Сейчас своевременно заняться сущностью культуры. Материальная и духовная культура

Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности лю­дей.

Наличие множества локальных культур заставляет уче­ных задумываться над проблемами их взаимодействия. Рас­смотрим некоторые из них. Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нель­зя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из ло­кальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза. Так, российский мыслитель Н. Я. Да­нилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал, что каждая из 25 выделенных им в истории человечества куль­тур органически (сходно с природой) развивается: рождает­ся, проходит определенные периоды своего существования, погибает. Но в процессе развития отдельные культуры вза­имодействуют, происходит трансляция ценностей. Н. Я. Да­нилевский выделил несколько способов культурного взаимо­действия, простейшим из которых является колонизация. Так, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки - в Южную Италию и Сицилию, Северное Причерноморье, голландцы, а позднее англичане - в Север­ную Америку. Другой способ Данилевский назвал «привив­кой черенка на чужое дерево», когда черенок остается чуже­родным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. Примером подобного «черенка» мыслитель называл эллинистическую культуру Александ­рии в контексте египетской культуры. Еще один способ вза­имодействия культур, по мысли Данилевского, их взаимный равноправный диалог, результат которого - обмен ценно­стями.



Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном ми­ре, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе от­дельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследовате­ли просто отказываются от попыток сравнивать вес отдель­ных культур. (Каковы критерии сравнения, например, куль­туры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что


значимость и степень развитости отдельных культур неоди­наковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоз­зренческих установок, проявляющихся как на уровне тео­рии, так и на уровне обыденного сознания.

Одной из таких установок является европоцентризм. Из курса античной истории вы помните, что первыми в Евро­пе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что дру­гие народы, безусловно, развивают свою самобытную куль­туру, но они еще не достигли необходимого цивилизацион-ного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада.

Современный мир столкнулся и с такой мировоззренчес­кой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной мис­сии Америки. Известная вам история освоения североамери­канского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а воз­можно, и божественном предназначении нации и ее культу­ры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценно­сти остальному миру.

На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породи­ла в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторон­ники которого относили к негритянской расе все высоко­культурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основопо­ложников негритюда является выдающийся государствен­ный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: афри­канец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов - предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, до­верчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональ­ное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.

Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие ус­тановки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль-


Тур. Вступление человечества в постиндустриальный пери­од, набирающая обороты глобализация, в том числе глоба­лизация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Явные признаки кризиса культуры, обозначившиеся в XX в., обратили внимание деятелей культуры на поиск пу­тей и средств выхода на новый качественный уровень ее раз­вития. По мнению российского мыслителя В. С. Библера, XX век породил немыслимое разнообразие культур, самые причудливые варианты их синтеза, обозначив насущную не­обходимость их диалога: «Типологически различные «куль­туры» (целостные кристаллы произведений искусства, рели­гии, нравственности...) втягиваются в одно временное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом... т. е. исключают и предполагают друг друга». По­этому чрезвычайно важно, чтобы хаотическое взаимодейст­вие различных культур преобразовалось в осмысленный и взаимовыгодный диалог.

Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и бу­дущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества чело­века и др.

Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимо­проникновение различных культурных образований в рам­ках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировав­ших на заре человеческой цивилизации неповторимый ком­плекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культур­ных образований различного масштаба, - речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде - функционирует множе­ство субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным - люди придерживаются различ­ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой -


Побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли­культурном многоконфессиональном мире является толе­рантность.

Толерантность основывается на гуманистических принци­пах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное раз­нообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость.

Толерантность - сложная стратегия поведения, включа­ющая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.

Толерантность имеет различные формы: личная толерант­ность проявляется в социальных взаимодействиях отдель­ных индивидов; общественные формы отражены в общест­венной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законо­дательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в полити­ческой практике. Хотя толерантность предполагает терпи­мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе­навистническим идеям. Преступно и аморально игнориро­вать существование и распространение подобных идей, обра­за действий.

ЯШ Основные понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины: преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд).

Проверьте себя

1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культу­ру? 3) Почему разделение материальной и духовной культу­ры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культу­ры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она пре­вращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами ут­верждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие про­блемы порождает признание многообразия культур? Кратко


Охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях со­временного общества особенно актуальным стал вопрос диа­лога культур? Что такое диалог культур?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный деятель российской науки Григорий Лан­
дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос­
нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау,
подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами.

2. Ученые уже многие века спорят о происхождении
культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
Другие связывают возникновение культуры с религиозной
практикой человека. Приведите несколько примеров в под­
тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют­
ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.

3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв­
ную связь материальной и духовной культуры.

4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со­
ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы­
ваемых культур к тому или другому типу.

5. Помимо термина «контркультура», к ценностным ус­
тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе­
ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти
термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой
на факты общественной жизни.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрий­ского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника системы психоанализа.

Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута со­мнению. Не будем стремиться найти формулу, определяю­щую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограни­чимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и слу­жащих двум целям: защите человека от природы и урегу­лированию отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способ­ствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает мень­ше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в про­шлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы-


Ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор не­прерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий че­ловек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей...

Никакая другая черта культуры не позволяет нам, одна­ко, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представ­ления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на ос­новании этих представлений выдвигаемые.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/ Сост. проф. П. С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2000. - С. 141-145.

Вопросы и задания к источнику. 1) Зак определяет понятие «культура» 3. Фрейд? 2) Какие черты культуры он выделил? 3) Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира». 4) Проиллюстрируйте приме­рами утверждение 3. Фрейда: «При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей». 5) Предположите, поче­му, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.

Духовный мир личности

Вспомните:

что такое духовная культура? В чем заключается сущ­ность нравственных ориентиров человека, какова их роль в его жизни?

В предыдущем параграфе речь по преимуществу шла о духовной жизни общества. Теперь же сосредоточим внима­ние главным образом на духовной жизни индивида.

О ДУХОВНОМ МИРЕ И ДУХОВНОСТИ

Что такое духовный мир человека? В данном случае это словосочетание обозначает внутреннюю, духовную жизнь че­ловека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.


Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества.

Русский философ Г. П. Федотов писал, что дух, духов­ная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура - венец и цель мирозда­ния. «Человек становится вполне человеком в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое вы­ражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, об­ладает, как правило, важным личностным качеством - ду­ховностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей де­ятельности. Поэтому некоторые исследователи характеризу­ют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только созна­ние, но и практику.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало раз­вита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

Итак, духовность, согласно современным философским взглядам, - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

На высшем уровне развития человека мотивами, смысла­ми его жизнедеятельности становятся не личные потребнос­ти и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красо­та, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное стрем­ление человека строить свою жизнь и преобразовывать дей­ствительность в соответствии с ними.

Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследование духовного мира наших современ­ников, показывает, что важнейшими элементами человечес­кой духовности являются мораль, патриотизм, гражданст­венность, мировоззрение.

Понятие патриотизм обозначает ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность к любовь к Роди­не, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, культуре, языку и ве­ре своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за до­стижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народ­ной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для стра­ны (вспомните события Отечественной войны 1812 г., Вели-


Кой Отечественной войны 1941-1945 гг.), а также при ре­шении сложнейших и животрепещущих для Родины про­блем (освоение Арктики, космические исследования, созда­ние новых технологий и т. п.).

О сущности патриотизма, его значении в духовном мире россиянина говорят два свидетельства: солдата и ученого.

Курсант военно-инженерного училища Михаил Куряков во время боев осенью 1941 г. оказался в библиотеке одного из монастырей. Вот что записал солдат в своем фронтовом дневнике: «Рыться в книгах - мое любимое занятие. И га­дать по книге, по случайно открытой странице. Попалось под руку «Слово о полку Игореве». Выпало: «О, стонати Русской Земли! Истекает кровью народ русский, стонет Рус­ская Земля». Я не политик, и Россия для меня всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство. Как бы то ни было, но мы сейчас должны не жалеть своих сил, перевязать раны народа, облегчать его страдания».

Великий ученый, лауреат Нобелевской премии И. П. Пав­лов во вступительной лекции к курсу физиологии (1923 г.) поведал студентам: «Вся моя деятельность - хотя бы по сути своей интернациональная, связана с достоинством и интересами Родины». «...Я, - говорил ученый, - был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство».

Сознательный патриотизм как нравственный и социаль­но-политический принцип предполагает объективную оцен­ку успехов и трудностей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чув­ства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных на­циональностей.

| «Патриотизм - это цельное, настоящее чувство любви,;
|! к своей родине, готовность жертвовать ей, делить невз- i
j годы, но со служением не угодливым, не поддержкою!
I несправедливых притязаний, а откровенным в оценке \
f
ее пороков, грехов и в раскаянии за них».
J А. И. Солженицын - русский писатель,

j публицист, лауреат Нобелевской премии ]

С патриотическими ориентирами человека связаны и ка­чества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувст­во любви к Родине, и ответственность за развитие ее соци­альных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью


Прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в зна­нии и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязан­ностей.

Россия представляет собой многонациональное государство, где каждая национальная культура, в свою очередь, является единством многообразия, связанного с социокультурными различиями. Так, в рамках одной политической и социально-экономической целостности сосуществуют различные культурные миры с особыми этническими историями, разной конфессиональной принадлежностью, отличающимся уровнем экономического развития и т. д.

В реальной жизни функционирование национальных культур во многом обусловлено наличием сложных связей между отдельными социальными или этническими группами, их «притяжением – отталкиванием, общностью и различием исторических судеб, разновекторностью ценностных ориентаций».

Культура России по своему разнообразию культурно-исторических типов действительно близка мировой культуре в целом. В этом и заключается особая трудность анализа культурной целостности. Правда, следует обратить внимание на тот факт, что в подавляющем числе исследований учитывается местная специфика, но обязательно в ее нераздельной слитности с общероссийским началом. Это немаловажная особенность российского менталитета, когда все частное, отдельное становится значимым только в условиях своего общего значения. Отсюда вытекает необходимость учитывать сложную диалектику целого и частного, общероссийского и местного.

Каждое социокультурное пространство – это единое целое, составные части которого объединены общими ценностями. Оно не только формирует особые человеческие типы и стили поведения людей, но и наделяет людей, населяющих его, чувством особого переживания пространства. Складывается региональная система ценностей, находящая свое выражение и в формировании социальных мифов, оказывающих определяющее влияние на жизнь региона. определяет региональный миф как «тип мироощущения, в центре которого находится региональная общность людей». Центральное место в структуре регионального мифа занимают различные вариации архетипа общности «свой – чужой», а отличительным признаком является привязка к определенной территории. Именно образ пространства играет в региональном мифе главную роль. Пространство региона очеловечивается, выделяется как «свое» в противовес «чужому», которое может олицетворяться другими регионами, Центром и даже другими государствами.

Пространство региона обладает уникальными чертами, формирующимися с помощью особенностей природного ландшафта, святых мест, региональных реликвий, этнических своеобразий культуры. Региональная история в мифах показывается, как правило, интерпретируется через образы особой миссии региона и его населения в истории страны, а, возможно, и мирового сообщества.

Осмысливая культуру такой страны, как Россия, необходимо учитывать множество факторов, повлиявших на ее облик. Выше уже отмечался многонациональный и многоконфессиональный состав страны, но невозможно не обращать внимание на огромную территорию, освоение которой не закончено до сих пор. Проблема пространства в судьбе российского государства приобретает особую важность и имеет глубокие исторические корни.

Российская цивилизация по самому своему происхождению была ориентирована на межцивилизационные, межэтнические, межкультурные связи внутри себя самой. Процесс присоединения земель сопровождался ассимиляцией и освоением «местных» культур, технических достижений, новых пространств. Россия как сообщество этносов складывалась долго, и исследователи отмечают «чрезвычайно замедленное формирование нации».

Способ образования российского полиэтнического сообщества характеризуется присутствием «целого набора» объединительных этнических процессов: ассимиляции, этнической миксации, этнической интеграции. Развитие России тесно связано с государственной структурой. Ближайшую перспективу для России можно определить как внутреннее сближение народов при сохранении этнокультурного многообразия.

Одним из надежных критериев отличия таких крупных полиэтнических сообществ будет служить не столько язык и религия, сколько стереотип поведения. Существенной поддержкой здесь будет опыт управления полиэтничностью в рамках одного государства к общей пользе представителей больших и малых этногрупп. В отдаленной перспективе цель – создание наднациональной общности в рамках России.

Как уже отмечалось, большую роль в России играет пространственная категория. Возможно, именно неосвоенность пространства усиливает центробежные тенденции в кризисных ситуациях. Ведь в данном случае это не только географическая протяженность территории, но и «ментальная конструкция», представление о конкретном пространстве, закрепленное в сознании людей. Видимо, трудность заключается в недопонимании, какой должна быть страна, занимающая столь огромную территорию.

Регион также может восприниматься как конкретное географическое пространство, закрепленное в сознании людей. Чтобы увидеть регион как целостную систему связей, необходимо, чтобы конкретная территория жизнедеятельности людей была осмыслена ими как нечто значимое. Постепенно вырабатывается определенный способ связи с местом жизни, проявляющийся в создании определенной картины мира и формировании особого миропонимания.

Можно даже выделить тип личности, сформировавшийся на конкретной территории в определенное время. Личность связывает воедино внешние условия существования (геосоциальные условия и историческую обусловленность) со своим внутренним миром (миропонимание и деятельность в соответствии с ценностными ориентациями).

Исторически наше государство формировалось как государство регионов, выделяющихся своей индивидуальностью. Процесс освоения и присоединения земель к Российскому государству не воспринимался как колонизация в европейском понимании, а расценивался как «рост России». При этом люди, осваивавшие новые территории, не чувствовали своей отчужденности от Центра, считая себя русскими. Именно русские переселенцы должны были духовно скрепить империю. Русская колонизация представлялась поэтапным расселением русского народа, что не создавало колоний западного типа, а лишь расширяло континентальную государственную территорию. Первоначально даже различия между Центром и новыми землями понимались исключительно в контексте экономического развития.

Россия долгое время не имела четких внутренних границ имперского пространства, что создавало благоприятные условия для расширения русских этнических границ и реализации на окраинах «проекта большой русской нации». Поэтому параллельно с имперским административным строительством шел процесс вербально-знакового присвоения новых территорий, осмысления их в имперских терминах и образах, формирования новой идентичности.

Но разные природно-географические условия, менталитет коренных жителей территорий, существующие веками промыслы приводят к появлению различий в бытовом и хозяйственном укладах. Постепенно на единой территории России, но в разных районах создаются особые формы культурной жизни. Но кросскультурные взаимодействия с местным населением становятся одним из факторов, обусловливающих именно специфические формы жизни на определенной территории.

Идет формирование особой культуры – региональной, которая начинает существовать, постепенно выделяясь из общего мира русской культуры, но не порывая с ним совсем. Региональная культура – это надэтническая и надконфессиональная культура, которая складывается в процессе тесного и постоянного взаимодействия культур различных социальных и этнических общностей, проживающих в пределах одной территории.

Специфика региональной культуры просматривается прежде всего в том, что она первоначально формируется как форма бытия , «специфическая форма существования социума и человека в определенных пространственных координатах, опирающаяся на историческую традицию, формирующая систему ценностей, продуцирующая тип личности». Культура и основанные на ней формы самосознания являются основным интегрирующим общественным фактором, а потому выполняют цементирующую функцию в жизнедеятельности общества.

Однако регионы не могут быть идентичны друг другу. Они отличаются своей хозяйственной деятельностью, социокультурным развитием, спецификой региональной культуры. Еще большее разделение принес курс на «догоняющую модель» модернизации. В одних регионах изменения происходят быстро, в других – гораздо медленнее. Поэтому, несмотря на принадлежность к единому российскому пространству, каждый регион является уникальным по своему облику, характеру внутренних процессов и даже по ходу прохождения в нем реформ.

Немаловажную (если не сказать определяющую) роль в процессе развития регионов играют культурные особенности, которые особенно ярко проявляются в кризисные периоды. Модернизационная теория не может прилагаться к культурам разных регионов в неизменном виде, без учета культурной специфики. Не может быть одинаковых потребностей вообще, даже в следовании единой схеме развития.

Огромный разрыв между уровнем развития современных российских регионов позволяет говорить о дифференциации общественной жизни и о доминировании одних сфер общества над другими. Такая ситуация создает определенные проблемы в объяснении процесса развития регионов. Поэтому для исследования необходимо определить наиболее важные факторы, объясняющие разницу между регионами, и, выявив специфику, найти то общее, что способствует объединению.

Многие исследователи считают фактором, несущим двойную нагрузку, особенности культурного развития. Именно культура являет собой основу самобытности. И именно культура создает основу для объединения человечества. Культура пронизывает ценностным содержанием всю общественную жизнь и не может быть выделена в отдельную область. Проявляется она в общественно значимых образцах деятельности членов социума и базируется на особом восприятии окружающего мира, что определяет мировоззренческую картину мира.

Культурный мир создает человека определенного образа, закладывает в него способность воспринимать изменения и самому быть участником этих изменений. Культура формирует особый характер общества, его резервы и перспективы развития. Поэтому именно культурный фактор определяет специфику осуществления всех проектов реформ и объясняет причины сложившейся ситуации в каждом регионе, намечая реальные пути его будущего развития.

С этих позиций региональные различия можно рассматривать как различия между культурами. «Опора на понимание культуры как на ключевой фактор развития дает обоснованную возможность исследовать различия между регионами ».

Важнейшей частью существования человека в культуре является самоидентификация как соотнесение себя с определенной общностью и образом жизни. В этом плане регион, как единица целой страны, может быть осмыслен в плане «ментальной конструкции», так как население региона постепенно начинает осознавать свою принадлежность к особой территориальной общности, имеющей свою хозяйственную и социокультурную специфику. Необходимым условием такого осознания является формирование регионального самосознания.

На этом уровне происходит формирование региональной культуры со своим набором ценностей и специфической системы социокультурных связей. Такая форма культуры является необходимым условием существования локального социума и служит основой для самоидентификации его жителей.

Сложность анализа региональной культуры заключается в том, что она является вариантом общенациональной культуры и одновременно представляет вполне самостоятельное явление, обладая собственными закономерностями развития и логикой исторического существования.

Региональная культура представляется одним из инвариантов общенациональной культуры. Принимая за основу базовые ценности последней, региональная культура продуцирует особый, свойственный данной культуре, тип личности и формирует систему ценностей, оказывая влияние на национальную культуру. Региональная культура формируется, постепенно выделяясь из «общего мира» национальной культуры, не порывая с ним совсем.

Достаточно долгое время понятие «регион» использовалось в узком значении территории, на которой возникает и развивается определенная культура. В России исследование таких культур проводилось исключительно в этнографическом ключе, фиксируя сохранившиеся элементы традиционной культуры отдельных народов. Такой подход фиксирует этнокультурные различия, рассматривая культуру либо как замкнутую систему, либо выделяя кроссэтнические связи, нашедшие свое воплощение в артефактах, способах коммуникации, взаимных оценках различных этнических культур. Здесь культура сводится, как правило, к этнофольклорному варианту, сохранившемуся как реликт, чаще всего нежизнеспособный и не играющий определяющую креативную роль. Кроме того, можно констатировать проявление внешней стороны действия, чем-то похожего на интересный спектакль, который на самом деле уже потерял внутреннюю актуальность в современном мире.

Но региональное сообщество по преимуществу полиэтнично и создает на протяжении своей истории собственные формы жизни единства этносов в многообразии. Здесь сосуществуют равнозначные и равноценные элементы не только национальной культуры, но и элементы, свойственные другим этническим культурам, освоенные в ходе межэтнической коммуникации на определенной территории. Поэтому формируется региональная самоидентификация и личное самосознание человека определенной региональной общности, отличной от другой.

Региональная культура не сразу выделяется из «общего мира культуры», достаточно долго не акцентируя свою специфичность. Главным условием становления феномена региональной культуры является ее самоактуализация и определенный уровень самосознания. Постепенно она становится интегрирующим началом жизни в конкретной территории, определяя формы существования людей и производимых ими артефактов.

Однако для того чтобы это единство состоялось, необходимо, чтобы жители региона освоили место их жизни как собственное и значимое. Только определенный способ связи с местом жизни складывается в определенный тип мироотношения и миропонимания. Содержательный анализ географической среды дает представление о специфике адаптации к конкретным природным условиям, нашедшей свое воплощение в формах духовного освоения мира, материальных артефактах и ментальной картине мироздания. Общепризнано, что именно таким интегратором, превращающим социальную жизнь региона в целостность, является культура, которая может рассматриваться как специфичная форма бытия в определенных пространственных координатах, опирающаяся на историческую традицию, формирующая систему ценностей и соответствующий тип личности.

Культура, в данном случае, может быть рассмотрена, с одной стороны, как «система, раскрывающая специфику жизнедеятельности людей на заданной территории, с другой, как ценностное отношение к социальным связям, которые возникают как внутри территории, так и в ее отношении к другим регионам и центру». Здесь наглядно проявляются механизмы адаптации национальной культуры (или национальных культур) к региональным особенностям локального социума. Региональная культура, в свою очередь, оказывает воздействие как на отдельного индивида, так и на все региональное сообщество в целом, а иногда и на целое государство и даже мировое сообщество.

В основе осмысления феномена региональной культуры лежит представление о культуре как «единстве мира человека и мира социума, по сути, опредмеченного исторического опыта человечества, преломляющегося в конкретном бытии индивидуального мира человека». Единство этих миров предполагает методологической основой связи «мир Культуры – мир Природы» и «человек – общество». Значимыми при таком подходе становятся ценностные ориентации, лежащие в основе каждой культуры и являющиеся смыслообразующими факторами культурного развития.

Значимой региональная культура становится только тогда, когда члены данного локального социума начинают осознавать некое единство, идентифицируют себя с конкретной территорией, ощущая себя связанными с нею «не только производственными связями, но и транслируемыми ценностями, среди которых значимость места жизни в судьбе ее жителей и судьбе страны ощущается как доминантная». В этом случае вырабатываются определенный способ связи с местом жизни, определенные типы миропонимания и мировоззрения. Обнаруживается тесная связь внутренних качеств личности с местом жительства.

Поиск оснований для самосознания становится актуальной проблемой сегодняшнего дня. Самосознание детерминирует поведение субъекта как на уровне отдельного индивида, так и всего коллектива , а также более высоких форм социальной общности. Самоопределение может быть этническим (казах, русский, калмык), субэтническим (карагаш, помор), локальным (астраханец, москвич). Последнее характеризует самоопределение «урбанизированного этноса». В этих названиях соединяются воедино принадлежность к определенному региональному сообществу и набор личностных качеств, закрепившихся в обыденном сознании.

Самосознание выражается и в самоназвании, подчеркивая локализацию культурно-исторического хронотопа. Конкретный индивид может полноценно осознавать себя только в том случае, если он способен своими силами определить, оценить и сформировать собственное место в данной системе координат.

В российской действительности процесс самосознания затрудняется так называемой двойной (а нередко и тройной) идентичностью: человек является гражданином страны, но и осознает свою принадлежность локальному сообществу и этнической культуре. В современном мире такое представление зачастую размыто, и часто в тех регионах, где население этнически разнородно, региональная идентичность занимает более высокое положение, чем этническая. В любом случае, такая связь существует и представляется неразрывной и взаимообусловленной.

Региональная идентичность не исчезает и во время «перемен». Напротив, она заявляет о себе с большей отчетливостью, акцентируя в определенной степени свои «внешние признаки». В кризисные периоды именно региональная идентичность создает возможность для человека не «потеряться», осознать собственную значимость и ощутить свою принадлежность к «малой и большой родине».

Анализ региональной идентичности и регионального самосознания дает основание говорить о связи индивидуального образа человека, живущего в данной территории и ощущающего себя составной частью регионального сообщества и региональной культуры в целом как формы самосознания регионального сообщества, а также позволяет осмыслить место региональной культуры в системе общенациональной культуры.

Итак, анализ феномена региональной культуры невозможен без исследования проблемы самосознания региональной культуры. Ее можно рассматривать в разных плоскостях: анализа художественной культуры, образовательных систем, философских концепций, традиционной культуры, существующих на данной территории.

Региональное пространство рассматривается как особая геокультурная общность. Во взаимодействии ландшафта – этноса – человека раскрывается история региона. Это позволяет увидеть, как географическое пространство наполняется смыслами, которые частично трансформируются на протяжении исторического времени, частично продолжают жить вплоть до сегодняшнего дня. В процессе деятельности человек постепенно создает свой культурный мир и, закрепляя в нем свое представление о картине мира, наделяет его смыслами.

Жизнь этноса – бесконечная цепь трансформаций, протекающая незаметно для самого этноса. «Для каждого этноса существует только его данное современное состояние, только время, равное памяти о двух-трех поколениях назад».

На протяжении тысячелетий происходит постоянная смена культур и типов этнического состояния. Каждое новое состояние представляет собой лишь очередную ступень в сложном процессе трансформации этноса.

Открытыми и спорными остаются вопросы: с какого времени вести исчисление истории этноса и как определить время прекращения его существования. Не так просто сразу констатировать и степень трансформации одной этнической общности в другую. Идут постепенные процессы исчезновения этнического самосознания как формы противопоставления себя другим (в данном случае соседям по территории). К последним перестают относиться как к сообществу, отличному по языку, образу жизни, традициям. Затем фиксируются смешанные браки, приводящие к появлению билингвизма и двойной (тройной) культуре, что определяет переход этноса из монокультурного состояния в поликультурное.

Региональное пространство обладает границами, которые не только выполняют функцию размежевания территории, но и несут культурно-смысловую нагрузку. Астраханский край расположен на границе Европы и Азии, что, несомненно, сказывается на восприятии и организации всей жизни региона.

Естественные миграции населения способствовали преобразованию уже сложившихся этносов в определенных социокультурных пространствах. Процесс ассимиляции местного и пришлого населения происходил на многих территориях, что нередко приводило к появлению нового качественного сообщества. Переход от многоязычия в таком регионе к монолингвизму свидетельствовал о качественно новой ступени эволюции населения. За сменой языка чаще всего следует смена самосознания.

Мировой исторический процесс так или иначе отображен в каждой из этно-региональных культур, только выявить это отображение можно, лишь проследив конкретные особенности каждого региона.

Говоря о границах, необходимо зафиксировать внимание на проблеме соотношения «центра-периферии», которое можно рассматривать на разных уровнях. Прежде всего, это взаимоотношения столицы (центра государства) и «провинции» (регионального пространства). Такое соотношение представляет сложную исторически созданную иерархическую систему, ценностно-значимым ядром которой являются крупные города.

Часто образ региона-«провинции» складывается в среде столичной интеллигенции и обуславливается ее политизированностью, определенными центристскими тенденциями и «столичным» мировоззрением, когда любые формы нестоличной жизни интерпретируются как неадекватные современной цивилизации. Понятно, что такой образ региона не соответствует действительности.

Одну из центральных проблем представляет отношение «Центр – периферия». Центр – это сложное, а порой даже избыточное пространство многих разных направлений, времен, языков, символико-знаковых систем. Он оказывает влияние на огромные далекие территории, формируя определенные ценности столичной жизни.

В «провинции» проявляется двоякая тенденция отношения к «центру»: это и зависимость от него, и существенная самодостаточность. Это полноценное культурное бытие , где есть свой центр и свои окраины-периферии.

Немаловажно отметить разный статус видения определенного геокультурного пространства: являясь в масштабе райцентра глухой провинцией, оно может иметь довольно высокий статус в масштабе страны или даже в пространстве мировой культуры.

Как правило, региональная культура плохо восприимчива к инновациям и особенно к чужим ценностям. Здесь налицо процесс своеобразного преломления ценностных систем. Но все-таки это открытая форма, стремящаяся вовне. Это культура, чувствующая одновременно и внутреннюю исключительность и в то же время тяготеющая к диалогу с «внешним» миром.

Интересно, что именно культурный потенциал региона в ходе исторического развития приобретает гораздо большую открытость и контактность с другими регионами, чем потенциал социально-экономический. Хотя именно культурный потенциал и в целом культурное пространство региона отличаются большей устойчивостью в силу более тесной привязки к месту, к локальному и региональному своеобразию.

В настоящее время наука фиксирует необходимость анализа «хронотопов». Современные процессы определенно, хотя и не всегда явно, детерминированы прошлым. Поэтому судьбы современных социумов во многом регулируются давними стимулами, факторами и условиями их генезиса. Объектом исследования региона является не только современный этнос, но и все те народы и группы населения, которые обитали на данной территории ранее. При этом учитывается взаимосвязь этнических и биосферных процессов.

Регион, как правило, представляет собой мультикультурное пространство, в котором сосуществуют или даже взаимодействуют, последовательно в разное время сменяя друг друга, несколько (или множество) культур. Каждая новая этническая трансформация, каждый новый народ не отвергает полностью существовавшую ранее культуру, а как бы вписывает ее в свой мир, постепенно вживаясь. Феномен регионального самосознания довольно близок явлению этнического самосознания, отличаясь лишь полиэтничным составом, что приводит к формированию «единства в многообразии».

Народы приходят и уходят, меняются языки, хозяйственные формы, общественные отношения, исчезают археологические культуры и памятники, а культурное пространство региона остается, сохраняя устойчивые характеристики (размеры, границы, иногда даже топонимы) и образуя достаточно стабильную картину мирового культурно-исторического пространства. Нередко происходит и так, что от эпохи к эпохе региональная культура обретает все большую стабильность и оформленность своего ареала.

Условием существования социума как единой системы становится процесс символизации пространства жизни. Специфика самосознания людей не может не отражаться на артефактах, которые проявляют отличительные признаки определенной региональной культуры.

Коснемся проблемы факторов, обусловливающих специфику региона. В жизни любой региональной культуры (как и любого общества) действуют одновременно постоянные и переменные факторы, определяющие степень устойчивости или возможность изменения архетипа данной культуры. Главной, постоянной силой, обусловливающей специфику региона, является «дух ландшафта». Локус участвует в формировании человека и общества, придавая им черты, которые отличают друг от друга народы и культуры. Именно через «дух земли» и климат определяются постоянные национальные качества народа. Таких взглядов придерживались и придерживаются многие исследователи: Ф. Ницше, Й. Тэн, Л. Гумилев, В. Шубарт, Г. Гачев и другие.

Антропологическое исследование мифов, быта и мышления первобытных народов обнаружило интересный факт: чем глубже погружаться в древность народов и их воззрений, «тем более на одно лицо начинают они выглядеть». На каком же этапе начинает формироваться разнообразие?

Г. Гачев считает, что «первое, очевидное, определяющее лицо народа – это природа. Она фактор, постоянно действующий». В зависимости от природных характеристик складывается и основное занятие населения и картина мира. Здесь формируются архетипы, символы, которые и будут определять национальную культуру.

Таким образом, можно увидеть у разных народов свои варианты адаптации к тому типу Природы, который им дан. Тогда история человека – это история его труда по преобразованию природы, среди которой он живет. А национальное есть «итог исторического развития народа».

Становление национального самосознания может идти только в ходе контактов с другими народами. Ибо если нет сравнения, то невозможно понять собственную непохожесть от других. Иные культуры являются как бы зеркалом для познания своей сути. Таким образом, каждый Народ обретает себя, во-первых, в диалоге с Природой и, во-вторых, в контактах с другими странами и народами.

Национальное самосознание начинает проявлять себя во всех сферах жизни. Его можно (а для исследователя важно и нужно) найти в языке, играх, литературных произведениях, кухне, семейных обрядах и т. д. Складывается своеобразный национальный образ мира, отличный от видения других народов.

Все народы вовлечены в единый мировой исторический процесс и обладают общими ценностями. Но, воспринимая единый мир, все народы представляют его по-разному, и единые ценности у всех располагаются в разном соотношении. Именно эта «особая структура общих для всех элементов и составляет национальный образ мира». Везде есть все, но в разных пропорциях. И задача исследователя – увидеть, в чем именно заключается различие модели мира у каждого народа. А это можно сделать, только реконструировав целостность национального бытия.

Самая трудная задача – это определение логики мышления другого народа. Высказывается догадка, что, проживая на одной и той же территории, чуждые народы становятся сходными, а родственные, обитая на разных землях, становятся постепенно непохожими.

Человек, осваивая все диапазоны природных условий, не ограничивается стабилизацией экологической ниши и создает инварианты адаптивно-адаптационного механизма культуры, выходя на семантический уровень слова и знака. Фактор Природы в горных и равнинных местностях действует по-разному. В горах он, в отличие от равнин, действует с неослабевающей мощью, постоянно бросая вызов новосозданным формам культурной адаптации. Поэтому культурный потенциал находится в постоянном, высоком напряжении, пронизывая буквально все уровни культуры.

В горах каждая вершина и долина имеют свое название и свою индивидуальность. Это способствует укреплению в человеке самостоятельности, но в то же время – себялюбия; защищает от искусственной централизации, но и создает опасность раздробленности (Эллада, Швейцария). Суровая местность делает человека твердым, деятельным, заботящимся о будущем.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Явные признаки кризиса культуры, обозначившиеся в XX в., обратили внимание деятелей культуры на поиск пу­тей и средств выхода на новый качественный уровень ее раз­вития. По мнению российского мыслителя В. С. Библера, XX век породил немыслимое разнообразие культур, самые причудливые варианты их синтеза, обозначив насущную не­обходимость их диалога: «Типологически различные «куль­туры» (целостные кристаллы произведений искусства, рели­гии, нравственности...) втягиваются в одно временное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом... т. е. исключают и предполагают друг друга». По­этому чрезвычайно важно, чтобы хаотическое взаимодейст­вие различных культур преобразовалось в осмысленный и взаимовыгодный диалог.

Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и бу­дущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества чело­века и др.

Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимо­проникновение различных культурных образований в рам­ках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировав­ших на заре человеческой цивилизации неповторимый ком­плекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культур­ных образований различного масштаба, - речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде - функционирует множе­ство субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным - люди придерживаются различ­ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой -


побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли­культурном многоконфессиональном мире является толе­рантность.

Толерантность основывается на гуманистических принци­пах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное раз­нообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость.

Толерантность - сложная стратегия поведения, включа­ющая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.



Толерантность имеет различные формы: личная толерант­ность проявляется в социальных взаимодействиях отдель­ных индивидов; общественные формы отражены в общест­венной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законо­дательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в полити­ческой практике. Хотя толерантность предполагает терпи­мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе­навистническим идеям. Преступно и аморально игнориро­вать существование и распространение подобных идей, обра­за действий.

ЯШ Основные понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины: преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд).

Проверьте себя

1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культу­ру? 3) Почему разделение материальной и духовной культу­ры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культу­ры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она пре­вращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами ут­верждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие про­блемы порождает признание многообразия культур? Кратко


охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях со­временного общества особенно актуальным стал вопрос диа­лога культур? Что такое диалог культур?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный деятель российской науки Григорий Лан­
дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос­
нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау,
подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами.

2. Ученые уже многие века спорят о происхождении
культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
Другие связывают возникновение культуры с религиозной
практикой человека. Приведите несколько примеров в под­
тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют­
ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.

3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв­
ную связь материальной и духовной культуры.

4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со­
ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы­
ваемых культур к тому или другому типу.

5. Помимо термина «контркультура», к ценностным ус­
тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе­
ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти
термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой
на факты общественной жизни.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрий­ского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника системы психоанализа.

Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута со­мнению. Не будем стремиться найти формулу, определяю­щую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограни­чимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и слу­жащих двум целям: защите человека от природы и урегу­лированию отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способ­ствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает мень­ше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в про­шлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы-


ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор не­прерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий че­ловек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей...

Никакая другая черта культуры не позволяет нам, одна­ко, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представ­ления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на ос­новании этих представлений выдвигаемые.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/ Сост. проф. П. С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2000. - С. 141-145.

Вопросы и задания к источнику. 1) Зак определяет понятие «культура» 3. Фрейд? 2) Какие черты культуры он выделил? 3) Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира». 4) Проиллюстрируйте приме­рами утверждение 3. Фрейда: «При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей». 5) Предположите, поче­му, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.


Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде - функционирует множе-ство субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным - люди придерживаются различ-ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой -
побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли-культурном многоконфессиональном мире является толе-рантность.
Толерантность основывается на гуманистических принципах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное разнообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость.
Толерантность - сложная стратегия поведения, включающая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.
Толерантность имеет различные формы: личная толерантность проявляется в социальных взаимодействиях отдельных индивидов; общественные формы отражены в общественной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законодательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в политической практике. Хотя толерантность предполагает терпимое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконенавистническим идеям. Преступно и аморально игнорировать существование и распространение подобных идей, образа действий.
ЯШ Основные понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины: преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд).
Проверьте себя
1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культуру? 3) Почему разделение материальной и духовной культуры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культуры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она превращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами утверждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие проблемы порождает признание многообразия культур? Кратко
охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур? Что такое диалог культур?
Подумайте, обсудите, сделайте
Известный деятель российской науки Григорий Лан
дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос
нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау,
подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами.
Ученые уже многие века спорят о происхождении
культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
Другие связывают возникновение культуры с религиозной
практикой человека. Приведите несколько примеров в под-
тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют
ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.
Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв
ную связь материальной и духовной культуры.
Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со
ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы
ваемых культур к тому или другому типу.
Помимо термина «контркультура», к ценностным ус
тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе
ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти
термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой
на факты общественной жизни.
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрийского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника системы психоанализа.
Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута сомнению. Не будем стремиться найти формулу, определяющую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограничимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает меньше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в прошлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы-
ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор непрерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей...
Никакая другая черта культуры не позволяет нам, однако, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на основании этих представлений выдвигаемые.
Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/ Сост. проф. П. С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2000. - С. 141-145.
Вопросы и задания к источнику. 1) Зак определяет понятие «культура» 3. Фрейд? 2) Какие черты культуры он выделил? 3) Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира». 4) Проиллюстрируйте приме-рами утверждение 3. Фрейда: «При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей». 5) Предположите, почему, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.

культура пронизывает все стороны социальной жизни и социального взаимодействия людей, создавая ощущение единства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру зможно рассматривать как высшую форму социального отражения жизни человека, в которой раскрываются смыслообразующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространяет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и оперированием ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве отправной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства - это преемственность в культуре и творческие прорывы,новаторство. Рассмотрим их более подробно.

Преемственность связана с сохранением и передачей ценностей от одного поколения к другому. Таким образом могут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Наверное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомками, - в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью воспроизводится следующими поколениями определенной этнической группы, например, свадебная церемония. Но наследоваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворения, просмотра полотен в картинной галерее.

Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порождает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современникаМи, но многие из этих произведений сохраняются и передаются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверж-

давших истинность гелиоцентрической системы, или гениальные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на много веков опередившего свое время.

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА

Культура любой исторической эпохи обладает непреходящей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как неоднородно по своему составу создающее ее общество. Внутри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед нашими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений человеческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создаваемые представителями отдельных социальных групп, принято называтьсубкультурами.

Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы познакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных социальных групп.

Проиллюстрируем конкретным примером процесс формирования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринимались как уменьшенные копии взрослых, им даже шили аналогичную одежду. Общество пока не понимало, что мир детства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена - начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Современная субкультура детства неоднородна - выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы можем сказать, что в процессе социального развития происходит дробление (в других случаях - размывание) отдельных субкультур.

Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универ сальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появленииконтркультуры. Современными культурологами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремя-

щихся вытеснить ее. Во-вторых, под контркультурой понимают ценностную систему асоциальных групп. В этом значении понятие «контркультура» начали употреблять западные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.

ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР

Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности людей.

Наличие множества локальных культур заставляет ученых задумываться над проблемами их взаимодействия. Рассмотрим некоторые из них. Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нельзя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из локальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза. Так, российский мыслитель Н. Я. Данилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал, что каждая из 25 выделенных им в истории человечества культур органически (сходно с природой) развивается: рождается, проходит определенные периоды своего существования, погибает. Но в процессе развития отдельные культуры взаимодействуют, происходит трансляция ценностей. Н. Я. Данилевский выделил несколько способов культурного взаимодействия, простейшим из которых является колонизация. Так, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки - в Южную Италию и Сицилию, Северное Причерноморье, голландцы, а позднее англичане - в Северную Америку. Другой способ Данилевский назвал«прививкой черенка на чужое дерево», когда черенок остается чужеродным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. Примером подобного «черенка» мыслитель называл эллинистическую культуру Александрии в контексте египетской культуры. Еще один способ взаимодействия культур, по мысли Данилевского, ихвзаимный равноправный диалог, результат которого - обмен ценностями.

Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном мире, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе отдельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследователи просто отказываются от попыток сравнивать вес отдельных культур. (Каковы критерии сравнения, например, культуры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что

значимость и степень развитости отдельных культур неодинаковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоззренческих установок, проявляющихся как на уровне теории, так и на уровне обыденного сознания.

Одной из таких установок является европоцентризм. Из курса античной истории вы помните, что первыми в Европе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что другие народы, безусловно, развивают свою самобытную культуру, но они еще не достигли необходимого цивилизационного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада.

Современный мир столкнулся и с такой мировоззренческой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной миссии Америки. Известная вам история освоения североамериканского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а возможно, и божественном предназначении нации и ее культуры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценности остальному миру.

На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породила в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторонники которого относили к негритянской расе все высококультурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основоположников негритюда является выдающийся государственный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: африканец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов - предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, доверчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с негритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.

Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие установки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль-

тур. Вступление человечества в постиндустриальный период, набирающая обороты глобализация, в том числе глобализация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Явные признаки кризиса культуры, обозначившиеся в XX в., обратили внимание деятелей культуры на поиск путей и средств выхода на новый качественный уровень ее развития. По мнению российского мыслителя В. С. Библера, XX век породил немыслимое разнообразие культур, самые причудливые варианты их синтеза, обозначив насущную необходимость их диалога: «Типологически различные «культуры» (целостные кристаллы произведений искусства, религии, нравственности...) втягиваются в одно временное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом... т. е. исключают и предполагают друг друга». Поэтому чрезвычайно важно, чтобы хаотическое взаимодействие различных культур преобразовалось в осмысленный и взаимовыгодный диалог.

Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и будущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества человека и др.

Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших на заре человеческой цивилизации неповторимый комплекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культурных образований различного масштаба, - речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде - функционирует множество субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным - люди придерживаются различных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой -

побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поликультурном многоконфессиональном мире является толерантность.

Толерантность основывается на гуманистических принципах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное разнообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, инакость.

Толерантность - сложная стратегия поведения, включающая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.

Толерантность имеет различные формы: личная толерантность проявляется в социальных взаимодействиях отдельных индивидов;общественные формы отражены в общественной психологии, сознании, моральных нормах и нравах;государственная форма толерантности отражается в законодательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в политической практике. Хотя толерантность предполагает терпимое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконенавистническим идеям. Преступно и аморально игнорировать существование и распространение подобных идей, образа действий.

ЯШОсновные понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность.

ЯНТермины: преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афроцентризм (негритюд).

Проверьте себя

1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культуру? 3) Почему разделение материальной и духовной культуры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культуры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она превращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами утверждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие проблемы порождает признание многообразия культур? Кратко

охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур? Что такое диалог культур?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный деятель российской науки Григорий Ландау подметил следующую черту культуры: «В культуре основанием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау, подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами.

2. Ученые уже многие века спорят о происхождении культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры. Другие связывают возникновение культуры с религиозной практикой человека. Приведите несколько примеров в подтверждение каждой из приведенных точек зрения. Являются ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.

3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрывную связь материальной и духовной культуры.

4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона, выявите существующие субкультуры и контркультуры. Составьте развернутое описание специфики, ценностей одной из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описываемых культур к тому или другому типу.

5. Помимо термина «контркультура», к ценностным установкам отдельных групп общества, некоторым произведениям применяется слово «антикультура». Являются ли эти термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой на факты общественной жизни.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрийского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника системы психоанализа.

Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута сомнению. Не будем стремиться найти формулу, определяющую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограничимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает меньше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в прошлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы-

ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор непрерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей...

Никакая другая черта культуры не позволяет нам, однако, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на основании этих представлений выдвигаемые.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/ Сост. проф. П. С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2000. - С. 141-145.

Вопросы и задания к источнику. 1) Зак определяет понятие «культура» 3. Фрейд? 2) Какие черты культуры он выделил? 3) Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира». 4) Проиллюстрируйте примерами утверждение 3. Фрейда: «При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей». 5) Предположите, почему, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.

§ 29. Духовный мир личности

Вспомните:

что такое духовная культура? В чем заключается сущность нравственных ориентиров человека, какова их роль в его жизни?

В предыдущем параграфе речь по преимуществу шла о духовной жизни общества. Теперь же сосредоточим внимание главным образом на духовной жизни индивида.

О ДУХОВНОМ МИРЕ И ДУХОВНОСТИ

Что такое духовный мир человека? В данном случае это словосочетание обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества.

Русский философ Г. П. Федотов писал, что дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания. «Человек становится вполне человеком в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством - духовностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей деятельности. Поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

Итак, духовность, согласно современным философским взглядам, - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

На высшем уровне развития человека мотивами, смыслами его жизнедеятельности становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красота, создаетценностные ориентации, т. е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследование духовного мира наших современников, показывает, что важнейшими элементами человеческой духовности являются мораль, патриотизм, гражданственность, мировоззрение.

Понятие патриотизм обозначает ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность к любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, культуре, языку и вере своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для страны (вспомните события Отечественной войны 1812 г., Вели-

кой Отечественной войны 1941-1945 гг.), а также при решении сложнейших и животрепещущих для Родины проблем (освоение Арктики, космические исследования, создание новых технологий и т. п.).

О сущности патриотизма, его значении в духовном мире россиянина говорят два свидетельства: солдата и ученого.

Курсант военно-инженерного училища Михаил Куряков во время боев осенью 1941 г. оказался в библиотеке одного из монастырей. Вот что записал солдат в своем фронтовом дневнике: «Рыться в книгах - мое любимое занятие. И гадать по книге, по случайно открытой странице. Попалось под руку «Слово о полку Игореве». Выпало: «О, стонати Русской Земли! Истекает кровью народ русский, стонет Русская Земля». Я не политик, и Россия для меня всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство. Как бы то ни было, но мы сейчас должны не жалеть своих сил, перевязать раны народа, облегчать его страдания».

Великий ученый, лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов во вступительной лекции к курсу физиологии (1923 г.) поведал студентам: «Вся моя деятельность - хотя бы по сути своей интернациональная, связана с достоинством и интересами Родины». «...Я, - говорил ученый, - был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство».

Сознательный патриотизм как нравственный и социаль- но-политический принцип предполагает объективную оценку успехов и трудностей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных на-

циональностей.

«Патриотизм - это цельное, настоящее чувство любви

к своей родине, готовность жертвовать ей, делить невз-

годы, но со служением не угодливым, не поддержкою

несправедливых притязаний, а откровенным в оценке

f ее пороков, грехов и в раскаянии за них».

А. И. Солженицын - русский писатель,

публицист, лауреат Нобелевской премии

С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью




Top