похлопывание по спине, на широкие улыбки и на обоюдную зависть (хочется жить так, как живёт другой).

О чём роман?

Роман этот, прежде всего, о пороке общественного значения. Нередко читатель может заметить сходство Обломова не только с его создателем, но и с большинством людей, живущих и когда-либо живших. Кто из читателей по мере сближения с Обломовым не узнавал себя, лежащим на диване и размышляющим о смысле жизни, о тщетности бытия, о любовной силе, о счастье? Кто из читателей не дробил себе сердце вопросом: «Быть или не быть?»?

Свойство писателя, в конечном итоге, таково, что, пытаясь обнажить очередной человеческий изъян, он в процессе в него влюбляется и подаёт читателю изъян с таким аппетитным ароматом, что читателю нетерпеливо хочется полакомиться. Ведь Обломов ленив, неопрятен, инфантилен, но публика его любит потому только, что герой имеет душу и душу эту перед нами не стыдится раскрыть. «Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью» — вот, один из самых важных постулатов произведения, закладывающих суть романа «Обломов».

Сам диван и Обломов, лежащий на нем, удерживают мир в равновесии. Его философия, неразборчивость, смятение, метания заправляют рычагом движения и осью земного шара. В романе в таком случае происходит не только оправдание бездействия, но и осквернение действия. Суета сует Тарантьева или Судьбинского не приносит толку, Штольц успешно делает карьеру, но какую – неизвестно… Гончаров осмеливается слегка высмеять труд, то бишь, труд на службе, к которой он относился ненавистно, что, следовательно, неудивительно было заметить и в характере главного героя. «Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло бы тоже служить преградой, но и то редко бывает.» — писатель передаёт всю бессмысленность государственной деятельности, о которой Обломов думу думал да и махнул рукой в итоге, ссылаясь на Hypertrophia cordis cum dilatatione ejus ventriculi sinistri. Так о чем же повествует «Обломов»? Это роман о том, что если ты лежишь на диване, ты, возможно, более прав, чем те, кто ежедневно куда-то ходит или где-то сидит. Обломовщина — это диагноз человечеству, где любая деятельность может привести либо к потере собственной души, либо к бестолковому крошению времени.

Главные герои и их характеристика

Следует заметить, что для романа характерны фамилии говорящие. Например, их носят все второстепенные персонажи. Тарантьев происходит от слова «тарантул», журналист Пенкин – от слова «пенка», что намекает на поверхность и дешевизну его занятия. С их же помощью автор дополняет описание героев: фамилия Штольца с немецкого переводится как «гордый», Ольга — Ильинская потому, что принадлежит Илье, а Пшеницына – намек на злачность ее мещанского образа жизни. Однако все это, на самом деле, не характеризует героев полноценно, это делает сам Гончаров, описывая действия и думы каждого из них, раскрывая там потенциал или отсутствие оного.

  1. Обломов главный герой, что неудивительно, но герой не единственный. Именно через призму жизни Ильи Ильича видна жизнь иная, только вот, что интересно, Обломовская читателям кажется более занимательной и оригинальной, несмотря на то, что он не обладает характеристиками лидера и даже несимпатичен. Обломов, ленивый и грузный мужчина средних лет, может с уверенностью стать лицом пропаганды меланхолии, депрессии и хандры, но человек этот настолько нелицемерен и чист душой, что мрачный и спёртый флёр его почти незаметен. Он добр, тонок в любовных вопросах, искренен с людьми. Он задаётся вопросом: «Когда же жить?» — и не живёт, а только мечтает и ждёт подходящего момента для утопичной жизни, какая приходит в его сны и дрёмы. Он также задается великим гамлетовским вопросом: «Быть или не быть», — когда решается подняться с дивана или признаться Ольге в своих чувствах. Он так же, как Дон-Кихот Сервантеса, желает совершить подвиг, но не совершает, и поэтому винит за это своего Санчо Пансу – Захара. Обломов наивен, как ребёнок, и до того мил читателю, что возникает непреодолимое чувство защитить Илью Ильича и поскорее отправить его уже в идеальную деревню, где он сможет, держа за талию свою жену, прогуливаться с ней и заглядывать к повару в процессе готовки. мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
  2. Противоположность Обломова – Штольц. Человек, от которого и ведётся повествование и рассказ об «обломовщине». Он немец по отцу и русский по матери, следовательно, человек унаследовавший достоинства от обеих культур. Андрей Иванович с детства читал как Гердера, так и Крылова, прекрасно разбирался в «труженическом добывании денег, пошлом порядке и скучной правильности жизни». Для Штольца философичность Обломова равна древности и прошедшей моде на мысль. Он путешествует, работает, строит, взахлёб читает и завидует свободной душе друга, потому что сам он на свободную душу претендовать не смеет, а, может, просто боится. мы подробно разобрали в сочинении на эту тему.
  3. Переломный момент в жизни Обломова можно наречь одним именем – Ольга Ильинская. Она интересна, она особенна, она умна, она воспитана, она изумительно поёт и она влюбляется в Обломова. К сожалению, любовь её похожа на список определённых заданий, а сам возлюбленный для неё – не что иное, как проект. Узнав от Штольца особенности мышления своего будущего суженного, девушка загорается желанием сделать из Обломова «человека» и поводком своим считает безграничную и трепетную любовь его к ней. Отчасти, Ольга жестока, самолюбива и зависима от общественного мнения, но сказать, будто любовь её ненастоящая, значит плюнуть на все перипетии в отношениях полов, нет, скорее, её любовь особенная, но подлинная. тоже стала темой для нашего сочинения.
  4. Агафья Пшеницына – женщина 30 лет, хозяйка дома, куда переехал Обломов. Героиня – хозяйственная, простая и добрая особа, которая нашла в Илье Ильиче любовь всей своей жизни, но не стремилась его менять. Ее характеризуют молчаливость, спокойствие, некая ограниченность кругозора. Агафья не задумывается о чем-то высоком, выходящем за рамки повседневности, зато она заботлива, трудолюбива и способна на самопожертвование ради возлюбленного. Подробнее разобраны в эссе.

Тема

Как говорит Дмитрий Быков:

Герои Гончарова не стреляются на дуэли, как Онегин, Печорин или Базаров, не участвуют, как князь Болконский в исторических сражениях и написании российских законов, не совершают как в романах Достоевского преступлений и переступания через заповедь «Не убий». Все, что они делают, укладываются в рамки быта, но это лишь одна грань

Действительно, одна грань русского быта не может объять целого романа: роман делится и на социальные отношения, и на дружеские отношения, и на любовные… Именно последняя тема является главной и высоко оценивается критиками.

  1. Тема любви воплощается во взаимоотношениях Обломова с двумя женщинами: Ольгой и Агафьей. Так Гончаров изображает несколько разновидностей одного и того же чувства. Эмоции Ильинской пропитаны самолюбованием: в них она видит себя, а уж потом своего избранника, хоть и любит его всем сердцем. Однако она дорожит своим детищем, своим проектом, то есть несуществующим Обломовым. Отношения Ильи с Агафьей другие: женщина полностью поддержала его стремление к покою и лености, боготворила его и жила заботой о нем и об их сыне Андрюше. Жилец подарил ей новую жизнь, семью, долгожданное счастье. Ее любовь – обожание до слепоты, ведь потакание капризам мужа привело его же к ранней смерти. Подробнее главная тема произведения описана в сочинении « ».
  2. Тема дружбы . Штольц и Обломов хоть и пережили влюбленность в одну и ту же женщину, не развязали конфликт и не предали дружбу. Они всегда дополняли друг друга, общались о самом важном и сокровенном в жизни обоих. Эти взаимоотношения укоренились в их сердцах еще с детства. Мальчики были разными, но отлично ладили между собой. Андрей находил успокоение и добросердечие в гостях у товарища, а Илья с радостью принимал его помощь в житейских делах. Подробнее об этом вы можете прочитать в эссе «Дружба Обломова и Штольца».
  3. Поиск смысла жизни . Все герои ищут свой путь, отыскивая ответ на извечный вопрос о предназначении человека. Илья находил его в размышлении и нахождении духовной гармонии, в мечтах и самом процессе существования. Штольц обретал себя в вечном движении вперед. Подробно раскрыта в эссе.

Проблемы

Основная проблематика «Обломова» состоит в отсутствии мотивации двигаться. Все общество того времени очень хочет, но не может проснуться и выйти из того ужасного удручающего состояния. Многие люди стали и становятся обломовскими жертвами до сих пор. Сущий ад — проживать жизнь мертвецом и не видеть никакой цели. Именно данную человеческую боль хотел показать Гончаров, прибегая за помощью к концепции конфликтности: здесь есть и конфликт между человеком и обществом, и между мужчиной и женщиной, и между дружбой и любовью, и между одиночеством и праздной жизнью в обществе, и между трудом и гедонизмом, и между ходьбой и лежанием и прочим, и прочим.

  • Проблема любви . Это чувство может изменить человека к лучшему, это превращение – не самоцель. Для героини Гончарова это было не очевидно, и она вложила всю силу своей любви в перевоспитание Ильи Ильича, не видя, как оно мучительно для него. Переделывая возлюбленного, Ольга не замечала, что выжимает из него не только плохие черты характера, но и хорошие. В страхе потерять себя Обломов не смог сберечь любимую девушку. Перед ним встала проблема нравственного выбора: либо остаться собой, но в одиночестве, либо играть всю жизнь другого человека, но ради блага супруги. Он выбрал свою индивидуальность, и в этом решении можно видеть эгоизм или честность – каждому свое.
  • Проблема дружбы. Штольц и Обломов выдержали испытание одной любовью на двоих, но не смогли урвать ни минуты из семейной жизни для сохранения товарищества. Время (а не ссора) разлучило их, рутина дней разорвала бывшие крепкими дружеские узы. От разлуки они оба проиграли: Илья Ильич окончательно себя запустил, а его друг погряз в мелочных заботах и хлопотах.
  • Проблема воспитания. Илья Ильич стал жертвой сонной атмосферы в Обломовке, где за него все делали слуги. Живость мальчика притупили бесконечные застолья и дремы, тупое оцепенение глуши наложило отпечаток на его пристрастия. становится понятнее в эпизоде «Сон Обломова», который мы проанализировали в отдельной статье.

Идея

Задача Гончарова состоит в том, чтобы показать и рассказать, что такое «обломовщина», раскрывая створки её и указывая как на положительные, так и на отрицательные её стороны и дать возможность читателю выбрать и решить, что для него первостепенно – обломовщина или реальная жизнь со всей своей несправедливостью, материальностью и деятельностью. Главная мысль в романе «Обломов» — описание глобального явления современной жизни, ставшего частью русского менталитета. Теперь фамилия Ильи Ильича стала нарицательной и обозначает не столько качество, сколько целый портрет человека, о котором идет речь.

Поскольку никто не принуждал дворян работать, и все за них делали крепостные, на Руси расцвела феноменальная лень, охватившая высшее сословие. Опора страны гнила от безделья, никак не способствуя ее развитию. Это явление не могло не вызывать опасения у творческой интеллигенции, поэтому в образе Ильи Ильича мы видим не только богатый внутренний мир, но и губительное для России бездействие. Однако смысл царствия лености в романе «Обломов» имеет политический подтекст. Недаром мы упомянули, что книга написана в период ужесточения цензуры. В ней есть скрытая, но, тем не менее, основная мысль о том, что в этой повальной праздности виноват авторитарный режим правления. В нем личность не находит себе применения, натыкаясь лишь на ограничения и страх наказания. Вокруг царит абсурд подобострастия, люди не служат, а прислуживаются, поэтому уважающий себя герой игнорирует порочную систему и в знак немого протеста не играет в чиновника, который все равно ничего не решает и не может изменить. Страна под жандармским сапогом обречена на регресс, как на уровне государственной машины, так и на уровне духовности и нравственности.

Чем закончился роман?

Жизнь героя оборвалась от ожирения сердца. Он потерял Ольгу, он потерял себя, он потерял даже свой талант – способность мыслить. Проживание с Пшеницыной не пошло ему на пользу: он погряз в кулебяке, в пироге с требухой, который поглотил и засосал бедного Илью Ильича. Его душу съел жир. Его душу съел отремонтированный Пшеницыной халат, диван, с которого он стремительно сползал в бездну внутренностей, в бездну требухи. Таков финал романа «Обломов» — мрачный, бескомпромиссный приговор обломовщине.

Чему учит?

Роман наглый. Обломов удерживает внимание читателя и помещает это самое внимание на целую часть романа в пыльную комнату, где главный герой не встаёт с постели и все кричит: «Захар, Захар!». Ну разве не вздор?! А читатель не уходит…и даже может лечь рядом, и даже укутаться в «восточный халат, без малейшего намёка на Европу», и даже не решать ничего по поводу «двух несчастий», а всё о них размышлять…Психоделический роман Гончарова очень любит убаюкивать читателя и подталкивает его парировать на тонкой грани между реальностью и сном.

Обломов — это не просто персонаж, это стиль жизни, это культура, это любой современник, это каждый третий житель России, каждый третий житель всего мира.

Гончаров писал роман о всеобщей мирской лени жить, чтобы самому преодолеть её и помочь людям справиться с данной болезнью, но получилось так, что он эту лень оправдал потому только, что с любовью описывал каждый шаг, каждую весомую идею носителя этой лени. Неудивительно, ведь «хрустальная душа» Обломова все ещё живёт в воспоминаниях его друга Штольца, его возлюбленной Ольги, его жены Пшеницыной и, наконец, в заплаканных глазах Захара, который продолжает ходить на могилку своего барина. Таким образом, вывод Гончарова – найти золотую середину между «хрустальным миром» и миром реальным, находя себе призвание в творчестве, любви, развитии.

Критика

Читатели 21 века редко роман читают, а если и читают, то не до конца. Некоторым любителям русской классики несложно согласиться с тем, что роман отчасти скучен, но скучен намеренно, нагнетающе. Однако это не пугает рецензентов, и многие критики с удовольствием разбирали и до сих пор разбирают роман по психологическим косточкам.

Одним из популярных примеров является работа Николая Александровича Добролюбова. В своей статье «Что такое обломовщина?» критик дал прекрасную характеристику каждому из героев. Причины лени и неспособности обустроить жизнь Обломова рецензент видит в воспитании и в первоначальных условиях, где личность была сформирована, или, скорее, не была.

Он пишет, что Обломов – «не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего–то ищущий в своей жизни, о чем–то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства».

Виссарион Григорьевич Белинский видел истоки апатии во влиянии целого общества, так как считал, что человек изначально – чистый холст, созданный природой, поэтому некое развитие или деградация той или иной персоны находятся на весах, принадлежащих непосредственно социуму.

Дмитрий Иванович Писарев, допустим, смотрел на слово «обломовщина», как на вечный и необходимый орган для организма литературы. «Обломовщина» по нему – порок русской жизни.

Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек. На тепличное растение, не ознакомившееся в детстве не только с волнениями действительной жизни, но даже с детскими огорчениями и радостями, пахнуло струёй свежего, живого воздуха. Илья Ильич стал учиться и развился настолько, что понял, в чем состоит жизнь, в чем состоят обязанности человека. Он понял это умом, но не мог сочувствовать воспринятым идеям о долге, о труде и деятельности. Роковой вопрос: к чему жить и трудиться? – вопрос, возникающий обыкновенно после многочисленных разочарований и обманутых надежд, прямо, сам собою, без всякого приготовления, во всей своей ясности представился уму Ильи Ильича — писал критик в своей известной статье.

Детальнее всех «обломовщину» и его главного представителя оглядел Александр Васильевич Дружинин. Критик выделил 2 основные стороны романа – внешнюю и внутреннюю. Одна заключается в быте и практике ежедневной рутины, другая же занимает площадь сердца и головы любого человека, которая не перестаёт собирать толпы губительных мыслей и чувств о рациональности существующей действительности. Если верить критику, то Обломов омертвел потому, что предпочёл омертветь, а не жить в вечной непонятной суете, предательстве, корысти, денежном заточении и абсолютном равнодушии к красоте. Однако, Дружинин не считал «обломовщину» показателем затухания или гниения, он видел в ней искренность и совесть, и считал, что в этой положительной оценке «обломовщины» заслуга самого Гончарова.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман Гончарова «Обломов» является одним из знаковых произведений русской литературы 19 века. Он входит в трилогию с двумя другими книгами писателя – «Обыкновенная история» и «Обрыв». История создания романа «Обломов» Гончарова началась задолго до появления замысла произведения – идея «обломовщины» как всеохватывающего социального явления появилась у автора еще до появления первого романа трилогии – «Обыкновенная история».

Хронология создания романа

Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова.

Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа». В период написания главы писатель пребывал на родине, в Симбирске, где в патриархальном, сохранившем отпечаток старины быте Гончаров почерпнул множество примеров «обломовского сна», который изобразил сначала в напечатанном отрывке, а затем и в романе. В это же время у писателя был уже готов кратко набросанный план будущего произведения и черновой вариант всей первой части.

В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.

Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».

Прототипы героев романа «Обломов»

Обломов

Творческая история романа «Обломов» берет свое начало в жизни самого автора – Ивана Гончарова. Для писателя, по его словам, было важно изображать подлинную реальность, не уходя на «почву мыслителя». Именно поэтому центрального персонажа – Илью Ильича Обломова Гончаров списал с самого себя. По воспоминаниям современников писателя, между автором и персонажем романа много общего – они оба родом из русской глубинки с патриархальным устаревшим бытом, оба медлительны и на первый взгляд ленивы, при этом обладают живым умом, художественным воображением и некой мечтательностью, о чем не скажешь по первому впечатлению.

Ольга

Прототип главного женского образа – Ольги Ильинской, Гончаров также почерпнул из собственной жизни. По версиям исследователей, прообразами девушки являются знакомые писателя – Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова. Гончаров был влюблен в Е. Толстую – как Ольга для Обломова, так и Елизавета Васильевна была для него идеалом женщины, сердечности, женского ума и красоты. Переписка между Гончаровым и Е. Толстой представляет параллель с событиями романа – даже теория любви у создателя и героя книги совпадают. Автор наделял Ольгу всеми теми прекрасными чертами, которые видел в Елизавете Васильевне, перенося на бумагу собственные чувства и переживания. Как Ольге в романе не было суждено выйти замуж за Обломова, так и Е. Толстую ожидал брак с кузеном А. И. Мусиным-Пушкиным.

Прототипом замужней героини – Ольги Штольц становится Майкова – жена В. Н. Майкова. Екатерину Павловну и Гончарова связывала крепкая и продолжительная дружба, начавшаяся на одном из вечеров литературного салона Маковых. В образе Майковой писатель почерпнул совершенно другой тип женщины – непрерывно ищущей, стремящейся вперед, ничем не удовлетворяющейся, для которой постепенно семейная жизнь становилась тягостной и тесной. Впрочем, как указывают некоторые исследователи, после последней редакции романа «Обломов» образ Ильинской все больше походил не на Е. Толстую, а на Майкову.

Агафья

Второй важный женский образ романа – образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной, был списан Гончаровым с воспоминаний о матери писателя – Авдотье Матвеевне. По мнению исследователей, трагедия брака между Агафьей и Обломовым стала отражением жизненной драмы крестного Гончарова – Н. Трегубова.

Штольц

Образ Штольца является не только сборным персонажем немецкого типа, носителем иной ментальности и другого мировосприятия. В основу описания героя легла история семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой – жены старшего брата писателя. На данную связь указывает также то, что в черновых редакциях герой имеет два имени – Андрей и Карл, а в прижизненных изданиях в сцене первого появления персонажа его имя фигурирует как Андрей Карлович. Однако существует версия, что Штольц также является одним из олицетворений в романе одной из сторон самого писателя – его юношеских стремлений и практичности.

Выводы

История создания «Обломова» позволяет лучше понять идейный смысл романа, его внутреннюю глубинную и особую важность для автора. «Вынашивая» идею произведения более десяти лет, Гончаров создал гениальное произведение, которое и в наши дни заставляет задуматься об истинном смысле жизни, любви и поиске счастья.

Тест по произведению




Top